Как назывался первый созданный в россии музей?

6 ответов на вопрос “Как назывался первый созданный в россии музей?”

  1. KруТышКа Ответить

    Еще в Кикиных палатах книжное собрание насчитывало тысячи томов, написанных на древнеславянском языке, а также произведения латинских, греческих, немецких и французских авторов. Начало библиотечному собранию положил сам император, который был страстным собирателем книг. Его личная библиотека насчитывала две тысячи томов, что было в те времена большой редкостью. Обычно большие собрания книг были при церквях и монастырях, а в частных собраниях их количество не превышало сотни экземпляров. В личной библиотеке императора были книги, доставшиеся ему по наследству, подаренные иностранными и российскими авторами, привезенные из-за границы по морскому, военному делу, кораблестроению и другим направлениям.
    Из Москвы в Петербург были перевезены книги по медицине, анатомии, фармакологии, а также труды по химии, ботанике, минералогии, географии, архитектуре, хранящиеся в Аптечном приказе. Источником пополнения библиотеки Кунсткамеры стал указ Петра I о доставке рукописных и печатных книг, древних жалованных грамот из монастырей. Книги умерших или казненных людей, попавших в немилость вельмож при конфискации имущества, также направлялись в музейную библиотеку. К 1725 году собрание книг составляло 11 тысяч томов.

    Дальнейшее развитие музея

    По мере накопления материалов и развития науки от Кунсткамеры отпочковались химлаборатория, ботанический сад, обсерватория. Все, что было связано с художественными ремеслами и искусством, было выделено в созданную в 1764 году Академию художеств. Большие перемены в Кунсткамере принес XIX век, когда на базе научных коллекций был создан ряд музеев: Минералогический, Зоологический, Ботанический, Этнографический, Анатомический Кабинет. Выделенный в 1836 году Этнографический музей, который впоследствии стал называться Музеем астрономии и этнографии, унаследовал старинное здание Кунсткамеры. Сейчас он носит имя своего основателя – Петра Великого.

  2. WidiFase Ответить

    В странах Западной Европы по распоряжению Петра I для Кунсткамеры приобретались лучшие собрания. Так, из Голландии прибыли «Альберта Себы славное собрание животных четвероногих, птиц, рыб, змей, ящериц, раковин и других диковинных приобретений из Ост и Вест-Индии», коллекции анатомических препаратов знаменитого Фредерика Рюйша. Один из самых интересных экспонатов, Готторпский глобус, поступил 20 марта 1717 года. Покидая театр военных действий Северной войны в Шлезвиге, Пётр оставил инструкцию командующему А. Д. Меншикову: «Ежели даст Бог доброе окончание с неприятелем, то библиотеку выпросить конечно всю из Шлезвига, також иных вещей, осмотря самому с Брюсом, а особливо глобус» (8, с. 9).
    Кунсткамера располагала солидной научно-технической коллекцией. Немало «лучших художников физических инструментов, механических и гидравлических машин» было приобретено Петром I в годы второго заграничного путешествия (1716–1717), а также в ходе известной поездки Андрея Нартова в Европу в 1718–1719 годах. Пётр стремился разместить в Кунсткамере всё, что являло достижения передовой опытной науки. «Мы ничего большего не желаем, – писал он во Французскую академию наук в 1721 году в ответ на его избрание членом Академии, – как чтоб через прилежность, которую мы прилагать будем, науки в лучший цвет привесть, себя, яко достойного вашей компании члена показать» (5, с. 533).
    Он же собственноручно приготовил «Пункты о том, что библиотекарю Шумахеру через путешествие его в Германию, Францию, Англию и Голландию учинить». Как видно из отчёта, задание было выполнено. Хорошим подспорьем в подборе физических приборов явился изданный в 1721 году учебник по экспериментальной физике с подробным описанием приборов, причем изобретателем многих был сам автор книги, голландец Якоб Гравезанд. Этот же учёный вместе с учеником Питером Мушенбруком был в числе первых крупных поставщиков Кунсткамеры.
    XVIII век вошел в историю России как столетие великих
    экспедиций, направляемых Академией наук. Ни в одной другой стране не совершалось таких планомерных и грандиозных по масштабу географических открытий. Научная разведка Сибири началась с поездки Даниэля Готлиба Мессершмидта в 1719–1727 годах. За ней последовали Первая и Вторая Камчатские экспедиции (1733– 1743), Академические (Физические) экспедиции 1768–1774 годов. Учёные собрали и зафиксировали множество фактов в области этнографии, археологии, ботаники, зоологии и географии. Собранные материалы, поступавшие в Академию наук, обрабатывались и систематизировались в Кунсткамере.
    Со второй половины XVIII века сюда начали поступать коллекции с Аляски и Алеутских островов, недавно приобретённых Россией. Правительственные указы требовали, чтобы промысловики собирали сведения о природных богатствах, описывали обычаи коренного населения. В 1799 году по инициативе купца Г. И. Шелихова для освоения Аляски и развития торговли и промысла на Дальнем Востоке на основе частных предприятий была создана Российско-Американская компания. Она организовывала научные экспедиции, проводила геологические изыскания, издавала географические карты. В Северную Америку отправлялись одна за другой морские экспедиции – сухопутный путь через Сибирь в то время занимал около двух лет. Эти плавания обогатили науку ценнейшими материалами.
    В начале XIX века русские мореплаватели бороздили все океаны. В Академию наук поступили этнографические коллекции из первого русского кругосветного плавания И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского на кораблях «Надежда» и «Нева» (1803–1806), кругосветной экспедиции В. М. Головнина на корабле «Диана», О. Е. Коцебу на кораблях «Рюрик» и «Предприятие» (1815–1818 и 1820– 1822), экспедиции Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева на кораблях «Восток» и «Мирный» (1819–1821); Ф. П. Литке на корабле «Сенявин» (1826–1829). В Кунсткамере оказались предметы быта аборигенов Гавайских и Маркизских островов, Северной Америки: кадьякцев, чугачей, тлинкитов, индейцев Калифорнии.
    С 1805 года часть экспонатов стала передаваться в Музей Государственного Адмиралтейского департамента (6, с. 960). К примеру, после кругосветного путешествия Ю. Ф. Лисянский разделил собранные коллекции на три части. Одну он передал в адмиралтейский Кабинет редкостей, другую – в Кунсткамеру, третью – министру коммерции графу Н. П. Румянцеву (13, с. 15).
    В 1827 году начальник депо генерал-майор Ф. Ф. Шуберт сообщил Николаю I, что в адмиралтейском музее хранятся предметы, не относящиеся к морскому делу. Рескрипт императора от 19 октября указал министру народного просвещения А. С. Шишкову, что ряд адмиралтейских коллекций, особенно из кругосветных плаваний, был бы более полезен для Академии наук, нежели для Морского ведомства (12, с. 1118). В результате принятых мер «орудий, одежд, рукоделий, домашней утвари, различных нарядов, медалей, монет и прочих вещей сдано в Академию наук в 1828 году числом всего 1855 вещей» (4).
    Археологическое собрание Кунсткамеры – старейшее в мире. Оно начало формироваться в XVIII веке, когда в Западной Европе археологией ещё мало интересовались. Первые инструкции и программы сбора археологических материалов создавались по распоряжению и, возможно, при участии царя. Соответствующие правительственные приказы рассылались в губернские канцелярии и вручались геодезистам. Первые находки поступили в «Государев кабинет» ещё до основания Академии. В 1715 году владелец Тагильских заводов на Урале Н. Н. Демидов поднёс в дар Екатерине I, супруге Петра I, более тысячи золотых вещей VII–II веков до нашей эры скифо-сакского происхождения из Южной Сибири и Восточного Казахстана. Эта знаменитая Сибирская коллекция позже была передана в Эрмитаж и хранится там поныне. Археологические коллекции пополнялись благодаря академическим экспедициям, путешествиям российских мореплавателей, деятельности археологических обществ.
    Кунсткамера и её преемники – Этнографический музей и Музей антропологии и этнографии по традиции, заложенной Петром Великим, неизменно пользовались покровительством членов императорской фамилии. Пополнению собрания способствовали русские послы, консулы, дипломаты.
    С первой трети XIX века на базе тематических коллекций Кунсткамеры стали возникать самостоятельные институты. Одиннадцатого ноября 1818 года президент Академии наук С. С. Уваров распорядился о создании при Кунсткамере особого отделения для восточных медалей, рукописей и книг – «Восточного кабинета» («Азиатского музея») и назначил академика Х. Д. Френа его хранителем. В него вошли книги и рукописи на арабском, персидском и турецком языках и на языках народов Средней Азии и Кавказа, китайские, маньчжурские, тибетские, монгольские, японские и другие восточные документы, монеты и этнографические предметы; коллекции по истории и этнографии Сибири и Дальнего Востока (1; 3, с.76–82; 10, с. 44). В 1825 году в связи с покупкой Академией наук обширной коллекции египетских древностей у офицера из Милана Франсуа де Кастильоне при академии был учреждён Египетский музей (7, Л. 9 и 9 об.). Туда поступили мумии в саркофагах, статуи, барельефы, рукописи и папирусы, вазы, сосуды.
    В 1830-х годах потребовались существенные изменения в организации научной деятельности. Обращаясь в Правительствующий Сенат 30 декабря 1834 года, С. С. Уваров так описывал ситуацию в Академии наук и в Кунсткамере: «…усовершенствование науки в последнее 30-летие содействовали к существенному изменению целых глав Регламента. Сюда относится, между прочим, нынешнее образование коллекций, которые в Регламенте заключаются под одним общим названием «Музей», ныне же разделяются на восемь различных по существу своему музеев и, будучи назначены для наставления оной, не могут существовать на прежнем основании. Коллекции сии по мере средств и возможности устроены сообразно с настоящими потребностями и нынешним состоянием наук» (12, с. 1123). Уваров подчеркнул, что развитие музеев ограничено недостатком помещений Кунсткамеры. Кроме того, для системного и планомерного пополнения коллекций каждый музей нуждался в индивидуальном, закрепленном за ним по уставу, финансировании (12, с. 1124).
    В новом уставе 1836 года Академии наук вверялись музеи: «минералогический, ботанический, зоологический и зоотомический с их лабораториями, ботанический сад, нумизматический кабинет, собрание азиатских и египетских древностей и этнографический кабинет» (11, с. 111).
    После реформы в стенах старой Кунсткамеры остался Этнографический музей. Ныне это крупнейший научно-исследовательский центр, представляющий в своём собрании традиционные культуры многих народов мира.
    Литература и источники
    1. Азиатский музей Российской Академии наук. 1818–1918. Пг., 1920.
    2. Бакмейстер И. Г. Опыт о Библиотеке и Кабинете редкостей и истории натуральной Санкт-петербургской Академии наук… СПб., 1779.
    3. Дорн Б. А. Азиатский музей // Очерк истории музеев Императорской Академии наук. СПб., 1865.
    4. Курносов С. Ю. Ларионов А. Л., Соболева Е. С. Из истории американских коллекций Музеума Государственного Адмиралтейского департамента (1805– 1827) // Аборигены Америки: предметы и представления. СПб., 2005.
    5. Пекарский П. П. Наука и литература в России при Петре Великом. Т. 1. СПб., 1862.
    6. Полное собрание законов Российской империи с 1649 года. СПб., 1830. Т. XXVIII. – 21699 от 4 апреля 1805.
    7. Санкт-Петербургский филиал архива Академии наук (СПФ АРАН. Ф. 4. Оп. 2 (1825). Д. 75.
    8. Соловьёв С. М. История России с древнейших времен. М., 1867. Т. 17.
    9. Станюкович Т. В. Кунсткамера Петербургской Академии наук. М; Л., 1953.
    10. Станюкович Т. В. Музей антропологии и этнографии за 250 лет.// 250 лет Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого. М; Л., 1964.
    11. Уставы Академии наук СССР. М., 1974.
    12. Хартанович М. Ф. Николай I и граф С. С. Уваров – реформаторы Академии наук // Вестник Российской Академии наук. Т. 65. № 12. 1995.
    13. Эскимосы алютиик: Каталог коллекций Кунсткамеры / Автор-сост. С. А. Корсун; отв. ред. Ю. Е. Берёзкин. СПб., 2010.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *