В каком из этих произведений встречается легенда о данко?

7 ответов на вопрос “В каком из этих произведений встречается легенда о данко?”

  1. Molar Ответить

    Но однажды гроза грянула над лесом, зашептали деревья глухо, грозно. И стало тогда в лесу так темно, точно в нем собрались сразу все ночи, сколько их было на свете с той поры, как он родился. Шли маленькие люди между больших деревьев и в грозном шуме молний, шли они, и, качаясь, великаны-деревья скрипели и гудели сердитые песни, а молнии, летая над вершинами леса, освещали его на минутку синим, холодным огнем и исчезали так же быстро, как являлись, пугая людей. И деревья, освещенные холодным огнем молний, казались живыми, простирающими вокруг людей, уходивших из плена тьмы, корявые, длинные руки, сплетая их в густую сеть, пытаясь остановить людей. А из тьмы ветвей смотрело на идущих что-то страшное, темное и холодное. Это был трудный путь, и люди, утомленные им, пали духом. Но им стыдно было сознаться в бессилии, и вот они в злобе и гневе обрушились на Данко, человека, который шел впереди их. И стали они упрекать его в неумении управлять ими, — вот как!
    Остановились они и под торжествующий шум леса, среди дрожащей тьмы, усталые и злые, стали судить Данко.
    — Ты, — сказали они, — ничтожный и вредный человек для нас! Ты повел нас и утомил, и за это ты погибнешь!
    — Вы сказали: „Веди!“ — и я повел! — крикнул Данко, становясь против них грудью.— Во мне есть мужество вести, вот потому я повел вас! А вы? Что сделали вы в помощь себе? Вы только шли и не умели сохранить силы на путь более долгий! Вы только шли, шли, как стадо овец!
    Но эти слова разъярили их еще более.
    — Ты умрешь! Ты умрешь! — ревели они.
    А лес все гудел и гудел, вторя их крикам, и молнии разрывали тьму в клочья. Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они — как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них. Тогда и в его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло. Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести на легкий путь, и тогда в его очах засверкали лучи того могучего огня… А они, увидав это, подумали, что он рассвирепел, отчего так ярко и разгорелись очи, и они насторожились, как волки, ожидая, что он будет бороться с ними, и стали плотнее окружать его, чтобы легче им было схватить и убить Данко. А он уже понял их думу, оттого еще ярче загорелось в нем сердце, ибо эта их дума родила в нем тоску.
    А лес все пел свою мрачную песню, и гром гремел, и лил дождь…
    — Что сделаю я для людей?! — сильнее грома крикнул Данко.
    И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой.
    Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали как камни.
    — Идем! — крикнул Данко и бросился вперед на свое место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям.
    Они бросились за ним, очарованные. Тогда лес снова зашумел, удивленно качая вершинами, но его шум был заглушен топотом бегущих людей. Все бежали быстро и смело, увлекаемые чудесным зрелищем горящего сердца. И теперь гибли, но гибли без жалоб и слез. А Данко все был впереди, и сердце его все пылало, пылало!
    И вот вдруг лес расступился перед ним, расступился и остался сзади, плотный и немой, а Данко и все те люди сразу окунулись в море солнечного света и чистого воздуха, промытого дождем. Гроза была — там, сзади них, над лесом, а тут сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя и золотом сверкала река… Был вечер, и от лучей заката река казалась красной, как та кровь, что била горячей струей из разорванной груди Данко.
    Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко, — кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и — умер.
    Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что еще пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой… И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло…

  2. FAVIJAMO Ответить

    Время, в которое создавались ранние романтические произведения Горького, было тяжелым и неопределенным: над страной сгущались революционные тучи, были обострены до предела все социальные противоречия. Лучшие писатели-реалисты того времени А.П. Чехов, И.А. Бунин, А.И. Куприн с предельной правдивостью изображали тот период в своих произведениях. Горький же в это время заявляет о необходимости поисков новых путей в литературе: «Задача литературы – запечатлевать в красках, в словах, в звуках, в формах то, что есть в человеке наилучшего, красивого, честного, благородного. В частности, моя задача – пробуждать в человеке гордость самим собой, говорить ему о том, что он в жизни – самое лучшее, самое святое…» В 1894 году он написал свой знаменитый рассказ «Старуха Изергиль», в которой вошли две замечательные легенды: легенда о Ларре и легенда о Данко.
    Тема свободного человека – главная тема всего произведения, но в легенде о Данко она рассматривается в неожиданном ракурсе. Для писателя понятие «свобода» связано с понятием «правда» и «подвиг». Горького интересует не «свобода» «от чего-либо», а свобода «во имя».
    Легенды создавались людьми с давних времен. В яркой, образной форме они рассказывали о героях и событиях, донося до слушателя или читателя народную мудрость, народные чаяния и мечты. Горький использует жанр литературной легенды, потому что он, как нельзя лучше, подходил для его замысла: кратко, взволновано, ярко воспеть все лучшее, что может быть в человеке. Более всего писатель негодовал против эгоизма, корыстолюбия, самолюбования и гордыни. В своем любимом романтическом герое Данко он подчеркивает, прежде всего, человеколюбие, доброту, желание пожертвовать собой ради счастья своего народа.
    Начинается легенда своеобразным зачином: «Жили на земле в старину одни люди, непроходимые леса окружали с трех сторон таборы этих людей, а с четвертой – была степь». Очень похоже на сказку. Тревожную и поучительную. Чтобы показать в каком тяжелом положении оказались люди, Горький создает зловещий образ дремучего леса, по которому вынуждены они пробираться, убегая от врагов: «…каменные деревья стояли молча и неподвижно днем в сером сумраке и еще плотнее сдвигались вокруг людей по вечерам, когда загорались костры… А еще страшней было, когда ветер бил по вершинам деревьев и весь лес глухо гудел, точно грозил и пел похоронную песню тем людям…» В этом мраке и страхе особенно ярким и желанным кажется появление Данко, который повел людей из болот и мертвого леса.
    Автор поднимает в легенде и тему неблагодарной, капризной толпы, ведь люди, попав в самый густой мрак леса и топь болот, набросились на Данко с упреками и угрозами. Назвали его «ничтожным и вредным человеком», решили убить его. Однако юноша простил людям их гнев и несправедливые упреки. Он вырвал из груди сердце, которое горело ярким огнем любви к этим же людям, и осветил им путь: «Оно (сердце) пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям…» Поступок Данко можно назвать подвигом, ибо подвиг для Горького – это высшая степень свободы от любви к себе. Герой погибает, но искры его горячего сердца и сегодня освещают путь к правде и добру.
    В композиции рассказа «Старуха Изергиль» легенда о Данко является третьей, финальной частью. Она завершает авторские размышления о смысле человеческого существования, дает ответ на вопрос: «Ради чего стоит жить и бороться?»
    Эта третья часть произведения противостоит первой, где дан образ себялюбца и гордеца Ларры. Данко и Ларра – антиподы, они оба молоды, сильны и красивы. Но Ларра – раб своего эгоизма, и от этого он одинок и отвержен всеми. Данко же живет для людей, потому по-настоящему бессмертен.
    Горький не случайно вводит в повествование образ рассказчицы. Старуха Изергиль – носительница и выразительница народной правды. Кроме того, у писателя появляется возможность сравнить реальную жизнь с миром легенд. Старуха Изергиль, рассказ о судьбе которой занимает центральное композиционное место в повести, пережила в молодости и судьбу Ларры, и судьбу Данко. Это, по мнению писателя, лучшее свидетельство того, что в жизни каждого человека есть место и для индивидуализма, и для подвига. Рассказчица легенды о Данко – тоже романтический герой, идеал ее жизни – свобода. Но ее личный эгоизм, жизнь для любимого человека и себя, делает ее похожей на Ларру. И вот финал ее жизни: перед нами высохшая бесплотная старуха с черными провалами глазниц, но с красной тряпицей на голове – символом пламенного преклонения перед такими героями, как Данко.
    В своей легенде Горький мастерски использует художественно-изобразительные средства: гиперболу («В лесу стало так темно, точно в нем собрались сразу все ночи…»); олицетворение («…великаны-деревья… гудели сердитые песни», «…болото… разевало свою жадную гнилую пасть…»); яркие эпитеты («…холодный огонь»; «ядовитый смрад», «голубые воздушные цветы»). В тексте легенды много восклицательных предложений, риторических вопросов и многоточий, то есть умолчаний. Все это передает напряженный и взволнованный тон повествования. Финальные слова, говорящие о подвиге Данко, звучат твердо, возвышенно, громко.
    Легенда о Данко произвела на меня очень большое впечатление: здесь не только ясный и красивый язык, не только интересный, захватывающий сюжет, но и глубина философской мысли, глубина обобщения. Не сомневаюсь, что этому небольшому произведению суждено трогать сердца многих поколений людей, ведь оно заставляет задуматься над смыслом человеческой деятельности, смыслом жизни вообще.

  3. Shakami Ответить

    Разделы:
    Литература

    Мечтать – не значит жить!
    Нужны подвиги, подвиги!
    М. Горький

    Цели:

    изучение идейного и художественного
    своеобразия легенды;
    овладение понятием легенда;
    воспитание уважения к высоким нравственным
    качествам: бескорыстию, гордости, добру, любви к
    людям, служению им.

    Оборудование:
    портрет М.Горького,
    иллюстрация к легенде, рисунки учеников, текст
    художественного произведения, список средств
    художественной выразительности, компьютер.
    Каждый момент урока сопровождается показом
    слайдов.

    Ход урока
    Вступительное слово учителя.

    Мы закончили изучение повести М. Горького
    “Детство” автобиографическое произведение,
    которое помогло нам лучше узнать писателя,
    проследить, как формировалась его личность.
    Горький всегда пристально наблюдал за жизнью,
    видел в ней и радости, и горести, и разочарования,
    и негодования. Свои мечты и чаяния отразил в
    романтических произведениях 90-х годов.

    Сообщение учащегося.

    “Песня о Соколе” 1895 год создаёт образ гордого
    Сокола с его страстной жаждой подвига. Сокол
    готов пожертвовать собственной жизнью, чтобы
    познать красоту и прелесть свободы. Он
    противопоставлен в “Песне:” пошлому
    мещанскому благоразумию духовно ограниченного
    Ужа, который никуда не стремится и доволен тем,
    что есть. Горький восхищается Соколом, т.е.
    подвигом, самоотверженностью, вольнолюбием,
    активностью, гордостью и выступает против
    эгоизма, прозябания. Крылатое выражение
    “Безумству храбрых поём мы славу” несет идею: в
    душе человека должна жить жажда нового,
    прекрасного, готовность к подвигу во имя людей.

    Литературоведческий словарь.

    Учитель: Действительно, замечательное
    произведение. Сообщение навеяло вам размышления
    о прочитанной к уроку легенде о Данко? Есть
    сходства?
    За несколько месяцев до создания рассказа
    “Старуха Изергиль” Горький писал: “Мечтать – не
    значит жить! Нужны подвиги, подвиги! Нужны такие
    слова, которые бы звучали, как колокол набата,
    тревожили всё и, сотрясая, толкали вперед”. Так
    понимал высший смысл жизни и искусства писатель.
    И сам искал сильное, яркое слово, которое могло бы
    заставить человека изменить жизнь, совершить
    подвиг.
    Рассказ “Старуха Изергиль”(1894 г.) и есть такое
    слово, особенно легенда о Данко, утверждающая
    героический подвиг во имя свободы и счастья
    людей.
    -Что скажете о композиции рассказа? (Если читали
    целиком).
    – Заключительная часть- легенда о Данко.

    Легенда о Данко.

    Определение легенды записать в тетрадь

    Легенда – один из самых значительных жанров
    письменности на протяжении всего европейского
    средневековья, начиная с VI века. Первоначально –
    жития святого, написанное для чтения в день его
    памяти. В фольклоре легенда- рассказ, в основе
    которого лежит чудо, фантастический образ или
    представления, которые воспринимаются как
    достоверные.

    Работа с текстом легенды.

    – Каким, по-вашему, должен быть герой легенды?
    – Какими были люди племени?
    – Почему не стали сопротивляться?
    – Могли ли что-то сделать для своего спасения?
    (впали в тоску, страх овладел ими).
    – Какие выразительные средства использует
    автор?
    Средства художественной выразительности:
    Эпитеты: старый лес, тяжёлая пора, каменные
    деревья. Крепкая тьма, ядовитый смрад,
    торжествующий шум леса, живой огонь.
    Метафоры: лучи падали, ужас родили женщины.
    Олицетворение: великаны-деревья, ветер бил,
    тени прыгали, ветер пел похоронную песню,
    торжествуют злые духи; болото разевало пасть,
    зашептали деревья, деревья простирали корявые
    длинные руки.
    Сравнение: деревья заступали дорогу могучей
    стеной; ветки переплелись, как змеи; стало так
    темно, точно собрались все ночи; шли, как стадо
    овец.
    Гипербола: лучи солнца не могли пробить себе
    дорогу до болот сквозь густую листву; Кольцо
    крепкой тьмы пыталось раздавить, люди гибли один
    за другим.
    Обилие однородных членов: весёлые, сильные и
    смелые люди, болота и тьма, сильные и злые, робкие
    и тихие, пота и крови, бодр и ясен, скрипели и
    гудели, быстро и смело, без жалоб и слез.
    Риторические вопросы, восклицания.
    Повторы: были, могли, сидели и думали,
    многосоюзие (и когда, точно, что, потому что, ни
    -ни) , умолчание (:)

    Выводы учащихся:

    – Итак, обилие средств выразительности придаёт
    повествованию особую музыкальность,
    завораживающую певучесть, ритмичность
    (многосоюзие, повторы, восклицания)
    Гиперболические эпитеты и сравнения создают
    особую торжественность, патетичность.
    Течение фразы величаво, неторопливо.
    В яркости, оригинальности эпитетов, метафор
    выражается потрясенность рассказчика
    богатством красок, звуков, динамичностью
    окружающего мира. Олицетворения оживляют
    картины природы, придают декоративный характер,
    как бы “озвучивают” и “одушевляют” природу.
    Манера повествования, характер пейзажа и его
    подача дают нам представления о рассказчике,
    человеке, который восхищён, взволнован
    богатством и красотой природы, мятежностью и
    свободолюбием людей.

    Записать в тетрадь:
    Все выразительные средства подчинены не
    столько стремлению точно изобразить предмет или
    явление, сколько создать определённое
    повышенное настроение.
    – Почему люди доверились Данко?
    (обрадовались, что кто-то решит их проблемы,
    увидели, что он лучший?).
    – Почему произошёл перелом в настроении людей?
    (Страшные явления; употреблены активные
    глаголы: грянула, скрипели, гудели, летая,
    освещали, исчезали – динамика действий. Контраст
    тьма- свет. Образование чего-то неопределенного:
    что-то страшное, тёмное и холодное.)
    Ужас охватывает людей.
    – Почему возникло желание убить Данко?
    – А мог ли он спасти себя один?
    – Почему не сделал это?
    – Какой эпизод легенды является
    кульминационным?

    Выразительное чтение отрывка наизусть.

    Просмотр рисунков и иллюстраций. Формулировка
    идеи
    : надо стремиться к подвигу, любить людей,
    быть способным на самопожертвование.

    Беседа по выявлению восприятия.

    – Как вы оцениваете поступок “осторожного
    человека”? (испугался, не каждый способен на
    подвиг)
    – Напрасна ли смерть Данко? (спас целое племя;
    его не забудут, когда осознают сделанное Данко).
    – Подвиг, по Горькому,- это высшая степень
    свободы от любви к себе. Героическая романтика
    Горького тесно связана с жизнью, она в более
    яркой и сильной форме выражает то, что заложено в
    самой действительности.
    Искры, оставшиеся от сердца Данко, зажгли
    другие сердца.
    – Есть примеры?
    – Как стать героем?

    Связь романтики Горького с жизнью.
    Итоги
    исследовательских работ учащихся.

    Герои Великой отечественной войны
    . Подвиг
    А.Матросова

    Герои наших дней.
    Герои афганской и чеченской
    воин. Герои нашего региона.
    События настоящего времени: “Невский
    экспресс”, пожар в пермском клубе “Хромая
    лошадь”

    Вывод:
    Герои живут среди нас. Воспитывайте в
    себе героев.

    Домашнее задание:

    Сочинение-миниатюра “Как стать героем?”
    Приложение.
    30.09.2010

  4. VideoAnswer Ответить

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *