В каком стихотворении родная природа видится более возвышенной?

4 ответов на вопрос “В каком стихотворении родная природа видится более возвышенной?”

  1. Adosida Ответить

    В повести «Капитанская дочка” А. С. Пушкин описывает события 1773—1774 годов — крестьянское восстание под предводительством Емельяна Пугачева. Пугачевская тема давно интересовала поэта. То, что поэт сумел узнать о Пугачеве и его движении, то, каким выглядел бунтарь в его глазах, — все это он изложил в «Капитанской дочке» . Чтобы создать впечатление достоверности, автор делает рассказчиком Петра Гринева, молодого дворянина, который не способен на приукрашивание и обман. Каков же он, легендарный предводитель крестьян, увиденный глазами Гринева?
    С Пугачевым мы знакомимся уже во второй главе произведения, правда, тогда мы еще не знаем, кто перед нами. Случайно встретившийся посреди поля Петру Гриневу и его слуге Савельичу человек помог им добраться до жилища, где они смогли переждать пургу. Вожатый зарекомендовал себя человеком далеко не робкого десятка, бывалым и с чувством юмора. Гринева поразила «сметливость его и тонкость чутья» . Внешность вожатого тоже была «замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары» .
    Через некоторое время в Белогородскую крепость стали доходить слухи о бесчинствах, творимых пугачевцами, и о скором приближении повстанцев. Как бы в подтверждение этих слухов Пугачев, появившись в крепости, без сожаления отправляет на виселицу всех, кто отказывается присягнуть ему. Так погибают супруги Мироновы и гарнизонный поручик Иван Игнатьич. Петр Гринев тоже был приговорен, но вмешавшийся Савельич упросил Пугачева смилостивиться. В Савельиче крестьянский предводитель узнал слугу барина, который так щедро подарил ему тулуп. Однако еще больше, чем щедрость, Пугачева поразила смелость, прямота, искренность молодого дворянина. На предложение Пугачева перейти на его сторону Петр Гринев ответил: «Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу» . А на вопрос, может ли Гринев дать обещание не идти против него, тот ответил все так же искренне: «Как могу тебе в этом обещаться?. . Сам знаешь, не моя воля: велят идти против тебя — пойду, делать нечего» . После этих слов Пугачев еще больше проникся уважением к молодому дворянину, так мужественно отстаивавшему свою честь. Ценить благородство в других — удел только тех, кто сам обладает этим качеством. Еще одно подтверждение великодушия и справедливости Пугачева — случай с освобождением Маши Мироновой. Он наказывает Швабрина и отпускает Гринева со словами: «Казнить, так казнить, жаловать, так жаловать» . Пугачев порывист, горяч, легко поддается эмоциям и не всегда хорошо обдумывает свои поступки. В то же время он может прислушаться к мнению других и изменить свое решение.

  2. Qimav Ответить

    Конспект открытого урока по литературе в 5 классе «Тема Родины и родной природы в творчестве поэта» «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве». С.А.Есенин
    Цель урока:
    Познакомить учащихся с пейзажной лирикой Есенина С.А.
    Совершенствовать навыки анализа стихотворного текста, уметь обнаруживать изобразительно-выразительные средства языка в художественном тексте, уметь определить их роль в художественном произведении.
    Развивать образное и эстетическое мышление.
    Воспитывать в детях любовь к Родине через любовь к природе. Учить замечать красоту окружающего нас мира.
    Обозначить в стихах поэта Русь как главную тему творчества.
    формирование знаний о творчестве С. А. Есенина,
    формирование собственного мировоззрения.
    Мотивация и актуализация.
    У: Здравствуйте, ребята. Сегодня у меня с утра чудесное настроение! А все потому, что сегодня мы с вами будем говорить о лирике, то есть о стихах. А любите ли вы стихи? Какие? У: Замечательно! Мы с вами сегодня будем изучать стихотворения С.А. Есенина – одного из самых русских, самых песенных поэтов нашей родины. Какие стихотворения у С.А Есенина вы знаете с начальной школы? У: Спасибо, молодцы! Говоря о стихотворениях, нельзя не говорить и о приемах звукописи, и изобразительно-выразительных средствах языка. Какие средства выразительности вы знаете? (Эпитет, олицетворение, метафора, сравнение, звукопись)
    Давайте постараемся найти средства выразительности в первом его стихотворении. II. У: Послушайте стихотворение «Я покинул родимый дом…» в исполнении Сергея Безрукова, чье творчество неразрывно связано с образом С. Есенина. Попытайтесь прочувствовать настроение этого произведения. (слайд ) У: Что вы чувствуете, слушая или читая это стихотворение? Какое у вас создается впечатление? Д: Нам кажется, будто мы видим постаревшую женщину, которая с грустью вспоминает сына, глядя на звезды над березами. Грусть матери теплится, как лампада, на которую похожи три звезды над прудом. Д: Конечно же, это образ отца. Сейчас я вам зачитаю эти строчки, и вы скажете, что вы представляете. Нам кажется, будто мы видим постаревшего мужчину, который с грустью вспоминает сына, он тоже ждет сына. У: Значит добавляются ещё два образа: матери и отца. (слайд) У Есенина сливается все воедино. Родной дом это и родители, и вера, которую привили с детства, и природа, которая так же дорога, как и край родной. У: Обратите внимание на цветовую гамму стихотворения. Какие цвета встречаются в первых 2 четверостишиях? Д: Голубой, золотой, белый. У: Символ голубого цвета? (небо, вода, верность, бесконечность, таинственность – например, необозримые голубые дали) Золотого? (нарядность, солнце, тепло) Белого? (чистота, гармония, миролюбие) У: Это цвета использовали в старинных русских иконах. Они действительно означали то, что мы сейчас назвали. У.: Какие художественные средства использует Сергей Есенин? В 1 строфе, во 2 строфе? У: Какие согласные звуки чаще всего встречаются во 2 четверостишии? Работаем в парах. Посчитайте, чья пара будет внимательнее. Д: «Л» и «Н». У: Подсчитайте их количество. Д: «Л» встречается 9 раз, а «Н» 5 раз. У: Для чего поэт использует такое количество сонорных согласных, еще раз прочитаем. Как звучит стихотворение? (мягко, плавно) Д: Эта особенность создает мягкость, гибкость, мелодичность звучания. У: Как называется такой прием в литературе, когда повторяются согласные звуки. Д: Аллитерация. У: Мы поработали с 2 четверостишиями, какое время года изображено в них? Д: Это лето, нет, это весна! У: А как нам узнать, лето это или весна? Д: Там говорится про яблонный цвет, про тихую воду. А яблоки цветут в конце мая, река уже чиста ото льда, вода спокойна. У: Какие средства выразительности использует автор в 3 и 4 строфе? Обратите внимание, что клен – любимое дерево Есенина. А здесь он говорит, что они похожи. С помощью разных средств выразительности, Есенин рисует природу более возвышенной, сказочной. Как вы думаете, с каким словом ассоциируется у Есенина родная природа? (С родиной)
    III. А сейчас давайте подумаем, что же каждый из нас включает в понятие Родины? Что такое Родина? Давайте нарисуем на доске цветок из лепестков-составляющих образ родины для вас. (Цветок на доске) Молодцы! Спасибо! IV. «Вот видите, ребята, какие замечательные чувства пробуждает в нашем сердце слово родина! Многим из вас сразу же вспомнились родной город, близкие и любимые люди, самые тёплые моменты жизни… После того, как мы настроились на лирический лад, я предлагаю вам перенестись на столетие назад, в прекрасные места на Рязанской земле… Там течёт величественная река Ока. Мы поднимаемся на самый высокий её берег, так высоко, что кажется, небо совсем близко, и вот-вот можно дотронуться рукой до облаков. Здесь такая красивая природа, что замирает сердце: нежные озера с белыми лилиями, зеленые луга, пахнущие весенними травами… А совсем рядом с этими местами можно увидеть село Константиново, небольшое, но согретое теплом и добротой местных жителей. Именно здесь и родился будущий поэт Сергей Есенин – в деревне, где из окон бревенчатой избы были видны заливные луга без конца и края, широкая Ока и опрокинутое над ней синее небо. Его окружали духовные стихи, народные песни и сказки. Не удивительно, что он очень рано стал писать. В плавных ритмах песенного стиха звучат естественные, как бы из живой речи взятые слова.
    V. Есенин любил природу в разное время года. Будь то зима, весна, осень или лето, для него она была исключительной. А сейчас давайте обратимся к учебнику, найдите, пожалуйста, стихотворение «Поет зима, аукает». Какое средства выразительности чаще всего встречается в тексте? С помощью каких средств «оживает» зима? (олицетворение) Кто выразительно нам его прочитает? Чтение… Поет зима, аукает… Поет зима – аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далекую Седые облака. А по двору метелица Ковром шелковым стелется, Но больно холодна. Воробышки игривые, Как детки сиротливые, Прижались у окна. Озябли пташки малые, Голодные, усталые, И жмутся поплотней. А вьюга с ревом бешеным Стучит по ставням свешенным И злится все сильней. И дремлют пташки нежные Под эти вихри снежные У мерзлого окна. И снится им прекрасная, В улыбках солнца ясная Красавица весна.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *