Зачем лермонтов нарушил хронологическую последовательность глав романа?

9 ответов на вопрос “Зачем лермонтов нарушил хронологическую последовательность глав романа?”

  1. Kigar Ответить

    Автор ведет повествование с середины сюжета к концу произведения. Затем снова возвращается к началу романа и дает полное представление о герое. После того, как читатель узнает о смерти Печорина, автор заставляет вернуться на исходные позиции и узнать начало пути героя, что и как повлияло на его мировоззрение.
    Создавая великое произведение, автор не раз редактировал сам роман и расположение глав. И вот в третий и последний раз Лермонтов окончательно убедился, что такая последовательность лучшего всего передаст его замысел. Автор не случайно расположил главы в таком порядке. Именно такая своеобразная подача романа делает его великим и уникальным. Именно такая последовательность дала возможность автору воплотить свой философский смысл.
    В чем противоречивость изображения Н.А. Некрасовым крестьянской Руси?(по лирике поэта или по поэме «Кому на Руси жить хорошо»
    В центре внимания величественной поэмы Некрасова находится образ, который впитал в себя все оттенки из палитры красок, в центре событий находится народ. Это собирательный образ, который отражает всю суровую действительность, которую пришлось переживать русской душе, но при этом он показывается глупым и склонным к рабскому мышлению, к добровольному подчинению. Поэма, которую создал Некрасов, была направленная на народ и описание его тернистой жизни. И наряду с этим, автор высмеивает некоторые повадки русского народа. Именно в этом я вижу противоречивость изображения крестьянской Руси.Талантливый писатель всегда преподносил только правдивые картины из жизни, он всегда был на стороне многострадального народа. Автор разделял все мечты и стремления народа к свободе и счастливой жизни. В своей великой поэме «Кому на Руси жить хорошо» он особенно ярко выражает радость народа от избавления. Крестьянская Русь так долго ходила в неволе, и вот сейчас пришел день освобождения и реализации всех мечт. Но народ не спешит менять свою жизнь, он не торопится уйти от многолетних и жестоких хозяев, избавиться от которых он мечтал всю жизнь.

  2. tyryshkinaolga12 Ответить

    Повести, из которых составлен «Герой нашего времени», расположены в определенной последовательности. Сделано это было для постепенного погружения читателя во внутренний мир главного героя, раскрытия его характера. В романе повести расположены в такой последовательности: «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист». В действительности же события происходили в другом порядке.
    По пути из Петербурга на Кавказ Печорин останавливается в Тамани. Здесь герой рискует жизнью, случайно связываясь с контрабандистами. После участия в военной экспедиции, которой нет в романе, он едет в Пятигорск, где он встречает княжну Мэри и убивает на дуэли Грушницкого. За это Печорина отправляют в крепость, где он служит под присмотром Максима Максимыча. В это же время происходит история с Бэлой. Из крепости он едет на две недели в казачью столицу, где происходит схватка с Вуличем. Потом он вновь возвращается в крепость N. Далее Печорин выходит в отставку и в течение пяти лет живет в Петербурге. Затем он отправляется в Персию и во Владикавказе встречается с Максимом Максимычем и издателем. Наконец, возвращаясь из Персии, Печорин умирает.
    Следовательно, реальная хронология событий должна быть такой: «Тамань», «Княжна Мери», «Бэла», «Фаталист», «Максим Максимыч», «Предисловие к журналу Печорина». Таким образом, композиция способствует более полному раскрытию характера героя.
    Если присмотреться к поступкам Печорина, то очевидно, что самый безнравственный из них описан в «Бэле» (фактически это преступление, жертвами которого стали Бэла, Азамат и их отец, совершенное чужими руками), а самый благородный, даже героический – в «Фаталисте» (Печорин помогает связать пьяного казака, спасая жизни многих офицеров). К концу романа сильнее подчеркнуто благородное начало в герое: он вступается за честь Мери, готов помириться с Грушницким. А если выстроить события по хронологии, т.е. если «Бэла» и «Фаталист» окажутся рядом, видно, что герою наскучила жизнь и он пытается разнообразить ее любым способом. Ему неважно, какой поступок он при этом совершает.
    Герой полностью разочарован, он теряет интерес к жизни. Из очерка «Максим Максимыч» становится ясно, что Печорину становится безразлична судьба его журнала: мысли, чувства, представленные там, его больше не волнуют. Богатый духовный потенциал героя остался нереализованным. Но роман заканчивается подвигом, у читателя возникает ощущение, что Печорин мог бы найти достойное применение своим силам. Так формируется читательская симпатия, сочувствие к Печорину. Повести, которые должны стоять в середине романа, оказываются в его начале и конце.
    А описание первого приезда Печорина на Кавказ следует сразу после известием о его смерти (о ней сказано в предисловии к «журналу» Печорина), т.е. соединяются хронологические начало и конец романа. Таким образом, прослеживается четкий принцип, раскрывается авторское отношение к главному герою.

  3. ФРИЗИ Ответить

    1. Хронологическая последовательность событий.
    2. Смешение жанров.
    3. Смысл нарушения хронологии в романе.
    Прими собранье пестрых глав,
    Полусмешных, полупечальных,
    Прост она родных, идеальных,
    Небрежный плод моих забав,
    Бессонниц, легких вдохновений,
    Незрелых и увядших лет,
    Ума холодных наблюдений
    И сердца горестных замет.
    А. С. Пушкин
    Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» состоит из пяти повестей-глав. Эти главы в свою очередь объединены в две части в соответствии с том, от чьего лица ведется рассказ. В первой части повествование ведется от лица автора и Максима Максимыча. Вторая часть — дневник самого Печорина, то есть рассказ от первого лица.
    Расположение глав в романе не совпадает с хронологической последовательностью событий в жизни героя. Очевидно, что события развивались таким образом. По пути к месту назначения на Кавказе Печорин проезжал через Тамань (глава «Тамань»). Через некоторое время, после участия в военной экспедиции, Печорин отправляется в Пятигорск и Кисловодск, где происходит его дуэль с Грушницким (глава «Княжна Мери»). В дальнейшем по распоряжению начальства Печорин прибывает в крепость за Тереком под начальство Максима Максимыча (глава «Бэла»). По-видимому, на «линию» Печорина отправили за дуэль. Пари с Вуличем (глава «Фаталист») происходит в казачьей станице, где Печорин пробыл две недели, отлучившись из крепости. По прошествии пяти лет Печорин, вышедший в отставку и теперь праздно путешествующий по миру, едет в Персию и во Владикавказе встречается с Максимом Максимычем (глава «Максим Максимыч»). Здесь же автор романа имел возможность лично увидеть героя своего произведения. Возвращаясь из Персии в Россию, Печорин умирает (Предисловие к «Журналу Печорина»).
    Также необходимо отметить, что роман Лермонтова представляет собой сложный сплав элементов различных жанров. В «Герое нашего времени» можно обнаружить черты романа-описания нравов, авантюрного романа, исповедального романа, а также черты путевого очерка, бивуачного рассказа, светской повести и кавказской новеллы. Но вернемся к композиции романа. Зачем автору понадобилась столь причудливая игра со временем, когда события в повествовании не следуют друг за другом так, как они происходили в реальной жизни? Время и его восприятие персонажами произведения в большинстве случаев являются значимыми категориями для понимания авторского замысла, характеров героев и особенностей их жизненного пути. Роман Лермонтова не является исключением. С одной стороны, в образе Печорина воплотился ряд типических черт поколения. Многие ситуации, описанные в романе, также характерны для определенного времени, в частности война на Кавказе. Но с другой стороны, многие глубинные переживания Печорина не зависят от времени, в которое живет этот человек. Скука и жажда деятельности, желание быть любимым, жажда власти над другими, восхищение перед красотой природы или творением талантливого писателя, беспристрастный самоанализ — все это вне времени. А Лермонтов стремился не просто рассказать о событиях, произошедших в жизни Печорина, но и показать особенности его характера, движения души, зачастую незримые для окружающих: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа…».
    Сначала Лермонтов показывает своего героя со стороны так, как все мы видим окружающих нас людей. Максим Максимыч достаточно долго общался с Печориным, знает о многих его странностях, при этом относясь к нему с дружеской приязнью. Но, невзирая на искреннюю доброжелательность по отношению к Печорину, Максим Максимыч не слишком хорошо его понимает. В этом нет ничего удивительного — между ними большая разница в возрасте и социальном положении, а главное, в мировосприятии. Образ Максима Максимыча является достаточно типичным для его времени и среды. Это честный, исполнительный офицер, сердечный, добрый человек, однако круг его интересов достаточно ограничен. В глазах Максима Максимыча Печорин, представитель светского общества, авантюристичный и непостоянный в своих увлечениях, является странной, загадочной личностью.
    Сложность композиции романа проявилась уже в первой главе «Бэла», которая построена по принципу рассказа в рассказе. Эта глава-повесть играет роль завязки сюжета: из нее мы узнаем о главном герое романа. Здесь же развивается и романтическая история любви офицера и дочери черкесского князя, в которой ярко проявляется характер Печорина: пока на его пути имелись препятствия, его энергия и изобретательность не знали покоя, но едва Бэла полюбила его, как он вскоре охладел к ней.
    Максим Максимыч повествует о внешних событиях жизни Печорина, которым он был свидетелем; однако штабс-капитан не понимает поступков своего приятеля. Многочисленные вопросы, проскальзывающие в повести «Бэла», так и остаются без ответа.
    Автор наблюдал за Печориным гораздо менее продолжительное время, чем Максим Максимыч, даже не общался с ним лично. Однако взгляд Лермонтова на своего героя психологически оказывается более глубоким. Автор не только знает ряд подробностей жизни Печорина. Он лучше Максима Максимыча представляет светское общество, в котором вращался герой романа, поэтому ему легче разобраться в причинах того, что характер Печорина сформировался именно так, а не иначе. Повесть «Максим Максимыч» не только дает возможность взглянуть на героя глазами человека, не знакомого с ним лично, следовательно, свободного от каких-либо симпатий или антипатий, но и объясняет, как к автору романа попал дневник Печорина. Кроме того, в этой повести наглядно демонстрируется равнодушное отношение Печорина к окружающим людям, которого он, впрочем, и сам не отрицает в своих записках.
    Глава «Тамань» своего рода мини-роман внутри большого произведения, романтическая повесть о разбойниках, проникнутая духом зловещей и притягательной тайны. В этой главе просматриваются движущие силы характера Печорина — его жажда деятельности, решительность и храбрость, которые заставляют его вмешиваться в жизнь окружающих просто из любопытства.
    Глава «Княжна Мери» построена по принципу дневниковых записей — Печорин указывал дату, к которой относились те или иные события и размышления. В этой главе значительное место отводится самоанализу героя. Мы не просто становимся свидетелями событий, а узнаем, что побуждало Печорина к тем или иным действиям, что он думает по различным вопросам и даже как он оценивает собственную личность, свой характер, свое предназначение и реальное положение вещей. Еще сильнее звучит мотив влияния Печорина на окружающих, на их судьбы. Тесное взаимодействие с ним заставляет людей раскрываться в своей подлинной сущности, но никого не делает счастливее, наоборот, нередко становится причиной страданий.
    В главе «Фаталист» поднимается проблема судьбы: есть ли предопределение, может ли человек сам выбирать свою участь? Противостояние человека судьбе, мотив игры с судьбой, со смертью неоднократно звучали в литературе. Тема судьбы, несомненно, не случайна в романе Лермонтова. Печорин полагает, что у него было высокое предназначение, но в чем оно? Найти ответ на этот вопрос ему так и не удается. В конце главы «Фаталист» Печорин возвращается в крепость и пытается обсудить проблему предопределения с Максимом
    Максимычем, однако то даже не понимает сущности вопроса. Повествование замыкается в кольцо. Крепость, куда возвращается Печорин, фигурировала и в повести «Бэла», с которой начинается роман. Кольцевая композиция романа отражает порочный круг поисков смысла жизни Печорина.
    В то же время подобная композиция как бы делает героя бессмертным — сообщение о его кончине затерялось где-то в середине романа, но за долгими приключениями, о которых повествуется в дневнике Печорина, мысль о том, что этот человек уже умер, отодвигается на второй план.

  4. l3tochka Ответить

    Леромонотв отмечает в предисловии своего произведения: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа…» Поэт в своем романе ставит задачу раскрыть душу сложной и противоречивой личности и характера главного героя. Этому замыслу целиком и полностью подчинена композиция произведения. Главное особенность романа — это нарушение хронологии событий, описанных в романе. Если бы эта последовательность не была нарушена, события расположились бы в следующем порядке. Бывший гвардейский офицер Печорин, за что-то переведенный на Кавказ, едет к месту своего назначения. По дороге он заезжает в Тамань, где с ним происходят события, едва не стоившие ему жизни («Тамань»). Отсюда он приезжает в Пятигорск («Княжна Мери»). За дуэль с Грушницким он сослан на службу в крепость, где произойдут события, описанные в повестях «Бэла» и «Фаталист». Проходит несколько лет, Печорин, выйдя в отставку, едет в Персию. По дороге он последний раз встречается с Максимом Максимычем («Максим Максимыч»). Нарушив сознательно эту последовательность, Лермонтов, как известно, располагает повести в следующем порядке: «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист» — это происходит потому, что автор стремится — постепенно, шире и глубже раскрыть сложную натуру Печорина. В «Бэле» Печорин описан глазами Максима Максимыча — простого штабс-капитана, человека другого поколения, замечающего странности Печорина, но не способного дать им хотя бы какое-то объяснение. Лермонтову важен взгляд на «исключительную натуру» Печорина со стороны самого простого человека.
    В «Максиме Максимыче» мы уже не только слышим о Печорине рассказ проезжего офицера, но и видим героя его глазами. При этом важно, что Печорин и рассказчик — люди одного поколения. Поэтому последний не только видит, но и понимает странности Печорина, чувствует в отношении Печорина к обществу и свое отношение. Лермонтову очень важно подчеркнуть, что в своих взглядах Печорин не одинок.
    И, наконец, последние три повести можно было бы назвать «Печорин о Печорине». Это история его жизни, написанная им самим; она дается то в виде дневника («Княжна Мери»), то в форме записок, которые герой составил уже после происшедших с ним событий. Писатель стремится выделить, что исповедь Печорина искренняя и самокритичная.

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *