Что делать если потерял трудовую книжку в россии?

18 ответов на вопрос “Что делать если потерял трудовую книжку в россии?”

  1. Играющая с огнём Ответить

    Порядок действий при утрате документа сотрудником оговорен в Постановлении от 16 апреля 2003 года. Пункт 30 свидетельствует о том, что ответственность по восстановлению книжки лежит именно на работнике. В пункте 31 есть указание о необходимости немедленного оповещения работодателя об утрате документа. Для этого потребуется составить заявление в письменной форме. В течение 15 дней работодатель выдает дубликат книжки.

    Порядок действий

    Для восстановления ТК понадобятся следующие бумаги:
    Пустая ТК и вкладыш к ней, если он необходим.
    Трудовые договоры с предыдущих мест работы.
    Приказы об увольнении, назначении сотрудника и прочее.
    Справка из ПФР.
    Хорошо, если у человека есть копия трудовой книжки. Требуется заверять ее в отделе кадров при каждой смене работы.
    Первый шаг для восстановления документа – составление заявления работодателю. В законе нет четких указаний по составлению этого заявления. Оформляется оно в свободной форме. Направляется в отдел кадров последнего места работы. Новую трудовую книжку выдает именно работодателем на основании документов, предоставленных сотрудником. Подтвердить свою деятельность и стаж можно при помощи трудовых договоров, приказов о назначении. Получить документы можно по прежним местам работы. Для подтверждения своего стажа понадобится справка из Пенсионного фонда.
    ВАЖНО! Для подтверждения своего стажа понадобятся подлинники документов.
    ВНИМАНИЕ! Человек может позаботиться об упрощении восстановления наперед. Для этого потребуется копия трудовой книжки, заверенная по всем правилам. Если документ заверен, записи из копии просто переносятся в новую книжку. Сотруднику не придется бегать по бывшим местам работы. Это оптимальный вариант, так как, при большом стаже, не все записи удается восстановить. Некоторых мест работы может уже просто не существовать, так как компании имеют свойство закрываться.

    Восстановление книжки через ПФР

    Восстановление документа через ПФР – наиболее простой вариант. Это бесплатная и быстрая процедура. Рассмотрим шаги по восстановлению:
    Составление заявления о восстановлении ТК.
    Подача заявления лично или заказным письмом.
    Через 10 дней ПФР отправляет ответ, в котором указывается период работы сотрудника, его стаж и компании, в которых работал человек.
    ВАЖНО! Восстановление через ПФР – метод, имеющий ограничения. Персональный учет в фонде начал вестись относительно недавно, а потому таким путем можно получить не все данные. В частности, в ПФР хранятся сведения только за последние пять лет.

    Восстановление через государственный архив

    Данный метод актуален при наличии следующих обстоятельств:
    Предыдущие места работы закрыты.
    В ПФР отсутствует требуемая информация.
    Во всех остальных ситуациях имеет смысл воспользоваться другими методами, так как восстановление через архив – трудоемкая процедура. Для получения требуемой информации нужно отправить письменный запрос. Однако нужно быть готовыми к тому, что ответ придет нескоро.
    ВАЖНО! Если сотрудник работал вахтовым методом, то нужно направлять запросы в региональные архивы.

    Что делать, если последнее место работы было ликвидировано?

    Для восстановления нужно идти к своему предыдущему работодателю. Если данная компания были ликвидирована, то идти в ПФР или архивы бессмысленно, так как сотрудник не может самостоятельно вносить записи о трудовом стаже. Единственный выход из положения – обращение в суд. Требуется составить иск. Обращением в архивы и ПФР будет заниматься именно суд. На основании полученной информации оформляется дубликат.

    Потеря документа работодателем

    Если трудовая книжка была утеряна работодателем, то именно на него возлагается ответственность по восстановлению. К примеру, если произошла массовая потеря книжек, работодатель собирает комиссию для установления стажа всех работников. В нее входят только незаинтересованные лица:
    сотрудники других отделов;
    участники профсоюза;
    представители исполнительной власти.
    Если точные сведения о месте работы сотрудника отсутствуют, информацию должны подтвердить два свидетеля. По итогам осуществленной работы составляется акт. Пункт 34 Постановления, упомянутого ранее, указывает на использование акта при восстановлении.
    В законе не содержатся точные указания касательно действий при утере документа работодателем. При утрате большого количества книжек организация может быть оштрафована за ненадлежащее хранение по КоАП. Если компания потеряла документ, а потому не может выдать его при увольнении сотрудника, последний может запросить компенсацию.
    ВНИМАНИЕ! Если утерян документ одного сотрудника, работодатель проводит стандартные действия: обращается в ПФР, государственный фонд.

    Действия сотрудника

    Если у работника есть подозрения, что работодатель потерял документ умышленно, он может обратиться в Трудовую инспекцию. В суд имеет смысл идти только в том случае, если сотрудник уверен, что организация умышленно потеряла документ. В судебный орган можно идти при следующих обстоятельствах:
    Работодатель отказывается восстанавливать книжку без объяснения причин.
    Работодатель отрицает факт трудоустройства гражданина.
    Суд обязывает компанию позаботиться о выдаче дубликата.
    ВНИМАНИЕ! Суд является крайней мерой, так как мера предполагает трату времени, составление иска. Платить пошлину не нужно, так как дела, связанные с Трудовым кодексом, сборами не облагаются.

    Особенности заполнения дубликата ТК

    В дубликат вносится информация о суммарном стаже работы в годах, месяцах и днях. Конкретные места работы не указываются. Прописывается только последнее место работы. Данное оформление актуально в случае, если сотрудник не предоставил документов, подтверждающих его прочие места работы.
    На титульном листе документа ставится штамп о том, что книжка является дубликатом. Более подробно об оформлении дубликата трудовой книжки при утере можно прочитать, перейдя по ссылке в этом предложении.
    Простота восстановления трудовой книжки зависит от конкретного случая. Если предыдущий работодатель продолжает свою деятельность, а в ПФР есть все требуемые данные, то процедуру провести относительно просто. Все осложняется в случаях, когда данные невозможно получить, или бывший работодатель ликвидирован. Сотруднику придется обращаться в суд. В течение времени, пока не получен дубликат, довольно проблематично будет устроиться на работу. Поэтому о получении документа нужно позаботиться заблаговременно. Не стоит с этим тянуть ни сотруднику, ни работодателю.

  2. Shalas Ответить

    Госдума уже рассматривает законопроект о переходе на цифровые трудовые книжки. Когда это произойдет, вопрос, как восстановить трудовую книжку, если она утеряна, отпадет сам собой. Ведь все данные будут внесены в единый реестр ПФР. Но пока этого не произошло, процедуру стоит изучить.
    То, что в просторечии называют восстановлением, в законе определено как выдача дубликата взамен утерянного.
    Правило
    Восстановление трудовой = это выдача дубликата.
    Процесс оформления дубликата описан в Правилах ведения и хранения трудкнижек, которые были закреплены правительственным постановлением №225 от 16.04.2003.
    Еще один важный акт — Инструкция Минтруда №69 от 10.03.2003. Она содержит правила заполнения дубликата.

    Процедура получения дубликата

    Когда человек трудоустроен, ответственность за хранение его трудкнижки несет работодатель. Если она теряется в этот период, то чаще всего по недосмотру кадровых специалистов, реже — при чрезвычайной ситуации вроде пожара или аварии.
    Работники теряют книжки, как правило, в перерывах между трудоустройством и тогда приходят в новую компанию без подтверждения прошлого стажа. Еще один вариант утери — когда сотрудник получает книжку в отделе кадров для предъявления в какой-то орган, но не приносит обратно.
    Важно!
    Последний работодатель выписывает дубликат, вне зависимости от того, кто потерял или испортил оригинал. А вот заниматься поиском подтверждающих бумаг, оплачивать пошлины и прочие издержки, если они будут, должен виновник.

    Если потерял работник

    Перед тем как восстановить трудовую книжку при утере работником, кадровик должен получить заявление с просьбой о выдаче дубликата и объяснением причин потери. Это требование пункта 31 Правил. Этим же пунктом предусмотрено, что у кадровой службы есть на восстановление максимум 15 дней.
    Срок, в который работник должен запросить дубликат, законом не ограничен. Человек может прийти к вам на следующий день после потери или через год. Отказывать в выдаче нельзя. Требовать доказательства пропажи — тоже.
    Чтобы получить правильно оформленный дубликат рабочего паспорта, работник должен предъявить документы, которые подтверждают его стаж. Эти акты дают возможность как восстановить записи в трудовой книжке, так и посчитать общий стаж. Ваша задача, как кадровика — помочь человеку в сборе обоснований. Стоимость бланка для дубликата надо удержать с работника.
    Важно!
    Если человек по каким-либо причинам не хочет обращаться к последнему работодателю, можно оформить новую трудкнижку. Закон дает такое право. Общий трудовой стаж при этом теряется. Вы должны объяснить это соискателю и при необходимости подсказать, как восстановить потерянную трудовую книжку.

    Если потерял работодатель

    Испорчена ли только одна книжка или произошла массовая утеря этих документов — работники не должны писать никаких заявлений. Все действия по восстановлению осуществляет кадровая служба:
    Если потеряна или испорчена одна трудкнижка. Надо вычислить общий рабочий стаж, опираясь на документы в текущей компании и запросив сведения у бывших работодателей.
    Если случилась массовая порча. Первым делом надо получить основание для оформления дубликатов. Для этого собирают специальную комиссию, куда наряду с руководством компании должны входить представители трудящихся и местной администрации. Комиссия расследует обстоятельства порчи или утери и составляет акт, на основании которого кадровики выписывают дубликаты трудовых.
    Расходы на новые бланки несет работодатель.

    Восстановление трудовой книжки работодателем: какие нужны документы

    Для расчета общего стажа используются Правила, утвержденные постановлением Правительства №1015 от 02.10.2014. Согласно этому акту, к документам, которые служат базой для определения стажа, относят:
    Трудовой договор.
    Справки с прошлых мест работы.
    Архивные выписки о периодах работы у прошлых работодателей.
    Приказы о трудоустройстве или увольнении.
    Зарплатные ведомости.
    Справки из колхозов.
    В идеале нужны оригиналы. Но если их нет, можно сделать копии, но их обязательно надо заверить мокрыми печатями и подписями.
    Важно!
    Некоторые работники приносят ксерокопии утерянных книжек и просят по ним оформить дубликат. Идти навстречу этим просьбам нельзя. Копия поможет вам соблюсти хронологию при внесении записей, но основанием будут только надлежащим образом оформленные документы.

    Оформление дубликата

    Для расчета пенсии достаточно записи об общем стаже. Но в деле подтверждения опыта и квалификации перед новыми работодателями он не поможет. Поэтому часто возникает вопрос, если утеряна трудовая, — как восстановить записи. Это можно сделать, только если есть подтверждающие бумаги с предыдущих мест работы. Вносить данные без документального обоснования — это нарушение закона.
    Вот как восстановить трудовую книжку при потере, согласно Инструкции по заполнению трудкнижек:
    Шаг 1. На первой странице в правом верхнем углу сделать надпись «Дубликат».
    Шаг 2. Внести сведения о сотруднике так же, как это делается при заполнении новой трудкнижки.
    Шаг 3. Заполнить раздел «Сведения о работе».
    Указать общий стаж, который был у работника до прихода к последнему работодателю. Пример записи: «Общий стаж работы составляет 12 лет 3 месяца 11 дней».
    На основании имеющихся документов заполнить графы 2–3: время приема на прошлую работу, должность и другие сведения, дату и причину увольнения.
    В графу 4 записать данные о документе, обосновывающем запись. То есть, например, не «приказ №543» как было бы в оригинале, а «заверенная копия приказа №543»
    Важно!
    Записи делать нельзя, если нет документов, которые подтверждают данные во всех графах. Придется ограничиться указанием общего стажа. Если работник придет с запросом, мол, потерял трудовую книжку, как восстановить записи, ему надо четко объяснить, что придется заняться сбором документов. Инструкция обязывает работодателя помогать в этом работнику.

    Потеряна трудовая книжка — как восстановить в сложных случаях

    Если у работника есть возможность обратиться к прошлому работодателю, вопрос оформления дубликата утерянной трудкнижки становится чисто техническим: надо собрать подтверждающие документы и написать заявление на восстановление.
    Но можно ли восстановить трудовую книжку при утере, если последняя компания, в которой работал человек, ликвидирована? Да, можно. Правда, это сложнее.
    Прежде всего, надо найти правопреемника этого предприятия. Если он есть, получить первичные документы или их заверенные копии.
    Если правопреемника нет, надо обращаться в архив. В заявлении указать имя работника, период, за который нужны документы, цель получения справок. Полученные акты служат законным основанием для внесения данных в трудкнижку.

    Научим работать с трудовыми книжками и подготовим к переходу на электронный формат

  3. Drelanin Ответить

    Работодатель потерял трудовую книжку работника. Что делать?
    В про­цес­се тру­до­вой де­я­тель­но­сти ра­бот­ни­ка тру­до­вая книж­ка все­гда на­хо­дит­ся в рас­по­ря­же­нии ра­бо­то­да­те­ля. На прак­ти­ке воз­мож­ны си­ту­а­ции, когда ра­бо­то­да­тель по­те­рял тру­до­вую книж­ку. Что де­лать в такой си­ту­а­ции ра­бот­ни­ку и ра­бо­то­да­те­лю? По­ста­ра­ем­ся дать ответ на этот во­прос для обоих субъ­ек­тов тру­до­вых пра­во­от­но­ше­ний.
    Утрата трудовой книжки работодателем
    Тру­до­вая книж­ка – это важ­ный до­ку­мент, ко­то­рый со­дер­жит све­де­ния о тру­до­вой де­я­тель­но­сти и стаже со­труд­ни­ка.
    Форма и по­ря­док со­став­ле­ния тру­до­вых кни­жек утвер­жде­ны в двух нор­ма­тив­ных пра­во­вых актах:
    в Пра­ви­лах, за­креп­лен­ных По­ста­нов­ле­ни­ем Пра­ви­тель­ства РФ от 16 ап­ре­ля 2003 года N 225 (далее – Пра­ви­ла);
    в Ин­струк­ции, за­креп­лен­ной По­ста­нов­ле­ни­ем Мин­тр­у­да РФ от 10 ок­тяб­ря 2003 года N 69 (далее – Ин­струк­ция).
    Ра­бо­то­да­тель ведет ука­зан­ный до­ку­мент на всех со­труд­ни­ков, ко­то­рые осу­ществ­ля­ют у него ос­нов­ную ра­бо­ту по найму более 5 дней.
    Ра­бот­ник, име­ю­щий тру­до­вую книж­ку, обя­зан от­дать ее сво­е­му ра­бо­то­да­те­лю при тру­до­устрой­стве (ста­тья 65 Тру­до­во­го ко­дек­са РФ).
    Если ра­бот­ник тру­до­устро­ил­ся впер­вые, ра­бо­то­да­тель за­во­дит на него тру­до­вую книж­ку (ста­тья 66 Тру­до­во­го ко­дек­са РФ).
    Уволь­не­ние ра­бот­ни­ка в обя­за­тель­ном по­ряд­ке со­про­вож­да­ет­ся вы­да­чей ра­бот­ни­ку тру­до­вой книж­ки на руки (ста­тья 84.1 Тру­до­во­го ко­дек­са РФ).
    Утра­та тру­до­вой книж­ки вле­чет обя­зан­ность ра­бо­то­да­те­ля офор­мить новую тру­до­вую книж­ку на ос­но­ва­нии со­от­вет­ству­ю­ще­го за­яв­ле­ния ра­бот­ни­ка (ста­тья 65 Тру­до­во­го ко­дек­са РФ).
    Штраф за утрату трудовой книжки работодателем
    Необ­хо­ди­мо пом­нить, что на ос­но­ва­нии пунк­та 45 Пра­вил ра­бо­то­да­тель (или упол­но­мо­чен­ное им лицо) несет от­вет­ствен­ность за хра­не­ние тру­до­вых кни­жек. На­ру­ше­ние Пра­вил (в т.ч., если ра­бо­то­да­тель по­те­рял тру­до­вую книж­ку) вле­чет от­вет­ствен­ность.
    Важ­ным яв­ля­ет­ся тот факт, что Пра­ви­ла, уста­нав­ли­вая ука­зан­ную от­вет­ствен­ность, четко не ре­гу­ли­ру­ют слу­чаи утра­ты од­но­го та­ко­го до­ку­мен­та.
    В част­но­сти, из пунк­та 34 Пра­вил сле­ду­ет, что если ра­бо­то­да­тель по­те­рял тру­до­вые книж­ки мас­со­во по при­чине раз­лич­ных ЧС (по­жа­ры, на­вод­не­ния, ура­га­ны, мас­со­вые бунты и т.п.), то ин­фор­ма­ция о стаже ра­бот­ни­ков вос­ста­нав­ли­ва­ет­ся спе­ци­аль­ной ко­мис­си­ей в субъ­ек­те РФ.
    Пункт 31 Пра­вил ре­гу­ли­ру­ет си­ту­а­цию, когда ра­бот­ник утра­тил тру­до­вую книж­ку. В этом слу­чае ему вы­да­ет­ся дуб­ли­кат.
    В слу­чае же, если ра­бо­то­да­тель по­те­рял тру­до­вую книж­ку ра­бот­ни­ка, то по­след­не­му также над­ле­жит на­пра­вить ра­бо­то­да­те­лю за­яв­ле­ние с прось­бой о вы­да­че дуб­ли­ка­та тру­до­вой книж­ки, т.к. иной по­ря­док за­ко­ном не преду­смот­рен.
    Ос­нов­ной нега­тив­ный мо­мент за­клю­ча­ет­ся в том, что для оформ­ле­ния дуб­ли­ка­та ра­бот­ни­ку необ­хо­ди­мо ка­ким-то об­ра­зом под­твер­дить свой стаж и пе­ри­о­ды тру­до­вой де­я­тель­но­сти до мо­мен­та тру­до­устрой­ства к ра­бо­то­да­те­лю, ко­то­рый по­те­рял тру­до­вую книж­ку ра­бот­ни­ка. Во­прос, что де­лать в этом слу­чае, на­пря­мую за­ко­но­да­тель­ством не уре­гу­ли­ро­ван.
    Тру­до­вое за­ко­но­да­тель­ство (в дан­ном слу­чае Тру­до­вой ко­декс РФ, Пра­ви­ла, Ин­струк­ция) не преду­смат­ри­ва­ет кон­крет­но­го спис­ка до­ку­мен­тов, ко­то­рые могли бы под­твер­ждать стаж ра­бо­ты, пред­ше­ству­ю­щий тру­до­устрой­ству к по­след­не­му ра­бо­то­да­те­лю.
    В ка­че­стве таких до­ку­мен­тов, к при­ме­ру, можно учи­ты­вать тру­до­вые до­го­во­ры, за­клю­чен­ные с преды­ду­щи­ми ра­бо­то­да­те­ля­ми, справ­ку от таких ра­бо­то­да­те­лей о стаже ра­бот­ни­ка, вы­пис­ку из ин­ди­ви­ду­аль­но­го ли­це­во­го счета за­стра­хо­ван­но­го лица по форме СЗИ-5 и т.п.
    На ос­но­ва­нии пунк­та 7.2 Ин­струк­ции, если из­го­то­ви­те­лем дуб­ли­ка­та для уста­нов­ле­ния стажа ра­бот­ни­ка за­пра­ши­ва­лись ори­ги­на­лы до­ку­мен­тов у дру­гих ра­бо­то­да­те­лей, то после ко­пи­ро­ва­ния их над­ле­жит вер­нуть. Со­дей­ствие ра­бот­ни­ку в по­лу­че­нии до­ку­мен­тов для вос­ста­нов­ле­ния све­де­ний о стаже яв­ля­ет­ся обя­зан­но­стью, а не пра­вом ра­бо­то­да­те­ля.
    Сле­ду­ет пом­нить, что со­глас­но пунк­ту 32 Пра­вил, если в до­ку­мен­тах, под­твер­жда­ю­щих стаж, от­сут­ству­ет пол­ная ин­фор­ма­ция о тру­до­вой де­я­тель­но­сти в про­шлом, то в дуб­ли­кат тру­до­вой книж­ки за­пи­сы­ва­ет­ся толь­ко ин­фор­ма­ция, ко­то­рая есть в этих до­ку­мен­тах.
    Со­глас­но пунк­ту 35 По­ряд­ка несвое­вре­мен­ная вы­да­ча уво­лен­но­му ра­бот­ни­ку тру­до­вой книж­ки по вине ра­бо­то­да­те­ля (в т.ч. в слу­чае утра­ты тру­до­вой книж­ки ра­бо­то­да­те­лем) по­вле­чет для по­след­не­го необ­хо­ди­мость вы­пла­ты ра­бот­ни­ку не по­лу­чен­но­го за весь срок за­держ­ки за­ра­бот­ка. Датой же пре­кра­ще­ния тру­до­во­го до­го­во­ра будет при­знан день, когда ра­бо­то­да­тель обес­пе­чит по­лу­че­ние ра­бот­ни­ком тру­до­вой книж­ки.
    Ана­ло­гич­ное по­ло­же­ние со­дер­жит­ся в ста­тье 234 Тру­до­во­го ко­дек­са РФ.
    Сле­до­ва­тель­но, если ра­бот­ник уво­лен без тру­до­вой книж­ки, ему сле­ду­ет об­ра­тить­ся в суд с тре­бо­ва­ни­ем о взыс­ка­нии непо­лу­чен­но­го за­ра­бот­ка.
    Кроме этого, ра­бо­то­да­те­лю сле­ду­ет не за­бы­вать об ад­ми­ни­стра­тив­ной от­вет­ствен­но­сти за на­ру­ше­ние тру­до­во­го за­ко­но­да­тель­ства, уста­нов­лен­ной ча­стью 1 ста­тьи 5.27 Ко­дек­са об ад­ми­ни­стра­тив­ных пра­во­на­ру­ше­ни­ях.https://glavkniga.ru/situations/s502836

  4. Dagelv Ответить

    “Отдел кадров”, 2008, N 1
    Если работник потерял трудовую книжку
    Согласно ст. 65 ТК РФ при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, должно предъявить работодателю трудовую книжку. Она является основным документом, содержащим всю информацию о трудовом стаже работника, приеме на работу, переводе на другую постоянную работу, повышении квалификации, поощрениях и награждениях, об увольнении с указанием причин и ссылок на статью ТК РФ.
    Однако на практике нередко возникают ситуации, когда при устройстве на работу сотрудник заявляет, что потерял трудовую книжку. Или она находится в плачевном состоянии: порвана, обгорела, испачкана и т.п. Как поступить в данной ситуации? Завести новую или оформить дубликат? Какие сведения следует заносить в дубликат? Какие документы в таком случае подтверждают трудовой стаж?
    Трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника (ст. 66 ТК РФ). Ее форма, порядок ведения и хранения, а также порядок изготовления бланков трудовых книжек и обеспечение ими работодателей установлены следующими нормативно-правовыми актами:
    – Трудовым кодексом;
    – Инструкцией по заполнению трудовых книжек, утвержденной Постановлением Минтруда России от 10.10.2003 N 69 (далее – Инструкция);
    – Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 (далее – Правила).
    В случае отсутствия трудовой книжки у лица, принимаемого на работу, можно поступить следующим образом:
    1) завести новую трудовую книжку;
    2) оформить дубликат.
    Заводим новую трудовую книжку
    Статья 65 ТК РФ предусматривает, что, если у лица, поступающего на работу, отсутствует трудовая книжка в связи с ее утратой, повреждением или по иной причине, работодатель обязан по письменному заявлению этого лица (с указанием причины отсутствия трудовой книжки) оформить новую.
    Как видно из содержания приведенной нормы, в данном случае закон возлагает обязанность по оформлению работнику трудовой книжки именно на нового работодателя. При этом оформление новой трудовой книжки не зависит от причины ее отсутствия. Главное, чтобы работник написал заявление с просьбой завести новую с указанием причины отсутствия прежней (утрата, хищение, повреждение и т.п.).
    Вносить сведения о предыдущих местах работы новый работодатель не имеет права, так как по действующим правилам их можно внести только в дубликат, а не в новую трудовую книжку.
    Если же сотрудник хочет восстановить записи о прошлой работе, то нужно разъяснить ему, что в соответствии с п. 31 Правил лицо, утратившее трудовую книжку, обязано немедленно заявить об этом работодателю по последнему месту работы. Именно этот работодатель и выдает бывшему работнику другую трудовую книжку или вкладыш к ней с надписью “Дубликат” в правом верхнем углу первой страницы.
    В Правилах ничего не говорится о том, в какой срок после увольнения работник может обратиться за дубликатом, также ничего не сказано и о количестве таких обращений. Кроме этого, работник вправе самостоятельно решить, какое место своей работы он считает последним, и может обратиться за выдачей дубликата как по последнему, так и предпоследнему месту работы даже через несколько лет после увольнения.
    Согласно п. 7.2 Инструкции работодатель обязан оказать помощь бывшему работнику в получении документов, подтверждающих стаж его работы. Однако форма подобной помощи не установлена. Это может быть как полностью самостоятельный сбор информации по трудовому стажу работника, так и содействие в написании писем-запросов.
    Записи о трудовом стаже в дубликате работника могут быть созданы на основании двух групп документов:
    – документов, подтверждающих его трудовой стаж до регистрации в ПФР в качестве застрахованного лица;
    – документов, подтверждающих его страховой стаж после регистрации в качестве застрахованного лица в ПФР.
    До регистрации гражданина в ПФР в качестве застрахованного лица стаж подтверждается документами, перечень которых содержится в п. 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 N 555 (далее – Правила подсчета). Это письменные трудовые договоры, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы. Кроме этого, при восстановлении трудовой книжки можно использовать данные формы N СЗВ-К, которая утверждена Постановлением Правления ПФР от 31.07.2006 N 192п “О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и Инструкции по их заполнению” (далее – Постановление N 192п), поскольку она заполнялась на основании трудовой книжки и других документов, подтверждающих трудовой стаж.
    После регистрации гражданина в качестве застрахованного лица периоды работы и (или) иной деятельности подтверждаются документами о внесении соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом ПФР на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (п. 34 Правил подсчета).
    Таким образом, сведения, содержащиеся в Выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица (форма N СЗИ-5 утверждена Постановлением N 192п), имеют преимущественное значение для установления продолжительности стажа после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица (дата регистрации в ПФР будет указана в выписке) и могут лежать в основе оформления дубликата.
    В любом случае рекомендуется проконсультироваться у специалистов ПФР либо Минздравсоцразвития и при отрицательном ответе о возможности использования данных выписки для оформления дубликата. Дубликат трудовой книжки данного работника будет содержать только информацию из имеющихся у него документов.
    Оформляем дубликат
    Если ваша организация оказалась последним местом работы и к вам обратился бывший работник с просьбой об оформлении дубликата трудовой книжки, то вам нужно поступить следующим образом.
    Прежде всего делается запись в графе 3 раздела “Сведения о работе” об общем и/или непрерывном трудовом стаже работника, подтвержденном соответствующими документами.
    Общий стаж работы записывается суммарно, то есть указывается общее количество лет, месяцев, дней работы без уточнения организаций, периодов работы и должностей работника. Если у него есть документы, содержащие информацию об отдельных периодах работы в прошлом, то она заносится в дубликат так же, как и при заполнении оригинала.
    В графе 2 указывается дата приема на работу, а в графе 3 – наименование работодателя, структурное подразделение и должность, специальность, профессия с указанием квалификации, а также сведения о переводе на другую постоянную работу у того же работодателя.
    Затем в графе 2 пишется дата увольнения, а в графе 3 – причина увольнения, если в представленном работником документе имеются такие данные.
    Потом в графе 4 указывается наименование, дата и номер документа, на основании которого произведены соответствующие записи в дубликате.
    Никакими подписями и печатями записи не заверяются. Справки или иные документы, на основании которых оформляется дубликат, должны быть возвращены работнику. В кадровой службе остаются копии этих документов.
    Кроме записи о работе в предпоследних организациях, необходимо внести информацию о работе и награждениях в той организации, которая восстанавливает трудовую книжку (см. образец на с. 28).
    Сведения о работе
    N
    записи
    Дата
    Сведения о приеме на работу,
    переводе на другую постоянную
    работу, квалификации, увольнении
    (с указанием причин и ссылкой
    на статью, пункт закона)
    Наименование,
    дата и номер
    документа,
    на основании
    которого внесена
    запись
    число
    месяц
    год
    1
    2
    3
    4
    Общий стаж до поступления на работу
    в ЗАО “Компания Арго” составляет
    4 года 3 месяца 12 дней
    Общество с ограниченной
    ответственностью “Встреча”
    (ООО “Встреча”)
    1
    10
    02
    2002
    Принят на должность оператора ПК
    Справка от
    01.10.2007 N 34
    2
    15
    02
    2004
    Уволен по собственному желанию,
    Справка от
    пункт 3 части первой статьи 77
    01.10.2007 N 34
    Трудового кодекса Российской
    Федерации
    Общество с ограниченной
    ответственностью “Полет”
    (ООО “Полет”)
    3
    20
    02
    2004
    Принят в отдел информационных
    Справка от
    технологий на должность менеджера
    10.10.2007 N 12
    4
    01
    10
    2004
    Переведен на должность старшего
    Справка от
    менеджера
    10.10.2007 N 12
    5
    22
    05
    2006
    Уволен по соглашению сторон, пункт 1
    Справка от
    части первой статьи 77 Трудового
    10.10.2007 N 12
    кодекса Российской Федерации
    Закрытое акционерное общество
    “Компания Арго”
    (ООО “Компания Арго”)
    6
    15
    07
    2006
    Принят в отдел продаж на должность
    Приказ от
    менеджера
    15.07.2006 N 2-к
    7
    30
    04
    2008
    Уволен по собственному желанию,
    Приказ от
    пункт 3 части первой статьи 77
    30.04.2008 N 28-к
    Трудового кодекса Российской
    Федерации
    Инспектор отдела кадров Карпова Т.И.
    Работник Марков М.И.
    Тот факт, что теперь сотрудник может прийти устраиваться на работу и без трудовой книжки, заявив, что он ее потерял, может быть на руку недобросовестным работникам, уволенным за прогулы, пьянство и прочие нарушения трудовой дисциплины, поскольку отследить эти моменты без трудовой книжки становится практически невозможно. Компания же должна будет выполнить требования законодательства – оформить новую трудовую книжку.
    В таком случае мотивировать отказ в приеме на работу, не нарушив при этом ст. 64 ТК РФ, можно по следующим основаниям:
    – отсутствие требуемого стажа работы по специальности, подтвержденного трудовой книжкой, за исключением времени работы у работодателя – физического лица, поскольку в этом случае подтверждающим документом является письменный трудовой договор, зарегистрированный в соответствующем органе местного самоуправления (ч. 3 ст. 303, ст. 309 ТК РФ);
    – несоответствие стажа работы по специальности квалификационным (профессиональным) требованиям (содержащимся в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих и Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих) поручаемой работы.
    Можно разъяснить соискателю, что в подтверждение своего стажа ему необходимо принести копии приказов, трудовых договоров, выписки с предыдущих мест работы, а до этого в приеме на работу ему отказано. В соответствии с требованием ст. 64 ТК РФ это может быть сделано письменно.
    В.В.Аскарова
    Эксперт журнала
    “Отдел кадров”
    Подписано в печать
    24.06.2008
    работодатель потерял трудовую книжкуоформление дубликата трудовой книжки образецесли работодатель потерял трудовую книжкусправка о подтверждении трудового стажа образецможно ли завести новую трудовую книжку

  5. Dianardin Ответить

    Заявление об оформлении дубликата необходимо дополнить:
    Справками с предыдущих мест работы. Они должны содержать дату начала трудовых отношений и увольнения, должность и номер приказа.
    Заверенной копией ТК (если она есть).
    Другими документами, подтверждающими стаж – выписками из приказов о приеме в организацию, увольнении, договорами с работодателями и др.
    Справками из архива. Они потребуются, если предприятие уже прекратило работу.
    Справками из ПФ, если нет других вариантов подтверждения стажа.

    Заявление на восстановление трудовой книжки

    В нем необходимо указать:
    Должность руководителя организации, его фамилия, имя и отчество.
    Такую же информацию о заявителе.
    Причины, по которой ТК была утеряна.
    Просьбу о выдаче ее дубликата.
    Список прежних мест работы. По каждому указать название организации, должность, даты приема и увольнения, данные документа, который подтверждает это.
    Перечень справок, которые приложены к заявлению.
    Дату составления, подпись, расшифровку.

    Кто заполняет дубликат

    Этим занимается отдел кадров по месту подачи заявления:
    Текущей работы – для трудоустроенных.
    Последней организации, где человек трудился – для безработных.

    Видео

    Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!

  6. Gavigra Ответить

    Трудовая книжка, как и любой бумажный документ, может быть утеряна или безвозвратно испорчена. Это совсем не означает, что в такой ситуации работник утрачивает всю информацию о своем стаже. Законодательством регламентирована возможность выдачи дубликата трудовой книжки, поэтому восстановить этот важный документ вполне возможно. Другое дело, что иногда это довольно непросто. Мы изучили все возможные способы и расскажем, как восстановить трудовую книжку при утере.
    Процедура регламентирована Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков и обеспечения ими работодателей, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225. Изначальный документ восстановлению не подлежит, но его владелец вправе получить дубликат, который будет содержать все или почти все сведения, которые были в оригинале.

    Законодательные нормы, которые подскажут, как восстановить трудовую книжку, если она утеряна

    Возможность восстановления этого важного документа определена правилами его ведения и хранения, а вот порядок внесения сведений в дубликат и требования к его оформлению приведены в Инструкции по заполнению ТК, утвержденной постановлением Минтруда РФ от 10.10.2003 N 69. Оба этих нормативно-правовых акта являются альфой и омегой как для кадровых работников и различных государственных органов, так и для человека, который хочет восстановить стаж. Трудовой кодекс в этом случае никаких рекомендаций не дает.

    Неприятности, которые могут произойти с книжкой

    Документ с записями о стаже гражданина должен храниться в организации, где он трудоустроен. На руках ТК по закону хранится только у безработного гражданина, которому придется восстанавливать ее самостоятельно, в случае порчи или утраты. Хранить дома ТК вправе человек, работающий дистанционно, если он договорился об этом с руководством организации, которая находится в другом городе или даже регионе.
    Что может случиться с этим документом? Трудовую книжку может:
    потерять сам работник;
    потерять отдел кадров организации;
    потерять государственный орган или служба (например, Пенсионный фонд);
    привести в негодность в результате механического или иного повреждения любое лицо.
    Кроме того, документ может быть утерян или испорчен в результате чрезвычайного происшествия массового характера. Эта ситуация отдельно регулируется законодательством и восстановить ТК в такой ситуации, чаще всего, намного проще, чем в индивидуальном случае.

    Действия работодателя при найме нового работника без ТК

    На работу пришел устраиваться человек, у которого утеряна трудовая книжка, как восстановить которую, он не знает. Если работодатель не интересуется сведениями о его предыдущих местах работы, он вправе не отправлять такого соискателя самостоятельно восстанавливать информацию, а принять его сразу с заведением нового документа. Для этого соискателю придется написать заявление о том, что до этого ТК ему не заводилась. Восстановления в этом случае не произойдет. Фактически, сведения о стаже понадобятся такому сотруднику в дальнейшем, для оформления пенсии, и ему все равно придется самостоятельно делать себе дубликат и обращаться в Пенсионный фонд для восстановления стажа.
    Если новый сотрудник все же принес трудовую книжку, но она оказалась испорчена и вести ее дальше невозможно, работодатель самостоятельно заведет дубликат, тем самым начав процедуру восстановления, и перенести в него все возможные сведения о работе из старой книжки.

    Трудовая книжка утеряна работником

    Когда человек трудоустроен, его кадровая документация хранится в организации, и за нее отвечает кадровик. Однако, в силу норм статьи 62 ТК РФ гражданин вправе попросить выдать ему на руки трудовую книжку для оформления пенсии и обращения в Пенсионный фонд. Кроме того, иногда кадровые специалисты сами нарушают инструкции и выдают трудовую на руки по личной просьбе для других дел, нарушая инструкцию. В таких ситуациях гражданин и может совершить утерю или порчу.
    Если такая неприятность произошла, человек обязан незамедлительно поставить об этом в известность свое руководство. Затем он пишет заявление о восстановлении данных и выдаче дубликата. На рассмотрение этого заявления и выдачу дубликата работодателю дается всего 15 дней. Самый важный момент в этом процессе — правильно оформить это самое заявление. Никаких сложностей это не составляет, так как заявление пишется в произвольной текстовой форме на имя руководителя организации работодателя. Вот пример текста:
    Генеральному директору
    ООО «Пример»
    И.И.Иванову
    от машиниста 2-го разряда
    Антропова Владислава Константиновича
    Заявление
    Прошу оформить мне дубликат трудовой книжки в связи с ее утерей на основании п. 31 Правил
    ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей,
    утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. N 225, в установленные сроки
    15 сентября 2019 года
    Подпись /В.К.Антропов/
    Самая простая ситуация складывается в том случае, если такой сотрудник до устройства в компанию больше нигде не работал. В этом случае ему можно произвести восстановление и выдать дубликат на основании тех оригинальных данных, которые есть в распоряжении отдела кадров. Тогда восстановление трудовой книжки происходит по следующему алгоритму:
    Шаг 1. Человек оплачивает или приобретает самостоятельно чистый бланк (в случае если утеря произошла по его вине без участия работодателя).
    Шаг 2. Отдел кадров заполняет бланк, на котором от руки или в виде штампа ставится слово “дубликат” в правом верхнем углу первой страницы. Данные гражданина вписываются в строгом соответствии с его паспортом, а данные о его специальности — на основании документа об образовании (диплома, свидетельства и т.п.). Даже если в старом бланке была исправлена фамилия на основании свидетельства о браке, в новый документ вносится действующая фамилия и никаких отметок о ее изменении не ставится.

    Шаг 3. Отдел кадров вносит в новый бланк известные ему сведения о работе, включая постоянные переводы, и об увольнении гражданина. Эти записи делают на основании трудового договора, дополнительных соглашений к нему и информации, вписанной в личную карточку формы Т-2.
    Шаг 4. Специалист-кадровик заполняет раздел о награждениях и поощрениях. Запись делают только на основании документов, хранящимся в организации (приказам, распоряжениям и др.).
    Шаг 5. Записи не заверяются печатью работодателя, пока гражданин продолжает работать в организации.
    Если же в трудовой книжке, которая была утеряна или испорчена были данные о стаже работы в других организациях, восстановление трудовой книжки становится сложнее. Сведения о работе необходимо вносить в восстановленный бланк только на основании подтверждающих документов. Правда, если старый бланк не утерян, а только получил повреждения, но записи читаются, он может принять его за подтверждающий документ и записать срок стажа на основании прежней информации. Наименования старых организаций-работодателей в этом случае не указываются, а делается общая запись такого вида:

  7. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *