Что означает слово фрагмент 3 класс литературное чтение?

10 ответов на вопрос “Что означает слово фрагмент 3 класс литературное чтение?”

  1. dmv130682 Ответить

    IV. Итог урока.
    – Какие чувства пробудил в вас сегодняшний урок?
    – Что больше всего понравилось, произвело впечатление?
    – Что бы вы хотели изменить в уроке?
    Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворений «Детство», «Зима» И. З. Сурикова (с. 72–77, часть 1-я), выучить наизусть один из отрывков: из стихотворения «Детство» 1–4-ю строфы, из стихотворения «Зима» 1–3-ю строфы.
    Урок 15
    ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК
    ПО ПОЭТИЧЕСКОЙ ТЕТРАДИ 1

    Цели: обобщить знания учащихся по изученной теме; расширять кругозор учащихся, прививать интерес к литературе, развивать мышление учеников.
    Ход урока
    I. Организационный момент.
    II. Обобщение и закрепление знаний учащихся.
    – Мы закончили чтение стихов из первой поэтической тетради. Какое название можно было бы дать этой поэтической тетради?
    – Какой общей темой объединены стихотворения, помещенные в первую поэтическую тетрадь?
    – Мы познакомились со стихами русских поэтов XIX века. А знаете ли вы, чем стихотворение отличается от прозы?
    – Что такое рифма?
    – В переводе с греческого слово «рифма» означает «соразмерность». Рифма – созвучие концов стихотворных строк.
    – Найдите рифмы в одном из прочитанных нами стихотворений.
    Учащиеся находят рифмующиеся слова, а затем зачитывают их классу. Данную работу дети могут выполнять и в парах.
    Учителю следует обратить внимание учащихся на то, что слова в стихотворениях могут рифмоваться по-разному.
    Например:
    Не гонял я волн морских,
    Звезд не трогал золотых;
    Ядитя оберегал
    Колыбелечку качал!
    * * *
    Зреет рожь над жаркой нивой,
    И от нивы и до нивы
    Гонит ветер прихотливый
    Золотые переливы.
    – Вспомните, из какого стихотворения эти строки, кто их автор.
    * * *
    Полюбуйся: весна наступает,
    Журавли караваном летят,
    В ярком золоте день утопает
    И ручьи по оврагам шумят.
    (И. С. Никитин. «Полно, степь моя,
    спать беспробудно».)
    * * *
    Люблю грозу в начале мая,
    Когда весенний первый гром,
    Как бы резвяся и играя,
    Грохочет в небе голубом.
    (Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза».)
    * * *
    Вот моя деревня;
    Вот мой дом родной;
    Вот качусь я в санках
    По горе крутой.
    (И. З. Суриков. «Детство».)
    Физкультминутка
    III. Изучение нового материала.
    Учащиеся читают стихи, которые им больше всего понравились из поэтической тетради № 1.
    IV. Итог урока.
    – Какое настроение осталось у вас от урока?
    – Что больше всего понравилось?
    Урок 16
    АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН.
    «ЗА ВЕСНОЙ, КРАСОЙ ПРИРОДЫ…»,
    «УЖ НЕБО ОСЕНЬЮ ДЫШАЛО…»,
    «В ТОТ ГОД ОСЕННЯЯ ПОГОДА…»

    Цели: продолжать знакомить учащихся с произведениями А. С. Пушкина, прививать детям интерес к литературе, расширять кругозор учеников, работать над развитием выразительной речи.
    Ход урока
    I. Организационный момент.
    II. Проверка домашнего задания.
    – В его сказках все волшебно. Стихи его прекрасны. Они звучат, как музыка. «Солнце русской поэзии» – так называли его и называют сейчас. Кто он?
    – Совершенно верно, это Александр Сергеевич Пушкин. Рассмотрите портреты поэта, помещенные в ваших учебниках.
    – Что хотите сказать?
    – Каким вы представляете себе поэта?
    – Что можете сказать о его внутренних качествах?
    – Александр Сергеевич Пушкин прожил недолгую, но удивительно яркую жизнь. Он писал коротко и сжато, каждое слово у него полно смысла и поэтичности. Стихи его наполнены необыкновенной художественной прелестью, яркостью и ясностью образов, в них – блеск ума, виртуозное владение словесными средствами – ритмом, звуками…
    Большую роль в становлении поэта сыграло его обучение в Царскосельском лицее, которое сам Пушкин считал своим главным «везением» (учащиеся рассматривают литографию Лицея в Царском Селе).
    (Литография – старейший способ печати, печатание с плоской поверхности камня, на котором сделан рисунок.)
    В Лицее будущий поэт учился не только языкам и наукам, но и искусству стихосложения. Здесь у него были прекрасные учителя, здесь он встретил своих лучших друзей. Годы, проведенные в Лицее, были одними из счастливейших, если не самыми счастливыми, в жизни поэта.
    А. С. Пушкин – автор не только множества прекрасных стихотворений, замечательных сказок, но также повестей, романов, поэм.
    – И сегодня мы познакомимся с отрывками из романа Пушкина «Евгений Онегин» и поэмы «Цыганы».
    III. Работа над произведениями.
    – Пушкин не раз, и в прозе и в стихах, повторял, что осень – его любимое время года. Осенью он лучше всего и больше всего писал, на него находило «вдохновение», особое состояние, «блаженное расположение духа…».
    В роман «Евгений Онегин» А. С. Пушкин включил несколько поэтических описаний русской деревенской природы в разные времена года, и одно из них, конечно, описание осени.
    Учитель читает отрывок из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» «Уж небо осенью дышало…».
    – Каким настроением проникнуто стихотворение?
    – Почему так считаете?
    – Как бы вы прочитали стихотворение?
    Далее следует упражнение в чтении стихотворения.
    Физкультминутка
    – Другой отрывок из романа «Евгений Онегин», который мы прочитаем сегодня, – описание наступления зимы.
    Учитель выразительно читает отрывок из романа «В тот год осенняя погода…».
    – Какую картину увидела Татьяна, главная героиня романа?
    – Как вы думаете, какие чувства она испытала? Обоснуйте свое мнение.
    – В каких словах говорится о том, что все очень ждали наступления зимы?
    – Одинаково ли надо читать все стихотворение? Почему?
    Учащиеся вместе с учителем читают стихотворение вслух, отрабатывая нужную интонацию.
    Затем учитель предлагает учащимся прочитать в парах отрывок из поэмы «Цыганы» «…За весной, красой природы…».
    – Почему «людям скучно, людям горе»?
    – С каким чувством написано стихотворение?
    џ Словарная работа.
    Слова объясняются непосредственно после чтения того стихотворения, в котором они встречаются.
    Сень покров; то, что покрывает, укрывает кого-нибудь, что-нибудь.
    Куртины (куртина) (устар.) – цветочная грядка, клумба.
    IV. Итог урока.
    – Какие открытия сделали?
    – Что особенно удивило, запомнилось?
    – О чем бы хотели рассказать другим?
    Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворений А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…», «В тот год осенняя погода…» (с. 86), «…За весной, красой природы…» (с. 85, часть 1-я), одно из стихотворений (по выбору учащихся) выучить наизусть.
    Урок 17
    А. С. ПУШКИН.
    «ОПРЯТНЕЙ МОДНОГО ПАРКЕТА…»,
    «ЗИМНЕЕ УТРО»

    Цели: продолжать знакомить учащихся с поэзией А. С. Пушкина; учить детей видеть прекрасное; развивать воображение, мышление, речь.
    Ход урока
    I. Организационный момент.
    II. Проверка домашнего задания.
    Учащиеся рассказывают наизусть одно из стихотворений, объясняя, чем их привлекло то или иное произведение, почему им захотелось выучить именно его.
    III. Изучение нового материала.
    – Сегодня мы прочитаем с вами еще два стихотворения – описания зимней природы. Одно из них – отрывок из романа «Евгений Онегин».
    Учитель читает отрывок из романа «Евгений Онегин» «Опрятней модного паркета…».
    – Какое настроение создается от услышанного?
    – Какие слова подобрал поэт для описания снега?
    – Какие картины представили, слушая стихотворение?
    – Прочитайте стихотворение друг другу в парах.
    Физкультминутка
    – Приходилось ли вам наблюдать такую картину, когда после ненастья, непогоды вдруг наступала ясная, солнечная погода? Какие чувства вы испытывали от этого?
    – Одно такое чудесное солнечное утро описал А. С. Пушкин в стихотворении «Зимнее утро».
    Учитель выразительно читает стихотворение.
    – Что хотите сказать?
    – Пушкин описал зимнее утро, ни разу не употребив слово «белый»! А какие краски и сравнения он использовал?
    – Опишите своими словами картину солнечного, морозного зимнего утра. Какое настроение вас охватывает? Какими словами его можно выразить: «радость», «грусть», «бодрость», «тоска», «приподнятость», «восторг», «печаль»?
    – Чем отличается вторая строфа (группа стихотворных строк) от остальных? Как ее нужно прочитать?
    – А как вы будете читать остальное стихотворение?
    Учащиеся под руководством учителя отмечают слова, на которые падают логические ударения, отмечают паузы.
    џ Словарная работа.
    Нега блаженство, наслаждение.
    Аврора богиня утренней зари.
    Северная Аврора – заря, зимнее утро.
    Вечор вчера вечером.
    Упражнение в чтении стихотворения.
    IV. Итог урока.
    – Какое настроение, какие чувства вызвал у вас сегодняшний урок?
    – Что особенно понравилось?
    – Какую работу вам еще хотелось бы выполнить?
    Домашнее задание: подготовить выразительное чтение отрывка из романа «Евгений Онегин» «Опрятней модного паркета…» и стихотворения «Зимнее утро» (с. 87–89, часть 1-я), выучить наизусть отрывок «Опрятней модного паркета…» или 1–3 строфы «Зимнего утра», сделать рисунок к одному из стихотворений.
    Урок 18
    А. С. ПУШКИН. «ЗИМНИЙ ВЕЧЕР»

    Цели: продолжать знакомить учащихся с творчеством А. С. Пушкина; прививать детям любовь к поэзии; работать над развитием выразительной, грамотной речи.
    Ход урока
    I. Организационный момент.
    II. Проверка домашнего задания.
    Рисунки детей вывешиваются на доску.
    – За окном еще осень, а у нас в классе морозное солнечное утро, сверкающий на солнце снежный ковер, ясное голубое небо. Кажется, что и воздух чистый, морозный, свежий. И все это благодаря вашим работам.
    – Обратимся теперь к стихам А. С. Пушкина, чтобы продлить приподнятое, восторженное настроение.
    Учащиеся читают стихи, которые они выучили дома. Следует отметить детей, которые прочитали стихотворения выразительнее других.
    Физкультминутка
    III. Изучение нового материала.
    – Стихотворение, которое мы прочитаем с вами сегодня, – одно из самых грустных в творчестве А. С. Пушкина. Оно написано в ссылке (ссылка – вид наказания – пребывание на поселении в отдаленном месте), в селе Михайловском, в очень тяжелое для поэта время.
    Надежда на освобождение была потеряна; план побега за границу не удался; поэт серьезно поссорился с отцом, после чего вся семья Пушкина уехала в Петербург, оставив его одного. В это тяжкое время с ним была единственная близкая, любящая душа – Арина Родионовна, няня поэта. К ней, своей «доброй подружке», и обращается Пушкин в стихотворении «Зимний вечер».
    Учитель выразительно читает стихотворение.
    Беседа.
    – Какие чувства переживает поэт?
    – Какие образы помогают понять душевное состояние поэта?
    – Перечитайте, как Пушкин описывает бурю.
    – Почему он использовал такие разные сравнения?
    – Каким настроением наполнено стихотворение?
    – Как его нужно читать?
    џ Словарная работа.
    Обветшалая – пришедшая в ветхость.
    Ветхая разрушающаяся от старости, дряхлая.
    Лачужканебольшая плохая изба, хижина.
    Упражнение в чтении стихотворения, выделение пауз, логических ударений.
    IV. Итог урока.
    – Что удивило, поразило?
    – Какие чувства в вас затронул урок?
    Домашнее задание: приготовить выразительное чтение стихотворения А. С. Пушкина «Зимний вечер» (с. 90–91, часть 1-я), по желанию выучить стихотворение или его часть наизусть, выполнить рисунки.
    Урок 19
    А. С. ПУШКИН. «СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ, О СЫНЕ ЕГО
    СЛАВНОМ И МОГУЧЕМ БОГАТЫРЕ КНЯЗЕ ГВИДОНЕ
    САЛТАНОВИЧЕ И О ПРЕКРАСНОЙ ЦАРЕВНЕ ЛЕБЕДИ»

    Цели: продолжать знакомить учащихся с творчеством А. С. Пушкина; показать многоплановость творчества поэта, яркость языка поэзии
    А. С. Пушкина; учить детей отличать добро и зло, развивать мышление, речь.
    Ход урока
    I. Организационный момент.
    II. Проверка домашнего задания.
    Учитель вывешивает на доску часть рисунков с предыдущего урока и рисунки, выполненные детьми к данному уроку.
    – Посмотрите, ребята, на ваши работы, выполненные ко вчерашнему уроку, и рисунки, сделанные к сегодняшнему.
    – Что заметили?
    – Да, от предыдущих работ веет радостью, задором, а новые ваши рисунки наполнены чувством тоски, безысходности. Вчера вы использовали яркие краски, а сегодня – серые, мрачные, точно так же как и А. С. Пушкин в своих стихах.
    – Послушаем стихотворение «Зимний вечер», чтобы еще раз понять и ощутить, как бесконечно одиноко и горько было поэту в ту пору.
    Учащиеся читают или рассказывают наизусть стихотворение.
    – Чье чтение тронуло вас сильнее всего?
    Физкультминутка
    III. Изучение нового материала.
    Жил старик со своею старухой
    У самого синего моря;
    Они жили в ветхой землянке
    Ровно тридцать лет и три года.
    Старик ловил неводом рыбу,
    Старуха пряла свою пряжу…
    – Знакомы вам эти строки?
    – Откуда они?
    – Кто автор «Сказки о рыбаке и рыбке»?
    – Александр Сергеевич Пушкин кроме удивительных стихов писал и замечательные сказки. А любовь к сказкам ему привила няня – Арина Родионовна. Именно благодаря ей будущий поэт полюбил русские народные сказки. Пушкинские сказки очень близки к народным, потому что за основу своих произведений поэт брал сказки народные.
    – Какие сказки А. С. Пушкина вы знаете?
    – А сегодня у нас «в гостях» «Сказка о царе Салтане…».
    На первом уроке учитель читает лишь часть сказки – со с. 92 по с. 112 до слов «Князь у синя моря ходит…».
    џ Словарная работа.
    Словарную работу целесообразнее проводить по ходу чтения, поясняя учащимся непонятные для них слова.
    Светлица в старину: светлая парадная комната в доме.
    Позадь сзади.
    Сени помещение между жилой частью дома и крыльцом.
    Честной (устар.) – почтенный, уважаемый.
    Онеони.
    Чудесить (устар.) – то же, что чудить, – совершать нелепые, странные поступки.
    Приплод зд. ребенок.
    Снурок шнурок.
    Дичина (дичь) дикие птицы, на которых охотятся.
    Грезы мечты.
    Застава место въезда в город.
    Безделка – то же, что безделушка.
    Под спудзакрытое место; тайник, хранилище.
    Палаты (устар.) – большие богатые здания.
    Беседа по содержанию произведения.
    – Что хотите сказать?
    – Каковы сестры?
    – Что можно сказать о царе?
    – Каким оказался молодой царевич?
    – Почему даже природа помогала молодой царице и ее сыну?
    IV. Итог урока.
    – Чем запомнился вам урок?
    – Какие мысли, чувства пробудил в вас?
    Домашнее задание: подготовить выразительное чтение или выучить наизусть отрывок из прочитанной в классе части сказки (с. 92–112, часть 1-я), сделать рисунок к сказке.
    Урок 20
    А. С. ПУШКИН. «СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ…»

    Цели: продолжать работу над «Сказкой о царе Салтане…» А. С. Пушкина, учить детей проникать в глубину содержания произведения; работать над развитием мышления, речи детей.
    Ход урока
    I. Организационный момент.
    II. Проверка домашнего задания.
    Учащиеся показывают рисунки, выполненные дома, остальные ученики находят и зачитывают отрывки из сказки, которые соответствуют изображенному на рисунке. Затем дети рассказывают наизусть или зачитывают отрывок, который им более всего понравился, запомнился.
    Физкультминутка

  2. mEmergency Ответить

    Фрагмент, из которого видно, что с Гусеницей произошли серьёзные перемены, выделяется так: «Гусеница и сама не понимала, что ей чего-то не хватает, как однажды у неё вдруг вырвалось: – Как жаль, что птицы больше не поют!». Из этого фрагмента видно, что Гусеницу интересует уже не только еда. Ей хочется услышать красивое пение птиц, её душа тянется к прекрасному. Говоря словами Лесного Клопа, у Гусеницы появились «духовные интересы».
    Ты можешь определить главную МЫСЛЬ этого отрывка?
    Главная мысль всего отрывка: с наступлением осени Гусеница сильно изменилась, её интересует уже не только еда, но и то, что происходит в окружающем мире.
    ? с. 109 Какой день в этой истории назван “роковым”? Ты посмотрел(а) в Толковом словаре значение слова “роковой”? Как ты считаешь, писатель в шутку называет этот день”роковым”?
    Сразу хотелось бы заметить, что слово «роковой» осталось в Толковом словаре 2 класса, и объясняется оно таким образом: «несущий горе, несчастье, страдание; как бы предопределённый роком, то есть злой судьбой. Например: роковой день».
    Подтверди строчками из текста, что кокон – это выдающееся изобретение природы.
    Чтобы подтвердить, что кокон – это выдающееся изобретение природы, найдём в тексте его описание: «…под листом, крепко-накрепко привязанный к толстому стеблю, висел плотный шелковистый кокон*. Так прочно был он устроен, так надёжно прикреплён, что ему были не страшны ни дожди поздней осени, ни снег, падавший вокруг, ни метели, завывавшие в голых ветках, ни морозы… Прошла зима; с сосулек закапали первые слезинки…; набухли почки на деревьях; на проталине выглянул первый подснежник – кокон всё висел и висел, неподвижный, застывший, словно неживой. Может быть, и правда там не было никого живого? Но едва раскрылись одуванчики на лугу, с кокона слетела верхушка и какое-то странное существо неуклюже выползло наружу и уселось на сухом листе». Из этого описания видно, как мудро и надежно устроен кокон.
    В какое время года началось превращение Гусеницы в куколку? А в какое время года куколка превратилась в Бабочку? Сколько же всего времени понадобилось для того, чтобы Гусеница превратилась в Бабочку?
    Помнит ли Бабочка свою прежнюю жизнь, когда она была Гусеницей? (Подтверди строчками из текста.)
    Изменился ли характер (поведение и речь) Гусеницы после её превращения в Бабочку?
    Найди слова Бабочки: “У меня есть крылья!” Для чего же нужны крылья, с точки зрения Бабочки?
    Обращаясь к тексту, выясним, что превращение Гусеницы в куколку началось поздней осенью, а куколка превратилась в Бабочку тогда, когда наступила весна. Таким образом, для того чтобы Гусеница превратилась в Бабочку, понадобилось около пяти месяцев (ноябрь, декабрь, январь, февраль, март).
    Из текста видно, что Бабочка почти не помнит свою прежнюю жизнь, когда она была Гусеницей. И только слова Улитки помогают ей что-то вспомнить: «И ты… можешь… полететь… и сгрызть весь… лес… как ты… собиралась…
    – Сгрызть? – удивлённо приподняла крылышки Бабочка. – Что это значит – сгрызть?
    Улитка тихонько хихикнула.
    – Ах да! – вспомнила Бабочка. – Помню, помню! Но почему-то мне совсем не хочется грызть! Да и нечем, по правде говоря! – смущённо засмеялась она».
    То, что характер Гусеницы изменился после её превращения в Бабочку, видно из того, как вежливо она теперь разговаривает. В ней нет уже прежней резкости суждений и самоуверенности. У неё теперь совсем другие желания. Раньше Гусеница мечтала съесть как можно больше крапивы и думала, что крылья понадобятся ей именно для этого. Теперь, превратившись в Бабочку, она говорит: «У меня есть крылья! Крылья! Я могу лететь, куда хочу, и любоваться всем на свете! Ведь крылья… ведь для того и даются крылья, правда?».
    Ответы к заданиям. Литературное чтение. Учебник. Часть 2. Чуракова Н.А.

  3. }I{eker Ответить

    ? С. 64 Догадываешься, о чём хочет сказать Анишит Йокоповна? Чего же опасается Вовкина мама? Сработал ли план, придуманный маминой приятельницей Верой?
    Высказывания Анишит Йокоповны помогают понять мотивы поведения Вовкиной мамы. Если мама сама вернёт карандаши мальчикам, то они сразу поймут, кто их взял, и Вовка будет опозорен перед товарищами. К тому же мама боится, что Вовка не считает преступлением то, что он взял чужое. Она опасается, что он может привыкнуть брать чужое. Ведь если просто отобрать у Вовки карандаши и вернуть их мальчикам, то Вовка, в силу своего малолетства, может прийти к выводу, что нехорошо брать именно карандаши, а что-то другое брать можно. Маме очень важно, чтобы Вовка осознал, что брать чужое нельзя. Этими опасениями мама и делится со своей подругой Верой. Мама хочет придумать какой-то способ, чтобы Вовка сам понял необходимость возвращения чужих вещей. Но план, придуманный Верой, не сработал: Вовка не в силах расстаться с прекрасными карандашами.
    ? С. 67 – 68 В чём причина того, что Вовка украл напёрсток: зачем ему этот напёрсток?
    — Вовка снова стал жертвой собственного чувства прекрасного, — сказала Анишит Йокоповна.
    Найди фрагмент текста, где впервые говорится о красном напёрстке. Какие строчки подтверждают, что напёрсток вызывает у Вовки восхищение? Теперь ты сможешь объяснить слова Анишит Йокоповны.

    В начале этого фрагмента перечислено содержимое ящичка для рукоделия, который дети рассматривали в гостях у старухи. Обратите внимание на описание красного напёерстка. В нёем слышатся знакомые, восторженные нотки: «Был ещё и третий напёрсток – ужасно странный – без донышка, и яркого, неповторимо яркого красного цвета. Пришлось примерить его на все пальцы. Очень был интересный напёрсток, такого нигде не найдёшь. Какая старуха хитрая – завела у себя этакую прелесть! Прямо не оторваться».
    Эти слова явно принадлежат маленькому Вовке. Из них видно, что Вовка, как и в случае с карандашами, очарован необычным видом, а главное, необыкновенно ярким красным цветом напёрстка. Из того, как Вовка рассказывает о напёрстке, понятно, что он (примерив его на все пальцы) уже не в силах расстаться с чудесной вещью. В конце этого фрагмента текста Вовка, признаваясь в краже, выкрикивает: «Мамочка, я ужасный вор! Я прельстился красненьким!». Это ещё одно подтверждение слов Анишит Йокоповны о том, что Вовка «снова пал жертвой собственного чувства прекрасного».
    — Кстати, какую басню читала Буба в гостях у старухи? – решил уточнить Михаил Потапович.

  4. andreyka802 Ответить

    Фрагмент открытого урока по литературному чтению в 3 классе
    Учитель: Васильева Л.А.
    Тема: В.Драгунский «Он живой и светится…»
    Цели:
    -ознакомить учащихся с произведением В.Ю. Драгунского «Он живой и светится…»
    Задачи:
    -развивать навыки осознанного выразительного чтения;
    -пробудить познавательную активность;
    -работать над осознанностью чтения, над читательскими умениями;
    -расширять кругозор учащихся, развивать речь, наблюдательность, умение анализировать прочитанное;
    -развивать критическое мышление;
    -воспитывать любовь ко всему живому.
    Личностные УУД:
    -оценка жизненных ситуаций и поступков героев с точки зрения общечеловеческих норм;
    -формирование умения высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
    Регулятивные УУД:
    -формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с текстом;
    – формирование умения планировать свою деятельность.
    Познавательные УУД :
    -умение работать с учебной и дополнительной информацией;
    -анализ, сравнение, группировка различных явлений и фактов.
    Коммуникативные УУД :
    -оформление своих мыслей в устной речи с учетом учебных и жизненных ситуаций;
    -чтение вслух и про себя текста, понимание прочитанного;
    -критично относиться к своему мнению;
    -понимать точку зрения другого человека.
    Оборудование: учебник «Литературное чтение» 3 класс,2 часть. Авторы: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий. Карточки с кроссвордом, карточки с биографией В.Драгунского
    Презентация
    Ход урока
    1.Организационный момент.
    -Ребята, сегодня на уроке много гостей, а гости- это всегда радость и хорошее настроение. Мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока. Поприветствуем улыбкой гостей, пожелаем себе удачи и тихо сядем за парты.
    2.Актуализация знаний.
    -Давайте с вами немного настроимся на работу, чтобы наш урок был плодотворным. Я начинаю предложение, а вы его закончите.
    -На уроке наши глазки хорошо смотрят и всё…видят.
    -На уроке наши ушки хорошо слушают и всё… слышат.
    -На уроке наша голова хорошо …думает.
    -Итак, я надеюсь, что на этом уроке наши глазки будут хорошо видеть, наши ушки –хорошо слышать, а голова-хорошо думать.
    -И пусть девизом нашего урока станет высказывание «Вызываю вас на мысль»
    Слайд №1
    -Вспомните и ответьте:
    Слайд №2
    -Какой раздел мы продолжаем изучать? («Люби живое»)
    -О чём повествуют произведения , включённые в данный раздел? (о животных, природе, повадках животных, любви к меньшим братьям, сочувствии, заботе).
    -О жизни каких животных вы узнали в разделе? (заяц, собака Малька, мышонок Пик, обезьяна, глухарка)
    -Кто авторы произведений? (Михаил Михайлович Пришвин, Иван Сергеевич Соколов- Микитов, Василий Иванович Белов, Виталий Бианки, Борис Житков, Виктор Петрович Астафьев)
    3.Самоопределение к деятельности.
    -Сегодня на уроке мы познакомимся с новым рассказом в рамках раздела «Люби живое». Давайте сейчас соберём «Корзину идей», которая пригодится нам на уроке.
    Слайд №3
    -Как вы  думаете ,о ком может идти речь в рассказе?
    -Глядя на портрет, что вы можете сказать об этом человеке? (возможно, это писатель, герои дети, животные, рассказы о дружбе, заботе сочувствии и т.д.)На слайде только фото и годы жизни)
    -Ну что ж, корзина полна идей и все ли они соответствуют нашему уроку, мы узнаем дальше.
    -У вас на столах карточки с кроссвордом, зачеркните  буквы, которые повторяются, и вы узнаете фамилию писателя с произведением, которого мы сегодня познакомимся.
    Слайд№4
    Кроссворд
    Д
    Б
    Р
    А
    В
    Г
    Е
    У
    Н
    С
    К
    Ж
    Е
    И
    В
    Й
    Ж
    З
    Б
    З
    -Итак, как фамилия автора?(Драгунский)
    -Вы правы.
    Слайд№5
    -В ноябре исполнился 101 год со дня рождения Виктора Юзефовича Драгунского. Он прожил недолгую, но очень интересную жизнь. Родился в Нью-Йорке. Рано потерял отца, поэтому в 16 лет ему пришлось работать. Он был и рабочим, и лодочником. Мать работала машинисткой, поэтому денег постоянно не хватало.
    -Увидев объявление о наборе в литературно-театральную мастерскую,Драгунский поступил туда и стал актером. Кроме того, начал писать для театра сценарии.
    -Виктор Драгунский был добрым и весёлым человеком. Только в 40 лет он начал писать и это были рассказы для детей. Героем его произведений стал его младший сын Дениска. Всем известны весёлые и интересные рассказы о его приключениях «Денискины рассказы».
    Слайд №6
    -А сейчас вы самостоятельно продолжите знакомиться с биографией В.Драгунского.
    -Все ли вы знаете об этом человеке?
    -Прочитайте молча  на листках биографию В.Драгунского и отметьте карандашом при  помощи условных знаков, какую информацию, вы знали,  узнали новое и хотели бы узнать.
    Слайд №7
    Приём «Инсерт»
    V-уже знал
    + -узнал новое
    ?- хочу узнать
    Самостоятельное чтение биографии
    Биография В.Драгунского
    Виктор Драгунский родился в Америке, в Нью-Йорке. Детство прошло в Белоруссии. Ребенком часто проводил время в компании друзей. Виктор всегда был заводилой во всех играх. Умел петь, танцевать, устраивал представления.
    В 17 лет Драгунский поступил в актерскую школу, потом работал в Театре сатиры. Во время войны был в ополчении, после её окончания продолжил работу в Театре сатиры. Затем стал работать Рыжим клоуном в цирке. Позже создал маленький театр под названием «Синяя птичка».
    -Что нового вы узнали о В.Драгунском?
    4.Работа над новым материалом.
    -Рассказ Драгунского, который мы будем читать ,называется «Он живой и светится….»
    Слайд №8
    -Посмотрите на иллюстрации к рассказу, прочитайте опорные слова и предположите, о чем может быть этот рассказ?
    Опорные слова: ждал, маму, самосвал, светлячок, променял.
    Слайд №9
    -А сейчас перед чтением рассказа, проверим , оправдаются ли ваши предположения.
    Слайд №10
    – Прочитайте и отгадайте загадку
    Вдруг зажегся на травинке
    Настоящий огонёк.
    Это с лампочкой на спинке
    Сел на травку…(светлячок).
    -О каком животном пойдёт речь в рассказе?
    -Прочитайте загадку с вопросительной интонацией шёпотом, скороговоркой, выразительно.
    -Сейчас мы  внимательно и вдумчиво прочитаем текст небольшими отрывками и найдём в нём то главное, о чём нам хотел поведать автор.
    -В рассказе встретятся такие словарные слова:
    Слайд № 11
    Словарная работа:
    Брынза-сыр из овечьего молока.
    Моментально-мгновенно, очень быстро.
    Доблесть- мужество, отвага, храбрость.
    Гватемала, Барбадос -государства в Америке. В  рассказе это марки, выпущенные этими государствами.
    Приём «Чтение с остановками»
    -Откройте учебник  на с.102
    1.Чтение учителем 1 части до слов «…на песке и скучать»
    -Как чувствовал себя Дениска, когда ждал маму?
    -А какое чувство испытали вы?
    -А как вы думаете,  что произойдёт дальше?
    2.Чтение учеником 2 части до слов «…ты открой её- сказал Мишка , тогда увидишь»
    -О чём говорили мальчики?
    -По вашему мнению, Дениска не делился самосвалом, потому что был жадный?
    -Как вы думаете, как дальше будут развиваться события?
    3.Чтение учеником 3 части до слов «и я забыл про всех на свете…»
    -Что было неожиданным для Дениски? (увидеть живого светлячка)
    -Как вы считаете, пожалел ли Дениска об обмене?
    -Как вы думаете, чем закончится рассказ?
    -Вы узнаете, оправдались ли ваши ожидания, дочитав рассказ до конца жужжащим способом.
    4.Чтение 4 части самостоятельно жужжащим способом.
    -Согласны ли вы с тем, что мама одобрила обмен Дениски?
    -А какие эмоции испытала мама при виде светлячка?
    -По вашему мнению, в названии рассказа ,какое слово ключевое и важное? (он живой,любое живое существо намного дороже любой механической игрушки)
    -А как бы вы озаглавили рассказ?
    5.Рефлексия. Подведение итогов.
    Насколько внимательно вы читали текст, нам поможет узнать «Блиц-тест». Хлопайте в ладоши при правильном варианте ответа.
    Слайд №12

    Слайд №13
    Приём «Круги на воде»
    -Давайте, к каждой букве в слове «светлячок» придумаем или вспомним слова, которые встретились в рассказе или соответствуют теме нашего раздела.
    -Вернёмся к «Корзине идей», скажите, какие идеи оправдались?
    -Я уверена ,что вам понравился рассказ  и вам захочется встретиться с произведениями В.Драгунского еще раз .

  5. maks.sumy1 Ответить


    Писательская деятельность, как упоминалось в одной из наших прошлых статей, это интереснейший творческий процесс со своими особенностями, хитростями и тонкостями. И одним из самых эффективных способов выделения текста из общей массы, придания ему уникальности, необычности и способности вызвать неподдельный интерес и желание прочесть полностью являются литературные писательские приёмы. Они применялись во все времена. Сначала непосредственно поэтами, мыслителями, писателями, авторами романов, рассказов и других художественных произведений. В наше время их активно используют маркетологи, журналисты, копирайтеры, да и вообще все те люди, у которых время от времени возникает необходимость в написании яркого и запоминающегося текста. Но с помощью литературных приёмов можно не только украсить текст, но и дать читателю возможность более точно прочувствовать, что именно хотел донести автор, посмотреть на вещи с его позиции.
    Не важно, занимаетесь ли вы написанием текстов профессионально, делаете свои первые шаги в писательском мастерстве или создание хорошего текста просто время от времени появляется в списке ваших обязанностей, в любом случае знать о том, какие существуют литературные приёмы писателя, нужно и важно. Умение ими пользоваться — это очень полезный навык, который может пригодиться каждому, причём не только в написании текстов, но и в обычной речи.
    Предлагаем вам ознакомиться с наиболее распространёнными и эффективными литературными приёмами. Каждый из них будет снабжён ярким примером для более точного понимания.

    Литературные приёмы

    Афоризм

    Афоризм — это ёмкая и обобщённая мысль автора, заключающая в себе глубокий философский смысл и выраженная в простой, лаконичной и зачастую яркой форме. Нередко отличительной особенностью афоризма является неожиданность вывода.
    ПРИМЕРЫ:
    «Льстить — значит говорить человеку именно то, что он о себе думает» (Дейл Карнеги)
    «Бессмертие стоит нам жизни» (Рамон де Кампоамор)
    «Оптимизм – религия революций» (Жан Банвий)

    Ирония

    Ирония – это насмешка, в которой истинный смысл ставится в противовес реальному смыслу. Благодаря этому создаётся впечатление, что предмет беседы не является таким, каким кажется на первый взгляд.
    ПРИМЕРЫ:
    Фраза, сказанная лодырю: «Да я смотрю, ты неустанно трудишься сегодня»
    Фраза, сказанная про дождливую погоду: «Погодка-то шепчет»
    Фраза, сказанная человеку в деловом костюме: «Привет, ты на пробежку?»

    Эпитет

    Эпитет – это слово, определяющее какой-либо предмет или действие и при этом подчёркивающее его особенность. При помощи эпитета можно придать выражению или фразе новый оттенок, сделать его более красочным и ярким.
    ПРИМЕРЫ:
    Гордый воин, будь стойким
    Костюмчик фантастической расцветки
    Девушка красоты невиданной

    Метафора

    Метафора – это выражение или слово, в основу которого положено сравнение одного предмета с другим на основании их общей черты, но употребляемое в переносном смысле.
    ПРИМЕРЫ:
    Стальные нервы
    Дождь барабанит
    Глаза на лоб полезли

    Сравнение

    Сравнение – это образное выражение, связывающее между собой различные предметы или явления при помощи каких-либо общих черт.
    ПРИМЕРЫ:
    От яркого света солнца Евгений на минуту ослеп словно крот
    Голос моего товарища напоминал скрип ржавых дверных петель
    Кобыла была резвой как пылающий огонь костра

    Аллюзия

    Аллюзия – это особая фигура речи, в которой содержится указание или намёк на другой факт: политический, мифологический, исторический, литературный и т.д.
    ПРИМЕРЫ:
    Ты — прямо великий комбинатор (отсылка к роману И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» )
    Они произвели на этих людей такое же впечатление, какое испанцы — на индейцев Южной Америки (отсылка к историческому факту завоевания Южной Америки конкистадорами)
    Нашу поездку можно было бы назвать «Невероятные перемещения русских по Европе» (отсылка к кинофильму Э. Рязанова «Невероятные приключения итальянцев в России»)

    Повтор

    Повтор – это слово или фраза, несколько раз повторяющаяся в одном предложении, придающая дополнительную смысловую и эмоциональную выразительность.
    ПРИМЕРЫ:
    Бедный, бедный мальчуган!
    Страшно, до чего же страшно ей было!
    Иди, мой друг, вперёд ты смело! Иди ты смело, не робей!

    Олицетворение

    Олицетворение – это употреблённое в переносном смысле выражение или слово, посредством которого неодушевлённым предметам приписываются свойства одушевлённых.
    ПРИМЕРЫ:
    Вьюга воет
    Финансы поют романсы
    Мороз раскрасил окна узорами

    Параллельные конструкции

    Параллельные конструкции – это объёмные предложения, позволяющие читателю создать ассоциативную связь между двумя или тремя объектами.
    ПРИМЕРЫ:
    «В синем море волны плещут, в синем море звёзды блещут» (А.С. Пушкин)
    «Алмаз шлифуется алмазом, строка диктуется строкой» (С.А. Поделков)
    «Что ищет он в стране далёкой? Что кинул он в краю родном?» (М.Ю. Лермонтов)

    Каламбур

    Каламбур – это специальный литературный приём, в котором в одном контексте применяются разные значения одного и того же слова (фраз, словосочетаний), схожих по своему звучанию.
    ПРИМЕРЫ:
    Говорит попугай попугаю: «Попугай, я тебя попугаю»
    Шёл дождь и мы с отцом
    «Ценят золото по весу, а по шалостям – повесу» (Д.Д. Минаев)

    Контаминация

    Контаминация – это появление одного нового слова посредством соединения двух других.
    ПРИМЕРЫ:
    Пиццабой – разносчик пиццы (Pizza (пицца) + Boy (мальчик))
    Пивонер – любитель пива (Пиво + Пионер)
    Бэтмобиль – автомобиль Бэтмена (Бэтмен + Автомобиль)

    Обтекаемые выражения

    Обтекаемые выражения – это фразы, которые не выражают ничего конкретного и скрывают личное отношение автора, вуалируют смысл или затрудняют его понимание.
    ПРИМЕРЫ:
    Мы изменим мир в лучшую сторону
    Допустимые потери
    Это не хорошо и не плохо

    Градации

    Градации – это способ построения предложений таким образом, чтобы однородные слова в них усиливали или понижали смысловое значение и эмоциональную окраску.
    ПРИМЕРЫ:
    «Выше, быстрее, сильнее» (Ю. Цезарь)
    Капля, капля, дождик, ливень, вот и льёт, как из ведра
    «Он тревожился, волновался, сходил с ума» (Ф.М. Достоевский)

    Антитеза

    Антитеза – это фигура речи, в которой используется риторическое противопоставление образов, состояний или понятий, связанных между собой общим смысловым значением.
    ПРИМЕРЫ:
    «То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник» (А.С. Пушкин)
    «Кто был никем, тот станет всем» (И.А. Ахметьев)
    «Где стол был яств, там гроб стоит» (Г.Р. Державин)

    Оксюморон

    Оксюморон – это стилистическая фигура, которая считается стилистической ошибкой — в ней сочетаются несочетаемые (противоположные по значению) слова.
    ПРИМЕРЫ:
    Живой мертвец
    Горячий лёд
    Начало конца
    Итак, что же мы видим в итоге? Количество литературных приёмов поражает. Помимо перечисленных нами, можно назвать и такие как парцелляция, инверсия, эллипсис, эпифора, гипербола, литота, перифраз, синекдоха, метонимия и другие. И именно это многообразие позволяет любому человеку применять эти приёмы повсеместно. Как уже было сказано, «сфера» применения литературных приёмов – это не только писательство, но и устная речь. Дополненная эпитетами, афоризмами, антитезами, градациями и другими приёмами она станет гораздо ярче и выразительнее, что очень полезно в освоении и развитии навыка оратора. Однако нельзя забывать и о том, что злоупотребление литературными приёмами может сделать ваш текст или речь напыщенной и отнюдь не такой красивой, как вам того хотелось бы. Поэтому следует быть сдержанным и аккуратным, применяя эти приёмы, чтобы изложение информации было лаконичным и плавным.
    Для более полноценного усвоения материала мы рекомендуем вам, во-первых, ознакомиться с нашим уроком, посвящённым ораторским приёмам, а во-вторых, читать больше литературы и обращать внимание на манеру написания или речь выдающихся личностей. Примеров существует огромное количество: от древнегреческих философов и поэтов до великих писателей и риторов современности.
    Мы будем очень признательны, если вы проявите инициативу и напишите в комментариях о том, какие ещё литературные приёмы писателей вы знаете, но о которых мы не упомянули.
    Также нам хотелось бы узнать, стало ли для вас полезным прочтение этого материала?

  6. alexandervostres Ответить

    Тема урока:Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк «Серая шейка»
    Цель урока (доминирующая):познакомить учащихся с 1 и 2 частью рассказа «Серая шейка»
    А)Беседа до чтения
    – Так как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
    – Мы будем знакомиться со сказкой Дмитрия Наркисовича Мамин-Сибиряк «Серая шейка»
    – Кто нибудь знает, кто такой Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк? А его произведения?
    (псевдоним Дмитрия Наркисовича Мамина). Учитель рассказывает о жизни писателя.
    – Итак, открываем учебники на стр. 120, Как называется сказка?
    – Как вы думаете, про что сказка?
    – Кто такая серая шейка?
    – Какую вы себе представляете всё?
    – Как вы думаете, почему серая шейка?
    – Давайте, узнаем, правы мы или нет.
    – Для начала мы разберем сложные слова, которые вам встретятся в тексте.
    Б)Чтение по выбору.
    Использование приема «Чтение, суммирование прочитанного в парах»
    Сейчас будем читать 1 главу. Нона начинай, а все остальные следят за текстом, потом я её остановлю, другой продолжит.
    А сейчас у нас будет работа в парах. Кто сидит на первом варианте те будут – докладчиками, которые будут пересказывать текст корреспондентам, а корреспондентами будут ребята, которые сидят на 2 варианте, они будут слушать пересказ и после пересказа задавать вопросы по тексту.
    – Итак, поднимите руки докладчики, что вы будете делать?
    – Хорошо, поднимите руки – корреспонденты, что вы будете делать?
    – Итак, помним, что пересказывать мы будем шепотом, чтобы не мешать своим товарищам. Приступаем к работе. (деятельность учащихся: пересказывать 1 часть и отвечать на вопросы корреспондента; слушать докладчиков и задавать вопросы по тексту)
    Прием «Тонкие и толстые» вопросы
    – А сейчас ответьте на вопросы, которые на слайде.
    «Тонкие вопросы»
    «Толстые вопросы»
    Кто готовился к отлету?
    Во что соединялись отдельные гнезда?
    Кто не спал всю ночь перед отлетом?
    Как вела себя Серая Шейка перед отлетом?
    Как переживала старая Утка? Что она думала?
    Чем закончилась первая часть?
    – Хорошо, читаем вторую часть.
    – А сейчас продолжаем работу в парах. Но кто сидит на втором варианте те будут – докладчиками, которые будут пересказывать текст корреспондентам, а корреспондентами будут ребята, которые сидят на 1 варианте, они будут слушать пересказ и после пересказа задавать вопросы по тексту.
    – Итак, поднимите руки докладчики, что вы будете делать?
    – Хорошо, поднимите руки – корреспонденты, что вы будете делать?
    – Итак, помним, что пересказывать мы будем шепотом, чтобы не мешать своим товарищам. Приступаем к работе.

  7. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *