Что такое корень слова правило 2 класс?

10 ответов на вопрос “Что такое корень слова правило 2 класс?”

  1. Петросян Ответить

    1 ЧАСТЬ УЧЕБНИКА
    Диалог – это речь (разговор) двух или нескольких лиц.
    Монолог – речь одного лица, обращённая к слушателям или к самому себе.
    Текст – это высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений. Предложения в тексте объединены общей темой и связаны друг с другом по смыслу.
    Текст можно озаглавить.
    Тема текста – это то, о ком или о чём говорится в тексте.
    Главная мысль текста – это то главное, о чём хотел сказать читателю автор.
    Начало текста как бы готовит читателя к чтению.
    В основной части говорится о том главном, о чём хотел сказать автор.
    Концовка  завершает текст.
    Каждая часть текста пишется с красной строки.
    Предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль.
    Если в предложении спокойно сообщается о чём-либо, то в конце предложения ставится точка (.).
    Если предложение содержит вопрос, то в конце предложения ставится вопросительный знак (?).
    Если предложение произносится с сильным чувством (с радостью, огорчением, призывом), то в конце предложения ставится восклицательный знак (!).
    Слова в предложении связаны между собой по смыслу.
    В каждом предложении есть важное по смыслу слово, которое выражает главную мысль предложения.
    Когда слова объединяются в предложение, каждое из них становится одним из членов предложения. У каждого члена предложения своё значение.
    В предложении всегда есть главные члены. Они составляют основу предложения. В ней заключается главный смысл предложения.
    Слова, которые не составляют основу предложения, являются второстепенными членами. Второстепенные члены поясняют главные члены предложения, уточняют их.
    Главный член предложения, который обозначает, о ком или о чём говорится в предложении, называется подлежащим.
    Подлежащее отвечает на вопрос кто? или что?
    Подлежащее в предложении подчёркивается одной чертой.
    Птицы летят. Ветер дует.
    Главный член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем, называется сказуемым. Сказуемое отвечает на вопросы что делает? что делают? что делал? что сделал? что сделает? что сделают? и др.
    Сказуемое в предложении подчёркивается двумя чертами.
    Дети играют. Дождь льёт.
    Подлежащее и сказуемое – это главные члены предложения. Они составляют грамматическую основу предложения.
    Предложения бывают распространённые и нераспространённые.
    Нераспространённое предложение состоит только из главных членов.
    Распространённое предложение состоит из главных и второстепенных членов.
    В нераспространённом предложении подлежащее может стоять как перед сказуемым, так и после него.
    То, что обозначает слово, является его лексическим значением.
    Лексическое значение слова берёза – лиственное дерево с белой корой и сердцевидными листьями.
    Слова

    Одозначные                                                          Многозначные
    имеют

    Одно                                                                               Два и более
    лексическое   значение:                                         лексических значений
    берёза, ландыш                                                       звезда, язык, `иглы
    У многозначного слова может быть прямое и переносное значение. Слово плывут в предложении «Плывут по воде». – имеет значение «двигаться по воде». Это – прямое значение, оно прямо указывает на действие предмета.
    В предложении «Плывут облака».  Слово плывут имеет значение «плавно двигаться по небу». Это – переносное значение. Движение облаков по небу напоминает плавное движение кораблей по воде.
    В языке есть слова, которые произносятся по-разному, а по смыслу одинаковые или очень близкие: родник и ключ, храбрый и смелый, работать и трудиться.
    Такие слова называются синонимами.
    В языке есть слова, противоположные по значению: большой –
    маленький, плакать – смеяться, день – ночь.
    Такие слова называются антонимами.
    В русском языке есть слова – «родственники», родственные
    слова. Они близки по смыслу, имеют общую (одинаковую) часть, в которой заключено общее лексическое значение всех родственных слов.
    Общая часть родственных слов называется корнем, поэтому
    родственные слова называются однокоренными.
    Корень слова – это самая главная часть в слове. В ней заключено
    общее лексическое значение всех однокоренных слов.
    Корень в однокоренных словах чаще всего пишется одинаково.
    Ударение – это выделение голосом одного из слогов в слове.
    Ударный слог отличается от безударного тем, что он всегда тянется
    дольше, произносится громче, сильнее. Знак ударения в слове ставится над буквой, которая обозначает ударный гласный звук.
    Ударение в словах русского языка свободное. Оно может находиться
    на любом слоге слова.
    Когда мы говорим, то произносим звуки. Звуки мы произносим
    и слышим. Звуки речи обозначаются на письме буквами. Буквы – это знаки письма. Буквы мы видим, пишем, читаем, называем.
    Каждый звук в произносимом слове и каждая буква в
    написанном слове имеют своё место. И если вы замените один звук (букву) в слове на другой, то может измениться лексическое значение слова или слова не получится: дом – ком – сом, дым – дом, кот – крот.
    Алфавит – это буквы русского языка, расположенные в определенном порядке. Каждая буква имеет своё место, своё начертание и своё название.
    Отличия гласного звука от согласного:
    Гласный звук состоит только из голоса;
    При произнесении гласного звука воздух проходит через рот свободно, без преград;
    Гласный звук образует слог.
    Правописание слов с безударным гласным звуком в корне
    Проверяемое слово – это слово, в котором проверяется написание буквы, обозначающей безударный гласный звук: ковёр, стрела, письмо.
    Проверочное слово – это слово, в котором проверяемая буква обозначает ударный гласный звук.
    Чтобы подобрать проверочное слово для обозначения буквой безударного гласного звука в корне, надо:
    А) или изменить форму слова (моря – море, у моря);
    Б) или подобрать однокоренное слово (трава – травка, зелёный – зелень)
    так, чтобы безударный гласный звук в корне стал ударным.
    В проверочном и проверяемом словах гласные в ударном и безударном слогах корня пишутся одинаково.
    Если под ударением в корне слова пишется буква ё, то без ударения в формах этого же слова и в однокоренных словах пишется буква е: слёзы – слеза, пчёлка – пчела.
    В русском языке есть слова, в которых написание буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне, проверить нельзя. Правописание таких слов надо либо запоминать, либо проверять по орфографическому словарю. Такие слова называются словарными.
    Отличия согласного звука от гласного:
    Согласный звук состоит из голоса и шума или только из шума;
    При произнесении согласного звука струя воздуха во рту встречает преграду (язык, губы, зубы);
    Согласный звук образует слог только вместе с гласным.
    Удвоенные согласные в слове – это орфограмма.
    Написание удвоенных согласных в слове необходимо проверять по орфографическому словарю.
    Мягкость согласных звуков обозначается на письме буквами е, ё, ю, я, и и буквой ь ( мягкий знак).
    Твёрдость согласных звуков обозначается на письме буквами а, о, у, ы, э.
    Буква мягкий знак (ь) звука не обозначает, а лишь указывает на мягкость предшествующего согласного звука.
    Мягкость согласного звука на конце и в середине слова перед другими согласными обозначается мягким знаком.
    Буква «мягкий знак» (ь) в словах – это орфограмма.
    2 ЧАСТЬ УЧЕБНИКА
    Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч – это орфограммы. Они пишутся без ь (мягкого знака): точка, речной, почта, помощник, птенчик, женщина.
    Гласные в буквосочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу – это орфограммы.
    Вспомните, как они пишутся:
    жи-ши пишется с буквой и;
    ча-ша – с буквой а;
    чу-щу – с буквой у.
    Согласные звуки
    Звонкие согласные
    твёрдые
    [б]  [в]   [г]  [д] [ж] [з]
    [л]  [м]   [н]  [р]
    мягкие
    [б’]  [в’]  [г’] [д’]       [з’]
    [л’] [м’] [н’] [р’] [й’]
    Глухие согласные
    твёрдые
    [п]  [ф]  [к]   [т]  [ш]  [с]
    [х]   [ц]
    мягкие
    [п’] [ф’] [к’] [т’]         [с’]
    [х‘]           [ч‘] [щ‘]
    Некоторые звонкие и глухие согласные звуки образуют пары, поэтому их называют парными по глухости-звонкости.
    Написание буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или перед глухим согласным, надо проверять:
    (дубо?к) дубки ?            (луга?) луг
    (стрижи) стриж           (снежный) снежинки
    В одинаковой части (в корне) одного и того же слова парный по глухости-звонкости согласный звук обозначается одной и той же буквой:
    (много) берёз, берёза, берёзка.
    Проверяемое слово – это слово, в котором проверяется написание буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или в корне перед другим парным: ястреб, грибки, серп, скрипка, ветвь, дорожка, союз, скользкий, морж, просьба.
    Проверочное слово – это слово, в котором проверяемая буква находится перед гласным звуком или непарным звонким согласным звуком [н]: ястребы, грибок, серпик, скрипочка, ветви, дорожный, союзы, скользить, моржи, просить.
    Чтобы правильно обозначить буквой парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или перед согласным, надо:
    или изменить слово: глаз-глаза, островки-островок, дубки-дубок,
    или подобрать однокоренное (родственное) слово так, чтобы парный согласный звук в корне оказался перед гласным звуком или непарным звонким звуком [н]: сказка-сказочка, сказочный, холод-холодок, холодный.
    Буква, обозначающая парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или перед другим парным согласным, – это орфограмма: морж, ложка, суп, загадка, поезд.
    Разделительный мягкий знак (ь) пишется в корне после букв, обозначающих согласные звуки, пред буквами е, ё, ю, я, и.
    В этом случае буквы е, ё, ю, я, и обозначают два звука – согласный звук [й’] и последующий гласный звук:
    Семья – семь[й’а?], колье – коль[й’э?],
    Ружьё – ружь[й’о?], вьюнок – вь[й’у]но?к,
    Соловьи – соловь[й’и?], судья – судь[й’а?].
    Разделительный мягкий знак (ь) – это орфограмма: платье, эскадрилья, воробьи, чутьё, льют.
    Разделительный мягкий знак (ь), как и мягкий знак – показатель мягкости согласного, при переносе слова не отделяется от буквы, которая стоит перед ним: вью-нок, пе-рья.
    В русском языке слова объединяются в группы, которые называются частями речи. Каждая часть речи что-либо называет (обозначает): или предмет, или признак предмета, или действие предмета. У каждой части речи есть своё название: имя существительное, имя прилагательное, глагол и др.
    Части речи
    Слова-названия

    предметов                             признаков                         действий
    предметов                       предметов
    кто?                                          какой?                              что делает?
    что?                                          какая?                              что сделает?
    какое?                             что делают?
    какие?                             что сделают?

    Имя существи-                    Имя прилага-                                 Глагол
    Тельное                                тельное
    прил.        сущ.                гл.                     прил.                 сущ.
    Ранняя гроза предвещает дождливое лето.
    (какая?) (что?) (что делает?) (какое?) (что?)
    Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопрос кто? или что?, называются именами существительными. Слова солнце, кот, девочка, земляника, осина, заяц – это имена существительные.
    Вопрос кто? мы задаём к именам существительным, которые обозначают живых существ (людей и животных): (кто?) ученик, петух. Такие имена существительные называются одушевлёнными.
    Вопрос что? мы задаём к именам существительным, которые не обозначают людей и животных: (что?) пенал, сахар, картина. Такие имена существительные называются неодушевлёнными.
    Имена, отчества, фамилии людей – это собственные имена существительные, например: Саша, Дмитрий, Иванов, Петров, Анатолий Николаевич.
    Имена собственные пишутся с заглавной (большой) буквы.
    Все остальные (несобственные) имена существительные – это нарицательные имена существительные. Они называ?ют (нарица?ют) любой предмет, явление, свойство из множества им подобных: город, петух, иней, доброта.
    Нарицательные имена существительные пишутся со строчной (маленькой) буквы.
    Заглавная буква в именах собственных – это орфограмма: Ольга Петровна Соколова.
    Названия сказок, рассказов, картин, спектаклей – это собственные имена существительные.
    Первое слово и имена собственные в этих названиях пишутся с заглавной буквы, а название заключается в кавычки:
    рассказ Н.Н.Носова «Затейники»
    Клички животных – это собственные имена существительные, а названия животных – нарицательные имена существительные: пёс Жук, конь Гордый, коза Милка.
    Названия государств, городов, деревень, улиц, рек, озёр, морей – это собственные имена существительные: город Пенза, посёлок Рассвет, река Урал, озеро Ильмень, гора Казбек.
    Имя существительное может употребляться в единственном или во множественном числе.
    Имена существительные в единственном числе обозначают один предмет: книга, ива. Имена существительные во множественном числе обозначают два или несколько предметов: книги, ивы.
    Имена существительные изменяются по числам:
    книга – книги,
    машина – машины,
    письмо – письма.
    При изменении числа имени существительного меняется его форма.
    Слова, которые обозначают действия предметов и отвечают на вопросы что делать? что сделать? что делает? что сделает? что делал? что сделал? что будет делать?, называются глаголами.
    Слова писать, поговорить, рассказывает, прочитает, жил, наклеил, будет ждать – это глаголы.
    Глагол в единственном числе обозначает действие одного предмета: стучит, пишет, играет.
    Глагол во множественном числе обозначает действие двух и более предметов: стучат, пишут, играют.
    Глагол стоит в том же числе, что и имя существительное, связанное с ним по смыслу:
    ед. ч.     ед.ч.              мн.ч.          мн.ч.
    Самолёт летит.      Самолёты летят.
    Глаголы изменяются по числам: читает – читают, играет – играют.
    При изменении числа глагола меняется его форма.
    Слово не – это частица.
    Частица не с глаголами пишется раздельно. Это орфограмма.
    Текст, в котором повествуется, рассказывается о событиях, действиях, происходящих одно за другим, называется текстом-повествованием. К таким текстам можно поставить вопросы что случилось? что произошло?
    Слова, которые обозначают признаки предметов  и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?, называются именами прилагательными.
    Слова лёгкий, весенний, добрый – это имена прилагательные.
    Имена прилагательные помогают описать предмет, делают нашу речь точной, яркой, выразительной.
    При сравнении двух предметов используются имена прилагательные, которые описывают их с какой-то одной стороны. Они могут обозначать признаки либо по величине, либо по цвету, либо по вкусу: маленький – большой, светлый – тёмный, горький – сладкий.
    Имена прилагательные в единственном числе обозначают признак одного предмета и могут отвечать на любой из данных вопросов: какой? какая? какое?
    Имена прилагательные во множественном числе обозначают признак нескольких предметов и отвечают на вопрос какие?
    Имена прилагательные употребляются в том же числе, что и имена существительные, с которыми они связаны по смыслу.
    Текст (часть текста), в котором даётся описание предмета или явления, называется текстом–описанием.
    К тексту–описанию можно поставить вопросы какой? какая? какое? какие?
    В речи мы часто употребляем слова я, ты, мы, вы, он, она, оно, они. Эти слова не называют предметы, а только на них указывают.
    Слова я, ты, мы, вы, он, она, оно, они – это местоимения.
    Местоимение – это часть речи.
    Потому что, так как пишутся раздельно, в два слова.
    Предлог – это часть речи. Предлоги служат для связи слов в предложении.
    Предлоги употребляются в речи вместе с именами существительными.
    Перед глаголами предлогов не бывает.
    у
    с
    к
    о
    из
    без
    на
    над
    в
    при
    по
    до
    через
    перед
    за
    под
    для
    между
    про
    около
    Между предлогом и существительным можно вставить другое слово.

  2. Bloodpick Ответить

    Для того чтобы правильно выделить основные морфемы, недостаточно просто знать, что такое корень слова. Здесь необходимо грамотно уметь подбирать однокоренные, родственные слова.
    Такие слова не обязательно принадлежат к определенной части речи, это могут быть все знаменательные. Так, однокоренными будут лексемы: “свет” – “светлый” – “светить” – “светло”; “зелень” – “зеленый” – “зеленеть” – “зелено”; “мир” – “мировой” – “мирить” – “мирно”.
    Как выделить корень слова? Правило гласит, что следует вникнуть в его лексическое значение, подобрать родственные слова и понаблюдать, какая часть у них повторяется. Таким образом легко можно понять, где находится основная морфема. Иногда помогает изначальное «отсечение» приставки, флексии и суффикса, особенно если они имеют один вариант.
    Например, в слове “подорожник” приставка по- (она не имеет других вариантов и легко визуализируется) и суффикс ник-, который также очень характерен для существительных. Остается корень -дорож-. Докажем это, подобрав однокоренные слова: дорожка, дорожный.

    Последний пример также показывает, что в корнях случается чередование. Это продиктовано историческим изменениями языка. Варьироваться могут как согласные, так и гласные звуки.
    Дорога – дорожка.
    Сухой – сушить.
    Рука – ручка.
    Собирать – собрать – соберу.
    Умереть – умирать.
    Блистательный – блестеть.
    Зная, что такое корень слова и как его правильно искать, можно смело делать морфемный разбор таких слов, не боясь ошибиться.

  3. Милый Кот Ответить

    Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».
    (2 класс)
    Проблема:
    1. Какие слова называются родственными?
    2. Что такое корень слова?
    3. Какие слова называются однокоренными?
    Новые знания:
    1.Родственные слова близки по смыслу и имеют одинаковый корень.
    2. Корень – общая часть родственных слов.
    3. Родственные слова иначе  называются   однокоренными.
    Цель: научить находить в родственных словах общую часть (корень слова), подбирать однокоренные слова.
    Задачи:
    1.        Развивать умение находить родственные слова, выделять в них корень слова, подбирать однокоренные слова.
    2.        Развивать умение анализировать, сравнивать, группировать.
    3.        Формировать универсальные учебные действия: работать с информацией, развивать умение слушать и слышать партнера, уважать чужое мнение, формировать уважение к труду и его результату,  умение самоконтроля и самооценки,  умение ставить и решать учебные задачи.
    4.        Обогащать словарный запас учеников.
    5.        Совершенствовать навыки каллиграфии, санитарно-гигиенические навыки.
    Оборудование: опорные  слова, карточки для дифференцированной работы( разноцветные конверты), сигнальные карточки “светофоры”, карточки обратной связи «настроение», домики с однокоренными словами, деревья для групповой работы ,листочки с родственными словами, конверты с заданиями для групповой работы,  карточки для тестовой работы, толковые словари, сигнальные карточки ( виды работ), мудрая сова, музыкальное сопровождение (релаксация).
    Ход  урока:
    1. Организационный момент.
    Начинается урок,
    Он пойдет ребятам впрок.
    Постарайтесь все понять,
    Интересное  узнать.
    2.Минутка чистописания.
    Запись на доске.
    Ум да разум надоумят сразу.
    – Прочитайте запись на доске. Как вы понимаете смысл этой пословицы? ( Человек грамотный и умный найдет ответ на любой вопрос и справится с любым заданием.)
    -Запишите эту пословицу в тетради, соблюдая правила каллиграфии.
    – Пусть эта пословица сегодня будет девизом нашего урока .
    3.Создание проблемной ситуации.
    а) – Ребята, посмотрите внимательно на рисунок и     прочитайте слова, которые здесь записаны.
    Зима, зимушка, снег, мороз, зимовать, зимний, декабрь.
    – На какую тему все эти слова?
    – И это не случайно, ведь красавица-зима уже не за горами. Совсем скоро она махнет своим рукавом и отправит в поход свою свиту. Вьюги и метели занесут сугробами города и села. Оденет зима деревья в пушистые снеговые шубы, и уснет природа прекрасным сном. Много у зимы помощников и родственников.
    – А теперь внимание, задание:
    Надо выписать из этой группы слов только те, которые являются родственными. (На схеме – родственные слова)
    – Прежде чем сделать запись в тетрадь, обсудите в парах, какие слова, по вашему мнению, будут родственными.  (Обсуждение в парах)
    Пишем с большой через запятую.( Дети делают запись ).
    б) – Проверим, какие родственные слова вы выписали (один ученик читает слова). – А вот некоторые ребята выписали все слова ( или можно было выписать все слова ? ) .
    – Вы согласны со мной? Тогда давайте разберемся и вернемся к заданию. Нам надо было выписать родственные слова.
    в) Беседа о родственниках.
    – А кому знакомо слово родственники, кто они такие?
    – Скажите, кого вы считает родственниками? (мама, папа … )
    – Это люди, которые произошли от одного рода, из одной семьи. Очень часто они бывают  похожими
    между собой. Их называют родственниками.
    г) – В русском языке есть тоже такое понятие родственные слова.
    – Как вы думаете, какие слова можно назвать родственными? (близкие по смыслу).
    – Сейчас вернемся к нашему «зимнему» заданию.   Докажите, что те слова, которые вы выписали близки по смыслу.
    Зимушка – так ласково называют зиму.
    Зимовать – значит проводить где-нибудь зиму.
    Зимний – тот, который бывает зимой (зимний день).
    – Но ведь снег и мороз тоже бывают зимой, а декабрь – зимний месяц.
    – Значит эти все слова родственные, ведь они связаны по смыслу (да – нет).
    д) – Тогда должно еще какое-то условие, при котором слова будут называться родственными.
    – Давайте посмотрим еще раз на эти слова и обратим особое внимание на их написание.
    – Что увидели (в некоторых словах есть общая часть).
    – Назовите эту общую часть. (зим- ).
    – Выделим эту общую часть дугой. (Я на доске -дети в тетрадях карандашом).
    – А кто из вас знает, как называется  такая общая часть  у  слов? (корень)
    – Теперь взгляните на нашу схему и попробуйте сформулировать ,какие слова называются родственными.(ответы детей)
    Родственными назыв. слова, которые близки по смыслу и имеют одинаковый корень
    -Теперь перечислите еще раз родственные слова, которые мы выписали. (Зима, зимушка, зимовать, зимний).
    – С родственными словами мы разобрались.
    – Какое новое понятие вы сейчас еще узнали? (корень слова)
    – Попробуйте, опираясь на схему, сформулировать правило, что же такое «корень слова». (Общая часть родственных слов).
    е) – Ребята, а где вы слышали такое слово «корень»
    – Давайте узнаем подробнее лексическое значение этого слова? Где мы можем найти эту информацию? (в словаре)
    Корень:
    подземная часть растения;
    часть волоса, зуба, ногтя;
    начало, источник чего-либо;
    часть слова.
    – Наше слово  «корень» имеет несколько значений . А кто знает как называются такие слова, которые имеют много значений? (многозначные ).
    – Какое же значение этого слова будет интересовать нас на уроках русского языка?                  (часть слова).
    – Давайте еще раз закрепим это понятие, так что же такое «корень слова» ?
    ( Общая часть родственных слов )
    Какие слова называются родственными ? (Слова, близкие по смыслу и с одинаковым корнем ).
    4 . Понятие об однокоренных словах .
    – Вернемся еще раз к нашим словам. Можно ли сказать ,что наши родственное слова образованы от одного и того же корня? Обсудите это в парах.
    – Поделитесь своим мнением. Так как же можно назвать слова  с одним и тем же корнем ?         (однокоренные слова)
    – Давайте подытожим, с какими новыми понятиями мы с вами познакомились.
    -родственные слова,
    -корень слова,
    -однокоренные слова
    -А теперь посмотрим правило в учебнике на с.80, как там сформулированы эти понятия.
    – Правильно мы все сформулировали правила? (Да). Значит мы молодцы.
    5. Физминутка .
    (Физкультминутку проводят учащиеся)
    – Ребята, после того как вы узнали новые  понятия, как вы думаете, какая учебная задача будет стоять перед нами на уроках? (Будем учиться находить однокоренные слова и определять корень.
    6. Упражнения в распознавании однокоренных слов .
    а) Сейчас я предлагаю вам немного поиграть.
    Игра называется «Засели домики».
    – Одновременно в 3 домика приехали «родственники»  (у нас – это родственные слова, как вы понимаете ) Проверьте, правильно ли они заселились .Работать будем по рядам.
    1 ряд –  – лис-
    Лиса, лист, лисонька, лисий.
    2 ряд –  – мор-
    Морской, моряк, море, мороз.
    3 ряд –  – вод –
    Вода, водичка, водный, водитель.
    – Обсудите в парах это заселение, может кто-то из «родственников» перепутал домики , и запишите в строчку через запятую только родственные слова и выделите в этих словах корень.(Работа учащихся)
    – Проверяем, 1 ряд, кто оказался лишним в вашем домике? Объясните, почему вы так считаете? Аргументируйте свой ответ.
    -Ребята согласны? Назовите корень ваших родственных слов.
    ( проверяем работу 2 и 3 рядов )
    -Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием .
    б) Самостоятельная работа. Дифференцированная работа.
    – Теперь поработаем самостоятельно. Выполним упражнение  № 2 из учебника на  странице 80.( 1 учащийся работает за доской )
    – А трое ребят будут работать по карточкам из разноцветных конвертов.( конверты на выбор )
    Проверяем выполненное задание .
    Работу по карточкам  проверю и оценю после урока.
    в) Групповая работа.
    – А теперь давайте еще  поиграем в игру «Найди свое дерево». Вот 4 дерева с корнями ,а вы -листочки с этих деревьев( у детей на партах листики со словами).Задание: каждый листик должен найти свое дерево, и тогда образуются   группы родственных слов.
    1 группа   – рыб –
    Рыбак, рыболов, рыбачить, рыбалка, рыбка, рыбешка.
    2 группа   – ум –
    Умный, умница, умник, умненький, надоумить, разум.
    3 группа   – ворон –
    Ворона, ворон, вороной, вороненок, проворонил, вороний.
    4 группа   – вод –
    Вода, водица, водяной, подводник, водичка, водный.
    – Посмотрите , какие у нас чудные деревья получились! А вот и мудрая Совушка появилась, которая живет в этом лесу. Она приготовил для вас лесные загадки ( конверты с заданиями). Если вы отгадаете загадку, то для вас будет еще дополнительное задание, связанное с нашей темой-«родственные слова»,надо будет устранить лишнее слово, которое не будет родственным и подобрать еще одно свое родственное.
    1 группа
    Он всю зиму в шубе спал,
    Лапу бурую сосал,
    А проснувшись, стал реветь,
    Этот зверь лесной-…..(медведь).
    Медведь, медленно, медвежата, медвежий ,………..онок.
    2 группа
    На овчарку он похож,
    Что ни зуб- то острый нож.
    Он бежит, оскалив пасть,
    На овцу готов напасть.( волк)
    Волк, волчий, волокно, волчица, ………..онок.
    3 группа
    Что за зверь со мной играет?
    Не мычит, не ржет, не лает,
    нападает на клубки,
    прячет в лапки коготки! (кошка)
    Кошка, котенок, катушка, кот, ……….ий.
    4 группа
    Вот иголки и булавки
    Вылезают из-под лавки.
    На меня они глядят,
    Молока они хотят.
    Еж, ежиха, ежевика, ежовый, ……..ик.
    7. Релаксация.
    Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать,
    Но пока не все умеют расслабляться, отдыхать.
    Есть у нас игра такая- очень легкая, простая:
    Замедляется движенье, исчезает напряженье-
    И становится понятно- расслабление приятно.
    8.  Проверочное   задание-тест.
    – У вас на столах осталась еще одна карточка с цифрами. Интересно, правда? Ведь у нас не урок математики.
    Послушайте внимательно задание .Сейчас мы проверим, как вы усвоили тему нашего урока.
    Я буду читать вам группы родственных слов, а вы должны вычеркнуть  номер того слова, которое будет лишним в этой группе.(1,2,3)
    Так же как и у кустов,
    Корень есть у разных слов.
    Будь внимателен к словам
    И проверь-ка ты все сам:
    Все ли слова родные – однокоренные?
    Белка, беленький, белить,
    Водяной, вода, водить,
    Лист, лиса, лисенок,
    Горный, горка, городок,
    Пес, песочный, песок,
    Моряки, морской, моржи,
    Корень, корневой, коржи.
    Все проверили слова? Отвечайте тогда!
    -Давайте проверим , какие же слова оказались лишними.
    1) 1,  2,  3.
    2) 1,  2,  3.
    3) 1,  2,  3.
    4)  1,  2,  3.
    5)  1,  2,  3.
    6) 1, 2, 3.
    7) 1, 2, 3 .
    – Слов на свете нам не счесть,
    В каждом слове корень есть.
    Чтобы грамотно писать,
    Надо корень выделять.
    9.Домашнее задание.
    -Ребята дома вам предстоит выполнить аналогичное задание ( упр.№  3) -определить ,какие слова будут являться родственными и выделить у них корень. Я уверена , что с этим заданием дома вы справитесь легко.
    10. Итог урока.
    -Ребята, наш урок подходит  к концу.
    Какие новые понятия  вы узнали на нашем уроке?
    -Давайте еще раз закрепим наши знания, можно воспользоваться  схемой-помощницей.
    – Обратите внимание на пословицу, с которой начался наш урок. Можно ли сказать, что эти слова подходят к теме нашего урока?( Трудились, узнавали новые понятия, искали ответы на вопросы.)
    А какую еще связь с нашим  уроком  вы заметили?( в пословице есть родственные слова).
    Назовите эти слова. Какой корень у этих слов?
    11.    Рефлексия.
    – Сейчас покажите ваше настроение, с которым вы работали сегодня на уроке. Кто из вас доволен своей работой, а кто не со всеми заданиями справился,  и остался  не очень доволен своей работой.

  4. VideoAnswer Ответить

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *