Что такое лексическое значение слова 3 класс?

10 ответов на вопрос “Что такое лексическое значение слова 3 класс?”

  1. TpaKToPuc Ответить

    МБОУ СОШ № 18 с. Тенгинка
    Сценарий открытого урока
    русского языка
    по программе В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого
    3 класс
    УМК «Школа России»
    «Лексическое значение слова.
    Однозначные и многозначные слова».
    Составитель:
    Гамалян Татьяна Агоповна,
    учитель МБОУ СОШ №18 с. Тенгинка
    Туапсинского района
    Краснодарского края
    2014 год
    Сценарий открытого урока по русскому языку в 3 классе.
    Тема: Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.
    Цель: формировать умения распознавать многозначные и однозначные слова, слова в прямом и переносном значении, работать с толковым словарём.
    Тип урока: решение учебной задачи.
    Планируемые результаты:
    Предметные: проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры.
    Личностные: формирование мотивации к творческому труду, развитие способности к самооценке на основе критерия успешности.
    Метапредметные:
    Познавательные: работа с памятками, словарями, другими источниками , осознавать познавательную задачу, осуществлять синтез, сравнение, классификацию.
    Коммуникативные: участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности, учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё мнение, свою позицию.
    Регулятивные: планировать свои действия, выполнять действия по намеченному плану, контролировать процесс и результат своей деятельности.
    Оборудование: проектор, интерактивная доска, презентация, ПК, учебник.
    Педагогические технологии:
    Групповые технологии
    Информационно-коммуникативные технологии
    Здоровьесберегающие технологии
    Ход урока
    Организационный момент
    II. Словарная работа
    — Вставьте пропущенные буквы.
    М..л..ко — ценный продукт. Из него делают сливочное масло. Из м..л..ка можно приготовить сметану, сыр, творо.. . Очень полезно кислое молоко. Но вкуснее всего парное м..л..ко.
    III. Самоопределение к деятельности
    — Отгадайте загадку.
    Живёт в норке,
    Грызёт корки.
    Короткие ножки,
    Боится кошки. (Мышь.)
    — Кто знает, в каком словаре можно посмотреть лексическое значение слова? (В толковом словаре.)
    — Найдите в толковом словаре на с. 153 слово мышь.
    — Какие значения имеет это слово?
    — Как называются слова, которые имеют несколько лексических значений? (Многозначные.)
    — А теперь найдите в толковом словаре на с. 153 значение слова таволга. Что вы можете сказать об этом слове? (Это однозначное слово.)
    — Сформулируйте тему урока.
    IV. Работа по теме урока
    Работа по учебнику
    Упр. 64 (с. 40).
    — Прочитайте текст. О чём в нём говорится? Что хотел передать автор текста?
    — Согласны ли вы с его мнением?
    — Выполните задания.
    — Прочитайте лексическое значение выделенных слов.
    — Что такое лексическое значение слова? (То, что обозначает слово.)
    — По какому словарю можно определить лексическое значение слова? (По толковому.)
    Упр. 65 (с. 40). (Работа в парах.)
    — Приведите свои примеры однозначных и многозначных слов.
    V. Физкультминутка (мультимедийная)
    VI. Закрепление изученного материала
    Работа по учебнику
    Упр. 66 (с. 41).
    — Прочитайте текст.
    — О каком явлении природы идёт речь? (О росе.)
    — Кому приходилось наблюдать это явление природы? Расскажите о нём.
    — Выполните задание.
    — Значение какого слова вы определяли по словарю?
    2. Работа со словом из словаря
    — Узнайте слово по его лексическим значениям.
    1. Тетрадь из плотных листов для рисунков.
    2. Собрание рисунков, репродукций, чертежей в виде книги.
    3. Несколько музыкальных произведений одного исполнителя, объединённых одним названием.
    Ответ: альбом.
    — Что можно сказать об этом слове? (Это многозначное слово.)
    — Найдите это слово в орфографическом словаре.
    — Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.
    — Составьте предложение со словом альбом, запишите.
    — Запомните, как пишется это слово.
    Материал для учителя
    По-латыни альбом означает «белый». В Древнем Риме альбомом называли доску, покрытую белым гипсом. На этой белой доске писали разные сообщения, распоряжения, имена отличившихся воинов и выставляли её для всеобщего обозрения в местах, где собиралось много народа. А для средневекового рыцаря альбом был тетрадкой обязательно из белых листков, в которой могли быть история древнего рода, рыцарские гербы, девизы и мудрые высказывания знаменитых людей.
    Нынешние альбомы не всегда белые, но язык неохотно отказывается от своих первоначальных названий.
    VII. Рефлексия
    (Работа в парах.)
    — Пользуясь толковым словарём, разделите слона на две группы: 1) однозначные; 2) многозначные.
    Верста, гимн, журавль, коллектив, мышь, просто к наша, заря.
    — Оцените свою работу на уроке.
    VIII. Подведение итогов урока
    — Что такое лексическое значение слова
    — С каким словом из словаря вы познакомились сегодня?
    Домашнее задание
    Упр. 67 с. 42 учебник

  2. Warface_Channel Ответить




    Как определить лексическое значение слова?
    64. Прочитайте.
    Сколько прекрасных слов в русском языке! Слова мир, дружба, родина, Россия звонкие и громкие, богатые и гордые, светлые и радостные. Покоряют своей прелестью, нежностью и лёгкостью слова берёза, солнце, счастье, весна, радость… Удивительной лаской, теплом и светом лучится слово мама. Хорошие, добрые, нежные слова!
    (А. Арсирий)
    Как вы поняли этот текст? Согласны ли вы с мнением автора?
    Спишите первое предложение. Запишите выделенные слова. Объясните лексическое значение каждого слова.
    Вспомните! То, что обозначает слово, является его лексическим значением. Например, лексическое значение слова весна – «время года, следующее за зимой». Лексическое значение слова можно определить по толковому словарю.
    65. Рассмотрите схему.

    Пользуясь схемой, подготовьте устное сообщение на тему «Что я знаю о значениях слов русского языка». Расскажите, что такое однозначные слова, многозначные. Какие слова относятся к синонимам? антонимам?
    Составьте предложение с одним из данных в схеме слов. Запишите его.
    66. Прочитайте. Спишите вторую часть текста.
    Утро. Трава на лужайке, листья на деревьях, гроздья винограда, жёлтые сливы усыпаны росой. Солнышко осветило капельки росы. В каждой капельке загорелись солнечные искорки.
    Мы берём альбом, рисуем в нём стебелёк травы, солнце и капельки росы с горящими искорками. Под рисунком пишем слово роса.
    (В. Сухомлинский)
    Какое явление природы названо красивым словом роса? Наблюдали ли вы, какой бывает роса на траве?
    Выберите любое слово из текста и определите его лексическое значение.
    67. В учебнике помещён толковый словарь. Найдите в нём слова герб, журавль, заря, альбом. Прочитайте их лексические значения.
    Выпишите из словаря толкование слова альбом.
    альбо?м

  3. зая я твой Ответить

    Слово – основная значимая единица языка.
    Каждое слово имеет значение, которое называется лексическим. Все слова языка образуют его словарный состав. Это лексика. Раздел науки о языке, который изучает лексику, называется лексикологией.
    Слова в языке служат для обозначения предметов, их признаков, действий, количества. То, что обозначает отдельное слово, называется лексическим значением. Например, слово “латук” – травянистое растение, которое выращивается для приготовления салата.
    Слово может иметь несколько лексических значений. Его называют многозначным. Например, слово “гребень” – 1. Предмет для расчёсывания волос.2. Вершина горы. 3. Вершина волны. 4. Верх только что вспаханного пласта земли. 5. Мясистый нарост на голове петуха.
    Слова могут иметь прямое и переносное значение. Например, каменный (прямое) дом; каменное (переносное). Интересными есть слова-омонимы (одинаковые по звучанию, но разные по лексическому значению. Например, ключ (для замка); ключ (журавлиный).
    Есть ещё слова, которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения, звучанием и написанием. Это синонимы. Например, смелый, храбрый, мужественный. А есть слова с противоположным лексическим значением – антонимы: день – ночь, белый – чёрный, вверх – вниз.
    Словарный состав русского языка очень богат. В нём насчитывается 150 тысяч слов. Слова очень разнообразны по употреблению, назначению, распространению. Лексическое значение слова очень многогранно. Оно включает понятие о предмете, отношение с другими словами, указывает на часть речи, содержит определённые эмоции.
    Лексическое значение слова можно узнать в толковом словаре. Знание всех сторон лексического значения слова свидетельствует о культуре речи говорящего.

  4. Truecrusher Ответить

    МБОУ СОШ № 18 с. Тенгинка
    Сценарий открытого урока
    русского языка
    по программе В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого
    3 класс
    УМК «Школа России»
    «Лексическое значение слова.
    Однозначные и многозначные слова».
    Составитель:
    Гамалян Татьяна Агоповна,
    учитель МБОУ СОШ №18 с. Тенгинка
    Туапсинского района
    Краснодарского края
    2014 год
    Сценарий открытого урока по русскому языку в 3 классе.
    Тема: Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова.
    Цель: формировать умения распознавать многозначные и однозначные слова, слова в прямом и переносном значении, работать с толковым словарём.
    Тип урока: решение учебной задачи.
    Планируемые результаты:
    Предметные: проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры.
    Личностные: формирование мотивации к творческому труду, развитие способности к самооценке на основе критерия успешности.
    Метапредметные:
    Познавательные: работа с памятками, словарями, другими источниками , осознавать познавательную задачу, осуществлять синтез, сравнение, классификацию.
    Коммуникативные: участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности, учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё мнение, свою позицию.
    Регулятивные: планировать свои действия, выполнять действия по намеченному плану, контролировать процесс и результат своей деятельности.
    Оборудование: проектор, интерактивная доска, презентация, ПК, учебник.
    Педагогические технологии:
    Групповые технологии
    Информационно-коммуникативные технологии
    Здоровьесберегающие технологии
    Ход урока
    Организационный момент
    II. Словарная работа
    — Вставьте пропущенные буквы.
    М..л..ко – ценный продукт. Из него делают сливочное масло. Из м..л..ка можно приготовить сметану, сыр, творо.. . Очень полезно кислое молоко. Но вкуснее всего парное м..л..ко.
    III. Самоопределение к деятельности
    — Отгадайте загадку.
    Живёт в норке,
    Грызёт корки.
    Короткие ножки,
    Боится кошки. (Мышь.)
    — Кто знает, в каком словаре можно посмотреть лексическое значение слова? (В толковом словаре.)
    — Найдите в толковом словаре на с. 153 слово мышь.
    — Какие значения имеет это слово?
    — Как называются слова, которые имеют несколько лексических значений? (Многозначные.)
    — А теперь найдите в толковом словаре на с. 153 значение слова таволга. Что вы можете сказать об этом слове? (Это однозначное слово.)
    — Сформулируйте тему урока.
    IV. Работа по теме урока
    Работа по учебнику
    Упр. 64 (с. 40).
    — Прочитайте текст. О чём в нём говорится? Что хотел передать автор текста?
    — Согласны ли вы с его мнением?
    — Выполните задания.
    — Прочитайте лексическое значение выделенных слов.
    — Что такое лексическое значение слова? (То, что обозначает слово.)
    — По какому словарю можно определить лексическое значение слова? (По толковому.)
    Упр. 65 (с. 40). (Работа в парах.)
    — Приведите свои примеры однозначных и многозначных слов.
    V. Физкультминутка (мультимедийная)
    VI. Закрепление изученного материала
    Работа по учебнику
    Упр. 66 (с. 41).
    — Прочитайте текст.
    — О каком явлении природы идёт речь? (О росе.)
    — Кому приходилось наблюдать это явление природы? Расскажите о нём.
    — Выполните задание.
    — Значение какого слова вы определяли по словарю?
    2. Работа со словом из словаря
    — Узнайте слово по его лексическим значениям.
    1. Тетрадь из плотных листов для рисунков.
    2. Собрание рисунков, репродукций, чертежей в виде книги.
    3. Несколько музыкальных произведений одного исполнителя, объединённых одним названием.
    Ответ: альбом.
    — Что можно сказать об этом слове? (Это многозначное слово.)
    — Найдите это слово в орфографическом словаре.
    — Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.
    — Составьте предложение со словом альбом, запишите.
    — Запомните, как пишется это слово.
    Материал для учителя
    По-латыни альбом означает «белый». В Древнем Риме альбомом называли доску, покрытую белым гипсом. На этой белой доске писали разные сообщения, распоряжения, имена отличившихся воинов и выставляли её для всеобщего обозрения в местах, где собиралось много народа. А для средневекового рыцаря альбом был тетрадкой обязательно из белых листков, в которой могли быть история древнего рода, рыцарские гербы, девизы и мудрые высказывания знаменитых людей.
    Нынешние альбомы не всегда белые, но язык неохотно отказывается от своих первоначальных названий.
    VII. Рефлексия
    (Работа в парах.)
    — Пользуясь толковым словарём, разделите слона на две группы: 1) однозначные; 2) многозначные.
    Верста, гимн, журавль, коллектив, мышь, просто к наша, заря.
    — Оцените свою работу на уроке.
    VIII. Подведение итогов урока
    — Что такое лексическое значение слова
    — С каким словом из словаря вы познакомились сегодня?
    Домашнее задание
    Упр. 67 с. 42 учебник

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *