Что такое рецензия и как ее писать?

12 ответов на вопрос “Что такое рецензия и как ее писать?”

  1. Ballarim Ответить


    Если в Вас кроется умение грамотно писать и умело выражать своё мнение, то данная статья о том, что такое рецензия и как её писать Вам точно понравится. Каждый раз, когда Вас просят решить, является ли что-то плохим или хорошим и объяснить почему – Вас просят дать рецензию.
    Делая это в письменном виде, Вы очень хорошо тренируете свои навыки по работе с текстами. Так же, как это делает копирайтер или рерайтер. Издавая рецензии в какой-то конкретной области, Вы сможете стать полноценным экспертом с авторитетным мнением, к которому, несомненно, станут прислушиваться.

    Что такое рецензия

    Для начала дадим определение, что такое рецензия и в чём суть её написания. Рецензия – это критическая оценка текста, события, объекта или явления. Они могут писаться на книги, статьи, целые жанры или области литературы, архитектуры, искусства, моды, ресторанов, политики, выставок и т.д. В дополнение к критической оценке, автор рецензии может присвоить работе оценку, чтобы указать её относительную ценность.
    Прежде, чем писать рецензию, решите, на что посмотреть. То есть решить, какие аспекты предмета или услуги Вы собираетесь оценить. К примеру, когда Вы смотрите фильм, Вы можете посмотреть, помимо всего прочего ещё и на действия, спецэффекты, работу камеры или историю. Это все предметы, которые Вы можете проверить и решить, хорошо это или плохо. С книгой Вы можете посмотреть на сюжет, персонажей и то, как автор складывает слова.

    В ресторане Вы можете оценить еду, сервис и обстановку. На самом деле, все имеет качества, которые Вы можете анализировать и оценивать. С помощью написания рецензии и привлечения этим к себе внимания, Вы можете решить вопрос с тем, как открыть книжный-интернет магазин и сделать это довольно таки успешно.

    Что такое рецензия на книгу

    Далее поговорим о видах оценивающих текстов и узнаем, что такое рецензия на книгу и как её правильно писать. Рецензия на книгу является одной из форм литературной критики, так же, как и СЕО-продвижение сайта в ТОП является формой раскрутки веб-сайтов. В рецензии книга анализируется на основе содержания, стиля, достоинств и недостатков.
    Книги можно рецензировать для печатных периодических изданий, журналов и газет, для школьной работы или для книжных веб-сайтов в Интернете. Длина рецензии на книгу может варьироваться от одного абзаца до существенного эссе. Существует целый ряд журналов, посвященных рецензиям на книги. Хорошая рецензия ни в коем случае не должна пытаться продвигать или продавать книгу другим. Это услуга для других читателей, чтобы узнать, может ли книга заинтересовать их.

    Рецензия часто содержит оценки книги на основе личного вкуса. Рецензенты в литературных периодических изданиях часто используют возможность написания отзыва на книгу для демонстрации обучения или для распространения своих собственных идей на тему художественной или научной литературы. Обзоры нехудожественных произведений, предназначенных для учебных или информационных целей, могут точнее фокусироваться на таких проблемах, как практическая полезность и удобство чтения.

    Что такое рецензия на фильм

    Теперь рассмотрим, что такое рецензия на фильм и что нужно о ней знать. Написание рецензии – отличный способ выразить свое мнение о фильме. Цель большинства обзоров – помочь зрителю определить, хочет ли он посмотреть или купить этот фильм. В обзоре должно быть достаточно подробностей, без предоставления при этом основ сюжета или спойлеров, чтобы читатель мог принять обоснованное и взвешенное решение.
    В целом, кинокритику можно разделить на две категории: журналистская критика, которая регулярно появляется в газетах, журналах и других популярных средствах массовой информации. И академическая критика со стороны кинематографистов, которая основана на теории кино и публикуется в научных журналах. Академическая кинокритика редко принимает форму рецензии, вместо этого она с большей вероятностью проанализирует фильм и его место в истории своего жанра.

    Написание рецензии должно развлечь читателя и немедленно привлечь его внимание. Вначале важно упомянуть репутацию актеров и режиссера и написать, каковы были Ваши ожидания и оправдались ли они. Рецензент должен объяснить, как строится история, в чём её фирменный стиль, это нужно сделать, не вспоминая ключевые моменты из фильма. Обзор должен быть кратким и привлекать использование метафор, прилагательных, аналогий, сравнений и т.д.

    Чем отличается рецензия от отзыва

    В заключение рассмотрим, чем отличается рецензия от отзыва и отличается ли вообще. Так же, как и у разработки сайта-визитки и разработки обыкновенного веб-сайта, у рецензии и отзыва существуют свои различия. Для начала скажем, что отзыв – это выражение мнения или оценки о ком или чём-либо. Казалось бы, всё тоже самое, но это не так.

    Рецензия, можно сказать, стоит на голову выше, так как является официальным письменным анализом, а отзыв – всего лишь мнением. Отзыв ссылается на общее описание без точного и подробного анализа, хотя иногда и содержит какие-либо указания и рекомендации.
    Научившись работать с текстом, анализировать его и описывать всё красивыми и грамотными словами можно стать ведущим рецензентом. Это поможет Вам достичь авторитета среди той аудитории, на которую направлены издания.

  2. JoаchimGarraud Ответить

    Рецензии можно классифицировать:
    по объекту – музыка, фильмы, театральные постановки, в нашем случае – нехудожественные книги;
    по субъекту, т. е. автору рецензии – эксперт, обычный читатель или лицо, которому автор заплатил за положительный отклик;
    по количественному признаку, т. е. числу и объему рецензируемых произведений.
    Рецензии на книги можно условно разбить на:
    развернутые профессиональные разборы;
    короткие рецензии-статьи, которые пишут читатели;
    эссе с доминирующим личным мнением о книге и отношением к автору;
    авторецензии, когда автор высказывается о своем произведении;
    книжные обзоры.
    Я привел только один из примеров классификации – наиболее емкий, на мой взгляд.
    С необходимой теорией покончено. Теперь…

    Готовимся к рецензированию

    Сейчас будет воистину «капитанский» совет:

    Вроде бы все очевидно, но нет же! Умудряются после беглого осмотра содержания, чтения сокращенной версии (summary) писать «рецензии», где кроме бинарного «хорошо-плохо» ничего нет.
    Нужно прочесть книгу несколько раз – сначала с позиции обычного читателя, а потом с целью сделать критический разбор.
    В процессе можно вооружиться ручкой с блокнотом, бумажными закладками или стикерами.

    Ну что, вы уже готовы приступить к рецензированию? Погодите немного и проверьте себя:
    Не читайте других отзывов о книге, чтобы не писать чужими словами.
    Да, ваше мнение может разительно отличаться от мнения большинства. Пишите, не бойтесь «холиваров» – грамотная рецензия будет только в плюс.
    Помните правило: чем более негативное мнение у вас сложилось о книге, тем больше нужно приводить аргументов в его пользу. Рецензия в этом случае выйдет объемнее.
    Используйте в равных пропорциях логику и эмоции.
    Не испытывайте мысленного (а порой и животного физического) страха перед автором – если вы купили книгу, а не скачали с торрент-трекера, то имеете право аргументированно высказаться.
    Рветесь в бой? Опять вас остановлю, уж простите!

    Составьте план рецензии

    Никто не мешает сделать свой план, но можно воспользоваться типовым:
    Библиографическое описание – название книги, автор, год выхода (если это переиздание – указать, какое по счету), издательство.
    Небольшой пересказ содержания в одно-три предложения.
    Непосредственно отзыв (личные впечатления).
    Аналитическая часть – разбор названия, содержимого, структуры, практических примеров и т. п.
    Выделение всех преимуществ и недостатков книги.
    Итоговая оценка и личные выводы рецензента об актуальности и «профпригодности» книги, рекомендации читателям.
    Отлично! Теперь начинаем…

    Процесс рецензирования

    Есть поговорка: «не суди о книге по обложке». Я с ней не согласен, потому что физические данные книги напрямую влияют на удобство чтения и первое впечатление. И в связи с этим условно разделяю процесс рецензирования на две части, первая из которых…

    Рецензия формы

    Она хороша тем, что:
    не требует чтения книги;
    довольно быстро составляется;
    объективнее, чем рецензия содержания.
    Она плоха тем, что:
    должно пройти время, чтобы дать оценку по некоторым критериям;
    все равно не лишена субъективизма, ведь есть еще одна поговорка про «на вкус и цвет…».
    Когда делают обзор на гаджеты, всегда вставляют изображения в тексты. Я отобрал и сфотографировал несколько «подопытных» книг из домашней библиотеки, чтобы показать, какие составляющие формы можно рецензировать.

    Формат книги

    «Pocket book» – карманная книга – отличное решение для путешественников на дальние и не очень дистанции. Дома лучше читать в стандартном формате:

    Формат книги сильно сказывается на восприятии. Выбирайте только тот, который удобен не по цене, а по эргономике.

    Ориентация книги

    Да, в нашем толерантном мире она и у книг разная – книжная или альбомная:


    Ширина в 213 миллиметров делает эту книгу нетранспортируемой в большинстве сумок. «Для домашнего чтения only», друзья! А еще сильно выдается из книжной полки в стоячем виде. Возможно, нужно хранить в лежачем.

    Габариты и вес книги

    Посмотрите на эти «книжки-малышки»:

    При габаритах 236x163x36 мм работа Портера весит 916 г. У Паундстоуна книга с габаритами 240x161x31 мм тянет «всего» на 648 г. «Конкурентное преимущество» (715 страниц) в мягкой обложке лежит в руке и чувствуется заметно тяжелее, чем «Это дорого или дешево?» в твердой обложке (432 страницы). Обе будет затруднительно читать в общественном транспорте.

    Дизайн обложки

    Сейчас будет созерцание прекрасного:

    Ну что тут сказать: издательство «МИФ» капитально работает над внешним видом своих книг!

    Цвет обложки

    Какую книжку на полке вы заметили первой?

    Цвет обложки – тоже маркетинговый ход для привлечения внимания покупателей в книжном магазине. Или гостей, хищно изучающих вашу домашнюю библиотеку. К слову, я первой заметил «кислотные» обложки книг Дмитрия Кота «Продающие тексты» и Тимура Асланова «Копирайтинг. Простые рецепты продающих текстов». Издательство «Питер» хорошо поработало!

    Суперобложка

    О, мое самое любимое! Сейчас будет кейс по эффекту хорошей упаковки.
    Как-то я купил книгу Михаила Ахманова «Литературный талант. Как написать бестселлер». Кто не знает: Михаил – маститый писатель-фантаст, автор «Большой энциклопедии диабетика». Через некоторое время увидел на «Озоне» его же произведение «Как писать книги» и тоже купил. Смотрим на иллюстрацию:

    Ничего удивительного в том, что у одного и того же автора вышли две книги по писательству, не увидел. Например, у Юргена Вольфа есть «Школа литературного мастерства» и «Литературный мастер-класс»…
    А потом я снял суперобложку:

    У книги со снятой суперобложкой ISBN 978-5-699-82148-8. У другой – 978-5-699-70076-9. Объем одинаковый – 384 страницы. Круто, да? К вопросу о маркетинге упаковки и маркетинговой политике издательства для вашей будущей рецензии.

    Мягкая или твердая обложка

    Обе книжки в мягкой обложке хранились только дома при комнатной температуре. На оранжевую я даже дышать боялся. Как видите, клеенчатый слой начал отходить от бумажного:

    Теперь о твердой обложке. Она придает книге устойчивость на полке и защищает страницы от механических повреждений. Но кто бы спас от повреждения и термического воздействия саму обложку! Небольшой разрыв корешка, перепады влажности, и она расслаивается на пятьдесят оттенков серого:

    Размер шрифта

    Мне повезло – стопроцентное зрение, могу читать хоть со спичечного коробка. Однако есть люди, которым нужны большие буквы в тексте. Сравните:

    Вы мне можете возразить – мол, габариты у книг разные. Я вам отвечу: когда держишь их в руках, понимаешь, какие здоровые буквы в «Пути решения», как они раздувают объем и количество затраченной на печать бумаги и конечную стоимость книги.
    Будем объективны – у Александра Ивина «буковки-малышки», но и книжка-маломерка. Удобно возить в транспорте, но при не самом ярком освещении читать трудно.

    Иллюстрации

    Помните, как мы в детстве листали страницы в надежде увидеть картинки?.. А там один сплошной текст! В нехудожественных книгах тоже хочется обнаружить визуальную составляющую. А когда она цветная – вообще восторг:

    Качество бумаги

    Раньше книжки печатались на серой газетной бумаге – она невзрачная и хрупкая на ощупь. Белоснежная мелованная бумага на ее фоне выигрывает:

    Обе книжки – стопроцентные шедевры. Но читать «Психологию ответственности», в том числе из-за шрифта, намного сложнее. А еще без труда можно помять или порвать страницы.
    На мелованной бумаге хорошо видны отпечатки пальцев, как яблоки на снегу – розовые на белом. Или черные.

    Персонализация книги

    Ноу-хау издательства «МИФ» и его конкурентное преимущество:

    Признаюсь – не люблю писать в книгах, даже карандашом. Но если дам почитать любую из «мифовских» книжек, быстренько заполню поля «Эта книга принадлежит» и «Контакты владельца».

    Закладка

    Она же ляссе. Очень сильно облегчает жизнь читателю и избавляет от необходимости засовывать календарики, фантики и кусочки фольги между страниц:

    Видите, как много можно сказать о книге, не читая ее! Естественно, здесь нужно изучать бумажный вариант, а не электронный.

    Рецензия содержания

    Чтобы выдать достойный критический разбор, рецензент должен владеть материалом минимум на том же уровне, что и автор, а лучше – на более высоком.
    После изучения нескольких вариантов рецензирования выделил общие моменты:
    В работе можно выбрать одну из следующих стратегий: взгляд со стороны, анализ без выставления положительных или отрицательных оценок, критический разбор или открытую полемику с автором.
    В обязательном порядке указывать автора и название произведения, библиографические данные. Отметить, новинка ли это или переиздание.
    Не допускать банального пересказа книги. Можно разобрать название, содержание, способ построения книги, авторский стиль и мастерство, но сделать это грамотно и интригующе.
    Высказывать свое впечатление от книги, при этом обосновать все негативные и позитивные моменты.
    Отмечать актуальность произведения и степень его попадания в целевую аудиторию.
    Указывать на стилистические, фактические, грамматические ошибки, допущенные автором. Перепроверять их наличие.
    От ошибок, похоже, не застрахована ни одна книга. Даже в замечательной (кроме шуток) книге Максима Ильяхова и Людмилы Сарычевой «Пиши, сокращай» прокрались досадные опечатки:

  3. davidoff Ответить

    Огромное число желающих высказать свое мнение по поводу той или иной книги привело к рождению такого жанра, как рецензия. Теперь она является помощницей автору в популяризации его книги, увеличению читательского спроса. Многие считают, что умеют писать рецензии, но это не так просто, как кажется.

    Что называют рецензией

    Отзыв с подробным разбором и критичной оценкой книги называют рецензией. Этот термин употребляется с конца 18 века и берет свое начало от латинского слова recensio, что в буквальном смысле означает «рассмотрение, обследование».

    Основные виды

    Существует несколько видов рецензии, хотя деление это условно:
    Публицистическая статья. Она чаще всего носит полемический характер и является началом литературной дискуссии.
    Эссэ. В нем пишущий выражает больше свое мнение и делится лирическими размышлениями.
    Аннотация. В ней говорится об особенностях композиции, содержании книги, мастерстве художников-иллюстраторов и качестве полиграфии.
    Авторецензия. Она раскрывает замысел автора и его собственный взгляд на книгу.
    Обзор. Этот вид включает в себя рецензию нескольких книг или произведений, объединенных по какому-либо признаку.
    Рецензии пишутся в разное время процесса создания книги. По этому признаку их можно разделить на две группы:

    Внутрииздательская

    Она предназначена для прочтения редактором издательства. Работа призвана раскрыть все достоинства и недостатки произведения. Рецензент описывает язык и стилистику литературной работы, его жанр и специфические особенности. Здесь же находится оценка ее коммерческой составляющей и вероятность завоевания популярности у читателя. Такая рецензия полезна автору произведения, она объективна, ведь написана человеком, взглянувшим на произведение свежим взглядом. После ее прочтения у автора есть возможность для коррекции рукописи.

    Внешняя

    Она пишется после издания книги. О поправках и доработках автором рукописи уже речь не идет. Эта рецензия составляется обычно представителем издательства. Можно пригласить рецензента со стороны. Цель текста – привлечение внимания к новой книге. Он должен быть написан объективно, без излишних восторгов, чтобы не вызвать у читателя недоверие. Недостатки чаще всего упоминаются поверхностно, не акцентируя пристального внимания, или совсем не отображаются.

    План рецензии книги

    Библиографическое описание. В него входит указание автора книги и название, а также издательство и год выпуска. Если известна творческая история произведения, можно кратко сказать о ней.
    Сжатый пересказ содержания, объем которого не должен превышать 2-х предложений. Почему не рекомендуется подробный пересказ? Он снижает ценность разбора. Ознакомившись с такой рецензией, человек уже не захочет читать саму книгу.
    Впечатление от прочитанного повествования:
    Смысл названия. Интерпретация названия, которое чаще всего является многозначным или метафоричным, очень важна.
    Анализ содержания. Определение темы и идеи и выявление главных проблем, обозначенных в книге. Оценить стиль и жанровое своеобразие.
    Особенности композиции. С помощью ее анализа рецензент пытается разгадать замысел автора. Рассматриваются приемы композиции, ее связь с сюжетом произведения и расположение частей в книге.
    Изображение автором героев, его специфические приемы, позволяющие сочувствовать или ненавидеть персонажей повествования.
    Индивидуальные особенности стиля. Важно подчеркнуть, в чем выражается индивидуальность автора книги, чем его стиль отличается от других, какие художественные приемы используются в работе.
    Иллюстративный материал и общий дизайн книги, качество полиграфии. Эти составляющие описываются в рецензии не всегда.
    Выводы. Определить место произведения среди других работ авторов-современников. Соотнести план содержания с планом выражения: как удалось автору сделать то, что он хотел сказать.

    Принципы рецензирования

    Выражение своего отношения к книге реализуется на основе знаний теории литературы через грамотный анализ произведения. Мнение рецензента всегда обоснованно и аргументированно.

  4. Город пустых людей Ответить

    РЕЦЕНЗИЯ — один из распространенных критических жанров. Р. составляют в толстых журналах так наз. «библиографический» отдел. Р. — критический разбор произведения — литературно-художественного, научного, публицистического характера и т. п., — дающий информацию об этом произведении и оценку его в таких пределах, что краткий отзыв не перерастает в критический этюд (см. Критика). В дальнейшем мы будем касаться лишь рецензий на произведения беллетристические.
    Р. распадается на три части:
    1. Библиографически точное обозначение рецензируемой книги. Выписывается фамилия, имя автора и название книги, том или часть, если книга разделена на таковые, издательство, место и год издания, число страниц в книге, тираж и цена.
    2. Изложение содержания книги. Для информации о художественном произведении необходимо пересказать фабулу, для научной работы — краткий пересказ содержания по главам или отделам книги.
    3. Оценка книги. Последняя часть самая существенная в Р., в ней выявляется характер Р. как одного из жанров лит-ой критики (см.).
    Характер Р., ее идейный уровень обусловлены классовым мировоззрением автора, его литературоведческой подготовкой, его критическим мастерством. В наиболее передовых журналах прошлого Р. всегда играла роль боевого застрельщика в борьбе против отсталых и классово-чуждых произведений. В русской литературе редакторы — революционные демократы 60-х гг. — придавали Р. значение идейно-политической оценки литературы.
    По мнению Добролюбова, «журнал должен брать для библиографии только такие сочинения, которые или не согласны или же согласны с его направлением; в первом случае он имеет возможность опровергнуть враждебные мысли, подрывать, осмеивать, уничтожать их, во втором же случае ему предоставляется предлог повторить свои собственные мысли, напомнить о них, разъяснить, подтвердить или усилить их. Сочинения же индифферентные в смысле направления, хотя бы и серьезные и интересные сами по себе, не должны попадать в библиографию общего журнала» (см. воспоминания М. Антоновича, в сб. «Шестидесятые годы», изд. «Academia», 1933, стр. 139).
    Современная марксистская Р. должна быть строго научной и в то же время актуально-публицистической. Давая информацию о выходе книги и оценку ее, рецензент должен произвести научный анализ материала и осветить результаты своего исследования с точки зрения политических задач рабочего класса. Оценка должна не привноситься извне, а вытекать органически из факта, из его природы, которая определяет значение произведения для социалистического строительства. Рецензент должен уметь показать достижения или ошибки автора, подвергнуть критике последние; он должен уметь давать социальные характеристики не только идей, но и всех других элементов произведения. Абстрактные определения в Р. вроде таких, как «широкий замысел, оригинальная и острая фабула, интересная форма» и т. д., не дают в руки читателя критерия для оценки ни художественной ни идейной стороны произведения. Со стороны стиля Р. требует от автора краткости, уменья формулировать свои мысли в точной, сжатой и отчетливой форме.
    Р. не требует развернутой аргументации, она должна избегать всяких отступлений от непосредственной задачи, исторических, философских и др. экскурсов. В противном случае Р. превращается в критическую статью. В истории критики мы находим еще особый вид Р. — авторецензии. Они обычно появляются тогда, когда в условиях лит-ой борьбы противники прибегают к замалчиванию тех или иных книг. Примером авторецензии может служить авторецензия Н. Г. Чернышевского на его книгу «Эстетические отношения искусства к действительности».
    Библиография:
    Meunier E. F., Die Entwicklung des Feuilletons der grossen Presse, Diss., Hdlb., 1914; Lempicki S., v., uber literarische Kritik u. die Probleme ihrer Erforschung, «Euphorion», XXV, 1924, S. 501 ff.; Eckardt F., Das Besprechungswesen, Lpz., 1927; Мацуев Н. И., Художественная литература русская и переводная. 1917—1925 гг., Указатель статей и рецензий, М. — Одесса, 1926; Сомов Н. М., Критическая библиография. (Очерк газетной и журнальной библиографии), M., 1928, стр. 50 и сл.; Мацуев Н. И., Художественная литература в оценке периодической печати, «Литературный критик», 1933, №№ 4, 5 и 7; Его же, Критика и литературоведение (Библиографический указатель), там же, 1934, №№ 2 и 3 (последняя работа является продолжением предыдущей; обе регистрируют рецензии и статьи по критике и литературоведению с апреля 1932 по август 1933); Летопись рецензий за 1934 г., Под редакцией Я. Н. Белецкого, В. И. Соловьева, Е. И. Шамурина, изд. Гос. центральной книжной палаты, М., 1935.

  5. Lighthammer Ответить


    Рецензия – это письменный разбор научного текста (статьи, курсовой или дипломной работы, рукописи, диссертации). План рецензии включает в себя:
    1) предмет анализа (тема, жанр рецензируемой работы);
    2) актуальность темы курсовой или дипломной работы, диссертации, статьи, рукописи;
    3) краткое содержание рецензируемой работы, ее основные положения;
    4) общая оценка работы рецензентом;
    5) недостатки, недочеты работы;
    6) выводы рецензента.
    Отзыв дает только общую характеристику работы без подробного анализа, но содержит практические рекомендации: анализируемый текст может быть принят к работе в издательстве или на соискание ученой степени.
    Типовой план для написания рецензии и отзывов
    Предмет анализа. (В работе автора… В рецензируемой работе… В предмете анализа…).
    Актуальность темы. (Работа посвящена актуальной теме… Актуальность темы обусловлена… Актуальность темы не требует дополнительных доказательств (не вызывает сомнений, вполне очевидна…).
    Формулировка основного тезиса. (Центральным вопросом работы, где автор добился наиболее существенных (заметных, ощутимых…) результатов, является… В статье обоснованно на первый план выдвигается вопрос о…).
    Краткое содержание работы.
    Общая оценка. (Оценивая работу в целом… Суммируя результаты отдельных глав… Таким образом, рассматриваемая работа… Автор проявил умение разбираться в… систематизировал материал и обобщил его… Безусловной заслугой автора является новый методический подход (предложенная классификация, некоторые уточнения существующих понятий…), Автор, безусловно, углубляет наше представление об исследуемом явлении, вскрывает новые его черты… Работа, бесспорно, открывает…).
    Недостатки, недочеты. (Вместе с тем, вызывает сомнение тезис о том… К недостаткам (недочетам) работы следует отнести допущенные автором… (недостаточную ясность при изложении…), Работа построена нерационально, следовало бы сократить… (снабдить рекомендациями), Существенным недостатком работы является… Отмеченные недостатки носят чисто локальный характер и не влияют на конечные результаты работы… Отмеченные недочеты работы не снижают ее высокого уровня, их скорее можно считать пожеланиями к дальнейшей работе автора… Упомянутые недостатки связаны не столько с… сколько с…).

  6. Sharpflame Ответить

    Рецензия
    – жанр, основу которого составляет отзыв (прежде всего – критический) о произведении художественной литературы, искусства, науки, журналистики. В какой бы форме ни был дан такой отзыв, суть его – выразить отношение рецензента к исследуемому произведению. Отличие рецензии от других газетных жанров состоит прежде всего в том, что предметом рецензии выступают не непосредственные факты действительности, на которых основаны очерки, корреспонденции, зарисовки, репортажи и т.п., а информационные явления – книги, брошюры, спектакли, кинофильмы, телепередачи. Рецензия, как правило, рассматривает одно-два произведения и дает им соответствующую оценку, не ставя перед собой других, более сложных задач. В том же случае, когда журналист на основе глубокого анализа произведения актуализирует какие-то общественно значимые проблемы, его произведение будет скорее не рецензией, а литературно-критической статьей иди искусствоведческим исследованием («Что такое обломовщина?» Н. Добролюбова, «Базаров» Д. Писарева). Вопрос о том, что рецензировать, имеет первостепенное значение для автора. Ясно, что охватить своим вниманием все явления культурной или научной жизни рецензент просто не в силах, да это и невозможно в силу ограниченности возможностей СМИ. Поэтому рецензируются как правило наиболее выдающиеся спектакли, книги, фильмы, в том числе и «скандальные» произведения, то есть привлекшие необычно широкое внимание аудитории. Рецензия, разумеется, должна преследовать какую-то практическую цель – рассказать аудитории о том, что действительно заслуживает ее внимания, и о том, что внимания ее недостойно, помочь ей лучше разбираться в вопросах той сферы, которой касается рецензируемое произведение. Рецензия должна быть ясной по содержанию и форме, доступной для той категории читателей, слушателей, зрителей, которой она адресована. Для этого рецензенту надо глубоко изучить рецензируемое произведение, учитывая те принципы и правила, которыми руководствовался писатель, ученый или художник, уметь использовать методы анализа и свободно владеть языком рецензируемого произведения.
    Но основная задача рецензента – увидеть в рецензируемом произведении то, что незаметно непосвященному. А это трудно сделать, не обладая специальными знаниями в определенной сфере деятельности (литературе, театральной жизни, искусстве). Эти знания не может заменить обычный жизненный опыт или интуиция. Чем большим запасом специальных знаний обладает автор, тем больше у него шансов подготовить профессиональную рецензию. Основу рецензии составляет анализ, поэтому необходимо, чтобы он был всесторонним, объективным. Автор должен суметь заметить в анализируемом произведении то новое, что действительно отличает рецензируемое произведение, что может стать центральным пунктом его анализа, мыслей, суждений. И это совсем не обязательно будут какие-то внешние признаки, на основе которых рецензируемое произведение было выделено аудиторией. Очень часто рецензенты сосредоточивают свое внимание на пересказе сюжетных линий произведения, характеристике поступков персонажей. Это не должно быть самоцелью, только в том случае, если такой пересказ органично вплетен в канву анализа, он становится оправданным.
    Особенно неудачным такой путь рецензирования будет в том случае, когда аудитория хорошо знает произведение, о котором идет речь. В ходе рецензирования автор может разбирать только какую-то одну сторону произведения – тему, мастерство автора или исполнителя, работу режиссера и т.п. Однако он может и расширить предмет своего исследования, рассматривать в комплексе совокупность проблем, связанных с обсуждаемым произведением, в том числе и выходящих за рамки его содержания. Как писал по этому поводу В.Г. Белинский, «каждое произведение искусства непременно должно рассматриваться в отношении к эпохе, к исторической современности, и в отношении художника к обществу; рассмотрение его жизни, характера также может служить часто уяснению его создания. С другой стороны, невозможно упускать из виду и собственно эстетических требований искусства. Скажем более: определение степени эстетического достоинства произведения должно быть первым делом критики». И действительно, искусственное сужение рамок анализа в ряде случаев резко снижает общественный вес рецензии. При подготовке публикации рецензент может активно привлекать элементы исторического, психологического, социологического анализа, что сделает его выступление более актуальным, весомым. Рассуждая о произведении художника или писателя, рецензент может оценить его как хорошее или плохое, опираясь на определенные следствия, которые имеет такое произведение. Эти следствия могу быть самыми разными, например: создание неправильного представления о реальности, формирование у читателя, зрителя дурного вкуса, возбуждение низменных интересов и т.д. Обоснованность главного тезиса рецензии зависит от полноты, достаточности, достоверности аргументации. Что же может быть аргументом в рецензии? Это – знания, опыт, жизненные наблюдения автора; содержание рецензируемого произведения, отрывки из него и его форма; отношение к этому произведению других людей, специалистов, экспертов; логические следствия публикации произведения. Итак, первоэлементом рецензии является тезис, раскрываемый в публикации. Его еще называют главным тезисом, если рассуждение имеет достаточно сложную форму и включает в себя некие дополнительные (второстепенные) тезисы. Содержание тезисов – это результат того исследования, которое провел автор рецензии. Одновременно в них отражаются и мировоззрение автора, и его осведомленность в данной проблематике, понимание ее. Не все тезисы обычно развернуты, наполнены новым смыслом, не все они могут даже восприниматься как тезисы, поскольку в тексте есть главный тезис на весомость которого работают все остальные. В силу этого дополнительные тезисы могут выступать в роли аргументов по отношению к главному. Зная о том, что тезисы необходимо обосновывать, рецензенты часто используют для этого богатый иллюстративный материал. Казалось бы, это очень хорошо – чем богаче иллюстрации, тем обоснованнее идеи автора, тем интереснее сама рецензия. На самом же деле чрезмерное увлечение иллюстрациями способно нанести вред рецензии, поскольку они могут «перекрыть», «затмить» в восприятии аудитории те идеи, которые автор намеревался донести до этой аудитории. Одним из самых сложных видов рецензии является кино- и театральная рецензия. Так, если в рецензии на литературное или изобразительное произведение критик имеет дело только с самим этим произведением, мастерством его автора, то в театре, в кино, на телевидении, в концертной деятельности кроме автора участвуют режиссеры, актеры, музыканты, оформители и т.д. Работу исполнительского коллектива в целом и каждого автора отдельно, и должна оценивать в этом случае рецензия. В подобных работах перед критиком стоит трудная задача – совместить целенаправленный анализ авторского и режиссерского замысла с характеристикой творческого воплощения. Дело усложняется еще больше, когда автор рецензии ставит своей задачей сравнить литературный первоисточник с экранизацией или театральной инсценировкой. Согласовать все три или даже четыре плоскости рецензирования – первоисточник, пьесу по нему, режиссерскую интерпретацию пьесы, воплощенную в спектакле, авторское исполнение – очень непросто.
    Князев А.А. Энциклопедический словарь СМИ. — Бишкек: Издательство КРСУ.
    А. А. Князев.
    2002.

  7. Laidora Ответить

    Фразы, рекомендуемые для написания рецензии на научную статью:

    Автор в своей работе дает подробный анализ…
    Автор грамотно анализирует…
    Автор данной статьи акцентирует внимание…
    Автор демонстрирует высокий уровень знаний в области…
    Автор на конкретных примерах доказывает…
    Автор на основе большого фактического материала рассматривает…
    Автор обращает внимание на то, что…
    Автор справедливо отмечает…
    Автор успешно аргументирует свою собственную точку зрения…
    Автором предложены оригинальные идеи…
    Актуальность настоящего исследования заключается в…
    В качестве основных моментов используемой автором методологии…
    В статье автор рассматривает…
    В статье анализируются основные подходы…
    В статье выявлены и раскрыты основные проблемы…
    Важным в статье является рассмотрение…
    Все содержание статьи логически взаимосвязано и подтверждено цитатами из авторитетных источников.
    Данная статья демонстрирует…
    Достаточно подробно автором изучены (представлены, изложены, описаны)…
    Именно поэтому в данной работе значительное внимание уделяется…
    Источники, цитируемые в настоящей статье, отражают современную точку зрения на исследуемую проблему.
    К положительным сторонам работы можно отнести…
    Как положительный факт можно отметить то, что…
    Материал статьи основан на детальном анализе…
    Особо следует подчеркнуть, что…
    Особое внимание в исследовании… уделено…
    Особый интерес представляет вывод о…
    Отдельного внимания заслуживает…
    Практическая значимость данной статьи заключается в…
    Предлагаемый подход к изучению проблемы…
    Рассмотренная в статье оригинальная концепция…
    Рецензируемая работа представляет собой серьезную и интересную научную статью на довольно редкую тему…
    Рецензируемую работу отличают новизна и доказательность ряда идей.
    Следует отметить, что в данной научной статье раскрывается ряд интересных аспектов…
    Статья выполнена на высоком научном уровне, содержит ряд выводов, представляющих практический интерес.
    Статья содержит определенную концепцию…
    Теоретическая значимость данной статьи заключается в…
    Аннотация к научной статье. Образец аннотации. Требования к составлению
    Правильное оформление рукописи статьи
    Порядок опубликования научных статей
    Стоимость опубликования статей

  8. Norikatel Ответить

    2. Качество анализа зависит от теоретической и профессиональной подготовки рецензента, его глубины понимания предмета, умения анализировать объективно.
    3. Рецензент должен увидеть и одобрить творческую индивидуальность автора, колорит рецензируемого произведения.
    4. Отношения между рецензентом и автором – творческий диалог при равном положении сторон. Преимущество автора – детальное знание произведения. Преимущества рецензента – высокий уровень теоретической подготовки, мастерство аналитика, языковая культура. Опыт и бойкость пера знаний не заменяют.
    5. Авторское «Я» проявляется открыто, чтобы рационально, логически и эмоционально воздействовать на читателя. Поэтому рецензент использует языковые средства, совмещающие функции называния и оценки, книжные и разговорные слова и конструкции.
    ТИПОВОЙ ПЛАН ДЛЯ НАПИСАНИЯ РЕЦЕНЗИИ
    Рецензия строится по определенному плану. В роли опорных конструкций в ней употребляются специальные обороты речи (клише), которые обеспечивают связность, логичность, свойственные научной речи.
    Пункты плана
    Специальные обороты речи (клише)
    1. ВСТУПЛЕНИЕ.
    Предмет анализа: чему посвящено произведение (работа, текст)?
    В работе автора (в рецензируемой работе) затрагивается тема (вопрос)…
    Произведение посвящено рассмотрению вопроса (решению проблемы, проблеме)…
    Актуальность выбранной автором темы.
    Работа посвящена актуальной теме…
    …написана на актуальную тему…
    Актуальность темы обусловлена…
    Актуальность темы не вызывает сомнений (вполне очевидна)…
    Исходные данные об авторе и произведении. Какова цель автора, какие задачи им ставятся?
    Цель автора – …
    Автор ставит задачу описать (обосновать, раскрыть, уточнить)…
    2. ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
    Каково основное содержание произведения, основные проблемы?
    В центре внимания (находятся)…
    Главные усилия направлены…
    Центральным вопросом работы является…
    Автор ставит и решает, по существу, одну задачу…
    Автор отмечает (что?)…
    описывает (что?)…
    касается (чего?)…
    обращает внимание (на что?)…
    напоминает (о чём?)…
    анализирует (что?)…
    Что удалось автору? Оценка содержания и формы исходного текста.
    Постараемся теперь объяснить…
    Далее подчеркнём…
    Необходимо остановиться на…
    Особо хочется выделить…
    Приведём пример…
    Наконец, можно ещё отметить…
    Достоинством… является…
    Есть ли недостатки, в чём они заключаются?
    К сожалению, работа не лишена недостатков…
    К существенным недостаткам, на наш взгляд, относится…
    Автором не раскрыта (недостаточно проработана, забыта) тема…
    3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
    Обобщённая оценка произведения.
    Работа завершается…
    В заключение отметим…
    Проведённый анализ позволяет утверждать, что…
    Размышляя над произведением, можно сделать следующие выводы…
    СОВЕТЫ ПРИ НАПИСАНИИ РЕЦЕНЗИИ
    Не следует жестко придерживаться стандартного плана. В рецензии могут быть отражены не все, а лишь некоторые пункты из числа обозначенных в плане, и, наоборот, в нее могут быть включены вопросы, отсутствующие в схеме.
    Не следует клишировать письменную речь «пишущих» учащихся. Клише используется в случаях, когда ученики вообще не умеют рецензировать.
    Не следует увлекаться опорными конструкциями. Помните, что это семантически опустошенные обороты речи, связки – и ничего больше.
    Если в методике обучения применяется клиширование, то параллельно необходимо знакомить учащихся с работами, в которых не используются заученные клише. В этом случае ученики осознают, сто творческая работа предполагает, прежде всего, знание предмета анализа и прочное владение языком.

  9. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *