Что такое русское народное творчество 3 класс?

18 ответов на вопрос “Что такое русское народное творчество 3 класс?”

  1. YKOL Ответить

    Урок литературного чтения   в 3  классе
    учителя начальных классов
    МКОУ «Борковская основная общеобразовательная школа»
    Ельниковой Натальи Васильевны
    УМК:  «Школа России»
    Предмет: Литературное чтение.
    Тема урока: «Устное народное творчество. Русские народные песни».
    Цель урока:
    – актуализировать знания учащихся по теме «Устное народное творчество»;
    – углубить знания детей о русском фольклоре; показать красоту и богатство русского языка, напевность русских песен.
    Формировать УУД:
    Предметные:
    • Совершенствовать навыки выразительного, беглого, сознательного чтения;
    • дать представление о разнообразии фольклорных жанров, их назначении и основных признаках.
    • Познакомить с русскими  народными песнями, в которых отразились не только общечеловеческие ценности, но и самобытность русского народа.
    Метапредметные:
    • Способность развитию умений выявлять и различать жанры устного народного творчества русского народа, различать виды русских народных песен.
    • Развитие навыка использовать их по назначению в различных ситуациях. Создавать мотивацию к самостоятельному сочинению своих «маленьких» произведений на основе фольклорных.
    Личностные:
    • Ввести детей в мир народного искусства, как источника обогащения их ума  и чувств.
    • С помощью фольклорных произведений формировать любовь к Родине, умение защищать ее.
    • Способствовать воспитанию в детях эстетических чувств.
    Коммуникативные:
    речевая деятельность, навыки сотрудничества.
    Место урока в серии других уроков: урок из раздела «Устное народное творчество».
    Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
    Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний .
    Оборудование: учебник, записи на доске, запись темы на плакате, музыкальный центр, диск с песнями.
    Предполагаемый результат:
    Формирование интереса к национальной культуре, позитивное отношение к ней, воспитать любовь к своему родному языку.
    формирование представления детей о жанре устного народного творчества – колыбельной.
    Развитие  образное мышление, творческую активность, умение сравнивать, анализировать, сопоставлять.
    Развитие  речи, памяти.
    Воспитание чувства уважения к историческому прошлому русского народа и его самобытной культуре.
    Воспитание потребности в общении с народным искусством.
    Этап
    Цель этапа
    Деятельность учителя
    Деятельность учащихся
    1.Организацион-ный момент.
    Организация направленного внимания на начало урока
    Сегодня на уроке нам предстоит большая работа. Что нужно для того, чтобы выполнить эту работу хорошо?
    (Учитель предлагает детям выработать правила работы на уроке.)
    Чтобы выполнить работу быстро и правильно нам нужно соблюдать определенные правила. Некоторые из них записаны на доске, прочитайте и скажите, что вы о них думаете.
    Запись на доске.
    Нам важно:
    1. Доказать свою точку зрения.
    2. Перебивать товарищей.
    3. Видеть глубину и красоту авторского слова.
    4. Выкрикивать свое мнение.
    5. Внимательно выслушивать мнение товарищей.
    6. Молчать, когда спрашивают.
    7. Быть готовым протянуть руку помощи.
    8. Бояться высказывать сое мнение.
    9. Использовать знания и умения, полученные на других уроках.
    10. Обижаться и обижать товарищей.
    11. Быстро и дружно работать в паре и группе.
    12. Быть бесполезным для товарищей.
    Почему вы решили, что некоторые правила нам не подходят? Прочитайте, как же мы будем работать на уроке.
    Анализируют предложенные правила поведения на уроке; объясняют  для чего их нужно выполнять.
    2.Актуализация знаний, мотивация.
    Создать соответствующую эмоциональную атмосферу, оживить жизненные впечатления детей, необходимые для восприятия  произведения.
    Речевая разминка.
    Сегодня, ребята, на уроке мы отправимся с вами в добрую, яркую, красочную, ласковую и нежную страну.
    А что это за страна вы сейчас узнаете.
    Прочитайте стихотворение.
    Коляда, коляда,
    Приходи из далёка,
    Один раз в годок,
    Полюбуемся часок.
    С морозом трескучим,
    Со стужей колючей,
    Со снегами белыми,
    С вьюгой, с метелями.
    Самокаты — сани
    Покатили сами –
    От села до села,
    Коляда весела.
    – Прочитайте медленно, «жужжащим» чтением.
    – Прочитаем все вместе плавно и певуче.
    – Прочитаем с ускорением.
    – Ребята, как вы думаете, что мы сейчас прочитали?
    – Правильно – это колядка. А что обозначает это слово?
    – Кто придумал эту песню?
    Дети читают стихотворение медленно, «жужжащим» чтением; плавно и певуче; с ускорением.
    Колядку.
    Коляда?— традиционный праздник языческого происхождения у славянских народов, связанный с зимним солнцестоянием, приуроченный к Рождеству и Святкам. Неотъемлемыми атрибутами праздника являлись переодевания (ряженье с использованием шкур, масок и рогов), торжественные колядные песни в честь хозяев дома, одаривание  колядовщиков, молодёжные игры, гадания. (отвечает подготовленный ребенок)
    3. Постановка цели и задачи урока.
    Выдвинуть предположение  о теме и целях предстоящего урока.
    Словарная работа.
    – Подумайте, что мы начнём изучать на этом уроке?
    На доске записана тема: «Устное народное творчество. Русские народные песни.»
    – Как вы понимаете, что такое устное народное творчество?
    А сейчас обратимся к толковому словарю и узнаем значение каждого слова из названия темы нашего урока.
    Устное – уста (губы, рот): Сказатель, рассказчик, певец.
    Народное (от слова народ): не один человек, а коллектив, потому что автор безымянен.
    Творчество (творить, творенье): Создавать, рождать, придумывать, сочинять.
    Народное – так как нет одного автора, автор – народ, устное – так как данные произведения не записывались (простой народ не знал грамоты), а рассказывались, то есть передавались из уст в уста. Учитель обращает внимание детей на слово уста – рот, губы.
    Фольклор — это произведение устного народного творчества. Фольклор слово английское. Фольклор любого народа русского, казахского, польского или английского содержит в себе огромные воспитательные силы.
    – С первого класса мы знаем, что произведения устного народного творчества учат нас сопереживать и радоваться, способствуют развитию эстетических чувств, в которых немыслимы благородство души.
    – С какими жанрами устного народного творчества, фольклора вы знакомы?
    – Это и песни, и потешки, частушки, считалки и загадки, скороговорки, небылицы, пословицы, поговорки и, конечно, сказки.
    – К какому жанру можно отнести колядки?
    Дети  высказывают свои предположения о  целях урока; отвечают на вопросы учителя.
    Это песни.
    4. Первичное восприятие произведения.
    Обеспечить целостность, эмоциональность, интерес к изучаемому произведению.
    1) Беседа о русских народных песнях.
    – Каждый из вас слышал русские народные песни. Они очень красивы, напевны, их легко запомнить. (Прослушивание музыкальной записи русской народной песни.)
    – Прочитайте в учебнике о русских народных песнях на стр. 14.
    – Приведите примеры русских народных песен, какие они бывают? Как вы понимаете название песен «потешки», «заклички», «плясовые»?
    Песни бывают:
    – Колыбельные песни;
    – Песни-потешки;
    – Заклички;
    – Шуточные песни;
    – Плясовые песни.
    – Люди пели песни у колыбели, на свадьбах. Во время посева или уборки урожая устраивали веселые гуляния, где звучали веселые заклички, хвалебные песни, частушки. Все это и есть устное народное творчество.
    Чтение стр.14-15.
    Дети внимательно слушают. Отвечают на вопросы. Определяют темп, ритм, звучание песен.
    5.Выявление особенностей восприятия  (проверка восприятия)
    Определить, как эмоционально дети откликнулись на произведение.
    – Какие это песенки? Докажите. Какое настроение вызвали у вас песни?
    –  По исполнению, какие это песни?
    – Когда исполнялись эти песни – заклички?
    – К кому обращаются дети в песнях? Приведите примеры из текста.
    – Прочитаем следующую песню. Чтение на стр. 15-16.
    – Поделитесь впечатлениями после чтения этой песни.
    – Кто подразумевался под образом лебёдушки?
    – Когда молодая девушка покидает свой дом?
    – Какая мелодия больше соответствует песне о лебёдушке: весёлая или грустная; напевная, протяжная или быстрая?
    Чтение и обсуждение русской народной песни «Как на тоненький ледок»
    – Прочитайте песенку на стр. 17.
    – Поделитесь впечатлениями от прочитанного.
    – Можно ли назвать песенку про Ваню шуточной? Почему?
    Физминутка.
    – Как вы думаете, нужно ли сохранять народные песни? Почему?
    Дети отвечают на вопросы учителя с опорой на текст, аргументируют свою точку зрения. Читают  самостоятельно песни.
    6.Повторное восприятие
    (перечитывание)
    Углубить восприятие произведения
    Дети делятся на группы, каждая из которых готовит выразительное чтение одной песни.
    Чтение песен вслух.
    7.Рефлексия деятельности
    Осознать путь, который помог учащимся осмыслить идею произведения
    Мы знакомились с жанром устного народного творчества – песнями, читали и слушали русские народные песни. Нужны и полезны ли вам эти знания?
    – Чем понравился урок?
    – Что нового узнали?
    – Чему учились?
    – Как оцениваете свою работу?
    Дети отвечают на вопросы учителя,  оценивают самого себя; сознаются в том, что получается или не получается.
    8. Домашнее задание
    Закрепить умения, полученные на уроке
    Дома  каждый  должен выучить наиболее  понравившуюся ему  песню.
    Дети записывают домашнее задание в дневник
    Оценочная деятельность
    Дать оценку, полученным знаниям.
    Организация оценивания качества состоявшегося чтения, деятельности учащихся.

  2. Дружная Весёлая Семья Ответить

    Постепенно пестушки переходят в потешки – ритмичные песенки, напеваемые во время игры ребенка с пальцами ног и рук. Наиболее известными потешками в устном народном творчестве являются «Сорока-ворона» и «Ладушки».
    Интересно, что в них также прослеживается определенная мораль. Благодаря этому, малыш с первых дней жизни учится различать добро и зло, а также хорошие или плохие качества человека.

    Прибаутки

    Когда малыши подрастали, им начинали петь так называемые прибаутки, которые были уже более глубокого содержания и не ассоциировались с играми.
    По своей структуре они напоминали короткие сказки в стихах. Наиболее известными прибаутками являются «Курочка Ряба» и «Петушок – золотой гребешок».

    Чаще всего в прибаутках описывается какое-нибудь яркое событие, отвечающее подвижной жизни ребенка.
    Однако поскольку малышам трудно долгое время сосредотачиваться на какой-то одной теме, прибаутки имеют очень краткий сюжет.

    Игровые приговоры и припевы

    С давнего времени игровые приговоры и припевы пользовались большой популярностью у народа. Их использовали во время игр. Они говорили о возможных последствиях при нарушении установленных правил.
    В основном приговоры и припевы включали в себя различные крестьянские занятия: посев, жатву, сенокос, рыбалку и т. д. После их частого повторения, дети с ранних лет учились правильным манерам и усваивали общепринятые правила поведения.

    Виды устного народного творчества

    Из всего сказанного можно сделать вывод, что устное народное творчество состоит из многих составляющих. Вкратце для закрепления учащимся 2, 3, 5 и 7 класса напомним его виды:
    Былины
    Сказки
    Песни
    Пословицы и поговорки
    Загадки
    Легенды
    Колыбельные песни
    Пестушки и потешки
    Прибаутки
    Игровые приговоры и припевы
    Благодаря всему этому, народу удавалось в краткой форме искусно передавать глубокие мысли и предания предков, сохраняя добрые традиции и народную мудрость.

  3. Egorka Maslov Ответить

                Устное народное творчество

      В данном разделе представлены произведения устного народного творчества, изучаемые в 3 классе.
    Фольклор (с англ. – народная мудрость) –  чаще всего устное народное творчество.
    Это коллективная художественная творческая деятельность определенного народа, отражающая его повседневную жизнь, идеалы и мировоззрение.
    Фольклор бытует в народных массах в качестве народной музыки (инструментальные наигрыши, песни и пьесы), народного театра (сатирические пьесы, драмы и театры кукол), народных танцев, декоративно-прикладного и изобразительного искусства, архитектуры и литературы.
    Само по себе народное творчество, зародившееся еще в глубокой древности, является исторической основой для всей художественной культуры в мире, выразитель всего народного самосознания, источник художественных национальных традиций.
    Устное народное творчество постоянно находится в развитии, в состоянии не прекращающейся эволюции.

                          Жанры фольклора

       Пословица – емкое и краткое изречение, оценивающее характер и поступки людей.
    Поговорка – точная фраза,  не имеющая законченного суждения, а лишь намекающая на него.
    Считалка – небольшое стихотворное произведение, имеющее прикладной характер – она помогает определиться с ролями во время игры.
    Загадка – фраза или стихотворение, описывающая признаки загаданного, учит образному мышлению и логике.
    Побасенка – небольшой рассказ поучительного характера.
    Небылица, шутка – небольшой рассказ с необычной, выдуманной, «перевернутой» картиной жизни, описание несуществующих событий.
    Потешка, пестушка, прибаутка – небольшие стихотворные произведения для маленьких детей.
    Колыбельная песня – песня, благодаря которой укладывают спать маленького ребенка.
    Календарные песни – небольшие стихотворные произведения, сопровождающие календарные праздники и события.
    Игры – небольшие стихотворные произведения, сопровождающие игру.
    Скороговорка – емкая фраза, основанная на сочетании звуков, сложных для произношения, развивает четкость дикции и правильную речь.
    Сказки – выдуманный рассказ о каких-либо событиях.

  4. Автор твоей жизни Ответить

    Игра-путешествие «Устное народное творчество»
    Цели: обобщить знания,полученные на уроках;сформировать целостное представление об устном народном творчестве.
    Ход игры
    Ведущий:Сегодня мы отправляемся в путешествие по удивительной стране,которая называется «Устное народное творчество» Что означает каждое слово в названии этой страны?
    Из поколения в поколение передавалась народная мудрость.Но эта связь может прерваться,если мы свами разучимся петь,играть,мечтать о будущем,ценить прошлое.
    Так как это необыкновенная страна,надо выбрать и соответствующее средство передвижения. На чем передвигались люди произведениях устного народного творчества?(на печке,на ковре-самолете,в сапогах-скороходах)Вот и мы отправимся в путешествие на печке.
    Кто передвигался на ней?В какой сказке?(Ответы учащихся)
    Можно отправляться в путь!Но почему же печка стоит на месте? Надо прочитать заклинание!
    По щучьему велению,по моему хотению,ну-ка печь ,поезжай!(на доске вывешивается рисунок,где нарисована страна «Устное народное творчество».На рисунке обозначено несколько станций)
    Ведущий:Посмотрите,видна большая станция. Печка,надо тормозить!
    Станция  «Сказочная»
    Ведущий:Сказка-один из любимейших жанров устного народного творчества. Её любят взрослые и дети. Когда-то очень давно сказки только рассказывали вслух,никто их не записывал.Самым первым их творцом был народ,который вкладывал в сказки свои заветные мечты о справедливости,о лучшей доле для бедняка,рассказывал о красоте,уме,трудолюбии простых людей.Сказки появились в результате мечтаний людей о полете,о передвижении со скоростью ветраи о многом другом.Как мы видим сейчас,все эти мечтания люди смогли превратить в жизнь.Поэтому и говорят: Сказка-ложь,да в ней намек-добру молодцу урок.»
    Какие бывают сказки?(о животных,волшебные,бытовые) Приведите примеры.
    Игра  «Угадай сказку»(по иллюстрации надо узнать сказку или её героев и определить,к какой группе сказок она относится)
    У Аленушки-сестрицы
    Унесли братишку птицы,
    Высоко они летят,
    Далеко они глядят. (Гуси-лебеди)
    Рыжая плутовка,
    Хитрая да ловкая,
    К дому подошла-обманула петуха,
    Унесла его в темные леса,
    За высокие горы,за быстрые реки.  (Петушок-золотой гребешок)
    Ждали маму смолоком,
    а пустили волка в дом. (Волк и семеро козлят)
    летела стрела и попала в болото,
    а в этом болоте поймал её кто-то.
    Кто распростился с зеленою кожей,
    Сделалась мигом красивой,пригожей?  (Царевна-лягушка)
    Сладких яблок аромат
    Заманил ту птицу в сад,
    Перья светятся огнем,
    И светло в ночи ,как днем.(Жар-птица)
    Бабусю знает целый свет,
    Ей всего лишь 300 лет,
    Там на неведомых дорожках
    Дом её на курьих ножках. (Баба –Яга)
    Игра Бабы-Яги:участники опускают ногу в  «ступу»-ведро,берут метлу в руку и идут до финиша.
    Станция «Пословица»
    Ведущий:пословицы относятся к древнему жанру устного народного творчества. Их называют  золотыми зёрнами русского языка,сокровищами народной мудрости.  «Без пословицы речь не молвится,пословица-всем делам помощница»,-говорили на Руси.Благодаря пословицам наш язык становится образнее,красочнее,ярче.Асами мы немножечко мудрее.
    О чём бывают пословицы? Какие пословицы вы знаете?
    Игра  «Закончи пословицу»
    Труд человека кормит…(а лень портит)
    Делу время…(а потехе час)
    Любишь кататься…(люби и саночки возить)
    Кошке игрушки…(мышке слезки)
    Без труда не вытащишь …(и рыбку из пруда)
    Игра «Вспомни и назови»
    У кого глаза велики? (у страха)
    На какой роток не накинешь платок? (на чужой)
    Чем горю не поможешь? (слезами)
    Под какой камень вода не течет?(под лежачий)
    -Подберите пословицу к ситуации
    Какую пословицу вспомнят родители,если сын или дочь взялись занесколько дел сразу и ни одного не довели до конца?(за двумя зайцами погонишься,ни одного не поймаешь.)
    Какую пословицу вспомните,если долго не могли решить задачу,а кто-то вам помог? (Ум хорошо,а два  лучше.)
    А если взялся что-то делать,поторопился и у тебя ничего не получилось? (Поспешишь-людей насмешишь.)
    В какой послоице говорится о том,что дорогу можно найти и в неизвестной местности? (Язык до Киева доведет)
    1-ый ученик
    Пословицы недаром молвятся,
    Без них прожить никак нельзя!
    Они-великие помощницы
    И в жизни верные друзья.
    2-ой ученик
    Порой они нас наставляют,
    советы мудрые дают,
    порой чему-то поучают
    и от беды нас берегут.
    Станция «Музыкальная»
    1-ая ученица
    Тихо-тихо рядом сядем-
    Входит музыка сюда
    В удивительном наряде:
    Разноцветном,расписном.
    И раздвинутся вдруг стены-
    Вся земля видна вокруг.
    2-ая ученица
    Плещут волны речки пенной,
    Чутко дремлют лес и луг.
    Вдаль бегут степные тропки,
    тают в дымке голубой.
    Это музыка торопит
    И зовет нас за собой.
    Звучит русская народная мелодия.
    Ведущий:
    Песня русская в берёзах,
    Песня русская в хлебах-
    На покосах,на морозах,
    На санях и на лугах.
    Ведущий:С песней радовались и веселились.Песней успокаивали,баюкали,оберегали.(звучит колыбельная песня)
    Станция « Загадка»
    Ведущий:Остроумны и разнообразны русские народные загадки о доме,людях,животных,предметах,которые окружают человека.
    Отгадаем некоторые из них.
    Где четыре брата под одной крышей стоят? (стол)
    Кто всегда идет,а с места не сходит? (часы)
    Днем спит,ночью летает,мышек собирает.(сова)
    Растет она вниз головой,
    Не летом растет,а зимой,
    но солнце её припечёт,
    заплачет она и умрет. (сосулька)
    всякому мальчику по чуланчику.(перчатки)
    -Какие загадки вы знаете?(проводится игра с деревянной ложкой,которая передаётся друг другу под музыку.Как только музыка останавливается,тот ,у кого оказалась ложка ,загадывает всем загадку)
    Станция « Игровая»
    Ведущий: На Руси немало игр,в которые любили играть дети.Давайте и мы поиграем.
    Выходи,не ленись!
    Поиграй,веселись!
    Так говорили скоморохи,зазывая народ на игры. А как выбирали водящего?(с помощью считалки)
    Выбираем водящего с помощью считалки!
    Игра «Жмурки»
    Игра  «Пугало»(все становятся в круг,опустив руки,называют различных птиц,при слове ВОРОБЕЙ машут руками,ВОРОНА-хлопают в ладоши над головой,СИНИЦА,СКВОРЕЦ,ЛАСТОЧКА-все снимают «шляпу»,чтобы приветствовать гостей)
    Ведущий:
    Ну вот,пора нам уезжать.
    Устали все ,наверно.
    В путь! Отправляемся скорей,
    Вези нас ,печка,веселей!
    Вот и закончен наш маршрут,
    Но помните ,ребята,
    Что нас здесь с нетерпеньем ждут
    С рассвета до заката!

  5. Blackfire Ответить

    Тема: «Устное народное творчество русского
    народа».
    Цели:
    Закрепить и обобщить знания детей о жанрах фольклора
    Научить распознавать фольклорные жанры
    Развивать речь, память, логическое мышление детей
    Воспитывать любовь к русской литературе, к народному творчеству
    Воспитывать чувство патриотизма
    Оборудование: заранее изготовленные детьми книжки-самоделки «Пословицы», «Поговорки», «Загадки»…, карточки с пословицами, большая книга-самоделка «Устное народное творчество», выставка детских рисунков к народным сказкам.
    Ход занятия.
    Вступление.
    Стала Маша гостей созывать:
    И Иван приди, и Степан приди,
    И Сергей приди, и Матвей приди,
    А Никитушка – ну, пожалуйста!
    Все-все собирайтесь на наше занятие. У нас сегодня состоится увлекательное путешествие в страну под названием «Фольклор». А поможет нам в нашем нелёгком пути скоморох Ивашка.
    Посмотрите – ка, что Ивашка с собой принёс. Так – так. Какая – то книга. Дай – ка посмотреть. Прочтём. «устное народное творчество». Что это, Ивашка?
    Ивашка.  Эта книга тоже поможет нам в путешествии.
    Блиц – турнир.
    Скоморох Ивашка. Прежде, чем перевернуть первую страницу нашей книги, ответьте на вопросы и получите призы:
    -Что такое устное народное творчество?
    – Почему наша книга оформлена таким орнаментом?
    – Какие жанры УНТ вам известны?
    – Определите жанр произведения:
    Учись доброму, худое на ум не пойдёт. ( пословица )
    Раз, два, три, четыре, пять,
    Будем в прятки мы играть.
    Звёзды, месяц, луг, цветы
    Поводи поди-ка ты!                (считалка)
    Белая вата поплыла куда-то.   (загадка)
    Летят сизы гуленьки,
    Люли, люли, люленьки,
    Летят гули вон, вон,
    Несут Маше сон, сон.
    Стали гули ворковать,
    Стала Маша засыпать.       (колыбельная)
    Трах – трах – тарарах.
    Едет мышка на ежах.
    – Подожди, колючий ёж,
    Больше ехать невтерпёж,
    Очень колешься ты, ёж.           (потешка)
    Раз, два, три, четыре, пять,
    Шесть, семь, восемь, девять, десять –
    Выплывает белый месяц.
    Кто до месяца дойдёт,
    Первый тот водить пойдёт.   (считалка)
    Ты – хомяк,
    А ты – хорёк,
    Ты – зайчишка, прыг да скок,
    Ты – лисица,
    Ты – куница,
    Ты – бобриха-мастерица.
    Ты – охотник.
    Ой, беда!
    Разбегайся кто куда!  (считалка)
    Шла коза по мостику
    И виляла хвостиком,
    Зацепила за перила,
    Прямо в речку угодила.
    Кто не верит – это он,
    Выходи скорее вон!       (считалка)
    Сшила Саша Саньке шапку.    (скороговорка)
    Конкурс  загадок.
    Ивашка.  Дом со всех сторон открыт.
    Он резною крышей крыт.
    Заходи в зелёный дом –
    Чудеса увидишь в нём.                   (лес)
    – Что это я загадал?
    – А вы знаете загадки?
    – Прочитайте название первой страницы нашей книги. Правильно, «Загадки».
    Сейчас мы устроим конкурс и узнаем, кто же из вас больше знает народных загадок. Вы можете пользоваться своими книжками-малышками. Итак, загадки об овощах и фруктах………………………………………………………………………………………….
    …………………………………………………………………………………………………..
    А теперь загадки о животных ………………………………………………………………..
    ……………………………………………………………………………………………………
    Загадки об инструментах …………………………………………………………………….
    …………………………………………………………………………………………………..
    Молодцы, ребята! Я и не ожидал, что вы знаете так много народных загадок.
    Конкурс потешек.
    Ивашка.  Следующая страница нашей книги – «Потешки».
    Идёт коза рогатая,
    Идёт коза бодатая,
    Ножками топ-топ,
    Глазками хлоп – хлоп.
    Кто каши не ест, молока не пьёт,
    Забодает, забодает, забодает.
    Учитель.  – А вот иллюстрация к этой потешке, выполненная Ю. Васнецовым.
    А к каким потешкам выполнены эти иллюстрации? (учитель показывает иллюстрации, дети читают наизусть потешки):
    1. Сорока – белобока кашу варила,
    Гостей созывала.
    – Сорока, сорока!
    Где была?
    – Далёко!
    Печку топила, кашку варила,
    На порог скакала –
    Гостей созывала.
    Гости прилетели,
    На крылечко сели.
    2. Собака на кухне пироги печёт,
    Кот в углу сухари толчёт.
    Вот они какие трудолюбивые у художника. Кот очень старательно в ступе сухари толчёт, язык от усердия высунул. Мышки вокруг прыгают, ждут угощения – ну и добрый кот!
    3. Пошёл котик на Торжок,
    Купил котик пирожок,
    Пошёл котик на улочку,
    Купил котик булочку.
    Самому ли съесть,
    Либо Бореньке снесть?
    Я и сам укушу,
    Да и Бореньке снесу.
    Васнецов нарисовал кота в валенках с розовым узором, с розовым бантом – какой же кот без банта! Ещё и палку в лапы дал – чтобы не поскользнулся котище. А кругом красота – то какая! Морозен день, дома покрыты белыми пушистыми шапками, вокруг фонаря хоровод из снежинок.
    4.Ходит конь по бережку,
    Вороной по зелёному.
    Он головушкой помахивает,
    Чёрной гривушкой помахивает,
    Золотой уздой побрякивает.
    Резвого конька художник розовыми бантами разукрасил. Разрисовал зелёными яблоками. Грива и хвост завитые и седло с цветным узором. Вся картинка тёплая, ярко – жёлтая. Красное солнце распустилось на небе, как цветок, и утки летят с букетами в клювах – видно в гости торопятся.
    Петушок, петушок,
    Золотой гребешок,
    Маслена головушка,
    Шёлкова бородушка!
    Что ты рано встаёшь,
    Голосисто поёшь,
    Ване спать не даёшь?
    6.Ах ты, совушка – сова,
    Ты большая голова!
    Ты на дереве сидела,
    Головою ты вертела –
    Во траву свалилася,
    В яму покатилася.
    Наступила ночь. Ночь тёмная, с большими таинственно мерцающими звёздами. Застыло в тревожной тишине старое дерево и желтоглазая сова – совушка на сухой ветке.
    Ивашка. Ребята, а какие вы ещё знаете потешки?
    …………………………………………………………………………………………..
    Учитель. Куда дальше отправимся, Ивашка?
    Командный конкурс скороговорок.
    Скоморох. Следующая остановка…   (переворачивает страницу книги, дети читают)
    «Скороговорки».
    – Сейчас проверим, знаете ли вы их, ребята. Научите меня…………………………..
    …………………………………………………………………………………………….
    Учитель. А теперь давайте немного отдохнём и разыграем потешку:
    – Ладушки, ладушки!
    Где были?
    – У бабушки.
    – Что ели?
    – Кашку.
    – Что пили?
    – Бражку.
    – Кашка маслянка,
    Бражка сладенька,
    Бабушка добренька,
    Попили – поели,
    Домой полетели,
    На головку сели,
    Ладушки запели.
    Конкурс пословиц.
    Учитель. Вы, ребята, подготовили книжки-малышки с пословицами на определённую тематику. Давайте почитаем эти пословицы и обсудим…
    …………………………………………………………………………………………………
    Ивашка.  А сейчас конкурс «Закончи пословицу». Тот, кто вытянет «билет» с пословицей и правильно назовёт её конец, тот также получит приз.
    Где смелость,…
    Нет друга – …
    Все за одного, …
    Делу – время, …
    Терпенье и труд…
    Семь раз…
    Без труда…
    Землю солнце красит,…
    Поспешишь…
    Мороз невелик,…
    Не спеши языком,…
    Декабрь…
    Ивашка. Ну, совсем уморили меня. Вас не переговоришь. Я даже устал.
    Учитель. А ты, Ивашка, отдохни пока, а мы с ребятами вспомним, в каких русских народных сказках нам пословицы встречались. О чём они? Объясните…………….
    …………………………………………………………………………………………….
    Учитель. Ну что, Ивашка, отдохнул? Пора нам дальше двигаться. Какая следующая страница в книге? Переворачивай!
    Сказочная страница.
    Учитель.  Ребята, ответьте на вопросы:
    – Что такое сказка?
    – А что вы знаете о присказке?
    – Какими словами обычно начинаются народные сказки?
    – Какие персонажи часто встречаются в народных сказках?
    – Какие виды сказок вы знаете? Приведите примеры.
    Скоморох.
    – А можно мне вопрос задать?
    Учитель.
    – Конечно.
    Скоморох.
    – Какая из прочитанных сказок вам больше всего понравилась? Почему?
    Учитель.
    – Покажите нам эти сказки. (инсценировка)…………………………….
    ………………………………………………………………………………
    Учитель. Посмотри, Ивашка, здесь собраны иллюстрации ребят к различным народным сказкам. Вот мы тебе сейчас тоже экзамен устроим. Отгадай, к каким сказкам эти иллюстрации.
    ……………………………………………………………………………………
    Учитель. Ивашка, наше путешествие заканчивается.
    Скоморох. А можно мне последний вопрос задать?
    Учитель. Только недолго.
    Скоморох. Ребята, а давайте сами сказку сочиним. Я начну, а вы по «цепочке» продолжите.
    «В некотором царстве, в некотором государстве…»…………………………
    ……………………………………………………………………………………
    Подведение итогов.
    Ивашка. Очень вы, ребята, хорошие. Мне у вас понравилось. А как хорошо вы работаете! Кто же сегодня победил?
    Учитель. Сейчас подведём итоги……………………………………………………
    …………………………………………………………………………………………
    Скоморох. Спасибо всем. А можно к вам ещё прийти?
    Дети. Конечно, приходи.
    Скоморох. Спасибо и до свидания.
    Учитель. До свидания.

  6. Dagdardred Ответить

    Составьте с другом список книг, которые можно поместить на выставку “Народное творчество”. 
    Русские народные сказки. Пословицы и поговорки. Загадки. Потешки и прибаутки. Народные лирические песни. Легенды. Былины. Духовные стихи. Баллады. Анекдоты. Частушки. Небылицы. Скороговорки. Колыбельные песни.
    Подготовь рассказ об одном из народных промыслов России (гжель, хохлома, дымковская игрушка). Возможно, в том месте, где ты живёшь, развит какой-то другой вид народного творчества. Подготовь сообщение о нём, предварительно составь план своего рассказа.
    Дымковская игрушка
    Дымковская игрушка — один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково, близ города Вятки (ныне на территории города Кирова). Это один из самых старинных промыслов России, возникший в XV—XVI веках. На протяжении четырех веков дымковская игрушка отражала быт и жизненный уклад многих поколений мастеров. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило свистульки из глины в виде коней, баранов, козлов, уток и других животных; их красили в разные яркие цвета. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие. Дымковская игрушка — изделие ручной работы. Каждая игрушка — создание одного мастера. Изготовление игрушки от лепки и до росписи — процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий. Для производства дымковской игрушки используется местная ярко-красная глина, тщательно перемешанная с мелким коричневым речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной поверхности. За четыреста с лишним лет существования и развития дымковского промысла в нем сложились традиционные темы, сюжеты и образы, нашли отображение и закрепление выразительные средства, присущие очень пластичной красной гончарной глине, несложные (геометрического рисунка) орнаменты росписи, в которых преобладают красный, желтый, синий, зеленый цвета. Дымковской игрушке вообще чужды полутона и незаметные переходы. Вся она – бьющая через край полнота ощущения радости жизни. Яркая, нарядная дымковская игрушка не любит «одиночества». Нередко мастерицы дымковского промысла создают целые тематические композиции, в которых находится место как людям, так и животным, как одушевленным, так и неодушевленным предметам. Не только человек, лошадь, собака или олень могут предстать перед зрителями, но и дерево, декоративный заборчик, коляска, сани, русская печь… В XIX веке в слободе Дымкове жили и работали от 30 до 50 семей игрушечниц. Складывались целые династии – Никулины, Пенкины, Кошкины… Форма и пропорции, колорит и орнамент в их изделиях имели свои особенности. В это время дымковская игрушка представляла собой одиночные фигурки людей, животных, птиц, свистульки, несущие в себе древние образы – представления людей о мире. Дымковская игрушка стала одним из символов Кировской области, подчеркивающим самобытность Вятского края, его древнюю историю.
    Допиши текст заклички.
    Бабочка, бабочка, сядь на ладошку –
    Принеси на небо всех цветов понемножку,
    Чтобы дождик перестал и радугой засверкал!
    Сядь на цветок –
    Чтобы дождик умолк!

  7. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *