Что такое словосочетание в русском языке 3 класс правило?

9 ответов на вопрос “Что такое словосочетание в русском языке 3 класс правило?”

  1. НевиДимая_ВидиМость Ответить

    Абсолютно все словосочетания можно разделить на несколько видов. Они могут быть сложные и простые. Как гласит правило, простыми словосочетаниями называют сочетание двух слов. При этом одно из них является главным, а второе – зависимым. Если рассматривать сложное словосочетание, то так называют сочетание трех или больше слов или даже нескольких разных простых словосочетаний. Если говорить о простом словосочетании, то пример подобрать не сложно. Мы регулярно используем их не только в устной речи, но и на письме – «красивый кот», «солнечный день», «продуктовый магазин». Теперь рассмотрим, что означает сложное словосочетания на примере: «красивый кот в углу», «солнечный день зимы», «продуктовый магазин поселка».

    Словосочетание и предложение

    Некоторые люди постоянно путают такие понятия, как словосочетание и предложение. Различать их очень просто. Для этого нужно запомнить, что подлежащее вместе со сказуемым в любом предложении – это лексическая пара, а не словосочетание, как может показаться на первый взгляд. Пример: «светит солнце» – это законченное предложение, где солнце – подлежащее, а светит – сказуемое. А вот «светящее солнце» – можно отнести к простому словосочетанию, где слова объединены именным падежом и средним родом.
    То же можно сказать и о второстепенных членах предложения. Они не являются словосочетаниями, если расположены в перечислении и противопоставлении, и равноправно связаны между собой сочинительной связью. Пример: липы, дубы, клены и березы; то черный, то белый; огромный, но легкий.

  2. Matilar Ответить

    Вид
    Примеры
    Части речи второстепенного слова слова
    Характеристика
    Согласование
    Приятные моменты.
    Красивые люди.
    Нужные строки.
    Прилагательные.
    Со стороны основных слов диктуется род слов, числа, падежи. Слово которое зависит, стоит в таком же роде и числе, что и основное.
    Крутящий момент.
    Светящий след.
    Знающий гражданин.
    Причастия.
    Ваше лицо.
    Твоя тетрадь.
    Моя жизнь.
    Согласуемые местоимения.
    Восьмой уровень.
    Девятнадцатый год.
    Порядковые числительные.
    Красавец сын.
    Доктор Васильковский.
    Согласуемые существительные.
    Управление
    Конец войны.
    Холодно у стенки.
    Середина дня.
    Существительными (чаще всего с предлогами).
    Основные слова определяют у зависимых только их падежи.
    Раскрашивать его.
    Просить тебя.
    Ненавидеть себя.
    Местоимения, выполняющие функции существительных.
    Примыкание
    Бежать босиком.
    Говорить красиво.
    Наречия.
    Главные слова никаким образом не влияют на формы зависимых, потому что зависимые слова неизменны.
    Врать молча.
    Говорить улыбчиво.
    Деепричастия.
    Умолял открыться.
    Желание врать.
    Мечтал проснуться.
    Неопределенные формы глаголов.
    Знать больше.
    Бежать дольше.
    Сидеть тише.
    Сравнительные степени прилагательных.

  3. Зинетдин Ответить

    Есть три вида под­чи­ни­тель­ной свя­зи в сло­во­со­че­та­нии:
    согла­со­ва­ние, управ­ле­ние и при­мы­ка­ние (СУП).
    Согласование.
    Типичные слу­чаи согла­со­ва­ния — это сло­во­со­че­та­ние из суще­стви­тель­но­го и при­ла­га­тель­но­го (кра­си­вая тет­рад­ка). Как мы пони­ма­ем, что это согла­со­ва­ние? Когда мы глав­ное сло­во изме­ня­ем по паде­жам, зави­си­мое сло­во тоже изме­ня­ет­ся (кра­си­вая тет­рад­ка, нет кра­си­вой тет­рад­ки и так далее). Оба сло­ва оди­на­ко­во меня­ют­ся по паде­жам, у них появ­ля­ют­ся окон­ча­ния, соот­вет­ству­ю­щие этим паде­жам, зна­чит они согла­су­ют­ся меж­ду собой в паде­же, чис­ле и роде.
    Управление.
    Это такая связь, при кото­рой глав­ное сло­во управ­ля­ет зави­си­мым в каком-либо паде­же. То есть у глав­но­го сло­ва нет кате­го­рии паде­жа, у зави­си­мо­го есть, и когда мы изме­ня­ем глав­ное сло­во, зави­си­мое сло­во оста­ет­ся в одном и том же паде­же. Например:
    читать кни­гу.
    Я читаю кни­гу.
    Он читал бы кни­гу.
    Читайте кни­гу!
    Глагол в раз­ных фор­мах упо­треб­ля­ем, а суще­стви­тель­ные в вини­тель­ном паде­же при нем сто­ит все­гда. Чем отли­ча­ет­ся от согла­со­ва­ния? Тем, что у глав­но­го сло­ва паде­жа нет. Иногда у глав­но­го сло­ва падеж тоже может быть. Допустим сло­во­со­че­та­ние из двух суще­стви­тель­ных тоже по типу управ­ле­ния: чте­ние кни­ги, но когда мы изме­ня­ем глав­ное сло­во, зави­си­мое вме­сте с ним не изме­ня­ет­ся по паде­жам, оно оста­ет­ся в одном и том же паде­же:
    чте­ние кни­ги,
    чте­ния кни­ги.
    Книги в роди­тель­ном паде­же как было, так и есть. Вот такое сло­во­со­че­та­ние, в кото­ром падеж зави­си­мо­го сло­ва не меня­ет­ся при изме­не­нии глав­но­го, назы­ва­ет­ся управ­ле­ни­ем.
    Управления более раз­но­об­раз­но, чем согла­со­ва­ние. Главные сло­ва могут быть выра­же­ны раз­ны­ми частя­ми речи, но осо­бен­ность одна и та же: у зави­си­мо­го сло­ва обя­за­тель­но есть кате­го­рия паде­жа, и оно обя­за­тель­но в одном и том же паде­же упо­треб­ля­ет­ся.
    Примыкание.
    Это такая связь, при кото­рой у зави­си­мо­го сло­ва вооб­ще нет кате­го­рии паде­жа. Обычно так фор­му­ли­ру­ют: зави­си­мое сло­во явля­ет­ся неиз­ме­ня­е­мой частью речи или неиз­ме­ня­е­мой фор­мой. Типичный при­мер: сло­во­со­че­та­ние «гла­гол + наре­чие» (бежать быст­ро, учить­ся хоро­шо).
    Наречие — дей­стви­тель­но неиз­ме­ня­е­мая часть речи (почти неиз­ме­ня­е­мая, посколь­ку сте­пе­ни срав­не­ния наре­чий все-таки есть), но глав­ное, что у них нет паде­жа.
    Примыкают не толь­ко наре­чия, но и дру­гие фор­мы, кото­рые не име­ют паде­жей. Например, инфи­ни­тив гла­го­ла: иду учить­ся.
    Учиться — это гла­гол, у него мно­го раз­ных форм, соот­вет­ствен­но, часть речи это в прин­ци­пе изме­ня­е­мая, но паде­жа у него нет. Если гла­гол ока­зы­ва­ет­ся зави­си­мым сло­вом (зави­си­мым сло­вом он может быть имен­но в инфи­ни­ти­ве), то он при­мы­ка­ет, то есть никак не вза­и­мо­дей­ству­ет с дру­ги­ми сло­ва­ми по паде­жу, посколь­ку паде­жа у него про­сто нет. И так же при­мы­ка­ют любые неиз­ме­ня­е­мые при­ла­га­тель­ные, что зна­ме­на­тель­ные при­ла­га­тель­ные, что место­имен­ные при­ла­га­тель­ные.
    Три това­ри­ща. Главное сло­во в этом сло­во­со­че­та­нии — это сло­во три (имя чис­ли­тель­ное). Если мы это сло­во­со­че­та­ние будем изме­нять: три това­ри­ща, трех това­ри­щей, трем това­ри­щем. Явно наблю­да­ет­ся согла­со­ва­ние в кос­вен­ных паде­жах — чис­ли­тель­ные и суще­стви­тель­ные сто­ят в одной и той же фор­ме, и глав­ным сло­вом ста­но­вит­ся суще­стви­тель­ное. А в началь­ной фор­ме глав­ное сло­во — чис­ли­тель­ное и суще­стви­тель­ное сто­ит при нем в роди­тель­ном паде­же. А само чис­ли­тель­ное в име­ни­тель­ном. Как мы это можем понять? Составить пред­ло­же­ние с этим сло­во­со­че­та­ни­ем:
    Пришли три това­ри­ща.
    Три това­ри­ща – под­ле­жа­щее, зна­чит, глав­ное сло­во в име­ни­тель­ном паде­же, а зави­си­мое в роди­тель­ном. То есть что мы долж­ны здесь ска­зать? В име­ни­тель­ном паде­же в началь­ной фор­ме сло­во­со­че­та­ние постро­е­но по типу управ­ле­ния (чис­ли­тель­ное управ­ля­ет суще­стви­тель­ным в роди­тель­ном паде­же), а в кос­вен­ных паде­жах тип свя­зи меня­ет­ся на согла­со­ва­ние, и суще­стви­тель­ное ста­но­вит­ся глав­ным сло­вом, а чис­ли­тель­ное согла­су­ет­ся с ним по паде­жу. Все сло­во­со­че­та­ния с чис­ли­тель­ны­ми име­ют такую осо­бен­ность: они меня­ют тип свя­зи при изме­не­нии сло­во­со­че­та­ния.
    А даль­ше еще хит­рее…
    Два дру­га.
    С одной сто­ро­ны это тоже самое, что и три това­ри­ща, то есть управ­ле­ние в началь­ной фор­ме. Но есть два дру­га, а есть две подру­ги. Что еще здесь про­ис­хо­дит? Частичное согла­со­ва­ние по роду. То есть полу­ча­ет­ся — это управ­ле­ние роди­тель­ным паде­жом. По паде­жу это сло­во­со­че­та­ние постро­е­но имен­но как управ­ле­ние, а по роду здесь сло­ва согла­су­ют­ся — чис­ли­тель­ное согла­су­ет­ся с суще­стви­тель­ным. Почему так про­ис­хо­дит? Потому что вооб­ще у чис­ли­тель­ных нет кате­го­рии рода и кате­го­рии чис­ла, у них есть толь­ко кате­го­рия паде­жа. Как мы это уви­де­ли на при­ме­ре чис­ли­тель­но­го три. Но у чис­ли­тель­но­го два и чис­ли­тель­но­го один есть кате­го­рия рода. А у чис­ли­тель­но­го один еще и кате­го­рия чис­ла.
    Трое бра­тьев.
    Трое бра­тьев, тро­их бра­тьев, тро­им бра­тьям. То же самое, что и три това­ри­ща. То есть соби­ра­тель­ное чис­ли­тель­ное ведет себя так же, как и коли­че­ствен­ное, то есть меня­ет тип свя­зи.
    Склонный пре­уве­ли­чи­вать.
    Главное сло­во здесь при­ла­га­тель­ное склон­ный, зави­си­мое — гла­гол в инфи­ни­ти­ве пре­уве­ли­чи­вать. Раз гла­гол в инфи­ни­ти­ве зави­си­мое сло­во, то он при­мы­ка­ет.
    Кто-то в тол­пе.
    Здесь глав­ное сло­во — место­име­ние кто-то, зави­си­мое сло­во это предложно-падежная фор­ма — суще­стви­тель­ное с пред­ло­гом. Когда зави­си­мое сло­во пред­став­ле­но какой-то падеж­ной фор­мой суще­стви­тель­но­го и оно не изме­ня­ет­ся вме­сте с изме­не­ни­ем глав­но­го (кто-то в тол­пе, кого-то в тол­пе, кому-то в тол­пе, в тол­пе не меня­ет­ся), зна­чит это управ­ле­ние. Управление, а не при­мы­ка­ние, пото­му что это суще­стви­тель­ное, а у суще­стви­тель­но­го есть падеж (в тол­пе – пред­лож­ный падеж).
    Сорок пять дней.
    Так же, как три това­ри­ща. Сорок пять дней, соро­ка пяти дней, соро­ка пяти дням. В началь­ной фор­ме – управ­ле­ние, то есть глав­ное сло­во здесь сорок пять, оно управ­ля­ет роди­тель­ным паде­жом сло­ва дней, а в кос­вен­ных паде­жах тип свя­зи меня­ет­ся и чис­ли­тель­ное сорок пять начи­на­ет согла­со­вать­ся с суще­стви­тель­ным день.
    Чем отли­ча­ют­ся сорок пять дней и три това­ри­ща?
    Числительные от пяти и боль­ше управ­ля­ют фор­мой роди­тель­но­го паде­жа не един­ствен­но­го чис­ла, а мно­же­ствен­но­го (три дня, но сорок пять дней).
    Директива свер­ху.
    Находим глав­ное сло­во – дирек­ти­ва, зави­си­мое сло­во – свер­ху, это наре­чие. Раз зави­си­мое сло­во – наре­чие, то оно при­мы­ка­ет. В чем необыч­ность тако­го сло­во­со­че­та­ния? В том, что обыч­но наре­чие зави­сит от гла­го­ла, от суще­стви­тель­но­го крайне ред­ко. Но вот здесь имен­но такой слу­чай. Здесь про­пу­щен гла­гол, выпол­ня­ю­щий роль связ­ки: дирек­ти­ва, направ­лен­ная свер­ху (направ­лен­ная — при­ча­стие, осо­бая фор­ма гла­го­ла).
    Пойти в кафе.
    Здесь упо­треб­ле­но нескло­ня­е­мое суще­стви­тель­ное. Окончания у него нет, но нескло­ня­е­мые суще­стви­тель­ные все рав­но име­ют кате­го­рию паде­жа, пото­му что мы можем ему задать опре­де­лен­ный падеж­ный вопрос: пой­ти во что? Следовательно суще­стви­тель­ное упо­треб­ле­но в вини­тель­ном паде­же. И раз гла­гол зада­ет вот эту фор­му вини­тель­но­го паде­жа, то это управ­ле­ние. Глагол пой­ти управ­ля­ет суще­стви­тель­ным в вини­тель­ном паде­же с пред­ло­гом – в кафе.
    Обидно до слёз.
    То же самое. Если зави­си­мое сло­во суще­стви­тель­ное, то авто­ма­ти­че­ски это управ­ле­ние.
    Далее несколь­ко сло­во­со­че­та­ний с при­тя­жа­тель­ны­ми место­име­ни­я­ми. Обратите осо­бое вни­ма­ние, посколь­ку при­тя­жа­тель­ные место­име­ния могут всту­пать во все три вида свя­зи.
    Его ответ.
    Ответ чей? Его. Это место­име­ние — при­ла­га­тель­ное. Отвечает на вопрос чей? Это при­тя­жа­тель­ное место­име­ние. Его ответ, его отве­та, его отве­ту. Вроде бы при­ла­га­тель­ное, но не согла­су­ет­ся с суще­стви­тель­ным, а засты­ло в одной и той же фор­ме. Это неиз­ме­ня­е­мая часть речи. Оно при­мы­ка­ет. Здесь нуж­но раз­гра­ни­чи­вать: нескло­ня­е­мые суще­стви­тель­ные управ­ля­ют­ся, пото­му что у них есть падеж; неиз­ме­ня­е­мые при­ла­га­тель­ные (и место­имен­ные, и зна­ме­на­тель­ные) при­мы­ка­ют.
    Встретить его.
    Его – здесь это не при­тя­жа­тель­ное место­име­ние его, это лич­ное место­име­ние он в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа: встре­тить кого? Значит, это управ­ле­ние.
    Свои обя­зан­но­сти.
    А здесь согла­со­ва­ние, пото­му что при­тя­жа­тель­ное место­име­ние свои согла­су­ет­ся с суще­стви­тель­ным обя­зан­ность.
    Свои обя­зан­но­сти, своя обя­зан­ность, сво­их обя­зан­но­стей.
    Еще раз: если у при­ла­га­тель­но­го есть окон­ча­ния, если оно изме­ня­ет­ся по паде­жам, то оно согла­су­ет­ся с суще­стви­тель­ным; а если при­ла­га­тель­ное неиз­ме­ня­е­мое, то оно при­мы­ка­ет.
    Двумя рука­ми.
    Словосочетания с чис­ли­тель­ным в кос­вен­ном паде­же. Значит, это согла­со­ва­ние. В началь­ной фор­ме управ­ле­ние, а в кос­вен­ных паде­жах это согла­со­ва­ние. Если бы было две руки, то это было бы управ­ле­ние с эле­мен­том согла­со­ва­ния по роду. А дву­мя рука­ми — это уже чистое согла­со­ва­ние.
    Одна стро­ка.
    Числительное один — это един­ствен­ное чис­ли­тель­ное, кото­рое пол­но­стью согла­су­ет­ся с суще­стви­тель­ным. Если мы вни­ма­тель­но пона­блю­да­ем, то все осталь­ные чис­ли­тель­ные управ­ля­ют роди­тель­ным паде­жом (одна стро­ка, но две стро­ки; стро­ка – в име­ни­тель­ном паде­же, стро­ки – в роди­тель­ном паде­же).
    Тридцать тре­тий пункт.
    Это чистое согла­со­ва­ние, пото­му что трид­цать тре­тий – это чис­ли­тель­ное поряд­ко­вое, то есть это при­ла­га­тель­ное с коли­че­ствен­ным зна­че­ни­ем. Оно ведет себя как любое дру­гое при­ла­га­тель­ное.
    Тридцать тре­тий пункт, трид­цать тре­тье­го пунк­та, трид­цать тре­тье­му пунк­ту.
    Главная аве­ню.
    Авеню – суще­стви­тель­ное нескло­ня­е­мое. Но суще­стви­тель­ные, от того что они нескло­ня­е­мые, никак не меня­ют сво­е­го син­так­си­че­ско­го пове­де­ния. Здесь сло­во аве­ню – глав­ное. Посмотрим, как оно вли­я­ет на зави­си­мое.
    Есть глав­ная аве­ню, нет глав­ной аве­ню, при­ла­га­тель­ное с ним согла­су­ет­ся. У само­го сло­ва аве­ню окон­ча­ния нет, но при­ла­га­тель­ное под­стра­и­ва­ет свое окон­ча­ние под падеж суще­стви­тель­но­го. Так что это согла­со­ва­ние.
    Красавица доч­ка.
    А вот это осо­бый вид согла­со­ва­ния меж­ду дву­мя суще­стви­тель­ны­ми. В линг­ви­сти­ке для него есть осо­бый тер­мин: аппо­зи­ция или аппо­зи­тив­ная связь. Буквально обо­зна­ча­ет при­став­ле­ние одно­го суще­стви­тель­но­го к дру­го­му. В чем его отли­чие от согла­со­ва­ния при­ла­га­тель­но­го с суще­стви­тель­ным? В том, что здесь менее чет­ко выра­же­но, какое сло­во глав­ное, а какое зави­си­мое. Но все-таки доч­ка – глав­ное, пото­му что мы можем заме­нить такое сло­во­со­че­та­ние на сло­во­со­че­та­ние с при­ла­га­тель­ным кра­си­вая доч­ка. Тем не менее это согла­со­ва­ние, пото­му что два суще­стви­тель­ных оди­на­ко­во изме­ня­ют­ся по паде­жам:
    кра­са­ви­цы доч­ки, кра­са­ви­це доч­ке, кра­са­ви­цей доч­кой.
    Пойду зани­мать­ся.
    Заниматься – инфи­ни­тив в пози­ции зави­си­мо­го сло­ва. Это при­мы­ка­ние. И как член пред­ло­же­ния – это обсто­я­тель­ство цели.
    Цвет беж.
    Тоже самое, что его ответ. Беж – это неиз­ме­ня­е­мое при­ла­га­тель­ное. Это при­мы­ка­ние.

  4. РеАлЬнЫй ПаЦаН Ответить

    Словосочетание — это сочетание двух (или более) самостоятельных слов, связанных между собой подчинительной связью по смыслу и грамматически:читать книгу, теплый день.
    Словосочетания называют предметы, действия, признаки и т.д., но более точно, более конкретно, чем слова: читать — читать вслух, ручка — шариковая ручка, быстро — очень быстро.
    Словосочетание состоит из главного и зависимого слова.
    Слово, которое называет предмет, признак, действие и т.д., называетсяглавным.
    Слово, которое поясняет, распространяет главное, называетсязависимым.
    От главного слова к зависимому можно задать вопрос.
    Главное слово при разборе словосочетания принято отмечать крестиком.
    Не являются словосочетаниями следующие сочетания слов:
    Сочетание подлежащего и сказуемого, так как это предложение: Магазин закрыт; День жаркий; Поезд прибывает.

    Ряд однородных членов предложения, так как они связаны сочинительной связью (т.е. равноправны): книги, газеты, журналы; лёгкий, но тёплый; то дождь, то снег.

    Сочетание служебного слова со знаменательным, так как это словоформа: около дома (около — предлог), тоже пришёл (тоже — союз), словно во сне (словно — частица).

    Составные формы слов: буду заниматься, более интересный, самый умный.

    Фразеологические обороты, так как в них слова утрачивают своё лексическое значение, их можно заменить одним словом-синонимом: бить баклуши (= бездельничать), водить за нос (= обманывать).
    Слова в словосочетании связаны по смыслу и грамматически:
    Смысловая связь слов в словосочетании устанавливается по вопросам, которые ставятся от главного слова к зависимому:
    ? ? ?
    тропинка (какая?) лесная, бежать (куда?) домой, думать (о чём?) об экзамене.
    Грамматическая связь слов в словосочетании выражается с помощью окончания или окончания и предлога:
    ? ?
    рабочее (какое?) место, рассказать (о чём?) о поездке.Виды словосочетаний
    А. В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, словосочетания делятся на три группы:
    1. Именными словосочетаниями называются такие, в которых главное слово выражено:
    существительным: майский день, разбитая ваза, седьмой дом, наш двор, капли дождя, желаниепонять, езда верхом;

    прилагательным: полезный детям, интересный для меня, абсолютно неизвестный, способныйпростить;

    числительным: три товарища, пятеро из нас;

    местоимением: что-нибудь важное, что-то невероятное, некоторые из них.
    2. Глагольными называются словосочетания, в которых главное слово выражено
    глаголом: выйти на улицу, говорить правду, умножить на пять, громко смеяться, идтиподпрыгивая;

    причастием: сообщивший родным, подъехавший к пристани, беседующий с друзьями, громкоговорящий;

    деепричастием: читая газету, остерегаясь простуды, прося помощи, предложив вернуться.
    3. Наречными называются словосочетания, в которых главное слово выражено
    наречием: весьма удачно, по-прежнему интересно, налево от дома, незадолго до рассвета, где-нибудьво дворе.
    Б. По характеру смысловых отношений выделяются три группы словосочетаний (по аналогии с второстепенными членами предложения):
    1. Определительные словосочетания обозначают предмет и его признак: глубокая река, весёлое настроение, лесные цветы.
    2. Объектные словосочетания указывают на действие и предмет, на который оно переходит: подметать пол, написавший записку, копая колодец, положить на стол, чтение книги.
    3. Обстоятельственные словосочетания указывают на действие и его признак: хорошо выспаться, говорить тихо, высоко подпрыгнуть.
    В. По количеству компонентов выделяются две группы словосочетаний :
    1. Простые словосочетания состоят из двух знаменательных слов: заниматься спортом, новый ученик, рассматривать фотографии.
    2. Сложные словосочетания состоят из трёх и более знаменательных слов и образуются в результате распространения слова целым словосочетанием или распространением словосочетания другим словом:выполнение домашнего задания (слово выполнение распространено словосочетанием домашнее задание), новый ежемесячный журнал (словосочетание ежемесячный журнал распространено словом новый); читать книгу — читать интересную книгу — читать очень интересную книгу — долго читать очень интересную книгу.

    Г. По степени спаянности компонентов:
    1. Синтаксически свободные словосочетания — результат свободного объединения двух самостоятельных слов, каждое из которых обладает полноценным лексическим значением. В таких словосочетаниях главное слово является главным и грамматически, и по смыслу, а зависимое уточняет значение главного в том или ином отношении. Каждый из компонентов свободного словосочетания в предложении является отдельным членом предложения. Свободные словосочетания легко разлагаются на составные части: контрольная работа, задачник по математике, работать круглосуточно.
    2. Синтаксически несвободные (цельные) словосочетания — это соединение слов, в котором грамматически зависимое слово является главным по смыслу, а грамматически главное слово является недостаточным с точки зрения семантики (информации). Синтаксически несвободные словосочетания не разлагаются на составные части. В предложении синтаксически цельные словосочетания являются одним членом предложения: два дома, несколько студентов, мало времени.

    Модели несвободных (цельных) словосочетаний:
    1. Количественно-именные словосочетания.
    В них главное слово обозначает количество (число, объём, размер), но не имеет предметного значения, а зависимое — слово с предметным значением в родительном падеже: три карандаша, двое ребят, столько людей, много машин, множество книг.
    2. Словосочетания со значением избирательности.
    В них главное слово — местоимение или числительное, зависимое — существительное или местоимение в родительном падеже с предлогом «из»: один из нас, каждый из присутствующих, некоторые из учеников, кто-то из ребят.

    3. Словосочетания с метафорическим значением.

    Главное слово употреблено в переносном значении и называет то, на что похож предмет, зависимое слово — прямое название предмета: серп месяца, шапка кудрей, зеркало реки, пламень уст (С. Есенин), листьев медь (С. Есенин), костёр рябины (С. Есенин).
    4. Словосочетания со значением неопределённости.
    Главное слово — неопределённое местоимение, зависимое — согласуемое прилагательное, причастие: что-то неприятное, кто-то незнакомый, некто сидящий.
    5. Словосочетания со значением совместности.
    Такие словосочетания называют равноправных участников совместного действия. Главное слово — существительное или местоимение в именительном падеже, зависимое — существительное в творительном падеже с предлогом «с»: брат с сестрой, Коля с товарищем, мы с приятелем. Словосочетания, построенные по такой модели, являются цельными только в роли подлежащего и только в том случае, если сказуемое стоит во множественном числе: мама с дочкой готовили обед; Николай с Денисом ходили в лес. Если подлежащее стоит в единственном числе, словосочетание является свободным: отец с сыном пошёл в зоопарк (подлежащее — отец, с сыном — дополнение).
    6. Контекстуально-цельные словосочетания.
    Цельность их возникает только в контексте предложения или сложного словосочетания: умный человек сумеет разобраться в этом; девушка с голубыми глазами, человек высокого роста.
    7. Словосочетания в составных сказуемых, включающие в себя вспомогательные глаголы, глаголы-связки или другие вспомогательные компоненты: Он начал рассказывать о приключениях в джунглях Амазонки; Мы хотимвам помочь; Она выглядела усталой.


    План синтаксического разбора словосочетания:

    Выделить словосочетание из предложения.
    Найти главное и зависимое слова, указать, какими частями речи они выражены, поставить вопрос от главного слова к зависимому.
    Определить тип словосочетания (глагольное, именное или наречное).
    Определить способ подчинительной связи (согласование, управление, примыкание) и указать, чем она выражена (окончанием зависимого слова, окончанием и предлогом, только по смыслу).
    Определить смысловые отношения между главным и зависимым словом (определительные, объектные, обстоятельственные).
    См. Образцы синтаксического разбора словосочетания.
    Упражнения к теме «Словосочетание»
    Упражнение 1. Прочитайте, укажите в каждом словосочетании главное и зависимое слово и назовите вид словочетаний.
    Покупать шапку, шёлковое платье, очень весёлый, похожий на брата, выше сестры, четыре листа, очень громко, встретиться с друзьями, что-то смешное, стучать молотком, застрелить волка, пятый экземпляр, построить мост, уехать третьего июня, махнуть рукой, идти лесом, работать всю ночь, выйти из дома, встать из-за стола, отбежать от дерева, спускаться с горы, лежать на траве, гулять около леса, путешествовать в течение двух лет, выйти освежиться, пристально всматриваться, двери гостиницы, лошадь серого цвета, борода лопатой, носки из шерсти, банка из-под консервов, будка для сторожа, ночь перед боем, книга в переплёте, шуба на меху, заячьи следы, Алёшин пиджак, расчищенная дорожка, глаза навыкате, кофе по-турецки, желание учиться, красный от волнения, дружески заботливый, важный для всех, готовый к отъезду, по-праздничному весёлый, всегда серьёзный, что-то белое.

    Упражнение 2. Составьте словосочетания, прибавляя к главным словам зависимые; укажите состав каждого словосочетания и его вид.
    Поймать, ёж; слушаться, мать; бояться, зверь; приехать, три часа; подарить, сестра; махнуть, рука; наполнить, вода; возвращаться, лес; вынуть, карман; выстрелить, цель; отойти, стол;
    прыгнуть, крыша; добежать, речка; повернуть, лес; войти, комната; сесть, стол; влезть, дерево; написать, школа; поссориться, сосед; следить, враг; пролететь, лес; жить, город; расстаться, три года; относиться, дружески; увеличить, втрое; ствол, берёза; лаборатория, институт; галстук, бабочка; чемодан, кожа; ключи, библиотека; суп, мясо; капуста, огород; человек, шинель; глубокий, ущелье; Наташин, шуба; соболий, шапка; мой, сочинение; третий, бригада; приближающийся, лето; строящийся, фабрика; постоянно, весёлый; гордый, победа; похожий, мать; разомлевший, зной; по-праздничному, нарядный; что-то, странный; четыре, ведро

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *