Что такое словосочетание в русском языке 4 класс?

10 ответов на вопрос “Что такое словосочетание в русском языке 4 класс?”

  1. elmatho Ответить

    Вид
    Примеры
    Части речи второстепенного слова слова
    Характеристика
    Согласование
    Приятные моменты.
    Красивые люди.
    Нужные строки.
    Прилагательные.
    Со стороны основных слов диктуется род слов, числа, падежи. Слово которое зависит, стоит в таком же роде и числе, что и основное.
    Крутящий момент.
    Светящий след.
    Знающий гражданин.
    Причастия.
    Ваше лицо.
    Твоя тетрадь.
    Моя жизнь.
    Согласуемые местоимения.
    Восьмой уровень.
    Девятнадцатый год.
    Порядковые числительные.
    Красавец сын.
    Доктор Васильковский.
    Согласуемые существительные.
    Управление
    Конец войны.
    Холодно у стенки.
    Середина дня.
    Существительными (чаще всего с предлогами).
    Основные слова определяют у зависимых только их падежи.
    Раскрашивать его.
    Просить тебя.
    Ненавидеть себя.
    Местоимения, выполняющие функции существительных.
    Примыкание
    Бежать босиком.
    Говорить красиво.
    Наречия.
    Главные слова никаким образом не влияют на формы зависимых, потому что зависимые слова неизменны.
    Врать молча.
    Говорить улыбчиво.
    Деепричастия.
    Умолял открыться.
    Желание врать.
    Мечтал проснуться.
    Неопределенные формы глаголов.
    Знать больше.
    Бежать дольше.
    Сидеть тише.
    Сравнительные степени прилагательных.

  2. Feriel Ответить

    Как известно, в русском языке существуют не только слова и предложения, но еще и словосочетания.

    Что это такое, как используются и для чего нужны словосочетания, мы рассмотрим в этой статье.
    Что означает слово «словосочетание»?
    Для чего нужны словосочетания?
    Какие виды словосочетаний бывают?
    Примеры словосочетаний в русском языке
    Примеры синтаксического разбора словосочетаний
    Что означает слово «словосочетание»?
    Словосочетание – это два, три или несколько слов, соединенных общим смыслом и грамматически, но не являющихся законченным предложением.
    В словосочетании обязательно есть одно главное слово и одно или несколько зависимых, объединенных с главным по смыслу, падежу, роду и т.д. Главным словом обозначается предмет, действие или признак, а зависимые слова служат для расширения или пояснения смысла главного слова.
    Для чего нужны словосочетания?
    Из академического определения мы узнаем, что словосочетания необходимы для расчлененного обозначения какого-либо одного понятия, предмета, действия и т.д. Что это значит?
    Для примера рассмотрим какой-либо предмет. Допустим, это лес. Просто слово «лес» не так много расскажет о конкретном лесе, который мы хотим описать. Но словосочетание «осенний лес», или «лес за речкой», или «самый высокий лес» несет гораздо больший объем информации.
    Здесь слово «лес» является главным, а «осенний», «за речкой» и «самый высокий» — зависимыми словами, которые выполняют описательную функцию, уточняя смысл основного слова. Т.е. словосочетание служит для возможно точного описания предмета, понятия или действия.
    Словосочетания делают нашу речь более богатой, осмысленной и образной, помогают наиболее полно выразить свои мысли и ощущения. Благодаря использованию зависимых слов дополняется и уточняется смысл главного слова, поэтому собеседник сразу понимает, о чем идет речь. Для того, чтобы грамотно выстраивать предложения, необходимо знать, что такое словосочетания и как их используют.
    Какие виды словосочетаний бывают?
    Наиболее часто словосочетания классифицируют по типу связи между главным и зависимыми словами. Лингвисты различают три основных типа такой связи:
    — согласование, когда главное слово задает род, число и падеж, а зависимое согласуется с ним. В этой связи главное слово всегда является существительным, а зависимые могут быть прилагательными, причастиями, числительными либо местоимениями (синий шарик, на шумной улице, под тем же названием);

    — управление, когда зависимое слово используется в форме косвенного падежа, а главное может быть существительным либо глаголом (интерес к собеседнику, идти напропалую, бежать за автобусом);
    — примыкание, когда зависимость обозначается только интонационно и лексически, без использования служебных слов либо изменения морфологии (громко петь, идти не спеша, мальчик постарше).
    По своей структуре словосочетания могут быть:
    — простыми, состоящими из двух слов, из которых одно главное, другое подчиненное;
    — сложными, составленными из нескольких простых словосочетаний.
    Примеры словосочетаний в русском языке
    Каждый человек в своей повседневной речи постоянно использует множество словосочетаний. Можно привести сколько угодно примеров словосочетаний, которые встречаются буквально каждый день:
    — свежий хлеб;
    — опаздывать в школу;
    — всегда в продаже;
    — опасный спуск по скользкому склону;
    — зарево пожара;
    — личные вещи;
    — периодическая таблица Менделеева.
    Примеры синтаксического разбора словосочетаний
    Синтаксический разбор словосочетания выполняется по определенному порядку:
    — определяется начальная форма словосочетания;
    — простое оно или сложное;
    — выделяется главное и зависимое слово;
    — определяется, какое это словосочетание – именное,
    наречное или глагольное;
    — тип связи – управление, примыкание либо согласование;
    — какие средства связи слов используются;
    — смысловые взаимоотношения слов – объектные, определительные, обстоятельственные.

    Пример: в синем небе.
    — Нач.ф. – синее небо.
    — Простое.
    — Небо (какое?) синее: главное слово – небо (сущ.), зависимое – синее (прил.)
    — Согласование: прилагательное «в синем» согласуется с существительным «небе».
    — Грамматическое средство связи – предлог «в» и окончание «–ем».
    — Смысловые отношения: определительные.

  3. Bladerunner Ответить

    Рассматривая правило – что такое словосочетание, мы видим, что это 2 или больше слов, которые объединены грамматически и по смыслу, однако не являются предложением.
    Одно из слов в любом из словосочетаний всегда будет главным, остальные – зависимые. С главным они объединены не только по смыслу, а еще по роду и падежу. Если вы такой связи не видите, значит перед вами не словосочетание. Главное слово может обозначать предмет, признак предмета или его действие. В то же самое время, зависимые слова необходимы в любом словосочетании. Они применяются в случаях, когда необходимо пояснить значение главного или расширить его значения.

    Между главным и тем, которое от него зависит словами, в любом случае можно поставить определенный вопрос. Например, рассмотрим словосочетание «зимний лес». В данном случае главным будет слово «лес», соответственно – зависимое слово «зимний». Вопрос: Лес какой? – зимний. Пример показал, что перед нами словосочетание, составленное по всем правилам языка, где одно слово подчинено другому и между ними установлена связь.

    Состав словосочетаний

    Абсолютно все словосочетания можно разделить на несколько видов. Они могут быть сложные и простые. Как гласит правило, простыми словосочетаниями называют сочетание двух слов. При этом одно из них является главным, а второе – зависимым. Если рассматривать сложное словосочетание, то так называют сочетание трех или больше слов или даже нескольких разных простых словосочетаний. Если говорить о простом словосочетании, то пример подобрать не сложно. Мы регулярно используем их не только в устной речи, но и на письме – «красивый кот», «солнечный день», «продуктовый магазин». Теперь рассмотрим, что означает сложное словосочетания на примере: «красивый кот в углу», «солнечный день зимы», «продуктовый магазин поселка».

    Словосочетание и предложение

    Некоторые люди постоянно путают такие понятия, как словосочетание и предложение. Различать их очень просто. Для этого нужно запомнить, что подлежащее вместе со сказуемым в любом предложении – это лексическая пара, а не словосочетание, как может показаться на первый взгляд. Пример: «светит солнце» – это законченное предложение, где солнце – подлежащее, а светит – сказуемое. А вот «светящее солнце» – можно отнести к простому словосочетанию, где слова объединены именным падежом и средним родом.
    То же можно сказать и о второстепенных членах предложения. Они не являются словосочетаниями, если расположены в перечислении и противопоставлении, и равноправно связаны между собой сочинительной связью. Пример: липы, дубы, клены и березы; то черный, то белый; огромный, но легкий.

    Так же к тому, что называется словосочетанием нельзя отнести фразеологические обороты или любые составные формы различных слов.

    Виды словосочетаний

    Исходя из того, какой частью речи выступает главное слово словосочетания, принято выделять несколько их видов. Существует несколько способов образования словосочетаний:
    Именное отличается тем, что главное слово в нем может быть именем существительным, местоимением, именем прилагательным или числительным. Пример: свежий ветер, кто-то важный, полезный для нас, семеро козлят.
    Глагольное – словосочетание, в котором в качестве главного слова используется глагол. Пример: выучить урок, объехавший весь мир, сидя на диване.

  4. Байконур Ответить

    Урок русского языка в 4 классе по теме: «Что такое словосочетание». УМК «Школа России»
    Лецких Л.А.
    учитель начальных классов
    МАОУ СОШ №21, г.Кунгур
    Тип урока
    Педагогически
    е задачи
    Планируемые
    предметные
    результаты
    Метапредметн
    ые УУД
    Личностные
    Освоение нового материала
    Создать условия для ознакомления с понятием «словосочетание»; совершенствовать умения находить в предложении
    словосочетания, различать словосочетание и простое предложение; способствовать развитию речи учащихся за счет
    овладения орфоэпическими нормами литературного языка, развитию мышления учащихся за счет выполнения
    логических операций анализа, классификации, преобразования; содействовать воспитанию интереса к русскому языку,
    культуры учебного труда на уроке, языковой культуры учащихся, бережного отношения к русскому слову
    Познакомятся с понятием «словосочетание», особенностями строения и семантики словосочетания как единицы
    синтаксиса; научатся выделять словосочетания в предложении; определять главное и зависимое слово в
    словосочетании; задавать вопрос от главного слова к зависимому; различать основу предложения и словосочетание;
    устанавливать связь слов в предложении
    Познавательные: составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку); осуществлять
    сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством
    учителя); проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя);
    регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определенному
    этапу урока), с помощью учителя; понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном
    материале учебника – памятках) при работе с учебным материалом; высказывать свое предположение относительно
    способов решения учебной задачи; коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом
    учебных и жизненных речевых ситуаций из собственного опыта; критично относиться к своему мнению; уметь
    взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения
    Проявлять положительное отношение к школе, к изучению русского языка, уважительное отношение к иному мнению;
    осознавать язык как основное средство человеческого общения, понимать важность общения как значимой

  5. Voramar Ответить

    Словосочетание — это сочетание двух (или более) самостоятельных слов, связанных между собой подчинительной связью по смыслу и грамматически:читать книгу, теплый день.
    Словосочетания называют предметы, действия, признаки и т.д., но более точно, более конкретно, чем слова: читать — читать вслух, ручка — шариковая ручка, быстро — очень быстро.
    Словосочетание состоит из главного и зависимого слова.
    Слово, которое называет предмет, признак, действие и т.д., называетсяглавным.
    Слово, которое поясняет, распространяет главное, называетсязависимым.
    От главного слова к зависимому можно задать вопрос.
    Главное слово при разборе словосочетания принято отмечать крестиком.
    Не являются словосочетаниями следующие сочетания слов:
    Сочетание подлежащего и сказуемого, так как это предложение: Магазин закрыт; День жаркий; Поезд прибывает.

    Ряд однородных членов предложения, так как они связаны сочинительной связью (т.е. равноправны): книги, газеты, журналы; лёгкий, но тёплый; то дождь, то снег.

    Сочетание служебного слова со знаменательным, так как это словоформа: около дома (около — предлог), тоже пришёл (тоже — союз), словно во сне (словно — частица).

    Составные формы слов: буду заниматься, более интересный, самый умный.

    Фразеологические обороты, так как в них слова утрачивают своё лексическое значение, их можно заменить одним словом-синонимом: бить баклуши (= бездельничать), водить за нос (= обманывать).
    Слова в словосочетании связаны по смыслу и грамматически:
    Смысловая связь слов в словосочетании устанавливается по вопросам, которые ставятся от главного слова к зависимому:
    ? ? ?
    тропинка (какая?) лесная, бежать (куда?) домой, думать (о чём?) об экзамене.
    Грамматическая связь слов в словосочетании выражается с помощью окончания или окончания и предлога:
    ? ?
    рабочее (какое?) место, рассказать (о чём?) о поездке.Виды словосочетаний
    А. В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, словосочетания делятся на три группы:
    1. Именными словосочетаниями называются такие, в которых главное слово выражено:
    существительным: майский день, разбитая ваза, седьмой дом, наш двор, капли дождя, желаниепонять, езда верхом;

    прилагательным: полезный детям, интересный для меня, абсолютно неизвестный, способныйпростить;

    числительным: три товарища, пятеро из нас;

    местоимением: что-нибудь важное, что-то невероятное, некоторые из них.
    2. Глагольными называются словосочетания, в которых главное слово выражено
    глаголом: выйти на улицу, говорить правду, умножить на пять, громко смеяться, идтиподпрыгивая;

    причастием: сообщивший родным, подъехавший к пристани, беседующий с друзьями, громкоговорящий;

    деепричастием: читая газету, остерегаясь простуды, прося помощи, предложив вернуться.
    3. Наречными называются словосочетания, в которых главное слово выражено
    наречием: весьма удачно, по-прежнему интересно, налево от дома, незадолго до рассвета, где-нибудьво дворе.
    Б. По характеру смысловых отношений выделяются три группы словосочетаний (по аналогии с второстепенными членами предложения):
    1. Определительные словосочетания обозначают предмет и его признак: глубокая река, весёлое настроение, лесные цветы.
    2. Объектные словосочетания указывают на действие и предмет, на который оно переходит: подметать пол, написавший записку, копая колодец, положить на стол, чтение книги.
    3. Обстоятельственные словосочетания указывают на действие и его признак: хорошо выспаться, говорить тихо, высоко подпрыгнуть.
    В. По количеству компонентов выделяются две группы словосочетаний :
    1. Простые словосочетания состоят из двух знаменательных слов: заниматься спортом, новый ученик, рассматривать фотографии.
    2. Сложные словосочетания состоят из трёх и более знаменательных слов и образуются в результате распространения слова целым словосочетанием или распространением словосочетания другим словом:выполнение домашнего задания (слово выполнение распространено словосочетанием домашнее задание), новый ежемесячный журнал (словосочетание ежемесячный журнал распространено словом новый); читать книгу — читать интересную книгу — читать очень интересную книгу — долго читать очень интересную книгу.

    Г. По степени спаянности компонентов:
    1. Синтаксически свободные словосочетания — результат свободного объединения двух самостоятельных слов, каждое из которых обладает полноценным лексическим значением. В таких словосочетаниях главное слово является главным и грамматически, и по смыслу, а зависимое уточняет значение главного в том или ином отношении. Каждый из компонентов свободного словосочетания в предложении является отдельным членом предложения. Свободные словосочетания легко разлагаются на составные части: контрольная работа, задачник по математике, работать круглосуточно.
    2. Синтаксически несвободные (цельные) словосочетания — это соединение слов, в котором грамматически зависимое слово является главным по смыслу, а грамматически главное слово является недостаточным с точки зрения семантики (информации). Синтаксически несвободные словосочетания не разлагаются на составные части. В предложении синтаксически цельные словосочетания являются одним членом предложения: два дома, несколько студентов, мало времени.

    Модели несвободных (цельных) словосочетаний:
    1. Количественно-именные словосочетания.
    В них главное слово обозначает количество (число, объём, размер), но не имеет предметного значения, а зависимое — слово с предметным значением в родительном падеже: три карандаша, двое ребят, столько людей, много машин, множество книг.
    2. Словосочетания со значением избирательности.
    В них главное слово — местоимение или числительное, зависимое — существительное или местоимение в родительном падеже с предлогом «из»: один из нас, каждый из присутствующих, некоторые из учеников, кто-то из ребят.

    3. Словосочетания с метафорическим значением.

    Главное слово употреблено в переносном значении и называет то, на что похож предмет, зависимое слово — прямое название предмета: серп месяца, шапка кудрей, зеркало реки, пламень уст (С. Есенин), листьев медь (С. Есенин), костёр рябины (С. Есенин).
    4. Словосочетания со значением неопределённости.
    Главное слово — неопределённое местоимение, зависимое — согласуемое прилагательное, причастие: что-то неприятное, кто-то незнакомый, некто сидящий.
    5. Словосочетания со значением совместности.
    Такие словосочетания называют равноправных участников совместного действия. Главное слово — существительное или местоимение в именительном падеже, зависимое — существительное в творительном падеже с предлогом «с»: брат с сестрой, Коля с товарищем, мы с приятелем. Словосочетания, построенные по такой модели, являются цельными только в роли подлежащего и только в том случае, если сказуемое стоит во множественном числе: мама с дочкой готовили обед; Николай с Денисом ходили в лес. Если подлежащее стоит в единственном числе, словосочетание является свободным: отец с сыном пошёл в зоопарк (подлежащее — отец, с сыном — дополнение).
    6. Контекстуально-цельные словосочетания.
    Цельность их возникает только в контексте предложения или сложного словосочетания: умный человек сумеет разобраться в этом; девушка с голубыми глазами, человек высокого роста.
    7. Словосочетания в составных сказуемых, включающие в себя вспомогательные глаголы, глаголы-связки или другие вспомогательные компоненты: Он начал рассказывать о приключениях в джунглях Амазонки; Мы хотимвам помочь; Она выглядела усталой.


    План синтаксического разбора словосочетания:

    Выделить словосочетание из предложения.
    Найти главное и зависимое слова, указать, какими частями речи они выражены, поставить вопрос от главного слова к зависимому.
    Определить тип словосочетания (глагольное, именное или наречное).
    Определить способ подчинительной связи (согласование, управление, примыкание) и указать, чем она выражена (окончанием зависимого слова, окончанием и предлогом, только по смыслу).
    Определить смысловые отношения между главным и зависимым словом (определительные, объектные, обстоятельственные).
    См. Образцы синтаксического разбора словосочетания.
    Упражнения к теме «Словосочетание»
    Упражнение 1. Прочитайте, укажите в каждом словосочетании главное и зависимое слово и назовите вид словочетаний.
    Покупать шапку, шёлковое платье, очень весёлый, похожий на брата, выше сестры, четыре листа, очень громко, встретиться с друзьями, что-то смешное, стучать молотком, застрелить волка, пятый экземпляр, построить мост, уехать третьего июня, махнуть рукой, идти лесом, работать всю ночь, выйти из дома, встать из-за стола, отбежать от дерева, спускаться с горы, лежать на траве, гулять около леса, путешествовать в течение двух лет, выйти освежиться, пристально всматриваться, двери гостиницы, лошадь серого цвета, борода лопатой, носки из шерсти, банка из-под консервов, будка для сторожа, ночь перед боем, книга в переплёте, шуба на меху, заячьи следы, Алёшин пиджак, расчищенная дорожка, глаза навыкате, кофе по-турецки, желание учиться, красный от волнения, дружески заботливый, важный для всех, готовый к отъезду, по-праздничному весёлый, всегда серьёзный, что-то белое.

    Упражнение 2. Составьте словосочетания, прибавляя к главным словам зависимые; укажите состав каждого словосочетания и его вид.
    Поймать, ёж; слушаться, мать; бояться, зверь; приехать, три часа; подарить, сестра; махнуть, рука; наполнить, вода; возвращаться, лес; вынуть, карман; выстрелить, цель; отойти, стол;
    прыгнуть, крыша; добежать, речка; повернуть, лес; войти, комната; сесть, стол; влезть, дерево; написать, школа; поссориться, сосед; следить, враг; пролететь, лес; жить, город; расстаться, три года; относиться, дружески; увеличить, втрое; ствол, берёза; лаборатория, институт; галстук, бабочка; чемодан, кожа; ключи, библиотека; суп, мясо; капуста, огород; человек, шинель; глубокий, ущелье; Наташин, шуба; соболий, шапка; мой, сочинение; третий, бригада; приближающийся, лето; строящийся, фабрика; постоянно, весёлый; гордый, победа; похожий, мать; разомлевший, зной; по-праздничному, нарядный; что-то, странный; четыре, ведро

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *