Что такое выборочное изложение и как его писать?

11 ответов на вопрос “Что такое выборочное изложение и как его писать?”

  1. Kevinfd Ответить

    Вся подготовительная работа определяется видом изложения. Различают три вида: подробные (развёрнутые, близкие к тексту), сжатые, выборочные. Легче начинать обучение с подробных изложений.

    Подробные изложения

    Работая над подробным изложением, надо пересказать текст, сохранив последовательность повествования и языковые особенности автора.
    Изложение можно вести как от первого лица, так и от третьего (но излагать можно только в каком-то одном лице).

    Сжатые изложения

    Сжатое изложение текста — это пересказ его основного содержания, в котором необходимо сохранить только всё самое важное с точки зрения смысла. Для этого в тексте нужно выделить главное.
    Умение пересказывать содержание кратко — это необходимый навык для работы над текстом. Для того чтобы научиться сжато пересказывать текст, следует придерживаться определённой последовательности действий:
    разделить текст на части;
    выделить те предложения, без которых нельзя обойтись, отсутствие которых приведёт к искажению смысла или его непониманию;
    исключить несущественный материал, без которого можно обойтись, чтобы понять смысл текста;
    если потребуется, перестроить некоторые предложения: из нескольких предложений составить одно (то есть сжать их).

    Выборочные изложения

    При выборочном изложении требуется пересказать в соответствии с заданием не весь текст, а какую-то его часть, то есть отобрать материал, связанный с определённым персонажем, темой, явлением.
    При выборочном изложении нужно выделить в тексте отдельные темы, вычленить материал, относящийся к той или иной теме, построить высказывание на основе собранного материала и передать его подробно.
    Л.Л. Страхова “Изложения для младших школьников”. Подсказки по теории и практике написания изложений. Тексты и планы изложений с выполнением творческих заданий.
    Смотрите также: Творческие задания в изложениях

  2. Alsanis Ответить

    Методы и приёмы обучения выборочному изложению
    Известно, что педагогика является одной из составных частей основ методики обучения русскому языку. Многие дидактические понятия методика рассматривает сквозь призму своего предмета: принципы дидактики, методы обучения, формы организации учебной деятельности и др. Методика находит оптимальные соотношения теории и практики обучения, по-своему использует методы, предложенные дидактикой: беседу, упражнения, рассказ учителя, наблюдения, анализ и синтез.
    Обратимся к педагогической трактовке понятия метод обучения. Методы обучения – это разнообразная с учётом дидактических закономерностей и принципов система приёмов и соответствующих им правил педагогической деятельности, целенаправленное применение которых учителем позволяет существенно повысить эффективность управления деятельность» обучаемых в процессе решения определённого типа педагогических задач. Однако к основным разделам методики русского языка это понятие получает различные интерпретации. Так и методика развития речи оперирует специфическими понятиями, определяя основные методы руководства процессом совершенствования речевой деятельности школьников.
    В методике развития речи учащихся выделяют три группы методов: имитативные, коммуникативные и метод конструирования [Приложение 1]. Для овладения речью учащийся нуждается в речевой среде, ему необходима речевая активность. Данная закономерность действует на протяжении всей жизни человека. Отсюда выводится первый метод, который получил название имитативного, или обучения по образцу. Метод «делай как я» градационен, в рамках имитативных методов находят место и анализ образцовых текстов, и синтез собственных языковых конструкций, и поисковая деятельность – выбор слов и других средств языка, моделирование образцовых текстов, и конструирование по этим моделям предложений, вывод правил, и даже творчество – пересказы и письменные изложения, инсценирование, драматизация и тому подобное.
    Среди типов упражнений можно выделить многочисленные виды пересказов прочитанных текстов (близких к тексту образца, сжатый, выборочный, с творческими дополнениями и изменениями, с делением текста на части, озаглавливанием частей, составление плана прочитанного рассказа), письменные изложения разных типов: с языковым разбором текста, с иллюстрированием, с изменением жанра (рассказ перестраивается в пьесу, в произведение, предназначенного для сценического воплощения).
    «По образцам» школьники работают над типами речи, над жанрами текста, над стилистическими, композиционными особенностями рассказа, очерка, газетной заметки. В использовании имитативных методов наблюдается тенденция к повышению самостоятельности и познавательной активности учащихся, но обучение «по образцам» лишь подготавливает учащихся к другим методам развития речи.
    Назначение, функция языка – быть средством общения, коммуникации, а также самовыражения. Важность коммуникативной функции языка определяет необходимость использования коммуникативных методов развития речи учащихся, которые основываются на следующих требованиях: мотивации – потребности что-то сказать или написать, с кем-то вступить в контакт, поделиться своими мыслями и чувствами; речевой ситуации; подготовке к содержательному высказыванию; владению языковыми средствами. Коммуникативные методы имеют свой набор приёмов, средств обучения, типов заданий упражнений: создание речевых ситуаций или выбор их из потока жизни; ролевые игры, труд, походы и экскурсии, картины, специально организованные наблюдения, другие способы накопления материала, впечатлений; любые виды деятельности, которые могут вызвать потребность высказываний; рисование картин, ведение записей дневников; создание сюжетов, в том числе сказочных.
    Третья группа методов получила название «Методы конструирования текстов». Метод конструирования текста располагает обширным набором приёмов и типов речевых упражнений: 1) словарная работа: толкование значений слов, оттенков и их значений, эмоционально-экспрессивных окрасок в процессе выбора слов в конкретных ситуациях; работа со словарями; исправление ошибок словоупотребления в устной речи и письменных работах; 2) работа над словосочетаниями: составление словосочетаний с конкретными словами – для текста или словосочетания заданного типа; введение, включение словосочетаний в предложения, текст;
    3) составление предложений на заданную тему; распространение предложений, перестройка их структуры; 4) логическая работа: работа с понятиями; исправление логических ошибок: неоправданных повторов, нарушение последовательности мыслей; 5) упражнения, опирающиеся на теорию текста: редактирование своего текста; отработка типов связи в тексте; составление текстов различных функционально-смысловых типов: описания, повествования и рассуждения, а также разных жанров: рассказа, пейзажной зарисовки, описания картины, очерка, статьи в газету, письма, пьесы.
    Все три группы методов: имитативные, коммуникативные, метод конструирования – сочетаются в работе учителя и эффективно используются при обучении выборочному изложению учащихся.
    Методы обучения и методические приёмы тесно связаны между собой, могут совершать взаимопереходы, заменять друг друга в конкретных педагогических ситуациях. Рассматривая традиционную структуру уроков выборочного изложения, следует отметить, что каждый этап урока отличается использованием специфических приёмов обучения выборочному изложению.
    1. Вступительная беседа. Назначение этого приёма работы – подготовить учащихся к восприятию текста. Круг вопросов, определяемый для беседы, зависит от цели выборочного изложения, сложности содержания текста и этапа обучения. Вопросы могут быть связаны как с условиями создания текста, его автором, так и с жизненным опытом учеников. Желательно в процессе беседы использовать различные наглядные материалы: книги, портреты, магнитофонные записи, что позволит не только лучше подготовить учащихся к адекватному восприятию содержания, но и создаст необходимый эмоциональный настрой на уроке. В беседу могут быть включены слова и словосочетания из текста, употребление которых вызывают затруднения учащихся. Для объяснения используются различные типы словарей: толковый, словарь синонимов, словарь антонимов, фразеологический. Вступительная беседа как приём работы особенно важна в тех случаях, когда текст совсем незнаком учащимся, а вместе с тем достаточно сложен и без предварительной беседы может оказаться непонятным.
    2. Приёмы работы, направленные на восприятие текста. Восприятие содержания образцового текста проходит по-разному. С целью знакомства с текстом могут быть использованы такие приёмы, как:
    – чтение текста учителем;
    – чтение текста про себя учениками;
    – параллельное прослушивание текста и чтение про себя.
    Задача перечисленных приёмов работы – первоначальное знакомство учащихся с содержанием, правильное его понимание, определённая эмоциональная оценка воспринятого. Во всех случаях важно, чтобы была дана установка, нацеливающая на активное восприятие содержания (например, «Сформулируйте тему, основную мысль текста», «Почему текст назван….?», «Как ещё можно озаглавить текст?»). Какой из перечисленных приёмов выбрать, будет зависеть от характера изложения; сложности текста; подготовленности класса.
    3. Беседа по содержанию текста. Задачу более глубокого понимания содержания текста, композиции языка решают приёмы работы, направленные на анализ текста. Разбор текста – дело очень важное и трудное. Беседа должна помочь глубже понять текст как тематическое и смысловое целое, определить тему и основную мысль, установку автора, выявить, какие факты являются главными, определяющими, каковы причинно-следственные связи и отношения. Ученик должен не только увидеть авторскую позицию, но и уметь обосновать своё отношение к воспринятому.
    В беседе по содержанию целесообразны вопросы и задания типа: «Почему он так поступил?», «С какой целью автор вводит описание природы?», «Докажите, что…». Слишком большое количество вопросов, рассчитанное на детальное воспроизведение текста, методически не целесообразно, так как у учащихся пропадает интерес к работе. При подготовке к выборочному изложению анализ содержания предполагает вычленение тематических линий в тексте и более углублённую работу над содержанием одной из тем.
    4. Анализ структуры текста. Назначение этого приёма работы – показать, что текст представляет собой не только тематическое и смысловое, но и структурное единство, предупредить возможные ошибки при воспроизведении текста. Ученики в процессе анализа убеждаются, что тексты делятся на части, каждая из которых так или иначе связана с общей темой и основной мыслью текста, а также наблюдают способы связи частей и предложений в тексте, разнообразие способов выражения этой связи. Тексты разных типов дают им возможность показать, какие языковые средства можно использовать, чтобы высказывание не распадалось, а было единым структурным целым.
    5. Составление плана – это самостоятельная речевая деятельность, средство лучшего осмысления, запоминания текста, организация его воспроизведения [Приложение 2]. Составление плана предполагает выполнение ряда интеллектуальных действий: деление текста на смысловые части (подтемы, микротемы), определение темы и главной мысли каждой части, словесной формулировки каждого пункта плана, оформления плана, соотнесение плана и исходного текста. Работа над планом и предполагает обучение этим частным умениям.
    В ходе обучения учащиеся составляют разные типы планов с точки зрения структуры – простые и сложные; по синтаксическим особенностям заголовков в форме двусоставных или односоставных предложений, повествовательных или вопросительных предложений, смешанные; по близости к исходному тексту – цитатные, оформленные своими словами и смешанные. При составлении плана следует различать план текста и композиционную схему текста типа описания, повествования, рассуждения [Приложение 3]. Составление плана – чрезвычайно важный приём подготовки к написанию выборочного изложения, активизирующий процесс анализа, осмысления и воспроизведения текста на заданную тему.
    6. Составление рабочих материалов. Назначение этого приёма – помочь учащимся успешно решить задачи воспроизведения текста или определённой темы. В рабочих материалах могут фиксироваться как слова и выражения из исходного текста, так и языковые средства, которых нет в тексте, но они потребуются в изложении, например, слова, нужные для связи частей текста.
    Рабочие материалы к изложению, как правило, составляются в классе, но могут быть подготовлены и дома, в том случае, когда предстоит писать выборочное изложение по тексту, значительному по объёму (например, на тему «Жизнь Маруси в подземелье» по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе» («Дети подземелья»)).
    7. Устный пересказ, полный или частичный, может быть использован при проведении всех видов изложений. Особенно эффективен устный пересказ при подготовке выборочных изложений, когда ученикам приходится проводить значительную самостоятельную работу по оформлению собранного материала и составлению нового текста. Чтобы устный пересказ оказал положительное влияние на последующее письменное изложение, необходим его тщательный анализ в соответствии с поставленной задачей. Так, при установке на выборочное восприятие текста обсуждение устного варианта поможет обратить внимание на организацию текста, расположение и взаимосвязь частей, на необходимость использования «своих» слов при написании изложений.
    8. Редактирование – это такой приём работы, который направлен на улучшение, совершенствование, исправление уже написанного текста. При подготовке к выборочному изложению редактирование может быть связано: с совершенствованием черновых вариантов своих изложений на заданную тему, с совершенствованием написанных и проверенных учителем изложений, с взаимным редактированием изложений. Редактирование текста на этапе подготовки к выборочному изложению имеет целью предупредить возможные речевые недочёты при воспроизведении составленного текста.
    Для обучения выборочному изложению на вооружение учителя-словесника имеется ряд специфичных, подготовительных упражнений.
    1. Выборочный пересказ – это выбор той части текста, которая соответствует узкой теме, вопросу. Выборочный пересказ бывает нескольких видов: пересказ по вопросу или заданию; пересказ нескольких сцен из рассказа, объединенных общей темой; пересказ по иллюстрации предполагает воспроизведение лишь той части рассказа, которая изображена на картине.
    Выборочный пересказ удобен в том случае, если надо:
    – привлечь внимание учащихся к одному эпизоду произведения;
    – учить школьников вычленять в произведении отдельные события;
    – отобрать материал для характеристики героя.
    2. Выборочное чтение, как и выборочный пересказ – это работа над темой. От ученика требуется найти в тексте и прочитать часть, связанную с определённой темой (соответствующую изображённому на рисунке или особенно понравившуюся), и определить её тему. Постепенно задание усложняется, и ученикам предлагается для выборочного изложения тема, материал к которой рассредоточен во всём тексте).
    3. Выборочное списывание на основе тематического отбора [Приложение 4]. Данное упражнение используется и как специальное орфографическое упражнение, опирающееся в первую очередь на зрительную и моторную виды памяти. При решении орфографической задачи учащийся осуществляет ряд мыслительных действий, связанных с поиском места пропущенной орфограммы и остальных условий выбора.
    Списывание как вид пунктуационного упражнения заключается в переписывании учащимся из учебника или другого печатного средства дидактического материала – в форме отдельных предложений или текста – с одновременным выполнением пунктуационных заданий.
    4. Извлечение, отбор из текста материала на данную тему. Суть этого приёма работы состоит в том, что каждое предложение читается под углом зрения его отношения к данной теме, нужный материал подчёркивается.
    5. Определение темы изложения на основе данного материала. Это обратный приём работы по сравнению с предыдущим. Предлагается (в записи на доске) уже отобранный из знакомого текста материал на одну из подтем (микротем). Задача ученика – определить тему изложения.
    6. Письменные ответы на вопросы с выдержками из текста. Задача учащихся – составить предложения на определённую тему, пользуясь текстом. Это упражнение помогает предупреждать такие ошибки, как неполнота и непоследовательность в передаче выборочного содержания, учит выделять необходимое, находить нужную форму языкового оформления [Приложение 5].
    Таким образом, большое значение имеют чёткое осознание содержания работы по обучению выборочному изложению, её последовательность и оптимальный, соответствующий задачам отбор методов и приёмов обучения. Только комплексное использование методов и приёмов обучения выборочному изложению учащихся способствует эффективному формированию умения собирать и систематизировать материал за заданную тему.
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
    Бондаренко С.М. Изложение с продолжением // Рус. яз. в шк. – 2009. – №6. – с.31-34.
    Ивченков П.Ф. Обучающие изложения 5-9 классы. Изд. Просвещение. – М., 1993. – с.3-14.
    Ипполитова Н.А. Обучающее чтение // Рус. яз. в шк. – 2008. – №2. – с.9-14.
    Ипполитова Н.А. Обучение школьников разным видам чтения. Изучающее чтение. // Рус. яз. в шк. – 2009. – №1. – с.3-5.
    Пленкин Н.А. Изложение с языковым разбором текста. Просвещение. – М., 2008. – с.12-18.
    Суворова А.И. Изложение и обучение слушанию // Рус. яз. в шк. – 2010. – №6. – с.35-39.
    Суворова Е.П. Обучение восприятию и созданию текста – единый творческий процесс // Рус. яз. в шк. – 2010. – №6. – с.3-10.
    Черепанова Л.В. Формирование лингвистической компетенции при обучении русскому языку. Изд. Наука. – Новосиб., 2006. – с.50.
    Приложение 1
    Методы и приёмы развития речи учащихся
    Методы развития речи
    Методические приёмы
    1. Имитативные (обучение по образцам)
    пересказы прочитанных текстов: близкий к тексту образца, сжатый, выборочный, с творческими дополнениями и изменениями;
    письменные изложения разных типов: с языковым разбором текста, с иллюстрированием, с изменением жанра
    2.Коммуникативные
    создание речевых ситуаций или выбор их из потока жизни;
    ролевые игры, труд, походы и экскурсии, картины и другие способы накопления материала;
    рисование картин, ведение записей и дневников;
    выбор разнообразных жанров – докладов, выступление по радио;
    «проба пера» – литературно-творческие попытки в прозе, стихах, в драматических жанрах
    3. Метод конструирования
    словарная работа: толкование значений слов; работа со словарями; исправление ошибок словоупотребления в устной речи и письменных работах;
    работа со словосочетаниями: составление словосочетаний с конкретными словами для текста или словосочетаний заданного типа; введение, включение словосочетаний в предложения, в текст;
    работа над предложением: составление предложений на заданную тему;
    логическая работа: работа с понятиями; исправление логических ошибок;
    упражнения, опирающиеся на теорию текста: редактирование своего текста;
    отработка типов связи в тексте: составление текстов
    различных функционально-смысловых типов;
    Приложение 2
    Как составлять план текста
    1. Прочитайте текст, выясните значение непонятных слов.
    2. Определите основную мысль текста.
    3. Разделите текст на смысловые части, озаглавьте их.
    4. Напишите черновики плана. Сопоставьте его с текстом. Проследите: все ли главное носило отражение в плане; связаны ли все пункты плана по смыслу; отражают ли они тему или основную мысль текста.
    5. Проверьте, можно ли, руководствуясь этим планом, воспроизвести (пересказать или изложить) текст.
    6. Аккуратно перепишите усовершенствованный вариант плана.
    Приложение 3
    Выборочное списывание
    Задание:
    1. Спишите предложение, в котором идёт речь о раке.
    2. Подчеркните согласные в корне слова, проверьте их написание.
    Гремел гром. Шёл дождь. Сквозь дождь лучило солнце. Раскинулась широкая радуга от края до края. В это время распускалась черёмуха. Тогда из рачьей печуры высунул голову и шевельнул усом своим первый рак.
    Приложение 4
    Композиционная схема описания
    Художественное описание:
    1. Общее впечатление от предмета (возможно, оценка)
    2. Описание отдельных признаков, подтверждающих общее впечатление.
    Деловое (научное) описание:
    1. Назначение предмета.
    2. Главные признаки предмета:
    а) форма, размер;
    б) материал, из которого сделан предмет;
    в) устройство.
    Композиционная схема повествования (рассказа):
    1. Начало действия (завязка).
    2. Развитие действия.
    3. Самый острый момент в развитии действия (кульминация).
    4. Конец действия (развязка).
    Композиционная схема дедуктивного рассуждения:
    1. Тезис (основное положение).
    2. Доказательства.
    3. Вывод (факультативно).
    Приложение 5
    Определение темы изложения на основе данного материала
    Предлагается прочитать текст и ответить на вопросы:
    1. Какова основная мысль текста?
    2. К какому типу текста можно отнести отрывок? Почему?
    3. Как можно озаглавить текст, отразив его основную мысль?
    У воды среди цветов рос исполинский чертополох. Он стоял по пояс в траве и напоминал рыцаря в латах со стальными шипами на локтях и наколенниках.

  3. Керор Ответить

    Виды и изложений и их классификация
    Изложение – общее название работ, связанных с воспроизведением чужого текста.
    Уже дореволюционной методикой выделялись изложения полные, сокращенные, изложения – извлечения, изложения с заменой лица (М.Чистяков, И.Срезневский, В.Чернышев, М. Ольшамовский). Но вопрос о классификации изложений был поставлен несколько позже.
    Виды изложений выделяют с учетом разных оснований. Специально вопрос о классификации изложений в методике русского языка рассматривался Е.А. Бариновой. Она предполагает делить изложения по трем основаниям: по цели проведения (обучающее, контрольное), по характеру текстового материала (повествовательный характер с элементами описания, изложения описания, рассуждение, характеристики), по способу передачи содержания ( изложение полное или подробное, близкое к тексту, сжатое, выборочное и т.д.). Т.А. Ладыженской сделана попытка дать наиболее исчерпывающую классификацию изложений. Она предлагает классифицировать изложения:
    по отношению к объему исходного текста: подробные и сжатые изложения
    по отношению к содержанию исходного текста: полные, выборочные, с
    дополнительными заданиями;
    по осложненности языковым заданием: с лексикой, грамматическими,
    стилистическими и др. заданиями;
    по восприятию исходного текста: изложение прочитанного, услышанного,
    воспринятого на слух и зрительно;
    по степени знакомства с исходным текстом: изложение незнакомого текста
    и знакомого, известного учащимся. [1]
    В методических пособиях и практике работы выделяются другие основания классификации изложений, например: по характеру содержания текста (о школе, спорте и т.д.), по объему текста, изложение с использованием наглядных пособий и без них (иллюстрации и т.п.).
    Для практики обучения речи важно выделить значимые основания классификации. Таких оснований два:
    способ восприятия текста;
    характер его воспроизведения.
    По способу восприятия текста изложения делятся на:
    а)        изложения, в которых текст воспринимается на слух;
    б)        изложения, в которых текст воспринимается зрительно;
    в)        изложения, в которых текст воспринимается на слух и зрительно.
    Тот или иной вид восприятия может подкрепляться дополнительными средствами наглядности (иллюстрации, картины, диапозитивы). Замечено, что восприятие читающего более сосредоточено, чем восприятие слушающего. По характеру воспроизведения текста различаются:
    1.Изложения подробные.
    Содержание воспроизводится полно, со всеми подробностями; сохраняется тип текста, его композиция и языковые особенности.
    Этот вид изложения чаще всего используется в начальной школе. В период обучения грамоте работа проводится так: текст читается не более двух раз, чтобы ребята не заучивали его наизусть. Затем проводится беседа. Ее назначение – выявить, все ли дети правильно поняли, добиться полного осознания прочитанного. Дети устно по вопросам пересказывают текст. Чаще всего в первых двух вопросах заложена основа для ответа, они служат образцом, опорой для того предложения, которое составляют учащиеся. Третий вопрос требует полной самостоятельности. Например, текст «Марина и Мурка»:
    Кому Марина налила молока?
    Что сказала Марина?
    Что было дольше?
    Одно предложение выбирается для записи, в данном случае – «Мурка лакала молоко». Перед записью проводится анализ и синтез каждого слова. Запись производится на доске или на наборном полотне. Записывают сами ребята.
    По мере продвижения в учебе первоклассники пишут все большие по объему изложения. К концу первого полугодия могут записать текст  из 10-12
    слов.
    Во 2-ом классе наряду со свободной формой изложения применяется его простейшая форма по плану. (План составляется из заголовков отдельных частей рассказа).
    Во 2-ом классе работа над подробным изложением усложняется. «Учитель подбирает текст для изложения таким образом, что бы ознакомить школьников с новым для них особенностями в области логики, лексики, синтаксиса, композиции текста, с повествованием, элементами описания».*
    2. Изложения выборочные.
    Воспроизводится не весь текст, а его часть, связанная с определенной темой. Тип текста, его композиция могут изменяться.
    3 Изложения сжатые.
    Передается главное, детали и подробности опускаются. Тип текста может быть сохранен или изменен в зависимости от объема и характера сжатия.
    В 1 -ом классе нельзя требовать от детей краткого пересказа, это им не по силам. Во 2-ом классе подготовка состоит в следующем: учитель, а чаще сами ребята читают текст 1-2 раза, после чего в ходе коллективной беседы выявляется главное – то, что необходимо отметить в сжатом изложении, и то, что можно опустить. На первых порах нужна серьезная устная подготовка, она проводится на уроках чтения. Постепенно устная работа сокращается, уступая место самостоятельной работе.
    Обучение сжатому изложению предполагает предварительное усвоение приемов сжатия текста. Таких правил два:
    переформулировка;
    исключение несущественной информации.
    Предварительная подготовка сводится к усвоению этих приемов на различном
    материале.
    4.Изложение с творческим заданием.
    Такое изложение предполагает внесение изменений в содержание или композицию исходного текста – замену лица рассказчика, дополнение текста, перестановка частей. Тип текста, его язык, особенности могут сохраняться или заменяться в зависимости от характера задания. Данное изложение вводится со 2-го класса. Предполагает полное понимание содержания и образов прочитанного текста.
    ________________________________________
    *Львов М.Р. «Речь младших школьников и пути ее развития» М., «Просвещение», 1985 стр.105
    Каждому из названных видов принадлежит особое место в общей системе работы по формированию коммуникативных умений.
    Так, если при подробном изложении совершенствуется умение раскрывать тему и основную мысль высказывания, используя готовые языковые средства, то при выборочном изложении формируется умение собирать и систематизировать материал к высказыванию по такому источнику как книга, находить «свои» языковые средства для связи отобранного материала. Работая над сжатым изложением, школьники учатся выделять главное и существенное в высказывании. Изложения с дополнительным творческим заданием приучают к самостоятельному определению композиции высказывания, отбору и использованию языковых средств.
    Виды изложений по-разному воздействуют на мыслительную деятельность учеников. При подробном изложении идет осмысление временных, причинно- следственных, пространственных отношений. При выборочном и сжатом воспроизведении текста ученики выделяют одну часть материала и отвлекаются от другой, что развивает такую мыслительную операцию, как абстрагирование. Изложения с творческим заданием развивают воображение и активизируют творческую мысль школьников.
    Говоря о классификации и видах изложений, следует особо сказать об изложениях с грамматическими заданиями.
    Изложения с грамматическими заданиями – это изложения при выполнении которых ученику дается специальное грамматическое задание. Например: перескажи текст, уместно используя в описании однородные определения. Цель грамматических заданий – привлечь внимание учеников к правильному и уместному употреблению изучаемой или изученной морфологической или синтаксической категории. Через осознанное подражание образцу идет обогащение речи нужными формами и конструкциями.
    Если грамматическое задание дано, необходимо, чтобы его выполнение подготавливалось всем ходом предварительной работы.
    С целью активизации употребления в речи учащихся определенных грамматических категорий целесообразно проводить и изложения – миниатюры. Упражнения такого рода, рассчитанные на 10-15 минут, ставят в качестве главной задачи введение в активную речь учащихся тех или иных грамматических средств.
    2.  Этапы работы над изложением.
    Изложение (пересказ) с теми или иными целями используется, по существу, на всех уроках. Главная цель изложения на уроках русского языка – обучение речи. Этим и определяется особая методика работы над изложением на занятиях по русскому языку.
    Готовя класс к изложению, учитель выбирает те приемы, которые помогут более успешно решить поставленные задачи.
    Вступительная беседа
    Назначение этого приема работы – подготовить учащихся к восприятию
    текста.
    В основе высказывания ребенка должен лежать непосредственный речевой мотив, т.е. желание сообщить друг им о своих впечатлениях об увиденном, услышанном, о том, что он узнал. Учитель должен создать ситуацию общения.
    «Вступительная беседа вводит учащихся в атмосферу произведения, готовит их к быстрому и свободному восприятию текста»[2]. Круг вопросов беседы определяется темой , идеей, содержанием текста, а также уровнем подготовленности учащихся. Вопросы могут быть связаны как с условиями создания текста, его автором, самим текстом, так и жизненным опытом учеников. В беседу включаются вопросы, подводящие ребят к пониманию основных проблем произведения. Желательно в процессе беседы использовать различные наглядные материалы: книги, портреты, диапозитивы, магнитофонные записи и т.д., что позволит не только лучше подготовить учащихся к адекватному восприятию содержания, но и создаст необходимый эмоциональный настрой на уроке.
    В беседе желательно использовать те слова из текста, которые могут быть непонятны ученикам. При этом словам даются попутные пояснения: разъясняются не только значения слов, но и показываются особенности его употребления.
    Отдельные примеры, иллюстрирующие употребление интересующих нас слов и словосочетаний, записываются с соответствующим комментарием на доске.
    Вступительная беседа должна быть недолговременной и, следовательно, лаконичной по форме, достаточно насыщенной, «плотной».
    Очень подробная беседа приведет к тому, что учащиеся могут взять из беседы дополнительный материал и включить его в свое изложение, что может привести к тому, что авторский вариант будет нарушен, появятся композиционные изменения.
    Вступительная беседа как прием работы очень важна в тех случаях, когда текст совсем незнаком ребятам, а вместе с тем достаточно сложен и без предварительной беседы может оказаться непонятным.
    Приемы работы, направленные на восприятие текста.
    Восприятие содержания текста проходит по-разному. С целью знакомства с текстом могут быть использованы такие приемы, как:
    чтение текста учителем;
    чтение текста про себя учащимся;
    параллельное прослушивание текста и чтение про себя (комбинированный прием).
    Выбор приемов будет зависеть от конкретных условий: характера изложения (подробное, сжатое, выборочное), сложности текста, подготовленности класса к тому или иному способу восприятия.
    Задача перечисленных приемов работы – первоначальное знакомство учащихся с содержанием, правильное его понимание, определенная эмоциональная оценка воспринятого. Важно, чтобы была дана установка, нацеливающая на активное восприятие текста («Почему текст назван…?», «Сформулируйте тему, основную мысль текста »)
    Задачу более глубокого понимания содержания, композиции и языка решают приемы работы, направленные на анализ текста.
    Беседа по содержанию теста.
    Разбор текста – дело очень важное и вместе с тем трудное. Беседа должна помочь глубже понять текст как тематическое и смысловое целое. А это значит понять коммуникативную установку автора, определить тему, основную мысль, выяснить, какие факты являются главными, определяющими, каковы причинно- следственные связи и отношения. Ученик должен не только увидеть авторскую позицию, но и определить и уметь обосновать свое отношение к воспринятому.
    Беседа по содержанию текста не только готовит к его воспроизведению, но и развивает мыслительные способности школьников, воспитывает определенные качества его личности. В беседе по содержанию текста целесообразны вопросы и задания типа: «Почему N так поступил?», «С какой целью автор вводит описание природы?», «Докажите, что…», «Как вы считаете, кто прав…».
    Слишком большое количество вопросов, рассчитанное на детальное воспроизведение текста, методически нецелесообразно, т.к. у ребят пропадает интерес к работе.
    Анализ структуры текста.
    Назначение этого приема работы – показать, что текст представляет собой не только тематическое и смысловое, но и структурное единство, предупредить возможные ошибки при воспроизведении текста. Целесообразно, чтобы текст – образец был перед глазами учащихся. Они в процессе анализа, с одной стороны, могут убедиться, что текст членится на части, каждая из которых так или иначе связана с общей темой и основной мыслью текста, а с другой, – наблюдают способы связи частей и предложений в тексте, разнообразие способов выражения этой связи. Тексты разных типов дают возможность показать, какие языковые средства можно использовать, чтобы высказывание не распалось, а было единым структурным целым.
    Систематическое использование анализа структуры текста как приема работы позволяет предупредить типичные речевые ошибки, недочеты, встречающиеся в изложении учащихся:
    отсутствие связи между предложениями (текст «рассыпается»);
    повторение одних и тех же слов;
    нарушение видо-временной соотнесенности глагольных форм;
    неудачное употребление личных местоимений.
    Составление плана.
    Как правило, анализ текста завершается составлением плана. Среди приемов работы с текстом составление плана занимает особое место. Составление плана – это самостоятельная речевая деятельность, обучение которой начинается в начальной и продолжается в средней школе, это средство для лучшего осмысления, запоминания текста и организации его воспроизведения. План способствует совершенствованию речи учащихся, т.к. при работе над ним требуется правильное, точное, достаточно выразительное словесное оформление заголовков.
    Составление плана предполагает выполнение ряда интеллектуальных действий: деление текста на смысловые части, определение темы и основной мысли каждой части, словесной формулировки каждого пункта плана, оформление плана, соотнесение плана и исходного текста. Работа над планом и предполагает обучение этим частным умениям.
    Требования к плану будут зависеть от вида предстоящего изложения. Так, план подробного изложения должен не только отражать последовательность событий, фактов, но и основную мысль текста, словесные формулировки заголовков должны соответствовать стилю исходного текста.
    Характер работы над планом зависит от того, является ли составление плана целью обучения на данном уроке или это один из приемов работы, направленный на лучшее осмысление и воспроизведение содержания текста. В зависимости от этого план может быть предложен в готовом виде, составлен коллективно под руководством учителя устно, могут быть предложены для сравнения и обучения 2-3 варианта плана. Наконец план составляется каждым учеником самостоятельно.
    3. Организация работы над изложением.
    В работе над изложением можно выделить несколько этапов в деятельности учителя и учащихся. Деятельность учителя сводится к:
    подготовке учеников к созданию своих текстов на основе данных;
    проверке и оценке созданных ребятами текстов (изложений);
    подготовке и проведению анализа изложений в классе.
    Деятельность учащихся сводится к:
    подготовке к письменному воспроизведению текста;
    написанию изложения и осуществлению самоконтроля;
    совершенствованию написанного.
    Подготовка к изложению проходит на специальном уроке развития речи или осуществляется постепенно на уроках русского языка, предшествующих изложению. Работа на уроке будет включать несколько этапов в соответствии с тем, какая дидактическая задача решается.
    Сообщение цели изложения.
    Подготовка к восприятию текста.
    Восприятие текста.
    Анализ текста (содержательный, структурный, языковой).
    Изложение текста в соответствии с поставленной задачей.
    Самоконтроль.
    На каждом этапе применяются свои, соответствующие поставленным задачам приемы работы. Так на этапе анализа текста используется беседа по содержанию, составление плана, структурный и языковой разбор текста, лингвистический эксперимент.
    Для предварительной работы целесообразно отбирать тот материал из статьи для изложения, понимание которого не требует контекста. В предварительных упражнениях можно разобрать трудные орфограммы и пунктограммы текста, уточнить значение малознакомых слов, предупредить ошибки в употреблении отдельных слов, их форм. С этой целью нужный материал включается в упражнения, выполняемые на уроках русского языка.
    Проверка и анализ изложений.
    Проверка и оценка работ – особый этап в деятельности учителя. Задача учителя состоит не только в исправлении ошибок, их подсчете, важно увидеть и отметить достоинства работы, удачи и находки.
    Общие требования к содержанию пересказа: соответствие теме и основной мысли исходного текста, фактическая правильность, полнота, последовательность, связность изложения.
    При оценке содержания подробного изложения учитывается, на сколько полно раскрыта теме и основная мысль исходного текста, нет ли отступлений от содержания и композиции авторского образца. При оценке содержания сжатого изложения следует исходить из того, на сколько точно, полно сумел ученик выбрать из текста главное и воспроизвести отобранное в нужной последовательности, используя языковые средства обобщенной передачи информации.
    Речевое оформление изложения предполагает богатство, точность, выразительность использования языковых средств с учетом особенностей ситуации общения.
    После проверки и оценки работ готовятся материалы для анализа изложений и совершенствования написанного. Учитель отбирает и организует материал, нужный для анализа содержания и речевого оформления детских работ. Выделяет типичные для класса ошибки, связанные с нарушением грамматических норм. Орфографические и пунктуационные ошибки возможно не включать в работу на уроке, они могут быть разобран учащимися самостоятельно.
    Урок анализа изложений в школьной практике считается одним из самых сложных. Успех проведения урока и его значение в общей системе обучения связной речи во многом зависит от того, как четко задана цель работы, на сколько учитель верно отобрал и в какой форме преподнес материал анализа. Урок анализа изложений должен решать три основные задачи:
    развивать языковое чутье ученика, воспитывать внимание к содержанию и речевому оформлению текста;
    формировать умение совершенствовать написанное;
    готовить к более успешному выполнению последующих работ.
    Как правило, такие уроки в начальной школе не проводятся. Вся работа сводится к исправлению орфографических ошибок и нескольким общим словам учителя о написанном изложении.
    Взаимосвязь изложений с другими видами работ по развитию связной речи.
    Изложение представляет собой лишь одни элемент в обшей системе работы по развитию связной речи. На практике изложения часто пересекаются с другими видами работ. И.Д.Морозова пишет: «Опыт показывает, что ученики лучше справляются с изложением, если его проведению предшествовала работа над свободным диктантом». При свободном диктанте учитель диктует текст по частям, а ученики записывают его так, как запомнили, свободно. Свободные диктанты обогащают словарный запас и грамматический строй речи ребят, формируют умения пересказывать чужой текст с учетом его темы и основной мысли. Чтобы свободный диктант стал более эффективным средством подготовки к изложению, необходимо использовать соответствующие приемы работы. Так, перед тем как ученики будут воспроизводить содержание текста по частям, необходимо предложить им определить тему и основную мысль текста, его стиль и тип. На определенном этапе возможны и такие свободные диктанты, которые соединяются с изложением. Например, первая часть текста записывается под диктовку, а содержание остальных частей воспроизводится учеником самостоятельно.
    Вопрос о взаимосвязи сочинений и изложений рассматривался в методике многократно. В настоящее время утвердилось мнение, что работа над изложением и сочинением должна идти параллельно. При этом проведение изложений по тексту определенного типа предшествует написанию сочинения того же типа, является ступенью для следующего за ним сочинения.
    Взаимосвязь изложений и сочинений в том, что оба вида работы формируют умения связной речи, готовят к естественной коммуникации. Можно наметить следующую последовательность усложнения в работе по созданию текста.
    Воспроизведение чужого текста по частям – свободный диктант.
    Создание текста на основе данного – изложение.
    Создание своих текстов – сочинение.
    Пересказ текста предполагает не только воспроизведение, но и включает элементы творчество ученика.

  4. FraGmeNt Ответить

    Следуй инструкции учителя

    Не игнорируй установки учителя, если хочешь получить высокий результат. Слушая текст, представляй его в голове в виде образов, вместе со всеми участвуй в составлении плана текста, не пиши во время первого прочтения, не торопись переносить текст в чистовик, пока такой команды не было.

    Оставляй пустые строки в черновике

    Так как весь текст во время второго прочтения ты сразу записать не сможешь, оставляй на черновике побольше пустого места — туда ты позже впишешь недостающую информацию.

    Удобнее писать черновик изложения карандашом или капиллярной ручкой

    Сокращай

    Делая пометки, не записывай длинные слова полностью, сокращай их. Но не переусердствуй.

    Используй каждую минуту

    Не отвлекайся на посторонние дела, а эффективно расходуй предоставленное тебе время: допиши в черновике сокращённые слова, вникни в содержание. Запомни: тема текста раскрывается в микротемах — абзацах. Поэтому старайся записывать первое предложение каждого абзаца, являющееся тезисом, который раскрывается в следующих предложениях.

    Сомневаешься — замени

    Подчеркни слова, написание которых вызывает у тебя сомнение. Отметь предложения, где ты расставил знаки препинания, но всё равно не уверен. Помни, что изложение даёт тебе право выбора. Не знаешь, как правильно писать слово? Замени его синонимом или опусти (если смысл не изменится). Не знаешь, какие знаки препинания ставить? Перефразируй предложение.

    Перепроверяй себя

    Текст — это единое смысловое целое. А значит, все его части должны быть связаны между собой. Перечитай черновик не менее двух раз. Мысль не прыгает, всё легко воспринимается? Тема и основная мысль раскрыты? Следовательно, ты хорошо записал текст.

    Помни про абзац

    Наличие абзацев — неотъемлемая часть текста изложения. Обязательно проверь, везде ли ты сохранил их границы. Количество абзацев должно быть не меньше, чем пунктов плана.
    Желаем тебе высоких отметок за изложение! Тем более, что это один из выпускных экзаменов в 11 классе, который пройдёт в 2020 году в начале июня. А если нужно подтянуть школьную программу по русскому, то обращайся к преподавателям Адукар, которые объяснят сложные моменты на пальцах.
    ***
    Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях ВКонтакте, Instagram, Facebook, ASKfm и поделись постом с друзьями. А мы сделаем ещё больше материалов, которые пригодятся тебе для учёбы.
    Перепечатка материалов с сайта adukar.by возможна только с письменного разрешения редакции. info@adukar.by

  5. Math Ответить

    Урок 41 (7 класс)
    Тема: Выборочное изложение по упр. 130
    Цели: а) подготовить ребят к написанию изложения;
    б) повторить приёмы описания предмета;
    в) р/р. Обогащать словарный запас учащихся, учить выражать свое мнение.
    Ход урока
    1. Орг. момент.
    2. Подготовка к изложению (20 минут).
    Знакомство с текстом, по которому будет написано изложение
    (чтение учителем отрывка из произведения М. Шолохова).
    Дети самостоятельно читают текст вполголоса, карандашом выделяя ключевые фразы..
    3. Беседа по тексту.
    — Какое впечатление произвёл на вас текст?
    — Чем интересно его содержание?
    — Какова тема текста?
    — Каково построение текста? Сколько в нём частей?
    — Назовите микротемы.
    — Какие ключевые фразы вы выделили, на что следует обратить внимание?
    — Смешивание каких типов текста мы наблюдаем?
    — Объясните слова, помеченные звёздочкой.
    4. Чтение задания на стр. 62.
    — Что означает термин выборочное изложение?
    Урок 41
    (7 класс)
    — Какую работу нам предстоит выполнить?
    — Как нужно описывать предмет, животное, человека?
    (Сначала описывают то, как выглядит предмет, затем называют характерные для него действия.)
    5. Составление плана.
    1) Первое впечатление.
    2) Внешность (лицо, одежда и т. д.).
    3) Характерные действия.
    — Сколько абзацев у вас получится?
    — Каково первое впечатление от героев отрывка?
    — Что вы напишите в первом абзаце?
    — Что можно сказать о мальчике, как он выглядит, какие действия выполняет?
    — В какой части изложения вы об этом напишите?
    — Как выглядит взрослый мужчина, отец малышка, какие действия
    свойственны ему?
    — Каким пунктам нашего плана это соответствует?
    — Какие детали во внешности этих двух людей сравнивает автор? (глаза и руки)
    У мальчика глаза, как небушко; у отца,— словно присыпаны пеплом.
    — Как называется такой приём?
    Урок 41
    (7 класс)
    — Почему у мальчика «ручонка розовая и холодная», а у мужчины — «чёрствая»?
    — Какое языковое средство использует здесь автор?
    — «Белесые брови», какого они цвета?
    — Как вы думаете, зачем автору понадобилось давать нам описание кисета?
    — Характеризуют ли человека его собственные вещи?
    Придумайте и запишите заголовок к тексту.
    6. Чтение текста учителем ещё раз.
    7. Написание изложения (20 минут).
    ……………………………………………………………………………………………………….
    8. Домашнее задание.
    Подготовиться к словарному диктанту.

  6. Aulune Ответить

    Смотреть что такое “изложение выборочное” в других словарях:

    Изложение — Изложение  творческая работа, заключающаяся в устном или кратком письменном пересказе прослушанного и проанализированного текста. Изложение применяется в общеобразовательной школе и служит для развития навыков правописания и стилистики.… … Википедия
    выборочное изложение материала по определенным темам — Один из жанров изложений, используемый в старших классах для развития не только репродуктивных, но и творческих навыков. Может быть написано как на основе лингвистического, так и литературного материала, формирует навыки отбора и классификации… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
    Переломов, Леонард Сергеевич — Леонард Сергеевич Переломов Дата рождения: 5 декабря 1928(1928 12 05) (84&#160 … Википедия
    сжатый пересказ — Один из видов репродуктивных упражнений обучающего или контрольного характера. Сжатый пересказ необходимо отличать от выборочного. При сжатом пересказе излагается весь материал (опускаются отдельные детали, описания, носящие частный характер).… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
    ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ —         В качестве синонимов П. п. в современной литературе используются такие понятия, как «психодинамическая психотерапия», «инсайт ориентированная психотерапия», «эксплоративная психотерапия».         Хотя некоторые психоаналитики, отмечает… … Психотерапевтическая энциклопедия
    СТАТИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ — методы исследования количеств. стороны массовых обществ. явлений и процессов. С. м. дают возможность в цифровом выражении характеризовать происходящие изменения в обществ. процессах, изучать разл. формы социально экономич. закономерностей, смену… … Сельско-хозяйственный энциклопедический словарь
    ОРФОГРАФИЯ — (греч. orthographfa, от orthos правильный и grapho пишу), правила, устанавливающие единообразие способов передачи речи на письме. О. определяет передачу звуков (фонем) буквами; слитное, раздельное и дефисное написание слов и их частей;… … Российская педагогическая энциклопедия

  7. PodKast Ответить


    Андрей Платонов Неизвестный цветок (Сказка-быль) Днем цветок сторожил ветер, а ночью росу. Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть. Он вырастил свои листья большими, чтобы они могли останавливать ветер и собирать росу. Однако трудно было цветку питаться из одних пылинок, что выпали из ветра, и еще собирать для них росу. Но он нуждался в жизни и превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости. Лишь один раз в сутки цветок радовался: когда первый луч утреннего солнца касался его утомленных листьев. Если же ветер подолгу не приходил на пустырь, плохо тогда становилось маленькому цветку, и уже не хватало у него силы жить и расти. Цветок, однако, не хотел жить печально; поэтому, когда ему бывало совсем горестно, он дремал. Все же он постоянно старался расти, если даже корни его глодали голый камень и сухую глину. В такое время листья его не могли напитаться полной силой и стать зелеными: одна жилка у них была синяя, другая красная, третья голубая или золотого цвета. Это случалось оттого, что цветку недоставало еды, и мученье его обозначалось в листьях разными цветами. Сам цветок, однако, этого не знал: он ведь был слепой и не видел себя, какой он есть. В середине лета цветок распустил венчик вверху. До этого он был похож на травку, а теперь стал настоящим цветком. Венчик у него был составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного, как у звезды. И, как звезда, он светился живым мерцающим огнем, и его видно было даже в темную ночь. А когда ветер приходил на пустырь, он всегда касался цветка и уносил его запах с собою.

  8. Rainweaver Ответить

    Изложение – это последовательное воссоздание текста, часто подробное и с сохранением неповторимой речи автора произведения.
    Но к этой работе не надо относиться, как к врагу. Перестраиваемся сами и меняем отношение ребенка. Излагать полезно, потому что ученик научится:
    воспринимать информацию и удерживать внимание на ней;
    создавать связный и логически выстроенный текст;
    анализировать его, одновременно выделяя части целого и обобщая;
    выделять основную мысль рассказа;
    соблюдать стили речи;
    запоминать.
    Перед тем, как окончательно перейти к тому, как писать изложение, поговорим о типах текста. Знать их, отличать друг от друга важно. Выделяют следующие типы:
    1. Повествование
    Легче всего написать сюжетный пересказ. Поэтому учителя в качестве первого опыта выбирают тексты-повествования. В них события сменяют друг друга, и детям под силу определить последовательность действий, выстроить порядок – что за чем. Смысловую нагрузку здесь несут глаголы. Так как чаще событие уже состоялось, глаголы совершенного вида используются в форме прошедшего времени. Например: спел, станцевал и др. Обычно в структуре повествования можно выделить этапы развития сюжета.
    2. Описание
    Следующий шаг в развитии речи – научить излагать описания. Это труднее, потому что нет динамики: перечисляются характеристики предмета или объекта, его качества. Иногда описание усложняется эмоциональными образами автора: сравнениями, метафорами и другими средствами выразительности.
    3. Рассуждение
    Уже в старших классах учащиеся продемонстрируют свое мастерство в написании рассуждения. Детей здесь затрудняет определение главной мысли и смысловых частей. Притом в рассуждении много разных умозаключений, риторических уловок, сравнений и противопоставлений. Но они имеют четкую структуру: автор выдвигает утверждение, доказывает его и делает выводы.
    Учтите, один тип в тексте наблюдается редко. Обычно текст – это синтез двух, реже трех типов.
    Изложения также делят на виды:
    подробное: ребенку предстоит изложить информацию досконально, сохраняя характерные черты стиля автора;
    сжатое: передать только главный смысл содержания;
    выборочное: надо пересказать какой-то фрагмент в зависимости от задания учителя.

    Учим писать изложение младшего школьника

    Начинаем улучшать речь ребенка до 1 класса: читаем сказки, обязательно обсуждаем их сюжет, поведение и описание главных героев. Пусть дошкольник пробует их пересказать. Для развития памяти заучиваем наизусть стихи, отрывки из прозы. Перед письменным изложением проводим с детьми подготовительную работу. Помогите ребенку, будьте терпеливы.
    Сначала поработайте над содержанием текста. Используйте вопросы:
    какие эмоции вызвал у тебя рассказ (повесть, сказка и т.д.)?
    о чем он?
    назови главных героев, какие они?
    Подводим постепенно ребенка к главной мысли произведения. Вряд ли ученик начальных классов сразу даст ответ. С помощью наводящих вопросов вместе определяем идею. Учим обращать внимание на образы и языковые особенности с помощью вопросов:
    что хотел автор сказать, употребляя эти слова?
    как это фраза помогает понять характер, события и т.д.?
    какие слова помогают понять, что герой нравится/не нравится автору?
    Следующий шаг – создание плана. Младшим школьникам под силу будет составить простой план. Берем сначала повествовательный текст и просим определить порядок действий. Пункты плана записываем в тетрадь. Предлагаем ребенка устно пересказать по плану, а потом записать. Дайте возможность ребенку самому исправить ошибки. В конце занятия похвалите ученика за успехи.
    Постепенно усложняем работу, предоставляя больше самостоятельности. Когда мы видим, что ученик уверенно справляется с анализом текста, то переходим к написанию на слух. Читайте текст, не торопясь, выделяя смысловые фразы. Памятка поможет школьнику научиться последовательности при работе с произведением.

    Памятка «Как правильно писать изложение»

    Когда слушаешь текст, сосредоточься на нем.
    После первого прослушивания назови тему и идею.
    Назови тип текста.
    Запиши главные слова, которые влияют на смысл произведения.
    Выдели части в тексте, подбери им названия.
    В каких словах ты можешь ошибиться? Почему? Проверь по словарю.
    После второго прослушивания проверь записи, продолжи работать над планом.
    Напиши черновой вариант.
    Проверь соответствие написанного текста плану.
    Исправь ошибки и перепиши в чистую тетрадь.

    Как написать сжатое изложение


    К старшим классам ученики владеют всем арсеналом знаний, необходимых для написания изложения. Кульминационным моментом в многолетнем обучении становится государственная итоговая аттестация, на которой выпускники 9 класса пишут сжатый вариант текста. Как правильно писать сжатое изложение?
    Главная задача – передать смысл произведения, сократив на одну треть. Для этого надо полностью переработать текст, но сохранить его тип и стиль.
    Есть несколько способов, чтобы успешно справиться с этим:
    определяем, что в тексте главное, а что нет;
    вычленяем микротемы (это тема абзаца) и составляем план;
    выпускаем маловажные детали: примеры, лирические отступления, рассуждения;
    обобщаем материал: например, эпизод можно заменить одним предложением;
    упрощаем языковые конструкции: заменяем сложные предложения на простые, прямую речь на косвенную, исключаем однородные члены, синонимы, повторы.
    На экзамене школьникам, чтобы получить высокие баллы, стоит избегать распространенные ошибки:
    не менять стиль текста;
    не превращать второстепенный материал в центральный;
    не составлять подробный план;
    не менять порядок микротем;
    не выпускать из текста идею автора.
    Сегодня изложение – не только выпускная работа. Многие учебные заведения профессионального образование включают его в список обязательных испытаний. И это правильно, потому что эта учебная работа наглядно демонстрирует интеллектуальный уровень школьника.

  9. TheDark Ответить

    Например:
    Мы взобрались на насыпь и с ее высоты взглянули на землю. В саженях пятидесяти от
    нас, там, где ухабы, ямы и кучи сливались всплошную с ночною мглой, мигал тусклый
    огонек. За ним светился другой огонь, за этим третий, потом, отступая шагов сто,
    светились рядом два красных глаза — вероятно, окна какого­нибудь барака, — и
    длинный ряд таких огней, становясь все гуще и тусклее, тянулся по линии до самого
    горизонта, потом полукругом поворачивал влево и исчезал в далекой мгле. Огни были
    неподвижны. В них, в ночной тишине и в унылой песне телеграфа чувствовалось что­то
    общее. Казалось, какая­то важная тайна была зарыта под насыпью и о ней знали
    только огни, ночь и проволоки…
    (А. Чехов).
    Но совпадение сложного синтаксического целого с абзацем не обязательно. Поскольку
    абзац может подчеркнуть эмоционально­экспрессивные качества текста, он способен
    разорвать единое сложное синтаксическое целое и объединить несколько синтаксических
    целых. Особенно это свойственно художественным текстам. В научных же текстах
    совпадений между сложным синтаксическим целым и абзацем гораздо больше, так как они
    всецело ориентированы на логическую организацию речи.
    Ночь была августовская, звездная, но темная. Оттого, что раньше я никогда в жизни
    не находился при такой исключительной обстановке, в какую попал случайно теперь,
    эта звездная ночь казалась мне глухой, неприветливой
    и темнее, чем она была на самом деле. Я был на линии железной дороги, которая еще
    только строилась. Высокая, наполовину готовая насыпь, кучи песку, глины и щебня,
    бараки, ямы, разбросанные кое­где тачки, плоские возвышения над землянками, в
    которых жили рабочие, — весь этот ералаш, выкрашенный потемками в один цвет,
    придавал земле какую­то странную, дикую физиономию, напоминавшую о временах
    хаоса. Во всем, что лежало передо мной, было до того мало порядка, что среди
    безобразно изрытой, ни на что не похожей земли как­то странно было видеть силуэты
    людей и стройные телеграфные столбы, те и другие портили ансамбль картины и
    казались не от мира сего. И Было тихо, и только слышалось, как над нашими головами,
    где­ то очень высоко, телеграф гудел свою скучную песню. (А.Чехов).
    В одном абзаце три синтаксических целых.
    Абзацное членение преследует одну общую цель — выделить значимые части текста.
    Однако выделяться части текста могут с разными конкретными целевыми установками.
    Соответственно этому различаются и функции абзаца.
    [В диалогической речи абзац выступает формальным средством разграничения
    реплик разных лиц. Например:
    ­ Вы, верно, нездешние? — сказала она.
    ­ Точно так с: я вчера только приехала из провинции.
    ­ Вы приехали с вашими родными?
    ­ Никак нет­с. Я приехала одна.
    ­ Одна! Но вы так еще молоды.
    ­ У меня нет ни отца, ни матери.
    ­ Вы здесь, конечно, по каким­нибудь делам?
    ­ Точно так с. Я приехала подать просьбу государыне.
    (А. Пушкин)
    В монологической речи абзац может выполнять разные функции — логико­смысловую,
    акцентно­выделительную, экспрессивно­эмоциональную. Причем функции абзаца тесно
    связаны с характером текста, его стилевой характеристикой.
    Тексты официально­деловые, научные, научно­популярные, учебные ориентируются на
    2

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *