Что такое ямб что такое хорей в литературе?

10 ответов на вопрос “Что такое ямб что такое хорей в литературе?”

  1. MoranPlay Ответить

    В силлабо-тоническом стихосложении выделяют двухсложные и трехсложные классические размеры. К двухсложным размерам относят ямб и хорей, к трехсложным – дактиль, амфибрахий и анапест, и если первые созвучны скорее танцевально-музыкальной ритмике стихотворения, то вторые уже более близки к естественной разговорной речи и интонационно более гибки. Между ударными слогами в трехсложных размерах находятся два безударных слога. Сами такие размеры, как двухсложные, так и трехсложные, различаются между собой только анакрузой, то есть количеством безударных слогов, предшествующих первому ударному в строке. Она может быть, в свою очередь, нулевой, односложной и двухсложной, создавая в каждом конкретном случае определенный ритмический фон стиха. Дактиль (от греч. daktylos – палец) – трехсложный размер, в котором ударение падает на первый слог, то есть размер, имеющий нулевую анакрузу. Он создает волнующий, тревожный, но в то же время мерный и однообразный ритм стихотворения, напоминающий звуки прибоя, как будто волны бьются о берег. Иллюстрацию дактиля можно найти у Ф. Тютчева: Дума за думой, волна за волной – Два проявленья стихии одной: В сердце ли тесном, в безбрежном ли море, Здесь – в заключении, там – на просторе, Тот же всевечный прибой и отбой, Тот же все призрак тревожно-пустой. Односложную анакрузу имеет амфибрахий (от греч. amphi – с двух сторон, brachys – короткий), что буквально означает «краткий с двух сторон». Здесь ударение падает на второй слог, а первый и третий слоги в стопе безударны. Как охарактеризовал амфибрахий Константин Бальмонт в статье «Русский язык», «в нем есть качание старинного вальса и морской волны». Этот гибкий и пластичный ритм особенно близок к разговорной речи и потому особенно пленяет. Амфибрахием написано следующее стихотворение А. Майкова, которое можно рассмотреть в качестве примера: Ах, чудное небо, ей-богу, над этим классическим Римом, Под эдаким небом невольно художником станешь. Природа и люди здесь будто другие, как будто картины Из ярких стихов антологии Древней Эллады. Трехсложный размер анапест (от греч. anapaistos – отраженный назад) называют также обратным дактилем, или антидактилем. Он имеет двухсложную анакрузу, состоящую из двух слогов, а ударение падает на третий. По описанию К. Бальмонта, это «размер, полный угрюмой выразительности, тяжелого и рассчитанного удара». Поэт видит в дактиле руку с мечом, которая «медленно приподнимается, замахивается и сражает». У слушателя при этом появляется ощущение откровенной взволнованной речи, он как будто начинает ощущать сбивчивое дыхание рассказчика: «Приближается звук. И, покорна щемящему звуку…» (А. Блок).

  2. Gramath Ответить

    Стихотворные размеры – головная боль не только абитуриентов филфака, изучающих теорию литературы, но даже некоторых литераторов. Поэтический арсенал русских поэтов насчитывает пять активно использующихся размеров: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Есть и другие, например, спондей. Что это такое? И чем одни отличаются от других?
    Стихотворный размер – способ звуковой организации стиха, ритмическая форма стихотворения.
    Если же давать определение простым языком, то стихотворный размер – это чередование безударных и ударных слогов в стихе. Самый простой способ, позволяющий научиться определять стихотворный размер – запомнить ритмический рисунок каждого размера.
    Стопа – единица измерения стихотворного размера.
    Состоит стопа из нескольких слогов, только один из которых ударный, остальные – безударные. Количество ударных слогов в стихе соответствует количеству стоп (за исключением такого размера, как спондей, в котором могут соседствовать два ударных слога).
    Двухсложные стопы: хорей и ямб – это двухсложные размеры или, как их панибратски называют литературоведы, двухсложники.
    Трёхсложные стопы: дактиль, амфибрахий, анапест – это трехсложные размеры или сокращенно трёхсложники.

    Учимся расставлять ударения и определять размер стиха

    Чтобы научиться определять размер любого стихотворения, нужно подсчитать количество ударных и безударных слогов и составить ритмический рисунок стиха.
    Всем известно, что в одном слове – одно ударение. Но в стихотворной строке в одном слове может быть несколько ритмических ударений. Например, в четверостишье «Мчатся тучи, вьются тучи/ Невидимкою луна/Освещает снег летучий/Мутно небо, ночь мутна» ударные гласные выделены жирным. Это так называемое словесное ударение, то есть «родное», привычное ударение слова. Но если читать этот текст, как считалку, интонационно выделяя каждый слог, то окажется, что здесь несколько ритмических ударений:
    «Мчатся тучи, вьются тучи» – здесь словесное ударение соответствует его ритмическому ударению.
    «Невидимкой луна» – а вот здесь интереснее, поскольку в слове «невидимкою» к родному словесному ударению на вторую «и» в слоге «дим» прибавляется ритмическое ударение на «е» в слоге «не» и конечную «ю». В слове «луна» словесное и ритмическое ударение одинаковы.
    «Освещает снег летучий» – здесь тоже можно наблюдать возникновение ритмического ударение в неожиданном месте: первый слог «о» в слове «освещает» при чтении строки на манер считалки акустически выделяется.
    «Мутно небо, ночь мутна» – в этой строке словесное и ритмическое ударение соответствуют друг другу.

    Чтобы составить ритмический рисунок (схему) стиха, нужно:

    1) расставить словесные ударения в каждой строке, то есть родные ударения во всех словах (за исключением предлогов).
    2) расставить ритмические ударения, то есть выделить те гласные, которые при прочтении акустически выделяются и тоже звучат как ударные. При расстановке ритмического ударения учитываются и предлоги.
    3) составить схему. Схема нашего четверостишься «Мчатся тучи, вьются тучи…» будет выглядеть так: _U|_U|_U|_U, так как ударный слог обозначают нижним подчеркиванием _ , а безударный кавычкой U. Отделяют стопы друг от друга прямой вертикальной чертой |.

    Не литературоведческий метод определять размер стихотворения

    1) Пронумеровать все слоги в строке.
    2) Прочитать стихотворение на манер считалки, акустически выделяя не только слоги со словесным, но и с ритмическим ударением.
    2) Выделить, то есть подчеркнуть или любым другим способом обозначить все обнаруженные ударные слоги: и со словесным ударением, и с ритмическим.
    3) Выписать подряд номера ударных слогов.
    4) Должна получиться одна из схем, которая будет соответствовать одному из стихотворных размеров:
    1-3-5-7-9 — хорей
    2-4-6-8-10 и т.д. — ямб
    1-4-7-10 и т.д. — дактиль
    2-5-8-11 — амфибрахий
    3-6-9-12 — анапест

    Таблица «?Двухсложные стихотворные размеры»

    То есть стихотворная стопа такого размера будет стоять из двух слогов

  3. YSAJIKE Ответить


    Пять основных стихотворных размеров российской поэзии – это хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Примеры стихов, написанных с их помощью, помогают быстро сориентироваться, как отличить один размер от другого, не запутаться.
    Амфибрахий – это особый размер, который образован трехсложными стопами. Причем сильное место, то есть ударный слог, является в этом случае вторым. Таким образом, образуется следующее чередование: безударный слог – ударный слог – безударный слог.
    В начале XIX столетия был весьма популярен четырехстопный амфибрахий, а с середины XIX века в моду вошел трехстопный амфибрахий.
    Примеры подобных стихов можно найти, в частности, у Николая Некрасова. В стихотворении “Мороз-воевода” есть такие строки: “Не ветер бушует над бором, \ Не с гор побежали ручьи, \ Мороз-воевода дозором \ Обходит владенья свои”.

    Анапест

    Анапест – это тоже трехсложный стихотворный размер. Его часто сравнивают с дактилем в том смысле, что он является его противоположностью.
    В античной традиции это был стихотворный размер, состоящий из двух кратких слогов и одного долгого слога.
    В российском стихосложении анапестом называется такой метр, когда стопа состоит из двух безударных слогов и одного ударного.
    Популярным этот стихотворный размер стал в XX веке. Поэтому примеры мы можем найти у Александра Блока – “О, весна без конца и без краю! \ Без конца и без краю мечта”.

    Гекзаметр

    Существуют стихотворные размеры, которые активно применялись в античной поэзии, а сейчас практически не используются. Это относится и к гекзаметру. Это был самый распространенный размер в античных стихах.
    Это достаточно сложный размер, так как в широком смысле это любой стих, состоящий из шести метров. Если вдаваться в детали, то гекзаметром называли стих из пяти дактилей либо спондеев, а также одного спондея или хорея, присутствующего в последнем стопе.
    Гекзаметр использовал Гомер при написании “Иллиады” и “Одиссеи”. Есть понятие и “современный гекзаметр”, которое было распространено в европейской поэзии XIV-XVIII веков.

  4. Папа_Ругает_Меня Ответить

    Смотреть что такое “ямб” в других словарях:

    ямб — ямб, а … Русское словесное ударение
    ямб — ямб, а … Русский орфографический словарь
    ямб — ямб/ … Морфемно-орфографический словарь
    ямб — (греч. iambos), 1) тип стопы в силлабо метрическом стихосложении из двух слогов: первый – краткий, второй – долгий (u ). 2) Тип силлабо тонического метра. В его стопах – по два слога, ударение стоит на втором. В случае пропуска ударения стопа… … Литературная энциклопедия
    Ямб —     ЯМБ в греческой метрике двухсложная стопа с первым кратким и вторым долгим слогом. Музыкальная нотация греков не предполагала анакрусы, и потому ритм считался восходящим (ямбическим) или нисходящим (хореическим), в зависимости от того, слабым … Словарь литературных терминов
    ЯМБ — (греч.). Стихотворный размерь, состоящий из двухсложной стопы с ударением на втором слоге. Напр. Цветы последние милей…. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЯМБ 1) в стихосложении стопа, состоящая из… … Словарь иностранных слов русского языка
    ямб — а; м. [греч. iambos] Двухсложная стопа в силлабо тоническом стихосложении с ударением на втором слоге, например: Гирей сидел поту/пя взор (Пушкин). Четырёхстопный ямб. Разностопный ямб. * Не мог он ямба от хорея, Как мы ни бились, отличить… … Энциклопедический словарь
    ЯМБ — муж. стиховая стопа, из короткого и долгого слога (ямб ). Ямбические стихи, писанные ямбами. II. ЯМБ муж., сиб. китайское серебро в слитках разного весу. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
    ЯМБ — муж. стиховая стопа, из короткого и долгого слога (ямб ). Ямбические стихи, писанные ямбами. II. ЯМБ муж., сиб. китайское серебро в слитках разного весу. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
    ЯМБ — ЯМБ, ямба, муж. (греч. iambos) (лит.). Стихотворная двусложная стопа с ударением на втором слоге, напр. мой дя/дя са/мых че/стных пра/вил (Пушкин). «Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить.» Пушкин. «Он выкрикивал нараспев свои… … Толковый словарь Ушакова

  5. Kariel Ответить

    Смотреть что такое “ямб” в других словарях:

    ямб — ямб, а … Русское словесное ударение
    ямб — ямб, а … Русский орфографический словарь
    ямб — ямб/ … Морфемно-орфографический словарь
    Ямб —     ЯМБ в греческой метрике двухсложная стопа с первым кратким и вторым долгим слогом. Музыкальная нотация греков не предполагала анакрусы, и потому ритм считался восходящим (ямбическим) или нисходящим (хореическим), в зависимости от того, слабым … Словарь литературных терминов
    ЯМБ — (греч.). Стихотворный размерь, состоящий из двухсложной стопы с ударением на втором слоге. Напр. Цветы последние милей…. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЯМБ 1) в стихосложении стопа, состоящая из… … Словарь иностранных слов русского языка
    ямб — а; м. [греч. iambos] Двухсложная стопа в силлабо тоническом стихосложении с ударением на втором слоге, например: Гирей сидел поту/пя взор (Пушкин). Четырёхстопный ямб. Разностопный ямб. * Не мог он ямба от хорея, Как мы ни бились, отличить… … Энциклопедический словарь
    ЯМБ — муж. стиховая стопа, из короткого и долгого слога (ямб ). Ямбические стихи, писанные ямбами. II. ЯМБ муж., сиб. китайское серебро в слитках разного весу. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
    ЯМБ — муж. стиховая стопа, из короткого и долгого слога (ямб ). Ямбические стихи, писанные ямбами. II. ЯМБ муж., сиб. китайское серебро в слитках разного весу. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
    ямб — (греч. ??????) в античной метрике трехдольная стопа о двух слогах, из них первый слог краткий, а второй долгий ?????. Происхождение названия стопы объясняется различно. По одной версии эта стопа получила название от Ямба, сына нимфы Эхо и бога… … Поэтический словарь
    ЯМБ — ЯМБ, ямба, муж. (греч. iambos) (лит.). Стихотворная двусложная стопа с ударением на втором слоге, напр. мой дя/дя са/мых че/стных пра/вил (Пушкин). «Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить.» Пушкин. «Он выкрикивал нараспев свои… … Толковый словарь Ушакова

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *