Что такое ямб и что такое хорей?

9 ответов на вопрос “Что такое ямб и что такое хорей?”

  1. Karin Ответить

    Стихотворение
    (псевдоударные (со вторичным ударением в слове) слоги выделены ЗАГЛАВНЫМИ буквами)
    Стихотворный размер
    Пример четырехстопного хорея:
    Бу?ря мгло??ю не?бо кро?ет
    __/ __ __/ __ __/ __ __/ __
    Ви?хри сне?жныЕ крутя?;
    __/ __ __/ __ __ __ __/
    (А.С. Пушкин)
    Разбор:
    Здесь после ударного слога следует один безударный – всего получается два слога.
    То есть это двусложный размер.
    После ударного слога могут следовать два безударных – тогда это трехсложный размер.
    В строке четыре группы ударно-безударных слогов. То есть в ней четыре стопы.
    Хорей
    __/__
    Пример пятистопного хорея:
    ВЫхожу? оди?н я нА доро?гу;
    __ __ __/__ __/__ __ __ __/__
    СквОзь тума?н кремни?стый пу?ть блести?т;
    ___ ___ __/ ____ __/ ___ __/ _____ __/
    НОчь тиха?. Пусты?ня вне?млет Бо?гу,
    ___ ___ __/ ___ __/ __ __/ ___ __/ __
    И звезда? с звездо?ю гОвори?т.
    __ __ __/ _____ __/__ __ __ _/
    (М.Ю. Лермонтов)
    Хорей
    __/__
    Пример трехстопного хорея:
    Ла?сточкИ пропа?ли,
    __/ __ __ __ __/ __
    А вчера? заре?й
    __/ __ __/ __ __/
    Всё грачи? лета?ли
    __/ __ __/ __ __/ __
    Да, как се?ть, мелька?ли
    __/ __ __/ __ __/ __
    Во?н над то?й горо?й.
    __/ __ __/ __ __/
    (А. Фет)
    Хорей
    __/__
    Пример четырехстопного ямба:
    Мой дя?дя са?мых че?стных пра?вил,
    __ __/ __ __/ __ __/ __ __/ __
    Когда? не в шу?тку зАнемо?г,
    __ __/ __ __/ __ __ __ __/
    Он Уважа?ть себя? заста?вил
    __ __ __ __/ __ __/ __ __/ __
    И лу?чше вы?думАть не мо?г.
    __ __/ __ __/ __ __ __ __/
    (А.С. Пушкин)
    Ямб
    __ __/
    Пример четырехстопного ямба:
    Я по?мню чу?дноЕ мгнове?нье
    __ __/ __ __/ __ __ __ __/ __
    ПерЕдо мно?й яви?лась ты?
    __ __ __ __/ __ __/ __ __/
    Как мИмоле?тноЕ виде?нье
    __ __ __ __/ __ __ __ __/ __
    Как ге?ний чи?стой крАсоты?
    __ __/ __ __/ __ __ __ __/
    (А.С. Пушкин)
    Ямб
    __ __/
    Пример пятистопного ямба:
    Наря?женЫ мы вме?сте го?род ве?дать,
    __ __/ __ __ __ __/ __ __/ __ __/ __
    Но, ка?жетсЯ, нам не? за кЕм смотре?ть…
    __ __/ __ __ __ __/ __ __ __ __/
    (А.С. Пушкин)
    Ямб
    __ __/
    Пример пятистопного ямба:
    Ты пОгрусти?, когда? умрЁт поэ?т,
    __ __ __ __/ __ __/ __ __/ __ __/
    Поку?да зво?н ближа?йшей и?з церкве?й
    __ __/ __ __/ __ __/ __ __/ __ __/
    Не вОзвести?т, что э?тот ни?зкий све?т
    __ __ __ __/ __ __/ __ __/ __ __/
    Я прОменя?л на ни?зший ми?р черве?й.
    __ __ __ __/ __ __/ __ __/ __ __/
    (Шекспир; перевод С.Я. Маршак)
    Ямб
    __ __/
    Пример трехстопного дактиля:
    Кто? бы ни зва?л – не хочу?
    __/ __ __ __/ __ __ __/
    На? суетли?вую не?жность
    __/ __ __ __/ __ __ __/ __
    Я? променя?ть безнаде?жность
    __/ __ __ __/ __ __ __/ __
    И?, замыка?ясь, молчу?.
    __/ __ __ __/ __ __ __/
    (А. Блок)
    Дактиль
    __/__ __
    Пример четырехстопного дактиля:
    Ту?чки небе?сные, ве?чные стра?нники!
    __/ __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ __
    Сте?пью лазу?рною, це?пью жемчу?жною…
    __/ __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ __
    (М.Ю. Лермонтов)
    Дактиль
    __/__ __
    Пример четырехстопного дактиля:
    Сла?вная о?сень! Здоро?вый, ядре?ный
    __/ __ __ __/ __ ___ __/ __ __ __/ __
    Во?здух уста?лые си?лы бодри?т…
    __/ __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/
    (Н.А. Некрасов)
    Дактиль
    __/__ __
    Пример трёхстопного амфибрахия:
    Не ве?тер бушу?ет над бо?ром,
    __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __
    Не с го?р побежа?ли ручьи? –
    __ __/ __ __ __/ __ __ __/
    Моро?з-воево?да дозо?ром
    __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __
    Обхо?дит владе?нья свои?.
    __ __/ __ __ __/ __ __ __/
    (Н.А. Некрасов)
    Амфибрахий
    __ __/__
    Пример четырехстопного амфибрахия:
    Доро?же отчи?зны — не зна?л ничего?
    __ __/ __ __ __/ __ ___ __/ ___ __ __/
    Бое?ц, не люби?вший поко?я.
    __ __/ __ __ __/ ___ __ __/ __
    (Н.А. Некрасов)
    Амфибрахий
    __ __/__
    Пример трехстопного амфибрахия:
    Есть же?нщины в ру?сских селе?ньях
    __ ___/ __ __ __/ ___ __ __/ ___
    С споко?йною ва?жностью ли?ц,
    ___ ___/ __ __ __/ ___ __ __/
    С краси?вою си?лой в движе?ньях,
    ___ ___/ __ __ __/ ___ __ __/ __
    С похо?дкой, со взгля?дом цари?ц.
    __ __/ __ ___ ___/ ___ __ __/
    (Н.А. Некрасов)
    Амфибрахий
    __ __/__
    Пример трехстопного амфибрахия:
    Средь шу?много ба?ла случа?йно,
    __ ___/ __ __ __/ __ __ __/ __
    В трево?ге мирско?й суеты?,
    __ __/ __ __ __/ __ __ __/
    Тебя? я уви?дел, но та?йна,
    __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __
    Твои? покрыва?ла черты?.
    __ __/ __ __ __/ __ __ __/
    (А.К. Толстой)
    Амфибрахий
    __ __/__
    Пример трёхстопного анапеста:
    О, весна? без конца? и без кра?ю —
    __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __
    Без конца? и без кра?ю мечта?!
    __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/
    Узнаю? тебя, жи?знь! Принима?ю!
    __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __
    И приве?тствую зво?ном щита?!
    __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/
    (А. Блок)
    Анапест
    __ __ __/
    Пример трёхстопного анапеста:
    Есть в напе?вах твои?х сокрове?нных
    ___ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __
    Рокова?я о ги?бели ве?сть.
    __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/
    Есть прокля?тье заве?тов свяще?нных,
    ___ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __
    Поруга?ние сча?стия е?сть.
    __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/
    (А. Блок)
    Анапест
    __ __ __/
    Пример трёхстопного анапеста:
    Пропаду? от тоски? я и ле?ни,
    __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __
    Одино?кая жи?знь не мила?,
    __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/
    Сердце но?ет, слабе?ют коле?ни,
    __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __
    В каждый гво?здик души?стой сире?ни,
    __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __
    Распева?я, вполза?ет пчела?.
    __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/
    (А. Фет)
    Анапест
    __ __ __/
    Пример (разностопный размер)
    поочерёдно дактиль, амфибрахий и анапест:
    Во?все не сло?жные
    __/ __ __ __/ __ __

  2. Aigul Avon Ответить

    Определение ямба можно дать как противовес хорею – двусложный размер с ударением на втором (последнем) слоге стопы. Хотя ямб и хорей в литературе имеют одинаковый метр, первый получил большую популярность и распространение, благодаря своей ритмике. Термин ведёт своё название, предположительно, от др.-греч. ??????, означающее название музыкального инструмента. По другой же версии, этим инструментом лишь сопровождались ямбические песнопения в честь Деметры.
    По мифу, Ямба, служанка царя Келея, развеселила Деметру пением непристойных стихов с таким размером.

    Примеры написания ямбом (стихи)

    Четырёхстопным ямбом были написаны такие поэмы как «Евгений Онегин», «Медный всадник», «Полтава», «Мцыри».
    Вы-со-кой страс-ти не и-ме-я
    Для зву-ков жиз-ни не ща-дить,
    Не мог он ям-ба от хо-ре-я,
    Как мы ни би-лись, от-ли-чить.
    (А.С.Пушкин)

    Дополнительная информация по теме

    Зная уже, что такое ямб и хорей в литературе, стоит дополнить информацию о двусложных размерах пиррихием – стопой их двух безударных (кратких) слогов, и спондеем – стопой из двух долгих (ударных) слогов. Именно благодаря этим вариациям, четырёхстопный ямб имеет самый богатый ритмический размер.
    Согласно подсчётам Брюсова, ритмических вариации четырёхстопного ямба, с учётом мужских (ударных) и женских (безударных) окончаний строк, насчитывается… порядка 100 000! Почти столько же и у пятистопного. Такое богатство ритмики, позволяющее осуществить любой стихотворный замысел, с любыми вариациями, и сделало ямб самым распространённым размером в русской поэзии.
    Видео: написание стихов размером ямб и хорей.

  3. Mogar Ответить

    Стихотворные размеры – головная боль не только абитуриентов филфака, изучающих теорию литературы, но даже некоторых литераторов. Поэтический арсенал русских поэтов насчитывает пять активно использующихся размеров: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Есть и другие, например, спондей. Что это такое? И чем одни отличаются от других?
    Стихотворный размер – способ звуковой организации стиха, ритмическая форма стихотворения.
    Если же давать определение простым языком, то стихотворный размер – это чередование безударных и ударных слогов в стихе. Самый простой способ, позволяющий научиться определять стихотворный размер – запомнить ритмический рисунок каждого размера.
    Стопа – единица измерения стихотворного размера.
    Состоит стопа из нескольких слогов, только один из которых ударный, остальные – безударные. Количество ударных слогов в стихе соответствует количеству стоп (за исключением такого размера, как спондей, в котором могут соседствовать два ударных слога).
    Двухсложные стопы: хорей и ямб – это двухсложные размеры или, как их панибратски называют литературоведы, двухсложники.
    Трёхсложные стопы: дактиль, амфибрахий, анапест – это трехсложные размеры или сокращенно трёхсложники.

    Учимся расставлять ударения и определять размер стиха

    Чтобы научиться определять размер любого стихотворения, нужно подсчитать количество ударных и безударных слогов и составить ритмический рисунок стиха.
    Всем известно, что в одном слове – одно ударение. Но в стихотворной строке в одном слове может быть несколько ритмических ударений. Например, в четверостишье «Мчатся тучи, вьются тучи/ Невидимкою луна/Освещает снег летучий/Мутно небо, ночь мутна» ударные гласные выделены жирным. Это так называемое словесное ударение, то есть «родное», привычное ударение слова. Но если читать этот текст, как считалку, интонационно выделяя каждый слог, то окажется, что здесь несколько ритмических ударений:
    «Мчатся тучи, вьются тучи» – здесь словесное ударение соответствует его ритмическому ударению.
    «Невидимкой луна» – а вот здесь интереснее, поскольку в слове «невидимкою» к родному словесному ударению на вторую «и» в слоге «дим» прибавляется ритмическое ударение на «е» в слоге «не» и конечную «ю». В слове «луна» словесное и ритмическое ударение одинаковы.
    «Освещает снег летучий» – здесь тоже можно наблюдать возникновение ритмического ударение в неожиданном месте: первый слог «о» в слове «освещает» при чтении строки на манер считалки акустически выделяется.
    «Мутно небо, ночь мутна» – в этой строке словесное и ритмическое ударение соответствуют друг другу.

    Чтобы составить ритмический рисунок (схему) стиха, нужно:

    1) расставить словесные ударения в каждой строке, то есть родные ударения во всех словах (за исключением предлогов).
    2) расставить ритмические ударения, то есть выделить те гласные, которые при прочтении акустически выделяются и тоже звучат как ударные. При расстановке ритмического ударения учитываются и предлоги.
    3) составить схему. Схема нашего четверостишься «Мчатся тучи, вьются тучи…» будет выглядеть так: _U|_U|_U|_U, так как ударный слог обозначают нижним подчеркиванием _ , а безударный кавычкой U. Отделяют стопы друг от друга прямой вертикальной чертой |.

    Не литературоведческий метод определять размер стихотворения

    1) Пронумеровать все слоги в строке.
    2) Прочитать стихотворение на манер считалки, акустически выделяя не только слоги со словесным, но и с ритмическим ударением.
    2) Выделить, то есть подчеркнуть или любым другим способом обозначить все обнаруженные ударные слоги: и со словесным ударением, и с ритмическим.
    3) Выписать подряд номера ударных слогов.
    4) Должна получиться одна из схем, которая будет соответствовать одному из стихотворных размеров:
    1-3-5-7-9 — хорей
    2-4-6-8-10 и т.д. — ямб
    1-4-7-10 и т.д. — дактиль
    2-5-8-11 — амфибрахий
    3-6-9-12 — анапест

    Таблица «?Двухсложные стихотворные размеры»

    То есть стихотворная стопа такого размера будет стоять из двух слогов

  4. Kaktus Ответить


    Пять основных стихотворных размеров российской поэзии – это хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Примеры стихов, написанных с их помощью, помогают быстро сориентироваться, как отличить один размер от другого, не запутаться.
    Амфибрахий – это особый размер, который образован трехсложными стопами. Причем сильное место, то есть ударный слог, является в этом случае вторым. Таким образом, образуется следующее чередование: безударный слог – ударный слог – безударный слог.
    В начале XIX столетия был весьма популярен четырехстопный амфибрахий, а с середины XIX века в моду вошел трехстопный амфибрахий.
    Примеры подобных стихов можно найти, в частности, у Николая Некрасова. В стихотворении “Мороз-воевода” есть такие строки: “Не ветер бушует над бором, \ Не с гор побежали ручьи, \ Мороз-воевода дозором \ Обходит владенья свои”.

    Анапест

    Анапест – это тоже трехсложный стихотворный размер. Его часто сравнивают с дактилем в том смысле, что он является его противоположностью.
    В античной традиции это был стихотворный размер, состоящий из двух кратких слогов и одного долгого слога.
    В российском стихосложении анапестом называется такой метр, когда стопа состоит из двух безударных слогов и одного ударного.
    Популярным этот стихотворный размер стал в XX веке. Поэтому примеры мы можем найти у Александра Блока – “О, весна без конца и без краю! \ Без конца и без краю мечта”.

    Гекзаметр

    Существуют стихотворные размеры, которые активно применялись в античной поэзии, а сейчас практически не используются. Это относится и к гекзаметру. Это был самый распространенный размер в античных стихах.
    Это достаточно сложный размер, так как в широком смысле это любой стих, состоящий из шести метров. Если вдаваться в детали, то гекзаметром называли стих из пяти дактилей либо спондеев, а также одного спондея или хорея, присутствующего в последнем стопе.
    Гекзаметр использовал Гомер при написании “Иллиады” и “Одиссеи”. Есть понятие и “современный гекзаметр”, которое было распространено в европейской поэзии XIV-XVIII веков.

  5. Ariugda Ответить

    Примеры стихотворных размеров
    Ямб (стихотворная двусложная стопа с ударением на втором слоге) :
    трехстопный ямб:
    Я Вам пишу письмо,
    Чего ж мне написать?. .
    четырехстопный ямб:
    Я к Вам пишу, чего же боле,
    Что я могу ещё сказать?
    пятистопный ямб:
    Я Вам пишу письмо, чего же боле,
    Хотя мне, право, нечего сказать.. .
    шестистопный ямб:
    Я Вам опять пишу письмо, чего же боле,
    И мне по-прежнему Вам нечего сказать.. .
    Хорей (двусложная стопа с ударением на первом слоге) :
    трехстопный хорей:
    Наша Таня плачет:
    Утопила мячик
    четырехстопный хорей:
    Наша Таня громко плачет,
    Уронила в речку мячик.
    пятистопный хорей:
    Наша Таня очень громко плачет:
    Сдуру утопила в речке мячик.. .
    Дактиль (трёхсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге) :
    двухстопный дактиль:
    Крутится шар
    Над головой.
    трехстопный дактиль:
    Крутится, вертится шар
    Прям над моей головой… .
    четырехстопный дактиль:
    Крутится, вертится шар голубой,
    Крутится, вертится над головой.
    пятистопный дактиль:
    Крутится, вертится бешенно шар голубой
    Над от похмелья трещащей моей головой.. .
    Амфибрахий (трёхсложная стопа с ударением на втором слоге) :
    двухстопный амфибрахий:
    Союз нерушимый
    Сплотился однажды.. .
    трехстопный амфибрахий:
    Союз нерушимый навеки
    Сплотила великая Русь.. .
    четырехстопный амфибрахий:
    Союз нерушимый республик свободных
    Сплотила навеки великая Русь.. .
    пятистопный амфибрахий:
    Союз нерушимый республик навеки свободных
    Сплотить попыталась однажды великая Русь… .
    Анапест (трёхсложная стопа с ударением на последнем слоге) :
    двухстопный анапест:
    До свиданья, медведь!
    Возвращайся в свой лес.
    трехстопный анапест:
    До свиданья, мой ласковый мишка!
    Возвращайся в свой сказочный лес.
    четырехстопный анапест:
    До свиданья, мой ласковый мишка! Прощай!
    Возвращайся скорее в свой сказочный лес.
    пятистопный анапест:
    До свиданья, мой ласковый мишка! Прости и прощай!
    Ты мне больше не нужен, вали-ка в свой сказочный лес.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *