История россии история как наука возникает в каком веке?

13 ответов на вопрос “История россии история как наука возникает в каком веке?”

  1. tele Ответить

    История —областьзнаний,атакжегуманитарнаянаука,занимающаяся изучением
    человека (его деятельности, состояния,
    мировоззрения, социальных связей и
    организаций и так далее) в прошлом. В
    более узком смысле история — это наука,
    изучающая всевозможные источники о
    прошлом для того, чтобы установить
    последовательность событий, исторический
    процесс, объективность описанных фактов
    и сделать выводы о причинах событий.
    Первым
    считается время Древней или Киевской
    Руси. Если смотреть хронологические
    рамки, то это с IX века, а если быть точнее,
    с 862 года — года призвания Рюрика, по
    Норманнской теории, до нашествия
    монголо-татар в XIII веке.
    Второй
    период включает в себя время с XIII по XVI
    век — период образования единого
    централизованного государства, кроме
    того в этот период шел процесс борьбы
    с Золотой Ордой.
    Следующим
    уже идет период c XVI по XVII век, шло развитие
    Московского государства (правление
    Ивана IV, Смутное время, Бунташный век и
    правление Софьи Алексеевны)
    Период
    Империи — с XVIII по начало XX века, то есть
    с правления Петра Великого, заканчивая
    крахом монархии в 1917 году.
    Следующий
    период — Советский, с октября 1917 года
    по декабрь 1991 года.
    И последним
    периодом можно назвать Новейший период
    с декабря 1991 года по наши дни.

    2) Складывание государства у восточных славян.

    В начале I
    тыс. славяне жили родовыми общинами.
    Каждая община представляла несколько
    семей, связанных кровным родством. Такая
    община являлась основной производственной
    ячейкой первобытнообщинного строя.
    Хозяйство в ней велось коллективно:
    продукты и орудия находились в общей
    собственности. Однако уже в то время
    родовой строй начал изживать себя. При
    родовом строе в руках глав родов
    сосредоточивались продукты труда членов
    рода – он был их главным распорядителем.
    Это создавало предпосылки для появления
    имущественного неравенства и частной
    собственности.
    У славян
    выделились вожди с наследственной
    властью. Вокруг них складываются отряды
    профессиональных воинов и советников
    – “дружины”. В то же время большую
    роль продолжали играть народное ополчение
    и народное собрание. Подобные периоды
    в истории общества именуются вождеством”.
    Для них характерным является то, что
    уже существует социальное и имущественное
    неравенство, но еще отсутствует
    узаконенный аппарат принуждения.
    К IX веку
    родовые отношения у славян находились
    в стадии разложения. Постоянная борьба
    с кочевниками, походы на Византию,
    торговля способствовали укреплению
    позиций родоплеменной знати, ее
    обогащению, укреплению военно-дружинной
    организации. На место родовой общины
    приходит соседская /территориальная/
    община. Связи между общинниками были в
    ней не кровными, а хозяйственными.
    РАННИЕ
    ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ.
    Первые шаги
    к развитию начал государственности
    относятся у славян к VI в. По сведениям
    арабских авторов, в VI в. у славян
    Прикарпатья возникло племенное
    объединение, которое принято именовать
    Дулебско-Волынский союз. Он погиб в
    результате нашествия авар в том же
    столетии. Возможно, в это же время
    сложился племенной союз у славян Среднего
    Поднепровья. Следы этого усматривают
    в летописной легенде о князе Кие –
    основателеКиева. Есть мнение, что
    правившие Киевом в сер. IX в. Аскольд и
    Дир были не пришельцы-варяги, а принадлежали
    к древней династии Кия.
    В VIII в. на
    территории восточных славян существует
    ряд племенных союзов, именуемых по
    господствовавшему в каждом из них
    племени “полянский” союз, “радимический
    “, “кривичский” и т.д. Эти союзы,
    имевшие четко фиксируемую территорию,
    являлись объединениями, переходными к
    раннегосударственным образованиям.
    Такие объединения, по сведениям арабских
    авторов, возникли в конце VIII- начале IX
    в. Первое – Куява, т.е. Киевская земля,
    второе – Славия – Новгородская земля,
    третье – Артания, до сих пор не
    идентифицирована. Многое еще спорно и
    неясно, однако очевидно одно: в начале
    IX в. государственность у восточных
    славян уже существовала.
    ВОЗНИКНОВЕНИЕ
    КИЕВСКОЙ ДЕРЖАВЫ.
    Центрами
    образования Древнерусского государства
    стали Киев и Новгород. Роль катализатора,
    способствовавшего их объединению,
    сыграли т.н. варяги, в которых видят
    выходцев из Скандинавии. Под 859 г. в
    летописи помещено сообщение о том, что
    варяги брали дань с кривичей. Под 862 г.
    – сообщение о их изгнании, а затем о новом
    их призвании в качестве наемной дружины.
    Однако варяги захватывают в Новгороде
    власть, их конунг Рюрик становится
    правителем. В 882 г. преемник Рюрика Олег
    совершает поход на Киев и захватывает
    его. Произошло объединение киевских и
    новгородских земель в одно государство
    со столицей в Киеве.
    НОРМАНСКАЯ
    ТЕОРИЯ.
    Впервые
    “норманскую теорию” высказали
    немецкие ученые сер. XVIII в. Миллер, Шлецер
    и Байер. Суть их теории: летописная
    легенда о призвании варягов свидетельствует,
    что до прихода варягов восточные славяне
    находились в абсолютно варварском
    состоянии, государственность и культура
    были им принесены варягами-скандинавами.
    М.В.Ломоносов
    убедительно продемонстрировал научную
    несостоятельность норманской теории,
    она неоднократно реанимировалась
    противниками России для обоснования
    утверждения о том, что славяне якобы
    неспособны к самостоятельному
    историческому развитию – им необходимо
    иноземное руководство. В частности, эту
    теорию активно пропагандировали в
    нацистской Германии.
    Варяги
    сыграли роль эпизодическую, хотя, как
    распорядилась история, и важную в деле
    создания ЕДИНОГО Древнерусского
    государства, но саму государственность
    они славянам не принесли. Ошибка Миллера
    и др. была в том, что под образованием
    государства они понимали складывание
    правящей верхушки, утверждение династии,
    а не развитие всей совокупности
    социально-экономических отношений и
    институтов.

  2. Bordred Ответить

    Определение
    истории.
    История
    — наука о прошлом человеческого общества
    и его настоящем, о закономерностях
    развития общественной жизни в конкретных
    формах, в пространственно-временных
    измерениях. Содержанием истории вообще
    служит исторический процесс, раскрывающий
    себя в явлениях человеческой жизни,
    сведения о которых сохранились в
    исторических памятниках и источниках.
    Явления эти чрезвычайно многообразны,
    касаются развития хозяйства, внешней
    и внутренней общественной жизни страны,
    международных отношений, деятельности
    исторических личностей. Соответственно
    и история — наука многоотраслевая, она
    слагается из целого ряда самостоятельных
    отраслей исторического знания, а именно:
    истории экономической, политической,
    социальной, гражданской, военной,
    государства и права, религии и прочего.
    Методология
    истории.
    Методология
    истории — это система принципов и
    методов исторического познания. Наиболее
    распространенными до недавнего времени
    были позитивистская и марксистская
    ориентации в историческом познании.
    Первая базируется на положительном
    (позитивном) знании, основанном на опыте.
    Вторая — на материалистической
    диалектике.
    Теории
    исторического процесса.
    Теория
    — это логическая схема, поясняющая
    исторические факты. Теории исторического
    процесса определяются предметом истории.
    Теория представляет собой логическую
    схему, которая поясняет исторические
    факты. Одна теория исторического процесса
    отличается от другой предметом изучения
    и системой взглядов на исторический
    процесс. Каждая из теорий предлагает
    свой вариант видения исторического
    процесса. По предметам изучения выделяются
    три теории исторического процесса:

    религиозно-историческая;

    всемирно-историческая;

    локально-историческая.
    Предмет
    изучения религиозно-исторической теории
    — связь человека с Богом. С точки зрения
    этой теории смысл истории заключается
    в движении человека к Богу как к Высшему
    разуму, Творцу, в процессе которого
    происходит формирование свободной
    личности.
    Предметом
    изучения всемирно-исторической теории
    является общемировой прогресс
    человечества. Все народы проходят одни
    и те же стадии, только у одних это
    происходит раньше, у других — позже. В
    этой теории выделяется несколько
    направлений:

    материалистическое (развитием общества
    движет борьба между различными классами,
    которая в итоге приводит к построению
    бесклассового общества);

    либеральное (в истории всегда существует
    выбор пути развития, который зависит
    от сильного человека);

    технологическое (изменения в обществе
    происходят в результате технологического
    развития).
    Локально-историческая
    теория изучает локальные цивилизации:
    их зарождение, становление, расцвет,
    упадок и гибель.
    Предмет
    истории.
    История
    России — научная дисциплина, изучающая
    процесс развития нашего Отечества, его
    многонационального народа, формирования
    основных государственных и общественных
    институтов. Отечественная история
    является неотъемлемой частью всемирной
    истории. Такой подход основывается на
    философских категориях общего и
    особенного. Применение этих категорий
    позволяет показать особенности развития
    России как многонационального,
    многоконфессионального государства,
    обладающего сложившимися за многие
    столетия традициями, собственными
    жизненными устоями. Научные споры о
    принадлежности ее к какому-либо типу
    цивилизации не прекращаются и сегодня.
    Нетрудно заметить, что в прошлом и
    настоящем России причудливо переплелись
    черты различных цивилизаций. Не без
    оснований ряд ученых заявляет о наличии
    особого типа цивилизации — евразийского,
    к которому принадлежит наша страна.
    Поэтому
    при изучении курса необходимо сочетание
    цивилизационного подхода с формационными
    характеристиками. Россия представляет
    собой цивилизационный регион, самобытное
    развитие которого определяется
    природно-климатическими, геополитическими,
    конфессиональными (религиозными),
    социополитическими и другими факторами.
    На своеобразие России и ее роль в мировом
    культурно-историческом процессе
    значительное влияние оказало ее
    пограничное положение между Европой и
    Азией, обусловившее противоречивое
    воздействие на Россию Запада и Востока.
    Вместе с тем признание самобытности не
    означает обособления России от общего
    исторического развития; история России
    рассматривается в рамках становления
    мировой цивилизации.
    Прошлое
    каждого народа уникально и неповторимо.
    В историческом развитии Российского
    государства следует выделить ряд
    определяющих факторов, к которым
    относятся географическое положение,
    влияние природно-климатических условий,
    геополитический фактор, специфика
    распространения религиозных учений
    (поликонфессиональность), веротерпимость,
    многонациональный состав населения,
    вобравшего в себя различные традиции,
    как Востока, так и Запада. Наконец,
    значительную роль в истории России
    играют особенности национального
    сознания россиян и специфика их
    ментальности (мировосприятия), а также
    традиции социальной организации —
    отсутствие жесткой структурированности
    общества и неразделенность, в отличие
    от Запада, интересов общества, государства
    и личности — соборность. Вместе с тем
    это не означает отсутствия корпоративных
    интересов отдельных групп и слоев
    населения, особенно тесно связанных с
    обслуживанием институтов государственной
    власти и управления. С другой стороны,
    огромные пространства Российской
    державы, слабо заселенные разными по
    языку и обычаям племенами, плохо связанные
    друг с другом, могли управляться только
    при помощи сильной централизованной
    власти. Без этого распад уникальной
    этнокультурной общности был бы предрешен.
    Исторические
    школы.
    Историческое
    исследование включает историографический
    анализ. Историография — это анализ
    концепций, уже существующих в научной
    и автобиографической литературе.
    Изучение трудов историков позволяет
    определить собственную тему исследования,
    не повторять уже пройденных путей, не
    тратить время на развитие опровергнутых
    гипотез.
    Историческое
    исследование только тогда может быть
    признано научным, когда оно имеет четко
    очерченный предмет, ставит проблему,
    выдвигает гипотезу, использует
    соответствующие научные методы, проверяет
    достоверность источников, опирается
    на историографию вопроса и, наконец,
    аргументирует авторскую концепцию.
    Историческое знание существует в форме
    фактов и концепций.
    Историческая
    школа – понятие XVIII – XIX вв., так как с этого
    времени ученые стали создавать научно
    обоснованные теории. Античные историки
    объясняли события личными качествами
    выдающихся правителей и полководцев,
    нравами и традициями страны, непреодолимой
    судьбой, роком, фатумом. Средневековые
    историки искали причины событий в Божьем
    соизволении, проводили аналогии с
    библейскими сюжетами. Под влиянием идей
    французского Просвещения история стала
    рассматриваться с точки зрения
    нравственного совершенствования
    человечества, восхождения от варварских
    обычаев к цивилизации. С XIX в. для
    интерпретации фактов используются
    социальные, экономические, биологические
    и другие теории.
    Государственная
    школа. Наибольший вклад в российскую
    историческую науку XIX столетия внесли
    Н.М. Карамзин, СМ. Соловьев, В.О. Ключевский.
    Главное
    произведение Н.М. Карамзина — «История
    государства Российского». Основная
    идея автора заключается в том, что Россия
    гибла от безначалия и спасалась мудрым
    единовластием. Высшей ценностью
    объявлялось государство, а идеальной
    формой правления — просвещенная
    дворянская монархия с патриархальным
    допетровским укладом жизни. Историк
    отдавал предпочтение Ивану III и Алексею
    Михайловичу, которые укрепляли государство
    постепенными преобразованиями, а не
    кровопролитным царствованиям Ивана
    Грозного и Петра.
    Наиболее
    ярким представителем государственной
    исторической школы был С.М. Соловьев,
    написавший «Историю России с древнейших
    времен» в 29 книгах. Основными факторами
    истории он считал природу страны,
    характер народа и ход внешних событий.
    Государство — высшая форма исторического
    развития, так как только в государстве
    народ обретает возможность прогрессивного
    развития.
    В.О.
    Ключевский, сформировавшийся как ученый
    в государственной исторической школе,
    считал, что на историю влияют различные
    факторы: природные, экономические,
    этнические, личностные. Он отметил
    важную роль процесса колонизации новых
    земель в российской истории, что
    обусловило экстенсивный путь хозяйственного
    развития. С точки зрения историка, на
    характер русского народа значительное
    влияние оказали умеренно-континентальный
    климат и лесостепной ландшафт,
    приспособление к которым выработало
    привычку к напряженному, но кратковременному
    труду, терпеливость, тягу к перемене
    мест, бытовую неприхотливость. Значительное
    внимание В.О. Ключевский уделял психологии
    поведения правителей и социальных
    групп.
    В
    современной российской исторической
    науке существует несколько влиятельных
    научных школ, кладущих в основу анализа
    прошлого различные факторы. Ни одна из
    школ не может претендовать на обладание
    абсолютной истиной, каждая имеет сильные
    и слабые стороны, успехи и неудачи.
    Марксистское
    направление. Представители направления
    основываются на положении, что материальные
    условия жизни людей определяют их
    сознательную деятельность. Общественная
    структура, политика, право, мораль,
    идеология, а отчасти искусство и наука
    зависят от способа производства товаров.
    Господствующий способ производства в
    соединении со свойственной ему надстройкой
    К. Маркс назвал общественно-экономической
    формацией. Человечество прогрессирует
    от низших формаций к высшим: от первобытной,
    рабовладельческой, феодальной,
    капиталистической к коммунистической.
    Для стран Востока марксизм предложил
    параллельную формацию — азиатский
    способ производства, который основан
    на общине, коллективной и государственной
    собственности на землю.
    В
    рабовладельческой, феодальной,
    капиталистической формациях общество
    разделено на классы. Класс — большая
    группа людей, занимающая определенное
    место в производстве и распределении
    товаров, причем это место зависит от
    обладания собственностью на средства
    производства. В формации есть классы
    эксплуататоров (владельцы собственности)
    и эксплуатируемых. Переход от одной
    формации к другой связан с совершенствованием
    техники, которая создает новые источники
    богатства, присваиваемые новыми классами.
    Став экономически господствующим, новый
    класс захватывает политическое
    господство. Данную схему К. Маркс
    иллюстрировал примерами буржуазных
    революций в Европе.
    Отечественные
    историки советского периода внесли
    значительный вклад в развитие российской
    исторической науки. Их работы, созданные
    в рамках марксистского направления, во
    многом не утратили своего значения и в
    наше время.
    Сильная
    сторона марксистской исторической
    школы в материалистическом объяснении
    прошлого, приоритетном исследовании
    экономических отношений, социальной
    структуры, государственной политики.
    Слабая сторона — европоцентризм
    (перенесение опыта развития
    западноевропейских стран на весь мир).
    Ошибочным оказался прогноз о неизбежном
    переходе наиболее развитых буржуазных
    стран к коммунизму, который рассматривался
    как вершина технического, научного
    прогресса, освобождение личности от
    эксплуатации.
    Цивилизационная
    школа. Основоположниками данной школы
    были Н.Я. Данилевский и А. Тойнби. История
    мира рассматривается как процесс
    развития локальных цивилизаций.
    Постоянными критериями цивилизации А.
    Тойнби считал место возникновения и
    религию. Цивилизация проходит несколько
    стадий: рождение, рост, расцвет, надлом,
    распад, гибель. Она развивается за счет
    работы системы «Вызов — Ответ». Любая
    жизненная проблема может рассматриваться
    как Вызов — нападение врага, неблагоприятные
    природа и климат, страх смерти. Разрешение
    проблемы есть Ответ — отражение агрессии,
    формы ведения хозяйства, религия.
    Прогресс цивилизации связывается с
    развитием духовной и материальной
    культуры, которое осуществляется
    творческими личностями. Народные массы
    подражают творческому меньшинству и
    не способны создать что-то новое. Надлом
    цивилизации характеризуется появлением
    враждебных группировок внутри элиты.
    Распад цивилизации связан с деградацией
    правящего класса, который перестает
    интересоваться государственными делами,
    а занимается личным обогащением и
    интригами. На место старой элиты приходит
    новая элита, сформировавшаяся из
    непривилегированных слоев. В фазе
    распада цивилизации создаются великие
    империи, которые берут за образец либо
    свое прошлое (архаизм), либо утопическую
    идею нового строя (футуризм). Гибель
    цивилизации связана с покорением ее
    другой цивилизацией и распространением
    иной культуры.
    Сильная
    сторона цивилизационной школы — в том,
    что она объясняет развитие всех регионов
    мира, а история признается многофакторным
    процессом, так что на разных этапах
    могут доминировать различные факторы:
    экономические, политические, религиозные.
    Слабость цивилизацион-ного подхода
    заключается в расплывчатости критерия
    «Вызов – Ответ», который более констатирует,
    чем объясняет. Кроме того, при этом
    подходе практически не учитывается
    роль народных масс в истории.
    Теория
    этногенеза. Детально разработана в
    трудах Л.Н. Гумилева. История человечества
    представляется историей этносов. Этнос
    — коллектив людей со своим стереотипом
    поведения, который усваивается потомством
    через условный рефлекс подражания.
    Этнос существует не более 1500 лет, проходя
    в своем развитии следующие стадии:
    пассионарный толчок, акматическая фаза,
    надлом, инерционная фаза, обскурация,
    гомеостаз, мемориальная фаза, вырождение.
    Каждой
    стадии присущ свой стереотип поведения
    — при пассионарном толчке и в акматической
    фазе преобладают идеалы жертвенности
    и победы. Надлом характеризуется
    стремлением к успеху, знанию, красоте.
    В инерционной фазе главенствует
    стремление к благоустройству без риска
    для жизни. Обскурация отмечена
    преобладанием идеала тихой обывательской
    жизни, приспособленной к ландшафту. В
    последних фазах этнос оказывается не
    способным вести производительное
    хозяйство, создавать культуру и постепенно
    деградирует.
    Исторический
    возраст этноса зависит от количества
    пассионарное — биохимической энергии
    живого вещества, дающей способность к
    сверхнапряжению сил. Пассионарность
    приходит из космоса в виде излучения,
    воздействует на гены людей и передается
    по наследству. На первых этапах энергия
    в избытке — этносы ведут войны,
    колонизацию. Со временем количество
    энергии уменьшается, и этносы создают
    культуру. Все великие империи создавались
    пассионарными этносами, но через
    определенное количество поколений
    энергия уменьшалась, и империи гибли.
    Причиной могло быть как завоевание
    извне, так и развал изнутри.
    Сильная
    сторона школы этногенеза заключается
    в объяснении событий мировой истории
    на основе измеряемой величины —
    пассионарности. Теория позволяет
    прогнозировать будущее этносов. Слабая
    сторона школы этногенеза — недоказанность
    самого понятия «пассионарность». История
    приобретает черты биологии, когда все
    проблемы можно свести к избытку или
    недостатку энергии.
    Большинство
    современных российских историков прямо
    не связывают свои исследования с той
    или иной школой. Однако при создании
    концепций можно проследить влияние
    одной из указанных школ. В настоящее
    время исследователи довольно редко
    поднимаются до уровня обобщений в рамках
    всемирной истории, предпочитая заниматься
    историей отдельных регионов и периодов,
    на новом качественном уровне углублять
    имеющиеся представления о прошлом
    России.
    Принципы
    исторической науки.
    Что
    же мы понимаем под принципами и методами
    исторической науки, исторического
    исследования?
    Представляется,
    что принципы — это главные, основополагающие
    положения науки. Они исходят из изучения
    объективных законов истории, являются
    результатом этого изучения и в этом
    смысле отвечают закономерностям. Однако
    между закономерностями и принципами
    есть существенное различие: закономерности
    действуют объективно, а принципы —
    категория логическая, они существуют
    не в природе, а в сознании людей.
    В
    современной исторической науке
    применяются следующие основные принципы
    научного исторического исследования:
    объективность, историзм, социальный
    подход в изучении истории, всестороннее
    изучение проблемы.
    Принцип
    объективности является одним из
    принципов, который обязывает рассматривать
    историческую реальность в целом,
    независимо от желаний, стремлений,
    установок и пристрастий субъекта.
    Рассматривать историю с позиций этого
    принципа означает, что необходимо,
    прежде всего, изучение объективных
    закономерностей, которые определяют
    процессы общественно-политического
    развития; что необходимо опираться на
    факты в их истинном содержании; что
    необходимо, наконец, рассмотрение
    каждого явления в его многогранности
    и противоречивости, изучение всех фактов
    в их совокупности.
    Принцип
    историзма является одним из наиболее
    значимых для любой исторической
    дисциплины, в том числе и для истории
    России. Любое историческое явление
    должно изучаться с точки зрения того,
    где, когда, вследствие каких причин
    (политических, идеологических) это
    явление возникло, каким оно было вначале,
    как оценивалось тогда, как затем
    развивалось в связи с изменением общей
    обстановки и внутреннего содержания,
    как заменялась его роль, какой путь
    прошло, какие оценки ему давались на
    том или ином этапе развития, каким оно
    стало сейчас, что можно сказать о
    перспективах его развития. Принцип
    историзма требует, чтобы любой человек,
    кто изучает историю, не впадал в роль
    судьи при оценке тех или иных исторических
    и политических событий. Принцип историзма
    обязывает трезво учитывать реальные
    силы, которыми располагали те или иные
    политические силы, осуществляя свои
    идеи, программы и лозунги в конкретные
    исторические периоды.
    Важным
    принципом при изучении истории России
    является принцип социального подхода.
    В этой связи небезынтересна точка зрения
    выдающегося российского ученого и
    мыслителя Г. В. Плеханова, который писал:
    “Там, где историку приходится изображать
    борьбу противоположных сил, он неизбежно
    будет сочувствовать той или другой… В
    этом отношении он будет субъективен…
    Но такой субъективизм не помешает ему
    быть совершенно объективным историком,
    если только он не станет искажать
    реальные экономические отношения, на
    почве которых выросли общественные
    силы” (Плеханов Г. В. Избранные
    философские произведения. Т. 1. М., 1956. С.
    671). В современных условиях российские
    историки принцип партийности стали
    называть принципом социального подхода,
    подразумевая под ним проявление
    определенных социальных и классовых
    интересов, всей суммы социально-классовых
    отношений: в политической борьбе, в
    экономической области, в противоречиях
    социальной и классовой психологии и
    традиций, в межклассовых и внеклассовых
    противоречиях. Принцип социального
    подхода предусматривает одновременное
    соблюдение принципов субъективности
    и историзма. При этом следует подчеркнуть,
    что принцип социального подхода к
    политической истории особенно необходим
    и существенен в изучении и оценке
    программ и реальной политической
    деятельности политических партий и
    движений, их лидеров и деятелей. Несколько
    слов следует сказать и по принципу
    всесторонности.
    Принцип
    всесторонности изучения истории
    подразумевает не только необходимость
    полноты и достоверности информации, но
    и то, что необходимо иметь в виду и
    учитывать все стороны и все взаимосвязи,
    влияющие на политическую сферу жизни
    общества.
    Таким
    образом, принципы объективности,
    историзма, социального подхода,
    всесторонности изучения базируются на
    диалектико-материалистической методологии
    изучения исторических процессов.
    Историческое
    знание.
    Историческое
    знание – проверенный практикой и
    обоснованный логикой результат процесса
    исторического познания действительности,
    адекватное ее отражение в сознании
    человека в виде представлений, понятий,
    суждений, теорий.
    Историческое
    знание условно можно разделить (по
    способам познания) на три уровня.
    1)
    реконструктивное знание – фиксация
    исторических фактов в хронологической
    последовательности, – формируемое в
    процессе реконструктивной деятельности
    историка. В ходе этой деятельности (как
    правило, с применением специальных
    исторических методов – текстологических,
    дипломатических, источниковедческих,
    историографических и т.п.) историк
    устанавливает исторические факты.
    Реконструктивное знание, реконструктивная
    картина прошлого создается в виде
    нарратива (рассказа, повествования) или
    же в виде таблиц, схем.
    2)
    эмпирическое историческое знание –
    знание о регулярностях и взаимосвязях
    между различными фактами, явлениями,
    процессами – является результатом
    обработки реконструктивного. Его целью
    является выяснение повторяемости в
    процессе исторического развития. В ходе
    такого исследования историк устанавливает
    факты более высокого уровня – эмпирические
    (открытые регулярности – сходные
    признаки процессов, типологию явлений
    и т.п.).
    3)
    теоретическое историческое знание –
    знание о типологии и повторяемости,
    регулярности фактов, явлений, процессов,
    структур – объясняет эмпирические факты
    в ходе теоретического познания. Задачей
    теоретического знания является
    формулирование теории, т.е. выявление
    законов исторического развития (но не
    функционирования. Так, например,
    политология изучает законы функционирования
    государственных институтов, а история
    – законы их развития. Экономика изучает
    законы функционирования экономических
    систем, а история – законы их развития.
    И т.п.). Функцией исторической теории
    является объяснение регулярностей
    исторического процесса, моделирование
    его развития.
    Иногда
    место теории может занимать идеологическая
    конструкция, но это не имеет отношения
    к науке.
    Поскольку
    историческое познание и знание являются
    формами социального сознания, то их
    функции (т.е. задачи, методы и результаты)
    социально обусловлены. К функциям
    исторического познания относят:

    потребность формирования социального
    самосознания,

    удовлетворение потребности в социальном
    воспитании,

    потребности в политической деятельности
    и самой политики,

    потребности объяснения, предвидения и
    предсказания будущего.
    Функции
    исторического знания.
    Познавательная
    – выявление закономерностей исторического
    развития.
    Прогностическая
    – предвидение будущего.
    Воспитательная
    – формирование гражданских, нравственных
    ценностей и качеств.
    Социальной
    памяти – способ идентификации и ориентации
    общества и личности.
    Практически-рекомендательная
    – выработка научно обоснованного
    политического курса.
    Требования
    к оканчивающим вуз специалистам.
    По
    новому Госстандарту Высшая школа должна
    готовить высококвалифицированных
    специалистов, умеющих решать
    профессиональные задачи на уровне
    последних достижений мировой науки и
    техники и вместе с тем стать культурными,
    духовно богатыми людьми, профессионально
    занимающимися творческим умственным
    трудом, развитием и распространением
    культуры.
    Специалист
    ХХI века должен:
    1.
    иметь хорошую общенаучную (общетеоретическую)
    подготовку естественного профиля,
    которую он получает в ходе изучения
    математики, физики и др. дисциплин.
    2.
    иметь глубокие знания теоретические и
    практические непосредственно по своей
    специальности – ветеринарной медицине.
    3.
    иметь хорошую гуманитарную, в том числе
    историческую, подготовку, высокий
    уровень общей культуры, высокие качества
    гражданской личности, чувство патриотизма,
    трудолюбия и т.д. Специалист должен
    получить достаточно полное представление
    о философии, экономической теории,
    социологии, политологии, психологии,
    культурологии.
    Историческое
    сознание и его уровни.
    Гуманитарная
    подготовка в вузах России начинается
    с Отечественной истории. В ходе изучения
    истории формируется историческое
    сознание, которое является одной из
    важных сторон общественного сознания.
    Историческое сознание — совокупность
    представлений общества в целом и его
    социальных групп в отдельности, о своем
    прошлом и прошлом всего человечества.
    Как
    и всякие другие формы общественного
    сознания, историческое сознание имеет
    сложную структуру. Можно выделить четыре
    уровня.
    Первый
    (низший) уровень исторического сознания
    формируется такими же способами, как и
    обыденное, на основе накопления
    непосредственного жизненного опыта,
    когда человек на протяжении своей жизни
    наблюдает какие-то события, или даже
    является их участником. Широкие массы
    населения как носители обыденного
    сознания на низшей ступени исторического
    сознания не способны привести его в
    систему, оценить с точки зрения всего
    хода исторического процесса.
    Вторая
    ступень исторического сознания может
    формироваться под влиянием художественной
    литературы, кино, радио, телевидения,
    театра, живописи, под влиянием знакомства
    с историческими памятниками. На этом
    уровне историческое сознание также еще
    не превращается в систематическое
    знание. Образующие его представления
    еще отрывочны, хаотичны, не упорядочены
    в хронологическом отношении.
    Третья
    ступень исторического сознания
    формируется на основе собственно
    исторических знаний, приобретаемых на
    уроках истории в школе, где учащиеся
    впервые получают представления о прошлом
    в систематизированном виде.
    На
    четвертой (высшей) ступени формирование
    исторического сознания происходит на
    базе всестороннего теоретического
    осмысления прошлого, на уровне выявления
    тенденций исторического развития. На
    основе накопленных историей знаний о
    прошлом, обобщенного исторического
    опыта формируется научное мировоззрение,
    предпринимаются попытки получить
    более-менее четкое представление о
    природе и движущих силах развития
    человеческого общества, его периодизации,
    смысле истории, типологии, моделях
    общественного развития.
    Значение
    формирования исторического сознания:
    1.
    Оно обеспечивает осознание определенной
    общностью людей того факта, что они
    составляют единый народ, объединяемый
    общностью исторической судьбы, традиций,
    культуры, языка, общностью психологических
    черт.
    2.
    Национально-историческое сознание
    — фактор оборонный, обеспечивающий
    самосохранение народа. Если его разрушить,
    то данный народ останется не только без
    прошлого, без своих исторических корней,
    но и без будущего. Это давно установленный
    на историческом опыте факт.
    3.
    Оно способствует отбору и формированию
    общественно значимых норм,
    морально-нравственных ценностей,
    складываются традиции и обычаи, образ
    мышления и поведения, присущий данному
    народу.

  3. Dianardin Ответить

    Понятие «история» принадлежит к числу древнейших научных понятий. В переводе с древнегреческого языка (istoria) оно означает «рассказ о прошедшем», «исследование», «расспрашивание», «узнавание». В древности это понятие относилось к любым видам познания окружающего мира.
    В современном языке термин «история» является достаточно многозначным. В «Словаре русского языка» СИ. Ожегова выделено семь значений слова «история»:
    1) действительность в ее развитии, движении;
    2) наука о развитии человеческого общества;
    3) ход, развитие, движение чего-нибудь (история дружбы);
    4) наука о развитии какой-то области природы, знаний (история театра);
    5) прошлое, сохраняющееся в памяти человека;
    6) рассказ, повествование;
    7) происшествие, преимущественно скандал «влип в историю».
    Однако предметом исторической науки являются не все значения слова «история», а два основополагающих:
    1) прошлое и все, что с ним происходит;
    2) рассказ о былом, описание, сказание о нем.
    Предмет истории сам историчен. Подход к нему, цели и задачи, стоящие перед предметом, менялись в разные эпохи, оценивались по-разному в зависимости от обстоятельств и «социального заказа».
    На наш взгляд, следует выделить несколько аспектов понимания предмета истории учеными-обществоведами:
    а) это убеждение в том, что главным объектом исторического изучения является человек;
    б) неправомерное расширение предмета истории как науки.
    С одной стороны, попытки расширить исторические знания способствуют более полному представлению о рассматриваемом времени, с другой – второстепенные данные затушевывают основные события и факты.
    Из всего сказанного вытекает определение предмета истории. История как наука исследует конкретные, ограниченные определенными пространственно-временными рамками закономерности общественного развития, связанные с деятельностью людей, а также объективные предпосылки и результаты этой деятельности.
    Как одна из общественных наук история руководствуется законами общественных наук и собственными принципами и закономерностями.
    Если общесоциологические законы раскрывают внутренние, существенные связи явлений общественной жизни в целом (закон соответствия производительных сил производственным отношениям), то исторические закономерности в большей степени носят вероятностный характер. Условность исторических закономерностей связана с деятельностью человека, вызывается сознанием и волей людей. Выделим некоторые закономерности.
    1. Закономерность социально-политических перемен. Закономерность революции. Известно, что революция и замена одного правительства другим – это понятия не одного порядка. Однако в одном они схожи – проявляются не сами по себе, а в результате определенных условий. Наличие революционной ситуации свидетельствует лишь об объективных предпосылках революции, т. е. возможности революции. Если не будет силы, способной учесть объективные условия, то революция не произойдет. Следовательно, нужен и субъективный фактор (деятельность масс, общественных организаций, партий, личностей). В нашей истории есть подтверждение тому, что не всякая революционная ситуация приводит к революции: революционные ситуации 1859–1861 гг., 1879–1880 гг.
    2. Закономерность человеческой необходимости и исторической случайности. В исторической литературе существует несколько подходов к данной проблеме:
    • отрицание фактора случайности – «всё в руце Божией»;
    • утверждение, что вся жизнь человека, начиная с его рождения, вся его деятельность – это случайность (этой точки зрения придерживался, например, Вольтер);
    • стремление большинства ученых примирить эти крайние подходы.
    Необходимость и случайность – категории, отражающие два вида объективных связей окружающего мира. Они равноправны в историческом процессе и должны учитываться наукой.
    3. Закономерность альтернативности. Суть в том, что признание случайности в историческом процессе обусловливает его многовариантность, альтернативность. Ведь в каждый конкретный момент исторической действительности существуют различные варианты принятия решений. Результатом реализации того или иного решения могут быть события, которые дополняют, соприкасаются, действуют независимо или исключают друг друга.
    Только в сочетании определенных обстоятельств начинает реализовываться та или иная возможность.
    История – наука, а не плод чьего-либо воображения. Ее особенностью является то, что исторический процесс одновременно альтернативен и инвариантен, т. е. он не меняется, необратим и однозначен. Примером альтернативности может служить перепутье, на котором оказалась Россия в начале XX в.
    4. Диалектика объективного и субъективного в историческом процессе. Известно высказывание К. Маркса: «Люди сами делают свою историю, но они ее делают не так, как им вздумается, при обстоятельствах, которые не сами они выбрали, а которые непосредственно имеются налицо, даны им и перешли от прошлого» [2].
    История бледна без личностей, как и личность в большинстве своем не свободна от тех условий жизни, в которых живет общество.
    5. Единство теоретической и историко-исследовательской деятельности. По объекту исследования история сближается с социологией. Социология, изучая общие законы развития общества, вынуждена опираться на историю как практику проявления этих законов. В то же время историк не может уйти от теоретических обобщений, выводов, представлений о характере исторического процесса, его движущих силах и т. п.
    6. Разумное использование исторического опыта в современной жизни. Н.М. Карамзин, следуя традициям, заложенным Геродотом и Фукидом, в предисловии к «Истории государства Российского» отмечал: «История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего».
    Историческая наука не может ограждаться забором прошлого. Ведь то, что нас окружает сегодня, – завтрашняя история.
    7. Неприятие схематизма, упрощенчества, поверхностности.
    Если перечисленные категории присутствуют в исследовании или их содержание служило подходом к исследованию, то можно смело утверждать, что данная работа неисторична. Для историка недостаточно утверждения типа «Петр I был хорошим государственным деятелем, ибо заботился о процветании страны». Данный тезис будет верным, если он подкреплен примерами, фактами, документами.
    8. Связь общего, частного и особенного в историческом процессе. История изучает не столько общее развитие человеческой цивилизации, сколько события и факты, заслуживающие внимания, имеющие последствия.
    9. Изучение деятельности человека и ее результатов в развитии как последовательной цепи совершающихся во времени событий, образующих в своей совокупности известные причинно-следственные ряды. Если бы общество или жизнь человека были статичными и однообразными, то не существовало бы и истории как науки. Однако исторические события не хаотичны, как молекулы и мельчайшие частицы жидкости или газа по теории Р. Броуна. Закономерность в развитии исторических событий является необходимым условием анализа исторической науки.
    Из ранее сказанного следует выделить важнейшие принципы исторической науки.
    Во-первых, принцип объективности исторического познания.
    Во-вторых, принцип историзма. Этот принцип окончательно введен в научный оборот только в XIX в. Понятие «историзм» употребляют в широком и узком смысле. Если в широком смысле это понятие используют для обозначения способа мышления как взаимосвязи прошлого и настоящего, то в узком смысле имеется в виду изучение события без отрыва от тех условий, в которых оно происходило, т. е. конкретно-исторический подход.
    В-третьих, принцип творческого подхода к анализу событий. Реализация исследователем этого принципа зависит от осуществления следующих обязательных правил: а) добросовестно и всесторонне анализировать историческое явление; б) не отвергать то, что не вкладывается в устоявшуюся схему; в) стремиться использовать новейшие методы исследования и изучения истории: сравнительно-исторический, статистический, ретроспективный (обращенный в прошлое). Методы исследований дополняются методами на основе математики, электроники, лазерной техники и т. п. Появилась новая наука – клиометрия (исследование прошлого математическими методами), а в археологии широко используются радиоуглеродные и дендрохронологические (изучение годичных колец деревьев) методы.
    Таким образом, историческая наука, опираясь на общие методологические законы и принципы общественных наук, владеет и собственной методологией. Понятие «методология» обозначает, во-первых, совокупность приемов исследования, применяемых в конкретной науке, во-вторых, учение о методах научного познания и преобразования мира.
    Большинство историков приходят к убеждению, что методология истории изучает природу, принципы и методы исторического познания. Общенаучные, методологические элементы, такие как закон, закономерности, принципы (т. е. исходные понятия, основные правила поведения), категории, методы и т. п., сами историчны и служат научным аппаратом исторической науки. Развитый исторический аппарат характеризуется научной строгостью, определенностью, универсальностью, дифференцированностью, логической точностью, внутренней непротиворечивостью и т. п.
    Было ошибкой недавнее искусственное деление методологии истории на два периода – домарксистский и марксистский. Эти понятия превращали историю в ненаучную дисциплину.
    Рис. 1. Функции исторического познания
    Рис. 2. Значение изучения истории

  4. Frostseeker Ответить

    История – понятие многозначное. Это и человеческая память о чем-либо, и некое событие, и действительность в процессе ее развития. Но в данной статье мы кратко расскажем о том значение этого слова, что толковый словарь Ожегова определяет как «совокупность наук, изучающих прошлое человеческого общества». Мы расскажем об истории как науке.

    Объект и предмет, цели и задачи

    История относится к гуманитарным и общественным наукам. Точно определить ее объект и предмет – сложно, так как круг ее интересов очень широк.
    Чаще всего, объектом изучения истории называют общность составляющих человечество обществ, но также можно встретить иные вариант определения объекта истории, более узкие – ход становления и развития общества, отдельные события прошлого.
    Предмет исторической науки, в широком смысле – совокупность проявлений человеческой жизни, всех действий людей (отдельных лиц, групп, сообществ и т.д.) от зарождения общества до настоящего времени, в более узком – закономерности развития общества.
    Основная цель истории – поиск системного и объективного знания об историческом процессе.
    Задачами же исторической науки являются:
    1. Поиск и раскрытие смысла исторического процесса.
    2. Изучение исторических событий.
    3. Поиск закономерности между происходившими событиями.
    4. Недопущение повторения ошибок прошлого.
    5. Понимание причин современного состояния общества.

    Функции

    Среди функций исторической науки принято выделять четыре основные:
    1. Познавательная (интеллектуально-развивающая) – изучение различных событий и их причин, предпосылок и последствий. Познание личности, человечества, этноса, государства и т.д.
    2. Мировоззренческая – понимание исторической перспективы и формирование взвешенного научного взгляда на мир и происходящие в нем события.
    3. Воспитательная – формирование исторического сознания, моральных и личностных качеств на основе опыта прошлого.
    4. Политическая (практически-политическая) – выявление тенденций развития общества и создание с их помощью взвешенного политического курса.

    Методология и принципы научного познания

    История использует как собственные методы, так и методы других наук (геологии, лингвистики, математики и т.д.). Данное деление достаточно условно, так как некоторые исторические методы применяются и в иных дисциплинах. К числу специальных исторических методов относятся:
    1. Идеографический (конкретно-исторический) – описание событий и фактов.
    2. Хронологический – представление материала в хронологической последовательности.
    3. Сравнительно-исторический – изучение события или явления в связке с другими ему подобными, имевшими место в иное время и/или в ином месте.
    4. Историко-генетический – анализ возникновения исследуемого явления.
    5. Ретроспективный – изучение причин и предпосылок события через последовательную возвратную реконструкцию.
    6. Историко-типологический – классификация объектов по определенному признаку или ряду признаков с целью облегчения анализа данных объектов. Часто применяется в археологии, нумизматике и ряде иных дисциплин.
    7. Нарративный (описательно-повествовательный) – описание исторических событий.
    Помимо этого, историческая наука опирается на определенные принципы научного познания:
    1.Принцип историзма – необходимо рассматривать все события, явления и факты в связке с соответствующей исторической обстановкой, учитывая их взаимосвязь.
    2.Принцип объективности – каждое явление необходимо рассматривать со всех сторон, основываясь на фактах и принимая во внимание как отрицательные, так и положительные его аспекты.
    3.Принцип социального подхода – требуется учитывать роль и интересы всех слоев социума.
    4.Принцип альтернативности – необходимо анализировать вероятность событий с учетом объективных реалий и допускать различные варианты хода событий.
    5. Принцип детерменизма – все явления и события не случайны и имеют причинно-следственную связь.

    Вспомогательные исторические дисциплины

    Вспомогательные исторические дисциплины (ВИД) — научные дисциплины, исследующие конкретные аспекты содержания исторических источников. Они обладают собственными областями исследования и своими, иногда – уникальными, методами. Вот ряд примеров подобных дисциплин и их объектов изучения:
    1. Археография – теория и практика издания письменных источников.
    2. Архивоведение – различные стороны архивного дела.
    3. Бонистика – уже не используемые денежные знаки и кредитные документы.
    4. Генеалогия – родственные связи, происхождение.
    5. Геральдика – гербы и использование.
    6. Дипломатика – дипломатические и юридические документы.
    7. Историческая метрология – меры длины, веса, объема и т.д.
    8. Источниковедение – исторические источники.
    9. Кодикология – рукописные книги.
    10. Нумизматика – монеты, чеканка.
    11. Ономастика – имена собственные.
    12. Палеография – письмо, памятники письменности.
    13. Сфрагистика – печати и оттиски.
    14. Хронология – установление датировки событий и документов.
    15. Эпиграфика – древние надписи на металле, камне и других нетипичных объектах.

  5. Faem Ответить

    “История”
    в переводе с греческого означает
    повествование, рассказ о том, что
    известно. Еще со времен античности наука
    о прошлом становится самостоятельной.
    Но сама история сложилась значительно
    позже (в России – примерно с начала 18
    века). В настоящее время история как
    научная дисциплина делится на две
    историю Природы и историю Человечества.
    История
    человеческого общества – это наука,
    изучающая развитие цивилизаций и
    человечества. История включает в себя
    всемирную историю и историю отдельных
    стран, народов и цивилизаций.
    Существуют
    две концепции рассмотрения исторического
    процесса:
    1.
    Линейное развитие. Гегель, Маркс. Вся
    история развивается в одном направлении,
    проходя целый ряд этапов, единых для
    всех, по прямой.
    2.
    Цивилизационное развитие. 19 век.
    Данилевский, Тойнби. Прошлое человечества
    это совокупность замкнутых цивилизаций,
    каждая проживает свою историю, проходя
    стадии рождения, становления, рассвета,
    упадка и гибели.
    Но
    в основе всех исследований лежит изучение
    исторических фактов. Исторические
    источники – это все, что отражает
    исторический процесс и дает возможность
    изучать прошлое человеческого общества,
    т.е. такие источники, которые непосредсвенно
    связаны с деятельностью человека и
    дошли до нас в виде предметов материальной
    культуры, памятников писменности,
    устного творчества, элементов нравов,
    обычаев и языка. Существует 6 видов
    источников:
    1.
    Письменные: а.
    Эпиграфические (офицальные надписи,
    законы). б.
    Граффити (надписи и рисунки, не носящие
    офицального характера). в.
    Документы, рукописи.
    г.
    Печатные материалы (с 15 века).
    2.
    Вещественные (оружие, украшения, посуда,
    одежда)
    3.
    Этнографические (быт, нравы)
    4.
    Фольклерные (легенды, устное народное
    творчество)
    5.
    Лингвистические (письмена, названия)
    6.
    Кино-фотодокументы.
    До
    сих пор для историков самыми важными
    являются письменные.

    2. Восточные славяне: происхождение, расселение, соседи.

    Славяне
    обособились из индоевропейской общности
    в середине II тысячелетия до н.э. Прародиной
    ранних славян (праславян), по археологическим
    данным, была территория к востоку от
    германцев – от р. Одер на западе до
    Карпатских гор на востоке. Ряд
    исследователей считает, что праславянский
    язык начал складываться позднее, в
    середине I тысячелетия до н.э.
    Первые
    письменные свидетельства о славянах
    относятся к началу I тысячелетия н.э. О
    славянах сообщают греческие, римские,
    арабские, византийские источники.
    Античные авторы упоминают славян под
    именем венедов (римский писатель Плиний
    Старший, историк Тацит, I в. н.э.; географ
    Птолемей Клавдий, П в. н.э.).
    В
    эпоху Великого переселения народов
    (III-VI вв. н.э.), совпавшего с кризисом
    рабовладельческой цивилизации, славяне
    освоили территорию Центральной, Восточной
    и Юго-Восточной Европы. Они жили в лесной
    и лесостепной зоне, где в результате
    распространения орудий труда из железа
    стало возможно вести оседлое земледельческое
    хозяйство. Заселив Балканы, славяне
    сыграли значительную роль в разрушении
    дунайской границы Византии.
    Восточные
    славяне занимали территорию от Карпатских
    гор на западе до Средней Оки и верховьев
    Дона на востоке, от Невы и Ладожского
    озера на севере до Среднего Поднепровья
    на юге. Славяне, осваивавшие
    Восточно-европейскую равнину, вступали
    в контакт с немногочисленными
    финно-угорскими и балтийскими племенами.
    Происходил процесс ассимиляции
    (смешивания) народов. В VI—IX вв. славяне
    объединялись в общности, имевшие уже
    не только родовой, но и территориально-политический
    характер. Племенные союзы – этап на пути
    складывания государственности восточных
    славян.
    В
    летописном рассказе о расселении
    славянских племенных союзов названо
    полтора десятка объединений восточных
    славян. Эти союзы включали в себя 120-150
    отдельных племен, имена которых были
    уже утрачены. Каждое отдельное племя,
    в свою очередь, состояло из большого
    количества родов и занимало значительную
    территорию (40-60 км в поперечнике).
    Племенные
    союзы:
    Поляне
    – лесостепи по среднему течению Днепра.
    Северяне
    – между устьями рек Десны и Роси.
    Древляне
    – леса правобережья Днепра.
    Дреговичи
    – болотистая местность между реками
    Припятью и Западной Двиной.
    Полочане
    – от реки Полота до притока Западной
    Двины
    Бужане
    и волыняне – к югу от реки Буг
    Уличи
    – междуречье Прута и Днепра
    Тиверцы
    – между Днепром и Южным Бугом
    Вятичи
    – по рекам Ока и Москва
    Кривичи
    – на запад от рек Ока и Москва
    Радимичи
    – по р. Сожь и ее притокам
    Белые
    хорваты – северная часть западных склонов
    Карпат
    Ильменьские
    словене – вокруг озера Ильмень
    Соседями
    восточных славян были на северо-западе
    балтийские летто-литовские (жмудь,
    литва, пруссы, латгалы, земгалы, курши)
    и финно-угорские (чудь-эсты, ливы) племена.
    Финно-угры соседствовали с восточными
    славянами и с севера, и на северо-востоке
    (водь, ижора, карелы, саами, весь, Пермь).
    В верховьях Вычегды, Печоры и Камы жили
    югры, меря, черемисы-мары, мурома, мещера,
    мордва, буртасы. На востоке от впадения
    р. Белой в Каму до средней Волги
    располагалась Волжско-Камская Булгария,
    ее население составляли тюрки. Их
    соседями были башкиры. Южнорусские
    степи в VIII-DC вв. занимали мадьяры (венгры)
    – финно-угорские скотоводы, которых
    после их переселения в район озера
    Балатон сменили в IX в. печенеги. На Нижней
    Волге и степных просторах между Каспийским
    и Азовским морями господствовал Хазарский
    каганат. В районе Черного моря доминировали
    Дунайская Болгария и Византийская
    империя.

  6. Faem Ответить

    X
    •Вопрос 1. История как наука. Особенности истории России
    •Вопрос 2. Происхождение славян и их расселение в Европе. Восточные славяне накануне образования государства.
    •Вопрос 3. Основные этапы становления древнерусской государственности.
    •Вопрос 4. Древнерусское государство, его экономическое и общеполитическое устройство.
    •Вопрос 4. Принятие христианства на Руси.
    •Вопрос 6. Политическая раздробленность Древней Руси (XI – сер. XIII вв.)
    •Вопрос 7. Монголо-татарское иго на Руси и его последствия.
    •Вопрос 8. Образование единого Великорусского государства (XIV- XV вв.)
    •Вопрос 9. Особенности политического и социально-экономического развития русских земель в период создания единого
    •Вопрос 10. Русское государство в XVI в.
    •Вопрос 11. «Смутное время» в России: причины, сущность, последствия
    •Вопрос 12. Развитие крепостнических отношений на Руси. Особенности российского феодализма.
    •Вопрос 13. Реформы Петра I
    •Вопрос 14. «Дворцовые перевороты»: сущность, движущие силы.
    •Вопрос 15. Политика «просвещенного» абсолютизма Екатерины II
    •Вопрос 16. Новые попытки модернизации России при Александре I
    •Вопрос 17. Начало буржуазных реформ в России: отмена крепостного права, реформы 60-70-х гг. XIX в.
    •Вопрос 18. Особенности экономического развития в пореформенной России.
    •Вопрос 19. Основные политические течения в России во второй половине XIX в.
    •Вопрос 20. Социально-экономическое и политическое развитие в начале XX d/ Реформы с.Ю. Витте
    •Вопрос 21. Политические партии в России: генезис, классификация, программы, тактика.
    •Вопрос 22.Российская революция 1905-1907 гг.: причины, характер, основные этапы и итоги.
    •Вопрос 23. Россия 1907-1914 гг. Третьеиюньская монархия и ее сущность. Первый опыт российского парламентаризма.
    •Вопрос 24. Аграрный вопрос в России в начале XX в. Реформы п.А. Столыпина.
    •Вопрос 25. Февральская революция1917 г. Падение монархии.
    •Вопрос 26. Россия от Февраля к Октябрю 1917 г.: борьба за выбор путей общественного развития.
    •Вопрос 27. Нарастание общенационального кризиса в России осенью 1917 г. Октябрьское вооруженное восстание в Петрограде. Второй Всероссийский съезд Советов и его декреты.
    •Вопрос 28. Становление советской политической системы.
    •Вопрос 29. Гражданская война, интервенция в России: причины, сущность, основные этапы и итоги. Политика «военного коммунизма».
    •Вопрос 30. Экономический и политический кризис в Советской России в начале 20-х гг. Переход к нэПу, ее сущность и значение.
    •Вопрос 31. Социально-экономические преобразования в 30-е годы XX века.
    •Вопрос 32. Политическая система ссср в 30-годы XX века.
    •Вопрос 33. Ссср накануне и в начальный период Второй мировой войны.
    •Вопрос 34. Начало вов. Причины поражения Красной Армии в 1941-1942 гг.
    •Вопрос 35. Основные этапы вов. Мобилизация сил и средств страны для обеспечения победы.
    •Вопрос 36. Объединение усилий антифашистских сил мирового сообщества в годы войны. Антигитлеровская коалиция: взаимодействия союзников и их разногласия.
    •Вопрос 37. Победоносное завершение Великой Отечественной и второй мировой войны. Уроки и итоги войны. Цена победы.
    •Вопрос 38. Изменения в расстановке политических сил в мире после второй Мировой войны. Холодная война: причины, сущность и последствия.
    •Вопрос 39. Основные тенденции. Социально-экономического и общественно-политического развития ссср в 1945-1952 гг.
    •Вопрос 40. Советское общество в 1953-1964 гг.
    •Вопрос 41. Реформы в 1965 г. И их незавершенность. Нарастание кризисных явлений в советском обществе в 70-е – первой половине 80-х гг.
    •Вопрос 42. Перестройка в ссср и ее последствия.
    •Вопрос 43. От перестройки в ссср к демократической России (1991-1993 гг.).
    •Вопрос 44. Становление новой российской государственности (1993-2004 гг.).
    •Вопрос 45. Внешнеполитическая деятельность России в условиях новой геополитических ситуаций.

  7. Mogis Ответить

    Различают экономическую и социальную статистику. Подробнее о них далее:
    Экономическая статистика. Данная отрасль занимается изучением экономических процессов с точки зрения анализа развития экономики в обществе. Здесь собирают, обрабатывают и анализируют информацию о данной сфере общества. Благодаря данному виду статистики можно оценить положение экономики в целом по стране.
    Социальная статистика. Исследует изменения социального характера, количественные и качественные. Общество, а также совокупность процессов и явлений, с ним связанных, являются предметом для изучения. Социальная статистика позволяет выявить развитие социальных условий населения. Структура населения, его состав, уровень доходов населения, бытовые условия – лишь небольшой перечень показателей для социальной статистики.

    Как устроена современная статистика в Российской Федерации?

    Структура статистических органов аналогична административно-территориальному делению государства. Городские и районные управления подчиняются областным, краевым, республиканским учреждениям статистики.
    Главной является Федеральная служба государственной статистики России. Она представляет официальные статистические сведения Президенту Российской Федерации, Правительству и другим государственным органам. Координация деятельности других органов статистики также возложена на Госкомстат. Распространяя официальные доклады, Госкомстат обеспечивает доступ любого жителя страны к информации.

    Статистика на международном уровне

    Изменения в экономических и социальных связях между государствами предопределили появление международной статистики. Изначально координировали функции международной статистики Международные конгрессы. Они определяли методологию статистических исследований.
    В историю статистики внесла вклад ООН. В 1946 году в Организации объединенных наций была создана Статистическая комиссия, а в ее составе рабочая группа из шести подразделений по следующим направлениям:
    промышленная статистика;
    статистика международной торговли;
    статистика цен;
    финансовая статистика;
    статистика окружающей среды;
    счетоводство.
    В организации объединенных наций есть и Статистическое бюро. Сотрудники этого подразделения составляют доклады для комиссии, обрабатывают и публикуют данные, обеспечивают работу учебных центров и так далее.
    Статистическое бюро сыграло большую роль в развитии статистики международного уровня. Им ежегодно выпускаются различные материалы по международной статистике. Например, «Статистический ежегодник ЮНЕСКО» или «Демографический ежегодник». Сборники по мировой торговле, промышленности и финансам также выпускаются ежегодно.
    Еще более широкое понятие в статистике – Гармонизированная статистическая система. В ее состав вошли: Статистическая комиссия ООН и ее отраслевые подразделения, статистические издания международного уровня, ЮНЕСКО, МВФ, ВОЗ и другие учреждения ООН, региональные статистические организации.

    Роль статистики в современном обществе

    Статистика продолжает развиваться и как наука, и как сфера деятельности. Таким образом, термин этот в наше время используется как отрасль практической деятельности, цифровой материал или научная дисциплина.

    Невозможно существование статистики в каком-либо одном значении, на одном уровне. Все они находятся во взаимодействии, дополняя друг друга. В статье изложена кратко история статистики. Подробную информацию можно найти в учебниках или трудах по данной дисциплине.

  8. razhabov Ответить

    Большое влияние на развитие исторической науки в России в 30-40 годы XIX века оказали дискуссии между западниками и славянофилами
    В послепетровский период немецкими историками на основе изучения русских летописей была создана норманнская теория
    У истоков исторической науки в России стояли В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов
    В России история как наука возникает в связи с изучением и критическим осмыслением источников в XVIII веке
    Историческая наука возникла в России в XVIII в.
    Отцом истории называют Геродота
    Тема 4
    Обязательная составляющая исторической науки – категории
    Географический детерминизм – ход истории определяет географическая среда
    Большую роль в разработке цивилизационной методологии сыграли Н. Данилевский, А. Тойнби, О. Шпенглер
    В соответствии с марксистским подходом, переход от одной общественно-экономической формации к другой осуществляется через социальную революцию
    Господствующим в познании исторического прошлого в советский период был марксистский подход.
    Марксистский подход – переход от одной формации к другой через социальную революцию
    Линейное развитие общества – характерное представление марксизма
    Марксистский подход в истории человеческого общества определяет 5 общественно-экономических формаций
    Формация – основополагающее понятие марксизма
    Изменение социально-экономических отношений
    Создателями формационной теории явились: К. Маркс и Ф. Энгельс
    Марксистская теория возникла в XIX веке.
    Методология, в соответствии с которой исторический процесс представлялся как последовательная смена в истории человечества общественно-экономических формаций
    Подход, в соответствии с которым исторический процесс представлялся как последовательная смена в истории человечества общественно-экономических формаций
    Марксистское понимание причин возникновения государства:
    – образование классов и обострение борьбы между ними
    Марксизм характеризуется абсолютизацией классовой борьбы
    7) Цивилизационный подход – выявляет специфику и многообразие локальных человеческих обществ, рассматривает историю как эволюцию мировых и региональных цивилизаций, обладающих общими культурно-историческими чертами
    8) Синтетический подход – соединяет разные подходы
    Концепция догоняющего варианта развития стала модификацией синтетического подхода
    Историография истории:
    Историография – История исторической науки, ее становления и развития

  9. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *