В каком веке возникла социология как наука?

13 ответов на вопрос “В каком веке возникла социология как наука?”

  1. Слезы души Ответить

    Наиболее полно основы этой концепции изложены американским социологом Т.Парсонсом, опирающимся в своих поисках на концепции Спенсера и Дюркгейма. Базовой идеей является идея «социального порядка», которая олицетворяет стремление поддержать равновесие системы, согласовать между собой различные ее элементы, добиться согласия между ними. Эти представления долгое время господствовали в западной социологии, иногда под несколько видоизмененным названием – структурализм. Во Франции его развивали М.Фуко, К.Леви-Стросс и др. Основной подход этой теории состоит в определении частей общества, выявлении их функций. Вместе с тем, структурный функционализм практически отвергал идею развития, призывая к поддержанию «равновесия» внутри существующей системы, согласованию интересов различных структур и подсистем. Такой вывод был сделан на основе анализа общественного и государственного устройства США, которое Т.Парсонс считал эталоном, и стабильность которого расценивал как большое достижение.
    Совершенствовать структурный функционализм был призван неоэволюционизм, который обратился к проблеме человека и пытался объяснить процесс усложнения социальных систем через всевозрастающую дифференциацию функций, выполняемых индивидами. Р.Мертон, пытаясь преодолеть ограниченность структурно-функционального подхода, создал теорию социальных изменений путем введения понятия «дисфункция». Он привнес в функционализм идею изменения, но ограничил изменение «средним» уровнем – уровнем конкретной социальной системы. Идея социальных изменений вызвала к жизни необходимость поиска и исследования причинно-следственных связей.

    Теории социального конфликта.

    В основе развития, утверждал американский ученый Ч.Р.Миллс, крайне критически относившийся к традиционной социальной науке, лежит конфликт, а не конформизм, согласие, интеграция. Общество всегда находится в состоянии нестабильности, потому что в нем идет постоянная борьба между различными социальными группами, олицетворяющими те или иные интересы. Более того, опираясь на идеи К.Маркса, М.Вебера, В.Парето и Г.Моска, Миллс утверждал, что высшим проявлением этого конфликта является борьба за власть. Другой теоретик-конфликтолог, немецкий социолог Р.Дарендорф считает, что все сложные организации основываются на перераспределении власти. По его мнению, в основе конфликтов лежат не экономические, а политические причины. Источником конфликтов является так называемый политический человек. Ранжируя конфликты (конфликты противников одного уровня, конфликт противников, находящихся в отношении подчинения, конфликт целого и части), он получил 15 типов и подробно проанализировал возможность их «канализации» и регулирования. Еще один сторонник этой теории, американский социолог Л.Козер, определил социальный конфликт как идеологическое явление, отражающее устремления и чувства социальных групп или индивидов в борьбе за власть, за изменение социального статуса, перераспределение доходов, переоценку ценностей и т.п. Большинство представителей этого направления подчеркивают ценность конфликтов, которые предотвращают окостенение общества, открывают дорогу инновациям, становятся источником развития и совершенствования. Вместе с тем эта позиция отвергает стихийность конфликтов и ратует за возможность и необходимость их регулирования.

    Бихевиоризм.

    Творческий импульс этой теории состоит в том, что на первое место выдвигается сознательная человеческая деятельность, необходимость изучения межличностного взаимодействия вместо овеществления социальных отношений, реализуемого структурно-функциональным подходом. Другой особенностью этого направления была опора на изучение конкретного состояния человеческих отношений в рамках определенных социальных организаций и социальных институтов, что позволяло теоретические схемы насыщать «кровью и плотью» окружающей социальной реальности. (См. также БИХЕВИОРИЗМ).

    Теория социального обмена.

    Наиболее яркие ее представители американские социологи Дж.Хоманс и П.Блау исходили из примата роли человека, а не системы. Они отстаивали огромную значимость психических качеств человека, ибо для того, чтобы объяснить поведение людей, необходимо знать их душевное состояние. Но главное в этой теории, по Блау, заключается в том, что люди постоянно стремятся получить вознаграждение (одобрение, уважение, статус, практическую помощь) за свои действия. И вступая во взаимодействие с другими людьми, они получают это, хотя взаимодействие не всегда будет равным и удовлетворяющим всех его участников.

    Символический интеракционизм.

    В поиске выхода из противоречий бихевиористского подхода представители данной теории стали объяснять поведение людей с точки зрения того значения, которое личность или группа придает тем или иным аспектам ситуации. Американский социолог Дж.Г.Мид как создатель этой теории сосредоточил свое внимание на исследовании процессов «внутри» поведения как целого. Сторонники этого подхода огромное значение придавали языковой символике. Для них характерно представление о деятельности как совокупности социальных ролей, которая олицетворяется в виде языковых и других символов, что послужило основанием для наименования этого направления как «ролевая теория».

    Феноменологическая социология.

    Свое начало она берет от философской концепции немецкого ученого Э.Гуссерля. На основе данной теории возникла «социология обыденного сознания», обоснованная в трудах австрийского философа и социолога А.Шюца. В центре внимания сторонников феноменологического подхода оказывается не мир в целом, как у позитивистов, а человек в его специфическом измерении. Социальная реальность, по их мнению, не есть некоторая объективная данность, которая находится изначально вне субъекта и только потом посредством социализации, воспитания и образования становится его составляющей. У феноменологов социальная реальность «конструируется» посредством образов и понятий, выражаемых в коммуникации. Социальные события, согласно их представлениям, лишь кажутся объективными, тогда как в действительности они предстают как мнения индивидов об этих событиях. Поскольку же именно мнения образуют социальный мир, постольку понятие «значение» оказывается в центре внимания этой школы
    В рамках феноменологической концепции сложились две крупные школы – социология знания и этнометодология (последний термин сконструирован по аналогии с этнографическим термином этнонаука – зачаточные знания в примитивных обществах). Что касается социологии знания, то она представлена К.Маннгеймом, который обращал основное внимание на изучение тех структур, в которых так или иначе присутствуют взаимосвязи мышления и общества. Именно с этих позиций он подходил к трактовке идеологии, истины, роли интеллектуальной жизни в обществе. Эти идеи были развиты американцем П.Бергером и немцем Т.Лукманом, которые стремились обосновать необходимость «узаконения» символических универсалий общества, ибо внутренняя нестабильность человеческого организма требует «создания самим человеком устойчивой жизненной среды». Американский социолог Г.Гарфинкель, будучи одним из самых ярких и последовательных представителей этнометодологии, сформулировал ее программное положение: «Черты рациональности поведения должны быть выявлены в самом поведении». В соответствии с этим основная задача социологии – выявление рациональности обыденной жизни, которая противопоставляется научной рациональности.
    В последнюю четверть века 20 в. получила распространение мир-системная социология, основоположник которой немецкий социолог, работающий в США, У.Валлерстайн, рассматривает процессы развития общества с точки зрения глобализационных процессов, интенсивность которых стала ощутимой реальностью.
    Современная социология продолжает порождать новые теории и концепции. По мнению французского социолога А.Турена, особенность современной социологии состоит в изменении предмета исследования и исследовательских ориентаций. Если в середине 20 в. вся проблематика сосредоточивалась вокруг понятия социальной системы, то теперь она сосредоточивается вокруг понятия действия и активного деятеля (актора). В историческом плане можно сказать, что Макс Вебер одержал победу над Эмилем Дюркгеймом. Классический подход к социологии, в рамках которого она понимается как наука о социальных системах, почти исчез. Влияние наиболее видных представителей этой традиции – Парсонса и Мертона – ослабло. Соответственно изменился и категориальный аппарат: понятия социальных институтов, социализации, интеграции не являются более центральными социологическими понятиями. Гораздо большее значение приобретают понятие кризиса, риска и близких к ним категорий – дезорганизации, насилия, хаоса. Кроме того, в рамках франкфуртской школы, основное содержание теорий которой состоит в определении роли и значения политической власти, исследуется содержание идеологий, причины радикализации поведения, условия формирования социальных движений и акций протеста. Все более популярным вариантом социологического мышления становится теория рационального выбора, которую предложил американский социолог Н.Коулмен. Понятие системы им также отрицается. Главное внимание сосредоточивается на понятиях ресурсов и мобилизации. Оригинальным вкладом в современную социологию является концепция П.Бурдье о социальном поле, о социальном капитале и социальном пространстве.
    Но особенно привлекательными для новейших концепций социологии становятся идеи роли человека как активного социального субъекта, под влиянием которого осуществляются преобразования как в макро-, так и в мезо- и микросреде. В этой связи наиболее распространенными становятся такие определения социологии. «Социология – это наука о социальном поведении» (П.А.Сорокин). «Социология – это научное изучение человеческого поведения и социального окружения человека, которое влияет на это поведение» (К.Дуб). «Социология – это наука о методах исследования человеческого поведения» (Ст.Мур, Б.Хендри). «Социология – это систематическое изучение общества и социальной активности человеческого бытия. В качестве специфической дисциплины ее рассматривают в виде знания о том, как реальный человек думает и действует в облике социального творца» (Дж.Мейсионис). Таким образом, лицо современной социологии во все большей мере определяют теории, которые восходят к человеку, его сознанию, поведению в реальных социально-исторических условиях. Иначе говоря, практически все социологи в конце 20 – начале 21 вв. в прямой или косвенной форме исходят из проблем человека, индивида как социального существа, считая сознание и поведение основным критерием общественных изменений. Именно гуманистическая направленность, человеческое измерение общественной науки является важнейшей характеристикой состояния и развития социологии, что позволяет определить ее содержание как концепцию социологии жизни, которая в своей сущности учитывает состояние и тенденции общественного сознания и поведения в тесной связи с объективными условиями их существования.

    Предмет социологии.

    Если проанализировать основные результаты поисков сущности и содержания социологии во второй половине 20 века, то можно утверждать, что объектом всех заслуживающих внимания исследований является социальная реальность во всем ее противоречивом развитии. Все крупные работы современных социологов, выдержавшие испытание временем, были связаны с анализом социально-экономических, социально-политических и социально-культурных проблем. Но что значит изучать социальную реальность? С какой стороны к ней подойти? Что взять за исходную базу анализа? Как показывает реальная социологическая практика, в большинстве исследований (и теоретических, и прикладных), независимо от провозглашенных целей, как правило, анализируются социальные процессы и явления с точки зрения состояния реально функционирующего общественного сознания. В связи с этим, предмет социологии составляет совокупность трех компонентов сознания, поведения и среды (условий их проявления). Рассмотрим подробнее каждый из названных компонентов.
    Общественное сознание (с позиций социологии) выступает как реальное сознание, состоящее из знаний, мнений, ценностных ориентаций, установок, потребностей и интересов. Каждый из этих структурных элементов вырастает из непосредственно практической деятельности, не отделен от общественного бытия. Более того, они отражают не только случайные, стихийные связи и отношения, но и устойчивые закономерности и тенденции развития общества (пусть, может быть и в несовершенном виде). Человек развивается как родовое, общественное существо при помощи своего сознания и его реализации во всех сферах общественной жизни.
    В целом же реальное сознание по своему содержанию представляет собой сочетание рационального и эмоционального, переплетение мировоззренческих элементов, устоявшихся традиционных связей и привычек. И если эмоциональный компонент реального сознания больше связан с непосредственным впечатлением, сиюминутным воздействием, то его рациональный компонент интегрирует и прошлый опыт, и уроки не только личной, но и общественной жизни, позволяющей улавливать социальное звучание происходящих событий. В этом проявляется то, что роднит отдельные элементы практического восприятия действительности с научным, теоретическим сознанием. Преобладание стихийного, эмоционального в реальном сознании и поведении ни в коей мере не снимает значимости рационального, возможности, что оно, в конечном счете, будет определять его направленность и зрелость.
    Кроме того, все названные компоненты реального сознания – продукты коллективного творчества, характерного как для всего общества, так и для социальных групп, слоев и общностей. Возникая как реакция на непосредственное восприятие действительности, как отражение сложившихся условий существования, реальное сознание приобретает самостоятельную роль, выражаясь в общественном мнении, умонастроениях людей.
    Реальное сознание включает в себя здравый смысл, который не отрицает возможности познания глубинных сущностных процессов – оно даже предполагает его постоянное обогащение и использование в практической жизни человека. Реальное сознание не является результатом какой-то специализированной деятельности (в отличие от конкретных ее форм – политической, эстетической, нравственной и т.д.) и воспроизводится всеми видами деятельности человека. Хотя реальное сознание формируется под влиянием непосредственного опыта, в общественном воплощении оно образует своеобразное явление, творцом которого выступают класс, нация, социальная группа или социальный слой. Реальное сознание не есть собрание или механическое обобщение идей и взглядов – оно образует новую специфическую сущность, в которой проявляются устойчивые тенденции, объективно отражающие как состояние сознания, так и глубину осмысления им общественного бытия.
    И, наконец, реальное сознание отражает общественные противоречия, широкую гамму повседневных иллюзий, нередко очень близких по своей сути к обыденному сознанию. «…Взятое… как совокупность обыденных переживаний, то есть всех тех горестей и радостей, надежд и разочарований, из которых складывается повседневная жизнь, это обыденное сознание оказывается сплошным беспокойством, по сравнению с которым научное и философское сознание представляются чем-то вроде атараксии [душевного спокойствия] мыслителей эпохи эллинизма». (Т.И.Ойзерман, 1967)
    При рассмотрении реально функционирующего общественного сознания необходимо обратить внимание на то, что оно состоит из (и соответственно исследуется при помощи) таких его компонентов как:
    1) знания, убеждения, отношение (когда социолог выясняет, что люди знают, насколько они информированы, насколько «научно» их понимание);
    2) ценностные ориентации (какие устремления, желания рассматриваются как важное условие существования, оценки и регулирования поведения);
    3) мотивы (на реализацию каких потребностей и интересов направлены усилия людей);
    4) установки (ценностные отношения к социальному объекту, выражающиеся в готовности к положительной или отрицательной реакции на него).
    Особо надо обратить внимание на феномен социального настроения, главную характеристику общественного сознания, которое, как показывают результаты социологических исследований, является устойчивой его характеристикой при возможных изменениях отношения людей к конкретным экономическим и социальным реалиям.
    Вторым базовым понятием социологии является деятельность, поведение людей, которые выступают ступенью реализации всех или отдельных компонентов реально функционирующего общественного сознания. Сознание и поведение неразрывно связаны между собой, обуславливают друг друга, постоянно взаимодействуют, обогащают друг друга и конфликтуют между собой. Поэтому их нужно анализировать в неразрывном единстве, взаимосвязи и взаимообусловленности. Компоненты сознания (знания, идеи, мотивы, ценности, установки) становятся только тогда реальной силой, когда они воплощаются в деятельности, в действиях людей. Не секрет, что общественные намерения, желания, ориентации по тем или иным причинам не всегда реализуются в поступках, в акциях, в реальных делах. Поэтому для социологии важно познать формы и методы «превращения общественного сознания в общественную силу» (К.Маркс). Процесс реализации прогностической функции социологии, живое сознание и поведение – гораздо более богатые по содержанию специфические состояния общественной жизни, в которых переплетаются как научные знания, суждения и умозаключения, так и стихийное, продиктованное практическим опытом, непосредственное восприятие действительности и соответствующее ему действие. Иначе говоря, живое, практическое сознание и поведение – это реально функционирующая общественная жизнь во всем сложном переплетении как закономерных связей и отношений, так и случайных, единичных, а иногда и противоположных социальному прогрессу взглядов, идей и представлений. Именно такой подход позволяет объяснить на языке социологии многие процессы, выявить общее, присущее им не только во всех сферах общественной жизни, но и в условиях различных социально-экономических систем. В этой связи уместно привести характеристику социологии, данную П.А.Сорокиным как «науки, изучающей поведение людей, живущих в среде себе подобных» (1928).
    И, наконец, третий компонент предмета социологии – среда или конкретные социально-экономические, социально-политические и социально-культурные условия, олицетворяющие все виды общественной макро-, мезо- и микросреды. Социолог призван учитывать «особые жизненные обстоятельства», определяющие сознание и поведение людей.
    Изучение сознания и поведения в конкретной социально-исторической обстановке, переводит социологию из плоскости регистрирующей науки в плоскость активной общественной силы, участвующей в решении всех без исключения актуальных проблем развития человечества. В этой связи уместно напомнить, что общественное сознание и поведение становится предметом изучения только в условиях гражданского общества – общества, рожденного на определенной стадии исторического процесса, как результат эры новой истории, ведущей свой отсчет от периода великих буржуазных революций, от того времени, когда общество отделилось от государства.
    Только в условиях гражданского общества человек может демонстрировать принципиально новые черты поведения и образа жизни, когда он получает возможность действовать как самостоятельная общественная сила, влияние которой в значительной степени зависит от уровня и степени сознательности, творчества участников реального исторического процесса. О том, что творцом и движущей силой развития этого общества является сознание и поведение людей, говорит и такое образное выражение, приписываемое английскому историку и философу Т.Карлейлю: «Революции происходят не на баррикадах – они проходят в умах и сердцах людей».

    Структура социологии.

    Структура социологического знания определяется в зависимости от тех методологических принципов, которые применяются при исследовании социальной реальности. В социологии используются такие виды ее классификации как макро- и микросоциология, теоретическая и эмпирическая, фундаментальная и прикладная социология и т.д. Есть предложения определять структуру социологии с учетом всего научного знания, когда в объяснение ее содержания вовлекается знание, накопленное всеми науками. При ответе на этот вопрос можно исходить из двух предпосылок: структурировать только то знание, которое претендует называться социологическим, во- вторых, считать основной исходной характеристикой ее разделение на теоретическую и эмпирическую социологии.
    1. Базовый, исходный – первый – уровень социологического знания образует теория и методология, которые сосредотачивают свое внимание на уточнении и определении объекта и предмета социологической науки, ее понятийного (категориального) аппарата, закономерностей (тенденций) развития как социальной реальности, так и самой социологии, ее функций, места среди других наук. В рамках этого анализа привлекается и исторический материал (история социология), который показывает генезис идей, появление, рождение и угасание поисков (теорий, концепций), а также уточнение места социологии в системе социального и гуманитарного знания. Кроме того, на этом уровне вовлекается (адаптируется, приспособляется) теоретическое знание других наук в том отношении, как оно способствует, уточнению, обогащению и развитию социологического знания. Этот структурный уровень социологического знания называется теоретической социологией.
    2. Эмпирическая социология, которую представляют специальные социологические теории, соединяющие теоретико-методологическое знание с эмпирическими данными, полученными в ходе конкретных социологических исследований. Эмпирическая социология представляет собой единство теоретического знания (или теоретических замыслов) и эмпирической их проверки, в результате чего уточняется исходные положения, результативность и эффективность методологии и методики. Но эмпирическая социология, состоящая из специальных социологических теорий имеет свою внутреннюю иерархию. Эта иерархия начинается, во-первых, с обобщающих (системных) специальных (иногда их называют отраслевыми) социологических теорий – экономической и политической социологии, социологии социальной и духовной сфер жизни общества. Основанием для такой структуры социологического знания является обоснованное социальными философами и большинством социологов деление жизни общества на различные сферы, которые связаны с определенными видами деятельности – трудовой (производственной), социальной (в узком смысле этого слова), политической и культурной (духовной). Что касается экономической социологии, то ею исследуются социальные проблемы экономической жизни общества, посредством изучения сознания людей и соответствующего типа поведения, связанных с реализацией целей и задач общественного производства, с процессом удовлетворения потребностей и интересов людей в условиях функционирования социально-экономических отношений. Обращаясь к другой сфере общества, к социальной жизни, следует отметить, что социология в этой сфере изучает такие важнейшие и принципиальные проблемы, как социальная структура во всей ее многообразии, социальные процессы и институты, социальные общности. В ее рамках исследуются предпосылки, условия и факторы превращения классов, социальных слоев и групп в субъекты сознательной деятельности. Политическая социология изучает огромный пласт перехода от объективного к субъективному, сознательному развитию. Она изучает политические (классовые, групповые) интересы, которые базируются и исходят из воли, знаний и действий, т.е. методов и форм выражения политической деятельности человека, классов и социальных групп и обращена ко всему спектру чувств, мнений, суждений и отношений людей к процессам функционирования властных отношений, что позволяет представить пути функционирования государственности, выявить болевые точки развития политической жизни. Четвертой по счету, но не по значению обобщающей специальной социологической теорией является социология духовной жизни общества, исследующая деятельность по освоению имеющихся культурных ценностей, созданию новых, распределению и потреблению накопленных. Этот процесс является сложным, многоплановым и неоднозначным, поэтому так важно определить основные его составляющие. К таким структурным элементам следует отнести процесс социализации личности, образование, массовую информацию, культурно-просветительную деятельность, литературу, искусство, науку. Наконец, к обобщающим (системным) специальным социологическим теориям относится социология управления. Она связана с использованием особого класса задач — механизма регулирования социальных процессов — и поэтому может рассматриваться самостоятельно, на уровне выявления неких общих характеристик, независимо от конкретных обстоятельств, а может применяться в рамках каждой из сфер общественной жизни и составляющих их элементов, что требует выявления и анализа специфических особенностей управления в каждой конкретной области сознания и поведения людей
    Во-вторых, наряду с обобщающими (системными) теориями существуют основные специальные социологические теории, предметом исследования которых являются общественные процессы и явления, их специфические связи с другими явлениями и процессами, которые в своей целостности являются неотъемлемой составной частью той или иной сферы общественной жизни. В этих теориях рассматривают не общие взаимодействия, существующие между всеми общественными явлениями, а лишь характерные связи в рамках конкретной сферы общественной жизни. Так, экономическая социология включает в себя изучение таких процессов, которые образуют всю совокупность социально-экономических явлений: социологию труда, социологию рынка, социологию города и села, демографические и миграционные процессы и т.д. В этом смысле социология социальной жизни включает в себя изучение социально-профессиональной и возрастной структуры, этносоциологию, социологию молодежи, семьи и т.д. В свою очередь, политическая социология включает в себя социологию власти, политических партий и общественных движений, социологию права (хотя некоторые исследователи выделяют ее в самостоятельную научно-прикладную теорию), социологию армии, международных отношений. Что касается социологии духовной жизни, то она представлена социологией образования, культуры, религии, СМИ, науки, литературы и искусства.
    Сегодня в социологии уже в большей или меньшей степени оформлено свыше 50 основных специальных социологических теорий. Некоторые из них получили статус фундаментальных дисциплин, другие — прикладных, третьи — теоретико-прикладных. Их положение все еще полностью не осмыслено и с точки зрения перспектив социологии, и с точки зрения общественных потребностей. Анализ места специальных социологических теорий в системе социологического знания предполагает постоянный критический обзор их развития, особенно тех, которые имеют непосредственное значение как для понимания места, роли и функций социологической науки в современных условиях, так и для повышения эффективности и качества исследований.
    В социологии более, чем в любой другой общественной науке, заметно разделение на теорию и эмпирию, но это ни в коем случае не означает, что они существуют раздельно, не взаимодействуя между собой. Следование кажущейся самостоятельности теории и эмпирии в практике работы социологов ничем, кроме глубоких научных и методологических просчетов, не оборачивается.
    В-третьих, наряду с обобщающими (системными) и основными специальными социологическими теориями существуют частные вспомогательные концепции, объектом изучения которых выступают конкретные, отдельные явления и процессы, являющиеся производными от более «объемных» процессов и социальных феноменов. Такими объектами исследования являются в рамках социологии образования – высшее или дошкольное образование, в рамках социологии молодежи – молодежные движения, группы по интересам и т.д. Таким образом, современная структура социологического знания состоит из четырех элементов – теоретической социологии, состоящей из теоретико-методологического знания и эмпирической социологии, включающей в себя три уровня специальных социологических теорий, подразделяющихся на обобщающие (системные), основные и частные (конкретные).
    Основным характерным признаком социологии в современную эпоху становится антропоцентристский подход, ибо современная эпоха выявила непреходящую и все возрастающую ценность человека и его деятельности, жизни людей во всей ее многообразии. В рамках этого подхода человек предстает перед нами и как ресурс общественного развития и как носитель социального капитала, который является огромным резервом и импульсом общественного развития. Современные подходы, определяющие предмет социологии, заметно смещаются в направлении человековедения, к признанию того, что анализ проблем жизни людей во всем ее многообразии все больше и больше становится объектом внимания социологии. Человек в обществе и общество для человека – вот суть современной социологии
    Современная социология во все большей мере склоняется к трактовке самой себя как социологии жизни, так как она оперирует показателями отношений и взаимодействий людей к реальным проблемам, ситуациям, ко всему тому, что происходит в обществе, в котором они работают и живут.
    Ж.Т.Тощенко

  2. Umrn Ответить

    Normal
    false
    false
    false
    MicrosoftInternetExplorer4
    Лекция 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА:
    РАЗВИТИЕ, ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ
    Термин ”социология” происходит от латинского слова ”societas” (общество) и греческого ” hoyos ” (слово, учение). Из чего следует, что ”социология”- есть наука об обществе в буквальном смысле слова.
    На всех этапах истории человечество пыталось осмыслить общество, выразить свое отношение к нему (Платон, Аристотель). Но в научный оборот понятие ”социология” было введено французским философом Огюстом Контом в 30-х годах XIX века. Как самостоятельная наука социология активно формировалась в XIX веке в Европе. Причем наиболее интенсивно в ее становлении участвовали ученые, пишущие на французском, немецком и английском языках.
    Основателем этой науки является французский философ Огюст Конт (1798-1857гг.) Огюст Конт впервые обосновал необходимость выделения социального знания в самостоятельную науку и впервые определил ее предмет и специфические, лишь ей присущие методы.
    Огюст Конт был основоположником теории позитивизма, которая утверждала необходимость создания доказательной базы при изучении общественных явлений, какую имеют естественные науки. Поэтому социология, считал О.Конт, должна основываться только на научных методах получения эмпирической информации, таких, какими являются, например, методы наблюдения, сравнительный или исторический анализы фактов, метод использования статистических данных и эксперимент.
    Научный подход к изучению общества, предложенный О.Контом, должен был противостоять умозрительному рассуждению об обществе, который предлагала в то время метафизика (философское направление, которое утверждало, что реальность, в которой мы живем есть лишь плод нашего воображения). Это способствовало тому, что социология сразу стала развиваться как эмпирическая наука.
    Точка зрения Конта на социологию как науку тождественную обществознанию, господствовала в научной литературе до конца XIX века. В конце 19 – нач. 20 вв. в научных исследованиях общественных явлений стал выделяться на ряду с экономическим, демографическим, правовым и другими аспектами также и социальный. Предмет социологии в этой связи начинает менять свое содержание и сводится к изучению социальных сторон общественного развития.
    Первым социологом, определившим социологию как специфическую науку, отличную от обществознания, был Эмиль Дюркгейм ( 1858 -1917 ) – французский социолог и философ, создатель “ Французской социологической школы “ С его именем связан переход социологии от науки, тождественной обществознанию к науке, связанной с изучением социальных явлений и социальных отношений общественной жизни, т.е. самостоятельной, стоящей в ряду других общественных наук.
    Институционализация (в данном случае как общественное признание науки) социологии в нашей стране началась после принятия постановления Совнаркома в мае 1918 г. “ О социалистической академии общественных наук “, где специальным пунктом было записано “, что одной из первоочередных задач советской науки является проведение ряда социальных исследований в Петорградском и Ярославском Университетах. С этой целью в России был организован Социобиологический институт. В этом же году в Петроградском Университете был образован первый в России факультет общественных наук с социологическим отделением во главе с Питиримом Сорокиным.
    В этот период издается обширная социологическая литература теоретического профиля. Основная проблема, которая обсуждалась в ней в те годы – это определение направления дальнейшего развития: или по пути русской социологической мысли или по пути социологии марксизма. В этой связи в развитии российской социологии наблюдаются две различные социологические школы: представителей немарксиской социологической мысли ( М. Ковалевский, П. Михайловский, П. Сорокин и др. ) и социологии марксизма, на развитие которой решающее влияние оказала книга Н.И. Бухарина ( Теория исторического материализма: Популярный учебник марксистской социологии М. – 1923 ), в которой социология отождествлялась с историческим материализмом и превращалась в составную часть философии.
    А после выхода в свет краткого курса “ История ВКПб “ И. В. Сталина социология в административно- приказном порядке была упразднена. Был наложен строжайший запрет на конкретное изучение проблем и явлений социальной жизни, а сама социология была объявлена буржуазной лженаукой, не только не совместимой с марксизмом, но и враждебной ему. Фундаментальные и прикладные исследования были прекращены. Само слово” социология ” оказалось вне закона и было изъято из научного обихода, ушли в небытие и социологи – профессионалы.
    Принципы, теория, методы познания и освоения социальной действительности оказались несовместимы с личной диктатурой, волюнтаризмом и субъективизмом, царившим в то время в советском обществе. В степень науки была возведена социальная мифология, именуемая «история партии», а позже к ней добавился «научный коммунизм», в то время как реальная наука была объявлена лженаукой.
    Оттепель шестидесятых годов отразилась и на социологии : началось возрождение социологических исследований, они получили права гражданства, но социология как наука так и осталась «вне закона». Она оставалась поглощенной социальной философией, а конкретные социальные исследования как несовместимые со спецификой философской гносеологии, выводились за пределы социального знания.
    Стремясь сохранить за собой право проводить конкретные исследования, социологи были вынуждены главный акцент делать на “ позитивных аспектах социального развития страны и игнорировать негативные факты. Это объясняет то, что труды многих ученых того периода до последних лет “застоя” носили однобокий, беспроблемный характер. Партийной идеологией не только не принимались, но и осуждались тревожные сигналы социологов по проблемам разрушения природы, нарастании отчуждения труда и демографических проблем, отчуждения власти от народа и т. д.
    Цензура не пропускала такие научные понятия как «экология», «отчуждение», «социальная динамика», «социология труда», «социология политика», «социология семьи», «социология религии», «социальная норма» и др., которые были под запретом царившей тогда идеологии. Их использование для ученого могло иметь своим следствием зачисление его в число последователей и пропагандистов революционно буржуазной социология.
    К середине 60-х годов социологические исследования получили право на жизнь, и вместе с этим стали появляться первые крупные социологические труды по социальной инженерииии и конкретному социальному анализу С. Г. Струмилина, А. Г. Здравомыслова, В.А. Ядова и др. Были созданы первые социологические учреждения – отдел социологических исследований в институте философии АН СССР и лаборатория социологических исследований при Ленинградском Университете.
    В 1962 году в СССР была основана советская социологическая ассоциация. В 1969г был создан Институт конкретных социологических исследований ( с 1972г – Институт социологических исследований, а с 1978г – Институт социологии АН СССР). С 1974 года стал издаваться журнал “ Социологические исследования “.
    Но развитие российской социологии снова затормозилось в период “застоя”. А после выхода в свет “Лекций по социологии “ Ю. Левады, Институт социологических исследований был обвинен в насаждении буржуазных теоретических концепций и советскими идеологами было принято решение о создании на его базе Центра опросов общественного мнения. Вновь понятие “социология” оказалась под запретом и заменено понятием прикладная социология. Теоретическая социология полностью отрицалась.
    Запрет на развитие теоретической социология в России продолжался до 1988 г. Наконец, закончился семидесятилетний период борьбы за существование социологии как самостоятельной науки об обществе. ( Постановление ЦК КПСС от 7 июня 1988 г. « О повышении роли марксистско – ленинской социологии в решении узловых и социальных проблем советского общества»)
    В отличие от России в Европе и США социологии всегда уделялось и уделяется большое внимание. Именно поэтому лидирующими являются американская и европейская социологические школы. Только в США в настоящее время работает 90 000 ученых в области социологии, 250 факультетов выпускают людей с социологическим образованием, социальные исследования стали доходным бизнесом, т.к. влиятельные политические круги не жалеют средств для изучения социальных проблем и своевременном проведении реформ в целях достижения стабильности в обществе.
    В послереволюционной России первый выпуск ста человек-социологов состоялся в 1989 г. Сейчас около 20 000 людей профессионально причастны к этой специальности, но не имеют базового образования, поэтому спрос на специалистов очень большой.
    В истории социологии как науки в зависимости от того, какой стороне общественной жизни придавалось наибольшее значение в социологии 19 века выделяли несколько различных направлений. Географическая школа абсолютизировала влияние географической среды и ее отдельных компонентов (климат, ландшафт и т.д.). Демографическая школа интерпретировала общественное развитие в понятиях наследственности, “расового подбора” и борьбы “высших” и “низших” рас. Органическая школа (организм) рассматривала общество как подобие живого организма, а социальное расчленение общества – как аналогичное разделению функций между различными органами.
    В конце 19 начале 20 веков широкое распространение получили различные разновидности психологической социологии – инстинктивизм, бихевиоризм, интроспекционизм, которые объясняли содержание и проблемы общественной жизни в терминах желаний, чувств, интересов, идей, верований и т.п. Наряду с попытками объяснения общественной жизни в терминах индивидуальной психологии появились теории, выдвигающие на первый план коллективное сознание, а так же сами процессы и формы социального взаимодействия.
    Второй линией развития социологии были эмпирические социальные исследования. В начале 20 века появились первые центры социальных исследований: Лондонское социологическое общество (1903), Немецкое социологическое общество (1909), Американское социологическое общество (1905). В 1916 году в Петрограде было создано Русское социологическое общество имени М.М. Ковалевского (1851-1916), учителя П. Сорокина.
    Историками социологии высоко оценивается вклад в развитие социологии английского философа Герберта Спенсера(1820-1903), французского социолога и философа Эмиля Дюркгейма (1858-1917), немецкого социолога Макса Вебера (1884-1920). Выдающимся в 20 веке был русско-американский социолог Питирим Александрович Сорокин (1889-1968), высланный из Советской России в сентябре 1922 года. П. Сорокин успешно выполнил роль систематизатора социологического знания. В понимании П. Сорокина, социология – это наука о социокультурных явлениях, рассматриваемых в своих рядовых видах. Явления, изучаемые социологией, в конечном счете сводятся к социальному взаимодействию (П.Сорокин) или социальным действиям (М.Вебер ) отдельных людей, социальных групп, обществ.
    Постепенно наряду с развитием теоретической социологии происходило ее разделение на отдельные научные направления. Еще Э. Дюркгейм, помимо общей социологии, выделял социологию религии, юридическую социологию, социологию морали и социальную морфологию.
    Более обширный список специальных социологических направлений представил П. Сорокин: демографическая социология, аграрная социология, социология народа, социология семьи, брака, религии, знания, социология войны, революции, социология преступления и наказания; социология искусств; экономическая и политическая социологии.
    Современная социология дифференцирована на множество направлений, которые представляют собой эмпирическую часть социологии или эмпирические теории. В 60-х годах ХХ века американский социолог( ученик П.Сорокина) Роберт Мертон назвал эмпирические направления социологии теории среднего уровня и классифицировал их на три группы: 1. Теории по субъекту исследовании( напр., социология личности, социология\ семьи, социология группы и т.д.); 2. Теории по сфере деятельности субъекта (напр., социология труда, социология религии, социлология культуры и т.д.) и 3. Теории междисциплинарные (напр., биосоциология, геронтосоциология и т.д.)
    Процесс развития социологии в настоящее время не завершен. Социология отностится к числу наук, которые в настоящее время бурно развиваются. Но как и всякая наука социология может развиваться только при наличии благоприятных условий со стороны общества, т.е. когда имеется достаточное бюджетное финансирования для проведения научных исследований и нет цензуры и идеологического давления на исследователей.
    Содержание

  3. I am God Ответить

    б) существование общества обязательно связано с существованием государства;
    в) объединение людей, находящихся в постоянном взаимодействии и взаимосвязи, с полным основанием можно назвать обществом;
    г) любое объединение людей с определенными целями можно назвать обществом;
    д) общество- просто совместное проживание людей
    Тест 3. Каковы основные пути развития общества?
    а) революционный; б) эволюционный; в) реформистский;
    г) сочетание эволюционного и революционного; д) скачкообразный.
    Тест 4. Кто назвал революцию «локомотивом истории»?
    а) В.И.Ленин б) М.Вебер в) К.Маркс
    г) П.Сорокин г) Г.В.Плеханов.
    Тест 5. Что такое революция?
    а) частичное усовершенствование в какой-либо сфере жизни, ряд постепенных преобразований, не затрагивающих основ существующего социального строя;
    б) смена политического режима;
    в) переворот, совершенный группой лиц, объединенных в какую-либо партию;
    г) переход от первобытнообщинного строя к рабовладельческому;
    д) коренной, качественный, глубинный переворот в развитии общества, всех его сфер, способ смены одной социально-экономической и социально-культурной системы другой, более прогрессивной.
    Тест 6. Какие социальные условия можно назвать нормальными для развития общества?
    а) соответствие уровня развития производительных сил характеру производственных отношений;
    б) все отправления социального организма, которые не вытекают из условий существования;
    в) старые социальные нормы уже не работают, а новые отсутствуют
    г) демократическая форма правления
    д) тоталитарная форма правления.
    Тест 7. Что означает системный подход к изучению общества?
    а) изучение общества в экономическом аспекте;
    б) изучение общества в социальном аспекте;
    в) изучение общества в политическом аспекте;
    г) изучение общества в структурном, функциональном и динамическом ракурсах
    д) все вышеперечисленное
    Тест 8. В трудах каких социологов нашли наибольшее развитие общие вопросы теории общества?
    а) К.Маркс;
    б) Э.Дюркгейм;
    в) П.Сорокин;
    г) Н.Бердяев.
    Тест 9. Кому принадлежит следующее определение общества: «Общество – это объединение людей, имеющее определенные географические границы общую законодательную систему и определенную национальную идентичность»?
    а) Э.Дюркгейм;
    б) М.Вебер;
    в) П.Сорокин;
    г) Н.Смелзер;
    д) Т.Парсонс.
    Тест 10. Можно ли назвать обществом в социологическом понимании:
    а) мировое сообщество народов;
    б) мировую систему капитализма;
    в) развивающиеся страны;
    г) цивилизованные страны;
    д) Организацию Объединенных Наций (ООН).
    Тесты для закрепления материала по теме:
    Тест 1. Два компонента – социальные связи и социальный состав – объединяет в себе:
    а) социальная система;
    б) социальная структура;
    в) общество;
    г) государства;
    д) статус.
    Тест 2. Социальная структура – это:
    а) набор элементов, составляющих социальные связи;
    б) столкновение противоположных целей, позиций, мнений;
    в) реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность индивидов;
    г) устойчивая связь элементов в социальной структуре;
    д) социальные связи.
    Тест 3. Ядром социальной структуры согласно марксистской теории являются:
    а) классы;
    б) общественные слои;
    в) социальные слои;
    г) социальные группы;
    д) межклассовый слой – «третье сословие».
    Тест 4. Марксистскому учению об основе социальной структуры общества противостоит теория:
    а) социальной интеграции;
    б) социальной диспозиции;
    в) социальной стратификации;
    г) социальной ориентации;
    д) социальных интересов.
    Тест 5. Понятие «страта» – означает:
    а) диспозиция;
    б) слой;
    в) группа;
    г) класс;
    д) ориентация.
    Тест 6. В основе теории стратификации лежат объединения людей:
    а) в группы и противопоставляемые им по статусным признакам другие группы;
    б) в классы;
    в) в социальные слои;
    г) в общества;
    д) в государства.
    Тест для закрепления материала

  4. Shalirad Ответить

    Часто выделяют некоторое количество парадигм в социологии, среди которых 3 или 4 считаются основными. В соответствии с классификациями, можно выделить: парадигму структурного функционализма, конфликты социальной природы и теорию соц. действия. Первая и вторая парадигмы являются составными компонентами макросоциологии, а третья относится к микросоциологии. Другой способ определения парадигм, по Джорджу Ритцеру, включает в себя явление социального фактора, базирующегося на структурном функционализме, теорию конфликта и системы, а также теорию символического интеракционизма, этнометодологии и социальных поведенческих реакций.
    Существует мнение, что не существует общей теории в социологии, как логической последовательности связанных между собой дедуктивных законов об обобщающих приемов. Парадигмы разделяются на 2 направления – макросоциологическое и микросоциологическое.

    Макросоциологические и микросоциологические проблемы

    Если социальная реальность детерминирована, то как в ней может образоваться и пребывать свобода индивидуальности? Главная проблема макросоциологии заключается именно в этом вопросе.

    Социология – это наука, изучающая социальную жизнь. С точки зрения П. Сорокина, она определяет эту жизнь, как сложный механизм, своего рода систему, строящуюся благодаря подсистемам, которые относятся к культуре, политике, теологии, научным исследованиям, этическим нормам и т. д. Такая форма восприятия социологии свойственна последователям функционалистов. Их традиция появилась благодаря работам Дюркгейма и О. Конта. Это холистический подход, внимание которого централизованно на обществе, как сложной системе элементов, позволяющих пребывать в стабильности и солидарности целого общества.
    Макросоциология рассматривает соц. структуру и ее компоненты:
    социальную общность;
    соц. институт;
    соц. организацию;
    соц. группу.
    Как проблему, макросоциология рассматривает причину неравенства в обществе, которая определяется разностью при помощи анализа ресурсов, возможностей и результатов.
    Микросоциология занята поиском ответа на вопрос о том, существуют ли общее количество значений, обусловливающих взаимосвязь между субъектами, если каждый из них является уникальным и индивидуальным. Микросоциология занимается рассмотрением социализации, действия соц. характера и взаимодействия в обществе.

    Взаимосвязь с культурой

    Культура является одним из сложнейших понятий в науках любой отрасли человеческой деятельности. Социология – это наука, изучающая общество, и она неразрывно связана с явлением культуры. Подход к ее изучению возник благодаря восприятию культуры в качестве деятельности интеллектуального и художественного характера. Однако, с другой стороны, культура противопоставляется природе.
    Положение современного мира обуславливает появление двух подходов в социологии. Первый базируется на рассмотрении культуры в качестве соц. структуры, а второй расценивает структуру в роли составного элемента культуры.
    Стыковка с культурой позволила появиться культурсоциологии, которая анализирует символические посылы и ее смысловую ценность. С точки зрения этой науки, культура и социальное измерение разделены, но отношения между ними чрезвычайно сложные, так что это отделение носит сомнительный характер.

    Позитивизм настоящего времени

    В одном из направлений социологии изучается явление позитивизма. Во времена Конта это понятие потеряло изначальное значение. В настоящее время позитивизм рассматривается в роли парадигмы основанной на натурализме, эволюционизме и органицизме.

    Лоик Вакан выделил в этом явлении три разновидности позитивизма: логический, дюркгеймовский и инструментальный. В настоящее время, среди выделенных видов, преобладает инструментальный. Его характерной чертой можно назвать отстранение от рассуждений метафизической и эпистемологической природы. В определенной мере, его можно определить, как синоним количественным исследованиям. Считается, что П. Лазарсфельд институционализировал эту обширную ветвь социологии. Он разработал методы широкомасштабного анализа социологических исследований и создал статистические инструменты для анализа их конечных показателей, вследствие чего появилась мезотеория.

    Общий вид структуры

    Рассматриваемая в этой статье наука, имеет сложное устройство, которое включает в себя:
    теоретическую – изучающую общество для получения определенной информации с целью ее сбора, анализа, эксплуатации;
    эмпирическую – основанную на совокупности исследований, во время которых использовались методические и технические приемы;
    прикладную социологию – выражающую себя в практическом применении.
    Ее структура включает в себя 3 уровня:
    верхний – несущий в себе знания и теории общесоциологического характера;
    средний – занятый объединением отраслей и теорий;
    нижний – уделяющий внимание конкретным исследованиям общества.
    К тому же социология разделяется на, как было указано выше, макро- и микросоциологию.

    Методы исследований

    Социология, как и любая другая наука, включает в себя ряд способов исследования различных явлений.

    К ним относятся:
    Наблюдение – совокупность собранной информации путем визуального созерцания происходящего события. Условно разделяется на научный и обыденный, включенный и не включенный.
    Эксперимент – собирает информацию, полученную путем внедрения конкретного индикатора в общественную среду, с целью наблюдения за его показаниями и их изменения.
    Опрос – собирает данные с опросных процедур. Бывает письменным и устным. Состоит из вводной, основной и заключительной части.
    Интервью – носит опросный характер и предполагает устную вербальную форму взаимодействия между интервьюером и респондентами.
    Документальный анализ – метод сбора данных при помощи изучения автобиографии индивида, произведений творчества, данных из СМИ и т.д. Здесь в качестве документа может выступать любая бумага с фиксированной информацией об исследуемом субъекте.

    Способ анализа данных

    Главной задачей анализа социологических данных является обнаружение явлений и закономерностей, способных заинтересовать исследователя. Методологический анализ данных состоит из взаимосвязанных элементов, а именно:
    типа данных;
    приемов используемых при подходе к сбору данных;
    восходящей и нисходящей стратегии анализа информации;
    топологического, факторного и причинного анализа.
    Учение об обществе тесно связано с различными отраслями человеческой деятельности. Так какие науки изучают социологию? В первую очередь, она связана с антропологией, психологией, политологией и многими другими, но это только взаимосвязь, а сама наука рассматривается только в пределах рамок собственного определения, соответствующего субъективной форме ее восприятия. Так что нельзя сказать, что другие науки заняты изучением социологии, так как это отдельная наука об обществе, сформировавшая собственную сложную структуру и превратившуюся в самостоятельную отрасль человеческой деятельности.

  5. Darkfist Ответить

    a) в первой трети XIX века
    b) в период античности
    c) в Новое время
    21. Согласно Платону, общественную стабильность обеспечивает(-ют) …
    a) социальное разделение
    b) социальное равенство
    c) политические свободы
    d) религиозный плюрализм
    22. Возникновению социологии способствовала _________ революция.
    a) промышленная
    b) социалистическая
    c) национально-освободительная
    d) сексуальная
    23. Согласно О. Конту на позитивной стадии эволюции формируется ______ общество.
    a) промышленное
    b) военное
    c) феодальное
    d) справедливое
    24. Основоположником теории позитивизма является…
    a) М. Вебер
    b) О. Конт
    c) Г. Спенсер
    d) Э. Дюркгейм
    Рекомендуемая литература
    Основная литература
    1. Волков Ю.Г. Социология: учебник / Ю.Г. Волков. – 3-е изд., стер.- Ростов н/Д.: Феникс, 2014. Гриф УМО;
    2. Социология: учебник / под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. Гриф МО;
    3. Социология: учебник / под ред. В.К. Батурина. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. Гриф МО.
    Тема 2. Классические социологические теории. Основные направления современной социологии.
    Основатель социологии Огюст Конт придерживался принципа «порядок и прогресс», который он понимал как симметричность и уравновешенность всех структурных элементов общества, а социологию – как источник знаний об обществе, которая необходима для оптимизации отношений между людьми. Новая наука должна была рассматривать общество как структурный организм, в котором каждую клеточку нужно исследовать с точки зрения общественного блага. Конт полагал, что можно законы механики использовать в изучении общества. Для него был характерен эмпирический подход к социологическому знанию. Чрезвычайно важна его мысль о том, что наука об обществе должна основываться на позитивных фактах, строиться по примеру наук естественных. Не случайно социологию вначале называли социальной физикой.
    Становление социологии как науки об обществе ведется с середины ХIХ века и связывается с именами Герберта Спенсера, Макса Вебера и Эмиля Дюркгейма. С такой точкой зрения согласны представители практически всех основных направлений изучения истории социологии.
    Крупный немецкий ученый Макс Вебер разработал собственную социологическую теорию, которая оказала большое влияние на современную социологию. Одним из основных положений теории Макса Вебера является выделение самой элементарной частицы поведения индивида в обществе – социального действия, которое образует всю сложнейшую систему взаимоотношений между людьми. При этом само общество состоит из совокупности действующих индивидов, каждый из которых стремится к достижению своих собственных целей. Действия отдельных людей кооперируются на основе интересов, затем образуются социальные группы и социальные институты. Люди понимают, что индивидуальные цели эффективнее, с меньшей затратой сил и времени достигаются совместно.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *