В каком веке в россии возникает история как наука?

16 ответов на вопрос “В каком веке в россии возникает история как наука?”

  1. Mogor Ответить

    МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ
    ИСТОРИИ

    Установите
    соответствие между методом исторического
    познания и его определением…

    типологический
    – классификация исторических явлений,
    событий, объектов
    ретроспективный
    – последовательное проникновение в
    прошлое с целью выявления причины
    события
    синхронный
    – изучение исторических событий,
    происходящих в одно и то же время
    проблемно-хронологический
    – изучение последовательности исторических
    событий во времени
    идеографический
    – описание исторических событий и явлений
    сравнительный
    – сопоставление исторических объектов
    в пространстве, во времени, выявление
    сходства и различия между ними
    системный
    – раскрытие внутренних механизмов
    функционирования и развития исторических
    явлений, объектов
    ФУНКЦИИ ИСТОРИИ
    Укажите
    правильное соответствие функции
    исторического знания и её определения


    познавательная
    – выявление закономерностей исторического
    развития
    социальной
    памяти

    способ идентификации и ориентации
    общества, личности
    практически-рекомендательная
    – выработка научно обоснованного
    политического курса
    прогностическая
    – предвидение будущего
    воспитательная
    – формирование гражданских, нравственных
    ценностей и качеств
    ИСТОРИОГРАФИЯ
    ИСТОРИИ

    Укажите
    правильное соответствие между известным
    российским историком и его
    характеристикой…

    М.Н.
    Покровский – один из основоположников
    советской исторической науки
    В.Н.
    Татищев – основоположник «дворянской»
    исторической науки, предпринявший
    попытку создать первый обобщающий труд
    по истории России; современник Петра I
    С.М.
    Соловьев – автор «Истории России с
    древнейших времен», являющейся
    своеобразной энциклопедией по русской
    истории, рассматривавший своеобразие
    истории страны на стыке Европы и Азии
    Н.М.
    Карамзин – автор 12-томной «Истории
    государства Российского», считавший,
    что решающую роль в истории  играют
    великие люди
    В.О. Ключевский – автор
    «Курса русской истории», уделявший
    значительное внимание социально-экономической
    истории
    М.В.
    Ломоносов – автор теории о происхождении
    государства на Руси, один из основателей
    Московского университета
    Б.А. Рыбаков
    – представитель советской исторической
    науки, автор монографий о Киевской Руси
    Н.И.
    Костомаров – представитель российской
    исторической науки, этнограф, автор
    «Русской истории в жизнеописаниях ее
    главнейших деятелей»
    Л.В. Черепнин –
    представитель советской исторической
    науки, автор монографии об образовании
    русского централизованного государства
    в XIV-XV вв.
    В
    послепетровский период немецкими
    историками на основе изучения русских
    летописей была создана … норманнская
    теория

    В
    XVIII в. немецкими историками И. Байером,
    Г. Миллером была создана … норманнская
    теория

    Основоположником
    антинорманнизма считается российский
    ученый – энциклопедист … М.В.
    Ломоносов

    После
    Октября 1917 года в России началось
    создание концепции отечественной
    истории… марксистской
    История
    исторической науки, ее становления и
    развития называется… историографией
    Появившийся
    в 1938 году «Краткий курс истории ВКП(б)»…
    закрепил
    монополию партии на историческую истину

    В
    России история как наука возникает в
    связи с изучением и критическим
    осмыслением источников в _______ веке…
    XVIII
    У
    истоков исторической науки в России
    стояли…
    В.Н.
    Татищев, М.В. Ломоносов

    Большое
    влияние на развитие исторической науки
    в России в 30-40 годы XIX века оказали
    дискуссии между… западниками
    и славянофилами

    Подход,
    рассматривавший российскую историю
    как часть общеевропейского поступательного
    процесса, был характерен для историков-…
    западников
    Подход,
    рассматривавший российскую историю
    как исключительно самостоятельную, был
    характерен для историков-… славянофилов
    На
    советскую историческую науку оказывал
    влияние диктат… марксизма-ленинизма
    МЕТОДОЛОГИЯ
    ИСТОРИИ

    Рассмотрение
    исторического процесса как результата
    проявления мирового духа характерно
    для… теологического
    подхода

    Подход,
    в соответствии с которым ход истории
    определяют выдающиеся люди,
    называется…субъективизм
    Назовите
    подход, который рассматривал историю
    как процесс восхождения на все более
    высокий уровень развития …эволюционизм
    Создателями
    формационной теории являлись …К.
    Маркс и Ф. Энгельс

    В
    период Нового времени появился подход,
    рассматривавший историю как процесс
    накопления достижений разума и получивший
    название … рационализм
    Подход,
    рассматривающий разум единственным
    источником познания и исторического
    развития, – это… рационализм
    Большую
    роль в разработке цивилизационного
    подхода сыграли …Н.
    Данилевский и А. Тойнби

    Методология,
    в соответствии с которой исторический
    процесс представлялся как последовательная
    смена в истории человечества
    общественно-экономических формаций,
    получила название …марксизм
    Подход,
    в соответствии с которым исторический
    процесс является последовательной
    сменой в истории человечества
    общественно-экономических формаций,
    получил название… марксистский
    Подход,
    в соответствии с которым ход истории
    определяет географическая среда, получил
    название … географический
    детерминизм

    Господствующим
    в познании исторического прошлого в
    советский период был подход… марксистский
    В
    соответствии с марксистским подходом,
    переход от одной общественно-экономической
    формации к другой осуществляется через…
    социальную
    революцию

    Концепция
    догоняющего варианта развития стала
    модификацией подхода… эволюционного
    Марксистский
    подход в истории человеческого общества
    определяет общественно-экономические(х)
    формации(й)… пять
    Марксистская
    теория возникла в веке…
    XIX
    Большую
    роль в развитии цивилизационного подхода
    сыграли… О.
    Шпенглер и А. Тойнби

    3

  2. Dazer Ответить

    Определение
    истории.
    История
    — наука о прошлом человеческого общества
    и его настоящем, о закономерностях
    развития общественной жизни в конкретных
    формах, в пространственно-временных
    измерениях. Содержанием истории вообще
    служит исторический процесс, раскрывающий
    себя в явлениях человеческой жизни,
    сведения о которых сохранились в
    исторических памятниках и источниках.
    Явления эти чрезвычайно многообразны,
    касаются развития хозяйства, внешней
    и внутренней общественной жизни страны,
    международных отношений, деятельности
    исторических личностей. Соответственно
    и история — наука многоотраслевая, она
    слагается из целого ряда самостоятельных
    отраслей исторического знания, а именно:
    истории экономической, политической,
    социальной, гражданской, военной,
    государства и права, религии и прочего.
    Методология
    истории.
    Методология
    истории — это система принципов и
    методов исторического познания. Наиболее
    распространенными до недавнего времени
    были позитивистская и марксистская
    ориентации в историческом познании.
    Первая базируется на положительном
    (позитивном) знании, основанном на опыте.
    Вторая — на материалистической
    диалектике.
    Теории
    исторического процесса.
    Теория
    — это логическая схема, поясняющая
    исторические факты. Теории исторического
    процесса определяются предметом истории.
    Теория представляет собой логическую
    схему, которая поясняет исторические
    факты. Одна теория исторического процесса
    отличается от другой предметом изучения
    и системой взглядов на исторический
    процесс. Каждая из теорий предлагает
    свой вариант видения исторического
    процесса. По предметам изучения выделяются
    три теории исторического процесса:

    религиозно-историческая;

    всемирно-историческая;

    локально-историческая.
    Предмет
    изучения религиозно-исторической теории
    — связь человека с Богом. С точки зрения
    этой теории смысл истории заключается
    в движении человека к Богу как к Высшему
    разуму, Творцу, в процессе которого
    происходит формирование свободной
    личности.
    Предметом
    изучения всемирно-исторической теории
    является общемировой прогресс
    человечества. Все народы проходят одни
    и те же стадии, только у одних это
    происходит раньше, у других — позже. В
    этой теории выделяется несколько
    направлений:

    материалистическое (развитием общества
    движет борьба между различными классами,
    которая в итоге приводит к построению
    бесклассового общества);

    либеральное (в истории всегда существует
    выбор пути развития, который зависит
    от сильного человека);

    технологическое (изменения в обществе
    происходят в результате технологического
    развития).
    Локально-историческая
    теория изучает локальные цивилизации:
    их зарождение, становление, расцвет,
    упадок и гибель.
    Предмет
    истории.
    История
    России — научная дисциплина, изучающая
    процесс развития нашего Отечества, его
    многонационального народа, формирования
    основных государственных и общественных
    институтов. Отечественная история
    является неотъемлемой частью всемирной
    истории. Такой подход основывается на
    философских категориях общего и
    особенного. Применение этих категорий
    позволяет показать особенности развития
    России как многонационального,
    многоконфессионального государства,
    обладающего сложившимися за многие
    столетия традициями, собственными
    жизненными устоями. Научные споры о
    принадлежности ее к какому-либо типу
    цивилизации не прекращаются и сегодня.
    Нетрудно заметить, что в прошлом и
    настоящем России причудливо переплелись
    черты различных цивилизаций. Не без
    оснований ряд ученых заявляет о наличии
    особого типа цивилизации — евразийского,
    к которому принадлежит наша страна.
    Поэтому
    при изучении курса необходимо сочетание
    цивилизационного подхода с формационными
    характеристиками. Россия представляет
    собой цивилизационный регион, самобытное
    развитие которого определяется
    природно-климатическими, геополитическими,
    конфессиональными (религиозными),
    социополитическими и другими факторами.
    На своеобразие России и ее роль в мировом
    культурно-историческом процессе
    значительное влияние оказало ее
    пограничное положение между Европой и
    Азией, обусловившее противоречивое
    воздействие на Россию Запада и Востока.
    Вместе с тем признание самобытности не
    означает обособления России от общего
    исторического развития; история России
    рассматривается в рамках становления
    мировой цивилизации.
    Прошлое
    каждого народа уникально и неповторимо.
    В историческом развитии Российского
    государства следует выделить ряд
    определяющих факторов, к которым
    относятся географическое положение,
    влияние природно-климатических условий,
    геополитический фактор, специфика
    распространения религиозных учений
    (поликонфессиональность), веротерпимость,
    многонациональный состав населения,
    вобравшего в себя различные традиции,
    как Востока, так и Запада. Наконец,
    значительную роль в истории России
    играют особенности национального
    сознания россиян и специфика их
    ментальности (мировосприятия), а также
    традиции социальной организации —
    отсутствие жесткой структурированности
    общества и неразделенность, в отличие
    от Запада, интересов общества, государства
    и личности — соборность. Вместе с тем
    это не означает отсутствия корпоративных
    интересов отдельных групп и слоев
    населения, особенно тесно связанных с
    обслуживанием институтов государственной
    власти и управления. С другой стороны,
    огромные пространства Российской
    державы, слабо заселенные разными по
    языку и обычаям племенами, плохо связанные
    друг с другом, могли управляться только
    при помощи сильной централизованной
    власти. Без этого распад уникальной
    этнокультурной общности был бы предрешен.
    Исторические
    школы.
    Историческое
    исследование включает историографический
    анализ. Историография — это анализ
    концепций, уже существующих в научной
    и автобиографической литературе.
    Изучение трудов историков позволяет
    определить собственную тему исследования,
    не повторять уже пройденных путей, не
    тратить время на развитие опровергнутых
    гипотез.
    Историческое
    исследование только тогда может быть
    признано научным, когда оно имеет четко
    очерченный предмет, ставит проблему,
    выдвигает гипотезу, использует
    соответствующие научные методы, проверяет
    достоверность источников, опирается
    на историографию вопроса и, наконец,
    аргументирует авторскую концепцию.
    Историческое знание существует в форме
    фактов и концепций.
    Историческая
    школа – понятие XVIII – XIX вв., так как с этого
    времени ученые стали создавать научно
    обоснованные теории. Античные историки
    объясняли события личными качествами
    выдающихся правителей и полководцев,
    нравами и традициями страны, непреодолимой
    судьбой, роком, фатумом. Средневековые
    историки искали причины событий в Божьем
    соизволении, проводили аналогии с
    библейскими сюжетами. Под влиянием идей
    французского Просвещения история стала
    рассматриваться с точки зрения
    нравственного совершенствования
    человечества, восхождения от варварских
    обычаев к цивилизации. С XIX в. для
    интерпретации фактов используются
    социальные, экономические, биологические
    и другие теории.
    Государственная
    школа. Наибольший вклад в российскую
    историческую науку XIX столетия внесли
    Н.М. Карамзин, СМ. Соловьев, В.О. Ключевский.
    Главное
    произведение Н.М. Карамзина — «История
    государства Российского». Основная
    идея автора заключается в том, что Россия
    гибла от безначалия и спасалась мудрым
    единовластием. Высшей ценностью
    объявлялось государство, а идеальной
    формой правления — просвещенная
    дворянская монархия с патриархальным
    допетровским укладом жизни. Историк
    отдавал предпочтение Ивану III и Алексею
    Михайловичу, которые укрепляли государство
    постепенными преобразованиями, а не
    кровопролитным царствованиям Ивана
    Грозного и Петра.
    Наиболее
    ярким представителем государственной
    исторической школы был С.М. Соловьев,
    написавший «Историю России с древнейших
    времен» в 29 книгах. Основными факторами
    истории он считал природу страны,
    характер народа и ход внешних событий.
    Государство — высшая форма исторического
    развития, так как только в государстве
    народ обретает возможность прогрессивного
    развития.
    В.О.
    Ключевский, сформировавшийся как ученый
    в государственной исторической школе,
    считал, что на историю влияют различные
    факторы: природные, экономические,
    этнические, личностные. Он отметил
    важную роль процесса колонизации новых
    земель в российской истории, что
    обусловило экстенсивный путь хозяйственного
    развития. С точки зрения историка, на
    характер русского народа значительное
    влияние оказали умеренно-континентальный
    климат и лесостепной ландшафт,
    приспособление к которым выработало
    привычку к напряженному, но кратковременному
    труду, терпеливость, тягу к перемене
    мест, бытовую неприхотливость. Значительное
    внимание В.О. Ключевский уделял психологии
    поведения правителей и социальных
    групп.
    В
    современной российской исторической
    науке существует несколько влиятельных
    научных школ, кладущих в основу анализа
    прошлого различные факторы. Ни одна из
    школ не может претендовать на обладание
    абсолютной истиной, каждая имеет сильные
    и слабые стороны, успехи и неудачи.
    Марксистское
    направление. Представители направления
    основываются на положении, что материальные
    условия жизни людей определяют их
    сознательную деятельность. Общественная
    структура, политика, право, мораль,
    идеология, а отчасти искусство и наука
    зависят от способа производства товаров.
    Господствующий способ производства в
    соединении со свойственной ему надстройкой
    К. Маркс назвал общественно-экономической
    формацией. Человечество прогрессирует
    от низших формаций к высшим: от первобытной,
    рабовладельческой, феодальной,
    капиталистической к коммунистической.
    Для стран Востока марксизм предложил
    параллельную формацию — азиатский
    способ производства, который основан
    на общине, коллективной и государственной
    собственности на землю.
    В
    рабовладельческой, феодальной,
    капиталистической формациях общество
    разделено на классы. Класс — большая
    группа людей, занимающая определенное
    место в производстве и распределении
    товаров, причем это место зависит от
    обладания собственностью на средства
    производства. В формации есть классы
    эксплуататоров (владельцы собственности)
    и эксплуатируемых. Переход от одной
    формации к другой связан с совершенствованием
    техники, которая создает новые источники
    богатства, присваиваемые новыми классами.
    Став экономически господствующим, новый
    класс захватывает политическое
    господство. Данную схему К. Маркс
    иллюстрировал примерами буржуазных
    революций в Европе.
    Отечественные
    историки советского периода внесли
    значительный вклад в развитие российской
    исторической науки. Их работы, созданные
    в рамках марксистского направления, во
    многом не утратили своего значения и в
    наше время.
    Сильная
    сторона марксистской исторической
    школы в материалистическом объяснении
    прошлого, приоритетном исследовании
    экономических отношений, социальной
    структуры, государственной политики.
    Слабая сторона — европоцентризм
    (перенесение опыта развития
    западноевропейских стран на весь мир).
    Ошибочным оказался прогноз о неизбежном
    переходе наиболее развитых буржуазных
    стран к коммунизму, который рассматривался
    как вершина технического, научного
    прогресса, освобождение личности от
    эксплуатации.
    Цивилизационная
    школа. Основоположниками данной школы
    были Н.Я. Данилевский и А. Тойнби. История
    мира рассматривается как процесс
    развития локальных цивилизаций.
    Постоянными критериями цивилизации А.
    Тойнби считал место возникновения и
    религию. Цивилизация проходит несколько
    стадий: рождение, рост, расцвет, надлом,
    распад, гибель. Она развивается за счет
    работы системы «Вызов — Ответ». Любая
    жизненная проблема может рассматриваться
    как Вызов — нападение врага, неблагоприятные
    природа и климат, страх смерти. Разрешение
    проблемы есть Ответ — отражение агрессии,
    формы ведения хозяйства, религия.
    Прогресс цивилизации связывается с
    развитием духовной и материальной
    культуры, которое осуществляется
    творческими личностями. Народные массы
    подражают творческому меньшинству и
    не способны создать что-то новое. Надлом
    цивилизации характеризуется появлением
    враждебных группировок внутри элиты.
    Распад цивилизации связан с деградацией
    правящего класса, который перестает
    интересоваться государственными делами,
    а занимается личным обогащением и
    интригами. На место старой элиты приходит
    новая элита, сформировавшаяся из
    непривилегированных слоев. В фазе
    распада цивилизации создаются великие
    империи, которые берут за образец либо
    свое прошлое (архаизм), либо утопическую
    идею нового строя (футуризм). Гибель
    цивилизации связана с покорением ее
    другой цивилизацией и распространением
    иной культуры.
    Сильная
    сторона цивилизационной школы — в том,
    что она объясняет развитие всех регионов
    мира, а история признается многофакторным
    процессом, так что на разных этапах
    могут доминировать различные факторы:
    экономические, политические, религиозные.
    Слабость цивилизацион-ного подхода
    заключается в расплывчатости критерия
    «Вызов – Ответ», который более констатирует,
    чем объясняет. Кроме того, при этом
    подходе практически не учитывается
    роль народных масс в истории.
    Теория
    этногенеза. Детально разработана в
    трудах Л.Н. Гумилева. История человечества
    представляется историей этносов. Этнос
    — коллектив людей со своим стереотипом
    поведения, который усваивается потомством
    через условный рефлекс подражания.
    Этнос существует не более 1500 лет, проходя
    в своем развитии следующие стадии:
    пассионарный толчок, акматическая фаза,
    надлом, инерционная фаза, обскурация,
    гомеостаз, мемориальная фаза, вырождение.
    Каждой
    стадии присущ свой стереотип поведения
    — при пассионарном толчке и в акматической
    фазе преобладают идеалы жертвенности
    и победы. Надлом характеризуется
    стремлением к успеху, знанию, красоте.
    В инерционной фазе главенствует
    стремление к благоустройству без риска
    для жизни. Обскурация отмечена
    преобладанием идеала тихой обывательской
    жизни, приспособленной к ландшафту. В
    последних фазах этнос оказывается не
    способным вести производительное
    хозяйство, создавать культуру и постепенно
    деградирует.
    Исторический
    возраст этноса зависит от количества
    пассионарное — биохимической энергии
    живого вещества, дающей способность к
    сверхнапряжению сил. Пассионарность
    приходит из космоса в виде излучения,
    воздействует на гены людей и передается
    по наследству. На первых этапах энергия
    в избытке — этносы ведут войны,
    колонизацию. Со временем количество
    энергии уменьшается, и этносы создают
    культуру. Все великие империи создавались
    пассионарными этносами, но через
    определенное количество поколений
    энергия уменьшалась, и империи гибли.
    Причиной могло быть как завоевание
    извне, так и развал изнутри.
    Сильная
    сторона школы этногенеза заключается
    в объяснении событий мировой истории
    на основе измеряемой величины —
    пассионарности. Теория позволяет
    прогнозировать будущее этносов. Слабая
    сторона школы этногенеза — недоказанность
    самого понятия «пассионарность». История
    приобретает черты биологии, когда все
    проблемы можно свести к избытку или
    недостатку энергии.
    Большинство
    современных российских историков прямо
    не связывают свои исследования с той
    или иной школой. Однако при создании
    концепций можно проследить влияние
    одной из указанных школ. В настоящее
    время исследователи довольно редко
    поднимаются до уровня обобщений в рамках
    всемирной истории, предпочитая заниматься
    историей отдельных регионов и периодов,
    на новом качественном уровне углублять
    имеющиеся представления о прошлом
    России.
    Принципы
    исторической науки.
    Что
    же мы понимаем под принципами и методами
    исторической науки, исторического
    исследования?
    Представляется,
    что принципы — это главные, основополагающие
    положения науки. Они исходят из изучения
    объективных законов истории, являются
    результатом этого изучения и в этом
    смысле отвечают закономерностям. Однако
    между закономерностями и принципами
    есть существенное различие: закономерности
    действуют объективно, а принципы —
    категория логическая, они существуют
    не в природе, а в сознании людей.
    В
    современной исторической науке
    применяются следующие основные принципы
    научного исторического исследования:
    объективность, историзм, социальный
    подход в изучении истории, всестороннее
    изучение проблемы.
    Принцип
    объективности является одним из
    принципов, который обязывает рассматривать
    историческую реальность в целом,
    независимо от желаний, стремлений,
    установок и пристрастий субъекта.
    Рассматривать историю с позиций этого
    принципа означает, что необходимо,
    прежде всего, изучение объективных
    закономерностей, которые определяют
    процессы общественно-политического
    развития; что необходимо опираться на
    факты в их истинном содержании; что
    необходимо, наконец, рассмотрение
    каждого явления в его многогранности
    и противоречивости, изучение всех фактов
    в их совокупности.
    Принцип
    историзма является одним из наиболее
    значимых для любой исторической
    дисциплины, в том числе и для истории
    России. Любое историческое явление
    должно изучаться с точки зрения того,
    где, когда, вследствие каких причин
    (политических, идеологических) это
    явление возникло, каким оно было вначале,
    как оценивалось тогда, как затем
    развивалось в связи с изменением общей
    обстановки и внутреннего содержания,
    как заменялась его роль, какой путь
    прошло, какие оценки ему давались на
    том или ином этапе развития, каким оно
    стало сейчас, что можно сказать о
    перспективах его развития. Принцип
    историзма требует, чтобы любой человек,
    кто изучает историю, не впадал в роль
    судьи при оценке тех или иных исторических
    и политических событий. Принцип историзма
    обязывает трезво учитывать реальные
    силы, которыми располагали те или иные
    политические силы, осуществляя свои
    идеи, программы и лозунги в конкретные
    исторические периоды.
    Важным
    принципом при изучении истории России
    является принцип социального подхода.
    В этой связи небезынтересна точка зрения
    выдающегося российского ученого и
    мыслителя Г. В. Плеханова, который писал:
    “Там, где историку приходится изображать
    борьбу противоположных сил, он неизбежно
    будет сочувствовать той или другой… В
    этом отношении он будет субъективен…
    Но такой субъективизм не помешает ему
    быть совершенно объективным историком,
    если только он не станет искажать
    реальные экономические отношения, на
    почве которых выросли общественные
    силы” (Плеханов Г. В. Избранные
    философские произведения. Т. 1. М., 1956. С.
    671). В современных условиях российские
    историки принцип партийности стали
    называть принципом социального подхода,
    подразумевая под ним проявление
    определенных социальных и классовых
    интересов, всей суммы социально-классовых
    отношений: в политической борьбе, в
    экономической области, в противоречиях
    социальной и классовой психологии и
    традиций, в межклассовых и внеклассовых
    противоречиях. Принцип социального
    подхода предусматривает одновременное
    соблюдение принципов субъективности
    и историзма. При этом следует подчеркнуть,
    что принцип социального подхода к
    политической истории особенно необходим
    и существенен в изучении и оценке
    программ и реальной политической
    деятельности политических партий и
    движений, их лидеров и деятелей. Несколько
    слов следует сказать и по принципу
    всесторонности.
    Принцип
    всесторонности изучения истории
    подразумевает не только необходимость
    полноты и достоверности информации, но
    и то, что необходимо иметь в виду и
    учитывать все стороны и все взаимосвязи,
    влияющие на политическую сферу жизни
    общества.
    Таким
    образом, принципы объективности,
    историзма, социального подхода,
    всесторонности изучения базируются на
    диалектико-материалистической методологии
    изучения исторических процессов.
    Историческое
    знание.
    Историческое
    знание – проверенный практикой и
    обоснованный логикой результат процесса
    исторического познания действительности,
    адекватное ее отражение в сознании
    человека в виде представлений, понятий,
    суждений, теорий.
    Историческое
    знание условно можно разделить (по
    способам познания) на три уровня.
    1)
    реконструктивное знание – фиксация
    исторических фактов в хронологической
    последовательности, – формируемое в
    процессе реконструктивной деятельности
    историка. В ходе этой деятельности (как
    правило, с применением специальных
    исторических методов – текстологических,
    дипломатических, источниковедческих,
    историографических и т.п.) историк
    устанавливает исторические факты.
    Реконструктивное знание, реконструктивная
    картина прошлого создается в виде
    нарратива (рассказа, повествования) или
    же в виде таблиц, схем.
    2)
    эмпирическое историческое знание –
    знание о регулярностях и взаимосвязях
    между различными фактами, явлениями,
    процессами – является результатом
    обработки реконструктивного. Его целью
    является выяснение повторяемости в
    процессе исторического развития. В ходе
    такого исследования историк устанавливает
    факты более высокого уровня – эмпирические
    (открытые регулярности – сходные
    признаки процессов, типологию явлений
    и т.п.).
    3)
    теоретическое историческое знание –
    знание о типологии и повторяемости,
    регулярности фактов, явлений, процессов,
    структур – объясняет эмпирические факты
    в ходе теоретического познания. Задачей
    теоретического знания является
    формулирование теории, т.е. выявление
    законов исторического развития (но не
    функционирования. Так, например,
    политология изучает законы функционирования
    государственных институтов, а история
    – законы их развития. Экономика изучает
    законы функционирования экономических
    систем, а история – законы их развития.
    И т.п.). Функцией исторической теории
    является объяснение регулярностей
    исторического процесса, моделирование
    его развития.
    Иногда
    место теории может занимать идеологическая
    конструкция, но это не имеет отношения
    к науке.
    Поскольку
    историческое познание и знание являются
    формами социального сознания, то их
    функции (т.е. задачи, методы и результаты)
    социально обусловлены. К функциям
    исторического познания относят:

    потребность формирования социального
    самосознания,

    удовлетворение потребности в социальном
    воспитании,

    потребности в политической деятельности
    и самой политики,

    потребности объяснения, предвидения и
    предсказания будущего.
    Функции
    исторического знания.
    Познавательная
    – выявление закономерностей исторического
    развития.
    Прогностическая
    – предвидение будущего.
    Воспитательная
    – формирование гражданских, нравственных
    ценностей и качеств.
    Социальной
    памяти – способ идентификации и ориентации
    общества и личности.
    Практически-рекомендательная
    – выработка научно обоснованного
    политического курса.
    Требования
    к оканчивающим вуз специалистам.
    По
    новому Госстандарту Высшая школа должна
    готовить высококвалифицированных
    специалистов, умеющих решать
    профессиональные задачи на уровне
    последних достижений мировой науки и
    техники и вместе с тем стать культурными,
    духовно богатыми людьми, профессионально
    занимающимися творческим умственным
    трудом, развитием и распространением
    культуры.
    Специалист
    ХХI века должен:
    1.
    иметь хорошую общенаучную (общетеоретическую)
    подготовку естественного профиля,
    которую он получает в ходе изучения
    математики, физики и др. дисциплин.
    2.
    иметь глубокие знания теоретические и
    практические непосредственно по своей
    специальности – ветеринарной медицине.
    3.
    иметь хорошую гуманитарную, в том числе
    историческую, подготовку, высокий
    уровень общей культуры, высокие качества
    гражданской личности, чувство патриотизма,
    трудолюбия и т.д. Специалист должен
    получить достаточно полное представление
    о философии, экономической теории,
    социологии, политологии, психологии,
    культурологии.
    Историческое
    сознание и его уровни.
    Гуманитарная
    подготовка в вузах России начинается
    с Отечественной истории. В ходе изучения
    истории формируется историческое
    сознание, которое является одной из
    важных сторон общественного сознания.
    Историческое сознание — совокупность
    представлений общества в целом и его
    социальных групп в отдельности, о своем
    прошлом и прошлом всего человечества.
    Как
    и всякие другие формы общественного
    сознания, историческое сознание имеет
    сложную структуру. Можно выделить четыре
    уровня.
    Первый
    (низший) уровень исторического сознания
    формируется такими же способами, как и
    обыденное, на основе накопления
    непосредственного жизненного опыта,
    когда человек на протяжении своей жизни
    наблюдает какие-то события, или даже
    является их участником. Широкие массы
    населения как носители обыденного
    сознания на низшей ступени исторического
    сознания не способны привести его в
    систему, оценить с точки зрения всего
    хода исторического процесса.
    Вторая
    ступень исторического сознания может
    формироваться под влиянием художественной
    литературы, кино, радио, телевидения,
    театра, живописи, под влиянием знакомства
    с историческими памятниками. На этом
    уровне историческое сознание также еще
    не превращается в систематическое
    знание. Образующие его представления
    еще отрывочны, хаотичны, не упорядочены
    в хронологическом отношении.
    Третья
    ступень исторического сознания
    формируется на основе собственно
    исторических знаний, приобретаемых на
    уроках истории в школе, где учащиеся
    впервые получают представления о прошлом
    в систематизированном виде.
    На
    четвертой (высшей) ступени формирование
    исторического сознания происходит на
    базе всестороннего теоретического
    осмысления прошлого, на уровне выявления
    тенденций исторического развития. На
    основе накопленных историей знаний о
    прошлом, обобщенного исторического
    опыта формируется научное мировоззрение,
    предпринимаются попытки получить
    более-менее четкое представление о
    природе и движущих силах развития
    человеческого общества, его периодизации,
    смысле истории, типологии, моделях
    общественного развития.
    Значение
    формирования исторического сознания:
    1.
    Оно обеспечивает осознание определенной
    общностью людей того факта, что они
    составляют единый народ, объединяемый
    общностью исторической судьбы, традиций,
    культуры, языка, общностью психологических
    черт.
    2.
    Национально-историческое сознание
    — фактор оборонный, обеспечивающий
    самосохранение народа. Если его разрушить,
    то данный народ останется не только без
    прошлого, без своих исторических корней,
    но и без будущего. Это давно установленный
    на историческом опыте факт.
    3.
    Оно способствует отбору и формированию
    общественно значимых норм,
    морально-нравственных ценностей,
    складываются традиции и обычаи, образ
    мышления и поведения, присущий данному
    народу.

  3. one god Ответить

    Большое влияние на развитие исторической науки в России в 30-40 годы XIX века оказали дискуссии между западниками и славянофилами
    В послепетровский период немецкими историками на основе изучения русских летописей была создана норманнская теория
    У истоков исторической науки в России стояли В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов
    В России история как наука возникает в связи с изучением и критическим осмыслением источников в XVIII веке
    Историческая наука возникла в России в XVIII в.
    Отцом истории называют Геродота
    Тема 4
    Обязательная составляющая исторической науки – категории
    Географический детерминизм – ход истории определяет географическая среда
    Большую роль в разработке цивилизационной методологии сыграли Н. Данилевский, А. Тойнби, О. Шпенглер
    В соответствии с марксистским подходом, переход от одной общественно-экономической формации к другой осуществляется через социальную революцию
    Господствующим в познании исторического прошлого в советский период был марксистский подход.
    Марксистский подход – переход от одной формации к другой через социальную революцию
    Линейное развитие общества – характерное представление марксизма
    Марксистский подход в истории человеческого общества определяет 5 общественно-экономических формаций
    Формация – основополагающее понятие марксизма
    Изменение социально-экономических отношений
    Создателями формационной теории явились: К. Маркс и Ф. Энгельс
    Марксистская теория возникла в XIX веке.
    Методология, в соответствии с которой исторический процесс представлялся как последовательная смена в истории человечества общественно-экономических формаций
    Подход, в соответствии с которым исторический процесс представлялся как последовательная смена в истории человечества общественно-экономических формаций
    Марксистское понимание причин возникновения государства:
    – образование классов и обострение борьбы между ними
    Марксизм характеризуется абсолютизацией классовой борьбы
    7) Цивилизационный подход – выявляет специфику и многообразие локальных человеческих обществ, рассматривает историю как эволюцию мировых и региональных цивилизаций, обладающих общими культурно-историческими чертами
    8) Синтетический подход – соединяет разные подходы
    Концепция догоняющего варианта развития стала модификацией синтетического подхода
    Историография истории:
    Историография – История исторической науки, ее становления и развития

  4. Lydia Martin Ответить

    ОТВЕТЫ ПО ИСТОРИИ
    В переводе с греческого языка «история» — это рассказ о прошлом. Отечественная история, или история России, — это наука о становлении и развитии человеческого сообщества на территории, которая входила в состав России до 1917 г., а в состав СССР — до декабря 1991 г. Под понятием «отечество» подразумевается страна, где родился человек и к гражданам которой он принадлежит. Отечеством также называют политическую, социальную и культурную среду, в которой живет и трудится данный народ, исторически принадлежащую данному народу территорию.
    История опирается на факты, получаемые из различных источников. Различают материальные источники, или памятники деятельности человека: орудия труда, здания, предметы быта и др. Высоко ценятся письменные источники: летописи, законодательные акты, воспоминания и т. д. Оценкой, систематизацией, использованием источников занимаются источниковедение, а также вспомогательные исторические дисциплины (ВИД). К ВИД относятся: историческая география, историческая демография, ономастика (изучение имен собственных), топонимика (изучение географических названий), историческое языкознание, палеография (история письма), геральдика (наука о гербах), сфрагистика (изучение печатей), дипломатика (наука о документах), нумизматика (изучение монет), метрология (наука об исторических мерах длины, площади, объема и веса), генеалогия (изучение родословных), хронология (изучение систем летоисчисления и календарей), археология (изучение памятников материальной культуры). Историки находят новые факты, работая в архивах, библиотеках, музеях. В XIX-XX вв. историки стали использовать фото-, кино-, аудио- и видеоматериалы.
    «Отцом истории» считается Геродот, живший в Древней Греции в V в. до н. э. В «Истории» Геродота содержатся наиболее ранние сведения о жизни наших далеких предков. Наряду с трудами греческих, римских, византийских и других авторов для изучения догосударственной эпохи на территории России очень ценными являются данные археологии. С появлением государства, письменности и распространением христианства возникает летописание, появляется историография, под которой понимают как описание истории, исторического процесса, так и историю развития самой исторической науки. Классиками отечественной исторической науки стали Н. М. Карамзин (1766-1826, «История государства Российского» в 12 т.), С. М. Соловьев (1820-1879, «История России с древнейших времен» в 29 т.), В. О. Ключевский (1841-1911, «Курс русской истории» в 5 т.).

  5. Твоя(На(Веки Ответить

    Исто?рия —
    область знаний, а также гуманитарная
    наука,
    занимающаяся изучением человека (его
    деятельности, состояния, мировоззрения,
    социальных связей и организаций и так
    далее) в прошлом.
    Историческая
    наука
     —
    это система научных социальных институтов,
    исследователей-профессионалов, видов
    научно-познавательной деятельности,
    имеющих главную цель получить истинные
    конкретные знания о конкретных обществах
    и их развитии в прошлом и настоящем, а
    также научные конкретно-исторические
    и вспомогательные знания, полученные
    в этой познавательной деятельности, а
    также необходимые для её проведения.
    Объект
    исторической науки
     —
    это совокупность обществ, составляющих
    человечество.
    Предмет
    исторической науки
     —
    это конкретное общество в его конкретном
    пространственно-временном развитии с
    момента его возникновения до момента
    исчезновения, как в целом, так и всех
    его составляющих и уровней строения, а
    также во взаимодействии с другими
    конкретными обществами.
    В
    более узком смысле история — это наука,
    изучающая всевозможные источники о
    прошлом для того, чтобы установить
    последовательность событий, исторический
    процесс, объективность описанных фактов
    и сделать выводы о причинах событий.
    Первоначальное
    значение, этимология и смысл термина
    Первоначальное
    значение слова «история» восходит
    к древнегреческому термину,
    означавшему «расспрашивание, узнавание,
    установление». История отождествлялась
    с установлением подлинности, истинности
    событий и фактов.
    В древнеримской историографии (историография
    в современном значении — отрасль
    исторической науки, изучающая её историю)
    это слово стало обозначать не способ
    узнавания, а повествование о
    событиях прошлого. Вскоре «историей»
    стали называть вообще всякий рассказ
    о каком-либо случае, событии, происшествии,
    действительном или вымышленном.
    Истории,
    популярные в той или иной культуре, но
    не подтверждаемые сторонними источниками,
    например, легенды о короле
    Артуре
    ,
    считаются обычно частью культурного
    наследия
    ,
    а не «беспристрастным исследованием»,
    которым должна быть любая часть истории
    как научной дисциплины.
    Слово история пришло
    из греческого
    языка
     (???????historia),
    и происходит от праиндоевропейского
    слова
     wid-tor-,
    где корень weid-,
    «знать, видеть». В русском языке
    представлен словами «видеть» и «ведать».
    В Древней
    Греции слово
    «история» означало любое знание,
    получаемое путём исследования, а не
    только собственно историческое знание
    в современном смысле.
    Например, Аристотель использовал
    это слово в «Истории животных»[11].
    Оно встречается также в гимнах Гомера,
    сочинениях Гераклита и
    тексте присяги Афинскому государству.
    В древнегреческом было также
    слово historein,
    «исследовать», которое сначала
    использовалось только в Ионии, откуда
    затем распространилось на всю Грецию
    и, в конце концов, всю эллинистическую
    цивилизацию.
    В
    том же древнегреческом смысле слово
    «история» употреблялось в XVII веке Фрэнсисом
    Бэконом в
    широкоупотребительном термине
    «естественная
    история».
    Для Бэкона история — «знание о предметах,
    место которых определено в пространстве
    и времени», и источником которого
    является память (так
    же как наука —
    плод размышлений, а поэзия —
    плод фантазии). В средневековой Англии
    слово «история» чаще использовалось в
    смысле рассказа вообще (story).
    Особый термин история (history)
    как последовательность прошедших
    событий появился в английском языке в
    конце XV века, а слово «исторический»
    (historicalhistoric)
    — в XVII веке. В Германии, Франции и России
    в обоих смыслах по-прежнему употребляется
    одно и то же слово «история».
    Поскольку
    историки являются одновременно
    наблюдателями и участниками событий,
    их исторические труды написаны с точки
    зрения их времени и обычно не только
    являются политически пристрастными,
    но и разделяют все заблуждения своей
    эпохи.
    По
    словам итальянского мыслителя Бенедетто
    Кроче,
    «вся история — современная история».
    Историческая наука обеспечивает истинное
    изложение хода истории путём рассказов
    о событиях и их беспристрастного анализа.
    В наше время история создаётся усилиями
    научных институтов.
    Все
    события, которые остаются в памяти
    поколений, в той или иной аутентичной
    форме составляют содержание
    исторической хроники.
    Это необходимо для выявления источников,
    наиболее важных для воссоздания прошлого.
    Состав каждого исторического архива зависит
    от содержания более общего архива, в
    котором найдены те или иные тексты и
    документы; хотя каждый из них претендует
    на «всю правду», часть таких заявлений
    обычно опровергают. Кроме архивных
    источников, историки могут использовать
    надписи и изображения на памятниках,
    устные предания и другие источники,
    например, археологические.
    Поставляя источники, независимые от
    исторических, археология особенно
    полезна для исторических исследований,
    не только подтверждая или опровергая
    показания очевидцев событий, но и
    позволяя заполнить информацией временные
    периоды, о которых нет свидетельств
    современников.
    История
    одними авторами относится к гуманитарным
    наукам,
    другими — к общественным,
    а может и рассматриваться как область
    между гуманитарными и общественными
    науками. Изучение истории часто сопряжено
    с определёнными практическими или
    теоретическими целями, но может быть и
    проявлением обычного человеческого
    любопытства.
    Вспомога?тельные
    истори?ческие дисципли?ны
     (другое
    наименование — специальные
    исторические дисциплины
    ) —
    относительно самостоятельные
    отраслиисторической
    науки
    ,
    которые своими специфическими методами
    изучают определённые виды или отдельные
    стороны формы и содержания исторических
    источников
    .
    К вспомогательным историческим
    дисциплинам традиционно
    относят палеографию (включая кодикологию), дипломатикугенеалогиюгеральдикусфрагистику иэпиграфикуисторическую
    метрологию
    нумизматику и бонистикухронологиюисторическую
    географию
    историческую
    информатику
    источниковедениеархивоведение,документоведение,
    историческую ономастику,
    историческую антропонимикуисторическую
    демографию
    фалеристикуархеографию и
    некоторые другие. Иногда к числу
    вспомогательных исторических дисциплин
    относят особые разделы исторической
    науки (историографиюметодологию
    истории
    )
    или даже специальные исторические
    науки (археологию или,
    реже, — этнографию).
    Палеография  —
    вспомогательная историческая дисциплина
    (специальная историко-филологическая
    дисциплина), изучающая историю письма,
    закономерности развития его графических
    форм, а также памятники древней
    письменности в целях их прочтения,
    определения автора, времени и места
    создания. Палеография исследует эволюцию
    графических форм букв, письменных
    знаков, пропорции их составных элементов,
    виды и эволюцию шрифтов, систему
    сокращений и их графическое обозначение,
    материал и орудия письма. Особая отрасль
    палеографии изучает графику систем
    тайнописи (криптография).
    В сферу палеографии входит также изучение
    орнамента и водяных знаков бумаги
    (филиграней), формата, переплёта рукописей.
    Диплома?тика —
    вспомогательная историческая дисциплина,
    изучающая исторические акты
    (юридические документы).
    Она
    исследует древние документы дипломатического
    и юридического характера: грамоты,
    акты и тому подобные тексты и их оригиналы.
    Одна из её задач — отличать подложные
    акты от настоящих.
    Генеало?гия или родосло?вие —
    систематическое собрание сведений о
    происхождении, преемстве и родстве
    фамилий и родов; в более широком
    смысле — наука о
    родственных связях вообще.

    Гера?льдика (гербоведение;
    от лат. heraldus —
    глашатай) — специальная
    историческая дисциплина
    ,
    занимающаяся изучениемгербов,
    а также традиций и практики их
    использования. Является частью эмблематики —
    группы взаимосвязанных дисциплин,
    изучающих эмблемы.
    Отличие гербов от других эмблем
    заключается в том, что их строение,
    употребление и правовой статус
    соответствуют особым, исторически
    сложившимся правилам. Геральдика точно
    определяет, что и как может быть нанесено
    на государственный герб, фамильный герб
    и так далее, объясняет значение тех или
    иных фигур.
    Корни геральдики уходят вСредневековье,
    когда и был разработан специальный геральдический
    язык
    .
    Сфрагистика или сигиллография —
    вспомогательная историческая дисциплина,
    изучающая печати (матрицы)
    и их оттиски на различных материалах.
    Первоначально
    развивалась как часть дипломатики,
    занимающаяся определением подлинности
    документов. С началом
    массовых археологических исследований
    наБлижнем
    Востоке и
    появлением значительного
    количества археологического материала —
    как самих печатей (цилиндрические
    печати месопотамских цивилизаций
    иЕгипта,
    античные печати-щитки, висячие
    металлические печати Византии и
    Европейского средневековья),
    так и отпечатков на керамике (глиняные
    таблички клинописныхархивов,
    оттиски на сосудах и пр.) сфрагистика
    начала развиваться в качестве области
    исторической науки, занимающейся
    классификацией совокупности печатей
    археологической культуры, государства
    или цивилизации, их хронологией и
    типизацией, а также отражением в
    сфрагистическом материале
    внутригосударственных, межгосударственных
    и частных отношений.
    Истори?ческая
    метроло?гия
     —
    вспомогательная историческая дисциплина,
    изучающая употреблявшиеся в прошлом
    меры — длины, площади, объёма, веса — в
    их историческом развитии. Часто единицы
    измерения не образовывали метрической
    системы
    ,
    их относят ктрадиционным
    системам измерения
    .
    Хронология

    вспомогательная
    историческая дисциплина,
    устанавливающая даты исторических
    событий и документов;
    Историческая
    география
     —
    это историческая дисциплина,
    изучающая историю через
    «призму» географии;
    также это и география какой-либо
    территории на определенном историческом
    этапе ее развития. Самой сложной частью
    задачи исторической географии является
    показ экономической географии изучаемой
    территории — установление уровня
    развития производительных сил, их
    размещение.
    Истори?ческая
    информа?тика
     — вспомогательная
    историческая дисциплина
    ,
    изучающая особенности процесса информатизации в
    области исторической
    науки
     и
    образования. В основе данного направления
    лежит совокупность теоретических и
    прикладных знаний, необходимых для
    использования современных технологий
    в исследовательской практике и
    образовательном процессе.
    Метод
    – это совокупность приемов, способов,
    принципов, с помощью которых изучаются
    пути достижения определенной цели,
    решения конкретной задачи. В науке
    метод – это применение определенных
    способов, приемов, задач теоретического
    исследования предмета выражается в
    системе категорий и законов.
    Для
    познания социально-экономических
    процессов используют философские,
    общенаучные и специальные методы: метод
    научной абстракции, принцип единства
    логического и исторического, анализ и
    синтез, индукция и дедукция, системный
    подход, статистическое наблюдение,
    выдвижение и проверка гипотез,
    моделирование процессов, проведение
    экспериментов, экономико -математические
    и статистические методы.
    Методы
    истории. Исторический
    метод заключается в следовании принципам
    и правилам работы с первоисточниками
    и другими доказательствами, найденными
    в ходе исследования и затем используемыми
    при написании исторического труда.
    Современные
    историки ставят перед собой следующие
    вопросы:
    Когда исторический
    источник был написан?
    Где
    он был создан?
    Кем?
    На
    каком ранее существовавшем материале
    основывался автор?
    Какова
    была оригинальная форма источника?
    Насколько
    источник заслуживает доверия?
    Наблюдение
    – целенаправленное пассивное изучение
    предметов, опирающееся в основном на
    данные органов чувств. В ходе наблюдения
    мы получаем знания не только о внешних
    сторонах объекта познания, но и – в
    качестве конечной цели – о его существенных
    свойствах и отношениях.
    Эксперимент
    – активное и целенаправленное вмешательство
    в протекание изучаемого процесса,
    соответствующее изменение исследуемого
    объекта или его воспроизведение в
    специально созданных и контролируемых
    условиях, определяемых целями
    эксперимента. В его ходе изучаемый
    объект изолируется от влияния побочных,
    затемняющих его сущность обстоятельств
    и представляется в “чистом виде”.
    Сравнение
    – познавательная операция, выявляющая
    сходство или различие объектов (либо
    ступеней развития одного и того же
    объекта), т.е. их тождество и различия.
    Оно имеет смысл только в совокупности
    однородных предметов, образующих класс.
    Сравнение предметов в классе осуществляется
    по признакам, существенным для данного
    рассмотрения. При этом предметы,
    сравниваемые по одному признаку, могут
    быть несравнимы по другому.
    Описание
    – познавательная операция, состоящая
    в фиксировании результатов опыта
    (наблюдения или эксперимента) с помощью
    определенных систем обозначения,
    принятых в науке.
    Измерение
    – совокупность действий, выполняемых
    при помощи определенных средств с целью
    нахождения числового значения измеряемой
    величины в принятых единицах измерения.
    Анализ
    – реальное или мысленное разделение
    объекта на составные части и синтез –
    их объединение в единое органическое
    целое, а не в механический агрегат.
    Результат синтеза – совершенно новое
    образование.
    Абстрагирование
    – процесс мысленного отвлечения от ряда
    свойств и отношений изучаемого явления
    с одновременным выделением интересующих
    исследователя свойств (прежде всего
    существенных, общих). В результате этого
    процесса получаются различного рода
    “абстрактные предметы”, которыми
    являются как отдельно взятые понятия
    и категории (“белизна”, “развитие”,
    “противоречие”, “мышление” и
    др.), так и их системы. Наиболее развитыми
    из них являются математика, логика,
    диалектика, философия.
    Обобщение
    – процесс установления общих свойств
    и признаков предмета, тесно связано с
    абстрагированием. При том могут быть
    выделены любые признаки (абстрактно-общее)
    или существенные (конкретно-общее,
    закон).
    Термин историография имеет
    несколько значений. Во-первых, это
    наука о том, как пишется история,
    насколько правильно применяется исторический
    метод
     и
    как развивается историческое познание.
    Во-вторых, тем же термином обозначают
    совокупность исторических трудов,
    часто тематически или иным способом
    отобранных из общей совокупности
    (например, историография 1960-х годов
    о Средних
    веках
    ).
    В-третьих, термином историография обозначают
    изучение взглядов и работ конкретных
    историков (анализируются причины
    создания исторических сочинений, выбор
    их тематики, способ интерпретации
    событий, личные убеждения автора и его
    аудитории, практика использования
    доказательств и ссылок на других
    историков). Профессиональные историки
    обсуждают также возможность создания
    единого рассказа об истории человечества
    или серии таких рассказов, конкурирующих
    за аудиторию.
    Историогра?фия —
    в узком смысле слова это совокупность
    исследований в области истории,
    посвящённых определённой теме
    либо исторической
    эпохе (например,
    историография эпохи Крестовых
    походов),
    или же совокупность исторических работ,
    обладающих внутренним единством в
    идеологическом, языковом или национальном
    отношении (например, марксистская,
    англоязычная или французская
    историография).
    В
    более широком смысле историография —
    это специальная
    историческая дисциплина,
    изучающая историю исторической науки.
    Историография проверяет, насколько
    верно применяется научный
    метод при
    написании исторической работы, акцентируя
    внимание на авторе, его источниках,
    отделении фактов от интерпретации,
    а также на стилистике, авторских
    пристрастиях и на том, для какой аудитории
    написана им данная работа в области
    истории.
    Историография
    начинается в Греции с Гекатея и Геродота.
    Геродот объяснял, почему он взял на
    себя труд написать свою Историю: чтобы
    память о подвигах людей не потерялась
    в глубине веков. Он хотел сохранить
    память о деяниях, совершенных греками
    иварварами.
    Мотивы творчества других
    историков античности будут
    иными. Фукидид,
    к примеру, стремился показать вечную
    борьбу за власть, по его мнению, являющуюся
    характерной чертой человеческой
    натуры; Полибий утверждал,
    что вся история мира имеет конечной и
    высшей точкой своего развития Римскую
    империю,
    он писал свои книги, считая что опыт,
    добытый при изучении истории, является
    лучшим руководителем в жизни; Тит
    Ливий искал
    в истории «модели для нас и нашей
    страны».
    С XIX
    века историография
    начинает играть очень важную роль. В
    западной культуре стали прилагаться
    большие усилия по историографическому анамнезу.
    Историография старалась обнаружить,
    «пробудить» и восстановить прошлое
    наиболее экзотических, хронологически
    и географически отдалённых обществ, а
    также предысторию Ближнего
    Востока и
    культуру «диких» народов, находящихся
    на пороге исчезновения. Не менее важно
    то, что историография становится
    важнейшим источником формирования исторической
    памяти европейских
    народов, инструментом “конструирования
    наций”.
    Древнейшая
    китайская историография
    Древнейшими
    текстами по истории Китая являются
    книги Шу-ЦзинЧуньцю и Цзо-чжуань.
    Автором первых двух книг считается Конфуций,
    а последняя является их комментарием.
    Первый профессиональный историк Китая,
    отделивший собственно историю
    от конфуцианской
    философии
    , — Сыма
    Цянь
    ,
    автор «Исторических записок» (Ши-цзи).
    Его сочинение содержит множество
    биографий как членов императорской
    династии, так и простых людей.
    Истори?ческие
    исто?чники
     —
    весь комплекс документов и предметов
    материальной культуры, непосредственно
    отразивших исторический процесс и
    запечатлевших отдельные факты и
    свершившиеся события, на основании
    которых воссоздается представление
    о той или иной исторической эпохе,
    выдвигаются гипотезы о причинах или
    последствиях, повлекших за собой те
    или иные исторические события.
    Извлекая
    информацию из источника, исследователь
    должен помнить два существенных момента:
    Источник
    дает лишь ту информацию, которую в нём
    ищет историк, он отвечает лишь на те
    вопросы, которые историк ставит перед
    ним. И полученные ответы всецело зависят
    от заданных вопросов.
    Письменный
    источник передает события через
    мировосприятие автора, его создавшего.
    Это обстоятельство имеет важное
    значение, ибо то или иное понимание
    картины мира, существующее в сознании
    создателя источника, так или иначе
    воздействует на те данные, которые он
    фиксирует.
    Так
    как исторические источники различных
    видов создаются людьми в процессе
    осознанной и целенаправленной
    деятельности и служили им для достижения
    конкретных целей, то они несут ценную
    информацию о их создателях и о том
    времени, когда были созданы. Чтобы
    извлечь эту информацию, необходимо
    понимать особенности и условия
    возникновения исторических источников.
    Информацию из источника важно не только
    извлечь, но и критически оценить, а
    также правильно интерпретировать.
    Одним
    из первых детальную классификацию
    исторических источников предложил
    немецкий историк XIX века И.
    Дройзен.
    Он разделил все многообразие продуктов
    целенаправленной человеческой
    деятельности на исторические остатки
    и исторические предания (исторические
    традиции.
    Согласно
    Дройзену, речь, письмо, изображение —
    составляют историческую
    традицию
    .
    Она подразделяется на устную (песнь,
    сага, рассказ, легенда, анекдот, пословицы,
    крылатые слова), письменную (генеалогические
    таблицы, исторические надписи, мемуары,
    брошюры, газеты и т. п.) и
    изобразительную (географические карты,
    иконография исторических личностей,
    планы городов, рисунки, живопись,
    скульптура).
    По
    мнению Дройзена, непосредственными
    результатами самих событий являются
    так называемые остатки:
    Произведения
    всех наук, ремесел, искусств,
    свидетельствующие о потребностях,
    способностях, взглядах, настроениях,
    состояниях;
    Данные
    языка;
    Обычаи,
    нравы, учреждения;
    Монументы;
    Деловые
    акты, протоколы, делопроизводственные
    и всевозможные административные
    документы.

  6. Rire Ответить

    История —областьзнаний,атакжегуманитарнаянаука,занимающаяся изучением
    человека (его деятельности, состояния,
    мировоззрения, социальных связей и
    организаций и так далее) в прошлом. В
    более узком смысле история — это наука,
    изучающая всевозможные источники о
    прошлом для того, чтобы установить
    последовательность событий, исторический
    процесс, объективность описанных фактов
    и сделать выводы о причинах событий.
    Первым
    считается время Древней или Киевской
    Руси. Если смотреть хронологические
    рамки, то это с IX века, а если быть точнее,
    с 862 года — года призвания Рюрика, по
    Норманнской теории, до нашествия
    монголо-татар в XIII веке.
    Второй
    период включает в себя время с XIII по XVI
    век — период образования единого
    централизованного государства, кроме
    того в этот период шел процесс борьбы
    с Золотой Ордой.
    Следующим
    уже идет период c XVI по XVII век, шло развитие
    Московского государства (правление
    Ивана IV, Смутное время, Бунташный век и
    правление Софьи Алексеевны)
    Период
    Империи — с XVIII по начало XX века, то есть
    с правления Петра Великого, заканчивая
    крахом монархии в 1917 году.
    Следующий
    период — Советский, с октября 1917 года
    по декабрь 1991 года.
    И последним
    периодом можно назвать Новейший период
    с декабря 1991 года по наши дни.

    2) Складывание государства у восточных славян.

    В начале I
    тыс. славяне жили родовыми общинами.
    Каждая община представляла несколько
    семей, связанных кровным родством. Такая
    община являлась основной производственной
    ячейкой первобытнообщинного строя.
    Хозяйство в ней велось коллективно:
    продукты и орудия находились в общей
    собственности. Однако уже в то время
    родовой строй начал изживать себя. При
    родовом строе в руках глав родов
    сосредоточивались продукты труда членов
    рода – он был их главным распорядителем.
    Это создавало предпосылки для появления
    имущественного неравенства и частной
    собственности.
    У славян
    выделились вожди с наследственной
    властью. Вокруг них складываются отряды
    профессиональных воинов и советников
    – “дружины”. В то же время большую
    роль продолжали играть народное ополчение
    и народное собрание. Подобные периоды
    в истории общества именуются вождеством”.
    Для них характерным является то, что
    уже существует социальное и имущественное
    неравенство, но еще отсутствует
    узаконенный аппарат принуждения.
    К IX веку
    родовые отношения у славян находились
    в стадии разложения. Постоянная борьба
    с кочевниками, походы на Византию,
    торговля способствовали укреплению
    позиций родоплеменной знати, ее
    обогащению, укреплению военно-дружинной
    организации. На место родовой общины
    приходит соседская /территориальная/
    община. Связи между общинниками были в
    ней не кровными, а хозяйственными.
    РАННИЕ
    ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ.
    Первые шаги
    к развитию начал государственности
    относятся у славян к VI в. По сведениям
    арабских авторов, в VI в. у славян
    Прикарпатья возникло племенное
    объединение, которое принято именовать
    Дулебско-Волынский союз. Он погиб в
    результате нашествия авар в том же
    столетии. Возможно, в это же время
    сложился племенной союз у славян Среднего
    Поднепровья. Следы этого усматривают
    в летописной легенде о князе Кие –
    основателеКиева. Есть мнение, что
    правившие Киевом в сер. IX в. Аскольд и
    Дир были не пришельцы-варяги, а принадлежали
    к древней династии Кия.
    В VIII в. на
    территории восточных славян существует
    ряд племенных союзов, именуемых по
    господствовавшему в каждом из них
    племени “полянский” союз, “радимический
    “, “кривичский” и т.д. Эти союзы,
    имевшие четко фиксируемую территорию,
    являлись объединениями, переходными к
    раннегосударственным образованиям.
    Такие объединения, по сведениям арабских
    авторов, возникли в конце VIII- начале IX
    в. Первое – Куява, т.е. Киевская земля,
    второе – Славия – Новгородская земля,
    третье – Артания, до сих пор не
    идентифицирована. Многое еще спорно и
    неясно, однако очевидно одно: в начале
    IX в. государственность у восточных
    славян уже существовала.
    ВОЗНИКНОВЕНИЕ
    КИЕВСКОЙ ДЕРЖАВЫ.
    Центрами
    образования Древнерусского государства
    стали Киев и Новгород. Роль катализатора,
    способствовавшего их объединению,
    сыграли т.н. варяги, в которых видят
    выходцев из Скандинавии. Под 859 г. в
    летописи помещено сообщение о том, что
    варяги брали дань с кривичей. Под 862 г.
    – сообщение о их изгнании, а затем о новом
    их призвании в качестве наемной дружины.
    Однако варяги захватывают в Новгороде
    власть, их конунг Рюрик становится
    правителем. В 882 г. преемник Рюрика Олег
    совершает поход на Киев и захватывает
    его. Произошло объединение киевских и
    новгородских земель в одно государство
    со столицей в Киеве.
    НОРМАНСКАЯ
    ТЕОРИЯ.
    Впервые
    “норманскую теорию” высказали
    немецкие ученые сер. XVIII в. Миллер, Шлецер
    и Байер. Суть их теории: летописная
    легенда о призвании варягов свидетельствует,
    что до прихода варягов восточные славяне
    находились в абсолютно варварском
    состоянии, государственность и культура
    были им принесены варягами-скандинавами.
    М.В.Ломоносов
    убедительно продемонстрировал научную
    несостоятельность норманской теории,
    она неоднократно реанимировалась
    противниками России для обоснования
    утверждения о том, что славяне якобы
    неспособны к самостоятельному
    историческому развитию – им необходимо
    иноземное руководство. В частности, эту
    теорию активно пропагандировали в
    нацистской Германии.
    Варяги
    сыграли роль эпизодическую, хотя, как
    распорядилась история, и важную в деле
    создания ЕДИНОГО Древнерусского
    государства, но саму государственность
    они славянам не принесли. Ошибка Миллера
    и др. была в том, что под образованием
    государства они понимали складывание
    правящей верхушки, утверждение династии,
    а не развитие всей совокупности
    социально-экономических отношений и
    институтов.

  7. IIyIIIkiN Ответить

    Оглавление
    Введение…………………………………………………………………………..3
    Как возникла история…………………………………………………………3
    Наука, тесно связанные с историей……………………………………..3
    Философия истории……………………………………………………………4
    Периодизация мировой истории…………………………………………5
    Предмет и задачи истории………………………………………………….6
    Методы изучения……………………………………………………………….6
    Функции исторического познания……………………………………….7
    Современное положение дел……………………………………………..8
    Перспективы развития………………………………………………………..8
    Заключение………………………………………………………………………..9
    Литература…………………………………………………………………………10
    Введение
    У слова «история» существует несколько значений. Так, например, фраза «попасть в историю» может нести в себе два разных смысла для человека, попавшего в беду или для политического деятеля, который хочет оставить свой след в истории. Человеку порой очень интересно знать о жизни его предшественников. В этом ему помогает такая наука, как история. История — одна из древнейших наук, она возникла в Греции и насчитывает около 2500 лет. В VI веке возникает такое понятие, как историки – лагографы – авторы первых исторических сочинений. Одним из них был Геродот. Именно его на сегодняшний день считают отцом истории. Начиная с Геродота, в Греции и Риме появляются люди, которые будут записывать истории. С тех времён и получает распространение история как наука. Таким образом, можно дать определение истории. История – гуманитарная наука, изучающая прошлое человеческого общества во всей её красоте и многообразии, которое создаётся с целью понимания его настоящего и перспектив будущего.Геродот Галикарнасский автор первого исторического трактата – «истории», в котором описаны греко–персидские войны и обычаи современных ему народов. Родина Геродота – малоазийский Галикарнас. В молодости он принадлежал партии, которая боролось против правившего тирана Лигдамида. Затем Геродот был изгнан, и спустя некоторое время отправился в длительные путешествия. Он объехал Вавилон, Ассирию, Египет, Балканский полуостров от Пелопонесса до Македонии, а затем поселился в Афинах.
    Как возникала История.
    Предмет истории не сразу существовал в том виде, в каком мы знаем его сейчас. Вследствие поступательного развития истории происходил процесс совершенствования и улучшения материального производства, изменялся и усложнялся политический строй общества и его социальная структура, наблюдался прогресс в науке, развивалась культура. По мере развития общества происходило развитие истории как науки, которая впитывала в себя опыт многочисленных поколений. Вследствие этого расширялось и обогащалось ее содержание, происходил процесс накопления знаний. В Древней Греции слово «история» имело значение «установление, расследование, узнавание». Как правило, под словом «история» подразумевалась подлинность, истинность событий и исторических фактов. Так же оно обозначало любое знание, полученное путём собственных открытий, исследований. Впоследствии под словом «история» стали подразумевать различные рассказы о каком-либо случае или происшествии, вымышленном или действительном.

  8. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *