Кадетские классы в школе что это такое?

8 ответов на вопрос “Кадетские классы в школе что это такое?”

  1. Adodar Ответить

    Слово «кадет» в переводе с французского значит «младший».
    Смысл этого непонятного термина расшифровывается так: «мой – младший – братишка – который – готовится – стать – офицером».
    Во Франции и в России дворяне с детства выбирали служение Отечеству.
    Кадетские корпуса создавались для военной подготовки и образования будущих офицеров, которым на момент поступления было 7 лет.
    «Повелеваю учредить школы, – говорилось в Указе императрицы Анны Иоанновны от 1731 года, – чтобы…отроки от семи до пятнадцати лет от роду воинскому делу обучались и наукам разным: чтению и письму, закону божьему, арифметике и геометрии, географии и истории, на конях скакать, танцам, языкам иностранным и прочим пользительным Отечеству ремеслам».

    ПРОФЕССИЯ ВОЕННОГО – ЭТО НАВСЕГДА

    Многие родители обеспокоены тем, что большинство ныне существующих профессий через десятилетие исчезнут.
    По некоторым пессимистичным прогнозам, вскоре в России останутся только две профессии – специалист по IT и водитель троллейбуса.
    На самом деле в России всегда будет востребована профессия военного.
    Служба в Вооруженных силах, высокооплачиваемая работа в МЧС, престижная государственная служба – все эти дороги открыты для выпускников военных вузов.
    А к поступлению в них готовят кадетские корпуса и школы.
    Главная цель кадетского образования, как подчеркивают руководители школ и педагоги, – воспитать у детей и подростков патриотизм и вырастить их в стремлении служить Отечеству.
    Первый Московский кадетский Корпус дает обобщенный портрет своего выпускника: «Это – юноша, свободно и красиво общающийся на родном языке, социально и физически развитый, способный грамотно оценить окружающую действительность, делать обоснованные выводы, принимать оптимальные решения и действовать в соответствии с заданными жизненными целями в интересах своих, своей семьи и своего Отечества».

    В КАДЕТСКОМ КОРПУСЕ УЧАТ ТОЛЬКО МАРШИРОВАТЬ?


    Нет. Сегодня предметы военного профиля входят в программы кадетских училищ и корпусов только на уровне программ дополнительного образования.
    Кадеты учебных заведений Минобороны, например, обязательно изучают историю родов войск, к которым относится училище или корпус.
    Но на первое место для них выходит образование в современных формах, отвечающих вызовам времени.
    Например, кадеты Екатеринбургского суворовского училища (г. Екатеринбург) помимо английского и немецкого изучают китайский язык.
    В структуре Минобороны существует Кадетская школа IT технологий Военной академии связи им. Маршала Советского Союза С. М. Буденного.
    Многие родители слышали и о Московском военно-музыкальном училище имени генерал-лейтенанта В.М. Халилова, в которое надо выдержать большой конкурс.
    В 2010-х годах в стране были созданы Президентские кадетские училища (ПКУ), оборудованные по последнему слову техники (см. список ниже).
    Некоторые из них оснащены 3D центрами, лабораториями робототехники и программного обеспечения.
    В ПКУ Владивостока и Севастополя делается упор на изучение иностранных языков, технические дисциплины и естественные науки. В Краснодарском Президентском кадетском училище в приоритете физико-математическое направление подготовки, лингвистика и спорт.
    Кадеты Оренбургского президентского училища могут заниматься в конструкторском бюро, секции робототехники, фото- и видеостудиях, специализированных классах-лабораториях физики, химии, биологии.
    Разнообразны и формы занятий современных кадет: лекции, научные семинары, интеллектуальные игры.
    Кстати, во всех ПКУ подросткам на время учебы выдают личный ноутбук.

    Президентские кадетские училища (ПКУ) Министерства обороны РФ:

    Оренбургское президентское кадетское училище
    Ставропольское президентское кадетское училище
    Краснодарское президентское кадетское училище
    Тюменское президентское кадетское училище
    Кызылское президентское кадетское училище
    Петрозаводское президентское кадетское училище

    Кадетские корпуса Минобороны РФ:

    Кронштадтский морской кадетский военный корпус
    Санкт-Петербургский кадетский военный корпус
    Аксайский Данилы Ефремова казачий кадетский корпус
    Омский кадетский военный корпус

    Кадетские школы Минобороны ПФ

    Кадетская спортивная школа Военного института физической культуры
    Кадетская инженерная школа ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»
    Кадетская школа IT-технологий Военной академии связи имени Маршала Советского Союза С.М. Буденного

    Суворовские училища:

    Екатеринбургское суворовское военное училище
    Санкт-Петербургское суворовское военное училище
    Казанское суворовское военное училище
    Московское суворовское военное училище
    Тверское суворовское военное училище
    Ульяновское гвардейское суворовское военное училище
    Уссурийское суворовское военное училище
    Северо-Кавказское суворовское военное училище
    Пермское суворовское военное училище
    Тульское суворовское военное училище

    Нахимовские училища:

    Нахимовское военно-морское училище
    И его филиалы во Владивостоке, Севастополе, Мурманске

    Для тех, кто хочет стать военным музыкантом:

    Московское военно-музыкальное училище имени генерал-лейтенанта В.М.Халилова

    Только для девочек:

    Пансион воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации
    Каждое из этих учебных заведений курируют руководители Минобороны РФ.
    Например, Московское военно-музыкальное училище и Кадетская школа IT технологий Военной академии связи находится в подчинении у начальника Генерального штаба вооруженных сил РФ и первого заместителя министра обороны РФ, а Президентские военные училища курирует статс-секретарь, заместитель министра обороны РФ.

    ПРАВДА, ЧТО В КАДЕТСКИХ ШКОЛАХ УЧАТСЯ ХУЛИГАНЫ?

    Напротив, их гораздо меньше, чем в обычной школе. Отправить своего трудного подростка на перевоспитание в кадетский корпус – заветная мечта многих родителей. Но часто эта мечта оказывается невыполнимой: кандидатов с поведенческими аномалиями просто отсеивают во время приема.
    Для поступления в кадетское учебное заведение Минобороны необходимо собрать множество справок от врачей, учителей и психологов (об этом см. ниже). Проверка проводится серьезная, и если у подростка есть проблемы, это становится ясно при поступлении.
    Дисциплина у кадет строгая, распорядок дня жесткий. И – никакой дедовщины.
    Все кадетские школы и корпуса Минобороны действует в режиме пансиона. В них установлен следующий распорядок дня:
    6.30 – подъем;
    6.30 – 6.45 утренний туалет;
    6.45 – 7.00 – проверка и утренняя зарядка;
    7.00 – 7.30 – уборка комнаты;
    7.30 – 8.00 – завтрак;
    8.00 – 8.30 – подготовка к занятиям;
    8.30 – 11.40 – занятия в классах;
    11.40 – 12.20 – обед;
    12.20 – 14.00 – занятия в классах;
    14.00 – 14.30 – свободное время;
    14.30 – 16.30 – самостоятельные занятия (спорт, дополнительные дисциплины);
    16.30 – 17.00 – полдник;
    17.00 – 19.30 – самостоятельные занятия;
    19.30 – 20.10 – ужин;
    20.10 – 20.40 – прогулка;
    20.40 – 21.00 – свободное время;
    21.00 – 21.30 – самоподготовка;
    21.30 – 22.00 – вечерняя проверка и отбой.
    Детей и подростков, которые живут в интернатах кадетских училищ и корпусов, отпускают домой на субботу и воскресенье.
    Для увольнительной у кадета не должно быть проблем с успеваемостью. В противном случае он будет оставаться в интернате и заниматься все выходные.
    Впрочем, раз в три недели кадетам все равно положена встреча с семьей, даже при плохих оценках.

    МОЖНО ЛИ СТАТЬ КАДЕТОМ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ?

    Конкурс в кадетские учебные заведения Минобороны составляет несколько человек на место. Обучение в них престижно, и они принимают школьников со всех концов страны. Например, среди 780 учеников Ставропольского президентского кадетского училища есть подростки из Астраханской, Воронежской, Московской, Ростовской, Ульяновской областей, Камчатского, Краснодарского, Приморского, Хабаровского краев.
    Однако в России кадетские учебные заведения находятся не только в структуре Минобороны. Они есть у МВД, ФСБ, МЧС.
    В топ кадетских школ Москвы входит федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Московское президентское кадетское училище имени М.А. Шолохова войск национальной гвардии Российской Федерации». В ней готовят к военной службе в войсках национальной гвардии РФ.

    В ЧЕМ ПРЕИМУЩЕСТВА КАДЕТСКИХ КЛАССОВ?


    Для родителей главное, что кадетские школы и классы есть в структуре Департаментов образования.
    Они более доступны для любой семьи как по месту жительства, так и по требованиям к здоровью детей и подростков.
    Такие классы формируются в рамках профильного обучения на базе общеобразовательных школ. Правила для них устанавливают три стороны: сама школа, ее учредитель (региональный или муниципальный Департамент образования) и силовое ведомство или вуз, с которым школа и Департамент заключают договор сотрудничества.
    В рамках партнерства «школа-вуз», «школа – силовое ведомство» создаются программы профильного кадетского образования, устраивают военно-спортивные мероприятия.
    С 1 сентября 2014 года только в Москве было открыто 72 класса кадетского профиля.
    Особое внимание в них уделяют военной истории России, спорту и формированию активной гражданской позиции.
    При этом кадеты занимаются танцами и психологией, осваивают иностранные языки.
    Они учатся полный день: утром у них – школьные уроки, во второй половине дня – военная подготовка, дополнительные занятия, спортивные состязания. У подростков нет свободной минуты даже для того, чтобы посидеть в интернете, не говоря о том, чтобы встретиться с приятелями на улице.
    В случае успешной учебы более половины выпускников кадетских классов поступают в выбранные военные или гражданские вузы. Некоторые, благодаря взаимодействию «школа-вуз», могут получить специальность прямо в школе.
    Обычно задачу создания профильных кадетских классов решают только крупные и сильные школы. В Москве им ставится условие: иметь в одной параллели не менее трех обычных классов.
    Для того, чтобы работать по кадетскому профилю, у школы или образовательного комплекса должны быть хорошо оборудованные спортивные, тренажерные и танцевальные залы, полоса препятствий, тир, кабинет ОБЖ и т.п.
    Общеобразовательные кадетские школы с годами накапливают собственные традиции. Для них очень важно осознание преемственности. Некоторые считают себя продолжателями и наследниками исторических кадетских корпусов.
    Например, кадеты государственного казенного общеобразовательного учреждения города Москвы «Кадетская школа-интернат № 1 «Первый Московский кадетский корпус»позиционируют себя как наследников традиций Первого Московского императрицы Екатерины Великой кадетского корпуса (1778 – 1919 гг.).

    ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ СУВОРОВСКОЕ УЧИЛИЩЕ ОТ КАДЕТСКОЙ ШКОЛЫ?


    В общем, почти ничем. Программы кадетских корпусов и школ Минобороны, нахимовских и суворовских училищ дают первичные знания и навыки военного дела, но в их основе лежат ФГОСы и программы общеобразовательной школы.
    Кадеты – за исключением учащихся Московского Военно-музыкального училища – не проходят программ среднего профессионального образования.
    Обучение в кадетском классе общеобразовательной школы Департаментов образования позволяет успешно освоить программу довузовской военной подготовки. В Москве ученики 10-х классов Кадетских корпусов Департамента образования сдают профильный экзамен по основам воинской службы.
    «Изюминка» любой кадетской школы или класса заключается в интеграции школьных уроков с программами дополнительного образования, с занятиями спортом, с военно-спортивными и патриотическими мероприятиями, с созданием особого школьного уклада.
    Есть два принципиальных отличия школ с кадетскими классами от корпусов и училищ Минобороны.
    Первое – в довузовских учреждениях Минобороны обучаются только мальчики (за исключением Президентского кадетского училища в Кызыле (республика Тува).
    А в кадетских классах общеобразовательных школ учатся вместе мальчики и девочки.
    Часто в таких классах преобладают девочки. Кстати, по словам учителей, физическая подготовка девочек из кадетских классов бывает заметно лучше, чем у мальчиков.
    Следует оговориться: принцип раздельного обучения в кадетских корпусах и школах (которому всегда следовало Министерство обороны) становится все более привлекательным для родителей учеников и для Департаментов образования. В их системе появляются кадетские корпуса только для мальчиков и создаются учебные заведения по образцу Пансиона для воспитанниц Министерства обороны РФ.
    Например, в структуре Департамента образования Москвы действует Кадетский корпус № 9, в который принимаются только девочки.
    Второе отличие – все кадеты, поступившие в школы и корпуса Министерства обороны, живут в интернатах.
    В общеобразовательных кадетских школах принцип обучения иной: кадеты поступают на учебу по месту жительства (иногда они ездят в другой район города), но никогда не уходят из семьи.
    Однако у кадет такой насыщенный день, что некоторые школы Департаментов образования взяли пример с Минобороны и тоже открыли для них пансионы.
    График проживания в таких интернатах, конечно, менее жесткий, чем в суворовских или нахимовских училищах.
    Однако все больше родителей предпочитают кадетскую школу с пансионом, где их ребенок будет целый день под присмотром.

    СКОЛЬКО СТОИТ УЧЕБА В КАДЕТСКОМ КОРПУСЕ?

    Нисколько. В кадетских учебных заведениях Минобороны и силовых ведомств государство оплачивает все: военную форму, обучение, питание, жилье, занятия спортом.
    В Москве кадетские корпуса Департамента образования относятся к казенным (то есть на 100% финансируемым государством) учреждениям. Поэтому в них ученики бесплатно получают все – включая форму и дополнительные занятия. Однако так бывает не везде.
    В кадетских школах и классах некоторых регионов России, родителям надо будет заплатить за форму и за определенные дополнительные занятия для своего ребенка.
    Отнеситесь к этому с пониманием: отправляя ребенка в кадетский класс общеобразовательной школы, вы принимаете на себя ряд обязательств.
    Одно из них – покупка или пошив красивой (и порой недешевой ) формы военного образца.
    Впрочем, у многих кадетских школ есть сильные спонсоры, которые берут на себя эти расходы.

    Кадетская школа 1785 « Таганский Кадетский Корпус»

    В КАКИЕ ВУЗЫ МОЖНО ПОСТУПИТЬ ПОСЛЕ КАДЕТСКИХ ШКОЛ?

    Училища и кадетские корпуса Минобороны заточены под определенный военный профиль.
    Например, суворовские училища готовят школьников к поступлению в высшие командные училища сухопутных войск. Нахимовские – к морской карьере.
    Таким образом, при выборе кадетского училища Минобороны родители 11-летнего ребенка уже определяют для него профильный военный вуз.
    В Кадетских корпусах, относящихся к Департаменту образования г. Москвы, кадеты могут получить военную профессию в школе, через сетевых партнеров.
    Выпускники общеобразовательных кадетских школ поступают как в военные, так и в гражданские вузы. Например, 60% питомцев Первого кадетского корпуса Москвы учатся в военных вузах и академиях, 40% — в гражданских.
    Важно помнить, что свидетельство об окончании кадетского класса – это плюс для приемной комиссии любого вуза.
    При равных баллах ЕГЭ такого абитуриента зачислят охотнее: у кадет хорошая физическая подготовка, они дисциплинированы, стрессоустойчивы и умеют работать в команде.

    В КАКОМ ВОЗРАСТЕ ЗАЧИСЛЯЮТ В КАДЕТСКУЮ ШКОЛУ?


    В кадетских учебных заведениях Минобороны учатся семь лет. Поэтому зачисляют в них тех, кто закончил начальную школу и успешно поступил в пятый класс.
    В военно-музыкальное училище им. Халилова, в Кадетскую школу IT технологий Военной академии связи и Кадетскую спортивную школу Военного института физической культуры принимают после 9 класса.
    Обязательно посмотрите на сайте Минобороны подробную информацию о сроках поступления в каждое училище.
    Список учебных заведений Минобороны для школьников – здесь, а ссылки на их интернет-страницы – здесь.
    Кстати, по этому адресу вы сможете изучить и страницы военных вузов, к которым «привязаны» выбранное вами училище или корпус.
    Муниципальные школы, принадлежащие Департаментам образования, формируют кадетские классы в 5-м или в 7-м, реже – в 10 классах.
    Список школ соответствующего профиля находится на сайте Департамента или Министерства образования вашего региона.
    Если нужные вам образовательные организации не выделены в отдельную группу («кадетские школы»), просмотрите общий перечень школ вашего города, муниципалитета, района.
    Ищите описание нужного вам профиля: «у школы есть кадетские классы», «профиль – военно-патриотическое воспитание» и т.п.
    В некоторых регионах России можно найти общеобразовательные школы, которые принимают в кадетские классы даже выпускников детского сада.
    Впрочем, это, скорее, исключение, чем правило.

    МОЖНО ЛИ ПЕРЕВЕСТИ РЕБЕНКА В КАДЕТСКУЮ ШКОЛУ?

    Да, это возможно. Некоторые родители делают это в 6 или в 8-9 классах.
    Помните, что такой перевод осуществляется при наличии свободных мест.
    Кроме того, подросток должен соответствовать требованиям, предъявляемым к здоровью, учебной и физической подготовке кадета.
    Не откладывайте свое решение: далеко не все школы готовы принимать в кадеты десятиклассников, а в 11-м классе перевод уже невозможен.
    Дело в том, что выпускник не успевает за один год освоить программу профильного кадетского образования.

    КАКИЕ СПРАВКИ О ЗДОРОВЬЕ НУЖНЫ ДЛЯ КАДЕТСКОЙ ШКОЛЫ?

    Программы дополнительного образования для кадетских школ и классов включают много спортивных и военно-спортивных мероприятий. Все они требуют высокого уровня физической подготовки.
    Поэтому у вас попросят справку о соответствии вашего ребенка 1-й или 2-й группе здоровья.
    1-я группа присуждается детям без явных физических недостатков, редко болеющим, с устойчивым нервно-психическим развитием. Ко 2-й группе относятся здоровые дети, часто (3-4 раза в год) болеющие, имеющие небольшой переизбыток или недобор веса и отклонения в состоянии сердечно-сосудистой системы.
    Для определения той или иной группы здоровья необходимо пройти комплексное медицинское обследование.
    В общеобразовательных школах с кадетскими классами требования к здоровью не такие жесткие, как в кадетских корпусах или училищах Минобороны.
    Однако вы должны будете собрать все необходимые медицинские справки, а вашему ребенку при поступлении предстоит сдать тесты на физическое развитие.

    КАКИЕ ЭКЗАМЕНЫ СДАЮТ В КАДЕТСКИЕ КЛАССЫ?


    Чаще всего кандидатов ждут: вступительный диктант по русскому языку и контрольная по математике. Некоторые кадетские учебные заведения вводят экзамен по иностранному языку. Заранее уточните это на официальном сайте выбранной школы.
    Иногда вступительные испытания для 11-летних кадет заменяют предварительными летними сборами: тогда становится ясно, кто из них способен выдержать нагрузки, а кто нет.
    Экзамен по физической подготовке опирается на нормы для своего возраста.
    В некоторых случаях приемные комиссии рассматривают только оценки по физкультуре и грамоты за победы на спортивных состязаниях.
    Иногда школы даже устраивают полноценные состязания для будущих кадет: кросс 1000 м, бег 100 м, подтягивание.
    Вот приблизительный набор документов для кандидата, который отправляется поступать в кадетский класс общеобразовательной школы:
    – паспорт или свидетельство о рождении, полис обязательного медицинского страхования, медицинская книжка (амбулаторная карта), выписка о результатах окончания предыдущего учебного года, заверенная печатью школы (или результаты независимого тестирования по конкретным предметам), портфолио (грамоты, дипломы, спортивные достижения), подлинники документов, подтверждающих льготы при зачислении (если они есть), справка от педиатра о допуске к сдаче нормативов по физической культуре, письменные принадлежности, спортивная форма.
    Тот, кто хочет стать кадетом после 9 класса, должен приложить к пакету документов результаты ОГЭ.
    Те, кто поступает в московские кадетские школы после 7 или 8 классов, могут подтвердить свои учебные достижения с помощью независимой диагностики школьных результатов в Московском Центре качества образования (МЦКО) Департамента образования города Москвы.
    МЦКО предлагает специальное тестирование для поступающих в кадетские классы.

    ХОЧУ, ЧТОБЫ МОЙ РЕБЕНОК ПОСТУПИЛ В КАДЕТСКИЙ КОРПУС МИНОБОРОНЫ. С ЧЕГО НАЧАТЬ?

    Прием документов в кадетских учреждениях Минобороны начинается с 15 апреля и заканчивается 10 июня.

    Прежде всего, вам нужно собрать объемный пакет документов.

    В нем должны быть: заявление от родителей (законных представителей), написанное на имя начальника училища (срок подачи – с 15 апреля до 1 июня), заверенная копия свидетельства о рождении (для тех, кто старше 14 лет – заверенная копия 2, 3, 5 страниц паспорта).
    Кроме того, ваш ребенок должен сам написать автобиографию, рассказав о своих достижениях (см. портфолио) и о том, чего он ждет от учебы. Этот документ составляется на имя начальника кадетского училища, школы или корпуса.
    Затем подбирают документы об учебе: портфолио с дипломами, грамотами, наградами и любыми достижениями, копия личного дела со школьной печатью, выписка с отметками за первые три четверти и текущие оценки за четвертую четверть учебного года, заверенные печатью школы, общая характеристика, подписанная классным руководителем и директором школы.
    Завершается пакет документов характеристикой с обоснованием целесообразности поступления в кадетское училище, подписанной педагогом-психологом и директором школы.
    Далее необходимо собрать документы от врачей: копию медицинского страхового полиса, копию медицинской карты с историей болезней, заверенную печатью поликлиники, заключение врача об отсутствии ограничений для занятия физкультурой, заключение о группе здоровья, копию истории развития ребенка и оригинал выписки из нее, сведения из психоневрологического и наркологического диспансеров (на учете не состоит) для поступающих после 9 класса, копия сертификата о профилактических прививках.
    Плюс к этому – выписка из домовой книги с места проживания (регистрации), справка с места вашей работы или службы или другой документ, характеризующий вашу трудовую деятельность.
    И еще – отчет об антропометрических данных вашего ребенка (рост, размер одежды, обхват груди, обхват бедер, размер обуви и головного убора).
    А в завершение – четыре фотографии размером 3×4 см. с местом для оттиска печати в правом нижнем углу.

    Сможет ли кто-нибудь собрать все это за несколько дней?

    Поэтому всю последнюю четверть перед поступлением в кадетское училище Минобороны родители посвящают собиранию справок и подготовке портфолио своего ребенка.

    КТО МОЖЕТ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ЛЬГОТАМИ?

    Для поступающих в кадетские учебные заведения Минобороны предусмотрено немало льгот.
    Перечислю лишь некоторые из них.
    Среди льготников: дети-сироты, дети военнослужащих, проходящих военную служб по контракту, дети военнослужащих, отслуживших 20 и более лет, дети военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и прокурорских работников, погибших при исполнении обязанностей, дети Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы.
    Каждая льгота должна быть подтверждена пакетом документов.
    Если вы предъявите его, вашего ребенка не освободят от вступительных испытаний, но он пройдет по конкурсу с более низкими баллами.
    А теперь учтите, что в кадетских школах и классах Департаментов образования все эти льготы не действуют!
    Администрация общеобразовательных школ может пойти вам навстречу только в порядке исключения.
    Для этого нужно заблаговременно выбрать несколько кадетских школ, связаться с их администрацией и обсудить вопрос льгот для поступления и учебы вашего ребенка.
    В Москве это легко сделать в письменной форме. Зайдите на сайт выбранной школы и воспользуйтесь интернет-формой «Задайте вопрос директору».
    Когда идет прием документов в кадетские классы, представители школьной администрации оперативно отвечают на все родительские вопросы.
    Впрочем, лучшее начало для кадета – не добиваться льгот, а смело отправиться на вступительные испытания и продемонстрировать на них достойные результаты.
    Удачи!




    Автор: Светлана Кириллова
    Фото: http://ввко.рф, https://samddn.ru, https://ilovemoscow.livejournal.com, http://www.ogirk.ru/, Кадетская школа 1785 « Таганский Кадетский Корпус»

  2. Mana Ответить

    Появление кадетских классов в последнее десятилетие стало довольно заметным явлением в нашем образовании.
    Что побуждает школьных педагогов вводить такую инновацию? Какие проблемы в обучении и воспитании помогает решить эта форма образования?

    В режиме полного дня

    Сначала очень коротко о внешних атрибутах. Кадеты ходят в школу в форме. Их день начинается с утренней поверки и не заканчивается со звонком с последнего урока: мальчики находятся в помещении школы в режиме полного дня. Вторая половина заполнена помимо выполнения домашнего задания строевыми и спортивными занятиями, соревнованиями.
    Из-за особого распорядка дня и потребности в специальных помещениях для кадетских классов в школе отведено отдельное крыло.
    На уроках это обычный класс (вот только девочек мало или совсем нет), который учится по расписанию своей параллели под присмотром классного руководителя. А после уроков класс переходит под начало воспитателя. Чаще всего эту роль выполняют бывшие офицеры.
    При выборе – идти ребенку в кадетский класс или в обычный – часто решающий голос принадлежит родителям. А ребенок просто поддается на уговоры. Но силой, конечно, детей никто не держит. Это ведь не армия: ты можешь уйти в любой момент. Опросы показывают, что соблазн отказаться от дополнительных трудностей и нагрузок испытывают многие кадеты. Но почти всегда остаются.

    Социальный заказ
    и возможности школы

    Кадетские классы… Потребность в такой форме образования для мальчиков, наверное, испытывают многие педагоги и родители: феминизация образования и семейного воспитания стала уже привычной. А это значит, что мальчишки почти не видят образцов мужского поведения. Или «образцы» бывают такими, что уж лучше бы их не видеть. Кадеты же каждый день общаются со взрослым, который в реальных житейских ситуациях демонстрирует им, что такое честь, дружба, верность слову, преодоление, самодисциплина.
    Второй фактор – проблема занятости подростков. Форм осмысленного и некриминального досуга с закрытием бесплатных клубов и секций становится все меньше. Этим соображением тоже руководствуются родители, определяя сына в кадетский класс. А учитывая программу военно-спортивной подготовки, можно надеяться, что сын не просто не будет болтаться по улицам, но еще и окрепнет физически, станет более дисциплинированным.
    Некоторых родителей так «вдохновляет» идея присмотра за их трудным ребенком, что они вполне серьезно интересуются, нельзя ли оставить его в школе и на выходные. Ребенку из такой семьи явно пойдет на пользу пребывание в хорошо обустроенной, доброжелательной образовательной среде, где он чувствует себя не обузой, а членом сообщества.
    Подобные потребности существуют во многих регионах. Но кадетские классы открываются далеко не в каждой школе и даже не в каждом городе. Наверное, главным образом оттого, что нет достаточного количества людей, готовых взвалить на себя эту работу. В 17-й школе Димитровграда все началось с энтузиаста, офицера-отставника, который хотел работать с ребятами. По опыту других школ можно сказать, что именно так все и начинают.
    В школе сначала открылся кадетский клуб. Педагоги посмотрели на работу руководителя, на реакцию родителей и ребят и решили преобразовать клуб в класс в параллели пятых. Сейчас в школе по одному такому классу – с пятого по девятый.

    За и против

    За семь лет работы школа оценила плюсы и минусы этой формы образования.
    К плюсам несомненно относится расширение набора позитивных образов, предлагаемых школой. В школе теперь стало престижно быть защитником, спасателем. Сугубо военная направленность кадетских классов первых лет сменилась ориентацией на МЧС. Армейский имидж сейчас далек от идеального, а спасатель вызывает уважение и восхищение.
    Безусловно полезными оказались кадетские классы как ниша для сложных, независимых мальчишек, склонных к лидерству. В других классах они вряд ли удержались бы. А здесь можно дать выход энергии, продемонстрировать свою мужественность, доказать сопернику превосходство не в драке, а на полосе препятствий.
    Проблем, как это бывает с любым новым начинанием, тоже было достаточно. Например, не все учителя приняли идею кадетства. Кого-то пугала сама идея – потворствовать тому, чтобы дети становились солдатиками. Кто-то упрекал организаторов в том, что школьные кадеты простоваты и недостаточно куртуазны по сравнению со своими дореволюционными прототипами.
    Некоторые учителя просто отказывались работать в кадетских классах из-за значительного отличия от других, привычных. Ученикам кадетских классов нужен более высокий темп работы, элементы соревновательности, неоднократная смена видов деятельности. И большая самостоятельность, субъектность в процессе учебы. На первый взгляд кажется, что построение, дисциплина, повышенная требовательность, наоборот, формируют подчиненную позицию. Но эффект оказывается обратным. Видимо, из-за того, что более спартанскому образу жизни предшествуют решение ребенка стать кадетом и постоянный выбор: уйти туда, где легче, или подтверждать свое первоначальное решение. Такой опыт воспитывает волю, активность, самостоятельность, ответственность.
    Проблема с кадрами остается одной из самых трудных. Педагоги и управленцы школы решили, что самый разумный путь развития кадетского образования – в постоянном анализе успехов и недостатков и в обучении воспитателей. Как показывает практика, главное направление в этой работе – гуманизация отношений в воспитании и обучении.

  3. Dawnfont Ответить

    Кадетское образованиев условиях МОУ «СОШ №9»
    Заместитель директора по воспитательной работеС.Ю. Ершова
    Воспитание народа – есть воспитание в нем патриотизма, чувства собственного достоинства, чувства ответственности.И.А. Ильин
    «Кадетом быть … А что же это значит? А это значит Родину любить, А это значит честно, бескорыстно Отечеству любимому служить!»
    Кадетское образование – четко регламентируемая система предоставления воспитаннику необходимого объема знаний, воспитание у него умений и привития на этой основе навыков общественно-полезной деятельности, профессиональной ориентации с целью раннего определения его способностей и склонностей и правильному их использованию с большей отдачей государству и обществу.
    Законодательные и нормативно-правовые документы федерального уровня
    закон Российской Федерации «О днях воинской славы и памятных датах в России» от 13.03.1995 г.; закон Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 г.;Государственная целевая программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», утвержденная постановлением Правительства Российской федерации от 11.07.2005 г. № 422;- Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации; Документы, которыми руководствуемся при организации образовательного процесса в кадетских классах:- закон Российской Федерации «Об образовании»;- Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 г. № 196;- Типовое положение о кадетской школе (кадетских классах), утвержденное постановлением Правительства РФ от 23.12.2002г № 919;- письма Минобразования России о разных аспектах патриотической работы в школе.
    Законодательные и нормативно-правовые документы регионального уровня
    Концепция гражданско-патриотического воспитания молодежи Челябинской области на период до 2014 года, принятая постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 29.11.2007 г. № 916; Закон Челябинской области «О нормативах финансирования муниципальных образовательных учреждений» от 24.04.2008 г. № 264-ЗО.
    Нормативно-правовые документы муниципального уровня
    Приказ об открытии кадетских классов в МОУ «СОШ №9»
    Нормативно-правовые документы образовательного учреждения
    Устав МОУ «СОШ №9»; локальные акты, прописывающие различные аспекты функционирования кадетских классов и жизни кадет в школе (положение о кадетском классе, о присяге кадетов, о форме одежды и т.д.).
    Понятия
    кадетская школа (в соответствии с типовым положением) – вид общеобразовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и дополнительные образовательные программы, имеющие целью военную подготовку несовершеннолетних граждан.кадетское образование – это обучение и воспитание обучающихся, направленное на интеллектуальное, культурное, физическое и нравственное развитие обучающихся, их адаптацию к жизни в обществе, создание основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на гражданском и военном поприще.
    Кадетский класс – класс общеобразовательного учреждения, в котором реализуется содержание общего начального, основного, среднего (полного) образования, дополнительного образования, направленного на военную подготовку обучающихся, их духовно-нравственное и творческое развитие, создана воспитательная система военно-патриотической направленности и кадетский уклад жизни (форма одежды, построение, распорядок дня, традиции).Кадеты – обучающиеся кадетских классов МОУ «СОШ №9».
    Видовое многообразиекадетского образования
    кадетские классы «Юный спасатель» (подготовка в сфере ГО и ЧС) (8а,9б кл) кадетские классы, осуществляющие образовательный процесс по духовно-нравственному воспитанию ( все кадетские классы)
    Дополнительное образование в кадетских классах
    МОУ «СОШ №9»
    Общее количество кадетских классов, функционирующих в ОУпо ступеням образования:1-4 классы/ 4 класса/. 5-9 классы/3 класса/.Всего /7кл./охват 186 чел.
    С 25.10 -27.10.2006 года в г.Красноярске на базе Красноярского кадетского корпуса им.А.Лебедя ,проходил Всероссийский семинар-совещание руководителей кадетского движения.От нашей школы на семинаре побывала кл.руководитель Серсембаева Г.А.

  4. terem Ответить

    В последние года идёт активное возрождение традиций кадетского образования.
    В общеобразовательных школах открываются классы кадетской направленности, возникают целые кадетские школы. Однако, о кадетском образовании большинство родителей знает не много, и этой информации определённо не достаточно, чтобы решить, подходит этот вариант их ребёнку или нет.

    Давайте разберём основы кадетского образования, его достоинства и недостатки.

    В основе кадетского образования лежит цель воспитания патриотично настроенного, дисциплинированного и разносторонне развитого человека. Патриотизм закладывается в детей с самого начала школьного обучения. На занятиях дети разбирают славную историю нашей родины, начинают уважать её героев и ценить богатства нашей страны. Дети знают символы страны. Это прекрасно, так как у современной молодёжи напрочь отсутствует патриотизм, они воспитываются на американских мультфильмах и сериалах, а о родине не знают ничего. Такое общество не может дать стране светлое будущее.
    Ещё одним плюсом кадетского образования можно назвать дисциплинированность учеников. Часто кадетские классы курируют пограничные войска, МЧС, ФСБ и другие военные организации. Офицеры воспитывают в детях уважение к взрослым, умение работать слаженно и дисциплинированно. Дети тщательно готовятся к утренним построениям, приводят в порядок свою одежду, волосы, ногти, то есть следят за своим внешним видом. Дисциплина особенно необходима современным детям, она может уберечь их от пагубного влияния улицы, поможет предотвратить множество ошибок.
    Программа кадетских классов несколько отличается от общеобразовательной. Кроме обязательных предметов, в программу входят этика, основы права, культурно-религиозное воспитание, хореография, шахматы, военная история, а также посещений спортивной секции. Все эти занятия расширяют кругозор ребёнка, развивают его физически и интеллектуально.
    Разумеется, кадетское образование имеет и свои недостатки. Некоторые дети очень утомляются от повышенной физической нагрузки, ведь кроме уроков физкультуры малыши маршируют и бегают на построениях, ходят в спортивную секцию. Ребёнок должен иметь крепкое здоровье и быть в хорошей физической форме.
    Кроме того, для учеников младших классов может быть сложно выдержать психологическую нагрузку. Военные офицеры требуют от малышей дисциплины и внимания, а дети в этом возрасте не всегда способны контролировать свои эмоции. Малышам хочется внимания и заботы, а от них требуют подчинения и холодного спокойствия. Это может вызвать некоторый стресс, однако, именно таким образом воспитывали детей во многих культурах, и результат был положительным. Некоторым психологам и педагогам кажется, что современных детей слишком сильно балуют, и дисциплина – это как раз то, что им необходимо, особенно мальчикам.
    Ещё одним минусом можно назвать то, что у кадетов много времени уходит на физическое развитие, и на углубленное изучение теоретических дисциплин не всегда хватает времени и сил. Если ребёнок планирует учиться по узкой направленности и чётко знает, кем он хочет стать в будущем, лучше поступить в профильный класс гимназии или лицея. Как альтернативу, педагоги предлагают пройти начальную ступень кадетского образования, а затем перейти на профильное обучение. Тех же деток, кто мечтает о карьере военного, сотрудника правопорядка или правовой структуры, можно смело отдавать в кадетский класс на весь период школьного обучения.
    Таким образом, кадетское образование имеет как свои плюсы, так и свои минусы. В любом случае, каждый родитель должен взвесить всё, обдумать применительно к своему ребёнку и принять решение. Подумайте, каким человеком вы хотите видеть своего ребёнка, и может ли кадетское образование сделать его таким.
    Константин Моканов: магистр фармации и профессиональный медицинский переводчик

  5. Blackstone Ответить

    Столичная школа №2065 решила поделиться собственным опытом создания таких классов и в конце учебного года организовала День открытых дверей кадетского образования.
    – В кадетский класс школы ученики отбираются в первую очередь по заслугам в учебе, а также по состоянию физического развития и здоровья, – рассказывает директор школы Наталья Файдюк. – Такие классы – это не только всестороннее качественное образование, это система воспитания с учетом детской психологии и педагогики, направленная на развитие в каждом кадете духовных и физических способностей.
    Согласно приказу Департамента образования, регламентирующему прием учеников в кадетские классы, набор учащихся осуществляется «из числа обучающихся 7-х классов, годных по состоянию здоровья, и на основании интегрированных результатов образовательной деятельности обучающихся». Перечень таких результатов достаточно предсказуем: участие в олимпиадах и конкурсах по учебным предметам, промежуточная аттестация обучающихся, предметная диагностика и такой пункт, как участие в московской олимпиаде «Не прервется связь поколений». Естественно, чем лучше результаты ученика по этим критериям, тем больше его шанс на попадание в специальное подразделение школы.
    – Задача кадетских классов – это в первую очередь правильно образовать характер ученика, глубоко укоренить в нем понятия благочестия и долга, твердо упрочить задатки тех нравственных качеств, которые имеют первостепенное значение в воспитании гражданина, служащего Отечеству, – комментирует Наталья Файдюк.
    Что же представляет собой один день из жизни ученика кадетского класса?
    Первая половина дня ничем не отличается от расписания уроков у сверстников из «обычных» параллелей – все занятия проходят согласно учебному плану. Кадетская составляющая появляется лишь во второй половине дня, когда с ребятами проводятся специальные мероприятия патриотической и военной направленности. Сюда входят теоретические занятия с упором на углубленное изучение истории России, строевая и физическая подготовка, учебно-тренировочные и выездные сборы в военные части, экскурсии, спортивные соревнования и военно-спортивные игры. Помимо рекомендованных Департаментом образования дисциплин каждая школа может составлять свой собственный набор предметов для изучения в кадетском классе.
    Так, например, в программе обучения воспитанников кадетских классов в школе №2065 отдельно преподаются такие дисциплины, как организация службы в подразделениях МЧС России, пожарно-спасательная подготовка, ликвидация чрезвычайных ситуаций и проведение аварийно-спасательных работ на водных объектах, доврачебная подготовка, военная этика. Отдельно стоит добавить, что в таких классах обучаются как мальчики, так и девочки, которые наравне со своими одноклассниками изучают основы предметов по программе юных спасателей.
    В кадетских классах также отдельным пунктом упоминается участие учеников в волонтерской деятельности и в поисковых экспедициях, а также музейная подготовка учащихся. Контроль за качеством образования в таких классах осуществляется не только самой школой, но и специальным Московским центром качества образования, который в течение года проводит как минимум две плановые диагностики в школе.
    По мнению разработчиков программы, ученики таких классов должны демонстрировать определенный уровень качества подготовки на выходе из школы. Так, например, не менее 90 процентов выпускников должны набирать по результатам ЕГЭ по трем предметам более 200 баллов (получается в среднем по 67 баллов за предмет), а их профильная подготовка должна осуществляться в тесном взаимодействии с патронатным силовым ведомством или службой. Другими словами, не менее 75 процентов выпускников должны поступить в специальные профильные вузы.
    При этом важно понимать, что кадетские классы в школе не являются калькой с военных училищ, которые направлены на подготовку курсантов в конкретные рода войск. Кадет-школьников определенно и целенаправленно настраивают на службу Родине, но на какую именно – им решать самим.
    В этом году в столице впервые проходил конкурс, организованный Департаментом образования, «Лучший кадетский класс Москвы». Участие в нем приняли более 90 школ и 10 тысяч воспитанников. Критериями оценивания были такие пункты, как, успеваемость учащихся, квалификация педагогов, учебно-материальная база по основам военной службы, огневая, медицинская, строевая и физическая подготовка кадет. Жюри конкурса состояло из действующих спортсменов по военно-прикладным видам спорта, ветеранов и специалистов Центра военно-патриотического и гражданского воспитания Департамента образования Москвы.
    Итоги конкурса были подведены совсем недавно, в конце учебного года. Школа №2065, которая также принимала участие в этом состязании, заняла призовое 2-е место.
    – Наш класс с декабря 2015 года носит имя легендарного пожарного, Героя России Евгения Чернышева, и сегодня на дне открытых дверей в нашей школе присутствует его вдова Марина, – заявила на открытии торжественного мероприятия директор школы. – Мы очень гордимся тем, что в этом году на конкурсе, проводимом впервые, мы смогли показать такой высокий результат, и хотим посвятить эту победу всем героям и защитникам нашей Родины.

  6. Bluefang Ответить


    В современном образовательном пространстве России появилось много новых форм организации процесса обучения школьников. Есть как совершенно новые методики и подходы, есть и такие, которые были восстановлены из «хорошо забытого старого». Кадетские классы и кадетские школы существовали еще в дореволюционной России. Об этом написано много книг, есть и официальные документы Министерства образования. Вашему вниманию мы предлагаем наш взгляд на образование в кадетской школе и кадетском классе.
    Мы хотим посмотреть на обучение в кадетском классе с позиции результата, т.е. результатов на ОГЭ и ЕГЭ.
    Хотим сразу обратить Ваше внимание, что наш взгляд является субъективным, но в то же время основанным на практике подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.
    Плюсы

    В кадетских школах и классах царит дисциплина и культ хороших и отличных оценок. Ребята дополнительно психологически мотивированы получать высокие баллы.
    При данном виде обучения и воспитания большое внимание уделяется такому предмету как история, поэтому традиционно кадеты имеют гораздо более высокий уровень знаний в этой области (хотя это случается не всегда)
    Дисциплина дает хороший результат в том плане, что ребенок стоически может усваивать большое количество информации и не будет «жаловаться» на усталость.
    В зависимости от направленности в кадетских классах также большое внимание уделяют точным наукам и иностранным языкам (тут тоже можно оговориться, что не всегда).
    Кадеты хорошо физически подготовлены, поэтому если Ваш ребенок собирается стать военным, милиционером, спасателем, то проблем с экзаменом по физкультуре у него не должно быть в принципе.
    У ребят хорошо развиты реакция, мышление, пространственная ориентация и логика, потому что после учебы они занимаются стрельбой, подвижными играми, танцами, строевой подготовкой и пр.
    В плане воспитания ребенка как человека и патриота есть еще больше плюсов, мы их не будем перечислять, остановимся на этих важных для обучения и подготовки к ОГЭ и ЕГЭ моментах.
    Минусы
    Самым главным минусом кадетского класса мы считаем то, что ребенок после уроков остается в школе, где с ним работают воспитатели и физкультурники. В результате ребенок приходит домой часам к 7 и у него просто не остается времени на подготовку к вступительным испытаниям.
    Приведём пример.
    Наша ученица из кадетского класса готовилась к поступлению в медицинский вуз. Соответственно, ей нужны были высокие баллы по химии, биологии, математике и русскому языку.

    Эти предметы очень сложные. Все знают, что поступить в медицинский вуз достаточно сложно. Для этого нужно посвящать профилирующим предметам все свое свободное время, которого у учащихся кадетских классов просто нет.
    Вместо того чтобы всецело посвятить себя подготовке к ЕГЭ по 4 сложнейшим предметам, выпускнице нужно было сдавать нормативы по физкультуре. Готовиться к выпускному балу и учить углублённо историю с обществознанием. В результате, пришлось выбирать – или кадетский класс, или подготовка к ЕГЭ.
    Приведём другой пример.
    Наш ученик из кадетского класса захотел стать журналистом и поступить в МГИМО. Кто пытался стать студентом этого вуза, понимает, что необходимо к поступлению усиленно готовиться, потому что баллы «запредельные» и плюс ко всему еще и творческие испытания по иностранному языку с сочинением.
    Чтобы успешно сдать все испытания, необходимо время для подготовки как к ЕГЭ, так и к творческим экзаменам. А в кадетском классе, сами понимаете, нет свободного времени. В результате, в 11-ом классе парню пришлось покинуть кадетский класс.
    Какой можно сделать вывод?
    Конечно, в кадетском классе много плюсов и это просто великолепный выбор для того. Что построить карьеру военного, полицейского, спасателя. Однако если есть желание и способности реализовать себя на другом поприще, то стоит взвесить все «за» и «против» обучения в кадетском классе.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *