Как настроить ребенка на учебу в 1 классе?

13 ответов на вопрос “Как настроить ребенка на учебу в 1 классе?”

  1. ALEXA Ответить


    Фото: Юлия Рамелис
    Тяжелее всего адаптироваться к школе ученикам 1—5-х классов. «Обычно процесс адаптации происходит около двух недель. Родителям следует более внимательно относиться к ребенку: расспрашивать о школьных новостях, взаимоотношениях со сверстниками, учителями, помочь в подготовке к урокам. Также необходимо правильно организовать режим дня школьника: сбалансированное питание, пребывание на свежем воздухе не менее двух часов, сон. Ученик начальной школы должен спать не менее 10 часов в сутки, средней школы — 9,5 часа, а старшей — 9 часов», — пояснила Лариса Новикова.
    Время адаптации у всех разное:
    56 процентов детей адаптируются в течение первых двух месяцев обучения;
    30 процентов полностью адаптируются лишь к концу первого полугодия;
    у 14 процентов ребятишек процесс адаптации связан со значительными трудностями.
    Такие школьники, как правило, часто становятся «отверженными», они «задирают» детей на переменах, кричат, неадекватно ведут себя на уроке, стараясь выделиться.
    «Если вовремя не разобраться в причинах такого поведения, это может привести к срыву адаптации и нарушению психического здоровья. Необходимо постоянно наблюдать за поведением ребенка, обращать внимание на отклонения от обычного поведения.

  2. ENOS Ответить

    Елена Шерипова, руководитель телевизионной школы моделей Royal Model Agency

    Начнем с того, что очень многое в данном вопросе
    зависит от настроя самих родителей, их отношения в целом к школе и в частности
    к учителям. Переживания родителей могут выглядеть как обычное волнение за
    своего малыша, который идет первый раз в первый класс. Такое волнение – норма
    для любого родителя. Но чрезмерно волноваться все-таки не стоит: во-первых, ваш
    малыш уже прошел первую в своей жизни «школу» — детский сад, где получил навыки
    общения со своими сверстниками и людьми старшего возраста, он посещал занятия
    по подготовке к первому классу, делал какие-то упражнения дома, учился считать,
    писать и читать. С этой точки зрения, можно сказать, что ваш малыш полностью
    готов стать первоклассником, и по большому счету учебный процесс не должен
    стать для него чем-то совершенно незнакомым. Да, разница между садом и школой,
    безусловно, есть: на то, чтобы поиграть со своими друзьями теперь у него будут
    только перемены и время после уроков, ведь он уже взрослый. О том, как
    измениться его жизнь, что такое школа, обязательно нужно разговаривать со своим
    ребенком, причем беседы эти должны быть исключительно позитивными и
    оптимистичными. Особое внимание в этих разговорах нужно уделить Дню Знаний.
    Какими бы ни были ваши малыши способными,
    талантливыми, умными для любого ребенка 1 Сентября – это, прежде всего,
    праздник! Причем праздничное настроение должно быть у всех членов семьи,
    особенно, если ребенок идет первый раз в первый класс или посещает начальную
    школу.
    Постарайтесь не превращать День Знаний в обычное
    утро, обставьте его как большое событие, огромное достижение вашего ребенка.
    Первый день в школе для вчерашнего выпускника дошкольного учреждения – это
    победа! Поэтому ваша задача превратить своего малыша, еще не переступившего
    порог школы, в победителя. Если же ребенок идет во второй, третий и т.д. класс,
    он тоже победитель, ведь он становится старше и умнее. Заведите в своей семье
    замечательную традицию – каждый год поздравлять своего ребенка, и неважно,
    сколько ему лет и в какой класс он идет, с 1 Сентября. И отмечать этот день
    походом в кафе или посещением какого-нибудь интересного мероприятия. Ничто так
    не мотивирует детей на учебу как поощрение и создание атмосферы праздника в
    День Знаний. Тогда все волнения и переживания, которые свойственны и родителям,
    и детям, не будут восприниматься остро и проблематично. День Знаний для вас
    навсегда будет праздником, после которого остаются хорошие воспоминания и
    приятные эмоции.
    Подготовка к школе, как правило, осуществляется
    заранее, когда происходит покупка рюкзака, тетрадок, пенала и т.д. Делайте это
    вместе с ребенком, чтобы у него была вовлеченность в процесс подготовки.
    Покупки и разговоры о предстоящем 1 Сентября и учебе в школе сопровождайте
    особой позицией, говорите своему малышу: «Теперь ты не просто ребенок!
    Посмотри, сколько всего тебе нужно! Потому что ты это заслужил. Потому что ты –
    первоклассник/первоклассница!». Не надо говорить ребенку: «Иди, учись, получай
    хорошие отметки». Это не мотивирует ребенка на процесс, а выглядит скорей, как
    указание, что делать, которому, согласитесь, не очень хочется следовать, потому
    что звучит оно примерно как «отвяжись, займись делом». Это то же самое, что сказать
    ребенку: «Иди, делай уроки!» или «Тебе, что заняться нечем?», за которыми стоит
    скрытое желание отдохнуть от ребенка. И дети его прекрасно считывают. Если вы
    хотите, чтобы ребенок относился к учебе в школе как своему личному достижению,
    добивался успехов, причем делал это с удовольствием, относитесь к своему
    ребенку как к победителю, который в данный момент преодолел сложный этап в
    своей жизни (детский сад) и стоит на пути преодоления нового сложнейшего этапа
    (первый класс). Ваш ребенок уж молодец и дальше он будет еще большим молодцом,
    поэтому он заслужил уважение, восхищение и похвалы. Необходимо внушать ребенку
    уверенность в том, что в школе его ждет много интересного. Поощряйте тягу к
    знаниям и почаще говорите о то, что нового в этом учебном году узнает ваш
    ребенок в школе.
    Но будьте осторожны! Когда мы говорим о мотивации
    к учебе, мы имеем в виду те разговоры, которые мы должны вести со своими детьми
    накануне учебного года, по нашему мнению, они должны повысить их самооценку и
    желание добиваться успехов. При этом мы часто не замечаем, как наши
    мотивационные речи подрываются нами же самими, нашим отношением к школе и
    учителям. Очень часто проблема отсутствия у ребенка мотивации заключается не в
    том, что мы не объяснили ему, что надо хорошо учиться, а в том, что мы своими
    репликами, отношением нанесли ядерный удар по авторитету школьных учителей и
    школы в целом. К сожалению, этим грешит большинство современных родителей.
    Сначала они стремятся выбрать для своих детей лучшую школу и лучших учителей,
    но потом ищут в ней изъяны. В школе что-то не покрашено, не сделано, выбранные
    учителя не соответствуют родительским требованиям, словом счетам и претензиям
    нет числа. Пожалуйста, держите это все при себе! Ваш ребенок с первого дня
    учебы в школе должен знать одну простую истину: его учитель самый лучший, он
    для него и для вас авторитет, его школа – самая прекрасная, другой такой нет,
    его одноклассники – лучшие друзья на всю жизнь. Именно это надо внушать
    первоклассникам! И повторять на протяжении всех 11 лет учебы. Только так и
    никак иначе! Потому что в противном случае, не стоит удивляться, почему ваш
    ребенок не любит ходить в школу, не слушается учителей, ни с кем не дружит и не
    делает уроки. Учитель – для ребенка должен быть непререкаемым авторитетом по
    одной простой причине, потому что именно он учит вашего ребенка ответственному
    отношению к учебе, дает ему знания, спрашивает с него, занимается его
    развитием. Поэтому вопрос о мотивации ребенка напрямую зависит от вашего
    собственного настроя, мудрости и вашего правильного отношения к учителям и той
    школе, куда вы отдали учиться своего ребенка.

  3. Tygrandis Ответить

    1 сентября для одних школьников — радость, для других — испытание. Ваш ребёнок не хочет возвращаться за парту после летних каникул? Помогите ему адаптироваться к новому учебному году.
    Многие родители заблуждаются, считая, что периода привыкания к школе не существует и, что ребёнок за 2-3 дня должен адаптироваться к школьным занятиям. Но ведь даже взрослому человеку, чтобы войти в ритм работы после отпуска требуется минимум неделя, то, что говорить о детях. Долгих три месяца они отдыхали, спали сколько хотели, гуляли, когда хотели, и вот им нужно делать домашние задания, выполнять требования педагогов, их время должно быть расписано по минутам, а это безумно сложно!

    Период адаптации действительно есть у всех учеников и достаточно длительный. У первоклашек (при правильной дошкольной подготовке) он длится в среднем 1,5 месяца, у пятиклассников – месяц, у остальных 2 – 3 недели. В результате могут возникнуть различные трудности. У детей старше 10 – 12 лет они носят психологический характер, а у младших школьников могут даже возникнуть проблемы со здоровьем. Что делать?
       Рекомендации родителям очень простые, но трудность в исполнении. Требуется терпение.
    Во-первых, это соблюдение режима. Уже с середины августа необходимо раньше ложиться, раньше вставать. Но попробуйте отправить ребёнка спать, если сами родители засиживаются далеко за полночь. В последний день каникул позвольте ребёнку наиграться, наговориться, провести свободное время от души, но уложите его спать в 9 — 10 часов вечера. Помните, на перестройку организма уходит до 5 дней.
    Во-вторых, необходимо ограничить все дополнительные нагрузки на этот период. У ребёнка должно быть свободное время и время для выполнения домашних заданий и обязательно днём. Первоклассникам вообще в этот год лучше не начинать занятия в спортивных и музыкальных школах. Хорошо бы это сделать за год до первого класса или во втором.
    Нельзя забывать и о правильном питании. Радует, что осень — благодатная пора овощей и фруктов. Есть возможность разнообразить меню для детей. Для того чтобы «зарядить» мозг ребёнка, чаще давайте ему продукты, богатые омега-3 кислотами: грецкие орехи, морскую рыбу, тыквенную кашу, оладьи из кабачков. Ещё один «умный» продукт — вода.
    Первыми признаками «жажды мозга» являются лёгкие головные боли, снижение концентрации внимания, быстрая утомляемость. В день школьнику необходимо выпивать 1,5 — 2 литра воды, и половину этой дозы лучше принять в школе. Газировки и прочие напитки с сахаром не рекомендуются.
    Из всех витаминов мозг любит группу В, их много в постном мясе, овсянке, печени, рисе, цветной капусте. В меню включайте творог и кисломолочные продукты, содержащие кальций. Из этих продуктов сделайте завтрак. Родители, помните! Постоянно завтракающие школьники лучше решают задачки, меньше подвержены негативным эмоциям.
    За лето детская рука забыла, как держать ручку и скорость письма существенно снизилась. Поэтому будет хорошо, если с ребёнком попишут диктанты. Причём в это включиться должна вся семья от папы до бабушки. Разные голоса приучают ребёнка вслушиваться, а значит, он сосредоточивается. Хорошо также повторить таблицу умножения.
    Очень приятное занятие для детей покупка школьной одежды и учебных принадлежностей. И, кроме того, это занятие настраивает на школьный лад.
    Самое главное быть внимательным к своему ребёнку, слушать и слышать его, конструктивно решать возникающие проблемы. У ребёнка должен быть познавательный интерес и мотивация к учёбе. Уроки и домашние задания не должны ему казаться помехой ежедневным играм и развлечениям, к которым школьник привык за лето.
    Разговаривайте с ребёнком в позитивном ключе, убеждайте его, что начало учёбы — это новые интересные предметы, новые друзья. Постарайтесь ему объяснить, что учёба — это необходимый труд для любого человека, который помогает приобрести умения и навыки на всю жизнь.
      Главное – это доброжелательность и действие, а не ворчание и упрёки.
    Всем удачи!
    Педагог — психолог Лупанова Т.М.

  4. HACHICK228 Ответить

    …а первоклассников подготовить к школе, «Комсомолке» рассказала психолог Центра успешных отношений Ольга Волошенко.
    — Поход в первый класс для ребенка — это стресс, и родителям важно правильно рассказать о школьной жизни. Мой совет — обязательно поделитесь с ним своим личным опытом. Например, вместе посмотрите ваши школьные фотографии, тетрадки, расскажите о первом друге. Главное, чтобы ваша информация была положительной, — говорит психолог Ольга Волошенко. — Вместе с тем, ваш рассказ не должен быть слишком радужным, чтобы не настроить вашего ребенка на определенные ожидания.Тогда придет разочарование и нежелание ходить в школу. Вы можете рассказать про свои трудности в школьные годы, но ни в коем случае не пугать ими. Такие фразы, как «тебе придется учиться целых 11 лет» или «будешь сидеть 45 минут за партой», его только напугают.
    Обязательно отпразднуйте всей семьей 1 сентября. Радостная обстановка поможет осознать ребенку, что в его жизни произошло что-то очень важное, и что все близкие ему люди готовы быть рядом и разделять его чувства. Как могут еще помочь родители первокласснику? Время, что осталось до учебного года, посвятите ребенку. Например, можно поиграть с ним в школу. При этом ребенок должен побыть и в роли учителя, и в роли ученика. Главное, чтобы суть игры была не в оценках, а в ознакомлении с предстоящим учебным процессом.

    Пораньше ложитесь спать

    — Лучше всего познакомиться с учительницей заранее и рассказать о своем ребенке. Например, о том, что он гиперактивный и долго усидеть на месте не сможет. Сходите с ребенком в школу накануне 1 сентября, покажите, в каком классе он будет учиться, спросите, что он думает и чувствует, ведь ему здесь предстоит учиться не один год.Важно, чтобы уже сейчас ребенок и один из родителей жил режимом первоклассника: рано ложился и рано вставал. Нужно взять нам заметку и то, что скорость психических процессов у каждого человека своя. Если ребенок медлительный, то будить его нужно не за 10 минут до выхода, а заранее. Тогда можно будет избежать утренних скандалов из-за того, что ваше чадо не может встать с постели и ничего не успевает.

    Купите красивый будильник

    — Первокласснику можно купить красивый будильник и научить его заводить. Если у него есть телефон, подберите вместе мелодию будильника.
    Перед покупкой школьной формы и рюкзака не отправляйтесь в магазин с мыслью, что вы убиваете выходной день. Так вы испортите настроение и себе, и ребенку. Важно, чтобы и самому первокласснику понравился его будущий костюм.

    Возвращаем школьный режим жизни

    За три месяца каникул многие школьники успевают забыть, что такое школа, и сентябрь для них превращается в настоящую муку. Чтобы избежать этого, стоит именно сейчас, в августе, потихоньку изменять их режим.
    — Понятно, что на летних каникулах дети спят, как хотят, и их обычный режим нарушен. Поэтому пора уже сейчас укладывать спать школьников пораньше. Постарайтесь, чтобы они и пораньше просыпались. Только делайте это постепенно, например, каждый день будите их на 10 минут раньше.
    Если режим дня не изменить, то ребенку будет тяжело начать школьную деятельность. На уроках он будет сонным, рассеянным, и даже может пропасть желание ходить в школу.
    Если школьник уже достаточно взрослый, ему можно предложить пойти в магазин и самому выбрать школьные принадлежности. Таким образом, он начнет настраиваться, что школа не за горами.

    Старшекласснику подарите ежедневник

    — В подростковом периоде у ребенка возникает много вопросов по отношению к себе. Подросток проживает определенный кризис, и ведущий тип деятельности в это время не учеба, а общение со сверстниками. Именно через общение он понимает себя и узнает, кто он: интроверт или экстраверт. В этот период подросток хочет отделиться от родителей и стремится к самостоятельности. Но опыта и знаний у него не хватает. Поэтому все значимые вещи, такие как учеба, уходят на второй план. И ждать от подростка, что он пойдет в школу с большой радостью, не стоит. В идеале, у ребенка должна быть сформирована ответственность. То есть он должен понимать последствия своих действий: не пойдет в школу – пропустит что-то важное и ему потребуется это наверстать, или получит плохую оценку.
    Если ответственности нет, родители могут столкнуться с проблемами. Все, что они могут сделать в данный момент, — это предложить свою помощь. Например, предложить помочь составить ему расписание дня. Можно также подарить ему ежедневник, где он распишет планы на день, месяц.

    КСТАТИ

    Как понять, что ребенок перегружен секциями и кружками?

    Многие родители хотят, чтобы их дети были всесторонне развиты, поэтому спешат к 1 сентября записать их и на танцы, и в музыкальную школу, и в спортивную секцию. Но когда понять, что школьнику тяжело осилить такую нагрузку?
    — Родители должны честно ответить на вопрос: какие мотивы побудили его записать ребенка в несколько секций и кружков?Это желание ребенка или проживание взрослыми собственного детства? — говорит Ольга Волошенко. — Иногда родители компенсируют пробелы в своем детстве за счет своих детей. Ведь часто в советское время родителей больше волновали только три вещи: ребенок обут,одет и накормлен. Благое желание дать то, что недодали им в детстве, может привести к перегрузке ребенка. Понять, что школьник не справляется с нагрузкой, можно просто: или он об этом скажет прямо, или родители сами увидят, что ребенок много болеет, стал апатичным, все ему неинтересно. Поэтому сегодня психологи объясняют родителям, что с ребенком нужно общаться на равных и понимать, что перед тобой личность.
    Допускают ошибку и те родители, которые отдают малышей во многие кружки до 7 лет. Как раз до этого возраста ребенок должен только играть. Именно через игры он развивает свое воображение и формирует внимательность.

    КОММЕНТАРИЙ ПЕДИАТРА

    «Проверьте зрение и осанку у ребенка после каникул»

    — Первоклассники обязательно проходят медицинский осмотр перед началом учебного года, а остальные школьники ко дню рождения. У ребенка обязательно проверят рост, вес и давление, остроту зрения и слух. По показаниям ребенка отправляют на консультацию к узким специалистам. А вот перед школой родители могут проверить зрение и осанку у ребенка. Возможно, у него появился сколиоз или ухудшилось зрение, — рассказала «Комсомолке» заведующая третьим педиатрическим отделением второй детской поликлиники Минска Елена Радичко. — Сейчас самое же главное — оздоровиться школьнику. Он должен как можно больше быть на свежем воздухе, купаться и есть свежие фрукты. Уже можно начать пить витамины. Стоит позаботиться и о питании школьника. Исключите из его меню жареную еду и полуфабрикаты. Самым плотным должен быть обед, а ужин не позднее семи вечера и за два часа до сна.
    Дарья Ломоновская, Комсомольская правда в Беларуси

  5. Stardweller Ответить

    Несколько лет назад я увидела у мужа переписку с коллегой (после корпоратива). Содержание было флирт характера, муж писал комплименты этой мадам и даже приглашал на море. Поговорив с ним, все вроде как закончилось, не начавшись… Переодически я для своего спокойствия проверяла его телефон. И вот, вчера звонок когда он спал, я заметила эти знакомые цифры и решила уже позвонить на номер чтобы узнать кто это звонит. Я знаю её имя, спросила по имени она отозвалась. Я её спросила зачем она звонит моему мужу, и что ей надо (сейчас она живёт в другом городе,достаточно далеко, но бывает здесь иногда по командировке). Вообщем она уточнила фамилию мужа, и после этого сказала, что ничего личного, она звонит только по работе, узнавала якобы номер ещё одного сослуживца через моего мужа, так как больше не откуда узнать… Пыталась меня ласковым голосом заверить, что между ними никогда ничего не было. Я сказала, что после той переписки у меня большие сомнения, что она звонит просто так. Я пригрозила ей, что если она не хочет проблем со своим мужем, то чтобы ничего личного к мужу не имела, ибо у меня короткий разговор (выставлю к ней нахрен с чемоданом). Она же продолжила, что вообще всё слухи, и нет у них ничего, более того она сказала что хотела даже со мной познакомиться, и если приедет в командировку снова, погулять с ней и тд… (конечно я это не собираюсь делать). Мне это ещё более странным показалось. Я ей сказала, чтобы про этот разговор она никому не говорила, она согласилась. Вот скажите со стороны, что не так? Она пытается со мной подружиться чтобы что? И стали бы говорить вы мужу об этом разговоре? Я думаю подождать, и посмотреть будут ли ещё звонки и тд… Но не расскажет ли она вперёд ему об этом звонке?

  6. Моя жизнь в твоём сердцебиении Ответить

    Как настроить ребенка на учебу после лета? 
    На вопрос отвечает детский психолог.
    Как настроить ребенка на “рабочий” лад после лета и помочь ему подготовиться к школе? Для родителей проводит консультацию психолог детского отделения центра социального обслуживания.
    Дети любого школьного возраста обязательно проходят период адаптации к школе. Причем этот период длится достаточно долго: от 2-3 недель (у старшеклассников) до 1,5 месяца (у первоклашек). С началом учебы образ жизни ребенка меняется. Все лето он отдыхал, спал и гулял, когда и сколько ему хотелось. С наступлением осени ему приходится быстро втягиваться в школьный режим, вновь привыкать жить по расписанию, подчиняться жестким требованиям дисциплины и соблюдать перечень определенных правил: учиться, выполнять домашние задания. Большинство детей помимо школы посещают кружки и секции, школы искусств. А это – дополнительная нагрузка. Даже взрослому человеку требуется примерно неделя, чтобы включиться в работу после отпуска, а что говорить про ребенка… В результате, в начале учебного года могут возникать различные трудности, которые у подростков носят больше психологический характер. А вот у младших школьников могут возникнуть проблемы со здоровьем. Поэтому после летних каникул ребенку нужно помочь втянуться в учебный процесс заблаговременно. Примерно с середины августа надо изменить режим дня – раньше ложиться спать и раньше вставать. Очень хорошо помогает подготовиться к предстоящей учебе активный отдых, особенно на свежем воздухе. А вот бесцельное времяпрепровождение, когда ребенку нечем заняться, может только еще больше утомить его. Необходимо ограничить время просмотра телевизора и игры за компьютером. Полезно будет вспомнить пройденный за прошлый учебный год материал: пописать диктанты, повторить таблицу умножения, проверить, как ребенок справился с заданием, оставленным на лето школой; как правило, это чтение литературы по списку. Таким образом, рука ребенка «вспомнит» как писать, скорость письма заново обретет былые показатели, да и сам ребенок немного окунется в школьную атмосферу, что сможет настроить его на предстоящую учебу. Приятное и, в тоже время, настраивающее на учебный лад времяпрепровождение, – покупка школьных принадлежностей, одежды для школы. Это создает позитивный настрой на учебный процесс. С началом учебного года первое время не стоит загружать ребенка дополнительными занятиями в секциях и кружках. Пусть пройдет время, отведенное для адаптации. Ребенок, приходя из школы, должен пообедать, час-полтора отдохнуть и после этого идти на дополнительные занятия. При этом у него должно оставаться время на выполнение домашних заданий, которые желательно делать днем. Обязательно проследите, чтобы в расписании школьника оставалось время для прогулок. Младшим школьникам положено проводить на воздухе ежедневно 3,5 часа, ученикам средней школы – 2 часа, а старшеклассникам – 1,5 часа. Свежий воздух – залог нормального развития ребенка. Активные прогулки и занятия спортом в течение года помогут вашему ребенку справляться с учебными нагрузками, меньше утомляться и лучше учиться в школе.

  7. foreva_yong Ответить

    Часто школа становится для ребёнка стрессом: чужие люди вокруг, которые от тебя постоянно чего-то хотят и требуют… Для малыша, привыкшего быть маминым солнышком и папиным зайчиком, это совершенно незнакомая ситуация.
    – Часто малыши, особенно те, что не ходили в детский сад, ждут, что учитель обратится к ним лично и скажет, что делать: «Вася, доставай пенал и пиши эту черточку», поэтому игнорируют коллективные задания. Просто не понимают, что слова Марь Иванны, отнесенные ко всему классу, и для него должны быть руководством к действию. За три оставшиеся месяца подберите ребенку какой-то кружок, где общение педагога шло бы сразу с группой: рисование, но не один на один с учителем, а с десятком других малышей, тренировки в командных видах спорта и т.п.
    – Приучайте ребёнка к самостоятельности. Давайте поручения из нескольких действий. Например, «Собери посуду со стола и сложи ее в посудомойку». «Полей все цветы в доме, кроме кактуса». Потом посерьезнее. Вручите некрупную сумму денег и скажите: «Подойти вон к тому киоску с мороженым, купи мне и сестре пломбир, а себе эскимо. Не забудь забрать сдачу». Контролируйте исполнение неподалеку, но не стоя у ребенка «над душой», пусть почувствует себя взрослым. А если возникнет затруднение, обратится к вам за помощью.
    – Умение обратиться за помощью или с просьбой — это другой важный навык. В случае конфликтов – обращайся к взрослому. Заблудился в школе – спроси дорогу у учителя.
    Попроси повторить задание, если не расслышал или не понял. Или скажи медсестре, что плохо себя чувствуешь, если заболел.
    – Хороший вариант — это использовать игрушки, чтобы проиграть разные сценки из школьной жизни, – считает семейный психолог Светлана Александрова. – На примере плюшевых заек и мишек можно по ролям отрепетировать, как должен реагировать человек в той или иной ситуации.

  8. Aridor Ответить

    Почему, придя в школу, дети уже не хотят учиться?

    Многие первоклассники, переживающие период дезадаптации, испытывают явно отрицательное отношение к учению, не хотят преодолевать трудности, которые встречаются в школе, отказываются выполнять требования учителя, с трудом заводят дружеские отношения с одноклассниками. Проявляется тенденция «отгораживания» ребенка от всего, что связано со школой и классом. Так, от первоклассника родители не могут добиться ответа на вопросы о том, чем он занимался в школе, каковы его успехи. Ребенок выглядит уставшим, отказывается от прогулки, плохо ест.
    Одна из причин такого явления – перегрузка дошкольника излишней информацией о его завтрашней школьной жизни: какую школу выбрать; сколько там изучают предметов; какой иностранный язык и с какого класса он будет изучать; в какие кружки стоит записаться с начала обучения; посещать ли группу продленного дня и т.д. и т.п. Все эти вопросы подробно, долго, нудно обсуждаются при ребенке, и он уже накануне поступления в школу начинает ее бояться.

    Рекомендации для учителя

    Видя в классе таких детей, определите иную тактику взаимоотношений с ними, нежели с успешно адаптирующимися первоклассниками. Школьники с трудностями адаптации нуждаются в особом внимании, большей похвале (хвалить их нужно даже за самое скромное выполнение задания). Оказывайте им постоянную помощь без упреков и обвинений в нежелании трудиться или в невнимательности.


    Почему в школе дети быстро теряют интерес к учению?

    В группу детей, быстро теряющих интерес к учению, попадают и такие, которые очень хотели идти в школу. О причине этого явления эмоционально пишет психолог Л. Е. Журова:
    «Все, что раньше было можно и интересно, теперь нельзя и скучно. Раньше можно было играть, и, даже если мама сердилась, она говорила: “Отстань, не мешай, иди поиграй”. А теперь мама говорит: “Сколько можно играть? Занимайся, учи уроки!” Раньше взрослые всегда читали ему книжки. А теперь говорят: “Читай сам!”»
    Вот и получается, что это школа плохая, даже на маму отрицательно повлияла.

    Рекомендации для учителя

    Помните, что первоклассник, надев форму и сев за парту, не стал от этого школьником, он постепенно и достаточно долго будет входить в систему новых школьных отношений. Помочь ему в этом можете вы – педагоги, хорошо понимающие, что для ребенка все еще остается актуальным, желанным, интересным. Это, конечно, дошкольные формы взаимодействия с миром и окружающими людьми: игра, продуктивная художественная деятельность.
    Безусловно, современный учитель использует игру в обучении, хотя при этом иногда допускает педагогические ошибки. Например, предлагает детям играть только в дидактические (обучающие) игры, хотя наиболее значимыми для ребенка продолжают оставаться ролевые игры – в «дочки-матери», «летчиков», «магазин», «парикмахерскую», «кинотеатр» и пр. Поэтому так важно, чтобы учитель использовал стремление детей данного возраста разыгрывать разные роли. Игра – эффективный метод обучения на любом уроке. В процессе обучения грамоте первоклассники, например, могут играть «в живые звуки»: одни дети исполняют роли гласных звуков, другие – мягких согласных, третьи – твердых согласных. Учащиеся строят слова, прочитывают их, изменяют, характеризуют, оценивают звуки и т.д. Благодатную почву для ролевой игры создают уроки окружающего мира. Дети исполняют роли людей разных профессий, различных объектов природы, предметов быта. В процессе таких игр школьники узнают новое, рассказывают, читают, беседуют, то есть учатся…
    Начало ролевой игры – создание воображаемой ситуации, иначе говоря, постановка перед детьми задания на воображение: «Представьте себе…»; «А если бы…»; «Как будто бы…». При изучении темы «Сезонные изменения осенью» первоклассникам, например, предлагается представить, что все они лесные жители: кто-то – насекомое, кто-то – зверь, кто-то – птица…
    Учитель. Наступила осень, заволновались животные в лесу: как встречать зиму? Готовы ли к ней насекомые и птицы, звери и пресмыкающиеся? Решили животные собрать лесное собрание и узнать, кто как готовится к зиме.
    Первоклассники распределяют роли: медведь – председатель собрания, дятел – секретарь. На собрании выступают еж, заяц, бабочка, уж, муравей и другие животные (дети выбирают роли по желанию), которые делятся своим опытом подготовки к зиме.
    Конечно, учитель не пускает на самотек процесс развертывания игры и ненавязчиво помогает детям, например если сюжет не складывается или ребенок не знает, как играть свою роль. Поэтому перед началом игры все вместе планируют проведение «собрания»: последовательность выступлений, игровые действия, вопросы и реплики.
    Читайте по теме:
    Советы учителю начальной школы: как помочь первокласснику адаптироваться к новым условиям
    Советы учителю начальной школы: гаджет — это не игрушка, а средство получения информации
    Советы учителю начальной школы: не тупое повторение, а творческая деятельность
    Советы учителю начальной школы: как оценивать знания учащихся в первом классе
    Советы учителю начальной школы: взявшись за руки

    Если первоклассник пришел в школу грамотным…

    Удивительно, но проблемы могут возникнуть и у детей, которые пришли в школу вполне «образованными»: читающими, умеющими писать, решающими примеры и задачи, а часто уже одолевшими программу первого класса.
    Взрослые часто думают, что такой уровень развития облегчает ребенку адаптацию к школе, но практика часто подтверждает обратное. Такие дети устали от учения в детском саду (в семье), мотивация к тому, чтобы научиться читать и писать, для них уже в прошлом и сейчас не работает. Теперь их скрытая цель – спрятаться за своими знаниями и немножко отдохнуть, а учитель, зная возможности таких своих воспитанников, увеличивает им объем заданий, усложняет их, что приводит к возникновению трудностей и нежеланию эти трудности преодолевать.

    Рекомендации для учителя

    Хорошо читающие и много знающие первоклассники также требуют к себе внимания и терпения. Не целесообразно резко увеличивать для них объем заданий, усиливать требования, злоупотреблять высказываниями: «Ты можешь, да не хочешь…» Пусть первое время они работают так же, как все остальные, не нужно, чтобы в адаптационный период эти учащиеся резко «вырывались вперед».
    Посоветуйте родителям в первое полугодие не загружать ребенка дополнительными занятиями в центрах развития, музыкальных школах и кружках. Пусть он привыкает к увеличивающейся нагрузке постепенно. Очень важно, чтобы учитель нашел спокойный и ровный тон общения с такими детьми. Предлагая им дополнительные задания, предоставьте право выбора: «Если хочешь, сделай…»; «Присоединяйся к ребятам»; «Я тебе советую, это интересно».
    Помните, что первый год школьной жизни – это период формирования произвольности поведения ребенка. Часто учителя и родители думают, что произвольное поведение – это когда дети беспрекословно выполняют требования взрослого.
    Психологи утверждают, что произвольность – это способность не подчиняться, а управлять своим поведением. Такая способность еще очень неустойчива у школьников шести-семи лет. Формально требовать от них беспрекословного подчинения учителю – значит создавать условия для противодействия (внешнего и внутреннего), «выплескивания» ребенком импульсивных эмоциональных действий. Надо спокойно, терпеливо убеждать первоклассника, почему нужно выполнять то или иное требование, что меняется, если ученик не слушает учителя. Иногда целесообразно «не заметить» неправильного поведения ребенка, оставить его на некоторое время в покое, не вызывать агрессии или каприза. Обычно дети сами приступают к работе, просят помощи, постепенно привыкая к выполнению требований.
    Чтобы успешно развивалось произвольное поведение, необходимо использовать игры с правилами. В процессе этих игр дети легко выполняют требования, подчиняются, принимают ситуацию проигрыша.


    Что такое физиологическая дезадаптация?

    Еще одна проблема, возникающая с приходом дошкольников в школу, – изменения в режиме дня, увеличение интеллектуальных и снижение физических нагрузок. Это приводит к появлению так называемой физиологической дезадаптации: организм реагирует на новые повышенные нагрузки усталостью, головной болью, снижением артериального давления, ухудшением аппетита и пр. Число детей, испытывающих физиологическую дезадаптацию, как замечают физиологи, растет из года в год и, к сожалению, приближается к 20%. Как помочь таким первоклассникам?

    Рекомендации для учителя

    Дети с трудностями физиологической адаптации прежде всего нуждаются в четком выполнении режима дня, что обеспечивает сохранение психического и физического благополучия. В соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями после второго урока должна проводиться динамическая пауза (во дворе школы или в спортивном зале), во время которой можно использовать подвижные игры, мини-соревнования, спортивные упражнения. Динамичными должны быть и перемены. Хорошо, когда школьникам предоставляется возможность подвигаться под музыку, полазить по гимнастической стенке, поиграть в мяч. Такая смена вида деятельности помогает снимать утомление, обеспечивает постепенное приспособление к растущим умственным нагрузкам. Помните, что от состояния и работы мышц тела ребенка во многом зависит его умственная деятельность.
    Категорически не допускаются в первом классе домашние задания. Это особенно вредит детям, имеющим трудности адаптации. Такие школьники нуждаются в особо бережном отношении к объему их умственной нагрузки. После школы они должны много гулять, заниматься спортивными играми, посещать бассейн. Их родителям можно посоветовать уменьшить время просмотра детьми телепередач, исключить, хотя бы на какой-то срок, занятия у компьютера, увеличить объем выполняемой детьми домашней хозяйственной работы. Все это способствует устранению трудностей привыкания к школе.
    Отрицательно влияет на привыкание к школьной жизни желание педагога ставить отметки с первых дней обучения. Причем часто учитель уверен, что если он рисует звездочки (солнышко, тучки и пр.), а не выставляет цифры, то это отметками не является и должно нравиться детям. Однако это заблуждение. В первом классе не рекомендуется ставить любые (!) отметки потому, что дети еще не могут оценить, за что поставлена та или иная отметка. Ребенок данного возраста воспринимает отметку не как оценку своей деятельности, а как отношение к себе учителя (любит – не любит, нравлюсь – не нравлюсь…). Пока первоклассники не начинают понимать «стоимость» отметки, ставить ее бессмысленно.

    Система «Начальная школа XXI века» разработана коллективом ученых Института стратегии развития образования РАО, Московского государственного педагогического университета, Российской академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, Московского государственного университета. В основе системы — идея развивающего обучения младших школьников, разработанная в соответствии с теорией Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова (и их последователей).

    Особенности психологической перестройки первоклассника

    Очевидно, что приход в школу связан с психологической адаптацией: нужно привыкнуть к неизвестному помещению, другому режиму дня, новым взрослым, незнакомым сверстникам; трудно сидеть спокойно за партой длительное время; появляется плохое настроение, если не получается задание, не нравится требование учителя. Хочется поплакать, покапризничать, пожаловаться… Все это следствие школьного стресса.
    По данным Института возрастной физиологии РАО, примерно 20% детей, поступающих в школу, имеют нарушения здоровья психического характера, а к концу первого класса таких детей становится уже 60–70%. Ведущую роль в таком быстром ухудшении здоровья играет школьный стресс. Причинами появления школьного стресса являются:
    тревожность первоклассников – боязнь не выполнить задание, допустить ошибки, получить замечание учителя;
    излишняя нагрузка школьника, не соответствующая его возрастным возможностям, большая плотность дня (уроки, внеклассные мероприятия, дополнительные занятия и пр.). По данным физиологов, нагрузка первоклассника достигает 6–7 часов в день, тогда как в соответствии с нормами СанПиН учебная нагрузка должна составлять не более 4 часов в день;
    неправильное сочетание в режиме учебного времени уроков по степени их трудности; излишний объем самостоятельных и контрольных работ;
    постоянные негативные оценки деятельности школьника.
    Крайними формами школьного стресса являются:
    отказ ребенка выполнять задание;
    бурное нежелание идти в школу;
    невротические проявления (истерики, капризы, упрямство).
    В тяжелых случаях возможно появление заикания, мышечного подергивания.

    Рекомендации для учителя

    Поскольку первоклассник очень чувствителен к тому, как относится к нему учитель, в первые месяцы педагогу нужно особенно внимательно следить за стилем своих отношений с детьми: по возможности быть ровным со всеми, не выбирать себе «любимчиков», уделять внимание каждому ребенку. Как только первоклассник замечает, что педагог как-то выделяет одних детей и равнодушен, в частности, к нему, он начинает вести себя вызывающе, а то и агрессивно – делает все, чтобы обратить на себя внимание. Обычно такое поведение влечет за собой отрицательную реакцию учителя и заканчивается его замечаниями. Это, в свою очередь, еще больше раздражает ребенка, и он использует более серьезные запрещенные приемы: проявляет вспыльчивость, капризничает, плачет, дерется с одноклассниками, по вине которых (как ему кажется) учитель не проявляет к нему должного внимания.
    Еще и еще раз советуем: ни при каких обстоятельствах не используйте крик, обещание пожаловаться родителям или наказать. Помните, что авторитарный стиль совершенно недопустим по отношению к первоклассникам. Уже на первой-второй неделе обучения проведите уроки знакомства: пусть дети расскажут о себе, своих любимых занятиях и увлечениях, традициях семьи. Устройте общее с родителями чаепитие, концерт, спортивные игры и соревнования. Все это хорошо сближает первоклассников, формирует классный коллектив.
    Настоятельно и терпеливо внушайте, почему нужно выполнять правила поведения в классе, как разговаривать с одноклассниками, как обращаться к учителю и пр. Одно и то же правило спокойно повторяйте несколько раз и каждый раз подчеркивайте значение его выполнения. Любое правило предлагайте в качестве пожелания, а не приказа. Обращайте внимание на отношения между одноклассниками, старайтесь предупреждать конфликты, для совместной деятельности предлагайте объединиться по симпатии.
    Очень важна оптимистическая оценка деятельности и поведения детей: «У тебя обязательно получится»; «Попробуй еще раз»; «Я тебе помогу»; «Давай сделаем вместе» и т.п. Подчеркивайте любые, даже незначительные, успехи школьников, особенно тех, у которых не все сразу получается. Тем самым вы повышаете интерес детей к своим одноклассникам, их авторитет, а также самооценку неуспешных учеников. Психологи подчеркивают, что повышение самооценки положительно влияет на социальную адаптацию учащихся.
    Следуя требованиям дидактики, учитель должен учитывать психологические особенности детей седьмого-восьмого года жизни, поэтому необходимо дать каждому ребенку возможность работать в присущем ему темпе. Это особенно важно по отношению к заданиям по чтению, письму, решению математических задач. Предоставляйте детям разные по трудности задания, предлагайте им самим выбрать уровень сложности.

    Учите первоклассников элементарно планировать свои действия по решению учебной задачи; обсуждайте с ними последовательность учебных операций; пусть каждый раз ученик отвечает на вопрос, что нужно делать сначала, что потом, проговаривает вслух все свои «шаги».
    Овладение «пошаговой инструкцией» – условие успешной самостоятельной деятельности младших школьников. Одним из путей учета психологических особенностей первоклассников является организация урока с «дробной» структурой, когда процесс обучения включает разные по характеру виды деятельности: коммуникативную и художественную, интеллектуальную и трудовую…
    Сделаем вывод. Организация всей жизни детей в первые месяцы обучения в школе должна создать условия для благополучной адаптации ребенка к школьной жизни и предупреждения явлений дезадаптации. Напомним читателю, как психологи характеризуют разные уровни адаптации к школе:
    Высокий уровень. Ребенок положительно относится к учителям и школе, быстро осваивается в школьном помещении, выполняет правила поведения в школе. Легко усваивает учебный материал, принимает учебную задачу, в основном «удерживает» ее до конца деятельности, занимается прилежно, активно участвует в разных видах учебной работы, не отказывается от заданий, проявляет интерес к самостоятельной деятельности. С удовольствием приступает к выполнению сложных заданий. Находит общий язык с одноклассниками, охотно участвует в совместной деятельности, активен в ходе классных мероприятий.
    Средний уровень. Ребенок положительно относится к школе, принимает учебную задачу, в основном «удерживает» ее в процессе деятельности. Не отказывается от выполнения трудных заданий, хотя часто требует помощи. В целом внимателен при выполнении заданий, но более сосредоточен и не отвлекается, если задание ему интересно. Добросовестно выполняет общественные поручения, дружит со многими одноклассниками, участвует в классных мероприятиях.
    Низкий уровень. Ребенок проявляет отрицательное отношение к школе и учителям, не желает идти в школу («хочу обратно в детский сад»), использует любое легкое недомогание или спад настроения, чтобы не пойти в школу. У такого ребенка наблюдаются нарушения дисциплины, отказ от выполнения требований учителя или от трудного задания («не умею», «не хочу», «не знаю»). Он отвлекается на уроках, скрытно занимается другой деятельностью (играет, рисует…). При выполнении заданий ему постоянно требуется помощь учителя, он плохо запоминает алгоритм действий. С трудом вступает в контакт с одноклассниками, стоит в стороне от общих классных дел, не проявляет активности в ходе мероприятий. В целом пассивен.
    По данным критериям вы, уважаемый учитель, сможете легко оценить уровень адаптации ваших воспитанников к обучению в школе.
    Список литературы:
    Беседы с учителем. 1-й класс. Методика обучения / под ред. Л. Е. Журовой. – М.: Вентана-Граф, 2004.
    Бодров В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление. – М.: ООО «ПЕР СЭ», 2006.
    Рабочая книга школьного психолога / И. В. Дубровина, М. К. Акимова, Е. М. Борисова [и др.]; под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Просвещение, 1991.
    Жуков Д. А. Стресс // Биология в школе. – 1999. – № 1.
    Рогов Е. И. Настольная книга школьного психолога. – М.: Владос, 1999.
    Левис Ш. Ребенок и стресс. – СПб.: Питер Пресс, 1997.
    Безруких М. М. Все цвета, кроме черного/ М. М. Безруких, А. Г. Макеева, Т. А. Филиппова. – М.: Вентана-Граф, 2010.
    Шестилетний первоклассник. Какой он? В кн.: Беседы с учителем. 1-й класс. Методика обучения. – М.: Вентана-Граф, 2004. – С. 14.
    Записала Ольга ДАШКОВСКАЯ
    *С мая 2017 года объединенная издательская группа «ДРОФА-ВЕНТАНА» входит в корпорацию «Российский учебник». В корпорацию также вошли издательство «Астрель» и цифровая образовательная платформа «LECTA». Генеральным директором назначен Александр Брычкин, выпускник Финансовой академии при Правительстве РФ, кандидат экономических наук, руководитель инновационных проектов издательства «ДРОФА» в сфере цифрового образования.

  9. Truthfont Ответить

    Как мотивировать ребенка к учебе?
    В наше время, с появлением интернета, социальных сетей, компьютерных игр и других соблазнов, стало очень трудно прививать детям понимание того, что образование – очень важная и нужная вещь. Родители просто сбились с ног в поисках ответа на вопрос как мотивировать ребенка к учебе.
    Вот несколько советов.
    Попробуйте выполнять задания в игровой форме. Продемонстрируйте, что процесс обучения может быть веселым и увлекательным, и с его помощью можно  узнать много всего интересного.
    Никогда не принуждайте ребенка к учебе в приказном тоне, это не даст хорошего результата, а вы только проявите неуместный деспотизм, который ничего, кроме негатива и чувства протеста, в душе ребенка не вызовет.
    Предложите помощь ребенку спокойным, дружеским тоном. Старайтесь  поддерживать его. Доверительные отношения важны для вашего ребенка.
    Приучите ребенка к порядку – распланируйте вместе с ним, когда именно он будет заниматься домашним заданием, когда отдыхом, и сколько времени он будет проводить за компьютером. Приучайте его быть организованным и уметь с пользой проводить время.
    Никогда не позволяйте себе ругать ребенка или еще хуже оскорблять за плохие отметки. Если узнали, что он получил плохую отметку, то в первую очередь станьте ему поддержкой и убедите его в том, что это временная неудача, и если только он захочет, то в следующий раз подготовится лучше и поразит всех своими знаниями.
    Чаще хвалите своего ребенка, даже за самые незначительные успехи. Говорите ему как вы гордитесь им, какой он у вас умный и трудолюбивый. Для детей похвала и одобрение родителей очень важны. Ребенку важно знать, что папа и мама ценят его труд и радуются успехам вместе с ним.
    Умейте поощрять ребенка за проделанную работу, за успехи в учебе, за стремление достигнуть поставленной цели.
    Вдохновляйте собственным примером. Ведь, когда ребенок видит, что  его родители образованны, эрудированны, много читают, могут рассказать много интересного, это пробуждает в нем самом интерес к образованию, он начинает тянуться за родителями.
    Конечно, это не весь перечень советов, но если вы попробуете выполнять хотя бы эти советы, то результат в виде прилежного, старательного, успешного ученика не заставит себя долго ждать.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *