Как определить проблему в тексте егэ по русскому языку?

10 ответов на вопрос “Как определить проблему в тексте егэ по русскому языку?”

  1. Слезы души Ответить

    Проблема текста – это спорный, важный, актуальный вопрос, на который есть как минимум 2 ответа.
    Например:  Как следует относиться к природе? (это проблема) (Ответ 1: Относиться нужно бережно, так как человек – часть природы. Ответ 2: Можно относиться потребительски, ведь человек – царь природы.) Что такое любовь? (Ответ 1: Любовь – это сильное влечение к человеку. Ответ 2: Любовь – это забота о близких) Нужно ли знать свою историю? (Ответ 1: Да, конечно, знание истории помогает избежать ошибок. Ответ 2: Нет, не нужно, это только тормозит прогресс)

    ↑ Какие бывают проблемы? 

    Все тексты так или иначе связаны с человеком и тем, что его окружает, по-другому говоря, со сферами жизни человека. Все проблемы можно разделить на внутренние и внешние.
    Внутренние проблемы – это все, что связано с вопросами, которые человек задает самому себе: смысл жизни, призвание, совесть, мораль.
    Внешние проблемы – это соприкосновение человека с миром, отношение человека к окружающим его реалиям.

    Стрелками на картинке показано, что человек вступает в какие-либо отношения с той или иной сферой жизни. Эти стрелки при формулировке проблемы можно будет заменить словами влияние, отношение, воздействие и т.д. (см. далее)
    Сферы жизни тоже могут сталкиваться друг с другом, создавая проблемы. Например, история и государство, природа и прогресс. Но все-таки большая часть проблем вращается вокруг человека, он центральная фигура. В его голове звучат самые важные и серьезные вопросы. Поэтому если совсем не понимаете, о чем текст, то попробуйте определить, какие из понятий пересекаются в тексте. Вопрос касается человека и его самоопределения или человек сталкивается с одной их вышеперечисленных реалий?

    ↑ Как формулировать проблему?

    Проблему можно сформулировать двумя способами:
    1) При помощи вопроса. Например: Для чего человеку нужны друзья?
    2) При помощи Р.п. Например: Проблема отношения к природе, проблема поиска смысла жизни и т.д.
    Для того чтобы не запутаться, мы рекомендуем вам формулировать проблему в виде вопроса. Тогда вы не допустите ошибок.

    ↑ Типичные ошибки при формулировке проблемы:

    1) В проблеме указывают авторскую позицию.
    Например: проблема хорошего отношения к книгам – НЕЛЬЗЯ (“хорошего” – это уже оценочная лексика)
    Проблема отношения к книгам – МОЖНО
    2) Проблема слишком широкая.
    Например, в тексте рассказывается о женщинах и их роли на войне, а вы выбираете просто проблему войны. Если вы будете формулировать проблему в виде вопроса, этой ошибки можно будет избежать. Также так бывает, когда путают проблему и тему текста. Поэтому запомните: тема – это скорее направление мысли, то о чем текст. Например, текст о войне, значит тема: война. А проблема : роль героев на войне.
    3) Сужение проблемы.
    4) Проблема, которой нет в тексте.
    Чтобы не допустить ошибки, ознакомьтесь с материалом “Примеры формулировок проблем”
    Ну и самая распространенная ошибка уже связана не с формулировкой проблемы, а с дальнейшим содержанием вашего сочинения. Проблема может быть правильной, а вот дальнейшее содержание может совершенно не соответствовать проблеме. Но об этом позже.

    ↑ Слова-помощники для формулировки проблемы

    С их помощью вы всегда сможете найти проблему в любом тексте.
    Если формулируете в Р.п., то вам помогут слова:
    – отношение
    – взаимоотношение
    – воздействие
    – взаимодействие
    – влияние
    – роль
    – восприятие
    Если формулируете в виде вопроса, то вам помогут следующие конструкции:
    Как нужно относиться…?
    Как следует относиться…?
    Почему важно +глагол…?
    Почему нужно +глагол…?
    Что такое +существительное…?
    Для чего нужно…+глагол?
    Для чего нужен (на, ны) …+существительное?
    В чем причина…?
    Какова роль… в жизни человека?
    Что такое…?
    Что важнее: _ или _?
    Что необходимо…?
    В чем различие между _ и _?
    Что такое истинная (ое, ый)…?
    Что значит …?
    Вернуться в раздел Сочинение ЕГЭ

  2. Популярный Ютубер Ответить

    Необходимость  формулировать проблему текста возникает на ЕГЭ по русскому языку при работе над сочинением. Не следует путать проблему в бытовом её понимании с проблемой художественного или публицистического текста. Также старшеклассники часто не различают понятия “тема”, “идея”, “проблема”. Результат – неточная или неполная формулировка проблемы, что  затрудняет выявление авторской позиции, приводит к размытому комментарию, недоказательной аргументации, и, увы, невысокому баллу за сочинение на ЕГЭ по русскому языку.         Для исключения возможности подмены понятий следует хорошо ориентироваться в терминологии.
    ТЕМА – понятие более широкое, общее: предмет изображения, разговора, описания. Например, тема трагедии Шекспира “Ромео и Джульетта” –  любовь,  человеческие отношения, тема научно-исследовательской работы – изучение роли мотива воды в произведениях русских писателей, тема урока – правописание наречий.
    ИДЕЯ – это, по сути, главная мысль произведения, то, РАДИ ЧЕГО, собственно, автор и поднимает ту или иную проблему. Идея и позиция автора очень близки, ведь речь в обоих случаях идет о том, что волнует автора, что для него важно, о чем он не может не сказать своему читателю.
    ПРОБЛЕМА – вопрос, волнующий автора в рамках той или иной темы.
    Писателя, обратившегося, допустим,  к теме любви, могут волновать разные вопросы. Безответная любовь – это беда или счастье? Бывает ли вечная любовь? Можно ли полюбить в 14 лет? и т. д. Каждый из этих вопросов может вызвать споры, разночтения. Наличие разных точек зрения по одному и тому же вопросу свидетельствует  о наличии проблемы.
    Таких вопросов – проблем в тексте может быть несколько, и на каждый у автора есть свой ответ, свое мнение, своя авторская позиция. Если бы историю о влюбленных писал другой автор, возможно, вопросы были бы другими.
    Таким образом, ТЕМА – о чем произведение. ИДЕЯ – зачем оно написано. ПРОБЛЕМА – вопрос, волнующий автора.
      Чтобы правильно определить проблему, следует помнить несколько важных моментов:
    В тексте может быть несколько проблем. Надо выбрать лишь одну из проблем, ту, по которой Вы гарантированно приведете аргументы.
    Если проблематика текста понятна (например, текст о войне), ученик часто начинает писать вообще все, что он знает. Такое сочинение, пусть даже грамотное, эмоциональное и в целом хорошее, не получит баллов, так как написано не по критериям.
    Если Вы видите в тексте 2-3 проблемы, хорошо понимаете отношение автора к этим проблемам, знаете, как доказать свою точку зрения (а она, как правило, совпадает с авторской), следите за тем, чтобы «не выходить из коридора».
    Что это значит? Сформулировали проблему  (она может быть и неглавной в тексте), найдите позицию автора ИМЕННО по этой проблеме (даже если позиция выражена одним словом), подберите аргументы, подтверждающие ваше отношение к ДАННОЙ позиции автора.
     Как работать с текстом? Приступая к сочинению, не забудьте, что проблемы могут быть: по содержанию – экологическими, социальными, нравственными, философскими,  политическими и т.п.,по значимости – актуальными, вечными, глобальными, насущными и т.п.
    Внимательно прочитайте текст.
    Определите, что является предметом обсуждения в тексте.
    Найдите и выпишите все утверждения автора.
    Оформите эти утверждения в виде законченного предложения.
    Автор считает, что без доверия и уважения невозможно создание крепкой семьи.
    Автор утверждает, что действительно сильных людей отличает великодушие.
    Автор уверен, что гением надо родиться, ведь гениальность-дар Божий.
    5. Подумайте и запишите, на какие вопросы отвечают эти авторские высказывания.
    Без чего невозможно создать крепкую семью? Какую семью мы называем крепкой?
    Каких людей мы называем сильными? В чем заключается (проявляется) сила?
    Можно ли воспитать в себе гениальность? В чем природа гениальности?
    Полученный вопрос и является формулировкой проблемы.

  3. Moogurg Ответить

    Какими бывают проблемы?
    1.Нравственные проблемы
    2.Социальные проблемы
    3.Философские проблемы
    4.Эстетические проблемы
    5.Политические проблемы
    6.Экологические проблемы
    Как определить главную проблему текста?
    1. Посмотрите, есть ли в прочитанном тексте вопросы.
    2. Подумайте, какие проблемы текста в них заключаются.
    3. Выберите главную из них.
    4. А если в тексте нет вопросительных предложений, то нужно поставить вопросы к некоторым предложениям, в которых заключена главная мысль.
    5. Ответ на вопрос и определяет проблему текста.
    Формулировка конкретных проблем текста
    1. Проблема роли книги в жизни человека
    2. Проблема роли книги в формировании личности
    3. Проблема роли чтения в жизни человека
    4. Проблема культуры речи в жизни человека
    5. Проблема взаимосвязи речи человека и его интеллектуального развития
    6. Проблема развития русского языка
    7. Проблема сохранения русского языка
    8. Проблема образования в наши дни
    9. Проблема милосердия и сострадания в нашей жизни
    10. Проблема сохранения души
    11. Проблема чёрствости и жестокосердия
    12. Проблема роли любви в жизни человека
    13. Проблема роли дружбы в нашей жизни
    14. Проблема роли чести в жизни человека
    15. Проблема роли совести в жизни человека
    16. Проблема роли патриотизма в человеческой жизни
    17. Проблема одиночества в жизни человека
    18. Проблема нравственного выбора человека
    19. Проблема взаимоотношения поколений
    20. Проблема взаимоотношений между членами семьи
    21. Проблема нравственного значения памяти в жизни людей
    22. Проблема человеческого равнодушия
    23. Проблема правильного выбора жизненной цели
    24. Проблема роли интернета в жизни человека
    25. Проблема роли великодушия в нашей жизни
    26. Проблема смысла жизни человека
    27. Проблема отношения к пожилым родителям.
    28. Проблема роли внешней и внутренней красоты в нашей жизни
    29. Проблема сохранения памятников
    30. Проблема роли детских воспоминаний в жизни взрослых людей
    31. Проблемы переходного возраста
    32. Проблема роли влияния родителей на формирование личности ребёнка.
    33. Проблема роли природы в жизни людей
    34. Проблема исторической памяти
    35. Проблема роли денег в жизни людей
    36. Проблема межнациональных конфликтов.
    37. Проблема роли искусства в жизни человека.
    38. Проблема роли музыки в человеческой жизни
    39. Проблемам отношения к войне
    40. Проблема отношения к животным
    41. Роль проблемы бескорыстия и благородства человека
    42. Проблема роли таланта и гениальности в жизни человека
    43. Проблема роли свободы в жизни человека
    44. Проблема значимости труда в жизни человека
    45. Проблема роли массовой культуры в жизни людей
    46. Проблема нравственных уроков войны
    47. Проблема равнодушного и жестокого отношения к природе
    48. Проблема самореализации человека в жизни
    49. Проблема толерантности и её роль в отношениях между людьми
    50. Проблема социального неравенства

  4. ЛиМоНкА Ответить

    1) нарушение правил, не включённых в школьную программу или
    обусловленных явлениями языковой переходности:
    ·употребление прописной буквы в составных географических наименованиях (площадь Никитские ворота, страна восходящего солнца), в собственных
    именах, употребленных в переносном значении (Обломовы и обломовы); в именах и фамилиях с первыми частями дон, ван, сент… (дон Педро и Дон Кихот);
    ·написание н и ннв причастиях и отглагольных прилагательных, образованных от двувидовых глаголов (слова: завещать, обещать, казнить,
    родить, крестить);
    ·написание сложных
    существительных без соединительной гласной (в основном заимствования), не
    регулируемые правилами и не входящие в словарь-минимум (ленд-лиз,
    люля-кебаб, ноу-хау, папье-маше, перекати-поле, гуляй-город пресс-папье, но
    бефстроганов, метрдотель, портшез, прейскурант);
    ·пунктуационное оформление предложений с вводным словом, стоящим в начале или в конце обособленного оборота (в этом случае вводное слово никаким знаком от оборота не отделяется), например: Посреди поляны
    росло большое дерево, судя по всему[, ] вяз.(вторая запятая не нужна);
    ·отсутствие обособления сравнительного оборота, если ему предшествует отрицание не или частицысовсем, совершенно, почти, именно, прямои т. п.: Было светло, почти как днем (запятая
    не нужна).
    2) выбор одного из двух написаний или способов пунктуационного
    оформления синтаксической конструкции, предусмотренных правилами и словарями.
    Примеры правил, которые допускают вариативность:
    ·слитное и раздельное написание не (в некоторых случаях возможно двоякое толкование высказывания и, как следствие, двоякое написание, ср.: Эта задача нетрудная и Эта задача не трудная, Перед нами необычное явление и Перед нами не обычное явление);
    ·употребление тире между подлежащим и сказуемым — сравнительным оборотом, присоединяемым словами как, словно, вроде, точно и под., ср.: Пруд как блестящая сталь и Огни– как нити золотых бус;
    ·употребление тире между подлежащим это и сказуемым, выраженным существительным в им. п., ср.: Это
    очень интересная книга и Это — очень
    интересная книга;
    ·употребление тире в неполном предложении, ср.: Вокруг месяца
    — бледные круги и А в доме стук, ходьба;
    ·обособление несогласованных определений, относящихся к нарицательным именам существительным, ср.: Доктор, со шпагою в руке, вбежал в спальню и Продавец в чистом белом халате и синей шапочке обслуживал клиента;
    ·обособление ограничительно-выделительных оборотов, ср.: Кроме
    зарплаты они получали премиальные и Кроме
    блюд и соусников, на столе стояло множество горшочков;
    ·пунктуационное оформление сложноподчиненного предложения с придаточными изъяснительными, условными и уступительными, ср.: Что Вася говорил про эту встречу, совершенно забылось и Что Вася говорил про эту встречу — совершенно забылось;
    ·вариативные написания:бивак и бивуак; фортепьяно и фортепиано; травмопункт и травмпункт;тоннель и туннель; двускатный и двухскатный;
    ·в передаче авторской
    пунктуации;
    ·ошибки в переносе слов.
    3) графические ошибки — разновидность ошибок, связанных с графикой, т. е. средствами письменности языка, фиксирующими отношения между звуками устной речи и буквами, которыми они обозначаются.
    К графическим
    средствам помимо букв от­носятся: различные приемы сокращения слов,
    использование пробелов между сло­вами, различных подчеркиваний и шрифтовых
    выделений.
    Графическими ошибками
    являются различные описки и опечатки, вызванные невнимательностью пишущего или
    поспешностью написания. Исправляются, но не учитываются описки — неправильные
    написания, искажающие звуковой облик слова (мемля вместо земля).
    К числу наиболее
    распространенныхграфических ошибок обычно относят:
    ·пропуск букв,
    например: весь романстоится на этом конф­ликте (следует: строится);
    ·перестановка букв, например: новые наименования пордуктов (следует: продуктов);
    ·замена одних буквенных знаков другими, например: лешендарное Ледовое побоище (следует: легендарное);
    ·добавление лишних букв: Вот почему важно в любых, дашже
    самых сложных, условиях… (следует: даже).
    4)написания, для которых менялись орфографические
    рекомендации, например:
    бог / Бог
    водноспортивный /
    водно-спортивный

    вторая мировая война /
    Вторая мировая война

    деланный / деланый  (в знач. неестественный, ненатуральный: делан (н)ая улыбка)
    естественно-научный / естественнонаучный
    заполдень / за полдень 
    заполночь / за полночь 
    зорянка / зарянка  (птица)
    как-то / как то (перед перечислением, напр.: Острогою бьется
    крупная рыба,

    как (-)то: щуки, сомы,
    жерехи, судаки.
    )
    лироэпический /
    лиро-эпический

    масленица / Масленица
    масс-культура / масскультура
    масс-медиа / массмедиа
    мелочовка / мелочевка
    народнопоэтический /
    народно-поэтический

    народнохозяйственный /
    народно-хозяйственный

    не сегодня-завтра / не сегодня завтра 
    невзирая на лица / не взирая на лица
    непрошеный (прил.)
    первобытнообщинный / первобытно-общинный
    плащевка / плащовка
    плейер / плеер
    рождество / Рождество
    интернет/Интернет
    розыскник / разыскник
    розыскной /разыскной 
    считанный / считаный  (в знач. малый по количеству: считан (н)ые минуты)
    церковнославянский / церковно-славянский
    черно-бурый / чернобурый

  5. EreGon Ответить

    Если учесть, что у достаточно начитанных школьников не возникает особых затруднений с определением проблемы в тексте для сочинения ЕГЭ по русскому языку, то нужно ориентироваться на “слабых” учеников. А им нужна реальная практическая инструкция по определению проблемы текста. Потому что обычно в таких случаях не до фантазий и размышлений, а “осталось 15 минут до конца урока, и нужно сдавать тетрадки”. А потом – и сам ЕГЭ…
    Поэтому, чтобы определить проблему текста, достаточно сделать следующее:
    Найти негативный момент в содержании текста. Что не нравится автору? Что нехорошего произошло? Это может быть жадность, воровство, загрязнение окружающей среды. Это и будет проблема. Формулируем её, поставив эти слова в родительный падеж: “Автор поднимает проблему (чего?) жадности, воровства, и т.д.”
    Если конкретного негативного момента нет (а такое бывает часто, например, текст целиком про природу, и автор в конце восклицает : “Какая красота! Жить хочется!”, то мы используем вспомогательные слова “роль” или “отношение”, с их помощью можно сформулировать любую проблему. Это будет или “Проблема роли чего – то в чём – то” или “Проблема отношения кого – то к чему – то или кому – то”. В нашем “странном” случае проблема звучит так:”Проблема роли природы в жизни человека”.
    Потренируйтесь, и Вы увидите, что определить проблему в любом тексте для ЕГЭ по русскому языку можно за 2 – 3 минуты.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *