Как подготовиться к впр по русскому языку 5 класс?

13 ответов на вопрос “Как подготовиться к впр по русскому языку 5 класс?”

  1. Anardin Ответить

    Согласно приказу № 873 Минобрнауки ВПР для пятых классов пройдет 26 октября. У нас все еще есть время, чтобы психологически подготовить себя и детей к предстоящей проверочной работе, расставить акценты и качественно отработать самый трудный материал.

    Еще раз о самом главном

    Для чего пишем ВПР? Чтобы своевременно оценить уровень общеобразовательной подготовки учащихся в соответствии с ФГОС – и только для этого! Не надо ждать, что результаты будут учитываться при выставлении итоговых оценок учащимся или при начислении зарплаты учителю. Не пугайте детей ВПР и не пугайтесь сами: это совсем не то же самое, что ОГЭ и ЕГЭ, а всего лишь вариант внешней объективной оценки качества образования.
    Ну а раз речь идет о первой четверти пятого класса, то прежде всего мы смотрим, с каким багажом пришли наши школьники из начальных классов и что успели повторить за два осенних месяца.
    Какие данные получим? Прежде всего, индивидуальные результаты участников, а еще общую статистику по выполнению каждого типа задания и объективную оценку для сравнения с четвертными и другими оценками.
    Как написали весной? С работой справились 97% пятиклассников, 82,2% выполнили на четыре и пять. Выявились и некоторые проблемы: безударные гласные в корне, выделение в слове морфем и, самое главное, затруднения при работе с текстом: разбор, выделение основной мысли, разделение текста на смысловые части.
    Чем пользоваться при подготовке?

    Порядок проведения Всероссийских проверочных работ во 2 и 5 классах в начале учебного года
    Инструкции для образовательной организации по проведению всероссийских проверочных работ во 2 и 5 классах в октябре 2017 года
    План-график проведения Всероссийских проверочных работ во 2 и 5 классах
    Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05 сентября 2017 года №873 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 января 2017 года № 69 “О проведении мониторинга качества образования”
    Описание проверочной работы по русскому языку. 5 класс. 2017 г.
    Вебинар «ВПР: актуальные технологии и приемы подготовки»

    Особенности осенней ВПР

    Если вы готовились с пятиклассниками по образцам весенней проверочной работы, обратите внимание: осенняя от нее сильно отличается. Она стала значительно короче: всего 5 заданий вместо 12, и они не такие «многослойные», как в весенней работе. На выполнение дается всего 45 минут (весной ВПР писали в течение 60 минут), и баллы зачисляются иначе. Максимальный первичный балл – 15, за 5–8 баллов ученик получит тройку, за 9–12 – четверку, за 12–15 – пятерку.
    Как и весной, осенью пятиклассникам нельзя будет во время написания ВПР пользоваться учебниками, рабочими тетрадями, орфографическими словарями и другими справочными материалами.
    Работа состоит из двух частей: работа с деформированным текстом и условно-тестовая часть, в которой учащиеся не встретят ничего принципиально нового: фонетика, словообразование, синтаксис, части речи. За каждым заданием стоит как предметный блок, так и блок определенных УУД.

    Итак, готовимся!

    Опыт весенней ВПР показал, что дети, как правило, готовы хорошо, но не всегда действуют по адекватному алгоритму. И хотя никакой специальной подготовки ВПР не требует, неплохо было бы в оставшиеся два дня повторить с детьми самые «скользкие» места при выполнении типичных, казалось бы, заданий.
    Общий совет педагогам: перенесите акцент с закрепления на обобщение и систематизацию освоенных способов действий. Пусть дети будут готовы в незнакомой ситуации применить полученные знания.
    Задание 1. Работа с деформированным текстом.

    Как звучит задание? Спишите текст, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.
    В этом задании, помимо орфограмм, проверяются полученные навыки смыслового чтения и самоконтроля. Ни в коем случае не начинайте работу с бездумного списывания!
    Методисты уверены, что процент выполнения этого задания не так высок по причине недостаточной осознанности в изучении детьми орфографии. Однако, скорее всего, ларчик открывается проще: при переписывании дети легкомысленны, не дают себе труда до конца понять смысл текста.
    Алгоритм. Сначала внимательно читаем текст целиком. Находим незнакомые и самые сложные слова. Потом работаем над орфограммами, применяем правила. Затем читаем текст еще раз, желательно выразительно: все ли теперь понятно в тексте? Наконец, отрабатываем пунктуацию, расставляем знаки препинания и только после этого внимательно списываем.
    Как готовиться? Это задание не из тех, к которым можно подготовить за несколько дней. Здесь разумно начинать со смыслового чтения недеформированных текстов. Дети должны уметь осмысленно списывать, писать предупредительные и объяснительные диктанты (два отличных учебных жанра, которые забывать нельзя). И обязательно приободрите детей: если они не изучали той или иной орфограммы, имеют право в ней ошибиться – на оценку это не повлияет. Если не спешить и следовать плану работы, задание окажется вполне «подъемным».
    Задание 2. Фонетика.

    Как звучит задание? Из данного ниже предложения выпишите слово, в котором все согласные звуки твердые (мягкие, звонкие, глухие).
    Это типовое задание, контролируется умение определять звуковой состав слова. Из УУД проверяем умение классифицировать, сравнивать.
    Алгоритм. Внимательно прочтите задание, если надо – с карандашом. Уясните, что вы работаете со звуками. Вспомните классификацию звуков, обратите внимание на особые случаи. Разберите каждое слово в предложении, затем выберите то, которое соответствует заданным требованиям, проверьте себя, только после этого выпишите найденное слово.
    Как готовиться? Имеет смысл за несколько дней до ВПР повесить в классе таблицу звуков: это поможет ребятам вспомнить основы. Всегда обращайте внимание детей на звуковую оболочку слова, поиск сходств и различий в написании слова и его транскрипции. Не пропускайте фонетические зарядки, можно использовать табличные задания, например разнести по таблице четыре слова в соответствии с наличием глухих / звонких, мягких / твердых звуков.
    Вебинар «ВПР: актуальные технологии и приемы подготовки»
    Задание 3. Разбор слова по составу.

    Это отработка умения классифицировать, анализировать, преобразовывать информацию: при разборе дети переводят смыслы в символы.
    Алгоритм. Сначала определите, какая перед вами часть речи. Находите окончание (будьте готовы к тому, что оно может быть нулевым или вообще отсутствовать). Найдите основу слова. Подберите однокоренные слова, выделите корень. Только после этого работаем с областью до корня (приставки) и после корня (суффиксы).
    Как готовить? Здесь ваша основная задача – приучить учащихся к тому, что слова в русском языке очень разнообразны по составу. Много корней – бывает, без суффикса – бывает, без приставки – тоже бывает, и очень часто. Используйте разные задания на словообразование: определите лишнее слово в ряду однокоренных, распределите слова по группам (например, с нулевым окончанием, с ненулевым окончанием и без окончания). Найдите слово, подходящее под данную структуру. Выявите слово с ошибкой в морфемном разборе. Составьте слово из морфем имеющихся слов.

    Русский язык. 5 класс. Тетрадь для оценки качества знаний

    Предназначена для пошагового контроля усвоения изучаемого школьниками материала. Пособие может быть использовано для самообразования, для восполнения пробелов в знаниях, актуализации сформированных ранее навыков на всех этапах изучения родного языка, а также при подготовке к ЕГЭ по русскому языку
    Перейти в каталог
    Задание 4. Части речи.
    Как звучит задание? В предложении над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.
    Классическое задание, которое традиционно вызывает сложности. Предлагаем вам использовать простой метод: сразу мысленно делить все части речи на самостоятельные и служебные.
    Алгоритм. Вспоминаем самостоятельные и служебные части речи (не путать с членами предложения!). Затем читаем предложение: все ли в нем ясно? Мысленно распределяем слова на самостоятельные и служебные части речи, правильно задаем морфологические вопросы к словам самостоятельных частей речи. Осознаем функции слов служебных частей речи, соотносим функции с названиями. Пишем названия указанных частей речи.
    Как готовиться? Здесь подойдет весь арсенал известных вам заданий: нахождение слов заданной части речи; указание известных частей речи, отсутствующих в предложении. Привидение примеров других форм одного и того же слова. Следите за тем, чтобы дети правильно задавали вопросы к словам как частям речи.
    Задание 5. Грамматическая основа предложения.
    Как звучит задание? Подчеркните грамматическую основу предложения.
    Алгоритм. Прочитай предложение. Вспомни все возможные вопросы к подлежащему и сказуемому: не только «кто» и «что делает», но и «каков», «какова», «что такое», «кто такой» и т. д. Определите, в чем особенность предложения: несколько подлежащих, несколько сказуемых, отсутствие подлежащего или сказуемого? Далее определите, чем выражено подлежащее и сказуемое. Будьте готовы к тому, что это не всегда и не только существительное и глагол. Проверьте себя, опустив остальные члены предложения. Подчеркните.
    Как подготовить? Старайтесь отрабатывать с учащимися подобные задания на каждом уроке: по основе составлять распространенное предложение, разграничить простые и сложные предложения, найти предложение, соответствующее данной схеме.

    Русский язык. 5 класс. Контрольные работы
    Тетрадь, созданная в связи с введением в действие ФГОС ООО по русскому языку, содержит разнообразные задания, направленные на проверку теоретических и практических знаний школьников по основным темам курса
    Перейти в каталог

    Главный совет по подготовке к ВПР

    Итак, у нас осталось совсем немного времени. Все, что можно было выучить и отработать, уже отработано, но оставшиеся уроки можно провести с большой пользой, если не заучивать, а дать детям кейсы, ситуации, в которых они смогут разумно использовать данный алгоритм работы.
    Чтобы систематически готовить детей и к осенней, и к весенней проверочной работе, достаточно уделять этой задаче не более 5 минут от каждого урока. Вам потребуется всего лишь одно предложение, в котором вы можете:
    а) найти грамматическую основу,
    б) определить части речи,
    в) разобрать по составу слово или сделать фонетический анализ,
    г) если это деформированный текст – быстро напомнить детям, как с ним работать, и дать им для самостоятельного списывания.
    Сейчас, накануне осенней ВПР, старайтесь не нагнетать обстановку и не пугать учащихся. Просто постарайтесь эффективно и точно дать им алгоритм работы по каждому заданию, напомнить о возможных нетипичных ситуациях, подготовить к тому, что многие слова и предложения в русском языке выходят за рамки привычного шаблона.
    Желаем вам успеха!

  2. Mr.Guardian Ответить

    Работа с предложениями
    Подари мне дедушка на день рождения удочку!
    Когда же придёт наша посылка спросила Света
    Стало сильнее пригревать солнышко и расцвели одуванчики.
    Расскажите мне ребята всё по порядку.
    А сейчас выступает Александра Истомина объявил ведущий
    Прошло жаркое лето и наступила осень.
    Приходите соседи к нам на новоселье.
    Учительница спросила Ваня сегодня в школе был
    Приближался полдень и охотники решили сделать привал.
    Давайте ребята внимательно прочитаем задачу.
    А кто у нас сегодня дежурный спрашивает Мишка
    Игорь толкнул калитку и друзья вошли в пустой палисадник.
    Помнишь Мария этот старый дом?
    Когда же мы пойдём на экскурсию интересуется Наденька
    Направим Олесенька нашу беседу в полезное русло.
    Шумели скворцы и летали в саду жёлтые бабочки.
    Работа с предложениями
    Подари мне дедушка на день рождения удочку!
    Когда же придёт наша посылка спросила Света
    Стало сильнее пригревать солнышко и расцвели одуванчики.
    Расскажите мне ребята всё по порядку.
    А сейчас выступает Александра Истомина объявил ведущий
    Прошло жаркое лето и наступила осень.
    Приходите соседи к нам на новоселье.
    Учительница спросила Ваня сегодня в школе был
    Приближался полдень и охотники решили сделать привал.
    Давайте ребята внимательно прочитаем задачу.
    А кто у нас сегодня дежурный спрашивает Мишка
    Игорь толкнул калитку и друзья вошли в пустой палисадник.
    Помнишь Мария этот старый дом?
    Когда же мы пойдём на экскурсию интересуется Наденька
    Направим Олесенька нашу беседу в полезное русло.
    Шумели скворцы и летали в саду жёлтые бабочки.
    Работа с предложениями
    Подари мне дедушка на день рождения удочку!
    Когда же придёт наша посылка спросила Света
    Стало сильнее пригревать солнышко и расцвели одуванчики.
    Расскажите мне ребята всё по порядку.
    А сейчас выступает Александра Истомина объявил ведущий
    Прошло жаркое лето и наступила осень.
    Приходите соседи к нам на новоселье.
    Учительница спросила Ваня сегодня в школе был
    Приближался полдень и охотники решили сделать привал.
    Давайте ребята внимательно прочитаем задачу.
    А кто у нас сегодня дежурный спрашивает Мишка
    Игорь толкнул калитку и друзья вошли в пустой палисадник.
    Помнишь Мария этот старый дом?
    Когда же мы пойдём на экскурсию интересуется Наденька
    Направим Олесенька нашу беседу в полезное русло.
    Шумели скворцы и летали в саду жёлтые бабочки.
    Текст 1
    (1)Под навесами рыбного рынка лежали вываленные напоказ живые богатства Чёрного моря. (2)Хотя Гаврик ежедневно видел рыбу, но, проходя по рынку, каждый раз он неизменно восхищался её хитростью.
    (3)Как же умеет природа позаботиться о себе! (4)Она постаралась сделать рыб как можно более незаметными для человеческого глава.
    (5)Например, рыба скумбрия, царица Чёрного моря. (6)Её тугое тело окрашено нежнейшими тонами, от светло-голубого до тёмно-синего. (7)Гаврик знал, что именно такого цвета бывает море далеко от берега, там, где ходят косяки скумбрии. (8)Ишь какая хитрая скумбрия!
    (9)Или бычки: они водятся среди скал, а также в песке, поглубже. (10)Там совсем другие цвета, чем в открытом море. (11)Вот и окрашены они в бурый цвет скал или желтоватый цвет песка.
    (12)Плоские камбалы, привыкшие жить на дне бухточек, поражают чёрно-зелёным цветом своей кожи. (13)Разве заметишь такую, пока она лежит на дне! (14)И мальчик восхищался хитростью камбалы.
    (15)Нет слов, рыба хитра. (16)Но Гаврик знал, что человек ещё хитрее. (17)Человек как заставит сетей, как забросит прозрачную лесу удочек с блестящей блесной! (18)И вся эта рыба, такая незаметная в море, будет великолепно гореть своими волшебными красками на прилавках рынка.
    (По В. Катаеву)
    1. Определите и запишите основную мысль текста.
    2. Какие факты, по мнению автора текста, свидетельствуют о том, что медведь, встреченный охотником, в душе музыкант? Запишите ответ.
    3.Определите, какой тип речи представлен в предложениях 3—4 текста. Запишите ответ.
    4. В предложениях 9—11 найдите слово со значением «серовато-коричневый или серовато-рыжий». Выпишите это слово.
    5.В предложениях 6—8 найдите антоним к слову «простодушный» и выпишите его.
    Текст 2
    (1)Старый охотник очень любил музыку. (2)Он часто сидел на завалинке и пиликал смычком на скрипке. (3)Не очень красиво это у него получалось, но старик и тем был доволен. (4)У каждого ведь есть занятия, за которыми душа отдыхает. (5)Однажды мимо проходил знакомый и говорит старику:
    (6)— Ну что ты глупостями занимаешься: брось-ка свою скрипку-то, я сейчас медведя видел в лесу!
    (7)Старик отложил скрипку, взял ружьё и пошёл в лес. (8)В лесу старик долго искал медведя, устал и присел на пенёк отдохнуть. (9)Тихо-тихо вокруг, слышно, как листья шепчут. (10)Вдруг старик услыхал: «Дзенн!..» (11)Красивый такой звук, как струна пропела. (12)Старик удивился: «Кто же это в лесу на струне играет?» (13)Звук слышался с опушки. (14)Старик подкрался и видит: на опушке разбитое грозой дерево, из него торчат длинные щепки. (15)А под деревом сидит медведь, схватил одну щенку лапой. (16)Медведь потянул к себе щепку и отпустил её. (17)Щепка задрожала, и в воздухе раздалось то самое ‹дзенн!..» (18)Медведь наклонил голову и слушает. (19)Старик тоже слушает: хорошо поёт щепка! (20)Закинул старик ружьё за спину да пошёл домой.
    (21)Вечером старик опять сидел на завалинке со скрипкой. (22)Он пальцем дёргал одну струну, а струна тихонечко пела: «Дзенн!..»
    (23)Давешний прохожий спросил старика:
    — Ну что, убил медведя?
    (24)— Нет, — ответил старик.
    (25)— Что ж так?
    (26)— Да как же в него стрелять, когда он в душе такой же музыкант, как и я?
    (По В. Бианки)
    1. Определите и запишите основную мысль текста.
    2.Какие факты, по мнению автора текста, свидетельствуют о том, что старый воробей очень боялся собаки? Запишите ответ.
    3.Определите, какой тип речи представлен в предложениях 7—8 текста. Запишите ответ.
    4.В предложениях 11—14 найдите слово со значением «подойти тихонько, незаметно». Выпишите это слово.
    5.В предложениях 19—22 найдите антоним к слову «громко» и выпишите его.

  3. Voramar Ответить

    Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы  и знаки препинания.
    Текст 1
    В тундр.. – в..сна. Со..нце дружески подмигива..т, посылая луч.. света из-под ни..ких обл..ков. Звенят большие(3) и малые руч..и со стоном взламывают..ся р..чушки в г..рах.
    Вода всюду(1). Ступ..ш.. ногой в мох – и мох сочит..ся. Трон..ш.. мшист..ю коч..ку –       и сверху появит..ся вода. Стан..ш.. ногой на л..док – и из-под л..дка брызн..т вода. Сейчас вся тундра это разр..стающееся б..лото. Оно ж..вёт в..хлипыва..т под с..погами. Оно мя..кое, п..крыто ж..лтой прошлогодн..й тра..кой и в..сенним мхом, похож..м на ц..плячий пух.
    В..сна ро(б/п)ко вход..т в тундру оглядыва..т..ся.(4) Вдруг зам..рает(2) под напором х..лодного ветра но (не)останавлива..т..ся а идёт дальше.
    Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:
    – фонетический разбор;
    – морфемный разбор;
    – морфологический разбор;
    – синтаксический разбор предложения.
    Поставьте знак ударения в следующих словах.

    Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.
    В середине апреля из Африки возвращаются на родину соловьи.
    Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.
    По словам Дениски всё стихотворение он выучил наизусть
    Дениска робко сказал что не понял вопрос Раисы Ивановны
    Раиса Ивановна громко произнесла Дениска прочтёт стихи русского поэта Некрасова
    Что ты так сбивчиво декламируешь стихотворение Дениска
    Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
    Маша любит рисовать пейзажи акварельными красками.
    Возьми-ка со стола новые кисти и акварельные краски!
    Сначала друзья прорисуйте контуры предметов.
    В художественной школе мы рисуем пейзажи и натюрморты.
    Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
    Всю ночь зима вязала кружевные узоры и щедро раздавала наряды деревьям.
    Исчезают последние островки снега и на свет пробивается зелёная травка.
    Снег заботливо укутал все деревья и белой накидкой покрыл землю.
    Вот показалось долгожданное солнце и залило всю окрестность ярким светом.

    Текст 2
    (1)Жил у нас в доме огромный толстый кот – Иваныч. (2)Мы все его любили за добрый нрав. (3)Только увидит нас утром – сразу подбежит, начнёт мурлыкать, об ноги тереться. (4)Нам даже казалось, что по своему характеру  и уму кот больше походил на собаку. (5)Он  и бегал за нами, как собака: мы на огород – и он следом, мама в магазин – и он за ней.      (6)А возвращаемся вечером с реки – Иваныч уж на лавочке возле дома сидит, будто нас дожидается.
    (7)В старом доме мы прожили несколько лет, потом переехали в другой. (8)Переезжая, мы очень боялись, что Иваныч не уживётся на новой квартире и будет убегать на старое место. (9)Но наши опасения оказались совершенно напрасными.
    (10)Попав в незнакомое помещение, Иваныч начал всё осматривать, обнюхивать, пока наконец не добрался до маминой кровати. (11)Тут уж он почувствовал, что всё в порядке, вскочил на постель и улёгся. (12)В обед кот мигом примчался к столу и уселся, как обычно, рядом с мамой. (13)В тот же день он осмотрел новый двор, посидел на лавочке перед домом, но на старую квартиру не ушёл. (14)Значит, не всегда верно, когда говорят, что собака людям верна, а кошка дому: вот у Иваныча вышло совсем наоборот.
    (По Г. Скребицкому)
    Определите и запишите основную мысль текста.
    Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что Иваныч был ласковым котом? Запишите ответ.
    Определите, какой тип речи представлен в предложениях 10?13 текста. Запишите ответ.
    В предложениях 9?11 найдите слово со значением «чувство тревоги, беспокойство». Выпишите это слово.
    В предложениях 4?6 найдите антоним к слову «утром» и выпишите его.
    1.Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
    Море это одно из самых уд..вительных ..влений. Оно всегда новое и необыч..ное. Иногда оно тихое яс..ное сп..койное. В другой м..мент море станов..т..ся ярк..м(1) и блестящ..м. При сильн..м ветре оно похоже на в..л..хмаченную шерсть гиган..ского зверя. Когда надв..гает..ся мощ..ный ц(ы/и)клон, море станов..т..ся почти ч..рным. Шт..рмовой ветер гон..т крупную зы(б/п)ь(4). (По)небу (с)криками л..тают ч..йки. В..баламученные волны тащ..т и ра..брасывают вдоль берега з..лёные водор..сли, похожие (на)щ..пальца загадоч..ных ч..довищ…
    Но главное оч..рование моря заключа..т..ся в какой-то тайне(3), которую оно хр..нит в своих бе..крайних(2) просторах и никому чужому (не)открыва..т. Но каждый наст..ящий м..реход нос..т эту тайну (в)своей душе.
    2. Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:
    (1) — фонетический разбор;    (2) — морфемный разбор;
    (3) — морфологический разбор;    (4) — синтаксический разбор предложения.
    3. Поставьте знак ударения в следующих словах:   начали, повторим, каучук, углубить
    4. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.
    Кусты дикой маслины дрожали над пропастью.
    5. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.
    1) По новостям сказали что завтра ожидается дождливая погода
    2) Ваня почему ты вчера пропустил занятия
    3) Пожалуйста вымойте за собой посуду попросила мама
    4) Детей наказывай стыдом а не кнутом
    6. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
    1) Собаки разом поднялись и с лаем ринулись прочь.
    2) Павел бросил горсть сухих сучьев на огонь.
    3) Мальчики засмеялись и приумолкли на мгновенье.
    4) А где же ты Федя лешего видал?
    7. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
    1) Вода нам показалась очень холодной и мы сразу замёрзли
    2) Пошла Настенька в лес и в Чёртовом болоте заблудилась
    3) Настю поздравили родственники и коллеги по работе
    4) Стал Федотка молотком гвоздь забивать и себе по пальцу стукнул
    Прочитайте текст 2 и выполните задания 8—12.
    (1)Собрался Емеля на охоту, а внука Гришутку дома оставил. (2)Никак Гришутка с зимы поправиться не мог.
    (3)— Добудешь телёнка, дедко? — просит Гришутка.
    (4)— Добуду… — обещает старик.
    (5)Три дня бродил Емеля по лесу с собакой своей, Лыском, и всё напрасно: оленя с телёнком не попадалось. (6)И разве в просьбе дело! (7)Ослаб больно Гришутка‚ ему бы молодого мясца добыть.
    (8)Только на четвёртый день они напали на след оленя с телёнком.
    (9)«Лыско, ищи их, голубчик!» — думал Емеля, ползком подбираясь к рощице.
    (10)Тот, как тень, полз за хозяином… (11)Когда старик совсем потерял след оленя из виду, Лыско осторожно ткнул его своим горячим носом. (12)Старик оглянулся и присел: прямо за елью стоял тот самый телёнок, которого он искал. (13)Это был маленький прехорошенький оленёнок. (14)Он был с жёлтым пушком и тоненькими ножками. (15)Охотник с замирающим сердцем взвёл курок винтовки и прицелился…
    (16)И тут вдруг оленёнок поднял голову да как посмотрит прямо на Емелю. (17)А глаза у него, как у Гришутки, — большие, ясные. (18)Точно что оборвалось в груди у старого Емели. (19)Он опустил ружьё, быстро поднялся и свистнул — маленькое животное скрылось в кустах с быстротой молнии.
    (20)— Гляди, как драпанул… — сказал старик, улыбаясь. (21)— Эх, беду грехом не лечат! (22)Ничего‚ мы внуку другой дичи в лесу добудем!(По Д. Н. Мамину-Сибиряку)
    8. Задание 8 Определите и запишите основную мысль текста.
    9. Задание 9 Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что Емеле нужно было добыть в лесу именно молодого телёнка? Запишите ответ.
    10. Задание 10 Определите, какой тип речи представлен в предложениях 13—14 текста. Запишите ответ.
    11. Задание 11 В предложениях 2—5 найдите слово со значением «тщетно, бесполезно, безрезультатно». Выпишите это слово.
    12. Задание 12 В предложениях 16—19 найдите антоним к слову «медленно» и выпишите его.

  4. Karan Ответить

    Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы  и знаки препинания.
    Текст 1
    В тундр.. – в..сна. Со..нце дружески подмигива..т, посылая луч.. света из-под ни..ких обл..ков. Звенят большие(3) и малые руч..и со стоном взламывают..ся р..чушки в г..рах.
    Вода всюду(1). Ступ..ш.. ногой в мох – и мох сочит..ся. Трон..ш.. мшист..ю коч..ку –       и сверху появит..ся вода. Стан..ш.. ногой на л..док – и из-под л..дка брызн..т вода. Сейчас вся тундра это разр..стающееся б..лото. Оно ж..вёт в..хлипыва..т под с..погами. Оно мя..кое, п..крыто ж..лтой прошлогодн..й тра..кой и в..сенним мхом, похож..м на ц..плячий пух.
    В..сна ро(б/п)ко вход..т в тундру оглядыва..т..ся.(4) Вдруг зам..рает(2) под напором х..лодного ветра но (не)останавлива..т..ся а идёт дальше.
    Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:
    – фонетический разбор;
    – морфемный разбор;
    – морфологический разбор;
    – синтаксический разбор предложения.
    Поставьте знак ударения в следующих словах.

    Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.
    В середине апреля из Африки возвращаются на родину соловьи.
    Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.
    По словам Дениски всё стихотворение он выучил наизусть
    Дениска робко сказал что не понял вопрос Раисы Ивановны
    Раиса Ивановна громко произнесла Дениска прочтёт стихи русского поэта Некрасова
    Что ты так сбивчиво декламируешь стихотворение Дениска
    Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
    Маша любит рисовать пейзажи акварельными красками.
    Возьми-ка со стола новые кисти и акварельные краски!
    Сначала друзья прорисуйте контуры предметов.
    В художественной школе мы рисуем пейзажи и натюрморты.
    Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
    Всю ночь зима вязала кружевные узоры и щедро раздавала наряды деревьям.
    Исчезают последние островки снега и на свет пробивается зелёная травка.
    Снег заботливо укутал все деревья и белой накидкой покрыл землю.
    Вот показалось долгожданное солнце и залило всю окрестность ярким светом.

    Текст 2
    (1)Жил у нас в доме огромный толстый кот – Иваныч. (2)Мы все его любили за добрый нрав. (3)Только увидит нас утром – сразу подбежит, начнёт мурлыкать, об ноги тереться. (4)Нам даже казалось, что по своему характеру  и уму кот больше походил на собаку. (5)Он  и бегал за нами, как собака: мы на огород – и он следом, мама в магазин – и он за ней.      (6)А возвращаемся вечером с реки – Иваныч уж на лавочке возле дома сидит, будто нас дожидается.
    (7)В старом доме мы прожили несколько лет, потом переехали в другой. (8)Переезжая, мы очень боялись, что Иваныч не уживётся на новой квартире и будет убегать на старое место. (9)Но наши опасения оказались совершенно напрасными.
    (10)Попав в незнакомое помещение, Иваныч начал всё осматривать, обнюхивать, пока наконец не добрался до маминой кровати. (11)Тут уж он почувствовал, что всё в порядке, вскочил на постель и улёгся. (12)В обед кот мигом примчался к столу и уселся, как обычно, рядом с мамой. (13)В тот же день он осмотрел новый двор, посидел на лавочке перед домом, но на старую квартиру не ушёл. (14)Значит, не всегда верно, когда говорят, что собака людям верна, а кошка дому: вот у Иваныча вышло совсем наоборот.
    (По Г. Скребицкому)
    Определите и запишите основную мысль текста.
    Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что Иваныч был ласковым котом? Запишите ответ.
    Определите, какой тип речи представлен в предложениях 10?13 текста. Запишите ответ.
    В предложениях 9?11 найдите слово со значением «чувство тревоги, беспокойство». Выпишите это слово.
    В предложениях 4?6 найдите антоним к слову «утром» и выпишите его.
    1.Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
    Море это одно из самых уд..вительных ..влений. Оно всегда новое и необыч..ное. Иногда оно тихое яс..ное сп..койное. В другой м..мент море станов..т..ся ярк..м(1) и блестящ..м. При сильн..м ветре оно похоже на в..л..хмаченную шерсть гиган..ского зверя. Когда надв..гает..ся мощ..ный ц(ы/и)клон, море станов..т..ся почти ч..рным. Шт..рмовой ветер гон..т крупную зы(б/п)ь(4). (По)небу (с)криками л..тают ч..йки. В..баламученные волны тащ..т и ра..брасывают вдоль берега з..лёные водор..сли, похожие (на)щ..пальца загадоч..ных ч..довищ…
    Но главное оч..рование моря заключа..т..ся в какой-то тайне(3), которую оно хр..нит в своих бе..крайних(2) просторах и никому чужому (не)открыва..т. Но каждый наст..ящий м..реход нос..т эту тайну (в)своей душе.
    2. Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:
    (1) — фонетический разбор;    (2) — морфемный разбор;
    (3) — морфологический разбор;    (4) — синтаксический разбор предложения.
    3. Поставьте знак ударения в следующих словах:   начали, повторим, каучук, углубить
    4. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.
    Кусты дикой маслины дрожали над пропастью.
    5. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.
    1) По новостям сказали что завтра ожидается дождливая погода
    2) Ваня почему ты вчера пропустил занятия
    3) Пожалуйста вымойте за собой посуду попросила мама
    4) Детей наказывай стыдом а не кнутом
    6. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
    1) Собаки разом поднялись и с лаем ринулись прочь.
    2) Павел бросил горсть сухих сучьев на огонь.
    3) Мальчики засмеялись и приумолкли на мгновенье.
    4) А где же ты Федя лешего видал?
    7. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
    1) Вода нам показалась очень холодной и мы сразу замёрзли
    2) Пошла Настенька в лес и в Чёртовом болоте заблудилась
    3) Настю поздравили родственники и коллеги по работе
    4) Стал Федотка молотком гвоздь забивать и себе по пальцу стукнул
    Прочитайте текст 2 и выполните задания 8—12.
    (1)Собрался Емеля на охоту, а внука Гришутку дома оставил. (2)Никак Гришутка с зимы поправиться не мог.
    (3)— Добудешь телёнка, дедко? — просит Гришутка.
    (4)— Добуду… — обещает старик.
    (5)Три дня бродил Емеля по лесу с собакой своей, Лыском, и всё напрасно: оленя с телёнком не попадалось. (6)И разве в просьбе дело! (7)Ослаб больно Гришутка‚ ему бы молодого мясца добыть.
    (8)Только на четвёртый день они напали на след оленя с телёнком.
    (9)«Лыско, ищи их, голубчик!» — думал Емеля, ползком подбираясь к рощице.
    (10)Тот, как тень, полз за хозяином… (11)Когда старик совсем потерял след оленя из виду, Лыско осторожно ткнул его своим горячим носом. (12)Старик оглянулся и присел: прямо за елью стоял тот самый телёнок, которого он искал. (13)Это был маленький прехорошенький оленёнок. (14)Он был с жёлтым пушком и тоненькими ножками. (15)Охотник с замирающим сердцем взвёл курок винтовки и прицелился…
    (16)И тут вдруг оленёнок поднял голову да как посмотрит прямо на Емелю. (17)А глаза у него, как у Гришутки, — большие, ясные. (18)Точно что оборвалось в груди у старого Емели. (19)Он опустил ружьё, быстро поднялся и свистнул — маленькое животное скрылось в кустах с быстротой молнии.
    (20)— Гляди, как драпанул… — сказал старик, улыбаясь. (21)— Эх, беду грехом не лечат! (22)Ничего‚ мы внуку другой дичи в лесу добудем!(По Д. Н. Мамину-Сибиряку)
    8. Задание 8 Определите и запишите основную мысль текста.
    9. Задание 9 Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что Емеле нужно было добыть в лесу именно молодого телёнка? Запишите ответ.
    10. Задание 10 Определите, какой тип речи представлен в предложениях 13—14 текста. Запишите ответ.
    11. Задание 11 В предложениях 2—5 найдите слово со значением «тщетно, бесполезно, безрезультатно». Выпишите это слово.
    12. Задание 12 В предложениях 16—19 найдите антоним к слову «медленно» и выпишите его.

  5. Delajurus Ответить

    Прочитайте текст
    (1)Человечество давно уже умеет измерять все: длину, температуру, скорость,  пульс… (2)Но вот что до сих пор не поддавалось точным измерениям — так это боль,  которую испытывает человек. (3)Недавно учёные Тулузы и Лиона представили на суд своих коллег-медиков изобретенный ими прибор, который они назвали аглометр. (4)Это первый в истории человечества аппарат, который может измерять степень боли, испытываемой пациентом, в частности, при тяжёлых хронических заболеваниях. (5)Точкой отсчета в аглометре, как бы цифрой «0» на шкале, является уровень боли,  заставляющей любого человека рефлекторно отдернуть руку при соприкосновении с раскалённой поверхностью металла. (6)Учёные считают, что в медицинской практике подобное изобретение может оказать неоценимую помощь. (Из газет)
    1. Найдите в тексте слова с удвоенной согласной в корне слова. Запишите название правила (орфограммы), которому подчиняется написание этих слов.
    2. Из предложения (3) выпишите слово, которое является проверочным для однокоренного слова из предложения (1)
    3. Из предложения (4) выпишите слово, в котором все согласные мягкие
    4. Перестройте сложное предложение (6) в предложение с прямой речью. Расставьте соответствующие знаки препинания.
    5. Какие из перечисленных морфологических признаков (характеристик) являются общими для имён существительных «Тулузы» и «Лиона» из предложения (3):
    1) неодушевлённое или одушевлённое,
    2) имя собственное или нарицательное
    3) склонение
    4) род
    5) падеж
    6) число
    6. Из предложений (5) и (6) выпишите слово(а) с двумя приставками.
    7. Из предложений (3) выпишите имя (имена) существительное(-ые) в винительном падеже единственного числа.
    8. В каких случаях буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука?
    Примеры из предложения (5)
    Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука:
    является
    поверхностью
    заставляющей
    9. Проанализируйте звуковой состав данных слов и заполните таблицу:
    (в) частности
    измерять
    тяжёлых
    измерениям
    считают
    поверхностью
    Ответ:
    Количество звуков и букв совпадает
    Звуков больше, чем букв
    Букв больше, чем звуков
    10. Выберите из перечня орфографических действий те, которые необходимо выполнить для написания  окончания в словах:
    (степень) боли
    (в) практике
    (на) шкале
    Запишите номера выбранных действий.
    1) Определить лексическое значение слова.
    2) Определить часть речи.
    3) Найти в слове корень.
    4) Определить склонение.
    5) Определить падеж.

  6. Dolune Ответить

    Дидактический материал для подготовки к ВПР по русскому языку.
    5 класс
    Упражнение 1.
    Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
    (1)В…юга посер…брила пышную причёску стройных сосен.4 (2) Ясн…я1 берё…ка распустил…2 светлые косы покрытых инеем в…твей, бл…стит (на)со…нце нежной тонк…й берестой.
    (3)Глубок зимний сон пр…роды но идёт жизнь под сугробом.(4)Попробуй разгреби в лесу сне… до з…мли.(5)На том месте которое ты расчистил, увидиш… кустики брусники веточки  черники.(6)Всё ещё зел…неют здесь круглые лист…я вереска.
    (7)Пороша ра…сказывает о событиях в зимн…м лесу.(8)На лесной п…ляне вьёт(?)ся  след  лисиц… .(9)Пробороздил сугро…  долговязый лось проскакал б…ляк.(10)Парочки сл…дов испятнали снег.(11)Как стрела, прол…тела куница, хищница искала белок.
    (12)Сверка…т снег вспыхивают и гаснут сн…жные искры. (13)Хорош лес в зимнем уборе!  (По Д.Зуеву)
    2. Выполни указанные виды разбора
    3. Озаглавь текст. Сформулируй и запиши основную мысль текста
    4. Определи тип речи в предложениях 7 – 11.
    5. В предложениях 5 – 8 найди слово со значением « слой только что выпавшего снега».
    6. В предложениях 11-13 найди синоним к слову «наряд»
    Упражнение 2.
    1.Перепиши текст, расставляя знаки препинания и раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы.  Подчеркните орфограммы. Озаглавьте текст. Выполни указанные виды разбора.
    За..ц зимой жил возле деревни. Пришла бе…покойная ночь. Затихли бе…брежные2 поля. Зайчишка вслушивался (в )т..шину ш..велил усами нюхал глубокий снег4. Потом косой вдруг вскочил прыгнул и огляделся.
    Снег выл..жился волнами и с..ял. (Над) г..ловой зайца в…сел и к..лебался морозный пар4. В н..бесах горели яркие звёздоч(?)ки. Зайчишка поиграл с товарищем, (по)копал с ним снег, поел р..стки озими и поскакал дальше.
    Близился ра(с,сс)вет. Звёзды становились всё меньше а морозный пар ещё гуще. Заяц прол..жил доро..ку (по)снежку (обо)шёл свою старую нору. Он ра..копал снег сделал1 новую норку удобно распол..жился в ней и (за)снул.
    (По Л.Н. Толстому.)
    Определи тип и стиль текста.
    В предложениях 1 абзаца найди синонимы  к слову «заяц»
    В предложениях 1 абзаца найди слово со значением «просторный, не имеющий границ»
    Подбери антонимы к выделенным словам
    Упражнение 3. 
    1.Перепиши текст, расставляя знаки препинания и раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы.  Подчеркните орфограммы. Озаглавьте текст. Выполни указанные виды разбора.
    Новый лисий дом расп..л..жился ( у) реки на расстоянии мили ( от) прежнего. В этом месте речка пок..дает х..лмы и ра..текается1 (по )лугам4. В широк..й лощине у самой скалы лисы (у)строили новое ж..лище. Вход в него охр..няли два больших гранитных камня. Прежняя нора находил..сь в сосновой рощ.. а эта ра..местил..сь рядом ( с )осиной. Сосна вечно шумит и вздыха..т осина всё время дрожит и трепещ..т.
    Вход3 в нору (за)крывали густые зар..сли. Они спускались к заросшей осокой речной заводи. На зелёной полянк.. играли и кувыркались лисята4. (З, С) десь можно было наблюдать возвр..щение домой охотника-отца (с )добычей.
    (По Э. Сетон-Томпсону.)
    2. Найдите в тексте слово со значением «долина с пологими склонами» и слово со значением « небольшой залив в реке с замедленным течением»
    3. Определите тип речи в данном тексте
    4. Подберите синоним к выделенному прилагательному
    5. В подчеркнутом предложении найдите определение, подберите к нему антоним.
    Упражнение 4. 
    1. Перепиши текст, расставляя знаки препинания и раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы.  Подчеркните орфограммы. Озаглавьте текст. Выполни указанные виды разбора.
    Тёма с ужасом (в)думывался ( в )безвыходность своего пол..жения. Всего минуту( на)зад он спустился через те(р,рр)асу (в )сад ( в )беззаботн..м ра(з,с)положении духа.
    Мальчик шёл (по) а(к,кк)уратн..м3 дорожкам сада и с насл..ждением2 осматривался4. Вдруг сердце его сильно (за)бил..сь2. Любимый папин цветок наконец ра..цвел! Какой это р..скошный цветок! Ещё вчера папа ра(с,сс)матривал бутон и не ждал что он ра…пустится.
    Тёма (в)бежит в столовую и крикн..т во всё горло:
    Махровый ра..цвёл!
    Папа бросит чай и сразу выскоч..т (в) сад4. Восторг переполня..т маленькое сердечко3 Тёмы. Он тянет(?)ся к цветку губами и т..ряет равновесие… Всё погибло!..
    2. В восклицательных предложениях 2 абзаца найдите прилагательные, подберите к ним синонимы и антонимы.
    3. Найдите в выделенном отрывке текста синонимы.
    4. Определите тип и стиль речи в указанном тексте
    5. Найдите в тексте слово со значением «почка цветка».
    Упражнение 5. 
    1.Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте недостающие знаки препинания.
    Муравьи уд…вительные насекомые.4 Многое в их жизни устроено  интересно. У них даже есть свой «молочный скот». Это тля. Она выд…ляет сладкий сок и муравьи подхватывают его прямо с ее брюшка. 4
    Если тли слишком ра…плодились муравьи распол…гают их на другом р…стении. Позаботят(?)ся они и об охране тли от врагов клеща, божьей коровки.
    2. Назовите  группы звуков русского языка, приведите примеры разных звуков из текста.
    3. Дайте краткий письменный ответ  на вопрос: «Почему автор называет муравьев удивительными насекомыми?»
    4. Выполните указанные виды разбора.
    Упражнение 6. 
    1.Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте недостающие знаки препинания.
    О хитрости
    Хитрость – все равно что мелкая монета на которую (не)купишь многого. Как мелкой монетой можно прожить час два, так хитростью2 можно прикрыть что-нибудь,  обмануть а ее (не)хватит обозреть д…лекий г…ризонт. Хитрость  близорука: вид…т только под носом а не вдаль, и часто1 сама поп…дает(?)ся2 в ту же л…вушку которую ра…ставила другим.
    2. Найдите среди слов с пропущенными буквами слова с проверяемыми гласными в корне, объясните их правописание.
    3. Дайте краткий письменный ответ  на вопрос: «Почему хитрость попадает в ту же ловушку, которую готовила для других?»
    4. Выполните указанные виды разбора.

  7. Dam Ответить

    Подготовка к ВПР
    по русскому языку
    5 класс
    Подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ «Яренская СШ» Архангельской области
    Селиванова Г.Г.
    Задание №1
    Задание: спишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
    Со..нце село (за) горы и мя(х,к)ие сумерки разл..лись над морем х..лмов и равнин. (За)кат пылал и мал..нькие д..линки были н..полнены кротким с..янием. Высоко на х..лме зеленела с..сновая роща. Хорошо и спокойно было (з,с)десь в сум..рки.
    Посреди этой рощ.. На полянк.. Жила сем..я л..сиц. Вхо(т,д) в нору скрывался на опушк… .
    В этот час всё семейство вышло на воздух порезвит..ся и насл..ждалось в..черней пр..хладой.
    В этот час всё семейство вышло на воздух порезвит..ся и насл..ждалось в..черней пр..хладой.
    Мать сл..дила за игрой детей. Она по(д,дд)ерживала общее в..селье. Пуш..стые малыши резвились. Они играли б..ролись с буйным в..сельем г..нялись за мухами и жуч..ками.
    (По Э. Сетону- Томпсону)
    Задание №2
    Укажите в каком слове данного предложения все звуки мягкие?
    Мать сл..дила за игрой детей.
    Укажите в каком слове данного предложения все звуки
    звонкие?
    Хорошо и спокойно было (з,с)десь в сум..рки.
    Задание №3
    Выполните разбор данных слов по составу:
    а) порезвиться, сосновая, жучками
    б) гонялись, буйным, морем.
    Задание №4
    Спишите предложение. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.
    Со..нце село (за) горы и мя(х,к)ие сумерки разл..лись над морем х..лмов и равнин.
    Задание №4
    Спишите предложение. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.
    Они играли б..ролись с буйным в..сельем г..нялись за мухами и жуч..ками.
    Задание №5
    Спишите предложения и укажите их грамматическую основу.
    а) Они играли б..ролись с буйным в..сельем г..нялись за мухами и жуч..ками.
    б) Высоко на х..лме зеленела с..сновая роща.
    Источники
    Дощинский Р.А., Смирнова М.С. «Русский язык: 5класс. ВПР: Тренинг, контроль, самооценка. Рабочая тетрадь», Москва, 2017.
    Фон клетка
    Линейка и карандаш
    На уроке
    Автор шаблона презентации:
    Бондарева Лилия Анатольевна
    учитель начальных классов МБОУ «СОШ №1 г. Льгова им. В.Б. Бессонова»Курской области.

  8. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *