Как подготовиться к изложению по русскому языку?

10 ответов на вопрос “Как подготовиться к изложению по русскому языку?”

  1. Arcanewind Ответить

    Текст — это несколько последовательно расположенных предложений, которые связаны общей темой, одной мыслью и характеризуются смысловой завершённостью.
    Тема — это то, о чём говорится в тексте.
    Основная мысль текста — отражённое в тексте отношение автора к предмету, явлению или содержанию речи, это то, что он доказывает, в чём хочет убедить читателя.
    Микротема — это несколько самостоятельных предложений текста, объединённых одной мыслью, которые формально отражены в одном абзаце. Обычно каждая микротема при прочтении вслух отделяется интонационной паузой.
    Тезис — это группа нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью, заключённой в одном абзаце.
    Абзац — часть текста, начинающаяся с красной строки и заканчивающаяся перед следующей красной строкой. Иными словами, это часть текста между двумя красными строками.

    Как подготовиться к написанию изложения

    Под изложением принято понимать воспроизведение основного содержания или главных идей текста с одновременным исключением второстепенных деталей.
    Основное содержание текста выражается в нескольких микротемах, каждая из которых имеет своё смысловое ядро, главную мысль. Совокупность же главных идей всех микротем и представляет собой авторский текст, объединённый замыслом писателя.
    Как же следует писать краткое изложение? Для того чтобы ответить на этот вопрос, проанализируйте критерии, по которым будет оцениваться подобная работа.
    Чтобы правильно написать краткое изложение, необходимо уметь:
    1) выделять в исходном тексте самое существенное, важное, т. е. главные мысли и идеи;
    2) используя различные приёмы сжатия текста, сокращать текст, не меняя при этом его тему и не пропуская микротемы;
    3) находить в тексте средства выразительности речи, отражающие характеристики предмета или явления и служащие аргументацией для выражения отношения автора.
    При написании изложения необходимо учитывать следующие требования и принципы:
    Сохранять композицию текста, т. е. построение, соотношение и взаимное расположение частей, а также учитывать, что композиция включает три части: вступление, основную часть и заключение.
    Не допускать логических ошибок, т. е. ошибок, связанных с нарушением или несоблюдением законов логики. Например, это могут быть какие-либо противоречивые или бездоказательные суждения, в результате которых происходит нарушение причинно-следственных связей или наблюдается отсутствие достаточного основания для приведённого вывода, это может быть нарушение последовательности изложения, лексические или смысловые повторы, а также пропуски чего-то важного.
    Речевая связность — один из необходимых признаков текста, который заключается в том, что пишущий выражает свои мысли и оформляет их на письме таким образом, что адресату становится важной и понятной связь между отдельными частями речи или отрезками текста.
    Фактическая точность — это приведение точных фактов, соответствующих действительности, т. е. тексту, во время изложения которых любое искажение мысли автора при интерпретации текста во время написания краткого изложения, а также при приведении иллюстраций, подкрепляющих аргументацию, недопустимо и рассматривается как ошибка.
    Лицо в изложении менять нельзя. Изложение следует вести от того лица, от которого написан текст.

    Приёмы сжатия текста

    Способы сжатия текста

    Исключение
    Обобщение
    Упрощение
    Можно опустить подробности, детали
    Исключить повторы, примеры, иллюстрации, числовые данные, отступления
    Не упоминать цитаты
    Не использовать причастные обороты
    Сократить число определений
    Сократить количество однородных членов или синонимов
    Исключить предложения с описаниями или рассуждениями
    Вместо ряда однородных членов можно использовать лишь одно обобщающее слово
    Образовать сложное предложение из двух предложений, связанных по смыслу
    Заменить прямую речь косвенной
    Разбить сложное предложение на сокращённые простые предложения
    Заменить придаточное предложение причастным оборотом
    Заменить сложноподчинённое предложение на простое
    Заменить часть текста кратким синонимичным выражением
    Сформулировать какую-либо идею текста своими словами
    Выбор каждого способа компрессии в конкретном случае всегда зависит от коммуникативной задачи, а также от особенностей текста и уровня готовности учащихся. При сжатии текста следует помнить, что все предложения должны быть связаны между собой по смыслу и грамматически, иначе получится просто набор самостоятельных предложений. Следует обязательно сохранять членение текста на абзацы.
    Кроме того, выделяют комбинированный и сочетаемостный приёмы. Под комбинаторным приёмом мы понимаем приём, основанный на комбинировании фрагментов текста с возможной перестановкой его отдельных частей.
    Сочетаемостный приём основан на комбинации или сочетании отдельных частей текста, полученных в результате компрессии или сжатия.

    Примеры поэтапного сжатия текста

    Приведём конкретный пример поэтапного сжатия художественного текста:
    Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями, чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю, но это мне долго не удавалось. Я читал в старых книгах о том, как шуршат падающие листья, но я никогда не слышал этого звука. Если листья и шуршали, то только на земле, под ногами человека. Шорох листьев в воздухе казался мне таким же неправдоподобным, как рассказы о том, что весной слышно, как прорастает трава.
    Я был, конечно, неправ. Нужно было время, чтобы слух, отупевший от скрежета городских улиц, мог отдохнуть и уловить очень чистые и точные звуки осенней земли.
    (К. Паустовский)
    Пример 1
    1. Сначала выделим микротемы:
    № абзаца
    Микротемы
    1
    Шуршание падающих листьев осенью трудно уловить
    2
    Шорох листьев может уловить только слух, отдохнувший от шума городских улиц
    2. Затем добавим комментарии и ключевые слова:
    № абзаца
    Микротемы
    Ключевые слова
    1
    Шуршание падающих листьев осенью трудно уловить
    я следил за опадающими листьями
    хотел поймать секунды…
    лист начинает падать
    не удавалось
    я читал, что листья шуршат,
    но не слышал
    2
    Шорох листьев может уловить только слух, отдохнувший от шума городских улиц
    я был неправ
    слух, привычный к шуму города
    должен был отдохнуть
    уловить звуки осенней земли
    3. Дополним микротему:
    Микротемы
    Комментарии
    Шуршание падающих листьев осенью трудно уловить
    Часто осенью я следил за опадающими листьями, так как хотел поймать те секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю. Это мне долго не удавалось. Я читал, что падающие листья шуршат, но никогда не слышал этого звука. Ведь шуршание листьев было слышно только под ногами человека
    Шорох листьев может уловить только слух, отдохнувший от шума городских улиц
    Однако я был неправ. Слух, отупевший от шума городских улиц, должен был отдохнуть, чтобы уловить чистые звуки осеннейземли
    Работая с правой колонкой, дополняя и расширяя каждую микротему, читая дальше текст, можно написать почти готовое изложение.
    Пример 2
    Кроме того, для написания изложения можно использовать компрессионный приём, основанный на записи основ предложений. Однако в этом случае требуется сохранять также дополнительные признаки, необходимые для связи предложений и понимания текста.
    Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями, чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю, но это мне долго не удавалось. Я читал в старых книгах о том, как шуршат падающие листья, но я никогда не слышал этого звука. Если листья и шуршали, то только на земле, под ногами человека. Шорох листьев в воздухе казался мне таким же неправдоподобным, как рассказы о том, что весной слышно, как прорастает трава.
    Я был, конечно, неправ. Нужно было время, чтобы слух, отупевший от скрежета городских улиц, мог отдохнуть и уловить очень чистые и точные звуки осенней земли.
    (К. Паустовский)

  2. Gholbibandis Ответить

    Как готовиться к изложению:
    После первого чтения текста
    Определите тему текста (о чем текст?).
    Сформулируйте основную мысль (чему учит текст?).
    Определите:
    1. стиль текста и тип речи
    2. особенности построения текста (в повествовании – начало события, ход его, самый кульминация, конец; в описании – предмет речи и его значимые, существенные признаки; в рассуждении – общее положение, аргументы, доказательства, вывод).
    3.составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.
    Совет:
    Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.
    Прослушайте текст во второй раз.
    1.Работая с подробным планом текста, отметьте в нем  главное   ,а также  подробности в каждой части.
    2.Выберите  способ сокращения текста (исключение, обобщение, сжатие).
    3.Составьте сжатый план текста, учитывая смысловые связи между эпизодами (временные, пространственные и т.п.).
    Пишем черновик.
    1.Напишите сжатое изложение каждой части.
    2.Перечитайте написанное, свяжите  части между собой, чтобы получился текст.
    3. Помните о главном условии: вы должны передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
    Объём изложения – не менее 90 слов.
    Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

  3. mr.timur15 Ответить

    Когда говорят о необходимости написать изложение, то почему-то всем кажется, что это очень легко: читают текст и нужно его просто пересказать. Но это обманчивая легкость, и без специальной целенаправленной систематической подготовки с таким заданием ребенку успешно не справиться. Ведь недаром писать изложения учат на протяжении всего школьного курса русского языка, а не год-два.
    Какие подводные камни нужно учитывать? Каков алгоритм действий?
    Прежде всего внимательно прочитать (выслушать) задание: какое изложение требуется написать. Возможно, это будет подробное изложение. Тогда необходимо пересказать содержание как можно ближе к исходному тексту. В таком случае не требуется проводить какую-то дополнительную работу с содержанием – только понять главную мысль, логику ее изложения автором и постараться все это письменно передать.
    Если задано написать сжатое изложение, тогда особенно необходимо вникнуть в смысл текста, выделить ключевые, самые важные для его понимания слова, опустить все, без чего можно обойтись, не исказив основную мысль содержания.
    При выборочном же изложении нужно быть очень внимательным, суметь выделить в тексте темы и пересказать не все содержание прочитанного отрывка, а только о каком-то заданном явлении, персонаже, предмете.
    При первом чтении текста, предназначенного для последующего изложения, необходимо настроиться на восприятие содержания, понимание основной мысли автора, какие имеются смысловые части. Самое важное уяснить – а зачем автор это написал? Что он хотел сказать? Во время первого прочтения текста обычно не рекомендуют что-либо писать, а вот после – записать основные, ключевые для раскрытия основной мысли слова и словосочетания, причем оставлять между ними большое пустое пространство, чтобы потом можно было вписать еще. Сразу определить стиль (художественный, научный, публицистический, официально-деловой, разговорный). Частой ошибкой является именно изменение стиля при написании изложения.
    Также первоочередной задачей является и установление типа речи: описание, повествование, рассуждение. При описании нужно определить предмет и какие его признаки выбраны автором как характерные. Если повествование, то как начинаются события, каковы кульминация (самое напряженное сюжетное действие) и развязка. При рассуждении необходимо четко выявить тезис, доказательства и вывод.
    После первого прослушивания можно набросать и план текста. Чем подробнее ребенок составит его, тем легче будет восстановить исходное содержание. План служит как бы путеводной нитью при дальнейшей работе над изложением: перед ребенком выстроится логическая схема письменной работы.
    Во время второго чтения нужно более четко определить границы микротем текста, которые и будут абзацами. В оставленные пустоты вписать недостающие слова.
    После завершения повторного чтения ребенок пишет черновой вариант заданного изложения (подробное, сжатое или выборочное).
    При этом нужно помнить, что он пишет изложение, то есть излагает чужую точку зрения, и свои коррективы, умозаключения, представления, изменения в текст вносить не надо.
    Обязательно необходимо сверить логику получившегося изложения с авторской, набросанной на листке при прослушивании в виде рабочего плана. Проверяется еще раз тип и стиль речи: нет ли расхождений с авторским?
    В конце работы ребенок проверяет орфографическую и пунктуационную правильность. Если есть сомнения, то слово заменяется синонимом, а предложение другим, более прозрачным для постановки знаков препинания. Однако не стоит, дабы избежать пунктуационной ошибки, все предложения делать простыми. Чем старше ученик, тем более красочной, сложной должна быть его речь.
    Лучше всего научат ребенка писать качественные изложения все-таки опытные проверенные преподаватели на специальных курсах. Конечно, можно и самостоятельно подготовить любимое чадо к написанию изложения во время учебного года или на государственном экзамене. Но даже в этом случае учеба на курсах в организациях дополнительного образования поможет и вам, и вашему ребенку быть уверенным, что он действительно отлично справится с этой работой: умеет слушать, слышать и стройно, логично излагать текст в соответствии с предложенным заданием.

  4. Kanin Ответить

    Такой вид творческой работы как изложение знаком всем людям, имеющим документ об окончании школы. Его написание является необходимой частью выпускного экзамена по русскому языку в 9 классе. Ранее текст, предложенный для изложения, читал два раза учитель-словесник.
    С 2014 года такой вид работы сопровождается аудиозаписью. Для многих школьников это стало фактором, понижающим качество выпускной работы и соответственно влияющим на количество итоговых баллов.
    Это произошло в основном из-за неправильной подготовки. Следует помнить, что на экзамене по русскому языку в 9 классе ребята пишут сжатое изложение. Потому их задача не только в том, чтобы услышать и запомнить текст, но так его сжать, чтобы не исказить суть и вписаться в объем.

    Организация подготовки

    Если вдруг по какой-либо причине на уроке русского языка в школе учащийся не потренировался писать текст с аудиозаписи, то это обязательно стоит проделать дома. Следует знать, что между текстом, прочитанным учителем и записанным на внешний аудионоситель, огромная разница. Выпускник на экзамене может просто растеряться и упустить драгоценное время. Кроме того, на экзамене учитель всегда ориентирован на ребенка, потому при «живом» чтении ранее он делал акценты на главные мысли текста. При написании изложения с записи текст абсолютно обезличивается.
    Перед написанием изложения учащийся должен знать три способа сжатия текста: исключение, обобщение и упрощение. Каждый для себя выберет подходящий.
    При первом чтении, а читается текст на экзамене всего два раза, рекомендуется его внимательно послушать, не делая никаких помет. При методе исключения уже при первом прослушивании ученик мысленно отбрасывает ненужные детали и подробности, стараясь запомнить основное.
    При повторном чтении необходимо записать важное. При этом пропускайте предложения, содержащие второстепенные члены – достаточно оставить только общее понятие. Не записывайте предложения с общими рассуждениями и описаниями. Для сжатого изложения они ни к чему.
    Главное при использовании другого способа – обобщение текста – это вычленение единичных фактов. Затем ученик должен подобрать и записать языковые средства передачи этих фактов. Например, эпитеты.
    Самым приемлемым и легким при написании изложения становится способ упрощения. При таком подходе сложные предложения текста заменяются простыми, прямая речь переводится в косвенную. Несколько предложений объединяются в одно.
    Какой бы способ ни оказался предпочтительным, после сбора материала желательно составить план и по нему написать новый текст, не искажая фактов исходного.
    Подготовку к экзаменационному изложению необходимо начать заранее, а не накануне экзамена.

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *