Как отдельная личность влияет на ход истории?

10 ответов на вопрос “Как отдельная личность влияет на ход истории?”

  1. Daisho Ответить

    Введение
    Формирование истории, кто или что определяет цепочку событий больших и малых в разных исторических масштабах, что оказывает ключевое, направляющее влияние на ход истории – один из главных и неоднозначных вопросов который интересует историков и не только их, а многих людей деятельность которых связана не только напрямую, но даже вообще казалось бы не связана с исторической наукой. Более того этот вопрос интересует почти каждого человека. В каждую эпоху звучащий по-новому вопрос о роли личности в истории, доказывается, что в век глобализации есть серьезная необходимость уделить внимание исследованию этой проблемы. Проблемой роли личности в истории занимались многие мыслители, ученые философии. Среди них Г. Гегель, Г.В. Плеханов, Л.Н. Толстой, К. Маркс и многие другие. Стало быть, неоднозначность решения этой проблемы связана с неоднозначными подходами к самой сути исторического процесса.
    Цель исследования: Изучить жизнь, действия исторических личностей и их влияние на историю.
    Гипотеза: Чем лучше общественные условия, в которых протекает деятельность исторической личности, тем больше исторических задач она решает. На данный момент нас интересуют выдающиеся исторические личности. В чем их роль?
    Проблема: Как отдельная личность влияет на ход истории (позитивно или негативно).
    Объект исследования: Всемирная история — результат деятельности великих или выдающихся вождей. Отдельные личности, вознесенные силой обстоятельств и личными качествами на пьедестал истории.
    Актуальность темы: Что вызывает и обусловливает ход и исход исторических событий, подъём или упадок в жизни народов, войны, восстания, революции и другие народные движения? Во главе всех сколько-нибудь значительных событий стоят те или иные исторические деятели. Это люди с разными характерами: с огромной волей и целеустремлённостью или безвольные; проницательные, дальновидные или, наоборот. Эти исторические деятели, личности оказывают большее или меньшее влияние на ход, а иногда и на исход событий.
    II.Основная часть
    1.1. Отто Эдуард Лелпольд фон Бисмарк-Шенхаузен
    Отто фон Бисмарк родился 1 апреля 1815 года в замке Шенхаузен в Маркграфстве Бранденбургском, между Стендалем и Ратеновом, в нескольких километрах от правого берега Эльбы. Он был четвертым по счету ребенком и вторым сыном ротмистра в отставке помещика Фердинанда фон Бисмарка и его жены Вильгельмины, урожденной Менкен. Семья отца принадлежала к старинному дворянству, которое населяло Бранденбург еще «до Гогенцоллернов».
    Главное событие в котором он участвовал это франко-прусская война(1870-1871) Бисмарк провозгласил 18 января 1871 годом создания Второго рейха, где Вильгельм I принял титул императора (кайзера) Германии. Сам Бисмарк, на волне большой популярности, получил титул князя и новое поместье Фридрихсру. И благодаря этому всё могущество империи он влил в военное дело тем самым сделав Германию более «агрессивной». Она стала могущественной военной державой.
    Достижения: Отто фон Бисмарк среди государственных деятелей ХIХ в., оказал наибольшее влияние на судьбы Европы и мира, Бисмарк занимает, бесспорно, одно из первых мест, как по историческому значению своей деятельности, так и по масштабам своих политических и дипломатических дарований.
    С его именем неразрывно связан ряд важнейших событий германской и общеевропейской истории, и, прежде всего, конечно, осуществленное при помощи политики “железа и крови” объединение Германии и создание буржуазно-юнкерской и милитаристской Германской империи.
    Также следует отметить, что Бисмарк был выдающимся дипломатом и незаурядным военачальником, что в полной мере проявилось в период так называемых “прусских войн” конца 1860-х – начала 1870-х годов, а также в годы последующей дипломатической деятельности Бисмарка. О дипломатическом таланте Бисмарка наглядно свидетельствует и данное ему прозвище – “железный канцлер”.
    Удивительным для меня стало и то, что Бисмарка многое связывало с нашей страной. Считается, что Александр Горчаков стал своеобразным «крёстным отцом» Отто фон Бисмарка. Служба в России, «ученичество» у Горчакова, знание языка, уважение к русскому национальному духу. Русским языком Бисмарк продолжал пользоваться на протяжении всей своей политической карьеры.
    Русские словечки то и дело проскальзывают в его письмах. Уже став главой прусского правительства, он даже резолюции на официальных документах иногда делал по-русски.
    1.2. Муцухито. Император Мэйдзи
    Будущий монарх-реформатор родился 3 ноября 1852 года в императорском дворце в Киото. Муцухито был сыном императора Комэй и его наложницы Есико. Хотя она и не была официальной женой императора, Муцухито по японским законам считался принцем, а поскольку остальные дети Комэй умирали в раннем детстве, Муцухито оказался со временем единственным претендентом на Хризантемовый трон. В японском обществе к первой половине XIX в. обозначились новые явления, связанные с развитием городов и купечества как нового социального слоя. Это было взаимообусловлено с оформлением оппозиции южных кланов и примыкавшим к ним князей режима сегуната. В нарастании социально-политического кризиса в Японии середины XIX века совершенно особую роль сыграл внешний фактор: отношения с европейскими державами и США. В конце 1866 г. скончался император Комэй, власть номинально перешла в номову монарху Муцохито. Император провел буржуазные реформы, главной целью которых было усиление экономической и политической независимости страны: административная (1868-1869 гг), правительственная (15 августа 1869 г), военная (10 января 1873 г), социальная (1869 — 1876 гг), земельно-налоговая (1871-1880гг), реформа образования (1871-1880гг ),аграрная (1872-1873). К тому же, помимо приведенных выше реформ, был проведен ряд следующих мероприятий: в 1880 году ввели в общегосударственное действие уголовный и уголовно- процессуальный кодексы, созданные по западным образцам. В 1888 году правительством устанавливается административное деление страны, где разрешается деятельность совещательных органов. В 1889 году в Японии была принята Конституция. Этот документ, наделял Императора неограниченной властью.
    Международные отношения
    В 1871 году был заключён равноправный договор с Китаем. Это было начало экономическо-торговой политики. Все свои силы он бросил на восстановление экономики Японии с аграрного уровня на индустриальный. И благодаря ему Япония стала экономически развитой страной.
    Достижения императора.
    Император Муцухито правил в Японии в 1868-1912 г.г. История говорит о том, что никогда страна не знала такого мощного скачка в развитии, как в этот период, когда Япония из феодального отсталого государства превратилась в одну из ведущих мировых держав.
    С его восшествием на трон началась новая эпоха, получившая название Мэйдзи – «просвещенное правление».
    Один из самых почитаемых в Японии императоров, объявленный абсолютным монархом; «великий реформатор»; первый правитель, радушно принявший западную цивилизацию и радикально изменивший лицо страны.
    Интересные факты.
    Как верховный правитель, он присутствовал на всех совещаниях, но никогда не принимал участия в дискуссиях, он вообще почти всегда молчал и лишь подписывал указы.
    Для нации он оставался живым божеством, к которому запрещено прикасаться простым смертным, поэтому все костюмы сидели на нём мешковато: портной мог снимать мерки только на расстоянии, и шил брюки и пиджаки «на глаз».
    1.3. Фидель Кастро.
    В Биране на юго-востоке Кубы 13 августа 90 лет тому назад появился на свет «вождь кубинской революции» Фидель Кастро. Главным его достижением стала независимость Кубы от США. Дело в том, что до того, как пришли фиделисты, остров был в руках Батисты. Это положение не устраивало кубинцев, поэтому они заявили, что их революция носит социалистический характер. Местные жители уважают политического лидера за противостояние достаточно мощной державе и считают его важной исторической персоной ХХ века.
    В студенческие времена будущий революционер увлекся трудами Троцкого, Муссолини, Ленина и Сталина. По окончании учебы в 1949 году он начал заниматься частной адвокатской практикой и тогда же вступил в Партию кубинского народа. В результате в 1952 году его выдвинули кандидатом в депутаты Нацконгресса. Но генерал Батиста совместно с военнослужащими устроил государственный переворот и выборы не состоялись. Так началась революционная деятельность Кастро.
    Фидель Кастро стал премьер-министром Республики Куба, а также главнокомандующим ВС. Из числа соратников политик сформировал новое правительство и отменил свободные выборы. Кастро сразу начал проводить политику экспроприации собственности США в стране. В ответ на это американская сторона весной 1961 года вторглась в район Плайя-Хирон, чтобы инициировать восстание против режима тогдашнего премьера. Но задумка провалилась, а Фидель Кастро лично командовал операцией по разгрому интервентов. В результате США разорвали дипломатические отношения с Кубой.
    Изначально Кастро заявлял, что кубинская революция по своей сути социалистическая, поэтому по примеру таких стран он решил национализировать весь транспорт, промышленность и часть земельной собственности. Из-за противостояния с США начался Карибский кризис, а Фиделю Кастро пришлось подавить не один антиправительственный мятеж. Около 2 миллионов кубинцев приняли решение эмигрировать. Движение политика переименовали в Коммунистическую партию Кубы, а самого революционера избрали Первым секретарем ЦК. В 1976 году Кастро стал главой государства, а по совместительству руководил правительством страны.
    Кубе под руководством Кастро удалось достичь значительных перемен в социальной сфере. В стране ввели бесплатное здравоохранение и повысили уровень грамотности. Также Куба сыграла основную роль в антиамериканском и революционном движениях в третьих странах мира. В 90-х годах в кубинской экономике начался спад, поэтому правительство Кастро провело некоторые реформы, которые были направлены на развитие рынков. Благодаря политику, которые получил звание команданте революции, в страну были привлечены иностранные инвестиции.
    С приходом к власти Фиделя Куба просто расцвела – Кастро позаботился о бесплатной медицине в стране, о доступном образовании и прочих необходимых вещах. Но во время «холодной войны» благополучие жителей Кубы целиком и полностью зависело от поставок из Советского Союза. Когда же СССР распался, Фиделю пришлось искать новые способы сохранить хороший уровень жизни в своей стране. К 2000 году Америка уже поставляла кубинцам различные лекарства и продукты питания.
    Достижения Фиделя Кастро.
    Главное его достижение — это независимость Кубы от США. Куба до революции Фиделя и фиделистов была в руках Батисты, который надоел всем на острове, он объединил против себя весь народ и правых, и левых, что и объясняло успех революционеров. Кубинцы через некоторое время заявили о социалистическом характере своей революции и стали опираться на помощь Советского Союза и социалистического лагеря. Им удалось отбить вооруженное вторжение, организованное американцами. И самое главное, что сделали кубинцы, за что они смотрят на Фиделя с таким пиететом, это то, что он, находясь в 90 милях от США, сумел противостоять этой мощной державе, которая была против его курса, против того, что он делал у себя дома и в Латинской Америке. Это сделало Фиделя Кастро очень важным политическим лидером второй половины XX века.
    Интересные факты.
    Фидель Кастро – третий в мире глава государства по длительности правления. Дольше, чем он, на своем посту находились только королева Елизавета и король Таиланда.
    2. За свою жизнь Фидель избежал 638 покушений. Когда речь заходила об этом, он говорил, что если бы за способность выживать давали награды, он был бы золотым медалистом и чемпионом мира.
    3.Фидель Кастро — левша. В школе Фидель отлично учился и имел феноменальную память.
    Именно в школьные годы проявился его революционный нрав, в 13 лет он принял участие в восстании рабочих на плантации своего отца. В 14 лет Фидель Кастро написал письмо Франклину Рузвельту, президенту США, в котором поздравил политика с переизбранием на пост и попросил прислать ему 10-долларовую банкноту. Ему пришел ответ из администрации президента, но купюры в нем не было.
    Фидель Кастро вошел в Книгу рекордов Гиннеса как самый пламенный оратор — его речь перед ООН 29 сентября 1960 года длилась 4 часа 29 минут. Самая длинная речь Кастро была произнесена на Третьем съезде Кубинской Коммунистической Партии в 1986 году и продолжалась 7 часов 10 мин.
    1.4. Башар Хафез аль- Асад.
    Родился Башар Хафез аль-Асад 11 сентября 1965 года в столице Сирии в семье генерала и командующего сирийскими войсками ПВО и ВВС Хафеза Асада, который позже стал министром обороны Сирии, а в 1971 году возглавил страну и правящую партию «Баас». Мать будущего сирийского президента Анисе Махлуф, принадлежала к богатейшему клану алавитского племени хаддадин и всю свою жизнь посвятила воспитанию детей, так как отец постоянно отсутствовал дома и был занят государственными делами.
    Начальное образование Башар Асад получил в элитном дамасском лицее «Хуррия», он был прилежным и старательным учеником, имеющим выраженные способности к изучению иностранных языков. После окончания лицея будущий сирийский глава поступил в Дамасский медицинский университет на факультет офтальмологии и окончил его с красным дипломом. Став дипломированным врачом-офтальмологом, сын действующего на тот момент президента Сирии, который в свое время также мечтал стать врачом, отправился работать по специальности в военный госпиталь в пригороде сирийской столицы.
    В 1991 году Башар уехал в Лондон на стажировку в офтальмологический центр при больнице Святой Марии. Заграницей Асад работал под псевдонимом, чтобы никто не знал, что он является сыном главы Сирии. Но в 1994 году был вынужден прервать свою деятельность в Великобритании и вернуться на родину, так как в автокатастрофе погиб его старший брат Басель, которого отец готовил в свои преемники. Поэтому Башару пришлось взять на себя роль брата и оставить карьеру врача, чтобы стать президентом страны.
    Причины гражданской войны в Сирии.
    Началом войны в Сирии считается 15 марта 2011 года, когда в Дамаске прошла первая антиправительственная демонстрация. Она была мирной, но затем всё чаще стали возникать вооруженные столкновения между правительственными силами правопорядка и «революционерами». Первая кровь пролилась 25 марта 2011 года во время попытки полиции навести порядок в южносирийском городе Деръа. В тот день погибли 5 человек.
    Пятилетняя засуха (2006-2011 годы), вызвавшая обнищание сельского населения, голод, переселение сельских жителей в города, увеличение безработицы и социальных проблем всего народа
    Недовольство суннитов, которых в Сирии большинство, долговременным нахождением у власти алавитов, к которым принадлежит клан Асада
    Воздействие на недовольное жизнью население Сирии фактора «Арабской весны»
    Пути решения конфликта.
    Аналитики сходятся во мнении, что прекратить вооруженный конфликт в Сирии возможно лишь одним путем. Для этого западные страны должны прекратить свои заявления относительно того, что конструктивный диалог между различными политическими силами возможен только при условии ухода с поста президента Асада. Прошедшие в июне 2014 года президентские выборы показали, что действующий глава государства пользуется доверием большинства жителей страны, принявших участие в голосовании.
    Если лидеры враждебных властям сил и их западные покровители действительно намерены прекратить затянувшееся кровопролитие, то переговоры и разумный компромисс становятся единственным действенным средством против войны.
    Началом процесса урегулирования конфликта должно стать полное прекращение обеими сторонами боевых действий для участия в мирном процессе посреднических структур.
    Их состав и представительство должны быть такими, чтобы в ходе переговоров могли учитываться интересы всех сторон конфликта.
    Вполне возможно, что после полной остановки военных действий потребуется ввести на территорию страны международные миротворческие силы и пригласить независимых наблюдателей.
    Достижения Башара Асада.
    Биография Башара Асада как президента страны началась в тот же день, когда умер Хафез Асад. Тогда парламент страны мгновенно изменил Конституцию, снизив минимальный возраст кандидата в президенты страны, чтобы Башар смог в свои 34 года стать главой Сирии. На следующий день ему было присвоено звание генерал-лейтенанта, после чего он помимо страны возглавил и сирийскую армию. На президентских выборах Башар Асад набрал больше 97% голосов избирателей, многие из которых отметку «Да» ставили кровью.
    Достижения Башара Асада в первые годы его правления Сирией сложно переоценить – он провел либерализацию политического строя страны, амнистировал ряд политических заключенных, способствовал созданию политических форумов, выходу первой независимой газеты. Также на заре президентства нового сирийского главы в Дамаске появились негосударственные университеты, открылся фондовый рынок и частные банки. За четыре года он на 15% изменил кабинет министров, заменив военных чиновников на гражданских лиц.
    В 2007 году срок правления страной у Башара Асада истек, но он вновь победил на выборах – его поддержало почти 97% населения страны и он стал главой Сирии до 2014 года. Во второй президентский срок Асад столкнулся с гражданской войной, которая разгорелась в Сирии в 2011 году. Тогда массовые протесты начались по всей территории страны с требованием проведения политических реформ и отмены чрезвычайного положения, введенного в Сирии еще в 1963 году. Башар пообещал выполнить все требования народа, отправил в отставку правительство, подписал указ об отмене ЧП, но это не помогло урегулировать ситуацию в стране.
    1.5. Владимир Ильич Ленин
    В советское время из Ленина сделали кумира, в наше время отношение к нему изменилось. Я хочу понять, какое место занимает В.И.Ульянов в истории России, определить собственное отношение к В.И.Ленину. Поразительно, но наше поколение, поколение первой четверти XXI века, уже не знает, кто такой Ленин. Детям о народном вожде теперь практически ничего не рассказывают. Знаменитые детские книжки с рассказами о Ленине уже не издают. Хотя 27 лет назад каждый первоклассник знал, кто такой Ленин. Владимир Ульянов (Ленин) – виднейший политический деятель страны, вождь мирового пролетариата, основатель Коммунистической партии, первый председатель СНК. Родился 22 апреля 1870 года в губернском городке Симбирске. Важную роль в его духовном развитии сыграла его семья. Его родители принадлежали к интеллигенции. Отец – Илья Николаевич Ульянов – директор народных училищ губернии, видел свой долг в служении народу. Мать – Мария Александровна – была образованной, высококультурной женщиной, целиком посвятившей себя воспитанию шестерых детей, которые все (за исключением рано умершей Ольги) стали революционерами. В детстве это был очень усердный ученик. «В гимназию Володя поступил девяти с половиной лет, в первый класс. Готовили его к ней две зимы — сначала учитель, а потом учительница городского училища, самого близкого от нас. Учительница считалась очень хорошей преподавательницей. К ней Володя бегал на часок, редко на два в день или до уроков, с восьми до девяти часов, или в свободные для учительницы часы, обыкновенно от девяти до десяти, когда в школе происходили уроки закона божия, рукоделия или рисования. Чрезвычайно проворный с детства, он так и летел на урок»[1].
    В 1887 году Владимир Ульянов поступил на юридический факультет Казанского университета и вся семья переехала в Казань. Это был год, когда по всей стране прокатились студенческие волнения, вызванные усилившимися репрессиями после покушения на царя. 4 декабря 1887 года в Казанском университете состоялась сходка, на которой студенты предъявили ректору ряд политических требований. Одним из активных участников сходки был Владимир. В ночь на 5 декабря его арестовали и затем выслали в деревню Кокушкино Лаишевского уезда Казанской губернии под негласный надзор полиции. Так семнадцатилетний Владимир Ульянов встал на путь революционной борьбы. Уже в юношеские годы Владимиру Ильичу пришлось перенести тяжелые жизненные испытания: смерть отца и сестры Ольги, казнь братьев Александра и Володи. Мария Александровна стойко переносила удары судьбы, и главной опорой в эти годы стал для неё сын Владимир.
    Под влиянием семейного воспитания, примера родителей, под воздействием революционно-демократической литературы и соприкосновения с бесправием и нищетой трудящихся Ленин уже в старших классах гимназии был настроен революционно. Теоретическая и практическая деятельность Ленина была направлена на создание марксистской партии в России, свержению самодержавия и установление диктатуры пролетариата, и как конечная цель – построение коммунистического общества по принципу «от каждого по способности каждому по потребности»[2]. Ленинская партия призывала рабочих к борьбе за свои права. После февральской революции Ленин начал широкую компанию дискредитации Временного правительства. Свою политику мирного перехода к власти Ленин изложил в «Апрельских тезисах». С этой работой я ознакомился на уроке истории в этом году. Мне стало понятно, что возвращение Владимира Ильича в страну повлияло на нашу историю. И как результат революционной деятельности 25 октября 1917 года большевики приходят к власти, и Ленин становится главой первого в мире социалистического государства. Еще 27 лет назад большинство населения нашей страны отозвалось о нем в превосходной степени. Но сразу после распада СССР и начала перестройки народ придерживался большевистских правил «разрушить все до основания». Однако бесспорно можно сказать, что Ленин был неординарной личностью, идей и планы которого привели к революции и образованию социалистического государства, что на 74 года определило дальнейший ход истории России, да и наверно оказало влияние на историю всего мира.
    Несмотря на исторические перемены, происходившие в нашей стране, на изменение взглядов на историю страны, идеи социального равенства оказывают влияние на формирование мировоззрения учеников. С именем Ленина связана целая историческая эпоха. Но помнят об этом сегодня не все. Мною был проведен опрос школьников начальных классов. На вопрос: Кто такой Владимир Ильич Ленин? Были даны ответы: Лиза, 2 класс: «Это отрицательный человек»; Лена 3 класс: «Это правитель нашей страны после Сталина»; Степан 1 класс: «Он лежит в мавзолее».
    За свою жизнь Владимир Ильич Ленин написал огромное количество политических, экономических статей и тезисов. Разработал ряд известных революционных декретов, оставил в мировой истории неизгладимый след великого политического деятеля, талантливого оратора. Практически во всех городах и поселках бывшего СССР установлены памятники и бюсты вождя революции. В последнее время во многих странах мира из-за смены политических взглядов происходит вандализм и снос этих памятников.
    Ленин умер, так и не добившись воплощения в жизнь своей мечты, построение общества социального равенства. Для меня, пожалуй, эта личность осталась самой загадочной. Впрочем, он загадкой был и для Н.А.Бердяева, который писал о нем: «Он соединял в себе черты Чернышевского, Нечаева, Ткачева с чертами великих князей московских, Петра Великого и русских государственных деятелей деспотичного типа… Ленин был революционер-максималист и государственный человек. Он соединял в себе предельный максимализм революционной идеи, тоталитарного революционного миросозерцания с гибкостью и оппортунизмом в средствах борьбы, в практической политике… Он соединял в себе простоту, прямоту и нигилистичный аскетизм с хитростью, почти с коварством»[3].
    На мой взгляд, его ошибка в том, что он не предусмотрел то, что образование правительства во главе с ним вызвало негодование других социальных партий. А это путь к террору. Да и объективные исторические события иногда не оставляли ему выбора. Первым серьёзным испытанием для Ленина как руководителя Советского государства был поиск выхода из войны. Отказ союзников России начать переговоры о мире вынудил СНК встать на путь сепаратных переговоров с Германией и ее союзниками. Диктатура пролетариата стала осуществляться во всё более суровой форме. Заключение Брестского мира, установление продуктовой диктатуры привели к расколу правительств, коалиции большевиков с левыми эсерами. Ленин, рассматривая террор как неизбежное зло, присущее всем революциям прошлого, и как необходимую и оправданную составную часть защиты революции, высоко оценивал заслуги ЧК, осуществлявшей этот террор, видя в ней проводника диктатуры пролетариата. «Красный террор» принял наиболее жестокие и массовые формы в 1919-1920 гг. Да, Ленин показал себя жёстким, а порой жестоким по отношению к врагам Советской власти политиком. Но он был последователен в достижении своей цели. Завоёванная ценой тяжелейших людских и материальных жертв победа в Гражданской войне обернулась острейшим политическим, и экономическим кризисом Советского государства, массовым недовольством политикой «военного коммунизма» и продразвёрсткой. Новая экономическая политика (НЭП) предусматривала постепенный переход к социализму на основе смешанной экономики, широкого использования товарно-денежных отношений. Несмотря на тяжелейшие последствия голода 1921 года, начался процесс быстрого восстановления экономики советской страны. А дальше, годы болезни и смерть.
    Значение политической деятельности Владимира Ильича Ленина для истории нашей страны несмотря ни на что поистине огромно и неоценимо. Являясь политиком, безусловно, мирового масштаба, Владимир Ильич Ленин во многом определил вектор развития всемирной истории 20 века. С именем Ленина связана целая историческая эпоха.
    III. Заключение.
    Проведя краткое ознакомление с историей отдельных личностей, познакомившись с особенностями исторического развития той или иной эпохи, можно сделать вывод, что нельзя отрицать роль личности в истории. Более того, я убедился в том, что отдельные харизматичные личности могут изменить ход истории. Власть, как в России, так и в других государствах зиждется на деятельности той или иной личности. За всю историю человечества произошло огромное множество событий, и всегда они направлялись различными по своему моральному облику и разуму личностями.
    Человек предстает реальным и единственно возможным фактором истории, потому что именно он производит определенные действия и обуславливает существование тех или иных сфер общественной жизни и исторической деятельности.
    Таким образом, анализ выдающихся личностей показал, насколько сильно личность может влиять на ход истории, и как личностные характеристики могут коренным образом перевернуть ход исторического процесса. Нельзя умолять роль личности в истории, ведь прогрессивная личность ускоряет ход исторического процесса, направляет его в нужное русло. При этом, примеров воздействия личности на историю множество, как положительных, так и отрицательных, именно благодаря которым и сложился наш современный мир.

    VI. Список литературы:
    Истоки и смысл русского коммунизма, Москва, 1990г., с.95
    Ленин В.И.. Полное собрание сочинений, т.12, Москва, 1967г.,с.263
    Малышев И.В. Роль личности и народных масс в истории, − М., 2009.− 289 с.
    Плеханов Г.В. Избранные философские произведения, − М.: ИНФРА-М, 2006. – 301 с
    . Плеханов Г. В., К вопросу о роли личности в истории // История России. – 2009. − № 12. – С. 25- 36.
    Федосеев П.Н. Роль народных масс и личности в истории, − М., 2007. – 275
    . Шалеева В.М. Личность, и ее роль в обществе // Государство и право. — 2011. — № 4. — С. 10-16.
    Интернет – источники
    http://www.wikipedia.org
    http://ktoikak.com/otto-fon-bismark-interesnyie-faktyi/ Энциклопедия полезных знаний;
    [1] Сборник воспоминаний «Молодые годы В.И.Ленина», «Гимназические годы», «Молодая гвардия, 1957г., с.57
    [2] В.И.Ленина, Полное собрание сочинений, т.12, 1967г., с.263
    [3] Истоки и смысл русского коммунизма, Москва, 1990г., с.95

  2. Gravelweaver Ответить

    С программы первого курса:
    Отдельная личность может очень серьезно повлиять на ход истории. А именно – вспомните Гитлера, Сталина или Ленина. Каждый из них, отдельно взятый, очень и очень серьезно изменил историю. Так Ленин затеял революцию, в результате которой пала царская власть, а самые обездоленные дорвались к власти. Все мы прекрасно знаем, чем это закончилось…
    Сталин тоже приложился – изничтожил напрочь всю интеллигенцию, оставил при себе только самых приверженных сторонников, а по сути, самых жестоких убийц. Опять таки, что из этого вышло – все знают. Кто не знает, можете почитать книгу Евгении Гинзбург “Крутой маршрут”.
    Ну, и Гитлер – самый отмороженный нацист всех времен и народов – сжил со свету уйму народу, хотел завоевать всю Европу, да не получилось.
    И таких личностей, повлиявших на ход истории, можно привести еще довольно таки много.
    Например, Наполеон – его завоевательные походы знает вся Европа.
    Можно вспомнить еще Минина и Пожарского, которые остановили смуту на Руси.
    Это из полководцев.
    А еще были известные ученые, благодаря которым тоже менялась история: Менделеев, Коперник, Кюри, Нобель, и еще очень много людей.

  3. Adrielar Ответить

    (308 слов) Множество выдающихся личностей постоянно, так или иначе, влияют своими поступками или открытиями на ход истории. Можно сказать, история — это и есть последствия деятельности человека. Кто-то влияет на судьбу отдельного народа или государства, а кто-то и на развитие всей цивилизации. Среди этих людей есть художники, великие писатели, полководцы, цари, архитекторы и многие другие.
    Вопрос о влиянии человека на развитие событий нередко поднимается в литературных произведениях. Так, например, Л.Н. Толстой в романе «Война и мир» раскрывает суть данной темы, опираясь на судьбы главных героев: Наполеона и Кутузова. Оба они меняли историю, руководя полками и принимая важнейшие военные решения. Конечно, автор акцентирует внимание на том, что исход великой битвы определял народ, однако толпа ничего не смогла бы сделать без гуманного и мудрого лидера вроде русского полководца. Он всеми силами берег войска, предпринимал обманные маневры, придумывал хитроумные планы. Именно его одаренная личность коренным образом повлияла на дух нашей армии, которая одержала победу. А Наполеон вложил свою решающую лепту в проигрыш французов, ведь сам загнал их в тупик холодных вражеских земель.

  4. foreva_yong Ответить

    ?УДК 930.1
    РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ А. А. Гущин
    THE ROLE OF THE INDIVIDUAL IN HISTORY A. A. Gushchin
    Аннотация. В данной статье сделана попытка раскрыть сущность влияния человека на общество и историю. Автор считает, что каждый человек влияет на исторический процесс, не отменяя при этом закономерностей развития.
    Ключевые слова: личность, история, общество.
    Abstract. In the given article the author tries to discover the essence of the human impact on society and history. The author considers everyone affected by the historical process without canceling with patterns of development.
    Key words: personality, history, society.
    Вопрос о роли личности в истории появился давно, но до сих пор он интересует как профессиональных историков и философов в их научных изысканиях, так и простых людей в бытовом плане.
    Многие ученые пытались решить вопрос о роли личности в истории. Зачастую встречались совершенно противоположные суждения. Георгий Плеханов писал: «Если некоторые субъективисты, стремясь отвести личности как можно более широкую роль в истории, отказывались признать историческое движение человечества законосообразным процессом, то некоторые из их новейших противников, стремясь как можно лучше оттенить законосообразный характер этого движения, готовы были забыть, что история делается людьми, и что поэтому деятельность личностей не может не иметь в ней значения» [1].
    Для исторической науки этот вопрос наиболее важен по двум причинам:
    1. Теоретической. Является ли исторический процесс закономерным? Могут ли отдельные личности влиять на ход истории, изменять его, отменять или влиять на действие исторических закономерностей? Или же личности просто выполняют свою историческую миссию, и их действия были заранее обусловлены всем ходом истории?
    2. Практической. Как люди могут менять действительность и влиять на будущее развитие?
    Для большинства людей этот вопрос на бытовом уровне выражается так: «Могу ли я изменить жизнь?», «Могу ли я изменить мир?», «Важно ли то, что я делаю?»
    При анализе влияния личности на общество нужно обратить внимание на некоторые моменты:
    – закономерности развития общества – это не «колея», по которой идет история, это, скорее, «правила игры», обязательные для всех;
    – не стоит пытаться выяснить для всех личностей и исторических фактов универсальное соотношение объективного и субъективного. Для каж-
    дого исторического факта и каждой личности это соотношение различно и обусловлено и этим фактом, и этой личностью;
    – воля человека, его действия не появляются ниоткуда, они также исторически обусловлены.
    Если рассматривать поверхностно вопрос о роли личности в истории, то в обобщенном виде его можно решить примерно так: человек рождается и действует в конкретных исторических условиях, в определенной социально-экономической среде. Поэтому он в целом мыслит и действует в соответствии с ними. Человек может влиять на ход истории, способствовать ускорению или замедлению исторических закономерностей, однако отменить их действие не может.
    Но если рассматривать данный вопрос в конкретных исторических фактах, то такое обобщенное объяснение не может полностью охарактеризовать происходящее, отразить действие субъективных и объективных сил.
    Определить, от чего зависит роль личности: от нее самой, исторической ситуации, исторических законов, случайностей или от всего сразу, в какой комбинации и как именно, – сложно. Да и сам ответ в огромной степени зависит от избранного нами аспекта, угла и точки зрения, рассматриваемого периода и прочих релятивистских и методологических аспектов [2].
    Поскольку роль личности проявляется в конкретных исторических событиях, явлениях и процессах, и оценивать ее необходимо относительно этих исторических фактов. Кроме того, нужно учитывать то, что никакие личности не способны создать великие эпохи, если для этого в обществе нет накопившихся условий [3].
    Чтобы проанализировать данную тему, можно условно разделить ее на
    части:
    1) является ли исторический факт объективным или субъективным;
    2) если исторический факт субъективен, т.е. порожден действиями человека, то под воздействием объективных процессов или субъективных факторов были порождены действия самого человека.
    Вопрос о роли личности в конкретных исторических условиях тесно переплетается с вопросом о роли случая в истории. Что было вызвано объективными закономерностями, а что случилось из-за стечения не связанных друг с другом обстоятельств?
    Поэтому данный вопрос нельзя обойти стороной. В научной литературе выделяют три фактора, влияющих на становление личности: наследственность, среда и воспитание [4], т.е. в целом становление личности является причинно обусловленным и закономерным. Однако люди рождаются в различных социально-экономических условиях. Например, при монархическом строе наследственность и воспитание будущих монархов зачастую играют значительную роль.
    Так, в войне за австрийское наследство французские войска одержали несколько блестящих побед, и Франция могла, по-видимому, добиться от Австрии уступки довольно обширной территории в нынешней Бельгии. Но Людовик XV не требовал этой уступки, потому что он воевал, по его словам, не как купец, а как король, и Аахенский мир ничего не дал французам. Если бы у Людовика XV был другой характер, или если бы на его месте был другой ко-
    роль, то, может быть, увеличилась бы территория Франции, вследствие чего несколько изменился бы ход ее экономического и политического развития [1].
    При этом наследственность и воспитание играют роль «случайных» факторов для истории. Смерть Мирабо, конечно, причинена была вполне законосообразными патологическими процессами. Но необходимость этих процессов вытекала вовсе не из общего хода развития Франции, а из некоторых частных особенностей организма знаменитого оратора и из тех физических условий, при которых он заразился. По отношению к общему ходу развития Франции эти особенности и эти условия являются случайными. А между тем смерть Мирабо повлияла на дальнейший ход революции и вошла в число причин, обусловивших его собою [1].

  5. RAXUKA Ответить

    1. Чингисхан (1155-1227 гг.)


    Повелитель монголов создал величайшую в истории империю, подчинившую в XIII веке огромные пространства Евразии от Японского моря до Черного. Им и его потомками сметены с лица земли великие и древние государства: государство Хорезмшахов, Китайская империя, Багдадский халифат, покорена большая часть русских княжеств. Громадные территории были поставлены под управление степного закона, носившего название “Яса”.
    Но в отличие от других завоевателей на протяжении сотен лет до монголов, господствовавших над Евразией, только Чингисхан сумел организовать стабильную государственную систему и сделать так, что Азия выступила перед Европой не просто неизведанным степным и горным пространством, но консолидированной цивилизацией. Именно в ее границах потом началось тюркское возрождение исламского мира, своим вторым натиском (после арабов) чуть было не добившего Европу.
    В государстве монголов был установлен принцип веротерпимости. Путешественники описывали, что перед шатром великого хана стояли церковь, мечеть, буддийская пагода и приплясывали шаманы.
    Но самое главное, что Чингисхан явился своего рода апокалиптическим напоминанием европейскому христианскому и азиатскому исламскому мирам. Вслед за десятилетиями междоусобиц, в которых единоверцы истребляли друг друга ради куска земли или россыпи золотых монет, приходит “бич Божий” и отбирает у всех подряд и землю, и золото, и саму жизнь.
    Монголы и вообще народы Азии почитают Чингисхана как величайшего героя и реформатора, почти как воплощение божества. В европейской (в том числе и русской) памяти он остался чем-то вроде предгрозового багрового облака, которое появляется перед страшной, все очищающей бурей.

    2. Мартин Лютер (1483-1546 гг.)

    Эрфуртский студент, получивший степень магистра “свободных искусств”, к 1510 году испытывает столь сильный приступ “страха Божьего”, что решает посвятить себя делу Католической Церкви и постригается в августинский орден. Там он предается аскезе и постигает глубины догматического богословия.
    Если бы Рим знал, какому именно “смиренному рабу” он дарует священнический сан и титул доктора богословия! Мучительные поиски истины и напряженное изучение Священного Писания привели Лютера к выводу, что сверкающее здание Римской Церкви, столетиями выстраивавшееся почти над всем христианским миром, есть не более чем украшенная гробница.
    95 тезисов, опубликованных в 1517 году в знак протеста против торговли индульгенциями, и Аугсбургское исповедание веры наносят почти смертельный удар католицизму. Их итогом является появление “свободного” европейского христианства (протестантизма), основополагающими стопами догматики которого становятся признание абсолютного авторитета Священного Писания, “личной веры” как краеугольного камня человеческого спасения, доктрина “всеобщего священства” (отсутствия какой-то особой благодатной традиции, в рамках которой только и может существовать священство, независимое от морального облика носителей сана).
    Лютер показал своим примером, что может сделать один человек, если он наделен волей, верой и работоспособностью. Лютер сумел бы сделать еще больше, если бы во время крестьянской войны под руководством Томаса Мюнцера не призвал к расправе над восставшими. Это движение проходило под очевидными религиозными протестантскими лозунгами, говорившими о том, что восставшие понимали христианство как религию социального равенства, противостоящую несправедливости и угнетению. Встав на сторону князей и аристократов, Лютер поставил весь профетический жар Реформации всего лишь на службу североевропейским противникам Священной Римской империи. Это и обеспечило конечное примирение протестантизма с католицизмом.

    3. Папа Григорий VII (около 1021-1085 гг.)


    В миру именовавшийся Гильденбранд из Тосканы, Папа Григорий VII обучался в Риме, а монашество он принял в известнейшем монастыре Клюни. Клюнийцы проповедовали, с одной стороны, отречение духовенства от светского образа жизни, а с другой – освобождение Церкви от влияния светской власти.
    Гильденбранд стал яростным поборником и того и другого. Его борьба за установление власти Церкви над светским миром императоров, королей и баронов началась еще в пору, когда он стал кардиналом и ближайшим советником Папы Льва IX (1049-1054). Сначала он добился того, что Папы стали назначаться без согласия императорской власти решением коллегии кардиналов (епископами римской области, священниками главных римских церквей и несколькими диаконами, состоящими при Папе и его кафедральном храме). Гильденбранд преодолел сопротивление светской аристократии, но не решился сам занять после смерти Льва IX престол, посадив на него Александра II (1061-1073). После него он сам и стал наконец Папой, управляя Церковью до 1085 года.
    Папство Григория VII есть история побед и поражений. Высшая точка этого понтификата – зима 1077 года, когда отлученный от Церкви Папой император Генрих IV должен был прийти в Каноссу и там босым на коленях три дня униженно просить о прощении. Низшая – 1084 год, когда император отомстил, избрав на папский престол Климента III, прозванного потом “антипапой”. Григорий VII дошел до того, что отдал Рим на разграбление кровожадным норманам и сарацинам (мусульманам) Роберта Гвискара, осевшим на Сицилии.
    Потом, ужаснувшись содеянному, он удалился в Салерно, где и умер в 1085 году, сказав перед смертью: “Всю жизнь я любил правду и ненавидел беззаконие, за что и умираю в изгнании”.
    Великий Папа Григорий VII хотел основать всемирную теократическую монархию под властью Рима. Всякая власть считалась им ниже папской. “Святой отец” имеет право раздавать и короны, и омофоры. Весь мир должен лежать у его ног.
    Недаром именно в эпоху активной деятельности Гильденбранда случился раскол Церкви на Православную и Римскую. Принципы церковного устройства, сформулированные Григорием VII, легли в основу того явления, которое назвали римским католицизмом, и именно они на протяжении столетий определяли (а во многом определяют и сегодня) его лицо.

    4. Владимир Ульянов-Ленин (1870-1924 гг.)

    Симбирский гимназист, основавший со временем победоносную партию большевиков, конечно же, не был религиозным деятелем в том смысле, в каком это принято понимать. Но заряд поступательной (или разрушительной?) энергии, который он вдохнул в человечество революцией 1917 года, не иссяк до сих пор и носил, несомненно, характер религиозный. Коммунистическая вера в светлое будущее, ради которого надо умереть или жить в муках сегодня, заменила собой для миллионов людей и христианство, и ислам, и многие другие религии.
    Имя Ленина со священным трепетом произносили на протяжении десятилетий в разных концах Земли. Произносят и сегодня. Что же такое для этих безвестных черных, желтых, красных, белых приверженцев коммунизма Владимир Ленин? Какую такую страшную неправду усмотрел он в организации мира, какими словами сумел назвать ее так, чтобы его услышали и поняли на всех континентах?
    Сказал ли он то, что “Бога нет, а значит, все позволено”? Что “социализм прав” абсолютно? Или в высмеянной и, казалось бы, пародийной формуле о коммунизме, который есть “советская власть плюс электрификация всей страны”, как в буддийской мантре, заложена страшная магическая сила?
    Не является ли образ “великого и мудрого” Ленина, созданный сталинскими лжецами и палачами, религиозным мифом?
    Загадка вождя русской революции еще не разгадана. Еще не написана книга, которая раскрыла бы его тайну. Страстная ненависть к нему, равно как и фанатичная любовь, не остывшие до сих пор в человечестве, все еще не дают возможность взглянуть на него объективно, с холодной беспристрастностью.
    Очевидно одно. Ленин – фигура настолько мистическая в своем тотально реализовывавшемся нигилизме, что вне изучения его личности понимание религиозной истории человечества просто невозможно.

    5. Жанна д’Арк (1412-1431 гг.)


    Орлеанская дева явилась как бы из сердца Франции, чтобы спасти слабого, трусливого и вероломного дофина, возвести его на престол своей страны, одержать несколько побед, обратить англичан в бегство. Смысл подвига хрупкой крестьянской девушки скрыт от людей Нового времени. Она слышала потусторонние голоса (некоторые считали их ангельскими, другие – наоборот), была сиротой, видела жестокость и убийства. Короткая жизнь Жанны была подчинена одной идее, которая совершенно не безусловна ни с точки зрения современников, ни тем более врагов, отправивших ее на костер как вредную и опасную ведьму. Дофину, когда он стал королем, она больше не нужна была живой, а мертвых проще приспособить служить людям, а также их своекорыстию и их деньгам.
    Жанна останавливала армии, поворачивала войска, брала крепости. Ее голоса были с нею, пока не пролилась кровь. Она посвятила свою жизнь королю, а когда он предал ее, она не могла больше жить.
    Вольтер посмеялся над Жанной. Назвать Деву шлюхой было в стиле острот века. Однако век расправился и над девами, и над королями, и над шлюхами, и над остряками. Век расправился даже над ее ближайшим сподвижником – Жюлем де Рэ, которого дети знают как Синюю Бороду, мрачного душегуба и развратника. А он был ее верным рыцарем и сподвижником. Он видел, как ее схватили, но не мог спасти, и жизнь его уже больше не имела смысла, равно как не имела смысла память, которая осталась о нем в веках.

    6. Оливер Кромвель (1599-1658 гг.)

    Кромвель происходил из весьма успешной пуританской семьи. Один из его предков, деятель реформации Томас Кромвель, был казнен на пике своей карьеры. Прагматик по убеждениям, он сделал состояние, удачно женившись, был избран в парламент и стал одним из лидеров оппозиции. В 1643 году, когда конфликт между парламентом и королем перешел в решающую фазу, Кромвель бросил заседания и начал формирование боевых отрядов. Ради дела он не щадил сил и тем более родственников, например, конфисковал имущество дяди, чтобы вооружить войско. Кромвель контролировал все финансовые и кадровые вопросы, охотно принимал в войско бедняков, награждал офицерскими званиями за храбрость, а не за происхождение.
    В армии была железная дисциплина, его солдаты пели религиозные гимны перед боем и теснили королевские войска столь успешно, что противник не мог поверить, что во главе стоит не кадровый военный, а помещик средней руки.
    Кромвель лично настоял на казни короля. И это был переломный момент не только его биографии, но и всей истории Европы. Впервые человек, именовавшийся “помазанником Божиим” и принцип власти которого пытались объяснить “божественными законами”, был признан виновным в преступлении против народа, в разжигании гражданской войны. Кровь его потрясла мир и престолы.
    Кромвель был жестким религиозным фанатиком. Он запретил роскошь, закрыл театры и отменил публичные увеселения. Место его в истории было бы менее заметным, если бы не несчастный король Карл, на счастье Кромвеля и в самом деле оказавшийся тираном и клятвопреступником.
    Личность лорда Оливера не может не вызывать отвращения у всех приверженцев романтической концепции мировой истории. Его практичность и способность в трудную минуту ставить на службу земным интересам искренний фанатизм своих последователей не может не привлекать к нему любопытства тех, кто стремился и стремится управлять миром с помощью религиозных лозунгов и денег.

    7. Наполеон Бонапарт (1769-1821 гг.)

    Он родился в корсиканском городке Аяччо, оказался вознесенным на вершины славы с помощью Французской революции, стал императором и женился на дочери императора, был побежден и умер на маленьком островке в Южной Атлантике.
    Последними его словами были: “Франция- Армия- Авангард-“. Что же позволяет нам занести Наполеона в число людей, коренным образом повлиявших на религиозную историю мира?
    Конечно, нам недостаточно того, что еще при его жизни в нем подозревали апокалиптического зверя и искали в буквах его имени скрытое число 666. Нам недостаточно и того, что он был первым, кто дерзнул, притащив для этого Папу, возложить на себя императорскую корону, не считаясь при этом с мнением всех остальных королей и императоров (“Пусть не думают, что я собираюсь выпрашивать трон для кого-нибудь из своих: у меня хватит тронов, чтобы раздавать их моей семье”, – писал он Мюрату). Нам недостаточно даже того, что именно его “Гражданский кодекс” определил и до сих пор определяет основы европейской юриспруденции, дав совершенно новое понимание такому термину, как “права человека”.
    Наполеон полностью изменил представление о той роли, которую личность может сыграть в истории. Он умел заставить любить себя почти религиозной любовью. В битвах его гренадеры шли на смерть только для того, чтобы крикнуть в свой последний миг: “Да здравствует император!” Он платил им сторицею и, когда в 1815 году с кучкой приверженцев высадился на юге Франции, то пошел на встречу высланным против него войскам с распахнутой грудью: “Солдаты, вы меня узнаете? Кто из вас хочет стрелять в своего императора? Стреляйте!” Солдаты бросились к нему.
    Наполеон всегда будет оставаться символом человеческих возможностей, воли и, может быть, молодости, которая готова погубить себя ради такого призрачного понятия, как “слава”.

    8. Князь Владимир Святой (946-1015 гг.)

    Славянское море, не выплеснувшееся в пределы Римской Европы, оформилось таинственной волей киевского князя, решившего принять крещение после весьма бурной и далеко не праведной жизни. Владимир, оставшийся до гроба язычником по нраву, принял христианство в византийской версии за 50 лет до того, как раскол между Восточной и Западной Церквами стал окончательным.
    Тайна выбора скрыта в истории. Ни одно из возможных объяснений не может быть исчерпывающим. Может быть, поэтому столь устойчива отсылка к летописному рассказу о “выборе вер”. Безусловно, история мира была бы совершенно иной, если бы Киевский князь принял западное христианство, ислам или иудаизм.
    В летописном сознании русские, став православными, взяли на себя миссию “работников последнего часа” – в апокалиптическом смысле предвестников конца истории, тружеников на ниве приближения Судного дня. В этом смысле воспринятая после крушения Византии идея о “Москве – Третьем и Последнем Риме” работала на скорейшее приближение Конца Света, а не на отсрочивание его, как это произошло в Новое время, когда Конец Света семантически оказался приравнен к вселенской катастрофе, которую необходимо отложить любой ценой.
    Владимир крестился в Корсуни, добром склонил к принятию веры киевлян, мечом крестил новгородцев. Из всех этих земель в России остался только Новгород, а “колыбель городов русских” – сегодня столица суверенной бедствующей державы.
    Во времена Владимира московские земли были населены мирными язычниками, напитавшими христианство неистребимыми пережитками. Та прозрачная вера Владимира Святого, которая привела его к убеждению, что надо накормить последнего нищего и отпустить невольников, не жизнеспособна в людском сообществе. Так сказали князю мудрые люди. С этим соглашаются мудрецы наших дней. Вот и получается, что от всего наследия Святого Владимира действенной оказалась лишь брошенная невзначай фраза: “Веселие Руси есть питие”.

    9. Император Петр I (1672-1725 гг.)


    Русский царь, дерзнувший выйти из душных рамок национально-религиозной традиции. Христианин, не сомневавшийся ни разу в чистоте своей православной веры, переломивший хребет института Церкви во имя глобальной идеи, чуждой самому строю мышления современников. Титан, надорвавший здоровье в бесконечной череде разгула, пьянства, глумления над ближними и дальними. Отец, судивший и казнивший собственного слабого и сомневающегося сына. Создатель новой столицы, новой армии, нового облика страны, новой бюрократии. Государь, мысливший на века вперед, пристрастный к имперской символике Древнего Рима.
    Первый русский, взбунтовавшийся против отечественной бесформенности, лени, тяжести, неповоротливости, косности. Русский пассионарий, приказывавший натягивать полотнища в опочивальнях, чтобы хотя бы по ночам возвращаться в привычный избяной интерьер своего детства.
    Петр, исполинская фигура русской истории, разломал сакральный образ царя-батюшки, который так хитро и кропотливо складывал его отец Алексей Михайлович. Разломал, чтобы последние Романовы двадцать лет перед крушением империи по крохам этот образ восстанавливали в тишине сельца Федорово.
    Петр неприемлем для тех, кто видит в России зерно великого смысла по охранению чистоты веры. Петр – враг всех носителей идеи русской исключительности, а для крайних националистов – враг Церкви Христовой, одно из воплощений Антихриста, впустивший мировое зло в русский рай. Живого его боялись за крутой нрав, за быструю расправу, за требовательность к инициативе. Петр обращался к соратникам, но вместо соратников видел лишь трусливых холопов. Он надеялся, что образование воспитает в них представление о достоинстве и побудит нацию к деятельному участию в жизни. Пассионарий – это апокалиптический зверь, сочли благочестивые охранители. И ряска вновь сомкнулась над болотом русской жизни.

    10. Аятолла Рухолла Мусави Хомейни (1900-1989 гг.)

    На вопрос о том, какова его политическая платформа, он как-то ответил, что это “шахада”. Так называется исламское исповедание веры: “Нет Бога кроме Аллаха и Мухаммед – Пророк Его”. Вся жизнь Хомейни и то, что он сделал в самом конце ее, есть подтверждение этого принципа.
    Почему Иран не пошел за шахом Резой Пехлеви, который завалил страну дешевыми иностранными товарами, добился существенных социальных гарантий для бедноты, пытался реформировать государственную систему и даже стоял на пороге того, чтобы объявить Иран ядерной державой? Наверное, потому, что принцип “золота” (свободного рынка) не оказался столь всепобеждающим в сердцах людей, как принцип Бога, сформулированный в Коране.
    Хомейни почти что наш современник. Но, несмотря на это, мы вставляем его в десятку персон тысячелетия. Именно он сумел доказать, что потенциал религии в нашем, казалось бы, столь секулярном мире отнюдь не исчерпан. Что скрытая энергия, дремлющая в сердцах людей, может в один прекрасный день быть разбужена и под лозунгом “Молчание для мусульманина – измена Корану!” (как это было осенью 1978 года в Тегеране) перевернуть кажущийся незыблемым порядок вещей. И тогда даже всей американской, советской, натовской и израильской мощи не хватит для того, чтобы остановить распространение волны новой революции.
    Жизнь Хомейни заканчивалась в атмосфере постепенного крушения всех его надежд. Сделав ставку на клерикальное руководство, он тем самым заложил бомбу замедленного действия под те идеалы, к принятию которых хотел подготовить человечество. Жреческая каста не могла пойти против своих интересов. После того как молодежь революции была уничтожена в войне против Ирака, остается только ждать того часа, когда Иран вновь вольется в строительство мира по американским стандартам “золотого тельца”.

  6. Bokelv Ответить

    Для начала, далеко не все историки (да и не только историки) стремятся именно “нивелировать” роль личности. Некоторые из них, напротив, склоняются к другой точке зрения – всё движение истории сводится именно что только к поступкам и решениям отдельных высокопоставленных лиц. Откройте любую популярную газету, да что там, посмотрите вокруг на БВ – всюду пишут и утверждают в духе абсолютизации политической личности. “Х сказал то-то и то-то”, “Y -герой/злодей, и поэтому всё, что он делает, превосходно/ужасно, а все, кто это отрицает – олигофрены или моральные уроды”, и т.д. и т.п. А сколько жевания на том же ТВ каждой “ясновельможной” пресс-конференции различных политиков или просто чьих-нибудь выступлений, в том числе и иностранных: каждое слово на 25 раз обжуют с разных сторон.
    Вообще, современное представление изобилует скорее обратным описанному в вопросе моментом: волюнтаризмом и “движением перста, который сдвигает громады”.

    Внимание, вопрос: а откуда взялись “глобалисты”? Сначала появился всемирный товарный рынок (и да, это объективный процесс), и стало попросту выгоднее выпускать громадное количество той же унифицированной одежды, чем держать в каждом скромном городке мини-фабрику, да при ней десяток дизайнеров на все случаи жизни. Что касается моральных ценностей, то тут всё ещё интереснее.
    Они не могут быть “выдуманы и насаждены из головы”. Если они меняются, то значит, поменялась и ситуация, в которой эти ценности были выработаны и оказывались адекватны. Так, сугубое почтение старшему поколению, характерное для традиционных обществ, разумно и оправдано в них, потому что жизненный и профессиональный опыт концентрируется именно у него. Но в ситуации, когда всё очень быстро и порой непредсказуемо меняется, ослабление такого авторитета, низведение его по крайней мере от абсолюта до “одного из” закономерно и естественно.
    Или взять вопрос межличностных связей: где-нибудь в селе “все друг друга знают”, а вот жильцы даже одного многоквартирного дома в большом городе далеко не всегда вообще и в лицо узнают, кто “свой”, а кто нет. Какая из этих ситуаций “нормальная”? Обе. Только в соответствующих условиях.

    И это правильно. Насчёт сомнений в том, что “рулит” именно всё общество людей, а не отдельные личности в своей обособленности, достаточно подумать о снабжении хотя бы одного небольшого города, теплохода, аэропорта – и о том, какая ничтожная “мелочь” в связи с этим может поломать даже самые безупречные планы…

    Посмотрим на эту тему подробнее. Что означает “ничтожество” правителя? Если отрешиться от моральных оценок, в сухом остатке будет только одно: несоответствие его масштабу и типу возникающих вызовов. Но правитель, как и любая личность, развивается не в вакууме, его складывает вся та среда, которая окружает. И функционирование “правителя” тоже происходит не само по себе, а в рамках этой среды, с опорой на неё в той или иной мере (на госаппарат гражданский, на военных, дипломатов и т.д.).
    Безусловно, личностный фактор может ускорить или задержать до известной степени различные процессы. Но это означает только: в первом случае – форсированное использование уже сложившихся предпосылок, во втором – подспудное течение объективных событий и изменений, которые всё равно прорвутся – не в одном месте, так в другом, не сейчас, так позже, не в одной форме, так в другой.

    Роль личности в Истории означает ровно то, как эта личность соотносится с объективными историческими тенденциями. При полном соответствии им личность возносится на вершину, и её деятельность становится концентрированным выражением происходящего; при полном несоответствии – отшвыривается ходом событий прочь или именно что впадает в полное ничтожество.
    Ну и по итогу: все сколько-нибудь разумные историки (да и не только одни историки) стараются минимизировать влияние личности в своём анализе – потому что это отвлекает от главного и принципиального, заставляя копаться в мелочах.

  7. Kelehelm Ответить

    Немецкий философ Карл Ясперс писал, что человек стремится понять историю как целое, чтобы с ее помощью понять и себя. История является для нас воспоминанием, это основа, однажды заложенная, связь с которой мы сохраняем, если хотим не бесследно исчезнуть, а внести свой вклад в культуру. История помогает лучше понять природу человека. Взглянув на историю человечества, можно сказать, что ее события происходили под действием двух типов причин: объективных и субъективных. Под объективными причинами исторического процесса понимают природно-климатические и экономические условия, под субъективными – действия людей, которые совершаются в соответствии с какими-то намерениями, идеями, эмоциями и т.п. История, в отличие от природы, не может развиваться без человека, историю творят люди, а не надличностные силы. Но несмотря на то что законы общества действуют через людей и благодаря людям, они объективны. Общественные законы носят статистический характер[1], это законы-тенденции, которые складываются в результате действий отдельных личностей. Своей деятельностью человек смягчает или усиливает действие общественных законов, тормозит или ускоряет их, однако человек не может отменить закон.
    Может ли человек повлиять на ход исторических событий? Если исходить из представления, что история фатальна и в ней действуют жесткие законы, на которые невозможно повлиять, то, очевидно, ответ будет таким: отдельная личность нс может оставить свой неповторимый след в истории. Но вернее считать, что история не фатальна, каждая историческая ситуация оставляет несколько вариантов дальнейшего развития событий. От действий отдельных личностей, которые случайно или закономерно оказались на гребне исторической волны, зависит, какая из возможностей воплотится. Люди не марионетки, а активные участники истории. Конечно, человек действует в заданных обстоятельствах, его личность сформирована в определенных условиях, но, будучи таким, каков он есть, человек все же свободен, он может предпочесть тот или иной вариант действий и подтолкнуть развитие ситуации в определенном направлении. Одним словом, в истории нет фатальности, и каждый человек может проявить себя. Как считает Арнольд Тойнби, личность равновелика истории, поскольку без личности история не существует. Следует лишь добавить, что в каждой исторической ситуации действует множество людей, и все они имеют собственные намерения, замыслы, движимы страстями и идеями. Общий вектор истории складывается из действий миллионов, однако анонимность исторического процесса не отменяет его личностного характера.
    Историю делает множество людей, но отдельные группы или личности в силу особого положения, власти или случайных обстоятельств могут повлиять на ход исторического процесса серьезнее, чем другие. Люди, оказавшиеся на пике исторических событий, – лидеры, военачальники, религиозные деятели – принимают решения, отдают приказы, подписывают договоры, эти акты их личной воли оказывают влияние на ход событий, причем как положительное, так и отрицательное. Если иметь в виду историю культуры, то личностный фактор становится еще более значимым, духовную историю делают именно отдельные личности, а не большие массы людей.
    Сам факт выдвижения той или иной личности на авансцену истории – случайность, но чтобы быть соразмерной обстоятельствам, личность должна обладать вполне определенными свойствами. Современная социальная психология утверждает, что всем великим историческим деятелям присуща харизма. Харизма понимается как исключительная одаренность, как особые качества личности, вызывающие уважение со стороны окружающих и подчиняющие их воле харизматического деятеля, как искусство очаровывать людей и увлекать их за собой. Как утверждает французский социолог Серж Московичи, эта притягательность заставляет умолкнуть все сомнения нравственного порядка, опрокидывает всякое законное противодействие лидеру и часто превращает узурпатора в героя. Основное качество харизматической личности – вера. Харизматический вождь верит во все, что говорит или делает, для него борьба за власть совпадает с борьбой за интересы народа, революции или партии. Гегель говорил, что великие личности не принадлежат сами себе, они выступают лицом, волей и духом народа.
    Особое качество харизматической личности – преобладание смелости над интеллектом. Как считает Серж Московичи, людей, способных проанализировать ситуацию и предложить решение, в политике достаточно много, они представляют собой советников, экспертов и исполнителей, но теория ничего не значит без воли к действию и умения увлечь людей. Важное свойство харизматической личности – авторитет, человек, обладающий им, заставляет повиноваться и, следовательно, добивается того, к чему стремится. Московичи различает авторитет должности и авторитет личности. Авторитет должности человек обретает вместе с принадлежностью к определенному классу, сословию или влиятельной семье, этот авторитет передается вместе с традицией, и даже если человек не обладает никакой личной значимостью и личными талантами, его авторитет обеспечен местом в социальной иерархии. Авторитет личности не зависит от внешних признаков власти или социального положения, он исходит от личности, которая очаровывает, притягивает, внушает. В стабильных и иерархически выстроенных обществах преобладает должностной авторитет, в современных обществах с большими возможностями горизонтальной и вертикальной мобильности главным авторитетом становится авторитет личности.
    Но харизматическая личность, несмотря на все возможности и способности, не обладает абсолютной свободой. Парадокс, но насколько харизматическая личность владеет массой, настолько же она и зависима от массы. Без толпы нет и вождя. Ни одна личность, даже харизматическая, не сможет повлиять на ход истории в одиночку, ее воля должна воплотиться в совместные действия множества людей. Таким образом, личность и массы – два противоположных полюса исторического процесса, определяющие его ход и содержание.
    Итак, закономерности в историческом процессе не исключают, а предполагают свободное действие человека, из действий отдельных людей складываются исторические события, а их результат может оказаться совершенно неожиданным. Свобода и необходимость в истории тесно связаны, необходимость исторического процесса осуществляется благодаря свободным действиям отдельных людей, преследующих собственные частные интересы. Как писал экономист Адам Смит, преследуя свои собственные интересы, человек часто более действенно служит интересам общества, чем когда сознательно стремится это делать.
    [1] См. параграф 3.6.

  8. windi Ответить

    Чтобы проанализировать данную тему, можно условно разделить её на части:
    1) является ли исторический факт объективным или субъективным.
    2) если исторический факт субъективен, т. е. порождён действиями человека, то под воздействием объективных процессов или субъективных факторов были порождены действия самого человека.
    Вопрос о роли личности в конкретных исторических условиях тесно переплетается с вопросом о роли случая в истории. Что было вызвано объективными закономерностями, а что случилось из – за стечения не связанных друг с другом обстоятельств?
    Поэтому нельзя обойти стороной данный вопрос. В научной литературе выделяют три фактора, влияющих на становление личности: наследственность, среда и воспитание [4;с.7]. Т. е. в целом становление личности является причинно обусловленным и закономерным. Однако люди рождаются в различных социально – экономических условиях. Например, при монархическом строе наследственность и воспитание будущих монархов зачастую играет значительную роль
    Качества личности могут оказывать значительное влияние на ход исторического процесса. Например, как бы окончилась Великая Отечественная война, если бы нацистская Германия до окончания войны создала атомную бомбу?
    При этом не стоит проецировать личность человека, пусть даже и значительную и выдающуюся, одинаково на все события так или иначе связанные с ним, потому как исторические закономерности, причинно-следственные связи, классовое мировоззрение не перестают действовать
    Говоря о влиянии «великих» личностей на историю, необходимо отметить, что их действия обусловлены стоящими перед обществом проблемами. Так, никто и не помышлял об отмене крепостного права в России, пока оно не стало тормозом развития страны. Но «великие» личности не просто выполняют исторические миссии. Личность может пойти на какие-либо действия, либо нет. И каждая личность по-своему будет осуществлять действия, хотя и в соответствие с теми условиями, в которых эта личность находится.
    Личность не одинаково влияет на события, явления и процессы. Наибольшее влияние личность оказывает на события – может кардинально их изменить, создать и прекратить. Явлению личность может придать особенности, например особенности законодательства определяют систему сбора налогов. Влияние на процессы проявляется в ускорении, замедлении их действия, придания специфики данному процессу.
    Личность по-разному влияет на различные сферы жизни. Так, если на социально-экономическое развитие это влияние минимально, то уже на политическое устройство, которое зависит и от социально-экономических условий, влияет более значительно. Но наибольшее влияние личность оказывает на духовную сферу жизни, на настроения и идеологию масс. Учитывая, что все эти сферы взаимосвязаны, влияют друг на друга (при определяющей роли социально-экономического развития), то личность влияет на все сферы жизни не только непосредственно, но и опосредованно через другие.
    Степень влияния личности на исторические факты зависит с одной стороны от характера самих этих фактов, а с другой стороны от возможностей личности влиять на общество, его положении в этом обществе.
    Кто же может влиять на ход исторического процесса? Крапивенский C. Э. понимает под личностью, влияющую на исторический процесс «каждого индивида, занимающего активную жизненную позицию и вносящего своим трудом, борьбой, теоретическими поисками и т.д. определенный вклад в развитие той или иной сферы общественной жизни, а через нее в исторический процесс в целом» [6;с. 306]. На наш взгляд, влияние оказывает личность не только активная, но и пассивная, т. к. бездействие – это тоже действие.
    Общество в целом состоит из взаимодействия всех личностей. Поэтому каждая личность может влиять на исторические факты даже самыми малыми делами. И чем больше индивидов будут действовать и думать одинаково, тем значительнее будет это влияние. Его степень будет, безусловно, зависеть и от социального положения этих людей. Но в целом же, количественные изменения перейдут в качественные, сумма действий различных людей приведёт к качественным изменениям в обществе.
    Действия отдельной личности влияют с одной стороны на общество в целом, а с другой стороны, на других, конкретных людей. Так, например если один человек получит качественное образование — это с одной стороны увеличит, хоть и немного, показатель образованности в обществе, а с другой стороны повлияет и на окружение этого человека: заинтересует других в образовании, повысит их уровень знаний.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *