Как подготовиться к олимпиаде по русскому языку?

12 ответов на вопрос “Как подготовиться к олимпиаде по русскому языку?”

  1. Maximo Ответить

    Совершенствование речевой культуры учащихся всегда является приоритетным направлением в работе учителя русского языка и литературы. Безупречное владение языковыми нормами, выразительность, логичность, доступность, ясность изложения, богатство словарного запаса — залог успеха не только в школе, но и в “большой жизни”: любой работодатель ориентирован не только на грамотного специалиста, но и на человека, умеющего излагать свои мысли, идеи, планы.
    В учебной и внеклассной деятельности имеется немало форм, методов, приемов для совершенствования речевой культуры учащихся:
    уроки развития речи;
    использование словарей и справочников;
    литературные композиции;
    конкурсы и викторины;
    олимпиады.

    Подготовка школьников к олимпиаде по русскому языку

    Подготовка к олимпиаде — дело не одного дня и даже года. Работу с учениками необходимо начинать еще в 5 классе, ведь предстоит углубленно изучить такие разделы русского языка, как фонетика, орфоэпия, орфография, лексика, морфемика, словообразование, морфология, синтаксис, пунктуация, культура речи, история русского языка. Такая деятельность предполагает поэтапную подготовку учащихся.

    Особенности работы по некоторым разделам русского языка

    Олимпиады всех уровней обязательно включают в себя задания по орфоэпии — науке, мало изучаемой в школе. Лишь в 10-11 классах при подготовке к ЕГЭ более подробно рассматривается орфоэпический минимум, который должны знать учащиеся. Вследствие недостаточного изучения орфоэпии для наших учащихся странным кажется звучание слов “жалюзи”, “торты”, “банты”, “включим” и даже “свекла”. Знание ударения в словах очень важно для развития правильной речи, поэтому при подготовке к олимпиаде необходимо уделять этому большое внимание.
    Данную работу можно вести следующим образом:
    На каждом уроке проводить орфоэпические диктанты, упражнения по орфоэпии, тесты, то есть работа должна быть непрерывной, постоянной.
    Развивать навыки работы с орфоэпическим словарем.
    Активно использовать слова, включать их в тексты, предложения.
    При подготовке к олимпиаде можно использовать следующие задания:
    Расставить ударения в словах.
    Расставить ударения в словах и расположить их по алфавиту.
    Использовать орфоэпический словарь при работе со словами, в которых чаще всего делают ошибки при произношении.
    Расставить ударения в парах слов, отличающихся лексическим значением, и объяснить их значения (мука — мука).
    Расставить ударения и определить, по какому принципу сгруппированы слова.
    Распределить слова на группы в зависимости от ударения.
    Придумать “запоминалки” для слов (видно — завидно, знамя — знамение) и др.
    Пример одного из заданий
    Расставьте ударения в выделенных словах:
    Сливовое варенье, сделать красивее, вручит медали, прочный кремень, первый квартал, оклеить стены, кровоточащая рана, зеленый суп из щавеля, вертящийся шар, избалованный всеобщим вниманием, примирит своих друзей, сосредоточение в центре города, клялась говорить правду, ходатайствовать за друга, обговоренные предложения, ядовитое снадобье, создавший творение искусства, составить каталог, поставить апостроф, кухонная посуда.
    Следующий этап работы при подготовке к олимпиаде — это фразеологические обороты. Обычно учащиеся легко находят в тексте русские фразеологизмы и синонимы к ним. Но нахождение литературных фразеологизмов (красной нитью) и фразеологизмов иностранного происхождения (авгиевы конюшни) является для них более сложной деятельностью. Для этого надо не только быть внимательным при исследовании текста, но и много читать.
    Кроме того, учащиеся затрудняются при работе над следующим заданием: продолжить фразеологизм или пословицу, поговорку, ведь зачастую в своей речи мы употребляем только первую часть выражения, например: “Бедность — не порок, а вдвое хуже”, “Не все коту масленица, будет и пост”. Большую помощь в развитии навыков по работе над фразеологизмами дают материалы конкурса “Страна Фразеология”
    Вот некоторые примеры:
    1. Замените данные фразеологизмы синонимами или синонимичными выражениями:
    В час по чайной ложке (Очень медленно или очень долго).
    Клевать носом (Дремать, опустив голову).
    Кривить душой (Быть неискренним, намеренно говорить неправду).
    2. Запишите фразеологизмы, в которых есть упоминание о числе.
    Семь пятниц на неделе, заблудиться в трех соснах, с пятого на десятое и т.д.
    3. Раскройте, какие фразеологизмы здесь спрятаны:
    Оедонгиеасспсмб (сам себе господин), ияскзбвяетрьув (взять себя в руки), вчьуоутлвсдоотпе( толочь воду в ступе).
    Олимпиадные задания нередко включают в себя сведения из области старославянского языка. На мой взгляд, это наиболее интересные задания, так как они помогают ученику развивать умение сопоставлять, сравнивать, изучать лексику давних лет; зная алфавит, читать старославянские тексты и даже переводить доступные для этого возраста отрывки из произведений.
    Интересно поработать над следующими заданиями:
    История буквы ять.
    Какие буквы исчезли и какие буквы появились в русском алфавите.
    История букв Ё и Э.
    Фонетические старославянизмы.
    Фразеологизмы со старыми названиями букв (сидеть на азах).
    Историзмы и архаизмы.
    Переводы старославянских текстов.
    Исторические чередования.
    И другие темы.
    Примеры заданий:
    1. Какие из данных слов могут в соответствии с литературным произношением писаться с буквой Ё? Какие слова допускают варианты произношения?
    Житие, афера, планер, острие, новорожденный, никчемный, побасенка, одноименный, истекший, блеклый, свекла, шофер, крестный.
    2. Как называлась каждая из букв слова “кузов” в старой азбуке? (Како, ук, земля, он, веди).
    3. В нашем языке много “парных слов”: сторож — страж, млечный — молоко, дерево — древо. В корнях этих слов чередуются полногласные и неполногласные сочетания букв. Напишите, что вы знаете об этом фонетическом явлении в русском языке. Приведите примеры таких сочетаний.
    В следующем задании — написать сочинение на определенную тему — учащиеся обычно не затрудняются и поэтому чаще всего особо не задумываются при его выполнении. В результате — много слов, мыслей, но нет логики в изложении и рассуждении по теме сочинения. В последние годы учащимся предлагались, например, такие темы: “Нужна ли Красная книга русского языка?”, “Если бы я был министром культуры…”, “Почему необходимо изучать русский язык?” и другие.
    Необходимо повторить с учащимися требования написания сочинений. Важно научить учащихся составлять интересные сочинения-рассуждения в логической последовательности, с соблюдением всех частей сочинения — вступления, основной части, заключения, с личностным подходом, собственной позицией. Работа должна отличаться стройной композицией, орфографической и пунктуационной грамотностью. Необходимо ученика научить «не растекаться мыслию по древу», а конкретно, доказательно ответить на вопрос темы.

    Памятка для учеников при подготовке к олимпиаде по русскому языку

    Чтобы хорошо подготовиться к олимпиаде, обращайтесь к словарям — толковому, орфоэпическому и другим.
    Изучите орфоэпический минимум для учащихся, запомните ударение в сложных случаях.
    Повторите грамматические нормы употребления слов (этот материал хорошо разработан в учебных пособиях Д.Я. Розенталя для учащихся средней школы); необходимо знать грамматические нормы форм множественного числа существительных, употребление прилагательных в степени сравнения, согласование частей речи и др.
    Воспользуйтесь этимологическим словарем во время подготовки к олимпиаде. В тестах обычно встречаются задания, связанные с происхождением слова, с изменением его формы, употребления и лексического значения. История образования слова может объяснять и написание.
    Воспользуйтесь фразеологическим словарем. Вам важно не только хорошо уметь разъяснять значения устойчивых сочетаний слов, но и подбирать к ним синонимичные фразеологизмы и антонимы.
    Научитесь хорошо видеть строение сложных предложений, составлять их схемы, а также определять виды придаточных предложений и способы их подчинения. Кроме этого, повторите все правила пунктуации в простом и сложном предложениях.
    Повторите также написания словарных слов. Для этого обратитесь к учебникам по русскому языку для 5-11 классов, учебным пособиям по подготовке к ГИА, ЕГЭ, орфографическому словарю.
    Повторите материал о типах текста и стилях речи, научитесь определять тип речи и стиль текстов.
    Повторите требования написания сочинений. Научитесь писать, аргументируя свои мысли, и при этом не уходить в сторону от темы сочинения. Главное — не сколько вы напишете, а как раскроете тему.
    Один из наиболее частых вопросов на олимпиаде связан со знаниями сведений об известных ученых-языковедах. Прочитайте материал о некоторых из них (В.В. Виноградов, А.А. Потебня, И.А. Бодуэн де Куртене), об их открытиях в области русского языка, а также об опубликованных научных работах в области русской филологии.
    Об авторе: Татьяна Леонидовна Сергеева, учитель русского языка и литературы, МБОУ “Многопрофильный лицей имени А.М. Булатова п.г.т. Кукмор” Кукморского муниципального района Республики Татарстан.

  2. Centririm Ответить

    5. Читая учебную литературу, запоминайте имена лингвистов –
    они могут пригодиться самым неожиданным образом. А знакомство с историей
    лингвистических учений хорошо помогает систематизировать знания.
    6. Следите за современными исследованиями языка, не
    пренебрегайте небольшими статьями и лекциями, которые посвящены отдельным
    явлениям – возможно, при подготовке это и полезнее, и приятнее огромных книг.
    7. Большое внимание стоит уделить фразеологии. Старайтесь
    узнать и запомнить как можно больше пословиц и поговорок; не переставайте
    пополнять и повторять этот запас знаний.
    8. Если вы очень боитесь заданий на этимологию, ищите и
    запоминайте важнейшие этимологические гнезда, а также ключевые чередования
    звуков. Любые языковые факты особенно хорошо усваиваются, если не зубрить их, а
    пытаться вывести самому.
    9. Учитесь спокойно работать в условиях ограниченного
    времени. У каждого своя стратегия: кто-то начинает с самых сложных и трудоемких
    задач, кто-то с тех, которые можно выполнить быстрее всего. Очень сильно
    экономит время грамотная работа с черновиком: в нем стоит набрасывать идеи, а
    не писать полное решение каждой задачи.
    10. Не стесняйтесь угадывать ответ: языковая интуиция не
    менее полезна, чем точное знание. Даже прочитанная гора учебников не
    гарантирует вам решения олимпиадных задач. В идеальном задании от вас требуется
    действие ученого – сформулировать гипотезу, которая описывала бы весь имеющийся
    материал. Всегда пишите все, что можете сказать, даже если это больше, чем
    спрашивают. Любые содержательные наблюдения могут быть оценены.

  3. Yozshuhn Ответить

    Автор: учитель русского языка и литературы МКОУ Началовская СОШ Россошанского района Воронежской области Ендовицкая Наталья Александровна
    Руководитель: Васильева Елена Валерьевна, доцент кафедры литературы, русского и иностранных языков

    Введение

    В свое время академик М. А. Лаврентьев высказал такую мысль:
    «Поиск способностей и способных – это поиск самых больших богатств. Надо создать такую надежную систему, которая не давала бы возможности проглядеть ни одного способного человека».
    Школьная Олимпиада – это новое образовательное пространство, создаваемое с целью популяризации знаний, формирования мотивации, ответственности учащихся и учителей за уровень знаний, создание духа соревновательности, здорового соперничества, удовлетворения запросов всех учащихся, подведение итогов работы всех форм дополнительного образования.
    Цель работы – выявление и развитие интеллектуальных, познавательных способностей, широты кругозора одаренных учащихся, глубины их знаний по предмету.

    Задачи проекта:

    обеспечить высокий уровень подготовки способных учеников к олимпиаде;
    создать привлекательную среду для обучения на уроках;
    вовлечь способных учащихся во внеклассную работу по предметам;
    развить творческие способности детей;
    добиться высоких результатов учащихся в учебе и творчестве;
    воспитать у подрастающего поколения любовь к русскому языку;
    развить творческие способности учащихся, желание вдумчиво и бережно относиться к русскому языку.
    Олимпиады являются одной из наиболее массовых форм внеурочной работы по учебным предметам и помогают готовить учащихся к жизни в современных условиях, и прежде всего – в условиях конкуренции. Сегодня по результатам участия в Олимпиадах оценивают качество образования в школе, городе, крае. В настоящее время победа учащегося на Олимпиадах федерального уровня является достаточным основанием для зачисления в вузы без экзаменов и считается важным фактором определения степени готовности школьника к профильному или углубленному изучению предметов.
    Среди многочисленных приемов работы, ориентированных на интеллектуальное развитие школьников, особое место занимают предметные олимпиады.
    Когда мы слышим слово «олимпиада», то ассоциируем его с сильными учащимися, отличниками. Подобный подход оправдан, если речь идет о районных, краевых, Всероссийских и Международных очных олимпиадах. На таких уровнях сама цель олимпиад – выявление одаренных и нестандартно мыслящих учащихся, определение сильнейших из них.
    В настоящее время создана сеть заочных предметных олимпиад по всем учебным предметам. Цель олимпиад этого вида несколько иная – это ознакомление учащихся с задачами предметных уровней и предоставление возможности сравнить свои успехи в изучении областей науки с успехами своих ровесников.
    Участие школьников в заочных олимпиадах краевого, Российского, Всероссийского и Международного уровня имеет целый ряд привлекательных моментов и для ученика, и для родителей, и для учителей:
    дает возможность школьникам и их учителям защищать честь своей школы;
    создает ситуацию успеха, поднимает интерес учащихся к изучению предмета;
    привлекает учащихся уже с начальных классов к участию в Олимпиадах, через несколько лет, будучи старшеклассниками, они станут «ветеранами» интеллектуальных турниров, которых можно будет смело отправить на любое соревнование;
    некоторые олимпиады («Кенгуру», КИТ, «Русский медвежонок») проходят в том же тестовом формате, что и ЕГЭ, предоставляя учащимся возможность за несколько лет освоить данную форму тестирования;
    по итогам проведения олимпиады учителя, ученики и их родители могут ознакомиться с результатами всех участников по нескольким критериям: по классам, по регионам, по населенным пунктам, узнать свой результат и сравнить его с лучшим;
    каждый участник имеет возможность получить диплом призера или участника, сертификат для школьного портфолио, которые могут послужить лишним «козырем» при поступлении в ВУЗ.

    Основные этапы проекта изложены в таблице ниже.

    ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ
    Анализ наклонностей, интересов, результатов деятельности учащихся.
    УЧЕБНЫЙ
    Осуществление индивидуального и дифференцированного подхода на уроках, индивидуальные занятия и консультации для способных детей, групповые и факультативные занятия, кружки.
    МЕТОДИЧЕСКИЙ
    Создание планов подготовки к олимпиадам, планов групповых, факультативных и индивидуальных занятий, кружковых занятий, пособий для способных детей по предметам, для разновозрастных групп способных детей; подборка методической литературы для работы со способными детьми.
    ТВОРЧЕСКИЙ
    Участие в предметных олимпиадах, конкурсах, внеклассных мероприятиях.
    ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЙ
    Профессиональное самоопределение учащихся.

    Глава I. Краткое описание опыта подготовки к олимпиадам.

    В изложении сути и содержания предлагаемого опыта работы представлена реализация локального проекта школы на примере класса, выпускники которого окончили школу в 2012 году.
    Работа со способными детьми целенаправленно начинается с 5 класса. В 9-11 классах эта работа осуществлялась систематически, в соответствии с планом работы со способными детьми.
    ПЛАН РАБОТЫ
    со способными учениками 5__ класса на 20______ учебный год
    № п/п
    Мероприятия
    Сроки
    1.
    Подготовка учащихся к олимпиаде по русскому языку в соответствии с планом.
    В течение года
    2.
    Организация работы учащихся с обучающими компьютерными программами «Фраза» и «1 С. Репетитор», материалами «Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия», ресурсами Интернета.
    В течение года
    3.
    Организация дифференцированного обучения, использование карточек для индивидуальной работы и контроля знаний на уроках.
    В течение года
    4.
    Участие в конкурсах сочинений, рефератов, творческих работ.
    В течение года
    5.
    Информирование родителей и общественности об успехах детей через школьную газету «Началовский меридиан».
    В течение года
    6.
    Организация участия учеников в проведении предметной недели по русскому языку (литературе), внеклассных мероприятий по предметам.
    Октябрь
    В течение года
    Краткое описание системы работы со способными детьми – в таблице ниже.
    № п/п
    Направления деятельности
    Содержание деятельности
    Механизмы реализации
    Учебно-методические
    Внеклассные
    1.
    Ищем способных!
    Анализ наклонностей и способностей детей
    Применение на уроках таблицы успехов учеников. Организация дифференцированного обучения.
    Вовлечение в организацию и проведение внеклассных мероприятий по предмету.
    2.
    Учимся интересно!
    Активное включение учащихся в предметную среду
    Использование приемов педагогической техники; проведение нестандартных уроков.
    Включение учащихся в организацию и проведение предметных недель, внеклассных мероприятий.
    3.
    Развиваем способности!
    Формирование и развитие предметной направленности
    Организация групповых занятий, факультативных занятий, проведение дополнительных занятий; подготовка к ЕГЭ.
    Организация творческой деятель­ности учащихся (конкурсные работы), осуществление системной подготовки к предметным олимпиадам.
    4.
    Работаем на результат! Создаем личные достижения!
    Достижение результатов
    Формирование индивидуальных траекторий развития детей, результатов успеваемости, экзаменов.
    Достижение положительных результатов на олимпиадах, в конкурсах.
    Поэтапная реализация этой системы осуществлялась следующим образом.
    В рамках направления «Ищем способных!» включение в работу, анализ способностей детей были осуществлены, помимо анализа проверочных и контрольных работ детей, с помощью таблицы успехов учащихся. Она применялась практически на всех уроках, кроме уроков проверки знаний, контрольных уроков, некоторых уроков развития речи. К концу урока накапливались «успехи» каждого ребенка, если он проявлял активность, формировалась оценка ученика. Это в определенной степени стимулировало учебную мотивацию учащихся. Конечно, ведущими в этой таблице были способные ученики класса.
    На данном этапе работы в классе выявились несколько учеников с высокой мотивацией к обучению. Таблица успехов учащихся класса регулярно демонстрировала отличие их учебной деятельности от работы других учеников.

    ТАБЛИЦА УСПЕХОВ

    № п/п
    ФИО ученика
    Выступил с полным ответом
    Дополнял ответ
    Задал интересный вопрос
    Высказал интересное собственное мнение
    Другое
    1.
    Ерёмина О.П.
    +
    +
    +
    +
    +
    2.
    Задорожная О.О.
    +
    +
    +
    +
    +
    3.
    Машковцева А.К.
    +
    +
    +
    +
    +
    4.
    Лозовая М.Н.
    +
    +
    +
    +
    +
    5.
    Бутко Ю.А.
    +
    +
    +
    +
    6.
    Тесля И.А.
    +
    +
    +
    +
    7
    Василенко А.А.
    +
    +
    +
    Выявление ученического потенциала класса способствовало успешной организации дифференцированного обучения.
    Ведущий принцип этой технологии звучит так: от дифференцированных элементов, этапов урока – к дифференцированному уроку.
    Методом проб и ошибок вместе с классом мы пришли именно к дифференцированному уроку, ставшему итогом всех тренировок и объединившему в себе дифференцированные формы и приемы, имеющиеся в методическом арсенале учителя.
    План урока превратился в своеобразную мозаику, в которой на общую схему урока (проверка домашнего задания, повторение, изучение нового и т.д.) раскладывались дифференцированные задания, соответствующие учебному предмету, возрасту учеников и их способностям.
    Благодаря такой организации обучения способные дети класса «пошли» по своему пути, по своей траектории развития.
    Реализации раздела проекта «Учимся интересно!» во многом помогло использование на уроках приемов педагогической техники, увлекательно и просто позволяющих повысить интерес учеников к предмету. О них доступно и в открытой форме для любого учителя-предметника рассказывает Анатолий Гин в своей книге «Приемы педагогической техники». Освоение многих формул, предложенных Гином применительно к предметам учителя-словесника и специальному учебному материалу, обеспечило устойчивый интерес к урокам языка и литературы в течение всех учебных лет.
    Поддерживать интерес к предметам помогала и сформированная у нас еще в 2001 году и действовавшая все последующие годы система нестандартных уроков русского языка и литературы. Ведущая идея названной системы нестандартных уроков заключается в постоянном, из года в год, стимулировании познавательных интересов учащихся. Такие уроки заставляли учеников ежегодно ожидать какого-нибудь учебного «сюрприза» от уроков, помогали испытывать определенное удовлетворение от своего, ученического, вклада в учебный процесс, от смены вида деятельности на уроках.
    За прошедшие годы не раз менялись программы и учебники, но в эту систему приходилось вносить лишь коррективы в содержание. Формы и требования к нестандартным урокам в том или ином классе оставались прежними. Участие способных школьников в подготовке к этим урокам, их активная работа на уроках – свидетельство их устойчивого интереса к предметам, эффективного погружения в предметную среду. Способные ученики данного класса были первыми помощниками и при проведении внеклассных мероприятий.
    Ежегодные предметные недели русского языка и литературы, традиционно проводимые в октябре, стабильно поддерживали и учебную мотивацию, и учебную активность. Лингвистические КВНы, конкурсы «Самый грамотный», «Знатоки русского языка», викторины и школьные олимпиады, состязания чтецов и выступления с докладами, рефератами – всего и не перечислишь…
    Особое внимание в работе с данной категорией детей уделялось развитию их способностей.
    С 5 класса использовались имеющиеся в учебном плане школы возможности для дополнительного образования учеников. Проводились и просто дополнительные занятия с учениками.
    В представленной ниже таблице отражена информация о том, как в течение нескольких лет формировалась предметная направленность способных учеников класса.

    ТАБЛИЦА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧЕНИКОВ

    № п/п
    Класс
    Предмет
    Тип занятий
    Название курса
    1
    5
    Русский язык
    Дополнительные
    В мире орфографии
    2
    6
    Русский язык
    Дополнительные
    Занимательно о русском языке.
    3
    7
    Русский язык
    Групповые
    За страницами учебника грамматики
    4
    8
    Русский язык
    Групповые
    Текст. Типы, стили речи.
    5
    9
    Русский язык
    Факультативные
    Фонетический и грамматический разбор. Грамматическая синонимика.
    6
    10
    Русский язык
    Факультативные
    Анализ художественного текста.
    7
    11
    Русский язык
    Факультативные
    Синтаксический разбор. Синтаксическая синонимика.
    Все занятия проводились во внеурочное время.
    Из тематического анализа таблицы видно, что дополнительное образование осуществлялось системно, в соответствии с возрастными и психологическими особенностями учеников. Конечно, на внеурочные занятия во всех классах приглашались не только способные дети, но и все желающие, для которых эти часы тоже не проходили без пользы. Кроме хорошо известных всем словесникам старых добрых книг вроде таких, как «Материалы по занимательной грамматике русского языка» (Арсирий А. Т., Дмитриева Г. М.), «Секреты орфографии» (Т.Т. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая), на занятиях использовались и появившиеся в школе компьютерные программы поддержки образования: Репетитор «Фраза», «1С. Репетитор. Русский язык», «Русский язык. ЕГЭ», «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия».
    План подготовки к олимпиаде по русскому языку учеников 9___ класса на 20__ – 20_____учебный год
    № п/п
    Темы занятий
    Примерное кол-во часов
    1.
    Орфоэпические нормы русского языка
    2 ч
    2.
    Грамматические нормы русского языка
    2 ч
    3.
    Важнейшие орфографические правила
    4 ч
    4.
    Лексика и фразеология русского языка
    4 ч
    5.
    Синтаксис и пунктуация
    4 ч
    6.
    Словари русского языка
    2 ч
    7.
    Морфемные задачи
    2 ч
    8.
    В мире морфологии
    4 ч
    9.
    Термины лингвистики
    1 ч
    10.
    Крылатые выражения и пословицы
    1 ч
    11.
    Русские лингвисты
    1 ч
    12.
    Сочинение-рассуждение
    4 ч
    13
    Работа со старославянским текстом
    4 ч
    Конечно, такие планы – это еще не гарантия призовых мест на предметных олимпиадах, в первую очередь – это еще одна возможность приблизить учеников к предметам, пополнить их знания по русскому языку и литературе. Занятия по подготовке к олимпиадам позволяют школьникам почувствовать собственную значимость, ощутить свою роль в жизни школы.

    Глава II. УМК В.В. Бабайцевой – незаменимый помощник в подготовке к олимпиадным заданиям.

    Мы, филологи, готовя детей к решению олимпиадных задач, должны особое внимание уделять морфологии языка, этимологии, литературным нормам, синхроническому и диахроническому аспектам изучения языковых явлений, созданию текстов на лингвистическую тему, знакомству с древнерусскими, старославянскими текстами, формированию навыка работы со словарями и справочниками.
    Незаменимым помощником в этом является УМК В. В. Бабайцевой для углублённого обучения. Учебник содержит полный объем теоретических сведений, предусмотренных программой для углубленного изучения русского языка. В нем последовательно изложены сведения науки о русском языке, приведены орфографические и пунктуационные правила, которые иллюстрируются примерами. Теоретические сведения сопровождаются указанием соответствующих норм литературного языка (лексических, орфоэпических, грамматических, стилистических).
    В учебнике даны исторические комментарии, объясняющие некоторые особенности современного языка. Большое внимание уделяется фразеологии и синонимике, раскрывающим богатейшие выразительные возможности русской лексики.
    Возможность варьирования материала – несомненное достоинство уникального пособия В. В. Бабайцевой. В учебниках “Русская речь” Е. И. Никитиной такие упражнения помечены буквой «В» – вариант. Это позволяет учителю организовать работу разной степени сложности в зависимости от индивидуальных особенностей учеников.
    Несомненным достоинством всего УМК является наличие упражнений разной степени сложности и в учебнике “Практика”, что позволяет учителю дифференцировать не только работу на уроке, но и дифференцировать домашнее задание.
    Мы с учениками считаем, что УМК под редакцией В.В. Бабайцевой позволяет активизировать самостоятельную деятельность учащихся, помогает организовать и направить коллективный и самостоятельный поиск.
    Это наличие разноуровневых упражнений, о которых уже говорилось выше, это и опережающие задания, включенные в учебник “Практика”.
    Ни единое упражнение, включенное в УМК В. В. Бабайцевой, нельзя выполнить механически, применяя изученную орфограмму.
    Уникальное пособие Никитиной Е. И. по развитию речи и в этом плане является новаторским: каждый учебный блок имеет раздел “Ответы”, что позволяет учащимся проконтролировать правильность выполненной работы самостоятельно, не прибегая к помощи учителя. Построение учебника позволяет сделать различной плотность урока: “тугодумы” нуждаются в большем количестве времени, за отведенный час они справятся с тремя-пятью упражнениями, но каждое до конца будут выполнять самостоятельно.

    Глава III. Примеры заданий.

    Задание 1 Зачем нужно уметь составлять схемы.
    А) Дифференциация неизменяемых и изменяемых слов.
    ?^ 2) ??
    Какая это часть речи?
    Ученик мысленно перебирает всю систему частей речи, классифицирует их на неизменяемые и изменяемые, выбирает нужные части речи из числа неизменяемых и даёт ответ. Первая схема может соответствовать наречию, имени состояния, инфинитиву глагола.
    Задание 2. Кто больше?
    Запишите в три столбика наречия, имена состояния, инфинитивы. Обозначьте морфемы и орфограммы.
    Здесь начинаются ограничения. Все наречия и имена состояния, не содержащие в своём составе суффиксов и приставок, соответствуют этой схеме, а инфинитивы не все, только те из них, которые состоят из одного слога: лить, вить, мыть, крыть и т.д. Анализируя состав представленных инфинитивов, учащиеся должны учитывать и этимологический анализ, то есть видеть процессы переразложения в глагольной основе.
    Этой схеме соответствуют только деепричастия несовершенного вида (сид-я), деепричастия совершенного вида включают два суффикса: посид – е- в.
    Занимательное задание. Составьте самые длинные словообразовательные цепочки от непроизводных основ. Кто больше и длиннее? Выделите словообразовательные суффиксы. Пользуйтесь словообразовательными словарями.
    Тренинг. Кто больше? За пять минут запишите в столбики по десять как можно больше слов с непроизносимой гласной в корне, проверяемой ударением. Примечание. Такие тренинги на разные орфограммы нужно проводить на каждом занятии.
    Задание 3. Алгоритм рассуждения закладывается уже в 5 классе, начиная с первых уроков повторения изученного в начальной школе.
    Матрица рассуждения представлена в таблице ниже.
    Тезис.
    Аргументы (доказательства):
    Во-первых, …
    Во-вторых, …
    В-третьих,…
    Вывод (значит, итак, следовательно, например).
    Учащиеся запоминают её и оперируют частотными вводными словами, оформляющими логическое рассуждение.
    Образец. Какой частью речи является слово красота (синева, бег, выход и т.п.)?
    Тезис. Слово красота является именем существительным.
    Аргументы (доказательства).
    Во-первых, слово красота отвечает на вопрос что?
    Во-вторых, слово красота имеет женский род, относится к первому склонению. Изменяется по падежам.
    В-третьих, это слово в именительном падеже в предложении является подлежащим.
    Вывод. Значит, это имя существительное.
    Рассуждения по поводу представленных схем строятся по той же матрице.
    Задания.
    Кто больше? Запишите разные части речи по схеме ??^. Объясните, почему вы так решили.
    Кто больше? Запишите разные части речи по схеме ?^ ^?. Объясните, почему вы так решили.
    Кто больше? Запишите разные части речи по схемам ¬?^ ; ¬¬?^; ¬¬?^^; ¬¬?^?.
    Объясните, почему вы так решили.
    Удобно применять эти схемы при словообразовательном разборе, это мотивирует учащихся делать обобщающие теоретические выводы, показывает закономерности словообразования, усиливает объяснительную силу словообразовательного разбора, объясняет варианты морфемного членения слова, мотивирует внимание к производящей основе.
    4. Допишите строчки.
    Фонарик, словарик, …
    Кусочек, платочек, …
    Грузчик, разведчик, …
    Обозначьте суффиксы-орфограммы. Вспомните правила. От каких основ образовались слова? Какие это части речи?
    5. От какой части речи образуются существительные с помощью суффиксов: –тель-, -ений-, -ний-, -чик, -щик.
    6. От какой части речи образуются прилагательные с суффиксами -енн-, -онн-?
    Составьте столбики по десять прилагательных. Отметьте особенности производящих основ.
    Написание каких суффиксов соответствует орфографическому правилу?
    Кто больше? Запишите пары: слово с производящей основой – производное слово. Обозначьте суффиксы.
    7. Образуйте слова с помощью суффиксов-омонимов.
    о – наречие и краткое имя прилагательное,
    а – наречие, глагол, деепричастие,
    и – инфинитив, повелительное наклонение глагола,
    енн – прилагательное, причастие.
    8. Запишите разные части речи с окончаниями-омонимами:
    а …
    о …
    ый …
    и …
    Докажите принадлежность этих слов к определённой части речи.
    Занимательное задание. Кто больше? Вспомните и запишите слова с тремя приставками. Какие это будут части речи? Почему?
    Тренинг. Кто больше? За пять минут запишите в столбики по десять как можно больше слов с безударной гласной в корне, непроверяемой ударением.

    Заключение.

    Подводя итоги, вновь вернемся к локальному проекту школы «Способные дети». Согласно проекту предполагаемые результаты его реализации были следующими:
    данный проект при его полной реализации даст возможность способным ученикам школы приобрести навыки применения стандартных знаний в нестандартных ситуациях, умение использовать навыки логического и абстрактного мышления, способность обобщать и проводить аналогии, прогнозировать результат, включать интуицию, воображение, фантазию;
    данный проект при его полной реализации даст возможность способным учащимся школы провести профессиональное самоопределение в раннем возрасте;
    в школе будет создана система работы со способными учащимися.
    Очевидно, что не все ожидаемые результаты этого проекта достигнуты в полном объеме. Так, мало сделано для профессионального самоопределения учащихся, недостаточно наработано методического и дидактического материала, не было возможности вести кружковые занятия.
    Но все способные ученики к окончанию 11 класса школы сохранили стойкий интерес к предмету, активно участвовали в конкурсах, олимпиадах, во время обучения в школе у них появились интересы к другим предметам.
    Вот наиболее интересные и значимые результаты как для детей, так и для меня, учителя.
    Ученики вынесли из школы хороший запас знаний по русскому языку и литературе, сохранили до окончания школы стойкую успеваемость, стабильность результатов.
    Школьники хорошо справились с ЕГЭ по русскому языку.
    За годы обучения в школе способные ученики моего класса приняли участие в 16 творческих конкурсах: районных, областных, российских.

  4. MAXUCI Ответить

    Подготовка к олимпиаде по русскому языку
    Подготовиться к олимпиадам и конкурсам различных уровней и просто повысить свою филологическую культуру можно в Школе юного филолога. Занятия проводятся для всех желающих в течение всего года в Центре педагогического мастерства.
    Ежегодно к муниципальному этапу запускаются онлайн-курсы для школьников. По всем 24 предметам олимпиады публикуются материалы для подготовки, организационная информация и советы специалистов. Участники могут задавать вопросы жюри и подавать апелляции. Зарегистрироваться на курсы можно с помощью приглашения, которое выдается в школе вместе с листком участника.
    Только начинаете свой олимпиадный путь, или уже хорошо знакомы с его форматом? Мы будем рады помочь в подготовке каждому. Для новичков всегда открыт «Кружок от чемпионов» Ассоциации победителей олимпиад, а опытные участники могут попасть в состав сборной Москвы по русскому языку.

    «Кружок от чемпионов» Ассоциация победителей олимпиад
    Перейти

    Задать вопрос об отборе в сборную
    Перейти

    Подготовка к всероссийской олимпиаде

    Для самых активных и заинтересованных участников проводится выездная школа (октябрь) и профильная подготовка к региональному этапу всероссийской олимпиады (декабрь-январь).
    Помимо слушателей Школы юного филолога, показывающих наилучшие результаты, на интенсивные занятия также приглашаются ученики 10-11 классов, являющиеся победителями регионального этапа ВсОШ прошлого года, девятиклассники, победившие на муниципальном этапе ВсОШ прошлого года и школьники, рекомендованные сильнейшими учителями филологами Москвы.
    В феврале-марте проходит подготовка к финалу всероссийской олимпиады. На эти сборы попасть сложнее всего. Туда приглашаются ребята, продемонстрировавшие лучшие результаты на региональном этапе, почти все из них представят Москву на заключительном этапе ВсОШ. (Официально проходные баллы становятся известны в начале марта, но готовиться же надо заранее.)

  5. Shaktigore Ответить

    Подготовка к олимпиадам по русскому языку в 4 классе
    Одной из важнейших задач начальной школы является воспитание добросовестного отношения детей к учёбе. Оно формируется через совершенствование учебного процесса, так и через организацию работы вне урока.
    Эффективной формой внеклассной работы является олимпиада. Каждый учебный год обучающиеся нашей школы принимают участие в городских олимпиадах среди учеников начальной школы. С этой целью, мы сначала проводим отборочный тур среди обучающихся 4 классов, а затем, сформировав группы ,начинаем подготовку к олимпиадам. Я знаю, как трудно найти подходящий материал для подготовки. Для этого я просмотрела огромное количество материала, включая и ресурсы интернета. Всё собрала и приготовила задания для подготовки к олимпиадам. Предлагаю свой опыт. Возможно он кому-то пригодиться. Оценку в баллах каждый может поставить сам, в зависимости от своего класса и трудностей задания. Работая по этим заданиям, в 2008-2009 учебном году наши ученики заняли 1 место в городе.
    Отборочный тур
    Олимпиада по русскому языку. 4 класс
    1. Расставь ударение в словах.
    Свекла, статуя, цемент, столяр, жалюзи. Торты, щавель, краны, звонит, понял, гусеница, к людям, алфавит, жаворонок, поняла.
    2. Какие слова можно отнести к разным частям речи?
    Рой, мой, закрой, простой, печь.
    Составьте с ними такие словосочетания, чтобы можно было определить, какими частями речи они являются _________________________________________________________________________________________________________
    _________________________________________________________________________________________________________
    _________________________________________________________________________________________________________
    3. Напиши существительные в именительном падеже множественного числа, поставь над словами ударение.
    Средство-…………….., шофер-…………………, цыган,-………………….., торт-………………., трактор-……………………, инженер-………………
    4. Подбери к данным фразеологизмам антонимичные фразеологизмы.
    Заварить кашу-_______________________________
    Жить душа в душу-____________________________
    На ночь глядя-________________________________
    Повесить нос-________________________________
    Водой не разольешь –__________________________
    5. Вместо знака? поставь названия цифр так, чтобы получились имена существительные.
    Смор +? + а = ________________________________
    ? + янин = ________________________________
    По + ? + л = _________________________________
    6. Составь словосочетания « прилагательное + существительное» со словами: сирень, шампунь, такси, кенгуру, шимпанзе.
    _________________________________________________________________________________________________________
    _________________________________________________________________________________________________________
    _________________________________________________________________________________________________________
    7. Закончи выражения:
    Дружный……………………….., дружеский……………………, тяжёлый………………,
    тяжкий…………………, каменный …………………., каменистый…………………….,
    рыбный…………………, рыбий………………….., обидный………………., обидчивый………………..
    8. Буква Ъ (ять) до 1918 года писалась в словах, в которых по современной орфографии пишется буква Е. Разница в произношении Ъ (ять) и Е не было. Сформулируй правило, по которому осуществлялся выбор Ъ (ять) или Е в словах:
    бЪлить, грЕзить, дЪльный, рЪка, мЕдок, шЕка.
    _________________________________________________________________________________________________________
    _________________________________________________________________________________________________________
    Запиши в старой записи такие слова:
    Беда_______________________
    весна _______________________
    лесок ________________________
    стена ________________________________
    9. Найди ошибки и исправь их.
    ВЕСНА.
    весна. Яркая сонце рушит последние снежные крепости. Звонкая копель стучит по земле. в лесу пахнет душистыми почьками. Зилёные ёлочки важно вытинули свои колючие ветки. С берёски течёт сладкий сок. Лучь сонца освитил всю паляну.
    10. Составь и запиши словосочетания, употребив существительные из скобок во множественном числе.
    У новых (скатерти), около речных (пристани), пуговицы от (наволочки), ветки (черешни), герои (басни), пять (простыни), продажа (полотенца), шесть (килограммы) (апельсины).
    ___________________________________________________________________________________
    ___________________________________________________________________________________
    ___________________________________________________________________________________
    11. Запиши, как правильно называют жителя(м.р), жительницу(ж.р) и всех жителей (мн.ч.) этих городов.
    Саратов – __________________________________________________
    Киев – __________________________________________________
    Пермь – __________________________________________________
    12. Подбери русские пословицы, подходящие по смыслу к данным пословицам:
    Осетинская: и в хорошем огороде есть гнилые тыквы.
    ________________________________________________________________________
    Польская: как заяц в ананасе.
    _________________________________________________________________________
    Вьетнамская: неторопливый слон быстрее достигает цели, чем резвый жеребец.
    __________________________________________________________________________
    Финская: тот не заблудится, кто спрашивает.
    ______________________________________________________________________________
    13. Разгадай ребусы:
    Ш1А, 2Д, 1УМ, ЗА1КА, О5, Ш3Х, 1ОЧКА, 1БОР
    _________________________________________________________________________________________________________
    14.Объясни лексическое значение слов.
    Туш – _________________________________________________________________________
    Тушь – ______________________________________________________________________
    15. Что бы это значило?
    Т М Л О С Е А -____________________________________________________________
    7 3 5 4 1 6 2
    Р А О В К О Р К С И А К – _______________________________________________________
    3 6 2 5 1 4 2 5 4 6 3 1
    О К Б О К Л О О Р С К О А – ________________________________________________________
    4 7 5 2 1 3 6 4 3 1 5 2 6
    16. Дан текст в транскрипции: [у м’ин’а п’ич’ал’ный’ в’ит// галава май’а бал’ит// йа ч’ихай’у/ йа ахр’ип// што такой’э// эта гр’ип// н’и рум’аный’ гр’ип в л’ису/ а паганый’ гр’ип в насу//]. Запишите его по правилам русской орфографии и пунктуации
    _________________________________________________________________________________________________________
    _________________________________________________________________________________________________________
    17. Составь и запиши рассказ по его началу.
    Кот Васька и старик часто рыбачили. Старик удил рыбу. Васька сидел рядом. Однажды…
    _________________________________________________________________________________________________________
    _________________________________________________________________________________________________________
    _________________________________________________________________________________________________________
    _________________________________________________________________________________________________________
    _________________________________________________________________________________________________________
    _________________________________________________________________________________________________________
    Подготовительные задания к олимпиаде (приложение).
    Литература: Интернет ресурсы.

  6. Duwert Ответить

    Современный русский язык
    Е. И. Литневская «Русский язык: краткий теоретический курс для школьников» (учебник). Cамая лyчшая книга по современному русскому языку для тех, кто начинает подготовку к олимпиаде.
    П. А. Лекант, Л. Л. Касаткин, Е. В. Клобуков «Современный русский литературный язык» (академический учебник, М., 2013). Для тех, кто решил современным русским языком заняться углублённо.
    История русского языка
    В. В. Иванов, З. А. Потиха «Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе» (любое издание).
    О. Н. Зайцева «Олимпиады по русскому языку. 5-9 классы» (М., 2013). Базовая подготовка по истории языка.
    Н. М. Шанский. «Русский язык на «отлично» (любое издание). История слов.
    Лингвистика
    В. И. Беликов, Е. В. Муравенко, М. Е. Алексеев. «Задачи лингвистических олимпиад. 1965–1975» (М., 2007).
    Задачи Турнира имени М. В. Ломоносова по лингвистике (с 1978 года). Можно учиться решать все.
    А. Н. Журинский «Лингвистика в задачах: условия, решения, комментарии» (М., 1995).
    Чем продолжить:
    Н. М. Шанский «Современный русский язык» в 3 частях.
    С. В. Князев, С. К. Пожарицкая «Современный русский литературный язык. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография».

  7. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *