Как правильно написать изложение по русскому языку 9 класс огэ?

14 ответов на вопрос “Как правильно написать изложение по русскому языку 9 класс огэ?”

  1. serega0001 Ответить

    1. ИСКЛЮЧЕНИЕ.
    • Исключение повторов.
    Чувства – это внутреннее отношение человека к окружающему. Чувства – это неотъемлемая часть нашей личности.
    ↓↓↓
    Чувства – это внутреннее отношение человека к окружающему, неотъемлемая часть нашей личности.
    • Исключение одного или нескольких из синонимов.
    Попечителем одной из школ под Серпуховом был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с открытыми, простодушными, ясными лицами.
    ↓↓↓
    Попечителем одной из школ под Серпуховом был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с ясными лицами.
    • Исключение уточняющих, поясняющих, вводных конструкций.
    Такие «знатоки», разумеется, ничему не удивляются, а следовательно, и не способны совершить открытие, даже самое маленькое. По моему мнению, люди, которым всё ясно, – безнадёжные люди.
    ↓↓↓
    Такие «знатоки» ничему не удивляются и не способны совершить открытие. Люди, которым всё ясно, – безнадёжные люди.
    • Исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение.
    Почему Куприн так часто менял свои профессии? Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях? Что заставляло его сутками, до ломоты в руках, разгружать баржи с арбузами, кирпичом, цементом?
    ↓↓↓
    Почему Куприн так часто менял свои профессии?
    Комментарий: наиболее важным из трех предложений является первое. Второе и третье лишь расширяют, конкретизируют смысл первого. Поэтому мы можем использовать приём исключения предложений: оставить только первое из трех.
    • Исключение однородных членов при обобщающем слове.
    Есть люди, которым всё всегда ясно. Они, по их мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании – короче говоря, в любых областях человеческого знания и деятельности.
    ↓↓↓
    Есть люди, которым всё всегда ясно. Они, по их мнению, лучше всех разбираются в любых областях человеческого знания и деятельности.
    • Исключение одного или нескольких предложений.
    Взаимоотношения подростков и родителей – тема для научно-популярных психологических и педагогических статей банальная. Кажется, что всё, что можно сказать, написать по этому поводу, неоднократно написано и сказано и уже знакомо всем, как говорится, до зубной боли. Поэтому, вновь приступая к ней, невольно испытываешь чувство некоторой неловкости.
    ↓↓↓
    Взаимоотношения подростков и родителей тема для научно-популярных психологических и педагогических статей банальная. Поэтому, вновь приступая к ней, невольно испытываешь чувство некоторой неловкости.
    2. ОБОБЩЕНИЕ.
    • Замена однородных членов обобщающим наименованием.
    Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами.
    ↓↓↓
    Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не мешает.
    • Замена прямой речи косвенной.
    «Сударыня, вы подарили им минуту счастья, дав на миг позабыть ежедневные заботы», – ответила горничная на вопрос великой балерины.
    ↓↓↓
    Горничная ответила, что балерина своим искусством подарила окружающим минуту счастья.
    • Замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением.
    Поэтов и писателей того времени волнуют эти проблемы. Но ни Пушкин, ни Языков, ни Жуковский не могут ещё дать ответ на тревожный вопрос, который связан с будущим страны:
    Куда ты скачешь, гордый конь,
    И где опустишь ты копыта?

    ↓↓↓
    Поэтов и писателей того времени волнуют эти проблемы. Но никто не может ещё дать ответ на тревожный вопрос, который связан с будущим страны:
    Куда ты скачешь, гордый конь,
    И где опустишь ты копыта?

    3. УПРОЩЕНИЕ.
    • Слияние нескольких предложений в одно.
    Домашнее чтение вслух очень сближает. Когда вся семья вместе несколько вечеров подряд читает одну книгу, это невольно влечёт за собой обмен мыслями. Если это книга большая и её читают долго, она превращается в друга семьи, её герои оживают и входят в наш дом.
    ↓↓↓
    Домашнее чтение вслух очень сближает, поскольку это невольно влечёт за собой обмен мыслями. Если это книга большая и её читают долго, она превращается в друга семьи, её герои оживают и входят в наш дом.
    • Замена предложения или его части указательным местоимением.
    Уметь дружить и любить – большое искусство. Психологи часто говорят о том, что любовь и дружба должны пройти определённые испытания, проверку на прочность.
    ↓↓↓
    Уметь дружить и любить – большое искусство. Об этом часто говорят психологи.
    • Замена сложноподчинённого предложения простым.
    Настроение преимущественно зависит не от событий как таковых, а от того, как мы их воспринимаем.
    ↓↓↓
    Настроение зависит не от самих событий, а от их восприятия нами.
    • Замена фрагмента предложения синонимичным выражением.
    а) замена придаточного определительного синонимичным определением;
    Автомодели, которые снабжены электродвигателями, принимают участие в настоящих спортивных соревнованиях. Конфигурация трассы, на которой проходят соревнования, включает в себя скоростные участки, профилированные повороты, трамплины и горки.
    ↓↓↓
    Автомодели, снабжённые электродвигателями, принимают участие в настоящих спортивных соревнованиях. Конфигурация трассы соревнований включает в себя скоростные участки, профилированные повороты, трамплины и горки.
    б) замена придаточного обстоятельственного синонимичным деепричастным оборотом;
    Когда анализируешь события, относящиеся к прошлому, помни о будущем. Когда говоришь о том, что есть и будет, не забывай о том, что было.
    ↓↓↓
    Анализируя события, относящиеся к прошлому, помни о будущем. Говоря о том, что есть и будет, не забывай о том, что было.
    в) сокращение количества частей сложного предложения.
    Если мы в какой-то ситуации действовали во вред себе, то возникают неприятные переживания, так что мы начинаем чувствуем себя несчастными.
    ↓↓↓
    Если мы в какой-то ситуации действовали во вред себе, то возникают неприятные переживания.
    Комментарий: из двух близких по смыслу простых предложений в составе сложного («то возникают неприятные переживания, мы начинаем чувствуем себя несчастными») оставлено то, которое обладает большей смысловой ёмкостью в данном контексте.
    КОМПЛЕКСНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ПРИЁМОВ СЖАТИЯ.
    Все приёмы сжатия текста могут применяться как по отдельности, так и в комплексе:
    Когда анализируешь события, относящиеся к прошлому, помни о будущем. Когда говоришь о том, что есть и будет, не забывай о том, что было.
    ↓↓↓
    Анализируя события прошлого, помни о будущем. Говоря о настоящем и будущем, помни о прошлом.

  2. rbo333gb Ответить

    В первом задании ОГЭ по русскому языку нужно написать сжатое изложение объёмом не менее 70 слов. Сжатое изложение представляет собой не простой пересказ, а новый, созданный текст на основе звучащего. Изложение должно быть коротким по форме, но не бедным по содержанию, оно должно передавать информацию первичного текста кратко и обобщённо. Однако, сжимая текст, необходимо помнить, что в новом, создаваемом тексте должны быть отражены основные мысли автора, соблюдена логическая последовательность событий. Кроме того, недопустимы искажения авторской мысли.
    Для начала посмотрим, каким критериям необходимо следовать, чтобы набрать максимальное количество баллов за изложение.

     Критерии оценивания сжатого изложения
     Баллы
     ИК1
      изложения
    Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы.
    2
    Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил 1 микротему.
    1
    Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил более 1 микротемы.
     ИК2
     Сжатие исходного текста
    Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста.
    3
    Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 2 микротем текста.
    2
    Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 1 микротемы текста.
    1
    Экзаменуемый не использовал приёмов сжатия текста.
     ИК3
     Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
    Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:• логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;• в работе нет нарушений абзацного членения текста.
    2
    Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.
    1
    В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста.
    Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК1-ИКЗ
     7
    Как видно из таблицы, главным критерием является правильное сжатие текста. Недостаточно просто пересказать всё, что говорит автор; необходимо представить информацию в сжатом виде, использовав специальные приёмы сжатия текста.

    Вся информация в тексте подразделяется на главную и второстепенную. Ваша задача — сохранить главную информацию и избавиться от второстепенной. Сделать это можно с помощью следующих методов.
    ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА
    ИСКЛЮЧЕНИЕ
    Исключение повторов. Чувства – это внутреннее отношение человека к окружающему. Чувства – это неотъемлемая часть нашей личности. Чувства – это внутреннее отношение человека к окружающему, неотъемлемая часть нашей личности.
    Исключение одного или нескольких из синонимов. Попечителем одной из школ под Серпуховом был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с открытыми, простодушными, ясными лицами. Попечителем одной из школ под Серпуховом был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с ясными лицами.
    Исключение уточняющих, поясняющих, вводных конструкций. Такие «знатоки», разумеется, ничему не удивляются, а следовательно, и не способны совершить открытие, даже самое маленькое. По моему мнению, люди, которым всё ясно, – безнадёжные люди.  Такие «знатоки» ничему не удивляются и не способны совершить открытие. Люди, которым всё ясно, – безнадёжные люди.
    Исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение. Почему Куприн так часто менял свои профессии? Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях? Что заставляло его сутками, до ломоты в руках, разгружать баржи с арбузами, кирпичом, цементом? Почему Куприн так часто менял свои профессии? Наиболее важным из трех предложений является первое. Второе и третье лишь расширяют, конкретизируют смысл первого. Поэтому мы можем использовать приём исключения предложений: оставить только первое из трех.
    Исключение однородных членов при обобщающем слове. Есть люди, которым всё всегда ясно. Они, по их мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании – короче говоря, в любых областях человеческого знания и деятельности. Есть люди, которым всё всегда ясно. Они, по их мнению, лучше всех разбираются в любых областях человеческого знания и деятельности.
    Исключение одного или нескольких предложений. Взаимоотношения подростков и родителей – тема для научно-популярных психологических и педагогических статей банальная. Кажется, что всё, что можно сказать, написать по этому поводу, неоднократно написано и сказано и уже знакомо всем, как говорится, до зубной боли. Поэтому, вновь приступая к ней, невольно испытываешь чувство некоторой неловкости. Взаимоотношения подростков и родителей тема для научно-популярных психологических и педагогических статей банальная. Поэтому, вновь приступая к ней, невольно испытываешь чувство некоторой неловкости.
    ОБОБЩЕНИЕ
    Замена однородных членов обобщающим наименованием. Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами. Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не мешает.
    Замена прямой речи косвенной. «Сударыня, вы подарили им минуту счастья, дав на миг позабыть ежедневные заботы», – ответила горничная на вопрос великой балерины. Горничная ответила, что балерина своим искусством подарила окружающим минуту счастья.
    Замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением. Поэтов и писателей того времени волнуют эти проблемы. Но ни Пушкин, ни Языков, ни Жуковский не могут ещё дать ответ на тревожный вопрос, который связан с будущим страны: Куда ты скачешь, гордый конь,  И где опустишь ты копыта? Поэтов и писателей того времени волнуют эти проблемы. Но никто не может ещё дать ответ на тревожный вопрос, который связан с будущим страны: Куда ты скачешь, гордый конь? И где опустишь ты копыта?
    УПРОЩЕНИЕ
    Слияние нескольких предложений в одно. Домашнее чтение вслух очень сближает. Когда вся семья вместе несколько вечеров подряд читает одну книгу, это невольно влечёт за собой обмен мыслями. Если это книга большая и её читают долго, она превращается в друга семьи, её герои оживают и входят в наш дом. Домашнее чтение вслух очень сближает, поскольку это невольно влечёт за собой обмен мыслями. Если это книга большая и её читают долго, она превращается в друга семьи, её герои оживают и входят в наш дом.
    Замена предложения или его части указательным местоимением. Уметь дружить и любить – большое искусство. Психологи часто говорят о том, что любовь и дружба должны пройти определённые испытания, проверку на прочность. Уметь дружить и любить – большое искусство. Об этом часто говорят психологи.
    Замена сложноподчинённого предложения простым. Настроение преимущественно зависит не от событий как таковых, а от того, как мы их воспринимаем. Настроение зависит не от самих событий, а от их восприятия нами.
    Замена фрагмента предложения синонимичным выражением: а) замена придаточного определительного синонимичным определением; Автомодели, которые снабжены электродвигателями, принимают участие в настоящих спортивных соревнованиях. Конфигурация трассы, на которой проходят соревнования, включает в себя скоростные участки, профилированные повороты, трамплины и горки. Автомодели, снабжённые электродвигателями, принимают участие в настоящих спортивных соревнованиях. Конфигурация трассы соревнований включает в себя скоростные участки, профилированные повороты, трамплины и горки. б) замена придаточного обстоятельственного синонимичным деепричастным оборотом; Когда анализируешь события, относящиеся к прошлому, помни о будущем. Когда говоришь о том, что есть и будет, не забывай о том, что было. Анализируя события, относящиеся к прошлому, помни о будущем. Говоря о том, что есть и будет, не забывай о том, что было. в) сокращение количества частей сложного предложения. Если мы в какой-то ситуации действовали во вред себе, то возникают неприятные переживания, так что мы начинаем чувствуем себя несчастными. Если мы в какой-то ситуации действовали во вред себе, то возникают неприятные переживания. Из двух близких по смыслу простых предложений в составе сложного («то возникают неприятные переживания, мы начинаем чувствуем себя несчастными») оставлено то, которое обладает большей смысловой ёмкостью в данном контексте.

  3. oka1111 Ответить

    Единый Государственный Экзамен (ЕГЭ)

    Демонстрационные варианты
    Разбор демонстрационного варианта ЕГЭ по русскому языку
    Разбор заданий ЕГЭ по химии 2018 с ответами
    Разбор заданий из ЕГЭ по математике 2018 года
    Разбор демонстрационного варианта ЕГЭ по биологии с ответами
    Разбор демонстрационного варианта ЕГЭ по физике с ответами
    Разбор демонстрационного варианта ЕГЭ по русскому языку с ответами
    Демо ЕГЭ по химии 2017
    Разбор демонстрационного варианта ЕГЭ по истории с ответами
    Разбор демонстрационного варианта ЕГЭ по обществознанию с ответами
    Профессии
    Как определиться с выбором специальности
    «Правовое обеспечение национальной безопасности»
    Специальность «Таможенное дело»
    Специальность «Туризм»
    Специальность «Гостиничное дело»
    Специальность «Экономическая безопасность»
    Специальность «Управление персоналом»
    Специальность «Международные отношения»
    Специальность «Реклама и связи с общественностью»
    Специальность «Юриспруденция»
    Специальность «Бизнес-информатика»
    Выбор специальности по предметам ЕГЭ
    Где учиться на адвоката с ЕГЭ по истории и обществознанию?
    Как стать брокером?
    Как стать журналистом? Куда поступать с ЕГЭ по литературе?
    Как поступить в вуз
    Что нужно, чтобы поступить в ВШЭ на бюджет?
    Как поступить в РУДН на бюджет в 2018 году?
    Как поступить в МИФИ?
    Как поступить в МГУ?
    Как поступить в МГЛУ на бюджет 2018
    Как поступить на бюджет в РАНХИГС
    МГТУ им. Баумана – как поступить на бюджет
    Как поступить на бюджет в МГМУ им. Сеченова
    МГИМО. Как поступить на бюджет
    Новости ЕГЭ
    Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ по математике на курсах
    Видео подготовка к ЕГЭ по обществознанию
    Что такое ЕГЭ: все о государственном экзамене
    Как совмещать обучение в школе и занятия с репетитором?
    Перечень направлений, куда можно поступить с высоким баллом ЕГЭ по английскому языку
    Как справиться со стрессом перед экзаменом
    Перечень направлений, куда можно поступить с высоким баллом ЕГЭ
    Квалифицированная подготовка с нуля к ЕГЭ по русскому языку
    Качественная подготовка старшеклассников к ЕГЭ
    Качественная интенсивная подготовка к ЕГЭ по русскому языку
    Как проводится интенсивная подготовка с нуля к ЕГЭ по обществознанию
    Пять основных направлений тем декабрьского сочинения по литературе 2018
    Что нового в ЕГЭ 2018. Изменения в ЕГЭ
    Как сдать ЕГЭ, если ничего не знаешь?
    Изменения в КИМах 2018
    Дополнительные баллы к ЕГЭ 2018
    Нужно ли сдавать ЕГЭ после колледжа и выпускникам прошлых лет?
    Как пересдать ЕГЭ в 2018 году
    Олимпиады, дающие льготы при поступлении в вузы
    Расписание ЕГЭ в 2018 году
    Минимальные баллы на ЕГЭ 2018
    Можно ли списать на ЕГЭ

    Вузы
    Как поступить в МГМУ по олимпиаде. Стоимость обучения МГМУ
    Как поступить в ВШЭ по олимпиаде. Стоимость обучения ВШЭ
    Как поступить в МГСУ по олимпиаде. Стоимость обучения МГСУ
    Как поступить в РГСУ по олимпиаде. Стоимость обучения РГСУ
    Как поступить в МАДИ по олимпиаде. Стоимость обучения в МАДИ
    Как поступить в МАРХИ по олимпиаде. Стоимость обучения в МАРХИ
    Как поступить в РЭУ по олимпиаде. Стоимость обучения в РЭУ
    Как поступить в ВГИК по олимпиаде. Стоимость обучения в ВГИК
    Как поступить в МГМСУ по олимпиаде. Стоимость обучения в МГМСУ
    Как поступить в МГТУ по олимпиаде. Стоимость обучения в МГТУ
    Как поступить в РГУ по олимпиаде. Стоимость обучения в РГУ
    Как поступить в РАНХИГС по олимпиаде. Стоимость обучения в РАНХИГС
    Как поступить в МФТИ по олимпиаде. Стоимость обучения в МФТИ
    Как поступить в МГЮА по олимпиаде. Стоимость обучения в МГЮА
    Как поступить в Финансовый университет по олимпиаде. Стоимость обучения в Финансовый университет
    Как поступить в МГУ по олимпиаде. Стоимость обучения в МГУ
    Как поступить в МХАТ по олимпиаде. Стоимость обучения в МХАТ
    Как поступить в МГИМО по олимпиаде. Стоимость обучения в МГИМО
    Как поступить в РУДН по олимпиаде. Стоимость обучения в РУДН
    Как поступить в РГГУ по олимпиаде. Стоимость обучения в РГГУ
    Как поступить в МАИ по олимпиаде. Стоимость обучение в МАИ

    Экспертное мнение
    ПЛАНИРОВАНИЕ
    НАМ НУЖЕН ХОРОШИЙ АТТЕСТАТ
    Соц. сети и игры по правилам!
    Спорт/хобби не более 3 раз в неделю
    Обзор МИФИ
    Откуда брать время на учебу и отдых?
    Состояние во время учебы
    Как сделать прорыв в баллах ЕГЭ/ОГЭ?
    Изменения в ЕГЭ по обществознанию
    Зачем выбирать топовый ВУЗ?
    Изменения в ЕГЭ по русскому языку
    Декабрьское сочинение (часть 2)
    Декабрьское сочинение
    Нелюбимый предмет?
    Главное — регулярность 2
    Главное – регулярность
    Обзор Первого МГМУ им. Сеченова
    Обзор МГТУ им. Баумана
    Обзор ВУЗа МГИМО
    Обзор МГУ
    Обзор НИУ ВШЭ
    Обзор МФТИ
    Про домашнее задание
    Идти ли в профильный класс?
    Отменят ли ЕГЭ?
    ЕГЭ по обществознанию на 80+
    Как оказаться в ТОП 4% школьников России по математике?
    Ошибки преподавателей на собеседовании
    Наши преподаватели: отбор, обучение, контроль качества
    5 критических ошибок репетиторов
    +64 балла к ЕГЭ за 4 месяца — правда или вымысел?
    Принцип 10 из 10
    Почему я против введения новых обязательных экзаменов?
    Многие думают, что летом у центра ЕГЭ нет работы
    По каким параметрам выбирать репетитора и как с ним работать?
    Открытие для себя в онлайн подготовке

    Основной Государственный Экзамен (ОГЭ)

    Английский язык
    Раздел «грамматика и лексика» в ОГЭ по английскому языку 2018
    Раздел «письмо» в ОГЭ по английскому языку 2018
    Раздел «устная часть» в ОГЭ по английскому языку
    Биология
    План подготовки к ОГЭ по биологии 2018
    Структура ОГЭ по биологии 2018
    Задания ОГЭ по биологии 2018
    Информатика
    ОГЭ по информатике 2018 год
    КИМы по информатике ОГЭ 2018
    История
    Задания ОГЭ по истории
    Литература
    Как написать сочинение в ОГЭ по литературе
    План подготовки к ОГЭ по литературе 2018
    Структура ОГЭ по литературе 2018
    Математика
    Демонстрационный вариант ОГЭ по математике
    ОГЭ по математике 2018 года
    Разбор заданий ОГЭ по математике 2018
    Обществознание
    Русский язык
    Как написать изложение по русскому языку ОГЭ 2018
    Сочинение-рассуждение по русскому языку ОГЭ 2018
    Разбор заданий в ОГЭ по русскому языку
    Физика
    Демонстрационный вариант ОГЭ по физике 2018
    Химия
    Разбор заданий ОГЭ по химии 2018
    Структура ОГЭ по химии 2018

  4. Kamen' Ответить

    1) Начинайте записывать во время первого прослушивания. Пишите не автоматически, а вслушивайтесь в смысл, старайтесь сразу выделять главное и первостепенное, следите за мыслью диктора.
    2) Не стоит пытаться записать все подряд, делайте акцент на конкретных словах и идите по тексту вместе с диктором. Старайтесь не отставать. Для этого делайте пропуски, в которые поместятся пропущенные слова. То есть, если вы не успели записать три слова, то в вашем черновике должно быть место для этих слов. Это не значит, что все три слова туда попадут, но место для них лучше оставить. При следующем прослушивании вы сможете понять, на каких словах и частях предложения необходимо сконцентрировать свое внимание.
    3) Что нужно записывать во время 1 прослушивания:
    -грамматическую основу (подлежащее и сказуемое предложения)
    -начало предложения с заглавной буквы
    -другие важные для понимания смысла предложения слова
    Что НЕ нужно записывать: 
    -вводные слова
    -длинные причастные и деепричастные обороты
    -синонимы
    -повторы
    4) Выделяйте границы предложений. В идеале писать первое слово предложения с большой буквы. Это необходимо, чтобы два предложения вашего конспекта не превратились в одно с совершенно иным смыслом.
    5) Обязательно используйте сокращения, но использовать их нужно правильно.Например, если вы сократите словосочетание «осенний листопад» вот так: «о.л.» вы ничего не сможете потом понять. Правильно сокращение заключается в том, чтобы захватить корень слова и его окончание.
    Правильное сокращение: «целеустремленный » = «целеустр-ный»
    Неправильное сокращение: «цел.» – такое слово можно истолковать как угодно.
    ***Как правило, некоторые слова повторяются на протяжении всего текста, можно написать такое слово один раз, а потом использовать только первую букву. Это касается только ключевых, тематических слов. Например, текст посвящен красоте. Слово красота есть чуть ли не в каждом предложении. Достаточно будет написать это слово один раз.
    Обязательно потренируйтесь в своем умении сокращать слова.
    6) После первого прослушивания у вас будет 3-5 минут(ы) для работы с черновиком. В это время важно дописать сокращения и, если позволит память, вписать слова, которые вы сможете вспомнить. Здесь надо быть очень осторожными, пишите только то, в чем уверены. Можете пометить в своем черновике галочками те места, в которых принципиально важно восстановить слова: там, где вы вообще не можете вспомнить слово, а оно важно для понимания предложения. Также это могут быть названия чего-либо, имена или термины.
    7) Во время второго прослушивания запишите на места пропусков важные слова. В этот раз тоже можно использовать рациональные сокращения. Во время второго прослушивания также не нужно писать несущественную информацию, вводные конструкции и кучу лексических повторов. Не забывайте, изложение должно быть сжатым.
    8) Еще раз восстановите все сокращения и прочитайте внимательно получившийся текст. Наверняка вы найдете, что можно сократить, упростить или сжать, но не переусердствуйте, так как объем изложения должен быть не менее 70 слов.
    9) Перепишите изложение, создав при этом полноценный текст, проверьте его на ошибки и можете смело переписывать его в чистовик, не забывая об абзацном членении.

    ↑ Практика

    Изложения ОГЭ. Тексты и аудио

  5. ForedStudio Ответить


    Первая часть работы на ОГЭ по русскому языку – сжатое изложение текста, который дважды прослушивается в аудиозаписи. Вам придётся не только «включить» память, но и продемонстрировать умение перерабатывать полученную информацию, выделяя в ней самое главное, существенное.

    Что такое сжатое изложение?


    Сжатое изложение —  текст в сокращении, без мелких подробностей и второстепенной информации. Это что-то вроде грамотно составленного конспекта (очень хорошо, кстати, если правильно писать конспекты вас научили на уроках литературы, истории или географии).
    Сжатым считается текст, сокращённый на 1/3. Однако на ОГЭ требования несколько другие. В демоверсии ОГЭ 2015 года в тексте для прослушивания 152 слова, а требуемый объём изложения — от 70 слов (это чуть больше, чем треть исходного текста).
    Оптимальное количество слов в изложении ОГЭ — 70-90 (служебные слова и междометия также входят в подсчёт). Многие учителя-эксперты полагают, что изложение большего объёма уже не является сжатым и нещадно снижают баллы за работы, где слов слишком много. Так что не рискуйте — пишите от 70 до 90 слов, не больше и не меньше.

     Как писать сжатое изложение в формате ОГЭ?

    Писать изложение нужно в соответствии с утверждёнными критериями, поскольку именно по ним эксперты оценивают работу. Критерии оценивания сжатого изложения можно найти в демоверсии на сайте ФИПИ, а о том, как и кто проверяет экзаменационные работы, почитайте здесь.
    Разберёмся с каждым критерием в отдельности.

    Критерий 1. Содержание.

    От вас требуется изложить главное содержание прослушанного текста. Постарайтесь ничего не упустить, добавлять что-то «от себя» тоже не стоит. Эксперт смотрит, удалось ли вам отразить основные микротемы текста — и выставляет соответствующий балл.

    Что такое микротема?

    Предложения текста объединяются одной общей темой (напомним, тема — это то, о чём говорится в тексте). Большая тема, как правило, раскрывается через несколько маленьких подтем — микротем. Не случайно и текст по смыслу обычно делится на несколько частей — абзацев. Можно сказать, что микротема — это главная мысль абзаца. (Не путайте термины «абзац» и «микротема» — это разные понятия, и абзацному членению посвящён другой критерий оценивания изложения).
    Логика эксперта такова: если вы отразили в работе все важные микротемы текста, то содержание текста передано верно, а значит по первому критерию можно поставить высший балл.
    Нужен конкретный пример? В одной из статей на нашем сайте такой пример есть — перейдя по ссылке, вы сможете узнать, как выделять микротемы в тексте.
    Чтобы выделить в тексте главную информацию, нужно правильно его понять. Постарайтесь понять, о чём говорится в тексте уже при первом прослушивании.

    Критерий 2. Сжатие текста.


    При проверке изложения эксперты подсчитывают количество слов (слов должно быть, как мы уже сказали, не меньше 70). Однако главное, на что обращается внимание при оценивании работы по второму критерию, — использование приёмов сжатия.

    Что такое приёмы сжатия текста?

    При сжатии текста потребуется переработка содержащейся в нём информации. Эта информация «фильтруется» — вы оставляете главное и отсекаете второстепенное.
    Текст сокращается по правилам. Одно из них – использование определённых действий, которые называются приёмами сжатия (их также называют языковыми приёмами компрессии текста). Если вы владеете этими приёмами, вам будет нетрудно изложить содержание текста в лаконичной и понятной форме.
    Но помните: как бы вы ни «сжимали» прослушанный текст, постарайтесь не «потерять» главную информацию, которая в нём содержится.
    Основные приёмы сжатия текста:

    1. Исключение.

    Этот приём связан с исключением, «вычёркиванием» второстепенной информации, и некоторые школьники считают его самым лёгким. Действительно, разве сложно зачеркнуть в тексте какие-то слова или даже предложения?
    Однако не всё так просто. Ни в коем случае нельзя исключать главную информацию – рискуете потерять баллы. Отсекается только второстепенная информация!
    Что же можно исключить из текста при его сжатом изложении?
    Исключаем повторы. Пример: Нужно воспитывать в детях совестливость, нужно воспитывать в детях способность к состраданию. – Нужно воспитывать в детях совестливость, способность к состраданию.
    Можно исключить синонимы (один или несколько). Пример: Глаза мальчика засияли, засверкали, заискрились. – Глаза мальчика засияли.
    Исключаем уточнения, пояснения: Сестра жила неподалёку, на соседней улице. – Сестра жила неподалёку.
    Возможно исключение частей предложения или даже нескольких предложений, заключающих несущественную информацию. Здесь важно не перепутать второстепенную информацию с главной, существенной для раскрытия темы.

    2. Обобщение.

    Заменяем однородные члены обобщающим словом или словосочетанием. Пример: Мы нарвали ромашек, колокольчиков, васильков. – Мы нарвали цветов (разных цветов).
    Обобщаем информацию, заменяя фрагмент текста синонимичным (близким по смыслу) выражением. Пример: Человек учится правильному поведению с того самого возраста, когда делаются первые шаги, закладываются первые привычки, произносятся первые слова. – Человек учится правильному поведению с раннего детства.

    3. Упрощение.

    Этот приём сжатия заключается в структурном упрощении фрагмента текста. Для этого можно объединить несколько предложений в одно. Пример: Годы идут. Писатель всё дальше уходит в историю, не стареют лишь его произведения. – Годы идут, но книги писателя не стареют (в этом примере наряду с упрощением используется и исключение).
    Возможна замена сложноподчинённого предложения простым: Авиамодели, которые имеют электродвигатели, участвуют в спортивных состязаниях. – Авиамодели, снабжённые электродвигателями, участвуют в спортивных состязаниях.
    Прямую речь в сжатом изложении лучше заменить косвенной. Это ещё одна разновидность упрощения. Пример: Водитель сказал: «Я довезу вас до вокзала за пятнадцать минут». – Водитель сказал, что довезёт нас до вокзала за пятнадцать минут.

  6. fc-barca88 Ответить

    Экзамен по русскому языку включает в себя два вида испытаний: итоговое собеседование и собственно сам ОГЭ. Итоговое собеседование, по аналогии с итоговым сочинением в 11-м классе, является допуском к основным испытаниям. Итоговое собеседование проводится полностью в устной форме и оценивается по системе «зачет/незачет».

    Структура ОГЭ по русскому языку

    ОГЭ по русскому языку состоит из трех частей – тестовой части, сочинения и изложения. Чтобы получить уверенную четверку, не говоря уж о пятерке, необходимо выполнить все три части.
    Часто можно услышать такие рассуждения девятиклассников: «Мне нужна только тройка, поэтому я обойдусь без изложения или сочинения». Увы, в таком случае есть риск вообще не сдать экзамен. Давайте разберемся в критериях оценивания и поймем, почему важно готовиться ко всем трем частям экзамена.

    Критерии оценивания

    За тестовую часть (задания № 2–8) можно получить 7 баллов – по одному баллу за каждый верный ответ. Как мы уже упоминали ранее, в задании может быть несколько вариантов ответа, и если вы добавите лишний ответ или один вариант из трех будет ошибочным, то, увы, – задание будет оценено нулем баллов.
    За сочинение можно получить максимум 9 баллов, а за изложение – 7 баллов. Есть также критерии оценивания, относящиеся сразу и к сочинению, и к изложению: за отсутствие речевых, грамматических, орфографических, пунктуационных, фактических и этических ошибок можно получить до 10 баллов. Кроме того, без достойных баллов по этим критериям невозможно получить «4» или «5» – это отдельно прописано в правилах экзамена.
    Итак, если вы намерены получить достойный балл за основной государственный экзамен, который, кстати, является вступительным испытанием во многие колледжи и техникумы, – все три части чрезвычайно важны.

    Типы сочинений ОГЭ и советы эксперта по написанию сочинения

    На выбор ученику предлагается три типа сочинения.
    Задание 15.1 представляет собой сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Выпускнику необходимо раскрыть высказывание о русском языке (например, об орфографии, или стилистике, или пунктуации) одного из видных филологов, лингвистов, писателей. Первый абзац сочинения должен быть посвящен раскрытию данного высказывания. Во втором и третьем абзаце выпускник должен привести два примера из текста, подтверждающие тезис. Так, если тезисом работы является мысль о том, что знаки препинания помогают передать чувства говорящего, то в пример можно привести предложения с вопросительным или восклицательным знаком, которые передают вопрос, удивление или возмущение автора или героя текста. В заключительном абзаце необходимо написать вывод ко всей работе.
    Задание 15.2 связано с умением ученика анализировать текст. В первом абзаце этого типа письменной работы нужно раскрыть фрагмент текста, объяснив значение какой-либо фразы из текста. Ученик должен показать, как он понял основную мысль предложенного для анализа текста. Во втором и третьем абзацах нужно привести два примера-иллюстрации из текста, которые помогают раскрыть основную мысль. И не стоит забывать про вывод – необходимую композиционную часть любого сочинения.
    Последний тип задания – 15.3. В нем выпускнику нужно объяснить, как он понимает значение какого-либо понятия, такого, к примеру, как любовь, милосердие, доброта, предательство, настоящее искусство и тому подобное. В первом абзаце ученик должен написать, как он понимает значение этого понятия. Во втором абзаце – привести примеры из текста. Например, если речь идет о милосердии, нужно найти в тексте пример этого качества, показать, кто из героев его демонстрирует. Третий абзац посвящен примеру из жизненного опыта, в который можно включить пример из прочитанной учеником книги. В выводе нужно подвести итог всем размышлениям.
    Мы рекомендуем заранее выбрать один из трех типов сочинения, чтобы готовиться непосредственно к нему, ведь удержать в голове информацию и требования сразу ко всем трем видам сочинения тяжело. Кроме того, при написании задания № 15 нужно использовать определенные шаблоны, которые помогут правильно выстроить текст и начать новый абзац, к примеру: «Приведу пример из прочитанного текста А.С. Пушкина» или «Подводя итоги, добавлю, что…».

    Пример и разбор сочинения

    Рассмотрим пример сочинения, в котором сделаны типичные ошибки.
    Сочинение 15.3 на тему «Что такое БЕСТАКТНОСТЬ?»
    Что такое бестактность? Бестактность –  это качество, которое задевает чувства других. Бестактные люди лишены чуткости.
    В данном абзаце есть тавтология – повтор в трех соседних предложениях одного и того же слова – «бестактность». Можно заменить следующим образом: «Что такое бестактность? На мой взгляд, это качество, которое задевает чувства других людей. Бестактные люди лишены чуткости».
    Приведу пример из текста. В предложениях 29–36 одноклассники и старшеклассники проявили бестактность, то есть задели чувства мальчика.
    В данном абзаце пример из текста не раскрыт, а лишь упомянут. Необходимо было дописать, как именно были задеты чувства мальчика, в чем конкретно была проявлена бестактность. Также можно было привести цитату из текста.
    Хотелось бы еще привести пример из жизненного опыта. У моего знакомого есть привычка перебивать. Это и есть настоящая бестактность. Из-за этого у него практически нет друзей и приятелей.
    В этом абзаце ученик допустил принципиальную ошибку, связанную с этичностью высказывания. Нельзя в осуждающем тоне писать о друзьях, знакомых, окружающих людях. Недостатки, отрицательные качества лучше всего демонстрировать или на своем примере, или на примере из литературы.
    Хотелось бы еще добавить, что бестактность – это качество, из-за которого нарушаются нормы общения.
    Повтор фразы «хотелось бы еще». Необходимо заменить ее на синонимичную.
    Теперь прочтем образцовое сочинение, достойное высшего балла, на тему «Что такое МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ?» (Задание 15.3).
    Мне кажется, что материнская любовь – это бескорыстное, всепрощающее и вечное проявление добра и тепла матери по отношению к детям. Мама всегда готова помочь и поддержать своих детей, простить их, если они совершили ошибку.
    В предложениях 4–7 из вышеприведенного текста хорошо описана материнская любовь. В них говорится о том, что мама готова выручить главного героя в трудную минуту и простить сына: «Мама простила предательство сына и его жестокость, потому что не может она иначе…». В предложении 27 автор высказывает мысль о том, что матерей всегда заботит судьба детей, независимо от их возраста.
    Хорошим примером материнской любви может служить отрывок из «Капитанской дочки», где А. С. Пушкин показывает мать Петруши Гринева в момент разлуки со своим ребенком. Он с помощью одного предложения показал состояние матери в момент, когда она узнает о предстоящем отъезде сына: «Мысль о скорой разлуке со мной так поразила ее, что она уронила ложку в кастрюльку, и слезы потекли по ее лицу», а когда Петруша уезжает, она «в слезах наказывает» ему беречь здоровье.
    В заключение хотелось бы сказать, что материнская любовь является одной из самых важных вещей для ребенка и даже для взрослого человека, ведь всем нам, независимо от возраста, бывает нужен мамин совет или помощь.

    Основная информация об изложении

    Изложение – это задание под номером 1 в ОГЭ по русскому языку. Именно с него начинается экзамен. Выпускникам с перерывом в 5 минут будет включена аудиозапись с текстом изложения. Первый раз мы рекомендуем ничего не записывать, а лишь пометить начало микротем и уловить общий смысл текста – иначе, увлекшись записыванием, можно пропустить остальной текст. В перерыве стоит набросать то, что запомнилось. А вот во время прослушивания текста во второй раз записать все то, что вы упустили в первый раз.
    Ни в коем случае не стоит писать точь-в-точь теми же словами, что и в исходном тексте. Ваша задача – пересказать текст, показав, что вы уловили смысл и использовали приемы сокращения, а не продемонстрировать отличную память, переписав текст дословно.
    Конечно же, не стоит и сочинять, если вы что-то недопоняли или не успели. Смысл текста не должен быть искажен, текст не должен быть переписан дословно – вот основные условия для успешного написания изложения.
    Получить максимальный балл на экзамене реально, нужно приложить немного усилий, вовремя начать подготовку и не верить в расхожие заблуждения. Совместно с экспертом ОГЭ развеяли пять мифов об экзамене и его письменной части.

    Критерии оценивания

    Давайте рассмотрим критерии оценивания изложения, чтобы понять, что требуется от экзаменуемого.
    Критерий ИК-1. Максимум по этому критерию – 2 балла – можно получить, если верно выделить все микротемы, то есть правильно услышать 3 абзаца. Если добавить или убрать одну микротему, то один балл снимается. Ноль баллов по этому критерию ставится, если неправильно определены две микротемы.
    Критерий ИК-2. 3 балла по этому критерию можно получить, если выпускник применил несколько приемов сжатия текста на протяжении всей работы. То есть, к примеру, выпускник равномерно сократил все абзацы, использовав такие приемы сжатия, как обобщение или исключение неважной для понимания текста информации.
    Баллы по этому критерию снимаются, если ученик сократил только одну или две микротемы, а третью записал полностью, никак не сократив. Или же если на протяжении всего изложения выпускник использовал только один из приемов сжатия текста или вообще их не использовал, полностью пересказав исходный текст (как мы уже говорили раньше, в задании «Изложение» проверяется не память ученика, а его способность передать содержание текста, использовав приемы сжатия).
    Критерий ИК-3. В этом критерии оценивается смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Если верно выделить все микротемы в соответствии с критерием ИК-1, то и по этому критерию можно получить максимум – 2 балла. Если же в работе неправильно выделен один из абзацев или допущена одна логическая ошибка, то по этому критерию снимается один балл. Ноль баллов ставится при условии, если выпускник сделал больше одной логической ошибки или неверно выделил два абзаца.

    Общие критерии оценивания для изложения и сочинения

    Рассмотрим критерии оценивания, которые относятся сразу и к изложению, и к сочинению.
    ГК-1. Чтобы получить по этому критерию 2 балла, нужно совершить не более одной орфографической ошибки и в изложении, и в сочинении. За две-три ошибки ставится один балл, а за четыре и более – 0 баллов.
    ГК-2. Максимум по этому критерию (2 балла) ставится, если в двух письменных работах ученик совершил не более двух пунктуационных ошибок. Если есть 3–4 ошибки, то ставится 1 балл, а за 5 и более ошибок, увы, по этому критерию выставляется ноль баллов.
    ГК-3. Если в изложении и сочинении есть не более одной грамматической ошибки, то можно получить 2 балла. Напомним, что к грамматическим ошибкам относятся, к примеру, ошибки в образовании форм слова (например, «ложил» вместо «клал», «трехста» вместо «трехсот»), ошибки в согласовании или управлении словосочетаний (например, «удостоен наградой» вместо «удостоен награды»), нарушение синтаксических норм.
    ГК-4. Чтобы получить 2 балла, ученик должен сделать не более двух речевых ошибок в изложении и сочинении. За 3–4 ошибки ставится 1 балл, за 5 и более ошибок – 0 баллов. К типичным речевым ошибкам относятся, например, тавтология или плеоназм, смешение паронимов, неоправданное употребление просторечных слов или слов высокого стиля, ошибочное употребление фразеологизмов.
    ФК-1. Критерий, проверяющий фактическую точность письменной речи. При полном отсутствии такого вида ошибок ставится 2 балла, за 1 ошибку – 1 балл, за 2 и более – 0 баллов. К фактическим ошибкам относятся ошибки в употреблении терминов, ошибки в датах, географических названиях, именах и фамилиях авторов, названиях литературных произведений, именах и фамилиях персонажей, неточное цитирование, искажение сюжета и так далее.

    Алгоритм подготовки

    Как правило, во многих школах уже в 8-м классе педагоги проводят пробные испытания, которые показывают уровень подготовки их учеников. Но подготовка в школе на уроках русского языка не носит систематический характер – ведь надо еще готовиться к итоговому собеседованию и, конечно, изучать школьный курс по русскому языку за 9-й класс, в который, кстати, входит только изучение сложных предложений.
    Учителям просто некогда тщательно готовить учеников к экзамену, поскольку на это не заложено время в школьной программе. Ни для кого не секрет, что занятия с репетиторами или посещение курсов – едва ли не обязательное условие успешной сдачи ОГЭ.
    Конечно, при должном усердии и усидчивости можно самому хорошо подготовиться к экзаменам, по крайней мере, к тестовой части – для этого существует много интернет-ресурсов и печатных сборников заданий. Но важно следить, соответствуют ли эти издания и интернет-источники КИМам 2020 года.
    А вот к изложению и сочинению самостоятельно подготовиться гораздо труднее, чем к тесту. Практически нереально самому проверить орфографические, пунктуационные, речевые и грамматические ошибки – а ведь на этих критериях можно потерять до 10 баллов, то есть почти треть от всех баллов за ОГЭ (максимум – 33 балла).
    Каков же алгоритм подготовки к ОГЭ? На наш взгляд, начать подготовку лучше всего с отработки и разбора тестовой части. Подготовку к изложению можно совместить с подготовкой к итоговому собеседованию – и там, и там требуется умение сократить текст, передав основной его смысл. При подготовке к сочинению мы прежде всего советуем определиться с типом сочинения – 15.1, 15.2 или 15.3 – и готовиться конкретно к выбранному типу работы. Параллельно мы советуем повторять правила орфографии и пунктуации за весь школьный курс – эти знания пригодятся и в тестовой части.

    Все ли я знаю о сочинении и изложении?

    Хотите закрепить материал, тогда скорее проходите короткий тест, чтобы проверить себя.

  7. pitvetrodui Ответить

    ОГЭ. Задание № 1. Сжатое изложение.
    10 необходимых шагов. Алгоритм написания.
    1. Прослушайте текст. Во время первого прослушивания начинайте сразу делать записи, отмечая микротемы. Обратите внимание на более длительные паузы – это абзацы! Помните: в тексте – 3 микротемы, т.е. 3 абзаца.
    2. Прослушивая текст второй раз, записывайте ключевые слова и фразы.
    3. Работая над восстановлением текста, отметьте в нем существенное и подробности в каждой части.
    4. Определите способы сокращения текста (исключение, обобщение, упрощение), которые необходимо применить в каждом абзаце (один любой способ, но в каждом абзаце!)
    5. Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст. Учитывайте смысловые связи между эпизодами (логические, временные, пространственные и т.п.).
    8. Пересчитайте слова (пусть будет около 90 слов – не менее!)
    9. Отредактируйте изложение (проверьте на наличие ошибок).
    10. Перепишите аккуратно в бланк (помните: все буквы и знаки препинания
    должны четкими, не вызывающими сомнений у проверяющего эксперта)
    Помните о главных условиях:
    1. 1. Вы должны передать содержание и(основную мысль) как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
    2. Вы должны применить хотя бы один способ сжатия в каждом абзаце.
    3. Объём изложения – не менее 70 слов.
    * Напомним! К приемам сжатого изложения относятся:
    1)   сокращение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов,
    2)   образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи;
    3)  сокращение сложного предложения за счет менее существенной части;
    4)   разбивка сложного предложения на сокращенные простые;
    5)    перевод прямой речи в косвенную;
    6)        пропуск предложений, содержащих второстепенные факты;
    7)        пропуск предложений с описаниями и рассуждениями.
    УДАЧИ!!!

  8. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *