Как правильно писать объяснительную записку на работе?

16 ответов на вопрос “Как правильно писать объяснительную записку на работе?”

  1. adaele Ответить

    Объяснительные записки в дошкольные учреждения представляют родители, причем объясняют они свои действия (например, причины отсутствия ребенка или задержки оплаты), а не поступки детей.

    Сроки написания объяснительных записок

    В трудовом законодательстве установлен четкий срок предоставления объяснительной записки. Статья 193 Трудового кодекса РФ обязывает работодателя не вводить дисциплинарное взыскание в течение двух рабочих дней после требования о предоставлении работником объяснений. Если за эти два дня работник записку не составил, срок считается истекшим.
    В какое время предоставлять объяснительные записки по месту учебы, в детский сад и другие учреждения, решает администрация этих организаций, причем срок должен быть разумным.

    Юридическое значение объяснительных

    Подобные записки имеют существенное правовое значение, особенно если дело касается трудовых отношений. Согласно Трудовому кодексу РФ, объяснения работника – обязательная часть процедуры привлечения к дисциплинарной ответственности. До тех пор, пока не получена объяснительная записка (если не истек срок ее предоставления, указанный в предыдущей главе) никакие меры к работнику приняты быть не могут.
    Важен не только сам факт предоставления объяснения, но и его содержание. На основе записки работодатель может как применить максимально возможное взыскание, так и отменить наказание работника полностью. Другими словами, если вы опоздали на работу или не выполнили какое-либо поручение по уважительной причине, то объяснительная может спасти вас от кары работодателя.
    В то же время написание объяснительной не является обязательным для работника, он может отказаться от этого без каких-либо правовых последствий (за исключением того, что работодатель будет принимать решение, основываясь либо только на собственной оценке ситуации, либо на оценке свидетелей и других участников события).

  2. Neon12 Ответить

    До того как написать объяснительную на работе (непосредственно ее текст), документ следует правильно озаглавить. Чтобы дополнительно не раздражать начальство, его не стоит называть ни «пояснительной», ни «разъяснительной», ни как-то еще. В записке работник должен именно объяснить свое поведение и показать готовность к исправлению.

    Как написать объяснительную на работе за прогул

    Трудовой кодекс довольно суров к тем, кто прогуливает работу. Отсутствие сотрудника на рабочем месте более 4-х часов грозит ему увольнением – по инициативе организации (ст. 81 ТК РФ). Но не следует рассчитывать на лояльность работодателя и при меньших задержках вне рабочего места. Вероятным последствием частых опозданий станет написание объяснительной записки.
    Перед тем как писать объяснительную директору или начальнику отдела, следует тщательно продумать ее содержание. На ее составление работнику по закону дается 2 дня (ст. 193 ТК РФ). Руководство следует убедить, что прогул или опоздание произошли либо в связи с внешними обстоятельствами, на которые подчиненный никак не мог повлиять, либо из-за ситуации, когда гражданин не смог поступить иначе. На понимание начальства можно рассчитывать, если нарушитель вовремя не явился на работу по следующим причинам:
    внезапное недомогание (самого работника или членов его семьи);
    оказание помощи посторонним людям (например, кому-то из пассажиров в метро стало плохо, и сотрудник оставался с ним до прибытия скорой);
    тяжелая транспортная ситуация из-за природного катаклизма, совершенного теракта и т.п.;
    поломка автомобиля или ДТП;
    задержка авиарейса по вине перевозчика, и иные уважительные основания.
    Что написать в объяснительной за прогул, зависит и от того, действительно ли ее автор не мог своевременно прийти на работу, или в том, что случилось есть его вина. В первом случае достаточно четко изложить обстоятельства, а в идеале приложить подтверждающие документы, например, фото автомобильной «пробки» или справку от врача. Но если в этом виноват сам работник (проспал, забыл, не рассчитал), ему следует признать свою оплошность, пообещав, что в будущем она не повторится. Подобный формат объяснительной следует соблюдать и в иных случаях ее оформления.

    Как написать объяснительную записку, если допущена ошибка

    Ошибиться может любой, даже очень ценный и грамотный сотрудник. Поэтому важно знать, как правильно писать объяснительную записку на работе, если это произошло.
    Не следует перекладывать всю вину на коллег, а тем более – на неумелое руководство.
    Если, действительно, неисполнение трудовых обязанностей произошло в связи с чьим-то действием или бездействием, об этом можно упомянуть в записке, но и собственную оплошность (если она имела место) надо признать. Например, если менеджер не позвонил своевременно клиенту и тем самым сорвал сделку, неправильно в объяснительной ссылаться на то, что о звонке вовремя не напомнили, или писать, что телефон был постоянно занят.
    Как правильно писать объяснительную на работе сотруднику, допустившему ошибку, можно узнать из наших примеров ниже. В документе следует указать:
    на непреднамеренность действий нарушителя;
    на отсутствие в прошлом нареканий к его работе;
    на объявленные ранее благодарности и прочие поощрения (если таковые были);
    на наличие смягчающих обстоятельств (устал, большая нагрузка, ребенок в больнице, только что вернулся с похорон и т.д.).
    В заключении нужно выразить сожаление по поводу допущенной ошибки и пообещать ее более не совершать.

    Как писать объяснительную на имя директора по жалобе клиента

    Работникам, напрямую работающим с людьми, надо хорошо ориентироваться в вопросе, как писать объяснительную записку, если поступила жалоба от клиента. Потому что такие бумаги возможны.
    В записке необходимо подробно изложить обстоятельства, ставшие причиной для жалобы. Если конфликт был спровоцирован клиентом, это следует указать, сославшись на коллег-свидетелей, которые могут данные факты подтвердить. Задача автора объяснительной записки – убедить начальство, что он действовал в рамках должностных обязанностей, ни в чем их не нарушил, а поступившая жалоба является следствием либо недоразумения, либо недобросовестных действий клиента.

    Когда могут уволить

    Иногда трудящиеся интересуются, сколько объяснительных нужно для увольнения. Ответ на него таков: дело не в количестве подобных записок, а в том, как руководство на них реагирует. Данный документ начальство обязано запросить перед тем, как применить к подчиненному дисциплинарное взыскание (ст. 193 Трудового кодекса РФ).
    Именно наличие дисциплинарного взыскания у сотрудника, неоднократно не исполнившего свои трудовые обязанности, является одним из поводов для его увольнения. Однако оформление объяснительной далеко не всегда влечет наложение на работника «наказания» в виде выговора или замечания. И если работодатель довольствуется объяснениями сотрудника и не применяет к нему никаких взысканий, то таких бумаг может быть написано сколько угодно – это не явится причиной для увольнения по инициативе организации.

    Примеры объяснительных записок

    Как уже отмечалось, бланк объяснительной организации обычно не заготавливают. Провинившемуся подчиненному выдается чистый лист, который он заполняет самостоятельно.
    Вначале оформляется шапка объяснительной, где указывается:
    на чье имя составляется документ (прописывается должность руководителя, организация или подразделение, которые он возглавляет, и ФИО);
    кем составлена записка (должность, подразделение, ФИО).
    Форма объяснительной записки хоть и свободная, но предполагает, помимо шапки, несколько обязательных реквизитов:
    наименование документа;
    его основная часть (непосредственно объяснения работника);
    дата составления записки;
    подпись ее автора (с последующей расшифровкой).
    Шаблон объяснительной можно посмотреть ниже.

    Как писать объяснительную на работе образец для сотрудника, опоздавшего на работу

  3. Thorr13 Ответить

    Как правило, нарушения, которые требуют пояснения со стороны работника, довольно серьезны и могут привести к дисциплинарному взысканию, вплоть до увольнения. Чтобы этого избежать и честно разобраться в ситуации, грамотный руководитель просит дать письменные объяснения.
    Объяснительная записка может обезопасить сотрудника в спорных ситуациях при разногласиях с работодателем, а также может обрести статус доказательного документа в случае обращения какой-либо из сторон в судебную инстанцию.

    Кому адресовывать объяснительную

    Чаще всего объяснительную записку пишут на имя директора предприятия. Но если компания очень крупная, то ее следует писать непосредственному руководству (начальнику цеха, бригадиру, руководителю отдела и т.д.). Обычно должность человека, на чье именно имя нужно писать записку, регулируется «Правилами внутреннего распорядка», которые должны быть в каждой организации.

    Когда писать объяснительную

    Для написания объяснительной записки установлены определенные сроки: не более двух рабочих дней с момента инцидента. Именно поэтому работодатель, составляя письменное требование о предоставлении объяснений, должен поставить дату – отчет будет вестись именно с нее. Если в установленное время объяснительная записка не будет написана, работодатель вправе применить к подчиненному любые меры взыскания, адекватные проступку и в рамках закона.
    Следует помнить о том, что за одно нарушение может быть применено только одно дисциплинарное наказание и не позднее, чем через месяц после установления факта допущенного нарушения (факт устанавливается также письменно, путем составления и регистрации специального акта).

    Правила составления объяснительной записки

    Объяснительная записка пишется в свободном виде. В ней обязательно должны быть указаны следующие данные:
    сведения о предприятии,
    информация о руководителе и провинившемся сотруднике,
    дата проступка,
    пояснения.
    Чем убедительнее будет основная часть, тем лучше для работника, в качестве аргументов лучше всего приводить доводы, имеющие какие-либо письменное подтверждение (например при опоздании на работу – справку из мед. учреждения, или чек из автосервиса с датой и временем произведенного ремонта и т.п.). Также положительную роль играет раскаяние в содеянном нарушении (если в нем имеется прямая вина сотрудника) и обещание впредь исправиться и не допускать подобных ошибок.
    В случае, если сотрудник не видит за собой никакой вины, это тоже нужно отразить в объяснительной с приведением всех необходимых доказательств ее отсутствия.
    Писать объяснительную можно как от руки, так и печатать на компьютере. Первый вариант предпочтительнее и именно так требуют оформлять документ опытные специалисты кадровых отделов и юристы. В любом случае, объяснительная должна быть заверена «живой» подписью сотрудника с обязательной «живой» же расшифровкой.
    Объяснительную записку нужно писать в двух экземплярах, один из которых необходимо передать работодателю, а второй оставить у себя, но только после того, как работодатель поставит на обеих копиях отметку о том, что объяснительные были получены.

    Инструкция по написанию объяснительной записки

    Объяснительная записка с точки зрения норм и правил делопроизводства имеет вполне стандартную структуру и не должна вызвать больших затруднений при написании
    В «шапке» документа правом верхнем углу необходимо вписать сведения об адресате.
    Сначала здесь указывается должность сотрудника, на чье имя она составляется (директор, генеральный директор, начальник отдела, руководитель группы и т.д.).
    Затем пишется полное название организации, с указанием ее организационно правового статуса (ИП, ООО, ЗОА, ОАО), а также фамилия, имя, отчество адресата.
    После этого точно также оформляются данные о работнике (должность, название компании, фамилия, имя, отчество).
    Далее указывается населенный пункт, где зарегистрировано предприятия, а также дата написания заявления.
    Потом по центру строки нужно написать наименование документа с коротким обозначением его сути (в данном случае «об опоздании на работу»).
    Вторая часть является основной. Здесь нужно обязательно привести только факты и причины проступка, при этом следует постараться дать корректное пояснение с четкими формулировками и приведением аргументов. Если есть письменное доказательство невиновности сотрудника, это следует также указать. Много и очень подробно писать не надо – никто не будет читать несколько страниц текста, более того, такое пояснение может вызвать отрицательную реакцию со стороны работодателя.
    Заявление необходимо подписать с обязательной расшифровкой подписи и передать его либо секретарю, либо лично в руки непосредственному руководителю.

    Объяснительная записка по причине опоздания на работу

  4. Vitaliy123V Ответить

    Работодатель, получив объяснительную записку, проставляет на ней регистрационный входящий номер документа и – в обязательном порядке – дату приема.
    Согласно ст. 193 ТК РФ, на которую мы ссылались вначале, у работника есть 2 рабочих дня на то, чтобы написать объяснительную записку. Если по истечении этого времени объяснения работником не предоставлены, работодатель вправе составить об этом соответствующий акт. Чтобы подстраховаться от неправомерных действий со стороны работодателя, работнику лучше зарегистрировать свою объяснительную записку в канцелярии или у секретаря с проставлением на документе соответствующей отметки, после чего забрать себе копию объяснительной с этой отметкой. Другой вариант: работник может написать объяснительную в 2 экземплярах, и один из них, после проставления отметки о приеме, оставить у себя. Тогда никто не сможет сказать, что работник не предоставил письменные объяснения в установленный законом срок.
    Назначить работнику дисциплинарное взыскание имеет право только его работодатель (как правило, в лице генерального директора). Свое решение он оформляет в виде резолюции. Если руководитель принимает решение наказать провинившегося, то на основании такой резолюции оформляются последующие документы (например, приказ об увольнении и т.д.).

  5. NickFreeman70 Ответить

    На основании этого документа комиссия по служебному расследованию делает заключение о степени виновности работника и выносит решение о наказании.
    В материалах служебного расследования может быть любое количество служебных записок, как от одного сотрудника, так и от нескольких, в зависимости от обстоятельств дела.
    Служебная записка не всегда является составляющей материалов служебного расследования, она может оформляться и как отдельный документ.
    Происходит это в следующих случаях:
    работник совершил мелкое нарушение, по поводу которого не проводится служебное расследование;
    при совершении работником проступка работодатель сначала берет у него письменные объяснения, а затем принимает решение о целесообразности проведения служебного расследования.

    Какую силу имеет и на что может повлиять

    В большинстве случаев служебного расследования объяснительная записка является основным документом, раскрывающим подробности и причины произошедшего нарушения.
    От ее содержания зависит решение комиссии о наказании работника, при условии, что она содержит в себе достоверные сведения. Но в отдельных случаях, когда имеются другие доказательства виновности (невиновности) работника, она будет всего лишь формальностью, необходимой для соблюдения процедуры проведения служебного расследования.

    Чем регламентируется

    В законодательстве нет такого понятия как объяснительная записка, но согласно статье 193 ТК РФ (ССЫЛКА), перед тем как наказать работника, работодатель обязан получить от него письменное объяснение по факту выявленного нарушения.
    Традиционно в делопроизводстве этот документ стал называться объяснительной запиской.
    Но это не значит, что если работник назовет этот документ по-другому, например «письменные объяснения», работодатель вправе не принять его.
    То есть объяснительная записка не будет являться обязательным документом, если в материалах расследования уже присутствуют письменные объяснения работника, названные иначе.

    Объяснительная по факту выявленных нарушений

    Кто, кому и в какой срок её пишет

    Писать объяснительную записку должны следующие категории работников:
    те, кто совершил нарушение трудовой дисциплины или должностной инструкции;
    те, кто присутствовал при совершении другим человеком нарушения;
    те, кто являются непосредственными руководителями работника, в отношении которого проводится служебное расследование;
    любой работник, у которого работодатель запросил объяснения.
    Это не значит, что при совершении какого-либо нарушения все вышеуказанные работники должны писать объяснительные — это остается на усмотрении комиссии, проводящей расследование. Обязательным будет только написание объяснительной лицом, к которому будут применены дисциплинарные наказания.

    Чаще всего объяснительная записка пишется на имя руководителя организации, независимо от того, кто является председателем комиссии, проводящей служебное расследование.
    Но это не обязательное условие. Бывает и так, что документ оформляется на имя непосредственного руководителя, особенно в случае, когда объяснительная пишется без проведения расследования.
    Согласно статье 193 ТК РФ для составления объяснительной у работника есть 2 рабочих дня. Указанный период начинает течь на следующий день после того, как работник получил требования о даче объяснений.
    Он продляется на срок, когда человек отсутствует на рабочем месте по уважительной причине (отпуск, болезнь), которая должна быть подтверждена документально (приказ, листок нетрудоспособности).

    На основании чего она пишется

    Служебная записка пишется в двух случаях:
    письменный запрос работодателя;
    устное распоряжение руководителя.
    Первый вариант предпочтительнее, особенно в случае проведения служебного расследования, поскольку даже если от работника не будут получены объяснения в двухдневный срок, составить акт нельзя – нет доказательств того, что у работника запрашивали объяснения.

  6. shuragent Ответить

    Образец приказа представлен ниже:

    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. Приказ всегда должен подписать работник – предполагается, что этими действиями подтверждает факт ознакомления с текстом, однако это не равнозначно тому, что он согласен с содержанием. Если сотрудник отказывается поставить подпись, составляется соответствующий акт об отказе, который подписывается другими работниками организации, засвидетельствовавшими этот факт.

    Поделиться ссылкой:

    (1
    Источник: https://abmrsk.ru/lgoty-i-subsidii/obrazets-sluzhebnoj-zapiski-o-narusheniyah-v-rabote-i-nevypolnenii-obyazannostej.html

    Как написать объяснительную записку о невыполнении должностных обязанностей?

    Любой работник может допустить ту или иную ошибку в работе. Причиной может быть как физическое состояние сотрудника, так и незнание своих должностных обязанностей.
    Невыполнение служебных обязанностей может быть наказано вынесением различного рода взысканий.
    Для того чтобы избежать или смягчить их, работник может составить объяснительную записку, в которой укажет причины допущенного проступка.

    Когда и почему составляется записка?

    При обнаружении ошибок в работе или невыполнении тех или иных обязательств, работодатель имеет полное право наложить на работника дисциплинарное взыскание.
    Но перед его вынесением, руководство должно попросить работника составить объяснительную записку, в которой будут указаны причины невыполнения своих служебных обязанностей.
    Исходя из текста объяснительной, руководство выносит решение о наложении и виде дисциплинарного взыскания.
    Обратите внимание, на составление объяснительной записки у вас есть два дня. Требования о немедленном составлении бумаги являются неправомерными.

    Особенности составления

    Как и любой документ, относящийся к внутреннему документообороту, объяснительная записка составляется на имя директора предприятия на чистом белом листе формата A4. В случае наличия утвержденного на предприятии бланка составления записки – составляется на нем.
    В тексте объяснительной четко, кратко и ясно описывается суть проблемы, причина, по которой произошел тот или иной инцидент, его последствия. Указываются и обстоятельства, ставшие причиной возникновения ситуации. Желательно также указать, что вы осознаете свою вину и впредь постараетесь быть внимательнее.
    В конце документа указывается дата составления, ставится подпись составителя.
    После написания и подачи на рассмотрение, документ регистрируется кадровиком или секретарем директора.

    Порядок написания записки

    Документ составляется в таком же порядке, как и любая другая официальная бумага:
    Сначала пишется шапка документа, в которой указывается:
    – адресат – директор или руководитель предприятия, структурного подразделения;
    – адресант – составитель документа, его должность и фамилия, имя, отчество.

    Название документа, отражающее его суть.
    Сам текст объяснительной, который выстраивается в следующем порядке:
    – дата проступка и его суть;
    – последствия невыполнения тех или иных обязательств;
    – причина возникновения проступка;
    – признание своей вины в инциденте;
    – обещание впредь придерживаться должностных инструкций.
    Дата составления.
    Подпись и ее расшифровка.

    На что не следует ссылаться?

    Указывая причины, приведшие к невыполнению своих обязанностей, многие могут допустить ошибки, неправильно указав причины. Так, никогда и не при каких обстоятельствах нельзя:
    Обвинять в случившемся коллег или, тем более, начальство. Это лишь приведет к еще большим неприятностям.
    Указывать, что вы не ознакомлены со своими прямыми обязанностями или забыли их. Ссылаться на данный аргумент можно лишь в том случае, если при заключении трудового договора вы действительно не были ознакомлены с обязанностями и не расписывались в соответствующем документе.
    Приводить в качестве аргументов ложные факты, которые легко проверить.
    В крайнем случае, вы можете сослаться на усталость, личные проблемы, плохое самочувствие.

    Примеры объяснительной записки о невыполнении рабочих обязанностей

    Предлагаем вам стандартные примеры оформления объяснительной:

    Как оформить другие виды объяснительных записок:
    Об опоздании на работу.
    Об ошибке в работе.

    Видео: Особенности написания объяснительной записки

    Узнайте об особенностях оформления объяснительной записки, в том числе и о невыполнении должностных обязанностей – сроках ее составления, особенностях подачи на рассмотрение, а также о том, как именно она поможет вам при возможном наложении дисциплинарного наказания:
    Правильно составленная объяснительная записка о невыполнении должностных обязанностей поможет если не избежать дисциплинарного взыскания, то хотя бы частично смягчить его. При составлении записки постарайтесь не врать, а указывать истинные причины проступка.
    Источник: https://moyaidea.ru/obyasnitelnaya-zapiska-o-nevypolnenii-dolzhnostnyx-obyazannostej.html

    Объяснительная записка о невыполнении должностных обязанностей

    Когда новый сотрудник устраивается на новое место работы, его знакомят с должностными обязанностями, а также внутренним распорядком субъекта бизнеса.
    В процессе работы он должен все эти требования неукоснительно исполнять. В противном случае он может привлекаться к дисциплинарной ответственности.
    В процессе документального оформления проступка с работника может быть запрошена объяснительная записка о невыполнении должностных обязанностей.

    В каком случае пишется объяснительная записка


    Далее, документально фиксируется факт нарушения дисциплины либо неисполнения обязанностей. Также администрация имеет право в письменной форме запросить у нарушителя разъяснения. На составление объяснительной, закон отводит сотруднику два дня.
    Объяснительную необходимо запрашивать в следующих ситуациях:
    Работника нет на своем рабочем месте без санкции на это руководства;
    Сотрудник исполняет свои должностные обязанности не полностью, либо не исполняет вообще;
    Работник опоздал к началу рабочего дня;
    Компании был нанесен материальный ущерб в результате действий либо бездействия сотрудника;
    Сотрудник находится на своем месте в алкогольном либо наркотическом опьянении;
    Работник не исполнил прямое распоряжение руководителя, но это поручение не входит в сферу трудовых обязанностей работника;
    Работник утаивает либо искажает информацию о состоянии дел на предприятии;
    Работник нарушает правила безопасности (производственной, пожарной и т.д.), установленные в субъекте бизнеса.
    Перед вынесением вердикта о вине сотрудника, необходимо в полной мере учесть все обстоятельства произошедшего события. В том числе видение ситуации самим нарушителем.
    Суть объяснительной записки и сводится к тому, чтобы работник мог со своей стороны охарактеризовать свое нарушение. В документе фиксируются его показания.
    Работодатель должен располагать этим документом, чтобы беспристрастно разобраться в произошедшем событии.
    Важно: если работник отказывается от составления документа, необходимо собрать комиссию и зафиксировать его отказ.
    Составлять объяснительную необходимо таким образом, чтобы ее текст максимально полно раскрывал происшествие от лица нарушителя.
    В первую очередь, на бланке должны быть данные кто оформил документ для кого. Работник указывает о себе максимально полную информацию, чтобы его можно было легко идентифицировать (Ф.И.О., название подразделения и должности).
    Также нужно зафиксировать точные дату и время, когда произошло событие. Если у сотрудника имеются уважительные причины, по которым это было совершено, необходимо все подробно описать далее. Также, к объяснительной записке прикладываются подтверждающие документы.
    Работник может дать оценку своим действиям, и либо признать вину, либо объявить себя невиновным. Желательно, чтобы он включил в объяснительную свою оценку случившемуся, а также отношение к возможному наложению наказания.

  7. timeer Ответить

    Требовать с сотрудника объяснительную наниматель может только в тех случаях, когда имело место нарушение трудового законодательства:
    несоблюдение норм охраны труда;
    опоздание на работу;
    отсутствие на работе 4 часа и больше;
    появление на рабочем месте в состоянии опьянения (имеется в виду наркотическое и алкогольное);
    нанесение ущерба имуществу нанимателя.
    Потребовать объяснения работодатель может как устно, так и письменно. Однако письменное требование предпочтительнее, поскольку оно будет служить доказательством того, что оно действительно было составлено и объяснения были затребованы. Кроме того, на таком документе фиксируют дату совершения дисциплинарного проступка и указывают, до какого времени сотрудник должен дать письменные объяснения. На это дается 2 рабочих дня.
    Если работник действительно дорожит своим рабочим местом, то в его интересах дать объяснения. Работодатель должен понимать, каковы его дальнейшие действия, поэтому объяснительная от сотрудника необходима. Но если тот ее так и не предоставит, то это не нужно трактовать в качестве доказательства вины работника в том или ином происшествии.

    Как написать требование

    Не существует единой формы такого документа, обязательной к использованию, поэтому наниматели составляют его в произвольном виде.
    Документ должен содержать такую информацию:
    наименование компании, где трудится провинившийся работник;
    кому адресовано письмо (ФИО и должность работника);
    почтовый адрес, если требование отправляют почтой;
    наименование документа;
    по желанию обращение к работнику;
    суть проступка;
    ссылку на ст. 193 ТК РФ и информацию о том, что дать ответ работник должен в течение 2 рабочих дней;
    просьбу предоставить письменное объяснение;
    срок предоставления работодателю объяснения;
    приложение, например, служебная записка от руководителя подразделения, где трудится работник;
    дата написания требования;
    подпись работодателя;
    графа для подписи работника и постановки даты, когда тот получил уведомление.
    Работник может не согласиться расписываться в ознакомлении с документом. Можно в этом случае отправить его ему почтой с уведомлением о вручении либо зачитать вслух при специально созванной комиссии. В последнем случае составляют соответствующий акт.
    К сведению! Составлением требования в крупных компаниях, конечно же, занимается не сам работодатель. Это может сделать кадровый работник или начальник «нарушителя».

    Образец требования о предоставлении письменного объяснения

  8. kolsat Ответить

    Как уже было упомянуто, работодатель обязан запросить у своего сотрудника письменное пояснение до применения дисциплинарного взыскания (ст. 193 ТК РФ). Кроме того, установлены сроки, в которые должно быть дано объяснение – два рабочих дня. Основываясь на том, что законодателем отводится определенное время, работодатель должен зафиксировать документально дату, когда он попросил своего сотрудника предоставить записку.
    Обязательного требования об этом нет, однако с практической точки зрения такой документ будет нелишним. Во-первых, это отправная дата, а во-вторых, документальное подтверждение того, что права работника не были нарушены. Приводим ниже пример, чтобы было понятно, что должно быть в нем указано и как написать.

    Как правильно написать, чтобы избежать наказания

    При составлении данного документа нужно соблюдать следующие правила:
    Писать от руки на стандартном листе формата А4 или на бланке организации. Это важно для кадровиков и руководителей, поскольку при распечатанном на компьютере тексте работник может отказаться от авторства и утверждать, что его вынудили подписать эту бумагу.
    Составлять в двух экземплярах: один для передачи, другой, с отметкой о приемке, у себя.
    В составе документа должны быть следующие компоненты:
    «Шапка» в верхнем правом углу, где содержатся должность и полное имя руководителя и сотрудника.
    Заголовок, в котором кратко описывается суть совершенного проступка)
    Фактическая часть, в которой подтверждается допущение промаха.
    Объяснительная часть, где раскрываются причины проступка и приводятся доводы, которые могут его оправдать.
    Дата.
    Подпись.
    Расшифровка.
    Большая часть успеха при написании объяснительной записки зависит от ее правильного составления, для этого нужно соблюдать несколько правил:
    не допускать большого количества лишней информации и длительных повествований, информация должна содержать полезные сведения, объясняющие ситуацию;
    не употреблять красноречивых фраз, которые оскорбляют или, наоборот, превозносят другую сторону, принявшую участие в ситуации;
    не скрывать правды и не перекладывать свою вину на кого-либо, чистосердечное признание больше располагает к себе;
    не допускать в объяснительной грамматических и орфографических ошибок и помарок, она должна быть написана на чистом белом листе, аккуратным и разборчивым почерком, документ не должен вызывать раздражение только одним своим видом.
    Подобный документ может понадобиться в школе по причине отсутствия ребенка на занятиях без предварительного уведомления или в случае, если родители не посетили собрание. Документ составляется от руки, в ней указываются стандартные данные: адресат обращения, дата и место написания, данные составителя, приводимые объяснения и подпись.
    Отличительным признаком данного вида объяснительной является то, то она составляется не прогулявшим ребенком, а его родителями.
    Данный вид документа составляется студентом на имя декана факультета, на котором он обучается. В документе помимо стандартных сведений нужно дополнительно прописать число пропущенных учебных дней, указать даты и причину отсутствия. Если имеется подтверждающий документ (например, медицинская справка), его нужно приложить к объяснению.
    Данный вид объяснительной является самым распространенным и составляется перед принятием руководством решения о дисциплинарном взыскании.
    Может оформляться в качестве объяснения своего отсутствия или невыполнения служебных обязанностей. Во втором случае объяснительная является частью основного документа.
    Согласно законодательным нормам строго обозначенной формы объяснительной записки не утверждено, но при ее составлении обязательным является соблюдение структуры, которая позволяет более четко выразить обстоятельства, послужившие причиной нарушения рабочей дисциплины. Также стоит отметить, что пишется объяснительная от руки, хотя допускается вариант написания на компьютере, к примеру, если почерк не очень разборчивый. Кроме этого, следует соблюдать все условия, а именно:
    стиль написания должен соблюдать деловую этику;
    изложение должно быть достоверным, лаконичным, содержательным;
    не допускается перекладывание своей вины на кого-либо из своих коллег;
    не должно быть орфографических ошибок, помарок, зачеркиваний.
    Как написать пояснительную записку, и какие должны в ней быть пункты, чтобы она соответствовала обозначенной структуре? Обязательно в содержании объяснения прописываются такие сведения, как:
    инициалы и фамилия руководителя, а также инициалы и фамилия работника, который пишет объяснение;
    по центру прописывается название документа;
    далее указывается причина, по которой произошли нарушения трудовой дисциплины;
    непременно нужно указать дату, когда именно произошел факт нарушения;
    обозначить свои непосредственные обязанности;
    в конце ставится дата составления и подпись провинившегося работника.

  9. Zoombi Ответить

    Текст составляется в свободной форме, но сам документ должен иметь ряд обязательных реквизитов:
    адресат — ФИО и должность руководителя, название организации, документ обязательно должен иметь указание на то, для кого он предназначен;
    название документа и его заголовок;
    дата написания;
    подпись работника;
    текст с описанием события и объяснением случившегося.
    Основное внимание следует уделить тексту. Необходимо кратко и емко описать ситуацию — какая именно ошибка в работе допущено, какие последствия эта ошибка вызвала для деятельности организации.
    Текст должен быть лаконичным и кратким. Не следует превращать объяснительную записку в сочинение, это все-таки важный документ, предназначенный для руководителя организации. Излишняя информация, эмоции могут вызвать у руководства лишние вопросы, поэтому стоит писать емко и по делу.
    После того, как дано описание ошибки, допущенной работником, следует написать причины этого. Нужно постараться указать объективную и уважительную причину. Но если это не возможно, не стоит сваливать вину на другого, обвинять других сотрудников, руководство это не одобрит. Лучше постараться сослаться на сложившиеся обстоятельства — большая загруженность на работе, большой и непрерывный поток клиентов, механическая ошибка из-за напряженного дня, плохое самочувствие или иная причина.
    Если сотрудник признает свою вину в допущенной ошибке, обязательно нужно выразить свое раскаяние, уверить руководство, что подобной ошибки впредь допущено не будет, убедить всех, что будут приняты все необходимые меры по недопущению подобного.
    Далее полученный текст следует подписать и передать по месту назначения.

    Пример объяснительной записки об ошибке в работе:

  10. jam_mx Ответить

    Чтобы добросовестный работник не запутался в расчете данного срока, лучше сразу указывать в требовании конкретную дату, до которой объяснительная записка должна быть предоставлена. Сюда можно добавить и конкретное подразделение / должностное лицо, которому она должна быть отдана (см. второй абзац текста требования из Примера 1). Адресат объяснительной записки (на чье имя она составляется, например, генеральный директор) и лицо, которому ее следует передать (например, секретарь или начальник кадровой службы), скорее всего, будут разными людьми.
    Если у работника действительно были уважительные причины поведения, которое не понравилось работодателю, и в целом они люди адекватные, то бояться объяснительной записки не стоит – она встанет на защиту «обвиняемого». Тогда и ждать письменного требования от работодателя не нужно. По его устному пожеланию лучше сразу составить объяснительную записку, приложив к ней максимум доказательств своей правоты. Подойдут не только официальные документы, сгодится даже распечатка с новостного сайта о перебоях в работе ветки метро, по которой добирается до работы опоздавший. Если имеет место конфликт между сотрудниками, то грамотно составленная объяснительная может даже «перетянуть» руководство на сторону ее автора.

    На чье имя пишется объяснительная записка?

    Чтобы точно ответить на этот вопрос, нужно заглянуть в Правила внутреннего трудового распорядка, которые должны действовать в каждой организации. Скорее всего, там написано, что работник подчиняется своему непосредственному начальнику и генеральному директору. Тогда и объяснительную в случае чего работник будет писать на имя или своего начальника, или генерального директора.
    Локальными нормативными актами может быть установлена другая иерархия: например, члены рабочей группы подчиняются руководителю этой группы, несмотря на то, что представляют в ней разные подразделения. Руководитель группы может попросить письменные объяснения только в том случае, если проступок связан с работой группы.
    Таким образом, служба безопасности, менеджер по корпоративной культуре, начальник управления по персоналу не вправе требовать объяснений от не подчиняющихся им работников других отделов, если это прямо не прописано в локальных нормативных актах организации. Правда, соответствующие полномочия этим и другим должностным лицам еще могут быть делегированы генеральным директором приказом (например, председателю комиссии по расследованию конкретного инцидента). См. подписи в Примерах 1 и 2, отмеченные восклицательным знаком.

    От руки или на компьютере?

    Закон не обязывает писать объяснительные записки от руки, их можно набирать на компьютере. Но опытные кадровики требуют от работников объяснений, написанных только собственноручно. В случае трудового спора это поможет работодателю защититься от неправомерных действий со стороны работника, который может заявить, что его «заставили» подписать уже составленный кем-то текст.
    Минимально необходимый состав рукописных элементов, начертанный рукой работника на объяснительной записке, такой:
    должность,
    личный росчерк и
    И.О. Фамилия.
    Ограничиться лишь рукописным личным росчерком нельзя, т.к. некоторые подписи графологическая экспертиза не в состоянии однозначно идентифицировать как принадлежащие определенному лицу. А по целым словам (в должности и фамилии) это уже однозначно можно будет сделать.

    Реквизиты объяснительной записки

    Форма объяснительной записки относительно свободна. Никто не требует от работника досконального знания стандартов оформления документов, хватит и соблюдения необходимого минимума.
    Сверху в правой части листа в столбик пишется информация о том, кому и кем адресована объяснительная записка. Работник должен указать свое структурное подразделение, должность, а также полные фамилию, имя и отчество. Наименование вида документа – объяснительная записка – пишется по центру, спустя несколько строк (обычно с большой буквы или только заглавными буквами, как показано в Примере 4). В Примере 5 продемонстрирован устаревший вариант, где наименование вида документа пишется полностью маленькими буквами и после ставится точка, т.е. вся «шапка» как бы могла быть прочтена единым предложением; такие варианты оформления раньше встречались и у заявлений.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *