Как развить логическое мышление у ребенка 8 лет?

13 ответов на вопрос “Как развить логическое мышление у ребенка 8 лет?”

  1. Lynnwood Ответить

    Авторы и разработчики программы LogicLike учли и такую особенность детского мышления, как нечувствительность к противоречию, из-за чего для детей характерно совершение одной и той же ошибки многократно. Чтобы помочь учащемуся избежать этого и лучше усвоить новый материал, а не просто запомнить правильный ответ, в лаборатории Logic предусмотрены комментарии с логическими рассуждениями к уже выполненным заданиям.

    Мотивация и социальный аспект


    Психологи утверждают, что у детей с возраста 7-8 лет особенно ярко начинает проявляться стремление к лидерству и накоплению собственных достижений. Поэтому основным мотивом деятельности ребенка становится мотив достижения успеха. Также для младших школьников характерен эгоцентризм, а постоянно обновляемые рейтинги позволяют ему сравнить свои успехи с достижениями других ребят-ровесников, объективно оценить эффективность своих занятий по логике.
    Хорошо продуманная система рейтинга и наград за каждое правильно выполненное задание является мощным стимулом для школьника стремиться выполнять упражнения правильно с первой попытки, а значит, серьезно подходить к процессу обучения, размышлять и принимать решения.

    В лаборатории Logic дети воспринимают себя частью хорошей компании друзей. Всегда рядом Профессор, который похвалит или заставит задуматься, и Робот Клапан, готовый прийти на помощь дельным советом. В рейтинге ребёнок видит десятки тысяч таких же как он ребят, которые на пути к новым вершинам логики увлеченно решают одну головоломку за другой. На странице достижений родители наблюдают за прогрессом ребёнка.

    Система

    Более 3500 уникальных задач на развитие логического мышления LogicLike распределены по 17 тематическим разделам. Кроме востребованных в школе текстовых задач на логику, вопросов по темам «Закономерности», «Ложные и истинные высказывания», на сайте десятки других видов заданий: загадки на логическое мышление, головоломки для развития пространственного мышления, адаптированные для детского понимания задания по темам «Алгоритмы» и «Комбинаторика», математические ребусы, упражнения и игры на развитие логического мышления.
    В отличие от уроков математики, на ЛогикЛайк ученик может выбрать раздел, который интересует его сегодня. Однако перейти на новый, более сложный уровень нельзя, пока не решены все задачи из предыдущего уровня. Так мы исключаем возможные пробелы знаний, обеспечиваем системность обучения.
    Прохождение программы LOGIC обеспечивает формирование у детей гибкого критического мышления и развивает умение мыслить логически. А главное – учебный процесс очень нравится нашим юным любителям логики. И мальчики, и девочки с удовольствием «играют в Лоджик»: выполнение заданий воспринимается как увлекательная компьютерная игра, а не школьный урок.

  2. MoDePaToP_ADMNn Ответить


    «Наука о правильном мышлении» — вот как переводится слово логика с древнегреческого языка. А кто бы из нас не хотел мыслить правильно? Ценность сформированного логического мышления неоспорима.
    Логика позволяет нам:
    Анализировать окружающую действительность;
    Находить главное и второстепенное в потоке информации, что помогает быстро и надолго запоминать информацию, не перегружая при этом память;
    Понимать причинно-следственные связи явлений и событий.

    Как раз в это время у ребёнка начинает формироваться логическое и абстрактное мышление. И если не помочь этому «росточку» окрепнуть, то многие учебные начинания ребёнка не приведут к успеху. Особенно, если речь о математике и других точных науках. Также о пользе логического мышления читайте в этой статье.
    Представляем вам 5 упражнений, помогающих улучшить логическое мышление вашего ребёнка.

    Упражнение 1. Поиск наиболее значимых слов

    Назовите ребёнку шесть слов. Одно из них – наиболее общего порядка, например, слово «город» . А другие пять слов будут так или иначе связаны с ним. Нужно, чтобы два слова были наиболее значимыми для слова «город» , чем остальные. К примеру, «улицы, машины, дома, деревья, кафе» .
    Задача ребёнка – отыскать два наиболее значимых слова из пяти, а затем объяснить свой выбор. А ваша задача – рассуждать вместе с ребёнком и приходить к логически верному решению. Есть два варианта усложнения упражнения. Можно ограничить поиск слов до определенного времени (например, 20 секунд). Или использовать для упражнения более сложные слова.

    Упражнение 2. Найди общее

    Выберите два предмета и попросите ребёнка найти как можно больше общего между ними. Начинайте с простых пар, таких как «яблоко и груша», но постепенно усложняйте задание. Например, можно спросить у ребёнка, что общего у книги и компьютера, у папы и мамы, у него и его лучшего друга.
    Если вдруг ответы ребёнка начали выходить за рамки логики, не ругайте его. Обилие нестандартных вариантов будет явным признаком сформированного творческого мышления ребёнка!

    Упражнение 3. Назови причину

    Назовите ребёнку любое событие и попросите назвать его вероятные причины. Начинайте с простых вариантов, таких как «насморк», «загар», «двойка» . А потом постепенно переходите к более сложным, например, «ошибка», «дружба», «гололёд» .

    Упражнение 4. Назови следствие

    В этом упражнении нужно назвать ребёнку событие и спросить у него, какие следствия оно может за собой повлечь. Например, можно назвать следующие простые и сложные события: «переедание», «потепление», «удар» и «опасность», «забота», «опоздание» .

    Упражнение 5. Данетки

    Логическая игра, получившая своё название благодаря условию: загадывая какое-то слово, вы можете отвечать на вопросы второго игрока только «да» или «нет». А задача второго игрока — подбирать вопросы, которые приблизят его к разгадке слова.
    Игра также тренирует воображение, внимание и способность запоминать, поскольку держать все условия в памяти – непростая задача. А что ещё способствует развитию логического мышления ребёнка?

    Однако зачастую их изучение не даётся ребёнку из-за несформированного логического мышления, получается замкнутый круг. Тогда на помощь приходит интерес. И программирование. Играючи, ребёнок сможет освоить его на курсе «Кодвардс» (уже с 7 лет!).
    Более подробно о компьютерных курсах в Юниум прочитайте в этой статье. Программирование – это крепкая основа, которая с ранних лет поможет сделать мышление ребёнка более выстроенным, системным и логичным.

    Автор статьи: Репецкая Алина — преподаватель Юниум по мнемотехнике.
    .

  3. Джуминский Ответить

    Приготовьте: несложные логические задачки, подходящие ребенку по возрасту. Можно сделать к ним простые рисунки.
    Скажите ребёнку: «Паша старше Димы, а Дима старше Пети. Кто из детей младше всех?» или «Маша, Лена и Оля пошли в магазин и купили мяч, апельсин и хлеб. Кто из девочек что купил, если известно, что Маша купила не съедобное, а Лена — не круглое?» Если малышу трудно воспринимать только на слух, он сам может сделать рисунок к задачке.
    Логические задачки бывают разной сложности. Если ребенку ещё нет 5 лет, начинайте с самых простых:
    «Покажи мне некруглый предмет»,
    «Посмотри на ленточки и скажи, какая из них не желтая? А какая — не широкая?»,
    «Было три карандаша: красный, синий и зеленый. Какой из карандашей самый короткий, если это не синий и не зеленый?»

    «Угадай и придумай»

    Приготовьте: забавные загадки, в которых четко выделены признаки предмета.
    Скажите ребёнку: «Серовато, зубовато, по полю рыщет, ягнят ищет». Кто это? В основе таких загадок лежит выделение существенных признаков предмета. Например, в загадке про замок выделен его функциональный признак: «Не лает, не кусает, а в дом не пускает», а в загадке про волка — его внешние черты и повадки: Полезно как отгадывать, так и придумывать свои собственные загадки.

    «Подбери предмет»

  4. AMOFILOZA Ответить

    Кристина Аветисян
    Развитие логического мышления у дошкольников
    Развитие логического мышления у дошкольников.
    Дошкольное детство – это очень короткий отрезок в жизни человека, всего семь лет. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Расширяется среда деятельности ребенка – от общения только с матерью он переходит к общению со сверстниками и взрослыми. У него формируются определенные навыки, способности, умения и личностные качества (настойчивость, организованность, общительность, инициативность) .
    В этот период интенсивно идет познавательное развитие. Малыш овладевает родным языком, он учится не только понимать речь, но и овладевает фонетикой и грамматикой родного языка.
    Совершенствуется восприятие цвета, формы, величины, пространства, времени, формируются основы личности. Ребенок начинает осознавать свое «я», свою активность, деятельность, начинает объективно себя оценивать.
    Малыш учится в определенных пределах управлять своим поведением и деятельностью, предвидеть ее результат и контролировать ее выполнение. Происходит становление наглядных форм мышления, а также мыслительных операций. Появляются элементы логики, которые развиваются во всех видах деятельности.
    Впоследствии логика будет иметь большое значение на всех этапах жизни ребенка до вступления его во взрослую жизнь.
    В последнее время часто употребляется слова «логика», «логические операции» по отношению к ребенку, его мышлению.
    Развитие логического мышления – это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приёмов и способов умственной деятельности. Основной его деятельностью является не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей.
    С помощью мышления мы получаем знания, поэтому так важно развивать его с детства.
    Мышление – одна из высших форм деятельности человека. Некоторые дети уже к 4 годам способны логически формулировать свои мысли. Однако далеко не все дети обладают такими способностями. Логическое мышление – это одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка. Развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко усваивать новое. Логическое мышление нужно развивать, и лучше всего делать это в игровой форме.
    Основными задачами по развитию логического мышления являются:
    *Формирование приемов умственных операций дошкольников
    *Развитие у детей вариативного мышления, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
    *развивать творческие и интеллектуальные способности через логико-математические игры, дидактические, развивающие, игры на развитие пространственного воображения.
    *Выработка умения детей целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть
    себя глазами окружающих.
    Развитие логического мышления напрямую связано с возрастными особенностями детей.
    Существуют следующие виды мышления:
    -Предметно- действенное мышление;
    -Наглядно-образное мышление;
    -Словесно-логическое мышление.
    У детей младшего дошкольного возраста основной вид мышления предметно – действенное: 2,5-3 года, является ведущим до 4-5 лет.
    При этом преобразование ситуаций в ряде случаев осуществляется на основе целенаправленных проб с учётом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.
    В среднем возрасте возрастает объём памяти и начинает развиваться наглядно-образное внимание – с 3,5- 4 лет, ведущее до 6-6,5 лет. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. Основные достижения среднего возраста связаны с развитием игровой деятельности: совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения; развитием памяти, внимания, познавательной мотивации, совершенствование восприятия.
    В старшем дошкольном возрасте систематизируются представления детей, развивается словесно- логическое мышление – формируется в 5,5 – 6 лет, становится ведущим с 7-8 лет и остается основной формой мышления у большинства взрослых людей.
    Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления,
    Основными формами мышления являются понятие, суждение и умозаключение.
    Суждение – истинное и ложное
    – общее, частное и
    единичное
    – утвердительное и
    отрицательное;
    Понятие – житейское
    – научное;
    Умозаключение –
    – индуктивное
    – дедуктивное
    – умозаключение
    по аналогии.
    Логическое мышление включает в себя ряд компонентов:
    -умение определять состав, структуру и организацию элементов и частей;
    -целого и ориентироваться на существенные признаки объектов и явлений;
    -умение определять взаимосвязь предмета и объектов, видеть их изменение во времени;
    – умение подчиняться законам логики, обнаруживать на этой основе закономерности и тенденций развития, строить гипотезы и выводить следствия из данных посылок;
    -умение производить логические операции, осознанно их аргументируя.
    В структуру мышления входят следующие логические операции:
    Сравнение – основано на установлении сходства и различия между объектами. Результатом сравнения может стать классификация.
    Анализ – разъединение сложного объекта на составляющие его части или характеристики, с последующим их сравнением.
    Синтез – позволяет мысленно воссоздать целое из заданных частей.
    Обычно анализ и синтез осуществляются вместе.
    Абстрагирование – выделение существенных свойств и связей предмета, от несущественных.
    Обобщение – мыленное объединение явлений и предметов по их общим и существенным признакам.
    Классификация — это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности согласно каким-либо важным признакам.
    Конкретизация – замена слова с более конкретным значением.
    В результате освоения практических действий дети познают свойства и отношения объектов, чисел, арифметические действия, величины и их характерные особенности, пространственно – временные отношения, многообразие геометрических фигур. В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов.
    От уровня развития логического мышления во многом зависит успешность овладения ребенком некоторыми видами учебной деятельности. Как известно, особую умственную активность ребенок проявляет в ходе достижения игровой цели, как в непосредственной образовательной деятельности, так и в повседневной жизни. Игровые занимательные задачи содержатся в разного рода увлекательном математическом материале.
    В. А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра зажигающая огонёк любознательности».
    Учитывая положение всеобщей педагогики и психологии о том, что игра является ведущим видом деятельности дошкольника, считаю, что именно в ней возможно найти резервы, позволяющие осуществить необходимое развитие мышления ребенка.
    Все игры и пособия, которые предназначены для развития логического мышления дошкольника, можно условно разделить на несколько типов.
    1. К первой категории относятся упражнения, способствующие формированию такой важной для логического мышления функции как память. Перед дошкольником нужно будет поставить игровую задачу, в которой ему предстоит запоминать. Давайте ему для этого ряды картинок, которые он должен будет запомнить, разбив по группам (например, транспорт, мебель, растения, одежда, посуда, животные и т. д.). С этой целью можно использовать яркие привлекательные дидактические карточки с изображениями. Хорошая тренировка памяти возможна также с применением различных кубиков, объемных букв или цифр: выкладывая перед ребенком ряды из тех или иных элементов, предлагайте ему повторить увиденную последовательность.
    2. Особую категорию игр составляют логические упражнения, в которых ребенку нужно будет отыскать закономерность или найти недостающую фигуру. Чтобы выполнить такие игровые задания, ребенку нужно будет провести простой анализ путем сравнения предметов, входящих в горизонтальный или вертикальный ряд.
    3. Важную роль в формировании логического мышления играет умение воссоздавать изображенные на схеме фигуры из нескольких элементов. С этой целью можно использовать различные головоломки на плоскости, состоящие из геометрических деталей. Для этого отлично подойдут известные многим мировые головоломки, такие как «Танграм», «Колумбово яйцо», «Монгольская игра», «Пифагр» или «Пентамино». Показывайте ребенку схематичную фигуру, составленную из треугольников, прямоугольников, квадратов и ромбов и просите его выложить точно такую же.
    4. Развить навыки классификации ребенку помогут игры типа: «Найди лишнее». В них дошкольнику предстоит из нескольких изображений отыскать то, которое не подходит к данной группе по какому-либо критерию. Детям 3 лет можно предложить самые простые игры данного типа, постепенно наращивая их сложность. В детских магазинах сегодня не трудно найти специальные игровые наборы карточек для выполнения подобных увлекательных занятий. Полученные в ходе таких игр навыки позволят детям быстрее овладеть смысловой группировкой, с которой они столкнутся в школе.
    5. Пространственное восприятие и внимание являются основой и составной частью логического мышления, поэтому важно давать дошкольнику задания и на развитие этих процессов тоже. Предлагайте детям карточки, на которых нужно отыскать различия между двумя изображениями — это поможет улучшить концентрацию внимания. Пространственно-логическое мышление развить помогут самые разнообразные объемные головоломки и конструкторы, благодаря которым ребенок сможет научиться представлять в воображении положение предмета, размещать объекты в пространстве в соответствии с созданным в голове образом. Из современных объемных головоломок очень интересны оригинальные сборные фигуры от Qiddicome, изготовленные из натурального дерева и имеющие различные уровни сложности.
    Такие головоломки подойдут как для 3-летних малышей, так и для будущих первоклашек.
    6. Развить аналитическое и стратегическое мышление помогут разнообразные настольные интеллектуальные игры, в которых ребенку предстоит просчитывать свои действия на несколько шагов вперед. Например, это могут быть любимые всеми шахматы или шашки, домино, загадки-шарады или популярные сегодня игры-квесты. Для формирования способностей проводить анализ, детям подойдет упражнение «Небылицы», в котором им предстоит отыскать на картине экстравагантного художника те детали или фрагменты, которые нарисованы неверно.
    7. Словесно-логическое мышление помогут развить разнообразные игры в слова. Например, широко известные настольные забавы, которые любимы уже ни одним поколением детей: игры типа «Эрудит» или «Словодел».
    Игры на логику с дошкольниками можно проводить не только на специальных занятиях сидя за столом, но и — в любое удобное для этого время, даже в путешествиях на прогулке. Большинство упражнений не требует каких-либо специальных приспособлений, например, те же игры на классификацию можно устроить, просто назвав ребенку ряд слов и предложить ему исключить то, которое не подходит к данной последовательности.
    Главная особенность игр на логику, которые необходимо проводить с детьми дошкольного возраста — это их регулярность. Только систематические занятия будут способствовать развитию важных мыслительных операций, которые являются составной частью развития логического мышления: сравнения, классификации, синтеза и анализа.

  5. Fenririsar Ответить

    Мышление отражает способность человека познавать окружающий мир, мыслить, накапливать знания, открывать новые законы, решать возникающие проблемы и задачи, создавать и преобразовывать.
    Фундамент мышления закладывается в раннем детстве, когда ребёнок осваивает вначале наглядно-действенное (оно является основным примерно до 5 лет), затем наглядно-образное (оно превалирует примерно до 6-6,5 лет) и словесно-логическое мышление (оно формируется примерно в 6 лет, преобладает с 7-8 лет и у большинства взрослых остаётся ведущим). Наглядно-действенное мышление позволяет ребёнку познавать мир через взаимодействие с предметами.
    Наглядно-образное мышление дает возможность представлять предметы, даже если их нет в наличии, и оперирует этими образами и представлениями (помните, как Мальвина просила Буратино представить, что у него в кармане яблоко?). Больше о развитии наглядного мышления можно прочитать нашем блоге, в статье «Развитие наглядного мышления» .
    Словесно-логическое мышление позволяет ребёнку обращаться со словами, которые обозначают явления или предметы. Оно вырастает из образного и помогает анализировать и синтезировать, рассуждать, делать выводы, классифицировать, умозаключать, сравнивать, выделять главное и второстепенное.
    Логическое мышление у малышей дошкольного возраста проходит некоторые этапы становления:
    1. Овладение умением сравнивать, обобщать, разбивать на группы, классифицировать.
    2. Моделирование.
    3. Умение работать по алгоритму и составлять алгоритмы.
    4. Комбинаторика.
    5. Решение задач на сообразительность и зачатки использования научной информации.
    6. Уточнение смысла, заложенного в сказках, пословицах, загадках.
    7. Решение ребусов, кресс-кроccов.

    Как развить мышление? Требования к игре

    Прежде всего поговорим о том, как развить мышление у ребёнка. Очевидно, что для этого необходимо использовать основной вид его деятельности: конечно же, игру! Именно она позволит получить, закрепить и развить новые навыки, а вместе с ними – и мышление. Получается, что основная задача – сделать игру максимально полезный, интересной и одновременно эффективной. Отсюда – главные требования к игре:
    — у неё должен быть продуманный сюжет;
    — правила должны быть изложены понятно, чётко и просто, доступно для понимания;
    — во главе угла должен стоять самостоятельный поиск ребёнком решений, а подсказки должны быть сведены к минимуму;
    — необходима наглядность: в ней – половина успеха. Яркий демонстрационный материал будет легче восприниматься, расположит к себе, привлечёт внимание и пробудит интерес.
    Очень полезны для развития мышления малышей задания, обучающие выделению общих признаков и классификации. Предложите ребёнку яркие, разноцветные кубики, детали конструктора (как вариант – пуговицы). Пусть ребёнок разделит их по размеру; по цвету; по форме. Для малышей постарше можно среди игрушек найти и выделить мебель; посуду; животных; средства передвижения.

    Как развить логическое мышление у ребёнка?

    Для этой цели с успехом можно использовать упражнения, в которых нужно восстановить пропущенную часть рассказа. Отсутствовать могут как начало, так и конец или даже середина повествования. Додумывая, предполагая, фантазируя, ребёнок развивает не только логику, но и речь, воображение, пополняет словарный запас, то есть развивает мышление комплексно.
    Для того, чтобы выяснить, в какой степени у ребёнка-дошкольника (младшего школьника) развито абстрактно-логическое мышление, можно провести несложный тест, в последующем превращая его в игру.
    1. Возьмите брусок пластилина, разделите его пополам и скатайте два одинаковых шарика. Пусть ребёнок убедится, что шарики одинаковы. Попросите ребёнка представить, что это – тесто, из которого вы с ним сейчас будете выпекать булочки. Спросите малыша: «Если сейчас каждый съест свою булочку, то каждый съест поровну или кто-то — больше? Я или ты?»
    2. Возьмите один из шариков-«булочек» и распластайте, придав ему плоскую форму «печенья» (овальную, круглую или прямоугольную). Спросите ребёнка, одинаковое ли количество «теста» у «булочки» и у получившегося «печенья»? Или в «булочке» «теста» больше? Или в «печенье»? Скажите примерно так: «„Печенье“ такое тонкое. Не кажется ли тебе, что кто съест булочку, тот съест больше теста?» Спросите у ребёнка: «А если опять сделать «булочку» из «печенья», то есть шарик из плоского «печенья», то «теста» будет так же много, как и в шарике?» После этого скатайте шарик – станет видно, что количество «теста» одинаково.
    3. Один из шариков пластилина разделите на мелкие кусочки. Пусть это будут «крошки». Их должно получиться около восьми штук, и пусть ребёнок сравнит их с шариком.
    Ну, а теперь – выводы:
    1. Если ребёнок рассуждал, что «булочка» – шарик пластилина – больше и толще, чем плоское «печенье» или что «печенье» больше, потому что оно длиннее и шире – значит, у него пока плохо развито абстрактно-логическое мышление. Это говорит о том, что он пока ещё не умеет отойти от измерения, на котором сосредоточился, и перейти к другому, связав их между собой.
    2. Если ребёнок колеблется в своих рассуждениях, поддаётся на Ваши «запутывания» – это означает, что абстрактно-логическое мышление у него развито пока ещё недостаточно хорошо.
    3. Если ребёнок, рассуждая, говорит о том, что оба кусочка одинаковы, ведь если сделать шарики, они будут одинаковы (или о том, что ведь ничего не убирали и не добавляли, значит, кусочки одинаковые, как и были) – значит, абстрактно-логическое мышление у него очень хорошо развито.
    Игры с палочками (спичками), в которых нужно, используя определённое количество палочек, выложить определённую фигуру и (или), выбрав одну-две палочки, получить другую фигуру, развивают не только наглядно-действенное, но и логическое, и пространственное мышление. Например, из пяти палочек попросите сложить два одинаковых треугольника, из семи – три одинаковых треугольника или два квадрата.
    Креативное мышление можно потренировать, предлагая малышу подумать, каким необычным способом можно применить тот или иной предмет, выбранный ведущим. Приветствуйте фантазию и оригинальность мышления ребёнка.

    Как развить мышление у ребенка? Общие рекомендации:

    Развивающие игры и задания способствуют развитию мышления у ребёнка, и чтобы повысить их эффективность, можно использовать специальные рекомендации:
    1. Поощряйте даже маленький успех ребёнка: это станет мотивировать его и приблизит новые достижения.
    2. Не торопите ребёнка, не спешите исправить его ошибку, дайте ему время подумать ещё и попробовать найти её самостоятельно. Все дети разные, и то, что одному даётся легко и быстро, для другого представляет сложности. На результатах могут сказаться особенности темперамента ребенка, обстановка, настроение, восприятие, внимательность, память, мотивированность, настрой и т.д.
    3. Не торопитесь подсказывать правильный ответ. Если решение ребёнка неверно – похвалите его за старание найти правильное, подбодрите за то, что искал или нашёл оригинальный, необычный способ решения; покажите, что решить такую задачу поначалу непросто, и что в следующий раз у него обязательно получится лучше.
    4. Старайтесь заниматься в одно и то же время. Пусть ребёнок ждёт его с нетерпением.
    5. Постепенно наращивайте уровень сложности заданий, но именно постепенно: нагрузка не должна быть непосильной, и в то же время она должна чуть усложняться, а задания – становиться разнообразнее.
    Мышление и память, восприятие и внимание можно тренировать на развивающих тренажёрах для мозга онлайн  в виде увлекательных ежедневных игр, с наградами, соревнованиями, достижениями и их наглядными графиками.
    Искренне желаем Вам успехов в саморазвитии!
    Фото: Lauro Maia

  6. Mr.Pumba Ответить

    Развивающие игры для совсем маленьких детей довольно просты, и направлены на развитие элементарных навыков. Таких, как определение времени суток, например.
    Развивающая игрушка «Лабиринт» предназначена для самых маленькихДетские игры на логику, рассчитанные на возрастной период с четырех до шести лет, сложнее и серьёзнее. Тем они и хороши. Даже очень умный ребёнок  вряд ли сможет осилить задание с первого раза. Ему придётся изрядно посидеть и подумать над ним. Но так интереснее. Данные игры очень полезны, так как они:
    развивают воображение;
    укрепляют память;
    прививают навыки устного счёта.
    Задачи развития логики у детейГрамотный подбор логических игр поможет развить у детей именно те моменты, которые нужно подтянуть.
    Стимуляция проблемных зон логического мышления ребёнка незаменима. Так поднимается уровень его мировосприятия.  Помимо радости, такие занятия приносят ещё и пользу для детей — причём весьма ощутимую. Разнообразие игрового материала даёт простор для фантазии. То, что заложено родителями в ребёнка в нежном возрасте, окупается будущими успехами в учёбе. А ещё это просто очень интересно!
    Путь развития логики через математику

    Речевые игры

    Так называют игры на логику, в которых ребёнку предлагается задача на основе уже хорошо знакомой ему информации. Впоследствии подобные игры могут завершаться тестами, подводящими итоги усвоения полученных знаний. Нахождение ответа и его анализ приучает детский интеллект к разделению информации, фильтрации важной и второстепенной. Отдельным пунктом выступает развитие речи. Применив некоторую долю фантазии, можно видоизменить уже известный ребёнку сюжет. Это будет настоящим тренажером для разума. Данные игры примечательны тем, что вначале для детей может быть сложным справиться с ними без помощи родителей. Но стоит им уловить суть и принцип, как они начинают щёлкать эти задачки, как орешки.
    Речевые игры можно использовать во время прогулкиУдобство таких полезных забав состоит ещё и в том, что они не требуют для концентрации внимания какой-то специально созданной обстановки. В них можно играть, гуляя по парку или во время езды в машине.
    Самые популярные настольные развивающие игры для маленьких детей от 5 лет:
    Блоки Дьенеша (48 фигур разного цвета, размера и формы развивают память, внимательность, фантазию, логику и мышление);
    Палочки Кюизенера  (закладывают основы устного счёта, синтеза, анализа и абстрактного мышления, адаптируют сложные понятия под детское восприятие).
    Палочки Кюизенера и другие логические игрыКак только возраст ребёнка закрепляет возможность обдуманно запоминать, он становится терпеливее и осознаннее в своих действиях. Ребёнок шести лет — личность вполне полноценная. В этом возрасте ему уже доступно планирование поступков и последовательное выполнение действий. Тогда включается необходимость формировать разные модели поведения, применяемые также во взрослой жизни.
    Главное в дошкольной подготовке — формирование чувства собственного достоинства.
    Развивающая игрушка «Бабочка»С точки зрения психологии самооценка ребёнка к моменту поступления в первый или подготовительный класс должна быть завышена. Школы и другие учебные заведения для детей моментально социализируют слишком уверенного в себе ребёнка и выправляют завышенную самооценку, низводя её до нормального уровня. Если самооценка будущего первоклассника адекватная, то есть, объективная, то пребывая среди сверстников и общаясь с педагогами, он занизит её — это доказанный многочисленными экспериментами факт.
    Игра Пары требует наличия карточекРазвивающие игры и упражнения для первоклашек:
    повышают эрудицию;
    учат творческому подходу к решению задач;
    расширяют словарный запас;
    придают уверенности в себе.
    Методические рекомендации самых прогрессивных авторов учитываются в дошкольном обучении. Развитие речи, азы грамотности, основы устного счёта легко совмещаются с логическими заданиями. Как правило, они адаптированы под то, что знает и умеет ребёнок.
    Логические цепочки разработаны для детей разного возрастаСуществует множество различных занятий на развитие логического мышления и упражнений на укрепление памяти. Выбор за родителями.

    Совет родителям № 1

    Если занятия с малышами лет четырёх не должны длиться дольше 15-ти минут, то для дошколят и первоклассников их продолжительность может быть увеличена до получаса. Когда ребёнку интересно, и вы видите, что он «загорелся», чувствуете, что не устал, допустимо небольшое продление отрезка времени, посвященного увлекшей его игре. Но не стоит слишком затягивать и перегружать быстро утомляющееся детское мышление — лучше потом сыграть ещё раз. Не доводите временную протяжённость развивающих игр до 45 минут, чтобы не ассоциировать их в восприятии ребёнка со школьной системой и уроками. В первую очередь это игра, весёлое занятие, разделённое с родителями. А тот факт, что во время игры ребёнок чему-то учится и что-то запоминает, не должен быть заметен.
    Ребенку должно быть интересно играть в логические игрыИнформация, преподнесённая в форме весёлой и увлекательной развивающей игры, легко усваивается на подсознательном уровне. И потом не нуждается в зазубривании.

  7. Boss)) Ответить

    Навык логически мыслить формируется у ребенка еще в дошкольном возрасте. И он не менее важен, чем умение читать, писать и считать. Логика для ребенка — это базис интеллекта. Она помогает ему мыслить многогранно, анализировать ситуации, выявлять закономерности и делать выводы. А еще искать причинно-следственные связи, осмысливать свои действия и решать многослойные задачи. В будущем именно эти процессы мышления помогают человеку добиваться успеха в жизни и на том поприще, которое он выбрал.
    Педагоги и психологи уверены: развитию логического мышления нужно уделять большое внимание с 4-5-летнего возраста ребенка. Именно тогда у малыша начинают формироваться логические навыки, и в этом ему нужно помогать. Существует множество простых и понятных задачек на логику для детей разного возраста. Мы начнем с раннего.
    В возрасте 4-5 лет почти все дети уже могут освоить основные логические операции: сравнение, анализ, синтез и классификацию. В основе этих процессов образное мышление, да и вообще все процессы в юном разуме тесно связаны. Поэтому чем больше информации об окружающем мире получает ребенок, тем лучше он может выполнять упражнения на логику.

    Типы заданий на развитие логического мышления

    Вместе с логикой ребенку необходимо тренировать наблюдательность и внимание. Эти навыки помогают анализировать и разделять свойства предметов и явлений, чтобы потом правильно их классифицировать, что тоже относится к логике. Поэтому многие игры и задания совмещают в себе развитие нескольких качеств. Есть несколько категорий заданий, в каждой из которых можно пользоваться основой и придумывать что-то свое.
    1. Классификации: распределять предметы по признакам.
    Например, можно дать ребенку карточки с животными и попросить распределить их на две группы: травоядные и хищники. Или дать продукты питания и попросить выделить разделить их на овощи и фрукты.
    2. Закономерности и противоположности: продолжить ряд цифр или распределить понятия. Дети до 6 лет могут выполнять эти задания с разным уровнем сложности (например, выбрать только четные числа в ряду или найти понятия, противоположные друг другу, вроде день – ночь и тепло – холодно). Для этого можно также использовать карточки с изображениями и кубики с цифрами.
    3. Поиск лишнего: убрать из ряда неподходящее по признаку слово. Например, даем ряд слов, обозначающих погоду, или только слова женского рода, или только названия животных. Лучше использовать для этого карточки с картинками, обозначающими эти слова, так ребенку будет проще их воспринимать.
    4. Лабиринты: поиск верного пути. Такие задания хорошо подходят для развития образно-логического мышления, а также тренируют концентрацию внимания, память и способность анализировать ситуацию. Есть масса развивающей литературы для детей 3-5 лет с играми вроде «Помоги лисичке найти дорогу в норку».
    5. Съедобное-несъедобное: соотносить слова или образы с конкретным признаком. Вариантов у этой игры очень много, можно кидать мяч или также пользоваться карточками с изображениями. Ребенок должен определять, съедобный перед ним продукт или нет.

    Примеры игр и упражнений для тренировки

    «Кто что любит»
    И снова понадобятся картинки с изображениями животных и пищи для них. Например, лев и мясо, кошка и молоко, птичка и пшено. Разложите картинки перед ребенком и предложите накормить всех животных тем, что они любят есть.
    «Назовем одним словом»
    Зачитайте или разложите карточки со словами перед ребенком и попросите назвать их одним словом, то есть определить в какую-то группу. Например, «груша, яблоко, апельсин, банан — это фрукты». Чем старше ребенок, тем интереснее могут быть группы (транспорт, эмоции, страны мира и так далее).
    «Найди лишнее»
    Это могут быть и слова, и предметы, и что угодно. Главное, чтобы они все относились к какой-то группе, кроме одного предмета или слова. Положите их перед ребенком и попросите убрать лишнее.
    «Все наоборот»
    Это устная игра: вы говорите ребенку слово — и просите его назвать антоним. Большой — маленький, пустой — полный, легкий — тяжелый, умный — глупый, веселый-грустный и так далее. Играть удобно на прогулке, в транспорте или дома, когда заняты руки.
    Существует множество сайтов и электронных или печатных изданий с разнообразными играми и задачками для детей на развитие логики. Можно легко найти то, что заинтересует ребенка и вдохновит его на познание. Кроме того, логическое мышление мы развиваем каждый день во время рутинных занятий. Можно обсуждать с ребенком сюжеты сказок на предмет несоответствий реальной жизни. Можно классифицировать предметы и явления на прогулках.
    Важно понимать, что логика — это не то, что развивается за несколько часов. Это длительный и практически непрерывный процесс, который можно и нужно поддерживать развивающими играми.

    На занятиях скорочтением в IQ007 мы уделяем много времени логическим задачкам. У нас в запасе много разных, устных и письменных — ребенок не успевает к ним привыкнуть и заскучать, а вот логическое мышление успевает активизироваться. Ждем на первый бесплатный урок!

  8. Mishakov Ответить

    Такие упражнения – и для ребенка отличная тренировка навыка размышлять и рассуждать, и для родителей приятная подготовка к совместному выполнению домашних заданий.
    Эффективными методами и способами развития интеллектуальных способностей в младшем школьном возрасте будут те же упражнения, которые рекомендованы ребятам помладше (смотрите материал «Задания и упражнения для подготовки к школе»).
    Период с семи до десяти лет – самый интенсивный в плане развития интеллекта. В это время сама природа помогает: у ребенка обостряется чувство соперничества и формируется произвольное внимание и осознанный интерес к аналитической деятельности. К математическим и логическим задачам можно смело добавлять:
    задачи на пространственное мышление (фигуры и их развёртки, отражения и другое);
    шахматы – отлично развивают интеллект и мотивируют возможностью превзойти соперника в гибкости и изобретательности ума; шахматные задачи для начинающих – способны обучить игре в шахматы на достойном уровне даже новичка и значительно повышают интерес к этой игре;
    различные головоломки на словесно-логическое, наглядно-образное и абстрактно-логическое мышление, креативность, смекалку и сообразительность, в том числе, задачи на правду и ложь, алгоритмы, головоломки со спичками и многое другое.

    Комплексная программа обучения выстраивается таким образом, чтобы уровень сложности в каждой категории заданий постепенно увеличивался. С чего начать подскажет обучающая система LogicLike.

    Занятия и упражнения для средней школы и подросткового возраста

    С 10-12 лет в занятиях по развитию интеллекта можно делать упор на соперничество или на развлекательно-игровую форму времяпровождения с пользой для ума и для настроения.

    Пожалуй, лучшие варианты ответа любому родителю на вопрос о том, как развить интеллект у школьника:
    олимпиады и конкурсы (настоящие и «игровые», в школе и дома между друзьями);
    развлекательные состязания по решению логических задач;
    семейные, дружеские и официальные шахматные турниры;
    совместное решение судоку, разгадывание кроссвордов;
    отгадывание ребусов, логических загадок, задач и головоломок на логику и смекалку и многое другое.
    По итогу прохождения курса развития логического мышления и интеллекта и 10-12-летний ребенок будет не только способен решить столь сложные задачи, которые могут оказаться не под силу и многим взрослым, но и по многим аспектам интеллектуального развития будет на две головы выше своих менее целеустремленных сверстников.

    Можно ли развить интеллект у взрослого после 40 лет?

    Да, ответ на этот вопрос однозначный и положительный. Повысить свой уровень можно и в 20, и в 35, и в 55 лет. Меняется только время, требуемое для получения результатов, и объем необходимых усилий.

    Что делать, чтобы улучшить работу собственного мозга взрослому?

    Устранить барьеры, которые могут мешать вам двигаться вперед:
    — отключите страх потерпеть неудачу в новых для вас видах активностей;
    — осознайте, что только лишь знание узкой тематики пусть даже на самом высоком уровне не делает человека умнее по всем фронтам, и зачастую наоборот сильно мешает разностороннему гармоничному развитию интеллекта и личности;
    — даже если вы уже состоявшийся супер-профи в своем деле, у вас не должна страдать мотивация, особенно если у вас уже есть дети: занимайтесь вместе с ними и для них, и для себя.
    Вы понимаете важность регулярных занятий спортом? Человеческий мозг – это та же мышца. Если ей не заниматься годами, она станет дряблой, но привести ее в форму можно за цикл занятий на повышение интеллектуального уровня через развитие творческих способностей и логического мышления. Решайте с детьми логические задачи, разгадывайте загадки и математические головоломки, играйте в шахматы.
    Читайте больше книг. Но даже если вы владеете навыками скорочтения, не забывайте, что иногда нужно просто читать в удовольствие: глубоко вникать в сюжеты, наслаждаться произведениями, «проживая приключения главного героя». Хорошая книга (вспомните, какие произведения вдохновляли вас в детстве и в юности) может сработать как полноценный «витаминный комплекс для ума». Это плодородная почва, но чтобы мозг постоянно пребывал в тонусе, его надо регулярно тренировать.

    Как повышать уровень интеллекта у взрослого и ребенка одновременно?

    Занимайтесь спортом, чтением и комплексным развитием логического мышления и интеллектуальных способностей вместе, всей семьей.
    Окей, со спортивными активностями и чтением все понятно. Хорошо бы еще найти такое место, где собраны самые интересные и разноплановые задачи, загадки, головоломки и другие задания для полноценного развития интеллекта…

  9. YDUWEBAS Ответить

    Для многих взрослых логические задачи уже стали настоящим хобби. Того же результата можно добиться и с ребенком, если подобрать для него задания нужного уровня сложности. Ключевые правила занятий:
    постепенное наращивание уровня: как только замечаете, что ребенок легко решает конкретный тип задач, – усложняйте;
    совместная работа: можно по книгам для детей, но удобнее заниматься в интернете. Есть специальные сайты, на которых упражнения и задачи уже сгруппированы по возрастным группам и уровню сложности. Для этой цели отлично подойдет специализированный ресурс для развития логического мышления у детей начиная с 6-7 лет logiclike.com.

    Можно ли научить детей в шесть лет решать логические задачки самостоятельно?

    Здесь надо искать мотивацию и для ребенка, и для родителя. Надо подготовиться к тому, что у многих детей в первые 5-7 «заходов» ответ маме или папе на очередную задачку будет неизменным «не знаю, не умею или не хочу». Ответ на вопрос, как научить ребенка решать логические задачи, всегда индивидуален. Для большинства родителей более правильным решением будут совместные занятия по разработанным специалистами методикам. Чтобы увлечь ребенка, вполне хорошим вариантом может быть решение логических задач онлайн: набирают популярность сайты с авторскими задачами на развитие логического мышления, адаптированные под определенный возраст ребенка.
    Если ребенок не заинтересовался выбранным вами вариантом, помните, что с детками дошкольного возраста хорошо работает перефразировка. Если заменить действующие лица в задачке известными ребенку персонажами, ее решение становится интереснее, а иногда и веселее.
    Небольшая теоретическая база не помешает. Существует классификация методов решения логических задачек (рассуждения, метод бильярдной доски, таблица и прочие) – освойте их, чтобы показать ребенку возможные алгоритмы размышлений.

    Когда приступать к занятиям по развитию логики у дошкольников?

    Детская психология утверждает, что 6-7 лет у детей – это пик развития мышления. Потому заниматься с детками стоит начинать именно в дошкольном или раннем школьном возрасте.
    Чем раньше начать, тем выше шанс, что логические задачи и загадки станут для ребенка любимым увлечением и помогут ему определиться будующей профессией или интересными для него направлениями развития и росто. Здесь уместна аналогия со спортом. В 3-5 лет будущие чемпионы одинаковые – худощавые, неумелые, неуклюжие. Но уже через 1-2 года тренировок их действия становятся отточенными, а мышцы наливаются силой.
    То же и с мозгом, и интеллектуальными способностями. Не зря, например, в школьную программу включены летние задания по литературе. Это нужно не только для того, чтобы не потерять накопленные знания и умения и расширить кругозор. Интеллект, а особенно растущий потенциал маленького гения, можно развивать только через постоянные нагрузки, хотя бы еженедельные, а еще лучше – ежедневно поддерживать себя в тонусе. Не упускайте то время, когда ваш сын или дочь еще ребенок, дошкольник или ученик начальных классов. Проводите время вместе, весело и с пользой.

  10. Barabanus Ответить

    Пышненко Виктория Петровна
    Как развивать логическое мышление дошкольника
    Нередко случается так, что ребенок, казалось бы, прекрасно подготовленный к школе, в первом классе оказывается не слишком успешным. Это происходит потому, что родители, обучая его умениям и навыкам – чтению, счету, иногда даже письму, часто забывают о необходимости развивать способности, и, прежде всего, – логическое мышление. В процессе обучения, особенно по развивающим программам, младшему школьнику приходится сравнивать и классифицировать, выделять закономерности и делать выводы. Не имеющему развитого логического мышления первокласснику будет довольно сложно втянуться в учебный процесс.
    Умение логически мыслить включает в себя несколько компонентов, важнейшие из которых – способность к анализу и синтезу, сравнению и обобщению, классификации и систематизации. Развивать его можно, начиная с 2-3 лет – в этом возрасте ребенка учат пониманию простейших причинно-следственных связей. Для обучения можно использовать карточки с изображением различных сюжетов – по ним описывают ситуацию или задают вопросы. У ребенка спрашивают, чем занимаются нарисованные на картинке люди, что они делали раньше, и что будут делать позже. Например, на рисунке – девочка с мамой, в руках у них покупки, значит, они идут из магазина; в сумке – продукты, значит, мама будет готовить обед. Либо – на картинке мальчик, прячущийся от дождя под деревом, он не может выйти из-под него, потому, что забыл дома зонт. Когда дождь закончится, мальчик пойдет дальше. Можно поиграть с малышом в игру «Придумай окончание фразы» («Днем на улице светло, а ночью? Утром солнце всходит, а вечером?»).
    С ребенком 3-4 лет, усвоившим названия основных цветов и геометрических фигур, можно поиграть в игру «Угадай предмет», используя описание не только его свойств, но и внешних признаков (сладкий, большой, круглый – арбуз). В этом возрасте ребенка учат сравнивать два объекта между собой, выделяя их отличия (малышу проще сначала определить, чем предметы отличаются друг от друга, а уже затем искать в них сходные черты). Можно также предложить ему выбрать из группы один предмет, похожий на тот, который он держит в руке. При этом необходимо четко задавать критерий поисков («такой же твердый», либо «такого же цвета»). Малыши этого возраста охотно выполняют задания по сортировке предметов на две группы, опираясь на один признак, заданный взрослым, – цвет, форму, размер и т. д.
    В развитии логики младших дошкольников особая роль отводится конструированию, которое формирует способность к логическому синтезу. В этом возрасте для него используют простейшие деревянные или пластмассовые наборы, состоящие из объемных фигур – кирпичиков, призм, цилиндров, конусов. Малышу вполне по силам складывать мозаику из крупных деталей.
    Для развития логики ребенка 5-6 лет используются более сложные задания – например, выстроить ряд по возрастающему или убывающему признаку. Для этого можно использовать, к примеру, матрешек, либо баночки с окрашенной водой разной интенсивности цвета. Для развития аналитико-синтетических способностей используются задания на сортировку уже по двум признакам, а также на выделение «лишнего» предмета из группы с обоснованием ребенком критериев выбора («три треугольника, один квадрат – он лишний»). От сравнения отдельных предметов в этом возрасте переходят к сравнению их групп, обучая детей выделению общих свойств для каждой из них («справа – все зеленые, слева – синие»). Выполняя такие задания, дети учатся выделять значимые признаки объектов, абстрагируясь от других. Давая задания на классификацию ребенку, достигшему шести лет, ему предлагают выбрать самостоятельно основание для разделения предметов или карточек на группы (мебель, посуда, фрукты, овощи). Цифры изучают, связывая количество предметов с их обозначением. Для этого пригодятся детское домино, игра «Найди половинку», которую можно самостоятельно сделать из плотного картона. Для нее используют карточки, разрезанные пополам: на одной половинке – цифра, на другой – группа предметов. Подсказкой ребенку служат формы разрезов, которые должны совпасть.
    Логика детей 5-6 лет лучше всего формируется в рамках математических понятий, однако занятия по развитию речи тоже очень важны. Дети этого возраста способны усвоить более сложные причинно-следственные связи. С ребенком можно обсуждать увиденное или прочитанное, предоставляя ему возможность самому сделать выводы. Например: зачем мальчик так поступает, к чему это может привести? Детей учат мыслить логически, опираясь на свойства окружающих предметов и явлений, например: что будет, если преградить путь ручью? Что случится, если поднести спичку к пламени? Если бросить в таз с водой камешек – он будет плавать, или утонет? А комочек ваты? Такие логические задания учат ребенка предвидеть результаты своих действий.
    Навыки конструирования у старшего дошкольника уже развиты намного лучше: ему вполне по силам соорудить движущиеся модели. Для детей этого возраста можно приобретать различные пластмассовые или металлические конструкторы с большим количеством деталей, сборные деревянные игрушки. Ребенок старшего дошкольного возраста может, опираясь на помощь взрослых, собирать из частей большие изображения («пазлы»).
    Для развития логического мышления дошкольника разработано множество пособий, которые можно приобрести в специализированных магазинах либо через Интернет – это и всем известные кубики Никитина, и палочки Кюизенера с альбомами к ним, и разнообразные логические блоки Дьенеша. Ежедневно занимаясь с ребенком и развивая его логику, вы заложите прочный фундамент его школьных успехов. Главное, о чем необходимо помнить: ни в коем случае не стоит перегружать его занятиями, учите – играя! Лишь в этом случае ваши усилия принесут ощутимый результат.

  11. Kathrizel Ответить

    В упрощенном понимании логика – синоним ума, то есть это умение думать и рассуждать последовательно и непротиворечиво. Этим и объясняется интерес к вопросу «Как развить логику у ребенка?»

    Важность раннего развития и обучения

    Человек, обладающий развитой логикой, выгодно выделяется из «серой массы» здравым смыслом и рационализмом, и как правило, добивается в жизни успеха.
    Развить логику у ребенка – значит, во-первых, обеспечить понимание им причинно-следственных связей между явлениями, процессами и действиями, а во-вторых, сформировать в нем способность к анализу окружающей действительности.
    Поскольку логика – это не конкретный навык или умение, а мышление, образ мыслей в целом, то для того, чтобы развить ее у ребенка, необходимо с самого раннего возраста приучить его к «интеллектуальному образу жизни». Всячески стимулируйте любознательность малыша: покупайте ему развивающие детские игрушки, конструкторы, пазлы; практикуйте упражнения для развития пытливости детского ума.
    Как считают японцы (и с ними трудно не согласиться), дети до 3-х лет более склонны к восприятию информации, поскольку не наделены теми принципами, комплексами и условностями, которыми мы сами их награждаем впоследствии. А с 3-х лет влияние внешних установок начинает сказываться…
    Поэтому очень важно много разговаривать с младенцем уже с первых месяцев его жизни. Рассказывайте ему об окружающей его обстановке, предметах, обсуждайте с ним свои текущие дела – не считайте, что кроха все равно ничего не понимает. Очень скоро вы не только увидите с его стороны осознанный взгляд, но и услышите меняющий интонации лепет, который вскоре сменят первые слова и предложения.
    Не сюсюкайтесь с малышом, не используйте в своей речи уменьшительные, грамматически неправильные или несуществующие слова (типа «бибика» вместо «машина», «ляля» вместо «кукла» или «топ-топ» вместо «пошел»). Старайтесь, по возможности, общаться с чадом на равных, и тогда его умственное взросление наступит раньше общепринятой возрастной нормы.
    Детям от природы свойственно любопытство. Они пытливы и неугомонны в своих вечных вопросах. Даже если вы устали и у вас нет настроения, постарайтесь все же скрыть раздражение и терпеливо ответить на все детские вопросы. Не злитесь, не нервничайте и отвечайте с улыбкой. Только с вашей помощью кроха сможет создать себе в уме реальную картину окружающего мира.

    Логические игры для дошкольников

    Самый эффективный способ развить логику ребенка — проведение с ним игр. Ведь только то, что интересно и весело, запоминается лучше всего. Логические игры развивают память, расширяют кругозор, учат самостоятельно рассуждать, сопоставлять, сравнивать, обобщать, исключать, выявлять аналогии и анализировать.
    Возьмите несколько разноцветных и разного размера мячиков и кубиков. Попросите малыша ответить, чем отличается, например, синий мячик от синего кубика, и что у них общего. По аналогии сравните синий мячик и красный мячик и т. д.
    Положите несколько игрушек в коробок (или непрозрачный пакет). Пусть ребенок, не вытягивая игрушки, взяв ее в руки, назовет, что это за игрушка и какой она формы.
    Логика тесно связана с математикой. Чем раньше вы начнете развивать в ребенке математические способности, тем проще и легче ему будет учиться в будущем. Начинайте учить малыша счету уже с 1,5-2-х лет.
    Прекрасно развивает логику пособие геометрические фигуры на магнитах, предназначенное для детей от 3-х лет. С ним можно проводить такие игры:
    «Отыщи фигурку». Выложите перед дошкольником геометрические фигуры. Дайте задание найти только многоугольники. Попросите сосчитать, сколько углов и сторон у каждого из них. Пусть ребенок назовет оставшиеся геометрические фигуры.
    «Сложи по группам». Разложите перед малышом геометрические фигуры и предложите найти и сложить по группам все круги, все овалы, все квадраты и т. д.
    «Найди лишний предмет», или «Четвертый лишний». Разложите перед малышом разноцветные геометрические фигуры одной формы и одну фигуру другой формы. Попросите найти лишнюю фигуру и объяснить, почему она лишняя.
    «Что у нас общего». Предложите малышу найти фигуры, одинаковые по цвету, но разные по форме. Пусть назовет эти фигуры, сравнит, что у них общего.
    «Геометрические узоры». Предложите дошкольнику составить из разных геометрических фигур узор. Спросите, из каких фигурок состоит узор? Какую фигуру он образовал? Попросите дать название новым фигурам.
    «Фигурки-строители». Выложите перед малышом контурное изображение предмета, составленное из нескольких геометрических фигур, и набор этих фигур. Попросите ребенка выложить такое же изображение.
    «Запомни и опиши». Показывайте малышу геометрические фигурки в течение 1-2 минут. Он должен запомнить изображения и описать увиденное устно.
    Очень интересна игра на ассоциации, развивающая наблюдательность, внимание, воображение. Вы рисуете геометрические фигуры, а ребенок должен сказать, с какими предметами у него ассоциируется та или иная фигура. Затем объединяйте разные фигуры в общий рисунок, и пусть малыш назовет изображенный объект. Например, добавив в прямоугольнике окошки, получим домик, а соединив вертикальными линиями два горизонтальных овала, получим стакан.
    Нарисуйте равносторонний треугольник, а рядом с ним – горизонтальный овал, у которого больший диаметр равен стороне треугольника. Спросите ребенка, какой, по его мнению, получится предмет, если объединить эти два рисунка (колпак). Сообщите, что такая объемная геометрическая фигура называется конусом. Такая игра отлично стимулирует пространственное восприятие и воображение.
    Можно рисовать геометрические фигуры на спинах друг друга пальцем: один рисует — другой отгадывает.
    Логические игры хороши тем, что многие из них не требуют особых временных затрат или определенного места. Играть можно во время поездки в общественном транспорте, в очереди в поликлинике или просто идя по улице во время прогулки.
    Для самых маленьких деток подойдет игра на противоположности. Вы начинаете предложение, а кроха заканчивает. Например, слон большой, а мышь -…, летом тепло, а зимой — …, лед твердый, а снег — … .
    Интересна также игра «Отгадай загаданное» по наводящим вопросам, требующим однозначного ответа «да» или «нет». Например:
    — Это живое? – Да.
    — Зверь? – Нет.
    — Птица? – Да.
    — Чирикает? – Нет.
    — Голубь? – Да.
    Сначала пусть малыш задает наводящие вопросы, а потом поменяйтесь местами. Эта игра развивает сообразительность и смекалку, тренирует логическое мышление и наблюдательность.
    Поможет развить логическое мышление игра на установление принадлежности выбранного объекта к определенной группе. Например, вы называете «куртка», а малыш должен сказать, что она принадлежит к группе «одежда»; вы называете «яблоко» — ребенок должен сказать «фрукты» и т. п.
    Многие поколения детей любят игру «Съедобное-несъедобное», при которой одновременно с названием предмета кидают мяч. Если назван съедобный предмет, мяч надо поймать.
    Научите малыша играть в полезные настольные игры: шахматы, шашки, «Крестики-нолики», «Морской бой». Обдумывание дальнейших ходов в игре прекрасно развивает аналитическое мышление.

    Воспитание интеллектуала

    Все дети любят смотреть мультфильмы. Предлагайте сыну или дочери только качественные развивающие мультики; их просмотр будет не только приятным, но и полезным занятием.
    Читайте вместе с дошкольником детские книжки с обучающим уклоном, познавательные рассказы. Задавайте ему загадки, ребусы, развивайте математические и интеллектуальные способности. Решайте вместе логические задачки, кроссворды, чайнворды. Приобретите развивающие учебные пособия и товары для подготовки к школе.
    Научите ребенка определять время (на примере часов со стрелками и разборчивыми цифрами). Объясните, по какому принципу устроен календарь. В этом вам поможет настенный или настольный перекидной календарь (последний, кстати, легко можно сделать своими руками, что очень понравится ребенку).
    Стремясь развить логику у ребенка и обучая его базовым навыкам и понятиям, делайте это в доступной ему форме, дабы избежать курьезов.
    Пример из жизни. Объясняя 3-летнему сельскому мальчику понятия «лево»/»право», ему сказали, что лево — это там, где стоит печь, а право — где стоит хата (дом) дяди Вити. Прошли годы, мальчик превратился в мужчину и давно покинул родное село. Но детское впечатление оказалось настолько сильным, что до сих пор при определении направления мужчина автоматически вспоминает расположение в своей сельской хате печки по отношению к дому соседа дяди Вити.
    Или другой жизненный пример. Ребенка научили, что узнать, где лево, а где право поможет нарисованная в уме печатная буква «И»: в какую сторону у нее палочка вверх — там право. Можно себе представить, насколько сложно при таком объяснении ребенку, а потом и взрослому, быстро ориентироваться. А ведь следовало просто сказать малышу: право там, где ведущая рука, которой ты пишешь или кушаешь (если он правша), и наоборот.
    В 4 года, когда речь дошкольника уже сформирована, признаком хорошо развитой логики является активное употребление развернутых сложноподчиненных предложений, условных наклонений, вводных слов и т. п.
    Очень важно научить ребенка произвольному мышлению, то есть умению думать целенаправленно. Взрослые всегда могут выбирать, о чем думать, а о чем – нет. У детей же эта способность полностью развивается лишь к 10-ти годам. Поэтому ребенка надо учить думать, причем так, чтобы настрой его мыслей был позитивным.
    Если вы будете с раннего возраста развивать у ребенка логику, ваши усилия не пропадут зря. Это сформирует у него гибкость мышления и дальновидность, что позволит в будущем видеть скрытую от многих суть вещей и явлений и с легкостью решать сложнейшие житейские задачи.
    Источник — http://glazastik.com

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *