Как регулировались отношения между людьми в первобытном обществе?

13 ответов на вопрос “Как регулировались отношения между людьми в первобытном обществе?”

  1. Злой Мага Ответить

    Для защиты от внешней среды и совместного добывания пищи первобытные люди создавали объединения, которые были неустойчивыми и не могли обеспечить необходимые условия для выживания.
    Экономика в первобытно – общинных объединениях характеризовалась присваивающей формой, так как добытые продукты питания распределялись поровну и обеспечивали минимальные потребности его членов.
    Первичное объединение организации людей – род, в котором взаимоотношения его членов обладали кровнородственным характером, а с развитием жизни роды объединялись в племена, союзы племен.
    Во главе родов находились вожди и старейшины, поведение которых являлось примером для других. В повседневной жизни вожди и старейшины рода признавались равными среди равных.
    Общее собрание всего взрослого населения признавалось высшей властью, которое также обладало и судебной функцией. Отношения между племенами регулировались советом старейшин.
    Со временем объединения людей стали нуждаться в социальном регулировании, так как перед ними стала необходимость в согласовании деятельности, которая была бы направлена на определенную цель и обеспечивала бы их выживание.
    На ранних стадиях первобытно – общинного строя поведение человека регулировалось на уровне инстинктов и физических ощущений установлением многочисленных запретов в виде заклятий, обетов, зароков и табу, так как первобытное общество не знало норм морали, религии и права.
    Основные формы норм, которыми регулировалось поведение людей в первобытнообщинном строе:
    Миф, эпос, сказание, предание; Миф, эпос, сказание, предание – художественно – образная или предметно – фантастическая форма передачи информации о запретном поведении или необходимом поведении. Информация, передаваемая через миф, приобретала характер святости и справедливости.
    Обычай – передача информации нормативного и поведенческого характера из поколения в поколение; В форме обычаев закреплялись варианты поведения людей в социально значимых ситуациях, выражая при этом интересы всех членов общества. По своему содержанию обычаи могли быть моральными, религиозными, правовыми, а также включать в себя одновременно моральное, религиозное и правовое содержание.
    Обычаи регламентировали все сферы деятельности в первобытном обществе. Их сила состояла не в принуждении, а в привычке людей руководствоваться и следовать за обычаем. Впоследствии в обществе обычаи стали использоваться совместно с нормами морали и религиозными догмами.
    Ритуал – совокупность действий, которые совершались последовательно и имели символический характер;
    Религиозный обряд – совокупность действий и религиозных знаков, направленных на символическое общение со сверхъестественными силами; Социальные нормы в родовой организации были представлены табу (непререкаемые запреты), обычаями, ритуалами, религиозными нормами, мифами, которые создавали образцы для подражания героям.
    Для обозначения социальных норм родовой организации используется термин «мононормы». «Моно» – означает единый.
    Обычаи носили синкретический (слитный, нерасчлененный) характер первоначальных императивов. Социальные нормы родового строя невозможно четко разграничить на моральные, правовые, религиозные, обычные, как это делается в современном обществе.
    Эта слитность, монолитность социальных норм и позволяет именовать их мононормами, то есть императивами, в которых были слиты воедино зачатки всех форм социальной регуляции.
    Основной формой существования социальных норм родовой организации являлся обычай. Обычай – это исторически сложившееся правило поведения общего характера, которое вошло в привычку людей в результате многократного повторения.
    Социальные нормы первобытного общества складывались естественно историческим путем, без целенаправленного нормотворчества человека. К их отличительным признакам относится отсутствие письменных форм закрепления, равно как и вообще особых форм фиксации.
    Кроме этого, в отличие от возникших позже правовых норм, в нормах родовой организации не проводится различие между правами и обязанностями субъектов. Существующие правила были единственно возможными вариантами поведения, которые являлись одновременно и правом, и обязанностью лица.
    Еще одним отличительным признаком социальных норм первобытного общества является то, что они обеспечивались в первую очередь силой привычки, а также общественным мнением и в крайних случаях общественным принуждением.
    Естественно-необходимый характер этих норм приводил к тому, что они исполнялись добровольно и не требовали особых средств обеспечения.
    Этим социальные нормы родовой организации отличаются от правовых норм, признаком которых является принудительность в смысле их обеспеченности возможностью применения к нарушителям мер государственного принуждения.
    Предпосылки и причины происхождения государства и права
    Теории происхождения государства
    Право и обычаи

  2. Blocky Ответить

    Добрый вечер! Если не тяжело, прошу оказать мне помощь, спасибо, если не откажите!
    Прочитайте фрагменты международных конвенций, выполните задания и ответьте на вопрос.
    1) Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта Глава I. Общие положения о защите
    Статья 4. Уважение культурных ценностей
    1. Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются уважать культурные ценности, расположенные на их собственной территории, а также на территории других Высоких Договаривающихся Сторон, запрещая использование этих ценностей, сооружений для их защиты и непосредственно прилегающих к ним участков в целях, которые могут привести к разрушению или повреждению этих ценностей в случае вооруженного конфликта, и воздерживаясь от какого-либо враждебного акта, направленного против этих ценностей.
    3. Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются, кроме того, запрещать, предупреждать и, если необходимо, пресекать любые акты кражи, грабежа или незаконного присвоения культурных ценностей в какой бы то ни было форме, а также любые акты вандализма в отношении указанных ценностей. Они запрещают реквизицию движимых культурных ценностей, расположенных на территории другой Высокой Договаривающейся Стороны.
    2) Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду
    Статья I 1. Каждое государство — участник настоящей Конвенции обязуется не прибегать к военному или любому иному враждебному использованию средств воздействия на природную среду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия, в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда любому другому государству-участнику.
    Статья III
    1. Положения настоящей Конвенции не препятствуют использованию средств воздействия на природную среду в мирных целях и не затрагивают общепризнанных принципов и применимых правил международного права, касающихся такого использования.
    2. Государства — участники настоящей Конвенции обязуются способствовать возможно самому полному обмену научной и технческой информацией об использовании средств воздействия на природную среду в мирных целях и имеют право участвовать в таком обмене. Государства-участники, которые в состоянии сделать это, по отдельности или совместно с другими государствами или международными организациями будут вносить вклад в международное экономическое и научное сотрудничество в области сохранения, улучшения и мирного использования окружающей среды с должным учетом нужд развивающихся районов мира.
    1) Сформулируйте цель каждого документа. Текст 1: Текст 2:
    2) Обоснуйте важность каждой цели для развития общества. Текст 1: Текст 2:
    3) Как каждая цель связана с реализацией прав и свобод человека? Текст 1: Текст 2:

  3. Mansur Ответить

    Фредрих Энгельс «Происхождение семьи, частной собственности и гос-ва» – база под данную теорию
    В процессе развития первобытного общества создавались предпосылки для его качественного преобразования. По мере совершенствования орудия труда люди приобретали новые производственные навыки, повышалась производительность труда, стали более разнообразными и противоречивыми интересы членов рода, поэтому считается, что появление собственности, гос-ва, правовых норм связано с изменениями, произошедшими в экономике при переходе от присваивающей к производящей экономике.
    Присваивающая экономика(хар-ка):
    1) Примитивный способ производства и примитивные орудия труда
    2) Зависимость человека от природных условий
    3) Коллективная собственность на средства производства
    4) Отсутствие четко выраженного разделения труда между мужчинами и женщинами
    5) Уравнительное распределение материальных благ.
    Переход общества от собирательства, рыболовства и охоты к производящему типу экономики, то есть к скотоводству и земледелию начался 10-15 тысяч лет назад, появлялась частная собственность и общество разделилось на классы, тем самым появилось гос-ва. Важную роль в переходе от первобытного к производящему способу производства сыграло общественное разделение труда, это предшествовало, как считал Энгельс, появлению гос-ва. Было 3 крупнейших общественных разделений труда:
    1)отделение скотоводства от земледелия
    2)Отделение ремесла от земледелия
    3)Обособление группы людей, занимающихся товарообменом – купцы
    Общественное разделение труда и связанное с ним совершенствование орудия труда способствовало росту производительности труда. Человек начал производить большее кол-во продукта, чем было необходимо ему, в результате появился избыточный продукт (накопление орудий труда, запасов товаров и в более поздний период это обособление участков земли) и появление избыточного продукта привело к появлению частной собственности.
    С появлением частной собственности общество стало дифференцироваться по имущественному признаку, появились богатые и бедные и их интересы стали противоречить друг другу. Богатые стремились к упрочнению своего экономического преимущества, а бедные к изменению своего зависимого положения. В сложившихся экономических условиях родоплеменная организация власти оказалась бессильной. Общество в силу раскола на экономически неравные группы объективно порождает такую организацию власти, которая с одной стороны, должна поддерживать интересы имущих, с другой стороны, сдерживать противоборства между ними и экономически зависимой части общества, данной организацией, выделившейся из общества стало – государство.
    В основе появления государства лежат экономико-политические и социальные причины:
    1 блок – экономика – политические причины:
    1)Крупные общественные разделения труда и появление постоянных производств (земледелие, рыболовство, ремесло);
    2)Углубленная специализация труда (земледелие, рыболовство, ремесло + товарообмен)
    3)Необходимость охраны частной собственности от внешних захватчиков (причина – появление частной собственности)
    4)Необходимость охраны границы территории, где находится производство и частная собственность.
    5)Обеспечение постоянного управления обществом.
    2 блок – социальные причины:
    Выполнение общих дел (действовать коллективно), например, строительство ирригационных сооружений, борьба со стихийными бедствиями и позже, строительство дорог;
    Отличие гос-ва от первобытного общества:
    1)Власть:
    В первобытном обществе – она основывалась на родоплеменном устройстве общества, интересе всех членов рода и основывалась на авторитете, не имела территориального характера;
    В государстве – власть распространяется на население, проживающее на его территории;
    2)Организация общественной жизни:
    В первобытном обществе – самоуправление;
    В государстве – публичная власть, представленная специальным аппаратом, состоящим из служащих, профессионально занимающихся управлением.
    3)Регуляция жизни в обществе:
    В первобытном обществе осуществлялась социальными нормами
    В государстве – нормами права.
    4)Налоги и сборы:
    В гос-ве устанавливается система налогов и сборов
    В первобытном – отсутствует система налогов и сборов
    5)Суверенитет:
    В государстве – имеется суверенитет (независимость гос-ва при решении внутренних и внешних вопросов в жизни гос-ва)
    В первобытном обществе суверенитет отсутствовал
    Теории происхождения государства:
    1) теологическая теория (божественная) – Фома Аквинский, Августин, Жан Мольтен – государство создал Бог, а правитель – его посредник
    2) патриархальная теория – Аристотель, Фильмер, Михайловский – государство процесс развития семьи, а гос власть возникает из власти отца над членами семьи
    3) договорная теория (естественная теория)– Гуго Гроций, Джон Локк, Дидро, Радищев, Спиноза – государство возникает в силу договора, который люди заключили сознательно, чтоб преодолеть недостатки естественного состояния
    4) теория насилия – Лев Гумплович, Кауцкий, Дюринг Евгений – обусловлено актом насилия, завоевание
    5) ирригационная теория – возникновения государство связано с необходимостью больших сооружений
    6) органическая теория – Спенсер – природа развивается, эволюционное развитие природы приводит к образованию объединения людей, которые в процессе естественного отбора образуют единый организм – государство
    7) психологическая теория – Лев Петражинский, Фрейд, Фроун, Тард – особенности возникновения государства связывают с психикой человека, которые хотят управлять и подчиняться
    8) инцестная теория (половая теория)– Левий-Штросс – запрет на кровосмешение
    9) расовая теория – Ницше – основная раса, главная, низшая, которая должна быть уничтожена
    10) классовая – Маркс, Энгельс – государство – это продукт социально-экономического развития общества

  4. Felhagrinn Ответить

    Вы уже знаете, что отношения между людьми в первобытном обществе регулировались на основе традиции и обычаев. Но с развитием человечества жизнь усложняется , появляется неравенство и образовываются государства. В таких условия уже было недостаточно регулируемых отношений на основе традиции> появились письменные законы. Законы, созданные в древних цивилизациях, имеют целый ряд общих черт:
    1.разница в наказании в зависимости от …
    2.государство стояло на страже интересов высших слоев
    3.самые жестокие наказания ждали тех, кто выступал против жрецов и храмов
    4.закон поддерживал патриархальное устройство семьи
    5.женщина в семье занимала униженное положение, кроме Египта
    6.закон оберегал частную собственность и сурово наказывал за кражу и порчу имущества
    7.законы охраняли целостность семьи, наказывая за измену
    8.защищал права наследования
    9.даже рабы имели определенные права
    Таким образом, государство не только подавляло и угнетало, но создавая законы, обеспечивало все слои определенными гарантиями, хотя и в не равной степени. Без этого невозможна была бы жизнь общества.
    Была ли власть царей в действительности безгранична?
    Конечно, реальное положение дел было сложнее. В древней цивилизации были силы, которые претендовали на власть и пытались оказывать влияние на политику царей. Степень цивилизации тоже была далеко не всегда одинаково высокой. Во всех цивилизациях были периоды, когда империи распадались. В периоды раздробленности страна распадалась на области, где правила родовая знать, не подчиняющаяся правителям> нерегулируемая силой власти> голод, беспорядки. А это вызывало необходимость в централизации.

  5. IceLook Ответить

    Власть — явление универсальное. Она возникает везде, где есть социальное взаимодействие между индивидами, поскольку интересы индивидов не могут совпадать постоянно и воля одного рано или поздно вынуждена будет подчинить волю другого. Особенно это проявляется в больших социальных общностях, где интересы всех не могут быть едины во всем. Общество в целом как единый субъект власти подчиняет своей воле интересы отдельных членов социума, опираясь на социальную власть.
    Социальная власть — это специфическая способность, принадлежащая той или иной социальной общности (роду, народу, иному властвующему социальному субъекту) или отдельной его группе, обеспечивающая ее возможность подчинять своей воле волю членов социума (подвластных), используя различные методы, в том числе и метод принуждения, основанный на силе самого социума. [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8]
    5) основа регулирования характеризовалась доминированием запретов (табу);
    6) распространение только на данный родовой коллектив (нарушение обычая — «родственное дело»);
    7) нормативно-регулятивное значение мифов, саг, былин, сказаний и иных форм художественно-творческого общественного сознания;
    8) специфические санкции — осуждение поведения нарушителя со стороны родового коллектива, выражающееся в общественном порицании или остракизме (изгнание из родовой общины).
    Социальные нормы первобытного общества разнообразны. К ним относятся: обычаи, простейшие нормы морали, религиозные нормы, мифология, табу.
    Обычаи исторически сложившиеся правила поведения, которые в результате многократного повторения вошли в привычку.
    Нормы первобытной морали — правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе первобытных представлений о добре и зле. Нормы морали возникают гораздо позже обычаев, а именно на этапе развития человеческого общества, когда у людей появляется способность оценивать собственные поступки и поступки других людей с точки зрения добра и зла.
    Религиозные нормы правила поведения, регулирующие отношения между людьми на основе их представлений о высших силах, божественном мире.
    Мифология — совокупность мифов (рассказов, повествований о богах, героях, природных явлениях и т.п.), отражающих представления людей о мире, природе, человеческом и божественном бытии. В мифах закреплялись способы изготовления орудий, сведения о маршрутах кочевий, местах для стоянок, о нормах семейно-брачных отношений, половые и возрастные запреты и целый ряд других правил поведения.
    Табу — строгий запрет, налагаемый на какой-либо предмет, действие, слово и т.п., нарушение которого будто бы неминуемо влечет жестокую кару (болезнь, смерть) со стороны духов и богов как наиболее властных сил в первобытном обществе. В отличие от правовых запретов табу носит преимущественно объективный по своей природе характер.
    Агрокалендари — система наиболее целесообразного ведения сельскохозяйственных работ и распределения их результатов.
    [1] В догосударственный период социальная власть отличалась тем, что:
    [2] распространялась только в рамках рода, выражая его волю, и базировалась на кровных связях;
    [3] была непосредственно общественной, строилась на началах первобытной демократии, самоуправления (г.е. объект и субъект власти здесьсовпадали);
    [4] органами власти выступали родовые собрания, старейшины, военачальники и т.п., которые решали все важнейшие вопросы жизнедеятельности первобытного общества;
    [5] покоилась на традициях;
    [6] подчинение и принуждение носили естественный и объективныйхарактер;
    [7] вытекала из единства интересов всех членов рода, т.е. во главу углавсегда ставился общий интерес, а не групповой или индивидуальный;
    [8] носила личностный, персонифицированный характер в том смысле,что распространялась субъектно только на членов рода и не имела территориального характера. Социальные нормы первобытного общества. Социальные нормы — этоправила поведения, регулирующие отношения между людьми. Существовавшие в первобытном обществе социальные нормы называют мононормами. Мононормы — это объективно обусловленные правила жизни, соединяющие в себе религиозные, нравственные, эстетические, биологическиеначала. Можно сказать, что мононорма — это обязательное правило поведения, в котором еще не дифференцировались различные типы социальнойрегуляции. Социальные регуляторы, не имевшие разделения по характеруисходного предписания, нераздельно включали в себя обычаи, традиции(носили процедурный характер), мифологию, религию, мировоззрение,биологические законы, квазиправовые предписания. Систему нормативного регулирования в первобытном обществе отличает следующее: 1) естественно-природный характер формирования; 2) действие на основе механизма обычая; 3) синкретность (нерасчлененность) норм; 4) мононормы не имели представителыю-обязывающего характера:их требования не расценивались как четкое предписание, право или обязанность, а выражали долженствование в поведении;

  6. Зая_маинькая_на лужайки_ Ответить

    ; В последующем, постепенно в группах складывались нормы, ко­торыми руководствовались не только члены группы, но и вожаки. Одними из первых норм были обычные. Они закрепляли вы­работанные веками наиболее рациональные, соответствующие требованиям того времени, варианты поведения людей в опреде­ленных ситуациях. Обычаи передавались из поколения в поколе- Обычаи – исторически сложившиеся правила проведения, которые в результате многократного повторения вошли в привычку Простейшие нормы морали – правила поведения, регулировавшие отно­шения между людьми на основе первобытных представлений о добре и зле Религиозные нормы – правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе их религиозных представлений Мифология – совокупность мифов (рассказов, повествований о богах, героях демонах, духах и др.), отражавших фантастические представления людей о мире, природе и человеческом бытие Табу — религиозный запрет, налагаемый на какой-либо предмет, действие, слово и т.п., нарушение которого будто бы неминуемо влечет жесткую кару (болезнь, смерть) со стороны фантастических духов и богов Данные правила создавались во многом сознательно. В них выражались интересы отдельных слоев общества. Они не всегда
    соответствовали интересам всех членов рода, в отличие от перво­бытного общества, в котором правила, регулирующие жизнь об­щины, были едины. Постепенно происходило разделение норм по видам обще­ственных отношений. К их числу относились имущественные от­ношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением материальными ценностями, земельные отношения, семейные, тру­довые, уголовные, то есть наиболее общественно опасные действия и другие. Право образовалось в результате санкционирования (утверж­дения) названных норм государственными органами, правотвор­чества и создания судебных прецедентов.

  7. Fenridal Ответить

    4. Регулировали все стороны жизни людей.
    5. Важное значение имели табу (например, запреты на кровосмешение, уничтожение молодняка животных и т.д.), которые были в основе своей рациональны, но облечены в религиозную форму.
    6. Были одновременно и нормами первобытной морали и религиозными нормами.
    7. Не было различия между правами и обязанностями. Обычай выступал в качестве общей, единой, нерасчлененной нормы.
    В современной исторической и юридической науках первобытные обычаи нередко характеризуются в качестве «мононорм», т.е. единых, слитных, синкретичных норм. Постепенно, по мере развития общества, из мононорм выделились другие виды социальных норм.
    Нормы первобытной морали – это правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе первобытных представлений о добре и зле, справедливом и несправедливом, чести, достоинстве и т.д.
    Религиозные нормы – это правила поведения, регулирующие отношения между людьми на основе их религиозных представлений.
    Мифология – совокупность мифов (рассказов, повествований о богах, героях, природных явлениях), отражавших представления людей о мире, природе, человеке, о месте человека в мире и содержавших правила поведения.
    На поздних этапах развития первобытного общества появились агрокалендари – система правил наиболее целесообразного ведения сельскохозяйственных работ и распределения их результатов. Их возникновение относится к эпохе производящей экономики, когда люди начали заниматься земледелием. Они складывались на основе многолетних наблюдений и касались прежде всего сроков выполнения тех или иных видов сельскохозяйственных работ.
    Таким образом, исторически первым регулятором общественных отношений были первобытные обычаи. Однако на последнем этапе развития первобытного общества они оказались не в состоянии выступать в этом качестве, что было связано с двумя основными группами причин:
    1. Экономические причины (многообразие и сложность общественных отношений как результат развития производственно-хозяйственной деятельности людей; многие общественные отношения не охватывались регулятивно-охранительным воздействием обычаев, которые были немногочисленны и консервативны).
    2. Социальные причины (социальная дифференциация общества, появление различных социальных групп с несовпадающими интересами привели к тому, что обычаи, основанные на единстве интересов и воли всех членов общества, уже не могли регулировать общественные отношения и все чаще нарушались).
    Таким образом, объективно возникла необходимость в качественно новом регуляторе общественных отношений – праве, причиной возникновения которого явилась потребность в утверждении порядка в обществе, что достигается путем регулирования и охраны общественных отношений.
    Однако общие закономерности образования права по-разному проявились в разных регионах мира из-за действия различных факторов: экономического, социального, религиозного, культурного и ряда других. Соотношение этих факторов было различным у разных народов и в разные эпохи, что обусловило особенности возникновения права в странах Востока и Запада. В этих странах по-разному происходил процесс перехода общества от присваивающей экономики к производящей, существенно отличались формы организации хозяйственной деятельности, формы общественного разделения труда, разной была роль религии в жизни общества и государства. Эти особенности были обусловлены, в первую очередь, различными природно-климатическими условиями.
    Для Востокахарактерны коллективистские формы жизнедеятельности, что определило характер религиозных и нравственных норм, игравших здесь важнейшую роль в регулировании общественных отношений. Государство санкционировало эти нормы и тем самым придавало им правовой характер. Причем право, создаваемое непосредственно государством, в сравнении с религией, играло значительно меньшую роль в регулировании общественных отношений.
    Таким образом, правовые нормы на Востоке имели религиозно-нравственное корни и обоснование. Поэтому правонарушение являлось одновременно нарушением норм религии и морали. С этим связано и понимание права на Востоке как обязанности, а не как возможности (что характерно для Запада). На Западе право – результат деятельности человеческого разума, т.е. оно было рациональным. Здесь оно появилось, с одной стороны, как мера общей и индивидуальной свободы автономной личности (собственника), а с другой – как инструмент согласования несовпадающих интересов людей.
    Пути образования права на Западе:
    · Перерастание первобытных обычаев в правовые обычаи (санкцио­нирование государством обычаев и формирование обычного права).
    В период образования государства отдельные обычаи первобытного общества стали санкционироваться государством и тем самым приобретали правовой характер. За их нарушение устанавливались меры государственного принуждения. Государство санкционировало только те обычаи, которые выражали продолжительную и единообразную общественную практику и соответствовали государственной политике.
    Правовой обычай – это санкционированный (признанный) и обеспечиваемый государством обычай, регулирующий общественные отношения. На ранних этапах существования государства обычное право (как совокупность правовых обычаев, регулировавших общественные отношения) представляло собой почти все право данного государства. В дальнейшем правовые обычаи постепенно вытесняются другими формами права, и их роль в регулировании общественных отношений резко снижается и сводится к минимуму.
    · Издание государством нормативных правовых актов, содержащих нормы права, было обусловлено необходимостью в упорядочении общественных отношений и осуществлялось в ходе правотворческой деятельности органов государства. По мере усложнения общественных отношений государство восполняло отсутствие необходимых норм в обычном праве путем принятия нормативных правовых актов, содержащих новые нормы права. Постепенно нормативный правовой акт становится одной из основных форм права (а в странах романо-германской правовой семьи – основной формой права).
    · Создание правовых прецедентов. Правовые нормы возникали в результате вынесения конкретного судебного или административного решения по конкретному юридическому делу (особенно, если общественные отношения не урегулированы правовым обычаем или нормативным правовым актом).
    Правовой прецедент – это конкретное судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому государство придает общеобязательный характер.
    Путем создания правовых прецедентов право формировалось в большинстве государств. Однако в странах романо-германской правовой семьи, начиная с XIX в., правовой прецедент перестал признаваться в качестве источника права. В странах англо-саксонской правовой семьи прецедентный путь формирования права был основным, а правовой прецедент стал главным источником права.
    Таким образом, на Востоке основным способом образования права было санкционирование, т.е. придание правового характера нормам религии и морали, на Западе – государственное правотворчество. Особенность генезиса права проявляется и в том, что на процессы его образования и развития существенное влияние оказывал внешний фактор. Воздействие права других государств осуществляется двумя способами:
    1) путем рецепции права (рецепция права – использование правового опыта других стран; при этом более развитая, совершенная правовая система подчиняет своему влиянию менее развитую);
    2) путем экспансии права (распространение на колонизованные территории права метрополии, – характерно для эпохи нового времени).
    Отличия рецепции права и экспансии права:
    1) рецепция права осуществляется добровольно, а экспансия – принудительно;
    2) при рецепции права исследуется и заимствуется правовой опыт (а не право непосредственно) какого-либо государства, а при экспансии – право метрополии переносится на территорию колонии.
    Отличия права от первобытных обычаев:
    · По времени возникновения. Первобытные обычаи возникли практически одновременно с появлением человеческого общества из потребности в упорядочении поведения людей. Право возникает одновременно с возникновением государства, так как нормы права устанавливаются или санкционируются государством.
    · По источнику возникновения. Первобытные обычаи складывались постепенно в результате многократного повторения наиболее рациональных вариантов поведения. Они исходили от рода (а не от внешних по отношению к нему сил). Право исходит от государства, т.е. им создается либо санкционируется.
    · По содержанию. Первобытные обычаи выражали волю рода. Право выражает волю государства.
    · По форме выражения. Первобытные обычаи не имели письменной формы выражения, они содержались в сознании людей и передавались из поколения в поколение в устной форме. Право имеет, как правило, письменную форму выражения, содержится в официальных источниках права.
    · По порядку вступления в действие. Первобытные обычаи вступали в действие по мере их формирования и осознания людьми. Правовые нормы вступают в действие в соответствии с установленными правилами.
    · По уровню стабильности. Первобытные обычаи по своей природе консервативны, т.е. не подвержены быстрому их изменению. Право динамично, т.е. способно быстро изменяться в ходе правотворческой деятельности, отражая потребности общества в нормативном регулировании общественных отношений.
    · По степени детализации. Первобытные обычаи, как правило, не имеют высокой степени детализации, и в них не различаются права и обязанности. Для права характерны высокая степень детализации и четкое различие между правами и обязанностями.
    · По способам обеспечения. Реализация первобытных обычаев обеспечивалась мерами общественного воздействия со стороны членов рода, специального аппарата принуждения не было. Реализация норм права обеспечивается государственным принуждением, которое осуществляется уполномоченными органами (должностными лицами).
    Таким образом, основные отличия права от первобытных обычаев обусловлены его связью с государством. Право – это система правил поведения, исходящих не от общества непосредственно, а от государства. В государственно-организованном обществе право является основным и важнейшим нормативным регулятором общественных отношений.

  8. EKITE Ответить

    гражданского;
    административного;
    финансового;
    конституционного;
    семейного;
    трудового;
    уголовного права.
    В зависимости от характера регулируемых отношений нормы права делятся на материальные (гражданские, уголовные, экономические и пр.) и процессуальные (гражданско-процессуальные, уголовно-процессуальные).
    По методу правового регулирования нормы права делят:
    на императивные;
    рекомендательные;
    диспозитивные;
    поощрительные.
    Исходя из социального назначения норм права их делят на типичные и нетипичные (специализированные) нормы права.
    Типичные нормы включают правила поведения и меры принуждения, которые применяются к нарушителям. Регулятивные нормы включают предписания, устанавливающие права и обязанности субъектов правоотношений, условия их возникновения и действия. Они делятся на обязывающие, управомочивающие и запрещающие.
    Обязывающие нормы велят субъектам права совершать определенные положительные действия.
    Управомочивающие нормы дают субъектам права возможность совершать предусмотренные в них положительные действия в целях удовлетворения своих законных интересов.
    Запрещающие нормы определяют обязанность воздерживаться от недозволенных действий, не совершать поступки, определенные законом как правонарушения.Охранительные нормы определяют условия и порядок применения к субъектам правоотношений мер государственного принуждения за неправомерное поведение, характер и содержание этих мер, а также порядок освобождения от наказания.
    Нетипичные нормы права обусловливают основные принципы, механизм, порядок и цели правового регулирования общественных отношений, закрепляют правовые категории и понятия.
    В зависимости от социального назначения выделяют также:
    общезакрепительные;
    декларативные;
    дефинитивные;
    коллизионные;
    оперативные нормы.
    В зависимости от степени определенности изложения элементов правовой нормы в статьях нормативно-правовых актов нормы права делят на абсолютно-определенные, относительно-определенные и альтернативные.
    Абсолютно-определенные нормы точно определяют права и обязанности участников правоотношения, условия своего действия, меры юридической ответственности за несоблюдение предписаний нормы.
    Относительно-определенные нормы устанавливают возможные варианты поведения, не содержат достаточно полных сведений об условиях действий субъектов правоотношений, их правах, обязанностях и мерах юридической ответственности. Альтернативные нормы закрепляют несколько вариантов условий их действия, а также поведения участников правоотношения или ответственности за их нарушение.
    В зависимости от сферы действия выделяют:
    региональные, действующие на территории субъектов РФ;
    общефедеральные нормы, действующие на территории всей страны;
    локальные, действующие на территории конкретного учреждения, организации, предприятия.
    По времени действия существуют постоянные нормы, содержащиеся в законах, и временные, действующие определенный срок в конкретном регионе.
    В зависимости от юридической силы выделяют правовые нормы законов и подзаконных актов.
    12. Правовые отношения: понятие и признаки.
    Правовое отношение – это такое общественное отношение, в котором стороны связаны между собой взаимными юридическими правами и обязанностями, охраняемыми государством. Правоотношение есть та мера внешней свободы, которая предоставляется его участникам нормами объективного права.
    Правовые отношения имеют следующие признаки:
    1. правоотношения возникают, изменяются, а также прекращаются лишь на основании правовых норм;
    2. правовые отношения характеризуются взаимосвязью участников через корреспондирующие субъективные права и юридические обязанности;
    3. для данных отношений обязательным является наличие сознательно-волевого характера;
    4. правовые отношения охраняются государством;
    5. индивидуализированность субъектов правоотношений;
    6. наличие идеологического и общественного характера.
    Виды правовых отношений, как правило, различаются:
    1. по своему функциональному назначению;
    2. своей непосредственной принадлежности к отраслям права;
    3. субъектному составу;
    4. характеру выполнения юридических обязанностей;
    5. составу их участников;
    6. длительности.
    Так, по принадлежности к отраслям права можно выделить:
    1. государственно-правовые отношения;
    2. гражданско-правовые отношения;
    3. уголовно-правовые отношения и др.
    По своему функциональному назначению они делятся:
    1. на регулятивные, которые выражаются в правомерном, положительном поведении субъектов правоотношений;
    2. охранительные, которые возникают по причине неправомерного поведения субъектов правоотношений и направлены на охрану установленных законом прав и обязанностей участников правоотношений.
    По субъектному составу правовые отношения делят:
    1. на абсолютные, в которых точно определена лишь одна сторона – носитель субъективного права, а все остальные – носители юридических обязанностей;
    2. относительные, в которых точно и поименно определены все участники.
    По характеру выполнения юридических обязанностей можно разделить правовые отношения:
    1. на активные, а именно те, в которых обязанность состоит в исполнении активных действий;
    2. пассивные, а именно те, в которых обязанность проявляется в воздержании от совершения некоторых деяний.
    По длительности можно выделить:
    1. кратковременные правовые отношения;
    2. длительные правовые отношения.
    Одним из наиболее простых и распространенных критериев является классификация правоотношений в зависимости от отраслевой принадлежности норм, на основе которых они возникают, изменяются или прекращаются. Но также широко распространенаклассификация правоотношений в зависимости от количества участвующих в них сторон и способа распределения между ними прав и обязанностей. По данному критерию различают правоотношения:
    1. односторонние;
    2. двусторонние;
    3. многосторонние.
    Главная отличительная особенность односторонних правоотношений состоит в том, что каждая из двух участвующих в них сторон обладает по отношению к другой или только правом, или только обязанностью. Самым наглядным примером может служить договор дарения. Характерным признаком двустороннего правоотношения можно считать наличие у каждой из двух участвующих сторон взаимных прав и обязанностей.
    Специфической особенностью многостороннего правоотношения является участие в нем трех или более сторон, а также наличие у каждой из них прав и обязанностей по отношению друг к другу. В таком правоотношении субъективному праву одной стороны будет соответствовать юридическая обязанность другой стороны. Примером можно считать любую гражданско-правовую сделку, в которой, помимо двух сторон, участвует посредник.
    13. Общая характеристика теорий происхождения государства.
    1. Теологическая (божественная) теория происхождения государства и права – наиболее ранняя теория,возникшая из первоначальных религиозно-мифологических представлений о происхождении мира.Поскольку мир сотворил Бог, то и государство и право имеют божественное происхождение. Наиболееизвестным представителем этого учения является ученый-богослов Фома Аквинский (1225-1274).
    2. Патриархальная теория государства, выдвинутая еще Аристотелем, видит в государстве разросшуюсясемью, также опекающую своих подданных, как отец- своих детей. Государственная власть, в соответствии спатриархальной теорией, является как бы продолжателем отцовской власти, т.е. власть монарха, государядля народа – это как власть отца в семье.
    3. Договорная теория, или теория договорного происхождения государства и права, возникшая в ДревнейГреции (софисты, Эпикур, Гиппий – V-IV вв. до н.э.), была возрождена и переосмыслена в период кризисафеодализма в интересах формировавшегося в то время класса буржуазии. Ее представители (Дж. Лильберн,Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, А.Н. Радищев и др.) рассматривали государство и право какпродукт человеческого разума, а не божественной воли. Люди, выйдя из “естественного” (догосударственного) состояния, объединялись в государство на определенных условиях, оговоренных взаключенном ими добровольно и по взаимному согласию общественном договоре. Важнейшими из этихусловий признавались охрана государством частной собственности и обеспечение безопасностизаключивших договор индивидов. Если правители нарушают заключенный между ними и гражданамидоговор, то они могут быть лишены власти.
    4. Органическая теория представляет государство как некое подобие человеческого организма.Древнегреческий мыслитель Платон, например, сравнивал структуру и функции государства со способностьюи сторонами человеческой души. Аристотель считал, что государство во многих отношениях напоминаетживой человеческий организм, и на этом основании отрицал возможность существования человека внегосударства. Как руки и ноги, отнятые от человеческого тела, не могут самостоятельно функционировать, таки человек не может существовать без государства. Крупнейший представитель этой теории Г. Спенсерутверждал, что государство является общественным организмом, состоящим из отдельных людей, подобнотому, как живой организм состоит из клеток. Если организм здоров, то клетки его функционируют нормально.Если клетки больны, то они снижают эффективность функционирования всего организма, т.е. государства.Государство и право есть продукт органической эволюции. Как в природе выживают наиболееприспособленные, так и в обществе в процессе войн и завоеваний происходит естественный отбор наиболееприспособленных государств, функционирующих в соответствии с законом органической эволюции.
    5. Теория насилия. Наиболее характерные черты теории насилия изложены в работах Е. Дюринга, Л.Гумпловича, К. Каутского и др. В соответствии с этой теорией государство есть результат насилия, вражды,завоевания одних племен другими, насилие превращается в первооснову государства и права. Побежденноеплемя превращается в рабов, а победитель – в господствующий класс, появляется частная собственность,победители создают принудительный аппарат для управления побежденными, который превращается вгосударство. В истории известны реальные факты существования государств в результате завоевания однихнародов другими (например, Золотая Орда). Но абсолютизировать роль насилия в истории нельзя, так какмногие государства и правовые системы создавались в прошлом и создаются сейчас не в результатевнешнего завоевания или только насильственным путем.
    6. Психологическая теория сводит основные причины возникновения государства и права к тем или инымсвойствам психики людей, к биопсихическим инстинктам и т.д. Суть данной теории состоит в утверждениипсихологической высшей арийской расы уничтожать целые народы и национальные меньшинства.
    7. Материалистическая (марксистская) теория исходит из того, что государство возникло, прежде всего, всилу экономических причин: общественного разделения труда, появления частной собственности, а затемраскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. На смену родоплеменнойорганизации приходит государство, а на смену родовым обычаям – право. Как объективный результат этихпроцессов возникает государство, которое специальными средствами подавления и органами, постояннозанимающимися управлением, сдерживает противоборство классов, обеспечивая преимущественноинтересы экономически господствующего класса. Поскольку государство возникло в результате деленияобщества на классы, то делался вывод о том, что государство есть исторически приходящее, временноеявление – оно возникло вместе с возникновением классов и т.ж. неизбежно должно отмереть вместе сисчезновением классов.
    14. Принципы права: понятие и классификация. Характеристика общеправовых принципов.
    Под принципами права понимают исходные и основополагающие начала, которые укрепляются законодательно и проявляют сущность и социальную обусловленность права.
    Существует несколько свойств принципов права:
    1) наличие основополагающего характера;
    2) отражение политической, экономической, идеологической и нравственной сторон общественной жизни;
    3) отражение основного содержания нормативных правовых актов и юридически значимого поведения;
    4) системность;
    5) устойчивость;
    6) фиксирование в законодательстве;
    7) отражение своеобразия, другими словами, природы, сущности, специфики правовой системы;
    8) наличие самостоятельного регулятивного значения, поскольку принципы права являются руководящими началами для любой юридически значимой деятельности.
    Существует несколько видов принципов права:
    1) общие (общеправовые) принципы;
    2) отраслевые принципы;
    3) межотраслевые принципы.
    Общие принципы представляют собой исходные начала, которые имеют нормативно-руководящий характер и раскрывают сущность и социальную природу всего права в целом, их можно разделить:
    – на принцип законности – означает обязанность всех субъектов общественных отношений правильно и беспрекословно придерживаться всех нормативных правовых актов, а также обеспечивать верховенство и единство закона, равенство всех перед законом и судом;
    принцип федерализма – отражает федеративное устройство государства, определяет соотношение федерального законодательства и законодательства субъектов Федерации и т. д.;
    принцип гуманизма означает уважение личности, предоставление всех условий для нормального существования и развития человека, утверждение прав и свобод человека, запрет на любую деятельность, которая могла бы посягнуть на человеческое достоинство, и т. д.;
    принцип справедливости закрепляет применение при регулировании отношений средств убеждения для необходимого предписанного поведения, а также соответствие между мерой наказания и характером содеянного;
    принцип равноправия обозначает законодательное утверждение равенства всех граждан вне зависимости от их расы, национальности, религии, половой или иной принадлежности, должностного либо другого положения;
    принцип единства прав и обязанностей означает присутствие сбалансированных и взаимно корреспондирующих прав и обязанностей, иными словами, не может быть прав без обязанностей, а обязанностей без прав.
    Отраслевые принципы представляют собой исходные начала, которые действуют в рамках какой-либо одной отрасли права и отражают ее специфику.
    К отраслевым принципам (присущи отдельной отрасли права)относятся:
    1.В УПК презумпция невиновности
    2.В ТП свобода труда
    3. В ГП всеобщность защиты гражданских прав.
    Межотраслевые принципы представляют собой исходные начала, которые характеризуют общность и специфику нескольких смежных отраслей права и функционируют в рамках двух или нескольких отраслей права:
    1) принцип гласности;
    2) принцип состязательности;
    3) принцип неотвратимости юридической ответственности и т. д.
    К межотраслевым принципам (характерным для нескольких отраслей) относятся:
    1. В ГПК и УПК гласность и обязательность судопроизводства
    2. В УП, ГП, АП неотвратимость ответственности
    3. В ГП, СП, Брачном Праве равенство сторон
    Например, противоречия между правом и моралью выступают как объективное явление, которое невозможно устранить. В основе права лежит мораль и при отсутствии между нормами права и морали предпочтение должно отдаваться моральным требованиям как более высоким.
    15. Понятие и классификация юридических фактов.
    Юридические факты служат непосредственными поводами, основаниями для появления и функционирования, развития и прекращения конкретных правовых отношений. В рамках теории государства и права все множество юридических фактов классифицируется следующим образом:
    1. По волевому признаку:
    а) события — это обстоятельства, которые объективно не зависят от воли и сознания людей;
    б) действия — это юридические факты, которые носят субъективный характер, т. е. зависят от воли и сознания людей, поскольку совершаются ими. В свою очередь действия как юридические факты разделяются на два следующих вида:
    • правомерные действия — делятся на акты-документы и факты-поступки,
    • неправомерные действия — это правонарушения.
    2. Отдельно выделяется группа таких юридических фактов, как правовые состояния. К числу последних, можно, например, отнести нахождение в должности, в родстве, в браке и т. п.
    3. По характеру последствий:
    а) правообразующие юридические факты — устанавливают правовое отношение,
    б) правопрекращающие юридические факты — прекращают правовое отношение,
    в) правоизменяющие юридические факты — изменяют правовое отношение.
    Часто для возникновения конкретного правового отношения требуется наличие не одного, а нескольких условий, т. е. совокупность юридических фактов, которые составляют юридические составы, или сложные комплексные юридические факты. Данная особенность характерна для юридических фактов, которые служат основанием привлечения лица к уголовной ответственности.

  9. SELL Ответить

    Первоначальную родовую организацию часто называют периодом матриархата. Во-первых, потому что потомство можно было определить только по женской линии. Во-вторых, женщины-матери играли главную роль в хозяйстве рода. Именно она, в большей мере, занималась земледелием, ремеслом и другими видами домашних работ. Воспитание детей и привлечение их труду также входило в обязанности женщин родовой общины.
    Роль мужчины возросла значительно позже, и на смену матриархата пришел период патриархата. Функции земледелия, ремесла, использование животной тяги (кроме охоты, рыболовства) мужчины взяли на себя, не бросая главную задачу – защиту рода от нападения. Родство стали вести по мужской линии. Подчеркнем: от охоты, рыболовства и собирания дикоросов мужчины переходят к постоянному производству внутри рода – земледелию, выращиванию скота и ремеслу. Роль мужчины, как отмечалось, начинает возрастать, а жизнь рода в целом все менее зависеть от природных условий.
    Власть и управление в первобытном обществе. Обрисованному выше способу производства соответствовали и определенная организация первобытной власти, и соответствующая система правил поведения. Такую власть и форму ее организации принято называть первобытной демократией, первобытным самоуправлением. Основное, что здесь следует подчеркнуть, – это отсутствие специального отряда людей, занимающихся только отправлением властных функций и управлением (другими словами – отряда чиновников). Власть в первобытном обществе основывалась на социальных нормах. Подчинение имело естественный характер и определялось единством интересов всех членов рода. Власть в первобытном обществе имела личностный характер, распространялась только на членов рода и не имела территориального характера. Социальные правила, их реализация поддерживались авторитетом власти вождей и старших по возрасту. Данные нормы регулировали трудовой обмен, брачные и семейные отношения, воспитание детей и др.
    Поскольку власть в первобытном обществе в значительной мере основывалась на авторитете и на возможности жесткого принуждения, нарушитель правил поведения, установленных в роду мог быть строго наказан, вплоть до изгнания из рода, что означало верную смерть.
    Высший орган власти – родовое собрание всех взрослых членов рода. Собрание избирало старейшину, военачальника – лидера, который обладал мудростью, жизненным опытом, организаторским талантом и мог предвидеть будущие события заблаговременно. Такими лидерами в большинстве случаев были мужчины. Таким образом, первобытное общество имело мужскую управленческую иерархию, которая строилась по признаку возраста и личных качеств. Вождь (военачальник) мог быть смещен в любое время, следовательно, его власть не была наследственной. Заметим, что у одних народов в собрании участвовали и мужчины, и женщины, без какого-либо преимущества в праве. У других родовое собрание было прерогативой мужчин. Кроме избрания лидера, собрание решало и другие важнейшие вопросы – войны, мира, перехода на другие земли, изгнания членов рода. Избранный старейшина, глава рода совместно с советом (старцами, заслуженными войнами и т.д.) осуществлял повседневное руководство родовой общиной. Подчинение и дисциплина покоились на единстве интересов всех членов рода и авторитете власти. У большинства народов род являлся первоначальной ячейкой; они нередко объединялись во фратрии (Древняя Греция), последние образовывали племена. Так или иначе, в основе такого организационного построения лежал принцип родства.
    Итак, система управления в первобытном обществе строилась следующим образом: вождь; совет старейшин; собрание членов рода.
    Характерные черты власти в первобытном обществе – это выборность, сменяемость, срочность, отсутствие привилегий и ее общественный характер.
    Особенности социальных регуляторов. Разумный человек, его появление связано с одновременной выработкой правил поведения (специальных регуляторов). Любая социальная общность, какой являлся род, предполагает упорядоченность общественных отношений, стабильность. Достигнуть этого можно не только с помощью власти, но и социальных правил. Предпосылками появления социальных норм можно считать развитие экономических и материальных отношений; более поздние исследования говорят и о роли запрета на инцест (кровосмешение). По мнению многих исследователей, именно этот фактор являлся исходным в выделении человека из мира природы и лежит в основе постоянных коммуникаций соседствующих родов и племен.
    Социально значимые отношения регулировались обычаями, ритуалами, обрядами, мифами, моральными и религиозными велениями, созданными на основе повседневного опыта и несущими воспитательную нагрузку, и выражающими волю всего общества.
    Обычаи – исторически сложившиеся правила поведения, вошедшие в привычку в результате многократного повторения. Является одним из основных регуляторов, сложившихся, как указывалось, в результате длительного повторения и вошедших в привычку. С помощью такого мощного регулятора, как обычай, регулировались производство, обмен товарами, брачные отношения, воспитание детей, отношения с другими родами и племенами и т.д. Понятно, что по содержанию обычаи были самые разные и закрепляли, например, принципы общей собственности на землю, леса и берега, а также порядок и сроки обмена товарами, начала первобытной нравственности, справедливости, представления о добре и др.
    Обряды – правила поведения, заключающиеся в символических действиях и глубоко проникающие в психику человека и преследующие воспитательные цели.
    Религиозные нормы – правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе их религиозных представлений. Данные правила поведения регламентировали поведение людей на основе религиозных представлений. Религиозные правила в жизни человека пришли позже обычаев и табу. Человек не мог объяснить многие явления природы, слепо им покорялся, веря в сверхъестественное. Обязательной составляющей религиозного воспитания являлось жертвоприношение богам даров; часто это были животные, иногда и люди.
    Миф – предание, сказание, повествование о богах, духах, обожествленных героях, первопредках, возникающее в первобытном обществе.
    Важное значение имели табу (запреты), с помощью которых защищались все отношения в роде. Нередко они отрывались от реальности и обретали мистический характер. Нарушение табу толкало на самоубийство, подвергало человека в ужас, что известно и современности.
    В первобытном обществе существовало единство мифологических регуляторов, ибо виды норм не выделялись так же, как права и обязанности*(10). Данные регуляторы получили название – мононормы – единые, недифференцированные правила, содержащие обычаи, религиозные, моральные и иные положения. Нормативная система представляла непререкаемые и, безусловно, обязательные предписания поведения, которые гарантировались всеми членами первобытного общества и обеспечивали сплочение рода и общины.
    Переход от присваивающей экономики к производящей (неолитическая революция) как одна из причин возникновения государства. Основные формы возникновения государства. Военная демократия
    Современные науки (экономические, этнографические и др.) считают, что появление собственности, государства, правовых норм, политики, моногамного брака и др. связано с глобальным изменением, происшедшим и в развитии экономики. Это так называемый переход от присваивающей экономики к производящей.
    Период присваивающей экономики характеризовался неразвитостью производства, полной зависимостью человека от природных условий. Этот этап в истории человека называют периодом присвоения готовых продуктов (период собирательства). Человек, как отмечалось, собирал дикоросы (плоды, коренья, орехи и т.п.), охотился и занимался рыболовством. Иначе говоря, человек специально ничего не возделывал – не выращивал зерновые, не растил скот и др. Потребовались многие и многие тысячелетия, чтобы примитивные орудия труда стали более современными (появились лук, стрелы, топор). Много позднее производятся бронзовые, затем железные орудия труда и промыслов.
    Присваивающая экономика, примитивный характер производства, абсолютная зависимость от природных условий предполагали коллективное проживание, если не сказать, существование. Добывать пропитание приходилось сообща, что облегчало добычу продуктов и гарантировало выживание. Коллективной форме существования, коллективному труду способствовала коллективная форма собственности на охотничьи и рыболовные угодья, земледельческие участки, берега рек, острова, добытая пища и т.д. Коллективному способу существования и аналогичной форме собственности соответствовали уравнительные отношения в сфере распределения добытого. Итак, присваивающая экономика характеризовалась:
    – примитивным способом производства и примитивными орудиями труда;
    – зависимостью человека от природных условий;
    – коллективной собственностью на средства производства;
    – отсутствием четко выраженного разделения труда между мужчиной и женщиной, взрослыми и подростками;
    – уравнительным распределением материальных благ (продуктов питания и др.).
    Переход общества от собирательства, занятий охотой и рыболовством, т.е. действий присваивающего хозяйства к производящему производству – скотоводству, плуженному земледелию, начался около 10-15 тыс. лет назад.
    По мнению Ф. Энгельса, появлению государства предшествовало три стадии крупного общественного разделения труда.
    Первое крупное разделение труда – выделение скотоводства (кроме того, скот приобретает функцию денег). Появляется необходимость привлекать дополнительную рабочую силу, которую можно было получить в ходе войн (военнопленные становятся рабами, их перестают убивать).
    Первое крупное общественное разделение труда стало основанием и первого крупного разделения общества на классы – господ и рабов, эксплуататоров и эксплуатируемых.
    В этот же исторический период появляется примитивный ткацкий станок, налаживается плавка металлических руд и обработка металлов (медь, олово, бронза, позднее – железо). Итак, охотничий промысел и рыболовство уходят на второй план. Человек стал понимать, что разведение скота более эффективно, ибо гарантирует пропитание, обеспечивает производителя тягловой силой, дополнительным сырьем (шерсть, шкура и др.), которое давало возможность для развития производства (кожевенного, мехового и др.). Появление собственного стада, производства привело к обмену, о чем пойдет речь ниже.
    Второе крупное разделение труда связано с отделением ремесла от земледелия. Совершенствование орудий труда и производственных технологий повысило ценность человеческой рабочей силы и привело к увеличению численности рабов для мастерских, рудников и полей. Возникает товарное производство – производство, результатом которого становится товар (металл, зерно, орудие и др.), который можно обменять, продать и т.д. Благородные металлы (золото, серебро) становятся преобладающим и всеобщим товаром – деньгами, которые пока не чеканят, а обменивают по весу. Факт отделения земледелия значим еще двумя обстоятельствами. Во-первых, как свидетельствуют научные данные, это дало толчок к совершенствованию орудий труда и производства, появлению дорожной системы, а, во-вторых, повысило ценность рабочей силы рабов, которых теперь не убивали, но нещадно эксплуатировали на земледельческих участках.
    Последнее – третье – крупное разделение труда связано с формированием особого слоя купцов, профессионально занятых в сфере обмена товаров. Для этого периода характерны появление металлических денег и чеканной монеты, возникновение частной собственности на землю, ростовщичество.
    Развитие торговли и ремесла ведет к миграции населения, возникновению городов и поселений. Теперь на одной территории проживают члены разных родов, чужестранцы, рабы. Члены родов оказались разрозненными и уже не собираются для решения общинных дел. Теряющая силы родовая организация власти неизбежно требовала новую властную структуру – государство*(11).
    Происхождению семьи в первобытном обществе немало способствует развитие производства, возможность трудиться одной семьей. Выделение семьи из рода ведет к обособленному владению имуществом, а затем и к обособленной частной собственности, что неизбежно создает предпосылки к имущественному неравенству, появлению частных интересов, интересов семьи, семейной общины, отличающихся от целей общества. Как следствие, общественные функции все более обретают характер государственных функций, осуществляющихся особыми людьми, прежде всего отдельных аристократических семей.
    Между тем моногамная семья появляется не сразу, ей предшествуют следующие этапы развития:
    – исключение инцеста между родителями и детьми;
    – исключение из полового общения связи между братьями и сестрами; все мужчины одного рода являются мужьями женщин другого рода;
    – формированием неустойчивой семьи, образуемой путем последовательного исключения из нее сначала более близких, а потом все более отдаленных родственников;
    – появлением моногамной семьи, достаточно прочного союза между мужчиной и женщиной, близкого к современному пониманию семьи.
    Парная семья крепнет, приобретает возможность трудиться самостоятельно, отдельно. И здесь достигается главное – мужчина, глава семьи может передать по наследству имущество своим детям, тем самым укрепляется его власть в семье, появляется институт наследования. Семья начинает выделяться из рода, игнорирует его, противопоставляет себя родовой общине.
    Появление частной собственности и семьи усиливает эксплуатацию, соплеменники и рабы становятся средством эксплуатации. Имущественное неравенство возрастает, а принцип равенства в имущественном положении и распределении материальных благ, характерный для периода родовой общины, вытесняется.
    Основные формы возникновения государства. Период присваивающей экономики, для которого характерны такие формы организации первобытных людей (орда), затем позже – род, приходит к концу. Наука тому называет разные причины, среди которых закономерное развитие умственных способностей человека, его двигательно-мышечной системы, похолодание (многие ученые пишут о достаточно резком похолодании на планете в результате возможных природных катаклизмов, например, столкновение планеты Земля с гигантским метеоритом), развитие производства, совершенствование орудий труда и т.д. Так или иначе, процессы разложения родового строя, одновременно способствующие появлению элементов государственности многообразны и, безусловно, влияли друг на друга. Ряд авторов (Т.В. Кашанина, Л.А. Морозова, В.В. Оксамытный и др.) выделяют два основных пути возникновения государства – восточный и западный, кроме того, высказывается мнение о существовании смешанного (интегративного) типа.
    Восточный (азиатский) путь возникновения государства присущ странам Древнего Востока, Африки и др. Здесь значительное влияние на возникновение государства оказали географическое положение, неблагоприятные климатические условия, необходимость строительства крупных ирригационных сооружений и их эксплуатация, что способствовало объединению людей и появлению управляющего слоя общества. Частная собственность в формировании такого типа государства существенной роли не играла.
    Западный (европейский) путь возникновения государства характерен для Афин и Древнего Рима, где основополагающим фактором была частная собственность и как следствие – существовало классовое разделение людей. Защита собственности и собственников явилась одной из первопричин появления государственности.
    Смешанный (интегративный) путь характерен сочетанием различных обстоятельств, ряд из которых становится определяющим, главенствующим. Например, для одних народов (в том числе и восточных славян) зарождение государства связано с процессом формирования племенных союзов, консолидирующихся как реакция на постоянные угрозы нападения и набеги воинственных соседей. Такие союзы становятся военными объединениями с сильной властью вождя и его окружения. Здесь государственность возникает на предфеодальной основе с сохранением свободы земледельцев и их прав собственности*(12).
    Ф. Энгельс в работе “Происхождение семьи, частной собственности и государства” предложил собственный взгляд на эту проблему, которая многие десятилетия доминировала в отечественной литературе. В настоящее время она также поддерживается многими современными учеными.
    Афинская – классическая форма, появившаяся в результате реформ Тесея, Солона и Клисфена. Родовая организация разрушалась постепенно, ее органы заменялись новыми, уже образованными по территориальному признаку. Здесь государство возникло в силу так называемых внутренних причин в связи с развитием общества, его основ – производства, разделения труда, торговли, появления денег и частной собственности.
    Было учреждено центральное управление – Совет. Население было разделено на эвпатридов (благородных), геоморов (землевладельцев) и демигуров (ремесленников). При этом только первые могли занимать общественные должности. Во главе стоял избранный от территориальных племен Совет пятисот. Создается полицейская служба, состоявшая из рабов, которые были абсолютно бесправны.
    Древнеримская. Здесь государство возникает в результате борьбы патрициев (членов римских родов) и плебеев (пришлого населения в Древнем Риме). Роды (10) объединялись в курию, а 10 курий – в племя. Во главе рода стоял старейшина; старейшины 300 родов составляли сенат. Народное собрание (собрание курий) избирало царя, принимало законы. Плебс – это свободные люди, владеющие собственностью, выплачивающие налоги (при этом они не могли занимать должностей, участвовать в собраниях). В результате реформ было образовано новое народное собрание, в котором участвовали все, несущие воинскую службу (реформы Сервия Туллия). Таким образом, органы родовой власти древних римлян стали выполнять государственные функции (III-IV вв. до н.э.).
    Как отмечалось, власть была устроена по принципам, не допускающим плебеев к ее организации и функционированию, в том числе выборным основам. Все это не могло устраивать плебеев. Во-первых, как указывалось, это были свободные люди. Многие, хотя в прошлом и были рабами, либо их предки, но отличившись в военных походах, по обычаям древних римлян получили свободу, землю, знаки почетов. Они платили налоги, несли воинскую повинность, обладали частной собственностью (нередко значительной), имели военную выучку. Это была сила, сила достаточно грозная, другими словами – это внутри заложенный конфликт, противоречие между двумя большими группами населения.
    Император Сервий Туллий провел реформу, разбив все население по принципу центурий (наличия имущества) на шесть классов. Право голоса, право на участие в формировании государственных органов теперь определялось не кровью, а количеством недвижимой собственности. Таким образом, родовой принцип организации власти рухнул, общество перешло в фазу государственного строительства с той лишь особенностью, что привилегиями обладали богатые. Таким образом, шлюзы в формировании государственной власти и государства в целом были открыты.
    Древнегерманская форма появления государства связана с завоеваниями диких германских племен (варварами) больших территорий, населенных различными народами, в том числе Римской империи. Поскольку господство над захваченными территориями было несовместимо с родовым строем, в германских племенах была организована власть над провинциями: крупный военачальник назначается центральной властью (наместником), при нем образуется постоянное войско. При наместнике существовал совет – из местной знати, как совещательный орган. Во главе областей становятся графы. Отсюда появились понятия наместничество, графство.
    Итак, ход истории не умалим, он движим развитием производительных сил, укреплением отношений частной собственности, разрушением родовых отношений и укреплением семейных, что закономерно ставит вопрос о новой форме организации общества, и такая форма находится – государство. Иначе говоря, в основе появления государства лежат определенные условия, причины. Теоретически их можно подразделить на экономико-политические и социальные. Понятно, что такое их разделение во многом условно, ибо экономические и политические предпосылки часто отделить друг от друга сложно.
    К экономическим и политическим условиям появления государства можно отнести:
    – крупное общественное разделение труда и появление постоянных производств (скотоводство, земледелие);
    – углубляющую специализацию труда (земледелие, скотоводство, ремесло, товарообмен);
    – появление частной собственности;
    – необходимость охраны частной собственности от внешних захватчиков, “внутренних” любителей поживиться за счет другого;
    – необходимость охранять границы территории, где находится производство, объекты частной собственности, проживает население;
    – обеспечение постоянного управления обществом, постоянное контактирование с населением в лице правителей соседних территорий;
    – защита интересов собственников за пределами территории производства.
    К социальным предпосылкам:
    – выполнение так называемых общих дел – строительство и обеспечение функционирования дорог, морских и речных портов и причалов, почты, ирригационных сооружений; борьба со стихийными бедствиями, эпидемиями и т.д.
    Родовой строй оказался бессильным в решении этих вопросов. Общество вынуждено было искать иные формы своей организации, вынуждено было опираться на силу и авторитет государства. Однако государство появилось не сразу, ему предшествовал достаточно длительный период так называемый военной демократии.
    Военная демократия. Положение об этапе военной демократии наиболее развернуто обосновал Ф. Энгельс, по мысли которого между негосударственной (первобытной) и государственной формами организации общества лежал период военной демократии. Первобытное общество, родовая община не выдерживает тех изменений, которые происходят в экономической, социальной и иных сферах. Первобытные племена, их собственность, выделившиеся богатые пастушеские и земледельческие семьи требуют защиты от грабежей, количество которых, как свидетельствуют ученые, возрастает. Действует принцип: есть собственность – есть и желающие ею завладеть. История выдвигает на первый план фигуру военного вождя, военных дружин. Военачальник избирается и в своей деятельности опирается на военную верхушку. Однако со временем фактор избрания собранием военного вождя снижается. Эта должность часто становится наследственной, и соответственно власть становится княжеской, королевской, что позволяет многим специалистам характеризовать ее как государственную. Военачальник опирается на дружину – элемент постоянного войска. Дружинником могли быть не только общинники, хотя первоначально дружина формировалась из членов рода, но постепенно в ее состав могли войти чужие и даже бывшие пленные. Дружинники выполняли только воинские обязанности, другой трудовой деятельностью они не занимались. Между тем за счет удачных военных походов не проживешь, да и направиться в поход или просто охранять границы – требовалось немалое военное и материальное обеспечение. Население начали облагать военными податями, которые принимают характер налогов. Дань с покоренных народов также укрепляет экономические основы военных и полицейских дружин и их структур. Дружинники, военное руководство заинтересованы в том, чтобы население не имело оружия, не обладало воинскими навыками. Многие современные авторы считают, что дружина, их элементы и структуры – необходимый этап в развитии всех народов, в становлении государственности на любой территории.
    Период военной демократии – лишь этап в развитии общества, это еще не государственная организация, но здесь видны элементы государства (постоянное войско, полицейские отряды, избранная верхушка власти и др.). Такая организация общества объективна, закономерна, но и она под давлением экономических, политических и иных факторов является лишь некой “прелюдией” государственности.

  10. Modiwyn Ответить

    Для каждого общества характерная определенная система подчинения между людьми (социальная власть) и регулирование их обращения с помощью общих правил (социальных норм). Отличительной чертой общественной власти и норм первобытнообщинного порядка есть то, что они выражали и обеспечивали единство сообщества людей, обусловленная суровой экономической необходимостью. Орудие работы были примитивные, производительность работы – низкая, и для людей не было другого выхода, как жить совместно – группами, родом, племенем, совместно иметь и использовать средства производства. Это служило причиной необходимости общественной собственности на средства производства и распределения продуктов работы на началах равенства.
    Общественная власть первоначального общества характеризовалась рядом черт:
    – Во-первых, основой организации общества был род (родовая община) – объединение людей по действительному или условном кровном породнении, а также общности имущества и работы. Каждый род выступал в качестве самостоятельной хозяйственной единицы. Роды объединялись в племена или объединение племен.
    – Во-вторых, социальная власть строилась на началах первоначальной демократии, общественного самоуправления и опиралась на авторитет, уважение, традиции. Органами власти выступало родовое собрание, т.е. сборы всех взрослых членов рода, и старейшины. Некоторые функции власти выполняли военачальники. Общими делами племени руководил совет, образованный со старейшин и военачальников родов.
    – В-третьих, социальная власть была единой, так как рода присущий взаимопомощь; внутри родовой организации не было групп с противоположными интересами, и потому все вопросы уравновешивались сравнительно легко, без конфликтов.
    Правилами обращения людей в первоначальном обществе были обычаи – исторически сформированные нормы обращения, которые вошли в привычку в результате многоразового применения на протяжении продолжительного времени. Они регулировали работу, быт членов рода, семейные отношения и т.д. Одновременно это были и нормы организации общественной жизни, и нормы первоначальной морали, и нормы религии, связанные с отправлением обрядов, ритуалов.
    Для социальных норм первобытнообщинного порядка характерно то, что они были продиктованы экономической необходимостью, выражали интересы всех членов первоначального общества, существовали в сознании и обращении людей, не предусматривали четкого распределения на права и обязанности, их выполнение обеспечивалось в основному привычкой.
    Власть в первобытном обществе олицетворяла силу и волю рода или союза родов: источником и носителем власти (властвующим субъектом) был род, она была направлена на управление общими делами рода, подвластными (объектом власти) являлись все его члены. Здесь субъект и объект власти полностью совпадали, поэтому она была по своей природе непосредственно общественной, т.е. неотделенной от общества и неполитической. Единственным способом ее реализации было общественное самоуправление. Ни профессиональных управленцев, ни особых органов принуждения тогда не существовало.

  11. Not Up Ice Ответить

    В качестве итогового контроля предусмотрен экзамен.
    Курс лекций подготовлен
    преподавателем юридических
    дисциплин ОГПЭК
    В.А. РОДИОНОВЫМ
    1. Регулирование отношений в первобытном обществе.
    2.Предпосылки и пути возникновения государств.
    3. Происхождение права.
    Общие положения. 1. Человек современного типа появился 40 тыс. лет на­зад. Он пе­рестал меняться сам, но стало усложняться человеческое об­ще­ство. 2. Общество – это форма совместной жизнедеятельности людей. 3. Признаки об­щества: а) система управления – власть; б) сис­тема правил по­ведения – система норм. 4. Около 5 тыс. лет на­зад в Азии и Африке появи­лись первые государства.
    Структура первобытного общества. 1.Основной единицей общест­ва была родоваяобщинаобъединение родственников, ведущих общее хо­зяй­ство. 2. Внутри рода существовала экзогамия– запрет брачных свя­зей. Для брачных свя­зей два рода объединялись и образовыва­ли фрат­рию. 3. Позд­нее возникли пле­мена, объединявшие близкие роды, а затем – союзыпле­мен. Такое укрупнение позволя­ло: а) успешнее отра­жать нападе­ния со­се­дей; б) нападать самим; в) мирно при­соеди­нять слабые пле­мена. 4. Од­нако объ­е­динение людей в государство сдерживалось при­сваи­вающим характе­ром хозяй­ства (охота, собирательство, рыболовство). Оно ограничивало ко­личест­во лю­дей, которое могла прокор­мить тер­рито­рия.
    Власть. 1. Это отношение господства и подчине­ния, основанное на принуж­дении. 2. В родовой общине важнейшие вопросы решались общим собранием рода. Право участвовать в нем имел каждый взрослый. 3. Для повседневного управления избирался старейшина (наиболее силь­ный на раннем этапе развития общества, затем – наиболее умный). Долж­ность ста­рейшины не давала привиле­гий – он работал вместе со всеми и получал свою долю. 4. Племя управлялось со­ветом старей­шин, пред­ставлявших входящие в племя роды. 5. Совет старейшин назначал племенного вож­дя, занимавше­гося внешними вопросами. 6. Союз племен управлялся со­ве­том племен­ных вож­дей, который избирал вождя союза (иногда двух). 7. Во­просами религии ведали жрецы. Их полномочия пере­давались по на­след­ству. 8. С развитием первобытного общества люди специали­зировались в ка­кой-либо деятельности. Старей­шины и вожди также приобретали опыт управления и посте­пенно стали пожизненно находиться в долж­ности.
    Особенности вла­сти в догосу­дарственный период. 1. Распространя­лась только в границах рода. 2. Осно­вывалась на кровных связях. 3. Орга­нами власти выступало само об­щест­во (общее собра­ние рода) и его пред­ставите­ли (должностные лица).
    Нормативное регулирование. 1. Правила поведения, унаследован­ные от предков, формировались в систему норм. 2. Сначала закре­пилась систе­ма запретов (табу) – запрет каннибализма, экзогамия…. 3. Затем появи­лись обычаи, имевшие более сложную структуру, чем запреты, напр., обы­чай кровной мести.
    Особенности норм догосударственного периода. 1. Не имели пись­менной формы вы­ра­жения – существовали в сознании людей. 2. Вы­ражали интере­сы сразу всех общинников. 3. Ведущим способом регу­лирования был за­прет, лишь потом появились права и обязанности. 4. Нормы соблю­да­лись по при­выч­ке, а также мерами убежде­ния (внушения) и принуждения (изгна­ние из рода).
    Задание. 1.Что являлось источни­ком власти ста­рейшин, во­ждей и жрецов в перво­бытном обществе? 2. Почему система социального регу­лирования в пер­вобытном об­ществе носила в целом за­претительный характер?

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *