Как составить расписание уроков в школе вручную?

14 ответов на вопрос “Как составить расписание уроков в школе вручную?”

  1. PROOOO Ответить

    Вас неожиданно назначили заместителем директора по учебной части в самом конце августа? Придется закатывать рукава и не спать ночами: расписание занятий на первое полугодие – на вашей совести. Тут нужен математический склад ума и большое сердце истинного лидера, способного учесть сильные и слабые стороны своих подчиненных.
    Формальные требования
    Начинать нужно с изучения приказа о педагогической нагрузке и программ для каждого года обучения. Эти два документа позволят вам связать вместе фамилию учителя и урок в конкретном классе. Для учета номера кабинета нужно постоянно заглядывать в распоряжение администрации школы о распределении учебных аудиторий.
    Возьмите чистый лист ватмана и начертите сетку. Пусть вас не смущают огромные пустые колонки. Поверьте, замечаний и примечаний будет столько, что они едва поместятся в отведенном пространстве. Первыми белый лист украсят фамилии приглашенных совместителей из ВУЗов или НИИ, которые могут уделить вашим детям только строго определенное время. Сверяйте данные с расписанием звонков в школе.
    Затем следует брать в руки санитарные требования и, ориентируясь на рейтинг трудности предметов, начинать с самых сложных для усвоения. Необходимо строго придерживаться этого нормативного документа, так как любая комиссия будет начинать проверку школы по параметрам, легко поддающимся внешней оценке. Трудные предметы заполняют графы второго, третьего и четвертого уроков во вторник, среду и четверг. Затем приходит черед географии, истории и литературы. В заключение в пустые места просто вставьте музыку, рисование и экологию.
    Негласные правила и просьбы
    Страх перед мнением педагогического коллектива неотступно живет в сердце любого завуча. Не ждите гневных обличений на педсоветах или планерках: над вами просто будут смеяться, если вы поставите три «окна» подряд. Нельзя так не уважать коллег, чтобы заставлять их приходить к первому уроку, потом ждать четыре часа, чтобы провести еще одно занятие. Кроме того, обязательно будут просьбы: у кого-то маленькие дети, кто-то повышает квалификацию или хронически болеет. Придется учитывать еще десятки корректирующих пожеланий, не дав рухнуть выстроенной системе.
    Вы готовы все это делать вручную или в двадцать первом веке стоит воспользоваться компьютерной программой? Мы как раз можем предложить подходящую. Она значительно ускорит процесс и не потребует высокого уровня владения компьютером.

  2. Agagelv Ответить

    Награды:
    57
    Статус:
    Offline
    Тупа, да. Но почему-то многие школы отдают предпочтение именно тупой проге. Наверное, потому, что это заметно экономит время (причём не только на составление, но и на набор самой таблицы для распечатки).
    У нас, к примеру, в “ручную эпоху” на составление расписания уходило в лучшем случае недели две (+ неделя-другая ещё требовалась для утряски). Когда начали пользоваться “Ректором”, время сократилось до 2-3 вечеров: 1 вечер – ввод данных и разработка 2-3 примерных вариантов, 2 – переработка по замечаниям, 3 (было всего 1 или 2 раза) – окончательная доводка. Результат обычно распечатывался в 2 вариантах: общешкольное расписание и расписание учителей (очень полезная фишка и для оценивания расписания, и для работы в течение года). И это – с ограниченными возможностями демоверсии…
    И даже ручная переборка расписания в проге намного проще и эффективнее, т.к. просто невозможно поставить случайно, например, одновременно одному учителю уроки в разных классах или двум-трём учителям – в одном кабинете.
    Кстати, если интересно, то тема программ для составления расписания уже не раз обсуждалась. К примеру:
    http://pedsovet.su/forum/78-115-1
    http://pedsovet.su/forum/78-3434-1

  3. Flamebearer Ответить

    В расписании образовательная организация отражает режим учебной деятельности.
    В нем указывают учебные дни и последовательность дисциплин на каждый учебный день. Дополнительно в расписании можно указать фамилии педагогов и номера учебных помещений, временные рамки урока (расписание звонков).
    Расписание должно соответствовать учебному плану.
    Оно может быть: линейным, нелинейным, модульным.
    С переходом на ФГОС общего образования в режиме учебной деятельности уроки можно чередовать с занятиями по внеурочной деятельности.
    Для классов, не перешедших на ФГОС, отдельно составляют расписание уроков и расписание факультативных занятий.
    Основой для составления расписания в обоих случаях выступают требования СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача России от 29 декабря 2010 г. № 189.
    Расписание параллельно составляют: для обучающихся (по классам) и для педагогов.
    Какие есть общие требования к расписанию
    Единые для всех уровней общего образования требования к составлению расписания содержит СанПиН 2.4.2.2821-10:
    • учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов (п. 10.4);
    • проведение нулевых уроков не допускается;
    • в организациях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9-х и 11-х классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену;
    • обучение в три смены в общеобразовательных организациях не допускается;
    • образовательную нагрузку равномерно распределяют в течение учебной недели (п. 10.6);
    • расписание уроков составляют с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов (п. 10.7);
    • чтобы избежать переутомления и сохранить оптимальный уровень работоспособности в течение недели, обучающимся составляют облегченный учебный день в пятницу или в четверг (п. 10.11);
    • перерыв между сменами – не менее 30 минут (п. 10.13);
    • предметы, которые требуют больших затрат времени на домашнюю подготовку, не группируют в один день;
    • наибольший объем учебной нагрузки предусматривают на вторник или среду, минимальный – в понедельник, пятницу (п. 10.20).
    Также СанПиН 2.4.2.2821-10 определяет особенности включения уроков физической культуры в расписание:
    1) занятия физической культурой предусматривают в числе последних уроков (приложение 3);
    2) после уроков физической культуры не проводят уроки с письменными заданиями и контрольные работы (приложение 3);
    3) в расписание включают не менее 3 часов физической культуры (в урочной и внеурочной форме) в неделю. Заменять уроки физической культуры другими предметами не допускается (п. 10.20).
    При составлении расписания диспетчер образовательной деятельности принимает во внимание:
    • деление класса (параллели) на подгруппы: по иностранному языку, технологии, физической культуре;
    • учебный план профильных классов;
    • занятость педагогов (сотрудников и совместителей), наличие у них методических дней;
    • расписание звонков и наличие в 1-м классе динамической паузы;
    • тип расписания (модульное, линейное, нелинейное).
    Что учесть при составлении расписания в начальной школе
    В начальной школе общий объем нагрузки в течение дня не должен превышать:
    • для обучающихся 1-х классов – 4 уроков и один раз в неделю 5 уроков за счет урока физической культуры;
    • для обучающихся 2–4-х классов – 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры (п. 10.6 СанПиН 2.4.2.2821-10).
    Наиболее трудные предметы для обучающихся 1-х классов планируйте на 2-й урок, для обучающихся 2–3-х классов – на 2–3-й уроки.
    Занятия той части учебного плана, которая формируется участниками образовательных отношений, включайте в общее расписание и учитывайте при подсчете максимально допустимой аудиторной недельной нагрузки.
    Занятия по плану внеурочной деятельности:
    1) включайте в общее расписание, если они чередуются с уроками;
    2) составляйте отдельное расписание, если они проводятся во второй половине дня или в первой для обучающихся во вторую смену.
    Ситуация: каковы особенности ступенчатого режима обучения в 1-м классе
    Особенности ступенчатого режима заключаются в последовательном наращивании продолжительности урока и их количестве в течение дня.
    Ступенчатый режим регламентирован пунктом 10.10 СанПиН 2.4.2.2821-10,утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача России от 29 декабря 2010 г. № 189.
    Ступенчатый режим обучения первоклассников заключается в том, что:
    • в сентябре, октябре проводится по 3 урока в день по 35 минут каждый;
    • в ноябре–декабре – по 4 урока в день по 35 минут каждый;
    • в январе–мае – по 4 урока в день по 40 минут каждый.
    Максимальная продолжительность урока в 40 минут установлена редакцией СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача России от 24 ноября 2015 г. № 81.
    В 1-м классе организуйте в середине учебного дня динамическую паузу, которая длится не менее 40 минут.
    Основные предметы (математика, русский язык, иностранный язык, окружающий мир, информатика) чередуйте с уроками музыки, изобразительного искусства, технологии, физической культуры.
    Что учесть при составлении расписания в основной и старшей школе
    В основной и старшей школе общий объем нагрузки в течение дня не должен превышать (п. 10.6 СанПиН 2.4.2.2821-10):
    • для обучающихся 5–7-х классов – семи уроков;
    • для обучающихся 8–11-х классов – восьми уроков.
    Чередуйте предметы естественно-математического профиля с гуманитарными предметами.
    Наиболее трудные предметы ставьте в расписание на вторые–четвертые уроки.
    Ситуация: какой может быть минимальная продолжительность урока
    Требование к минимальной продолжительности урока на федеральном уровне не установлено.
    В нормативно-правовых актах и документах федерального уровня регламентируется (за исключением учебных занятий в 1-х классах) лишь верхняя граница продолжительности урока – не более 45 минут. Она установлена СанПиН 2.4.2.2821-10.
    В каких случаях возможные сдвоенные уроки
    Сдвоенные уроки в расписании основного и среднего уровня общего образования возможны в следующих случаях:
    • оптимизация нагрузки на обучающихся;
    • переход на лекционно-семинарскую систему в 9–11-х классах;
    • модульный подход к реализации общеобразовательной программы (п. 13 Порядка, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015).
    Не сдваивайте уроки, превышающие по шкале трудности 8 баллов. Исключением будут случаи, если вторым часом предусмотрена лабораторная работа или иной вид практической деятельности (приложение 3 СанПиН 2.4.2.2821-10).
    В расписании могут быть сдвоенными уроки материальной технологии.
    Не сдваивайте уроки в начальных классах, за исключением уроков физической культуры (занятия на лыжах, занятия в бассейне) (п. 10.8 СанПиН 2.4.2.2821-10).
    Как определить продолжительность перерыва между учебной деятельностью и внеурочными занятиями
    Если образовательная организация не перешла на ФГОС и составляет отдельные расписания для обязательных и факультативных занятий, то между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендовано устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут (п. 10.6 СанПиН 2.4.2.2821-10).
    Если образовательная организация перешла на ФГОС общего образования, допустимо чередование урочных и внеурочных занятий. Поскольку внеурочные занятия организуют в формах, отличных от классно-урочной, то санитарная норма о перерыве в 45 минут не актуальна.
    Для расписания, составленного с учетом ФГОС, применяйте санитарные нормы о продолжительности перемен. Они должны быть не менее 10 минут. Предусмотрите одну большую перемену в 20–30 минут или две по 20 минут (п. 10.12 СанПиН 2.4.2.2821-10).
    © Материал из Справочной системы «Образование» mini.1obraz.ru Дата копирования: 26.07.2017

  4. the wing of life Ответить

    Всем читателям блога «ШколаЛа» доброго дня! Ну как ваша школьная жизнь? Ещё чуток, и появится время передохнуть, ведь скоро первые в этом учебном году каникулы.
    Все потихоньку втянулись в рабочий ритм, привыкли, что кому-то почти каждый день с утра нужно переодеваться в физкультурную форму, кто-то учебный день в школе начинает с цифр, а некоторые просыпаются под музыкальные произведения и активные движения художественной кисточкой. У кого что «на завтрак для ума», и тому причиной заведённое школьное расписание уроков.
    Мы, родители, иногда возмущаемся, зачем детям по утрам бегать кроссы, чтобы на втором уроке сидеть за партой вспотевшими в полусырой одежде. Почему бы не сделать первым уроком литературу, а логику математики оставить на «после обеда».

    А и вправду, есть ли какие-то правила составления расписания уроков, кто ответственен за этот важный процесс в школе, и чем это самое ответственное должностное лицо руководствуется, когда распределяет учебную нагрузку?

    Правильное школьное расписание – залог успешной учёбы

    И это давно подтвердившийся факт. Грамотно составленное педагогами школы расписание уроков – это прямая взаимосвязь со школьными отметками в классном журнале, ибо оно помогает сохранить работоспособность на протяжении не только всего учебного дня, но и всей календарной недели и даже всей четверти.
    Знают ли на самом деле учителя, что в их руках находится в прямом смысле этого слова здоровье каждого ученика и его учебный потенциал, которые можно одним движением канцелярской ручки перечеркнуть?
    Вот давайте и проверим, насколько в наших с вами начальных школах стремятся к тому, чтобы детям было легко учиться. Итак, что нужно учесть при составлении школьного расписания уроков?
    В первую очередь, динамику работоспособности. Это значит, что график загрузки должен быть как верблюд, с одногорбой кривой. В понедельник в утренние часы нагрузку нельзя давать слишком большую, так как дети после выходных ещё «в ступоре» — в фазе включения в рабочий процесс. Да мы и сами с вами знаем, что по понедельникам даже «корабли в море не выходят». А вот уже начиная со вторника, в среду и частично в четверг можно загрузить по полной программе, даже на третьем и четвёртом по счёту уроках, так как это та самая высшая точка горба нашего верблюда – пик работоспособности. Если в вашей начальной школе всё правильно, то все контрольные и самостоятельные ждите как раз по вторникам-средам-четвергам. Пятница (у некоторых и суббота – учебный день) — это время снижения нагрузки, так как утомление к концу учебной недели нарастает, толку от усиленной учёбы в это время практически никакого.
    Во вторую очередь, нельзя не брать во внимание сложность изучаемых предметов. Пик умственной способности у школьников приходится на 10-12 часов, потому это самое время для основных, тяжёлых предметов. Какие же дисциплины можно считать сложными, а какие простыми? Ведь способности учеников абсолютно разные, да восприятие предмета зависит ещё и от профессионализма педагога. Тем не менее, ученые на основе исследований по признакам утомления после определённых уроков определили, что можно поставить в расписании в пик работоспособности, когда дети справляются с большим напряжением, а что попроще нужно изучать в дни и часы, когда сил ещё нет либо уже нет.
    Вот там табличка трудности уроков в начальной школе по СанПину:
    математика – 8 баллов
    русский и иностранные языки – 7
    окружающий мир и информатика – по 6 баллов
    литература – 5
    история – 4
    рисование и музыка – по 3 балла
    технология – 2
    физкультура – 1
    Нда, хоть каждое утро с музыки да рисования начинай и физкультурой заканчивай!
    Некоторые педагоги пользуются табличкой Сивкова, разработанной в 1975 году, она пошире и предназначена для всех одиннадцати классов.

    Кстати, зная расписание уроков ребёнка, можно построить своего верблюда, посчитав на каждый день учёбы количество баллов. Получается горбик ко вторнику — среде? Значит, школе за расписание можно поставить пятёрку.
    В-третьих, в правильном расписании обязательно должны чередоваться сложные предметы с более простыми. И тут есть одна заковырка: не рекомендуется ставить рядом однотипные дисциплины, например, если друг за дружкой могут идти сложные математика с иностранным, так как они разные по содержанию, то русский с литературой лучше разделить.
    В-четвёртых, специалисты советуют педагогам уйти от так называемых «пар», известных больше студентам, и избегать сдвоенных уроков по одной дисциплине. От такой однообразной нагрузки дети начальной школы, да и старшей тоже, очень устают. Потому младшим школьникам «парами» учиться запрещено вообще.
    Увы, сделать идеально никогда не получается: то педагогов мало, то классов не хватает.

    Буквой закона


    Решила подкрепить художественное слово буквой закона. Открываю Постановление Главного санитарного врача от 29.12.2010 за номером 189, который утвердил СанПин 2.4.2.2821-10. Под этим набором цифр спрятаны требования к организации процесса обучения. Пролистываем не менее интересные главы про школьные территории и здания, помещения и оборудование, освещение и мебель. Вот глава Х, которая-то нам и нужна. Итак:
    уроки не раньше 8 утра,
    1-е, 5-е, 9-е и 11-е классы – исключительно в первую смену,
    три учебных смены (а когда-то ведь пробовали!) запрещено,
    зафиксированная в табличке учебная нагрузка, выше которой нельзя.
    Хотелось бы отметить, что такое учебная нагрузка. Это максимальное количество академических часов в неделю. Она зависит от того, учитесь ли вы ещё и по субботам. К слову, первоклашкам в выходные учиться законом запрещено. Итак, академический максимум в часах при 6-дневной и 5-дневной учебной неделе соответственно:
    1-ый класс –  21 час,
    2 – 4 классы – 26 либо 23 часа,
    5-ый класс – 32 либо 29 часов,
    6-ой класс – 33 либо 30 часов,
    7-ой класс – 35 либо 32 часа,
    8 – 9 классы – 36 либо 33 часа,
    10 – 11 классы – 37 либо 34 часа.
    Нагрузка – нагрузке рознь. Можно ведь и по 10 уроков поставить в день, а потом в субботу «балду гонять». Ан нет, нельзя!

    Если школа старается неукоснительно придерживаться законодательной основы в своей работе, то никакой завуч либо методист, кто станет расписывать предметы и преподавателей, не поставит:
    более 4 уроков для первоклашек, им можно пятым раз в неделю сделать физкультуру,
    более 5 уроков для 2-4 классов, им разок при 6-ти дневной учебной неделе дозволяется просидеть 5 уроков, а шестым станет та же физкультура,
    более 6 уроков в день для 5-6 классов,
    более 7 уроков в день для 7-11 классов.
    Посчитали сразу же у себя, сколько выходит фактически? Укладываетесь? Едем дальше.
    Этот требовательный СанПин устанавливает те самые правила распределения школьных предметов по сложности, о которых мы уже с вами упомянули, указывая педагогам, что при составлении расписания дисциплины основные, такие как математика, русский и иностранный языки, окружающий мир (по СанПин – природоведение), информатика, должны «разбавляться» музыкой и ИЗО, технологией (в СанПине она ещё с советских времён под названием «труды») и физкультурой.
    К слову, после физкультуры нельзя ставить письменные уроки и контрольные.

    Трудные предметы главврач России предписывает ставить у первоклашек на второй урок, у 2-4 классов – на второй и третий, для остальных – на второй, третий и четвёртый. И ещё важно: контрольные, оказывается, могут быть по одной в день, на 2-м, 3-м либо 4-м уроке.
    Вот это действительно интересно — на практике вряд ли такое возможно. Если в младших классах педагог сам распределит порядок тестирования, то как будут договариваться в старшей школе, например, учитель биологии и учитель алгебры, ну или любой другой?
    Но педагоги здесь защищены: это не прямой запрет закона, а рекомендация, так что если ребёнок сначала написал тест по математике, а потом ещё и завернулся на русский, то вряд ли кто внемлет вашему возмущению.
    Вообще, пришла к выводу, что составление школьного расписания – это на самом деле титанический труд, хоть и интересный на первый взгляд. А поручают эту головную боль обычно одному из заместителей директора школы в соответствии с должностной инструкцией. Потому предлагаю не быть слишком предвзятыми к нашим учителям и небольшие погрешности всё-таки выпускать из-под нашего пристального взгляда.
    Друзья, предлагаю вам подписаться на новости блога и присоединиться к нашей группе «ВКонтакте», чтобы всегда быть в курсе школьных событий.
    Всего вам доброго!
    Ваша «ШколаЛа»)

  5. Яна Ответить

    Понять этот метод не представляется сложным. Каждый предмет в системе конкретное количество баллов, которые называются рангом.
    Ранг предмета зависит от того, насколько он сложен в усвоении. Чем больше внимания и концентрации необходимо для усвоения определенных знаний, тем более высокий ранг.
    Несложно догадаться, что самыми высокоранговыми предметами являются: алгебра, геометрия, а также русский язык. В этой методике эти предметы имеют по одиннадцать баллов. Чуть ниже по рангу идут иностранные языки, к ним относятся десять баллов. Более легкими предметами в этой системе считаются физика и химия. И первый, и второй имеет по девять баллов.
    Дальше все по списку. История имеет по балам цифру 8, литература -7, география – 6, физическое воспитание -5, а черчение 4. Музыке и рисованию в этой системе отводится по двоечке.
    Для того, чтобы правильно составить план обучения используют также критерий усталости в течение целой недели. Специалисты говорят о том, что днями, когда школьники могут учиться наиболее самоотверженно, являются средой и четвергом.
    Когда уроки делят на целую неделю, то преследуют цель рассчитать общее количество рангов на каждый день. Таким образом, больше всего детей стараются загрузить в среду и четверг. А пятница и понедельник являются более легкими днями.

    Биологические ритмы

    Кроме вышеперечисленных критериев, чтобы составить расписание уроков вручную необходимо учесть также биологические ритмы. Самоотверженней всего работать получается в период между 10.00 и 11.30.
    Как раз на этот интервал стараются ставить дисциплины, которые требуют к себе максимум внимания. А вот первый и последний урок обычно имеют более низкую нагрузку.
    На сегодняшний день, составлять план обучения можно не только вручную, но и при помощи компьютерных программ. Причем их достаточное количество. Директор школы, заведующие школы, могут с легкость выбрать самую подходящую для них программу.
    Исходя из вышеописанного, можно вывести правила, по которым составляется план обучения:
    В школе существует одно расписание уроков для первой и второй смены, оно едино для школьников и учителей.
    Больше всего нагрузки приходится на старшие классы с 8 по 11 класс.
    Более легкие дисциплины сменяются более сложными, исключением является модульный способ обучения.
    В начальной школе главные дисциплины отводят на 2-3 уроки, а в средней школе на 3-4 урок.
    В учебном плане и расписании уроки названы одинаково.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *