Какие бывают орфограммы в русском языке 3 класс?

11 ответов на вопрос “Какие бывают орфограммы в русском языке 3 класс?”

  1. aleks697 Ответить

    вернуться на стр. «Орфографический разбор»
    Список орфограмм, изучаемых в школе
    1. Безударные проверяемые гласные в корне
    Чтобы проверить правописание безударных гласных в корне слова, надо подобрать к данному слову однокоренное или изменить его так, чтобы этот безударный гласный оказался под ударением.
    2. Непроверяемые гласные и согласные
    Проверяются в  словарном порядке
    3. Проверяемые согласные в корне слова
    Чтобы проверить правописание сомнительных согласных, нужно изменить слово или подобрать к нему такое однокоренное, в котором после них следует гласный. Проверяемый согласный в этом слове должен произноситься отчетливо.
    4. Непроизносимые согласные в корне слова
    Чтобы проверить правописание непроизносимых согласных, нужно изменить слово или подобрать к нему такое однокоренное, в котором после них следует гласный. Проверяемый согласный в этом слове должен произноситься отчетливо.
    5. Буквы И, У, А после шипящих
    После шипящих не пишутся буквы Ы, Я, Ю, а пишутся буквы И, А, У.
    6. Разделительные твердый знак Ъ и мягкий знак Ь
    Разделительный Ъ пишут после приставок, оканчивающихся на согласную, перед гласными  Е, Ё, Ю, Я: подъемРазделительный Ъ не пишется перед гласными: А, О, У, Э: контрагент.Разделительный Ь пишут после согласной перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я.: перья
    7. Раздельное написание предлогов с другими словами
    Предлоги с другими частями речи пишутся раздельно.Не путать:  предлоги и их сочетания с другими ЧР, например: вследствие – в следствии
    8. Употребление Ь на конце существительных после шипящих
    На конце после шипящих в существительных 3 склонения пишется Ь.Ь не пишется в конце существительных мужского рода: мяч, нож;в форме Р.п. мн. ч. сущ. с основой на шипящий: дач, зрелищ
    9. Употребление Ь для обозначения мягкости согласных
    Для обозначения мягкости согласного Ь пишется:1)на конце слова после мягкого согласного, кроме [ч], [щ]: тень, день;2)в середине слова после мягкого согласного [л’]: больница, стекольщик;3)после мягкого согласного, стоящего перед твёрдым: письмо, седьмой;4)между двумя мягкими согласными, если при измене­нии слова первый согласный остаётся мягким, а второй ста­новится твёрдым: возьми (возьму)Ь не пишется:1) в сочетаниях чк, чн, щн, нч, нщ, рч, рщ: кочка, срочный;
    2) между мягкими конечными согласными основы: кость, гость;
    3) между двумя мягкими [л’]: аллея, иллюзия, иллюстрация.
    10. Гласные и согласные в приставках (кроме приставок на з(с))
    Гласные и согласные в приставках В-, ДО-, ЗА-, НА-, О-, ПЕРЕ-, ПО-, ПРО-, С-, ОБ-, ОТ-, НАД-, ПОД-, ПОДО-, ПРЕД- и др. на письме не изменяются, независимо от произношения.  Для них характерно традиционное написание.
    11. Буквы З и С на конце приставок
    В приставках, оканчивающихся на -З (БЕЗ-, ВОЗ-, ВЗ-, ИЗ-, НИЗ-, РАЗ-, РОЗ-, ЧРЕЗ-, ЧЕРЕЗ-) перед гласными и звонкими согласными пишется З, перед глухими — С. Приставки З- в русском языке нет.
    12. Буквы О и А в корне -лаг- – -лож-
    В корнях -лаг-/-лож- пишется буква А , если после корня стоит суффикс -А- , и буква О , если этого суффикса нет.
    13. Буквы О и А в корне -раст- – -рос-
    В корне -раст-(-ращ-)/-рос- в безударном положении перед СТ и Щ пишется А, а перед С — О .Исключения: отрасль, росток, Ростов, Ростислав.
    14. Буквы Ё и О после шипящих в корне слова
    Если в корне после шипящего под ударением слышится [О], то надо писать Ё.Исключения: крыжовник, жом, жор, обжора, прожорливый, шоры, шорох, шов, бесшовный, шок, шорник, капюшон, шомпол, чокаться, чопорный, мажорный, трещотка, трущоба, чащоба, жолкнуть, ожог (сущ.) руки, поджог (сущ.) дома.Заимствованные слова: жокей, жонглёр, шоколад, шоссе, шофёр, шовинизм.
    15. Буквы И и Ы после Ц
    После Ц в корне пишется И .
    Исключения: цыган, цыпленок, на цыпочках, цыц.
    16. Большая буква и кавычки в собственных наименованиях
    С большой буквы пишутся:- имена, отчества, фамилии, прозвища, псевдонимы, названия божеств и мифологических существ, действующих лиц, клички домашних животных;- названия государств, неофициальные названия: Королевство Бельгия, Галичина, Забужье;- названия высших государственных, правительственных и международных организаций и должностей: Совет Безопасности, Президент США;- географические и астрономические названия (кроме родовых понятий): комета Галлея, Кривой Рог;С большой буквы пишется только первое слово:- в названиях государственных, партийных, общественных, профсоюзных учреждений: Хельсинкский союз.
    — в названиях краев, областей, районов: Хабаровский край;
    — в названиях исторических эпох, событий, знаменательных дат, религиозных праздников: Римская империя;
    — в названиях памятников архитектуры, храмов, крепостей: Киево-Печерская лавра, Старая крепость;
    — в названиях орденов, наград, состоящие из нескольких слов (кроме родовых): орден Дружбы народов;
    Если такое название берется в кавычки, то тоже с большой буквы пишется только первое слово и собственное имя, входящий в состав названия: медаль «За боевые заслуги».
    Со строчной буквы пишутся:
    — слова, образованные от собственных личных имен, фамилий или названий других, принятых в общем смысле: донжуан рентген (название аппарата);
    — собственные имена в форме множественного числа в подчеркнуто негативном плане: гитлеры, иуды
    17. Буквы Е и И в падежных окончаниях существительных
    Окончание -Е пишется в существительных 1-го склонения в дательном и предложном падежах и в существительных 2-го склонения в предложном падеже (кроме существительных на -ий,-ие, -ия и -мя).
    Окончание -И (-Ы) пишется у существительных 1-го склонения в родительном падеже; у существительных 3-го склонения, а также у существительных на -ий, -ие, -ия и -мя в родительном, дательном и предложном падежах.У существительных среднего рода на -ье в предложном падеже пишется окончание -е: на взморье, в Приазовье, в Приамурье, об ожерелье, о счастье, в подполье, в волненье (но: в волнении).
    Исключение: в забытьи
    18. Буквы О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных и прилагательных
    После шипящих и Ц в окончаниях существительных и прилагательных под ударением пишется О, без ударения — Е.В окончаниях существительных и прилагательных после Ц пишется буква Ы.
    19. Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных
    Это окончание можно проверить окончанием вопросительного слова.В соответствии с общим правилом, написание букв на месте безударных гласных в окончаниях устанавливается путем проверки формами слов с тем же окончанием (того же типа склонения), в которых проверяемый гласный находится под ударением, напр.: крáсного, си’него, ры’жего (молодóго, большóго и моегó, самогó
    20. Краткие прилагательные с основой на шипящую
    У кратких прилагательных с основой на шипящую ь на конце не пишется: утюг (каков?) горяч
    21. Не с глаголами
    С глаголами (в личной форме, в инфинитиве, в форме деепричастия) не пишется раздельно: не был, не брать, не зная.Не с глаголами пиши слитно, если глагол без не не употребляется: ненавижу; в глаголах с приставкой недо-: недосмотреть
    22. Ь после шипящих в неопредленной форме глагола и во 2-ом лице единственного числа
    На конце глагола в неопределённой форме после шипящих пишется Ь, он сохраняется и перед -ся, например: стричь, стричься.Ь пишется в форме 2 лица ед. ч. глаголов в наст. и буд. времени: несёшь, бросишь
    23. -ТЬСЯ и -ТСЯ в глаголах
    Буква ь пишется в неопределённой форме глагола, которая отвечает  на вопросы     что делать?     что сделать?  Перед -ся и -сь мягкий знак сохраняется.Буква ь не пишется в формах глагола, которые отвечают на вопросы  что делает?     что сделает?
    24. Буквы Е и И в корнях с чередованием
    В корнях -бер-/-бир-, -дер-/-дир-, -мер-/-мир-, -пер-/-пир-, -тер-/-тир-, а также -блест-/-блист-, -стел-/-стил-, -жеч-/-жиг-, -чет-/-чит- пишется И , если дальше следует суффикс -А-, в противном случае пишется Е .
    Исключение: сочетание.
    25. Буквы Е и И в окончаниях глаголов 1 и П спряжения
    У глаголов 1-го спряжения в личных окончаниях пишутся буквы Е, У, Ю; у глаголов 2-го спряжения — И, А, Я.
    Примечание. Глаголы с приставками относятся к тому же спряжению, что и бесприставочные, от которых они образованы
    26. Буквы О и А в корне -кос- – -кас-
    В корнях -кас-/-кос- пишется буква А , если после корня стоит суффикс -А- , и буква О , если этого суффикса нет.
    27. Буквы О и А в корне -гор- – гар-
    В корнях -гар-/-гор-, -твар-/-твор-, -клан-/-клон- безударный гласный обозначается буквой О .
    Исключения: зорев`ать, `утварь, пр`игарь.
    28. Буквы Ы и И после приставок
    После приставок, оканчивающихся на согласную, вместо И пишется Ы в соответствии с произношением.
    После приставок сверх-, меж- сохраняется И.Сохраняется И и после иноязычных приставок дез-, суб-, контр-, транс-, пан-
    29. Гласные в приставках пре- и при-
    Приставка ПРИ- указывает на приближение, присоединение, на неполноту действия. Приставка ПРЕ- обозначает высшую степень признака и близка по значению к слову ОЧЕНЬ или имеет такое же значение, как у приставки ПЕРЕ-. Если значение приставок ПРЕ-, ПРИ- сомнительно, необходимо обращаться к словарю.
    30. Соединительные гласные О и Е в сложных словах
    В сложных словах после твердых согласных пишется соединительное О,а после мягких согласных, шипящих и Ц — соединительное Е
    31. Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя-
    Существительные на -мя при склонении во всех падежных формах, кроме именит. ед., имеют наращение -ен-
    32. Слитное и раздельное написание НЕ с существительными
    Пишутся слитно с не имена существительные, которые:- без не не употребляются: невежда, неверие;- слова с не можно заменить синонимами без не: неправда (ср. ложь);- слова со значением противопоставления: нерусский, неспециалист;Пишутся раздельно с не существительные, если:- имеется или подразумевается противопоставление: Это не осторожность, а трусость;- в вопросительном предложении, если отрицание логически подчеркивается: не правда ли? (невозможна замена: …ложь ли?).
    33. Буквы Щ и Ч в суффиксе -щик- (-чик)
    В суффиксе существительных -чик(-щик) после букв д — т, з — с, ж пишется буква Ч, в остальных случаях пишется буква Щ.
    34. Гласные Е и И в суффиксах существительных
    Суффикс -ек- пишется в тех словах, при склонении которых гласный Е выпадает.
    Суффикс -ик- пишется в тех словах, которые при склонении сохраняют И
    35. Буквы О и Е после шипящих в суффиксах существительных
    В суффиксах существительных, прилагательных и наречий под ударением пишется О, без ударения — Е.
    Исключение: ещё.
    36. Дефисное и слитное написание слова с пол- и полу-
    Пол- пишется слитно всегда, за исключением трёх случаев:пишется через дефис, если после пол- стоит заглавная буква: пол-Москвы;пишется через дефис, если после пол- стоит любая гласная буква: пол-улицы;пишется через дефис, если после пол- стоит буква «л»: пол-лимона.Полу- со словами всегда пишется  слитно: полугодие, полушарие.
    37. Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными
    Не с прилагательными пишется слитно, если:- не употребляются без НЕ: ненастный- при образовании слова противоположного значения: небольшой (маленький);- при наличии слов очень, весьма, крайне, в высшей степени, совершенно, вполне, почти, отчасти, совсем, чрезвычайно:крайне неосторожныйНе с прилагательными пишется раздельно, если:- есть или подразумевается противопоставление: не большой, а маленький.
    — отрицание усиливается отрицат. местоимениями и наречиями: отнюдь не верное, нисколько не радостное
    38. Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных
    В суффиксах прилагательных после шипящих и Ц под ударением пишется О, без ударения — Е.
    39. Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных
    Две буквы Н пишутся в прилагательных, образованных от существительного:- с основой на Н при помощи суффикса -Н-: длин/а — длин/н/ый- при помощи суффикса -ОНН-, -ЕНН-: экскурсионный, утреннийИсключение: ветреный.Две буквы Н пишутся в прилагательных, образованных от глагола СВ: что сделать? — побелить — побеленныйОдна буква Н пишется в прилагательных, образованных от существительного:- в суффиксах -ИН-, -АН-, -ЯН-: гусиный, кожаный, серебряный
    Исключения: стеклянный, оловянный, деревянный.
    Одна буква Н пишется в прилагательных, образованных от глагола НСВ: что делать? — бесить — бешеный
    40. Различение на письме суффиксов -к- и -ск-
    Суффикс -К- пишется в качественных прилагательных и некоторых относительных, образованных от сущ. с основой на К, Ч, Ц: вяз/к/ий (вязок — кач., так как есть краткая форма), немец/к/ийВ других прилагательных пишется суффикс -СК-: матрос/ск/ий, киргиз/ск/ий
    41. Дефис в сложных словах
    Пишутся через дефис:
    Сложные существительные, состоящие из двух самостоятельно употребляющихся существительных, соединенных без помощи соединительных гласных о и е: жар-птица, купля-продажа, Москва-река
    Составные названия политических партий и направлений: социал-демократия, анархо-синдикалист.
    Сложные единицы измерения: человеко-день, киловатт-час.
    Названия промежуточных стран света: ceверо-восток, норд-ост.
    Сочетания слов, имеющие значение существительных, если в состав таких сочетаний входит глагол в личной форме (любишь-не-любишь), союз (иван-да-марья) предлог (Ростов-на-Дону).
    Составные фамилии: Римский-Корсаков, Мамин-Сибиряк, Сен-Симон, Осман-паша.
    Географические названия, состоящие из двух существительных (Орехово-Зуево), из существительного и последующего прилагательного (Гусь-Хрустальный), из сочетания артикля или частицы с знаменательной частью речи (Де-Кастри (залив)
    42. Ь в середине числительных
    Ь пишется в конце числительных от 5 до 20 и 30: шестнадцать, тридцать.В середине слова Ь пишется в числительных 50-80, 500-900: семьдесят, шестьсот
    43. Буква И в окончаниях количественных числительных от 11 до 19
    В родительном, дательном и предложном падежах числительных от 11 до 19 в окончаниях пишется буква И
    44. Не в неопределенных местоимениях
    В неопределённых местоимениях некто, нечто не  пишется слитно.
    45. Дефис в неопределенных местоимениях
    Неопределённые местоимения с суффиксами  –то, -либо, -нибудь  и приставкой кое- пишутся через дефис: что-то, что-либо, что-нибудь, кое-что.
    46. Различение приставок не- и ни- в отрицательных местоимениях
    В отрицательных местоимениях, а также в отрицательных наречиях под ударением пишется приставка НЕ-, без ударения — НИ.
    47. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях
    Если ни и не в отрицательных местоимениях отделяются предлогом, то они пишутся раздельно: ни во что, не с кем, ни от кого.
    48. Ь в глаголах повелительного наклонения
    На конце глагола в повелительном наклонении после мягких согласных и шипящих пишется ь. Ь в повелительном наклонении сохраняется перед суффиксом -ся и окончанием -те.
    49. Гласные в суффиксах глаголов -ова- (-ева_) и -ыва-(-ива-)
    Суффиксы -ИВА-, -ЫВА- пишутся, если глагол в форме 1 лица оканчивается на ИВАю, ЫВАю.Суффиксы -ЕВА-, -ОВА- пишутся, если у глагола в форме 1 лица суффикс выпадает (оканчивается на -ЮЮ, -УЮ)
    50. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени
    В действительных причастиях настоящего времени пишутся:а) у глаголов I спряжения суффиксы -ущ-, -ющ-: борющийся, колышущий, стелющий;б) у глаголов II спряжения суффиксы -ащ-, -ящ-: значащий, дышащий, строящийся.
    51. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени
    В страдательных причастиях настоящего времени пишется:а) у глаголов I спряжения суффикс -ем-: колеблемый, проверяемый;б) у глаголов II спряжения суффикс -им-: видимый, слышимый. Но: движимый (от старого глагола движити).
    52. Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями
    С полными причастиями, при которых нет пояснительных слов, «НЕ» пишется слитно: невычитанная рукопись, незамеченные опечаткиПишется раздельно не с причастиями:- имеющими при себе пояснительные слова: не возвращённая автору рукопись;- при которых имеется или предполагается противопоставление: не законченный, а только начатый рассказ;- с краткими причастиями: рукопись не отредактирована.
    53. Две буквы Н в суфиксах полных страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов
    Две буквы Н пишутся в суффиксах полных страдательных причастий и отглагольных прилагательных, если:
    — в них есть приставки, кроме НЕ, но следует запомнить: смышлёный ребенок; названый брат;посажёный отец.
    — слово образовано от глагола с суффиксом -ова-(-ева-);
    — к ним относятся зависимые слова;
    — слово образовано от глагола совершенного вида.
    Исключение: раненый.Одна буква Н пишется, если слово образовано от глаголов несовершенного вида.
    Исключения: медленный, деланный, священный, желанный, нежданный, негаданный, неслыханный, невиданный, чеканный, нечаянный, данный.
    54. Одна или две буквы Н в суфиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов
    Одна буква Н пишется в суффиксах кратких страдательных причастий.
    В кратких отглагольных прилагательных пишется столько же Н, сколько и в полных (кроме форм мужского рода)
    55. Гласные перед одной и двумя буквами Н в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов
    Буквы А и Я пишутся перед  одной и двумя Н в причастиях и прилагательных, образованных от глаголов на -ать, -ять. Буква Е пишется перед одной и двумя Н в причастиях и прилагательных, образованных от глаголов на -ить, -еть.
    56. Буквы Ё и Е после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени
    В суффиксах причастий -енн-(-ен-) после шипящих под ударением пишется Ё, без ударения — Е, но никогда не пишется О.
    57. Раздельное написание НЕ с деепричастиями
    НЕ с деепричастиями пишется слитно, если без не не употребляется (негодуя), если есть приставка недо-: недоделав, недооценивая. В остальных случаях НЕ с деепричастиями пишется раздельно.
    58. Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -о (-е)
    Не с наречиями на -о (-е) пишется слитно:
    -если слово не употребляется без не:
    -если наречие с не можно заменить синонимом
    -в отрицательных наречиях:  незачем, некуда
    Не с наречиями на -о, (-е) пишется раздельно:
    -если есть противопоставление с союзом а:
    -если к наречию относятся слова   далеко не,   отнюдь не, вовсе не, ничуть не,   нисколько не,   никогда не
    -с наречиями в сравнительной степени: не хуже, не лучше, не больше;
    -с местоименными наречиями и с наречиями меры и степени:  не туда, не там…
    -с обстоятельственными наречиями:  не сегодня, не весной, не иначе.
    59. Буквы Е и И в приставках не- и ни- отрицательных наречий
    В отрицательных наречиях под ударением пишется приставка не-,  а без ударения – ни-: негде остановиться,   нигде нет места.
    60. Одна и две буквы Н в наречиях на -о (-е)
    В наречиях на -о(-е) пишется столько же букв Н, сколько в прилагательных, от которых они образованы.
    61. Буквы О и Е после шипящих на конце наречий
    На конце наречий после шипящих под ударением пишется буква о,  без ударения — е. Исключение: еще.
    62. Буквы О и Е на конце наречий
    В наречиях с приставками ИЗ-, ДО-, С- на конце пишется буква А, если эти наречия образованы от бесприставочных прилагательных и существительных; буква О — если наречия образованы от прилагательных с этими же приставками.
    Буква О пишется также на конце наречий с приставками В-, НА-, ЗА-.
    63. Дефис между частями слова в наречиях
    Дефис в наречиях пишется: после приставок по-, в-(во-), если в слове есть суффиксы -ому(-ему), -ых (-их), -и; после приставки кое-; перед суффиксами -то, -либо, -нибудь; в сложных наречиях: по-весеннему, во-первых, кое-где, когда-то, еле-еле.
    64. Ь после шипящих на конце наречий
    На конце наречий после шипящих ч и щ, а также после ж  в наречии настежь пишется ь:  вскачь, навзничь. Исключения: уж, замуж, невтерпеж.
    65. Слитное и раздельное написание предлогов, образованных от наречий
    Производные предлоги, образованные от наречий пишутся слитно: вокруг (вкруг), вблизи, наперерез, вслед, вдоль.
    66. Слитное и раздельное написание предлогов, образованных от существительных с предлогами
    Слитно пишутся производные предлоги, образованные от существительных: ввиду, вместо, внутри, вроде, вслед, вследствие, навстречу, наперекор, наподобие, напротив, насчет, невзирая на, несмотря на, посредине (посередине), посредством, сбоку от.Раздельно пишутся предлоги: в виде, в деле, в меру, в области, в отличие от, в отношении, в продолжение, в связи с, в силу, в смысле, в течение, в целях, за исключением, за счет, по мере, по поводу, по причине.
    67. Буква Е на конце предлогов в течение, в продолжение, вследствие
    Предлоги вследствие, в течение, в продолжение, в отличие, в заключение в завершение имеют на конце е. (не путать с сущ. в П.п.)
    68. Слитное написание союзов также, тоже, чтобы
    Слитно пишутся частицы, входящие в состав слов: также, тоже, чтобы (омонимичные сочетания частиц с местоимениями и наречиями пишутся слитно)
    69. Дефисное написание частицы -то со словами
    Через дефис пишутся следующие частицы: -то, -либо, -нибудь, -ка, -тка, -с, -де, кое- (кой-), -таки – с глаголами, наречиями и со словами всё-таки, так-таки.
    70. Дефисное написание частицы -ка с глаголами в повелительном наклонении
    Частица -ка с глаголами в повелительном наклонении пишется через дефис
    71. Дефис в междометиях
    Повторяющиеся междометия пишутся через дефис: эх-эх, ей-же-ей, о-го-го.
    вернуться на стр. «Орфографический разбор»
    Список орфограмм для студентов педагогических специальностей http://ebooks.grsu.by/sound_text/perechen-orfogramm.htm

  2. sser174 Ответить

    Орфография в русском языке – это правила написания слов. Т.е. под орфограммой понимают все случаи написания, где возможна орфографическая ошибка, где надо применить правило или заглянуть в словарь.
    Орфограммы:
    1. Заглавная буква в начале предложения и в именах собственных (Употребление больших (заглавных) букв).
    В конце коридора я увидел Сашу с его щенком Пипином.
    2. Безударная гласная буква в корне слова проверяемая и непроверяемая (Безударная гласная в корне).
    морской – мо́ре, пенал – проверочного слова нет
    3. Парная по звонкости – глухости согласная в корне (Правописание звонких и глухих согласных в корне слова)
    кадка – кадушка, друг – дру́га
    4. Буквосочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу (Сочетания – ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ – в разных частях слова)
    живет, шипение, чадо, чаща, чудеса, щука
    5. Буквосочетания -оро-, -оло-, -ере- , -еле- (Правописание сочетаний -ОРО-, -ОЛО-, -ЕРЕ-, -ЕЛЕ)
    ворона, волосы, перепелка
    6. Буквосочетания -чк-, -чн-: мягкий знак не пишется (Мягкий знак в словах как показатель мягкости)
    кочка, конечно, закончить, банщик
    7. Двойная согласная (Слова с двойными (удвоенными) согласными)
    аллея, суббота, класс, Марианна
    8. Непроизносимая согласная (Проверяемая непроизносимая согласная в корне слова)
    честность, сердце
    9. Правописание предлогов (Предлог)
    по, за, от, над, чрез, из
    10. Раздельное написание предлогов (правописание предлогов и приставок)
    об локоть, без ума, за стеклом
    11. Правописание приставок (правописание предлогов и приставок, приставка)
    побежал, забежал, прибежал
    12. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных (Мягкий знак в словах как показатель мягкости)
    капель, вкусненький, день
    13. Мягкий знак в неопределенной форме глаголов перед -СЯ (Мягкий знак в словах как показатель мягкости)
    влюбляться, учиться
    14. Разделительные мягкий и твердый знаки (Разделительный мягкий и твердый знак)
    обезьянка, объезд, шампиньон
    15. Мягкий знак после шипящих в именах существительных (Грамматический мягкий знак)
    ложь, мышь
    16. Мягкий знак во 2-м лице единственного числа глаголов (Грамматический мягкий знак)
    любишь, обнимаешься, споешь
    17. Падежные окончания существительных
    18. Падежные окончания прилагательных
    19. Правописание суффиксов
    20. Правописание “не” с глаголами
    21. Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжений

  3. dude 27 Ответить

    Орфограммы 1-ого и 2-ого класса
    Точка и вопросительный, восклицательный знаки в конце предложения.
    Имена собственные: город Москва,  пёс Шарик.
    Сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ: чаща, чудо, щука, шило, жить
    Сочетания ЧК, НЧ, ЧН, ЩН: ночка, птенчик.
    Мягкий знак показатель мягкости согласного: день, деньки.
    Правописание слов с удвоенными согласными: шоссе, аллея
    Разделительный мягкий знак: деревья
    Написание слов с парными согласными на конце слова и в середине слова: глаз, глазки – глаза.
    Проверяемые безударные гласные в корне слова: леса — лес, пятно – пятна
    Написание предлогов со словами:  у моря, к городу.
    Словарные слова: корова.
    Орфограммы  3-его класса
    Написание слов с парными согласными на конце слова и в середине слова походка, ход — ходить. (более сложные случаи, чем во 2-ом классе)
    Правописание слов с удвоенными согласными: терраса, коллекция. (более сложные случаи, чем во 2-ом классе)
    Проверяемые безударные гласные в корне слова: потяжелел. (более сложные случаи, чем во 2-ом классе)
    Словарные слова: пальто. (более сложные случаи, чем во 2-ом классе)
    Разделительный Ь: вьюга, вьёт. (более сложные случаи, чем во 2-ом классе)
    Разделительный твёрдый знак: (ъ) подъехал
    Правописание слов с непроизносимыми согласными:  прелестный — прелесть
    Сочетания СН – ЗН: чудесно — чудеса, алмазный — алмаз
    Правописание окончаний  имён существительных 1, 2, и 3 склонения в В.п. и Т.п.: полем, жаворонком, степью, (вижу) жеребёнка.
    Правописание окончаний  имён существительных 1, 2, и 3 склонения в Р.п., Д.п. и П.п.:  по моркови, по морковке.
    Сложные слова: вертолёт, землетрясение.
    Неизменяемые приставки на А и О: зашёл, подход.
    Написание суффиксов: маленький, белизна, высота, бабушка.
    Написание имен существительных с шипящей на конце: ночь, луч.
    Окончания имён прилагательных в ед.ч и мн.ч  в И.п.: синяя, синее, синий, синие.
    Родовые окончания глаголов: солнце встало, девочка встала, ученик встал, ребята встали.
    Приставки и предлоги (перед глаголами предлогов не бывает): поехал.
    НЕ с глаголами:  не видел, негодовал.

  4. yurrkevych Ответить


    Русский язык изучается на протяжении всех лет обучения в школе. С понятием орфограммы дети знакомятся еще в младших классах. Ее подчеркивание – важный момент для осознания и усвоения пройденного материала. Сначала школьники учатся ее самостоятельно находить, потом правильным выбором способа ее выделения в тексте демонстрируют учителю свои навыки.
    Под орфограммой принято считать слабую позицию буквы. Это значит, что речевое воспроизведение и запись произнесенного не совпадают. Мало разобраться, что обозначает понятие, нужно еще научиться правильно выделять (подчеркивать).
    В школьной практике применяется подчеркивание трудного места написания простой чертой, а условие, определяющее правильный выбор – двойной.
    Перечень правил, изучаемых на начальном этапе обучения
    Начало предложения всегда пишется с большой буквы.
    Имя, фамилию, кличку животного всегда пишем с большой буквы.
    Обозначение границ предложения знаками препинания.
    Правописание слогов ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ.
    Правописание словоформ с обозначением мягкости при помощи «Ь».
    Правописание словоформ с разделительным «Ь»*.
    Правописание буквосочетаний ЧК-ЧН.
    Проверяемая ударением безударная гласная в корне.
    Непроверяемая безударная гласная в корне, которую следует запомнить.
    Проверяемые согласные конца слова.
    Проверяемые согласные конца и середины слова.*
    Раздельное написание предлогов и слов.
    * Правописание слова с разделительным «Ь» может быть не рекомендовано для изучения на первичном этапе.
    * Согласные конца и середины слова, которые можно проверить, не всегда рекомендуются для изучения на первичном этапе.

  5. AlexeyTG Ответить

    Орфограмма — написание в слове, определенное орфографическим правилом или традицией письма. Орфограммы изучаются в школьной программе русского языка. Для правильного написания слов необходимо знать правила.
    Список орфограмм, изучаемых в школьной программе русского языка:
    Безударные проверяемые гласные в корне слова
    Непроверяемые гласные и согласные
    Проверяемые согласные в корне в корне слова
    Непроизносимые согласные в корне слова
    Буквы и, у, а после шипящих
    Разделительные ъ и ь
    Раздельное написание предлогов с другими словами
    Употребление ь на конце существительных после шипящих
    Употребление ь для обозначения мягкости согласных
    Гласные и согласные в приставках
    Буквы з и с на конце приставок
    Буквы о и а в корне -лаг-, -лож-
    Буквы о и а в корне -раст-, -рос-
    Буквы ё и о после шипящих в корне слова
    Буквы и и ы после ц
    Большая буква и кавычки в собственных наименованиях
    Буквы е и и в падежных окончаниях имен существительных
    Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных и прилагательных
    Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных
    Краткие прилагательные с основой на шипящую
    Не с глаголами
    Мягкий знак после шипящих в неопределенной форме глаголов и во втором лице единственного числа
    -тся и -ться в глаголах
    Буквы е и и в корнях с чередованием
    Буквы е и и в окончаниях глаголов I и II спряжения
    Буквы о и а в корне -кос-, -кас-
    Буквы о и а в корне -гор-, -гар-
    Буквы ы и и после приставок
    Гласные в приставках пре- и при-
    Соединительные о и е в сложных словах
    Буква е в суффиксе -ен- существительных на –мя
    Слитное и раздельное написание не с существительными
    Буквы щ и ч в суффиксе -щик, -чик
    Гласные е и и в суффиксах существительных -ек, -ик
    Буквы о и е после шипящих в суффиксах существительных
    Дефисное и слитное написание слов с пол- и полу-
    Слитное и раздельное написание не с прилагательными
    Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных
    Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных
    Различие на письме суффиксов –к- и -ск-
    Дефис в сложных прилагательных
    Мягкий знак в середине числительных
    Буква и в окончаниях количественных числительных от 11 до 19
    Не в неопределенных местоимениях
    Дефис в неопределенных местоимениях
    Различие приставок не- и ни- в отрицательных местоимениях
    Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях
    Мягкий знак в глаголах повелительного наклонения
    Гласные в суффиксах глаголов -ова-,-ева- и -ыва-,-ива-
    Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени
    Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени
    Слитное и раздельное написание не с причастиями
    Две буквы н в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов
    Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов
    Гласные перед одной и двумя буквами н в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов
    Буквы ё и е после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени
    Раздельное написание не с деепричастиями
    Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о, -е
    Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий
    Одна и две буквы н в наречиях на -о, -е
    Буквы о и е после шипящих на конце наречий
    Буквы о и а на конце наречий
    Дефис между частями слова в наречиях
    Мягкий знак после шипящих на конце наречий
    Слитное и раздельное написание предлогов, образованных от наречий
    Слитное и раздельное написание предлогов, образованных от существительных с предлогами
    Буква е на конце предлогов в течение, в продолжение, вследствие
    Слитное написание союзов также, тоже, чтобы
    Дефисное написание частицы –то со словами
    Дефисное написание частицы –ка со словами в повелительном наклонении
    Дефис в междометиях

  6. AleX_4g Ответить

    Памятка при работе над ошибками для учеников 3 класса.
    Орфограмма.
    Запись в тетради.
    1.  Пропуск, замена, искажение букв.
    Выпиши слово всю строчку. Раздели слово на слоги, поставь ударение, подчеркни гласные.  Например:
    Де-ре-во    де-ре-во     де-ре-во
    2. Большая буква в начале предложения. Точка в конце предложения.
    Выпиши предложение. Подчеркни первую букву в первом слове, точку в конце предложения. Например:
    Выдался тёплый солнечный день.
    3. Правописание собственных имен существительных.
    Запиши слово, рядом напиши, почему слово написано с большой буквы. Например:     Кубань – река.
    Иванович – отчество.
    Мурка – кличка кошки.
    4. Перенос слов.
    Выпиши слово, разделив его в нужном месте чертой для переноса. Например:
    Ко – рабли, кораб – ли.  Де – ревья.    Слон.    Юлия.   Осен – ние.
    5. Гласные после шипящих: ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.  Сочетания ЧК, ЧН, ЩК, ЩН, НЧ, НЩ.
    Выпиши слово, подчеркни гласную, подбери и запиши ещё два слова на эту орфограмму. Например:
    Счастье, удача, чайка.
    Речка, ночка, удочка.
    6. Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.
    Выпиши слово, запиши рядом проверочное, поставь в словах ударение, подчеркни орфограмму, выдели корень. (Чтобы проверить безударную гласную в корне надо подобрать такое родственное слово, чтобы эта гласная была ударной). Например:                Крикливый – крик.
    7. Безударные гласные не проверяемые ударением (словарные слова)
    Выпиши слово всю строчку. Поставь ударение, подчеркни орфограммы. Например:
    погода        погода          погода
    8. Парные согласные в корне.
    Выпиши слово, рядом запиши проверочное, подчеркни согласную в слове, выдели корень. (Чтобы проверить парную согласную надо подобрать такое родственное слово, чтобы после этой согласной стояла гласная). Например:
    Голубь – голуби.
    Дорожка – дороженька.
    9. Непроизносимая согласная в корне слова.
    Выпиши слово, рядом запиши проверочное слово (если есть), подчеркни непроизносимую согласную. Например:
    Тростник – тростинка.
    Опасный – опасен.
    Праздник      праздник     праздник.
    10. Правописание приставок.
    Запиши слово, выдели приставку и корень. Подбери и запиши ещё слово с такой же приставкой. Например:
    Подходит, подбегает.
    11. Правописание суффиксов.
    Запиши слово, выдели суффикс и корень подбери и запиши слово с таким же суффиксом. Например:
    Васенька, беленький.
    12. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласного.
    Выпиши слово, подбери и запиши ещё слово на эту же орфограмму. Например:
    Больной, маленький.
    13. Разделительный мягкий знак.
    Выпиши слов, подбери и запиши слово на эту же орфограмму. Например:
    Вьюга, семья.
    14. Разделительный твёрдый знак.
    Выпиши слово. Выдели приставку и корень. Подчеркни твёрдый знак. Подбери еще слово с такой же орфограммой.  Например:
    подъезд     объявление
    15. Раздельное написание предлогов со словами.
    Подумай, какое слово можно вставить между предлогом и словом. Запиши это сочетание. (Помни, что у глаголов нет предлогов). Например:
    У (крутого) берега.
    Над (каким?) белым цветком.
    У (кого?) него.
    Подбежал – глагол.
    16. Удвоенные согласные  в слове.
    Запиши слово с удвоенной согласной. Подбери и запиши еще слово на это правило. Например:
    Осенние, длинные.
    Рассказ, расстояние.
    Аллея, сумма.
    17. Мягкий знак после шипящих, обозначающий женский род имён существительных.
    Определи род существительного: если мужской  род – мягкий знак не пишется, если женский  род  – мягкий знак после шипящего пишется:
    Рожь (сущ., ж. р.)
    Мяч (сущ., м. р.)
    18. Синтаксический разбор.
    Выпиши предложение. Найди подлежащее (вопрос: Кто? Что?), подчеркни одной чертой. Найди сказуемое (вопрос:  Что делает?), подчеркни двумя чертами. Надпиши, какой часть речи выражено подлежащее и сказуемое.
    Лучик света засиял над лесом.
    19. Разбор слова по составу.
    Помни! Сначала находим окончание, затем основу слова. В основе слова – корень, если есть приставка и суффикс.
    Запах    , пробежали  ,  осенние , слоны .
    20. Фонетический разбор.
    Выпиши слово, раздели на слоги, поставь ударение. Рядом запиши в скобках транскрипцию. Посчитай сколько букв, сколько звуков в слове, количество гласных и согласных. Напиши сколько слогов в слове.  Например:
    Корабль – [карабл’] – 7 б., 6 зв., 2 гл., 4 согл., 2 слога.
    Яблоко – [й’аблака] – 6 б., 7 зв., 3 гл., 4 согл., 3 слога.

  7. Anatolij.62 Ответить

    ОРФОГРАММЫ

    ПРО ЭТИ ВОТ… ЗАГАДОЧНЫЕ ОРФОГРАММЫ

    Для родителей
    (небольшой курс психотерапии + объяснение на человеческом языке –
    что такое орфограммы и точно ли нельзя их отменить)
    Дорогие мои, любимые родители, а также бабушки, дедушки – в общем, все взрослые, которые пошли в этом году в школу в первый класс. За много лет работы в школе я многократно убеждалась, что в школу вместе с первоклассником идёт вся семья. Причем каждому члену семьи очень скоро отводится какая-нибудь почётная роль. Кто-то хорошо рисует, кто-то что-то помнит по математике, кто-то по английскому, кому-то доверяют (тоже почётно) распечатывать по вечерам проекты (потому что ребёнок вспомнил об этом 10 минут назад перед сном, а сдавать надо завтра, и причем то, что было задано 2 недели назад), кто-то (особо счастливый) эти проекты пишет!
    Это мое обращение — для тех, кто делает с ребёнком уроки по русскому (обычно в семье это либо тот несчастный, который: а) либо что-то помнит по русскому; б) либо делает с ребёнком все уроки, ну и русский заодно).
    Итак…
    Уважаемые родители, а также все те ответственные представители семьи, в которой есть уже такое чудо, как первоклассник, и которым доверили делать с ним домашние задания. Делая со своими ребёнком уроки год по всем предметам, вы, конечно, поняли и осознали многое. В частности, что в ваше время на уроках русского языка не было:
    – этих дурацких орфограмм и их подчеркиваний и выделений карандашом или зелёной ручкой;
    – фонетики и всего этого звуко-буквенного разбора, который не только вредит вашему чаду, но и съедает все ваши нервы.
    – учили учителя хорошо, и поэтому вы сами делали домашнюю работу, и никто с вами не сидел, как вы со своим первоклассником, подчеркивая и выделяя эти никому не нужные орфограммы, которые наверняка придумала учительница вашего ребёнка, так как делать ей нечего.
    – и учебники тоже были написаны языком человеческим. И правила там, в учебниках, тоже были понятны. Хотя правила вы лично никогда не учили, а просто вот так вот – писали грамотно (или неграмотно, но всё равно правила точно не учили).
    Все эти ваши выводы я ЗНАЮ, так как слышала от вас всех это сотни раз в разных выражениях, но абсолютно одинаковых по своей сути! За вами придет следующее поколение родителей. И они вот так же будут открывать для себя этот школьный мир со своим ребёнком.
    НО! Дорогие мои взрослые! Вы же наверняка не хотите:
    1) делать с ребёнком уроки и задания по русскому до 11 класса;
    2) несмотря на 5 часов русского в неделю – получить своего собственного неграмотного ребёнка (неправильная учительница, которую вы так ругали, так и останется в школе, а вам – так и жить с неграмотным членом семейства);
    3) в каждый из этих 5 дней (когда в расписании русский язык) ожидать двойки (а в году больше 30 учебных недель. Умножьте на все годы обучения. Очень большой стресс);
    4) иметь большие проблемы с ГИА (экзамен по русскому, который сдается в конце девятого класса. А время летит, поверьте, очень быстро);
    5) иметь большие проблемы с ЕГЭ (про ЕГЭ даже не объясняю).
    Всего этого НЕЛЬЗЯ ИЗБЕЖАТЬ,
    если ваш ребёнок
    НЕ НАУЧИТСЯ ВИДЕТЬ ОРФОГРАММЫ.
    Орфограмма – это “ошибкоопасное” место в слове. Например, в слове МАМА орфограмм нет. Как слышим – так и пишем. А в слове ВОДА – непонятно, как пишется ВОДА или ВАДА.
    И не забывайте, что если это понятно лично вам, то вашему ребёнку это всё только предстоит понять. И ваши обычные объяснения малышу, типа:
    – А что тут тебе непонятного? Ежу (зайцу, барану, жирафу) понятно!
    – В кого ты такой пошёл?
    – Раз ты такой неумный – заберу планшет (не дам смотреть мультфильм, не пущу гулять, в углу стоять будешь)
    – И чему тебя в школе учат?
    Все ваши подобные объяснения (я привела очень неполный список) – не помогут. А чему в школе учат? Учат выделять орфограммы. И это необходимо прежде всего для вас и вашего ребёнка. Сама учительница уже достаточно грамотная, да и ГИА с ЕГЭ ей не сдавать, как в скором времени вашему ребёнку.
    Поэтому доверьтесь своей учительнице и следите, чтобы ваш ребёнок ни в коем случае не забывал выделять орфограммы в домашней работе.
    И еще очень важное. Те орфограммы, которые ребёнок проходит начиная с первого класса – ВСЕ они ЕСТЬ в ГИА и ЕГЭ.
    В первом классе уроки русского идут чуть больше пары месяцев. За это время проходится В ЛЮБОЙ ПРОГРАММЕ ПО РУССКОМУ – не меньше 10 орфограмм. Конечно, они ещё сотни раз будут закрепляться и во втором классе. Но во втором классе появятся новые орфограммы. И так с каждым следующим классом. Поэтому запускать нельзя. Совсем нельзя.
    Особенно продвинутые родители – “пользователи” русским языком могут прочитать обращение к учителям, где объясняется методика нахождения орфограмм.
    ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ РАЗБОР ОРФОГРАММ. ПЕРВЫЙ КЛАСС
    Для учителей
    Чтобы добиться практически абсолютной грамотности, учителю необходимо начиная с первого класса планировать уроки русского языка так, чтобы на КАЖДОМ УРОКЕ несколько предложений проговаривались ДЕТЬМИ ПО ЦЕПОЧКЕ ПО ВСЕМ ОРФОГРАММАМ.
    Если не начать проговаривание орфограмм с САМОГО НАЧАЛА 1-го класса, то во 2-м, а уж тем более в 3-м и 4-м классах научить детей ВИДЕТЬ ВСЕ ОРФОГРАММЫ, а значит, ИЗБЕГАТЬ ОШИБОК будет очень сложно, и дети будут просто писать наугад.
    Ниже представлен примерный диктант для конца первого класса. В диктанте 20 слов. Из них всего 2 слова БЕЗ ОРФОГРАММЫ. Во ВСЕХ остальных словах НЕОБХОДИМО НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ ВИДЕТЬ И ПРОГОВАРИВАТЬ ОРФОГРАММЫ. И даже такого небольшого диктанта «хватит» для работы по цепочке минимум для 31 человека в классе.
    Если детей больше (или орфограмм в другом диктанте меньше), то можно, например, предложить детям вернуться к словам с орфограммой “проверяемая безударная гласная в корне слова” или “парная согласная в слабой позиции” и предложить придумать другие проверочные слова.
    Сначала на проговаривание детьми всех орфограмм уходит даже больше времени, чем на написание диктанта. Но занимаясь этим видом работы на уроке СИСТЕМАТИЧЕСКИ, дети не только быстрее находят орфограммы (а значит, понимают «ошибкоопасные» места), но и начинают писать намного грамотнее.
    В каждом классе есть свои слабые места. Поэтому список подробного проговаривания может быть расширен. Для первого класса это и показатель мягкости согласного гласными, и написание Й, и перенос слов, и многое другое — на усмотрение учителя.
    На первых порах лучше за нахождение КАЖДОЙ ОРФОГРАММЫ, ЕЁ ПРОГОВАРИВАНИЯ И ПРОВЕРКИ давать ребёнку звёздочку, наклейку и пр. Чтобы сам процесс такого важного нахождения орфограмм превратился в увлекательную игру.
    Список обязательных орфограмм первого класса
    для проговаривания В КАЖДОМ СЛОВЕ
    Большая буква в начале предложения.
    Имена собственные.
    Сочетания ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ.
    Мягкий знак – показатель мягкости.
    Разделительный мягкий знак*.
    Сочетания ЧК-ЧН.
    Проверяемые безударные гласные в корне слова.
    Normal
    false
    false
    false
    RU
    X-NONE
    X-NONE
    MicrosoftInternetExplorer4
    Непроверяемые безударные гласные в корне слова (словарные слова).
    Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце слова.
    Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце и середине слова.*
    Имена собственные.
    Предлоги.
    * Разделительный мягкий знак проходится не во всех программах первого класса.
    * Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце и середине слова проходятся не во всех программах первого класса.

    Несколько слов о написании диктанта
    1. Слова в диктанте в первом классе дети записывают, обязательно проговаривая их по слогам губами или шёпотом.
    2. При письме все орфограммы выделяются зелёной ручкой.
    3. Если вы хотите добиться стопроцентной грамотности, то мини-диктанты надо писать в классе каждый день. Хоть два предложения по три слова в каждом. Но писать даже такой микродиктант каждый день.
    Диктант.
    Мы с Машей идём гулять в чащу. Цветут ландыши. Вот быстро бежит колючий ёж. Пищат пушистые мышки*. Птички вьют* гнёзда. (20 слов)
    Образец устного разбора в классе
    Мы – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.
    С – это предлог. Значит, пишется отдельно от слова.
    Машей – пишем с большой буквы. Орфограмма – имя собственное пишется с большой буквы.
    Идём – орфограмм нет.
    Гулять – орфограмма – мягкий знак показатель мягкости.
    В – это предлог. Значит, пишется отдельно от слова.
    Чащу – ча пишем с А. Орфограмма – сочетания ча-ща пишутся с буквой А.
    Чащу – чу пишем с У. Орфограмма – сочетания чу-щу пишутся с буквой У.
    . – В конце предложения ставится точка.
    Цветут – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.
    Цветут – орфограмма – проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово ЦВЕТ.
    Ландыши – ши пишем с И. Орфограмма – сочетания жи-ши пишутся с буквой И.
    . – В конце предложения ставится точка.
    Вот – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.
    Быстро – словарное слово. Пишется БЫСТРО.
    Бежит – орфограмма – проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово БЕГ.
    Бежит – жи пишем с И. Орфограмма – сочетания жи-ши пишутся с буквой И.
    Колючий – орфограмма – проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово УКОЛ.
    Ёж – орфограмма – парная согласная в слабой позиции. Проверочное слово ЁЖИК.
    . – В конце предложения ставится точка.
    Пищат – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.
    Пищат – орфограмма – проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово ПИСК.
    Пищат – ща пишем с А. Орфограмма – сочетания ча-ща пишутся с буквой А.
    Пушистые – ши пишем с И. Орфограмма – сочетания жи-ши пишутся с буквой И.
    Мышки – орфограмма парная согласная в слабой позиции. Проверочное слово МЫШИ.
    . – В конце предложения ставится точка.
    Птички – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.
    Птички – орфограмма – сочетания ЧК-ЧН пишутся без мягкого знака.
    Вьют – орфограмма – разделительный мягкий знак.
    Гнёзда – орфограмм нет.
    . – В конце предложения ставится точка.
    Normal
    false
    false
    false
    RU
    X-NONE
    X-NONE
    MicrosoftInternetExplorer4
    Непроверяемые безударные гласные в корне слова (словарные слова).
    Книги с Диктантами
    Полезно прочитать

  8. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *