Какое учебное заведение было открыто в 1811 году в петербурге?

12 ответов на вопрос “Какое учебное заведение было открыто в 1811 году в петербурге?”

  1. Anthrasic Ответить

    Первоначально лицей находился в ведении Министерства народного просвещения, в 1822 году подчинён военному ведомству. Отличительной чертой Царскосельского лицея был запрет телесных наказаний воспитанников, закреплённый в лицейском уставе.
    Жить и трудиться «для общей пользы» учили воспитанников лучшие профессора и преподаватели столицы во главе с директорами Василием Малиновским и Егором Энгельгардтом.
    Среди выпускников пушкинского курса были Вильгельм Кюхельбекер, Иван Пущин, Константин Данзас, Антон Дельвиг, Федор Матюшкин, Александр Горчаков и другие друзья поэта. Несколько пушкинских стихотворений носят название «19 октября» и связаны с темой лицейской годовщины.
    Императорский Царскосельский лицей действовал в Царском Селе с 1811 по 1843 год, а затем учебное заведение было переведено в Санкт-Петербург в здание Александринского сиротского дома и получило название Александровского лицея.
    Несмотря на это, традиции Царскосельского лицея и особенно память о Пушкине бережно сохранялась студентами последующих курсов и передавалась из поколения в поколение.
    Также в этот день:
    1984 год — убийство Индиры Ганди
    1812 год — бой под Чашниками

  2. mr.prost21 Ответить

    «Вы помните: когда возник Лицей,
    Как царь для нас открыл чертог царицын.
    И мы пришли. И встретил нас Куницын
    Приветствием меж царственных гостей».
    А. С. Пушкин, «Была пора: наш праздник молодой» (1836)
    19 (31) октября 1811 г. в окрестностях Петербурга в Царском Селе состоялось торжественное открытие Императорского лицея, основанного с целью «образования юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной».
    Инициатива создания привилегированного высшего учебного заведения принадлежала министру народного просвещения А. К. Разумовскому и министру юстиции М. М. Сперанскому. Учебная программа Лицея была составлена Сперанским ещё в 1808 г. Главное место в процессе обучения было отведено наукам нравственного и исторического характера.
    Утверждённое в 1810 г. императором Александром I «Постановление о Лицее» уравнивало новое образовательное заведение в правах и преимуществах с российскими университетами. Обучение в Царскосельском лицее было рассчитано на 6 лет и состояло из двух курсов по 3 года каждый. Первый курс именовался начальным, второй — окончательным. Воспитанников обучали языкам (русский, латинский, французский и немецкий), наукам нравственным (закон Божий, философия и основы логики), математическим и физическим (арифметика, геометрия, тригонометрия, алгебра и физика), историческим (история российская, история иностранная, география и хронология), изящным искусствам и гимнастическим упражнениям (рисование, чистописание, танцы, фехтование, верховая езда, плавание). Лицеисты, готовившиеся к военной карьере, дополнительно изучали оружие, тактику, стратегию и историю войн, военную топографию и черчение планов.
    Располагался Лицей во флигеле Екатерининского дворца, перестроенном в 1811 г. архитектором В. Стасовым сообразно нуждам учебного заведения. На первом этаже поместили комнаты преподавателей, лазарет и административные помещения, на втором — столовую с буфетом, канцелярию и Малый конференц-зал. На третьем этаже расположились Большой зал, украшенный росписями на античные темы, классы и библиотека. Четвертый этаж занимали дортуары — комнаты воспитанников.
    За 33 года существования Царскосельского лицея его окончили 286 человек, в том числе 234 — по гражданской части, 50 — по военной, 2 — по флотской. Историческую славу Царскосельскому лицею принесли прежде всего выпускники 1817 г. — А. С. Пушкин, А. А. Дельвиг, А. М. Горчаков, декабристы В. К. Кюхельбекер, И. И. Пущин. Многие из лицеистов стали государственными деятелями, дипломатами, сенаторами (А. К. Гире, Н. К. Гире, А. В. Головнин, Д. Н. Замятнин, Н. А. Корсаков, М. А. Корф, Д. А. Толстой и другие) или учёными (К. С. Веселовский, Я. К. Грот, Н. Я. Данилевский и другие).
    В 1843 г. Николай I подписал указ «О введении Царскосельского лицея в общее устройство гражданских учебных заведений». Царскосельский лицей был переведён в Петербург и переименован в Императорский Александровский лицей.
    Лит.: Глущенко Л. И. Педагогика Царскосельского лицея в 1811–1817 гг. Опыт организации оптимального пространства в школах прошлых и настоящих лет // Коллеги. 2006. № 2; Грот К. Я. Пушкинский Лицей (1811-1817). СПб., 1911; Егоров А. Д. Императорский Александровский (бывший Царскосельский) лицей. Иваново, 1995; Кобеко Д. Ф. Императорский Царскосельский лицей. Наставники и питомцы 1811-1843. СПб., 1911; Некрасов С. М. Лицейская лира. Лицей в творчестве его воспитанников. М., 2007; Павлова С. В. Императорский Александровский (бывший Царскосельский) Лицей. СПб., 2002; Равкин З. И. Педагогика Царскосельского лицея пушкинской поры (1811-1817 гг.): Историко-педагогический очерк. М.,1999; Руденская С. Д. Царскосельский — Александровский лицей. 1811-1917. СПб., 1999; Селезнёв И. А. Исторический очерк Императорского, бывшего Царскосельского, ныне Александровского лицея за первое его пятидесятилетие, с 1811 по 1861 г. СПб., 1861; То же [Электронный ресурс]. URL: http://books.google.com/books?id=aJJXwsyT5t8C&printsec=frontcover&hl=ru#v=onepage&q&f=false.
    См. также в Президентской библиотеке:
    Грамота пожалованная Императорскому лицею Императором Александром I, 22 сентября 1811 года. Пг., 1916;
    Постановление о Лицее. СПб., 1810.

  3. yyxxtu Ответить

    Первый лицей в России был открыт 19 октября 1811 года в Царском Селе. Интересное определение лицею в дореволюционной России даёт в своём “Словаре живого великорусского языка” Владимир Иванович Даль:
    высшее учебное заведение, то равное университетам и академиям, то ниже или даже выше их, но не разделяемое на факультеты; общее высшее училище.
    “Альма-матер” для мальчиков из именитых дворянских семей, первый лицей в России готовил к “важным частям службы государственной”. Император Александр I издал указ 24 августа 1810 года об основании лицея в Царском Селе. В нём должны были учиться дворянские дети.
    Для лицея выделили четырёхэтажное новое здание — флигель Екатерининского дворца. Помещения 1-го этажа предназначались для медицинской части и правления; на 2-м этаже располагались учебные классы для младшего курса; 3-й этаж отдали старшим учащимся; на верхнем — 4-м этаже находились спальни. Рассказываем об уникальных традициях этого привилегированного высшего учебного заведения.

    “Для общей пользы”

    Девиз Царскосельского лицея: “Для общей пользы” объединил наставников и их воспитанников. В здании дворцового флигеля Екатерининского дворца витал дух — “лицейской республики”. Ученики лицея представляли элиту Российской империи, но не столько по происхождению, сколько по претворению в жизнь принципов беззаветного служения Отечеству.
    Учили тут, “не затемняя ума детей пространными изъяснениями, а возбуждая собственное его действие”. Особым пунктом устава был запрет на телесные наказания, которые были распространены в то время в школах России. Царскосельский лицей стал статусным учебным заведением и тем самым выгодно отличался от других частных пансионов, особенно, военных школ.

    “Келья” № 14

    Жили учащиеся в спальнях, или “кельях”, как окрестил лицеистские комнаты сам Александр Пушкин, который был в числе первых студентов Царскосельского лицея. В каждой из комнат царила скромная, почти спартанская, обстановка: железная кровать, комод, конторка, зеркало и стол для умывания.
    При этом комнатушки были узенькими, в которых лицеисты жили весь год. Потом были каникулы, длившиеся месяц. Спальня № 14 — “келья” Пушкина, так подписывал поэт письма к друзьям-лицеистам после его окончания.

    Творили на занятиях и в “кельях”

    По программе реформатора и законотворца Михаила Михайловича Сперанского лицеисты изучали словесность русскую и иностранную, науки исторические и математические, нравственные дисциплины, изящные искусства и занимались гимнастикой.
    Программа, рассчитанная на 6 лет, готовила высших государственных чиновников. Однако, стоит отметить, что обучение было, в основном, гуманитарное, даже творческое. С самого начала ученики творили… В целом, здесь выпускали деятелей к дальнейшей службе на любом поприще — будь то на военной или гражданской.

    Единица — “за счастье”

    Вы не поверите, но за отличные успехи ставили “1” — единицу, как в наше время сказали бы “кол”. Но лицеистам было “за счастье” получить — “1”.  То есть, в принципе, всё логично, 1 — первый. И далее ставились оценки по нарастающей до 4 — четвёрки, причём, за успехи “посредственные”.
    Во, дела. А, вот, “выражение отсутствия всякого знания” отмечалось “0” — нулём. По каждому предмету лицеист получал 3 отметки — две менялись, но первая оставалась неизменной за весь период обучения — за способности или талант.

    Литературные игрища лицеистов

    Юные лицеисты упражнялись в словесности — в стихах и прозе, политике и критике в своих периодических изданиях, на что педагоги взирали с недовольством. И появились “Для удовольствия и пользы”, “Неопытное перо”, “Юные пловцы” и “Лицейский мудрец”. Последний журнал лицеисты издавали целых 3 года. Его можно назвать прародителем школьных стенгазет.

    Поэтический успех Пушкина

    В лицее экзамены были публичными. Даже есть картина Ильи Ефимовича Репина: “Александр Сергеевич Пушкин читает свое стихотворение перед Гаврилой Державиным на экзамене в Царскосельском лицее 8 января 1815 года”.
    Действительно, когда Александр Сергеевич держал экзамен, в числе приглашённых среди экзаменаторов был первый поэт ХVIII века — Гавриил Державин. Ода Пушкина “Воспоминания в Царском Селе” прозвучала “с необыкновенным оживлением”.
    Гавриил Романович Державин был настолько растроган, что даже захотел обнять талантливейшего лицеиста. Под “Воспоминаниями” в печатном варианте Александр Сергеевич Пушкин впервые поставил свою полную подпись.

    “На рифмах вдруг заговорю…”

    В истории заведения отмечается, что в нём стихи писали все, кому не лень, страдая метроманией. Площадками для сочинительства служили не только классы и “кельи”, но и тенистые аллеи роскошных парков Царского Села.
    Писать охота было Дельвигу, Кюхельбекеру, Пущину, Илличевскому, Корсакову и, безусловно, Пушкину. “На рифмах вдруг заговорю…” — сказал подающий большие надежды поэт и написал в лицее свыше 120 стихотворений.

    Шалости и прозвища лицеистов

    С самого начала открытия в Царском Селе первой дворянской высшей школы в России — взял верх дух энергичного озорничества, что даже первый званый обед закончился — игрой в снежки. Затем, были распространены следующие шалости лицеистов: украсть яблоко из императорского сада или сбежать в Санкт-Петербург.
    Ещё, лицеисты устраивали дуэли — на пистолетах, к счастью, заряженных клюквой. Из-за этих шалостей были даны следующие прозвища: “Француз” — Пушкин, “Франт” — Горчаков, “Жанно” — Пущин, “Кюхля” — Кюхельбекер, “Тося” — Дельвиг.

    Выпускники “Чугунники”

    Таким прозвищем окрестили лицеистов первого, пушкинского выпуска. Дело в том, что по окончании Царскосельского лицея на прощание директор Егор Энгельгардт подарил первым выпускникам — чугунные кольца в качестве символа крепчайшей дружбы, как металл.
    Кольца были сделаны в виде сплетённых рук. А изготовили эти подарки выпускникам из осколков разбитого колокола лицейской церкви. По традиции, колокол, который собирал лицеистов на занятия во время всего обучения, после выпускных разбивали.

    “Друзья мои, прекрасен наш союз!”

    На прощальном балу лицеисты-выпускники установили традицию в виде клятвы — непременно встречаться каждый год в день основания лицея — 19 октября. В 1825 году Александр Пушкин написал стихотворение — послание из ссылки в Михайловском со словами: “Друзья мои, прекрасен наш союз!”.
    Поэт высказался тем самым, что он мысленно был на берегах Невы со всеми собравшимся выпускниками, бывшими лицеистами, на пирушке. Сложилась традиция в этом день не только веселиться, но и немного погрустить, вспоминая тех, кто оказался вдали или ушёл из жизни.
    Последним клятву исполнил последний канцлер Российской империи переживший товарищей Александр Горчаков:
    И последний лицеист будет праздновать 19 октября…

    Первые 30 лицеистов

    В 1811 году первыми воспитанниками Царскосельского лицея стали:
    Бакунин, Александр Павлович (1797—1862)
    Броглио, Сильверий Францевич (1799—1824)
    Вольховский, Владимир Дмитриевич (1798—1841)
    Горчаков, Александр Михайлович (1798—1883)
    Гревениц, Павел Фёдорович (1798—1847)
    Гурьев, Константин Васильевич (1800—1833)
    Данзас, Константин Карлович (1801—1870)
    Дельвиг, Антон Антонович (1798—1831)
    Есаков, Семён Семёнович (1798—1831)
    Илличевский, Алексей Демьянович (1798—1837)
    Комовский, Сергей Дмитриевич (1798—1880)
    Корнилов, Александр Алексеевич (1801—1856)
    Корсаков, Николай Александрович (1800—1820)
    Корф, Модест Андреевич (1800—1876)
    Костенский, Константин Дмитриевич (1797—1830)
    Кюхельбекер, Вильгельм Карлович (1797—1846)
    Ломоносов, Сергей Григорьевич (1799—1857)
    Малиновский, Иван Васильевич (1796—1873)
    Мартынов, Аркадий Иванович (1801—1850)
    Маслов, Дмитрий Николаевич (1799—1856)
    Матюшкин, Фёдор Фёдорович (1799—1872)
    Мясоедов, Павел Николаевич (1799—1868)
    Пушкин, Александр Сергеевич (1799—1837)
    Пущин, Иван Иванович (1798—1859)
    Ржевский, Николай Григорьевич (1800—1817)
    Саврасов, Пётр Фёдорович (1799—1830)
    Стевен, Фёдор Христианович (1797—1851)
    Тырков, Александр Дмитриевич (1799—1843)
    Юдин, Павел Михайлович (1798—1852)
    Яковлев, Михаил Лукьянович (1798—1868)
    Другие известные выпускники Царскосельского лицея — русский поэт Владимир Дмитриевич Ахшарумов; министр юстиции России Дмитрий Николаевич Замятнин; начальник архива департамента таможенных сборов, известный архивист Николай Иванович Кайданов; русский писатель Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.

  4. xXDIZELXx Ответить

    ПЛАНЫ СОЗДАНИЯ
    Размещению и внешнему распорядку нового учебного заведения уделялось много внимания, вопросы формы лицеистов обсуждались самим императором Однако план преподавания был не продуман, состав профессоров – случаен, большинство из них не отвечало по своей подготовке и педагогическому опыту даже требованиям хорошей гимназии А Лицей давал выпускникам права окончивших высшее учебное заведение Не было ясно определено и будущее лицеистов По первоначальному плану в Лицее должны были воспитываться также и младшие братья Александра I – Николай и Ми хайл Мысль эта, вероятно, принадлежала Сперанскому, которому, как и многим передовым людям тех лет, внушало тревогу то, как складывались характеры великих князей, от которых в будущем могла зависеть участь миллионов людей Подрастающие Николай и Михаил Павловичи свыклись с верой в безграничность и божественное происхождение своей власти и с глубоким убеждением в том, что искусство управления состоит в “фельдфебельской науке” В 1816 году человек, далекий от либеральных идеи, но честный вояка и патриот, генерал П П Коновницын, которому Александр I поручил в 1815 году наблюдение за своими братьями во время их пребывания в армии, видимо, не случайно счел необходимым дать великим князьям письменное наставление “Если придет время командовать Вам частями войск старайтесь улучшать положение каждого, не требуйте от людей невозможного Доставьте им прежде нужный и необходимый покой, а потом уж требуйте точного и строгого исполнения истинной службы Крик и угрозы только что раздражают, а пользы Вам не принесут”.
    В Лицее великие князья должны были воспитываться в кругу сверстников, в изоляции от двора Здесь им были бы внушены представления, более соответствующие их будущему положению, чем “крики, угрозы” и требование “от людей невозможного”, наклонности к чему они начали проявлять очень рано Если бы этот план осуществился, Пушкин и Николай I оказались бы школьными товарищами (Николай Павлович был всего на три года старше Пушкина) Соответственно этому же тону остальные лицеисты предназначались к высокой государственной карьере.
    Замыслы эти, видимо, вызывали противодействие имп Марии Федоровны Общее наступление реакции перед войной 1812 года, выразившееся, в частности, в падении Сперанского, привело к тому, что первоначальные планы были отброшены, в результате чего Николай I вступил в 1825 году на престол чудовищно неподготовленным.
    К. Я. Грот. Пушкинский Лицей (1811—1817) http://www.classic-book.ru/lib/al/book/154
    ИЗ ПИСЬМА ЛИЦЕИСТА А.ИЛЛИЧЕСКОГО
    Что же касается до нашего Лицея, уверяю тебя, нельзя быть лучше: учимся в день только 7 часов, и то с переменами; которые по часу продолжаются; на местах никогда не сидим; кто хочет учится, кто хочет гуляет; уроки, сказать правду, не весьма велики; в праздное время гуляем, а нынче ж начинается лето: снег высох, трава показывается, и мы с утра до вечера в саду, который лучше всех летних петербургских. Ведя себя скромно, учась прилежно, нечего бояться. Притом родители нас посещают довольно часто, а чем реже свидание, тем оно приятнее. Скажу тебе новость: нам позволили теперь сочинять, и мы начали периоды; вследствие чего посылаю тебе две мои басни и желаю, чтоб они тебе понравились.
    К. Я. Грот. Пушкинский Лицей (1811—1817) http://www.classic-book.ru/lib/al/book/154
    РАСПОРЯДОК ДНЯ И ФОРМА ОДЕЖДЫ
    Обучение юношей верховой езде началось с 1816 года, а первым учителем по этому предмету был полковник лейб-гусарского полка А. В. Крекшин. Занятия проводились три раза в неделю посменно, без посторонних зрителей и непременно при гувернере. Лошади были полковые и находились под присмотром берейтора (инструктора по выездке лошадей и верховой езде).
    Занятия по плаванию начались с лета 1817 года и проводились специально назначенными двумя-тремя матросами. Местом для упражнений была большая купальня в царском саду. После плавания проводился медицинский контроль. Разумное сочетание умственных и физических нагрузок благотворно влияло на развитие лицеистов.
    Царскосельский лицей являлся закрытым вузом, а его воспитанники находились на полном пансионе. Выезд из Лицея во время учебного года запрещался. Все лицеисты подчинялись строгому распорядку дня, за которым наблюдали директор, штатные надзиратели и преподаватели.
    В 6 часов утра объявлялся общий подъем, затем воспитанники шли на утреннюю молитву, после чего повторяли задания своих преподавателей. С 8 до 9 часов проводился урок в классах, а с 10 до 11-ти – завтрак и прогулка в парке. С 11 до 12 часов в Лицее предусматривался второй урок в классах, а с 13 часов – обед и короткий перерыв.
    В 14 часов у лицеистов начинались занятия по чистописанию и рисованию, с 15 до 17 часов проходили уроки в классах. После этого был короткий отдых, полдник, прогулка, игры и гимнастические упражнения. С 20 часов учащиеся шли на ужин, потом были прогулка в парке и повторение уроков. После вечерней молитвы, в 22 часа, все воспитанники ложились спать. Продуманный распорядок дня способствовал ускоренному развитию лицеистов, которые к 16–18 годам становились физически крепкими, закаленными, трудолюбивыми, нравственно здоровыми людьми.
    Отличительной особенностью Царскосельского лицея являлась единая форма одежды. Мундир Лицея состоял из однобортного кафтана темно-синего сукна со стоячим воротником из красного сукна и такими же обшлагами, с золотым и серебряным шитьем. Пуговицы были гладкие, позолоченные, подкладка синяя. Камзол и нижнее платье – из белого сукна.
    У директора Лицея – полное шитье на воротнике, обшлагах и клапанах. У прочих чинов – шитье на воротнике и обшлагах или на одном воротнике полагалось сообразно должности, начиная с IX класса. Воспитанники носили с каждой стороны воротника по две петлицы: младшего возраста шитые серебром, а старшего – золотом.
    ПРИЧИНЫ СОЗДАНИЯ БЛАГОРОДНОГО ПАНСИОНА ПРИ ЦАРСКОСЕЛЬСКОМ ЛИЦЕЕ
    При приеме воспитанников в Императорский Царскосельский Лицей обнаружился различный уровень знаний учеников, принятых в один класс. Чтобы разрешить эту проблему, возникла идея создать при Лицее особое приготовительное учебное заведение, которое помогло бы приобрести учащимся знания, необходимые для обучения в Лицее, и таким образом постоянно обеспечивало бы Лицей «отличнейшими воспитанниками». Кроме того, появление еще одного учебного заведения доставило бы русскому дворянству новое средство воспитания и образования детей.
    В июле 1812 г. министр народного просвещения граф А.К. Разумовский предоставил императору Александру I доклад об учреждении в Царском Селе Благородного пансиона Императорского Царскосельского Лицея. В следующем году состоялась покупка двух домов для пансиона (“…на углу улиц Волконской и Кадетской через дер. Гумалассары в Павловск стоят два каменные трехэтажные дома, о 18-ти окнах в фасаде каждый, соединенные каменною же двухэтажною связью или галереею…”) . Здание для Пансиона было создано из пяти отдельных домов Стасовым В.П. в 1814–1820 гг. […] Открытие нового учебного заведения состоялось 27 января 1814 года.

  5. Stels717 Ответить

    19 октября 1811 года (209 лет назад) открыт Царскосельский лицей

    Царскосельский лицей, высшее привилегированное закрытое учебное заведение в дореволюционной России для детей дворян; предназначался для подготовки преимущественно высших государственных чиновников. Основан в 1810 в Царском Селе; открыт 19 октября 1811 года. Находился в ведении министерства народного просвещения, с 1882 года – в ведении военного ведомства. В лицей принимались дети 10-12 лет, число воспитанников составляло от 30 (в 1811-17) до 100 (с 1832).
    В продолжение 6 лет обучения (два 3-годичных курса, с 1836 – 4 класса по 1 1/2 г.) в Царскосельский лицей изучались науки: нравственные (закон божий, этика, логика, правоведение, политическая экономия); словесные (российская, латинская, французская, немецкая словесность и языки, риторика); исторические (российская и всеобщая история, физическая география); физические и математические (математика, начала физики и космографии, математическая география, статистика); изящные искусства и гимнастические упражнения (чистописание, рисование, танцы, фехтование, верховая езда, плавание). Учебный план лицея неоднократно изменялся, но в нём сохранялась гуманитарно-юридическая основа. Выпускники получали права окончивших университет и гражданские чины 14-го – 9-го классов (см. Чиновничество). Для желавших поступить на военную службу проводилось дополнительное военное обучение, и им предоставлялись права окончивших Пажеский корпус. В 1814-29 при Царскосельский лицей действовал Благородный пансион.
    В первые годы существования (1811-1817) в Царскосельский лицей создалась атмосфера увлечённости новой русской литературой, представленной именами Н. М. Карамзина, В. А. Жуковского, К. Н. Батюшкова, и французской литературой эпохи Просвещения (Вольтер). Эта увлечённость способствовала объединению ряда молодых людей в творческий литературно-поэтический кружок, определявший дух учебного заведения (А. С. Пушкин, А. А. Дельвиг, В. К. Кюхельбекер, В. Д. Вольховский, А. Д. Илличевский, К. К. Данзас, М. Л. Яковлев и многие др.). Кружок издавал рукописные журналы «Лицейский мудрец», «Вестник», «Для удовольствия и пользы» и др., между его членами велись творческие литературные состязания, стихи лицеистов Пушкина, Дельвига, Кюхельбекера и др. с 1814 стали печатать известные журналы («Вестник Европы», «Российский музеум», «Сын отечества»). Поэтическое творчество лицеистов и их интерес к литературе поощрялись профессором русской и латинской словесности, товарищем Жуковского Н. Ф. Кошанским и его преемником с 1814 А. И. Галичем.
    В эти годы в лицей проникли освободительные идеи, связанные с формированием в России идеологии декабризма. На становление антикрепостнических взглядов Пушкина, И. И. Пущина и др. лицеистов оказал влияние А. П. Куницын, адъюнкт-профессор нравственных наук. Лицеисты Пущин, Кюхельбекер, Вольховский посещали в Царском Селе тайный кружок декабриста И. Г. Бурцева. Первые двое стали декабристами и были осуждены. После 1825 в Царскосельский лицей усиливается ограничительный режим для воспитанников, контроль за подбором преподавателей и направлением лекций. В конце 1843 Царскосельский лицей реорганизован в Александровский и в январе 1844 переведён в Петербург. Новый лицей был передан в ведение 4-го отделения Собственной его императорского величества канцелярии, с конца 19 в. – Ведомства учреждений императрицы Марии. Закрыт после Октябрьской революции 1917 в связи с отменой сословных привилегий.
    За 33 года существования Царскосельский лицей его окончили 286 чел., в том числе 234 по гражданской части, 50 по военной, 2 по флотской. Многие из них пополнили ряды чиновной знати Российской империи (А. М. Горчаков, А. К. Гире, Н. К. Гире, А. В. Головнин, Д. Н. Замятнин, Н. П. Николаи, Н. А. Корсаков, М. А. Корф, С. Г. Ломоносов, Ф. Х. Стевен, Д. А. Толстой и др.), становились министрами, дипломатами, сенаторами, членами Государственного совета. Чиновной карьере предпочли научную деятельность К. С. Веселовский, Я. К. Грот, Н. Я. Данилевский и др. Историческую славу Царскосельский лицей принесли прежде всего выпускники 1817 – А. С. Пушкин, А. А. Дельвиг, декабристы В. К. Кюхельбекер, И. И. Пущин. В 40-е гг. 19 в. его окончили поэт Л. А. Мей, М. В. Петрашевский, 5 лет в нём учился М. Е. Салтыков-Щедрин (последний год, 1844-й, – в Александровском лицее).
    Большая Советская Энциклопедия

  6. plievdm Ответить

    Инициатором учреждения был Михаил Михайлович Сперанский, известный государственный деятель во время александровского царствования.

    Лицей основали в 1811 году, в первый, либеральный, период царствования Александра I. В этом учебном заведении планировалось воспитывать детей из знатных родовитых семей, готовя их к будущей государственной службе. Был предусмотрен шестилетний срок обучения.
    Лицей был задуман императором. Разрабатывать идею ему помогали Михаил Сперанский и Фредерик Лагарп. Это было время начала царствования императора, которое сопровождалось большими ожиданиями и планами. В это время было создано много новых учебных заведений, однако богатые дворянские семьи не торопились отдавать в них своих детей. Более популярными мерами были: поступить в учебное заведение за границей или нанять домашних учителей.
    Решение об организации этого учебного заведения было принято Александром I 10 августа 1810 года. Для лицея был отведён один из флигелей дворца.
    Герб лицея включал в себя дубовый и лавровый венки, которые символизировали Силу и Славу. В нём присутствовала сова в качестве символа Мудрости.

    В составе герба была изображена лира Аполлона, указывающая на любовь к Поэзии. Сверху был написан девиз «Для общей пользы».
    Здесь преподавали талантливые педагоги. Время учёбы было разбито на два периода. Сначала был трёхлетний подготовительный период, затем следовала основная часть обучения такой же продолжительности.
    За это время ученики получали как среднее, так и высшее образование. Последнее давалось в объёме юридического и философского факультетов университета. После выпуска бывшие лицейские ученики получали права такие же, как и выпускники университета.
    Торжественное открытие Царскосельского лицея произошло 19 октября 1911 года. Оно проходило в актовом зале, который находился на третьем этаже.
    Воспитанники жили на четвёртом этаже. В лицее первый этаж был занят хозяйственными службами, там проживали также некоторые работники лицея: гувернёры, инспектора и некоторые чиновники, в нём работающие.

    На втором этаже располагались больница (в ней имелась аптека), канцелярия, конференц-зал, и столовая, в которой питались воспитанники. На третьем находились классы для занятий, библиотека, а также помещения для самостоятельной работы учеников.
    Комнаты лицеистов были обставлены скудно. Пушкин называл их кельями. Каждому воспитаннику было положено: железная кровать, таз для умывания и зеркало. В комнате также находились комод и конторка.

    Пушкин, когда учился в этом лицее, жил в комнате № 14. Стены спален не доставали до потолка, поэтому в них можно было переговариваться, находясь у себя в комнате.
    Форму для воспитанников выбирали лично император и Аракчеев, известный государственный деятель тех лет. Одним из правил, в соответствии с которыми производился выбор, было требование о том, чтобы цвета воспитанников невозможно было перепутать с использовавшимися в гвардейских полках. За образец была взята старая форма Литовского татарского полка, которая была давно отменена.
    Царскосельский лицей с 1843 г. уже не находился в Царском Селе — его перевели в Петербург. Он получил новое наименование. Теперь это был Александровский лицей.
    За всё время существования в этом учебном заведении было 74 выпуска.

    Традиции образования в лицее

    Для обучения принимали дворянских детей в возрасте 12 – 13 лет.

    У воспитанников имелся девиз. Он гласил: «Для общей пользы». При воспитании детей не принялись телесные наказания. Это положение было закреплено в уставе.
    Считалось, что надо излагать кратко, а не запутывать учеников пространными объяснениями. Побуждать их ум к работе, а воспитанников — к действию.
    Программа была лично составлена Михаилом Сперанским, биография которого свидетельствует о большом таланте государственного деятеля.

  7. Sir_Wizard Ответить

    Императорский Царскосельский лицей — привилегированное высшее учебное заведение для детей дворян в Российской империи, действовавшее в Царском Селе с 1811 по 1843 год.
    Лицей был основан по указу императора Александра I, подписанному 24 (12) августа 1810 года. Он предназначался для обучения дворянских детей. По первоначальному плану в Лицее должны были воспитываться также и младшие братья Александра I — Николай и Михаил. Общее наступление реакции перед войной 1812 года, выразившееся, в частности, в падении М.М. Сперанского, привело к тому, что первоначальные планы были отброшены. Программа была разработана Сперанским и ориентирована в первую очередь на подготовку государственных просвещённых чиновников высших рангов. В лицей принимали детей 10—14 лет; приём осуществлялся каждые три года. Лицей был открыт 19 (31) октября 1811 года. Этот день впоследствии отмечался выпускниками как «День лицея» — выпускники собирались в этот день на «лицейский обед». Первоначально лицей находился в ведении Министерства народного просвещения, в 1822 году подчинён военному ведомству.
    Продолжительность обучения первоначально составляла 6 лет. За это время изучали следующие дисциплины:
    нравственные (Закон Божий, этика, логика, правоведение, политическая экономия);
    словесные (российская, латинская, французская, немецкая словесность и языки, риторика);
    исторические (российская и всеобщая история, физическая география);
    физические и математические (математика, начала физики и космографии, математическая география, статистика);
    изящные искусства и гимнастические упражнения (чистописание, рисование, танцы, фехтование, верховая езда, плавание).
    Учебный план лицея неоднократно изменялся, сохраняя при этом гуманитарно-юридическую направленность. Лицейское образование приравнивалось к университетскому, выпускники получали гражданские чины 14-го — 9-го классов. Для желавших поступить на военную службу проводилось дополнительное военное обучение, в этом случае выпускники получали права окончивших Пажеский корпус. В 1814—1829 годах при лицее действовал Благородный пансион.
    Отличительной чертой Царскосельского лицея был запрет телесных наказаний воспитанников, закреплённый в лицейском уставе.

  8. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *