Какую роль природа сыграла в жизни князя андрея?

12 ответов на вопрос “Какую роль природа сыграла в жизни князя андрея?”

  1. Ёжик РаСтАмАн Ответить

    Природа помогает Болконскому переосмыслить свою жизнь или даже круто изменить се, становится толчком к его духовному исцелению в кризисные моменты его жизни.
    Раненный под Аустерлицем князь Андрей видит над собой «высокое небо, не ясное, но все-таки неизмеримо высокое, с тихо ползущими по нему серыми облаками». И воинский подвиг, который Болконский только что совершил, и продолжающийся рядом бой, и даже боль от ранения отступают в сознании героя на второй план. Он переживает минуты беспредельной внутренней гармонии, его душе открываются какие-то очень простые, по, прежде непонятные истины: «Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его, наконец. Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба».
    После ранения и смерти жены Болконский долгое время находится в состоянии внутреннего оцепенения, ни о чем не мечтает, ничего не ждет от жизни. По пути в Отрадное он видит «огромный, в два обхвата дуб, с обломанными… суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками», стоящий «сердитым и презрительным уродом» между других деревьев. Автор описывает старое дерево глазами князя Андрея: герой видит в дубе олицетворение собственной души. Дуб как будто говорит: «Нет пи весны, ни солнца, ни счастья», – и в голове героя проносятся печальные мысли: ой намерен «доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая».
    В Отрадном Болконский впервые встречает Наташу, а ночью, раскрыв окно, становится невольным свидетелем се разговора с Соней. Таинственная и полная жизни красота ночной природы вызывает в девушке всплеск эмоций, будит ее воображение («Так бы вот села на корточки… и полетела»). Она пытается растормошить свою прозаическую подругу, объяснить ей невыразимую прелесть злой чудесной ночи, но Соня отвечает «неохотно». Зато в душе князя Андрея поднимается «неожиданная путаница молодых мыслей и надежд».
    Возвращаясь из Отрадного, Андрей вновь встречает дуб, который «так странно и памятно поразил его», но в этот раз старое дерево как будто предстает перед ним в ином своем обличье: «Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, пи болячек, пи старого горя и недоверия – ничего не было видно. Сквозь столетнюю жесткую кору пробились без сучков сочные, молодые листья…», и князь Андрей вдруг обнаруживает в себе желание жить с другими и для других, понимает, что «жизнь не копчена в тридцать один год».
    В «Войне и мире» пейзаж показан и в русле пушкинской традиции – с точки зрения помещика, быт которого скрашивают традиционные развлечения па лоне природы. Перед охотой на волка Николай Ростов «увидел такое утро, лучше которого ничего не могло быть для охоты: как будто небо таяло и без ветра спускалось на землю. Единственное движение, которое было в воздухе, было тихое движение сверху вниз спускающихся микроскопических капель или или тумана. На оголившихся ветвях сада висели прозрачные капли… Земля… сливалась с тусклым и влажным покровом тумана».

  2. GoodLoose Ответить

    Неужели тесно жить людям на этом прекрасном свете, под этим неизмеримым звездным небом? Неужели может среди этой обаятельной природы удержаться в душе человека чувство злобы, мщения или страсти истребления себе подобных?
    Л. Н. Толстой
    Картины природы у Толстого, как отмечает критик В. Днепров, «теснейшим образом связываются с внутренней жизнью героев. Красота природы как бы продолжает человеческий образ, поддерживает и несет его. Положение пейзажа в романе Толстого можно сравнить лишь с его положением в лирическом стихотворении, где картина развертывается параллельно с переживанием героя, фиксируя его моменты».
    Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» состоит из ряда ярких эпизодов, отдельных картин, каждая из которых много значит сама по себе. Охота и святки, лунная ночь в Отрадном, «встреча» князя Андрея со старым дубом.
    Все эпизоды служат общей идее романа, вписаны в обширное целое, но вместе с тем и по-своему автономны, завершены. Жизнь, которую рисует Толстой, очень насыщена в каждой точке. Эпизоды самые разные, относятся ли они к «войне» или «миру», «исторической» или «семейной» линии, эстетически равноценны, ибо в каждом очень полно выражен существенный смысл жизни.
    Разочаровавшись в прежних своих стремлениях и идеалах, пережив раскаяние и горе (ранение под Аустерлицем, смерть жены), князь Андрей приходит к выводу, что жизнь в ее простых проявлениях, жизнь для себя и для своих близких — то единственное, что ему остается. Итак, жизненный путь определен. Но вряд ли деятельная, кипучая натура Болконского может довольствоваться столь малым. Недаром его «взгляд был потухший, мертвый», и даже в улыбке выражалась «сосредоточенность и убитость».
    Толстой не признавал жизни застывшей, одинаковой и поэтому мертвой. В ней, как и в людях, он видел и ценил постоянное развитие, движение вперед, поэтому и высшей ценностью провозгласил силу жизни. Автор показывает, как медленно возвращается его герой к людям, к новым поискам. Первая веха на этом пути возрождения — встреча с Пьером, разговор с ним на пароме, а затем встреча с Наташей, лунная ночь в Отрадном, вызвавшая «неожиданную путаницу молодых мыслей и надежд», — все это подготовило окончательное возрождение князя Андрея.
    «Встреча» со старым дубом помогла ему осмыслить свое нынешнее душевное состояние. В общем плане романа этот эпизод важен не только как определенная ступень к определенному итогу, он не только продвигает действие и является средством, чтобы «разрешить вопрос», — он задерживает ход действия и привлекает наше внимание сам по себе, как одно из бесчисленных проявлений жизни, которую учит любить нас Толстой. Дуб, который дважды встречает на своем пути князь Андрей, совершенно по-разному раскрывает ему «смысл жизни»: в одном случае он кажется Болконскому олицетворением безнадежности, в другом — символом радостной веры в счастье. При первой встрече дуб представляется ему живым существом, «старым, сердитым, презрительным уродом», который наделен способностью думать, упорствовать, хмуриться и презирать веселую семью «улыбающихся берез». Князь Андрей приписывает дубу свои мысли и чувства и, думая о нем, употребляет местоимения «мы», «наша». Глядя на дуб, он видит не ветви, не кору, не наросты на ней, а «руки» и «пальцы», «старые болячки». Герой находит в роще то, что созвучно ему, — нераспустившийся дуб, который «один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца». «Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб. Пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь — наша жизнь кончена!»
    Грустные, безнадежные мысли теснились в это время в голове князя Андрея. Первый раз проезжает он мимо дерева разочарованным в своих прежних идеалах, когда ему кажется, что активная творческая и личная жизнь уже позади. Второй раз — после поездки в Отрадное и встречи с Наташей, когда в судьбе его намечается перелом, вновь возвращаются надежды на счастье и стремление к активной гражданской деятельности.
    Описание лунной ночи в Отрадном, которой любуются одновременно князь Андрей и Наташа, романтически-приподнятое. Большое количество эпитетов в сравнительно коротком отрывке передает оттенки контрастных цветов: черного, белого и серебряного — и игру света и теней: ночь неподвижно-светлая, деревья черные с одной и серебристо-освещенные с другой стороны, растительность с серебристыми кое-где листьями и стеблями, крыша, блестящая от росы, дерево с ярко- белым стволом, полная луна на светлом, почти беззвездном небе. Ночь, луна, свет и тени — все чарует незабываемой прелестью.
    Таким образом, мы видим, что природа у Толстого слита с жизнью героев, ведет их к осознанию прекрасных истин, помогает обрести себя. А для ищущих, мятущихся героев романа нет ничего важнее этого.

  3. YKAWILOMY Ответить

    — Зачитайте сцену разговора Наташи и Сони на окошке и описание дуба (ч. III, гл.1-3).
    — Какую роль сыграла природа в жизни князя Андрея?
    (Природа возродила князя Андрея к жизни, заставила его жить, обновила, он понял смысл жизни, ее цель.)
    — Чем же природа возрождает князя Андрея?
    (Своей силой жизни, способностью к обновлению, развитию. В природе все обновляется, нет ничего мертвого.)
    — Почему Толстой неприязненно описывает ели в лесу, называя их «задавленными», «мертвыми», а зелень их «грубой»? (ч. III, гл. 1)
    (Толстой не признавал жизни застывшей. Одинаковой и поэтому мертвой. В ней, как и в людях, он видел и ценил постоянное развитие, движение вперед, поэтому он и выделил на первый план силу жизни, заключенную в природе.)
    — Какие качества природы воздействуют на князя Андрея под Аустерлицем?
    (Ход мыслей князя Андрея меняет величие, вечность и бесконечность природы.)
    — Что поразило князя Андрея в Отрадном ночью?
    (Красота, прелесть, поэзия лунной ночи.)
    — Вспомните другие сцены, где автор также подчеркивал красоту природы. Какую функцию они выполняют?
    (Н. Ростов первый раз в бою остро почувствовал красоту мира. «Как хорошо показалось небо… — … залитые до макушек туманом сосновые леса…» (т. I, ч. II, гл.8). Природа в восприятии Толстого несет в себе мир и жизнь, она никогда не бывает враждебной человеку, наоборот, она всегда противостоит ужасам, войне.)
    — Какие пейзажные сцены еще помнятся из романа?
    (Туман и солнце под Аустерлицем; небо, увиденное князем Андреем; картины дунайской природы, замеченные Н. Ростовым, природа в Богучарове; волны и закату парома…)
    — Среди всех пейзажей романа нет ни одного городского, хотя многие герои живут в городе. Почему?
    (Толстой не воспринимал городскую природу видя в ней неестественность, задавленность.)
    — Что же в природе, с точки зрения Толстого, действует на человека?
    (Сила жизни, вечное обновление. Красота, поэтичность, величие, вечность и бесконечность природы, ее естественность, мир и согласие — вот что видит и ценит в природе Толстой.)
    — Какую роль играет сцена разговора Наташи и Сони лунной ночью?
    (Толстой показывает разное отношение людей к природе: восхищение ею Наташи и равнодушие Сони. У Толстого одним из признаков настоящего человека является способность чувствовать и любить природу.)
    Для всех положительных героев романа всегда открывается их «небо»: высокое, бесконечное небо князя Андрея под Аустерлицем; спокойное голубое небо Николая Ростова в первом бою; темное московское звездное небо, почти в середине которого стояла огромная комета — открылось Пьеру в 1812 г.; волшебное, черное, чистое небо, до которого можно достать рукой, небо засыпающего Пети Ростова… Небо открывается героям почти всегда в момент кризисов, на переломах жизни, когда природа помогает человеку выйти из тупика. Природа помогает человеку найти свое место в жизни, жить общей жизнью. Не случайно Толстой считает: «Самая чистая радость — радость природы».

  4. Buzazan Ответить

    Тема любви к женщине звучит во множестве произведений А. С. Пушкина и представлена многогранно: любовь как некое идеальное и возвышенное чувство; как мимолетное влечение к прекрасной даме; зрелая любовь умудрённого жизнью человека; а также чувства, сопутствующие любви (радость, печаль, грусть, ревность и т.д.). Читая произведения Пушкина, посвящённые любви, мы замечаем, как писатель эволюционирует не только творчески, но и духовно: собственные переживания сменяются чувствами женщины, игривость и несерьезность первых произведений уступают место романтике и радости любви в последующих.
    Шедеврами любовной лирики Пушкина, в которых говорит “язык сердца”, являются немало стихотворений.
    Любовь и поэзия неразрывно связаны – именно поэтому любовная лирика как никакая другая выявляет особенности поэта, подчёркивает его индивидуальность. Многие поэты обращались к теме любви: Лермонтов, Фет, Блок, Тютчев и прочие. Но лирика Пушкина выделяется на их фоне из-за характерных особенностей. В произведениях Пушкина все вызванные любовью чувства прекрасны, его лирическому герою незнакомы оборотные стороны любви, он не испытывает ревности или глухой тоски, отчаяния. В то время как в стихах Лермонтова тема ревности занимает значительное место, у Тютчева ушедшая женщина невероятно страдает с избранником, герой Блока предстаёт рабом своих чувств и дамы, а Фет больше поглощён собственными ощущениями, нежели переживаниями женщины. Таким образом, по сравнению со многими другими поэтами, Пушкин в своей лирике возвышает самые светлые и тёплые эмоции, выдвигая чувства любимой женщины на первый план.

  5. Magic Wolf Ответить

    Александр
    В романе “Война и мир” нет самоцельности пейзажа. Он всегда связан с действием, канвой самого романа. Природа в “Войне и мире” является” психологическим подтекстом, фоном. Тесным образом связана она с главными героями, отражая их душевное состояние.
    Князь Андрей, лежа на поле Аустерлица, смотрит в “доброе.. . высокое, бесконечное небо” и понимает, что небо, облака, земля — это вечное, высшее, главное. Человек живет одно лишь мгновение, всего лишь один краткий и сладостный миг. И по сравнению с вечностью невероятно ничтожно значение славы и честолюбия. Небо потрясает князя Андрея своим откровением.
    Позже, в беседе в Богучарове на переправе, Пьер Безухов с жаром убеждает князя Андрея в необходимости жить, любить, верить. А природа, словно отражая состояние героев, усиливает художественный эффект сцены. “Пьер замолк. Было совершенно тихо. Паром давно пристал, и только волны течения с слабым звуком ударялись о дно парома. Князю Андрею казалось, что волны приговаривают: “Правда, верь этому”. И князь Андрей впервые после долгого периода фатальных, пессимистических раздумий переживает момент душевного озарения. И снова он видит небо, высокое, доброе, вечное, как символ божественного откровения.
    Но для возвращения к жизни князю Андрею необходимо было большее эмоциональное потрясение, чем то, которое он испытал в разговоре с другом. Возрождение его происходит в Отрадном, усадьбе Ростовых. По дороге к Ростовым, в лесу, Андрей Болконский замечает дуб, старый и уродливый. “Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца”. А кругом росли молоденькие березки, обсыпанные свежей листвой. Уже подъезжая к дому Ростовых, князь Андрей видит толпу девушек, из ^которых выделяется Наташа. Явственно проводятся аналогии: князь Андрей — дуб и Наташа — березка.
    Ночью, глядя в окно, князь Андрей слышит разговор Наташи с Соней. Наташа любуется ночным небом, звездами и говорит, что хотела бы обнять себя руками за коленки и полететь.. . Светлые чувства девушки возрождают в душе князя Андрея ощущение молодости, чувство чего-то невыразимо прекрасного. Происходит катарсис, перерождение героя. На обратном пути, снова встретив дуб, покрывшийся молодой листвой, Андрей Болконский опять же соглашается с ним, говоря себе, что нужно жить, действовать; на него находит “беспричинное весеннее чувство радости и обновления”. А ведь весна — это возвращение к жизни, возрождение, воскрешение природы, в том числе и двойника князя Андрея — дуба. Получается, что и перерождение самого героя было неизбежно, раз оно уже отражено на образе природы. Этот прием — отождествление героя и природы, отражение динамики развития персонажа в пейзаже и его изменения. Именно поэтому отрицательные персонажи романа, преподносимые автором в статичном состоянии, не сопровождаются природой, то есть не исследуются автором.
    Толстой использует описание природы для более эмоциональной передачи своих взглядов, чувств. Дождь после кровавого сражения словно оплакивает безумных людей. Он символ очищения, прозрения. “Над полем, прежде столь весело-красивым.. . собрались тучи, и стал накрапывать дождик на убитых, на раненых.. . Как будто он говорил: “Довольно, довольно, люди. Перестаньте.. . Опомнитесь. Что вы делаете? ” И уже не умом, а сердцем ощущаешь противоестественность войны.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *