Кто такой нигилист в романе отцы и дети?

9 ответов на вопрос “Кто такой нигилист в романе отцы и дети?”

  1. sr_mishka Ответить

    Проблема нигилизма
    в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
    Роман Тургенева «Отцы
    и дети» был опуб ликован в 1862 году.
    Образ Евгения Базарова потряс
    воображе ние всей читающий публики. В русской лите ратуре был впервые
    изображен разночинец демократ — человек огромной силы воли i твердых убеждений.
    Основной конфликт между героем-демо
    кратом и либералами сформулирован в ело вах Базарова, обращенных к Аркадию
    Кирса нову: «Вы, например, не деретесь — и у> воображаете себя
    молодцами, — а мы дратьс хотим». Тургенев наделил Базарова своеоб
    разным отношением к философии, политике науке, искусству.
    Базаров — нигилист, отрицатель,
    разруши тель. В своем отрицании он не останавливает ся ни перед чем. Почему
    же Тургенев увиде. героя своего времени именно в Базарове? Ра ботать над
    романом он начал в ту пору, когд еще не произошла отмена крепостного прав:
    когда еще нарастали революционные настрое . ния и прежде всего бросались
    в глаза имен» ^ идеи отрицания и разрушения по отношении к старому
    порядку, старым авторитетам ] принципам. Базаровский нигилизм не носи
    абсолютного характера. Базаров не отрицав того, что проверено опытом и
    жизненной прак такой. Так, он твердо убежден, что труд -основа жизни и
    призвание человека, что хи мия – полезная наука, что главное в мировоз
    зрении человека — естественно-научный под ход ко всему. Базаров говорит,
    что готовит себ: к тому, чтобы совершить «много дел», правда
    какие это дела и к чему конкретному стремит ся Базаров, остается неясным.
    «В теперешне время полезнее всего отрицать – мы отрица ем»,—
    говорит он. Базаров — выразитель иде! передового демократического движения,
    кото рое складывалось и развивалось под знаке» отрицания всего,
    исторически связанного с дво рянско-крепостническим обществом, с дворян
    ской культурой, со старым миром.
    Когда Аркадий сообщил дяде
    и отцу о том что Базаров — нигилист, они постарались дат свое определение
    этого слова. Николай Пет рович сказал: «Нигилист… это от латинскол
    nihil, ничего, насколько я могу судить; стал< быть, это слово означает человека, который, который нечего не признает?» Павел Петро вич тут же подхватил: «Скажи: который ни чего не уважает». Аркадий объяснил им: «Ни гилист — это человек, который не склоняете: ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». Однако Павел Петрович остался при своем мнении: нигилист — это человек, «который ничего не уважает». Базаров отрицал все то, что было близко и дорого Павлу Петровичу и что составляло суть его существования. Базаров же проникался все большим презрением по отношению к либеральному аристократиш-ке. В этом тщательно прослеженном идейно-психологическом процессе накопления и нарастания сначала глубокой неприязни и антипатии, а потом прямой вражды нашла отражение сама действителы юсть того времени. Если в отношениях демократов и либералов в конце 1840-х годов преобладали неприязнь, ирония, полемические стычки, то к концу 1850-х годов эти отношения стали непримиримо враждебными. Их встречи в одной среде немедленно рождали споры и конфликты. Поставив в центре романа человека из демократического лагеря и признавая его силу и значение, Тургенев во многом ему не симпатизировал. Базаров и его единомышленники . (в действительности, а не в романе, поскольку в романе у него их нет) отрицали искусство потому, что оно в 1850-1860-х годах было поставлено некоторыми поэтами и критиками выше тех насущных гражданских и политических задач, которые, с их точки зрения, следовало разрешить в первую очередь. Они возражали даже в том случае, когда речь шла о произведениях таких гениев, как Рафаэль или Шекспир. Так поступает Базаров, заявляя: " «Рафаэль гроша медного не стоит»,- «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта» и т. д. Он не желает любоваться красотой природы: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Тургенев не может здесь поддержать своего героя. Проблема нигилизма не просто интересовала писателя, она была им выстрадана, поскольку приверженцы данного направления отрицали очень многое из того, что было ему дорого. Писатель показал несостоятельность нигилистических воззрений, заставив главного героя то и дело вступать в спор с самим собой. Базаров во многом противоречил своим убеждениям: романтической любовью к Одинцовой, участием в дуэли с Павлом Петровичем и т. д. Душевные метания главного героя должны были натолкнуть читателя на раздумья: пополнить ли ему ряды нигилистов или попытаться найти какой-то иной выход из создавшегося положения.

  2. miraclehuman Ответить

    В своем произведении Тургенев знакомит нас  с таким понятием, как нигилизм и четко обрисовывает представителей данного учения. Для начала попытаемся понять, кто такой нигилист и в чем состоит его мировоззрение. Нигилист – человек, чей устав состоит в полном отрицании всех моральных ценностей и правил, которые он подвергает критике.
    В романе, роль главного нигилиста отведена Евгению Базарову.  Тургенев описывает его , как человека с гордым характером, смотрящего на всех свысока и уверенного полностью в своих суждениях в отношении многих жизненных аспектов. Но под чрезмерным максимализмом и самоуверенностью, которые Евгений выставляет напоказ, скрывается тонкая и ранимая душа, способная на сострадание и любовь. Эти чувства Базаров стесняется демонстрировать напоказ, так как они полностью противоречат убеждениям и принципам основ нигилизма. Его взгляды и стереотипы, как нигилиста начинают рушиться, в тот момент, когда он встречает Анну Одинцову. При каждой встрече с Анной, Евгением овладевают нежные чувства к ней. Любовь, которую он отрицал ранее, создает некий конфликт внутри Евгения. Он влюблен, но боится признаться в этом и в первую очередь себе самому, так как понимает, что это полностью противоречит основам нигилизма, которые он так явно проповедовал, отрицая и презирая любовь. Все эти мысли обрушиваются на Базарова и приводят его к выводу, что нигилизм является не состоятельным учением с очень хрупкой основой. В результате всех этих событий и разочарований Евгений трагически погибает.
    Еще одни персонаж романа, который также является приверженцем нигилизма – Аркадий Кирсанов. Аркадий  в целом понимает суть утверждений и ценностей, которые являет собой нигилизм, но его с трудом можно отнести к рядам ярых сторонников этого учения. Он лишь копирует модель поведения Базарова, но в целом сомнения в качестве правильности этих поступков в нем присутствует.

  3. wwsa Ответить

    Но на страницах романа мы встречаем и псевдонигилистов. К ним можно отнести Ситникова и Кукшину. Им только кажется, что они знают и исповедуют эту философию. На самом деле Ситников лишь подражал Базарову. Он пытался быть таким же деловитым, свободным, но на деле это выглядело комично. Персонаж пытался занять выгодное положение в обществе, хотя все его попытки были тщетны. Да и сам Евгений не воспринимал его всерьёз. Что касается Кукшиной, то она — невоспитанная и необразованная женщина без такта и манер. Её бросил муж, поэтому нигилизм – её единственное занятие. Она воспринимает эту философию поверхностно, поэтому так и неприятна Базарову. Ситников и Кукшина – жалкая пародия на нигилистов.
    Как мы видим, нигилизм в романе представлен в виде отрицания авторитетов и общепризнанных позиций. Это критическое отношение ко всему происходящему. Но вместе с критикой всегда необходимо предлагать конструктивные решения, а Базаров признается на смертном одре, что ему не удалось ничего предложить, так как его деятельность не встретила понимания в народе. Его несостоятельность доказывает, что такая философия обществу не нужна.

  4. Gatin Ответить

    Идейное содержание романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» не ограничивается разногласиями поколений. Автор касается сути модного философского направления под названием нигилизм.
    На страницах романа действует несколько сторонников этого направления. Аркадий Кирсанов понимает суть нигилизма как критическое отношение к действительности. Он говорит, что нигилисты не признают авторитетов, не принимают принципы на веру. Его отец, услышав это слово, решил, что это люди, которые ничего не признают.
    Главным нигилистом является друг Аркадия Евгений Базаров. Описывая внешность героя, Тургенев обращает внимание на его длинный балахон с кистями, который сам Базаров небрежно называет одежонкой. Он не носит перчаток, и вообще лишен всякого лоска. Он молод, высок, умен, занимается естественными науками и не склонен верить тому, что нельзя потрогать руками.
    Базаров не признает искусство, литературу, считая их глупыми занятиями. «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», – утверждает он. В любви видит только физиологические процессы, отрицая чувства, эмоции, душу. Природа в его представлении – это храм, а человек в ней работник. В споре с Павлом Петровичем он объясняет свои взгляды тем, что сейчас полезнее всего отрицать, и он отрицает.
    Пародией на нигилистов являются Ситников и Кукшина. Они не имеют убеждений, от нигилистов они взяли только внешнее. Ситникова привлекает осознание своей значимости, желание прикоснуться к большому делу. Кукшина некрасива, неопрятна, непривлекательна для мужчин. Она спряталась от своей нереализованности в футляр нигилизма.
    Базаров в конце романа умирает, так и не достигнув ничего на поприще нигилизма. Тургенев не смог предположить, какой будет полезная деятельность нигилистов. Больше того, в конце романа взгляды Базарова пошатнулись, он уже не так категоричен. Таким образом, автор показывает несостоятельность этого учения, его отдаленность от реальной жизни.

  5. lionslava Ответить

    В романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» поставлены политические, философские и нравственные проблемы. Произведение затрагивает так называемые «вечные вопросы» : взаимоотношения старшего и младшего поколения («отцов и детей») , любовь и дружба, выбор жизненного пути, становление личности, поиски счастья. Однако основное внимание автор обращает на конфликт разных мировоззрений — консервативно-либерального и революционно-демократического. В конце 50-х годов XIX века в обществе появились «новые люди» — нигилисты, отрицающие современные законы и социальные, нравственные нормы.
    Базаров — именно такой герой времени. Он активно противостоит «старому» , впадает в крайности, провозглашает вульгарно-материалистические взгляды на жизнь, что неизбежно приводит героя к внутреннему конфликту и к конфликту с окружающими.
    Тургенев в романе раскрывает несостоятельность нигилистической философии. Автор не случайно показывает картины запустения в российской крепостной деревне, художественными средствами утверждает, что в государстве существует социальное неблагополучие, что паразитизм господствующих классов очевиден. Но он не может принять разрушительные принципы база-ровского мировоззрения. Поэтому Тургенев оставляет героя в одиночестве. Ему не с кем «драться» с «барчуками» , не с кем «расчищать место» . Аркадий переходит в лагерь «отцов» , Ситников и Кукшипа — псевдонигилисты. Портреты учеников и последователей Базарова становятся одним из средств разоблачения нигилизма.
    Евгений Васильевич выходит победителем в спорах с Павлом Петровичем, но после «испытания любовью» оказывается внутренне сломленным. Базаров отрицал любовь, божественную красоту природы, искусство. Он резко высказывал следующие суждения: «Природа не храм, а мастерская, и человек в пей работник» , «Рафаэль гроша медного не стоит» , загадочный женский взгляд — «чепуха, гниль, художество» . Любовь к Одинцовой опровергает эти положения теории нигилиста и обнаруживает в герое иные душевные качества.
    Уже при первой встрече с Анной Сергеевной Базаров краснеет: «кровь его загоралась, как только он вспоминал о ней; он легко сладил бы со своей кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость.. .Он с негодованием сознавал романтика в самом себе» . Оказалось, что Базаров способен на всепоглощающее чувство. Герой увидел и красоту природы. Когда он объяснялся с Одинцовой, в него «вливалась раздра­жительная свежесть ночи» , он слышал ее «таинственное шептание» .
    Перед героем открылись две бездны. Одна — загадка собственной души, которая оказалась сложнее и глубже, чем он предполагал. Другая — загадка окружающего мира. Он пытается ответить на роковые вопросы о смысле жизни, о таинстве смерти с помощью современной науки — естествознания. Но данные естественных наук от тревог уже не освобождают. Нигилиста страшит мысль о «траве забвения» , о «лопухе» , который после смерти останется единственным «памятником» ему.
    Трагедия Базарова заключается и в том, что Одинцова не ответила на его любовь. Он раздражается, все больше надламывается, становится враждебным в общении с Аркадием. Герой тяжело переживает свой неудачный роман, пытается спастись от переживаний. Но он только рвет все связи: с семейством Кирсановых, с Фе-печкой, с Одинцовой, Аркадием и Катей, с родителями и с народом. Тимофеич — олицетворение народной жизни, от которой Базаров презрительно отворачивается. Он не щадит чувств преданного старика, зовущего Базарова навестить родителей. Базаров постоянно иронизирует над русским мужиком. Он с издевкой обращается к «братцу» : «Излагай мне свои воззрения па жизнь.. .ведь в вас, говорят, вся сила и будущность России, от вас начнется новая эпоха в истории… »
    [ссылка заблокирована по решению администрации проекта]

  6. kraspel Ответить


    “Нигилизм” и его мнимые приверженцы
    (по роману И.С.
    Тургенева “Отцы и дети”)

    В романе И.С. Тургенева изображена эпоха, когда в русской жизни назревали
    значительные перемены. Споры вокруг крестьянского вопроса о путях разрешения
    социальных противоречий разделяли интеллигенцию на непримиримо враждующие
    партии. В центре общественной борьбы стоит фигура разночинца,
    революционера-демократа. В образе Базарова писатель отразил черты этого
    общественного и человеческого типа. Это мощная, титаническая личность. Не
    разделяя взглядов своего героя, автор создает трагическую фигуру. Душу Базарова
    разрывают противоречия. Жизнь опровергает его “нигилизм”. Полюбив
    Одинцову, Евгений чувствует в своих убеждениях ложь, но ведь взгляды Базарова –
    это часть его существа. Будучи сильной личностью, он никогда не откажется от
    них. Противоречие в жизни героя разрешается закономерным трагическим финалом –
    он погибает.
    Но в романе есть и совсем иные персонажи, по видимости, разделяющие взгляды
    Базарова, увлеченные современными идеями. Однако Тургенев показывает глубокое
    различие между главным героем и его “учениками”.
    Ну, например. Аркадий Кирсанов. В отличие от разночинца Базарова, это
    молодой человек из дворянской семьи. С первых же страниц романа мы видим
    приятелей рядом. И сразу же автор, дает понять, насколько Аркадий зависит от
    своего друга, но далеко не во всем похож на него. Восторгаясь природой в
    разговоре с отцом, сын вдруг “бросает косвенный взгляд назад и
    умолкает”. Аркадий находится под обаянием личности старшего товарища,
    чувствует в нем замечательного, может быть, великого человека, с наслаждением
    развивает его идеи, шокируя своего дядю, Павла Петровича. Но в глубине души
    Аркадий совсем иной, он не чужд поэзии, нежных чувств, любит “говорить
    красиво”.
    Нигилистические убеждения не становятся у него натурой. Постепенно между
    приятелями назревает конфликт. Аркадий все чаще не согласен с другом, но
    сначала не решается прямо говорить об этом, он чаще отмалчивается (например,
    когда Базаров смеется над музыкальными пристрастиями его отца), а потом
    начинает и спорить с приятелем. Наконец, Кирсанов-младший становится на свой
    настоящий путь: он влюбляется в Катю, сестру Анны Сергеевны, умную девушку с
    твердым характером, делает ей предложение.
    Прощаясь с Аркадием, Базаров дает точную оценку личности своего приятеля,
    подчеркивает несходство между ними: “Для нашей терпкой бобыльной жизни ты
    не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость и молодой
    задор, для нашего дела это ни годится… Ваш брат дворянин дальше благородного
    кипения дойти не может… А мы драться хотим…” В сущности Аркадий –
    “мякенький, либеральный барич”. Ему чуждо мощное базаровское
    всеотрицание, мечты о переменах в общественной жизни, стремление “место расчистить”.
    Евгений последователен в своих воззрениях, иногда всходит до цинизма. Автор
    подчеркивает, что Аркадия коробит от циничных высказываний друга. Да и характер
    Кирсанова требует постоянной зависимости от кого-то. Раньше он подчинялся
    Евгению, теперь – Кате. В конце романа Аркадии показан рачительным хозяином,
    хорошим помещиком с либеральными наклонностями.
    Но если этот герой показан автором с симпатией, с мягким юмором, то есть в
    романе персонажи, изображенные саркастически, с презрительной насмешкой. Это,
    во-первых, “ученик” Евгения, как он сам представляется. Ситников и
    “эмансипе” Кукшина. Эти люди тоже говорят о естественных науках,
    рассуждают о правах женщин, о свободе Мысли, о славянофильстве, то есть
    интересуются “современными вопросами”. Но Тургенев использует
    разнообразные художественные средства, чтобы выявить главное: они лишь играют,
    а сами часто не понимают того, о чем говорят, в их убеждениях все перемешано
    без смысла и толка. Недаром на визитной карточке Ситникова его имя “с
    одной стороны написано по-французски, а на другой – славянской вязью”,
    характерен и язык их – напыщенный, пестрящий модными словечками: “ведь
    тоже практическая”, “…никакой свободы воззрения”, “Всю
    систему воспитания надо переменить”, “долой авторитеты!”,
    “Права женщин я поклялась защищать до последней капли крови”, а рядом
    – пошловатые словечки “шалун, прелесть”. Тургенев ясно показывает,
    что их отрицание существует только для отрицания: “возможность презирать и
    выражать свое презрение было самым приятным ощущением для Ситникова”. Эти
    герои не понимают самых простых вещей. Ситников, например, заявляет, что
    развязная, бестолковая Кукшина – это “высоко нравственное явление”.
    То, что кажется им убеждениями, вовсе не связано с их поступками: “Ситников
    в особенности нападал на женщин”, а потом пресмыкался перед своей женой
    “только потому, что она была урожденная княжна Дурдолесова”. Тургенев
    не жалеет сатирических красок в изображении этих героев. Вот портрет Ситникова:
    “тревожное и тупое выражение сказывалось чертах его прилизанного
    лица”, “глаза глядели пристально и беспокойно”. Кукшина также
    все делает “нарочно”, “неестественно”, выражение ее лица
    тоже говорит о том, что она пытается не быть самой собой, а изображать нечто.
    Свободу она понимает как развязность и демонстрирует ее вовсю: Ситников
    “развалился в креслах и задрал ногу кверху”. Даже описание одежды
    оттеняет их характеры: “не совсем опрятное платье”
    “растрепанной” Кукшиной, “чересчур элегантные перчатки”
    Ситникова. Недаром Базаров относится к ним с нескрываемым презрением.
    Кукшина и Ситников родственны Репетилову из комедии Грибоедова и
    Лебезятникову из романа Достоевского “Преступление и наказание”. По
    словам Достоевского, “они пристают к самой модной ходячей идее, чтобы ее
    опошлить, окарикатурить все, чему они самым искренним образом служат”. На
    фоне этих персонажей особенно ясно видны подлинность убеждений Базарова,
    глубина его натуры и беспредельное одиночество.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *