Невнимательный ребенок как помочь ему стать внимательным?

14 ответов на вопрос “Невнимательный ребенок как помочь ему стать внимательным?”

  1. Dath Ответить

    Прежде всего, не нужно кричать. Необходимо попробовать самостоятельно проанализировать действия чада, выяснить, что именно привело его к подобному поведению. Причины могут быть следующие:
    Гиперактивность. Ее нетрудно выявить, достаточно просто понаблюдать и станет заметно, что малыш неусидчивый и более активен, чем его ровесники. Такие дети не могут долго находиться без движения (сидеть во время урока за партой), также они чаще других отвлекаются на посторонние факторы (птица за окном, проезжающий мимо автомобиль и тому подобное).
    Часто болеющие дети. Как правило, их болезни со временем переходят в тяжелые хронические формы. А постоянные больничные никак не способствуют учебе, в которую очень трудно полностью погрузиться из-за общего ослабленного состояния организма, что приводит к еще большей рассеянности во время занятий.
    Дефицит внимания родителей. Если взрослые постоянно на работе, а ребенку не хватает их внимания, он будет стараться привлечь его любым способом. А именно: начнет хулиганить в школе, драться, получать плохие оценки и все в этом роде. Перед тем как бежать на прием к невропатологу, стоит внимательно посмотреть на отношения с ребенком со стороны.
    Высокие нагрузки. Помимо занятий в школе, родители решили отдать чадо в бассейн, на танцы, музыкальную школу, уроки английского и еще куда-то там… Не кажется ли им, что оно не успевает почувствовать вкус детства?! Весь день расписан. А когда же несчастному отдыхать или хотя бы просто поиграть, чтобы разгрузить нервную систему? Стоит задуматься!
    Неумение мотивировать. Наверное, взрослые за собой замечали, как делают с удовольствием лишь то, что им нравится. У детей все точно так же. Если им предмет неинтересен или учитель не умеет заинтересовать, нудно и монотонно рассказывая суть урока, внимание малыша постепенно угасает и растворяется в воздухе.
    Неусидчивость и рассеянность могут появиться у любого. Правда, некоторые дети более склонны к ней, нежели другие. Этому, как правило, способствует множество факторов, таких как стресс, депрессивное состояние, неправильное питание и режим дня, недостаточное внимание со стороны родителей и других взрослых (учителей, родственников, тренеров). Поэтому родители должны создавать благоприятные условия для жизни и развития их детей.

    Признаки отклонений от нормы

    Порой родители настолько заняты собой, что о неумении ребенка сосредоточить свое внимание на занятии они узнают лишь тогда, когда их обожаемое чадо поступает в первый класс. Тут-то и начинаются все проблемы. Важно вовремя распознать, что ребенок рассеянный и невнимательный в 7 лет. Это уже вполне сознательный возраст. Нужно проверить, нет ли здесь похожих ситуаций из его жизни:
    Ууроки он делает быстро и не вникает в суть заданий;
    При этом обнаруживается много ошибок;
    Или же постоянно жалуется на усталость, хотя ничем особо загружен не был;
    Но также может быть и обратная сторона — уроки делаются крайне медленно и неохотно;
    Или неоднократно удается поймать ребенка на том, что он витает в облаках, а не занимается.
    Так повелось, что рассеянные дети постоянно что-то теряют, забывают, даже могут заблудиться. Поэтому не стоит кричать на них или ругать за каждую оплошность. Они и сами осознают свою вину. А тут еще и родители набрасываются, твердя о том, сколько денег они вложили в потерянную ребенком вещь, усугубляя и без того стрессовое состояние малыша.

    Проблемы в школе

    Каждому хотелось бы вырастить отличника, но ребенок невнимателен на уроках. Что делать в этом случае, знает не каждый родитель. Конечно же, помогать ему развить внимательность и память. Почаще проверять его домашние задания, не бросать все на самотек. Научно доказано, что недостаточное участие или же полное отсутствие мам и пап в учебном процессе их чада отрицательно сказывается на успеваемости детей. Если не хвалить ребенка, он не видит смысла развиваться дальше.
    Соответственно, с первых дней поступления в школу и на каникулах необходимо стремиться заинтересовать его учебой. Можно это сделать в игровой форме, рассказывать какие-то интересные факты. Главное, чтобы это нравилось детям и увлекало их в мир знаний, а не являлось неприятной обязанностью, за которую еще и могут поругать.

    Рассеянность дома

    Наверное, нетрудно заметить, что деточка обещает убраться в своей комнате и забывает… Ну, что уж тут поделать… Стоит начать приучать ребенка к порядку не только в доме, но и в голове. Не нужно сразу ругать и наказывать. Это лишь вызовет чувство непонимания и агрессии. Забыл — и что тут такого, с кем не бывает. В этом деле нужен другой подход.
    Следует постепенно и ненавязчиво приучать малыша к порядку. Выработать в нем привычку все складывать на свои места, готовить вещи и портфель к школе с вечера, чтобы впопыхах утром не забыть что-то очень нужное на занятиях. Наилучшим выходом в решении этого вопроса станет составление режима дня с подробным графиком всех его дел до самых мелочей — проверка домашнего задания родителями и подготовка ранца с тетрадями и учебниками.
    Пример распорядка дня для школьника представлен в таблице ниже:
    Время
    Действие
    07:00 — 07:05
    Ребёнок просыпается
    07:05 — 07:20
    Зарядка, гигиена
    07:20 — 07:35
    Завтрак
    07:35 — 08:00
    Сборы в школу
    08:00 — 08:30
    Дорога в школу
    08:30 — 13:05
    Уроки
    13:05 — 13:30
    Дорога домой
    13:30 — 13:40
    Переодевание, гигиена
    13:40 — 14:00
    Обед
    14:00 — 16:00
    Свободное время, секции
    16:00 — 18:00
    Выполнение домашнего задания
    18:00 — 18:30
    Ужин
    18:30 — 20:00
    Свободное время
    20:00 — 21:00
    Подготовка ко сну
    21:00 — 07:00
    Ночной сон
    Первое время весь режим дня нужно будет проходить с ребенком вместе, постепенно приучать его к самостоятельному продолжению начатого вместе дела. Потом он и сам начнет обдумывать план своих действий на завтра, выполняя все обязанности и дела вовремя и без посторонней помощи. Главное, помочь ему научиться воспринимать себя правильно в окружающем мире — будь то дом или школа.

    Способы решения проблемы

    Если родители хотят, чтобы их малыш стал внимательнее, им необходимо приложить все усилия для самоконтроля. Ведь нужно воспитывать не детей, а себя. Они являются отражением своих родителей, смотрят на их действия и делают выводы о происходящем. Таким образом, приучив к порядку себя, взрослые всегда будут находить время и для их чада, что является немаловажным фактором в его развитии и воспитании.
    Чтобы понять, что делать, если ребенок невнимательный, нужно обратиться к соответствующему врачу — психологу или невропатологу. Возможно, что медицинские показания помогут специалисту лучше разобраться в его нестандартных действиях, прибегая к различным тестам и анализам. Чем раньше выявятся причины, тем быстрее можно будет приступить к корректировке поведения.
    Также не следует бросать ребенка наедине с выполнением домашних заданий. Проверено, что некоторые современные задачки из учебников могут ввести в ступор даже взрослого. Так что непременное участие родителей в учебе младшего члена семьи должно стать повседневной и первостепенной задачей. Не надо все делать за него, достаточно следить за выполнением заданий, вовремя проверять и помогать там, где он не справляется один.
    Обязательно поможет грамотно составленный режим дня, включающий в себя все важные и не очень задания и обязанности ребенка не только в школе, но и в семье. Немаловажную роль также будет играть и правильное расположение мебели в его комнате. Нужно уметь разделять рабочее место с зоной игры и отдыха, чтобы во время занятий его ничто и никто не отвлекал.
    Нелегко, когда в семье растет невнимательный ребенок. Нужно помочь ему стать внимательным. Необходимо выяснить, кем же хочет стать малыш, когда вырастет. Это поможет грамотно мотивировать его к учебе и всестороннему развитию на тематических кружках или же спортивных секциях. Таким образом, надо его заинтересовать нужным предметом в школе, поощрять все его начинания и помогать доводить начатое дело до конца.
    Очень важно также разнообразить еду ребенка. В ней должно присутствовать достаточное количество белков, жиров и углеводов. Не стоит забывать и об обязательном употреблении в пищу фруктов и овощей. Они должны быть в ежедневном рационе подрастающего организма, чтобы вовремя насыщать его витаминами и полезными веществами, способствующими правильной работе мозга.
    Главное, не оставлять все так, как есть, надеясь, что само собой все пройдет. С рассеянностью не только можно, но и нужно бороться. Не стоит ругать и наказывать свое чадо, его нужно любить и уважать, а также помочь ему найти причину нестандартного поведения и совместными усилиями справиться с ней.

  2. SkillfuL Ответить

    Невнимательный ребенок. Как помочь ему стать внимательным?
    Многие родители сталкиваются с проблемой невнимательности ребенка и с ней не так уж и легко справиться. Когда ваш малыш рассеян и невнимателен, то не стоит его в этом винить, ведь дело не в том, что он не хочет делать данное задание, а просто ему с ним трудно справиться. Ведь таким ребятам очень тяжело сосредоточиться на чем-то одном, проявить внимание и сконцентрироваться на неинтересном для него задании, зато заметьте, как умело и четко он делает то, что ему по душе.
    «Рассмотрим» портрет невнимательного ребенка. Такой малыш:
    •Часто не способен удерживать внимание на деталях, допускает ошибки по небрежности.
    •Кажется, что ребенок не слышит обращенную к нему речь.
    •Систематически испытывает сложности в организации самостоятельной работы.
    •Обычно избегает выполнять задания, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения.
    •Часто теряет необходимые вещи.
    •Легко отвлекается на посторонние объекты.
    •Проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.
    Утвердительные ответы следует давать, если перечисленные признаки проявляются в течение длительного времени (не менее полугода) в детском саду, дома, вне зависимости от ситуации. Если вы ответили утвердительно на 6 и более вопросов, значит ребенку нужно помочь.
    Причины недостаточного внимания различны:
    • Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Дети, имеющие подобный диагноз (устанавливается только врачом), отличаются избыточной двигательной активностью, импульсивностью, слабой концентрацией внимания, высокой отвлекаемостью. От родителей таких детей требуется предельное терпение и последовательность в отношениях с ребенком. Они должны осуществлять свою воспитательную практику в тесном контакте с медиками, педагогами и психологами, поскольку дети с синдромом дефицита внимания нуждаются в специальной комплексной коррекционно-развивающей работе.
    • Хронические соматические заболевания, болезненность ребенка. Дети, имеющие слабое здоровье, отличаются высокой утомляемостью, низкой работоспособностью. Сниженная функция их внимания может быть обусловлена общим ослаблением организма. Такие дети нуждаются в обязательном соблюдении режима, дозировании нагрузок, отдыхе (желателен дневной сон). При соблюдении этих условий, уменьшающих влияние физических и физиологических ограничений, такие дети могут иметь неплохое внимание.
    • Индивидуальные особенности нервной системы. Свойства высшей нервной деятельности влияют на развитие всех свойств внимания: для учащихся с сильной и подвижной нервной системой более характерно внимание устойчивое, хорошо переключаемое и распределяемое. Учащимся с инертной и слабой нервной системой более свойственно неустойчивое, плохо переключаемое и распределяемое внимание.
    • Переутомление и перегрузки. Физические, психологические, информационные перегрузки неизбежно приводят к снижению работоспособности, повышению невнимательности и рассеянности детей.
    • Возрастные ограничения в развитии внимания. Внимание детей дошкольного возраста может быть недостаточно совершенным в силу возрастных особенностей общего психического развития. Внимание в этом возрасте действительно еще слабо организовано, имеет небольшой объем, плохо распределяемо и неустойчиво. Причина этого – недостаточная зрелость нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих процессы внимания, контроль за выполнением деятельности.
    • Недостаточная мотивация выполнения деятельности. Хорошо известно, что даже маленький ребенок может проявлять завидную внимательность и сосредоточенность, если занимается тем, что ему очень интересно. Как правило, речь о невнимательности детей заходит тогда, когда от них требуется выполнение чего-то малопривлекательного, не очень интересного и недостаточно значимого.
    Внимательность можно развивать точно так же, как память или силу. Для этого необходимо приложить немало усилий, как со стороны родителей, так и со стороны самого малыша.
    Как помочь ребенку справиться с невнимательностью?
    1. Сознательно заботясь о развитии внимания ребенка, родитель сам должен быть внимательным к ребенку, проявлять искренний интерес к его занятиям, его жизни. Ведь развитию внимания способствует вовлечение ребенка в любую целенаправленную деятельность.
    2. Главное для таких детей строгий распорядок дня, когда малыш может, как позаниматься, так и отдохнуть, потому что утомление приводит к снижению самоконтроля и частой отвлекаемости.
    3. Акцентируйте внимание на его успехах, а не на ошибках, хвалите его, если он что-то правильно сделал.
    4. Не стоит нагружать малыша одновременно несколькими заданиями, лучше пусть он медленно, но последовательно будет выполнять каждое.
    5. Когда рассеянный невнимательный ребенок выполняет какие-либо задания, то распределите их так, чтобы сложные чередовались с легкими и не забывайте о перерывах, подчеркивая, что это не просто время для игр, а перемена для того, чтобы набраться сил для выполнения следующего задания.
    6. Поначалу задания с такими детьми нужно выполнять вместе, а потом постепенно приучать к самостоятельности. Конечно, контроль должен быть, но не в качестве критики, а в качестве заинтересованности.
    7. Первое, чему нужно научить ребенка, – проверять свою работу. Педагоги уверяют, что на проверку написанного должно тратиться такое же количество времени, как и на выполнение самой работы. Да, это скучно и утомительно, но результат того стоит.
    8. Лучше всего развивать внимание в игровой форме. Подойдут различные игры и упражнения направленные на тренировку различных свойств внимания:
    – Развитие концентрации внимания (умение сосредоточенно и не отвлекаясь работать над заданием). Основной тип упражнений – корректурные задания, в которых ребенку предлагается находить и вычеркивать определенные буквы (картинки) в печатном тексте. Такие упражнения позволяют ребенку почувствовать, что значит “быть внимательным”, и развить состояние внутреннего сосредоточения. Эта работа должна проводиться ежедневно (по 5 минут в день) в течение 2-4 месяцев. Рекомендуется также использовать задания, требующие выделения признаков предметов и явлений; упражнения, основанные на принципе точного воспроизведения какого-либо образца (последовательность букв, цифр, геометрических узоров, движений и пр.); прослеживание перепутанных линий, поиск скрытых фигур и др.
    – Увеличение объема внимания (умение держать в поле своего зрения всю необходимую рабочую информацию). Упражнения основаны на запоминании числа и порядка расположения ряда предметов, предъявляемых для разглядывания на несколько секунд. По мере овладения упражнением число предметов постепенно увеличивается.
    – Тренировка распределения внимания (умение одновременно выполнять несколько дел). Основной принцип упражнений: ребенку предлагается одновременное выполнение двух разнонаправленных заданий (например, чтение рассказа и подсчет ударов карандаша по столу, выполнение корректурного задания и прослушивание пластинки с записью сказки и т.п.). По окончании упражнения (через 5-10 минут) определяется эффективность выполнения каждого задания.
    Источник: http://psiholog194.blogspot.ru/2012/10/blog-post_30.html
    Педагог-психолог  МБДОУ «Детский сад № 22 «Журавленок»                                             Морнова Ольга Валентиновна                                                                     (февраль 2016 г.)

  3. Perilune Ответить

    Самое бесполезное, что может сделать взрослый (родитель, учитель) чтобы развить внимание ребенка – это ругать его за невнимательность и призывать быть внимательнее. Конечно, если на ребенка сильно наорать, то он на короткое время мобилизуется и будет внимательнее. И взрослый торжествующе скажет: «может ведь, когда хочет!». А потом ребенок сползет на свой обычный уровень внимания, рабочий, то есть тот, который взрослого не устраивает. И взрослый скажет, что ребенок МОЖЕТ, но не хочет, оболтус.

    На самом деле невозможно ни взрослому, ни ребенку стать принципиально более внимательным, чем он есть. На короткое время, аврально под какую то задачу или в связи с опасностью внимание может мобилизоваться, но у авральной мобилизации очень короткий срок жизни. А чтобы стать более внимательным в принципе, нужно развивать специальную психическую функцию – внимание. Не ПРИЗЫВАТЬ, а РАЗВИВАТЬ.
    Внимание, как и все остальное, развивается тренировкой. Необходимо так организовать деятельность, чтобы внимание было активно затребовано, тогда оно будет разрабатываться и расти. Так, например, охотнику необходимо внимание не просто так, а потому, что иначе он не убьет дичь, а дичь может убить его. И именно поэтому охотник мобилизует внимание, тренирует его, и оно становится очень развитым.
    Если вы хотите, чтобы ребенок был внимательным, то нужно постараться организовать специальные мероприятия, где его внимание активно бы работало.
    Сразу оговорюсь, что чем младше ребенок, тем проще развивать его внимание. В некоторых случаях с детьми от 10 лет родители почти не могут воздействовать на уровень его внимания, так как ребенок уже захлопнул от родителей границы и взаимодействовать не хочет.
    Важность развития внимания для воспитания ребенка невозможно переоценить. Внимание – огромная часть способности вообще ориентироваться в жизни. Чтобы вести себя уместно среди людей нужно быть внимательным.
    Нужно замечать кто где и кто в каком настроении, нужно подмечать нюансы ситуации и ее изменение. Чтобы обеспечить себе физическую безопасность, нужно быть внимательным к себе и к тому, что вокруг тебя стоит и движется.
    В учебе внимание – это вообще одна из центральных необходимостей. Лучшие ученики часто далеко не самые умные, но часто очень внимательные дети. И какой ум без внимания, без способности подмечать детали, видеть их совокупность, уметь наблюдать…
    В общем, чем внимательнее ребенок, тем больше у него шансов на успешную жизнь. Он не забывает записать задание, позвонить когда нужно родителям, у него не оказывается неожиданно гнилой банан в портфеле, он понимает, что вообще кругом него и перед ним происходит, он как бы заземлен в реальности, и это дает большие бонусы.
    Невнимательные дети – любимая боль родителей. «Мы не записываем задание» («МЫ» тут обязательно), «на уроке ворон считает», «все знал для контрольной, но из-за невнимательности двойку получил». Некоторая возрастная невнимательность, конечно, свойственна детям. Но нетрудно заметить, что не все дети такие уж невнимательные, и это свойство точно можно развить, в каком бы упадке оно у вашего ребенка не было. Просто надо этим заняться правильно.

    Идеи для развития внимания

    Для развития внимания не нужны специальные игры, программы, приложения и прочие навороты. Лучшая тренировка внимания происходит в жизни.
    Предложенные идеи не должны реализовываться слишком серьезно, игровой компонент, удовольствие от процесса и легкость принципиально важны для успеха. Большинство детей при нормальных (не прекрасных, а только нормальных) отношениях с родителями идут на эти практики с удовольствием, так как это, по сути, игра.
    Некоторые практики имеют форму поручений и хозяйственных дел, они не игра, но также не должны предлагаться ребенку очень строго, важно сохранять неких позитивный настрой, когда вы предлагаете ребенку сделать нечто.

    Режим внимания

    Сообщите ребенку, что вы объявляете «Режим внимания», когда он должен ненадолго стать очень наблюдательным. Вы зададите ему вопрос об окружающем пространстве, на который он должен будет постараться ответить. Через пару минут (постепенно время должно увеличиваться) задайте ребенку вопрос о том, что было вокруг вас, но уже не в поле зрения ребенка.
    Вот какие это могут быть вопросы:
    – Кто стоял перед тобой в очереди?
    – Во что был одет доктор, который с тобой разговаривал?
    – Какой мы проехали дом ? Цвет? Больше или меньше 3 этажей?
    – Какого цвета были глаза у твоего собеседника?
    – Из чего сделана дверь, в которую мы только что вышли?
    – Какие знаки были на этой дороге?
    – В какой шапке прошла женщина?
    Вопросы должны соответствовать возрасту и уровню внимания ребенка. Очень сложные или слишком простые вопросы разрушат игру, ребенок заскучает или будет раздражен, играть не захочет.
    Со временем можно уже не объявлять режим внимания, а просто задавать ребенку вопросы на внимание.
    Также ребенок захочет задавать такие вопросы вам, так что – будьте внимательны!
    Более сложный вариант этой игры – описания объектов. Просите описывать более подробно места, предметы или людей, которые находились перед глазами ребенка достаточно длительное время. Например, попросите ребенка описать как можно подробнее станцию метро, на которой вы находились, интерьер кафе и т.д.

    Ориентирование

    Все задания на ориентирование обостряют внимание ребенка, учат его держать внимание длительное время, лучше понимать окружающий мир.
    – Изучите вместе с ребенком названия и форму улиц, по которым вы передвигаетесь регулярно. Попросите совершить виртуальную прогулку: пусть ребенок проведет вас мысленно по маршруту, называя улицы, перекрестки и повороты.
    Каждое задание можно выполнять и зеркально, то есть по маршруту проводите вы, а ребенок вас проверяет (можно с картой на первое время).
    – Понаблюдайте закономерности выкладки товаров в больших супермаркетах (они одни и те же). Изучите этот вопрос, и в разных магазинах наблюдайте закономерности вместе с ребенком. Полезно и пояснить ребенку, зачем жвачки лежат именно на кассе, а не в начале вашего маршрута по торговому залу.
    Побуждайте ребенка проверять, выполняются ли закономерности выкладки в разных магазинах и разных странах во время поездок.
    – Проложите оптимальный маршрут. Особенно это удобно, если вы ездите с ребенком в метро. Научите ребенка замечать оптимальные схемы передвижения в метро, удобные маршруты движение в большом потоке людей.
    – Назначьте ребенка главным по навигации. Ребенок может вбивать маршруты и помогать вам находить дорогу. Также может сверять движение с навигационными указаниями (какую улицу проезжаем, куда сейчас поворачиваем).
    Все задачи на ориентирование очень полезны, включают ребенка, тренируют внимание.

    Задания ребенку

    Выполняя все хозяйственные поручения, ребенок должен понимать, что приносит пользу. Должен отчетливо себе представлять, в чем эта польза состоит и зачем его действие необходимо семье в целом. Работа по хозяйству хорошо развивает внимательность.
    – Давайте ребенку сложные поручения. Например, попросите его купить хлеб, а по дороге посмотреть вышел ли новый номер такого-то журнала и купить журнал, если только номер новый. В последнее время родители все меньше дают такого рода поручения детям (проще самим сделать), и в результате дети плавают в какой – то прострации, оторванной от жизненных реалий, но плотно связанной с виртуальной реальностью. Да, проще сделать самим, чем терпеть неудовлетворительный результат работы ребенка. Но воспитание идет только через организацию жизни, а не через родительские слова.
    – Поручите ребенку смотреть сроки годности продукции или ее состав, и на этом основании нести или не нести продукты в семейную тележку в магазине.
    – Поручите ребенку сохранить семейные билеты и предъявить контролеру. Постарайтесь избавиться от позиции «давай сюда, а то потеряешь». Наоборот, доверьте ребенку важное и ответственное дело, только так развивается ответственность. Конечно, с билетов на самолет начинать не стоит, а вот билет в музей или кино можно доверить.
    – Давайте поручения, требующие длительного внимания, например, поливать цветы. Настройтесь на то, что у ребенка поначалу не будет получаться, но умение регулярно за чем –то следить можно воспитывать.

    Еще идеи

    Элементы целого

    Находясь в продуманных пространствах (музеях, метро, красивых интерьерах) обратите внимание ребенка на то, как сочетаются элементы целого. Как, например, форма светильника сочетается с узором на стенах, а цвет мебели подходит оттенку штор.
    Элементы целого можно искать в помещениях, архитектуре, на картинах в оформлении книг, в старинных и современных костюмах и проч.

    Белая скатерть

    Конечно, пластиковые или плетенные салфетки – удобно, смахнул грязь и все. Однако, все удобные приспособления формируют расслабленность и определенную небрежность. Введите традицию белой скатерти раз в неделю. И не просто стелите эту скатерть, а старайтесь не оставить на ей ни одного пятнышка. Особо чувствительным к чистоте родителям эта практика вряд ли подойдет, так как к пятнам нужно все – таки относиться спокойно, даже с юмором, но стараться, чтобы их не было. Традиция белой скатерти не должна превратиться в домашний террор из-за пятен, она должна остаться позитивной. Во время ужина на белой скатерти дополнительно тренируется внимательность, так как аккуратная еда – дело для ребенка (и для взрослого) непростое!
    Все предложенные практики объединяет одно – они требуют внимания и усилий ВЗРОСЛОГО. А вот регулярные нравоучения, насчет того, что нужно быть внимательнее, почти не требуют усилий, они импульсивны и привычны.
    Родители часто говорят, ах, это все понятно, но это так слоооожно, а сил у меня так мало.
    Однако, если вы хотите, чтобы ребенок поднапрягся и стал внимательнее, то напрягаться придется и вам, это необходимый элемент формулы успеха.
    Еще больше полезных статей на сайте Елизаветы Филоненко
    Подписаться на авторский канал психолога Елизаветы Филоненко

  4. Faulmaran Ответить

    Если витающие в мире своих фантазий малыши вызывают умиление, то по мере взросления ребёнка эта черта начинает настораживать. Уже к возрасту 5–6 лет дошкольник должен уметь концентрироваться на задаче, удерживать в зоне внимания сразу несколько объектов, не отвлекаться от сути вопроса хотя бы в течение 15–20 минут. Но что делать родителям невнимательного ребёнка: как понять, в чём проблема, и найти способ её решения?
    Давайте разбираться вместе, друзья!

    5 причин невнимательности

    Причина 1. СДВГ
    Рассеянное внимание и высокая отвлекаемость — характерные признаки синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. На нашем сайте вы можете подробнее узнать об этом диагнозе и прочитать, как правильно организовать занятия с гиперактивным ребёнком.
    Важно понимать, что такие дети требуют согласованной работы родителей, медиков, педагогов и психологов. Но ваши усилия будут вознаграждены: при грамотном подходе состояние ребёнка поддаётся коррекции.
    Причина 2. Слабое здоровье
    В педиатрии есть такое понятие, как часто болеющие дети, и, если ваш малыш входит в эту группу, будьте готовы, что развитию внимательности в дошкольном возрасте придётся уделить особое внимание.
    Чтобы повысить усидчивость ребёнка со слабым здоровьем и повышенной утомляемостью, вам придётся с особой тщательностью следить за режимом дня карапуза, внимательно распределять нагрузки, создать условия, благоприятные для полноценного отдыха и восстановления.
    Причина 3. Особенности нервной системы
    Легко возбудимым, тревожным детям, подверженным разным страхам, сложнее сосредоточиться на объекте изучения, чем уравновешенным и спокойным малышам.
    В этом случае помочь ребёнку самостоятельно родителям без специальных знаний сложно. Но с помощью психолога, грамотного педагога по дошкольному образованию и опытного учителя начальных классов можно подобрать методики развития внимательности при слабой нервной системе.
    Причина 4. Высокие нагрузки
    Если вы с утра пораньше ведёте своего ребёнка на танцы, затем отвозите его в бассейн, за которым друг за другом следуют ещё несколько секций и репетиторов, стоит ли удивляться, что к вечеру он неспособен выслушать вас внимательно даже 5 минут?
    Детская психика — материя, требующая бережного обращения. Мощные потоки информации, психологические и физические нагрузки неизменно приведут к снижению внимания — это естественная защитная реакция организма при работе на грани стресса.
    Причина 5. Отсутствие мотивации
    Самая распространенная причина, по которой дети демонстрируют неусидчивость и рассеянность, — отсутствие интереса к объекту рассмотрения. Отсроченные цели в дошкольном возрасте ребёнку не понять. Если ребёнку неинтересно здесь и сейчас, он просто физически не сможет проявить ту степень вовлечённости в занятие, которую ожидают от него требовательные родители.
    Чем меньше ребёнок, тем важнее сделать развивающие занятия интересными. Но всё же не забывайте приучать малыша к мысли, что заниматься — дело важное и ответственное. Учите его учиться: вдумчиво, собранно, внимательно.

    5 советов, как бороться с детской рассеянностью

    Совет 1. «Как прекрасен этот мир, посмотри»
    Чаще отвлекайтесь от дел ваших насущных, чтобы насладиться красотой окружающего мира. Послушайте, как шепчет в листьях ветер. Понаблюдайте, как грациозны в своих размеренных движениях бродячие коты.
    Дома, на прогулке, в общественном транспорте рассматривайте всё, что попадает в ваше поле зрения, прислушивайтесь ко всему, что улавливают ваши уши. И, конечно же, обсуждайте увиденное и услышанное с ребёнком. Привычка замечать детали — эффективный тренажёр для развития внимания.
    Совет 2. Память с вниманием — как ниточка с иголочкой
    Внимательность — это способность направить сознание на нужный объект. Но что толку от такой способности, если слабая память не удержит этот объект в себе.
    Быть внимательным тем проще, чем более развитой памятью обладаешь. Поэтому, друзья, тренируйте детскую память: разучивайте стихи и песенки, учите алфавит, марки машин, названия столиц на карте мира…
    Совет 3. Создайте условия
    Переживаете, что во время занятий ваш малыш то и дело отвлекается? Задумайтесь: возможно, сосредоточенной работе мешает окружающее пространство.
    Заниматься легче, когда в комнате нет посторонних шумов, когда на глаза не попадаются посторонние предметы, когда голод или усталость не забирают и без того слабое детское внимание на себя. Рабочая обстановка — ключ к успеху в борьбе с рассеянностью.
    Совет 4. Ослабьте контроль
    Если вы стараетесь контролировать каждый детский шаг, а каждую минуту ребёнка стремитесь наполнить полезным делом, то малышу сложно разобраться самому, что заслуживает его внимания.
    «Меньше родительского контроля, больше самостоятельности» — простая, но эффективная формула для профилактики детской рассеянности, неусидчивости, невнимательности.
    Совет 5. Игры в помощь
    Развивать различные свойства внимания (концентрацию, устойчивость, объём, переключение и распределение) в дошкольном возрасте помогают различные игры.
    Хороши в этом деле настольные игры, лото, детское домино, карточки Memo. Можно играть в словесные игры и игры на бумаге. Главное, что, тренируя внимание в игре, ребёнок искренне вовлекается в процесс, а потому получает от происходящего максимум удовольствия и пользы.

    Подведём итоги

    Если ребёнок невнимательный, ищите причину его рассеянности и неусидчивости.
    Учитывайте индивидуальные особенности своего малыша. Старайтесь избегать сравнений с другими детьми, а если беспокоитесь, что ваш наследник отстаёт в развитии от сверстников, проконсультируйтесь со специалистами.
    Для развития внимательности задействуйте все возможные способы: предлагайте интересные игры, наблюдайте за окружающим миром, тренируйте память и мотивируйте ребёнка на самостоятельную работу.
    Друзья, мы желаем вам счастливого родительства! До новых встреч!

  5. Persik_YTM Ответить

    Когда ребенок становится учеником, к нему предъявляются разного уровня новые требования, у него появляются новые обязанности. Кто-то с ними справляется легко и просто, а для кого-то это сложный и порой трудный процесс.
    Школа, в свою очередь, стремится не только дать определенный багаж знаний своим ученикам, но и ставит более значимую цель — научить детей учиться.
    Это сделать не так просто, так как в первую очередь эта цель требует развития у детей всех необходимых для учения познавательных процессов. Это мышление, память, воображение, внимание.
    Многочисленные наблюдения педагогов, исследования психологов убедительно показали, что ребенок, не научившийся учиться, не овладевший приемами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в средних обычно переходит в разряд неуспевающих.
    Очень часто оказывается, что успехи наших детей в учебе и других видах деятельности во многом зависят от сформированности у них способности быть внимательными.
    Как часто мы говорим своему ребенку-школьнику: «Ты невнимательный!», когда ребенок допускает нелепые ошибки, не может их найти.
    Нередко из-за недостатка внимания ребенку трудно учиться в школе. Маленький ученик словно не слышит и не видит того, что он должен усвоить и запомнить. В старших классах ему становится труднее, т.к. поступающая и требующая запоминания информация обильна и разнообразна.
    Внимание — это не раз и навсегда данное качество. Внимание можно и нужно развивать! Конечно, в школе предусмотрены практически на всех уроках задания на внимание. Но надо заметить, что как бы ни старались учителя использовать эти задания в своей педагогической деятельности, они могут только поддерживать тот уровень развития внимания, который имеется у учеников на данном этапе. На это существуют определенные причины: во-первых, объем учебного материала достаточно велик; во-вторых, должна быть определенная система заданий, и работа, как правило, должна быть индивидуальной, что в классе осуществить трудно.
    Тем не менее ученику необходимо помочь научиться управлять своим вниманием. Самому младшему школьнику это сделать еще трудно. И главным помощником ребенку могут стать его родители.
    Работать есть над чем. Это показали результаты анкетирования, проведенного среди учащихся 2-х классов.
    На вопрос: «Часто ли ты отвлекаешься во время выполнения домашнего задания?» — только 31% учащихся ответили, что они не отвлекаются. Причинами того, что может отвлечь, называли разное. Чаще всего отвлекают сами родители (так считают ваши дети!). Не меньше отвлекают другие родственники, среди которых чаще назывались младшие братья и сестры. Могут отвлечь и домашние животные, реже были названы такие причины, как телефон, телевизор (громкий звук).
    Был и еще один вопрос: «Считаете ли вы себя внимательными?» Из всех учащихся ответили «нет» — 53%, «да» — только 19%.
    Также были и другие интересные сведения, которые доказывают, что развитию внимания родители не придают большого значения.
    Например, по ответам детей, дома помогают делать уроки 79% родителей, из них помогают и подсказывают 27%, проверяют работы, иногда объясняют непонятное — 31%, за двойки ругают 41%, расстраиваются и выясняют причину двойки — 8%, не занимаются дополнительно и не играют со своими детьми — 66%.
    Чтобы помогать ребенку, мы должны знать, что надо делать и как.
    Что же такое внимание? Внимание — это способность человека сосредоточиться на определенных объектах и явлениях. Из окружающего мира на нас одновременно воздействует большое количество источников информации. Усвоить всю поступающую информацию невозможно, да и не нужно. Но выделить из нее полезную, значимую в данный момент, важную для принятия правильных решений совершенно необходимо. Эту функцию психической деятельности и выполняет внимание.
    Когда учитель говорит об отсутствии внимания вообще — это очень обобщенно. Внимание имеет такие основные свойства, как концентрация, объем, устойчивость, распределение и переключение. И у ребенка может быть развито хорошо одно из названных свойств внимания и совершенно отсутствовать другое, которое как раз и требует коррекции.
    Поэтому прежде, чем приступать к занятиям по развитию внимания, надо знать, какие именно свойства слабо развиты у вашего ребенка, ибо каждое свойство очень значимо для успешной учебной деятельности.
    Концентрация внимания — умение сосредоточиться на нужном объекте, его частях, способность вникнуть в задачу. Ребенок с хорошей концентрацией внимания отличается хорошей наблюдательностью, организованностью. И наоборот, тот, у кого не развито это свойство, бывает рассеянным и несобранным.
    Объем внимания — это количество одновременно воспринимаемых и удерживаемых в сознании объектов. Для детей 7 лет число таких объектов колеблется от 3 до 5. При хорошем объеме внимания ребенку легче совершать операции сравнения, анализа, обобщения, классификации. Умение выполнять эти операции говорит о развитии логического мышления.
    Устойчивость внимания — это возможность длительного сосредоточения на одном и том же объекте. Ребенок с устойчивым вниманием может долго работать не отвлекаясь, ему нравится длительная напряженная работа (интерес к заданиям повышенной трудности).
    Распределение внимания — это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними. Об особенностях распределения внимания судят по тому, легко или с трудом ребенку удается делать несколько дел одновременно: заниматься работой и наблюдать за окружающим (легко ли воспринимаются дополнительные разъяснения и беглые замечания учителя).
    Переключение внимания — это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи.
    Об индивидуальных особенностях переключения внимания можно судить по тому, насколько быстро ребенок переходит от одного занятия к другому, легко ли начинает новое дело, может ли быстро закончить какое-либо занятие или постоянно возвращается к нему в своих мыслях и действиях (продолжают решать, когда все закончили; все считают устно, а некоторые пытаются в это время записывать то, что до этого сделать не успели).
    Когда вы изучите внимание своего ребенка и выявите, какое свойство наименее развито, — можно приступать к занятиям.
    К числу эффективных средств развития внимания относятся игры и игровые упражнения, которые можно включать в любую, даже очень серьезную деятельность.
    ПРИМЕРЫ ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ
    1. «Кто внимательный?» Читают текст. Дети должны понимать смысл и считать количество слов со звуком [М], например.
    2. «Сколько чего?» Детям нужно осмотреть комнату и назвать как можно больше имеющихся в ней предметов, отбирая по любым признакам: цвет, форма, материал, из которого сделаны предметы, чтобы была определенная буква в их названии.
    3. «Повтори быстро». Ребенок может повторять за вами слова только тогда, когда вы говорите слово «повторите» (диалог идет быстрый). Можно использовать слова: «скажите», «произнесите» и т.д.
    4. «Построй в темноте». На столе кубики и спичечные коробки или иные предметы (части от конструктора, кубики разного размера). Ребенок с завязанными глазами должен быстро построить одной рукой столбик с основанием в один кубик (возможен соревновательный момент).
    5. «Не собьюсь». Счет до 30. Определенные числа (содержащие цифру 3, делящиеся на 3) называть нельзя. Вместо них — любое движение или слово (подпрыгнуть, сказать «не собьюсь»).
    6. Бросать мяч, называя существительные. Ребенок, принимая мяч, называет подходящий по смыслу глагол и говорит свое существительное, и т.д.
    7. Игры в шашки и шахматы. Эти игры не зря называют школой внимания. Надо просчитать ходы наперед, сделать выводы.
    8. Игра в перепутанные действия. Если я подниму руки вверх, дети — в стороны, если я присяду — дети подпрыгивают, и т.д.
    Нельзя забывать, что задания на развитие внимания часто встречаются в различных детских журналах и др. изданиях. Это хорошо вам знакомые лабиринты, рисунки с перепутанными линиями, нахождение отличий на картинках, вычеркивание в тексте определенных букв (через три), решение различных головоломок и др. Так вырабатывается сосредоточенность.
    9. Учитель или родитель предлагает решить устно несколько арифметических примеров. Например, даны два числа — 84 и 26. Первую цифру второго числа нужно умножить на вторую цифру первого, к полученному произведению надо прибавить вторую цифру второго числа и из этой суммы вычесть первую цифру первого числа (2 х 4 + 6 —8 = 6) (устойчивость внимания).
    10. Предлагается удержать восприятие рисунка (усеченная пирамида, приближающаяся к нам — уходящая внутрь; профиль — ваза), только в одном положении определенное время. При изменении ставить черточку на бумаге (объем внимания).
    11. Посмотреть на предметы в течение 1 секунды и потом назвать: сколько и какие предметы изображены? какие цифры изображены? в какую фигуру вписана та или иная цифра? (распределение внимания).
    12. Одновременно решать несложные математические примеры и слушать пословицы. Затем назвать ответы и повторить, что за пословицы были названы.
    — Писать числа от 1 до 20, а называть их при этом в обратном порядке.
    — По таблице с буквами и цифрами — сначала назвать цифры по порядку, потом — буквы по алфавиту, потом чередуя букву — цифру (переключение).
    13. На листочке числа от 1 до 20 вразброс, надо указать и назвать их по порядку как можно быстрее.
    Помогайте вашим детям стать внимательными. Приобретайте и читайте книги, в которых можно найти упражнения и игры, способствующие развитию внимания.
    Играйте вместе с детьми. Это дает возможность лучше понять ребенка, лучше его узнать, найти правильный подход, расположить его к себе.
    Не забывайте о спортивных играх, благодаря которым можно развивать не только силу и ловкость, но и внимание.
    Учите детей быть наблюдательными — умеющими замечать изменения, происходящие в окружающем мире (что-то переставили дома, сломалась ветка дерева, сорвали цветок, который вчера еще был, и т.д.).
    Все это будет способствовать обогащению и развитию личности.

  6. Mazujinn Ответить

    Ваш ребенок опять забыл записать домашнее задание, не помнит, где оставил сменную обувь, не может сказать, какие завтра предметы в расписании. А еще он бесконечно долго делает уроки, вернее, бесконечно долго их не делает, а просто сидит над тетрадками, думая о чем-то своем. Вы устали делать ему замечания и напоминать по двадцать раз одно и то же, но как разорвать этот круг детской рассеянности и невнимательности, вы не знаете. Поэтому только обреченно вздыхаете со словами «В кого он такой?», не подозревая, что ответ на этот вопрос иногда лежит на поверхности, потому что таким ребенок может быть в вас и из-за вас.

    Причины детской рассеянности и невнимательности

    Как правило, о неумении ребенка концентрировать внимание, о его неспособности сосредоточиться родители узнают тогда, когда он становится школьником. Именно в это время, требующее от малыша особой усидчивости, начинают раскрываться незнакомые ранее проблемы. И невдомек взрослым, что фундамент для них заложили много лет назад они сами и что ребенок зачастую в этом не виноват. Среди наиболее распространенных причин детской невнимательности выделяют следующие:
    Ребенок страдает синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Дети с таким диагнозом в принципе не способны долгое время сосредотачивать на чем-либо свое внимание, они неусидчивы и импульсивны. Как правило, эта особенность выявляется еще в детсадовском возрасте, но если не обращать на нее внимания, то с возрастом корректировать поведение ребенка с СДВГ будет очень проблематично.
    У ребенка слабое здоровье. Он регулярно болеет, его постоянно атакуют вирусы. Все силы уходят на борьбу с недугами, а на удержание внимания уже ничего не остается.
    Сказываются особенности детской нервной системы: чем она подвижнее, тем легче ребенку переключать свое внимание, и наоборот – при слабой нервной системе маленький человек оказывается не в состоянии быстро менять форму деятельности и концентрироваться на ней.
    В семье сложилась негативная эмоциональная атмосфера. Если взрослые постоянно ругаются, скандалят, выясняют отношения, то трудно ожидать от ребенка продуктивных занятий и успехов в развитии личностных качеств.
    Родители не могут создать для ребенка рабочую обстановку. У него нет своего письменного стола, во время занятий его постоянно отвлекают разговорами или ему мешает работающий телевизор. Естественно, что при таких условиях школьник не будет относиться к учебе серьезно, соответственно, ему нет нужды тратить на нее свои личностные ресурсы, быть сосредоточенным и внимательным.
    Большие физические и эмоциональные нагрузки. Утром ребенок идет в школу, где от него ждут исключительно положительных отметок, после занятий он встречается с тренером в спортивной секции или педагогом в изостудии, затем он должен помочь маме дома, после сделать уроки, а перед сном от него требуют прочитать несколько страниц книги из списка обязательной литературы. И так изо дня в день. Не каждый взрослый выдержит такой жизненный ритм. Неудивительно, что усталость рано или поздно берет свое, детская работоспособность приближается к нулю, и ребенок оказывается не в состоянии контролировать свое внимание.
    Ребенок не заинтересован в каких-либо учебных занятиях, он не считает важным ничего из того, что от него требуют родители. Учиться ему скучно, он не понимает, почему уроки – это важно и нужно и зачем тратить на них время, когда в жизни есть немало других по-настоящему интересных занятий. Вот почему все обязательное ребенок делает наспех, как получится, не тратя ни грамма своего внимания на то, что считает несущественным. Зато после он сосредоточенно и увлеченно играет в компьютерные игры, демонстрируя чудеса усидчивости. Отсутствие мотивации способно свести на нет все усилия по воспитанию самостоятельной и ответственной личности.

  7. d1sconnect Ответить

    Многие родители часто слышат: «У вас невнимательный ребенок», «все ошибки в тексте из-за невнимательности». Да и сами родители, скорее всего, замечают, что их ребенок не может сосредоточиться на одной теме, часто отвлекается, может пропускать буквы при чтении, делать ошибки и не замечать их, задавать вопрос на одну тему и сразу перескакивать на другую. Все это – невнимательность.
    Воспитатель детского сада, учитель или психолог могут помочь Вам определить есть ли проблемы со вниманием у вашего ребенка и какой характер носят эти проблемы. Также они могут помочь вашему ребенку развить внимание и концентрацию.
    Перед тем как начать занятия на развитие внимания ребенка, стоит разобраться, что именно не так. Проблемы могут быть с концентрацией внимания, переключаемостью внимания, устойчивостью и распределением внимания.
    Чаще всего проблемы бывают с концентрацией внимания. Ребенку трудно сосредоточиться на какой-нибудь теме, вопросе, занятии.
    Переключаемость внимания это способность ребенка отвлекаться от одного предмета и концентрироваться на другом. Например, урок математики после урока физкультуры. Где ребенку нужно отвлечься от бега и прыжков и сконцентрироваться на примерах и цифрах.
    Устойчивость внимания – это то, сколько ребенок может удерживать внимание на одном объекте. Ребенок семи лет может в норме удерживать внимание на одном предмете(уроке) примерно в течении 30 минут.
    Распределение внимания – это количество объектов, на которые ребенок может одновременно обращать внимание. Например, рисовать в тетради и слушать учителя.
    Есть множество способов, благодаря которым Вы сами можете развить внимание вашего ребенка.
    Первое, что хочется отметить, что лучше всего развивать внимание ребенка в игре. Игра является основной деятельностью ребенка дошкольника. В игре малыш учится всему, развивается и получает удовольствие от своей деятельности. Трудно заставить заниматься и выполнять однотипные упражнения невнимательного ребенка. Это не принесет никаких результатов.
    Так как же развивать внимание в игре? Рассмотрим несколько предметов.
    Словесные игры. Плюс этих игр в том, что Вы можете играть в них в любое время в любом месте. Если Вы едете в метро или автобусе – можете составлять маленькие слова из большого слова. Или предложения. Например, из фразы «Не прислоняться», написанной на дверях каждого вагона метро. Гуляя по улице Вы можете искать машины определенного цвета или загаданные предметы. Например, ребенок считает все проезжающие мимо красные машины, а мама или папа зеленые. Можно искать все предметы определенного цвета в помещении. Это все игры на развитие зрительного внимания.
    Слуховое внимание можно развить такими играми как «Хлопни, когда слышишь цифру три», или при определенном слове. Например, если в рассказе встречается слово «усы», надо показать «усы» на себе. Игра «Да и Нет не говорите». Где основное правило не называть слова «Да и нет» при ответе на вопросы родителя. Вы можете сами придумать множество игр такого типа.
    Минусом этих игр является отсутствие красочности. Детям дошкольного возраста и младшего школьного интереснее, когда они видят красочные предметы. Альтернативой словесным играм может стать игра «Смотри в оба». Суть игры та же, нужно как можно быстрее найти предметы, написанные на карточке. Игра создана для того, чтобы скрасить долгую дорогу, например в автомобиле или автобусе. Очень компактна и интересна. Каждый из игроков тянет карточку, на которой написаны предметы, которые надо увидеть и успеть показать остальным. Например, светофор, красная машина или корова.
    Настольные игры – это один из наиболее эффективных способов развития внимания. Большинство детских настольных игр направлены на развитие ребенка. Вот несколько примеров игр, развивающих внимание ребенка: «Тараканий салат», «Активити для детей» и «Активити для малышей». В игре «Тараканий салат» для победы нужно быть сосредоточенным и внимательным. Игра «Активити» также требует сосредоточенности, устойчивости внимания.
    Развивать внимание можно с помощью картинок и рисунков. Найти отличия между картинками, найти «дорисованное» в рисунке, найти предметы одинакового цвета эти игры также развивают внимание ребенка.
    Не забывайте, в любых играх с ребенком обязательно надо меняться ролями. Обязательно дайте ребенку право быть ведущим, пусть он загадывает предмет, или дорисовывает на вашем рисунке, а Вы ищете новое, дорисованное. Если всегда Вы будете главным, и Вы будете диктовать правила, то эти игры быстро наскучат вашему малышу.
    Также не стремитесь всегда выиграть у ребенка. Ему нужно чувствовать свою силу и видеть, что ошибиться может любой, даже его мама или папа и в этом нет ничего страшного. Просите помощи у ребенка, если не можете найти предмет, который он дорисовал или загадал. Ошибайтесь в словесных играх.
    Обязательно хвалите ребенка. Каждый правильный ответ или решение – это победа.
    Не играйте в игры на внимание постоянно. Эти игры развивают внимание и концентрацию. Ребенок быстрее устает. Чередуйте игры, развивающие разные качества ребенка или дополняйте развивающие игры обычными.

  8. Gravelwing Ответить

    Цели:
    Познакомить родителей с особенностями внимания
    младших школьников и его основными свойствами;
    Познакомить с упражнениями и играми по
    вниманию;
    Форма проведения: информационно-практический
    тренинг с использованием ИКТ.
    Оборудование:
    Выставка литературы по вниманию.
    Листы с описанием игр.
    Наглядный материал для развития внимания
    (таблицы, картинки).
    Мультимедийное оборудование.
    ХОД СОБРАНИЯ
    – Уважаемые папы и мамы! Сегодня наша
    встреча посвящена проблемам, связанным с
    успешностью учебной деятельности наших
    детей. Во многом результаты учения напрямую
    связанны с познавательными процессами, которые
    формируют способность к интеллектуальной
    деятельности младших школьников. И начнем мы
    нашу встречу нетрадиционно – проведем анкету. (Приложение 1)
    Затруднения у вас вызвал 3 вопрос. Значит
    сегодняшняя наша встреча очень актуальна.
    Внимание входит обязательным
    компонентом в структуру любого психологического
    процесса. Если внимание хорошо развивается,
    то соответственно развиваются и его такие
    свойства, как концентрация, устойчивость,
    переключение, увеличение объема усвоенной
    информации. А также возникает привычка быть
    внимательным, даже если при этом складываются
    неблагоприятные условия. Как часто психологи,
    педагоги и врачи слышат: «Мой ребенок – умный
    мальчик, но ему трудно учиться. Потому что он
    невнимательный и плохо запоминает» и зачастую
    это так. Не умея сконцентрировать свое внимание,
    запомнить нужное и отсеять второстепенное,
    ребенок просто теряется в информационном море.
    То, что память и внимание детей необходимо
    развивать не требует доказательств. Но как это
    делать?
    На сегодняшний день существует немало
    методов тренировки внимания и памяти. Давайте
    разберемся , что такое внимание?
    Внимание – это способность человека
    сосредоточиться на определенных объектах и
    явлениях. Из окружающего мира на нас
    одновременно воздействует большое количество
    источников информации. Усвоить всю информацию
    невозможно, да и не нужно. Но выделить из нее
    полезную, значимую в данный момент – необходимо.
    Эту функцию психической деятельности и
    выполняет внимание. Выделяют 3 вида внимания:
    Непроизвольное.
    Произвольное.
    Послепроизвольное.
    Непроизвольное возникает как бы само собой, без
    усилий воли. В сознании детей фиксируется то, что
    эмоционально, значимо, имеет яркую окраску,
    необычную форму.
    С возрастом, в процессе игры, обучения и общения
    со взрослыми начинает формироваться произвольное
    внимание. Оно требует от ребенка волевых усилий.
    Приходится делать не то, что хочется, а то, что
    необходимо.
    В процессе игры, общения, работы может
    возникнуть интерес, увлеченность, которые обычно
    снижают волевое напряжение. В этом случае
    говорят о возникновении третьего вида внимания
    – послепроизвольного.
    Ни одно психическое явление невозможно вне
    связи со вниманием. Поэтому понятно значение
    внимания для развития всех психических
    процессов. Психологами установлена
    положительная связь между свойствами внимания и
    успехами в учении. Свойства внимания:
    Объем,
    Устойчивость,
    Распределение,
    Переключение,
    Сосредоточение.
    По тому, сколько объектов ребенок может
    удержать в своем сознании короткий промежуток
    времени, судят об объеме его внимания.
    Устойчивость внимания – это способность
    сохранить долгое время сосредоточенность в
    деятельности, способность отвлечься от всего
    постороннего. Противоположным устойчивости
    внимания является отвлекаемость внимания.
    Распределение внимания – это умение выполнять
    несколько видов деятельности в одно и то же
    время.
    Переключение внимания – это сознательный
    переход от одного объекта к другому. Быстрота
    переключения внимания зависит от индивидуальных
    особенностей каждого ребенка.
    Сосредоточение, устойчивость, переключение –
    это положительные свойства внимания.
    Невнимательность, рассеянность, отвлекаемость –
    отрицательные свойства.
    Положительные свойства внимания отражаются в
    таких особенностях поведения и внешнего вида,
    как спокойствие, сосредоточенность и
    устойчивость взгляда, устойчивое положение
    головы, устойчивость позы, твердость и
    уверенность речи.
    Отрицательные свойства внимания связаны с
    частой отвлекаемостью от основного дела,
    суетливостью, неуравновешенностью,
    беспорядочным многословием, бегающим взглядом,
    неуверенностью, тревожностью.
    Особенности внимания у детей 7-10 лет.
    У ребенка 7 лет преобладает непроизвольное
    внимание, основой которого является
    ориентировочный рефлекс. Ребенок еще не может в
    достаточной степени управлять своим вниманием.
    Это связано с тем, что преобладает
    наглядно-образный характер мыслительной
    деятельности. Всё свое внимание младший школьник
    направляет на новое, яркое, то есть на то, что
    бросается в глаза.
    Развитие произвольного внимания связано с
    развитием ответственного отношения к учению, с
    формированием самой учебной деятельности.
    Ученики внимательно работают лишь с интересным
    материалом. Любая деятельность подчинена общим
    правилам. Усваивая и учитывая их, ребенок
    начинает сознательно управлять своим вниманием.
    Самыми простыми средствами управления внимания
    ребенка является жесты, слово, наглядные образы.
    Объем внимания младших школьников меньше, чем у
    взрослых. Распределение внимания слабее. Младший
    школьник не может распределить внимание между
    разными видами работы, например, между чтением и
    слушанием товарища. У учащихся 1-ых классов
    небольшая устойчивость внимания, что можно
    объяснить слабостью процессов торможения.
    Устойчивость внимания первоклассников можно
    сохранить лишь в течение 30 минут. Для сравнения,
    учащиеся 3-их классов могут сохранить внимание
    непрерывно в течение всего урока. Но важно
    периодически менять вид работы. Первоклассник не
    может быстро переключить внимание с одного
    объекта на другой.
    На внимание существенное влияние оказывают
    индивидуальные особенности. У сангвиников
    кажущаяся невнимательность проявляется в
    чрезмерной активности. Сангвиник подвижен,
    разговорчив, но его ответы на уроке
    свидетельствуют, что он с классом. Флегматики и
    меланхолики пассивны, вялы, кажутся
    невнимательными. Но на самом деле сосредоточены.
    У некоторых детей причина невнимательности –
    леность мысли, у других – отсутствие серьезного
    отношения к учению, у третьих – повышенная
    возбудимость центральной нервной системы.
    Одной из главных проблем начальной школы
    является недостаточное развитие у школьников
    процессов произвольного внимания. В семьях этому
    тоже уделяется недостаточно внимания. А ведь
    произвольное внимание – это привычка,
    воспитание которой начинается в семье. Если
    ребенок не умеет длительное время заниматься
    одним и тем же делом, не умеет играть с игрушками,
    не имеет интересов и увлечений – все это может
    привести к несформированности произвольного
    внимания и, следовательно, к проблемам в учебной
    деятельности.
    Помните, внимание – это не раз и навсегда
    данное качество. Внимание можно и нужно
    развивать. И главными помощниками ребенку в этом
    могут стать его родители. Сегодня мы можем
    предложить вам эффективные средства развития
    внимания: игры и игровые упражнения. (Тренинг для
    родителей – Приложение 2)
    Подводя итог нашего разговора, предлагаем
    следующие рекомендации:
    Помогите нашим детям стать внимательными;
    Развивайте внимание детей, используя
    рекомендованные игры и подбирая их в литературе;
    Постарайтесь научить детей играть в шашки и
    шахматы;
    Учите детей быть наблюдательными – учим
    наблюдать изменения происходящие в мире, видеть
    незнакомое в знакомом, необычное в обычном.
    Рефлексия.
    – Сегодня на родительском собрании я понял (а),
    что внимание …
    Презентация

  9. Best Play Ответить

    Хорошая память, умение сконцентрироваться, внимательно слушать – все это необходимо для успешной учебы в школе. Однако дети часто страдают от невнимательности и рассеянности. И это приводит к неправильно выполненным заданиям и ухудшению показателей учебы в целом. Как исправить эту ситуацию?

    Причины невнимательности

    Как проявляется невнимательность? Обычно можно заметить следующие признаки:
    • ребенок испытывает трудности при изложении информации;
    • найти и исправить ошибки очень трудно;
    • тяжело даются текстовые математические задачи;
    • посторонние звуки сразу отвлекают от конкретной задачи;
    • ребенок не может установить причинно-следственную связь.

    Если вы увидели один или два признака, значит, школьнику необходимо помочь. Сам он не в состоянии решить эту проблему.

    Почему ребенок рассеян и не сконцентрирован? Причин может быть много. Вот основные из них:

    • слабое здоровье – организм борется с вирусами и сил на удержание внимания уже не хватает;
    • синдром дефицита внимания с гиперактивностью – ребенку с таким диагнозом трудно сосредотачиваться на чем-то долгое время;
    • большие эмоциональные и физические нагрузки – чем больше ребенок устает, тем меньше контролирует свое внимание;
    • в семье негативная эмоциональная обстановка – родители спорят и ругаются, и это отрицательно сказывается на школьнике;
    • ребенок не заинтересован в учебе – ему скучно, ведь есть много других интересных занятий;
    • у детей слабая нервная система – ребенок из-за этого не способен быстро переключаться и концентрироваться на каком-то виде деятельности;
    • родители не создают рабочую обстановку для ученика – нет своего стола, ребенка часто отвлекают разговорами.

    Все это можно постараться исправить, но придется приложить немало усилий.

    Как помочь ребенку?

    Конечно, если ребенку поставлен диагноз – СДВГ, то необходима консультация специалиста. Врач назначит соответствующее лечение и даст рекомендации, которые помогут справиться с проблемой.
    Если школьник часто болеет, значит, необходимо укреплять его иммунитет. Правильное питание, режим отдыха и учебы, закаливание, частые прогулки – вот, что поможет ребенку стать более крепким и здоровым. Что касается других причин невнимательности, тут нужны другие действия.
    Прежде всего, родители должны уделять ребенку больше внимания. Постарайтесь понаблюдать за тем, как школьник готовит домашнее задание, научите его проверять работу, помогайте ему в сложных моментах. Делайте все это доброжелательно, не критикуйте и не ругайте ребенка постоянно. Это только усугубит проблему. Если у школьника нет интереса к учебе, необходимо любыми путями привить этот интерес. С младшими учениками это сделать легко – рассказывайте что-то интересное про литературу, язык, математику и другие предметы. Если ребенок увидит, что урок – это не просто скучное выполнение заданий, но и получение новой занимательной информации, ему захочется учиться.
    Очень полезно составить план выполнения уроков и режим дня. Это поможет ребенку лучше ориентироваться во времени, не отвлекаться на посторонние дела и более ответственно относиться к своим задачам. Составляйте режим дня и план вместе с ребенком, учитывайте его мнение.
    Важно подготовить рабочее место ребенка. У школьника должен быть свой письменный стол, все лишнее необходимо с него убрать – игрушки, книги, телефон. И, конечно, следует создать рабочую обстановку, чтобы ученика ничего не отвлекало – телевизор, телефон, компьютер, разговоры.
    Спокойный домашний климат – еще один важный момент в решении проблемы. Общение должно быть доброжелательным, спокойным, избегайте ссор и выяснения отношений при ребенке.
    Все эти советы помогут выработать ответственность и развить желание учиться.

    Игры для внимания и памяти

    А еще обязательно нужно играть в специальные игры, которые тренируют память, способствуют концентрации внимания.
    Вот несколько полезных игр:
    • собирание пазлов;
    • игра с буквами – составить из длинного слова много коротких слов;
    • игры в шахматы и шашки;
    • игра – найди предмет. Необходимо выложить пять-семь предметов, ребенок должен их запомнить. Затем ребенок отворачивается, а взрослый убирает один предмет. Ребенок должен узнать, что пропало;
    • различные лабиринты и логические цепочки;
    • игра – «съедобное-несъедобное» (игра с мячиком);
    • различные детские карточные игры;
    • игра – найди отличия на двух похожих рисунках.

    Таких игр очень много в детских журналах. Хотя можно придумывать их и самостоятельно. Полезно также учить наизусть стихи, искать в тексте ошибки, описывать картину, используя как можно больше слов.
    Главное, заниматься с ребенком систематически, поощрять за успехи в школе и просто за старание, ведь оценки не сразу улучшатся.

  10. Дезмонт Ответить

    НЕВНИМАТЕЛЬНЫЙ РЕБЕНОК.
    Рекомендации для родителей по развитию внимания.
    Вам часто жалуются, что ребенок невнимательный, крутится – вертится на занятиях, недослушивает задание? Что ж давайте разберемся: что такое внимание и как Вы можете его развить у своего ребенка
    Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью. Нарушение каждого из перечисленных свойств приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка.
    Маленький объем внимания – это невозможность сконцентрироваться одновременно на нескольких предметах, удерживать их в уме.
    Недостаточная концентрация и устойчивость внимания – ребенку трудно долго сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его.
    Недостаточная избирательность внимания – ребенок не может сконцентрироваться именно на той части материала, которая необходима для решения поставленной задачи.
    Плохо развита переключаемость внимания – ребенку трудно переключаться с выполнения одного вида деятельности на другой. Например, если вы сначала проверяли, как ваш малыш запомнил стихотворение, а потом, заодно, решили проэкзаменовать его по математике, то он не сможет вам хорошо ответить. Ребенок допустит много ошибок, хотя и знает правильные ответы. Просто ему тяжело быстро переключиться с одного вида заданий на другой.
    Плохо развитая способность распределения внимания – неумение эффективно (без ошибок) выполнять одновременно несколько дел.
    Недостаточная произвольность внимания – ребенок затрудняется сосредоточивать внимание по требованию.
    Подобные недостатки могут быть устранены “упражнениями на внимание” в процессе специально организованной работы. Но и родители могут внести свою лепту, если будут использовать эти упражнения дома в свободной и непринужденной форме.
    Родителям и педагогам важно знать, что у дошкольников до 5 – 6  лет преобладает непроизвольное внимание. Оно имеет пассивный характер, навязывается ребенку извне и умело организовывается взрослыми. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном, в частой смене деятельности. Исследования показали, что более всего вызывает утомление ребенка словесная деятельность (заучивание стихов, устное объяснение и пр.). По данным физиологов, чаще всего дошкольники отвлекаются на эмоционально, а не информативно привлекательные объекты.
    Еще до начала обучения в школе у ребенка постепенно формируется произвольное внимание, которое предполагает тщательное выполнение всякого задания, как интересного, так и неинтересного. Оно требует от ребенка волевых усилий. Уровень развития произвольного внимания (объем внимания, его устойчивость, наличие внутреннего плана действий) во многом определяет успешность обучения ребенка в школе.
    Так, объем внимания влияет на овладение навыком счета, концентрация внимания необходима для овладения чтением, а для обучения письму нужно развитое распределение внимания. Устойчивость внимания дает возможность ребенку последовательно познавать предметы внешнего мира, не соскальзывая на посторонние связи, несущественные характеристики. Наличие устойчивого внимания является необходимым условием формирования внутреннего плана действия. Способность к внутреннему плану действий дает возможность ребенку оперировать в уме образами, понятиями, схемами.
    Для взрослых важно знать, что уже в дошкольном детстве наблюдаются индивидуальные различия в степени устойчивости внимания у разных детей.
    Устойчивость внимания зависит от нескольких причин:
    типа нервной деятельности ребенка;
    общего состояния организма;
    эмоционального состояния ребенка;
    наличия интереса к деятельности;
    условий, в которых занимается ребенок.
    Нервные и болезненные дети чаще отвлекаются, чем спокойные и здоровые. В тихой и спокойной обстановке ребенок будет отвлекаться меньше, чем в комнате, где работает телевизор или идет оживленный разговор. Сердитый или расстроенный малыш менее способен к внимательной работе.
    Возьмите на себя руководство вниманием ребенка, вовлекайте его в разные виды деятельности, освещая их привлекательные стороны. Помните, что наиболее привлекательно для ребенка то, что наглядно, эмоционально, неожиданно.
    Универсальное средство организации внимания – это речь. Выполняя задание, старшие дошкольники часто проговаривают инструкцию вслух. Так, слово в виде инструкции или требования взрослого помогает ребенку управлять своим вниманием. Наиболее эффективной будет пошаговая инструкция: сначала ребенку говорят все задание, а при выполнении – дают его планомерно по частям (шагам). Такая инструкция организует внимание ребенка и будет способствовать планированию его деятельности.
    Давая задание ребенку, помните, что ваша инструкция должна быть конкретной, пошаговой, понятной, исчерпывающей.
    Если вы хотите, чтобы ребенок был внимателен при выполнении заданий, позаботьтесь о хорошем физическом самочувствии малыша и его настроении. Создайте в комнате, где он занимается, тишину, сократите количество отвлекающих факторов: громких звуков, эмоциональной речи, ярких картинок и игрушек, интересных журналов и книг, движущихся объектов.
    Отвлекать ребенка могут внешние раздражители и внутренние, такие как собственные эмоциональные состояния или посторонние ассоциации. Ребенку нужно выработать механизм “борьбы с помехами” и ориентировать его на завершение основной деятельности.
    Для этого давайте ребенку такое задание, для выполнения которого требуются усилия, чуть превосходящие потенциал ребенка. Слова, тормозящие отвлечения детей, не должны носить негативной окраски (“Не отвлекайся!”, “Не смотри по сторонам!”, “Не трогай машинки!»). Более удачным вариантом могут быть высказывания: “Давай закончим строчку”, “Сейчас закрасим шапочку и поиг-раем”, “Посмотри, тебе осталось написать две буквы!”.
    Развитию устойчивости внимания будет способствовать наличие у ребенка хобби, увлечения, дела, которое ему особенно интересно. Сосредоточивая свое внимание на нем, малыш будет приобретать опыт все более высокой степени концентрации внимания. Концентрация внимания предполагает такую сосредоточенность на своем деле, что все происходящее вокруг не замечается.
    Развивая внимание детей,  важно помнить, что прерывание деятельности истощает психические ресурсы ребенка. Истощающий эффект прерываний сильно сказывается в результате многократных прерываний, когда требуется вновь и вновь возвращаться к первоначальной деятельности. Подавляющее большинство детей в условиях многократного прерывания деятельности совсем не могут работать.
    Приемам осознанного переключения внимания ребенка можно специально обучать. Переключение облегчается, если взрослые расскажут малышу о том, что ему предстоит сделать, от чего следует отвлечься, когда нужно остановиться и начать новый вид деятельности. Так, занимаясь и сделав небольшой перерыв для отдыха, малыш с трудом возвращается к работе. Также дошкольнику трудно осознать конец того или иного этапа работы, этот момент тоже можно обозначить каким-нибудь наглядным знаком. Переключаемость внимания – это перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Это свойство внимания особо востребуется в обучении, помогает быстро ориентироваться в любой обстановке, в том числе и в ситуации школьного урока.
    Важно помнить, что распределение внимания зависит от физиологического и психологического состояния ребенка. При утомлении, выполнении трудных заданий оно обычно снижается. Особенно это заметно при обучении ребенка письму.

  11. Mandarintv Ответить

    Дети, имеющие подобный диагноз, отличаются избыточной двигательной активностью, импульсивностью, слабой концентрацией внимания, высокой отвлекаемостью. Трудности с удержанием внимания, как правило, ярко обнаруживаются задолго до поступления в школу. Ситуация же школьного обучения лишь усугубляет проблемы. От родителей таких детей требуется предельное терпение. Они должны осуществлять свою воспитательную практику в тесном контакте с медиками, педагогами и психологами, поскольку дети с синдромом дефицита внимания нуждаются в специальной комплексной помощи.

    Хронические заболевания, общая болезненность ребёнка

    Дети, имеющие слабое здоровье, отличаются высокой утомляемостью, низкой работоспособностью. Сниженная функция их внимания может быть обусловлена общим ослаблением организма. Такие дети нуждаются в обязательном соблюдении режима, дозировании нагрузок, отдыхе (желателен дневной сон). При соблюдении этих условий, уменьшающих влияние физических и физиологических ограничений, такие дети станут более усидчивыми и внимательными.

    Индивидуальные особенности нервной системы

    Для учащихся с сильной и подвижной нервной системой более характерно внимание устойчивое, хорошо переключаемое. Учащимся со слабой нервной системой, напротив, свойственно неустойчивое, плохо переключаемое внимание. Зная основные особенности нервной системы ребёнка, родители могут помочь ему в развитии таких качеств и навыков внимания, которые поддаются тренировке: навыков поддержания внимания, его переключения. Чтобы это понять, нужно обратиться к психологу, невропатологу.

    Переутомление и перегрузки

    Обычно рабочий день школьника не ограничивается рамками учебных занятий, а включает в себя посещение разнообразных кружков, секций, студий и пр. Нередко график школьника расписан с утра до вечера столь плотно, что он едва-едва успевает подготовить домашнее задание. Времени на полноценный отдых при этом практически не остаётся, дети плохо высыпаются. Физические, психологические, информационные перегрузки неизбежно приводят к снижению работоспособности, повышению невнимательности и рассеянности. Необходимо научиться оставлять время на отдых, игры. Возможно, придётся убрать из расписания какие-то внешкольные занятия.

    Возрастные ограничения в развитии внимания

    Внимание детей младшего школьного возраста может быть недостаточно совершенным в силу возрастных особенностей. Не найти, пожалуй, ни одного младшего школьника, в тетрадях которого время от времени не встречались бы так называемые ошибки “по невнимательности”. Следует понять, что это нормально. На протяжении обучения в начальной школе внимание будет постепенно тренироваться, развиваться, будет увеличиваться его объём. К 9-10 годам дети становятся способны достаточно хорошо концентрироваться на том, что делают.

    Ребёнку неинтересно

    Как правило, речь о невнимательности детей заходит тогда, когда от них требуется выполнение чего-то для них “недостаточно значимого”. Нередко это именно учёба. А играть, смотреть телевизор, заниматься компьютером они могут до бесконечности. Пробудить у ребёнка интерес и к школьным занятиям – задача для родителей непростая. Требуется терпение и искренний интерес к жизни малыша, его занятиям. Его нужно вовлекать в “нужную” деятельность ненавязчиво, без ремня и порки. Как справедливо отмечают авторы полезной для родителей книжки о внимании школьников О. Ю. Ермолаев, Т. М. Марютина и Т. А. Мешкова: “Мало кто из взрослых задумывается над тем, что, предлагая ребёнку искать грибы, собирать на берегу реки камешки, выбирать нужные детали мозаики или конструктора, они тем самым способствуют тренировке внимания”.
    Это процесс длительный. Но необходимый для полноценного психического развития.

    Развитие концентрации внимания

    Основной тип упражнений – корректурные задания, в которых ребёнку предлагается находить и вычёркивать определённые буквы в печатном тексте. Такие упражнения позволяют ребёнку почувствовать, что значит “быть внимательным”, и развить сосредоточенность. Эта работа должна проводиться ежедневно (по 5 минут в день) в течение 2-4 месяцев. Очень хорошо и полезно использовать упражнения на воспроизведение последовательности букв, цифр, геометрических узоров, движений и пр.

    Увеличение объёма внимания

    Упражнения основаны на запоминании числа и порядка расположения ряда предметов, предъявляемых для разглядывания на несколько секунд. По мере овладения упражнением число предметов постепенно увеличивается.

    Тренировка распределения внимания

    Основной принцип упражнений: ребёнку предлагается одновременное выполнение двух разнонаправленных заданий (например, чтение рассказа и подсчёт ударов карандаша по столу, выполнение задания и прослушивание пластинки с записью сказки и т. п.).

    Навыки переключения внимания

    Разнообразные игры и упражнения на развитие внимания широко представлены в психолого-педагогической литературе. Основное условие, которое необходимо соблюдать родителям, состоит в том, что занятия с ребёнком должны носить систематический характер. Задания на развитие внимания можно предлагать детям в форме игр, соревнований и проводить не только в обязательно отведённое для этого время, но и как бы между прочим, например, по дороге в магазин, на прогулке, во время приготовления ужина и т. д.

    Смотрите также:

    Сколько развлечений выдержит детская психика? >
    С 5 до 7 лет. Маленький моторчик >
    Школьник – опасная профессия >

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *