Оценка или отметка в школе как правильно?

11 ответов на вопрос “Оценка или отметка в школе как правильно?”

  1. craced Ответить

    Система оценки достижения предметных результатов освоения
    Основной образовательной программы основного общего образования
    (по новым ФГОС)
    1-е правило: «Оценка результата и отметка»
    Оцениваем предметные результаты.
    Результаты ученика  это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач. Отдельные действия, прежде всего успешные, достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки (знака). Иными словами, оцениваться может всё, фиксируется отметкой только демонстрация умения по применению знаний (решение задачи).
    Оценка −
    это словесная характеристика результатов действий («молодец», «оригинально», «а вот здесь неточно, потому что…»)
    Отметка −
    это фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы (цифровой балл в любой шкале, любые другие цветовые, знаковые шкалы)
    Оценивать можно любое действие ученика (особенно успешное): удачную мысль в диалоге, односложный ответ на репродуктивный вопрос и т.д.
    Отметка ставится только за решение продуктивной учебной задачи, в ходе которой ученик осмысливал цель и условия задания, осуществлял действия по поиску решения (хотя бы одно умение по использованию знаний), получал и представлял результат.
    Можно в конце урока предложить всему классу определить, какие гипотезы оказались наиболее точными, интересными, помогли найти решение общей проблемы. Авторы этих гипотез коллективным решением могут поощряться: им даётся оценка и(или) ставится отметка «отлично» (решение задачи повышенного уровня) на то умение, по которому формулировалась проблема урока.
    ^ 2-е правило: «Самооценка».
    Оценку определяют учитель и ученик сообща!
    На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их.
    После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право изменить эту оценку (отметку), если докажет, что она завышена или занижена.
    Для адекватного оценивания ученик должен научиться отвечать на вопросы о целях и результатах своей работы, то есть освоить алгоритм самооценки.
    ^ Алгоритм самооценки (вопросы, на которые отвечает ученик):
    1 . Что нужно было сделать в задаче (задании)? Какова была цель, что нужно было получить в результате?
    ^ 2. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
    3. Справился полностью правильно или с ошибкой? Какой, в чём? Для ответа на этот вопрос ученику нужно: либо получить эталон правильного решения задачи и сравнить с ним своё решение; либо руководствоваться реакцией учителя и класса на собственное решение – исправляли ли какие-то его шаги, приняли ли его конечный ответ.
    4. Справился полностью самостоятельно или с помощью (кто помогал, в чём)?
    К указанному выше алгоритму самооценки можно добавлять другие вопросы, в том числе про отметку, которую ставит себе ученик. Начиная со 23-го класса к этому алгоритму могут быть добавлены вопросы.
    Продолжение алгоритма самооценки:
    5. Какое умение развивали при выполнении задания?
    6. Каков был уровень задачи (задания)?
    Такие задачи мы решали уже много раз, понадобились только «старые», уже усвоенные знания? (Необходимый (базовый) уровень)
    В этой задаче мы столкнулись с необычной ситуацией (либо нам нужны уже усвоенные знания в новой ситуации, либо нам нужны новые знания по теме, которую только сейчас изучаем)? (Повышенный (программный) уровень)
    Такие задачи мы никогда не учились решать ИЛИ нужны знания, которые на уроках не изучали? (Максимальный(необязательный) уровень)
    7. Определи уровень успешности, на котором ты решил задачу.
    8. Исходя из своего уровня успешности, определи отметку, которую ты можешь себе поставить.
    ^ 3-е правило: «Одна задача – одна отметка».
    За каждую группу заданий (задач), показывающую овладение конкретным умением, определяется и по возможности ставится отдельная отметка. Ученик дважды на уроке решал разные задачи (выполняя задания на разные умения) – ставятся две отметки.
    За контрольную работу может выставляться две отметки: одна за необходимый (базовый) уровень и повышенный (программный) уровень, другая за максимальный (необязательный) уровень.
    ^ 4-е правило: «Право отказа от отметки и право пересдач».
    При изучении нового материала (текущем контроле) отметка ставится только по желанию ученика.
    ^ За задачи, решённые при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он ещё только овладевает умениями и знаниями по теме и имеет право на ошибку. Порядок действий:
    1-й шаг: Закончен ответ ученика по решению задачи на новый материал.
    2-й шаг: Проведён диалог по оценке и самооценке этого ответа (возможно – краткий, в две реплики).
    3-й шаг. В конце диалога совместно учителем и учеником определена и названа отметка, которую заслуживает данный ответ.
    4-й шаг: Следует вопрос учителя ученику: «Ты хочешь, чтобы эта отметка была выставлена в журнал?»
    5-й шаг: Если ученик отвечает «да», учитель выставляет отметку. Если «нет», не выставляет, но уточняет: «Ты понимаешь, что на проверочной работе такое решение заслуживает именно такой отметки?»
    Если ученика не устраивает полученная отметка (за задание текущего и работу тематического контроля), он имеет право пересдать соответствующий материал один раз в течение недели (исключение  в случае болезни ученика или учителя). Такой срок назначается, чтобы не происходило наслаивание одного материала на другой. Им может быть пересдана работа целиком или только то задание, с которым он не справился. Решение об этом принимает учитель.
    ^ Принятие решения о пересдаче работы
    1-й шаг. Учитель заранее оговаривает с учениками порядок реализации их права на пересдачу: когда и как это можно делать.
    2-й шаг. После проверки работы учитель раздаёт тетради с отметками.
    3-й шаг. Учитель кратко разбирает наиболее типичные ошибки, не называя учеников, которые их допустили.
    4-й шаг. Ученики просматривают свои работы, могут аргументированно оспорить выставленную учителем отметку (см. правило самооценки), осмысливают, что именно у них получилось не так (если были ошибки).
    5-й шаг. Учитель напоминает: «Кто не справился с каким-либо заданием (работой) – могут их пересдать!» и спрашивает: «Кого не устраивает уровень, который вы продемонстрировали в данном задании (работе), кто хочет воспользоваться правом пересдачи?» Каждый ученик принимает решение – будет он пересдавать или нет. Учитель объявляет или напоминает сроки и порядок пересдачи.
    ^ Организация процесса пересдачи контрольной работы
    1-й шаг. Ученики, которые решили пересдавать материал, должны подготовиться: выполнить работу над ошибками или задания на соответствующие умения (из рабочей тетради, проверочных и т.п.). Если учитель сочтёт необходимым, он может потребовать от ученика показать выполненную работу.
    2-й шаг. Учитель выдает ученику тот же вид задания (на то же умение), но из другого варианта работы или всю работу целиком (другой вариант).
    3-й шаг. Если ученик выполняет лучше, чем в работе, прежняя отметка из классного журнала удаляется и на её место ставится более высокая. Если улучшить результат пока не удаётся, то сохраняется прежняя отметка. По окончании срока пересдачи может остаться «2».
    4-й шаг. Если ученик не пришёл или не подготовился и не смог воспользоваться своим правом пересдачи, рекомендуется (если нет особых обстоятельств, например, болезнь ученика) жёстко соблюдать общее условие – сохранять полученную ранее отметку. Только в этом случае ученик поймёт, что имеющееся у него право налагает на него и ответственность за его использование.
    ^ 5-е правило: «Уровни успешности».
    Критерии оценивания результатов учеников
    Критерии трёх уровней успешности универсальны для всех ситуаций оценивания.
    ^ Необходимый (базовый) уровень– решение типовой задачи, когда используются отработанные действия и усвоенные знания  «хорошо».
    Повышенный (программный) уровень– решение нестандартной задачи − действие в новой, непривычной ситуации и (или) использование новых знаний по только изучаемой теме  «отлично».
    ^ Максимальный (необязательный) уровень  решение задачи по материалу, не изучавшемуся в классе − «превосходно» (вторая отметка в тематическом контроле).
    Однако существует своя специфика при оценке предметных, метапредметных и личностных результатов и при формировании накопительной оценки в «Порфолио достижений».
    ^ Перевод оценки по уровням успешности в предметную отметку
    На основании продемонстрированного уровня успешности (оценки-характеристики) определяется предметная отметка в 5-балльной шкале «традиционных отметок», соотнесённая с уровнями успешности с помощью «+», которые нельзя выставить в официальный журнал, но можно проговорить, объяснить ученику отличия.
    ^ Уровни успешности
    5-балльная шкала
    Не достигнут необходимый (базовый) уровень
    Не решена типовая, много раз отработанная задача
    «2»  ниже нормы, неудовлетворительно
    Необходимый (базовый) уровень
    Решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные умения и уже усвоенные знания
    «3»  норма, удовлетворительно.
    ^ Частично успешное решение (с незначительной, не влияющей на результат ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения)
    «4» хорошо.
    Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно)
    ^

    Повышенный (программный) уровень

    Решение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить новые знаний по изучаемой в данный момент теме, либо уже усвоенные знания и умения, но в новой, непривычной ситуации
    «4»  близко к отлично.
    Частично успешное решение (с незначительной ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения)
    «5»  отлично.
    Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно)
    ^

    Максимальный (необязательный) уровень

    Решение задачи по материалу, не изучавшемуся в классе, где потребовались либо самостоятельно добытые новые знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения
    «5»
    ^ Успешное решение
    Определение четвертных оценок и отметок по предмету
    Четвертная ОЦЕНКА
    выражается в словесной (устной) характеристике уровня развития ученика: какие предметные действия и на каком уровне он смог продемонстрировать в ходе решения задач по темам данной четверти;
    главное внимание при этом уделяется сравнению с уровнем самого ученика на предыдущих этапах, подчёркивается продвижение и выделяются действия, развитие которых необходимо продолжить в будущем;
    оценку-характеристику на каждого ученика в конце четверти УЧИТЕЛЬ ЗАПИСЫВАТЬ НЕ ДОЛЖЕН!
    ^ Четвертная ОТМЕТКА
    высчитывается как среднее арифметическое, так как это единственное объективное и понятное ученику правило, только при этом условии ученик может контролировать действия учителя и самостоятельно заранее прогнозировать свою четвертную отметку;
    для определения среднего балла должны учитываться отметки за все темы, изученные в данной четверти: текущие отметки, выставленные с согласия ученика, обязательные отметки за задания проверочных и контрольных работ с учётом их пересдачи;
    среднее арифметическое высчитывается по отметкам, выставленным в классный журнал.

  2. OPT Ответить

    Зачастую источником школьных конфликтов «учитель- родитель» являются отметки, которые выставляет учитель школьнику за устные ответы и письменные работы, за четверть, полугодие, год. При этом предметом конфликта может стать мнение родителей, что учителя ставят ребенку отметки необъективно, придираются к нему, начинают травить его, если родители обращаются за разъяснениями к классному руководителю, администрации или в вышестоящую организацию.
    Подобных конфликтов можно избежать или свести их к минимуму, если следовать нормам действующего законодательства.
    Оценка и  отметка 
    Оценить — значит установить качество умений и способностей школьника. Оценка школьника — это процесс оценивания, осуществляемый учителем. К оценке предъявляются такие педагогические требования как систематичность, объективность, педагогический такт учителя, индивидуальный подход.
    Отметка – это числовое или словесное выражение оценки в цифрах, буквах или иным образом.
     Кто оценивает и ставит отметку ученикам Квалификационной характеристикой, утвержденной приказом Mинздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н, определено, что контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе, оценивает эффективность и результаты обучения школьников с учетом освоения знаний, овладения умениям и навыками с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся), осуществляет учитель.
    Согласно ст. 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года №273-ФЗ (далее — Закон) педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой. Вместе с тем в соответствии со ст.47 Закона учитель имеет право на свободу выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания, творческую инициативу и свободу от вмешательства в его профессиональную деятельность.
    Следовательно, оценивать эффективность и результаты обучения школьников, ставить им отметки за устные ответы, контрольные работы, четверть, полугодия, за год, по итогам промежуточной аттестации входит в обязанности учителя.
    Компетенция образовательной организации
    Выставление отметок ученикам за устные ответы, контрольные работы, четверть, полугодия, за год, по итогам промежуточной аттестации на федеральном уровне  отнесено Законом (ст.28) к компетенции образовательной организации,  в которую входят в том числе:
    — обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования;
    — осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения;
    — индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ;
    — обеспечение реализации в полном объеме образовательных программ, соответствия качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствия применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастными, психофизическими особенностями, склонностями, способностями, интересами и потребностями обучающихся.
    Законом также предусмотрены и меры ответственности:
    — за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
    — за нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
    Об оценивании и выставлении отметок обучающимся  Согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 обучение в 1 классе проводится без балльного оценивания обучающихся.
    Приказом Минобрнауки России от 14 февраля 2014 г. N 115 установлено, что:
    — итоговые отметки за 9 класс по русскому языку, математике и двум учебным предметам, сдаваемым по выбору обучающегося, определяются как среднее арифметическое годовой и экзаменационной отметок выпускника и выставляются в аттестат целыми числами в соответствии с правилами математического округления.
    — итоговые отметки за 9 класс по другим учебным предметам выставляются на основе годовой отметки выпускника за 9 класс;
    — итоговые отметки за 11 класс определяются как среднее арифметическое полугодовых и годовых отметок обучающегося за каждый год обучения по образовательной программе среднего общего образования и выставляются в аттестат целыми числами в соответствии с правилами математического округления.
    В образовательной организации в  соответствии с установленной Законом компетенцией  должны быть:
    — в уставе организации отражены вопросы оценки и контроля качества образования;
    — разработана внутришкольная система оценки качества образования;
    — определена система оценки знаний обучающихся: пятибалльная или какая либо другая (при наличии системы оценивания отличной от пятибалльной должна быть шкала перевода);
    — разработаны и приняты локальные акты, согласно которым выставляются текущие отметки, отметки за четверть, полугодие, год и в которых содержится подробная инструкция по выставлению этих отметок (как правило, в них прописываются критерии выставления отметок от единицы до пятерки за устные ответы, письменные, творческие работы,, порядок выставления отметок за контрольные работы, условия оценивания в случае пропуска занятий, сроки для оспаривания оценки с момента сообщения об отметке и т.д.);
    — принято Положение о промежуточной аттестации, в котором указаны порядок и формы её проведения, подготовки проверочных материалов, критерии выставления отметок, состав и полномочия комиссии для повторной аттестации, содержатся указания на порядок пересмотра отметок и др.;
    — разработан план внутришкольного контроля, в том числе и контрольно-оценочной деятельность деятельности педагогов.
    Локальные акты организации должны быть размещены на школьном сайте, а родители с ними должны быть ознакомлены.
    Кроме этого, учителя должны разъяснить родителям особенности оценки знаний обучающихся по своему предмету.
    Отсутствие таких документов и разъяснений учителей позволяет учителям поступать по своему усмотрению, и, конечно, вызывает у родителей сомнения в объективности школьной отметки.
    Что должны учитывать родители
    Родителям следует обратить внимание, что Законом (статьи 43, 58) определено, что обучающиеся обязаны добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы, а в случае возникновения академической задолженности обязаны ликвидировать её.
    Согласно Закону родители несовершеннолетних обучающихся обязаны обеспечить получение детьми общего образования. При этом  они имеют право защищать права и законные интересы обучающихся, знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных Законом и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. Таким образом, Закон не только обязывает, но и защищает права учителей и родителей.
    Если родители убеждены, что учитель неправ
    Если у родителей возникают сомнения в объективности оценки знаний ребенка, то они могут воспользоваться предоставленными им Законом (статья 45) правами и обжаловать отметку.
    Для этого надо:
    1. Ознакомиться с локальными актами школы о системе оценивания и определить, соответствуют ли действия педагога принятым в школе требованиям. Если в локальных актах школы прописан порядок пересмотра отметок – воспользоваться процедурой, которая предусмотрена в нем.
    2.Побеседовать с учителем и заслушать его аргументацию.
    3.Если действия педагога не соответствуют требованиям локальных актов школы о выставлении отметок либо в локальных актах этот случай не предусмотрен, но родители убеждены, что учитель был неправ, написать заявление (жалобу) на имя директора школы или в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в которой высказать просьбу о пересмотре отметки с изложением собственных аргументов.
    Обратим внимание, что решение Комиссии обязательно для всех участников образовательных отношений.
    4.Также родители могут воспользоваться и иными не запрещенными законодательством РФ способами защиты прав и законных интересов обучающихся. Например, обратиться в органы управления организацией, суд.
    Учителю не следует давать поводов для конфликтов
    Для того, чтобы у родителей не возникало оснований в объективности полученных учеником отметок, учителю необходимо придерживаться известных педагогических требований, например:
    — в начале учебного года ознакомить обучающихся и их родителей с системой текущего контроля, принятыми нормами оценки за письменные, лабораторные работы и другие виды оценивания, за устные ответы по предмету;
    — разъяснить ученикам понятным для них языком критерии оценки проводимых проверочных и контрольных работ, зачетов, тестов;
    — объективно оценивать знания учеников, обосновывая оценку понятным для них языком;
    — предоставлять ученикам возможность оспорить отметку, привести свои обоснования;
    – не выставлять текущую отметку за поведение обучающегося на уроке или на перемене, за отсутствие у обучающегося необходимых учебных материалов, формы, письменного домашнего задания, за работу, которую обучающийся не выполнял, потому что отсутствовал на уроке, на котором эта работа проводилась;
    — информировать родителей об успеваемости ученика в установленном локальным актом школы порядке.
    Вместе с тем каждый человек, в том числе и родитель, и учитель, индивидуален. Поэтому даже соблюдение всех требований законодательства не исключает возможности возникновения конфликтных ситуаций. Наличие же нормативной базы и соблюдение учителем педагогических требований при оценивании обучающихся позволят успешнее разрешать конфликтные ситуации.
    Уважаемые родители и учителя! Конфликтуя между собой, не забывайте, что главное не ваши амбиции, а ребенок, его благополучие, успешность и здоровье.
    Также в блоге
    «Кто и как осуществляет федеральный государственный контроль качества образования»»
    Родители и учитель: союзники, противники, партнеры?»
    «Обязана ли школа организовать дополнительные занятия со школьниками, пропустившими уроки по болезни»
    «Ликвидация академической задолженности школьником по закону об образовании»
    «Возможно ли исключить ученика из школы за плохую успеваемость?»
    «Могут ли родители посещать уроки учителей?»

  3. FreeHold Ответить

    Что не так с отметками в школе?

    Принятый ещё в 2009 году Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), на основе которого работают все государственные российские школы, составлен по принципам развивающей системы обучения. Согласно ему, в задачи ученика входит не зазубривание конкретных параграфов и знание таблицы умножения, а «…формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности — умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебной деятельности».
    В стандарте также есть «портрет выпускника начальной школы», где, помимо знаний, речь идёт о личных характеристиках. Составители ФГОС видят идеального школьника таким:
    «уважающим и принимающим ценности семьи и общества»;
    «любознательным, активно и заинтересованно познающим мир»;
    «владеющим основами умения учиться, способным к организации собственной деятельности»;
    «готовым самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом»;
    «доброжелательным, умеющим слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение»;
    «выполняющим правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни».
    Возникает логичный вопрос: как оценить по существующей пятибалльной шкале любознательность ребёнка или его умение слышать собеседника? При заявленных стандартах образования школам до сих пор никто не предложил систему, которая позволяла бы отразить движение ученика или оценить его способности.
    Чтобы продолжить разговор, давайте ещё раз проговорим важное различие: оценка или отметка? Тут всё очень просто: оценкой называют сам процесс, когда сравнивают знания учеников. А вот отметка — это количественная мера оценки, чаще всего цифра или буква. Какие отметки сейчас ставят в российских школах?

    Почему оценивают по пятибалльной шкале?


    Метод оценивания, когда ученик проходит какой-то материал, а затем сдаёт по нему экзамен и получает отметку, называется «итоговый». Его часто критикуют за то, что у школьников нет возможности повлиять на конечный результат. Кроме того, плохая отметка всякий раз указывает ученику на его неполноценность в чём-то, заставляет нервничать и точно не способствует прогрессу.
    Привычную нам пятибалльную шкалу Министерство народного просвещения Российской империи утвердило ещё в 1837 году. Её же применяли и в Советском союзе.
    1 — слабые успехи;
    2 — посредственные;
    3 — достаточные;
    4 — хорошие;
    5 — отличные.
    Со временем пятибалльная шкалах усохла до трёхбалльной — сегодня в большинстве школ единицы или двойки не ставят. Конечно, в некоторых используют свою шкалу оценивания, но это скорее исключения. Например, в Москве ещё в 2016 году официально разрешили ставить отметки по 10-балльной, 100-балльной или вообще буквенной шкале.
    Илья Новокрещёнов, начальник Управления развития кадрового потенциала системы образования Департамента образований и науки города Москвы, экс-директор московской школы «Покровский квартал»:
    Существующая система оценивания выполняет роль системы координат, благодаря ей ученик может понять, куда и с какой скоростью он движется, каковы его результаты. Без подобного ориентира учёба может превратиться в самообман. Эта же система позволяет сравнить свои результаты с одноклассниками.
    На мой взгляд, неправильно дезориентировать ребёнка, никогда не сравнивая его с другими
    Он должен понимать, что конкуренция сопровождает нас везде: когда мы предъявляем результаты ЕГЭ при зачислении в вуз, вместе с другими кандидатами общаемся с потенциальным работодателем.
    Но пятибалльная шкала репрессивна по отношению к ученику, потому что она не оставляет права на ошибку. Итоговые отметки выводят из средней взвешенной или средней арифметической, а значит, каждая неудача, даже если она исправлена, всё равно влияет на итог.
    По факту оценки 1 не существует, а 2 — это не отметка в полном смысле, она скорее говорит об отсутствии результата, а в трёх баллах педагогу, конечно, довольно тесно.
    Марина Пинская, ведущий научный сотрудник Центра социально-экономического развития школы Института образования Высшей школы экономики:
    Когда мы попытаемся понять, что делать с системой оценивания, нужно ответить на вопросы «Для чего мы оцениваем?», «Что мы хотим получить в результате?». Например, хотим узнать, освоили ли дети материал. Мы можем создать тест и понять это по его результатам. Так можно проверять не обязательно знания, но и многое другое — умеют ли дети пользоваться микроскопом, могут ли провести лабораторную работу.
    ЕГЭ как раз существует, чтобы ответить на вопрос «Научились ли дети тому, чему мы их учили?». И тут всё в полном порядке, отменять его не нужно. Главное, чтобы такие тесты и экзамены не перегружали детей, не были постоянными. Но если у ученика что-то не получается, мы хотим знать об этом не после экзамена, а своевременно. Поэтому будет ли пятибалльная шкала или какая-то другая в школе — это не важно. Она должна быть другой по своей сути.

    Почему формирующую систему, придуманную ещё Выготским, применяют в Финляндии, а не в России?


    О неэффективности итоговой системы оценивания писал ещё в начале XX века один из основоположников отечественной детской психологии Лев Выготский. Учёный считал, что важнее оценивать не результат, а прогресс и уровень развития ребёнка. Но развивающие системы так и не получили широкого распространения ни в СССР, ни в России. Одна из проблем — кадры.
    Учителя в них должны быть более самостоятельным, не бояться экспериментировать, а это часто противоречит самой системе устройства школы
    При этом развивающую и личностно-ориентированную систему школьного образования, где привычная система оценивания уступает проектной или формирующему оцениванию, сейчас активно внедряют во многих странах.
    Именно так сделали в Финляндии во время реформы среднего образования в 2014 году. Эксперты вдохновлялись идеями Выготского и его коллег, и сегодня система этой северной страны считается одной из лучших в мире. Отметки здесь не ставят до 12 лет, при этом школьники не сдают ни экзамены, ни тесты. (Что? Да!) Вместо этого учителя используют формирующее оценивание. Оно лучше вовлекает ученика в процесс и даёт обратную связь, чтобы увидеть, как можно улучшить собственный результат.
    Преподаватели оценивают не то, что получилось, а прогресс ученика. Такая система учит планировать и понимать способы получения знания, улучшает мотивацию, воспитывает умение оценивать себя самого, развивает способность к рефлексии.
    Школа Saunalahti в финском городе Эспоо / Фото: Verstas Architects (Andreas Meichsner)
    Марина Пинская:
    Формирующий тип оценивания сейчас считается передовым. Его главный принцип — не только узнать, что выучили дети, а ещё и что делать дальше. Если ученик не освоил материл, важно понять, почему так произошло. Для этого необходим инструмент, который определит, чего не хватает. И, главное, — какой нужен следующий шаг? Этого в школе пока нет.
    Поэтому должны появиться инструменты формирующего оценивания и другие оценивающие стратегии, которые направлены не только на контроль, но и на помощь в изучении дисциплины.
    Система оценивания должна отвечать на три вопроса:
    Где сейчас находится ученик?
    Куда он должен прийти?
    Как это лучше сделать?
    В Москве такую систему поддержали в школах международного бакалавриата. В своё время её пытались популяризировать. Есть простая книжка и курсы, по которым мы работаем с будущими учителями, но массовой практики пока нет.
    Ещё один важный аспект — обратная связь. Учитель может сказать ученику, что лучше делать дальше и как менять подход. И наоборот, ребёнок говорит преподавателю: это я понимаю, это умею, вот это непонятно, и вам нужно объяснить по-другому. Он помогает понять, как его лучше учить и как лучше выстроить пространство, где он учится. И точно так же эта обратная связь существуют между всеми. Ученики вместе решают какую-то задачу, помогают, обмениваются информацией, оценивают друг друга, чтобы дать подсказку.

    На что заменить тройки и пятёрки?


    Илья Новокрещёнов:
    В России много интересных систем оценивания. У них всех есть общие принципы. Во-первых, они должны быть критериальными, когда ребёнок понимает, что конкретно получилось или нет. Она должна быть накопительной, когда учитываются только достижения. Оценки должны стать многомерными, чтобы в зоне внимания были не только предметные результаты, но и самые разные достижения школьников — в спорте, общественной активности и так далее. И у всех таких систем должна быть шкала перевода оценок в нашу общероссийскую систему.
    Например, при защите группового проекта каждый ребёнок демонстрирует огромное количество приобретённых за время подготовки этого проекта компетенций: и умение работать в команде, и умение грамотно формулировать свои мысли, работать с информацией и многое другое. Как грамотно это оценить?
    Здесь важна многомерность, когда друг на друга накладываются экспертная оценка учителя, самооценка ребёнка, оценка членами его рабочей группы, иногда родителей. И в тех местах, где все эти оценки совпадают, можно с известной долей правдоподобности утверждать, что то или иное умение у ребёнка сформировано им самим и проявлено.
    Марина Пинская:
    Мы можем отменить пятибалльную шкалу и ввести двенадцатибалльную, но ничего не изменится, пока нет цели — оценивать так, чтобы это помогало учиться, а не просто контролировало.
    Нам часто говорят, что родители хотят видеть оценки. Дескать, в их время тоже были двойки, тройки, четвёрки и пятёрки. Если это так, то нужно объяснить, как человек учится и какого балла можно было бы ожидать при привычной родителям системе.
    Со временем для них станет важнее, чему ребёнок учится и где он находится, куда он должен прийти. Достиг высокого уровня — супер, достиг среднего — замечательно. Он всё равно проделал большой путь. Мне кажется, когда всё открыто и понятно, оценки становятся более осмысленными.
    Есть такой хороший инструмент оценивания, как портфолио. У ученика и его родителей в личном кабинете находится информация обо всех работах. Они видят: в первой ничего не получилось, вторая — чуть получше, пятнадцатая — супер.
    Я вижу прогресс, и мне становится понятно, как учится тот или иной ребёнок. В этом случае не нужны ни двойки, ни тройки, ни пятёрки
    Чтобы отвечать перед внешним контролем — на каком уровне находится ученик, — можно ставить за последнюю работу баллы.
    Как часто они нужны? Кому-то каждую четверть, кому-то раз в полгода, ведь главное всё-таки то, что происходит каждый день. Если на отрезке между выставлением баллов я получаю ответы на вопросы, чему я учусь, как я это делаю, и нахожу для себя способ, чтобы лучше учиться, тогда всё прекрасно.
    Принцип портфолио можно было бы распространить на проверку не только обычных предметов, но и других навыков, новых грамотностей. Проверяя математику, например, мы говорим: нужно позвать гостей, должно быть столько-то человек, посчитай — сколько ты потратишь денег, сколько будет стоить угощение на каждого и так далее. Или придумать задачу, когда ребёнок приходит в банк и ему нужно выполнить определённые операции. Иначе мы на математике все задачи на проценты решили, а зачем — никто не знает. А в этом случае мы начинаем применять свои математические умения в реальных жизненных ситуациях, проверяя одновременно и математическую, и финансовую грамотность.

  4. trealexandr Ответить

    Муниципальное общеобразовательное учреждение
    Томилинская средняя общеобразовательная школа № 14
    Доклад
    на педагогическом совете
    на тему:
    «Оценка. Отметка. Критерий.»
    Подготовил(а): учитель информатики
    Овчинникова Ю.А.
    Январь  2006
    Идут жаркие споры о смысле контроля, оценки, их организации и месте в учебном процессе. Как сотни лет назад, педагоги, например, спорят о том, что должна определять оценка, т.е. быть мерилом успеваемости или же, наоборот, существовать как показатель преимуществ и недостатков той системы (методики) обучения. Попытки изменить подходы к школьному контролю и оценке предпринимались в истории образования неоднократно, однако неизбежно оказывались мало результативными, поскольку почти все предложения и нововведения группировались вокруг одного вопроса – использовать в школах отметки или обходиться без них. Так, в мае 1918 г. был принят декрет об отмене балльной оценки знаний и поведения учащихся. Но обучение без отметок в советской школе не увенчалось успехом, и с сентября 1935 г. было установлено пять словесных оценок: «очень плохо», «плохо», «посредственно», «хорошо», «отлично»; а уже в январе 1944 г. было принято решение о замене применявшейся в школе словесной системы оценки успеваемости цифровой 5-балльной системой. С тех пор в советско-российской школе контроль заканчивается оценкой, которая выражается в 5-балльной системе оценивания.
    Итак, что же есть собственно «оценка» и чем она отличается от «отметки».
    Оценка знаний в педагогической литературе понимается как выражение отношения между тем, что ученик знает по данным вопросам программы, и тем, что он должен знать по этим вопросам к данному моменту обучения. Или «оценка успеваемости учащихся есть определение степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ним школьными программами»1.
    «Отметка» трактуется как количественная характеристика оценки, которая может выражаться в баллах (5-, 50-, 12-, 100-баллов), цветом, каким-либо символом и т.п. В толковых словарях (С.И. Ожегов, Д.Н. Ушаков) «отметка» – это установленное (государством) обозначение степени знаний учащихся.
    Проблема школьной отметки только на первый взгляд кажется формальной, поверхностной и не связанной с обучением. На самом деле она выполняет ряд важных и взаимосвязанных функций. Отметка выступает средством диагностики образовательной деятельности, через нее осуществляется связь между преподавателем, учащимся, родителями. Важны контрольные и корректирующие функции отметки. Несомненны ее значительный воспитательный потенциал, стимулирующе-мотивационная роль. Род этих задач зависит от целей и ценностей, господствующих в конкретной образовательной системе. Очевидно, что роль отметки в рамках авторитарной педагогики кардинально отличается от функции отметки в “свободной школе”, где она, как правило, вообще отсутствует и заменяется стимулирующими качественными характеристиками.
    Еще сложнее соотнести отметку и оценку. Шкала отметок более жестка, формализована. Ее главная задача – установить уровень (степень) усвоения школьником единообразной государственной программы, образовательного стандарта. Она должна быть проста в использовании, понятна всем субъектам образовательного пространства, согласовываться с вузовской шкалой и, что особенно важно, с тем, как ставятся отметки на вступительных экзаменах в вузах, в какой бы форме они ни проводились. К сожалению, зачастую отметка отражает практически только умение зазубривать и гладко пересказывать тот или иной материал.
    Ведь именно оценка может быть максимально разнообразной, вариативной, зависящей от типов и видов образовательных учреждений, их специфики и направленности, задач каждой из образовательных ступеней. Главная задача оценки (и в этом ее основное отличие от отметки) – определить характер личных усилий учащихся; установить глубину и объем индивидуальных знаний; содействовать корректировке познавательной мотивации ученика, сравнивающего себя с неким эталоном школьника, достижениями других учащихся, с самим собой некоторое время назад. Оценка всегда направлена вовнутрь, на личность школьника; отметка обращена вовне, в социум. Оценка эмоциональна и показывает динамику познавательного процесса, а отметка подчеркнуто формализована и показывает, насколько голова ученика забита знаниями.
    Дискуссия вокруг отметки демонстрирует попытку найти компромисс между оценкой и отметкой, между процессом и результатом. Этим легко объяснимы предложения увеличить саму шкалу оценивания.
    Было проведено социологическое исследование.
    В анкетировании принимали участие учащиеся с 7-го по 11-й класс. Им были предложены следующие вопросы:
    Анкета для учащихся.
    Нужна ли школьная отметка?
    Устраивает ли вас современная оценочная система?
    Объективно ли выставляются отметки учителем?
    Знаете ли вы критерии выставления отметки учителем?
    Какую систему оценки можете предложить вы?
    Какие качества учителя вы цените?
    97 % учащихся говорят о том, что отметка нужна и даже необходима, они не хотят учиться без отметок, аргументируя это тем, что начнётся неразбериха, проблемы с дисциплиной и т. д.
    А вот современная оценочная система устраивает не всех. 30 % учащихся видят в ней недостатки. Они предлагают расширить оценочную шкалу.
    Почти все ученики высказывают мнение, что нужно отменить отметку «2» и незнание оценивать как-то по другому, например отметкой «0», так велик страх перед двойкой.
    Отвечая на последний вопрос анкеты, учащиеся сказали, что ждут от учителя, прежде всего,  чтобы он был строг, мог за себя постоять, понимал их и их проблемы, был последовательным и справедливым.
    Высказываясь об объективности школьной отметки 53% учеников говорят о том, что их знания оцениваются объективно. Это в основном те, кого существующая оценочная система устраивает. 30% учащихся считают, что не всегда их знания оцениваются объективно, аргументируя это тем, что учитель тоже человек и может ошибаться. Что иногда учитель действует по принципу: «троечнику» нельзя ставить выше четвёрки, а «отличнику» ниже, что критерии выставления отметки одним учителем не совпадают с критериями другого. К сожалению, они правы. 16 % учащихся категоричны в своих высказываниях по поводу объективности. Они заявляют, что отметки учителями выставляются необъективно, что на оценку знаний может повлиять настроение учителя, его отношение к ученику и даже то, как он одет и кто его родители. Среди них в основном те, кого существующая оценочная система не устраивает.
    На вопрос о критериях оценки дети и родители ответили по-разному. Большинству детей критерии оценки известны (67%). Остальные учащиеся отвечают, что не всегда педагог обосновывает отметку. Ученик должен знать критерии выставления отметки так же, как и цели и содержание программы которые он должен достичь. Если ученикам дать задание: повторить всё, что мы прошли, они, скорее всего не возьмутся за его выполнение, а у тех,  которые возьмутся, очень скоро пропадёт энтузиазм. Как правило,  в таких случаях,  ученик не знает, где ему начать и где остановиться. Точно также трудно, а иногда неинтересно выполнять работу, не зная, как она будет оценена, так и  у учителя пропадёт энтузиазм, если он не будет знать какую, а главное когда получит зарплату, из чего она будет исчисляться.
    Среди родителей большинство  (53%) не знают критериев оценки.
    Анкета для родителей.
    Нужна ли школьная отметка? Почему?
    Устраивает ли вас современная оценочная система? Обоснуйте ответ.
    Соответствуют ли знания вашего ребёнка его отметкам?
    Знаете ли вы критерии, по которым должна выставляться отметка учителем?
    Считаете ли вы, что не важны отметки, были бы знания?
    Знаете ли вы, какие отметки стоят у вашего ребёнка в дневнике? А в журнале?
    Как вы реагируете, если ребёнок приносит плохую отметку?
    Какую систему оценки могли бы предложить вы? Предполагаемое количество баллов.
    Всего было опрошено 100 родителей.
    Родители высказали единодушное мнение, что отметка в школе нужна. Отметка помогает родителям осуществлять контроль, следить за успехами и видеть пробелы в знаниях.
    Современная система оценки родителей вполне устраивает и это понятно. За много лет родители привыкли и адаптировались к существующей системе, им не приходится решать сложных вопросов, связанных с оценкой. Сейчас они точно могут определить статус своего ребёнка, а вот если баллов будет больше…
    Родители, к сожалению, не высказали конструктивных предложений по поводу оценочной системы. Есть предложения расширить шкалу оценки до 10 баллов, заменить отметки на «хорошо», «отлично», «удовлетворительно» и т. д.
    Большинство родителей высказались, что знания их ребёнка вполне соответствуют отметкам, некоторые считают, что отметки у их детей завышены или занижены.
    Большинство родителей считают, что знания важнее отметки, однако мнение об учёбе своего ребёнка строят в первую очередь, основываясь на отметках в дневнике и журнале. Все родители точно знают, какие отметки стоят в дневнике у ребёнка, большинство сверяется с классным журналом.
    На плохую отметку реакция самая разнообразная. Большинство (63%) старается ребёнка поддержать и помочь ему, для  20% это повод заставить ребёнка больше учить. Есть и такие родители, для которых плохая отметка повод для расстройства и часто плохое настроение родителей отражается на ребёнке.
    Из всего высказанного можно сделать вывод: отметки будут тормозить процесс развития ребенка до тех  пор, пока не лишатся своей социальной значимости, своей  претензии представлять, характеризовать  личность ребенка, сортировать детей на хороших и плохих, устанавливать социальную погоду вокруг ребенка. До тех пор, пока родители не откажутся видеть детей через призму отметок, пока учителя не поймут, что в учебном труде усилия и старания ребенка достойны большего внимания, чем сам результат, особенно на сложных  переломных этапах.

  5. Seropontij Ответить

    Правильно ли оценили работу моего ребенка? Сколько ошибок можно допустить в контрольной работе, чтобы получить хорошую отметку. Кажется, что учитель придирается к ребенку, так ли это? — эти и многие подобные вопросы всегда вызывают у родителей много мнений и комментариев. Выясняя все тонкости ситуации, чаще всего можно констатировать, что учитель выставил оценку правильно. Но, случается и так, что учитель по какой-либо причине занизил отметку, такое тоже может быть.
    Особенно остро вопрос об оценивании знаний детей встает перед родителями во втором классе, когда педагог начинает выставлять отметки в журнал и дневник. Безотметочное обучение в 1 классе было введено для того, чтобы минимизировать трудности процесса адаптации детей к новым условиям жизни в школе. Во втором классе отметки становятся неотъемлемой частью обучения в образовательном пространстве. Современные родители активно готовят детей к школе, водят их на различные дополнительные занятия, кружки, секции. Когда начинаются первые отметки, почти все благополучные родители ждут высоких достижений от своих детей. Но так не всегда происходит. С чем это может быть связано? Современный процесс образования сильно отличается от того, который был 20–30 лет назад, когда учились большинство родителей школьников. Приходя ко мне на консультацию, большинство взрослых говорят, что сами с трудом понимают, как решить те или иные задания, и отмечают, что раньше хорошие отметки получить было легче. В итоге получается, что детям приходится прикладывать больше усилий, чтобы быть успешными в школе. Конечно, много таких детей, которые без помощи взрослых прекрасно справляются с современной программой, и им нужна минимальная помощь со стороны взрослых.
    Несмотря на то, что учителя и администрация школы разъясняют родителям нормативы выставления оценок, каждый год родители задаются вопросом: объективно ли моему ребенку была выставлена отметка? Иногда родители за низкой отметкой видят предвзятое отношение учителя к ребенку. Многие не хотят подходить за разъяснениями к педагогу, так как считают, что это неблагоприятно может отразиться на их ребенке. На эти вопросы можно ответить лично, пообщавшись с родителями, учитывая особенности конфликтной ситуации.
    Также необходимо знать, какими нормативными документами руководствуется педагог, выставляя ту или иную отметку. Обратимся к документам.
    Письмо Минобразования РФ № 1561/14–15 от 19.11.1998 г. «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе»
    Функции контроля, виды контроля, формы и методы организации контроля учебной деятельности младших школьников, характеристики оценок, классификации ошибок и недочетов — подробнейшим образом описаны в вышеуказанном документе. На основании именно этих рекомендаций учитель выставляет оценки учащимся ежедневно.
    Интересным является пункт «Требования к оцениванию», где указано следующее: «Учителю следует помнить, что одним из основных требований к оценочной деятельности является формирование у школьников умений оценивать свои результаты, сравнивать их с эталонными, видеть ошибки, знать требования к работам разного вида. Работа учителя состоит в создании определенного общественного мнения в классе: каким требованиям отвечает работа на „отлично“, правильно ли оценена эта работа, каково общее впечатление от работы, что нужно сделать, чтобы исправить эти ошибки? Эти и другие вопросы становятся основой коллективного обсуждения в классе и помогают развитию оценочной деятельности школьников. Таким образом, система контроля и оценки становится регулятором отношений школьника и учебной среды. Ученик превращается в равноправного участника процесса обучения. Он не только готов, но и стремится к проверке своих знаний, к осмыслению того, чего он достиг, и что ему еще предстоит преодолеть.»
    Также немаловажным в Письме Минобразования является пояснение относительно «Итогового контроля». Четвертные отметки являются важной составляющей успешности ученика.
    Так, например, школьник выполняет итоговую контрольную работу на «4», в то время как в процессе текущего контроля соотношение между «4» и «3» было в пользу «3». Это обстоятельство не дает учителю права снизить итоговую отметку, и ученик в конечном счете получает «4». В то же время другой ученик, который имел твердую «4» в течение учебного года, написал итоговую контрольную работу на «3». Оценка его предыдущей успеваемости оставляет за учителем право повысить ему итоговую отметку до «4».
    Интересным является пояснение к оценке, которая сейчас не используется — это единица. «С учетом современных требований к оценочной деятельности в начальной школе вводится четырехбалльная система цифровых оценок (отметок).Отменяется оценка «очень плохо» (отметка 1). Это связано с тем, что единица как отметка в начальной школе практически не используется, и оценка «очень плохо» может быть приравнена к оценке «плохо». Отменяется оценка «посредственно» и вводится оценка «удовлетворительно».
    Конечно, самым интересным является характеристика цифровой отметки:
    «5» («отлично») — уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета;
    «4» («хорошо») — уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2–3 ошибок или 4–6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала;
    «3» («удовлетворительно») — достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4–6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3–5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса;
    «2» («плохо») — уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
    На родительских собраниях в школе педагоги предлагают родителям ознакомиться с данным документом, чтобы избежать ситуаций, когда родители не понимают, за что ребенку могли снизить оценку по тому или иному предмету.
    Письмо Минобразования РФ от 25.09.2000 г. № 2021/11–13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы»
    В первом классе четырехлетней начальной школы исключается система балльного (отметочного) оценивания. Недопустимо также использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, самолетики, солнышки и пр.).Допускается лишь словесная объяснительная оценка. Кроме этого, нельзя при неправильном ответе ученика говорить «не думал», «не старался», «неверно», лучше обходиться репликами «ты так думаешь», «это твое мнение», «давай послушаем других» и т. д. Никакому оцениванию не подлежат: темп работы ученика; личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.). В течение первого полугодия первого года обучения контрольные работы не проводятся. Итоговые контрольные работы проводятся в конце учебного года не позднее 20 — 25 апреля; в день можно провести не более одной контрольной работы. В первом классе четырехлетней начальной школы домашние задания не задаются. Обучающиеся первого класса четырехлетней начальной школы на второй год не оставляются.
    Письмо Министерства общего профессионального образования РФ (дополнение к письму Минобразования РФ от 25.09.2000 г. № 2021/11–13) «Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период»
    Данное письмо разъясняет, каким образом необходимо организовать работу с учащимися 1 класса, чтобы поддерживать высокий уровень мотивации в ситуации безотметочного обучения, предлагается конструировать урок таким образом, чтобы дети были полностью вовлечены в учебный процесс.
    Санитарно-эпидемиологические правила для образовательных учреждений СанПиН 2.4.2.2821–10.
    В правилах указаны требования к организации учебного процесса: количество времени, которое дети должны проводить, делая домашнее задание, количество контрольных работ, которое можно проводить в неделю, принципы организации работы в группе продленного дня.
    Стоит отметить психологический аспект данного вопроса. Грамотный учитель всегда будет объективен в своем оценивании компетенций ученика и его знаний. Учитель должен осознавать насколько оценка, особенно первая, важна ребенку и его близким. Хочется, чтобы каждый маленький ученик запомнил свою первую заработанную пятерку. Ребенок, ученик начальной школы, не всегда в состоянии оценить себя адекватно. В основном у современных детей завышенная самооценка. Задача учителя преподнести даже низкую отметку таким образом, чтобы для ребенка — это был стимул для дальнейшего совершенствования его знаний. Бывают такие случаи, когда педагог завышает отметки намеренно, чтобы поощрить его старания, чаще всего, это, конечно, бывает в виде исключения и создает доверительную атмосферу в классе между учеником и учителем.

  6. Covert84 Ответить

    Оценка знаний и умений учащихся является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения. Выделяют следующие цели оценки знаний и умений учащихся:
    -диагностирование и корректирование знаний и умений учащихся;
    -учет результативности отдельного этапа процесса обучения;
    -определение итоговых результатов обучения на разном уровне.
    Оценка – это определение и выражение в условных знаках-баллах, а также в оценочных суждениях учителя степени усвоения учащимися знаний, умений и навыков, установленных программой, уровня прилежания и состояния дисциплины.
    Оценка может быть разнообразной, вариативной в зависимости от типа образовательных учреждений, их специфики и направленности. Главная задача оценки – установить глубину и объем индивидуальных знаний. Оценка должна предшествовать отметке.
    В первую очередь, оценка – это процесс, деятельность (или действие) оценивания, осуществляемая человеком. От оценки зависит вся наша ориентировочная и вообще любая деятельность в целом. Точность и полнота оценки определяют рациональность движения к цели.
    Отметка– это цифровое выражение знаний учащихся, фиксирующее уровень их обученности, выражается в баллах. Отметка выводится из оценки.
    Отметка (балл) является результатом процесса оценивания, деятельности или действия оценивания, их условно-формальным отражением.
    Отметки учащихся фиксируются в школьной документации. Шкала отметок и жестка и формальна. Её главная задача – установить уровень усвоения.
    Оценка же может быть максимально разнообразной, вариативной.
    Оценка всегда направлена «во внутрь» личности школьника, а отметка обращена во вне, в социум. Оценка эмоциональна, отметка – подчеркнуто формализована.
    Влияние педагогической оценки на формирование самооценки школьника.
    Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, она – важный регулятор поведения. От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым она влияет на эффективность деятельности и дальнейшее развитие личности.
    Оценивая знания, учитель одновременно оценивает личность, ее возможности и место среди других. Именно так воспринимаются оценки детьми. Ориентируюсь на оценки учителя, дети сами ранжируют себя и своих товарищей как отличников, средних, слабых, старательных или нестарательных и т.д.
    Можно выделить 3 группы детей по степени сформированности у них представлений о себе. В учебной деятельности дети 1-ой группы больше ориентируются на знания о себе, чем на оценку взрослых и быстро приобретают навыки самоконтроля. 2-ая группа учащихся характеризуется тем, что представления ее членов о себе неадекватны и неустойчивы. У них нет достаточного умения выделять существенные качества у себя, анализировать свои поступки. Лишь в некоторых ситуациях дети этой группы могут оценивать себя адекватно. Такие дети требует особого руководства по формированию навыков самоконтроля. Для детей 3-й группы характерно то, что их представления о себе содержат характеристики, данные им другими, особенно взрослыми. У них нет стремления заглянуть в свой внутренний мир, их представление о себе неустойчиво, самооценка неадекватная. Недостаточные знания самих себя приводят этих детей к неумению ориентироваться в учебной деятельности на свои объективные возможности и силы.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *