Почему иуда предал христа по произведению андреева иуда искариот?

17 ответов на вопрос “Почему иуда предал христа по произведению андреева иуда искариот?”

  1. Tagar Ответить

    Приход Иуды к Христу неслучаен.
    Он неосознанно тянулся к людям чистым и светлым.
    Презираемый всеми урод с двойственным лицом, служащим
    для раскрытия натуры Искариота, впервые в жизни почувствовал
    теплоту со стороны человека. И следуя его заповедям пытается
    возлюбить ближних.
    Но парадоксальная двойственность внешности и внутренней сути
    Иуды постоянно подчеркивается автором.
    Герой повести лживый, завистливый, безобразный, но в то же
    время самый умный из всех учеников, причем умный
    надчеловеческим, сатанинским умом: он слишком глубоко знает
    людей и понимает мотивы их поступков, для других же он так и
    остался непонятен.
    Иуда предает Иисуса, но он же любит его как сына, казнь Учителя
    для него – “ужас и мечты”.
    Парадоксальная двойственность придает многомерность,
    многосмысленность, психологическую убедительность повести
    Андреева.
    В Иуде, несомненно, есть нечто от дьявола, но в то же время не
    может не воздействовать на читателя его личная (не от дьявола,
    а от человека) потрясающая искренность, сила переживания за
    Учителя в час его трагического испытания, значительность его
    личности.
    Двойственность образа в том и заключается, что в нем
    неразрывно связано то страшное, что закреплено за ним
    религиозной и культурной и то возвышенно-трагическое,
    что уравнивает его с Учителем в изображении Л. Андреева.
    Это автору повести принадлежат пронзительные по смыслу
    и эмоциональной силе слова:
    “И с этого вечера до самой смерти Иисуса не видел Иуда
    вблизи его ни одного из учеников; и среди всей этой толпы
    были только они двое, неразлучные до самой смерти, дико
    связанные общностью страданий, — тот, кого предали на
    поругание и муки, и тот, кто его предал.
    Из одного кубка страданий, как братья, пили они оба,
    преданный и предатель, и огненная влага одинаково
    опаляла чистые и нечистые уста”.
    В контексте повести смерть Иуды так же символична, как и
    распятие на кресте Иисуса.
    Распятие Иисуса на кресте символично-это символ,
    центр, схождение Добра и Зла. На обломанной кривой
    ветви измученного
    ветром, полузасохшего дерева, но на горе (!), высоко над
    Иерусалимом, повесился Иуда.
    Обманутый людьми, Иуда добровольно покидает этот мир
    вслед за своим учителем.

  2. Nabar Ответить

    Произведение написано в жанре повести, впервые появилось в печати в 1907 году. Тогда оно было напечатано под другим названием – «Иуда Искариот и другие».



    Главной темой произведения Андреева является понятие сути предательства, его психология.
    В основу сюжета повести автор положил историю предательства Иисуса Христа Иудой Искариотом, и представил историю под другим углом. Андреев в произведении пытается разобраться в чувствах и поступках Иуды, почему он предал Спасителя, ищет противоречия в поступках Искариота и окружающих.
    Автор оправдывает Иуду и считает, что тот был до последнего верен Христу, до самой смерти находился рядом с ним, любил его.

    Главные герои и их характеристика

    Главные персонажи повести и их описание:
    Иуда Искариот – в его образе предстаёт человек двуличный, по внешности рыжий и уродливый. Его не любят остальные ученики Христа и считают мерзким и лживым. В повести он поступает то храбро, то истерит.
    Иисус Христос – проповедник, бродит с учениками и читает философские притчи. Божий Сын.
    Ученики Христа или апостолы – несмотря на святость и приятную внешность, автор наделил героев человеческими качествами: громогласны, наивны, противоречивы, честолюбивы. Они не идеальны.

    Второстепенные персонажи

    Герои второго плана не многочисленны, однако играют значительную роль и влияют на сюжет:
    Анна – иерусалимский первосвященник. Именно к нему обращается иуда, чтобы осудить Иисуса Христа;
    Каиафа – еще один первосвященник. Является зятем и членом Синедриона.

    Краткое содержание по главам

    Краткий пересказ повести поможет понять основной сюжет и смысл произведения. Прочитав данное изложение, можно составить план для написания сочинения или доклада.

    Главы 1 – 3

    Ученики Иисуса Назорея постоянно предупреждают Учителя о дурном нраве Иуды. Никто из приближённых Иисуса не помнит, когда Иуда присоединился к ним.
    По прошествии времени к Иуде привыкают и доверяют ему заниматься денежными вопросами и другими заботами. Однако плохое отношение к Иуде не исчезло среди людей, поэтому, когда случаются кражи или плохие вещи, обвиняют во всем Иисуса и апостолов.
    Некоторые жители хотят напасть на проповедников, но Иуда заступается за них. Разъяренной толпе он говорит, что Иисус вовсе не одержим бесом, а обманщик, как и он сам. Иисус и его ученики обозлились на Иуду, не оценили его поступок.
    Как-то ученики соревновались и ради потехи бросали камни – кто поднимет и кинет самый большой камень, тот и победит. Иуда решил произвести впечатление и поднял самый большой.
    Однако Петр не хотел победы Иуды и попросил у Бога: «Господи, я не хочу, чтобы сильнейшим был Иуда! помоги мне его одолеть!». Услышав его молитву, Иисус сказал: «А кто же тогда поможет Искариоту?».

    Главы 4 – 6

    Однажды апостолы узнали, что Иуда взял себе несколько монет из ящика с деньгами. Они пожаловались на него Иисусу, однако учитель защитил Искариота, указав, что Иуда такой же им брат, как и все остальные.
    Ближе к пасхе, Иуда приходит к первосвященнику Анне и высказывает предложение осудить Христа из Назарета. Зная о плохой репутации Искариота, Анна прогоняет его.
    На следующий день ситуация повторяется вновь, и так происходит в течение нескольких дней. Тогда Анна решает дать тридцать серебряников за жизнь Иисуса Христа. Иуда считает эту сумму смехотворно низкой. Анна говорит, что больше не даст, и тогда Искариот соглашается.
    Иуда считает, что в Иерусалиме найдется больше людей, которые готовы продать жизнь Иисуса и за меньшую цену.
    Зная о скорой гибели своего Учителя, Иуда окружает того вниманием и заботой, чтобы его не заподозрили апостолы в предательстве. Искариот знает, что теперь его имя навсегда будет ассоциироваться с именем Иисуса.

    Главы 7 – 9

    Иуда идет следом за Иисусом, когда его ведут на Голгофу казнить римские воины. Искариот не верит происходящему кошмару, хоть это и была его мечта.
    И хотя Иуда украл несколько мечей у воинов и отдал их апостолам, никто из учеников не бросается защищать своего Проповедника и Учителя.
    До самой смерти Христа только Иуда остается с ним рядом. Апостол Петр, до этого трижды отрекшийся от Христа, и сейчас твердит, что не знает Иисуса и не имеет с ним ничего общего.
    После смерти Христа Иуда заявляет первосвященникам, что обманул их и Иисус Христос был невиновен: «Я обманул вас. Он был невинен и чист!». Обвиняет Анну и весь Синедрион, что те только что казнили единственного безгрешного человека.

  3. *С@м@ н@ивNOсть* Ответить

    (261 слово) Имя «Иуда» стало нарицательным. Мало кого в истории человечества вспоминают так часто с оттенком невыразимого презрения. Стоит лишь сказать: «иуда», «иудин поцелуй, «тридцать сребренников» — и большинство поймет, о чем речь. Современные исследователи и творцы все чаще трактуют этот образ не так однозначно, показывая предателя и его деяния в более широком контексте. Так, Л. Андрееву в повести «Иуда Искариот» удалось показать, что это историческое предательство соотносится с афоризмом «цель оправдывает средства».
    Собственно, все, что традиционно известно об этом герое, если судить по Новому Завету — он был одним из апостолов, исполнял обязанности казначея. Он же решился предать учителя, за что получил пресловутые сребренники. В повести Андреева, на первый взгляд, перед нами — привычный образ опального апостола, жадного, расчетливого, с очерствевшей душой. Он похож на груду камней или осьминога. Неприглядным он вошел во всю мировую культуру. Достаточно вспомнить знаменитую картину Джотто «Поцелуй Иуды» и подобные. Однако это вовсе не повод для предательства. Долгое время пытливые умы волнует один и тот же вопрос: зачем Иуда предал Христа? Можно ли было избежать известного развития событий, как для Спасителя, так и для Искариота?

  4. Я вся в маму Ответить

    Предательство – актуальный вопрос в наше время, в тяжелые дни перепадов людских настроений, в дни сомнений и непонимания людьми друг друга. Потому, возможно, рассказ Л. Андреева, хотя и Написанный в начале века, так популярен сегодня: интересна оценка автором мотивов предательства (отличающаяся парадоксальным взглядом), исследуется цель поступка героя и предпосылки к нему.
    В основе сюжета рассказа, что мы наблюдаем и в других андреевских произведениях, лежит евангельская история, хотя, как писал Горький, “в первой редакции рассказа “Иуда” у него оказалось несколько ошибок, которые указывали, что он не позаботился прочитать даже Евангелие”. Действительно, используя евангельский сюжет, автор весьма субъективно передал его.
    Как же понимать психологию поступка Иуды в рассказе Л. Андреева, что заставило его предать Иисуса, нарушив тем самым, казалось бы, все законы нравственности и морали?
    С самого начала и на протяжении всего рассказа рефреном звучат слова “Иуда Предатель”, такое имя укоренилось в сознании людей изначально, и Андреев принимает и использует его, но лишь как “прозвище”, данное людьми. Для писателя Иуда во многом символический предатель.
    У Андреева Иуда в самом начале рассказа представлен как весьма отталкивающий персонаж: неприятна уже его внешность (“безобразная бугроватая голова”, странное выражение лица, как бы разделенного пополам), странен переменчивый голос “то мужественный и сильный, то крикливый, как у старой женщины, ругающей мужа, досадно-жидкий и неприятный для слуха”. Отталкивают его слова, “как гнилые и шероховатые занозы ”.
    Итак, с самого начала повествования мы видим, как порочна природа Иуды, преувеличено его безобразие, асимметричность его черт. А в дальнейшем поступки Иуды будут удивлять нас своей несуразностью: в разговорах с учениками он то молчалив, то чрезвычайно добр и радушен, что даже пугает многих его собеседников. С Иисусом Иуда подолгу не разговаривал, но Иисус любил Иуду, как и других своих учеников, часто искал глазами Иуду и интересовался им, хотя Иуда, казалось бы, недостоин этого.
    С Иисусом Иуда подолгу не разговаривал, но Иисус любил Иуду, как и других своих учеников, часто искал глазами Иуду и интересовался им, хотя Иуда, казалось бы, недостоин этого. Рядом с Иисусом он выглядел низким, глупым и неискренним. Иуда постоянно лгал, так что нельзя было знать, правду говорит он в очередной раз или лжет. Вполне можно объяснить великий грех Иуды — предательство Учителя своего – натурой Иуды. Ведь возможно, что его зависть к чистоте, непорочности Иисуса, его неоганиченной доброте и любви к людям, на которые Иуда не способен, привели к тому, что он решил погубить своего учителя.
    Но это лишь первое впечатление от рассказа Л. Андреева. Почему автор в начале рассказа и потом много раз сравнивает Иисуса и Иуду? “Он (Иуда) был худощав, хорошего роста, почти такого же, как Иисус”, т. е. писатель ставит в один ряд два таких; казалось бы, противоположных образа, он сближает их. Между Иисусом и Иудой, как кажется, существует какая-то связь, они постоянно соединены невидимой ниточкой: глаза их часто встречаются, и мысли друг друга они почти угадывают. Иисус любит Иуду, хотя и предвидит предательство с его стороны. Но и Иуда, Иуда тоже любит Иисуса! Он любит его безмерно, он благоговеет перед ним. Он внимательно вслушивается в каждую его фразу, чувствуя в Иисусе какую-то мистическую власть, особенную, заставляющую каждого слушающего его преклоняться перед Учителем. Когда же Иуда обвинил людей в порочности, лживости и ненависти друг к другу, Иисус стал отдаляться от него. Иуда чувствовал это, воспринимая все очень болезненно, что тоже подтверждает неограниченную любовь Иуды к своему Учителю. Поэтому не удивляет стремление Иуды приблизиться к нему, быть постоянно рядом с ним. Возникает мысль, не явилось ли предательство Иуды способом приблизиться к Иисусу, но совершенно особым, парадоксальным путем. Учитель погибнет, уйдет из этого мира Иуда, и там, в другой жизни, они будут рядом: не будет Иоанна и Петра, не будет других учеников Иисуса, будет лишь Иуда, который, он уверен, больше всех любит своего Учителя.
    При чтении рассказа Л.Андреева нередко возникает мысль, что миссия Иуды предопределена. Ни один из учеников Иисуса не смог бы вынести такое, не смог бы принять на себя такую участь.
    Действительно, у Андреева образы других учеников – лишь символы. Так, Петр ассоциируется с камнем: где бы он ни был, что бы он ни делал, – везде используется символика камня, даже с Иудой он состязается в кидании камней. Иоанн — любимый ученик Иисуса – это нежность, хрупкость, чистота, духовная красота. Фома прямодушен, тугодум, в действительности, – Фома неверующий. Даже глаза Фомы пусты, прозрачны, в них не задерживается мысль. Так же символичны образы других учеников: никто из них не смог бы предать Иисуса. Иуда – вот тот избранник, которому выпала эта участь, и только он способен на сотворчество в подвиге Иисуса – он тоже приносит себя в жертву.
    Заранее зная о том, что он предаст Иисуса, совершит такой тяжкий грех, он борется с этим: лучшая часть его души борется с предначертанной ему миссией. И душа не выдерживает: победить предопределение невозможно. Итак, Иуда знал, что будет совершено предательство, будет смерть Иисуса и что он убьет себя после этого, он даже наметил место для смерти. Он спрятал деньги, чтобы потом бросить их первосвященникам и фарисеям — то есть вовсе не в алчности была причина предательства Иуды.
    Совершив злодеяние, Иуда обвиняет в этом… учеников. Его поражает то, что, когда учитель умер, они могли есть и спать, могли продолжать прежнюю жизнь без Него, без своего Учителя. Иуде же кажется, что жизнь бессмысленна после смерти Иисуса. Оказывается, Иуда не настолько бессердечен, как мы думали сначала. Любовь к Иисусу открывает многие скрытые дотоле положительные его черты, непорочные, чистые стороны его души, которые, однако, обнаруживаются лишь после смерти Иисуса, равно как со смертью Иисуса открывается предательство Иуды.
    Парадоксальная совокупность предательства и проявления лучших качеств в душе героя объясняется только предопределением свыше: Иуда не может победить его, но он и не может не любить Иисуса.
    Парадоксальная совокупность предательства и проявления лучших качеств в душе героя объясняется только предопределением свыше: Иуда не может победить его, но он и не может не любить Иисуса. И вся психология предательства заключается тогда в борьбе личности с предопределением в борьбе Иуды с предначертанной ему миссией.
    Добавил: PanD
    Беру!

  5. Ganris Ответить

    Повесть Леонида Андреева — это тоже «евангелие от Иуды», поскольку Предатель там является главным действующим лицом и выполняет ту же функцию, что и в еретическом трактате, но при этом взаимодействие Иуды и Иисуса происходит более тонко:
    Иисус не просит Иуду предать Его, но Своим поведением вынуждает его это сделать;
    Иисус не сообщает Иуде о смысле своей искупительной жертвы, а потому обрекает его на муки совести, т.е., если выразиться языком спецслужб, «использует втемную» несчастного Иуду. Этим «перевертыши» Андреева не ограничиваются:
    Иуда не только заслоняет собой многих героев евангельского повествования, поскольку они оказываются явно глупее и примитивнее его, но и подменяет их собой. Рассмотрим внимательнее андреевское «евангелие наизнанку».

    Иллюстрация А. Зыкиной.
    Появление Иуды в тексте рассказа не предвещает ничего хорошего: «Иисуса Христа много раз предупреждали, что Иуда из Кариота — человек очень дурной славы и его нужно остерегаться. Одни из учеников, бывавшие в Иудее, хорошо знали его сами, другие много слыхали о нем от людей, и не было никого, кто мог бы сказать о нем доброе слово. И если порицали его добрые, говоря, что Иуда корыстолюбив, коварен, наклонен к притворству и лжи, то и дурные, которых расспрашивали об Иуде, поносили его самыми жестокими словами… И не было сомнения для некоторых из учеников, что в желании его приблизиться к Иисусу скрывалось какое-то тайное намерение, был злой и коварный расчет. Но не послушал их советов Иисус, не коснулся его слуха их пророческий голос. С тем духом светлого противоречия, который неудержимо влек его к отверженным и нелюбимым, он решительно принял Иуду и включил его в круг избранных».
    Автор в начале повествования говорит нам о каком-то недосмотре Иисуса, излишней доверчивости, непредусмотрительности, за которые ему пришлось расплатиться впоследствии и о том, что ученики его были более опытными и дальновидными. Полно, да Бог ли он после этого, Которому открыто будущее?
    Вариантов три:
    либо он не Бог, а прекраснодушный неопытный человек;
    либо Он Бог, и специально приблизил к Себе человека, который Его предаст;
    либо он человек, не знающий будущего, но которому зачем-то было необходимо, чтобы его предали, а репутация у Иуды была соответствующая.
    Расхождение с Евангелием очевидно: Иуда был апостолом из числа двенадцати, он так же, как и другие апостолы, проповедовал и исцелял; был казначеем у апостолов, впрочем, сребролюбивым, и апостол Иоанн напрямую называет его вором:
    «Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали» (Иоанн 12, 6).
    В «Толковой Библии» А.П. Лопухина поясняется, что
    «Иуда не только носил пожертвованные деньги, но и уносил, т.е. тайно брал значительную часть их себе. Стоящий здесь глагол (?????????), по-русски переведенный выражением “носил”, правильнее перевести “уносил”. Почему Иуде был доверен Христом ящик с деньгами? Очень вероятно, что этим проявлением доверия Христос хотел подействовать на Иуду, внушить ему любовь и преданность к Себе. Но такое доверие не имело благоприятных для Иуды последствий: слишком он уже привязался к деньгам и потому злоупотребил доверием Христа».
    Иуда не был лишен свободы воли в Евангелии, и Христос заранее знал о его предательстве и предупреждал о последствиях: «Впрочем Сын Человеческий идет, как написано о Нем; но горе человеку тому, чрез которого Сын Человеческий предается: лучше было бы человеку тому не родиться» (Матфей 26, 24). Сказано это было на Тайной вечери, уже после того, как Иуда побывал у первосвященника и получил тридцать сребреников за предательство. На той же Тайной вечери Христос сказал, что предатель — один из сидящих с Ним апостолов, а в Евангелии от Иоанна сказано, что Христос тайно указал ему на Иуду (Иоанн 13, 23-26).
    Ранее, еще до вхождения в Иерусалим, обращаясь к апостолам, «Иисус отвечал им: не двенадцать ли вас избрал Я? но один из вас диавол. Это говорил Он об Иуде Симонове Искариоте, ибо сей хотел предать Его, будучи один из двенадцати» (Иоанн 6, 70-71). В «Толковой Библии» А.П. Лопухина дано такое толкование этих слов: «Чтобы апостолы не впали в излишнюю самонадеянность на свое положение постоянных последователей Христовых, Господь указывает на то, что и среди них есть один человек, по настроенности своей близкий к диаволу. Как диавол находится в постоянно враждебном настроении по отношению к Богу, так и Иуда ненавидит Христа, как разрушающего все его надежды на основание земного Мессианского Царства, в котором бы Иуда мог занять выдающееся место. Сей хотел предать Его. Точнее: “сей имел — шел, так сказать, к тому, чтобы предать Христа, хотя сам еще ясно не сознавал этого своего намерения”».
    Далее по сюжету рассказа андреевский Иисус постоянно держит Иуду на расстоянии, заставляя его завидовать другим ученикам, которые объективно глупее Иуды, но пользуются расположением учителя, а когда Иуда готов покинуть Христа или ученики готовы изгнать его, Иисус приближает его к себе, не отпускает. Примеров можно приводить много, выделим несколько.
    Сцена, когда Иуду принимают в число апостолов, выглядит так:
    Иуда пришел к Иисусу и апостолам, что-то рассказывает, явно лживое. «Иоанн, не глядя на учителя, тихо спросил Петра Симонова, своего друга:
    — Тебе не наскучила эта ложь? Я не могу дольше выносить ее и уйду отсюда.
    Петр взглянул на Иисуса, встретил его взор и быстро встал.
    — Подожди! — сказал он другу. Еще раз взглянул на Иисуса, быстро, как камень, оторванный от горы, двинулся к Иуде Искариоту и громко сказал ему с широкой и ясной приветливостью:
    — Вот и ты с нами, Иуда».
    Андреевский Иисус молчит. Он не останавливает явно согрешающего Иуду, напротив, принимает его таким, каков он есть, в число учеников; более того, словесно он и не призывает Иуду: Петр угадывает его желание и оформляет словом и делом. В Евангелии происходило не так: апостольству всегда предшествовало явное призвание Господом, часто — покаяние призываемого, и всегда коренное изменение жизни сразу после призвания. Так было с рыболовом Петром: «Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный… И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков» (Лука 5, 8, 10). Так было и с мытарем Матфеем: «Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним» (Матфей 9, 9).

    Леонардо да Винчи. Тайная Вечеря
    Но Иуда не оставляет своего образа жизни после призвания: так же лжет и кривляется, однако андреевский Иисус почему-то не высказывается против.
    «Лгал Иуда постоянно, но и к этому привыкли, так как не видели за ложью дурных поступков, а разговору Иуды и его рассказам она придавала особенный интерес и делала жизнь похожею на смешную, а иногда и страшную сказку. Он охотно сознавался, что иногда лжет и сам, но уверял с клятвою, что другие лгут еще больше, и если есть в мире кто-нибудь обманутый, так это он, Иуда». Напомню, что евангельский Христос отзывался о лжи вполне определенно. Диавола Он характеризует так: «Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Иоанн 8, 44). Но Иуде андреевский Иисус почему-то разрешает лгать — за исключением того случая, когда Иуда лжет во спасение.
    Чтобы уберечь учителя от разгневанной толпы, Иуда льстит ей и называет Иисуса простым обманщиком и бродягой, отвлекает внимание на себя и дает учителю уйти, спасая жизнь Иисусу, но тот гневается. В Евангелии такого не было, конечно, но Христа за проповедь, действительно, не раз хотели убить, и разрешалось это всегда благополучно исключительно благодаря самому Христу, например, увещеванием:
    «Много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями?» (Иоанн 10, 32) или просто сверхъестественным уходом прочь: «Услышав это, все в синагоге исполнились яростии, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его; но Он, пройдя посреди них, удалился» (Лука 4, 28-30).
    Андреевский Иисус слаб, не может своими силами справиться с толпой и вместе с тем осуждает человека, который приложил огромные усилия, чтобы спасти его от смерти; Господь же, как мы помним, «намерения приветствует», т.е. ложь во спасение не является грехом.
    Точно так же андреевский Иисус отказывается помочь Петру победить Иуду в метании камней, а потом подчеркнуто не замечает, что Иуда победил Петра; и он же гневается на Иуду, доказавшего неблагодарность людей в селении, где Иисус проповедовал ранее, но почему-то позволяет Иуде воровать из денежного ящика… Он ведет себя очень противоречиво, словно закаливая Иуду для предательства; он раздувает гордыню и сребролюбие Иуды и одновременно уязвляет его самолюбие. И все это молча.
    «И прежде почему-то было так, что Иуда никогда не говорил прямо с Иисусом, и тот никогда прямо не обращался к нему, но зато часто взглядывал на него ласковыми глазами, улыбался на некоторые его шутки, и если долго не видел, то спрашивал: а где же Иуда? А теперь глядел на него, точно не видя, хотя по-прежнему, — и даже упорнее, чем прежде, — искал его глазами всякий раз, как начинал говорить к ученикам или к народу, но или садился к нему спиною и через голову бросал слова свои на Иуду, или делал вид, что совсем его не замечает. И что бы он ни говорил, хотя бы сегодня одно, а завтра совсем другое, хотя бы даже то самое, что думает и Иуда, — казалось, однако, что он всегда говорит против Иуды. И для всех он был нежным и прекрасным цветком, благоухающей розою ливанскою, а для Иуды оставлял одни только острые шипы — как будто нет сердца у Иуды, как будто глаз и носа нет у него и не лучше, чем все, понимает он красоту нежных и беспорочных лепестков».
    Естественно, Иуда со временем возроптал:
    «Почему он не с Иудой, а с теми, кто его не любит? Иоанн принес ему ящерицу — я принес бы ему ядовитую змею. Петр бросал камни — я гору бы повернул для него! Но что такое ядовитая змея? Вот вырван у нее зуб, и ожерельем ложится она вокруг шеи. Но что такое гора, которую можно срыть руками и ногами потоптать? Я дал бы ему Иуду, смелого, прекрасного Иуду! А теперь он погибнет, и вместе с ним погибнет и Иуда». Таким образом, по Андрееву, Иуда не предал Иисуса, а отомстил ему за невнимание, за нелюбовь, за тонкое издевательство над гордым Иудой. Какое там сребролюбие!.. Это месть любящего, но обиженного и отвергнутого человека, месть из ревности. А андреевский Иисус выступает вполне сознательным провокатором.
    Иуда до последнего момента готов спасти Иисуса от неминуемого: «Одною рукой предавая Иисуса, другой рукой Иуда старательно искал расстроить свои собственные планы». И даже после Тайной вечери он пытается найти возможность не предавать учителя, он напрямую обращается к Иисусу:
    «— Ты знаешь, куда иду я, господи? Я иду предать тебя в руки твоих врагов.
    И было долгое молчание, тишина вечера и острые, черные тени.
    — Ты молчишь, господи? Ты приказываешь мне идти?
    И снова молчание.
    — Позволь мне остаться. Но ты не можешь? Или не смеешь? Или не хочешь?
    И снова молчание, огромное, как глаза вечности.
    — Но ведь ты знаешь, что я люблю тебя. Ты все знаешь. Зачем ты так смотришь на Иуду? Велика тайна твоих прекрасных глаз, но разве моя — меньше? Повели мне остаться!.. Но ты молчишь, ты все молчишь? Господи, господи, затем ли в тоске и муках искал я тебя всю мою жизнь, искал и нашел! Освободи меня. Сними тяжесть, она тяжеле гор и свинца. Разве ты не слышишь, как трещит под нею грудь Иуды из Кариота?
    И последнее молчание, бездонное, как последний взгляд вечности.
    — Я иду».
    И кто кого предает здесь? Это «евангелие наизнанку», в котором Иисус предает Иуду, а Иуда молит Иисуса так, как Христос в настоящем Евангелии молит в Гефсиманском саду Отца Своего пронести мимо него чашу страданий. В настоящем Евангелии Христос молит Отца Своего об учениках, а андреевский Иисус обрекает ученика на предательство и страдания.
        
    Икона «Моление о чаше»                      Караваджо. Поцелуй Иуды
    Даже в гностическом «евангелии от Иуды» Иисус не настолько жесток:
              Видеофрагмент 2. «National Geographic. Евангелие от Иуды»

  6. *..._ЛаПуЛя__Йа_...* Ответить

    На улицах Иерусалима шла подготовка к Пасхе. Верующие съезжались из других городов, приходили с Генисаретского озера, с горы Кармил, из Хеврона, Весавии… В этот день много лет назад народ Израиля был спасен. Освобожден из египетского рабства и получил в пользование Землю Обетованную. Обетованную — значит обещанную Богом, предназначенную. Точно так же народ Израиля ждал Мессию, Спасителя. И немногие знали, что Спаситель уже был на земле, более того, в самом Иерусалиме.
    Иисус с двенадцатью учениками, среди которых был Иуда Искариот, выходец из провинции Иудея, бывший сборщик приношений, присоединившийся ко Христу, тоже собирался на празднование Пасхи. Спаситель призвал к себе учеников Фому и Филиппа. Он велел им пойти в город и следовать за человеком, который несет кувшин с водой. Человек с кувшином должен был войти в дом, ученики за ним. У хозяина дома следовало спросить «Учитель говорит: где комната, в которой Мне есть Пасху с учениками моими?». Спаситель обещал, что хозяин дома тут же покажет горницу, которую следовало приготовить ученикам. Так и случилось.
    После захода солнца Иисус с учениками вошли в горницу. Спаситель препоясался полотенцем и стал омывать ноги своим ученикам. Это было удивительно, ведь обычно лишь слуги омывали ноги знатных и богатых людей.
    Ученик Христа Петр воскликнул, что это он должен омыть ноги Христа, а не наоборот. Иисус же сказал, что дал пример, как людям должно поступать друг с другом.
    Во время праздничной трапезы, где присутствовал также Иуда Искариот, ученики заверяла Спасителя в своей преданности. Они заметили, что Иисус огорчен: «Истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня». Каждому хотелось увериться, что это будет не он, ученики стали взволнованно спрашивать, но о них ли идет речь.
    Господь сказал, что Он обмакнет кусок хлеба и подаст предателю. Обмакнув хлеб, Он подал его Иуде Искариоту со словами «Я знаю, что ты задумал. Что делаешь, делай скорее».
    Читайте также — Великая Среда: сегодня Иуда предал Христа

    Предательство Иуды

    Иисус предупредил учеников, что они сидят за последней совместной трапезой. Преломив, он дал ученикам хлеб со словами «Примите и ешьте… сие есть Тело Мое…». Потом он подал ученикам чашу с вином «Сие есть Кровь моя, за многих изливаемая во оставление грехов…». Так было установлено Таинство Евхаристии. Ученики передавали друг другу чашу и хлеб, ставшие Телом и Кровью Христа.
    У Елеонской горы Иисус остановился: «Скоро сбудутся слова пророка: ‘Поражу пастыря, и рассеются овцы стада. То, что  случится в эту ночь, вы не сможете понять и отречетесь от Меня’».
    Ученик Христа Петр горячо возражал, но Иисус предрек, что и Петр отречется от Него трижды.
    «Хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя», — обещал Петр.
    В прекрасном Гефсиманском саду у подножия Елеонской горы Иисус велел ученикам отдыхать, попросив лишь Петра, Иоанна и Иакова бодрствовать вместе с Ним. Душа Его тосковала о грядущих страданиях.
    «Тот, кто предаст Меня уже здесь», — сказал Спаситель. Но никто из учеников еще не знал, что это будет Иуда Искариот.
    Иуда знал, куда после празднования Пасхи направится Иисус с учениками. В Гефсиманский сад он явился с людьми первосвященника и старейшин. Они несли с собой оружие и факелы, чтобы арестовать «опасного преступника», но увидели кроткого Молящегося.
    Увидев Иисуса, Иуда Искариот подошел к нему с поцелуем: «Радуйся, Равви!». Люди первосвященника схватили Учителя. Петр немедленно обнажил меч и отрезал ухо одному из воинов. Но Иисус остановил своего ученика: «Спрячь свой меч! Ибо все, взявшие меч, от меча и погибнут. Или думаешь, что Я не могу умолить Отца Моего, и Он не представит Мне легионы Ангелов?». Иисус поднял ухо и исцелил слугу первосвященника. Когда Иисуса повели в город, ученики в страхе бежали…
    Иуда Искариот предал Христа за тридцать сребреников…
    Узнав, что Его будут казнить, он горько пожалел о содеянном и вошел во дворец Каиафы, где собирался синедрион. Он бросил деньги: «согрешил я, предав кровь невинную!», но было слишком поздно. Не выдержав тяжести содеянного, Иуда повесился.

    Иуда Искариот в литературе

    Писатели нового времени черпали вдохновение в истории Иуды Искариота. Одним из самых первых произведений были «Мемуары Иуды» (1867), которые написал Фердинандо Петруччелли делла Гаттина. Осмысляет историю предательства Иуды Искариота и М. Е. Салтыков-Щедрин в притче «Христова ночь». Считается, что самый точный образ Иуды Искариота удалось воссоздать Леониду Андрееву в повести «Иуда Искариот». Сложная психология человека, который любил Христа, предал Его, а потом терзался чувством вины, оказавшимся невыносимым, удалось описать удивительно красочно. Образ Иуды Искариота эксплуатируется и в многочисленных апокрифах.
    О Иуде Искариоте также написаны:
    Поэма «Иуда-предатель»  (1903) А. Ремизова и его же пьеса «Трагедия об Иуде, принце Искариотском»;
    Драма Н.Н. Голованова «Искариот» (1905);
    С. Черкасенко «Цена крови» (1930);
    Рассказ Борхеса «Три версии предательства Иуды» (1944);
    Нагибин «Любимый ученик» и мн. др..
    Читайте также — Леонид Андреев «Иуда Искариот»

    Иуда Искариот в живописи

    В живописи Иуда Искариот обычно предстает в противопоставлении Иисусу Христу. Особенно ярко это представлено на фреске Джотто «Поцелуй Иуды» или фресках Беато Анджелико, где над головой Иуды даже изображен черный нимб.
    Иуду Искариото принято писать в профиль, чтобы зритель не встречался с ним глазами, так страшен его грех. Обычно так изображают и демонов ада.
    В иконографии на Страшном суде Иуда Искариот изображается сидящим на коленях у диавола.
    В эпоху Возрождения на плече Иуды изображали беса, нашептывающего ему про предательство Христа. В эту же эпоху появилось множество картин с Иудой Искариотом в образе висельника. Три гравюры Жана Дюве изображают Иуду висящим на древе.

  7. Dagdardred Ответить

    Вот сочинение вдруг пригодится))
    Уже с первых страниц книги автор показывает и говорит, что Иуда плохой человек, изначально салонный к предательству. Имя Иуда стало нарицательным в обществе.
    Почему же Иуда предал Христа? Иуда сильно выделялся из учеников Христа, он по-другому чувствовал и оценивал окружающий мир. Иуда любил Иисуса, причём в отличии от других учеников, он не только говорил о своей любви, но и доказывал её на деле. Но если Иуда любил Христа, то зачем он его предал? Возможно, чтобы доказать Иисусу, что его ученики не любят своего учителя так, как любит его Иуда. Возможно Иуда считал, что, совершив самоубийство после смерти Иисуса, он будет принят Христом, а остальные останутся на Земле.
    Ещё одна версия предательства — это обида на весь мир. Люди не любили Иуду, опасались его. Вот он и решил отомстить, предав Иисуса Христа. (эту часть можно не писать, которая с “Ещё” )
    Возможно, что предательство Иуды было во благо? Скорее всего — Да. Люди узнали, что Иисус – спаситель человечества только после его смерти. Может быть, не будь предательства, учение Христа не распространилось бы по всему миру. Сам Иуда не знает, что люди поймут кто такой Иисус только после его смерти. Иуда хотел открыть людям глаза, а убил Иисуса. Может быть именно поэтому он совершил самоубийство.
    Дать однозначный ответ на этот вопрос невозможно. Нельзя сказать, что Иуда стал жертвой обстоятельств, ведь дело не только в них, но и в личности. Конечно в какой-то степени Иуда – предатель поневоле, но мы должны понимать, что человек, верующий в Бога, никогда не собьется с истинного пути.
    Надеюсь помог. Можно сочинение и сократить чуть-чуть.))))

  8. Siratus Ответить

    Звезда Леонида Андреева взошла неожиданно и
    ярко загорелась и так же быстро и неожиданно
    потухла, оставив глубокий след на литературном
    небосклоне. Всю его недолгую жизнь вокруг него не
    смолкали споры, имя его обрастало легендами.
    Бешено, феерически популярный, он в то же время
    жестоко страдал от беспощадной критики то
    справа, то слева.(1)
    Андреев в 1900 годы писал много произведений о
    Богочеловеке (“Христиане”, “Елезар”, “Жизнь
    Василия Фивейского”). Эта тема его очень
    волновала.
    Согласно христианским представлениям. Христос
    – воплощение истины, добра и красоты, а предавший
    его Иуда – олицетворение лжи, подлости,
    коварства. Традиционное противопоставление
    “неверного” Иуды одиннадцати верным апостолам
    вызывало у Андреева особенно сильное сомнение.
    Только ли подлость вела Иуду к предательству, и
    только ли нравственную чистоту проявляли во
    время кульминационных событий христианской
    истории Иоанн, Петр, Фома и другие ученики Христа
    – вот те вопросы, которые заставили Андреева
    создать это произведение.
    Образ Иуды, по свидетельству современников
    писателя, был загадочен и потому особенно
    притягателен для “парадоклиста” Андреева.(2)
    Исторический факт, легендарный по своей
    исключительности, или быть может, страшная
    легенда, на протяжении двадцати веков упорно
    рисовала Иуду искариота и его преступление
    всегда в одних и тех же черных, беспощадных
    красках. Художники, поэты, историки с
    незапамятных времен наделяли Иуду
    отрицательными качествами, в их изображении он
    был всегда безобразным и отталкивающим. И вот у
    этого Иуды – предателя, у этого векового пугала
    человечества нашелся в лице Л.Андреева
    талантливый защитник, смело и дерзко взявший на
    себя почти невозможную задачу реабилитации
    этого проклятого имени.
    Что мы узнаем об Иуде из повести? – Иуда
    коварен, склонен к притворству и лжи. Он бросил
    свою жену и добывал хлеб воровством.

    “Детей у него не было, и это ещё раз говорило,
    что Иуда – дурной человек и не хочет Бог
    потомства от Иуды”(3)

    Он приносил с собой ссоры.

    “И добрые люди, и дурные люди считали его
    чужаком”(4)

    Почему повесть начинается с изложения слухов?
    Образ Иуды формируется в зеркале чужих мнений.
    С первых строк отражается отношение автора к
    апостолам. Не зная ещё Иуды из Кариота, они
    утверждают, что он – дурной человек. И негативная
    оценка: “рыжий и безбородый иудей” –
    воспринимается как предвзятое мнение учеников,
    недовольных тем, что Иисус принял его в круг
    избранных.
    Вопреки неоднократным предупреждениям лиц,
    знавших прежнюю жизнь Иуды из Кариота, и не
    слушая даже совета Своих учеников, Иисус, как бы
    побуждаемый тем “духом светлого противоречия,
    который неудержимо влёк его к отверженным и
    нелюбимым”(5), принял Иуду в число Своих
    избранных и приблизил к Себе, и даже, при общем
    ропоте и недоумении учеников, молча, своим ясным
    взором, повелел Петру отнестись к Иуде со всею
    возможною приветливостью и дружбой, и хотя Иисус
    никогда не говорил с иудой, но иногда смотрел на
    него ласковым взором и, замечая его отсутствие,
    спрашивал окружающих: “А где же Иуда?”
    В первой главе повести уже слышится тревога. И
    эта тревога создается описанием природы.

    “Уж десять дней не было ветра, и всё тот же
    оставался, не двигаясь и не меняясь, прозрачный
    воздух… И казалось, будто бы сохранил он в своей
    прозрачной глубине всё то, что кричалось и пелось
    в эти дни людьми”.

    Природа словно посылает импульсы тревоги. Она
    находится в ожидании, что же произойдет?
    Изменилась ли природа в продолжении повести? –
    Нет. Это безветрие сохранилось до конца истории.
    И отражая напряжение, акцентируя внимание на
    герое и его действиях, Андреев не обращает
    внимание наше на окружающий мир. Так в
    черно-белых тонах и в атмосфере духоты, тяжести и
    продолжается повествование. Обычно такая духота
    предшествует грозе. Природа находится в ожидании
    перемены. В этом состоянии и герои повести. Иисус
    ждал дня, когда его предаст Иуда, а последний жил
    надеждой, что когда иудеи увидят страдания
    Христа в руках римских солдат, непременно
    освободят Учителя и пойдут за ним. Описание
    пейзажа является необходимой частью композиции
    произведения.
    И на этом фоне, фоне тревоги, тяжести и ожидания,
    мы знакомимся с портретной характеристикой Иуды,
    главного героя повести. Лицо его словно было
    составлено из двух совершенно различных
    половинок:

    “… одна сторона его лица, с черным, остро
    высматривающим глазом, была живая, подвижная”,
    “на другой же не было морщин, и была она
    мертвенно-гладкая, плоская и застывшая, а
    незрячий глаз затянут белой мутью”(6)

    Описание лица служит средством раскрытия
    натуры Иуды. Двойственность лица подталкивает на
    размышление, что не так уж прост Искариот. За его
    поступками, речами невозможно определить,
    насколько откровенен “рыжий”, что скрывает он
    за мертвенно-гладкой половиной лица? Что же
    фальшивое, а что – настоящее в Иуде?
    “Поведение – это зеркало, в котором каждый
    показывает свой лик”, – говорил И.-В.Гете. Именно
    мотивы поведения Иуды стали главным объектом
    авторского внимания. Его герой весь состоит из
    противоречий.
    Во всей повести нигде не содержится прямых
    указаний на мотивы, руководившие Иудой.
    Несомненно одно: что Иисус был предан им отнюдь
    не из корыстолюбия, как это до сих пор
    возводилось почти в догму. Иуда был казначеем
    Христа и учеников, в его распоряжении, и притом,
    после случая с утайкой трех динариев, в
    распоряжении бесконтрольном, находился общий
    денежный ящик и все суммы, притекающие в него в
    виде заработка апостолов и добровольных
    пожертвований народа. Что значили для Иуды
    жалкие 30 сребреников?! И уж если бы Иуда предавал
    Иисуса за деньги, то он был достаточно ловкий и
    умный купец, чтобы взять настоящую цену; он знал,
    чего стоила популярность Иисуса и Его учения, в
    корне подрывавшего авторитет старой церкви и
    первосвященников.(7)
    Так что же в самом деле руководило Иудой? Что
    понуждало его на этот страшный шаг? Быть может,
    всё та же безумная ревность и месть
    сатанистского самолюбия? Или, быть может, Иуда
    единственный путь к скорейшему, и притом земному,
    реальному возвеличиванию Иисуса? Он убежден, что
    в тот момент, когда Иисус будет схвачен врагами и
    соглядатаями, народ, безгранично преданный и
    любящий Иисуса, выступит Его активным защитником
    и слава Иисуса достигнет своей вершины, а вместе
    с нею и слава Его учеников, и более всех его
    самого, Иуды.
    После случая с козленком в одном из иудейских
    селений, тон взаимоотношений Иисуса и Иуды
    меняется. В чем же это проявляется? Учитель
    перестал его замечать, “глядел на него, точно не
    видя”, или “садился к нему спиною и через голову
    бросал слова свои на Иуду”.
    Тон взаимоотношений не изменился и после
    эпизода, когда Иуда, тревожась за судьбу Христа,
    дает возможность уйти Иисусу от враждебно
    настроенных жителей одного селения.
    Иуда обижен. Обижен тем, что не он является
    любимым учеников. Уверен в том, что ни один из
    учеников не любит Учителя так, как он. И
    произносит роковые слова:

    “А теперь он погибнет, и вместе с ним погибнет и
    Иуда”(8)

    Случайно ли сказаны эти слова или Иуда “просто
    бранится”, как посчитал Фома? Последующие
    события и поведение Иуды покажут, что это – не
    случайно сказанные слова. Иуда совершает первый
    шаг к “предательству”: встретился с
    первосвященником Анной и договорился о предании
    Иисуса Назарея в руки закона.
    После этой встречи поведение Иисуса меняется. С
    этой минуты Иуда весь отдается своей любви к
    Учителю.
    “Он (Искариот) угадывал малейшие
    невысказанные желания Иисуса”.
    “Куда бы ни ступала нога Иисуса, она встречала
    мягкое, и куда бы ни обратился его взор, он
    находил приятное”.
    “…искусно наводил разговор на Галилею, милую
    Иисусу” и др.

    Иуда подарил Иисусу лилию (символ безответной
    любви) и обиделся, узнав, что Мария не сказала
    Учителю, от кого эта лилия.
    Иуда вызывает чувство жалости, т.к. Учитель,
    ради которого “рыжий иудей” так старается,
    словно ничего не замечает, только молчит.
    Внутреннее состояние Иуды противоречивое:
    “…одной рукой предавал Иисуса, другой рукой
    Иуда старательно искал расстроить свои планы”.

    Почему? Иуда надеется, что он не прав, и ему
    страшно хочется, чтобы восторжествовала любовь и
    верность учеников к Иисусу. Усиливается тревога
    за судьбу Учителя. Всех предупреждает об
    опасности, грозящей Иисусу, приносит два меча,
    постоянно спрашивает об их любви к нему.
    Что заставляет его так себя вести? Почему он
    допытывается: любят ли апостолы своего Учителя?
    Потому что Искариот надеется, что, увидев мучения
    Христа, люди, а в первую очередь ученики, спасут
    его и пойдут за ним. Но как повели себя ученики в
    кульминационный момент? – Ученики теснились
    как куча испуганных ягнят”. “Солдаты вновь
    собирались и тупо лезли под ноги”(9).
    Не
    оправдались ожидания Иуды: опять он оказался
    обманутым – ученики разбежались, оставив своего
    Учителя в руках римских солдат, и в ту же ночь
    отказались от него.
    Иуда же равнодушно слушал то, что говорили про
    него. Он всё ждал чуда: “Сейчас они поймут”.
    Но – увы! – все попытки Иуды предотвратить казнь
    Иисуса Христа оказались тщетными.
    “Осуществился ужас и мечта Искариота” –
    подводит итог автор.
    Но повесть на этом не заканчивается. Иуда
    возвращается к Анне, чтобы вернуть деньги: он
    совершил предательство не ради денег, как в
    Евангелии, а из-за любви.(10)
    Учеников он обвиняет в трусости и
    предательстве. Бросает им в лицо обвинительный
    приговор:
    “Радуйтесь глаза Иуды из Кариота! Холодных
    убийц вы видите сейчас – и вот уже трусливые
    предатели перед вами!”(11)

    И самоубийство совершает не потому что
    раскаялся в содеянном, а потому, что хочет быть
    рядом с Иисусом:
    “Ты слышишь, Иисус? Я иду к тебе”.
    Так какова идея повести? Ключевыми словами для
    её понимания является смысл разговора Иуды с
    Фомой: нравственная ценность заключается в
    реальных поступках. В данном случае – это
    предательство. Иуда совершил это во имя Иисуса
    Христа, т.к. хотел не просто любить, а любить
    деятельной любовью. Чтобы совершить подвиг
    Христу, чтобы возвеличить его в глазах людей, для
    этого надо предать. И позор предательства
    Искариот взял на себя, тем самым обессмертив не
    только имя Христа, но и Иуды Искариота.
    Предательство Иуды, как считает Л.Андреев, – тоже
    своего рода жертва, ведь он обрекает себя на
    вечный позор.
    Столь необычайная трактовка библейского
    сюжета была предпринята, конечно же, не из
    желания реабилитировать порок. Андрееву близко в
    евангелии понимание перелома в человеческом
    сознании, в развитии мира. Писатель мечтал о
    личности, способной, подобно Христу, открывать
    новые духовные ценности. Одновременно он находил
    в поведении виновников и наблюдателей Голгофы
    грозные признаки: жестокость одних и равнодушие
    других.(12)
    (1) Шуган О.В. очерк М.Горького “Леонид Андреев”
    – ж. Литература в школе, 2001,№ 7.
    (2) Гайнетдинова Е. Повесть о любви и верности?! –
    ж. Литература в школе, 2001г, № 7.
    (3) Л.Андреев. Иуда искариот. – М., 1999, с.152
    (4) Там же.
    (5) Селиванов А.А. оклеветанный апостол. – в кн.
    Л.Андреев. Иуда Искариот. – М., 1999, с.517
    (6) Л.Андреев. Иуда Искариот. – М., 1999, с. 153.
    (7) Селиванов А.А. Оклеветанный апостол. – в кн.
    Л.Андреева “Иуда Искариот” – М., 1999.
    (8) Гайнетдинова Е.Я. Повесть о любви и ненависти?!
    – ж. Литература в школе , 2001, № 7
    (9) Андреев Л. Иуда Искариот. – М., 1999, с.182
    (10) Гайнетдинова Е.Я. Повесть о любви и ненависти?!
    – ж. Литература в школе , 2001, № 7, с.24
    (11) Андреев Л. Иуда Искариот. – М., 1999, с.197
    (12) Мартынова Т.И. От Евангелия к философии
    истории. – в кн. Л.Андреева “Иуда Искариот”, – М.,
    1999, с.585
    ЛИТЕРАТУРА:
    Анненский И.Ф. Иуда. – в книге Л.Андреева “Иуда
    Искариот” – М., 1999.
    Андреев Л. Иуда Искариот. – М., 1999.
    Гайнетдинова Е.Я. Повесть о любви и ненависти?! –
    ж. Литература в школе , 2001, № 7
    Мартынова Т.И. От Евангелия к философии истории.
    – в кн. Л.Андреева “Иуда Искариот”, – М., 1999.
    Селиванов А.А. Оклеветанный апостол. – в кн.
    Л.Андреева “Иуда Искариот” – М., 1999.
    Смирнова Л.Л. Русская литература конца 19-нач.20
    века – М., Просвещение, 1993.

  9. НеКо Ответить

    «Психология предательства» — основная тема повести Л. Андреева «Иуда Искариот»-. Образы и мотивы Нового Завета, идеал и действительность, герой и толпа, истинная и лицемерная любовь — вот основные мотивы этой повести. Андреев использует евангельский сюжет о предательстве Иисуса Христа его учеником Иудой Искариотом, по-своему истолковывая его. Если в центре внимания Священного Писания лежит образ Христа, то Андреев переключает внимание на ученика, который предал его за тридцать сребреников в руки иудейских властей и тем самым стал виновником крестных страданий и смерти своего Учителя. Писатель пытается найти оправдание действиям Иуды, понять его психологию, внутренние противоречия, побудившие свершить нравственное преступление, доказать, что в предательстве Иуды больше благородства и любви к Христу, чем у верных учеников.
    По Андрееву, предавая и принимая на себя имя предателя, «Иуда спасает дело Христа. Подлинной любовью оказывается предательство; любовь к Христу других апостолов — изменой и ложью». После казни Христа, когда «осуществился ужас и мечты», «идёт он неторопливо: теперь вся земля принадлежит ему, и ступает он твёрдо, как повелитель, как царь, как тот, кто беспредельно и радостно в этом мире одинок».
    Иуда предстаёт в произведении иным, чем в евангельском повествовании, — искренне любящим Христа и страдающим от того, что не находит понимания своим чувствам. Изменение традиционного толкования образа Иуды в повести дополняется новыми подробностями: Иуда был женат, бросил жену, которая скитается в поисках пропитания. Вымышленным является эпизод состязания апостолов в метании камней. Оппонентами Иуды выступают другие ученики Спасителя, особенно апостолы Иоанн и Пётр. Предатель видит, как Христос проявляет по отношению к ним большую любовь, что, по мнению Иуды, не верившего в их искренность, является незаслуженным. Кроме того, Андреев изображает апостолов Петра, Иоанна, Фому находящимися во власти гордыни — их волнует, кто будет первым в Царстве Небесном. Совершив своё преступление, Иуда кончает жизнь самоубийством, так как не может перенести своего поступка и казни любимого Учителя.
    Как учит Церковь, искреннее покаяние позволяет получить прощение греха, однако самоубийство Искариота, которое является самым страшным и не подлежащим прощению грехом, навсегда закрыло перед ним райские двери. В образе Христа и Иуды Андреев сталкивает две жизненные философии. Христос умирает, и Иуда, кажется, может торжествовать, но эта победа оборачивается для него трагедией. Почему? С точки зрения Андреева, трагедия Иуды состоит в том, что он глубже Иисуса понимает жизнь и человеческую природу. Иуда влюблён в идею добра, которую сам развенчал. Акт предательства — зловещий эксперимент, философский и психологический. Предавая Иисуса, Иуда надеется, что в страданиях Христа яснее раскроются людям идеи добра и любви. А. Блок писал, что в повести — «душа автора, — живая рана».

  10. Manardin Ответить

    Предательство – актуальный вопрос в наше время, в тяжелые дни перепадов людских настроений, в дни сомнений и непонимания людьми друг друга. Потому, возможно, рассказ Л. Андреева, хотя и написанный в начале века, так популярен сегодня: интересна оценка автором мотивов предательства (отличающаяся парадоксальным взглядом), исследуется цель поступка героя и предпосылки к нему.
    В основе сюжета рассказа, что мы наблюдаем и в других андреевских произведениях, лежит евангельская история, хотя, как писал Горький, “в первой редакции рассказа “Иуда” у него оказалось несколько ошибок, которые указывали, что он не позаботился прочитать даже Евангелие”. Действительно, используя евангельский сюжет, автор весьма субъективно передал его.
    Как же понимать психологию поступка Иуды в рассказе Л. Андреева, что заставило его предать Иисуса, нарушив тем самым, казалось бы, все законы нравственности и морали?
    С самого начала и на протяжении всего рассказа рефреном звучат слова “Иуда Предатель”, такое имя укоренилось в сознании людей изначально, и Андреев принимает и использует его, но лишь как “прозвище”, данное людьми. Для писателя Иуда во многом символический предатель.
    У Андреева Иуда в самом начале рассказа представлен как весьма отталкивающий персонаж: неприятна уже его внешность (“безобразная бугроватая голова”, странное выражение лица, как бы разделенного пополам), странен переменчивый голос “то мужественный и сильный, то крикливый, как у старой женщины, ругающей мужа, досадно-жидкий и неприятный для слуха”. Отталкивают его слова, “как гнилые и шероховатые занозы ”.
    Итак, с самого начала повествования мы видим, как порочна природа Иуды, преувеличено его безобразие, асимметричность его черт. А в дальнейшем поступки Иуды будут удивлять нас своей несуразностью: в разговорах с учениками он то молчалив, то чрезвычайно добр и радушен, что даже пугает многих его собеседников. С Иисусом Иуда подолгу не разговаривал, но Иисус любил Иуду, как и других своих учеников, часто искал глазами Иуду и интересовался им, хотя Иуда, казалось бы, недостоин этого. Рядом с Иисусом он выглядел низким, глупым и неискренним. Иуда постоянно лгал, так что нельзя было знать, правду говорит он в очередной раз или лжет. Вполне можно объяснить великий грех Иуды — предательство Учителя своего – натурой Иуды. Ведь возможно, что его зависть к чистоте, непорочности Иисуса, его неоганиченной доброте и любви к людям, на которые Иуда не способен, привели к тому, что он решил погубить своего учителя.
    Но это лишь первое впечатление от рассказа Л. Андреева. Почему автор в начале рассказа и потом много раз сравнивает Иисуса и Иуду? “Он (Иуда) был худощав, хорошего роста, почти такого же, как Иисус”, т. е. писатель ставит в один ряд два таких; казалось бы, противоположных образа, он сближает их. Между Иисусом и Иудой, как кажется, существует какая-то связь, они постоянно соединены невидимой ниточкой: глаза их часто встречаются, и мысли друг друга они почти угадывают. Иисус любит Иуду, хотя и предвидит предательство с его стороны. Но и Иуда, Иуда тоже любит Иисуса! Он любит его безмерно, он благоговеет перед ним. Он внимательно вслушивается в каждую его фразу, чувствуя в Иисусе какую-то мистическую власть, особенную, заставляющую каждого слушающего его преклоняться перед Учителем. Когда же Иуда обвинил людей в порочности, лживости и ненависти друг к другу, Иисус стал отдаляться от него. Иуда чувствовал это, воспринимая все очень болезненно, что тоже подтверждает неограниченную любовь Иуды к своему Учителю.
    Поэтому не удивляет стремление Иуды приблизиться к нему, быть постоянно рядом с ним. Возникает мысль, не явилось ли предательство Иуды способом приблизиться к Иисусу, но совершенно особым, парадоксальным путем. Учитель погибнет, уйдет из этого мира Иуда, и там, в другой жизни, они будут рядом: не будет Иоанна и Петра, не будет других учеников Иисуса, будет лишь Иуда, который, он уверен, больше всех любит своего Учителя.
    При чтении рассказа Л. Андреева нередко возникает мысль, что миссия Иуды предопределена. Ни один из учеников Иисуса не смог бы вынести такое, не смог бы принять на себя такую участь.
    Действительно, у Андреева образы других учеников – лишь символы. Так, Петр ассоциируется с камнем: где бы он ни был, что бы он ни делал, – везде используется символика камня, даже с Иудой он состязается в кидании камней. Иоанн — любимый ученик Иисуса – это нежность, хрупкость, чистота, духовная красота. Фома прямодушен, тугодум, в действительности, – Фома неверующий. Даже глаза Фомы пусты, прозрачны, в них не задерживается мысль. Так же символичны образы других учеников: никто из них не смог бы предать Иисуса. Иуда – вот тот избранник, которому выпала эта участь, и только он способен на сотворчество в подвиге Иисуса – он тоже приносит себя в жертву.
    Заранее зная о том, что он предаст Иисуса, совершит такой тяжкий грех, он борется с этим: лучшая часть его души борется с предначертанной ему миссией. И душа не выдерживает: победить предопределение невозможно. Итак, Иуда знал, что будет совершено предательство, будет смерть Иисуса и что он убьет себя после этого, он даже наметил место для смерти. Он спрятал деньги, чтобы потом бросить их первосвященникам и фарисеям — то есть вовсе не в алчности была причина предательства Иуды.
    Совершив злодеяние, Иуда обвиняет в этом… учеников. Его поражает то, что, когда учитель умер, они могли есть и спать, могли продолжать прежнюю жизнь без Него, без своего Учителя. Иуде же кажется, что жизнь бессмысленна после смерти Иисуса. Оказывается, Иуда не настолько бессердечен, как мы думали сначала. Любовь к Иисусу открывает многие скрытые дотоле положительные его черты, непорочные, чистые стороны его души, которые, однако, обнаруживаются лишь после смерти Иисуса, равно как со смертью Иисуса открывается предательство Иуды.
    Парадоксальная совокупность предательства и проявления лучших качеств в душе героя объясняется только предопределением свыше: Иуда не может победить его, но он и не может не любить Иисуса. И вся психология предательства заключается тогда в борьбе личности с предопределением в борьбе Иуды с предначертанной ему миссией

  11. Doriwield Ответить

    Этот факт необходимо знать, чтобы сделать правильный вывод о том, почему Иуда предал Иисуса Христа. Иуда любил деньги и был вором. Он воровал из ящика с пожертвованиями. В Библии также сказано, что «любовь к деньгам — корень всякого зла. Некоторые в своём стремлении к ним уклонились от веры и сами себе принесли жестокую беду», сказано в первом послании Тимофею. А ведь это именно то, что случилось с Иудой.
    Один из учеников Иисуса, Иуда Искариот, который потом предал Его, сказал: «Почему это благовоние не продали за триста серебряных монет и не раздали эти деньги бедным?» Он сказал так не потому, что беспокоился о бедных, а потому что был вор: он имел при себе их ящик с пожертвованиями и крал, что туда опускали. (От Иоанна 12:4-6)
    Иуда хоть и был физически с другими христианами, и сам считался учеником Христа, но позволял себе воровать из общего ящика для пожертвований. Зная это, мы теперь переходим к следующему отрывку из Библии.

    Иуда предал из-за денег за предательство Иисуса Христа

    И тогда один из двенадцати, по имени Иуда Искариот, пошёл к первосвященникам и сказал: «Что дадите мне за то, чтобы предать Его вам?» Они предложили ему тридцать сребреников. И с той минуты он стал искать удобного случая предать Иисуса. (От Матфея 26:14-16)
    Почему Иуда решил предать Иисуса? Он хотел получить деньги за предательство. Неужели три года, проведенные вместе с Иисусом Христом не убедили его в том, что Иисус — Сын Божий? Неужели своей жизнью Иисус Христос не показал, что Он несет добро людям — каждый день Он исцелял людей, Он кормил их, Он помогал им. И видя все это Иуда позволяет себе воровать из ящика для пожертвований. А теперь он решается предать своего учителя! Он идет к первосвященникам и предлагает предать Христа.

  12. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *