Почему поэма кому на руси жить хорошо не закончена?

12 ответов на вопрос “Почему поэма кому на руси жить хорошо не закончена?”

  1. Victoria_Snow Ответить

    Семеро мужиков сошлись на дороге и заспорили о том, кому на Руси жить хорошо? Суть поэмы в том, что они искали ответ на этот вопрос в пути, разговаривая с представителями разных сословий. Откровение каждого из них – отдельный сюжет. Итак, герои пошли прогуляться, дабы решить спор, но лишь переругались, затеяв драку. В ночном лесу в момент драки у птицы из гнезда упал птенец, а один из мужиков его подобрал. Собеседники уселись у костра и начали мечтать, чтобы тоже обзавестись крыльями и всем необходимым для путешествия в поисках правды. Птичка пеночка оказывается волшебной и в качестве выкупа за своего птенца рассказывает людям, как найти скатерть-самобранку, которая их обеспечит едой и одеждой. Они находят ее и пируют, а во время пира клянутся найти ответ на свой вопрос вместе, но до тех пор ни с кем из родных не видеться и домой не возвращаться.
    В дороге они встречают попа, крестьянку, балаганного Петрушку, нищих, надорвавшегося работника и разбитого параличом бывшего дворового, честного человека Ермилу Гирина, помещика Гаврилу Оболт-Оболдуева, выжившего из ума Последыша-Утятина и его семейство, холопа Якова верного, божьего странника Иону Ляпушкина, но никто из них не был счастливым человеком. С каждым из них связана полная неподдельного трагизма история страданий и злоключений. Цель путешествия достигается лишь тогда, когда странники наткнулись на семинариста Гришу Добросклонова, который счастлив своим самозабвенным служением родине. Добрыми песнями он вселяет в народ надежду, этим и заканчивается поэма «Кому на Руси жить хорошо». Некрасов хотел продолжить повествование, но не успел, зато дал своим героям шанс обрести веру в будущее России.

    Главные герои и их характеристика

    О героях «Кому на Руси жить хорошо» можно с уверенностью сказать, что они представляют собой законченную систему образов, которая упорядочивает и структурирует текст. Например, в произведении подчеркнуто единство семи странников. Они не проявляют индивидуальность, характер, в них выражены общие для всех черты народного самосознания. Эти действующие лица – единое целое, их диалоги, на самом деле, — коллективная речь, которая берет свое начало из устного народного творчества. Эта черта роднит поэму Некрасова с русской фольклорной традицией.
    Семеро странников представляют собой бывших крепостных крестьян «из смежных деревень — Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайка тож». Все они выдвигают свои версии, кому на Руси жить хорошо: помещику, чиновнику, попу, купцу, вельможному боярину, министру государеву или царю. В их характере выражено упорство: все они демонстрируют нежелание принимать чужую сторону. Сила, отвага и стремление к истине – вот, что их объединяет. Они пылкие, легко поддаются гневу, однако отходчивость компенсирует эти недостатки. Доброта и отзывчивость делают их приятными собеседниками, даже несмотря на некоторую дотошность. Их нрав суров и крут, но и жизнь не баловала их роскошью: бывшие крепостные все время гнули спину, работая на барина, а в после реформы никто не позаботился пристроить их подобающим образом. Так и скитались они на Руси в поисках истины и справедливости. Сам поиск характеризует их, как людей серьезных, вдумчивых и основательных. Символическое число «7» означает намек на удачу, что ожидала их в конце пути.
    Главный герой – Гриша Добросклонов, семинарист, сын дьячка. По натуре он мечтатель, романтик, любит слагать песни и радовать народ. В них он рассуждает о судьбе России, о ее несчастьях, и в то же время о ее могучей силе, которая когда-то выйдет и сокрушит несправедливость. Хоть он и идеалист, его характер тверд, как и его убеждения посвятить свою жизнь служению истине. Персонаж чувствует в себе призвание быть народным вождем и певцом Руси. Он счастлив принести себя в жертву высокой идее и помочь своей отчизне. Однако автор намекает, что его-то как раз ждет нелегкая доля: остроги, ссылки, каторги. Власть не хочет слышать голос народа, она попытается его заткнуть, и тогда Гриша будет обречен на мучения. Но Некрасов всеми силами дает понять, что счастье – состояние духовной эйфории, и познать его можно лишь, будучи вдохновленным высокой идеей.
    Матрена Тимофеевна Корчагина – главная героиня, крестьянка, которую соседи зовут счастливицей за то, что она отмолила у супруги военачальника своего супруга (его, единственного кормильца семьи, должны были забрать в рекруты на 25 лет). Однако история жизни женщины раскрывает не везение или удачу, а горе и унижения. Она познала потерю единственного ребенка, гнев свекрови, каждодневный, изматывающий труд. Подробная характеристика Матрены и ее судьба описана в эссе на нашем сайте, обязательно посмотрите.
    Савелий Корчагин – дедушка мужа Матрены, настоящий русский богатырь. В свое время он убил немца-управляющего, который нещадно издевался над доверенными ему крестьянами. За это сильный и гордый мужчина поплатился десятилетиями каторги. По возвращению он был уже ни на что не годен, года заключения растоптали его тело, но не сломили его волю, ведь, как и прежде, он горой стоял за справедливость. Про русского мужика герой всегда говорил: «И гнётся, да не ломится». Однако сам того не ведая, дедушка оказывается палачом собственного правнука. Он не углядел за ребенком, и того съели свиньи.
    Ермил Гирин – человек исключительной честности, бурмистр в вотчине князя Юрлова. Когда ему нужно было выкупить мельницу, он встал на площади и попросил людей скинуться ему в помощь. После того, как герой встал на ноги, он вернул все одолженные деньги народу. За это он заслужил уважение и почет. Но он несчастлив, ведь за авторитет расплатился свободой: после крестьянского бунта на него пало подозрение в его организации, и он был заключен в острог.
    Помещики в поэме «Кому на Руси жить хорошо» представлены в изобилии. Автор изображает их объективно и даже придает некоторым образам положительный характер. Например, народной благодетельницей предстает губернаторша Елена Александровна, которая помогла Матрене. Также с ноткой сострадания писатель изображает Гаврилу Оболт-Оболдуева, который тоже сносно относился к крестьянам, даже устраивал для них праздники, и с отменой крепостного права лишился почвы под ногами: слишком уж он привык к старому порядку. В противовес этим персонажам создан образ Последыша-Утятина и его вероломное, расчетливое семейство. Родственники старого жестокосердного крепостника решили обманывать его и подговорили бывших рабов участвовать в спектакле взамен на выгодные территории. Однако когда старик скончался, богатые наследники нагло обманули простой люд и прогнали его ни с чем. Апогеем дворянского ничтожества является помещик Поливанов, который бьет своего верного слугу и отдает его сына в рекруты за попытку жениться на любимой девушке. Таким образом, литератор далек от того, чтобы повсеместно очернять знать, он пытается показать обе стороны медали.
    Холоп Яков – показательная фигура крепостного крестьянина, антагонист богатыря Савелия. Яков впитал в себя всю рабскую сущность угнетенного сословия, забитого бесправием и невежеством. Когда барин бьет его и даже посылает его сына на верную смерть, слуга покорно и безропотно терпит обиду. Его месть была под стать этой покорности: он повесился в лесу прямо перед барином, который был калекой и не мог без его помощи добраться до дома.
    Иона Ляпушкин – божий странник, который поведал мужикам несколько историй о жизни людей на Руси. Он повествует о прозрении атамана Кудеяры, который решил замолить грехи убийством во благо, и о хитрости Глеба-старосты, который нарушил волю покойного барина и не отпустил крепостных по его приказу.
    Поп – представитель духовного сословия, который сетует на непростую жизнь священника. Постоянное столкновение с горем и нищетой печалит сердце, не говоря уже о народных остротах в адрес его сана.
    Персонажи в поэме «Кому на Руси жить хорошо» многообразны и позволяют составить картину нравов и быта того времени.

    Тема

    Основная тема произведения — свобода — упирается в проблему того, что русский крестьянин не знал, что с ней делать, и как адаптироваться к новым реалиям. Национальный характер тоже «проблемный»: люди-мыслители, люди-искатели правды все равно пьют, живут в забытье и пустопорожних разговорах. Они не способны выдавить из себя рабов, пока их нищета не приобретет хотя бы скромное достоинство бедности, пока они не перестанут жить пьяными иллюзиями, пока не осознают свою силу и гордость, попранные веками унизительного положения вещей, что были проданы, проиграны и куплены.
    Тема счастья. Поэт считает, что высшее удовлетворение от жизни человек может получить, лишь помогая другим людям. Настоящая ценность бытия в том, чтобы чувствовать себя нужным обществу, приносить в мир добро, любовь и справедливость. Бескорыстное и самозабвенное служение благому делу наполняет каждый миг возвышенным смыслом, идеей, без которой время теряет цвет, становится тусклым от бездействия или эгоизма. Счастлив Гриша Добросклонов не богатством и не положением в свете, а тем, что ведет Россию и свой народ к светлому будущему.
    Тема родины. Русь хоть и предстает в глазах читателей бедной и замученной, но все же прекрасной страной с великим будущим и героическим прошлым. Некрасов жалеет отчизну, посвятив всего себя ее исправлению и улучшению. Родина для него – это народ, народ – это его муза. Все эти понятия тесно переплелись в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Патриотизм автора особенно ярко выражается в финале книги, когда странники находят счастливца, живущего интересами общества. В сильной и терпеливой русской женщине, в справедливости и чести богатыря-крестьянина, в искренней добросердечности народного певца творец видит истинный облик своей державы, исполненный достоинства и одухотворенности.
    Тема труда. Полезная деятельность возвышает нищих героев Некрасова над суетой и порочностью знати. Именно праздность губит русского барина, превращая его в самодовольное и надменное ничтожество. А вот простонародье обладает действительно важными для общества навыками и подлинной добродетелью, без него не будет России, а вот без знатных самодуров, гуляк и алчных искателей богатства страна обойдется. Так писатель приходит к выводу, что ценность каждого гражданина определяется лишь его вкладом в общее дело – процветание родины.
    Мистический мотив. Фантастические элементы появляются уже в Прологе и погружают читателя в сказочную атмосферу былины, где надо следить за развитием идеи, а не за реалистичностью обстоятельств. Семь филинов на семи деревьях – магическое число 7, что сулит удачу. Молящийся черту ворон – очередная личина дьявола, ведь ворон символизирует смерть, могильный тлен и инфернальные силы. Ему противостоит добрая сила в образе птички-пеночки, которая снаряжает мужиков в дорогу. Скатерть-самобранка – поэтический символ счастья и довольства. «Широкая дороженька» — символ открытого финала поэмы и основа сюжета, ведь по обе стороны дороги путешественникам открывается многогранная и подлинная панорама русской жизни. Символичен образ неизвестной рыбы в неизвестных морях, которая поглотила «ключи от счастья женского». Плачущая волчица с окровавленными сосцами тоже наглядно демонстрирует нелегкую судьбу русской крестьянки. Одним из самых ярких образов реформы является «цепь великая», которая, порвавшись, «расскочилася одним концом по барину, вторым по мужику!». Семеро же странников – символ всего народа России, беспокойного, ждущего перемен и ищущего счастья.

    Проблематика

    В эпической поэме Некрасов затронул большое количество острых и злободневных вопросов того времени. Главная проблема в «Кому на Руси жить хорошо?» — проблема счастья, как в социальном, так и в философском плане. Она связана с социальной темой отмены крепостного права, которая сильно изменила (и не в лучшую сторону) традиционный уклад жизни всех слоев населения. Казалось бы, вот она, свобода, чего же еще надо людям? Это ли не счастье? Однако на деле получилось так, что народ, который в силу долгого рабства не знает, как жить независимо, оказался выброшенным на произвол судьбы. Поп, помещик, крестьянка, Гриша Добросклонов и семь мужиков — настоящие русские характеры и судьбы. Их автор описал, опираясь на богатый опыт общения с выходцами из простонародья. Проблемы произведения тоже взяты из жизни: неустроенность и растерянность после реформы по отмене крепостного права действительно коснулись всех сословий. Никто не организовал вчерашним холопам рабочих мест или хотя бы земельных наделов, никто не обеспечил помещика грамотными инструкциями и законами, регламентирующими его новые отношения с работниками.
    Проблема алкоголизма. Странники приходят к малоприятному выводу: жизнь на Руси настолько тяжела, что без пьянства крестьянин и вовсе загнется. Забытье и туман необходимы ему для того, чтобы хоть как-то тянуть лямку безысходного существования и каторжного труда.
    Проблема социального неравенства. Помещики годами безнаказанно истязают крестьян, а Савелию за убийство такого угнетателя исковеркали всю жизнь. За обман ничего не будет и родственникам Последыша, а их слуги вновь останутся ни с чем.
    Философская проблема поиска истины, с которой встречается каждый из нас, иносказательно выражена в походе семи странников, которые понимают, что без этой находки их жизнь обесценивается.

    Идея произведения

    Дорожная стычка мужиков – не бытовая ссора, а вечный, великий спор, в котором в той или иной степени фигурируют все слои русского общества того времени. Все его главные представители (поп, помещик, купец, чиновник, царь) призваны на мужицкий суд. Впервые мужики могут и имеют право судить. За все годы рабства и нищеты они ищут не возмездия, а ответа: как жить? В этом и выражается смысл поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» — рост народного самосознания на руинах старой системы. Точку зрения автора выражает Гриша Добросклонов в своих песнях: «И ношу твою облегчила судьба, сопутница дней славянина! Еще ты в семействе — раба, но мать уже вольного сына!..». Несмотря на отрицательные последствия реформы 1861 года, творец верит в то, что за ней стоит счастливое будущее для отчизны. В начале перемен всегда тяжело, но этот труд воздастся сторицей.
    Самым важным условием дальнейшего процветания является преодоление внутреннего рабства:
    Довольно! Окончен с прошедшим расчет,
    Окончен расчет с господином!
    Сбирается с силами русский народ
    И учится быть гражданином
    Несмотря на то, что поэма не закончена, главная мысль Некрасовым озвучена. Уже первая из песен «Пира во весь мир» дает ответ на поставленный в заглавие вопрос: «Доля народа, счастье его, свет и свобода, прежде всего!»

    Конец

    В финале автор выражает свою точку зрения на произошедшие в России перемены в связи с отменой крепостного права и, наконец, подводит итоги поиска: счастливцем признается Гриша Добросклонов. Именно он является носителем мнения Некрасова, и в его песнях скрыто подлинное отношение Николая Алексеевича к тому, что он описал. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» заканчивается пиром на весь мир в прямом смысле слова: так называется последняя глава, где персонажи празднуют и радуются счастливому завершению поисков.

    Вывод

    На Руси хорошо герою Некрасова Грише Добросклонову, так как он служит людям, а, значит, живет со смыслом. Гриша — борец за правду, прообраз революционера. Вывод, который можно сделать на основе произведения, прост: счастливец найден, Русь встает на путь реформ, народ через тернии тянется к званию гражданина. В этом светлом предзнаменовании и заключается великое значение поэмы. Она уже не первый век учит людей альтруизму, способности к служению высоким идеалам, а не пошлым и проходящим культам. С точки зрения литературного мастерства, книга тоже имеет огромное значение: она является по истине народным эпосом, отражающим противоречивую, сложную, и вместе с тем важнейшую историческую эпоху.
    Конечно, поэма не была бы так ценна, если бы давала только уроки истории и литературы. Она дает жизненные уроки, и это самое главное ее свойство. Мораль произведения «Кому на Руси жить хорошо» заключается в том, что необходимо трудиться во благо своей родины, не ругать ее, а помогать ей делом, ведь словом помыкать легче легкого, а реально что-то изменить может и хочет далеко не каждый. Вот оно, счастье – быть на своем месте, быть нужным не только себе, но и народу. Только вместе можно достичь весомого результата, только вместе можно преодолеть проблемы и  тяготы этого преодоления. Гриша Добросклонов своими песнями пытался объединить, сплотить людей, чтобы они плечом к плечу встречали перемены. В этом его святое предназначение, и оно есть у каждого, важно не полениться выйти на дорогу и поискать его, как сделали это семь странников.

    Критика

    Рецензенты внимательно отнеслись к произведению Некрасова, ведь сам он был важной персоной в литературных кругах и имел огромный авторитет. Его феноменальной гражданской лирике посвящались целые монографии с подробнейшим анализом творческой методики и идейно-тематического своеобразия его поэзии. К примеру, вот, как о его стилистике отзывался писатель С.А. Андреевский:
    Он извлек из забвения заброшенный на Олимпе анапест и на долгие годы сделал этот тяжеловатый, но покладистый метр таким же ходячим, каким со времени Пушкина до Некрасова оставался только воздушный и певучий ямб. Этот облюбованный поэтом ритм, напоминающий вращательное движение шарманки, позволял держаться на границах поэзии и прозы, балагурить с толпою, говорить складно и вульгарно, вставлять веселую и злую шутку, высказывать горькие истины и незаметно, замедляя такт, более торжественными словами, переходить в витийство.
    О тщательной подготовке Николая Алексеевича к работе вдохновенно рассказывал Корней Чуковский, приводя этот пример писательского труда в качестве эталона:
    Сам Некрасов постоянно «бывал в русских избах», благодаря чему и солдатская, и крестьянская речь стала с детства досконально известна ему: не только по книгам, но и на практике изучил он простонародный язык и смолоду стал большим знатоком народно-поэтических образов, народных форм мышления, народной эстетики.
    Смерть поэта стала неожиданностью и ударом для многих его друзей и коллег. Как известно, на его похоронах выступил Ф.М. Достоевский с проникновенной речью, навеянной впечатлениями от прочитанной недавно поэмы. В частности, среди прочего он сказал:
    Он, действительно, был в высшей степени своеобразен и, действительно, приходил с «новым словом».
    «Новым словом», прежде всего, стала его поэма «Кому на Руси жить хорошо». Никто до него так глубоко не осознавал крестьянского, простого, житейского горя. Его коллега в своей речи отметил, что ему Некрасов был дорог именно тем, что преклонялся «перед народной правдой всем существом своим, о чем и засвидетельствовал в своих лучших созданиях». Однако его радикальные взгляды на переустройство России Федор Михайлович не поддерживал, впрочем, как и многие мыслители того времени. Поэтому критика отреагировала на публикацию бурно, а в некоторых случаях и агрессивно. В этой ситуации честь друга отстаивал известный рецензент, мастер слова Виссарион Белинский:
    Н. Некрасов в последнем своем произведении остался верен своей идее: возбуждать сочувствие высших классов общества к простому люду, его нуждам и потребностям.
    Довольно таки колко, припомнив, видимо, профессиональные разногласия, о произведении высказался И. С. Тургенев:
    Некрасова стихотворения, собранные в один фокус, — жгутся.
    Писатель либерального толка не был сторонником своего бывшего редактора и открыто выражал свое сомнение в даровитости его, как художника:
    В белыми нитками сшитых, всякими нелепостями приправленных, мучительно высиженных измышлениях скорбной музы г. Некрасова — ее-то, поэзии, нет и на грош”
    Обласканный редактором (автор был редактором «Современника») Николай Чернышевский, напротив, восторженно отзывался о поэтическом даре покровителя и выше всего ставил его поэму:
    Он действительно был человек очень высокого благородства души и человек великого ума. И как поэт он, конечно, выше всех поэтов.

  2. твоя киска Ответить

    Похожие статьи

    14-04-2017 | Стихотворения, Фет, природа, любовь
    Фет Стихи о любви
    В статье описаны особенности творчества Фета

    14-04-2017 | Фет, вечер, анализ, стихотворение
    Фет Вечер
    В статье описаны особенности стиха “Вечер”

    13-04-2017 | Фет, стихотворение, анализ
    Какая ночь Фет
    В статье описаны особенности стихотворения “Какая ночь”

    11-04-2017 | Фет, стихотворение, анализ
    Я пришел к тебе с приветом Фет
    В статье описаны особенности произведения “Я пришел к тебе с приветом”

    Культура

    Книги и Литература

    Интернет

    Финансы

    Спорт

    Туризм

    Товары

    История

    Мистика

    Отношения

    Семья

    Ремонт

    Игры

    Мода

    Медицина

    Кулинария

    Государство

    Авто

    Увлечения

    Психология

    Дизайн

    Разное

    Наука

    Образование

  3. Silversinger Ответить

    Как известно, сюжет поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» строится вокруг поисков семерыми мужиками счастливого на Руси. После долгого путешествия, после многочисленных встреч с людьми разных сословий, возрастов и миропониманий, мужики так и не достигли цели своих поисков. Возможно, к концу поэмы они все больше стали убеждаться в том, что на Руси нет и не может быть счастья.
    Однако в финале произведения автор показывает нам человека, который, по его мнению, действительно счастлив. Это юноша Гриша Добросклонов, родившийся в самой бедной мужицкой семье. На его долю выпали все тяготы бедняцкой жизни – голод, унижения, физические и нравственные страдания.
    Но все это породило в Грише страстное желание что-то изменить:
    …и лет пятнадцати
    Григорий твердо знал уже,
    Что будет жить для счастия
    Убогого и темного
    Родного уголка.
    Сам автор подчеркивает, что его герой счастлив. Он говорит, что его правдоискатели «были бы под родною крышею», «если б знать могли они, что творилось с Гришею». А герой ощущал огромные силы в своей душе и великое желание улучшить жизнь простого русского народа.
    Но тогда почему странники и Григорий так и не встречаются в поэме? Настораживают в этом смысле другие строки произведения – автор предрекает Добросклонову … раннюю болезнь, ссылку и смерть:
    Ему судьба готовила
    Путь славный, имя громкое
    Народного заступника,
    Чахотку и Сибирь.
    Таким образом, Некрасов не верит в то, что мечты Гриши осуществятся, в то, что он сможет реализовать задуманное. В чем причина такого пессимизма поэта? Мне кажется, он считал, что существующий в стране самодержавный режим не позволит герою и его единомышленникам осуществить что-либо – всех их, как и их предшественников, ждет каторга.
    Таким образом, счастье Гриши – это всего лишь счастье мечты, ожидания, некая эфемерность, а не счастье реализованного дела, достигнутого результата. А их, по мнению поэта, в судьбе героя и не будет. Он не сможет сам стать по-настоящему счастливым и сделать счастливым других людей. Именно поэтому, на мой взгляд, в финале поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Гриша Добросклонов не встречает странников, а странники не видят этого героя.
    Беру!

  4. Zalas Ответить

    С нескрываемым сочувствием относится автор к тем крестьянам, которые не мирятся со своим голодным бесправным существованием. В отличие от мира эксплуататоров и моральных уродов, холопов вроде Якова, Глеба, Сидора, Ипата, лучшие из крестьян в поэме сохранили подлинную человечность, способность к самопожертвованию, душевное благородство. Это Матрена Тимофеевна, богатырь Савелий, Яким Нагой, Ермил Гирин, Агап Петров, староста Влас, семь правдоискателей и другие. У каждого из них своя задача в жизни, своя причина “искать правду”, но не все они вместе свидетельствуют о том, что крестьянская Русь уже пробудилась, ожила. Правдоискателям видится такое счастье для русского народа:
    Не надо мне ни серебра,
    Ни золота, а дай Господь,
    Чтоб землякам моим
    И каждому крестьянину
    Жилось вольготно, весело
    На всей святой Руси!
    В Якиме Нагом представлен своеобразный характер народного правдолюбца, крестьянского “праведника”. Яким живет той же трудолюбивой нищенской жизнью, как и все крестьянство. Но он отличается непокорным нравом. Яким честный труженик с большим чувством собственного достоинства. Яким и умен, он прекрасно понимает, почему крестьянин так убого, так плохо живет. Это ему принадлежат такие слова:
    У каждого крестьянина
    Душа, что туча черная,
    Гневна, грозна – и надо бы
    Громам греметь оттудова,
    Кровавым лить дождям,
    А все вином кончается.
    Примечателен и Ермил Гирин. Грамотный мужик, он служил писарем, прославился на всю округу справедливостью, умом и бескорыстной преданностью народу. Примерным старостой показал себя Ермил, когда народ выбрал его на эту должность. Однако Некрасов не делает из него идеального праведника. Ермил, пожалев своего младшего брата, назначает в рекруты сына Власьевны, а затем в порыве раскаяния чуть не кончает жизнь самоубийством. История Ермила завершается печально. Он посажен в тюрьму за свое выступление во время бунта. Образ Ермила свидетельствует о таящихся в русском народе духовных силах, богатстве моральных качеств крестьянства.
    Но лишь в главе “Савелий – богатырь святорусский” крестьянский протест превращается в бунт, завершающийся убийством угнетателя. Правда, расправа с немцем-управляющим носит пока стихийный характер, но такова была действительность крепостного общества. Крестьянские бунты возникали стихийно как ответ на жестокие притеснения крестьян помещиками и управляющими их имений.
    Не кроткие и покорные близки поэту, а непокорные и смелые бунтари, такие как Савелий, “богатырь святорусский”, Яким Нагой, чье поведение говорит о пробуждающимся сознании крестьянства, о накипающем протесте его против угнетения. Некрасов писал об угнетенном народе своей страны с гневом и болью. Но поэт сумел заметить “искру сокрытую” могучих внутренних сил, заложенных в народе, и смотрел вперед с надеждой и верой:
    Рать поднимается
    Неисчислимая,
    Сила в ней скажется
    Несокрушимая.
    Крестьянская тема в поэме неисчерпаема, многогранна, вся образная система поэмы посвящена теме раскрытия крестьянского счастья. В этой связи можно вспомнить и “счастливую” крестьянку Корчагину Матрену Тимофеевну, прозванную за особое везение “губернаторшею”, и людей холопского звания, например, “холопа примерного Якова верного”, который сумел-таки отомстить своему барину-обидчику, и работящих крестьян из главы “Последыш”, которые вынуждены ломать комедию перед старым князем Утятиным, притворяясь, что не было отмены крепостного права, и многие другие образы поэмы.
    Все эти образы, даже эпизодические, создают мозаичное, яркое полотно поэмы, перекликаются друг с другом. Этот прием был назван критиками полифонией. Действительно, поэма, написанная на фольклорном материале, создает впечатление русской народной песни, исполняемой на многие голоса.
    Н. А. Некрасов

  5. ДаР СоЛнЦа Ответить

    Странники надеются найти на своей земле райский уголок-Непоротую губернию, Непотрошенную волость, Избытково село. Наивное, конечно, желание.
    Но на то они и люди с чудинкой, чтобы хотеть, идти и искать. К тому же они правдоискатели, одни из первых в русской литературе. Им очень важно докопаться до смысла жизни, до сути того, что такое счастье.
    И для этого они пустились в путешествие, встречая на своём пути и слушая
    рассказы про совершенно разных по своему положению в обществе людей.
    Это и поп, и помещик, и крестьянка Матрёна Тимофеевна, и Ермил Гирин, и
    солдат, который вернулся на Родину и в этом видит своё счастье, и
    семинарист Гриша Добросклонов.
    Немногих героев мы можем
    назвать по-настоящему счастливыми, с точки зрения автора, и ни одного –
    по мнению мужиков. Ведь что для них счастье? Чёткое определение этому
    даёт дьячок, фигурирующий в самом начале их странствия, который сказал:
    В чём счастие, по-вашему?
    Покой, богатство, честь?
    Не так ли, други милые?
    Они сказали: «Так» .
    Странники так и не получили прямого ответа на свой вопрос :”Кому на Руси жить хорошо? ” Никому не живется хорошо на Руси после реформы 1861 г. :
    Порвалась цепь великая,
    Порвалась, расскочилася,
    Одним концом по барину,
    Другим по мужику.
    Но они находят в конечном итоге одного счастливого – это Гриша Добросклонов,
    для которого счастье в борьбе за лучшую народную долю.
    И ещё,поиски счастливого заставили задуматься крестьян о невозможности счастья без изменений условий жизни народа и поставили их перед вопросом- что делать, чтобы сча¬стье стало возможным?.

  6. MR FREEZZ Ответить

    История создания, жанр и композиция. Энциклопедия народной жизни

    Н.А. Некрасов:
    Биография
    Я лиру посвятил
    народу своему
    Поэт и гражданин
    Исповедальная лирика
    Панаевский цикл
    Матушка-Русь
    Кому на Руси
    жить хорошо
    Одним концом по барину,
    другим по мужику
    Есть женщины
    в русских селеньях
    Заступники народные
    Всю жизнь Н.А. Некрасов вынашивал замысел произведения, которое стало бы поистине народной книгой, т.е. книгой «полезной, понятной народу и правдивой», отражающей самые важные стороны его жизни.
    Итогом этого колоссального труда стала поэма-эпопея «Кому на Руси жить хорошо». Над своей великой книгой поэт трудился более тринадцати лет – с 1863 по 1877 год. За это время замысел менялся, но поэма так и не была закончена автором.
    Литературный критик В.В. Гиппиус в статье «К изучению поэмы «Кому на Руси жить хорошо» еще в 1934 году писал:

    «Поэма осталась незавершенной, замысел поэта непроясненным: отдельные части поэмы следовали друг за другом в разное время и не всегда в последовательном порядке. Два вопроса, первоочередные при изучении поэмы, остаются до сих пор спорными:
    о взаимном расположении дошедших до нас частей
    и о реконструкции частей ненаписанных и, прежде всего, развязки.
    Оба вопроса, очевидно, теснейшим образом связаны, и решать их приходится совместно».

    В классической русской литературе, как может быть, ни в какой другой, есть несколько таких произведений, которые входя в самый первый художественный ряд, тем не менее производят впечатление незаконченных или и в самом деле не закончены.
    Вопрос
    Вы уже сталкивались с этим явлением. Давайте вспомним, какие ранее изученные вами произведения остались незавершенными?
    Ответ
    Производит впечатление незавершенности «Евгений Онегин» Пушкина и в самом деле не закончены «Мертвые души» Гоголя.
    К числу незавершенных произведений принадлежит и поэма Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
    Особенность подобных «незавершенных» произведений связана с сутью русской литературы, которая обращена к жизни в целом и отдается движению, потоку самой жизни, не сковывая себя условностями сюжета.
    Вопрос
    В каком известном вам произведении русской классической литературы в качестве композиционного приема нарушена хронология глав?
    Ответ
    В «Герое нашего времени» М.Ю.Лермонтова
    Что касается поэмы Некрасова, то в ней мы тоже сталкиваемся с некоторым нарушением последовательности частей целого. В современных публикациях главы располагаются по времени их написания. Сам автор то ли не успел, то ли не смог расположить уже завершенные части.
    Задание
    Давайте попробуем восстановить истинный порядок глав.
    Обратимся к тексту поэмы. К какому времени года можно отнести события Пролога?
    Ответ
    К весне, «когда птицы вьют гнезда и кукует кукушка».
    Уже упомянутый нами литературовед В.В. Гиппиус предлагает расположить части по временам года. Что же получится?
    Действие «Пролога» начинается весной, «когда птицы вьют гнезда и кукует кукушка». В главе «Поп» странники говорят: «А время уж нераннее, подходит месяц май». В главе «Сельская ярмонка» есть упоминание: «Лишь на Николу вешнего погода поуставилась»; видимо, в день Николы (9 мая по старому стилю) проходит и сама ярмарка. «Последыш» также начинается точной датой: «Петровки. Время жаркое. В разгаре сенокос». В «Пире на весь мир» сенокос уже кончается: крестьяне едут с сеном на базар. Наконец, в «Крестьянке» – жатва. События, описанные в «Пире на весь мир», относятся к ранней осени (Григорий собирает грибы), а задуманная, но не осуществленная Некрасовым «петербургская часть» должна была происходить в зимнее время, когда странники придут в Петербург искать доступа «к вельможному боярину, министру государеву». Можно предположить, что петербургскими эпизодами и могла завершиться поэма.
    Но это лишь одна из предложенных версий.
    Что касается времени написания поэмы, то исследователи пришли к выводу, что писать ее Некрасов начал не позднее 1863 года, так как поэт называет странников «временнообязанными», позже этот термин редко применялся к крестьянам.
    «Пролог» поэмы был опубликован в январской книге «Современника» за 1866 год.
    Некрасов сказал однажды, что свою поэму он собирал «по словечку» в течение 20-ти лет, а затем 14 лет работал над текстом произведения.
    Почти каждое такое «словечко» опирается на народную пословицу или песню, на поговорку или легенду, почти каждое впитало многовековой опыт народной жизни. Сам Некрасов называл свою поэму «эпопеей крестьянской жизни».
    Выразительное чтение (наизусть) пролога поэмы.
    Задание
    Вам нужно было отметить дома элементы фольклорных жанров в поэме. (Возможно, домашнее задание было индивидуальным: сообщение «Фольклорные мотивы в поэме»).
    Ответ
    Фольклорные мотивы в «Прологе»: фантастические элементы русских сказок; число семь; народные приметы, связанные с крестьянским трудом и бытом; загадки; очеловечивание мира природы; стилевая манера неторопливого фольклорного повествования и др.
    Уже в «Прологе» поэмы мы с вами столкнулись с элементами волшебной сказки. Но в следующей главе сказка уступает место миру реальной жизни. Таким образом по жанру произведение Некрасова поэма – эпическое произведение, тесно связанное с жизнью народа.
    Мужики-правдоискатели отправляются в путешествие по Руси-матушке. Русская литература часто избирала сюжеты- путешествия.
    Вопрос
    В каких произведениях вы уже сталкивались с путешествиями героев?
    Ответ
    Путешествие Онегина должно было занять большое место в пушкинском романе в стихах. Лермонтовский Печорин живет буквально на колесах – в каждой новой повести он уже на новом месте. Чичиков в «Мертвых душах» путешествует.
    Но никто не странствовал так, как герои поэмы Некрасова, которые взялись Русь-матушку «ногами перемерять».
    Некрасов ставит перед собой грандиозную задачу: сделать социальный срез пореформенной Руси, показать прошлое и настоящее русского народа и намекнуть на пути переустройства, избавления от социальной несправедливости, так как сегодняшний день не может и не должен устраивать русский народ.
    Литература
    Дмитрий Быков. Николай Алексеевич Некрасов // Энциклопедии для детей «Аванта+». Том 9. Русская литература. Часть первая. М., 1999
    Ю.В. Лебедев Постижение народной души // Русская литература XVIII–XIX веков: справочные материалы. М., 1995
    И.Подольская. Некрасов / Н.А. Некрасов. Сочинения. Москва: Правда, 1986
    Н.Скатов. Некрасов.
    И.А. Фогельсон. Литература учит.
    Школьная программа 10 класс в ответах и решениях. М., СПб., 1999
    К содержанию


  7. ЗлойШкольник Ответить

    Смысл названия
    Само название поэмы настраивает на под­линно всероссийский обзор жизни, на то, что эта жизнь будет ис­следоваться правдиво и обстоятельно, сверху донизу. Оно нацели­вает на поиск ответа на главные вопросы времени, когда страна переживала эпоху больших перемен: в чем источник народных бед, что реально изменилось в его жизни, а что осталось прежним, что нужно сделать, чтобы народу было действительно «хорошо жить» на Руси и кто может претендовать на звание «счастливого». Процесс поисков счастливого человека превращается в поиск счастья для всех, а многочисленные встречи с теми, кто претендует на звание счастливого, дают возможность показать народное представление о счастье, которое уточняется, конкретизируется и в то же время обо­гащается, приобретая нравственно-философский смысл. Поэтому название поэмы нацеливает не только на социально-историческую основу ее идейного содержания, но и связано с некими неизменны­ми устоями духовного бытия, нравственными ценностями, вырабо­танными народом на протяжении многих веков.
    Поэма – эпопея посвящена крестьянину (русскому человеку), оказавшемуся на распутье (этот образ неоднократно появляется в тексте), ищущему себя и свой путь в жизни.
    “Пролог” подготавливает читателя к восприятию и пониманию замысла поэмы – показать Русь в переломный момент.
    Народно поэтическая основа языка поэмы: разговорная лексика, синтаксические обороты и поэтические интонации крестьянской, народной речи, диалектизмы, просторечия.
    Тема поэмы “Кому на Руси жить хорошо?” – изображение различных слоев русского народа в пореформенное время.
    Главная мысль поэмы – отсутствие в народной России счастливых, идеал которых “покой, богатство, честь”. По мысли автора – счастлив тот, кто сознательно отдает свою жизнь служению народу, кто станет вдохновителем крестьянской революции.
    Жанр произведения, его особенности
    Некрасов работал над поэмой более 13 лет. За это время многое изменилось в поэме – от первоначального замысла и до сюжета. Поэма — путешествие по родной стране позволила автору ввести в поэму самый разнообразный материал: встречи, расспросы, подробные рассказы, описания, биографии героев. Перед нами движущаяся пано­рама жизни. Некрасов сосредотачивает внимание на раскрытии обста­новки, обстоятельств, событий, с которыми встречаются 7 мужиков. В центре поэмы не судьбы отдельной личности, а необычайно широкий охват событий народной жизни. И вопрос, по которому разгорается спор, – самый главный в жизни всего крестьянства пореформенной России. Поэма строится по принципу внешней завершенности отдельных частей, но они находятся в диалектическом единстве, спаяны общ­ностью замысла. Проблема поиска счастья выступает как центральный мотив, которому подчинено все.
    Основные образы в поэме
    Изображение народа
    Положение народа отчетливо вырисовывается уже из названий мест, откуда родом мужики, отправившиеся искать счастливых людей на Руси: губерния Подтянутая, уезд Терпигорев, Пустопорожняя волость, дерев­ни Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово, Неурожайка. Реформа 1861 г. освободила крестьян, но те, не имея своей земли, попали в еще большую кабалу. Только теперь вместо барина над крестьянами измывается волостной. Перед нами настоящая энциклопедия народной жизни — автор представил русских мужиков разного возраста и положения. Лучшие из крестьян, к которым автор относится с заметным сочувствием, не мирятся со своим бесправным существованием. У каждого из них своя дорога в жизни и своя судьба, но их образы свидетельствуют о том, что крестьянская Русь пробудилась.
    Князь Утятин
    Портрет князя дан в главе «Последыш». Утятин не просто тоскует по прежней жизни — он остался в ней навсегда. Он очень похож на выжив­шего из ума Оболта-Оболдуева. Крестьяне деревни Вахлаки, по просьбе будущих наследников князя, соглашаются изображать для князя его сча­стливое прошлое, но даже в этой комедийной ситуации происходят вовсе не смеш­ные события: по приказу Последыша мужики понарошку наказывают розгами непокорного Агапа, а он в тот же день умирает.
    Помещик Оболт-Оболдуев
    По-разному ведут себя господа, но их сущность всегда одинакова. «Жир­ная» и «сочная» жизнь Оболта-Оболдуева отразилась и на его внешности: «румяненький», «пузатенький», «кругленький». Его печалит исчезновение прежнего быта с охотой, громадной прислугой и законом, который опи­рается на право сильного. Прежняя жизнь ушла с отменой крепостного права и заставила помещи­ков строить новые отношения с мужиками, которые перестали перед ними ломать шапки. Но этого помещики не умеют и не хотят понять.
    Яким Нагой
    В страшной нищете живет Яким из деревни Босово. Он до смерти работа­ет, спасаясь под бороной от жары и дождя, и прекрасно осознает, что за счет его труда живут «дольщики». Это образ крестьянина нового типа — сельского пролетария, и его голос — голос самых решительных кресть­ян. Яким трудолюбив и умен, он всегда уместно употребляет меткое слово, его бедная изба украшена картинками. Перед нами своеобразный характер народного правдолюбца, крестьян­ского «праведника». Он так же, как большинство крестьян, нищ и бес­правен, но у него непокорный нрав и есть чувство собственного досто­инства. Однако судьба чудака-правдоискателя печальна: стремление добиться справедливости в споре с купцом привело его в тюрьму.
    Ермил Гирин
    Грамотный мужик, служил писарем и на всю округу прославился спра­ведливостью. Он предан народу и показал себя примерным старостой, когда был выбран крестьянами на эту должность. Народ в трудную минуту помогает Ермилу сохранить мельницу, проявляя к нему доверие, и это подтверждает способность крестьян выступать сообща. Но Некрасов не сделал из него идеального праведника: Ермил, пожалев своего младшего брата, назначил в рекруты сына Власьевны, а затем в порыве раскаяния чуть не свел счеты с жизнью. Покаявшись всенарод­но, Ермил обрек себя на подвижническое служение народу. Вот почему во время крестьянского бунта он отказался уговаривать бунтующих кре­стьян и попал в острог.
    Савелий — «богатырь святорусский»
    Странники узнают об этом персонаже из рассказа Матрены Тимофеевны. Савелий испытал на себе все тяготы жизни. Он буквально одержим жаж­дой свободы, которую не смогли убить ни плетка помещика Шалашни-кова, ни хитрость немца-управляющего, ни 20 лет каторги. «Клейме­ный, да не раб!» — так говорит о себе он. Но ему тоже не удалось одолеть злую судьбу.
    В последние годы жизни он отверг все мирское и провел их в посте и молитве.
    Матрена Тимофеевна Корчагина
    В главе «Крестьянка» показан сильный характер русской женщины: ее героиня прошла через все испытания, которые только могут выпасть на женскую долю. Матрена рассказывает о себе сама — это единственная в поэме глава, написанная от первого лица. Но это рассказ о тяжелой доле любой русской крестьянки. После замужества Матрене пришлось много работать, сносить попреки свекрови и побои мужа. Но в трудные мину­ты проявлялась сила ее духа, и она отстаивала свои права (спасала детей от верной гибели, хлопотала об освобождении мужа, незаконно взятого в солдаты, даже отправилась к самому губернатору и за особое везение получила прозвище «губернаторша»). Но напрасно в поисках счастливого человека на Руси пришли к ней странники. Ответ Матрены Тимофеевны прост: «Не дело — между бабами/ Счастливую искать!..»
    Гриша Добросклонов — «народный заступник»
    Об этом герое рассказывается в последней части поэмы «Пир на весь мир». Гриша — выходец из народа. У него было горькое и безрадостное детство. Сын полунищего дьячка и безответной батрачки, уже в 15 лет знал свою жизненную цель. Он твердо решил посвятить себя борьбе за освобождение народа. И народ благословляет его на эту борьбу:
    «Иди к униженным,/ Иди к обиженным — / Будь первый там!» Именно с этим образом сильного духом русского крестьянина Некрасов связывает свое представление о совершенном человеке. Гриша слагает песни. В них раскрыты его взгляды: «Ты и убогая,/ Ты и обильная,/ Ты и могучая,/ Ты и бессильная,/ Матушка Русь!»
    Образом «народного заступника» Некрасов отвечает на поставленный в заглавии поэмы вопрос. Счастливый человек — тот, кто твердо знает, что надо
    «…жить для счастия/ Убогого и темного/ Родного уголка».
    Поп
    Поп решительно отказывается называться счастливым человеком. И объяс­няет, что такие общепризнанные атрибуты счастья, как
    покой, богат­ство, честь, в его жизни отсутствуют. Вместо покоя — волнения и хло­поты за прихожан. Честь поповского сословия постоянно оскорбляют те же мужики, распевая «песни непристойные» и рассказывая «сказки ба­лагурные» про попа, попадью да их дочь. А богатству просто взяться неоткуда среди повсеместной мужицкой бедности. Простой священно­служитель оказывается человеком, который живет такой же тяжелой жизнью, как и все мужики.
    Фольклорные мотивы:
    Фантастические элементы русских сказок: птичка-пеночка, которая просит отпустить птенчика, а взамен рассказывает, как найти скатерть-самобранку; скатерть-самобранка.
    число семь: 7 мужиков из семи географических объектов.
    народные приметы, связанные с крестьянским трудом и бытом; загадки; очеловечивание мира природы; стилевая манера неторопливого фольклорного повествования

  8. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *