Пунктуация что это такое в русском языке примеры?

16 ответов на вопрос “Пунктуация что это такое в русском языке примеры?”

  1. yatzik73 Ответить

    Пунктуация
    77. Принципы русской пунктуации, функции
    и виды знаков препинания (52 — 52)
    78. Знаки препинания в конце предложения
    (53 — 53)
    79. Тире между членами предложения (53 —
    54)
    80. Знаки препинания при однородных членах
    (54 — 55)
    81. Знаки препинания при повторяющихся словах
    (55 — 55)
    82. Знаки препинания в предложениях с обособленными
    членами предложениями (55 — 57)
    83. Уточняющие, пояснительные и присоедительные
    члены предложения (57 — 57)
    84. Знаки препинания при сравнительных оборотах
    (57 —58) .
    85. Знаки препинания при вводных словах и
    словосочетаниях (58 — 59)
    86. Знаки препинания при обращениях (59—60)
    87. Знаки препинания при междометиях, утвердительных
    и отрицательных словах (60 — 60)
    88. Знаки препинания в сложном предложении
    (60 — 62)
    89. Знаки препинания при прямой речи и цитировании
    (62 — 62)
    90. Сочетание знаков препинания, авторское
    употребление знаков препинания (62 — 62)
    ПУНКТУАЦИЯ – это собрание правил расстановки знаков препинания, а также
    сама система знаков препинания.
    77. Принципы русской пунктуации, функции и
    виды знаков препинания.

    Пунктуационная система русского языка строится на синтаксической основе,
    почти все пунктуационные правила формулируются в зависимости от строя
    предложения.
    Хотя в русском языке много правил обязательной постановки знаков препинания,
    русская пунктуация обладает большой гибкостью: существуют различные пунктуационные
    варианты, которые связаны не только со смыслом, но и со стилистическими
    особенностями текста.
    Функции знаков препинания.
    Знаки препинании указывают на смысловое членение текста, они также помогают
    выявить синтаксическое строение текста и его ритмомелодики.
    Виды знаков препинания:
    знаки выделения (их функции – обозначение границ синтаксических конструкций,
    которые дополняют, поясняют члены предложения; интонационно-смысловое
    выделение частей предложения, конструкций, содержащих обращение или
    отношение говорящего к своему высказыванию): две запятые и два тире
    (единые парные знак), скобки, кавычки;
    знаки отделения (их функции – обозначение границ между отдельными
    независимыми предложениями, между однородными членами предложения, между
    простыми предложениями в составе сложного; указание на тип предложения
    по цели высказывания, по эмоциональной окраске):точка, вопросительный
    и восклицательные знаки, запятая,точка с запятой, двоеточие, тире, многоточие;
    особым знаком препинания является красная строка (обозначает начало
    нового поворота в повествовании).
    Знаки препинания бывают одиночными и парными. Парные знаки препинания
    обозначают, что постановка первого знака препинания требует постанову
    второго. К ним относятся две запятые и два тире (как единые знаки), скобки
    и кавычки.
    78. Знаки препинания в конце предложения.
    точка ставится в конце повествовательных и побудительных невосклицательных
    предложениях (Они отправились на прогулку в лес.);
    Примечание: если в конце предложения есть точка, обозначающая сокращенное
    слово, то вторая точка, обозначающая конец предложения, не ставится: В
    магазине вы можете купить ручки, тетради, карандаши и т.д.
    вопросительный знак ставится в конце вопросительного предложения
    (Отчего люди не летают?);
    восклицательный знак ставится в конце восклицательного предложения
    (Как хорошо жить на свете!);
    многоточие ставится как в конце предложения при незавершённости высказывания
    (Дубровский молчал… Вдруг он поднял голову, глаза его засверкали.);
    Примечание: также многоточие может ставиться в середине предложения
    при перерыве речи. (Не хочу я… вот так.)
    79. Тире между членами предложения.
    Тире между подлежащим и сказуемым.
    1. Тире между подлежащим и сказуемым ставится:
    при нулевой связке (т.е. при отсутствии глагола-связки), при этом
    подлежащие и сказуемое выражены именем существительным или количественным
    числительным в именительном падеже, инфинитивом. (Моя мама – учитель.)
    если перед сказуемым стоят слова это, вот, значит, это значит (Защищать
    Родину – это наш долг.)
    2. Тире между подлежащим и сказуемым не ставится:
    если в роли связки используются сравнительные союзы как, будто, словно,
    точно, вроде как и др. (Этот дом как глыба.),
    если подлежащее выражено личным местоимением (тире в данном случае
    рассматривается как авторское) (Она балерина.),
    если перед сказуемым стоит отрицательная частица не (Бедность не
    порок.),
    если перед сказуемым стоит второстепенный член предложения, с ним
    не согласованный (Платон мне друг, но истина дороже.),
    если между главными членами предложения стоит вводное слово, наречие
    или частица (Иван тоже студент. Его отец, по-видимому, инженер.),
    в предложениях разговорного стиля (Его брат студент.).
    Тире в неполном предложении.
    Тире в неполном предложении ставится, если пропущено сказуемое (чаще
    всего) или какой-нибудь другой член предложения, но его можно легко
    восстановить из контекста или из ситуации (Она пошла домой, он – в кино),
    Если для предложения отсутствие сказуемого – норма, то тогда тире
    не ставится (сказуемое подразумевается и легко угадывается из содержания
    самого предложения): Снова в час ночной тучи над землвй.
    Интонационное тире.
    1. Интонационное тире ставится в месте распадения предложения на словесные
    группы, для того чтобы подчеркнуть смысловые отношения между членами предложения
    и помочь читателю правильно связать слова по смыслу (Детям – объяснить
    надо.)
    Соединительное тире.
    1. Тире ставится:
    между словами для обозначения некоего пространства (поезд Николаев
    – Москва), количества (купить два-три килограмма конфет) или отрезка
    времени (Революция 1905-1907 годов), если заменяет по смыслу конструкцию
    «от…до»,
    между именами собственными, совокупность которых является каким-нибудь
    названием (учения, научного учреждения и т.д.): закон Бойля-Мариотта,
    матч «ЦСКА – Локомотив».
    80. Знаки препинания при однородных членах.

    1. Если однородные члены предложения не соединены союзами, а только
    интонацией, то между ними ставится запятая (Мне подарили конфеты, шары,
    игрушки.);
    Примечание. Если однородные члены предложения распространены и внутри
    них есть запятые, то они могут разделяться точкой с запятой (Я погулял
    но скверам, паркам; зашел в гости к Катерине, Петру, Матвею; позвонил
    Анне, Андрею, Инне.).
    2. Однородные члены предложения, соединённые , неповторяющимися союзами:
    если однородные члены предложения соединены неповторяющимися противительными
    союзами, то между ними ставится запятая (Это сделал не я, а он.),
    если однородные члены предложения соединены неповторяющимися соединительными
    или разделительными союзами, то запятая между ними не ставится (В класс
    зашли Марина и Ольга. Это написал Пушкин или Лермонтов?);
    Не ставится запятая перед союзом да и (Возьму да и уеду.) и перед
    союзом и, если после него следует указательное местоимение тот, та,
    то, те (Ребенок и тот справится с этим заданием.);
    3. Однородные члены предложения, соединённые повторяющимися союзами:
    запятая ставится перед повторяющимися союзами и…и, да…да, ни…ни,
    или…или, ли…ли, либо…либо, то…то и т.д. (В этом магазине можно
    купить и тетради, и ручки, и книги.),
    Примечание. Запятая при однородных членах предложения, соединённых
    повторяющимися союзами, ставится после каждого однородного члена (На концерт
    пришли учителя, и ученики, и их родители.).
    если однородные члены тесно связаны по смыслу, то между ними запятая
    не ставится (Были и лето и осень дождливы.),
    запятая также не ставится, если однородные члены предложения входят
    в состав цельных выражений (ни себе ни людям, ни то ни се).
    4. Сочинительный союз и может соединять однородные члены предложения
    попарно, и тогда пары отделяются друг от друга запятыми, а внутри пар
    запятая не ставится (Ученики в классе были 55 умные и глупые, отличники
    и двоечники),
    5. Перед второй частью двойного союза ставится запятая (Мне столько
    же лет, сколько и тебе); двойные союзы – это как…так и, не так…как,
    не столько…сколько, не только…но и , хотя и …но, если не…то, столько
    же…сколько, насколько…настолько.
    Основные случаи постановки знаков препинания при однородных членах предложения:
    [о, о, о, о] [о и о] [о, а о] [о, о, о и о] [и о, и о, и о] [о, и о,
    и о] [о и о, о и о] [как о, так и о]
    Обобщающие слова при однородных членах предложения (основные случаи
    постановки знаков препинания).
    1. [О: о, о, о] На собрание явились все: учителя и ученики.
    [О, вв. сл.: о, о, о] На собрание явились все, а именно: учителя и ученики.
    2. [о, о, о – О] Дети, старики, женщины – все смешалось в живом потоке.
    [о, о, о-вв. сл., О] Дети, старики, женщины – словом, все смешалось
    в живом потоке
    3. [О: о, о, о -…] И все это: и река, и прутья вербы, и этот мальчишка
    – напоминало мне далекие дни детства.
    81. Знаки препинания при повторяющихся словах.

    Если а предложении повторяется одно и то же слово для передачи длительности
    или интенсивности действия, то ставится запятая (Еду, еду я по полю
    домой.),
    Если повторяющиеся слова представляют собой лексическое образование,
    которые являются как бы одним сложным словом, то они пишутся через дефис
    (Далеко-далеко за морем.),
    Запятая не ставится, если
    повторяются сказуемые, а между ними стоит частица так (Ехать так
    ехать.),
    повторяется одно и то же слово (возможно в разных формах) и второе
    слово употребляется с отрицательной частицей не (Увидел куст не куст,
    дерево не дерево).
    82. Знаки препинания в предложениях с обособленными
    членами предложения.

    Определения.
    а) Обособляются:
    распространенные определения, выраженные причастными оборотами или
    прилагательными с зависимыми словами, стоящие после определяемого слова
    (Я увидел старушку, несущую большую сумку, и решил ей помочь.);
    два или больше одиночные определения, стоящие после определяемого
    слова (Пришла весна, солнечная, яркая.);
    одиночное определение, стоящее после определяемого слова, если оно
    имеет дополнительное обстоятельственное значение (чаще причинное или
    уступки) (Мама, уставшая, села в кресло.);
    распространённые или одиночные определения, стоящие непосредственно
    перед определяемым словом, если они имеют дополнительное обстоятельственное
    значение (Едва живые, они добрались до города.);
    распространенное или одиночное определение, если оно оторвано от
    определяемого слова другими членами предложения (Залитые солнцем, стлались
    за рекой гречаные и пшеничные нивы.);
    определение, если определяемое слово является личным местоимением
    (Она, раскрасневшаяся, выбежала во двор.)
    несогласованные определения, для того чтобы оторвать их от соседнего
    члена предложения или если нужно подчеркнуть передаваемое ими значения
    (Мальчики, в черных костюмах, с букетами цветов, шли поздравлять своих
    учителей в 8 Марта.).
    б) Не обособляются:
    распространенные определения, выраженные причастными оборотами или
    прилагательными с зависимыми словами и не имеет значений, стоящие перед
    определяемым словом (Вошедший в класс мальник – наш новый ученик.);
    распространенные определения, выраженные причастными оборотами или
    прилагательными с зависимыми словами, зависящие от неопределенного местоимения
    и стоящие за ним (Я увидел нечто похожее на сарай.).
    Приложения.
    Обособляются:
    а) запятыми
    распространенные приложения, выраженные существительным с зависимыми
    словами, которые стоят после определяемого слова (реже – перед) (Старуха,
    Гришкина мать, умерла, но старики, отец и тесть, были еще живы.);
    приложения, зависящие от личных местоимений (Я, Иванов Иван Иванович,
    заявляю…);
    одиночные приложения, которые относятся к нарицательному существительному
    с пояснительными словами (Тут на широкой улице встретился им повар генерала
    Жукова, старичок.);
    приложения, зависящие от имен собственных, если они стоят после определяемого
    слова (Вчера Иван Петрович, директор школы, собрал нас в актовом зале.);
    приложения, выраженные именем собственным, если перед ними без изменения
    смысла можно поставить а именно, то есть (Следующий по списку, Силин,
    оказался рослым ц широкоплечим мужчиной.);
    приложения, которые присоединяются союзом как или словами по имени,
    по фамилии и т.д. и которые имеют дополнительное обстоятельственное
    значение (Как честный человек, он теперь должен на нее жениться.);
    б) тире:
    приложения, перед которыми можно поставить слова а именно (Он сломал
    дерево -дуб.); – распространённые приложения, стоящие в конце предложения
    (Высоко в небе сияло солнце – очень чистое и жаркое солнце киевского
    лета.);
    приложения, относящиеся только к одному из однородных членов (Я познакомился
    с моей двоюродной сестрой, Мишей – ев женихом, Павлом и Оксаной.).
    Дополнения.
    Дополнения могут обособляться и не обособпяться в зависимости от смысловой
    нагрузки, которую вложил в предложение автор.
    Обычно обособляются обороты, условно называемые дополнениями, которые
    выражены существительными с предлогами кроме, за исключением, вместо,
    ломимо, исключая и т.д. и которые имеют ограничительное или расширительное
    значение (Рассказ мне очень понравился, за исключением некоторых деталей.).
    Обстоятельства.
    а) Обособляются:
    распространенные обстоятельства, выраженные причастными оборотами,
    и одиночными обстоятельствами, выраженные деепричастиями (Войдя в комнату,
    он поздоровался со всеми присутствующими. Очнувшись, я долго не мог
    понять, где я нахожусь.);
    обособляются обстоятельства, выраженные наречиями или существительными,
    если они поясняют или уточняют другие обстоятельства (места и времени);
    обычно структура такова: до? (обстоятельство, являющееся главным) где
    именно? (зависящее обстоятельство); Когда? (обстоятельство, являющееся
    главным) когда именно? (зависящее обстоятельство): В комнате, в углу,
    стоит шкаф. Позже, лет через десять, ты пожалеешь о своих словах.
    обстоятельства, вводимые словами помимо, несмотря на, как-то, не
    считая, вопреки и т.д., которые уточняют или ограничивают смысл определяемых
    слов (обязательным является обособление только конструкции, начинающейся
    с не смотря на): Не смотря на мороз, они поехали в лес.
    устойчивые выражения, выраженные причастным оборотом, которые выступают
    в роли вводных выражений (По совести говоря, мне это не нравится.)
    б) Не обособляются:
    одиночные деепричастия, которые не обозначают добавочного действия
    и близки к наречиям (Сестра не спеша раскрыла свою сумку.);
    обстоятельства, выраженные деепричастиями с зависимыми словами, если
    они представляют собой устойчивое сочетание (Они работали засучив рукава.)
    83. Уточняющие, пояснительные и присоединительные
    члены предложения.

    Обособляются:
    слова, уточняющие содержание предложения, но не связанные с предыдущим
    выражением какими-нибудь специальными словами (перед уточняющим выражением
    можно поставить слова а именно без изменения смысла): Пять домов, два
    на главной улице и три в переулке, сданы в пользование.
    Примечание. Иногда вместо запятой ставится тире.
    чаще всего уточняющими членами предложения являются обстоятельства
    места и времени, а также определения (Он пошел направо, по дороге. Это
    большая работа, в пятьсот страниц.)
    присоединительные словосочетания, вводимые словами даже, особенно,
    в том числе и др., которые вносят дополнительные замечания и разъяснения
    (Он написал большое сочинение, и притом хорошее.)
    84. Знаки препинания при сравнительных оборотах.

    1. Сравнительные обороты, начинающиеся со слов словно, будто, нежели,
    точно и т.д. выделяются запятыми (Кино мне нравится больше, чем/нежели
    театр.)
    2. Обороты с союзом как выделяются запятыми:
    если они обозначают уподобление и не содержат никаких дополнительных
    оттенков значения (Ночь приближалась и росла, как грозовая туча.).
    если перед оборотом есть указательные слова так, такой, тот, столь
    (Черты лица у него были те же, как и у сестры.),
    если оборот вводится в предложение сочетанием как и (Я бывал в Лондоне,
    как и в других европейских городах.),
    если это сочетание типа не кто иной, как и не что иное, как (Впереди
    возвышалось не что иное, как высокий дворец.)
    3. Обороты с союзом как не выделяются запятыми:
    если в обороте на первом плане обстоятельственное значение (Перстенек
    как жар горит.- можно заменить сочетанием горит жаром),
    если на первом плане значение приравнивания или отождествления (Я
    вам это говорю как врач.),
    если оборот входит в состав сложного сказуемого или тесно связан
    с ним по смыслу (Работа как работа.),
    если оборот является устойчивым выражением (Все шло как по маслу.),
    если перед оборотом стоит отрицательная частица не (Поступил не как
    патриот.).
    85. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях

    Вводные слова и словосочетания.
    – вводные слова и словосочетания выделяются запятыми (Вы, по-видимому,
    не разделяете наши взгляды.),
    если вводное словосочетание образует неполную конструкцию, т.е. пропущено
    какое-либо слово, которое можно восстановить из контекста, то вместо
    запятой ставится тире (С одной стороны, она не умевгготовить, с другой
    – она хочет этому научиться.).
    знаки препинания при однородных членах предложения с обобщаемым словом
    при наличии вводного слова или словосочетания:
    [О, вв. ел.: о, о, о] На собрание явились все, а именно: учителя и ученики.
    [о, о, о – вв. ел., О] Дети, старики, женщины – словом, все смешалось
    в живом потоке.
    некоторые слова могут быть как вводными и выделяться запятыми, так и
    членами предложения:

  2. valera778 Ответить

    Знаки пунктуации появились давно. Но те правила их употребления, которыми пользовались монахи и переписчики книг Древней Руси, существенно отличаются от современных. Самым древним из знаков является точка, но и она использовалась непривычным для нас образом. Знак располагался в центральной части строки между словами, написанными слитно. Принято выделять несколько периодов в развитии русской пунктуации:

    Рукописные тексты XI столетия. Представляют собой книги без пробелов. Заглавные буквы в них отсутствуют, но сам текст начинается с красиво оформленной буквицы — исполненной красным цветом первой буквы первого слова. Читать такие произведения довольно сложно. Адаптировать их к современному виду также весьма проблематично, с чем и связано большое количество ошибок и неточностей, ряд которых были выявлены позднее. В этот период использовались только точки, но ставились они не в конце предложения, обозначая его завершение, а над словами, привнося дополнительный смысл. Например, 4 точки обозначали крест.
    Возникновение печатных книг. В XV−XVI веках начали печатать первые книги, с чем и связана потребность в знаках препинания. Запятая появилась в XV столетии, а привычный современному человеку вопросительный знак передавался сочетанием символов точки и запятой. Позднее он приобрел свой обычный вид и стал использоваться наравне с восклицательным, скобками, а в 17-м веке появилось и двоеточие.
    Самыми поздними являются тире и многоточие. Есть версия, что появление тире — заслуга Карамзина. Однако символ используется и в произведениях, созданных раньше, чем начал творить этот реформатор языка. А многоточие впервые употребили в 1831 году.
    Кавычки, согласно мнению большинства языковедов, ввел в употребление Карамзин.
    На данный момент система знаков является полностью сформированной и никаких изменений не требует.

    Современные варианты

    Сейчас в русской пунктуации есть 10 знаков: точка, запятая, точка с запятой, двоеточие, многоточие, знаки вопроса и восклицания, тире, кавычки, скобки.

    Самым древним является точка, которая обнаружена в памятниках древнерусской словесности. Слово образовано от глагола «ткнуть», что дает представление о его значении: точка — небольшой след от прикосновения карандаша (или пера) к бумаге. Именно данный знак является основным, от которого пошли все остальные. Неслучайно в прошлые эпохи знак вопроса именовали «точка вопросительная», а восклицания — «точка удивления».
    Однако в современной письменной речи самым часто встречающимся символом является запятая. Она используется для выделения каких-либо значимых слов или словосочетаний, позволяет добавить обстоятельственное значение, разделить части сложной конструкции.
    Скобки — парный знак. Раньше их именовали «вместительными». Они могут быть как круглыми, так и квадратными. На письме наиболее часто используется первый вариант. Первая скобка носит наименование открывающей, вторая — закрывающей.
    Двоеточие представляет собой две точки, расположенные одна над другой. Это разделительный знак. Он позволяет показать на письме, что фрагмент текста, расположенный после знака, связан с предыдущим пояснительными либо причинными отношениями.

    Восклицательный знак позволяет передать определенную окраску предложения, выразить удивление, восхищение, волнение, какие-либо иные сильные чувства. Не зря в грамматике прошлых лет он именовался «удивительным знаком». Вопросительный знак выражает интонацию вопроса.
    Тире помогает упростить процесс чтения и восприятия информации, поскольку делит текст на смысловые отрезки. Изначально он назывался «молчанка», поскольку ставился в тех местах предложения, где предполагалась пауза. Многоточие выражает недосказанность, а также обозначает разрыв в тексте, переход от одной мысли к другой. Кавычки используются, чтобы показать: автор использует чужую мысль (цитирует) или же наделяет слово переносным значением. Кроме того, они выделяют прямую речь.
    Наконец, точка с запятой ставится, как правило, в сложных синтаксических конструкциях, чтобы отделить смысловые фрагменты высказывания и облегчить восприятие информации.
    Таковы основные виды знаков препинания в русском языке.

    Роль в предложении

    Функции знаков препинания различны, но все они помогают облегчить восприятие письменного текста. В конце предложения ставятся точка, вопросительный или восклицательный знак, многоточие. Остальные варианты используются только внутри синтаксической конструкции. Основные функции представлены в таблице.
    Разновидность
    Знаки
    Функции
    Определительные
    Точка, многоточие, вопросительный и восклицательный
    Придание предложению законченности. Отделение последнего слова в предложении от следующего. Выбор того или иного символа зависит от смысла и интонации.
    Разделительные
    Запятая, точка с запятой, тире, двоеточие
    В простом предложении — разграничение однородных членов. В сложном — разделение простых конструкций в его составе.
    Выделительные
    Запятая (или две), тире (либо два), восклицательный, скобки, двоеточие + тире, кавычки.
    Используются на границах смысловых отрезков (обращение, обособление, вводные конструкции, словосочетания и предложения). Выделяют прямую речь.
    Роль знаков огромна. Они помогают не запутаться при чтении, сигнализируют о завершении определенной синтаксической конструкции и начале другой, позволяют выделить необходимый автору фрагмент текста.

  3. wizardznp Ответить

    Пунктуация – это система, включающая в себя графические неалфавитные знаки, которые совместно с орфографией становится одним из главных средств письменного языка.
    Пунктуация имеет тесную связь с синтаксисом. Синтаксис при этом можно определить, как раздел грамматики, который изучает словосочетания и предложения.
    Основываясь на грамматических законах были созданы русская пунктуация и орфография. Базовой единицей пунктуации считается пунктограмма.
    Пунктограмма же позволяет обозначать с помощью графических средств отдельные члены предложения в письменной речи, разделять единое предложение на составные части, демонстрировать, как связаны между собой отдельные члены и части предложения.
    Знаки препинания, а также их отсутствие или сочетание – все это графические средства.
    Пунктограмма – это верное с точки зрения традиций и правил использование знаков препинание (или их отсутствие), конкретные ситуации применения правил пунктуации.
    Чтобы развить пунктуационные навыки, необходимо правильно понимать определение пунктограммы. С их помощью дети начинают видеть суть пунктуационной системности.
    Они правильно понимают сущность не только пунктуационных правил, но и целых групп правил, которые обслуживают разные синтаксические структуры. Они начинают видеть, чем отличаются знаки препинания, пунктуационные правила и пунктограммы.
    Таким образом, чтобы развивать пунктуационные навыки у учеников, нужно внедрить в школьный курс пунктуации поэтапную систему ее изучения.
    Каждая пунктограмма должна рассматриваться ступенчато в отдельности от других. И начинать этим заниматься нужно уже с первого класса.
    Появление пунктуации, как раздела языковедения было связано с тем, как развивались потребности в письменном общении. Еще в древние времена европейские писатели ставили отдельные знаки препинания.
    Например, они использовали точку и двоеточие. Нередко можно было найти в их работах точки с запятой и отдельные запятые. Все эти знаки использовались в качестве разделительных.
    Ученики знакомятся в процессе обучения в школе с десятью знаками препинания:
    Одинаковые знаки, входящие в состав предложения (запятая, точка с запятой, двоеточие и троеточие – это знаки, которые играют роль разрыва предложений);
    Парные знаки (кавычки, скобки, тире, запятые) – это знаки, которые употребляются при членении текста;
    Одиночные знаки, которые ставятся в конце предложения;
    Парные знаки (кавычки и скобки).
    Некоторые знаки могут принадлежать к нескольким группам и носить универсальные функции (кавычки, многоточие и скобки).
    Знаки препинания позволяют отделять разные предложения друг от друга, выделять внутри предложения смысловые отрезки.
    Их можно разделить на три группы:
    Отделительные знаки препинания: вопросительный, восклицательный и точка. Их используют:
    — чтобы отделять каждое предложение от предыдущего;
    — для того, чтобы оформлять предложение в виде законченного. Один из четырех знаков выбирается в зависимости от смысла и интонации.
    Разделительные знаки. Это могут быть запятая, точка с запятой, дефис. В простых предложениях с их помощью выделяют границы между однородными членами. В сложных предложениях они позволяют разделить составные простые предложения. Какой именно знак выбрать, зависит от многих факторов: от интонации, от морфологии, от смысла и синтаксиса.
    выделительные знаки препинания. Их используют, чтобы обозначить границы тех частей предложения, которые делают сложнее простое предложение. Это могут быть обращения, словосочетания, обособленные члены, вводные слова и т.п. Также их уместно использовать и в прямой речи. Выбор того или иного выделительного знака зависит от интонации, смысла и синтаксиса.
    Пунктуационная система сегодня такова, что знаки препинания многофункциональны и многозначны.
    К примеру, вопросительный знак показывает, где находится конец предложения, и что это именно вопрос. Однако этот же самый знак иногда используется, чтобы показать удивление или недоумение.
    Иногда даже радость и утверждение обозначают с помощью вопросительного вопроса. Вопросительный знак дает возможность оформлять предложение, является средством для размышления или рассуждения, выражает многие смыслы и стилистику .
    Знаки препинания многозначны. Они зависят во много от контекста.
    Значение слов можно понять из контекста. А вот знаки препинания, напротив, этот контекст и определяют. Этого хорошо видно, если попробовать одни и те же предложения обозначить разными знаками препинания.
    — Нет. – Нет! – Нет? – Нет!? – Нет…
    Поэтому знак препинания внутри текста является неотъемлемой частью изобразительного выразительного инструмента.
    И чтобы правильно озвучить готовый текст, нужно тщательно проводить лингвистический анализ входящих в его состав пунктуационных знаков.
    Существует четыре главных принципа русской пунктуации:
    Структурно-синтаксический. Он подразумевает, что все знаки принимают участие в создании текста и предложения. Точка сигнализирует нам о том, что предложение закончилось. Запятая позволяет разделить однородные члены предложения, выделить обращение, разделить главную часть и придаточную.
    Синтаксический. Это главный принцип, который изучается в средней школе. В начальных классах его обсуждают лишь поверхностно.
    Смысловой. Он подразумевает использование с помощью знаков препинания мысль человека, который пишет. Иногда знаки препинания даже позволяют выразить точно оттенки мысли. К примеру, с помощью многоточия можно выразить незаконченность. А с помощью тире продемонстрировать противопоставление, а также резкий переход от одних событий к другим.
    Интонационный. Пунктуация позволяет передавать оттенки голоса. Чтец с помощью знаков пунктуации может выразительно передавать речь. В зависимости от знака в конце предложения, чтец будет по-разному выражать интонацию, неопределенность и т.п. Существует большое количество разных видов интонации, каждый из которых обозначается тем или иным знаком или сочетанием знаков.
    Еще совсем недавно ученые имели одностороннюю точку зрения о принципах русской пунктуации. Некоторые придерживались лишь интонационной функции, другие видели в ней смыслы, а третьи обращали внимание лишь на синтаксис.
    Сегодня все эти принципы составляют сложную систему использования пунктуационных знаков.
    Согласно А.И. Гвоздеву, эти знаки позволяют обозначить те значения, которые выражаются в синтаксисе, что позволяет установить прочную связь синтаксиса и пунктуации в целом.
    Правила пунктуации сегодня основаны на структуре отдельно взятых предложений.
    Пунктуационные навыки – это мыслительные интеллектуальные действия, которые проявляются в использовании или неиспользовании пунктуационных знаков в тексте.
    Они позволяют отразить мыслительную деятельность человека, который пишет или набирает текст. Это имеет тесную связь с формированием связной речи.
    Пунктуационные навыки содержат в себе речевые и грамматические операции. В связи с этим они состоят из интеллектуальных операций, которые позволяют определить следующую последовательность пунктуационных правил:
    в предложениях: упреждается смысловой отрезок, который нужен для выражения дополнительного значения;
    в тексте: позволяет предвидеть новую мысль и то, как она связана с текущей;
    создание структуры текстовой конструкции;
    определение в ней мест для расстановки пунктуационных знаков и их выбор;
    простановка знаков.
    Таким образом, пунктуация является составной частью языкознания, которая позволяет отразить смысл членения речи.
    Пунктуация помогает выделить основные принципы, а также разные функции пунктуационных знаков, которые необходимо изучить.

  4. jajanaturlich Ответить

    наконец- указывает связь мыслей, порядок изложения
    – дает оценку факту с т. зр. говорящего (Да входите же, наконец!)- равно по значению с после всего, напоследок, в результате всего
    в конце концов- та же функция, что и у ‘наконец’ (Да замолчите же, в конце концов!)- (Мы шли, шли и наконец пришли.) – та же функция, что и у ‘наконец’. (Они долго спорили и в конце концов приняли решение, которое устраивало всех.)
    однако- стоит в середине или в конце предложения (Посмотрите, однако, как он заговорил!)- стоит в начале предложения или между однородными членами предложения и является противительным союзом (Я не хотел с ней больше видеться, однако пришлось.)
    Исключение: в предложениях типа: «Однако, холодная нынче весна!» слово «однако» стоит в начале предложения, на выступает в роли междометия и выделяется запятой
    конечно- обычно выступает в роли водного слова (Конечно, я вам помогу.)- может выступать в роли частицы
    (Я конечно б сходил туда…)
    значит- если равно по значению словам следовательно, стало быть
    ( Я не видел ев сегодня в школe, значит, она действительно заболела.)- если в предложении играет роль сказуемого (по значению приближено в слову означает)
    (Она значит для меня слишком много, чтобы обмануть ее.)
    вообще- если равно по значению сочетанию вообще говоря
    (Вообще, это очень интересно)- в других значениях
    (Он вообще запрещал выходить на улицу после двенадцати)
    главным образом- если равно по значению сочетанию самое главное
    ( Чтобы подготовиться к занятию, необходимо прочитать теорию и, главным образом, выполнить задания.)- если равно по значению словам преимущественно, в основном, больше всего
    (Он выжил главным образом благодаря своим друзьям.)
    во всяком случае- если имеет ограничительно-оценочное значение
    ( Я, во всяком случае, этого не говорил.)- если имеет значение при любых обстоятельствах
    ([Во всяком случае он никогда не оставит прежнего своего питомца.)
    в свою
    очередь- если употребляется в переносном значении. (Различаются такие второстепенные члены, как определение, дополнение и обстоятельство, в группе последних, в свою очередь, обстоятельством места).- если употреблено в значении, близком к прямому
    («А ты?» – спросил я у Лены в свою очередь.)
    если вводное слово стоит в начале или в конце обособленного распространенного члена предложения, то оно от него запятой не отделяется, а если оно в середине, то оно вьщеляется запятыми (Молодой человек, по-видимому недавно окончивший институт, делал при ответах много ошибок. Молодой человек, недавно, по-видимому, окончивший институт, делал при ответах много ошибок.)
    если вводное слово можно опустить или переставить, тогда оно отделяется запятой от предшествующего сочинительного союза; если же такое невозможно, то запятая ставится только после вводного слова, а на границе между союзом и вводным словом на ставится (Во-первых, он очень занят и, во-вторых, он не хочет тебя видеть. Несчастье его нисколько не изменило, а напротив, сделало еще сильнее.)
    вводные предложения выделяются: запятыми, если они небольшие по объему (Вот у меня, вы знаете, все всегда получалось.) или если они вводятся при помощи союзов как, сколько, если (Сегодня, как сообщают газеты, в центре Москвы состоится митинг.);
    тире, если они распространены (Они – я это сразу заметил – хотели поскорей от меня отделаться.);
    скобками выделяются вставные конструкции (в отличие от вводных предложений они не выражают отношение говорящего к сказанному, а содержат какие-то попутные или добавочные замечания): Однажды вечером (это было осенью 1912 года)…

  5. 8040466 Ответить

    выделяющие: запятая (две запятых), тире (два тире), скобки, кавычки;
    отделяющие: точка, вопросительный и восклицательный знаки, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, многоточие.
    Таблица. Знаки препинания (основные случаи)

    (с) Цитата из пособия издательства «Дрофа»

    Выделяющие знаки препинания

    В предложении эти знаки служат для обозначения границ обособленных второстепенных членов, обращений, вводных слов, словосочетаний и предложений, прямой речи.
    Запятая (две запятых) ставится, если в предложении есть:
    обособленное определение: Красный бант, завязанный в её ореховых переливающихся волосах, делал её особенно соблазнительной. (И. Бунин);
    обособленное обстоятельство: А под стеной леса стоят, багрово серея, три больших волка. (И. Бунин);
    обособленное приложение: Григорий пришел в Ягодное, имение Листницких, часов в восемь утра. (М. Шолохов);
    обособленные уточняющие члены: В Сочельник, под Рождество, бывало, до звезды не ели. (И. Шмелев);
    междометие: Эге, красавица, у тебя остры зубы! (М. Горький);
    вводные слова, словосочетания, предложения: К сожалению, никто не заглядывал в эти места, кроме сыщиков. (К. Паустовский) Казак, я думаю, он неплохой. (М. Шолохов);
    обращение: Возьми же себя в руки, милая моя Иринка! (М. Шолохов);
    сравнительный оборот: Маленький дом стоит, как последний маяк, на краю туманной бездны. (К. Паустовский)
    Тире (два тире) ставится, если в предложении есть:
    обобщающее слово после однородных членов предложения: Осколки битой посуды, изорванные бумаги, книги, залитые мёдом клочки суконной материи, детские игрушки, старая мебель, рассыпанная мука — всё это в ужасающем беспорядке валяюсь на полу, вопило о разгроме. (М. Шолохов);
    одиночное или распространённое приложение: А по сторонам от железной дороги в этих краях лежали великие пустынные пространства — Сары-Озеки. (Ч. Айтматов) Луша — этот угловатый, щуплый подросток — сиде ш на крайней скамье, ухарски раскинув тоненькие ножки, покуривая. (М. Шолохов);
    вводное предложение: Он приник к замочной скважине — ключа в ней, к счастью, не было — увидел свет, край туалетного женского стола, потом что-то белое, вдруг вставшее и всё закрывшее. (И. Бунин)
    Двоеточие ставится, если есть обобщающее слово перед однородными членами: Все собаки мной описаны: Ярик, Кента, Нерлъ, Дубец, Соловей. (М. Пришвин)
    Скобки ставятся, если есть вводные или вставные конструкции: В полночь кто-то долго и упорно добирался к нему в будку стрелочника, вначале прямо по шпалам, потом, с появлением встречного поезда впереди, скатившись вниз с откоса, пробивался, как в пургу, заслоняясь руками от пыли и ветра, выносимых шквалом из-под скоростного товарняка (то следовал зелёной улицей литерный состав — поезд особого назначения, который уходил затем на отдельную ветку в закрытую зону Сары-Озек-1, там у них своя, отдельная путевая служба, уходил на космодром, короче говоря, потому поезд шёл весь укрытый брезентами и с воинской охраной на платформе). (Ч. Айтматов)
    Двоеточие и тире ставятся, если есть обобщающее слово перед однородными членами: Казалось, всё: земля, небо — полыхало нестерпимо жарким огнем. (К. Симонов)
    Кавычки ставятся, если есть прямая речь: Дарья сонным голосом бормотнула: «Цыц ты, поганое дитя! Ни сну тебе, ни покою». (М. Шолохов)
    Восклицательный знак ставится, если есть:
    обращение: Стой, Прасковья Осиповна! (М. Горький);
    междометие: Эй! Ты, девчонка, ступай! (М. Горький).

    Отделяющие знаки препинания

  6. aa3116867 Ответить

    Знаков пунктуации всего 10. Но на письме они помогают выразить всё многообразие оттенков смысла устной речи. Один и тот же знак может употребляться в разных случаях. И при этом играть разную роль. В 20 главах изложены главные закономерности расстановки знаков препинания, которые изучаются в школе. Все правила иллюстрируются наглядными примерами. Удели им особое внимание. Запомнишь пример — избежишь ошибки.
    Автор раздела: Кутырева Н. А., Кутырев Ю. В.

    Введение: Что такое пунктуация?

    §1. Значение термина пунктуация
    §2. Какие знаки препинания употребляются в письменной речи на русском зыке?
    §3. Какую роль играют знаки препинания?

    Глава 1. Знаки законченности-незаконченности мысли. Точка, вопросительный знак, восклицательный знак. Многоточие

    Точка, вопросительный и восклицательный знаки
    Многоточие в конце предложения

    Глава 2. Знаки незаконченности высказывания. Запятая, точка с запятой

    §1. Запятая
    §2. Точка с запятой

    Глава 3. Знак незаконченности высказывания. Двоеточие

    Зачем нужно двоеточие?
    Двоеточие в простом предложении
    Двоеточие в сложном предложениии

    Глава 4. Знак незаконченности высказывания. Тире

    §1. Тире
    §2. Двойное тире

    Глава 5. Двойные знаки. Кавычки. Скобки

    §1. Кавычки
    §2. Скобки

    Глава 6. Пунктуация простого предложения. Тире между подлежащим и сказуемым

    Тире ставится
    Тире не ставится

    Глава 7. Пунктуация простого предложения с осложнённой структурой. Знаки препинания при однородных членах

    §1. Знаки препинания при однородных членах без обобщающего слова
    §2. Знаки препинания при однородных членах с обобщающим словом

    Глава 8. Пунктуация простого предложения, осложнённого обособленным определением

    §1. Обособление согласованных определений
    §2. Обособление несогласованных определений
    §3. Обособление приложений

    Глава 9. Пунктуация простого предложения, осложнённого обособленным обстоятельством

    Обстоятельства обособляются
    Обстоятельства не обособляются

    Глава 10. Пунктуация простого предложения, осложнённого уточняющими или поясняющими членами предложения.

    §1. Уточнение
    §2. Пояснение

    Глава 11. Пунктуация простого предложения, осложнённого вводными словами, вводными предложениями и вставными конструкциями

    §1. Предложения с вводными словами
    §2. Предложения с вводными предложениями
    §3. Предложения со вставными конструкциями

    Глава 12. Пунктуация при обращении

    Обращения и их пунктуационное оформление в письменной речи

    Глава 13. Пунктуация при сравнительных оборотах

    §1. Выделение запятыми сравнительных оборотов
    §2. Обороты с союзом как: сравнительные и не сравнительные

    Глава 14. Пунктуация при прямой речи

    §1. Пунктуационное оформление прямой речи, сопровождаемой словами автора
    §2. Пункуационное оформление диалога

    Глава 15. Пунктуация при цитировании

    Способы оформления чужой речи при цитировании

    Глава 16. Пунктуация в сложносочинённом предложении

    Знаки препинания ставятся
    Знаки препинания не ставятся

    Глава 17. Пунктуация сложноподчинённого предложения

    §1. Знаки препинания, используемые в сложноподчинённых предложениях
    §2. Случаи постановки запятых в предложениях с несколькими придаточными
    §3. Случаи, когда запятые не ставятся

    Глава 18. Пунктуация бессоюзного сложного предложения

    Запятая в бессоюзном предложении
    Точка с запятой в бессоюзном предложении
    Двоеточие в бессоюзном предложении
    Тире в бессоюзном предложении

    Глава 19. Пунктуация в предложениях с разными видами синтаксической связи

    Сложные случаи пунктуации в предложениях с разными видами синтаксической связи:
    сочинительный и подчинительный союзы, стоящие рядом
    подчинительные союзы, стоящие рядом

  7. bius88 Ответить

    Знаки препинания — элементы письменности, выполняющие вспомогательные функции разделения (выделения) смысловых отрезков текста, предложений, словосочетаний, слов, частей слова, указания на грамматические и логические отношения между словами, указания на коммуникативный тип предложения, его эмоциональную окраску, законченность, а также некоторые иные функции.
    Знаки препинания, синтаксически оформляющие текст, облегчают его зрительное восприятие и понимание, а при воспроизведении текста вслух помогают осуществить его интонационное оформление (интонация, смысловые паузы, логические ударения).
    Точка
    Вопросительный знак
    Восклицательный знак
    Многоточие
    Двоеточие
    Точка с запятой
    Запятая
    Тире
    Скобки
    Кавычки
    Абзац
    Для улучшения русского или подготовки к экзаменам, мы рекомендуем занятия с репетиторами онлайн у себя дома! Все выгоды очевидны! Пробный урок бесплатно!
    Желаем Вам успехов!
    Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

  8. Tolyan_01 Ответить

    Помимо хорошо известных нам символов, существует еще ряд знаков, которые не признаны русской и многими другими грамматиками. Если их попробовать поставить в текстовом редакторе, обязательно последует сообщение о необходимости исправления пунктуации в предложении.

    Интерробанг – гибрид вопросительного и восклицательного знаков.
    Риторический вопросительный знак, выглядящий как зеркальное отражение обычного символа такого рода. Он применялся в английском лишь несколько десятилетий в конце XVII в.
    Иронический знак. Внешне похож на вышеупомянутый, но немного меньше и ставился в начале предложения. Возник во Франции XIX в.
    Любовный символ, который советуют применять в поздравительных открытках. Он выглядит как вопросительный знак и его отражение, вместе образующие сердечко.
    Согласительный символ выглядит как два восклицательных написанных от одной точки. Символизирует выражение доброй воли.
    Знак уверенности. Выглядит как перечеркнутый в виде креста восклицательный символ.
    Авторитетный. Похож на предыдущий, однако его перечеркивает не прямая, а лига. Применяется в приказах или советах.
    Астеризм. Похож на три звездочки, размещенные в виде перевернутой пирамиды. Ранее служил для разделения смысловых глав, а также частей книг или обозначал незначительные перерывы в длинном тексте.
    Восклицательная и вопросительные запятые. Предназначены для интонационного выделение слов или фраз внутри предложения.

  9. Gexey Ответить

    Чтобы везде поставить правильные знаки препинания, нужно запомнить несколько правил Техническое оформление текста :
    Перед перечнем может стоять точка или двоеточие.
    Если он продолжает или напрямую разъясняет предложение или есть обобщающее слово, ставим двоеточие.
    Если перед перечнем стоит двоеточие, его элементы могут начинаться как с заглавной буквы, так и со строчной.
    Если элементы начинаются с заглавной буквы, то в конце каждого из них должна стоять точка.
    Если первая буква — строчная, в конце стоит запятая (когда элементы очень простые и короткие) или точка с запятой (когда они посложнее).
    В конце последнего элемента в любом случае стоит точка.
    Примеры:
    Можно прогуляться:
    по лесу,
    парку,
    саду.
    Можно пройтись:
    по лесу, в котором есть грибы;
    парку с красивым прудиком;
    саду, полному цветов.
    Вы можете:
    Прогуляться по осеннему лесу, наполненному ароматами хвои, земли и дождя.
    Пройтись по обширному красивому парку, в котором есть пруд с лебедями.
    Посетить сад и полюбоваться яркими цветами, способными поднять настроение любому.
    Вы сможете гулять по парку, саду или лесу.
    Не забывайте сообщать, куда решили отправиться.
    Надевайте головные уборы, когда идёте в лес.
    Заказывайте гида, если вам интересно узнать больше о местах, которые посетите.

  10. elchinemil Ответить

    «Правила русской орфографии и пунктуации» – это общеобязательный свод основных правил русского правописания. Он был утвержден в 1956 году Академией наук СССР, Министерством высшего образования СССР и Министерством просвещения РСФСР. В составлении свода принимали участие С. Г. Бархударов, К. И. Былинский, В. В. Виноградов, В. А. Добромыслов, И. С. Истрина, И. А. Каиров, Е. И. Кореневский, С. Е. Крючков, С. П. Обнорский, С. И. Ожегов, Д. Э. Розенталь, Д. Н. Ушаков, А. Б. Шапиро, Л. В. Щерба.
    О публикации правил и принципах их составления было сообщено 26 мая 1956 года в статье С. Е. Крючкова «Единый свод правил орфографии и пунктуации», опубликованной в «Учительской газете».
    На основе «Правил русской орфографии и пунктуации» после 1956 года было создано множество справочников и учебных пособий, в которых авторы уточняли и дополняли правила, меняли формулировки, стремясь сделать их более удобными для применения. О дальнейшей эволюции правил читайте здесь.
    Библиографическое описание первого издания
    Правила русской орфографии и пунктуации : Утв. Акад. наук СССР, М-вом высш. образования СССР и М-вом просвещения РСФСР. – Москва : Учпедгиз, 1956. – 176 с.
    Оглавление «Правил русской орфографии и пунктуации»

    Предисловие

    Орфография

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *