Расскажите об особенностях развития древней индии что такое варны и касты?

15 ответов на вопрос “Расскажите об особенностях развития древней индии что такое варны и касты?”

  1. yura66622 Ответить

    Особенностью развития Древнеиндийской цивилизации является то, что она начиналась как бы дважды. В междуречье Инда и ныне пересохшей Сарасвати существовала так называемая Хараппаская цивилизация (названная по современному имени поселения, возле которого обнаружены её археологические памятники. Традиционно её датируют III – началом II тысячелетий до н.э., но благодаря новым открытиям её возникновение может быть пересмотрено в сторону большей древности. Эта цивилизация пала по неизвестным нам причинам, после чего началось нашествие племён ариев, видимо уничтоживших лишь остатки Хараппской культуры. В результате нашествия Индийская цивилизация была как бы основана ариями заново, причём на основе разделения общества на варны. Варнами называли четыре группы на которые разделилось индийское общество. У каждой варны был свой круг занятий и свои неравные права. Принадлежность к варне была наследственной. Постепенно, ближе к концу нашей эры варны разделились на касты, которые отличались от варн в основном лишь своей большей многочисленностью и большей зависимостью от профессиональной деятельности. Наиболее распространённая версия происхождения варн ссылается на завоевание Индии племенами ариев. Согласно ней завоеватели образовали три высшие касты в зависимости от рода своей деятельности (брахманы (жрецы), кшатрии (воины) и вайшьи (земледельцы)), а покорённое местное население выделили в низшую касту – шудры (слуги).

  2. qbasil Ответить

    Особенностью развития Древнеиндийской цивилизации является то, что она начиналась как бы дважды. В междуречье Инда и ныне пересохшей Сарасвати существовала так называемая Хараппаская цивилизация (названная по современному имени поселения, возле которого обнаружены её археологические памятники. Традиционно её датируют III – началом II тысячелетий до н.э., но благодаря новым открытиям её возникновение может быть пересмотрено в сторону большей древности. Эта цивилизация пала по неизвестным нам причинам, после чего началось нашествие племён ариев, видимо уничтоживших лишь остатки Хараппской культуры. В результате нашествия Индийская цивилизация была как бы основана ариями заново, причём на основе разделения общества на варны. Варнами называли четыре группы на которые разделилось индийское общество. У каждой варны был свой круг занятий и свои неравные права. Принадлежность к варне была наследственной. Постепенно, ближе к концу нашей эры варны разделились на касты, которые отличались от варн в основном лишь своей большей многочисленностью и большей зависимостью от профессиональной деятельности. Наиболее распространённая версия происхождения варн ссылается на завоевание Индии племенами ариев. Согласно ней завоеватели образовали три высшие касты в зависимости от рода своей деятельности (брахманы (жрецы), кшатрии (воины) и вайшьи (земледельцы)), а покорённое местное население выделили в низшую касту – шудры (слуги).

  3. ben193 Ответить

    Особенностью развития Древнеиндийской цивилизации является то, что она начиналась как бы дважды. В междуречье Инда и ныне пересохшей Сарасвати существовала так называемая Хараппаская цивилизация (названная по современному имени поселения, возле которого обнаружены её археологические памятники. Традиционно её датируют III – началом II тысячелетий до н.э., но благодаря новым открытиям её возникновение может быть пересмотрено в сторону большей древности. Эта цивилизация пала по неизвестным нам причинам, после чего началось нашествие племён ариев, видимо уничтоживших лишь остатки Хараппской культуры. В результате нашествия Индийская цивилизация была как бы основана ариями заново, причём на основе разделения общества на варны. Варнами называли четыре группы на которые разделилось индийское общество. У каждой варны был свой круг занятий и свои неравные права. Принадлежность к варне была наследственной. Постепенно, ближе к концу нашей эры варны разделились на касты, которые отличались от варн в основном лишь своей большей многочисленностью и большей зависимостью от профессиональной деятельности. Наиболее распространённая версия происхождения варн ссылается на завоевание Индии племенами ариев. Согласно ней завоеватели образовали три высшие касты в зависимости от рода своей деятельности (брахманы (жрецы), кшатрии (воины) и вайшьи (земледельцы)), а покорённое местное население выделили в низшую касту – шудры (слуги).

  4. sergeykrivbas Ответить

    К среднему сословию кшатрии относятся: правители, воины, административные работники, военные начальники. В древние времена их считали потомками ариев, аристократов по праву рождения и великих воинов, которые добились своего статуса подвигами: полны милосердия и терпеливости, духовной силы и чувства героизма.

    В их руках сосредотачивалась политическая власть, зачастую они имели огромные поместья и владели большими земельными территориями. Так, они получали двойной доход: от угодий и государственное жалование за военные подвиги (при их наличии). Кшатриям разрешалось даже убивать во имя восстановления справедливости и сохранения чести людей, которые не могли это сделать за себя. Красный цвет — относится лишь к кшатриям.

    Торговцы и ремесленники — вайшьи


    Третья группа «дважды рожденных» каст (двиджа — термин, которым индийцы называют людей трех высших варн, прошедшие обряд упанаяна. Упанаяна является символом второго рождения и позволяет брать участие в ритуалах) — это вайшьи.
    Сюда относились люди, которые тесно имеют дело с деньгами: ремесленники, фермеры и ростовщики. Их склад ума значительно отличался от брамана: предпринимательская жилка находилась в крови, и уже в детстве вайшьи могли заработать себе на жизнь.
    Это не означает, что этот человек постоянно находился в богатстве, являясь торговцем. Вайшью всегда изучал достойное ремесло, которое могло поддерживать необходимый уровень жизни. Причем вайшью принадлежал желтый цвет, он являлся простолюдином и не имел какого-то веса в высшем обществе, но, в отличие от шудры, не был гоним.

    Бедняки — шудры


    Слуги, наемные работники, и вообще все жители, которые находятся за гранью бедности, как духовной, так и финансовой, называют шудрами. Контакт и общение с этими людьми высших варн являлся недостойным, это грозило даже позором на всю жизнь.
    Из всех классов лишь шудры постоянно терпели сильные угнетения со стороны правительства: они оплачивали самый большой налог, их судили за нарушения особенно жестко, им не разрешалось проводить ритуалы, а это является очень весомым знаком. Людей из этой варны можно было купить либо продать, отнять их имущество, не переживая за последующее наказания: объяснялось это одной причиной — они были рождены прислуживать, а, соответственно, роптать не имеют права. Конечно, цветом шудры является черный.

    Неприкасаемые (чандалы) и парии


    Отдельный класс, который нельзя отнести ни к какой из 4 варн, — неприкасаемые. Эти люди продолжительное время постоянно притеснялись, испытывали на себе ненависть со стороны остальных сословий. Это обусловлено тем, что в понятии индуизма далиты в прошлой жизни грешили и вели неправильный образ жизни, теперь они за это наказаны. Неприкасаемых называли термином «далит», это переводится как «угнетение».
    Неприкасаемые находятся где-то за чертой этого мира и даже не являются людьми в буквальном смысле. Как правило, это бездомные, живущие в отдельных гетто, трущобах и на улицах, роющиеся на помойках. В наилучшем случае далиты могли заниматься самой грязной работой: убирать мертвых зверей, нечистоты, туалеты, сжигать умерших животных, работать кожевниками, могильщиками.
    Причем количество неприкасаемых составляет приблизительно 12−16% всех жителей страны. Так, примерно каждый седьмой индиец является неприкасаемым.

    Касте далитов нельзя было находиться в общественных местах: поликлиниках, школах, торговых лавках, храмах, транспорте. Им запрещалось не только общаться с остальными людьми, но и наступать на их тень. А браманов оскорбляло уже лишь присутствие этого человека в поле видимости.
    К счастью, на сегодняшний день все изменилось — на государственном уровне запретили угнетение неприкасаемых, теперь им разрешено появляться в любом месте, получать медицинскую помощь и образование.
    Хуже, чем быть рожденным неприкасаемым, являлось лишь родиться парией — еще одна каста людей, которые полностью были вычеркнуты из социальной жизни. Ими являются рожденные от париев или во время межкастового брака, но было время, когда лишь случайное касание пария могло сделать человека таким же по классу.

    Современная Индия

    Многим европейским жителям может показаться, что кастовая иерархия в Индии уже давно в прошлом, но это не правильное мнение. Число каст все увеличивается, и это краеугольный камень среди простых людей и представителей государственной власти.
    Многообразие подгрупп иногда удивляет, например, можно кратко выделить недавно появившиеся касты:
    бхатра — браманы, зарабатывающие подаянием;
    джинвар — доставщики воды;
    дарзи — изготавливают одежду;
    бханги — уличные дворники.

    Большинство людей склонны к тому, что касты — это зло, так как они дискриминируют целые социальные группы населения, лишая их прав. В выборной кампании некоторые политики используют эту хитрость — утверждают, что борьба с классовым неравенством, это основное направление их деятельности.
    Естественно, деление на касты со временем утрачивает значение для людей, но еще играет немаловажную роль в религиозных и личностных отношениях, к примеру, в вопросах партнерства в бизнесе или заключении брачного союза.
    Индийское правительство много делает для равноправия всех жителей: на законодательном уровне они равны. Сегодня карьера индийского гражданина, тем более в больших городах, зависит не только от происхождения, но и от навыков, знаний, личных достижений.
    Отличным примером этого является Президент Кочерил Раман, который был рожден в касте неприкасаемых, выбранный в 1997 г. Еще одно доказательство — далит Бхим Рао, получивший юридическое образование в Великобритании, а в дальнейшем написавший Конституцию в 1950 г.
    Этот документ содержит Таблицу каст, и любой гражданин вправе получить соответствующее свидетельство, где указывается подгруппа по праву рождения. В Конституции сказано, что учреждения не могут интересоваться, к какой джати принадлежит человек, если он этого не хочет.

  5. aafdtv Ответить

    Восходящая к древнеиндийским варнам и освященная индуизмом система каст издревле была основой социальной структуры Индии. Принадлежность к той или иной касте была связана с рождением человека и детерминировала его статус на всю его жизнь.
    Варно-кастовая система в целом именно благодаря своей жесткой иерархичности составляла костяк социальной структуры Индии; уникальная по форме, она не только оказалась эффективной альтернативой слабой политической администрации, но и успешно компенсировала эту слабость, хотя такого рода компенсация никак не способствовала политической стабильности государств в Индии.
    В данной работе рассмотрим причины появления таких понятий как “каста” и “варна”, их историческое развитие в жизни индийского народа и основные характеристики каждой из варн, её представителей.
    Варны и касты. История происхождения
    Из самых ранних произведений санскритской литературы известно, что говорившие на арийских наречиях народы в период первоначального заселения Индии (приблизительно с 1500 по 1200 до н.э.) уже делились на четыре главных сословия, позже названные “варнами” (санскр. “цвет”): брахманов (священнослужителей), кшатриев (воинов), вайшьев (торговцев, скотоводов и земледельцев) и шудр (слуг и разнорабочих).
    Индусы верят в перевоплощение и считают, что тот, кто соблюдает правила своей касты, в будущей жизни поднимется по рождению в более высокую касту, тот же, кто нарушает эти правила, потеряет социальный статус. варна каста индуизм представитель
    На протяжении всей индийской истории кастовая структура демонстрировала удивительную стабильность перед изменениями. Даже расцвет буддизма и принятие его в качестве государственной религии императором Ашокой (269-232 до н.э.) не сказались на системе наследственных групп. В отличие от индуизма, буддизм как доктрина не поддерживает кастового деления, но в то же время и не настаивает на полном уничтожении кастовых различий.
    Во времена возвышения индуизма, последовавшего за упадком буддизма, из простой, незамысловатой системы четырех варн выросла сложнейшая многослойная система, выстроившая строгий порядок чередования и соотношения разных социальных групп. Каждая варна обозначила в ходе этого процесса рамки для множества самостоятельных эндогамных каст (джати). Ни мусульманское нашествие, закончившееся формированием империи Моголов, ни установление британского господства не поколебали фундаментальных основ кастовой организации общества.
    Проблема возникновения каст также одна из дискуссионных проблем востоковедения. В настоящее время можно считать установленным, что варна как социальный институт значительно более раннего происхождения, чем каста.
    Неоднородность каст в значительной мере затрудняет выяснение вопроса об их происхождении. Касты – это и этнические группы (например, отсталые племена, зачисляемые в состав “неприкасаемых”), и кланы воинов-завоевателей (раджпутские племена), и профессиональные группы, и религиозные секты, общины. Вне зависимости от их первоначального происхождения касты по мере развития феодальных отношений “выстраивались” в иерархии индусского общества в соответствии со своим положением в социально-экономической структуре феодального общества. Последняя, самая низшая группа “неприкасаемых” каст, включала земледельцев и слуг общины, лишенных каких-либо владельческих прав, находящихся в полурабской, полукрепостной зависимости от полноправных общинников. “Неприкасаемый”, скорее всего внеобщинник, и становится главным объектом эксплуатации. В отечественной литературе Л.Б. Алаевым было убедительно доказано, что рентоплательщик- общинник сам часто являлся мелким феодальным эксплуататором, что земельные наделы обрабатывались “неприкасаемыми”, неполноправными членами общины и внеобщинным крестьянством. Неприкасаемость возникает вместе с кастовым делением общества, по мере расширения отношений эксплуатации в результате насильственного подавления восстаний шудр – рабов, покорения отсталых племен и пр. Здесь же содержатся многочисленные предписания о самых унизительных религиозных, ритуальных, бытовых ограничениях, применяемых к ним.
    Эта двойная иерархия находит отражение в индусском праве. Принадлежность к варне по-прежнему определяет сумму прав и обязанностей индивида в обществе и государстве. Кастовая иерархия была связана главным образом с нормами брачно-семейного права. Касты “неприкасаемых” фактически находились вне сферы действия индусского права. Нормы этого права затрагивали их лишь в той мере, в какой ограничивали их правоспособность.
    Для Древней Индии с ее экономической и национальной раздробленностью, с ее замкнутыми, изолированными друг от друга общинами характерна социальная аморфность, обезличенность, “непроявленность” рядовой личности, безусловная власть общины, касты над личностью, которая была так глубока и постоянна, что входила в привычную психологию человека, а потому не всегда даже осознавалась им.
    В современной Индии кастам, буквально нет числа. Поскольку каждая имеющая наименование каста делится на множество подкаст, невозможно даже приблизительно подсчитать число социальных единиц, обладающих минимально необходимыми признаками джати. Официальная тенденция преуменьшать значение кастовой системы привела к тому, что в проводимых раз в десятилетие переписях населения исчезла соответствующая графа. В последний раз сведения о числе каст были опубликованы в 1931 (3000 каст). Но эта цифра не обязательно включает все местные подкасты, которые функционируют как самостоятельные социальные группы.
    Широко распространено мнение, что в современном индийском государстве касты утратили свое прежнее значение. Однако развитие событий показало, что это далеко не так. Позиция, занятая ИНК и правительством Индии после смерти Ганди, отличается противоречивостью. Более того, всеобщее избирательное право и потребность политических деятелей в поддержке электората придали новую значимость корпоративному духу и внутренней сплоченности каст. Вследствие этого кастовые интересы стали важным фактором во время избирательных кампаний.

  6. qwest24 Ответить

    Шудры низшего слоя практически не используют денег: за работу им платят пищей и бытовыми принадлежностями.
    Можно перейти в низшую касту, но получить касту рангом выше — невозможно.
    Бинди и тилака — так называется красная точка на лбу у индианки.
    Махатма Ганди проповедовал борьбу с кастовым неравноправием. Ознакомьтесь с его биографией, это поистине человек с великой душой!
    Еще одна значимая личность в истории Индии: Индира Ганди. Она не была родственницей Махатмы, просто однофамильцы. С ее биографией можете ознакомиться здесь
    Касты в современной Индии
    Сегодня индийские касты стали еще более структурированными, в них появилось множество различных подгрупп, называемых джати.
    В период последней переписи представителей различных каст, насчитывалось более 3 тысяч джати. Правда, перепись эта проходила более 80 лет тому назад.
    Многие иностранцы считают кастовую систему пережитком прошлого и уверены, что в современной Индии кастовая система больше не работает. На самом деле, все совершенно иначе. Даже индийское правительство не смогло прийти к единому мнению касательно такого расслоения общества. На разделении общества на слои активно работают политики во время выборов, добавляя в свои предвыборные обещания защиту прав той или иной касты.
    В современной Индии более 20 процентов населения относится к касте неприкасаемых: им приходится и жить в своих отдельных гетто либо за чертой населенного пункта. Таким людям нельзя заходить в магазины, государственные и лечебные учреждения и даже использовать общественный транспорт.
    В касте неприкасаемых есть совершенно уникальная подгруппа: к ней отношение общества довольно противоречиво. Сюда относятся гомосексуалисты, трансвеститы и евнухи, зарабатывающие на жизнь проституцией и просящие у туристов монеты. Но какой парадокс: присутствие такого человека на празднике считается очень хорошим знаком.
    Еще одна удивительная подкаста неприкасаемых — пария. Это люди, совершенно изгнанные из общества — маргиналы. Раньше стать парией можно было даже прикоснувшись к такому человеку, а сейчас ситуация немного изменилась: парией становятся либо родившись от межкастового брака, либо от родителей-париев.
    Заключение
    Кастовая система зародилась тысячелетия тому назад, но до сих продолжает жить и развиваться в индийском обществе.
    Варны (касты) делятся на подкасты — джати. Существует 4 варны и множество джати.
    В Индии есть общества людей, не входящих ни в одну касту. Это — изгнанные люди.
    Кастовая система дает людям возможность быть с себе подобными, обеспечивает поддержку собратьев и четкие правила жизни и поведения. Это — естественная регуляция общества, существующая параллельно с законами Индии.

  7. pumpk1n Ответить

    А
    Авана — мусульманская земледельческая каста в Пенджабе, притязающая на арабское происхождение.
    Агарвал — торговцы в Северной Индии. Многие члены этой касты джайны.
    Агхорипантхи — разряд нищих, которые утверждают, что питаются падалью.
    Араин — садовники.
    Арора — торговцы.
    Ахар — скотоводы и пастухи в Рохильканде.
    Ахир — пастухи-скотоводы, а также земледельцы.
    Б
    Бавури — корзинщики (Южная Индия).
    Багди — рыбаки и лодочники.
    Банья — торговцы, банкиры.
    Байраги — нищенствующие монахи.
    Банспхор — поделки из бамбука (банс — бамбук).
    Бант — крестьяне.
    Бархай — плотники.
    Беллара — корзинщики (Южная Индия).
    Бханги — мусорщики.
    Бхатра — каста брахманов, живущих милостыней.
    Бхой — рыбаки и лодочники.
    Бхиспи — водоносы.
    Бхуинхары (бахханы) — землевладельцы (Бихар).
    В
    Ваддера — каменщики и землекопы (Южная Индия).
    Вани — торговцы.
    Веллал — крестьяне (Южная Индия).
    Вешья — танцовщицы и гетеры.
    Вайшми — торговцы.
    Г
    Гадария — овцеводы.
    Гадди — скотоводы.
    Гамалла — виноделы.
    Гоала — пастухи и скотоводы.
    Госаин — нищенствующие монахи.
    Гудала — корзинщики.
    Гуджар — землевладельцы.
    Д
    Дарат — мусульманская каста (Керала).
    Дарзи — портные.
    Джалия — рыбаки и лодочники.
    Джангам — священники.
    Джат — землевладельцы (Пенджаб).
    Джоги — нищенствующие монахи.
    Джуги — ткачи.
    Джулаха — ткачи.
    Джхинвар — водоносы.
    Дикшитар — каста брахманов в Чидамбарам.
    Дом — кочевники.
    Дхангар — овцеводы.
    Дхедх — кожевники.
    Дхимар — водоносы.
    Дхоби — стиральщики белья.
    Дхор — кожевники.
    И
    Идига — виноделы (Южная Индия).
    Изхаван — виноделы (Южная Индия).
    К
    Кайбартха — рыбаки и лодочники.
    Камар — кузнецы.
    Капу — земледельцы (Андхра).
    Кахар — водоносы.
    Каястха (каяштха) — писари. (см. Шривастав).
    Коли — землевладельцы (Гуджарат).
    Комати — торговая каста (Андхра).
    Кори — ткачи.
    Кошти — ткачи.
    Кумбхар — гончары.
    Кумор — гончары.
    Кумхар — гончары.
    Кунби — землевладельцы.
    Курми — землевладельцы.
    Кхати — плотники.
    Кхатри — торговцы.
    Кходжа — торговцы.
    Л
    Лодха — землевладельцы (Уттар-Прадеш).
    Лохар — кузнецы.
    М
    Маратхи — землевладельцы (Махараштра).
    Марвари — купцы, бизнесмены.
    Мираси — музыканты, сказители, знатоки родословных.
    Муккуван — рыбаки (Малаялам).
    Н
    Намбудири — каста брахманов в Керале.
    О
    Од — каста, занимающаяся расчисткой каналов или постройкой домов.
    Оджха — лекари, знахари и маги; подкаста брахманов (Северная Индия).
    Охри — каста кхатри.
    П
    Патидары — землевладельцы (Гуджарат).
    Р
    Раджбанси — землевладельцы (Бенгалия).
    Раджпуты — землевладельцы (Уттар-Прадеш).
    Х
    Хаджджам — цирюльники (мусульмане).
    Хиджра — неприкасаемые в Индии, Бангладеш и Пакистане.
    Ч
    Чандала — член низшей касты в древней Индии.
    Чаран — барды, писатели, рассказчики (Гуджарат).
    Чекаван — виноделы (Керала).
    Четти, четтияр — купцы, ростовщики, банкиры (Керала, Мьянма, Шри-Ланка).
    Чунгаттан — каста рыбаков на Малабарском побережье.
    Ш
    Шанан, шанар — каста, занимающаяся добычей пальмового сока.
    Шаундика — винокуры и виноторговцы.
    Касты по специальности
    Северная Индия
    Б
    Брахманы.
    В
    Водонос. (Касты: бхисти, дхимар, джхинвар, кахар и др.)
    Г
    Гончар. (Касты: кумхар, кумбхар, кумор и др.)
    З
    Земледелец и воин. (Касты: бхуинхар, гуджар, джат, коли, кунби, курми, лодха, маратха, патидар, раджбанси, раджпут и др.)
    К
    Кожевник. (Касты: дхор, чамар, чамбхар, махар и др.)
    Козопас и овцевод. (Касты: дхангар, гадария и др.)
    Кузнецы. (Касты: лохар, камар и др.)
    М
    Маслоделы. (Касты: тели, тили и др.)
    Мусорщик. (Касты: бханги, чандал, чурха и др.)
    Н
    Нищенствующий монах. (Касты: байраги, факир, госаин, косвами, джоги и др.)
    П
    Парикмахер. (Касты: хаджджам, най, нхави, напит и др.)
    Пастух-скотовод. (Касты: ахир, гоала и др.)
    Писец. (Касты: каяштха, прабху и др.)
    Плотник. (Касты: бархай, кхати, сутар и др.)
    Портной. (Касты: дарзи, шимпи и др.)
    Р
    Рыбак и лодочник. (Касты: бхой, багди, джалия, кайбартха, коли, маллахи и др.)
    С
    Садовник. (Касты: араин, качхи, мали и др.)
    Стиральщик белья (прачка). (Касты: дхоби, парит и др.)
    Т
    Ткач. (Касты: кори, кошти, джуги, джулаха, сали, танти и др.)
    Торговец. (Касты: арора, банья, бохра, кхатри, кходжа, лохана, махаджан, марвари, вани, ванья и др.)
    Ю
    Ювелир. (Касты: сонар, сварнакер и др.)
    Южная Индия
    Б
    Брахманы. Намбудири
    В
    Виноделы. (Касты: гамалла, идига, изхаван, шанан, тьян, ята и др.)
    Вор и грабитель. (Касты: каллар, корава, маравар и др.)
    К
    Каменщик и землекоп. (Касты: одде, ваддар и др.)
    Корзинщик. (Касты: бавури, беллара, эрула, гудала, меда, параян и др.)
    Крестьянин. (Касты: бант, кург, камма, надувар, найяр, оккалига, реди, веллал, велами и др.)
    С
    Священнослужитель. (Касты: джангам, куруккал, пандарам, пуджари и др.)

  8. zergo68 Ответить

    Ни в одном государстве Древнего мира жрецы нс занимали столь привилегированного положения, как брахманы в Индии. Они были освобождены от всяческих повинностей, налогов; их нельзя было подвергнуть смертной казни, телесным наказаниям, рабству за долги; их никто не мог притеснять и оскорблять. В противном случае, полагали индийцы, наказание понесёт весь индийский народ, так как боги не примут жертву, а это чревато губительными для всего человечества последствиями. Кроме того, унижать брахмана было небезопасно, потому что он в гневе мог сжечь весь мир.
    Знания брахманов передавались в их среде из поколения в поколение, и притом в устной форме, чтобы «священные» тексты нс попали в руки непосвящённого и нс подверглись осквернению.
    Высшее среди других варн положение брахманов красноречиво подчёркивается в «Законах Ману». «Знайте, – говорится в них, – что десятилетний брахман и столетний кшатрий относятся один к другому как отец и сын, но из них двоих брахман есть отец». Таким образом, по своему статусу брахманы были выше царей, принадлежавших ко второй варнс кшатриев. Это являлось причиной многих социально- политических потрясений в Древней Индии.
    Уголовное право оценивазо жизнь брахманов несравненно выше других сословий, поэтому даже в случае убийства царя родственники погибшего могли претендовать только на одну четвёрту ю часть суммы, установленной за убийство жреца.
    Брахманы принимали участие в управлении государством. Ученый брахман мог заменить царя в должности верховного судьи, а коллегии из четырёх брахманов были подотчётны все гражданские и уголовные преступления.
    Учёный брахман был окружён мальчиками-учениками, которые до наступления юности жили в его доме, прислуживали своему учителю-гуру и заучивали с его слов «священные» тексты Вед. гигантские но объёму.
    В противоположность могущественным, высокочтимым индийским жрецам шудры принадлежали к низшей, четвёртой варнс. Они были отстранены от участия в религиозной жизни полноправных индоариев: им запрещалось читать и слушать Веды, участвовать в жертвоприношениях и поминках. Их отчуждённость от «дважды рождённых» проявлялась и в том, что даже низшие должности в административном аппарате управления были им недоступны. Шудры не могли приобрести землю в собственность, так как всё нажитое ими принадлежало их хозяевам. Уделом шудр было смиренное выполнение возложенных на них обязанностей по дому или участие в так называемых «грязных профессиях», связанных с уборкой мусора и нечистот.
    Варновый строй считался одним из важнейших божественных установлений, поэтому он освящался религией. По представлениям древних индийцев, оформившимся к середине первого тысячелетия до н. э. и сохранившимся в современном индуизме, принадлежность к варнс определяется кармой человека, то есть совокупностью добродетельных и греховных поступков, совершённых им в предшествовавшей земной жизни. После смерти человека душа, обладающая вечностью, переселяется в другое тело, принимает другой вид в соответствии с кармой (деяниями, заслугами). Реинкарнация (так называется процесс переселения души) служит способом возна- |раждения человека, обладавшего высокой нравственностью, или, наоборот, средством наказания за преступления, несоблюдение религиозных норм, аморальное поведение. Не случайно поэтому души одних людей возрождаются среди высших варн и даже богов, а души других переселяются в низшие варны и даже в тела животных. Изменить установленный порядок вещей невозможно: закон наказания за греховность и вознаграждения за добродетельное поведение отменить не под силу ни одному из живых существ.
    Учение о карме оказало решающее влияние на развитие цивилизации в Древней Индии. Гам никогда нс было социальных конфликтов, потому что во всех своих проблемах, несчастьях и бедах представители низших слоёв общества обвиняли только себя. Они не считали возможным переложить вину за своё угнетённое, униженное положение на представителей политической или идеологической элиты, потому что были искренне убеждены в том, что их низкий социальный статус, гнёт и оскорбления являются лишь следствием непоправимых ошибок, вольно или невольно допущенных в предшествовавшей жизни. Поэтому, оплакивая свою скорбную судьбу, они могли обвинить во всех своих злоключениях только самих себя, нс справившихся с искушениями и подвергшихся влиянию порочною образа жизни.
    Положительный смысл учения о карме проявился в формировании особой этики индийцев. Они бережно относились к окружавшему их миру живой природы, боялись причинить ему вред, невольно погубить обитавшие в нём существа. Религиозное сознание заставляло индийцев окружать представителей живого мира пиететом и любовью, потому что за телесной оболочкой животного могла обитать грешная душа, жестоко наказанная за свои проступки перерождением из человека в животное.
    Каждая варна имела цветовую символику: брахманов ассоциировали с белым цветом (символом нравственной чистоты), кшатриев – с красным (цветом крови), вайшиев – с жёлтым, шудр – с чёрным1. Это нашло отражение в индийском изобразительном икусствс, где все объекты и предметы, связанные с идеями «божественного», «священного», имели белую окраску.
    К началу нашей эры, когда в Индии стали происходить значительные политические пертурбации, не оставившие без изменений и другие сферы жизни общества, варновый строй начал заменяться кастовым. Первые касты возникли внутри тех варн, представители которых были связаны с хозяйственной жизнью, то есть внутри вайшиев и шудр. Появление каст было вызвано общественным разделением труда, поэтому представителей каст, которые, как и варны, имели замкнутый, эндогамный характер, связывало единство профессии, передаваемой по наследству.
    Касты возникали в условиях уже существовавшего общественного неравенства, поэтому равноправия между ними быть нс могло, и общественное положение представителей различных каст не было одинаковым.
    Привилегированные позиции в кастовом строе заняли представители варны вайшиев, занимавшиеся земледелием, скотоводством, производством предметов роскоши, торговлей. Касты, связанные с непрестижными в Индии видами ремесленною производства (кузнечным, гончарным, ткацким), а также с обслуживанием земледельческого труда (пастухи, сторожа), оказались оттеснёнными в варну шудр. Некоторые касты занимали столь низкое общественное положение, что считались ниже шудр, то есть были вневарновыми. Гаковым, к примеру, было положение чандалов, которые занимались уборкой трупов и нечистот. Вневарновые жили за пределами сельских общин, на окраинах городов, встреча с ними, любое их прикосновение воспринимались как осквернение, оскорбление.
    ‘ Шудры, по преданию, происходили из ног первочеловека Пуруши, измазанных в грязи, в то время как брахманы – из его уст, кшатрии – рук, вайшии – бёдер.
    Кроме углубления общественного разделения труда, вызвавшего к жизни появление первых каст, в Индии существовали и другие причины их возникновения. Интеграционные политические процессы, начавшиеся при династии Маурьсв и направленные на создание крупных централизованных империй, охватывавших бблыиую часть полуострова Индостан, дали толчок к появлению каст на этнической основе. Завоеватели, оседавшие в Северной Индии с начала первого тысячелетия н. э., также причисляли себя к новым кастам. Все новые этнические группы вели борьбу за вхождение в систему каст и занятие более высоких, престижных позиций в кастовой иерархии, так как те, кто оставались вне каст, оказывались вне общества, вне закона и могли претендовать только на рабский статус.
    Постепенно кастовое деление проникло в варны кшатриев и брахманов. Так, среди жрецов появились касты, присвоившие себе монополию на комментарии одной из четырёх книг Вед. Имущественные различия, наметившиеся среди брахманов, заставили некоторые семьи заняться профессиями, не связанными с отправлением культа: лекарским делом, актёрским мастерством.
    Так постепенно, в связи с изменившимися реалиями, варновый строй был заменён кастовым, сохраняющимся и поныне в современной Индии.
    Касты разделили общество Древней Индии на сотни обособленных, замкнутых, эндогамных корпораций, каждая из которых заняла строго определённое место в гигантской иерархической системе социального неравенства. Кастовые привилегии и кастовые различия прочно утвердились в общественном сознании как нечто незыблемое, освящённое вековыми традициями. Касты, как когда-то варны, обладали для каждого индийца гораздо большей ценностью, значимостью, важностью, чем государство и лица, представлявшие собой государственную власть. Касты, как и варны, были системой социально-идеологического принуждения громадного большинства трудящегося населения Индии. Как и варны, они гарантировали господствовавшим слоям общества сохранение прав и привилегий, что в условиях этнической пестроты, частых распадов государственных образований было эффективным средством сохранения общественного неравенства.
    И всё же кастовый порядок обладал немалыми достоинствами. Касты являлись корпорациями – структурами с чёткой внутренней организацией. Они имели свои органы управления, кассы взаимопомощи, ритуалы и обряды, обычаи, кухню, одежду. Администрация касты стояла на елраже интересов своих членов: помогала найти работу, получить установленную нормой плату, то есть выполняла функции социального вспомоществования. Кроме того, управленческие структуры касты следили за соблюдением регламентированного образа жизни, например, за правильностью проведения свадебных и похоронных обрядов, насаждали в подрастающем поколении элементы повседневной культуры, применимые в данной общественной группе.
    Следовательно, законы, правила, обычаи, культивировавшиеся и контролировавшиеся администрацией касты, превращали её в маленькое государство, которое не испытывало потребности в существовании крупного государства и его администрации: власти касты с успехом выполняли политико-административные задачи и защищали права своих членов.
    Сила варнового, а затем и кастового строя, таким образом, стала одной из главных причин слабости государственности в Древней Индии.
    Религиозные системы, возникшие на почве Древней Индии, и особенно буддизм, формировали интровертов – людей с созерцательным складом ума, погружёнпых во внутренние ощущения и переживания, ищущих собственный путь к спасению и не испытывавших потребностей в культовой практике, объединявшей единоверцев. Это обстоятельство также нужно учитывать при рассуждениях о причинах слабости государственных образований, создававшихся на полуострове Индостан.

  9. Gekoman83 Ответить

    К этой категории относятся люди, чья душа сильно согрешила в прошлой жизни, самый низший слой общества. Но даже среди них есть многочисленные группы. Самые высшие сословия, представляющие неприкасаемые индийские касты, фото которых можно увидеть в исторических изданиях, – это люди, которые имеют хоть какое-нибудь ремесло, например, уборщики мусора и туалетов. В самом низу иерархической кастовой лестницы находятся мелкие воришки, которые воруют скот. Самым необычным слоем общества неприкасаемых считается группа хиджру, в которую входят представители всех секс-меньшинств. Интересно то, что этих представителей нередко приглашают на свадьбы или рождения детей, и они часто участвуют в церковных церемониях.
    Самый худший человек – это тот, который не принадлежит ни к одной касте. Название этой категории населения – парии. К ним относятся люди, которые родились от других париев или в результате межкастовых браков и которые не признаются ни одним сословием.

    Современная Индия

    Хотя и бытует общественное мнение, что современная Индия избавлена от предрассудков прошлого, на сегодняшний день это далеко не так. Система разделения на сословия никуда не исчезла, касты в современной Индии также сильны, как и прежде. Когда ребенок поступает в школу, его спрашивают, какую религию он исповедует. Если это индуизм, следующий вопрос будет о принадлежности его к касте. Также при поступлении в вуз или колледж каста имеет большое значение. Если будущий студент принадлежит к высшей касте, ему нужно набрать меньше баллов и др.
    Принадлежность к тому или иному сословию влияет на трудоустройство, а также на то, как человек хочет устроить свое будущее. Девушка из семьи брахманов навряд ли выйдет замуж за человека из касты вайшьи. К сожалению, это так. Но если жених по социальному положению стоит выше, чем невеста, иногда делается исключение. В таких браках принадлежность ребенка к касте будет определяться по отцовской линии. Такие кастовые правила относительно заключения брака полностью неизменны с древних времен и не терпят никакого послабления.
    Стремление к тому, чтобы официально приуменьшить значение касты в современной Индии, привело к отсутствию в бланках последних переписей населения строчки о принадлежности к определенной группе. Последние данные о кастах в переписях публиковалось в 1931 году. Несмотря на это, громоздкий механизм разделения населения на сословия работает и до сих пор. Особенно это заметно в глухих провинциях Индии. Хоть кастовая система и появилась тысячи лет назад, на сегодняшний день она жива, работает и развивается. Она дает возможность людям находиться рядом с себе подобными, обеспечивает поддержку собратьев и определяет правила и поведение в обществе.

  10. olegdn Ответить

    На фоне общей социальной мобильности, вызванной развитием феодальных отношений, позиция высшей варны брахманов подверглась сравнительно небольшим изменениям. Изгнание и острижение – единственные наказания, которые могут быть применены к брахману.
    Вторая варна – это варна кшатриев, воинов, военной и светской аристократии, из её среды выходили цари, военачальники, сановники. Согласно системе варн, кшатрии должны были взимать налоги с крестьян и пошлины с купцов, торговцев и ремесленников.
    Особая воинская верхушка, – кшатрии начала складываться в процессе завоевания ариями речных долин Северной Индии. В эту категорию первоначально входили только арии, но в процессе ассимиляции завоеванных племен эта варна иногда пополнялась местными вождями и главами родовых групп. Здесь, таким образом, тесно взаимодействовали как внешние, так внутренние процессы начавшегося разложения родового общества у завоеванных и завоевателей.
    Вместе с тем племенные вожди и некоторые чужестранные правители были ассимилированы в брахманское общество как второразрядные кшатрии, а в послегуптскую эпоху их стали звать раджпутами, причем место раджпута в их иерархии зависело от того, из какого племени он происходил.
    В маурийский период к кшатриям, сосредоточившим в своих руках военную, политическую и экономическую власть, стали относить в основном тех, кто принадлежал непосредственно к царскому роду и к категории привилегированных наемных воинов.
    Обособлению кшатриев среди своих соплеменников способствовали представления, что они полновластные распорядители богатства, приобретаемого войной, в том числе и рабов-военнопленных.
    Название третьей варны – вайшьи произошло от слова виш – народ, племя, поселение. Это основная масса трудового люда, земледельцев, крестьян, ремесленников и торговцев – подлинный демос. Вайшья чаще всего как полноправный общинник-землевладелец сам мог быть эксплуататором
    Четвертую варну составляли шудры. В их среде – обнищавшие, оставившие общину крестьяне, чужаки, отпущенные на волю рабы, но рабский труд в решающих отраслях экономики Древней Индии значительной роли не играл. Шудра мог иметь семью, его дети наследовали имущество, путь к обогащению не был ему закрыт каким-либо запрещением. И тем не менее он не свободен.
    Шудру можно продавать и покупать. Даже отпущенный своим господином, он не освобождается от обязанности услужения, «ибо они рождены для него». Он тот, «чье имущество может быть отобрано хозяином». В глазах закона шудра нечестив, общения с ним надо избегать, его наказывают строже, ему запрещены религиозные обряды. Шудры устраняются от участия в жертвоприношениях, которые становятся прерогативой высших варн, они не проходили обряда посвящения – «второго рождения», на которое имели право только свободные члены общины.
    В дхармашастрах в отдельных случаях проводятся различия между рабами и шудрами, между рабами и лицами, находящимися в услужении, в других – эти различия отсутствуют. Слово даса (дасья) в «Законах Ману» одновременно обозначает и раба, и лицо, находящееся в услужении. Связано это было с тем, что рабство в Древней Индии было одной из форм зависимости, но далеко не единственной. Здесь широко были представлены многочисленные переходные социальные формы, промежуточные социальные состояния (от свободных, но неполноправных беднейших слоев населения – к рабам).
    Процессы ассимиляции ариями многочисленных аборигенных племен, видимо, играли немалую роль в формировании социального слоя шудр. На эти процессы бесспорно влияла и социальная дифференциация, усиление имущественного неравенства внутри самого арийского общества. В разряд шудр попадала и беднейшая часть населения арийской общины, те ее члены, которые отрабатывали долги, находились в услужении.
    Древнеиндийское государство возникло как рабовладельческое, тем не менее в праве отсутствует отчетливое противопоставление свободных и рабов. Касты заслоняют собой классы. Это выражается в том, что сборники законов гораздо определеннее говорят об отношениях между кастами, чем между классами, т. к. именно деление общества на касты провозглашается древнеиндийским законодательством основным делением людей, существующим извечно, и именно изложение прав и обязанностей каст является основным содержанием древнеиндийских сборников законов.
    Существенной особенностью древнеиндийского рабства было наличие государственного законодательства, направленного на ограничение произвола хозяина по отношению к рабам. Например, запрещалось продавать детей-рабов без родителей; хозяин при использовании труда раба обязан был учитывать его кастовое положение.
    Шудра не должен накапливать богатство, даже имея возможность сделать это, так как шудра, приобретая богатство, притесняет брахманов
    Кшатрии и брахманы стали выделять себя из общей массы населения на том основании, что они владеют скотом, зерном, деньгами, а также рабами, но имелись также бедные брахманы и кшатрии, не отличавшиеся по положению от бедных вайшьев. По мере консолидации высших варн – брахманов и кшатриев складывался особый порядок регулярных отчислений от сельскохозяйственного продукта – боли. Налог шел на содержание брахманов и кшатриев. Люди, входившие в три высшие варны, были ритуально отделены от тех, кто входил в четвертую варну.
    Ограничивалась возможность смешанных браков. Дхармашастры закрепляют четкие религиозно-правовые границы между брахманами, кшатриями, вайшьями и шудрами, основанные на многочисленных религиозно-ритуальных ограничениях, запретах, предписаниях. Для каждой варны была сформулирована своя дхарма, закон образа жизни.
    Усиление имущественной дифференциации во второй половине I тысячелетия до н.э. все чаще стало проявляться в расхождении варнового статуса и фактически занимаемого человеком места в обществе. В Законах Ману можно найти упоминание о брахманах, пасущих скот, брахманах-ремесленниках, актерах, слугах, к которым предписывается относиться «как к шудрам».
    Позднее, вследствие падения роли свободных общинников в общественной жизни вайшьи стали мало отличаться от шудр и линия раздела стала проходить уже между знатью – брахманами и кшатриями, с одной стороны, и простонародьем – вайшьями и шудрами – с другой.
    По «Законам Ману» вайшьям и шудрам, не должно было позволять отклоняться от предписанных им функций, так как в противном случае в мире воцарился бы хаос. Отсюда в древних текстах делался естественный вывод о том, что кшатрии не могут благоденствовать без поддержки брахманов, а брахманы -без поддержки кшатриев. Только в союзе друг с другом могут они преуспевать и править миром.
    Таким образом, внутри каждой варны развивалось социальное неравенство, деление на эксплуатируемых и эксплуататоров, но кастовые, общинные, большесемейные границы, скрепленные правом, религией, сдерживали их слияние в единую классовую общность. Это и создавало особую пестроту сословно-классовой социальной структуры Древней Индии.
    Ослабление варновой замкнутости в целом всей системы и попытки укрепить варновые перегородки в поздних дхармашастрах были следствием перестройки сословно-классового деления раннесредневекового общества в Индии. В этой перестройке не последнее место заняла новая развивающаяся социальная форма – каста. В одной из поздних глав «Законов Ману» упоминается 61 каста, а в «Брахмавайварта -пуране» – более ста. По мнению некоторых авторов все это были главным образом племена, превращенные в касты.
    Проблема возникновения каст также одна из дискуссионных проблем востоковедения. В настоящее время можно считать установленным, что варна как социальный институт значительно более раннего происхождения, чем каста.
    Неоднородность каст в значительной мере затрудняет выяснение вопроса об их происхождении. Касты – это и этнические группы (например, отсталые племена, зачисляемые в состав «неприкасаемых»), и кланы воинов-завоевателей (раджпутские племена), и профессиональные группы, и религиозные секты, общины.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *