Рд 180 почему сша не могут сделать?

24 ответов на вопрос “Рд 180 почему сша не могут сделать?”

  1. Kat Ответить

    Лучшие из лучших

    Все трое имеют отношение к созданию криогенной техники, исследованию свойств криогенных продуктов и их применению в различных энергетических установках. Академик Борис Каторгин был награжден «за разработки высокоэффективных жидкостных ракетных двигателей на криогенных топливах, которые обеспечивают при высоких энергетических параметрах надежную работу космических систем в целях мирного использования космоса».
    При непосредственном участии Каторгина, более пятидесяти лет посвятившего предприятию ОКБ-456, известному сейчас как НПО «Энергомаш», создавались жидкостные ракетные двигатели (ЖРД), рабочие характеристики которых и теперь считаются лучшими в мире.
    Сам Каторгин занимался разработкой схем организации рабочего процесса в двигателях, смесеобразованием компонентов горючего и ликвидацией пульсации в камере сгорания. Известны также его фундаментальные работы по ядерным ракетным двигателям (ЯРД) с высоким удельным импульсом и наработки в области создания мощных непрерывных химических лазеров.
    В самые тяжелые для российских наукоемких организаций времена, с 1991-го по 2009 год, Борис Каторгин возглавлял НПО «Энергомаш», совмещая должности генерального директора и генерального конструктора, и умудрился не только сохранить фирму, но и создать ряд новых двигателей.
    Отсутствие внутреннего заказа на двигатели заставило Каторгина искать заказчика на внешнем рынке. Одним из новых двигателей стал РД-180, разработанный в 1995 году специально для участия в тендере, организованном американской корпорацией Lockheed Martin, выбиравшей ЖРД для модернизируемого тогда ракетоносителя «Атлас».
    В результате НПО «Энергомаш» подписало договор на поставку 101 двигателя и к началу 2012 года уже поставило в США более 60 ЖРД, 35 из которых успешно отработали на «Атласах» при выводе спутников различного назначения.
    Перед вручением премии «Эксперт» побеседовал с академиком Борисом Каторгиным о состоянии и перспективах развития жидкостных ракетных двигателей и выяснил, почему базирующиеся на разработках сорокалетней давности двигатели до сих пор считаются инновационными, а РД-180 не удалось воссоздать на американских заводах.

    Тонкости технологии

  2. YKOL Ответить

    Как известно, выходная мощность первой ступени ракеты Saturn I, первый полет которой состоялся в октябре 1961 года, составила 60 гигаватт, что равно пиковому спросу на электроэнергию в Соединенном Королевстве. Обеспечить устойчивую работу таких мощных водородных двигателей было изначально невероятно трудно. То, что американцы в 70-х годах решили эту проблему, является одной из главных причин, почему им удалось обогнать Советский Союз в космической гонке в области возвращаемых пилотируемых кораблей типа «Шаттл».
    В ответ советские специалисты построили керосиновые ракетные двигатели путем установки нескольких сопел. Например, РД-170, используемый на ракете “Энергия”, был более мощным, чем базовая силовая установка SSME (RS-25) «Шаттл», но использовал четыре сопла, что делало его снаружи похожим на четыре отдельных двигателя. Отметим, что РД-170 является предшественником РД-180. В итоге получился небольшой керосиновый двигатель с невероятным удельным импульсом и с неповторимой удельной тягой.
    А в это время заголовки американских газет пестрили победными лозунгами о впечатляющих миссиях на Луну и даже Марс. Но после катастроф с «водородными» Шаттл, США вынуждены были отказаться от своих огромных силовых установок. А после 2014 года вообще выяснилось, что США полностью зависят от российской космической отрасли.

  3. РыСь Ответить

    Как известно, выходная мощность первой ступени ракеты Saturn I, первый полет которой состоялся в октябре 1961 года, составила 60 гигаватт, что равно пиковому спросу на электроэнергию в Соединенном Королевстве. Обеспечить устойчивую работу таких мощных водородных двигателей было изначально невероятно трудно. То, что американцы в 70-х годах решили эту проблему, является одной из главных причин, почему им удалось обогнать Советский Союз в космической гонке в области возвращаемых пилотируемых кораблей типа «Шаттл».
    В ответ советские специалисты построили керосиновые ракетные двигатели путем установки нескольких сопел. Например, РД-170, используемый на ракете “Энергия”, был более мощным, чем базовая силовая установка SSME (RS-25) «Шаттл», но использовал четыре сопла, что делало его снаружи похожим на четыре отдельных двигателя. Отметим, что РД-170 является предшественником РД-180. В итоге получился небольшой керосиновый двигатель с невероятным удельным импульсом и с неповторимой удельной тягой.
    А в это время заголовки американских газет пестрили победными лозунгами о впечатляющих миссиях на Луну и даже Марс. Но после катастроф с «водородными» Шаттл, США вынуждены были отказаться от своих огромных силовых установок. А после 2014 года вообще выяснилось, что США полностью зависят от российской космической отрасли.

  4. Nigtmare Ответить

    Конкретно
    РД-180 – многокамерный двигатель закрытого цикла. Топливо: керосин. Окислитель: жидкий кислород. Тяга: 423,4 тс (в вакууме), 390,2 тс (на уровне моря). Импульс: 337, 8 сек. (в вакууме), 311 сек. (на уровне моря). Время работы – 270 секунд.
    Всё дело в камере сгорания
    Так почему же РД-180 не удалось воссоздать на американских заводах? У американцев ничего не получается с камерой сгорания. Это и есть главное достижение российской техники. В одной такой камере диаметром всего 380 миллиметров сгорает около 0,6 тонны топлива в секунду. Эта камера – уникальное оборудование со специальными поясами защиты от мощных тепловых потоков. Защита осуществляется не только за счёт внешнего охлаждения стенок камеры, но и благодаря оригинальному способу «выстилания» на них плёнки горючего, которое, испаряясь, охлаждает стенку. На базе этой камеры Россия и продолжает делать свои лучшие двигатели: РД-170 и РД-171 для «Энергии» и «Зенита», РД-180 – для «Атласа».
    – Жидкостные ракетные двигатели востребованы и будут востребованы очень долго, потому что никакая другая техника не в состоянии более надёжно и экономично поднять груз с Земли и вывести его на околоземную орбиту, – уверен профессор Острецов. – Эти двигатели безопасны с точки зрения экологии, потому что работают на жидком кислороде и керосине.
    Таким образом, как говорит академик РАН Борис Каторгин, Россия продаёт продукт с огромной добавленной стоимостью, в который вложен высокоинтеллектуальный труд. И мы вправе гордиться огромным вкладом российской ракетно-космической техники в развитие цивилизации.
    Копируют снова
    Что же касается инициативы беснующегося сенатора Маккейна, то, как пишет The Wall Street Journal, «отказ США от использования российских ракетных двигателей РД-180 ударит по финансовой жизнеспособности ряда проектов NASA».
    Как поясняет The Wall Street Journal, ограничения на использование технологий могут привести к резкому сокращению числа запусков ракет Atlas V. Это, в свою очередь, увеличит стоимость миссий NASA. Некоторые представители аэрокосмической отрасли полагают, что стоимость запусков увеличится на многие сотни миллионов долларов.
    Сегодня в США началась очередная попытка копировать знаменитый ракетный двигатель РД-180. Корпорация United Launch Alliance (ULA), созданная компаниями Boeing и Lockheed Martin, заключила контракты с несколькими известными американскими фирмами на производство ракетного двигателя нового поколения. Но пока речь идёт только об исследовательских работах. Каждая из компаний, с которой заключён контракт, должна будет представить технико-экономическое обоснование проекта, стоимость, план и график работ. Сделать это предполагается к осени 2016 года. А первые запуски нового двигателя в США планируют сделать лишь в 2019 году. Вывод? Ещё не один год американские ракеты будут летать на знаменитых русских двигателях РД-180.
    Тем временем
    Пока этот материал готовился к печати, стало известно, что Киев в конце мая, в ходе визита украинской делегации в США, предложил Вашингтону совместную разработку и производство ракетных двигателей, которые могли бы заменить российский РД-180. Об этом заявил журналистам глава Государственного космического агентства Украины (ГКАУ) Любомир Сабадош. По его словам, американские специалисты «высказали глубокую заинтересованность в поставках двигателей, альтернативных РД-180». В ноябре этого года – новый раунд этих переговоров в Киеве: стороны предполагают обсудить сроки разработки, проведения тестовых испытаний, а также объёмы финансирования. Так сможет ли Киев справиться с этой сложной задачей – создать в короткие сроки новый жидкостный двигатель? Этот вопрос «Наша Версия» адресовала доктору технических наук, одному из испытателей ракеты «Воевода» Игорю Острецову.
    – Нет, Украина с этой задачей не справится. У них разрушена главная база – некогда мощный «Южмаш» (г. Днепропетровск). Эта ракетная фирма в своё время создала фантастическую ракету «Воевода» (по классификации НАТО – «Сатана». – Ред.) с 36 боеголовками по 2 мегатонны каждая. Начинать нужно с нуля. Но нет нужных специалистов. Киев даёт пустые обещания: ракетно-промышленный комплекс Украины мёртв.

  5. ##@! № vvot :( Bila bi фmillei Бil bi TvoЙ ##@!) Ответить

    Не знаю, заметил кто, или нет, но случилось у нас очередное событие типа «кровавой гэбни» с массовыми расстрелами посетителей. От посещения сайта было отказано сразу нескольким читателям, вставшим на путь оплевывания всего, до чего смогут дотянуться. Половина — под американским флагом.
    Но не во флаге дело, и из числа обладателей российского триколора нашлось некоторое количество яростно плюсовавших.
    Речь шла, как понятно из названия, о двигателе РД-180. И о статейке умного Андрея Шипилова, который в своем пасквиле, размещённом бывшими читателями в комментариях, рассказывал «правду» об этом двигателе.
    Ну что же, давайте пройдемся и расставим точки над буквой латиницы. Чтобы стало понятно, за что «народ пострадал».
    Итак, ракетный двигатель РД-180 — он чей? Российский или американский?
    Если по Шипилову, то американский.
    «Времена в России были тяжелые, приходилось демпинговать. Но главное, у «Энергомаша» был хороший задел. Для того, чтобы получить двигатель с нужными американцам характеристиками, надо было лишь «уполовинить» уже имеющийся двигатель от ракеты «Энергия», сделать вместо четырех камер только две.
    В результате «Энергомаш» «разработал» нужный двигатель, который получил название РД-180, передал все права и всю документацию на его производство американцам, а те, в соответствии с условиями тендера, разместили производство двигателя в России на заводах Энергомаша, поскольку там уже была вся необходимая технологическая оснастка».
    Как общеизвестно, лучшая ложь — это где есть частичка правды. Так же и у Шипилова, готового пойти на все, лишь бы плюнуть в сторону России.
    «Так что все американские Атлас 5 сейчас имеют первую ступень, оснащенную двигателем РД-180 компании Pratt & Whitney, который собирается в России».
    Начнем с того, что для соответствия поставок американскому законодательству совместным производителем РД-180 действительно считается «Pratt & Whitney». Шипилов намеренно пропустил слово «совместным», а я его подчеркнул.
    Производитель двигателя — НПО «Энергомаш». И «Pratt & Whitney» тут никаким боком не стоит, поскольку 100% двигателя собирается в России и из российских материалов.
    Продажа РД-180 осуществлялась совместным предприятием «Pratt & Whitney» и НПО «Энергомаш», называемым СП «РД-Амрос» (RD-AMROSS). Продажа.
    Приобретение и монтаж производились United Launch Alliance. Это «Боинг» + «Локхид». И да, у ULA эксклюзивное право на монтаж РД-180 в США.
    Насчет «передачи всех прав и всей документации», которые по Шипилову делают РД-180 американским двигателем, который только собирают в России.
    С правами мы разобрались: РД-180 — это экспортный вариант, который создан для «Атласа» и может эксплуатироваться только на нем при участии альянса ULA.
    Техническая документация действительно была передана. Но не потому, что это «спешил фор ЮЭсЭй». В рамках лицензии на производство, действующей до 2030 года, американцы имели полное право на выпуск этого двигателя у себя. Но не смогли.
    И здесь дело не в цене. Хотя и в цене тоже. Дело в стандартах (нет, наверное, надобности объяснять разницу), действующих в странах. Даже резьбы разные. Дело в материалах.
    Все вот эти доводы в пользу нищих насчет того, что «в США есть все, просто купить в нищей России дешевле», — это за борт. Ставка на доллар — это хороший ход, не спорю. Однако же почему тогда, несмотря на завывания Маккейна и требования сенатора срочно послать РД-180 на свалку истории и оснастить ракеты «своими» движками ничего не вышло?
    А нечем. И точка.
    И прошел уже 21 год с момента заключения договора, а «свой» ЖРД в США так и не создали. Все еще невыгодно? Даже при наличии всей документации?
    А может, потому, что в соответствии с советскими канонами, ракетную технику у нас делают всей страной? Да, полную сборку производят на НПО «Энергомаш». А камеры сгорания поставляются из Самары, специальная сталь приходит из Челябинска.
    Самара — это в Оклахоме? А Челябинск — в Айдахо? И это тоже предприятия «Pratt & Whitney»? Видимо, нет. И это тот самый камешек, который и помешал американцам просто начать самим делать РД-180.
    Ненавидящие нашу страну начнут, конечно, выступать по теме того, что «там могут все, просто не хотят». Еще как хотят. Но не могут. Китайцы тоже с радостью бы продавали свои копии «сушек», и у них бы их покупали. А вот турбины-то передрать не смогли.
    Здесь все то же самое.
    У американцев есть свои ЖРД, и они их используют. Не часто, но используют. Те же Дельта-4. Потому что опять же, вопрос цена/качество.
    Так почему же РД-180 не удалось воссоздать на американских заводах? У американцев ничего не получается с камерой сгорания. Это и есть главное достижение российской техники. В одной такой камере диаметром всего 380 миллиметров сгорает около 600 кг топлива в секунду.
    Эта камера — уникальное оборудование со специальными поясами защиты от мощных тепловых потоков. Защита осуществляется не только за счёт внешнего охлаждения стенок камеры, но и благодаря оригинальному способу «выстилания» на них плёнки горючего, которое, испаряясь, охлаждает стенку.
    А Шипилов вещает о том, что для выпуска таких двигателей надо воссоздавать устаревшие технологии. Ну-ну… Отрабатываем «лизнуть» по полной программе.
    «РД-180 — очень хороший двигатель, но — уже сильно устаревший, для его производства придется возрождать технологии, от которых во всем мире давно отказались. Наука и технологии не стоят на месте, и в самих США есть куча фирм, которые могут сделать то, что требуется, гораздо лучше, гораздо быстрее и главное — уже сильно дешевле по сравнению с «Энергомашем».
    Что тут можно сказать? Аплодисменты. Оказывается, весь мир так ушел в своем развитии, что для производства ракетных двигателей надо даже возрождать устаревшие технологии. Интересно, как?
    Вот как я в принципе понимаю, на заводе 21 века вполне можно выпускать автомобили середины 20-го. Но никак не наоборот. На ВАЗе в 1980 году собрать «Калину» — маловероятно. И тут примерно та же ситуация.
    Какие древние технологии надо было бы возродить, чтобы наладить выпуск в США РД-180 — это тайна, покрытая мраком.
    Ну и эпический финал от Шипилова:
    «Короче, выяснилось, что РД-180 больше не нужен.
    Поэтому General Dynamic провело новый тендер, который выиграли две американские компании. United Launch Services которая, начиная с 2019 года начнет поставлять двигатель Vulcan BE-4, который заменит РД-180. И Aerojet Rocketdyne, которая разработает следующее поколение принципиально новых двигателей, которое в свою очередь заменит Vulcan BE-4.
    Ну и чтобы было понятно, что произошло, упомяну только одну деталь — весь контракт с United Launch Services стоит 46 миллионов долларов — это стоимость всего пяти РД-180.
    А конгресс США, чтобы подстраховаться и создать запас на переходный период разрешил Энергомашу выпустить еще 18 штук РД-180. Последних РД-180 в истории».
    Здорово, да? Конгресс США разрешил «Энергомашу»… Ну ну.
    Хотя чего еще можно ждать от лицемера и вруна, базирующегося на Кипре?
    Очень любопытно было бы кроме голословных рассуждений увидеть хоть одну ссылку (уж не важно на каком языке) где было бы рассказано о собственности компании Pratt & Whitney на двигатель РД-180. И о РАЗРЕШЕНИИ от Конгресса США для «Энергомаша».
    Резюме:
    1. Так как США фактически облажались с производством ЖРД, то «Pratt & Whitney» купило право на использование на территории США российских РД-180.
    2. Американскими фирмами было также куплено право на производство РД-180 на территории США. Смотрим п.1 и понимаем, что облажались два раза.
    3. Двигатель РД-180 разработан российскими инженерами на базе советского двигателя РД-170.
    4. РД-180 производится исключительно в России, российскими руками и из российских материалов. Единственный материал, который предоставляет США — это доллары, за которые РД-180 и производится.
    5. Из пунктов 3 и 4 следует, что это российский двигатель. США в целом и «Pratt & Whitney» в частности могут идти лесом со своими правами в отношении РД-180 хотя бы потому, что уже были разработано следующее поколение двигателей.
    6. В США сегодня делаются титанические усилия, чтобы уйти от российской зависимости в средних стартах.
    «Blue Origin» представила новый двигатель, BE-4, который предположительно заменит РД-180 с 2020 года.
    Ключевое слово — предположительно. Если заработает как надо — посмотрим.
    ULА сообщила об успешном продвижении работ по созданию аналога РД-180.
    Не вопрос, еще 13 лет спокойной работы, может, что и выгорит. Производство двух узлов уже освоили, молодцы.
    «Aerojet Rocketdyne» провела первые огневые испытания предкамеры своего двигателя AR1.
    Предкамера — еще не весь двигатель.
    В целом же, конечно, свой ЖРД нового поколения на метане или керосине американцы создадут. Весь вопрос — как скоро.
    Сомнительно, что проект стоимостью в 5 единиц РД-180 — панацея. И более того, мы-то в курсе, как в Америке все дорожает ближе к финалу. Доказано «Раптором» и «Лайтнингом».
    Так что посмотрим, как все это осуществится.
    Возвращаясь к началу. Уважаемые любители цитат и аплодисментов иностранным резидентам, плюющим в сторону России! Вы ошиблись, это несколько не та площадка, где можно вытворять подобное. И вам здесь не место, увы.
    Мы пока еще в состоянии встать на защиту того, что было создано в нашей стране умами и руками наших соотечественников. И с треском вышвырнуть тех, кто мечтает унизить все советское и российское. Разумная дискуссия и критика — это нормально, цитирование шипиловых — моветон. Равно как и попытки
    доказать нам исконную убогость и второстепенность.
    Примите к сведению, господа. Товарищи могут не беспокоиться.
    https://topwar.ru/

  6. Shaktisho Ответить

    Несмотря на все законодательные потуги, американская космическая отрасль пока не в состоянии отказаться от сотрудничества с Россией.
    ВВС США ищут способы отказаться от двигательных систем «несоюзнического производства», в том числе российских РД-180. Об этом говорится в тендере, с текстом которого ознакомился RT. Согласно документу, главная цель запроса Военно-воздушных сил Соединённых Штатов — поиск подрядчиков, которые обеспечат вывод спутников системы национальной безопасности на желаемую орбиту «в срок и с высокой надёжностью».
    Эксперты отмечают, что США уже много лет финансируют разработку двигателей, призванных заменить российские, однако найти эффективную альтернативу им не удаётся. ВВС США ищут подрядчиков на новые космические разработки в рамках Программы запусков космических спутников системы национальной безопасности.
    Планируется, что данный запрос должен будет обеспечить Военно-воздушным силам США «гарантированный» доступ к космосу, а также поможет Вашингтону отказаться от двигательных систем «несоюзнического производства», в том числе российских РД-180. Цель запроса — «обеспечить вывод спутников системы национальной безопасности на желаемую орбиту в срок и с высокой надёжностью».
    «Приоритеты данного подхода: получение гарантированного доступа к космосу, обеспечение успешного выполнения заданий, уход от двигательных систем несоюзнического производства (к примеру, российских РД-180), удешевление программ, развитие устойчивой конкурентной среды на внутреннем рынке, уменьшение затрат на интеграцию спутников и количества трудностей, связанных с модификациями, а также своевременные выделение средств и закупка пусковых услуг», — говорится в документе, с текстом которого ознакомился RT.
    Согласно запросу ВВС США, в ходе работы над альтернативным двигателем подрядчикам предстоит подготовить методологию и систему оценки по основным параметрам двигательных установок: траектория, загрузка и распределение топлива, тяга, скорость, влияние давления и температуры на корпус установки, а также возможные причины поломки двигателя. Как отмечается в документе, в рамках программы заключат два контракта, срок действия которых — с 2020 бюджетного года до 2024-го.
    «Постоянные трения вокруг РД-180»
    Российские двигатели РД-180 используются для разгона первой ступени одноразовой двухступенчатой ракеты-носителя Atlas V. Договор о поставке был заключён между странами ещё в 1997 году. В 2014-м США был введён запрет на закупки российских двигателей, однако позже он был отменён из-за невозможности найти им замену.
    Кроме того, ещё в 2015 году Военно-воздушные силы США объявили о тендере на разработку новых двигателей для ракет-носителей на замену российским РД-180. Общая стоимость контракта составляла $160 млн. Тогда подобный запрос был также продиктован позднее отменённым запретом на использование российских двигателей после 2019 года.
    В 2018 году российское НПО «Энергомаш» и американская компания United Launch Alliance (ULA) подписали новый контракт на поставку двигателей РД-180 сроком до 2020 года. Военный аналитик журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков в разговоре с RT отметил, что на протяжении последних лет в США неоднократно поднимался вопрос о прекращении использования РД-180, однако пока Вашингтон не может себе позволить отказаться от них.
    «Вокруг нашего двигателя РД-180 постоянно идут трения о том, чтобы Соединённые Штаты ушли от его использования и сделали что-то своё. Но двигатель, который они делали на замену, к их сожалению, они создать не смогли. В то же время это не отменяет множества космических программ, которые они делают», — отметил эксперт.
    На сегодняшний день известно, что несколько компаний занимаются разработкой двигателей для замены российских РД-180. Так, частная компания Blue Origin начала разработку аналога РД-180 ещё в 2011 году, успешные испытания двигателя BE-4 состоялись в 2018-м. Двигатель BE-4 предназначен для ракеты-носителя Vulcan, которая в будущем должна заменить Atlas V и Delta IV. Однако первый старт ракет с новым двигателем ожидается не ранее 2021 года.
    Разработкой альтернативы РД-180 также занимается SpaceX Илона Маска. Согласно контракту между компанией и Пентагоном, SpaceX взяла на себя обязательство вывести на орбиту в 2020 году военный спутник AFSPC-52 при помощи тяжёлой ракеты Falcon Heavy. Политика введения запретов на использование российских двигателей в США проводится уже на протяжении нескольких лет, подчеркнул в разговоре с RT член Российской академии космонавтики имени Циолковского Александр Железняков, отметив, что Соединённые Штаты продолжают использовать российские двигатели.
    «Разговоры о том, чтобы отказаться от использования российских двигателей при запусках спутников, в США ведутся давно. И очень сильны позиции сторонников американских ракетных двигателей как раз в конгрессе. Именно из-за этого появляются подобные запросы, различные законопроекты, касающиеся отказа от российских двигателей», — отметил эксперт.
    «Долго и очень дорого»
    В апреле глава космического командования ВВС США Джон Реймонд в ходе слушаний в комитете по делам Вооружённых сил Соединённых Штатов палаты представителей заявил о планах Вашингтона отказаться от российских ракетных двигателей РД-180 к 2022 году.
    Отвечая на вопрос конгрессмена, имеется ли в виду прекращение покупок РД-180 в рамках бюджета 2019 года, Реймонд заявил, что «согласно закону, эти закупки должны прекратиться в 2022-м». По мнению гендиректора совместного российско-американского предприятия RD AMROSS Майкла Бейкера, бывшего астронавта NASA, поставки в США российского двигателя РД-180 продолжатся по меньшей мере до 2023—2024 годов.
    Как отметил в беседе с RT ведущий научный сотрудник Института космических исследований РАН Натан Эйсмонт, сроки отказа от российских двигателей, заявленные Вашингтоном, выглядят мобилизационными. «Это долго и очень дорого, и эти причины до сих пор были главным препятствием для того, чтобы американцы позволили себе отказаться от РД-180.
    Были даже попытки использовать ту документацию по двигателям, которая была изначально им предоставлена, и они закончились неудачей. Это оказалось труднее, чем они думали», — отметил эксперт. Он также добавил, что решение Вашингтона о дальнейшей закупке российских двигателей не только оправданно, но и выгодно обеим странам.
    «Решение относительно дальнейшего использования РД-180 является оправданным. Это выгодно и для России, и, конечно, для Соединённых Штатов. Если завтра они перестают получать эти двигатели, то Atlas V закрывается, программа запусков аппаратов откладывается. То есть это большие потери для всех», — считает Эйсмонт.
    Ссылка https://www.rusdialog.ru/science/177308_1557719259

  7. Nanris Ответить

    Ну что же, давайте пройдемся и расставим точки над буквой латиницы. Чтобы стало понятно, за что «народ пострадал».
    Итак, ракетный двигатель РД-180 — он чей? Российский или американский?
    Если по Шипилову, то американский.
    «Времена в России были тяжелые, приходилось демпинговать. Но главное, у «Энергомаша» был хороший задел. Для того, чтобы получить двигатель с нужными американцам характеристиками, надо было лишь «уполовинить» уже имеющийся двигатель от ракеты «Энергия», сделать вместо четырех камер только две.
    В результате «Энергомаш» «разработал» нужный двигатель, который получил название РД-180, передал все права и всю документацию на его производство американцам, а те, в соответствии с условиями тендера, разместили производство двигателя в России на заводах Энергомаша, поскольку там уже была вся необходимая технологическая оснастка».

    Как общеизвестно, лучшая ложь — это где есть частичка правды. Так же и у Шипилова, готового пойти на все, лишь бы плюнуть в сторону России.
    «Так что все американские Атлас 5 сейчас имеют первую ступень, оснащенную двигателем РД-180 компании Pratt & Whitney, который собирается в России».
    Начнем с того, что для соответствия поставок американскому законодательству совместным производителем РД-180 действительно считается «Pratt & Whitney». Шипилов намеренно пропустил слово «совместным», а я его подчеркнул.
    Производитель двигателя — НПО «Энергомаш». И «Pratt & Whitney» тут никаким боком не стоит, поскольку 100% двигателя собирается в России и из российских материалов.
    Продажа РД-180 осуществлялась совместным предприятием «Pratt & Whitney» и НПО «Энергомаш», называемым СП «РД-Амрос» (RD-AMROSS). Продажа.
    Приобретение и монтаж производились United Launch Alliance. Это «Боинг» + «Локхид». И да, у ULA эксклюзивное право на монтаж РД-180 в США.
    Насчет «передачи всех прав и всей документации», которые по Шипилову делают РД-180 американским двигателем, который только собирают в России.
    С правами мы разобрались: РД-180 — это экспортный вариант, который создан для «Атласа» и может эксплуатироваться только на нем при участии альянса ULA.
    Техническая документация действительно была передана. Но не потому, что это «спешил фор ЮЭсЭй». В рамках лицензии на производство, действующей до 2030 года, американцы имели полное право на выпуск этого двигателя у себя. Но не смогли.
    И здесь дело не в цене. Хотя и в цене тоже. Дело в стандартах (нет, наверное, надобности объяснять разницу), действующих в странах. Даже резьбы разные. Дело в материалах.
    Все вот эти доводы в пользу нищих насчет того, что «в США есть все, просто купить в нищей России дешевле», — это за борт. Ставка на доллар — это хороший ход, не спорю. Однако же почему тогда, несмотря на завывания Маккейна и требования сенатора срочно послать РД-180 на свалку истории и оснастить ракеты «своими» движками ничего не вышло?
    А нечем. И точка.
    И прошел уже 21 год с момента заключения договора, а «свой» ЖРД в США так и не создали. Все еще невыгодно? Даже при наличии всей документации?
    А может, потому, что в соответствии с советскими канонами, ракетную технику у нас делают всей страной? Да, полную сборку производят на НПО «Энергомаш». А камеры сгорания поставляются из Самары, специальная сталь приходит из Челябинска.
    Самара — это в Оклахоме? А Челябинск — в Айдахо? И это тоже предприятия «Pratt & Whitney»? Видимо, нет. И это тот самый камешек, который и помешал американцам просто начать самим делать РД-180.
    Ненавидящие нашу страну начнут, конечно, выступать по теме того, что «там могут все, просто не хотят». Еще как хотят. Но не могут. Китайцы тоже с радостью бы продавали свои копии «сушек», и у них бы их покупали. А вот турбины-то передрать не смогли.
    Здесь все то же самое.
    У американцев есть свои ЖРД, и они их используют. Не часто, но используют. Те же Дельта-4. Потому что опять же, вопрос цена/качество.
    Так почему же РД-180 не удалось воссоздать на американских заводах? У американцев ничего не получается с камерой сгорания. Это и есть главное достижение российской техники. В одной такой камере диаметром всего 380 миллиметров сгорает около 600 кг топлива в секунду.
    Эта камера — уникальное оборудование со специальными поясами защиты от мощных тепловых потоков. Защита осуществляется не только за счёт внешнего охлаждения стенок камеры, но и благодаря оригинальному способу «выстилания» на них плёнки горючего, которое, испаряясь, охлаждает стенку.
    А Шипилов вещает о том, что для выпуска таких двигателей надо воссоздавать устаревшие технологии. Ну-ну… Отрабатываем «лизнуть» по полной программе.
    «РД-180 — очень хороший двигатель, но — уже сильно устаревший, для его производства придется возрождать технологии, от которых во всем мире давно отказались. Наука и технологии не стоят на месте, и в самих США есть куча фирм, которые могут сделать то, что требуется, гораздо лучше, гораздо быстрее и главное — уже сильно дешевле по сравнению с «Энергомашем».
    Что тут можно сказать? Аплодисменты. Оказывается, весь мир так ушел в своем развитии, что для производства ракетных двигателей надо даже возрождать устаревшие технологии. Интересно, как?
    Вот как я в принципе понимаю, на заводе 21 века вполне можно выпускать автомобили середины 20-го. Но никак не наоборот. На ВАЗе в 1980 году собрать «Калину» — маловероятно. И тут примерно та же ситуация.
    Какие древние технологии надо было бы возродить, чтобы наладить выпуск в США РД-180 — это тайна, покрытая мраком.
    Ну и эпический финал от Шипилова:
    «Короче, выяснилось, что РД-180 больше не нужен.
    Поэтому General Dynamic провело новый тендер, который выиграли две американские компании. United Launch Services которая, начиная с 2019 года начнет поставлять двигатель Vulcan BE-4, который заменит РД-180. И Aerojet Rocketdyne, которая разработает следующее поколение принципиально новых двигателей, которое в свою очередь заменит Vulcan BE-4.
    Ну и чтобы было понятно, что произошло, упомяну только одну деталь — весь контракт с United Launch Services стоит 46 миллионов долларов — это стоимость всего пяти РД-180.
    А конгресс США, чтобы подстраховаться и создать запас на переходный период разрешил Энергомашу выпустить еще 18 штук РД-180. Последних РД-180 в истории».

    Здорово, да? Конгресс США разрешил «Энергомашу»… Ну ну.
    Хотя чего еще можно ждать от лицемера и вруна, базирующегося на Кипре?
    Очень любопытно было бы кроме голословных рассуждений увидеть хоть одну ссылку (уж не важно на каком языке) где было бы рассказано о собственности компании Pratt & Whitney на двигатель РД-180. И о РАЗРЕШЕНИИ от Конгресса США для «Энергомаша».
    Резюме:
    1. Так как США фактически облажались с производством ЖРД, то «Pratt & Whitney» купило право на использование на территории США российских РД-180.
    2. Американскими фирмами было также куплено право на производство РД-180 на территории США. Смотрим п.1 и понимаем, что облажались два раза.
    3. Двигатель РД-180 разработан российскими инженерами на базе советского двигателя РД-170.
    4. РД-180 производится исключительно в России, российскими руками и из российских материалов. Единственный материал, который предоставляет США — это доллары, за которые РД-180 и производится.
    5. Из пунктов 3 и 4 следует, что это российский двигатель. США в целом и «Pratt & Whitney» в частности могут идти лесом со своими правами в отношении РД-180 хотя бы потому, что уже было разработано следующее поколение двигателей.
    6. В США сегодня делаются титанические усилия, чтобы уйти от российской зависимости в средних стартах.
    «Blue Origin» представила новый двигатель, BE-4, который предположительно заменит РД-180 с 2020 года.
    Ключевое слово — предположительно. Если заработает как надо — посмотрим.
    ULА сообщила об успешном продвижении работ по созданию аналога РД-180.
    Не вопрос, еще 13 лет спокойной работы, может, что и выгорит. Производство двух узлов уже освоили, молодцы.
    «Aerojet Rocketdyne» провела первые огневые испытания предкамеры своего двигателя AR1.
    Предкамера — еще не весь двигатель.
    В целом же, конечно, свой ЖРД нового поколения на метане или керосине американцы создадут. Весь вопрос — как скоро.
    Сомнительно, что проект стоимостью в 5 единиц РД-180 — панацея. И более того, мы-то в курсе, как в Америке все дорожает ближе к финалу. Доказано «Раптором» и «Лайтнингом».
    Так что посмотрим, как все это осуществится.
    Возвращаясь к началу. Уважаемые любители цитат и аплодисментов иностранным резидентам, плюющим в сторону России! Вы ошиблись, это несколько не та площадка, где можно вытворять подобное. И вам здесь не место, увы.
    Мы пока еще в состоянии встать на защиту того, что было создано в нашей стране умами и руками наших соотечественников. И с треском вышвырнуть тех, кто мечтает унизить все советское и российское. Разумная дискуссия и критика — это нормально, цитирование шипиловых — моветон. Равно как и попытки доказать нам исконную убогость и второстепенность.
    Примите к сведению, господа. Товарищи могут не беспокоиться.
    Источники:
    http://shipilov.com/zhurnalistika/868-rd-180-neulovimyj-dzho-ili-skripach-ne-nuzhen.html
    https://versia.ru/amerikancy-bezuspeshno-pytayutsya-skopirovat-rossijskoe-raketnoe-chudo
    http://engine.space

  8. yopik Ответить

    Официально известно, что глава ULA Тори Бруно отмечал, что одна только разработка (проектирование, тестирование и сертификация) двигателя уровня РД-180 не может стоить меньше одного миллиарда долларов, а на работы по ВЕ-4 ВВС США через ULA выделили всего 46 миллионов долларов. От военных Aerojet Rocketdyne на создание AR1 получила 115 миллионов долларов, к 2019 году эта сумма может быть увеличена до 501 миллиона долларов. России США за РД-180 заплатили более одного миллиарда долларов (за использованные и вновь поставленные двигатели).
    У Blue Origin и ULA особые отношения. В 2015 году Aerojet Rocketdyne хотела купить ULA за два миллиарда долларов, в этом случае РД-180, скорее всего, заменяли бы на AR1. Ситуацию изменила Blue Origin, подписавшая соглашение с ULA о сотрудничестве по производству BE-4 и фактически перехватившая инициативу у проверенной временем Aerojet Rocketdyne. Сегодня BE-4 является наиболее вероятным кандидатом для установки на ракету Vulcan, а AR1 рассматривается в качестве запасного варианта. В любом случае, AR1 найдут применение, его можно установить, например, на первую ступень тяжелой ракеты, разрабатываемой компанией Orbital ATK.
    Ожидается, что в 2020-х годах Vulcan сможет осуществлять до десяти пусков в год. Носитель должен собираться по модульному принципу и будет включать 12 ракет среднего и тяжелого классов с различными возможностями по выводу полезной нагрузки на орбиту. Двигатели первой ступени (BE-4 или AR1) могут быть повторно использованы после их приземления при помощи защитных щитов (для предотвращения перегрева от трения при падении в атмосфере) и парашютов. В качестве космодромов для Vulcan компания ULA собирается использовать площадки на мысе Канаверал во Флориде или базу ВВС США Ванденберг в Калифорнии. Первый пуск ракеты Vulcan, которая придет на смену Atlas V с российским РД-180, запланирован на конец 2019 года.

  9. Thordirne Ответить

    Как пишет The Wall Street Journal, двигатели Blue Origin якобы имеют стратегическое значение для Пентагона, поскольку они должны «положить конец использованию российских двигателей РД-180», которые устанавливаются на Atlas V.
    Жидкостный ракетный двигатель РД-180 российского НПО «Энергомаш» используется на ракетах-носителях семейства Atlas с начала 2000-х, однако на фоне ухудшения российско-американских отношений в последние годы в США стали звучать призывы отказаться от закупок РД-180.
    Параллельно Пентагон выделил финансирование на разработку американского двигателя, который должен заменить силовую установку российского производства.
    Отметим, что в России не намерены отказываться от выполнения своих обязательств по действующим контрактам.
    «Никакие идеи из разряда свёртывания поставок ракетных двигателей для американской космической программы либо авиационного титана, который производится на совместном с Boeing предприятии, либо другие позиции по нашему экспорту в США не следует рассматривать в качестве опций», — заявил в августе заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков.
    Об актуальности разработки альтернативы российским двигателям в середине августа 2018 года говорил глава NASA Джим Брайденстайн. При этом тогда он напомнил, что, несмотря на проводимую США политику применения антироссийских санкций, Вашингтон делает исключение для ряда сфер двустороннего взаимодействия, включая космическую, поскольку американские власти заинтересованы в продолжении сотрудничества в этой области.
    Кроме того, на 10 октября 2018 года запланирована первая личная встреча директора NASA с руководителем «Роскосмоса» Дмитрием Рогозиным. Переговоры должны пройти на космодроме Байконур, куда Брайденстайн приедет для участия в мероприятиях, связанных с намеченным на 11 октября стартом очередной длительной экспедиции на Международную космическую станцию.

  10. (CoolDay) Ответить

    Перед вручением премии Глобальная Энергия журнал «Эксперт» обсудил с Борисом Ивановичем перспективы развития ЖРД в России и выяснил, почему РД-180 до сих пор считаются инновационными и почему их нельзя воссоздать на лучших заводах лунных аферистов.
    Борис Иванович, почему американцы, получив право на воспроизведение РД-180, не могут сделать их уже много лет?
    — Американцы прагматики. В самом начале работы с нами, они поняли, что по энергетике мы намного обошли их и надо у нас технологии перенимать. К примеру, наш РД-170 за счет большего удельного импульса выводил полезного груза на 2 тонны больше, чем их самый мощный F-1, что означало по тем временам $20 миллионов выигрыша. Они объявили конкурс на двигатель с тягой 400 тонн для своих «Атласов», который выиграл РД-180. Тогда США думали, что они начнут с нами работать, а года через 4 возьмут наши технологии и будут сами их воспроизводить. Я им сразу сказал: вы затратите больше $миллиарда и 10 лет. 4 года прошло, и они говорят: да, надо 6 лет. Прошли еще годы, они говорят: нет, надо еще 8 лет. Прошло уже 17 лет, и они ни один двигатель не воспроизвели. Им сейчас только на стендовое оборудование для этого нужны миллиарды долларов. У нас на Энергомаше есть стенды, где в барокамере можно испытывать тот же РД-170, с мощностью струи в 27 ГВатт.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *