Сколько часов в неделю может отводиться на внеурочную деятельность?

7 ответов на вопрос “Сколько часов в неделю может отводиться на внеурочную деятельность?”

  1. MOderatorHP Ответить

    Постоянная ссылка
    Добрый день, Ирина! Базисный учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, включающей внеурочную деятельность. Обязательная часть базисного учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
    Часть базисного учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся (в 1 классе в
    соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями эта часть отсутствует), может быть использовано: на увеличение учебных часов,
    отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы
    обучающихся, в том числе этнокультурные. В часть, формируемую участниками образовательного процесса, входит и внеурочная деятельность.
    Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования
    определяет образовательное учреждение. Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объёмов финансирования, направляемых на реализацию основной образовательной программы.
    Приказы Минобрнауки РФ от 30 августа 2010 г. № 889, от 01.02.2012 N 74, от 09.03.2004 N 1312 (ред. от 01.02.2012).
    Местным органом управления образованием могут быть рекомендованы соответствующие базисные учебные планы с указанием соотношения обязательной и части, формируемой участниками образовательных отношений.
    Соотношение распределения регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения по ступеням общего образования и учебным годам устанавливается субъектом Российской Федерации с учетом того, что на компонент образовательного учреждения отводится не менее 10 процентов. Часы регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения могут использоваться для углубленного изучения учебных предметов федерального компонента базисного учебного плана, для введения новых учебных предметов, факультативов, дополнительных образовательных модулей, спецкурсов и практикумов, проведения индивидуальных и групповых занятий, для
    о Соотношение распределения регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения по ступеням общего образования и учебным годам устанавливается субъектом Российской Федерации с учетом того, что на компонент образовательного учреждения отводится не менее 10 процентов. Часы регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения могут использоваться для углубленного изучения учебных предметов федерального компонента базисного учебного плана, для введения новых учебных предметов, факультативов, дополнительных образовательных модулей, спецкурсов и практикумов, проведения индивидуальных и групповых занятий, для беспечивающих различные интересы
    Ответить

  2. Адвокат Канала Ответить

    Одна из проблем, которая волнует родителей школьников — это внеурочная деятельность, о чем можно судить по их отношению к внеурочной деятельности, представленному на форумах в сети «Интернет»:
    — Внеурочная деятельность сводится к насильственному принуждению посещения занятий, организованных самими же учителями, которые вряд ли что-то могут дать детям в области
    дополнительного образования.
    — Внеурочка в наших российских школах — это лишь способ получить финансирование. И никого не волнует, что ради этого дети должны высиживать скучные занятия шестым и седьмым уроками.
    — Задумка хорошая, но выбора особо нет.
    — У нас внеурочка — это не кружки, а обязательные предметы. Учителя ругаются на собраниях, а принудить все равно не могут.
    — У нас все дни поставили внеурочку, по 2 урока, в т. ч. динамическую паузу, которая моему ребенку нафиг не нужна. Слоняться по школьной площадке.
    Но не везде так плохо:
    — У нас очередь на внешкольные занятия, есть языки, шахматы, спорт и т.д. по интересам. И дети рады, и родители.
    — У нас эта «внеурочка» — реально интересные кружки. Причём, по каждому направлению выбор есть. Детям нравится.
    — У нас школа «полного дня пребывания». Дети в ней с утра и до 18 часов. Вся внеурочка добровольная.
    Примечание.
    В настоящее время следует руководствоваться  письмом Минпросвещения России  от 5 сентября 2018 г. № 03-ПГ-МП-42216 «Об участии учеников муниципальных и государственных школ РФ во внеурочной деятельности» (подробности  в нашем блоге  в статье «Мипросвещения РФ разъяснило, обязаны ли школьники посещать внеурочные занятия».
    Что такое внеурочная деятельность
    Внеурочная деятельность в школе представляет собой инновацию Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).
    Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
    Внеурочная деятельность школьников в основной образовательной программе образовательной организации
    Согласно Федеральному закону об образовании содержание образования образовательной организации определяется её основной образовательной программой (далее -ООП), разрабатываемой в соответствии с ФГОС и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ. ООП разрабатывается, утверждается и реализуется образовательной организацией самостоятельно.
    Согласно ФГОС ООП  реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
    Организационными механизмами реализации ООП являются Учебный план и План внеурочной деятельности.
    План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности и включается в организационный раздел ООП. Чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации ООП определяет образовательная организация.
    Из Федерального закона об образовании:
    «образовательная программа — комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов».
    Основные направления внеурочной деятельности
    Согласно ФГОС внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:
    спортивно-оздоровительное,
    духовно-нравственное,
    социальное,
    общеинтеллектуальное,
    общекультурное.
    Формы реализации основных направлений внеурочной деятельности
    Как сказано в ФГОС, внеурочная деятельность реализуется в таких формах как кружки, художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, конференции, школьные научные общества, олимпиады, военно-патриотические объединения, экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и в других формах на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.
    Это же положение подтверждено и СанПин 2.4.2.2821-10:
    — «Внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений».
    В нем также отмечено, что «часы, отведенные на внеурочную деятельность, используются для проведения общественно полезных практик, исследовательской деятельности, реализации образовательных проектов, экскурсий, походов, соревнований, посещений театров, музеев и других мероприятий».
    В каком объеме реализуется внеурочная деятельность
    Согласно ФГОС объем внеурочной деятельности составляет:
    — для обучающихся при получении начального общего образования — до 1350 часов за четыре года обучения;
    — на уровне основного общего образования — до 1750 часов за пять лет обучения с учетом интересов обучающихся и возможностей организации, осуществляющей образовательную деятельность.
    Согласно СанПин 2.4.2.2821-10 максимально допустимый недельный объем нагрузки внеурочной деятельности (в академических часах) в 1-11 классах независимо от продолжительности учебной недели должен быть не более 10.
    Согласно СанПин 2.4.2.2821-10 часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и нерабочие праздничные дни, допускается перераспределение часов внеурочной деятельности по годам обучения в пределах одного уровня общего образования, а также их суммирование в течение учебного года.
    Продолжительность занятий внеурочной деятельности и их количество в неделю определяются приказом образовательного учреждения.
    О наполняемости групп при внеурочной деятельности
    Образовательное учреждение самостоятельно решает вопросы формирования и наполняемости групп. В соответствии с СанПин 2.4.2.2821-10 количество учащихся в группе определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося не менее 2,5 кв. метра и не менее 3,5 кв. метра на 1 обучающегося при организации групповых форм. При наличии необходимых условий и средств возможно деление на группы с меньшей наполняемостью.
    Значение внеурочной деятельности
    Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы.
    Главной целью внеурочной деятельности является решение задач воспитания и социализации детей. В процессе внеурочной деятельности формируются нравственные черты личности, школьник учится коммуникации не только в обществе, но и вне его.
    В ходе внеурочной деятельности обучающийся должен научиться действовать, чувствовать, принимать решения.
    Результатом проведения внеурочной деятельности в школе предполагается увеличение численности детей, охваченных организованным досугом, формирование социальной культуры школьников, чувства патриотизма и гражданственности, предрасположенность к здоровому образу жизни, воспитание толерантности, уважительного отношения к окружающему миру.
    Кроме того для большинства родителей, у которых нет физической или финансовой возможности водить детей в учреждения дополнительного образования или какие-то частные спортивные секции и развивающие студии, внеурочная деятельность образовательного учреждения позволяет  предоставить своим детям такую возможность на бесплатной основе.
    Что обязательно и что по выбору
    Прямого указания о том, что участие обучающегося во внеурочной деятельности является обязательным в федеральных нормативных документах не содержится.
    В соответствии с ФГОС организация внеурочной деятельности образовательной организацией являются обязательной, ибо она  составная часть ООП. При этом образовательная организация обязана предоставить участникам образовательных отношений право выбора различных форм внеурочной деятельности на добровольной основе.
    Также согласно СанПин 2.4.2.2821-10 внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений. Максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка включает обязательную часть учебного плана и часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений. Откуда следует, что внеурочная деятельность вынесена за рамки учебного плана и не учитывается при определении максимально допустимой учебной нагрузки обучающихся.
    Обратим внимание на положения ст.34 Федерального закона об образовании, согласно которой обучающиеся имеют право:
    — «на зачет организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность»;
    — «на посещение по своему выбору мероприятий, которые проводятся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и не предусмотрены учебным планом, в порядке, установленном локальными нормативными актами».
    Таким образом, если обучающийся посещает кружки, спортивные секции и т. д. в учреждениях дополнительного образования, то он может обратиться в администрацию образовательной организации, в которой он обучается, с просьбой зачесть его результаты по соответствующему направлению внеурочной деятельности при условии, если в образовательной организации имеется соответствующий локальный акт.
    Источник:
    Закон РФ “ Об образовании” от 29.12. 2012 г. №273-ФЗ.
    СанПин 2.4.2.2821-10 с изменениями
    Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373 с изменениями
    Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897 с изменениями
    Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г. № 413
    Письмо Минобрнауки России от 12 мая 2011г. № 03-296
    Примерная основная образовательная программа начального общего образования
    Примерная основная образовательная программа основного общего образования
    http://www.happy-giraffe.ru/community/15/forum/post/62532/
    http://plotnikova.ucoz.ru/load/standarty_2_pokolenija/vneurochnaja_dejatelnost_v_voprosakh_i_otvetakh/2-1-0-175
    http://base.garant.ru/55170507/#ixzz4y6YibEHjhttp://kirovipk.ru/sites/default/files/files/malova_vneurochnaya_deyatelnost.pdf

  3. MORGINAL Ответить

    Актуальные вопросы

    Обязательна ли?
    Внеурочная деятельность является обязательной. Формы ее организации школа определяет самостоятельно, с учетом интересов и запросов учащихся и их родителей (законных представителей).
    План внеурочной деятельности как и учебный план является основным организационным механизмом реализации основных образовательных программ общего образования, определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности.
    Внеурочная деятельность в каникулярное время может реализовываться в рамках тематических программ (лагерь с дневным пребыванием на базе общеобразовательной организации или на базе загородных детских центров, в походах, поездках и т. д.).
    При отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности образовательная организация в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует возможности образовательных организаций дополнительного образования или организаций культуры и спорта.
    Обязан ли ученик участвовать во всех внеурочных мероприятиях школы?
    На основании ч. 1 ст. 43 Закона об образовании обучающиеся обязаны добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план.
    При этом обучающимся предоставляются академические права на зачет образовательной организацией в установленном ею порядке результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность (п. 7 ч. 1 ст. 34 Закона об образовании).
    Несмотря на обязанность добросовестно осваивать образовательную программу, учащийся может по желанию использовать часы, отводимые на внеурочную деятельность. Классным руководителем ведется учет количества часов по каждому ученику. Данная информация включается во внутришкольный мониторинг. При этом обучающийся вправе выбирать из предложенного общеобразовательной организацией направления и формы внеурочной деятельности.
    Какое количество отводится на внеурочную деятельность?
    ФГОС общего образования определяют общее количество часов на каждом уровне общего образования, которое составляет:
    до 1350 часов на уровне начального общего образования;
    до 1750 часов на уровне основного общего образования;
    до 700 часов на уровне среднего общего образования.
    Образовательная организация самостоятельно определяет объем часов, отводимых на внеурочную деятельность, в соответствии с содержательной и организационной спецификой своей основной образовательной программы, реализуя указанный объем часов как во время учебы, так и на каникулах.
    Допускается перераспределение часов по годам обучения в пределах одного уровня общего образования, а также их суммирование в течение учебного года.
    Обратите внимание, что законодательно не устанавливается минимальное количество часов внеурочной деятельности.
    Какая должна быть наполняемость групп?
    Образовательное учреждение самостоятельно решает вопросы формирования и наполняемости групп.
    Кто финансирует такую деятельность? Можно ли привлекать для реализации программы работников дополнительного образования?
    Обеспечение реализации рабочих программ внеурочной деятельности осуществляется в рамках финансирования основных общеобразовательных программ за счет средств на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания.
    Каково положение с внеурочной деятельностью в настоящее время? Какие трудности возникают?
    Основные препятствия:
    непонимание сущности внеурочной деятельности родителями, педагогами и руководителями школ, а, следовательно, отсутствие надлежащего контроля и методического сопровождения деятельности педагогов;
    перегрузка уроками и недостаток кадров, способных и мотивированных на ведение такой деятельности;
    дефицит профессионализма педагогов.
    Зачастую проблемы возникают не сверху, а на уровне государственного контроля на местах, на уровне директора школы и его заместителей, при непосредственном взаимодействии педагога и школьника.
    Сегодня директора не считают необходимым посещать уроки. Остается и проблема подбора кадров…
    Множество и других проблем. Есть ли выход?
    Конечно же следует повышать качество процесса управления на всех уровнях: министерства, муниципальных управлений и непосредственного руководства школ. Если ранее все школы были примерно одинаковы, то сегодня две рядом стоящие школы могут кардинально отличаться по своей организационной культуре.
    Рекомендуем к прочтению по данной теме статью в журнале «Директор школы».Еще больше материалов, а также шаблоны локальных актов смотрите в нашей системе «Директория».Здесь вы можете узнать много полезного об управленческих ловушках, кураторской методике и личной эффективности руководителя школы.

  4. VideoAnswer Ответить

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *