Сколько дней в неделю учатся в школе в россии?

16 ответов на вопрос “Сколько дней в неделю учатся в школе в россии?”

  1. andrey8211 Ответить

    Необходимость задействовать субботу в большинстве случаев продиктована тем, что даже при огромном желании невозможно распределить учебные предметы для учеников 6-11 классов на 5 учебных дней, если учесть все существующие для предметов коэффициенты и санитарные требования.
    Не углубляясь в тонкости составления расписания большого учебного заведения, приведу для примера такие нормы:
    математика, физика, языки и некоторые другие дисциплины не должны назначаться на первые и последние уроки;
    предметы, на которых особенно важна усидчивость ребенка, не должны стоять после физкультуры;
    в один день нельзя перегружать школьников (тут существуют определенные коэффициенты, таблица которых пользуются завучи при составлении расписаний);
    учителя предметники не должны читать более 3-х уроков подряд (эта норма, конечно, у нас часто нарушается);
    предметы, изучаемые более 1 раза в неделю, стоит расставить с определенным интервалом.

    Это лишь малая доля существующих ограничений. Добавьте к этому деление классов на 2 (а иногда и 3-4) подгруппы и получите нерешаемую задачу.  И это не преувеличение. Большинство автоматизированных сервисов по составлению расписаний реально не справятся и спросят, какое из «важных министерских правил» можно проигнорировать.

    Плюсы шестидневной учебной недели

    правильно распределенная учебная нагрузка;
    меньшее количество уроков в день;
    меньшее количество домашних заданий, со дня на день;
    больше возможностей для посещения детьми кружков и секций;
    возможность начинать рабочий день немного позже, чем школы с 5-тидневкой.

    Минусы шестидневки

    устоявшееся негативное отношение к обучению в субботу;
    прогулы уроков без уважительных причин и часто с ведома родителей;
    конфликт с убеждениями некоторых вероисповеданий, где работа и даже учеба в субботу считается неприемлемой;
    праздничные дни, попадающие на субботу, не переносятся, как для организаций с пятидневной трудовой неделей.

  2. Columba13 Ответить

    Голосование, проведенное на специализированных сайтах, показало, что почти 70% родителей за сокращенную неделю, и только 30% – против. Сегодня решение о выборе того или другого графика лежит на администрациях школ. Хотя предложения о сокращении учебной недели на всей территории РФ неоднократно вносились в Государственную думу, соответствующий закон так и не был принят. Следовательно, в 2020 году “обязаловки” ждать не стоит.
    Региональные власти не поддержали инициативу, мотивируя отказ тем, что при пятидневной учебной неделе ученики просто не успеют пройти запланированный курс уроков, который определен стандартами российского образования (особенно в тех школах, где есть углубленные курсы изучения предметов). Кроме того, в регионах элементарно не хватает места в школах, из-за чего придется вводить и вторую, и третью смены. Справиться с проблемой можно было бы, сокращая количество «ненужных» предметов и увеличивая часы тех, к которым у ребенка выявлен талант, но это возможно разве что в частных гимназиях.
    Интересный факт: в Москве большинство школ перешли на пятидневный режим, пользуясь правом самостоятельного выбора, но в Подмосковье это вряд ли возможно, поскольку из-за массовой застройки в школах не хватает мест, и они вынуждены вводить вторую смену.

    Пятидневка в школах Башкирии

    Тем не менее, в РФ есть административные единицы, где пятидневку в школах будут вводить повсеместно. Одним из таких регионов стала Башкирия – там переход на новый режим начнут 1 апреля 2019 года, с 4 четверти после каникул. В тех школах, где не успеют поменять программу и перекроить расписание под пять учебных дней, новую систему введут со следующего (2019-2020) учебного года.

    Решение будет принимать каждая конкретная школа с учетом точки зрения педагогического совета, родителей и учеников. Субботние уроки перенесут на будние дни, а программа в общем будет немного сокращена (без уменьшения общего числа уроков). Одна суббота из месяца может быть занята общественными мероприятиями. Вопрос о пятидневной рабочей неделе для старшеклассников, которым нужно готовиться к ЕГЭ, пока что окончательно не решен.

    Выводы

    Бесспорно, вопрос о сокращении учебной недели непрост и потребует пересмотра стандартов обучения, однако решить его нужно, опираясь на аргументы всех заинтересованных лиц. Хочется надеяться, что в 2020 году все школы станут работать в пятидневном режиме, поскольку факт остается фактом: ни одна школа, сократившая неделю, не вернулась к шестидневке. А это говорит о многом!

  3. bearmvz Ответить


    Из года в год ученики и родители в разных регионах России задают один и тот же вопрос – будет ли введена пятидневка в школах страны, и, судя по всему, в 2019-2020 году данная проблема будет стоять также остро, а дебаты между сторонниками и противниками учебы по субботам, не утихнут.
    Предлагаем разобраться, почему на сегодняшний день во многих школах России не введена такая желанная для многих пятидневка, а также узнать, какой прогноз для решения данного вопроса в 2019-2020 году.

    Норма закона

    Согласно закону РФ «Об образовании», рабочий график для определенного учебного заведения устанавливается по решению администрации и педагогического коллектива с учетом специфики учебно-воспитательного процесса.
    Это значит, что только руководство школы, лицея или гимназии вправе решать, будут ли проводиться в учебном заведении уроки по субботам и для каких классов будет установлена 5-дневная, а для каких 6-дневная учебная неделя. Решение принимается не директором единолично, а всем педагогическим коллективом с учетом:
    возможной учебной нагрузки на детей при разных графиках работы;
    общего количества предметов, изучаемых в младшей, средней и старшей школе;
    заполняемости учебных кабинетов;
    штата учителей предметников и их нагрузки;
    наличия деления классов на группы на определенных уроках.

    Пятидневка в школах – За и Против

    Пятидневная рабочая неделя считается приоритетной и рекомендована всем учебным заведениям, если существует реальная возможность выстроить такой график работы.
    Сторонники пятидневки приводят такие аргументы в поддержку своей позиции:
    У ребенка должно быть более одного дня на отдых, что бы отвлечься от учебы и заняться своим хобби.
    Два выходных подряд – это возможность больше общаться детям и родителям.
    Пятидневка не нарушает график семьи, ведь для большинства работающих родителей суббота – выходной день.
    Имея два свободных дня подряд, семьи смогут организовать совместный отдых, поездки на дачу или к родственникам.
    Исходя из производственного календаря, именно 5-дневная неделя позволяет в полной мере воспользоваться преимуществами, которые предоставляют государственные праздники и действующая система переноса «красных дней календаря», припадающих на выходные.
    Эти заявления близки каждой российской семье, ведь никому не хочется вставать «чуть свет» и собирать ребенка в школу, когда ты сам выходной и можешь дольше понежиться в кровати. Да и детям крайне тяжело отправляться на учебу зная, что вся семья в этот день дома и отдыхает.
    Но, представленные аргументы хороши для идеального формата семьи, в которой родители заботятся о детях, интересуются их развитием и досугом, прикладывают усилия для того, что бы каждый день сына или дочери был наполнен яркими эмоциями, новыми впечатлениями и познавательной активностью.
    Говоря о том, что ребенок должен как можно больше времени проводить дома, мы забываем, что существует масса семей, в которых дети на выходных не отходят от компьютера или телевизора и попросту надолго остаются без присмотра взрослых. Вспомните, когда последний раз вы были со своим ребенком в музее? Задумайтесь, как обычно проходят выходные в вашей семье? Честно ответьте себе на вопрос – а изменилось бы что-то, кроме возможности выспаться в субботу?

    Кому необходима шестидневка?

    Для многих общеобразовательных учебных заведений РФ 5-дневная рабочая неделя является нормой.
    Но, отменить субботу для всех учебных заведений России одним указом невозможно, ведь существует достаточно много гимназий, лицеев и специализированных школ, в которых ребята помимо базовых предметов изучают ряд дополнительных дисциплин, что существенно увеличивает учебную нагрузку.
    В таких школах даже при условии 6-дневной учебной недели у детей ежедневно стоит в расписании по 7 уроков. Что бы освободить субботу зачастую мало просто доставить 8-е уроки, а необходимо еще урезать часы на преподавание какого-то предмета, что уже идет вразрез с основным документом, регламентирующим образовательный процесс.
    И уж конечно, не может идти речь о пятидневке в тех немногих школах, где ввиду нехватки учебных аудиторий еще сохранилась вторая смена.
    Если представить, что пятидневка стала обязательной в школах России в 2019-2020 году, то учащимся специализированных школ и гимназий пришлось бы столкнуться с такими серьезными проблемами, как:
    Усилившаяся нагрузка, ведь готовить ежедневно пришлось бы по 8 уроков (некоторые предметы в таких школах преподаются 3-4 раза в неделю, и фраза «учить на выходных» тут не применима).
    Практически полное отсутствие свободного времени на протяжении учебной недели.
    Невозможность посещать кружки и секции в других образовательных учреждениях, ведь 8 урок обычно заканчивается около 16:00 (в зависимости от начала первого урока), а ребенку по нормам необходимо как минимум перекусить, прежде чем отправиться на музыку, танцы или спортивную тренировку.
    Кружки в школе будут проводиться на 9 уроке (что для многих учащихся будет означать уже не 8, а все 9 уроков подряд).
    Возрастающая психологическая нагрузка, ведь очевидно, что в таких условиях ребенок просто физически будет не в состоянии успеть выполнить все задания и выкроить хоть немного времени на отдых.
    Обсуждая вопрос учебного графика, родители редко вспоминают о людях, которые учат их ребят в школах, но не стоит забывать и об этой стороне вопроса.
    Учитель тоже человек, и провести яркий, интересный и насыщенный 7-й или 8-й урок ему также сложно, как и ребятам воспринимать новый материал по физике или математике в конце рабочего дня.
    В результате пострадает качество обучения, что, естественно, недопустимо для занимающих высокие позиции гимназий, лицеев и школ и углубленным изучением профильных предметов.
    На самом деле, учителя, которым приходиться читать предметы в субботу, тоже сталкиваются с рядом проблем и прежде всего это:
    отсутствие у детей необходимого настроя, особенно на первом уроке;
    частые прогулы без уважительной причины, что создает серьезную проблему, если урок  проходит 1 раз в неделю;
    собственно, необходимость работать в субботу, что автоматически означает либо разорванный график выходных, либо только 1 выходной в неделю, что является нарушением, но имеет место в сегодняшних реалиях.

    Возможен ли компромисс?

    Стремясь оптимизировать учебный процесс, многие учебные заведения утверждают разные графики работы для начальной, средней и старшей школы, устанавливая для 1-4 классов 5-дневный график обучения, а для старших (как правило, профильных) классов – шестидневку.
    Стремясь облегчить для ребят субботу, на этот день стараются выносить неоцениваемые предметы, дисциплины творческого цикла и физкультуру.
    Во многих школах последний день рабочей недели объявляют «днем без формы», что особенно нравится детям, ведь позволяет проявить свою индивидуальность.
    В субботу часто проводят школьные мероприятия и экскурсии, что объединяет коллектив и наполняет жизнь школьников яркими красками.

    Быть ли пятидневке в 2020 году?

    Как бы ни хотелось ученикам, родителям и учителям, получить свой законный выходной, в 2019-2020 году, как и ранее, будут два типа школ:
    Общеобразовательные, в которых предметы преподают на уровне «стандарта», и можно безболезненно установить 5-дневную учебную неделю.
    Специализированные, в которых старшие классы (а иногда и малыши) однозначно будут учиться по субботам.

    Что делать родителям?

    На самом деле, родителям необходимо серьезно относиться к выбору школы, оценивая не только интерьер учебных кабинетов и близость к дому, а и другие важные аспекты:
    наличие специализации в старшей школе;
    график обучения для 1-4, 5-9, а также старших классов;
    дополнительные возможности, которые предлагает школа – кружки и секции.
    Если уже так получилось, что ребенку предстоит учиться по субботам, лучшее, что могут сделать родители – это поддержать его и правильно настроить. Ни в коем случае нельзя каждый раз проявлять недовольство рабочим графиком и школой в целом.
    Лучше дайте сыну или дочери понять, как вы гордитесь тем, что он учится в хорошей школе и получает достойное образование, обязательно акцентируйте внимание на каждых, пусть даже самых незначительных с точки зрения взрослого человека, достижениях.
    А если чувствуете, что и вы и ребенок совершенно не готовы преодолевать такие сложности, то просто подберите школу с 5-дневным графиком обучения, ведь каждый из нас имеет право выбора. Это избавит вас от лишнего стресса… по крайней мере на тот период, пока не придет время задуматься о близости ЕГЭ и качестве образования, полученного ребенком.

    Преимущества и недостатки пятидневной учебной недели

    Некоторые родители еще на начальной стадии подготовки к занятиям интересуются будет ли в школе пятидневка или детям потребуется заниматься и в субботу.
    При этом есть как сторонники каждой системы обучения, так и противники.
    Логика каждого из них понятна — одни за то, чтобы у детей было больше времени на отдых, другие считают, что школьников надо занимать по максимуму, не давая шанса заниматься ерундой.
    С одной стороны желающие занять детей полезным делом правы, но не лучше ли отправить их тогда на кружки или в секции, чтобы ребятишки развивались разносторонне, получая от этого удовольствие, а не уныло сидели в школе. Впрочем, можно заранее изучить плюсы и минусы пятидневки, чтобы понять подходит ли такая система организации занятий.
    Плюсы пятидневного обучения больше носят семейно-дружеский характер:
    Родители имеют возможность не вставать с раннего утра по субботам.
    Наличие 2 выходных дает возможность проводить больше времени с семьей и друзьями.
    Большее количество свободного времени в выходные позволяет чаще выезжать на природу.
    Школьник может регулярно посещать старших родственников, не тратя единственный выходной.
    Даже при выполнении объемного домашнего задания у ребенка сохраняется хотя бы один день отдыха.
    Только не стоит забывать, что наравне с плюсами существуют и минусы. В пятидневке они заключаются в повышении умственной, эмоциональной и даже физической нагрузки. Возросшее количество уроков оставляет меньше свободного времени вечером, а секции, кружки, хобби и домашнее задание никто не отменяет.
    Поэтому в будни дети вынуждены более интенсивно трудиться, оставляя меньше времени на развлечения, но их они могут хотя бы перенести на один из выходных дней. Вопрос в том, способен ли отдельно взятый ребенок выдерживать такие нагрузки или ему лучше учиться на шестидневке, имеющей и свои преимущества.

    Плюсы и минусы учебы на шестидневке

    В выборе системы обучения с 6 днями «виноват» учебный план. Объем преподаваемых знаний никак не может позволить вместить его в стандартные 6-7 уроков без учебы в субботу.
    Теоретически можно в какие-то будние дни сделать по 8 уроков, но впитываемость знаний на последних занятиях будет критически малой. В итоге утрачивается сам смысл такого урока, т.к.
    дети приходят в школу не для того, чтобы учителя просто им что-то рассказали — ученики должны получить знания и запомнить определенный объем информации.
    В целом именно факт увеличенного объема знаний является одним из плюсов шестидневной системы обучения.
    Только школьникам в период обучение это кажется явным минусом, ведь из-за такого подхода у них больше уроков и домашних заданий.
    Попутно даже непрофильная школа, применяющая 6-дневку, дающую возможность исключить наличие 7 уроков при более скромной программе обучения, обладает преимуществом перед образовательным учреждением, работающим только по будням.
    В этом случае плюс заключается в возможности пораньше освободиться из школы, чтобы побольше отдохнуть, погулять или сходить на какой-либо кружок или посетить занятия в спортивной секции.
    Причем если убрать уроки с субботы, то дети будут либо идти на дополнительные занятия голодными, либо не успевать к их началу, т.к. придут из школы поздно.
    Поэтому наличие шестидневки в простых и специализированных школах дает такие плюсы:
    Появление свободного времени в будние вечера.
    Уменьшение объема ежедневных домашних заданий.
    Увеличение качества запоминания новой информации.
    Снижение физической и психоэмоциональной нагрузки.
    Меньшее количество перепадов настроения, вызванных усталостью.
    Появление возможности совмещать учебу с несколькими секциями и кружками.
    Минусы у такой формы обучения тоже есть — родителям, работающим по будням, приходится занимать субботнее утро, семья теряет один общий день, у детей остается меньше времени на общение с друзьями по выходным.
    Впрочем, последнее компенсируется тем, что благодаря меньшему количеству уроков по будням, дети могут пообщаться и среди недели. Поэтому этот недостаток играет роль только в случае несовпадения графиков в школах у друзей.
    Также есть и еще одно нежелательное влияние — наличие только одного выходного дня часто является препятствием для семейных выездов на природу, посещения родственников, культурного отдыха.
    По факту единственный выходной жаль тратить на множество дел, детям просто хочется выспаться, погулять, заняться хобби или просто пообщаться с близкими людьми, родителями и друзьями.

    Законы о выборе графика работы образовательного учреждения

    Выявляя какие школы перейдут на пятидневку, люди должны помнить о том, что законодательно образовательные учреждения не принуждают к такому процессу.
    Гимназии и школы могут сами выбирать систему обучения, основываясь на контингенте, имеющейся программы, наличия свободных аудиторий и даже учитывая желания коллектива.
    По сути введение пятидневки стараются осуществить большинство образовательных учреждений, имеющих возможность осуществить такой переход без ущерба для учащихся.
    Закон об обязательном переходе на пятидневную систему обучения еще не вышел. Пока чиновники из сферы образования позволяют школам самим выбирать график работы. Обычно такое решение принимается «костяком» педагогического коллектива во главе с директором и завучами. Часто школы уже даже не рассматривают ежегодно этот вопрос — они просто продолжают функционировать в привычном режиме.
    Что касается слухов, в которых сам Владимир Путин издал указ, требующий перевести всех школьников на 5 дней обучения в неделю, то это недостоверные данные. Министерство образования и высшее руководство страны понимают, что иногда лучше что-то рекомендовать для использования, а не приказать это делать.
    Примером может служить рекомендация перейти на обучение в одну смену, но в некоторых школах такой возможности нет, поэтому и обязательного приказа по теме не существует.
    Такая же история происходит и с выбором системы обучения, ведь часто в школах на местах многое виднее, чем из министерства или кабинета главы государства.

    Комбинированные системы обучения и облегчающие факторы

    Во всех образовательных учреждениях самые маленькие школьники занимаются по пятидневной системе обучения. При этом не вся начальная школа может похвастаться таким графиком занятий. Ряд лицеев и гимназий вводит занятия по субботам с 3 или 4 класса. Есть и обычные школы, практикующие шестидневку с четвертого года обучения.
    Это даже сложно назвать комбинированным способом. К нему больше подойдет простой принцип разделения — малыши учатся 5 дней в неделю, а у детей постарше появляются занятия по субботам.
    Такой подход к комбинированию применяет большинство школ, практикующих шестидневную систему обучения. Впрочем, есть и другие варианты организации школьных занятий.
    Некоторые образовательные учреждения не совершают переход на пятидневку, а выбирают один или несколько способов, комбинирующих разные системы организации занятий.
    Эти варианты можно использовать отдельно, совместно или чередуя:
    Начальная школа освобождается от уроков по субботам.
    На шестидневке учатся дети только из 9-11 классов.
    До 6 класса включительно дети занимаются на пятидневке.
    Школьники с 6/7 класса начинают заниматься через 1 субботу.
    По субботам занимаются только ученики профильных классов/школ.
    Школа имеет возможность предоставления выбора пяти- и шестидневной недели.
    Последний вариант наиболее редкий, известны лишь единичные случаи. Обычно это связано с предыдущим пунктом, касающимся профильных классов.
    Причем вероятность попасть по прописке в такую школу значительно выше в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске и других крупных городах, нежели в малых населенных пунктах.
    В остальном же графики у школ вариативны, к тому же не надо ждать когда начнется учеба, обычно к началу года образовательное учреждение уже точно знает будет ли работать по 5 или 6 дней в неделю.
    Пятидневка в школах России в 2019-2020 году вполне реальна, но никто пока не планирует ее вводить на обязательной основе. Министерство образования рекомендует переход на 5-дневную систему обучения всем образовательным учреждениям, имеющим такую возможность.
    Источник: https://v-2020.org/pyatidnevka-v-shkolax-rossii-v-2019-2020-godu

  4. Flouquat Ответить

    Этих недостатков лишены модульная и триместровая системы. Когда учебный год разбит на равные промежутки. При модульной системе это 5 недель после которых следует неделя каникул, при триместровой – три месяца, то есть два модуля по пять недель с каникулами между ними.
    К недостаткам триместровой системы причисляют то, что каникулы не становятся логическим завершением учебного периода, как в четвертной системе. Где выложился, получил хорошие отметки за четверть – и гуляй смело. При триместровой системе дети могут выйти на учебу в понедельник, а отметки за триместр им будут выставлять в среду, так как в среду заканчивается очередной учебный период. Но, с другой стороны, это дисциплинирует ответственнее относиться к учебе весь год, а не только перед концом учебного периода.
    Каникул у детей в течение учебного года становится больше, и это неудобно родителям, не имеющим возможности занять ребенка в каникулярное время. Брать отпуск каждые пять недель позволит не каждый работодатель. Зато дети отдыхают равномернее, снижается заболеваемость весной. И оценок в каждом учебном периоде выставляется больше, так что даже если ребенок пропустил неделю или две, он наверняка будет аттестован.
    Существует и обучение по биместрам. Но оно мало распространено. В Московской области, например, всего пара таких школ. Там учебные модули 7 недель. Между ними – 2 недели каникул. И летние каникулы короче. Школьники учатся июнь включительно.
    Напоминаем, что общее количество дней отдыха одинаково для всех систем. Это 30 дней в течение учебного года (для первоклассников — 35 дней) и три месяца летом.
    Летние каникулы для учеников начальной школы обычно стартуют 24 (25) мая. А вот ребята постарше и те, у кого триместровая система, учатся дольше, до 1 июня. Ученики 9 и 11 классов из-за ГИА и ЕГЭ учатся до начала июля.

  5. bullbans6s6s6s Ответить

    Текущий год разделяет образовательные организации на две категории: те, которые работают в пятидневной форме и школы с продолжительностью недели в шесть дней.
    Администрация школ не всегда может предоставить пятидневный вариант из-за необходимости реализации учебных программ. Решение проблемы школы видят по-разному. В некоторых образовательных организациях начальная школа работает в пятидневном режиме, а среднее и старшее звено – по шестидневной форме. В некоторых школах идут на компромисс, устанавливая гибкий график. Суббота посвящается экскурсиям, тематическим вечерам.
    Зачастую администрация решает вопрос так:
    Начальная школа освобождена от уроков в субботние дни.
    Только 9-11 классы работают по шестидневной форме.
    На пятидневке остаются дети до 6 класса.
    с 6 по 7 класс работают через 1 субботу.
    Пятидневка в школах России в 2020-2021 году вполне возможна. Министерство образования оповещено о том, что современные учебные планы невозможно выдать в пятидневном режиме без перегрузки учащихся.

    Отмена шестидневки в 2021 году

    К настоящему времени в российской системе образования происходят регулярные реформирования, затрагивающее все сферы деятельности учебных организаций. Введение новых форм экзамена (ЕГЭ и ОГЭ), совершенствование образовательных структур, реорганизация образовательных программ.
    К 2020 году школы смогут выбирать форму функционирования – четвертная, модульная, семестровая система на выбор администрации школ. Однако, вопрос о продолжительности учебной недели никак не затронут.

    В настоящее время родители выступают за пятидневку в школах по всей стране, участились случаи организованных петиций.
    Названы причины отказа от шестидневки, это:
    чрезмерная утомляемость;
    постоянный недосып;
    ухудшение здоровья;
    учащение случаев развития близорукости;
    отсутствие полноценного выходного;
    плохая осанка, искривление позвоночника;
    восприятие детьми учебы в субботу как наказания;
    ухудшение психического состояние детей, агрессия;
    лишение родителей отдыха в субботу.
    На 2021 год местные органы образования намерены узаконить пятидневку в некоторых регионах. На федеральном уровне данный закон находится только на уровне разработки.
    Министерство образования пока не издает никаких документов, обязующих перейти все образовательные учреждения на пятидневку. Данный вопрос, как и прежде, будут рассматривать на уровне школы. В Департаменте родителям советуют прекратить писать многочисленные просьбы и петиции. Дело в том, что законом не запрещена пятидневная форма работы, именно поэтому все просьбы и предложения необходимо вносить заранее, подавая их непосредственному руководству школы. Вопрос о переходе на пятидневку может решить местный отдел образования. Так в 2019 году управление образования Красноярска приняло решение перевести все школы на пятидневную рабочую неделю. В перспективах на 2021 год данная продолжительность работы охватит все регионы РФ.

  6. NAiiV Ответить

    На родительском собрании министр просвещения сказала определенно только о младших классах: да, пятидневка для них является самой лучшей формой учебного графика. Об остальной школе Ольга Васильева сказала лишь, что установка пяти- или шестидневной учебной недели зависит от мнения родителей и школы («может быть, это и необходимо»).
    Зато уверенно свою позицию выразил депутат Госдумы от «Единой России» Виталий Милонов: он предложил на федеральном уровне ввести пятидневку. По его мнению, это снизит учебную нагрузку на детей и повысит их успеваемость, а также позволит детям больше времени проводить с родителями.
    «Ощущение, что над нашими детьми будто ставят эксперименты. Да, школьники должны получать достаточный объём знаний, уметь в них ориентироваться и развивать, но не нужно перегружать их школьными часами, передозировка которых даёт ровно обратный эффект», — заявил Виталий Милонов.
    Действительно, какие мы можем предъявлять требования о воспитании детей к родителям, когда они видят их лишь раз в неделю? Остальное время дети либо сидят за партой, либо выполняют бесконечные домашние задания и проекты. Неужели школа должна быть каторгой, разделять детей и родителей?
    Может быть, пора дать детям отдохнуть на один день подольше и снизить нагрузки? Тогда, возможно, они смогут заметить вокруг себя жизнь, найти свое место в ней и вырваться из порочного колеса сансары «школа-любой вуз-безработный-менеджер».
    И ведь прямо под носом у всех прекрасный пример — в Москве пятидневка введена с 2014 года. Наверное, столичные школьники уже разучились складывать дроби? Наоборот, каждый год московские школьники ставят рекорды по количеству победителей на Всероссийской олимпиаде, по математической грамотности школьники Москвы — шестые в мире, а по среднему уровню знаний — пятые.
    Согласилась с депутатом Милоновым и педагог-психолог Александра Дубинина. По ее мнению, шестидневная учебная неделя снижает у детей мотивацию к получению новых знаний.
    «Из-за этого, в частности, у школьников снижается дисциплина, появляется нежелание учится и повышается уровень тревожности. Пятидневная рабочая неделя способствует полноценному отдыху и повышению успеваемости», — отметила эксперт.
    Не поддержали, правда, Милонова коллеги по Госдуме и Совету Федерации. Депутат от КПРФ Олег Смолин и зампредседателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова оставили за школами и родителями право решать, вводить пятидневку или нет.
    А как считаете вы, оставить ли шестидневку или ввести пятидневную учебную неделю в наших школах?

  7. lehljv171261 Ответить

    Информацию о распределении учебной нагрузки в общеобразовательных школах областное управление ведомства разместило на своем сайте.
    С начала учебного года в адрес управления поступает много вопросов от родителей по поводу организации образовательного процесса и распределению учебной нагрузки обучающихся в школах, — говорится в сообщении. Гигиенические требования к образовательному процессу в школах регламентируются документом «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
    Количество часов, отведенных на урочную и внеурочную деятельность, не должно в совокупности превышать максимальную величину недельной нагрузки.
    В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях обучение проводят только в первую смену. В учреждениях, работающих в две смены, обучение первых, пятых, выпускных девятых и 11 классов и классов компенсирующего обучения также должно быть организовано в первую смену.
    Объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет:
    — для учеников первых классов — не более четырех уроков и один день в неделю — не более пяти уроков, за счет урока физкультуры;
    — для учеников вторых-четвертых классов — не более пяти уроков и один раз в неделю шесть уроков за счет урока физкультуры при шестидневной учебной неделе;
    — для учеников пятых-шестых классов — не более шести уроков;
    — для учеников седьмых-одиннадцатых классов — не более семи уроков.
    Научными исследованиями установлено, что оптимальный уровень умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10:00 — 12:00. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма. Поэтому для учащихся первых классов наиболее трудные предметы необходимо проводить на втором уроке; вторых-четвертых классов — на вторых-третьих уроках; для учащихся пятых-одиннадцатых классов — на вторых-четвертых уроках.
    Неодинакова умственная работоспособность школьников и в разные дни недели. Уровень работоспособности нарастает к середине недели и остается низким в начале учебной недели, в понедельник, и в конце, то есть в пятницу. Поэтому распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник или среду.
    Продолжительность урока во всех классах не должна превышать 45 минут, за исключением первого класса. Обучение «первоклашек» должно проводиться с соблюдением дополнительных требований:
    — учебные занятия проводятся по пятидневной учебной неделе и только в первую смену;
    — используется «ступенчатый» режим обучения: в сентябре, октябре — по три урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре — по четыре урока по 35 минут каждый; в январе-мае — по четыре урока по 45 минут каждый;
    — обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;
    — вводятся дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения.
    Продолжительность перемен между уроками должна составлять не менее десяти минут, для организации питания детей после вторых и третьих уроков устанавливают две перемены по 20 минут каждая.
    Для удовлетворения биологической потребности в движении, независимо от возраста школьников, рекомендуется проводить не менее трех уроков физкультуры в неделю. Занятия физкультурой рекомендуется ставить в числе последних уроков. После них не проводятся уроки с письменными заданиями и контрольные работы.
    Ведомство уточняет, что в случае нарушения этих требований в школах можно обратиться с письменным заявлением в управление Роспотребнадзора по Томской области: будет проведена проверка учреждения на соответствие его деятельности санитарно-эпидемиологическими правилам и нормам.

  8. manjosovpetr Ответить

    Федеральный закон РФ №273 от 29.12.12 предоставляет администрации учебных заведения страны право выбора 5-дневного или 6-дневного графика работы, в зависимости от реализуемых образовательных программ.

    Иными словами, администрация школы сама решает, будет ли суббота учебным днем или нет. Пока иного не установлено на федеральном уровне, никто «сверху» не может повлиять на это решение, хотя педагогический коллектив и родительский комитет имеет право вносить предложения о пересмотре графика работы.
    При рассмотрении возможности перехода на 5-дневный график работы, будут учитываться:
    Категория образовательного заведения и количество учебных предметов;
    нагрузка на учащихся при разных вариантах рабочих графиков;
    возможность разработки нового учебного плана с учетом всех действующих норм;
    графики занятости аудиторий;
    нагрузка учителей.
    Пересмотр графика работы школы, может быть инициирован в любое время учебного года. На основании разрешения Департамента образования и решения, принятого во время общешкольного собрания, вносят изменения в график уже на новый учебный год.
    Важно! Ввести законодательно 5-дневный график для школ определенного субъекта РФ могут и региональные власти.

    Аргументы сторонников 5-дневки

    Подавляющее большинство родителей считают, что ученикам необходимо 2 выходных дня. В этом их поддерживают врачи и психологи, изучающие влияние на здоровье ребенка правильной организации образовательного процесса.
    Для детей и подростков 2 выходных дня подряд предоставляют возможность:
    восстановиться физически и эмоционально;
    больше времени провести с семьей;
    заняться любимым хобби;
    выполнить домашние задания и проекты;
    найти время на прогулки, активный отдых, поездки за город.

    Если рабочий график родителей делит неделю в соотношении 5/2, а для ребенка суббота – рабочий день, то неизбежным является дискомфорт для всех членов семьи. Учебу в субботу осложняет даже само понимание того факта, что это выходной день для большинства людей.
    В результате, сами педагоги говорят о таких «субботних» проблемах, как систематические прогулы, поощряемые родителями, а также ухудшение усидчивости учащихся.
    Есть и еще один нюанс, о котором редко вспоминают, говоря о различиях двух графиков работы школ – если государственный праздник выпадает на субботу, то осуществляется перенос на ближайший рабочий день (как правило, понедельник), и образуются так называемые «длинные выходные». Сразу 3 выходных дня – отличная возможность для отдыха и оздоровления малыша, поездки на дачу или к родственникам, проживающим в других городах. При 6-дневном графике такие приятные бонусы полностью отсутствуют.

    Когда шестидневка неизбежна?

    Как бы ни хотелось родителям и учителям, пятидневка в школах будет действовать и в 2020-2021 учебном году. Не спешите негодовать, ведь это не просто упрямство администрации отдельных общеобразовательных заведений, а суровая необходимость.

    Без использования субботы невозможно реализовать учебный план специализированных школ, гимназий и лицеев. Углубленное изучение ряда предметов невозможно без выделения дополнительных часов. Специализация также предполагает  изучение расширение числа профильных дисциплин. Но, при этом базовая инвариантная составляющая учебного плана остается неизменной. Это приводит к тому, что недельный график содержит более 40 академических часов, а по норме учебный день не может длиться более 8-ми уроков. Соответственно, даже при нагрузке в 41-42 часа, уроки будут сдвигаться на субботу.
    Еще сложнее школам, которые работают в две смены из-за нехватки аудиторий. В таких случаях на один день классу можно поставить только 6 (редко 7) уроков.
    К чему стоит готовиться, добившись перехода на 5-дневную рабочую неделю?
    Нагрузка на ребенка увеличится, так как теперь ему предстоит ежедневно готовиться к 7-8 урокам.
    Уроки будут заканчиваться в 15:30 либо 16:00 в зависимости от времени начала работы школы.
    Кружки и секции переместятся на поздний вечер либо опять-таки на субботу
    Стоит ли говорить о том, что для большинства ребят это означает неимоверно загруженный график 5 дней в неделю и полное отсутствие свободного времени в рабочие дни.

    Мнение учителей

    Нормы существуют не только для учащихся, а и для педагогов. Для того, чтобы уроки были интересными, динамичными и полезными для детей, необходимы две важные составляющие – основательная подготовка учителя к уроку, а также наличие физических и эмоциональных сил на реализацию задуманного. Задумайтесь, способен ли  выполнять свою работу качественно педагог, читающий 7-8 уроков без перерыва?

    Для учителей вопрос графика работы не менее важен. И тут среди двух очевидных для родителей вариантов, выплывает третий, не очень приятный – рабочая суббота при пятидневке для детей.
    Да, именно с такой проблемой тысячи педагогов ежегодно обращаются к онлайн-юристам, пытаясь найти ответ на вопрос о законности «активных суббот». Но тут юристы бессильны – ответ скрыт в особенностях трудового договора, который заключается со школой. Если там отсутствует пункт о двух выходных днях с указанием того, что это будут суббота и воскресенье, администрация может «найти, чем занять» сотрудников в освободившийся день.

    Заключение

    На протяжении многих лет компромисс между качеством обучения и желаемой свободой школьников в нашей стране так и не найден. Возможно, стоит обратиться к опыту других стран? Действительно, шестидневка как явление встречается во многих образовательных системах. Есть такие школы и в Европе, и в США, и в азиатских странах.
    Одним из возможных вариантов эксперты называют расширение вариативной составляющей и сокращение инвариантной (неизменной) базы. Но, не пострадает ли в этом случае качество образования, ведь углубляясь в один предмет, учащиеся будут практически отказываться от изучения ряда других, либо изучать их поверхностно в ознакомительной форме.
    Что говорят эксперты о переходе на новый график работы, смотрите в видео:
    А по какому графику работает ваша школа? Предлагаем поделиться опытом и мнениями в комментариях, если переход на пятидневку был осуществлен недавно, или коллектив пытался инициировать переход, но администрация отказалась менять учебный план.
    Читайте также:
    Отменят ли ЕГЭ в 2021 году
    Выпускной в Кремле в 2021 году
    Запись в 1 класс на 2020-2021 год

  9. diman113 Ответить

    По нормам СанПиН, академический час не должен быть длиннее 45 минут. Только у первоклассников и учащихся компенсирующих классов урок может длиться меньше – 40 минут. Это время рассчитывалось не случайно, именно такой промежуток ученики способны высидеть и полноценно усвоить материал.
    По госстандарту, 45 минут достаточно, чтобы повторить ранее пройденный материал, освоить новую тему, выполнить по ней несколько практических заданий для закрепления материала. Плюс, согласно самым новым стандартам, ученики еще должны успеть и найти механизм – формулу или принцип – позволяющую решить любую задачу, пусть даже до начала урока они не были близко знакомы с темой.
    Эти же нормы содержат требования к максимальной недельной образовательной нагрузке, ученики не должны страдать от переутомления.

    Сколько дней в неделю будет учиться конкретная школа

    В каждой школе самостоятельно определяют, удобен ли для заведения пятидневный режим с двумя выходными, или предпочтение будет отдано шестидневке с одним-единственным выходным днем.
    Каждый вариант имеет свои преимущества и недостатки: при шестидневке за один день почти не возможно полностью восстановить силы, зато ежедневная нагрузка меньше, по сравнению с нагрузкой при пятидневке. Также учащиеся постоянно находятся «в тонусе», отсутствие расслабляющих выходных не дает им выпасть из рабочего графика, входить в новую учебную неделю им намного легче, чем тем, кто отдыхает 2 дня.
    Теоретически школа может установить и более экзотический график обучения, например 4/3  с обязательным контролем выполнения домашних заданий, главное, чтобы соблюдались требования СанПиН и федеральных госстандартов в образовании.

  10. brugowr Ответить

    Система обучения по четвертям

    Более привычная четвертная система обучения предлагает учащимся в 2020-2021 учебном году 35 рабочих недель. Это то время, когда дети получают знания. Среди этого количества есть неполные недели, когда какой-либо праздничный день сокращает ее. Например, 4 ноября, 23 февраля или 8 марта. Кроме этого, из-за майских праздников будут две сокращенные учебные недели. Всего получается 5 таких недель.
    В приведенной ниже таблице видно, сколько времени дети учатся и сколько проводят на каникулах в каждой четверти.
    СеместрУчебный периодПродолжительностьКаникулы
    I 01.09.2020-27.10.20208 недель28.10.2020-05.11.2020
    II06.11.2020-27.12.20208 недель28.12.2020-10.01.2021
    III11.01.2021-24.03.202110 недель25.03.2021-31.03.2021
    IV01.04.2021-31.05.20219 недель01.06.2021-31.08.2021
    Каникулы по четвертям:

    Для первоклассников предусмотрена дополнительная неделя отдыха в третьей четверти. Также выпускные классы учатся на одну неделю меньше, чтобы иметь время для подготовки к экзаменам.
    Говоря о количестве учебных недель, хочется знать, сколько будет дней в учебном году. Здесь имеет место зависимость от длины недели: некоторые старшеклассники учатся 6 дней в неделю. Получается, 169 дней при 5-дневной неделе и 203 дня при 6-дневной.

    Модульная система обучения (триместры)

    Приверженцы триместровой системы обучения в 2020-2021 учебном году «выигрывают» и укладываются в 32 недели. Нельзя сказать, правда, что это плюс для педагогов и детей, так как учебный план рассчитан на определенное количество рабочих недель. Для этой системы обучения педагогам и руководству учебных заведений приходится сокращать учебный план до 32 недель. Неполных недель, когда какой-то праздник сокращает неделю, столько же – 5.

    При такой системе равномерно распределяются периоды обучения и отдыха, но дней, отведенных на образовательный процесс, остается меньше. 156 дней при 5-дневной неделе и 187 дней при 6-дневной.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *