Сколько самолетов на борту авианосца адмирал кузнецов?

19 ответов на вопрос “Сколько самолетов на борту авианосца адмирал кузнецов?”

  1. FaYnO_TV Ответить

    Как сообщал ранее заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов, ремонт корабля предполагается завершить в 2020 году, а его возвращение в строй запланировано в 2021 году. Ремонтные работы будут проведены на 35-м судоремонтном заводе в Мурманске (филиал Центра судоремонта “Звездочка”).
    Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку об авианосце.
    “Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов” – тяжелый авианесущий крейсер (ТАКР). По состоянию на 2018 год – крупнейший корабль и единственный авианосец Военно-морского флота (ВМФ) России. Входит в состав Северного флота, флагман ВМФ. 23 февраля 2018 года президент РФ Владимир Путин наградил ТАКР орденом Ушакова (за заслуги в укреплении обороноспособности страны, высокие показатели боевой подготовки, мужество и героизм, проявленные личным составом во время выполнения боевых задач).

    История проекта

    В послевоенный период в руководстве СССР, Министерства обороны и ВМФ не существовало единого взгляда на необходимость авианосцев и возможные способы их применения. Часть политиков, промышленников и военачальников (в том числе министр обороны маршал Андрей Гречко и министр судостроительной промышленности Борис Бутома) выступала за строительство крупных атомных авианосцев, аналогичных американским типа Nimitz.
    Оппоненты (среди них – главнокомандующий ВМФ Сергей Горшков и сменивший в 1976 году Гречко на посту министра обороны Дмитрий Устинов) указывали на высокую стоимость программы строительства авианесущих кораблей, отсутствие внятной концепции их использования и делали акцент на развитие подводного флота, в первую очередь атомных субмарин. В результате до 1980-х годов в составе ВМФ СССР отсутствовали авианосцы, рассчитанные на самолеты с горизонтальным взлетом и посадкой.
    Для противолодочной борьбы, которая была объявлена приоритетом надводных сил ВМФ СССР, строились противолодочные крейсера проектов 1123 и 1143, на которых базировались вертолеты, а также самолеты вертикального взлета-посадки Як-38. По боевым возможностям эти машины уступали обычным самолетам, что заставило руководство ВМФ в начале 1970-х годов вернуться к планам создания крупного авианосца, способного обеспечивать ведение боевых действий авиации на значительном удалении от баз флота.
    Предлагалось построить атомный авианосец водоизмещением до 80 тыс. т, с авиапарком до 70 летательных аппаратов (проект 1160 “Орел”). В дальнейшем проект подвергался многочисленным изменениям, в конце 1970-х годов работа над ним была прекращена. Взамен было решено построить авианосец, взяв за основу авианесущий крейсер проекта 1143 и оснастив его оборудованием для взлета и посадки “обычной” авиации. Также разработчики отказались от использования атомной энергоустановки.
    Проект 11435 был разработан в начале 1980-х годов в Невском проектно-конструкторском бюро (Ленинград, ныне – Санкт-Петербург) под руководством главного конструктора Василия Аникиева. В процессе проектирования специалисты отказались от установки на корабле катапульт – вместо них авианосец оснащен носовым трамплином, что ограничивает взлетный вес летательных аппаратов.
    Кроме того, на авианесущем корабле было установлено мощное ударное вооружение – ракеты П-700 “Гранит”. В результате проект 11435 был классифицирован ВМФ как “тяжелый авианесущий крейсер” (ТАКР; по другой версии, это было сделано для обхода положения конвенции Монтрё о статусе черноморских проливов, которое запрещало проход через них авианосцев).
    Первоначально предполагалось назвать головной корабль “Советский Союз” (в 1930-е годы такое же имя предполагалось присвоить первому линкору советской постройки, не завершенному в связи с началом Великой Отечественной войны). В 1982 году авианосец получил название “Рига” (традиционно советские авианесущие корабли называли в честь столиц союзных республик). В конце 1982 года переименован в “Леонид Брежнев” (после смерти генерального секретаря ЦК ЦКСС). В 1987 году в начале перестройки и осуждения “эпохи застоя” ТАКР сменил имя на “Тбилиси”. С октября 1990 года – “Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов” – в честь Николая Кузнецова, возглавлявшего ВМФ СССР в 1939-1947 и 1951-1955 годы.

    Строительство, испытания

    Корабль был заложен на Черноморском судостроительном заводе (город Николаев, ныне на территории Украины) 1 сентября 1982 года под заводским номером 105. 22 февраля 1983 года перезаложен (как “Леонид Брежнев”), спущен на воду 4 декабря 1985 года. 8 июня 1989 года начались швартовые испытания. 21 октября 1989 года корабль был выведен в Черное море, где провел цикл летно-конструкторских испытаний самолетов. Для подготовки пилотов одновременно со строительством корабля на аэродроме Саки-4 (поселок Новофёдоровка, Крым) был открыт специальный учебный центр НИТКА (“Наземный испытательный тренировочный комплекс авиационный”, ныне – полигон взлетно-посадочных систем “Нитка”).
    Первую в истории советского ВМФ горизонтальную посадку на корабль совершил 1 ноября 1989 года летчик-испытатель Герой Советского Союза Виктор Пугачёв на самолете Су-27К. 25 декабря 1990 года был подписан приемный акт, а 20 января 1991 года корабль вошел в состав Северного флота ВМФ СССР. Однако он оставался на Черном море, продолжая испытания. Переход в Североморск был совершен только в конце 1991 года.

    История службы

    Эксплуатацию корабля затрудняли отсутствие финансирования и необходимой береговой инфраструктуры. В частности, много проблем возникало с главной энергетической установкой, котлы которой постоянно выходили из строя.
    По состоянию на апрель 2018 года авианосец совершил семь дальних походов, из них шесть – в Средиземное море (1995-1996, 2007-2008, 2008-2009, 2011-2012, 2013-2014, с 15 октября 2016 года по 8 февраля 2017 года) и один – в Северную Атлантику (2004). В 2000 году “Адмирал Кузнецов” был задействован в аварийно-спасательных работах по оказанию помощи затонувшей подводной лодке К-141 “Курск”.
    Находясь в седьмом по счету дальнем походе, в ноябре 2016 года – январе 2017 года крейсер впервые принял участие в боевых действиях – палубные истребители корабля наносили удары по инфраструктуре террористических организаций “Исламское государство” и “Джебхат ан-Нусра” (запрещены в РФ) на территории Сирии. Всего в течение похода летчиками палубной авиации было выполнено 420 боевых вылетов, в том числе 117 ночных, поражены 1 тыс. 252 объекта террористов.
    Корабль проходил ремонты в 2001-2004, 2008, 2015 годах.

    Тактико-технические характеристики

    Длина по ватерлинии – 270 м;
    наибольшая длина (палубы) – 306 м;
    ширина по ватерлинии – 33,4 м;
    наибольшая ширина – 72 м;
    высота – 64,5 м;
    стандартное водоизмещение – 46 тыс. 540 т;
    полное водоизмещение – 59 тыс. 100 т;
    скорость полного хода – 29 узлов;
    дальность плавания при скорости 29 узлов – 3 тыс. 850 миль, при скорости 14 узлов – 8 тыс. 417 миль;
    автономность плавания – до 45 суток;
    экипаж – 1 тыс. 960 человек, в том числе 518 офицеров и 210 мичманов.
    Главная энергетическая установка – котлотурбинная, включает четыре паротурбины мощностью 50 тыс. лошадиных сил каждая. На корабле установлены девять турбогенераторов и шесть дизель-генераторов мощностью по 1 тыс. 500 кВт каждый.

    Вооружение

    12 пусковых установок противокорабельного ракетного комплекса П-700 “Гранит” (дальность полета сверхзвуковых ракет – около 550-600 км);
    24 пусковые установки зенитно-ракетного комплекса “Кинжал” (боезапас – 192 ракеты);
    восемь модулей зенитного ракетно-артиллерийского комплекса “Кортик” (боезапас – 256 ракет, 48 тыс. снарядов);
    шесть шестиствольных артиллерийских установок АК-630 калибра 30 мм (48 тыс. снарядов).
    реактивный комплекс противоторпедной защиты “Удав-1”.

    Авиагруппа

    ТАКР может нести на полетной палубе и в подпалубном ангаре 26 самолетов и 24 вертолета. Авиагруппа крейсера первоначально состояла из палубных истребителей Су-33 (Су-27К), палубных штурмовиков Су-25УТГ, вертолетов Ка-252РЛД (Ка-31), Ка-27/27ПС и Ка-29, с конца 1990-х годов включала истребители Су-33 279-го корабельного истребительного авиаполка (аэродром базирования – Североморск-3, Мурманская область), вертолеты Ка-27 и Ка-29 830-го отдельного корабельного противолодочного полка (база – Североморск-1).
    Летом 2016 года на корабле начались испытания обновленной авиагруппы, в состав которой входят новые палубные истребители МиГ-29К/КУБ. В 2016-2017 годах на “Адмирале Кузнецове” во время его похода к берегам Сирии проходили испытания ударного вертолета корабельного базирования Ка-52К “Катран”.

    Командиры корабля

    1987-1992 годы – капитан I ранга Виктор Ярыгин;
    1992-1995 годы – контр-адмирал Иван Санько;
    1995-2000 годы – контр-адмирал Александр Челпанов;
    2000-2003 годы – капитан I ранга Александр Турилин;
    2003-2008 годы – капитан I ранга Александр Шевченко;
    2008-2011 годы – капитан I ранга Вячеслав Родионов;
    2011 по настоящее время – капитан I ранга Сергей Артамонов.

    “Варяг”

    По незначительно измененному проекту 11436 в 1985-1992 годах в Николаеве строился тяжелый авианесущий крейсер “Варяг”. В 1993 году он оказался в собственности Украины, в 1998 году продан Китаю. В 2012 году принят на вооружение ВМФ Народно-освободительной армии Китая. Получил название “Ляонин”. В настоящее время является единственным действующим китайским авианосцем (второй готовится к испытаниям).

  2. Aurintrius Ответить

    Постройка


    Пятый по счёту тяжёлый авианесущий крейсер СССР — «Рига» был заложен на стапеле Черноморского судостроительного завода 1 сентября 1982 года. От своих предшественников он отличался впервые обеспеченной возможностью взлётов и посадки на него самолётов традиционной схемы, модифицированных вариантов сухопутных Су-27, МиГ-29 и Су-25. Для этого он имел значительно увеличенную полётную палубу и трамплин для взлёта самолётов. Постройка впервые в СССР проводилась прогрессивным способом формирования корпуса из крупных блоков массой до 1400 тонн.
    Ещё до окончания сборки, после смерти Леонида Брежнева, 22 ноября 1982 года крейсер был переименован в его честь в «Леонида Брежнева». Спуск на воду состоялся 4 декабря 1985 года, после чего продолжалась его достройка на плаву.
    Погрузка и установка вооружения на авианосец (кроме зонального блока пусковых установок ПКРК «Гранит»), электрооборудования, авиационно-технических средств, систем вентиляции и кондиционирования воздуха, а также оборудование помещений происходили на плаву, при достройке корабля у Северной набережной Большого ковша.
    11 августа 1987 года переименован в «Тбилиси». 8 июня 1989 года стартовали его швартовые испытания, а 8 сентября 1989 года — заселение экипажа. 21 октября 1989 года недостроенный и недоукомплектованный корабль был выведен в море, где провёл цикл лётно-конструкторских испытаний самолётов, предназначенных для базирования у него на борту. В ходе данных испытаний были осуществленны первые взлёты и посадки самолётов на него. 1 ноября 1989 года осуществлены первые посадки МиГ-29К, Су-27К и Су-25УТГ. Первый взлёт с него произведён МиГ-29К в тот же день и Су-25УТГ и Су-27К на следующий день, 2 ноября 1989 года. После окончания цикла испытаний 23 ноября 1989 вернулся на завод для достройки. В 1990 году много раз выходил в море для проведения заводских и государственных испытаний.

    4 октября 1990 года переименован в очередной раз (4-й) и стал называться «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов».

  3. baron Ответить

    Что бы там не говорили сторонники точки зрения «ТАКР – это не авианосец», все-таки основным оружием «Кузнецова» является базирующаяся на нем авиация, ну а для прочих кораблей этот тезис никто никогда и не оспаривал. Соответственно, перво-наперво нам следует оценить возможности всех четырех кораблей по их способности обеспечивать взлетно-посадочные операции, по максимальному количеству самолетов, одновременно находящихся в воздухе, и по обслуживанию своего авиакрыла.
    В сущности, максимальное количество самолетов, которые способен поднять в воздух тот или иной корабль зависит от:
    1. Максимального количества самолетов, которые могут находиться в немедленной готовности к вылету.
    2. Скорости подъема авиагруппы.
    3. Скорости посадочных операций.
    Начнем по порядку – количества самолетов в максимальной готовности к вылету. Говоря упрощенно, полетную палубу любого авианесущего корабля можно разделить на зоны взлета, зоны посадки и технические зоны (да простят меня читатели-профессионалы за подобную вольность формулировок). Зоны взлета – это участки полетной палубы, предназначенные для взлета самолетов, то есть это катапульты американских и французского авианосцев, стартовые позиции и участки разбега до трамплина ТАКР «Кузнецов» и «Куин Элизабет». Для посадки обычно используется угловая палуба, на которой размещаются аэрофинишеры, тормозящие самолет, но если на корабле предусмотрено базирование только СВВП и вертолетов, то в ней нет необходимости. В то же время не следует думать, что СВВП может садиться на любое место палубы авианосца – в связи с очень мощной и горячей струей-выхлопом СВВП нуждаются в специально оборудованных посадочных местах. Технические зоны – это места, где самолеты заправляются топливом, и где на них устанавливается вооружение, а также производятся те или иные регламентные работы, не требующие спуска самолета в ангар.
    Так вот, максимальное количество готовых к вылету самолетов как раз и ограничивается вместимостью технических зон. Почему так?
    Вот идет авианосец, он – в готовности поднимать авиагруппу, но пока еще не приступил к ее подъему. Естественно, можно полностью подготовить к вылету все самолеты в технических зонах. Можно также несколько полностью боеготовых самолетов выставить на взлетные позиции, то есть по одному самолету на катапульту или стартовую позицию, но не больше, потому что иначе они попросту заблокируют взлет. Надо сказать, что из этого правила есть исключения – если американскому авианосцу надо поднимать большое количество самолетов, он вполне может перегородить «взлетную полосу» одной или даже двух катапульт – у него все равно остается как минимум 2 катапульты для взлета, а затем, по мере подъема авиагруппы и освобождения палубы, к ним подключаются остальные катапульты. Кроме того, некоторое количество самолетов (небольшое) можно разместить в посадочной зоне, но лишь при условии, что они взлетят первыми – безопасность полетов однозначно требует, чтобы авианесущий корабль в любой момент был готов принять взлетевшие с него самолеты, то есть его посадочная зона должна быть свободна.

    Но увы, все вышеперечисленное размещение не позволяет подготовить к вылету авиакрыло авианосца полностью – часть самолетов все равно останется в ангарах, на нее просто не хватит мест на полетной палубе. А снаряжать самолеты к вылету (т.е. заправлять его топливом и подвешивать боеприпасы) в ангаре запрещено – это слишком опасно для корабля.
    Теоретически, конечно, существует возможность полностью подготовить самолет к вылету на полетной палубе, а затем опустить его в ангар, но… это тоже чрезвычайно опасно. В условиях боевых действий против равноценного противника всегда сохраняется риск получения боевых повреждений. Пожар самолета с несколькими тоннами авиакеросина и боеприпасов внутри корабля – это страшная вещь сама по себе, а если таких самолетов несколько? Известно, что подобные происшествия с авианосцами США (правда, без участия неприятеля, поскольку американцы все себе делали сами) приводили к достаточно серьезным последствиям, а ведь они происходили на достаточно толстой и прочной полетной палубе.

    Подобное происшествие на ангарной палубе было бы чревато куда более серьезными последствиями, вплоть до гибели корабля. Это опасно даже тогда, когда противник не имеет средств для нанесения удара по авианосцу – возможность аварии никто не отменял. Поэтому, по мнению автора, в реальных боевых действиях против сколько-то серьезного противника возможность хранения подготовленных к вылету самолетов в ангаре использоваться не будет. В то же время осуществлять подготовку к вылету машин, стоящих в ангаре, после того как в небо уйдет «первая партия» тоже чревато – в этом случае на палубе и в воздухе окажется большее количество машин, чем может принять полетная палуба, а это может вызвать проблемы с их своевременной посадкой
    Итак, сколько же самолетов смогут подготовить к немедленному вылету сравниваемые нами корабли? Очевидным лидером является «Джералд Р. Форд».

    На полетной палубе его предка – атомного авианосца «Нимиц», достаточно свободно могут разместиться 45-50 машин при условии блокирования одной катапульты и, вероятно, до 60 если блокировать две. Общая площадь полетной палубы у «Нимицев», кстати, составляла 18 200 квадратных метров.

    Очевидно, что «Джералд Р. Форд» обладает не меньшими, а по некоторым данным – даже большими возможностями. Но он, конечно же, не может обеспечивать взлет своей авиагруппы полных размеров (то есть 90 летательных аппаратов) – часть их придется оставить в ангаре.
    Второе место, по всей видимости, надо отдать британскому авианосцу «Куин Элизабет» – его полетная палуба имеет меньшую площадь, «всего» только около 13 000 кв. м.

    Но при этом отсутствие катапульт и использование только СВВП дало британскому авианосцу определенные плюсы в плане свободного места для технических зон – имея, по сути, всего одну взлетную полосу и не нуждаясь в большой и занимающей много места угловой палубе для посадки самолетов, данный корабль вполне способен держать на полетной палубе всю свою авиагруппу в составе 40 летательных аппаратов.

    Почетное третье место следует отдать французскому «Шарлю де Голлю». При своих весьма некрупных размерах (а он самый маленький из сравниваемых нами кораблей) и самой маленькой полетной палубы (12 000 кв.м.) он все же может разместить у себя на палубе десятка три самолетов.

    Увы, аутсайдером по самолетовместимости полетной палубы является ТАКР «Кузнецов. Сомнительно, что на его полетной палубе удалось бы разместить более 18, максимум – 20 самолетов.

    Интересно, что подобная оценка вполне перекликается с мнением В.П. Заблоцкого, который в своей монографии «Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов»» утверждал, что по итогам проведения учений во время первой боевой службы корабля в 1995 — 1996 гг. были сделаны выводы о том, что корабль (при определенных условиях) сможет одномоментно ввести в бой до 18 истребителей.
    Почему такое произошло? На наш взгляд, этому есть несколько причин. Размер полетной палубы «Кузнецова» внушает уважение – несмотря на то, что по водоизмещению наш ТАКР занимает 3-е место, уступая «Джералду Р. Форду» и «Куин Элизабет», полетная палуба нашего ТАКР имеет вполне достойную площадь – 14 800 кв.м., то есть даже больше, чем у британского авианосца. Но при всем при этом возможностей размещения самолетов на этой палубе меньше, и вот почему.
    Во-первых, общая длина взлетных полос нашего ТАКР весьма и весьма велика – на палубе «Кузнецова» расположено две по 90 (по другим данным – 105) м и одна на 180 (195) м. Конструкторы, судя по всему, сделали все возможное, так что самая длинная взлетная полоса частично совпадает с одной из коротких, а частично находится на угловой, т.е. посадочной палубе. Но все же необходимость «сведения» всех трех взлетных полос на один трамплин обуславливает необходимость выделения под них достаточно существенной площади палубы. Интересно, что американские паровые катапульты имеют длину порядка 93-95 м, но размещение двух из них на угловой палубе позволило американцам сильно сэкономить место, почти без ущерба для взлетно-посадочных операций. Одна из катапульт, расположенная параллельно борту, не препятствует посадке самолетов – разве только в момент старта. Самолет, выполняющий взлет со второй катапульты, выезжая на стартовую позицию, перекрывает посадочную полосу, но убрать его оттуда, если вдруг возникнет необходимость срочно принимать самолеты, дело минутное. В результате американцы способны заставить самолетами одну или две свои носовые катапульты, и у них сохраняется возможность поднимать в воздух самолеты, а ТАКР «Кузнецов» подобной возможности лишен – на трамплин самолеты не поставить, да и подобное расположение сделало бы невозможным взлет со всех трех стартовых позиций.
    Вторая причина – это необходимость посадочной полосы. Конечно, она нужна также и «Джералду Р. Форду» и «Шарлю де Голлю», но вот «Куин Элизабет», как носитель СВВП, имеет преимущество перед «Кузнецовым» – она «Королеве» не нужна, достаточно относительно небольших посадочных площадок. В нашем флоте они имели размер 10 на 10 м, и вряд ли на британском авианосце они существенно больше.
    Третья причина – это чрезмерно развитая надстройка, «отъедающая» место у самолетов. Мы видим, что «острова» «Джералда Р. Форда» и «Шарля де Голля» существенно меньше, чем у нашего ТАКР. А вот две надстройки «Куин Элизабет», возможно, и могут поспорить с нашим «Кузнецовым» в общей площади, но отсутствие посадочной полосы перекрывает все остальное.
    Четвертая причина – увы, это развитое оборонительное вооружение ТАКР «Кузнецов». Если мы обратим внимание на корму «Шарля де Голля», то увидим, что у французского авианосца по обе стороны посадочной полосы имеются места для самолетов, а вот у «Кузнецова» они в значительной мере «съедены» спонсонами с ракетным и артиллерийским вооружением

    Надо сказать, что иногда приходится видеть, что с правого борта по корме все же стоят самолеты, но в этом случае их хвосты расположены аккурат над шахтами «Кинжалов» и в этом случае ЗРК небоеспособен.
    В общем, подводя итоги сравнения по данному показателю, мы видим, что американский авианосец выигрывает у ТАКР по причине своих больших размеров и наличия четырех катапульт, позволяющих выделять больше места под технические зоны, английский – за счет базирования СВВП и отказа от посадочной полосы, французский – за счет маленькой надстройки более рациональной формы полетной палубы, чего удалось добиться в том числе и за счет существенно меньшего оборонительного вооружения.
    Рассмотрим теперь скорость подъема авиагруппы.
    Проще всего с американским авианосцем – мы уже разбирали скорость подъема авиагруппы в статье «Некоторые особенности действий палубной авиации суперавианосцев типа “Nimitz”» и на основании видеосъемки фактических стартов, пришли к выводу, что одна катапульта в состоянии отправлять в полет один самолет за 2,2-2,5 минуты, то есть три работающих катапульты осуществят подъем 30 самолетов минут за 25 – с учетом того, что за это время неминуемо «разблокируется» и четвертая катапульта, можно предполагать, что за указанное время «Нимиц» способен отправить в воздух не менее 35 самолетов, а за полчаса – не меньше 40-45. Возможности «Джералда Р. Форда» очевидно не будут ниже (разумеется, когда американцы доведут до ума электромагнитную катапульту). Это говорит о том, что американский авианосец, например, совершенно не затруднит «подвесить» над своим ордером патруль из 6 самолетов (стандартно – один самолет ДРЛО, один «Гроулер», четыре истребителя), потом отправить, скажем, на штурмовку вражеского корабельного ордера ударный отряд в составе 30-35 самолетов, и при этом держать дюжину истребителей в боевой готовности на палубе – на всякий случай.
    Возможности французского корабля более скромны – имея две паровые катапульты (построенные по американской лицензии и соответствующие тем, что установлены на «Нимицах»), «Шарль де Голль» за те же полчаса способен отправить 22-24 самолета.
    Английский «Куин Элизабет». Обычно в публикациях, посвященных этому кораблю, указывается, что при максимальной интенсивности взлетных операций он способен поднять в воздух 24 самолёта за 15 минут, однако эта цифра вызывает очень большие сомнения. Впрочем, организация подъема авиагруппы британского авианосца вообще совершенно неясна.
    Дело в том, что в источниках обычно указывается наличие трех взлетных дорожек – две коротких длиной 160 м для взлёта F-35 и длинную (около 260 м) для тяжёлых самолётов. Как можно понять, первоисточником этой информации стала публикация сайта naval-technology.com, и к данной статье очень много вопросов. Первый из них – глядя на палубу авианосца, мы видим лишь одну взлетную дорожку, но никак не три.
    Поэтому следует предполагать, что описание, данное в статье, относится не к окончательному, а к какому-то из промежуточных проектов корабля, возможно, вот этому:

    Данное предположение тем более похоже на правду, что в статье упоминается установка газоотбойных щитов в районе первого «острова», которых мы, конечно же, на настоящем «Куин Элизабет» не видим.
    Из вышесказанного можно предположить, что цифра в 24 самолета за 15 минут считалась (если она вообще кем-то считалась, а не является журналистской фантазией) исходя из одновременной работы двух (а то и трех) взлетных дорожек. Таким образом, мы можем предположить, что реальная скорость подъема авиагруппы с «Куин Элизабет» при использовании одной взлетной дорожки составит 12 самолетов за 15 минут или 24 самолета за полчаса. Тут возникает вопрос – как же так получается, что «Куин Элизабет», имея одну взлетную дорожку, практически сравнялась и даже, быть может, немного обогнала «Шарль де Голль» с его двумя катапультами? Ответ заключается в преимуществе СВВП перед самолетами катапультного старта. F-35B нужно вырулить на стартовую позицию, остановиться, получить разрешение на взлет – но после этого ему достаточно открыть свой «вентилятор» и – можно взлетать. То есть его не надо цеплять за крюк катапульты и ожидать ее срабатывания, нет потери времени на подъем-уборку газоотбойного щита и т.д. Все это позволяет предположить, что темпы взлета СВВП с одной взлетной дорожки вполне могут затрачивать на взлет одного самолета чуть более минуты и тем самым вдвое превосходить темпы запуска самолетов с катапульты.
    Отечественный «Кузнецов»… Тут, увы, остается только теоретизировать. Если судить по видео, да и просто рассуждая логически, то затраты времени на взлет одного самолета с трамплина должны быть примерно эквивалентны взлету с катапульты. И «трамплинному», и «катапультному» самолетам нужно выехать на стартовую позицию, остановиться там, зацепиться за катапульту, (нашему – упереться шасси в щитки, которые будут удерживать самолет от преждевременного старта), дождаться поднятия газоотбойного щита, затем перевести двигатели в форсированный режим – а дальше катапульта начинает движение (стопор перестает удерживать самолет) и, собственно, все, взлетаем. Проблема заключается в одном – на американском авианосце четыре катапульты, а на нашем имеется всего один трамплин. То есть американские катапульты производят запуск самолетов по готовности, а наши вынуждены дожидаться своей очереди. Но вот насколько это задерживает полетные операции?
    В теории мы можем готовить одновременно к взлету три самолета одновременно, по крайней мере до момента, когда они готовы дать форсированную тягу, но вот после этого они взлетают последовательно, один за другим – и до тех пор, пока не взлетел последний, следующая тройка готовиться к взлету не может. Также, по всей видимости (это мнение автора, не более того) самолеты не могут давать форсаж одновременно – то есть после того, как самолеты изготовились к взлету на стартовых позициях, первый дает форсаж – взлет, потом второй форсирует двигатели – взлет и затем точно так же третий. Все эти соображения позволяют предположить, что ТАКР «Кузнецов» способен отправлять в воздух тройку самолетов примерно каждые четыре с половиной-пять минут (2,5 минуты – подготовка к взлету, и еще столько же сам взлет). Таким образом, теоретически «Кузнецов» должен обладать возможностью подъема 18-20 самолетов за полчаса. Увы, как обстоят дела на практике, неизвестно, потому что нет никаких данных о том, что на «Кузнецове» когда-то производился подъем всей его авиагруппы (пускай даже в количества – 10-12 самолетов) на скорость.
    Все же мы можем предположить, что по скорости подъема авиации ТАКР “Кузнецов” примерно вдвое, или немного больше уступает атомному суперавианосцу, и процентов на 20-30 – английскому и французскому авианосцам.
    Продолжение следует…

  4. Nuadalen Ответить

    В год 300-летия российского флота, 23 декабря 1995 года в составе корабельной многоцелевой группы вышел на боевую службу в Средиземное море, имея на борту авиагруппу в составе 13 Су-33, 2 Су-25УТГ и 11 вертолётов. Гибралтар пройден через 10 суток похода, 4 января 1996 года. 7 января 1996 встал на якорь у берегов Туниса до 17 января. Там состоялся обмен визитами с флотом США, включая посадки российских вертолётов на американский авианосец и наоборот, а также провозки российских пилотов на самолётах США. С 28 января по 2 февраля совершал деловой заход в Тартус. 4 февраля заход на остров Крит. 17-18 февраля совершил визит в Ла-Валетту. 2 марта — учения ПВО авианосной многоцелевой группой с отработкой Су-33 перехватов самолётов и крылатых ракет. 6 марта — проход Гибралтара. На завершающем этапе похода принял участие в командно-штабных учениях СФ. В рамках учений проведено условное отражение атаки 4 Ту-22М3. Они были перехвачены на удалении 450 км от центра ордера. 22 марта 1996 года пришвартовался на базе. Всего в походе пройдено 14156 миль, совершено 524 полёта самолётами, из них более 400 — Су-33 и 996 полётов корабельных вертолётов[источник?]. Фактически перехвачены 12 воздушных целей, обнаружены две иностранные подводные лодки, проведены стрельбы артиллерийско-ракетным вооружением, включая ракетный комплекс «Гранит». Весь поход сопровождался серьёзнейшими проблемами с главной энергетической установкой, в результате которых корабль неоднократно лишался хода, и не мог развивать полную скорость, а также различными неполадками с корабельными системами.
    С 1996 по 1998 год находился в ремонте, сильно затянувшемся в результате недофинансирования. В 1998 году принимал участие в крупных учениях Северного флота. В 1999 году дважды выходил в море на боевую подготовку. В 2000 году участвовал в крупных учениях, на которых погибла подводная лодка «Курск», принимал участие в спасательной операции. В результате этой трагедии был отменён второй поход крейсера на боевую службу в Средиземное море, который должен был состояться в конце 2000 года.
    С 2001 по 2004 год находился на плановом среднем ремонте. В 2004 в составе группы из 9 кораблей кораблей Северного флота, включающей тяжёлый атомный ракетный крейсер «Петр Великий», ракетный крейсер «Маршал Устинов», эскадренный миноносец «Адмирал Ушаков» и суда обеспечения участвовал в месячном походе в Северную Атлантику, в ходе которого проводились также и лётно-конструкторские испытания Су-27КУБ. В 2005—2007 годах нес боевую службу, два-три раза в год выходил в море. 5 декабря 2007 в составе корабельной ударной группы вышел в свой второй поход на боевую службу в Средиземное море, который продлился до февраля 2008 года.

  5. Anayalv Ответить

    В январе 1991 года крейсер был принят в состав Северного флота. В декабре он перешел по периметру Европы для прибытия на место базирования в Мурманскую область. В 1992-1994 гг. продолжались разнообразные испытания судна, а также его авиагрупп и вооружения. Также раз в три-четыре месяца корабль выходил в море и участвовал в учениях.
    В конце 1995 года он отправился на боевую службу в Средиземное море, встав у берегов Туниса через две недели после выхода из порта, где стоял 10 дней. Там состоялся обмен визитами с флотом США. 2 марта крейсер принял участие в учениях ПВО многоцелевой авиагруппой, где Су-33 отработал перехваты крылатых ракет и самолетов. В конце похода корабль участвовал в командно-штабных учениях СФ. В марте 1996 года крейсер прибыл к месту базирования. Всего за время похода он обнаружил две иностранных подлодки, перехватил 12 воздушных целей, провел стрельбы артиллерийско-ракетным вооружением. Но за это время возникало множество проблем с главной энергетической установкой.
    Поэтому в течение следующих двух лет он ремонтировался. Затем принимал участие в учениях и проходил боевую подготовку. В 2000 году он участвовал в спасательной операции, связанной с аварией подлодки К-141 «Курск».
    До 2004 года крейсер планово ремонтировался. После в составе девяти кораблей он принял участие в походе в Северную Атлантику, в его рамках был испытан Су-27КУБ. В 2005-2007 гг. проходил боевую службу. В 2007 году был совершен поход на боевую службу в Средиземное море, окончившийся через два месяца. Благодаря этому ВМФ РФ возобновил присутствие в Мировом океане.
    В конце 2008 года в ходе ремонта были обновлены системы кондиционирования воздуха, главная энергоустановка, механизмы для подъема самолетов на летную палубу, отремонтировано котельное оборудование. Также были восстановлены отдельные блоки систем вооружения, и произошла замена кабельных трасс. Через три года, крейсер с группой кораблей СФ взял курс на Сирию.

    6. Перспективы

    Согласно госпрограмме развития вооружений ГПВ-2020 до 2020 года строительство авианосцев совершаться не будет.
    В 2014 году крейсер находится в боевой готовности, а в 2013 принял участие в учениях СФ. После пройденного ремонта вошли в строй головной ракетный комплекс «Гранит» и около 70% зенитной артиллерии, почти восстановлен функционал средств наведения и наблюдения. Уровень укомплектованности авиацией позволяет проводить боевую подготовку.
    В первом полугодии 2014 года запланировано провести на предприятии «Севмаш» замену системы оружия, радиоэлектронное оборудование и скорее всего, силовую установку.
    Сейчас же возможности крейсера невозможно полностью использовать из-за отсутствия самолетов ДРЛОиУ и недостатка численности авиагруппы. А Су-33 не могут наносить удары, а только перехватывают их.
    Поэтому до 2015 года эти самолеты заменят более функциональными МиГ-29 К в количестве двадцати машин. Два таких истребителя уже несут службу вместе с Су-33 и Су-25УТГ в корабельном палубном авиаполке, базирующемся на «Адмирале Кузнецове».
    С 2002 года в Комсомольске-на-Амуре были модернизированы и отремонтированы 19 истребителей.
    В феврале 2014 года 8 Су-33 находились в походе на борту авианосца, шесть размещались на аэродроме полка в Североморске, а семь находились в этом городе на хранении.
    По информации на апрель 2014 года велась разработка электромагнитной капсулы.

    7. Оценка проекта

    Притом, что «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» это первый советский полноценный авианосец (у которого есть возможность принимать посадки с высокими боевыми качествами и самолеты горизонтального взлета), его разработчики не смогли полностью удалить недостатки ТАКР первого советского класса. Взлеты и посадки на нем выполняются затруднительно по причине единственного направления для старта. Проблемы эти появились после ставки на замену полноценных паровых катапульт.
    Также на крейсере нельзя управлять тяжелыми самолетами, аналогичных ДРЛО. Поэтому крейсер мог осуществлять загоризонтное обнаружение только с помощью вертолетов ДРЛО с малым радиусом действия.

    8. Командиры крейсера

    Командирами крейсера являлись:
    Капитан 1 ранга В. С. Ярыгин (1987—1992);
    Контр-адмирал И. Ф. Санько (1992—1995);
    Контр-адмирал А. В. Челпанов (1995—2000);
    Капитан 1 ранга А. В. Турилин (2000—2003);
    Капитан 1 ранга А. П. Шевченко (2003—2008);
    Капитан 1 ранга В. Н. Родионов (2008—2011);
    Капитан 1 ранга С. Г. Артамонов (с 2011)

  6. Hinik Ответить

    Между тем, зарубежный опыт эксплуатации авианесущих кораблей весьма примечателен.

    Американская статистика

    В 2016 году ВМС США столкнулись с нехваткой авианосцев в Азиатско-Тихоокеанском регионе и на Ближнем Востоке, и всё же американцы имеют в разной степени боеготовности более десяти кораблей такого класса. Они отличились значительным опытом боевого применения и впечатляющей статистикой аварийности.
    В октябре 2015 года на борту американского авианосца “Рональд Рейган” на базе ВМС США Йокосука в Токийском заливе, в одном из ангаров загорелся самолет дальнего радиолокационного обнаружения Grumman E-2 Hawkeye.
    В 2011 году истребитель-бомбардировщик F/A-18C Hornet взорвался и сгорел на катапульте при попытке взлета с атомного авианосца “Джон С. Стеннис”.
    В 1998 году на авианосце “Энтерпрайз” самолет EA-6B “Праулер” сел на другой самолет — S-3 “Викинг”. Больше они не летали.
    В 1994 году во время посадки на авианосец “Авраам Линкольн” упал в море самолет F-14 “Томкэт”, погибла первая женщина-пилот палубной авиации Кара Халтгрин.

    © Фото: Public domainАвианосец “Нимиц”
    Особую историю имеет авианосец “Нимиц”. В 1991 году при посадке на его палубу разбился F/A-18C “Хорнет”. В 1988 году в Аравийском море на борту “Нимица” заклинило электрический спуск шестиствольной пушки “Вулкан” штурмовика A-7E, и 4000 выстрелов в минуту изрешетили самолет-заправщик KA-6D, который сгорел вместе с топливом и семью другими самолетами. В 1981 году при посадке на “Нимиц” самолет радиоэлектронной борьбы EA-6B “Праулер” врезался в вертолет “Си Кинг”. От столкновения и пожара взорвались пять ракет “Сперроу”. Кроме самолета EA-6B “Праулер” и вертолета “Си Кинг”, сгорели девять штурмовиков “Корсар”, три тяжелых перехватчика “Томкэт”, три самолета противолодночной обороны S-3 “Викинг”, A-6 “Интрудур” (при этом погибли 14 военных моряков). Таким образом, один только “Нимиц” потерял более 25 самолетов и вертолетов.
    В 1972 году истребитель “Фантом” при посадке на палубу авианосца “Мидуэй” врезался в стоящие самолеты, восемь из которых были уничтожены.
    Пожар на атомном авианосце “Энтерпрайз” в 1969 году возник от реактивной струи самолета, которая ударила в стеллаж с ракетами “Зуни”. После пожара и взрывов на верхней палубе “Энтерпрайз” потерял 15 самолетов и 27 военных моряков.
    Самая большая катастрофа произошла в 1967 году на авианосце “Форрестол” в Тонкинском заливе. После самопроизвольного запуска ракета “Зуни” сорвалась с пилона штурмовика “Скайхок” и врезалась в полностью готовые к вылету самолеты. Пожар охватил шесть палуб корабля, сдетонировали девять авиабомб, сгорел 21 самолет, погибли 134 военных моряка. “Форрестол” и его авиакрыло полностью утратили боеспособность.

  7. ЗАКАЛДОВАН Ответить

    В эти дни крейсер находится на рейде Североморска, где проходят тренировки лётчиков палубной авиации. После 15 августа корабль вернётся на 35-й судоремонтный завод (г. Мурманск) для прохождения второго этапа сервисного обслуживания и восстановления технической готовности, где пробудет, предположительно, до 1 октября. Обновлённая авиагруппа «Адмирала Кузнецова» будет состоять из 15 истребителей Су-33 и МиГ-29, а также более десяти вертолётов Ка-52К, Ка-27 и Ка-31.
    Вхождение МиГ-29КР в состав авиагруппы «Адмирала Кузнецова» связано с тем, что выпуск истребителей Су-33 был прекращён ещё в 1999 году, а их полная модернизация больше не проводится. Кроме того, МиГ-29КР значительно легче, чем Су-33 (12,7 т и 19,6 т соответственно) и занимает меньше места в ангаре корабля, что позволит ему нести больше самолётов, чем раньше. По оценкам экспертов, наличие на борту «Адмирала Кузнецова» истребителей МиГ-29КР усилит его ударную мощь, поскольку эти самолёты способны поражать как надводные, так и наземные цели. Что же касается истребителей Су-33, то они предназначены, прежде всего, для противовоздушной обороны корабля.

    Авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов»
    interfax.ru
    МиГ-29КР – советский/российский палубный многоцелевой истребитель четвёртого поколения, являющийся модификацией МиГ-29. Разработка самолёта началась в 1978 году, а первый полёт он совершил в 1989 году. В 90-е годы проект приостановили, поскольку на тот момент уже был готов к серийному производству Су-27К. В 1999 году программа была возобновлена.

    Палубный истребитель МиГ-29К
    interfax.ru
    В настоящее время «Адмирал Кузнецов» является единственным кораблём своего типа в ВМФ РФ и входит в состав Северного флота. Его полное водоизмещение составляет 55 000 т, длина – 305 м, наибольшая ширина – 72 м. Максимальная скорость авианесущего крейсера – 29 узлов; максимальная дальность плавания – 8000 миль. По штату на корабле должны нести службу около 2000 членов экипажа и около 600 военнослужащих авиагруппы.

  8. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *