Сочинение что такое счастье в поэме кому на руси жить хорошо?

19 ответов на вопрос “Сочинение что такое счастье в поэме кому на руси жить хорошо?”

  1. chemobook Ответить

    «Кому на Руси жить хорошо?» — с этого вопроса начинается поэма. Герои, отправляющиеся искать, «кому живётся весело, вольготно на Руси», обращаются с вопросом к представителям разных сословий и получают разные ответы. Порой перед нами предстают противоположные идеалы счастья. Однако главная цель героев — найти «счастие мужицкое». Кто они, счастливые? Как совместить личное счастье с общественным? Эти вопросы ставит автор перед собой и своими героями.
    Для помещика Оболта-Оболдуева и князя Утятина счастье осталось в прошлом. Эти герои жалеют о временах крепостного права: «крепь» позволяла им своевольничать, проводить время в праздности и чревоугодии, потехах псовой охоты… «Покой, богатство, честь» — вот формула счастья, которую выводит поп, но на поверку оказывается, что ни покоя, ни богатства, ни чести в жизни священнослужителя нет.
    Крестьянский мир предстаёт перед нами в главе «Счастливые». Казалось бы, сейчас мы, судя по названию главы, получим ответ на главный вопрос поэмы. Так ли это? Счастье солдата заключается в том, что беднягу не убили в сражениях, не забили палками, наказывая за «великие и малые» провинности. Каменотёс счастлив тем, что, работая, он гонит прочь нужду от семьи. Крестьянин-белорус, натерпевшись от голода в прошлом, радуется сытости в настоящем… Таким образом, счастье для этих людей состоит в отсутствии несчастья.
    Далее в поэме предстают образы народных заступников. Чистая совесть, доверие людей — вот счастье Ермилы Гирина. Для Матрёны Тимофеевны Корчагиной, наделённой силой духа, чувством собственного достоинства, представление о счастье связано с семьёй, детьми. Для Савелия счастье — это свобода. Но имеют ли и они то, о чём говорят?..
    На Руси никому не живётся хорошо. Почему на Руси нет счастливых? Виновато ли одно крепостное право, привычка к рабству? Двинется ли страна к счастью, если воспоминания о крепостном праве исчезнут? Так склонен думать Гриша Добросклонов. Но для Некрасова это только часть правды. Вспомним «Элегию» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»): «Народ освобождён, но счастлив ли народ?..».
    Проблема счастья переводится автором в нравственную плоскость. Ключевой темой поэмы делается тема греха. Многочисленные крестьянские грехи, соединяясь с господскими, тяжёлым крестом ложатся на Русь. Грешны все, даже лучшие: Ермила Гирин выгородил брата из рекрутчины ценой вдовьих слёз; Савелий ответил на притеснение убийством… Возможно ли счастье за счёт другого? И каковы они всё-таки — пути, ведущие к народному счастью? Подлинное счастье — борьба за народное благо. Жить для других — вот идеал Гриши Добросклонова. С точки зрения автора, единственный возможный путь к счастью — путь искупления, жертвы, подвижничества. Матрёна Корчагина ложится под плети, Савелий изнуряет себя обетом, Ермила Гирин идёт в острог, Гриша выбирает «путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь».
    Несмотря ни на что, финал поэмы оптимистичен. Автор приводит нас к заключению о том, что, во-первых, счастье народа будет возможно лишь тогда, когда он станет полноправным хозяином своей земли. Во-вторых, счастливым может быть только тот, кто выполняет свой долг перед народом, видит цель жизни в его освобождении от греха рабства, холопства, нищеты, пьянства, дикости, а значит — во всеобщем счастье. Только в борьбе «за воплощение счастия народного» человеку «вольготно, весело живётся на Руси».
    Источник: Школьные сочинения на “пятерку”. Для школьников и абитуриентов. – М.: ООО “Мир книги”, 2004

  2. hatprod Ответить

    На этот вопрос отвечают многие герои поэмы. Например, поп говорил, что счастье – это покой, богатство и почет. Это подтвердил и помещик. Но не нашли мужики того человека, кто сказал бы, что есть у него все это. Простой люд был поскромнее: радовался только большому урожаю репы и тому, что ест досыта. Но это состояние сами путники не захотели прировнять хотя бы даже к довольству. Значит, герои шли «туда не знаю, куда» и искали «то не знаю, что». Они, едва освобожденные рабы, не могли понять, в чем заключается то, что дает силы и радость. Поэтому они и прошли мимо Гриши Добросклонова, который жил впроголодь с пьяницей-отцом, а все же был счастлив. Он исполнился восторгом и упоением, когда написал «Русь» и сказал, что теперь односельчане сменят свою «Голодную» песню на этот веселый и свободный гимн новому времени. Его благодатью и высшей целью было процветание всего народа, и эту мысль он вложил в свои строки, чтобы все люди узнали, как и, главное, чем дальше жить: во что верить, к чему стремиться.
    Почему же автор не раскрыл странникам формулу счастья? Видимо, это было частью его концепции. Изображая пьянство, нужду и уныние народа, он обращал внимание читателя на то, что мужик пока не знает, что делать со своей свободой. Раньше он жил бессознательно, как Матрена Корчагина, которая годами жила одним днем, полным унижения, труда и горя. Теперь же он очнулся, но никто не объяснил ему, куда двигаться дальше? Поэтому мужики двинулись в кабак, а бабы и вовсе продолжили нести рабское ярмо в семье. Не понимая природы и сущности счастья, они искали его в наслаждении, но не находили, и в этом была причина их тоски в финальной главе, когда пришел Гриша и начал просвещать неразумную толпу. Только от него они узнали, что счастье уже здесь, надо только понять его суть.
    Таким образом, автор изобразил тяжелое время после реформы, когда народ получил свободу, но не счастье. Сам поэт видел его суть в пробуждении национального самосознания, в народном единстве, в совместном и осознанном труде во благо всеобщего процветания. Из всех его героев только Гриша понял это и стал сеятелем, который найдет в согражданах благодатную почву для благих идей и намерений.

  3. iTaysonLab Ответить

    Выслушав эти истории, мужики оставляют свой первоначальный план – они начинают понимать, что настоящее счастье заключается в чем-то ином. На их пути попадается крестьянская ярмарка – место, в котором собирается множество крестьян. Мужики принимают решение поискать счастливого среди них. Проблематика поэмы «Кому на Руси жить хорошо» изменяется – странникам становится важно найти не просто абстрактного счастливого, а счастливого среди простого народа.
    Но никакой из предложенных людьми на ярмарке рецептов счастья – ни сказочный урожай репы, ни возможность есть хлеба досыта, ни волшебная сила, ни даже чудесная случайность, позволившая остаться в живых – не убеждает наших странников. У них формируется понимание того, что счастье не может зависеть от материальных вещей и простого сохранения жизни. Подтверждением этого служит история жизни Ермила Гирина, рассказанная там же, на ярмарке. Ермил старался всегда поступать по правде, и на любой должности – бургомистра, писца, а затем мельника – пользовался любовью народа. В какой-то мере он служит предвестником другого героя, Гриши Добросклонова, который также положил всю жизнь на службу народу. Но какой же была благодарность за поступки Ермила? Не стоит считать его счастливым – говорят мужикам, – Ермил сидит в остроге за то, что во время бунта заступился за крестьян…

    Образ счастья как свободы в поэме

    Посмотреть на проблему счастья с другой стороны предлагает странникам простая крестьянка, Матрена Тимофеевна. Рассказав им историю своей жизни, полной лишений и бед – только тогда и была она счастлива, как ребенком жила у родителей, – она добавляет:
    «Ключи от счастья женского,
    От нашей вольной волюшки,
    Заброшены, потеряны…»
    Счастье сравнивается с долгое время недостижимой для крестьян вещью – вольной волюшкой, т.е. свободой. Матрена всю жизнь подчинялась: своему мужу, его недоброй семье, злой воле помещиков, погубивших ее старшего сына и пожелавших выпороть младшего, несправедливости, из-за которой ее мужа забрали в солдаты. Какую-то радость в жизни она получает лишь тогда, когда решается восстать против этой несправедливости и идет просить за мужа. Вот когда Матрена обретает душевный покой:
    «Хорошо, легко,
    Ясно на сердце»
    И это определение счастья как свободы, по всей видимости, приходится мужикам по душе, ведь уже в следующей главе они обозначают цель своего путешествия так:
    «Мы ищем, дядя Влас,
    Непоротой губернии,
    Непотрошеной волости,
    Избыткова села»
    Видно, что здесь на первое место ставится уже не «избыток» – достаток, а «непоротость», знак свободы. Мужики поняли, что достаток появится у них после того, как они получат возможность самостоятельно распоряжаться своей жизнью. И тут Некрасов подымает еще одну важную нравственную проблему – проблему холопства в сознании русского человека. Ведь на момент создания поэмы свобода – указ об отмене крепостного права – у крестьян уже была. Но научиться жить как свободным людям им еще только предстоит. Недаром в главе «Последыш» многие из вахлачан так легко соглашаются играть роль мнимых крепостных – эта роль прибыльная, и, чего уж тут скрывать, привычная, не заставляющая задумываться о будущем. Свобода на словах уже получена, но мужики все еще стоят перед помещиком, сняв шапки, а тот милостиво позволяет им садиться (глава «Помещик»). Автор показывает, насколько опасно такое притворство – Агап, якобы выпоротый в угоду старому князю, на утро и вправду умирает, не выдержав позора:
    «Мужик сырой, особенный,
    Головка непоклончива»…

    Вывод

    Итак, как видим, в поэме «Кому на Руси жить хорошо» проблематика является достаточно сложной и развернутой и не может свестись в финале к простому нахождению счастливого человека. Основная проблема поэмы как раз-таки и заключается в том, что, как показывает странствие мужиков, народ еще не готов стать счастливым, он не видит правильного пути. Сознание странников понемногу изменяется, и они становятся способны различить суть счастья за его земными составляющими, но такой путь предстоит пройти каждому человеку. Поэтому вместо счастливца в конце поэмы появляется фигура народного заступника, Гриши Добросклонова. Сам он не из крестьянского, а из духовного сословия, оттого так отчетливо видит нематериальную составляющую счастья: свободную, образованную, воспрянувшую от многовекового рабства Русь. Гриша вряд ли будет счастлив сам по себе: судьба готовит ему «чахотку и Сибирь». Но он воплощает в поэме «Кому на Руси жить хорошо» народное счастье, которое еще только должно наступить. Вместе с голосом Гриши, поющего радостные песни о свободной Руси, слышится убежденный голос самого Некрасова: когда крестьяне освободятся не только на словах, но и внутренне, тогда будет счастлив и каждый человек отдельно.

  4. Anna141206F Ответить

    Посреди шумной ярмарки в селе Кузьминское толпится народ: странники выставили ведро водки и пообещали щедро угостить того, кто сумеет рассказать о своем счастье. Желание выпить даром велико, и люди наперебой хвалятся своей жизнью. Так перед читателем раскрывается крестьянское счастье, «дырявое, горбатое и с заплатами». Вот дьячок, который рад тому, что ему ничего не нужно, ведь его счастье в «благодушестве», так, по крайней мере, утверждает он сам. Но это утверждение лживо – на самом деле дьяк мечтает получить «косушечку». В его образе Некрасов высмеивает тех, кто хотел отгородиться от жизненных проблем иллюзорным, а не настоящим счастьем, воспевая «прекрасный» мир и закрывая глаза на чужое горе.
    Другие же рассказы о счастье способны вызвать у читателя только слезы или же горький смех. Таковы истории «счастливых» силача, охотника на медведей и солдата, которые рады тому, что, как ни била их судьба, а все же они смогли остаться в живых. А рябая и одноглазая старуха, простодушно радующаяся тому, что у нее уродилась большая репа, показывает всю глубину крестьянской нищеты.
    Очень быстро странствующие мужики понимают, что счастье крестьян – это простая иллюзия, свидетельствующая исключительно о долготерпении народа. И здесь в поэме отчетливо слышится упрек Некрасова простому народу: ведь если бы не это долготерпение, давно бы уже восстала Русь, давно бы она уже начала строить подлинную счастливую жизнь…

    Женское счастье

    В череде «счастливых героев», встреченных мужиками на своем пути, выделяется образ Матрены Тимофеевны, знакомящий читателя со всеми тяготами жизни крестьянской женщины в те времена. Чего только не пережила эта женщина, до сих пор статная и красивая, на своем веку! Постоянный тяжелый труд, насмешки со стороны семьи, голод, долгое отсутствие мужа, бывшего то на заработках, то в солдатах – все это было для крестьянки нормой. Матрене же, кроме этого, довелось потерять своего первенца, Демушку, да и остальных детей ей, чтобы их сберечь, приходилось отправлять побираться. Нет на Руси женского счастья, – так заканчивает Матрена свой рассказ, – и даже сам Бог не сможет отыскать от него ключи.
    Матрена Тимофеевна является достаточно типичным образом для Некрасова, всю жизнь развивавшего в своем творчестве тему обездоленности крестьянки, – даже свою музу он называл сестрой униженной, высеченной на площади женщины. Отметим, однако, что даже в главном произведении своей жизни он не дает ответа на вопрос – где же искать женское счастье? Разрешить эту проблему поэт предоставил грядущим поколениям.

    «Народный заступник»

    В конце поэмы появляется образ одного из тех людей, которые, как считает Некрасов, смогут построить счастье народа – это образ Гриши Добросклонова.
    Бедный семинарист, он с ранних лет полюбил свой край, Вахалчину, горячей и искренней любовью, которая сливается у него с любовью к родной матери. Гриша изучает жизнь простых людей, интересуется народными песнями и мечтает о том времени, когда все на Руси заживут счастливо. Он – первый герой в поэме «Кому на Руси жить хорошо», которого не заботит личное счастье. Счастье Гриши неотделимо от счастья всей страны, которое наступит еще нескоро. Да и будущая судьба готовит ему далеко не легкую жизнь, «чахотку и Сибирь». И то, что именно этого персонажа Некрасов называет по-настоящему счастливым человеком, после встречи с которым странники могут с легким сердцем отправляться по домам, многое говорит о его понимании счастья. Причем понимание это существенно отличается от той установки, с которой пускаются в путь странники, поэтому неудивительно, что они не встречаются с искомым – они ищут не там, и пока что не смогут понять, кто перед ними. Только в «воплощении счастья народного» каждый человек может найти свое подлинное счастье, которое никто не сможет разрушить – вот какая идея заложена автором в поэме, и эту идею на пути к счастливому будущему предстоит осознать каждому.

  5. Kirillgemer6 Ответить

    После реформы 1861 года многих волновали такие вопросы, как изменилась ли жизнь народа в лучшую сторону, стал ли он счастлив? Ответом на эти вопросы стала поэма Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”. Некрасов посвятил этой поэме 14 лет своей жизни, начал работу над ней в 1863 году, но она была прервана его смертью.
    Главная проблема поэмы — проблема счастья, и решение ее Некрасов видел в революционной борьбе.
    После отмены крепостного права появилось много искателей народного счастья. Одними из таких являются семеро странников. Они вышли из деревень: Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайки на поиски счастливого человека. Каждый из них знает, что никто из простого народа счастлив быть не может. Да и какое это счастье у простого мужика? Вот ладно поп, помещик или князь. Но для этих людей счастье заключается в том, чтобы жилось им хорошо, а на остальных наплевать.
    Поп видит свое счастье в богатстве, покое, чести. Он утверждает, что напрасно странники считают его счастливым, нет у него ни богатства, ни покоя, ни чести:
    …Иди — куда зовут!
    …Законы, прежде строгие
    К раскольникам, смягчилися.
    А с ними и поповскому
    Доходу мат пришел.
    Помещик видит свое счастье в неограниченной власти над мужиком. Утятин счастлив тем, что ему все повинуются. Никого из них не волнует народное счастье, они жалеют, что теперь имеют над мужиком меньше власти, чем прежде.
    Для простого народа счастье состоит в том, чтобы был урожайный год, чтобы все были здоровые и сытые, о богатстве даже и не думают. Солдат считает себя счастливым потому, что он был в двадцати сраженьях и остался жив. Старуха счастлива по-своему: у нее родилось реп до тысячи на небольшой гряде. Для крестьянина-белоруса счастье в хлебушке:
    …Досыта у Губонина
    Дают ржаного хлебушка,
    Жую — не нажуюсь!
    С горечью выслушивают странники этих крестьян, но безжалостно прогоняют любимого раба князя Переметьева, который счастлив тем, что болеет “благородной болезнью” — подагрой, счастлив тем, что:
    С французским лучшем трюфелем
    Тарелки я лизал,
    Напитки иностранные
    Из рюмок допивал…
    Выслушав всех, решили, что напрасно они водку разливали. Счастье-то мужицкое:
    Дырявое с заплатами,
    Горбатое с мозолями…
    Счастье-то мужицкое состоит из несчастьев, а они хвалятся им.
    Среди народа есть такие, как Ермил Гирин. Его счастье заключается в помощи народу. За всю свою жизнь он ни копеечки лишней не взял у мужика. Его уважают, любят простые
    мужики за честность, доброту, за то, что не безразличен к мужицкому горю. Дед Савелий счастлив тем, что сохранил человеческое достоинство, Ермил Гирин и дед Савелий достойны уважения.
    По-моему, счастье — это тогда, когда ты готов ради счастья других на все. Так возникает в поэме образ Гриши Добросклонова, для которого счастье народа есть свое собственное счастье:
    Не надо мне ни серебра,
    Ни золота, а дай господь,
    Чтоб землякам моим
    И каждому крестьянину
    Жилось вольготно-весело
    На всей святой Руси!
    Любовь к бедной, больной матери перерастает в душе Гриши в любовь к своей Родине — России. Он в пятнадцать лет решил для себя, чем будет заниматься всю жизнь, для кого будет жить, чего добьется.
    В своей поэме Некрасов показал, что народ далеко еще от счастья, но есть люди, которые будут всегда стремиться к нему и добьются, так как их счастье — это счастье для всех.

  6. SPM85 Ответить

    Related posts:

    Проблема счастья в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” После реформы 1861 года многих волновали такие вопросы, как изменилась ли жизнь народа в лучшую сторону, стал ли он счастлив? Ответом на эти вопросы стала поэма Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”. Некрасов посвятил этой поэме 14 лет своей жизни, начал работу над ней в 1863 году, но она была прервана его смертью. Главная проблема […]…
    Проблема народного счастья в поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” Н. А. Некрасов вошел в историю русской литературы как поэт-реалист, рисующий правдивые картины русской действительности. Родине и народу посвящены его многие стихотворения. Николай Алексеевич сердечно изображал деревню, избы, русский пейзаж, он был певцом народа-пахаря и любовно изображал крестьянина, идущего за сохой. О том, что Некрасов был действительно народным поэтом, свидетельствует и то, что многие его […]…
    Тема счастья в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” “Кому на Руси жить хорошо” – самое удивительное произведение Н. А. Некрасова. Это не поэма в обычном смысле слова и даже не роман в стихах, а народная эпопея нового времени, сохранившая связь с древнерусским былинным эпосом. В этом произведении воплощены исконные, вечные черты русского национального характера, его незыблемые нравственные устои, народное горе и народное счастье. […]…
    Проблема народного счастья в поэме М. О. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” Поэму ” Кому на Руси жить хорошо ” Некрасов задумал как “народную книгу”. Он начал писать ее в 1863 году, а заканчивал смертельно больным в 1877 году. Поэт мечтал, чтобы его книга была близка крестьянству. В центре поэмы – собирательный образ русского крестьянства, образ хранителя родной земли. Поэма отражает мужицкие радости и горести, сомнения и […]…
    Проблема счастья в поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” В поэме “Кому на Руси жить хорошо”, созданной после реформы 1861 года, ликвидировавшей крепостное право, Некрасов попытался ответить на один из важнейших вопросов (эпохи: “Народ освобожден, но счастлив ли народ?” Поэма отвечала настроениям крестьянской Руси, накопившей “горы ненависти и гнева” против помещиков, царских чиновников, церковных служителей. Поэтому ищут правду, ищут ответа на злободневный вопрос о […]…
    Сочинение Проблема народного счастья в поэме Кому на руси жить хорошо Некрасова Проблема счастья, действительно, заявлена в поэме. Но там ведь его еще и расширяют, спрашивая про веселье и про волю. Да, это важные части счастья. Всем героям трудно в поэме. Особенно тяжело с волей. Например, священник (в достатке он и в уважении), но вот в дальней деревне кто-то умирает – нужно ехать туда по бездорожью. Какая […]…
    Проблема счастья в поэме “Кому на Руси жить хорошо” Некрасова Н. А Вопрос о счастье – центральный в поэме. Именно этот вопрос водит семь странников по России и заставляет их одного за другим перебирать “кандидатов” в счастливые. В древнерусской книжной традиции был хорошо известен жанр путешествия, паломничества в Святую Землю, которое помимо посещения “святых мест” имело символический смысл и означало внутреннее восхождение паломника к духовному совершенству. За […]…
    Сочинение на тему: ПРОБЛЕМА СЧАСТЬЯ В ПОЭМЕ Н. А. НЕКРАСОВА “КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО” Главным героем поэмы Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” является русский народ, от лица которого семеро странников-правдоискателей рассказывают нам о нем, о его невзгодах и значительно меньших радостях. Вопрос, ставший заголовком поэмы, волновал каж­дого читателя России, особенно же – мужика, разорен­ного и истерзанного хищнической крепостнической сис­темой. Ко времени, описанному в поэме, данное общест­венное устройство изжило […]…
    Счастье в поэме Н. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” В 1863 году Н. А. Некрасов начал работу над одним из самых своих значительных произведений – поэмой “Кому на Руси жить хорошо”. В 1861 году было отменено крепостное право, и жизнь народа круто изменилась. “Народ освобожден, но счастлив ли народ?” – вот главный вопрос, который занимает поэта на протяжении всего произведения. Поэма является итогом раздумий […]…
    Концепция счастья в поэме “Кому на Руси жить хорошо” Поэму “Кому на Руси жить хорошо” Н. А. Некрасов задумал как “народную книгу”. В этом произведении он хотел как можно правдивее описать жизнь крестьянства. Проблема народного счастья занимает центральное место в поэме. Автор не случайно выбрал сюжет путешествия – он придает действию эпический масштаб. Счастье народа, на поиски которого отправляются семь странников (цифра семь в […]…
    Сочинение : “Проблема Народного счастья? ” ( По поэме “Кому на Руси жить хорошо”) Поэма Некрасова “Кому на Руси жить хорошо?” была задумана поэтом как своеобразная народная книга, в которой бы как в зеркале отражалась бы жизнь русского народа, его проблемы и его несчастья, его горести и его радости. Свое бессмертное произведение Некрасов начал писать в 1863 году, а закончил ее лишь спустя одиннадцать лет, в 1877 году, будучи […]…
    Проблема счастья поэме “Кому на Руси жить хорошо” План Введение Эволюция понятие “счастье” в сознании главных героев Образ счастья как свободы в поэме Вывод Введение “Народ освобожден, но счастлив ли народ?”. Этим вопросом, сформулированным в стихотворении “Элегия”, Некрасов задавался неоднократно. В его итоговом произведении ” Кому на Руси жить хорошо ” проблема счастья становится основополагающей проблемой, на которой и стоится сюжет поэмы. Семеро […]…
    Сочинение на тему: “Смысл названия поэмы “Кому на Руси жить хорошо” Николая Алексеевича Некрасова” Поэма “Кому на Руси жить хорошо” была написана вскоре после принятия реформы “Об отмене крепостного права” в 1861 году. Всем известно, что Николай Алексеевич являлся активным борцом за права народа. Основной темой его творчества было народное счастье и борьба за справедливость по отношению к нему. Поэма “Кому на Руси жить хорошо” была написана с большим […]…
    Как решается проблема счастья в поэме “Кому на Руси жить хорошо” Поэма “Кому на Руси жить хорошо” – центральное и самое крупное произведение в творчестве Николая Алексеевича Некрасова. Произведение, начатое, в 1863 году, писалось в течение нескольких лет. Затем поэт отвлекся на другие темы и заканчивал поэму уже смертельно больным в 1877 году, с горьким сознанием недовоплощенности, незавершенности задуманного: “Одно, о чем сожалею глубоко, это – […]…
    Образ Григория Добросклонова в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо?” Поэма “Комуна Руси жить хорошо?” – произведение о народе, его жизни, труде и борьбе. Поэт крестьянской демократии, соратник Добролюбова и Чернышевского, Некрасов не мог пройти в своей поэме, как и в других произведениях, мимо тех, кто самоотверженно, не щадя сил и жизни, боролся за свободу народа. Образы революционеров неизменно привлекали внимание Некрасова. Борцом за дело […]…
    “СЕРДЦЕ НАРОДНОЕ” В ПОЭМЕ Н. А. НЕКРАСОВА “КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО” Во всех своих произведениях Николай Алексеевич Некрасов обращается к народу. И поэма “Кому на Руси жить хорошо” не ис- ключение. Некрасов сблизил поэзию с наро- дом, он писал о народе и для народа. Единст- венный судья для поэта – народ. Он и про- славляет, и осуждает его за то, что он забитый, непросвещенный, за то, […]…
    “Люди холопского звания” (по поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”) Некрасов писал поэму “Кому на Руси жить хорошо” в течение двадцати лет, собирая материал для нее буквально “по словечку”. Неудивительно, что это произведение стало настоящей эпопеей, отразившей жизнь пореформенной России. Некрасов хотел изобразить в ней все социальные слои современной ему России, и благодаря удачно подобранному сюжету автору это удалось. В поэме мы встречаем совершенно разных […]…
    Народ в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” Сбирается с силами русский народ И учится быть гражданином… Н. А. Некрасов Одним из наиболее известных произведений Н. А. Некрасова является поэма “Кому на Руси жить хорошо”, прославляющая русский народ. Ее по праву можно назвать вершиной творчества Некрасова. Написанная автором в зрелые годы, она вобрала в себя всю его любовь к простым людям, сочувствие к […]…
    Образ многострадальной женщины в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” Некрасов в своей поэме рисует образ женщины Матрены Тимофеевны. На примере жизни Матрены Тимофеевны Некрасов показывает жизнь деревенских девушек, раскрывает черты характера, описывает их судьбы. Образ Матрены Тимофеевны собирательный. Матрена Тимофеевна предстает перед нами красивой и трудолюбивой женщиной. Некрасов описывает ее так: Матрена Тимофеевна Осанистая женщина, Широкая и плотная, Лет тридцати осьми. Красива; волос с […]…
    Фольклорные мотивы в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” Творчество Некрасова, без сомнения, тесно связано с Россией и русским народом. Его произведения несут в себе глубоко нравственные идеи. Поэма “Кому на Руси жить хорошо” – одно из лучших произведений автора. Он работал над ним пятнадцать лет, но так и не завершил. В поэме Некрасов обратился к послереформенной России и показал те изменения, которые происходили […]…
    “Народные заступники” в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” Тема “народного заступника” проходит через все творчество Н. А. Некрасова, звучит она и в поэме “Кому на Руси жить хорошо”. Многие писатели и поэты пытались ответить на вопрос “Что делать?”. Искал ответ на него и Некрасов в своем произведении. К чему стремиться в жизни? В чем настоящее счастье человека в России? Что нужно сделать для […]…
    Тема счастливой жизни в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” Проблема счастливой жизни, народного счастья – одна из основных проблем всего творчества Н. А. Некрасова. Но, бесспорно, главное место ей уделяется в вершинном произведении художника – поэме “Кому на Руси жить хорошо”. Вынесенная уже в заглавие произведения, проблема счастья наполнена у Некрасова глубоким нравственно-философским смыслом. Важно, что ответ на вопрос “Кому на Руси жить хорошо?” […]…
    О поэме “Кому на Руси жить хорошо” Н. А. Некрасова Поэму “Кому на Руси жить хорошо” можно назвать энциклопедией народной жизни. Сам Некрасов говорил перед смертью, что в эту поэму он “хотел ввести… весь опыт, данный ему изучением народа, все сведения о нем, накопленные по словечку в течение двадцати лет”. В поэме отразились многие аспекты русской действительности после отмены крепостного права. Здесь воссоздан целый ряд […]…
    Судьба русской крестьянки в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” Свое итоговое произведение, поэму “Кому на Руси жить хорошо”, Н. А. Некрасов посвящает символичным поискам на Руси счастливого человека. Автор исследует жизнь различных слоев русского общества: крестьян, помещиков, духовенства. Особой темой становится судьба русской крестьянки, ибо она оказывается еще тяжелей, чем судьба остальных крестьян. “Не дело между бабами счастливую искать”, – прямо отвечает обратившимся к […]…
    Русская жизнь в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” Итогом двадцатилетнего труда стала для Некрасова поэма “Кому на Руси жить хорошо”. В ней автор озвучил важнейшие вопросы эпохи, описал народную жизнь пореформенной России. Критики называют эту поэму эпосом народной жизни. В ней Некрасов создал многоплановый сюжет и ввел большое количество действующих лиц. Как в произведениях фольклора, повествование строится в форме пути, путешествия, но главный […]…
    Гриша Добросклонов – народный заступник (по поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”) “Кому на Руси жить хорошо” – самое мощное и удивительное создание Некрасова. Это не поэма в традиционном смысле слова и даже не роман в стихах. Это народная эпопея нового времени, впитавшая традиции древнерусских былин. В “Кому на Руси жить хорошо” воплощены исконные черты русского национального характера, его незыблемые устои, народное горе и народное счастье. Свою […]…
    Картины русской жизни в творчестве Некрасова (По поэме “Кому на Руси жить хорошо”) Николай Алексеевич Некрасов – великий русский поэт 19го века. Огромную славу ему принесла поэма – эпопея ” Кому на Руси жить хорошо”. Мне бы хотелось именно так определить жанр этого произведения, потому что в нем широко представлены картины жизни пореформенной России. Эта поэма писалась 20 лет. Некрасов хотел представить в ней все социальные слои: от […]…
    Сердце народное в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”. (2) Поэма Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” была написана в 1863 году. Над этой поэмой автор работал до конца своей жизни, но не закончил ее. Некрасов очень сожалел об этом. Вся поэма проникнута бесконечной любовью автора к родному народу, к родной земле. А также он ярко раскрывает перед нами целую эпоху жизни крепостных […]…
    Женский образ в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо?” Тот сердца в груди не носил, Кто слез над тобою не лил. Н. А. Некрасов Н. А. Некрасов справедливо считается первым певцом русской крестьянки, изобразившим трагизм ее положения и воспевавшим борьбу за ее освобождение. Громко и ясно говорил он о том, что решение “женского вопроса” должно связываться “не с частными реформами, не с сознательностью сильных […]…
    Образы Якима Нагого и Ермилы Гирина в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” Н. А Некрасов великий русский поэт, создал множество произведений, посвященных народу. Тяжелая крестьянская доля, непосильный труд, бесправие – вот те проблемы, которые поднимал автор в своем творчестве. Протест против царящих в стране общественных порядков Некрасов открыто высказал в поэме “Кому на Руси жить хорошо”, ставшей гимном высокой гражданственности. Семеро странников отправляются в путь в поисках […]…
    Какова роль притчи “О двух великих грешниках” в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”? Итогом всего творчества Н. А. Некрасова является поэма “Кому на Руси жить хорошо”. Она была задумана “о народе и для народа” и писалась с 1863 по 1876 год. Автор считал свое произведение “эпопеей современной крестьянской жизни”. В своей поэме Некрасов задался вопросом: принесла ли отмена крепостного права счастье крестьянству? Уже начало поэмы приковывает внимание к […]…
    “Хозяева жизни” в поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” Кому, как не русскому барину, должно житься “счастливо, вольготно на Руси”? В своей поэме Некрасов представляет целую галерею образов помещиков, которых он видит глазами крестьян. И истории об их паразитическом образе жизни в недавнем прошлом, сатирически рассказанные нам поэтом, подводят читателей к неизбежному выводу о том, сто пока существуют сии хозяева, нет и не может […]…
    Мотивы времени и пространства в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” Поэма Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” сочетает в себе литературные и фольклорные черты. Бесспорна тесная связь произведения с творениями фольклора. Это вполне объяснимо – поэма о народе должна создаваться средствами народной литературы. Так, например, можно говорить о мотивах времени и пространства в “Кому на Руси жить хорошо”, заимствованных из русских народных сказок и былин. […]…
    Образы правдоискателей в поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” Некрасов задумал “Кому на Руси жить хорошо” вскоре после реформы 1861 года, в результате которой были фактически ограблены миллионы крестьян. Правительству удалось подавить народные бунты, но крестьянская масса еще долго не успокаивалась. В это тяжкое время, не теряя надежды на лучшее будущее, поэт занялся всесторонним художественным исследованием народной жизни. В центре поэмы – собирательный образ […]…
    Фольклор в поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” Особенности использования фольклора в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” Поэма Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” знаменательна тем, что является народной и с точки зрения формы, и с точки зрения идейного содержания, так как Некрасов, изображая народные характеры, мастерски использует фольклорные приемы. Это проявляется в том, что свою индивидуальную авторскую позицию […]…
    Народные мотивы в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” Одним из лучших произведений русской литературы 19 века, без сомнения, является “Кому на Руси жить хорошо” Н. А. Некрасова. Над поэмой автор работал в течение пятнадцати лет, но так и не завершил работу. В этом произведении Некрасов показал послереформенную Русь. Он создал поистине “народную книгу”. Именно этим, по моему мнению, и объясняется своеобразие поэмы “Кому […]…
    Русский национальный характер в изображении Некрасова в поэме “Кому на Руси жить хорошо” Н. А. Некрасов занимает особое место в истории русской литературы. Он является создателем собственной “некрасовской” школы. В своей поэзии Некрасов отразил существенные особенности своего времени и оказал значительное влияние на общественную атмосферу его современности. В центре творчества этого поэта лежит судьба простого крестьянина и русского народа в целом. Ярким подтверждением тому является поэма “Кому на […]…
    Тема народа и России в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” Вершиной творчества Некрасова является его поэма “Кому на Руси жить хорошо”. Поэма, вобрав весь предшествующий творческий опыт поэта, явилась в то же время новаторским произведением, подобного которому русская литература не знала. Уже начало поэмы, ее пролог, рассказывающий о мужиках, заспоривших о том, кому “вольготно” и “весело” живется на Руси, вводит нас в обстановку голода и […]…
    Смысл названия поэмы Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” Вся поэма Некрасова – это разгорающийся, постепенно набирающий силу мирской сход. Для Некрасова важно, что крестьянство не только задумалось о смысле жизни, но и отправилось в трудный и долгий путь правдоискательства. В “Прологе” завязывается действие. Семеро крестьян спорят, “кому живется весело, вольготно на Руси”. Мужики еще не понимают, что вопрос, кто счастливее – поп, помещик, […]…
    Образы народных заступников в поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” Поэма “Кому на Руси жить хорошо” создавалась в середине 70-х годов, в период нового демократического подъема, когда Россия оказалась на пороге революции. Народники, проповедовавшие революционные идеи, возлагали все надежды на крестьянство. С целью революционной пропаганды началось массовое движение интеллигенции в народ. Однако “хождение в народ” не увенчалось успехом. Крестьянские массы остались равнодушными к революционной проповеди […]…

  7. SID887 Ответить

    После реформации системы в тысяча восемьсот шестьдесят первом году стал вопрос того, как изменилась жизнь простого народа, и прибавилось ли счастья в его жизнь. Проработав над данной работой в течении четырнадцати лет, автор так и не дописал ее по причине смерти. Главной проблемой произведения можно считать поиск счастья для крестьян. Решением проблемы автор считал непрекращающуюся борьбу простого человека, который сможет повести за собой других, устроить революцию, как в собственном мышлении, так и в умах других людей.
    После того, как крепостное право было отменено, последователей идеи автора нашлось большое количество, все они задавались тем же вопросом по поиску смысла и счастливой жизни для простого народа. Говорящие названия деревень, из которых выходят персонажи произведения – крестьяне, повествуют об отношении автора к происходящему. Например, главные герои представляли деревни Неелова, Горелова и многие другие. Каждый из них уверен, что счастья для простого человека не существует.
    Другими образами, показанными в произведении является другой – более зажиточный слой персонажей , такие как поп, помещик или князь. Они не заботятся о благополучии других. Первое, что их волнует, является собственное счастье, которые они оберегают и достигают различными способами, порой идущими в разрез с интересами главных персонажей. Помещик, к примеру, считал, что самой большой единицей счастья считается «власть над мужиком», а так как в современных реалиях данной власти стало меньше, то, соответственно, и счастья тоже, по его мнению, поубавилось.
    А для простого народа поиск счастья граничит с возможностью просуществовать и не умереть, счастьем они называют минимальные возможности, которых хватает для жизни, о богатстве они даже не размышляют. Так, для солдата является безграничным счастьем тот факт, что он остался в живых, перенеся несколько десятков сражений с врагом. Для старухи это небольшой урожай, который у нее растет на грядках, и который, безусловно, сможет прокормить ее какое-то время.
    Есть среди них и такие герои, как Гирин Ермил, которые думают о ближнем и стараются о нем заботиться. Он ни разу в жизни не обманул простого мужика. За это его чтут и любят. Персонаж считает, что счастьем можно назвать тот момент, когда ты делаешь добро для других, не ожидая ничего взамен. Этим примером автор хотел показать, что проблема может быть решена за счет смены сознания у людей в сторону осознания того, что добро является высшим благом, и мочь его совершать ради других – уже большое счастье.

  8. Medvedkovo Ответить

    Счастье — понятие многостороннее, не поддающееся какой-то однозначной формулировке. У каждого оно индивидуальное, как и любовь, и каждый воспринимает его по- своему.
    Счастье бывает маленькое и большое, мимолетное и на всю жизнь. Каждый день, час, минуту человек может испытывать счастье.
    Испокон веков люди искали устойчивое, подходящее для каждого человека определение счастья. Люди всегда хотели знать ответы на все вопросы, хотели дать определение всему, даже если в душе понимали, что этого сделать нельзя. Может, в этом их трагедия, а может быть, и нет, потому что любознательность давала нередко положительные результаты.
    Над такими понятиями, как счастье, любовь, бились многие мудрецы, писатели, поэты и просто обыкновенные люди, но результат был таков: сколько людей — столько определений.
    Но человек со своим ненасытным любопытством не удовлетворился таким раскладом вещей: раз нельзя дать определение, тогда надо найти счастье или счастливого человека.
    Эти поиски продолжаются и по сей день и будут продолжаться. Подтверждение тому мы находим в литературе и в жизни. Писателей и поэтов можно назвать самыми неугомонными в поисках счастья, неземной любви, смысла жизни.
    В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов затронул тему счастья. И опять главные герои, мужики, столкнулись с многоопределенностью счастья. Кого бы они ни встретили: будь то мужик или холоп, поп или помещик, мужчина или женщина, у каждого из героев — свое счастье.
    Автор показывает нам два типа счастья: мужицкое и барское. Мужицкое счастье «дырявое с заплатами, горбатое с мозолями». В этом мы убеждаемся, слушая рассказы героев главы «Счастливые»; у солдата счастье в том,
    Что в двадцати сражениях
    Я был, а не убит!
    Я и во время мирное
    Ходил ни сыт, ни голоден,
    А смерти не дался!
    …За провинности,
    Великие и малые,
    Нещадно бит я палками,
    А хоть пощупай — жив!
    У другого — в том, что отроду сильный («молотом, как перышком, махнул»).
    А барское счастье радикально отличается от мужицкого: для помещиков, купцов, большинства дворян — счастье в почете, богатстве, покое.
    И главные герои как бы стоят у распутья, не зная, какое же определение счастья наиболее точное, важное. И в какой-то мере перевешивает барское, потому что для них, проживших всю свою жизнь в нищете, познавших голод, счастье — прежде всего материальное благополучие. Они, может быть, до конца не осознают того, что человек может быть счастлив независимо от того, беден он или богат.
    Очень часто за счастьем и ходить никуда не надо, потому что человек способен сам его сотворить, например сделав доброе дело. Ведь счастье, по-моему, — это прежде всего состояние души, поэтому добрый, отзывчивый человек всегда счастливее злого, корыстного.
    И все-таки люди будут снова и снова искать счастье, для себя или для других, потому что, если хоть раз почувствовал человек себя счастливым, хочется, чтобы эти счастливые минуты или часы длились как можно дольше.

  9. Steneten Ответить

    Поэму “Кому на Руси жить хорошо” Некрасов задумал как “народную книгу”. Он начал писать ее в 1863 году, а заканчивал смертельно больным в 1877 году. Поэт мечтал, чтобы его книга была близка крестьянству.
    В центре поэмы — собирательный образ русского крестьянства, образ хранителя родной земли. Поэма отражает мужицкие радости и горести, сомнения и надежды, жажду воли и счастья. Все важнейшие события жизни крестьянина вместились в это произведение. Сюжет поэмы “Кому на Руси жить хорошо” близок к народному сказу о поисках счастья и правды. Но двинувшиеся в путь крестьяне — не странники-богомольцы. Они — символ пробуждающейся России.
    Среди крестьян, изображенных Некрасовым, мы видим много настойчивых искателей истины. Это прежде всего семь мужиков. Их главная цель — найти “счастье мужицкое”. И пока его не найдут, решили мужики
    В домишки не ворочаться,
    Не видеться ни с женами,
    Ни с малыми ребятами…

    Но и помимо них в поэме встречаются искатели народного счастья. Один из них показан Некрасовым в главе “Пьяная ночь”. Это Яким Нагой. В его внешности, речи чувствуется внутреннее достоинство, не сломленное ни тяжелым трудом, ни бесправным положением. Яким спорит с “умным барином” Павлушей Веретенниковым. Он защищает мужиков от упрека в том, что они “пьют до одурения”. Яким умен, он прекрасно понимает, почему крестьянам так нелегко живется. Его мятежный дух не смиряется с такой жизнью. В устах Якима Нагого звучит грозное предупреждение:
    У каждого крестьянина
    Душа, что туча черная,
    Гневна, грозна
    и надо бы
    Громам греметь оттудова…

    В главе “Счастливые” рассказывается еще об одном мужике — Ермиле Гирине. Он прославился на всю округу своим умом и бескорыстной преданностью интересам крестьян. Рассказ о Ермиле Гирине начинается с описания тяжбы героя с купцом Алтынниковым из-за сиротской мельницы. Ермила обращается за помощью к народу.

    И чудо сотворилося
    На всей базарной площади

    У каждого крестьянина,
    Как ветром, полу левую
    Заворотило вдруг!
    Ермил наделен чувством справедливости. Лишь однажды он оступился, когда выгородил “из рекрутчины меньшого брата Митрия”. Но этот поступок стоил ему жестоких мучений, в порыве раскаяния он чуть было не покончил жизнь самоубийством. В критическую минуту Ермила Гирин жертвует своим счастьем ради правды и попадает в острог.
    Мы видим, что герои поэмы понимают счастье по-. разному. С точки зрения попа, это “покой, богатство, честь”. По мнению помещика, счастье — это праздная, сытая, веселая жизнь, неограниченная власть над крестьянами. В поисках богатства, власти “громадная, к соблазну жадная идет толпа”, пишет Некрасов.
    В поэме “Кому на Руси жить хорошо” Некрасов затрагивает также проблему женского счастья. Она раскрывается при помощи образа Матрены Тимофеевны. Это типичная крестьянка среднерусской полосы, наделенная сдержанной красотой, исполненная чувства собственного достоинства. На ее плечи легла не только вся тяжесть крестьянского труда, но и ответственность за судьбу семьи, за воспитание детей. Образ Матрены Тимофеевны — собирательный. Она испытала все, что может выпасть на долю русской женщины. Нелегкая судьба Матрены Тимофеевны дает ей право сказать странникам от имени всех русских женщин:
    Ключи от счастья женского,
    От
    нашей вольной волюшки,
    Заброшены, потеряны
    У Бога самого!

    Проблему народного счастья Некрасов раскрывает в поэме также при помощи образа народного заступника Гриши Добросклонова. Он — сын дьячка, жившего “беднее захудалого последнего крестьянина”, и “батрачки безответной”. Тяжелая жизнь рождает протест в этом человеке. Он с самого детства решает, что посвятит свою жизнь поискам народного счастья.

    ..лет пятнадцати
    Григорий твердо знал уже,
    Что будет жить для счастия
    Убогого и темного


    Родного уголка

    Грише Добросклонову не нужны богатство и личное благополучие. Его счастье — в торжестве дела, которому он посвятил всю свою жизнь. Некрасов пишет, что ему судьба готовила

    Путь славный, имя громкое
    Народного заступника,
    Чахотку и Сибирь.

    Но он не отступает перед предстоящими испытаниями. Гриша Добросклонов видит, что многомиллионный народ уже пробуждается:
    Ратпъ подымается Неисчислимая,
    Сила в ней скажется Несокрушимая!

    И это наполняет его душу радостью. Он верит в счастливое будущее своего родного края и именно в этом — счастье самого Григория. На вопрос поэмы сам Некрасов отвечает, что хорошо живется на Руси борцам за народное счастье:

    Быть бы нашим странникам под родною крышею,
    Если б знать могли они, что творилось с Гришею.
    Слышал он в груди своей силы необъятные,
    Услаждали слух его звуки благодатные,
    Звуки лучезарные гимна благородного —
    Пел он воплощение счастия народного.

  10. rgbcatalyst Ответить

    За спором они не заметили, как «село солнце красное» и наступил вечер. Поняв, что они от дома «верст тридцать отошли», мужики решают переночевать «под лесом при дороженьке». С утра спор продолжился с новой силой, и мужики решают, что они не вернутся домой, «покуда не доведают», что же действительно счастлив на Руси.
    Они отправляются на поиски счастливого человека. Здесь имеет смысл отметить, что критерии счастья у них достаточно размыты, ведь «счастье» — довольно многоплановое понятие. Вполне возможно, что мужики не замечают счастливого человека просто потому, что у них с этим человеком разнятся понятия о счастье. Именно этим и объясняется то, что странники не видят счастливого человека ни в ком из тех, кого они встречают. Хотя, например, дьячок говорит:
    …счастие не в пажитях,
    Не в соболях, не в золоте,
    Не в дорогих камнях.
    «А в чем же?»- «В благодушестве!..»
    Счастье солдата заключается в том, что он побывал во многих битвах, но остался цел, что не умер с голоду и не забит до смерти палками:
    …во-первых, счастие,
    Что в двадцати сражениях Я быт, а не убит!
    А во-вторых важней того,
    Я и во время мирное Ходил ни сыт ни голоден,
    А смерти не дался!
    А в-третьих — за провинности,
    Великие и малые,
    Нещадно бит я палками,
    А хоть пощупай — жив!
    В свою очередь, у помещика Гаврилы Афанасьича Оболта-Оболдуева совсем другие ценности:
    …Твои деревни скромные,
    Твои леса дремучие,
    Твои поля кругом!
    Пойдешь ли деревенькою — Крестьяне в ноги валятся,
    Пойдешь лесными дачами — Столетними деревьями Преклонятся леса!..
    Слишком разные представления о счастье встречаются в поэме. Читатель может встретить в произведении размышления о мужицком счастье, о
    помещичьем счастье, а вот женского счастья в «Кому на Руси жить хорошо» нет. И это исчерпывающе объясняет нам Матрёна Тимофеевна:
    Ключи от счастья женского,
    От нашей вольной волюшки Заброшены, потеряны У Бога самого!
    Знакомя читателей с различными понятиями о счастье, Некрасов не только показывает неоднозначность проблемы, но и объясняет наличие громадной пропасти между сословиями, сохранявшейся в России на протяжении многих столетий. Вопрос об источнике народных страданий тут также неоднозначен. Казалось бы, ответ очевиден: во всем виноват существующий царский режим, народная бедность и угнетенность и, конечно, крепостное право, отмена которого никак не изменила и не упростила тягостное существование крестьян:
    Работаешь один,
    А чуть работа кончена,
    Гляди, стоят три дольщика:
    Бог, царь и господин!
    Однако позиция автора здесь несколько иная. Некрасов не отрицает ужасной тяжести крестьянского труда, но и самих мужиков изображает могучими, несгибаемыми, способными выдержать любую работу. Он показывает, что все несчастья происходят с мужиками случайно, как бы независимо от гнета помещиков: Яким Нагой страдает от пожара, а Савелий, нечаянно задремав, теряет Демушку.
    Этим Некрасов хочет показать, что истинные причины народных страданий лежат гораздо глубже и что русский мужик счастья в обретении свободы не найдет. С точки зрения автора, истинное счастье требует совсем другого.
    Это совсем другое, истинное счастье читатель может разглядеть в образе Григория Добросклонова — персонажа, в котором Некрасов соединил черты передовых людей того времени, черты людей, которые были особенно близки автору (в их числе был Н. Г. Чернышевский):
    Ему судьба готовила Путь славный, имя громкое
    Народного заступника,
    Чахотку и Сибирь.
    Григорий Добросклонов, будучи народным заступником, является по- настоящему счастливым человеком, считает Некрасов. Несмотря на тяжелую судьбу, он не становится рабом обстоятельств, а продолжает свой нелегкий путь. Любовь к родине для него самое естественное чувство, сопоставимое с любовью к матери:
    И скоро в сердце мальчика С любовью к бедной матери Любовь ко всей вахлачине Слилась…
    Настоящее счастье героя заключалось в этой безграничной любви и борьбе за счастье народа:
    «Не надо мне ни серебра Ни золота, а дай господь,
    Чтоб землякам моим И каждому крестьянину Жилось вольготно-весело На всей святой Руси!»
    Добросклонов понимает, что обществу требуются коренные перемены, что русский человек должен уничтожить в себе рабскую покорность судьбе и бороться за улучшение жизни и своей, и окружающих:
    Довольно! Окончен с прошедшим расчет,
    Окончен расчет с господином!
    Сбирается с силами русский народ И учится быть гражданином.
    Вот так многопланово видит автор проблему народного счастья. Кроме неоднозначности самого понятия «счастье», читатель видит и разные способы его достижения. Помимо этого, в поэме можно увидеть красивейшую идею счастья, сопряженную здесь с достижением общенародного блага. Некрасов не завершил поэму «Кому на Руси жить хорошо», но указал верную дорогу к достижению гражданских идеалов, а также свободы и личного счастья людей.

  11. lukinrv Ответить

    Поэму “Кому на Руси жить хорошо” Некрасов задумал как “народную книгу”. Он начал писать ее в 1863 году, а заканчивал смертельно больным в 1877 году. Поэт мечтал, чтобы его книга была близка крестьянству.
    В центре поэмы — собирательный образ русского крестьянства, образ хранителя родной земли. Поэма отражает мужицкие радости и горести, сомнения и надежды, жажду воли и счастья. Все важнейшие события жизни крестьянина вместились в это произведение. Сюжет поэмы “Кому на Руси жить хорошо” близок к народному сказу о поисках счастья и правды. Но двинувшиеся в путь крестьяне — не странники-богомольцы. Они — символ пробуждающейся России.
    Среди крестьян, изображенных Некрасовым, мы видим много настойчивых искателей истины. Это прежде всего семь мужиков. Их главная цель — найти “счастье мужицкое”. И пока его не найдут, решили мужики
    В домишки не ворочаться,
    Не видеться ни с женами,
    Ни с малыми ребятами…
    Но и помимо них в поэме встречаются искатели народного счастья. Один из них показан Некрасовым в главе “Пьяная ночь”. Это Яким Нагой. В его внешности, речи чувствуется внутреннее достоинство, не сломленное ни тяжелым трудом, ни бесправным положением. Яким спорит с “умным барином” Павлушей Веретенниковым. Он защищает мужиков от упрека в том, что они “пьют до одурения”. Яким умен, он прекрасно понимает, почему крестьянам так нелегко живется. Его мятежный дух не смиряется с такой жизнью. В устах Якима Нагого звучит грозное предупреждение:
    У каждого крестьянина
    Душа, что туча черная,
    Гневна, грозна — и надо бы
    Громам греметь оттудова…
    В главе “Счастливые” рассказывается еще об одном мужике — Ермиле Гирине. Он прославился на всю округу своим умом и бескорыстной преданностью интересам крестьян. Рассказ о Ермиле Гирине начинается с описания тяжбы героя с купцом Алтынниковым из-за сиротской мельницы. Ермила обращается за помощью к народу.
    И чудо сотворилося
    На всей базарной площади
    У каждого крестьянина,
    Как ветром, полу левую
    Заворотило вдруг!
    Ермил наделен чувством справедливости. Лишь однажды он оступился, когда выгородил “из рекрутчины меньшого брата Митрия”. Но этот поступок стоил ему жестоких мучений, в порыве раскаяния он чуть было не покончил жизнь самоубийством. В критическую минуту Ермила Гирин жертвует своим счастьем ради правды и попадает в острог.
    Мы видим, что герои поэмы понимают счастье по-. разному. С точки зрения попа, это “покой, богатство, честь”. По мнению помещика, счастье — это праздная, сытая, веселая жизнь, неограниченная власть над крестьянами. В поисках богатства, власти “громадная, к соблазну жадная идет толпа”, пишет Некрасов.
    В поэме “Кому на Руси жить хорошо” Некрасов затрагивает также проблему женского счастья. Она раскрывается при помощи образа Матрены Тимофеевны. Это типичная крестьянка среднерусской полосы, наделенная сдержанной красотой, исполненная чувства собственного достоинства. На ее плечи легла не только вся тяжесть крестьянского труда, но и ответственность за судьбу семьи, за воспитание детей. Образ Матрены Тимофеевны — собирательный. Она испытала все, что может выпасть на долю русской женщины. Нелегкая судьба Матрены Тимофеевны дает ей право сказать странникам от имени всех русских женщин:
    Ключи от счастья женского,
    От нашей вольной волюшки,
    Заброшены, потеряны
    У Бога самого!
    Проблему народного счастья Некрасов раскрывает в поэме также при помощи образа народного заступника Гриши Добросклонова. Он — сын дьячка, жившего “беднее захудалого последнего крестьянина”, и “батрачки безответной”. Тяжелая жизнь рождает протест в этом человеке. Он с самого детства решает, что посвятит свою жизнь поискам народного счастья.
    ..лет пятнадцати
    Григорий твердо знал уже,
    Что будет жить для счастия
    Убогого и темного
    Родного уголка
    Грише Добросклонову не нужны богатство и личное благополучие. Его счастье — в торжестве дела, которому он посвятил всю свою жизнь. Некрасов пишет, что ему судьба готовила
    Путь славный, имя громкое
    Народного заступника,
    Чахотку и Сибирь.
    Но он не отступает перед предстоящими испытаниями. Гриша Добросклонов видит, что многомиллионный народ уже пробуждается:
    Ратпъ подымается Неисчислимая,
    Сила в ней скажется Несокрушимая!
    И это наполняет его душу радостью. Он верит в счастливое будущее своего родного края и именно в этом — счастье самого Григория. На вопрос поэмы сам Некрасов отвечает, что хорошо живется на Руси борцам за народное счастье:
    Быть бы нашим странникам под родною крышею,
    Если б знать могли они, что творилось с Гришею.
    Слышал он в груди своей силы необъятные,
    Услаждали слух его звуки благодатные,
    Звуки лучезарные гимна благородного —
    Пел он воплощение счастия народного.

  12. m_a_x_i_m_u_m Ответить

    Автор: Некрасов Н.А.
    В 1863 году Н. А. Некрасов начал работу над одним из самых своих значительных произведений – поэмой «Кому на Руси жить хорошо». В 1861 году было отменено крепостное право, и жизнь народа круто изменилась. «Народ освобожден, но счастлив ли народ?» – вот главный вопрос, который занимает поэта на протяжении всего произведения. Поэма является итогом раздумий автора о судьбах страны и народа. Сюжет ее заключается в путешествии семерых крестьян в поисках счастливого человека, которого они ищут среди всех сословий тогдашней Руси.
    Среди крестьян такого не находится. Некрасов показывает нам целый ряд богатых образов простых мужиков: Ермилу Гирина, Савелия, Вавилу, Якима Нагого. Автор не закрывает глаз на бедность, нищету, необразованность, изнурительный труд, пьянство крестьян. Но мы ясно различаем среди черт их характеров трудолюбие, отзывчивость, благородство, доброту, нравственную чистоту, честность, порядочность, умение выслушать и понять другого человека, способность ценить прекрасное; в них уживаются терпение и бунтарский дух. Автор поэмы старается показать нам, что и в рабстве народ сумел спасти свою живую душу, свое золотое сердце. Но представление простого народа о счастье не выходит за рамки простых понятий, заключается в том, чтобы был урожайный год, чтобы все были здоровы и сыты. Солдат считает себя счастливым потому, что он был в двадцати сраженьях и остался жив. Старуха счастлива по-своему: у нее родилось реп до тысячи на небольшой грядке. Крестьянское счастье
    Дырявое с заплатами,
    Горбатое с мозолями…
    Решив, что этого недостаточно для счастья, странники начинают искать счастливых среди прочих сословий. Кому-то из них кажется, что таковым должен быть чиновник, другим — поп, “купчина толстопузый”, помещик, царь. Но никто из этих людей не признает себя счастливым. С точки зрения попа, счастье – это “покой, богатство, честь”, но ему кажется, что ничего этого он не имеет. По мнению помещика, счастье — это сытая, веселая жизнь, неограниченная власть над крестьянами, но и он считает, что этим он не обладает.
    Подведя читателя вплотную к мысли о том, что нет на Руси счастья, Некрасов вводит в поэму образ счастливого человека. Гриша Добросклонов никак не может быть счастлив с точки зрения попа или помещика. Он с самого детства решает, что посвятит свою жизнь поискам народного счастья.
    …лет пятнадцати
    Григорий твердо знал уже,
    Что будет жить для счастия
    Убогого и темного
    Родного уголка
    Грише Добросклонову не нужны богатство и личное благополучие. И для него доля народа, его счастье становятся выражением собственного счастья.
    Не надо мне ни серебра,
    Ни золота, а дай господь,
    Чтоб землякам моим
    И каждому крестьянину
    Жилось вольготно-весело
    На всей святой Руси!
    Григория не пугают предстоящие испытания, потому что он верит в торжество дела, которому посвятил всю жизнь. Он видит, что народ пробуждается к борьбе.
    Рать подымается
    Неисчислимая,
    Сила в ней скажется
    Несокрушимая!
    Мысль эта наполняет его душу радостью и уверенностью в победе. Гриша Добросклонов — будущий вожак крестьянства, выразитель его гнева и разума.
    Быть бы нашим странникам под родною крышею,
    Если б знать могли они, что творилось с Гришею.
    Слышал он в груди своей силы необъятные,
    Услаждали слух его звуки благодатные,
    Звуки лучезарные гимна благородного —
    Пел он воплощение счастия народного!..
    В своей поэме Некрасов показал, что народ далёк еще от счастья, но есть люди, для которых счастье – это счастье для всех, и они будут всегда стремиться к нему и его добьются.

  13. PullD Ответить

    После реформы 1861 года многих волновали такие вопросы, как изменилась ли жизнь народа в лучшую сторону, стал ли он счастлив? Ответом на эти вопросы стала поэма Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”. Некрасов посвятил этой поэме 14 лет своей жизни, начал работу над ней в 1863 году, но она была прервана его смертью.
    Главная проблема поэмы — проблема счастья, и решение ее Некрасов видел в революционной борьбе.
    После отмены крепостного права появилось много искателей народного счастья. Одними из таких являются семеро странников. Они вышли из деревень: Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайки на поиски счастливого человека. Каждый из них знает, что никто из простого народа счастлив быть не может. Да и какое это счастье у простого мужика? Вот ладно поп, помещик или князь. Но для этих людей счастье заключается в том, чтобы жилось им хорошо, а на остальных наплевать.
    Поп видит свое счастье в богатстве, покое, чести. Он утверждает, что напрасно странники считают его счастливым, нет у него ни богатства, ни покоя, ни чести:
    …Иди — куда зовут!
    …Законы, прежде строгие
    К раскольникам, смягчилися.
    А с ними и поповскому
    Доходу мат пришел.
    Помещик видит свое счастье в неограниченной власти над мужиком. Утятин счастлив тем, что ему все повинуются. Никого из них не волнует народное счастье, они жалеют, что теперь имеют над мужиком меньше власти, чем прежде.
    Для простого народа счастье состоит в том, чтобы был урожайный год, чтобы все были здоровые и сытые, о богатстве даже и не думают. Солдат считает себя счастливым потому, что он был в двадцати сраженьях и остался жив. Старуха счастлива по-своему: у нее родилось реп до тысячи на небольшой гряде. Для крестьянина-белоруса счастье в хлебушке:
    …Досыта у Губонина
    Дают ржаного хлебушка,
    Жую — не нажуюсь!
    С горечью выслушивают странники этих крестьян, но безжалостно прогоняют любимого раба князя Переметьева, который счастлив тем, что болеет “благородной болезнью” — подагрой, счастлив тем, что:
    С французским лучшем трюфелем
    Тарелки я лизал,
    Напитки иностранные
    Из рюмок допивал…
    Выслушав всех, решили, что напрасно они водку разливали. Счастье-то мужицкое:
    Дырявое с заплатами,
    Горбатое с мозолями…
    Счастье-то мужицкое состоит из несчастьев, а они хвалятся им.
    Среди народа есть такие, как Ермил Гирин. Его счастье заключается в помощи народу. За всю свою жизнь он ни копеечки лишней не взял у мужика. Его уважают, любят простые
    мужики за честность, доброту, за то, что не безразличен к мужицкому горю. Дед Савелий счастлив тем, что сохранил человеческое достоинство, Ермил Гирин и дед Савелий достойны уважения.
    По-моему, счастье — это тогда, когда ты готов ради счастья других на все. Так возникает в поэме образ Гриши Добросклонова, для которого счастье народа есть свое собственное счастье:
    Не надо мне ни серебра,
    Ни золота, а дай господь,
    Чтоб землякам моим
    И каждому крестьянину
    Жилось вольготно-весело
    На всей святой Руси!
    Любовь к бедной, больной матери перерастает в душе Гриши в любовь к своей Родине — России. Он в пятнадцать лет решил для себя, чем будет заниматься всю жизнь, для кого будет жить, чего добьется.
    В своей поэме Некрасов показал, что народ далеко еще от счастья, но есть люди, которые будут всегда стремиться к нему и добьются, так как их счастье — это счастье для всех.

  14. nishto Ответить

    Творчество Николая Алексеевича Некрасова, одного из крупнейших представителей русской литературы, пронизано духом человеколюбия и высокой гуманности. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» – размышление поэта на тему русского счастья и благополучия. Семеро простых мужиков путешествуют по России и спрашивают у повстречавшихся им: «Кому живётся весело, вольготно на Руси?» Этим же вопросом задаётся сам Некрасов. И поэма – это своеобразный ответ на вопрос, мучивший поэта многие годы.
    На протяжении всего произведения Некрасов использует фольклорную поэтику. Так, мотив путешествия, столь распространенный в сказках, помогает поэту решить проблему масштабности. Во время путешествия мужики встречают представителей почти всех сословий, и для каждого подготовлен один и тот же вопрос: счастлив ли встречный и в чём заключается его счастье? Некрасов таким образом создает всеохватную картину происходящего. Попу счастье представляется в виде богатства, уважения и покоя, а так как ни того, ни другого, ни третьего у него нет, он себя счастливым считать отказывается. Помещики своё счастье видят во власти над крестьянами. А поскольку большой власти у них теперь нет, то и они не счастливы. Счастье для верхов общества – материальные ценности. Губительное действие денег и «сладкой жизни» сказывается и на простых людях. Например, слуга князя Переметьева считает за счастье болеть подагрой – «благородной болезнью», а также то, что как-то раз вкусно поел.
    Некрасов специально не поместил счастливого человека в эгоистичное и ленивое высшее общество, он оставил его в «низах». Странствуя по земле, мужики постепенно понимают, что счастье не в деньгах, не в материальных благах. Оно в другом. Так, Яким Нагой имеет непокорный характер и чувство собственного достоинства. Он чудак-правдоискатель, и, хотя стремление героя добиться справедливости в споре с купцом привело его в тюрьму, поэт видит в Якиме глубокий потенциал, так как его жизнь – это борьба с притеснителями крестьян. Ермил Гирин также, по мнению Некрасова, счастливый человек, поскольку любит правду и не может обижать безвинных людей. Он кается в своём грехе – попытке укрыть младшего брата от рекрутства и тем ещё больше заслуживает любовь и уважение крестьян. Понимая справедливость крестьянского бунта, он отказывается уговаривать людей сдаться и за это попадает в острог.
    Но ни Якима Нагого, ни Ермила Гирина Некрасов не делает по-настоящему счастливым человеком, так как не они в поэме стали воплощением истинного «народного заступника». Им стал Григорий Добросклонов. Этот герой появляется в последней части поэмы «Пир на весь мир». Уже в 15 лет, Гриша – сын бедного дьячка и батрачки, знал, чему он хочет посвятить жизнь. Даже фамилия у героя «говорящая» – склонный к добру. Здесь стоит заметить, что прототипом Григория стал Николай Добролюбов, литературный критик, демократ, главным делом своей жизни считавший борьбу за освобождение и просвещение крестьян. Так и Гриша любит людей и желает им счастья, мечтает бороться за лучшую для них жизнь. Записывая все свои размышления в виде песен, Гриша выступает в поэме своеобразным летописцем. Именно образ Григория Добросклонова становится ответом на вопрос, поставленный в заглавии поэмы.

  15. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *