В конституции рф закреплено положение о россии как о правовом государстве это означает что?

13 ответов на вопрос “В конституции рф закреплено положение о россии как о правовом государстве это означает что?”

  1. Landaath Ответить

    В ст. 1 Конституции Россия провозглашена правовым государством. Российская Федерация признает верховенство права и верховенство закона в общественной и государственной жизни страны. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию и законы (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ).
    Верховным актом в правовой системе России признается Конституция РФ, которая имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ). Все акты, изданные в Российской Федерации, в субъектах РФ и на территориях местного самоуправления должны соответствовать федеральной Конституции, ее идеям и принципам.
    Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать законы (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ). К числу актов, которые должны соответствовать законам, относятся нормативные правовые акты Президента РФ и Правительства РФ, министерств, ведомств, агентств палат Федерального Собрания, органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления и др.
    Весьма важным показателем правового государства является равенство всех перед законом. Российская Федерация гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничений прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ст. 19 Конституции РФ). Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.
    В России, как и в любом другом правовом государстве, обеспечивается правовая осведомленность граждан и других субъектов правовых отношений о действующем законодательстве. Государство проявляет специальную заботу о формировании развитого правосознания.
    Законы в Российской Федерации подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Весьма важным конституционным требованием является положение, закрепленное в ч. 3 ст. 15 Конституции РФ и устанавливающее, что нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
    Россия, будучи полноправным членом мирового сообщества, признает составной частью своей правовой системы общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. При этом в Конституции РФ установлено, что если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15).
    Признание норм международного права – одно из непременных качеств современного правового государства. Россия на высоком уровне интегрировала свое законодательство с международно-правовой системой.
    Характерной чертой современной России является наличие целостной системы законодательства, в основном охватывающей наиболее важные сферы государственной и общественной жизни.
    В развитие Конституции РФ принимаются специальные законы, посвященные тому или иному виду или носителю публичной власти. В них публичному характеру деятельности носителей власти уделяется специальное внимание.
    Верховенство права и закона не означает его всесилие. В сущностно-содержательном смысле правовое государство живет
    в постоянном ритме обновления и развития законодательства. Особенно интенсивны эти процессы для государств, вставших на путь реформирования. Именно таким государством оказалась Россия после принятия Конституции РФ 1993 г.

  2. Chillwind Ответить

    В соответствии со ст. 1 Конституции РФ Россия провозглашена правовым государством. Россия признает верховенство права и верховенство закона в общественной и государственной жизни страны. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ).
    Верховным правовым актом в правовой системе России признается Конституция. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ (ч. 1 ст. 15). Все акты, изданные в Российской Федерации, в субъектах РФ и на территориях местного самоуправления должны соответствовать федеральной Конституции.
    Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны также соблюдать законы (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ). К числу актов, которые должны соответствовать законам, относятся нормативные правовые акты Президента и Правительства РФ, российских министерств, федеральных служб, агентств и др. Долгое время сила закона подменялась “ведомственным нравом”, построенным на личных контактах и “телефонном праве”, но главной альтернативой закону в советский период являлась коммунистическая воля, выраженная в партийных директивах Коммунистической партии.
    Важным показателем правового государства является равенство всех перед законом. Согласно Конституции РФ (ст. 19) Российская Федерация гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничений прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.
    В России, как и в любом другом правовом государстве, обеспечивается правовая осведомленность граждан и других субъектов правовых отношений о действующем законодательстве. Государство проявляет специальную заботу о формировании развитого правосознания
    Законы в Российской Федерации подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Весьма важным конституционным требованием является положение о том, что нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ). Получая возможность своевременно и в полной мере ознакомиться со своим правовым статусом и его изменением, человек тем самым оказывается защищенным от произвола правоприменителя.
    Россия, будучи полноправным членом мирового сообщества, признает составной частью своей правовой системы общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ. Это тоже одно из непременных качеств современного правового государства. Россия на достаточно высоком уровне интегрирована в международно-правовую систему. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора (ст. 15, ч. 4 Конституции РФ).
    Характерной чертой современной России является наличие целостной системы законодательства, в основном охватывающей наиболее важные сферы государственной и общественной жизни. За последнее десятилетие законодательство РФ существенно обновилось и продолжает интенсивно развиваться во всех сферах.
    Формально-юридическое признание России правовым государством не означает автоматического функционирования и развития Российского государства в соответствии с этим. В настоящее время в определенной мере сохраняет свою значимость проблема соотношения закона и, так называемой, целесообразности. В первые годы советской власти на официальном уровне была признана доктрина “революционной целесообразности” при принятии и реализации закона. Допускались ситуации, когда “революционная целесообразность” ставилась выше закона. Эта трактовка особенно широко использовалась в годы репрессий. Доминирование целесообразности над законностью в советский период было связано также с проведением ведомственных интересов. Имела место практика, когда некоторые руководители партийных и исполнительных органов ставили целесообразность, т.е. ведомственные интересы выше интересов закона.
    Хотя в современный период официально доктрина приоритета целесообразности над законностью не допускается в правотворчестве и правоприменении, в то же время нельзя игнорировать важность задачи преодоления в правовом сознании остатков сложившегося ранее стереотипа, особенно при принятии решений органов исполнительной власти и судебных решений.
    В правовом государстве отношение к закону должно быть совершенно иное. Обход закона под предлогом общественной “целесообразности” недопустим даже в том случае, когда закон несовершенен или устарел. Закон может быть изменен или отменен только уполномоченным на то государственным органом или народом, принявшим его. Пока этого не произошло, все субъекты правовых отношений, включая государственные органы, обязаны действовать на основе закона и в его рамках.
    Признание России правовым государством требует преодоления легковесного отношения к праву и в период реформирования общества и государства. Борьба с устаревшими нормами, утверждение демократии и легитимности должно происходить с соблюдением установленных процедур законотворчества.
    Верховенство права и закона в то же время не означает его всесилие. В сущностно-содержательном смысле правовое государство живет в постоянном ритме обновления и развития законодательства. Особенно интенсивны эти процессы для государств, вставших на путь реформирования. Именно таким государством оказалась Россия в последние два десятилетия. С помощью правового обновления создается новый режим демократии и свободного развития государства и общества.

  3. Shaktill Ответить

    Пояснение.В соответствии со статьей 71 Конституции РФ в ведении федеральных органов власти находятся:
    а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением; б) федеративное устройство и территория Российской Федерации; в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств; г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти; д) федеральная государственная собственность и управление ею; е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации; ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки; з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития; и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе; к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира; л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации; м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования; н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации; о) судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности; п) федеральное коллизионное право; р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет; с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации; т) федеральная государственная служба.
    Правильный ответ указан под номером 1.

  4. blood shark Ответить

    Правовое государство по самой своей сути требует наличия Конституции, оформленной в виде нормативного документа и обязывающей государственную власть действовать на основе установленного порядка. РФ признает составной частью своей правовой системы общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ. Поэтому если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
    Серьезным препятствием на пути утверждения верховенства закона являются издержки ведомственного, регионального и местного нормотворчества, которое зачастую противоречит закону и нередко лишает граждан тех прав, которые им предоставляются законом. Однако, обход закона под предлогом общественной «целесообразности» недопустим даже в том случае, когда закон действительно плох или, например, устарел. Закон может отменить или изменить только уполномоченный на то государственный орган. До тех пор государственные органы, организации и лица обязаны действовать на основе данного закона и в его рамках. Тот, кто пренебрегает законом, едва ли свободен от пренебрежения к людям, их судьбам, правам и интересам.
    Важнейшей предпосылкой формирования правового государства является наличие целостной системы законодательства, охватывающей все сферы жизни общества. Отсюда требуется прежде всего динамичное правовое регулирование общественных отношений посредством научно обоснованных правовых норм, отвечающих объективным потребностям всестороннего прогресса общества.
    Согласно Конституции России (ст. 19), в Российской Федерации все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии и др. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права.
    Функционирование правового государства исключает сохранение и воспроизводство в будущем всех форм правового неравенства, предполагает последовательное внедрение в жизнь принципов социальной справедливости.
    Социальная справедливость – это обеспечение прав человека. В распределительных отношениях она означает соответствие между действием гражданина, его трудовым вкладом и их оценкой обществом. В отношениях, связанных с принуждением, с ответственностью, справедливость есть соответствие между мерой нарушения и мерой наказания.
    Не верно рассматривать права и свободы как своеобразный дар государства гражданам, за который они ему должны быть благодарны. В правовом государстве ответственность не может быть односторонней. Для правового государства характерны такие регулируемые законом взаимоотношения с гражданами, при которых государство, его органы, учреждения и должностные лица служат всему обществу, а не какой-либо его части, ответственны перед человеком и гражданином, рассматривают человека, его жизнь и здоровье, личную неприкосновенность и безопасность, другие права и свободы, честь и достоинство в качестве высшей ценности. А граждане в свою очередь несут ответственность перед государством и обеспечивают защиту его интересов.
    Однако смысл существования правового государства не сводится к защите человека от государственных притязаний. Правовое государство в равной мере ограничивает и обеспечивает государственную деятельность, чтобы таким образом гарантировать права и свободы человека, справедливость и правовую защищенность
    Для такого рода взаимоотношений требуются прежде всего знание и понимание гражданами своих прав и обязанностей. Поэтому все законы должны быть опубликованы. «Законы подлежат официальному опубликованию, – указывается в Конституции РФ (ст. 15). – Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».
    РФ, провозглашенная Конституцией правовым государством, на деле таким государством пока не является. Но это цель, идеал, к которому Россия стремится

  5. Drelanin Ответить

    1. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.
    2. Генеральный прокурор Российской Федерации и заместители Генерального прокурора Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.
    3. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, согласованному с субъектами Российской Федерации. Прокуроры субъектов Российской Федерации освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.
    4. Иные прокуроры, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.
    5. Прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации.

    Глава 8. Местное самоуправление

    Статья 130

    1. Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
    2. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

    Статья 131

    1. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.
    2. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.

    Статья 132

    1. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
    2. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

    Статья 133

    Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

    Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр конституции

    Статья 134

    Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

    Статья 135

    1. Положения глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.
    2. Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.
    3. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция Российской Федерации считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

    Статья 136

    Поправки к главам 3?8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.

    Статья 137

    1. Изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации.
    2. В случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта Российской Федерации подлежит включению в статью 65 Конституции Российской Федерации.

    РАЗДЕЛ ВТОРОЙ

    Заключительные и переходные положения

    1. Конституция Российской Федерации вступает в силу со дня официального ее опубликования по результатам всенародного голосования.
    День всенародного голосования 12 декабря 1993 г. считается днем принятия Конституции Российской Федерации.
    Одновременно прекращается действие Конституции (Основного Закона) Российской Федерации ? России, принятой 12 апреля 1978 года, с последующими изменениями и дополнениями.
    В случае несоответствия положениям Конституции Российской Федерации положений Федеративного договора ? Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти суверенных республик в составе Российской Федерации, Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации, Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации, а также других договоров между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации ? действуют положения Конституции Российской Федерации.
    2. Законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации.
    3. Президент Российской Федерации, избранный в соответствии с Конституцией (Основным Законом) Российской Федерации ? России, со дня вступления в силу настоящей Конституции осуществляет установленные ею полномочия до истечения срока, на который он был избран.
    4. Совет Министров ? Правительство Российской Федерации со дня вступления в силу настоящей Конституции приобретает права, обязанности и ответственность Правительства Российской Федерации, установленные Конституцией Российской Федерации, и впредь именуется ? Правительство Российской Федерации.
    5. Суды в Российской Федерации осуществляют правосудие в соответствии с их полномочиями, установленными настоящей Конституцией.
    После вступления в силу Конституции судьи всех судов Российской Федерации сохраняют свои полномочия до истечения срока, на который они были избраны. Вакантные должности замещаются в порядке, установленном настоящей Конституцией.
    6. Впредь до введения в действие федерального закона, устанавливающего порядок рассмотрения дел судом с участием присяжных заседателей, сохраняется прежний порядок судебного рассмотрения соответствующих дел.
    До приведения уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации в соответствие с положениями настоящей Конституции сохраняется прежний порядок ареста, содержания под стражей и задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления.
    7. Совет Федерации первого созыва и Государственная Дума первого созыва избираются сроком на два года.
    8. Совет Федерации на свое первое заседание собирается на тридцатый день после избрания. Первое заседание Совета Федерации открывает Президент Российской Федерации.
    9. Депутат Государственной Думы первого созыва может одновременно являться членом Правительства Российской Федерации. На депутатов Государственной Думы ? членов Правительства Российской Федерации не распространяются положения настоящей Конституции о неприкосновенности депутатов в части ответственности за действия (или бездействие), связанные с выполнением служебных обязанностей.
    Депутаты Совета Федерации первого созыва осуществляют свои полномочия на непостоянной основе.

  6. Baramar Ответить

    Государственная политика должна исходить из задачи устойчивого развития общества, формирования сильного и эффективного государства на основе социальной консолидации, расширения социальной поддержки целей и действий власти. Социальная консолидация является необходимым условием для укрепления демократических институтов и последовательного развития гражданского общества. В свою очередь, социальная консолидация и массовая поддержка власти могут быть обеспечены только в том случае, если реальным приоритетом развития государства станет социально значимая цель — обеспечение благополучия, безопасности и достойной жизни граждан России.
    Сильная социальная политика должна обеспечить социальную консолидацию общества на основе надежных социальных гарантий. Социальная справедливость и социальная солидарность предусматривают реализацию на практике таких положений, как: солидарная ответственность поколений и сословий — богатые платят за бедных; здоровые платят за больных; трудоспособные платят за еще или уже нетрудоспособных; обеспечение равных прав и равных возможностей мужчин и женщин.
    Социальное государство, как это вытекает из Конституции РФ, – это государство, которое среди своих приоритетов видит социальную защиту населения: разработку и осуществление государственной программы преодоления бедности; создание эффективной системы защиты населения от социальных рисков; реформирование системы социального страхования (пенсионного, социального и медицинского), социального обеспечения, социального вспомоществования и благотворительности; осуществление социальной защиты малообеспеченных семей, а также инвалидов, пожилых и других слабо защищенных категорий населения. Такое социальное государство предполагает сбалансированность централизации и децентрализации власти, а также самостоятельности (самоуправления) отдельных территорий, оптимальное соотношение взаимодействия институтов правового государства и гражданского общества.
    Реализация социальной ответственности органов всех уровней власти, общества и каждого гражданина является необходимым условием эффективного функционирования социального государства. Государственные органы (федеральные и региональные), а также органы местного самоуправления несут ответственность за реализацию разрабатываемых ими социальных программ; обеспечивают эффективное функционирование отраслей социальной инфраструктуры (образование, наука, здравоохранение, культура и др.); контролируют соблюдение государственных социальных стандартов, расходование бюджетных средств, предназначенных на социальные нужды; выполняют другие функции социального характера, предусмотренные законодательством, соглашениями и договорами социальных партнеров.
    Распределение социальной ответственности между различными уровнями государственной власти и органами местного самоуправления осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    Конституция РФ в реализации целей и идеалов социального государства исходит из взаимодействия общества и государства, их институтов на основе признания и соблюдения таких принципов, как, например, ответственность государства за состояние и развитие эффективной социальной экономики, проведение сильной социальной политики, направленных на обеспечение достойной жизни и свободного развития человека; социальная справедливость в обществе, в том числе при перераспределении национального дохода, социальная солидарность граждан; участие всех граждан в управлении государственными и общественными делами, участие работников в управлении производством, развитие системы социального партнерства.
    Критериями оценки степени социальности правового демократического государства также являются: соблюдение прав и свобод человека; проведение активной и сильной социальной политики; обеспечение стандартов достойной жизни для большинства граждан; адресная поддержка наиболее уязвимых слоев и групп населения, сокращение и ликвидация бедности; гарантии создания благоприятных условий для реального участия граждан в выработке и социальной экспертизе решений на всех уровнях власти и управления; соблюдение прав и гарантий, признающих и развивающих систему социального партнерства в качестве основного механизма достижения общественного согласия и баланса интересов работника и работодателя при регулирующей роли государства; гарантии, при которых любой хозяйствующий субъект, любой собственник должен нести конкретную социальную ответственность; права и гарантии, ориентированные на укрепление семьи, духовное, культурное, нравственное развитие граждан, и прежде всего молодежи, на бережное отношение к наследию предков и преемственность поколений, сохранение самобытности национальных и исторических традиций.
    Конституция РФ в ст. 7 определила лишь основной вектор формирования социального государства и его политики, которые должны воплощаться в мерах и действиях как государственных, так и негосударственных организаций. Однако реализация социальной функции — это прежде всего деятельность органов государственной власти и местного самоуправления. Как предусмотрено в ст. 18 Конституции РФ, прежде всего права и свободы человека и гражданина, в том числе и социальные, определяют деятельность органов государственной власти и местного самоуправления.
    В ст. 18 Конституции РФ закреплено, что права и свободы человека и гражданина не только определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием, но и являются непосредственно действующими. Среди таких прав и свобод Конституция РФ, определяя Россию как социальное государство, особое внимание уделяет закреплению социальных прав и свобод человека. В их закреплении, охране и защите взаимодействуют все уровни публичной власти и каждый из них занимает важное место в этом процессе. Однако, говоря о социальной работе, внимание чаще обращается не на федеральный уровень власти, а на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также муниципальные органы. Место и роль законодательства субъектов Федерации и муниципальных правовых актов обусловлены федеративным характером России и конституционным закреплением местного самоуправления как одной из форм народовластия и публичной власти в государстве. Кроме того, это и более близкие к населению органы власти, что играет особую роль в организации социальной работы.

  7. Geo Ответить

    5. Наличие территории, территориальное верховенство Российской Федерации. Территория государства – определенная часть земной поверхности, находящаяся под суверенитетом данного государства и являющаяся пространственным пределом государственной власти. Государственная территория России включает территории ее субъектов, внутренние воды, недра, территориальные воды и воздушное пространство над ними. Территорией государства считаются также суда, плавающие под флагом государства и его воздушные суда.
    Недра территории России, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Федерации и ее субъектов. Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной, частной и иных формах собственности.
    Территориальные воды – морские воды, примыкающие к сухопутной территории или внутренним водам государства, входящие в состав его территории и находящиеся под его суверенитетом. Ширина территориальных вод в Российской Федерации – 12 миль.
    Континентальный шельф РФ включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящихся за пределами территориального моря РФ, на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории или на расстоянии 200 миль от берега. Континентальный шельф богат запасами нефти, газа и других как неживых, так и живых ресурсов.
    Исключительная экономическая зона – это морское пространство шириной до 200 миль от берега. Здесь прибрежные государства вправе создавать искусственные острова, установки и сооружения, проводить исследования, осуществлять защиту морской среды и естественных ресурсов. Эти вопросы регулируются Федеральным законом от 17.12.1998 № 191-ФЗ “Об исключительной экономической зоне Российской Федерации”.
    Государственная территория России отделяется от территории других государств государственной границей, режим которой установлен Законом РФ от 01.04.1993 № 4730-1 “О Государственной границе Российской Федерации”, а также иными федеральными нормативными правовыми актами, международными договорами и соглашениями Российской Федерации с сопредельными странами.
    6. Государственный язык РФ. Согласно Закону РФ от 25.10.1991 № 1807-1 “О языках народов Российской Федерации” статус государственного на всей территории России в соответствии со сложившимися историко- культурными традициями имеет русский язык как основное средство межнационального общения народов России.
    Такое решение вопроса о государственном языке вполне естественно, поскольку 86% населения России составляют русские, а подавляющее большинство лиц других национальностей считают русский язык своим родным языком.
    Признание русского языка государственным означает, что он изучается в образовательных учреждениях, на нем издаются официальные документы, ведется работа в законодательных, исполнительных, судебных органах государственной власти и органах местного самоуправления. Граждане, не владеющие русским языком, могут использовать в государственных органах, организациях и учреждениях, органах местного самоуправления родной язык, а в определенных законом случаях (например, в суде) им обеспечивается соответствующий перевод.
    Сохранение русского языка – вопрос национальной безопасности. После решения Республики Татарстан о переводе графической основы своего языка на латиницу в Закон РФ “О языках народов Российской Федерации” было внесено изменение о возможности использования в этих целях только кириллицы.
    7. Важным признаком конституционно-правового статуса Российской Федерации является наличие легитимных федеральных органов государственной власти: Президента, Федерального Собрания, Правительства, нормативные правовые акты которых обязательны на всей территории России. Система органов государственной власти в Российской Федерации построена на основе принципа разделения властей как по горизонтали, так и по вертикали.
    8. Абсолютная международная правосубъектность Российской Федерации. Россия является членом международного сообщества, заключает международные и межгосударственные договоры и соглашения с иностранными государствами, может неограниченно участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами.
    Конституция РФ в ст. 79 ставит для осуществления этого права два условия. Передача полномочий не должна: 1) влечь за собой ограничение прав и свобод человека и гражданина и 2) противоречить основам конституционного строя Российской Федерации.
    9. Наличие национальных Вооруженных Сил РФ. Военная доктрина, структура и организация Вооруженных Сил РФ определяются только федеральными органами государственной власти. Субъекты РФ не вправе иметь свои воинские формирования.
    Порядок руководства и управления Вооруженными Силами, функции Министерства обороны, Генерального штаба регулируются Федеральным законом от 31.05.1996 № 61-ФЗ “Об обороне”. Организация воинского учета, подготовки граждан к военной службе, порядок призыва и поступления на военную службу по контракту, прохождения службы и другие аналогичные вопросы регламентированы Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе”
    10. Наличие федеральной государственной собственности, которая составляет экономическую основу государственного суверенитета России. В федеральной собственности находятся федеральные энергетические системы, предприятия по производству ядерной энергетики и расщепляющихся материалов; федеральный транспорт, пути сообщения, космические предприятия, учреждения и организации; производство военной техники и другого военного имущества; здания, в которых расположены федеральные органы государственной власти; Московский государственный университет, Большой театр и т.д.
    Федеральная государственная собственность и управление ею относится к исключительному ведению Российской Федерации. Субъекты РФ также обладают собственностью, которая необходима для реализации их полномочий.
    11. Условиями государственного суверенитета Российской Федерации является единое экономическое пространство; единая денежная, кредитная система; единые правила валютного регулирования и валютного контроля, денежная эмиссия и основы ценовой политики.
    12. К конституционно-правовым признакам Российской Федерации относятся государственные символы: Государственный флаг, Государственный герб, Государственный гимн, столица.
    Государственным флагом РФ с 1991 г. является прямоугольное полотнище с соотношением ширины к длине 2:1 из трех разноцветных полос: верхней белой, средней лазоревой и нижней алой.
    Государственный герб РФ представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и – над ними – одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла, в красном щите, – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.
    Столицей Российской Федерации является город Москва. Столица Российской Федерации – местонахождение федеральных органов государственной власти России, представительств республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, города Санкт-Петербурга, а также дипломатических представительств иностранных государств в Российской Федерации.
    Государственным символом России является ее гимн. Текст Государственного гимна РФ написан С. В. Михалковым, мелодия – композитором А. В. Александровым.
    При официальном исполнении Государственного гимна РФ присутствующие выслушивают его стоя, мужчины – без головных уборов. В случае если исполнение Государственного гимна РФ сопровождается поднятием Государственного флага РФ, присутствующие поворачиваются к нему лицом.
    Исполнение Государственного гимна РФ в воинских частях, на военных кораблях и судах регламентируется общевоинскими уставами Вооруженных Сил РФ.

  8. OZEDE Ответить

    После октября 1918 г. идея правового государства по инерции упоминалась в работах ученых. Однако в ноябре 1929 г. в Институте советского строительства и права выступил Л. Каганович и резко обрушился на концепцию правового государства, охарактеризовав ее как буржуазную идею, неприемлемую для социалистического государства. Она была надолго забыта и нс упоминалась вплоть до XIX Всесоюзной партийной конференции, где Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев в своем докладе определил как одну из целей реформы политической системы СССР формирование правового государства. С этого момента начинается разработка этой идеи в современной российской юридической науке.
    Конституция РФ в ст. 1 определяет российское государство как правовое. Правовое государство характеризуется рядом признаков.
    Основной целью и признаком правового государства является соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина.
    Права человека и правовое государство в своем становлении и развитии неразделимы. Правовое государство представляет собой форму ограничения власти правами и свободами человека, которые являются важнейшим противовесом всесилию государственной власти, призванной обеспечить ее ограничение и самоограничение.
    В силу естественно-правовой концепции взаимоотношений личности и государства человек от рождения обладает естественными, неотчуждаемыми правами, которые государство не может ни отнять, ни ограничить, а должно гарантировать. Человек не может отказаться от принадлежащих ему естественных прав, таких как право на жизнь и безопасность, свободу мысли и слова. Никакая целесообразность не может оправдать нарушение прав человека. Это обеспечивается посредством провозглашения в ст. 2 Конституции РФ человека, его прав и свобод – высшей ценностью. “Не человек создан для государства, а государство для человека – таков теперь главный принцип их отношений”[1].
    Па достижение этой цели направлено закрепление в гл. 2 Конституции РФ широкого круга конституционных прав и свобод человека и гражданина, раскрывающих естественное состояние свободы и получающих высшую юридическую защиту. Так, в ст. 18 Конституции РФ провозглашается, что права и свободы человека и гражданина “определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием”. Это означает, что все ветви власти, органы местного самоуправления призваны охранять права и свободы человека и гражданина, обеспечивать в обществе разумный компромисс, предотвращая социальные катаклизмы и перевороты.
    Одной из главных задач в создании правового государства является утверждение верховенства закона, и прежде всего Конституции, во всех сферах жизни общества и государства.
    Свобода индивида, означая право выбора, предполагает и его подчинение нормам и правилам социальной жизни во имя достижения общественного согласия. В правовом государстве власть не имеет статуса и значения высшей ценности. Культ власти, свойственный авторитарным режимам, заменяется верховенством закона, конституции. Подчинение закону является необходимым условием демократии и правового государства.
    В правовом государстве конституция должна закреплять минимальную (неотчуждаемую, неотъемлемую) меру свободы индивида в данном обществе (права человека и гражданина) и тем самым устанавливать, что никому – ни частному лицу, ни органу государственной власти, ни органу местного самоуправления – не может быть дозволено то, что ущемляет минимальную неотчуждаемую свободу индивида.
    Необходимым условием правового государства является соответствие законов конституции. Это может обеспечить государство, которое исходит из принципов права при формулировании своих законов, проведении их в жизнь, в процессе осуществления всех своих функций.
    Разделение властей – необходимый признак правового государства. Суть разделения властей – в обеспечении защиты властью свободы граждан путем создания системы сдержек и противовесов, нейтрализующих тенденции к захвату власти той или иной группой граждан или отдельным должностным лицом.
    Независимость суда – важнейший признак правового государства. Он закреплен в ст. 120 Конституции РФ, которая гласит, что судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.
    Гарантиями независимости судей является их неприкосновенность (ст. 122 Конституции РФ), несменяемость (ст. 121 Конституции РФ), открытое разбирательство дел во всех судах (ст. 123 Конституции РФ), финансирование судов только из федерального бюджета также должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом (ст. 124 Конституции РФ).
    Плюрализм – важнейший признак правового государства. Преимуществом плюрализма как принципа демократического правового государства является то, что, отражая противоречивость мнений и позиций, создавая поле их борьбы, он значительно надежнее обеспечивает стабильность и устойчивость общества и государства, чем тотальное показное единство, которое неизбежно кончается взрывом и ведет к разрушению политической и экономической системы. Поэтому в правовом государстве необходима терпимость к оппозиции, подавление которой опасно. Чем больше размер подавления превосходит запас терпения, тем меньше вероятность существования конкуренции, состязательность политических сил. Чем меньше барьеров для соперничества, тем легче принимать взаимоприемлемые решения. Таким образом, плюрализм в качестве признака правового государства способствует учету мнения и интересов меньшинства, согласованию интересов различных групп населения, поиску компромисса.

  9. адвокат-инженер Ответить

    Форма правления

    Данное понятие характеризует организацию верховной государственной власти, порядок образования и взаимодействия се органов с гражданами. В ст. 1 Конституции РФ закреплено, что Россия имеет республиканскую форму правления. Это означает, что высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями. Современная республиканская форма правления зиждется на принципах народовластия (ст. 3), признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина (ст. 2), разделения властей (ст. 10).
    Республики подразделяются па парламентские и президентские. Различаются они главным образом тем, какой орган – парламент или президент – формирует правительство, и, соответственно, тем, перед парламентом или перед президентом отчитывается правительство. Анализ конституционных положений дает возможность характеризовать Россию как президентскую республику, где Правительство формируется Президентом н ответственно перед ним. В соответствии с положениями гл. 4 Конституции РФ

    Рис. 12. Конституционные основы российской государственности
    Президент РФ наделен и иными весьма широкими полномочиями. Теоретически это обосновывается историческими традициями, менталитетом населения, необходимостью стабилизации общественных отношений, формированием общенациональной идеи.
    Вместе с тем и Федеральное Собрание – российский парламент – имеет ряд полномочий в данной сфере. В частности, Государственная Дума дает согласие Президенту РФ на назначение председателя Правительства РФ, решает вопрос о доверии Правительству РФ, заслушивает ежегодные отчеты Правительства РФ о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой, выдвигает обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности (ст. 103 Конституции РФ). В связи с этим представляется целесообразным продолжать обсуждение проблемы о возможности использования в качестве формы правления в современной России президентско-парламентской республики, в которой сильное, подлинно самостоятельное правительство формируют и президент, и парламент при участии крупных политических партий, а контролируют правительство президент и парламент.
    Президентско-парламентская форма правления повысит управленческие возможности государственной власти, усилит роль коллегиальных органов – парламента, судов и в особенности Правительства РФ, но сохранит существенные, разумные позиции президента.

    Форма государственного устройства

    Россия в соответствии с ст. 1 Конституции РФ – федеративное государство, особенностями которого являются огромная территория, многонациональное население, множество субъектов Федерации, существенные различия социально-экономического развития регионов, политическая и правовая асимметрия.
    В состав России входят 83 субъекта Федерации с разным конституционно-правовым статусом: 21 республика, 9 краев, 46 областей, 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), одна автономная область (Еврейская) и 4 автономных округа. Среди них только республики определены как государства (ч. 1 ст. 5 Конституции РФ). Они обладают рядом прав, отсутствующих у других субъектов (например, установление собственных государственных языков). Вместе с тем во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ равноправны.
    Главной здесь выступает проблема нахождения и поддержки оптимального соотношения между деятельностью федеральной власти по обеспечению территориальной целостности, единства государства и стремлением регионов к большей самостоятельности. Всякие перекосы весьма опасны. Безмерное усиление федеральной власти – путь к сверхцентрализму и унитаризму. Следствием чрезмерной самостоятельности регионов могут стать сепаратизм, ослабление и разрушение государственности. Отсюда вытекает задача науки и практики – найти такую форму государственного устройства современной России, которая обеспечила бы эффективную управляемость, гармоническое развитие и укрепление федеративного государства в целом и всех субъектов РФ.
    Россия является конституционной федерацией, в основе которой лежит Конституция РФ. Федеративный договор 1992 г.1, ряд двусторонних договоров, соглашений между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ не меняют конституционной природы федерации. Часть 2 раздела второго Конституции РФ установила приоритет Конституции по отношению к нормам договоров.
    Субъекты РФ обладают государственной самостоятельностью, пределы которой установлены Конституцией РФ. Они имеют собственную территорию, являющуюся частью территории РФ. Они принимают конституции (республики), уставы (другие субъекты РФ), законы и иные нормативные правовые акты, учреждают собственные органы государственной власти, включая высшие органы законодательной (представителъной) и исполнительной власти. Субъекты РФ имеют в собственности имущество, необходимое для осуществления собственных полномочий. Они вправе осуществлять международные и внешнеэкономические связи с субъектами иностранных федераций, административно-территориальными образованиями иностранных государств, вправе участвовать в деятельности международных организаций в рамках органов, созданных специально для этой цели.
    Государственная самостоятельность субъектов РФ не означает, что они обладают суверенитетом. Они не образуют федерацию, а находятся в ее составе, не обладая правом на сецессию (односторонний выход из состава федерации). Отсутствие у субъектов РФ государственного суверенитета подтвердил Конституционный Суд РФ в постановлении от 7 июня 2000 г. Суд указал, что Конституция РФ не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти, помимо многонационального народа России, и, следовательно, не предполагает существования в России какого-либо иного государственного суверенитета, помимо суверенитета Российской Федерации.

    Государственно-политический режим

    Это система способов, методов, идеологических средств осуществления политической власти в целом и государственной в особенности. Конституция РФ устанавливает в нашей стране режим демократии (ст. 1), характеризующийся принадлежностью государственной власти народу, выборностью представительных органов государственной власти (ст. 3), закреплением за гражданами политических и иных прав, свобод и их гарантий (гл. 2), обеспечением идеологического и политического многообразия, многопартийности (ст. 13), наличием конституционно-правовых гарантий реализации провозглашенного демократического режима.
    Демократический режим предполагает создание соответствующих условий для проявления экономической, политической и правовой активности граждан и их объединений, для свободы творчества и гласности, вовлечения граждан в обсуждение и решение различных вопросов государственного и муниципального строительства, обеспечения информационной открытости публичной жизни и тайны частной жизни, прозрачности и ответственности за расходование бюджетных средств, деятельности чиновно-бюрократического аппарата.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *