Как приучить ребенка в 2 года засыпать самостоятельно?

16 ответов на вопрос “Как приучить ребенка в 2 года засыпать самостоятельно?”

  1. griggs1299 Ответить

    С большой долей вероятности в течение 5-15 минут ребенок появится рядом с вами с просьбой попить/покушать/прогнать страхи. Я лично не рекомендую выполнять просьбы малыша по первому требованию.
    Это сейчас я стала такая умная, это — про первое требование. Вспоминаю события давних лет с улыбкой, ведь сколько приходилось раз дать попить, поцеловать, укрыть, снова сделать домик из одеялка и т.д.
    Здесь главное — самой не нервничать  А то есть риск получить опасную привычку заедать стресс и проблемы со сном в дальнейшем. Достаточно отвести обратно в свою комнату вашу радость( малыша), положить в кроватку, поцеловать и снова выйти.
    Вполне вероятно, что так будет повторяться много раз, некоторые мамы пишут про 3-5 раз, а у кого-то ребенок весьма настойчив и укладывать его надо по 35 раз.
    Важно знать – все эти 35 раз надо доброжелательно, но настойчиво отводить кроху в свою комнату, ласково желать доброй ночи и выходить.
    Обязательно говорить малышу, что вы его любите, что завтра будет новый чудесный день и самое время посмотреть красивый интересный сон.
    По моему опыту и опыту моих подруг и подписчиков – спустя 5-10 дней ребенок засыпает самостоятельно.

    Дорогие мои родители, чей малыш очень сильно плачет и категорически не готов к своему отделению! Возможно, ему еще не время, возможно, у него есть страх, испуг, идущий из раннего младенчества.
    Просто отложите этот процесс на неделю, месяц-другой. Возможно, стоит поменять наволочки, простыни, подушки или одеяло, выбрав их вместе с ребенком. Заменить кровать на диван (дети с удовольствием подражают взрослым и любят собственные взрослые вещи). А может, нужен ночник?
    Если насильно переселять в свою комнату, это грозит энурезом вплоть до подросткового возраста.
    На этом всё. Я желаю вам терпения, настойчивости. Главное — чувствовать потребности своего чада. Не помешает обсудить этот вопрос с более опытными друзьями или поделиться с друзьями этой информацией.
    С уважением, Ирина Яровикова

  2. Lesnickow2010 Ответить

    у нас дети примерно одного возраста, у меня почему то все получается успевать,
    примерный распорядок дня такой:
    встаем в 9, завтракаем, сразу моем посуду, провожаем папу на работу, заправлем постели, готовлю ребенку и себе обед (обычно бросаю в пароварку котлеты или рыбу и гарнир) собираемся и выходим (примерно в 10 часов) гулять. Гуляем 1-2 в завивисомости от погоды. В конце прогулки заходи в магазин за необходимыми покупками.
    Приходим домой, обед ребенку готов, кушаем, сразу моем посуду (2 тарелки проще помыть чем целую гору). Потом валяемся на диване, “читаем” книжки – это у нас такой плавный переход к дневному сну. Потом укладываю её спать. Примерно час трындю в интернете, потом как парвило сама ложусь сплю немного.
    После ребенкиного сна: полдничаем, после полдника включаю ребенку клипы или мультик, сама иду готовить семье ужин. Ребенок или колбасится в комнате, периодически прибегая ко мне на кухню или сидит со мной на кухне за столом – рисует, балуется с пластилином, сейчас еще выдаю ей вареные овощи, ягоды, пластиковый ножик, тарелки – и она тоже “готовит” со мной или, “моет” посуду – ставлю стул к раковине, выдаю разных плошек и чащек – они с ними балуется под водой. На приготовление еды уходит примерно час-полтора.
    Затем мы делаем мало мальскую уборку – пол протираем (ребенку выдается маленькая тряпочка), пылесосоим, протираем пыль (раз в неделю-две :crazy: ).
    Затем либо играем с ребенком либо идем гулять во двор.
    Потом у нас папа приезажет, кушаем, папа отдыхает и они идут ставить машинуи к бабушке, у меня есть час-два отдыха – я в это время именно отдыхаю!
    приходят они сейчас в 9-10, ребенку купаю, мы валяемся на диване, ребенок колбасится, в районе 11 часов вечера прибираем игрушки, желаем им спокойной ночи и Соника укладываем в кроватке. Процесс укладывания занимает примерно 5-10 минут. Если бы начинали укладывать в 9 -1 часов вечера, то точно так же она засыпала бы только после 11 часов.

  3. vesm Ответить

    Итак, как это делала я.
    Сначала я пробовала то затемнить комнату, то просто использовать белый шум, то проводить ритуалы, то просто следовать режиму. Моей огромной ошибкой было то, что я бросалась от одного к другому и не пыталась использовать все в комплексе. Результат появился тогда, когда я действительно использовала все рекомендации в комплексе и начала действовать последовательно и планомерно.
    На первом этапе я создала условия для сна и попыталась выстроить хоть какое-то подобие режима. Пока еще с привычными методами укладывания и сном в уже привычной родительской кровати.
    На втором этапе я ввела ритуалы укладывания, но само укладывание я проводила по привычной для ребенка схеме (ложилась вместе с ним в своей кровати, если бы это было укачивание – укачивала бы. В общем, ребенок засыпал именно так, как он привык засыпать). На этом этапе мне важно было, чтобы ребенок запомнил, к чему ведет ритуал (к засыпанию). Когда ребенок привыкает к ритуалам, он уже понимает, что после последнего действия нужно спать, его организм более к этому готов и обучение СЗ дастся легче.
    На третьем этапе, когда я увидела, что после проведения ритуала ребенок готов к засыпанию, я стала укладывать его в кроватку. Конечно, в первое время это вызывало в нем недоумение. Но самое удивительное для меня было то, что мы практически обошлись без слез. Да, поначалу сын, оказавшись в кроватке, глазел, вставал, играл своими руками и ногами, но постепенно все же засыпал сам. Если я видела по нему, что он готовится заплакать – я начинала спокойно и тихо с ним разговаривать – Егорушка уже большой, Егорушке надо отдыхать, все отдыхают в своих кроватках – несла любую околесицу, но главное, чтобы это было связано со сном и говорить тихо, успокаивающе. Постепенно время его бодрствования в кроватке после ритуала сокращалось. Сейчас он засыпает в течение 10-15 минут после укладывания в кроватку.
    По отдалению себя от кроватки ребенка во время засыпания и по величине интервалов выхода из комнаты я ориентировалась полностью положившись на свою интуицию. Смотрела на реакцию ребенка и просто понимала, что он готов к увеличению расстояния между нами. Поэтому тут я не могу назвать никаких временных диапазонов – все дети разные, это очень индивидуальные величины.
    После того, как я добилась того, что ребенок стал стабильно засыпать сам, я приступила к самому сложному:
    Продление дневных снов.
    Для меня этот этап был действительно самым сложным и непонятным, потому что совершенно неясно, как объяснить маленькому ребенку, что он поспал мало и надо поспать еще. Я продолжала искать информацию. И нашла. Есть такое правило – правило тихого часа. В подробностях я не нашла информацию, поэтому расскажу, как это правило поняла я и как я действовала. Нам помогло, дневные сны стали длиннее.
    Для дневных снов нужно ввести ритуал не только на засыпание, но и на пробуждение. Ритуал на пробуждение станет своеобразным сигналом для ребенка, что можно просыпаться. Самое сложное здесь для меня было – выдержать положенное время в тишине в темной комнате, когда ребенок уже вовсю просится достать его из кроватки. То есть, вот по режиму положено ребенку поспать 1,5-2 часа, а он проснулся через 40 минут. Весь этот остаток времени я проводила с ним в комнате. Если он лежал молча, то и я молчала. Если он пытался начать плакать и проситься из кроватки – все также тихо, успокаивающе с ним разговаривала. Обучение дневным снам по времени было для нас самым длительным. Сначала результатом стало то, что он проснувшись через 40 минут стал просто тихонько лежать. Затем, если я видела, что он поспал мало – я тихим, но настойчивым и твердым голосом говорила, что надо еще поспать, употребляла те же слова и фразы, которые использовала во время ритуала на сон. Ритуалом на пробуждение у нас служат выключение белого шума, открытие штор.
    Тут еще надо отметить, что даже если ребенок просто полежит это время без сна, но без всякой нагрузки – это все равно даст ему отдохнуть лучше, чем если сразу поднять его через 40 минут, когда он проснулся.
    Что еще важно при обучении ребенка СЗ?
    Терпение, настойчивость, постоянство и стабильность.
    Если вы приняли решение обучать ребенка СЗ, то будьте последовательны и настойчивы. Нельзя один-два дня действовать по выбранной методике, а потом на один день вернуться к старому способу укладывания, а потом снова обучать СЗ. Расскажу пример, с которым столкнулась я.
    В тот момент, когда ребенок уже показывал первые стабильные успехи в самостоятельном засыпании, мне понадобилось уехать на весь день, и с сыном остался папа. Несмотря на все мои просьбы и увещевания уложить сына на дневной сон в кроватке по подробной моей инструкции, муж положил его на оба дневных сна в нашу родительскую кровать и сам лег с ним, а в ночь уложил на кровати, а потом переложил в кроватку. На следующий день, при первом же укладывании на дневной сон сын устроил мне двухчасовое испытание на прочность моих нервов. Он не истерил, но героическим усилием воли не спал и показывал, что ему надо спать в родительской кровати. Уснул с горем пополам. Естественно, из-за такого временного интервала у нас сдвинулся и второй дневной сон. На второй сон тоже пытался показать на родительскую кровать, но уснул уже легче. Да, мне было безумно жалко его, но я понимала, что если я сейчас сдамся, то все мои труды и достижения пойдут просто псу под хвост, и начать обучение СЗ во второй раз будет гораздо сложнее, поэтому я не сдалась и добилась своего.
    Мои страхи по поводу обучения СЗ.
    1. Страшно было на дневные сны затемнять комнату. Вдруг ребенок в темноте попутает день с ночью? Не попутал. Все в порядке.
    2. Раннее укладывание на ночной сон. Подсознательно мы воспринимаем раннее укладывание как признак раннего подъема ребенка. Но нет. По своему сыну я однозначно могу сказать, что если я его укладывала в 21.00-22.00, то он мог проснуться в 5 утра. А при укладывании в 19.00-19.30 – спал до 6.30-7.00. Сейчас даже до 7.30 бывает. А потом я осознала, что какой смысл мариновать уставшего капризного ребенка до 21.00, если утром он все равно встанет в 6.00-6.30? Но при этом, при раннем укладывании его сон будет дольше и качественней.
    Вот такой у меня опыт обучения ребенка СЗ. Если что-то упустила – спрашивайте в комментах. Если я через это прошла и смогу ответить – отвечу. Если я не смогу ответить на ваш вопрос, то так и напишу, что я не знаю и лучше обратиться к специалистам. Потому что я не специалист, я только своего ребенка научила спать, а тонкостей и нюансов может быть очень много.

  4. GambeRRo Ответить

    Грудного

    Многие родители отмечают тот факт, что чем ребёнок младше, тем легче его научить засыпать самостоятельно. Дети в возрасте 2-3-х лет тяжелее принимают новые условия сна.
    Но, как уже было сказано выше, если ваш малыш находится на грудном вскармливании, лучше приступать к любым переменам тогда, когда он будет отлучён от груди. Хотя и здесь есть вариант.
    В основном груднички засыпают сразу же после или во время кормления. Но есть и такие, которые после того, как поедят, ещё некоторое время бодрствуют.
    Их имеет смысл приучать к самостоятельному отходу ко сну в самом нежном возрасте. Не сразу же после рождения, конечно. Когда контакт малыша со своей мамой ему жизненно необходим. Но уже в возрасте 2-3 месяцев вполне можно начинать.
    После того, как малыш высосет свою порцию молока (смеси), с ним можно немного поиграть, поговорить, чтобы ребёнок учился распознавать моменты бодрствования.
    Затем кроху можно положить в кроватку и отойти от него. Будьте где-то поблизости. Если карапуз поймёт, что вы рядом и готовы откликнуться на его зов, он будет чувствовать себя защищённым, а значит, спокойным. И заснёт без труда.

    Видео «Ребёнок засыпает только с грудью. Что делать?» Комаровский

    Годовалого

    Те, кто интересовался темой детского сна на просторах Интернета, наверняка встречали рекомендации воспользоваться методом доктора Эствиля, чтобы в кратчайшие сроки научить ребёнка засыпать самостоятельно.
    Этот метод заключается в следующем: после того, как вы уложили кроху в кроватку, вы можете заходить к нему строго через указанные временные интервалы, которые с каждым днём увеличиваются, и только для того, чтобы показать крохе, что вы его не бросили. Никакой жалости, поцелуев и объятий, не смотря на слёзы и мольбы.
    Некоторые психологи раскритиковали подобный подход в пух и прах. А другие считают, что он имеет право на существование. Но использовать его можно не ранее, чем ребёнку исполнится 1 год, а то и позже.

  5. pechenka25 Ответить

    Ритуалы засыпания
    Мы уже говорили о том, что вы значительно облегчите малышу засыпание, если позаботитесь, чтобы его последний час перед сном прошел в спокойной, привычной, полной любви обстановке. Это время перехода от активной части дня к спокойной, от новых впечатлений к знакомому уюту, от шума и подвижных игр к тишине и покою…
    Успокоиться и настроиться на сон ребенку поможет введение так называемого ритуала засыпания – действий, повторяющихся ежедневно в определенной последовательности и вырабатывающих у малыша своего рода условный рефлекс – установку на сон. Элементами такого ритуала могут стать, например, купание, массаж, пеленание, одевание пижамы, чистка зубов, чтение сказки, любимая колыбельная, кукла или мягкая игрушка, «ложащаяся спать» вместе с малышом, и т. д. И, конечно, нежность родителей и любимый мамин голос, который будет вспоминаться малышу всю жизнь!
    С вами наверняка случалось, что какой-то запах или вкус вызывал вдруг в вашей памяти картины из детства или какая-то деталь в одежде напоминала конкретного человека. Так и у детей, привыкших к определенному вечернему ритуалу, знакомая мелодия или любимая игрушка в кроватке вскоре начнут ассоциироваться со сном. А близость и любовь родителей в это время наполнят душу малыша уверенностью, что он желанный и любимый, и с этой уверенностью малютке будет гораздо проще уснуть одному.
    Детишкам же, привыкшим засыпать только с помощью разного рода вспомогательных средств (бутылочка, укачивание на руках и пр.), введение ритуала засыпания поможет отказаться от них. Новый ритуал как бы заменит прежнюю привычку и облегчит переход к моменту, когда малютка окажется в своей кроватке один.
    Ритуалы засыпания важны как для младенцев, так и для старших детей, поэтому их содержание должно изменяться в соответствии с возрастом и потребностями ребенка.
    1. В первый год жизни малыша рутинная часть ритуала (подготовка ко сну) еще тесно переплетается с родительской нежностью, ласковыми словами и прикосновениями. Купая, пеленая или переодевая малютку вечером, вы можете гладить его, делать ему массаж, петь песенки, рассказывать о прошедшем и новом дне. Не забудьте делать это каждый день в одной и той же последовательности, чтобы малыш заранее знал, что будет дальше. Только в этом случае эти действия станут для ребенка ритуалом и сигналом ко сну. Укладывая малютку в кроватку, нужно обязательно говорить одну и ту же фразу, которая станет для него привычной, например: «а теперь пора спать, чтобы набраться сил для нового дня» (или какую-то другую, которая даст малышу понять, что наступило время сна). Задергивание занавесок, выключение света (включение детского ночника) и нежный поцелуй со словами: «Спокойной ночи, сыночек (доченька)! Я тебя очень люблю!» – станут заключительным пунктом ритуала, после которого вы должны выйти из комнаты. И действуйте уверенно, потому что, почувствовав неуверенность в ваших действиях или вашем голосе, малыш обязательно попытается удержать вас обиженным плачем. (О том, что делать, если ребенок плачет, мы поговорим в разделе «Если ребенок не хочет ложиться спать один (метод Фербера)»).
    2. Чтобы проследить за тем, уснул ли малыш, очень удобно такое изобретение техники, как радионяня. Включив ее, вы сможете спокойно передвигаться по дому, а не стоять на цыпочках под дверью, прислушиваясь к каждому шороху за ней.
    3. Для более старших детей рутинную подготовку ко сну можно сократить до необходимого минимума, зато уютную часть с мамой или папой в детской комнате стоит немножко растянуть. Это то время, когда малыш наслаждается безраздельным вниманием своих родителей, – полчаса, принадлежащие ему одному. Вы можете, посадив ребенка на колени, почитать ему книжку или просто рассматривать вместе картинки, называя вслух то, что на них изображено. А может быть, вы споете малышу или расскажете ему добрую историю. Многие люди и в зрелом возрасте помнят мамины сказки и колыбельные. Или можно негромко включить кассету и покачаться с ребенком, например, в кресле-качалке. Если малыш привык засыпать с любимой игрушкой, вы можете вовлечь ее в вечерний ритуал. Пусть зайчик, мишка или кукла скажут потом ребенку, что пора ложиться спать, и спросят, разрешит ли он им сегодня спать вместе с ним. Дайте волю вашей фантазии в эти минуты. Но помните о том, что все ваши действия должны стать для малыша привычкой и повторяться изо дня в день, даже если вам это покажется скучным. Только в этом случае уютные минуты перед сном будут ассоциироваться для ребенка с засыпанием.
    4. Выбирая вечерний ритуал, очень важно заранее определить его временные рамки и предупредить о них малыша. Если вы не сделаете этого, ребенок не захочет остановиться и попытается всеми силами растянуть приятное занятие («еще одну историю, мама, ну пожа-а-а-луйста…!»). Проще всего провести границу сразу и договориться с малышом, что прочитаете ему, например, только одну историю или только одну детскую книжечку. Можно показать на часы в комнате и сказать, что будете читать, пока вот эта стрелка не дойдет вот до этой цифры. Даже не знающему цифр малышу это покажется наглядным и логичным (по крайней мере, для моих детей это всегда был железный аргумент). Определив границы, оставайтесь тверды и не нарушайте их даже в качестве исключения. Почувствовав слабинку, ребенок постарается воспользоваться ей, чтобы оттянуть время сна. Он поймет: достаточно поканючить, и он получит желаемое. Вы же станете нетерпеливы, малыш, почувствовав это, начнет капризничать, и весь ритуал уже не будет иметь желаемого действия. 5. Заключительный пункт ритуала для старших детей тот же, что для маленьких (задернутые занавески, выключенный свет, нежный поцелуй с ласковыми словами на ночь). Если вы использовали для определения временных рамок часы, то сейчас как раз нужный момент, чтобы указать ребенку на них. Например, со словами: «Ну вот, смотри – маленькая стрелка уже дошла до цифры „семь“», – вы убираете книжки с игрушками и укладываете малыша в детскую кроватку.
    Все приведенные в этой главе элементы ритуала – только примеры. Вы можете использовать их или придумать свои собственные, неповторимые. Ведь вы лучше других знаете своего ребенка – что он любит, в чем нуждается, что его успокаивает.
    1. Например, купание действует на большинство детей успокаивающе, но есть и такие, которых оно возбуждает. Кроме того, ежедневный контакт с водой может вызвать раздражение чувствительной детской кожи, а на самый нейтральный детский шампунь, если его использовать ежедневно, у ребенка может появиться аллергическая реакция. Сильнопахнущие шампуни имеют порой возбуждающее действие, а вот специальные успокаивающие эфирные масла могут помочь вашему малышу уснуть, если, конечно, у него нет на них аллергии.
    2. Очень любят детишки перед сном нежный массаж. Для этого не обязательно ходить на специальные курсы и обучаться определенным приемам (хотя это может быть и полезным). Осторожные, ласковые поглаживания вдоль всего тельца малютки, с головы до ног, наверняка понравятся ему. Положитесь на свою родительскую интуицию, наблюдайте за реакцией малыша и – главное – вложите в движение рук всю вашу нежность и любовь. Вы можете использовать также специальное массажное масло. Но избегайте, как и в случае с шампунем, сильно-пахнущих средств, способных возбудить малютку, вызвать у него аллергию или проблемы с дыханием.
    3. После массажа наденьте на малыша пижаму. Процедура надевания пижамы воспринимается большинством детей как первый сигнал ко сну.
    4. С появлением у малютки первого зубика рекомендуется сделать частью ритуала чистку зубов. Тогда малыш буквально вырастет с этой привычкой, и чистка зубов будет для него делом само собой разумеющимся. Пока режутся зубки, десны малыша очень чувствительны, поэтому вы можете использовать для чистки первых зубов смоченные в воде ватные палочки. Когда же зубиков будет целый ряд, можно перейти к специальной (маленькой и мягкой) детской зубной щетке.
    5. Маленькие детишки засыпают лучше, если время перед сном проходит в тихой, уютной атмосфере с приглушенным светом. Постарайтесь говорить и петь тихо. Кассета со сказкой или музыкой тоже не должна звучать громко. Если ребенку придется прислушиваться, он будет меньше шуметь и ворочаться в кроватке.
    6. Лучше, если музыка будет успокаивающей, а сказка доброй. Захватывающие истории могут возбудить малыша, а злые персонажи могут сниться ему ночью, нарушая его сон. Многие ребятишки быстро начинают клевать носом, если им читают сказку монотонным голосом. Другие же с интересом следят за ходом событий и любят чтение выразительное, с изменяющимся (в зависимости от того, какому персонажу принадлежат эти слова) голосом. Бывает, что какая-то история настолько нравится малышу, что он просит читать (или рассказывать) ее каждый день. Таким образом, ребенок сам помогает родителям выбирать свой вечерний ритуал.
    7. Для старших ребятишек большим воспитательным действием обладают собственные, сочиненные родителями истории, отражающие, например, актуальную ситуацию в семье. Так, в непослушном мышонке малыш сможет узнать себя, а в заботливой маме-мышке свою маму. История-сказка поможет ребенку взглянуть на себя со стороны и иногда увидеть домашнюю ситуацию совсем по-новому. А уж способность малышей проводить параллели поистине достойна восхищения!
    8. Многие детки любят, засыпая, укладывать рядом с собой любимую игрушку, куклу или даже свернутую пеленку, к которой они могут прижаться щечкой. Любимая мягкая игрушка или кукла в этот момент как бы оживает и становится верным товарищем, которому можно поведать свои радости и горести, которого можно посильнее прижать к себе, чтобы не чувствовать себя одиноко. 9. Если малыш боится темноты, вы можете, выходя из комнаты, оставить включенным ночник или наклеить на потолок детской комнаты специальные звездочки, светящиеся в темноте. Одна мама даже придумала обычай мастерить с ребенком вечером специальные ловушки для страхов и ставить их перед дверью в детскую комнату. Уж тогда ни один плохой сон и никакие сказочные персонажи не осмелятся побеспокоить спящего малыша, не так ли?
    9. А вот мои мальчишки очень любили, чтобы им на ночь чесали спинку или делали специальный игровой массаж со стишками. (Помните: «Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы, едет поезд запоздалый…»? Для тех, кто не помнит, я привела этот игровой массаж в приложении). И привычка эта сохранилась у ребят до самого переходного возраста!!! Забавно было слышать вечером, как уставшие школьники звали меня из своих кроватей: «Мама, а массаж?» Или: «Мама, когда ты придешь делать „рельсы“?» В возрасте, когда открыто проявлять ласку по отношению к маме мальчики уже стеснялись, вечерний массаж стал для них единственным допустимым выражением близости и нежности, в которой они еще так нуждались.
    10. Очень нравится детишкам также поговорить или посекретничать перед сном с мамой или папой.
    Особенно в семьях, где оба родителя работают, для малыша это зачастую единственная возможность побыть с родителями с глазу на глаз, поделиться с ними своими переживаниями, опасениями, идеями. А для родителей это возможность ближе узнать своего ребенка: чем он живет, как развивается, о чем беспокоится… Даже если малыш весь день проводит с мамой, он днем зачастую так занят игрой и происходящим вокруг него, что для близости, нежности и беседы просто не остается времени. А вечером, в тишине и покое, вся обстановка располагает к ласке и пониманию. Именно в конце дня уставший ребенок нуждается в них больше всего.
    12. Последние минуты перед сном – замечательный шанс побыть с ребенком также для папы, который весь день был на работе. Ведь малышу очень нужны папина ласка и забота. А близость папы перед сном позволит малютке уснуть в спокойной уверенности, что папа рядом, любит его и будет оберегать его всю ночь.
    13. Со старшим ребенком вы можете поговорить о прошедшем дне, вспомнить приятные события, а также рассказать ему о планах на завтра. Дети любят, когда происходящее вокруг для них понятно и предсказуемо. Особенно крупные, важные события в детской жизни (поездки, встречи с другими людьми, праздники и т. д.) требуют того, чтобы малыш подготовился к ним, настроился на них. И даже если речь идет о событиях обычных (например, о том, чтобы сходить с мамой в магазин), ребенок будет спокойнее и лучше вести себя там, если вы заранее его к этому подготовите и обговорите правила поведения (оставаться рядом с мамой, не кричать, не хватать ничего без спроса и пр.). Вы можете также договориться о том, что произойдет в случае несоблюдения малышом этих правил, только не забудьте потом выполнить обещанное, иначе ребенок перестанет принимать ваши слова всерьез!
    14. Малышу, которому уже исполнилось 3-4 года и который уже научился размышлять, можно сказать, что все его друзья (хорошо будет перечислить их по именам) уже легли спать или спят. Объясните, что это время, когда все маленькие детки ложатся спать, чтобы набраться сил для нового дня. Напомните, что в это время он ложится спать каждый день и будет ложиться и дальше. Как подчеркивает американский психолог и врач-педиатр Аллан Фромм в своей книге «Азбука для родителей», важно, чтобы ребенок уяснил необходимость ложиться спать, даже если это противоречит его желанию. Понимание, что в жизни нельзя делать только то, что нам нравится, станет первым важным шагом на пути к духовной зрелости маленького человечка.
    15. Вы можете рассказать ребенку, что вы, когда были маленькими, тоже ложились спать в это время, а сейчас будете поблизости, чтобы прийти к малышу, если он позовет вас. А в дни, когда я особенно уставала, я иногда говорила дочурке, что ложусь спать, и просила не мешать мне. Обычно она понимающе затихала в своей кроватке и вскоре мирно засыпала.
    16. Подскажите ребенку что-то хорошее, о чем он мог бы думать, засыпая, и пожелайте ему спокойной ночи.
    17. Договоритесь с малышом, что утром, когда он проснется, он может прийти в вашу спальню и разбудить вас. Многим ребятишкам такая перспектива помогает заснуть.
    18. Иногда я говорила своей дочурке: «Сейчас я пойду уберу посуду на кухне (или помоюсь в ванной, зашью дырку на брюках, доварю суп, допишу письмо.) и потом приду к тебе еще раз, чтобы пожелать спокойной ночи. Эти слова успокаивали доченьку, и когда я снова заглядывала в ее комнату, она уже спокойно посапывала в своей кроватке.
    19. Старшие дети любят засыпать с открытой или приоткрытой дверью в детскую комнату (если, конечно, им не мешает при этом шум, доносящийся из других комнат). Как только малыш уснул, дверь можно закрыть. Очень хорошо действует и договоренность с ребенком: дверь остается открытой при условии, что он тихо лежит в своей кроватке. Большинство детей не любят оставаться за закрытой дверью, поэтому стараются вести себя тихо и в результате быстрее засыпают.
    20. Часто родители спрашивают, можно ли малышам смотреть на ночь телевизор. Конечно, один добрый мультик вечером не помешает, но только один и только добрый. Увиденное не должно возбудить или испугать ребенка, что помешает его спокойному сну. А телевизор никак не должен стать заменой родительского внимания. Вечерний мультфильм может быть только начальным пунктом ритуала, после которого малыш начинает готовиться ко сну. Последние же минуты дня ребенок обязательно должен провести с близкими, в гармонии и покое.
    21. Для старших ребят частью ритуала засыпания может стать спокойная игра в одиночку в детской комнате. Мы уже говорили о том, что чем старше малыш становится, тем меньше сна ему требуется и тем позже он засыпает вечером. Но родители тоже нуждаются в отдыхе в вечерние часы. Поэтому хорошим компромиссом может стать ритуал, совмещающий близость родителей и самостоятельную игру ребенка в своей комнате.
    22. Например, вы можете помочь малышу подготовиться ко сну (почистить зубы, надеть пижаму и пр.) и договориться с ним, что придете в его комнату через полчаса или час. В это время ребенку можно (это всегда звучит привлекательнее, чем «нужно») оставаться в своей комнате и спокойно играть. Обычно малыши с удовольствием соглашаются на это условие, если им при этом разрешается позже лечь спать. Вы можете также показать ребенку на часы и сказать, что мама (или папа) придет к нему, когда вот эта стрелка дойдет до этой цифры. Как только время истекло, нужно обязательно выполнить обещание, иначе малыш перестанет вам верить.
    23. Если он, как обещал, провел все время за спокойной игрой, то наступает вторая часть ритуала, в которой ребенку принадлежит безраздельное внимание его родителей. Это время близости и нежности, чтения и музыки, беседы и секретов. Это время счастья для вас и для вашего малыша. Может быть, он будет ждать этих минут весь день. Попробуйте и вы на время забыть обо всем и погрузиться в мир детской радости и фантазии. Ведь время проходит очень быстро. Не успеете оглянуться, как ваш птенец улетит из гнезда, и вы с болью в сердце будете жалеть о том, что не смогли провести с ним больше времени, пока он был маленьким…

  6. Glasserson Ответить

    Существует несколько различных техник самостоятельного засыпания. Выбор нужной определяется в первую очередь возрастом ребенка: к малышам до года необходим иной подход, нежели к 3–4 летним деткам.
    Проще всего приучить к самостоятельному засыпанию детей в возрасте до полугода. В общих чертах стратегия родителей заключается в следующих шагах:
    Заметить признаки усталости: капризы, сонные глазки и т. д.
    Провести с малышом около 5 минут в спокойных занятиях.
    Уложить малыша в кроватку в проветренной комнате. Если в комнате прохладно, то лучше надеть ребенку теплую пижаму, чем укрывать, т. к. в противном случае дети начинают инстинктивно ворочаться и дрыгать ногами, пока не скинут одеяло, а это может согнать с крохи сон. Погладьте малыша, произнесите шепотом что-то успокаивающее, и выйдите из комнаты.
    Если после вашего ухода ребенок начал плакать, выждите 1–3 минуты и вернитесь к нему (начинать лучше с 1 минуты, постепенно увеличивая время).
    Снова погладьте, спойте песенку и покиньте комнату на 1–3 минуты. Такие шаги можно предпринимать до тех пор, пока ребенок не заснет. Но обязательно следите за характером плача ребенка! Если малыш истошно плачет и просто ваше присутствие его не успокаивает, то возьмите его на руки, походите по комнате, сделайте то, что обычно помогает вам успокоить кроху. Только следите за тем, чтобы ребенок не уснул у вас на руках, поэтому как только он успокоится, снова кладете его в кроватку и повторяете весь процесс снова.
    Если ребенок в течение 40–45 минут не засыпает, то немного отвлекитесь – прогуляйтесь по комнатам, умойтесь, попейте водички, и затем снова возвращайтесь к п. 3.

  7. Pol_Kiev Ответить

    Учить самостоятельному засыпанию нужно в течение довольно длительного времени. Облегчает процесс выработка определенного ритуала перед сном, который повторяется ежедневно и становится почти рефлексом.
    Известно большое количество приемов приучения к самостоятельному сну. Различают 2 группы методов:
    «Пусть плачет» – революционные способы, допускающие плач ребенка перед сном. Несмотря на некоторую жесткость и нервозность, действуют быстро, но не все родители готовы к подобным испытаниям.
    «Не плачь» – более лояльные способы обучения автономному сну. Для достижения результатов требуется больше времени, терпения и последовательных действий взрослых.

    Способы обучения самостоятельному засыпанию

    Метод Вайсблута «Проплакаться до засыпания» заключается в том, что взрослые укладывают младенца в кроватку, уходят из комнаты и, игнорируя плач карапуза, дожидаются засыпания. Разработчик рекомендует применение метода с 4 месяцев и гарантирует быстрый эффект (3-4 дня). Минус в том, что создается стрессовая ситуация для всей семьи, продолжительный плач неблагоприятен для головного мозга ребенка. Метод подходит родителям с крепкой нервной системой.
    Способ Фербера «Метод периодического контроля» заключается в том, что родители укладывают кроху в кроватку и оставляют его, периодически возвращаясь и успокаивая ребенка. Время между визитами к младенцу с каждым разом увеличивается: родители в первый раз возвращаются через минуту после ухода, во второй раз – через 5 минут, в третий – через 10 минут. Так до тех пор, пока младенец не уснет. Результата добиваются быстро, за 4-5 дней, но отрицательные стороны такие же, как и в предыдущем способе (стресс для всей семьи, возможный ущерб для головного мозга крохи).
    Метод Трейси Хогг «Обняли – положили» состоит в том, что, уложив грудничка в кроватку, родители пытаются успокоить малыша с помощью шипения и похлопывания. Если это не помогает, берут кроху на руки, как только он успокаивается, кладут обратно. Так далее, пока ребенок не уснет. Разработчик гарантирует высокий результат, достигаемый медленными темпами. Этот метод не создает такой эмоциональной напряженности, как предыдущие, но и цель достигается не в таком быстром темпе и с большими усилиями.
    Метод Элизабет Пейнтли заключается в поэтапном уменьшении помощи ребенку. На первом этапе взрослые успокаивают младенца до момента засыпания. На втором этапе утешают только до полусонного состояния. На третьем этапе усмиряют без поднимания на руки. На четвертом утихомиривают при помощи легкого прикосновения, потом убаюкивают кроху с помощью слов, на последнем этапе успокаивание происходит на расстоянии. Метод мягкий, не создает стрессовых ситуаций, требует от родителей терпения и довольно много времени для достижения результата.
    Метод Кима Веста «Медленный уход» состоит в том, что, уложив ребенка в кроватку, один из родителей сидит возле нее на стуле и успокаивает кроху ласковыми словами и прикосновениями. Один раз в 3-4 дня стул отодвигается от кроватки и степень помощи грудничку уменьшается. Это один из самых щадящих способов обучения автономному отходу ко сну. Результат достигается очень медленными темпами, но процесс не травмирует психику ребенка.

  8. Sudarikov1975 Ответить

    От 4 месяцев до 1 года

    Дети грудного возраста легче поддаются обучению новым навыкам. Для закрепления привычки им достаточно 3-5 дней, при условии, что ребёнок здоров и хорошо себя чувствует.
    Чтобы приучить младенца засыпать в своей кроватке, можно воспользоваться нехитрыми приёмами и рекомендациями педиатров и детских психологов.
    Колыбельные.
    Старинный метод, который использовали женщины во все времена, — убаюкивание малышей при помощи колыбельных. Монотонное пение тихим голосом непременно поможет крохе уснуть и расслабиться. Некоторые мамы во время колыбельной качают кроватку — делать этого не стоит, так как ребёнок быстро привыкнет к укачивающим движениям, и будет требовать присутствия мамы постоянно.
    Пеленание.
    Несмотря на высокую эффективность данного способа, использовать его часто врачи не рекомендуют, так как это может способствовать формированию неврологических отклонений и провоцировать дисплазию тазобедренных суставов. Метод пеленания рекомендуют использовать, чтобы успокоить малыша и напомнить ему внутриутробный период, когда тело ребёнка было со всех сторон сдавлено стенками матки. Отличным вариантом станет приобретение спального мешка — он не даёт ножкам свободно двигаться, но в тоже время не сковывает их в одном положении.
    Белый шум.
    Под этим термином понимается любой приглушенный звук. Это может быть тихий шум радиоприёмника, журчанье воды, шелест листьев. Очень удобно использовать звуки природы, записанные на аудионосителях, — врачи отмечают, что лучше всего на детей раннего возраста действует звук водопада и шум леса. Данный метод основан на копировании шума кровотока в кровеносных сосудах сердца матери, который малыш слышал на протяжении всех девяти месяцев.
    Похлопывания.
    Мягкие похлопывания по ягодицам или спинке малыша также могут помочь настроить его на спокойный сон. Если прибавить к этому крепкие объятия, положительного результата можно достичь в гораздо меньшие сроки.
    Важно не прибегать к укачиваниям во время укладывания малыша. Некоторые родители не выдерживают истерик и вывозят его на улицу перед сном, чтобы укачать при помощи коляски. Такой подход опасен быстрым привыканием к укачивающим движениям, без которых ребёнок будет засыпать очень тяжело.
    К тому же, кардиологи считают, что частое укачивание вредно для маленького ребёнка, так как в эти моменты малыш не получает достаточного количества кислорода из-за незрелости вестибулярного аппарата.

    От года до двух

    В этом возрасте проблема самостоятельного засыпания ещё не стоит так остро, но справиться с ней уже намного сложнее, чем в младенческом возрасте. Важно, чтобы обстановка в комнате была уютной и располагающей ко сну.
    Влажная уборка и частые проветривания помогут поддерживать необходимую влажность воздуха, без которой о здоровом сне можно забыть. Приучить годовалого малыша засыпать в своей кроватке без присутствия мамы можно, используя советы, приведённые ниже.
    Если ребёнок все ещё сосёт грудь, важно не допускать в дневное время засыпания с грудью во рту, иначе это может перерасти в привычку, от которой будет сложно избавиться.
    Вечернее купание с отварами лекарственных трав поможет успокоить малыша и облегчить процесс засыпания.
    Процедуру можно дополнить массажем с лавандовым маслом — оно положительно влияет на нервную систему и устраняет повышенную напряжённость и тревожность.
    Не стоит кормить ребёнка за 2-3 часа до сна, так как чувство тяжести помешает ему быстро уснуть.
    Перед сном можно предложить малышу кефир, натуральный йогурт без сахара и другие кисломолочные напитки — они легко усваиваются, быстро утоляют голод, нормализуют пищеварительные процессы и успокаивают.
    В вечернее время стоит обеспечить достаточную активность ребёнку, но важно не переборщить: активные игры, беготня по квартире, шумно работающий телевизор — всё это способствует переутомлению ребёнка и негативно отражается на качестве сна и процессе засыпания.

  9. dikon26 Ответить

    Знаете ли вы что такое Самостоятельное Засыпание (СЗ) и как выглядит процесс укладывания малыша, когда он умеет засыпать самостоятельно? Знаете ли вы как научить ребенка засыпать и в каком возрасте это можно сделать?
    Часто при упоминании СЗ у родителей сразу же возникает множество противоречий и ассоциации с жесткими методиками, плачем в одиночестве. Команда Спи, Малыш хочет поделиться с родителями своим опытом и развенчать мифы и страхи, связанные с темой обучения сну или СЗ в этой статье.

    Что такое самостоятельное засыпание?

    Самостоятельное засыпание или, сокращенно, СЗ – это засыпание при котором малыш засыпает сам или с минимальной помощью родителей за 15-20 минут в своей кроватке или кровати родителей (если родители сознательно выбрали совместный сон ).
    Процесс укладывания малышей, которые уже освоили навык СЗ выглядит так:
    Родители проводят ритуал подготовки ко сну
    Кладут малыша в кроватку
    Целуют его
    Говорят «Спи, малыш»
    Выключают свет и уходят
    Малыш засыпает сам в своей кроватке за 5-20 минут
    Навык СЗ могут освоить все здоровые дети старше 6 месяцев, которые находятся как на грудном, так и на искусственном вскармливании. Задача родителей, помочь ребенку этот навык освоить.
    Навык СЗ дети могут освоить и сами, постепенно, без активной помощи родителей. Это в быту называют словом «перерастет». Но, как и с любым умением, с помощью родителей обучение проходит быстрее и эффективнее.
    Приведем пример с навыком «говорить». Если родитель не будет помогать ребенку учиться говорить, активно с ним разговаривать, хвалить, мотивировать говорить, ребенок все равно рано или поздно заговорит. Но, скорее всего, без участия родителя, заговорит малыш позже, и возможно, не будет так уверенно и хорошо разговаривать. Так же и со сном. Рано или поздно все дети научатся засыпать самостоятельно, ведь нас, взрослых, никто не укладывает спать вечером. Но если родители не помогают малышам с обучением сну, то сложности с самостоятельным засыпанием могут продолжаться до трех-четырех лет, а в некоторых случаях и до школьного возраста.

    Почему нужно обучать ребенка засыпать самостоятельно?

    Неумение засыпать без активной помощи мамы или папы – одна из причин частых ночных пробуждений. Одна из причин, одна но не единственная. В нашей пирамиде причин плохого сна есть и другие причины – и проблемы со здоровьем малыша, и эмоциональное состояние мамы, и условия, в которых малыш спит и режим.
    В нашей индивидуальной работе с семьями чаще всего бывает так, что после корректировки режима и условий сна, формирования позитивных ассоциаций на засыпание, сон малыша становиться значительно лучше. Родители довольны результатами и не продолжают работ над сном, заключительным этапом которой, является обучение малыша СЗ. Несколько ночных пробуждений малыша не сильно беспокоят родителей, а мы не настаиваем на продолжении. Обучение самостоятельному засыпанию не является обязательным. Если родителей все устраивает, то ничего менять не стоит.
    Если вас все устраивает, то ничего менять не нужно.
    Но бывает и так, что даже при комфортном режиме и условиях сна малыш продолжает просыпаться часто, через каждый цикл сна – 40 минут. Ребенок требует помощи родителей, чтобы снова заснуть. А такой прерывистый, «пунктирный» сон не может быть качественным и быстро приведет к накоплению недосыпа у всей семьи. В такой ситуации освоение навыка СЗ просто необходимо, потому что именно неумение засыпать без помощи взрослых и ведет к таким частым пробуждениям.
    Дети, освоившие навык СЗ, легко засыпают и справляются с кратковременными пробуждениями без помощи родителей и просыпаются только на кормление.

    Методы обучения самостоятельному засыпанию

    Для того, чтобы научить ребенка засыпать без активной помощи взрослых придумано и описано множество методик. Все методики убирают «негативные ассоциации» на сон и помогают ребенку научиться успокаиваться и засыпать без помощи мамы. Методики условно можно разделить на жесткие «let cry» и мягкие «no cry». Каждая из методик находит свое применение и обоснование. Главное не торопиться с применением, выбрать методику, которая соотносится с вашей ситуацией и философией родительства.
    Команда «Спи, Малыш» настоятельно рекомендует выбирать мягкие методики. Но бывают объективные ситуации, когда применение жёстких методик обосновано.
    Любая методика работает, если ей следовать. Если вы начинаете методику, а потом бросаете через пару дней, потом вновь от усталости начинаете без подготовки, то вы учите ребенка плакать, а не спать.
    Будьте готовы, что обучение СЗ вообще без слез не бывает. Малыш будет сопротивляться привычному укладу и выражать свой протест единственным доступным ему способом – плачем. Что влияет на успех обучения:
    Отдохнувший и подготовленный ребенок
    Отдохните и будьте готовы соблюдать свои же правила
    Найдите помощь
    Настрой – визуализируйте успех!

    Как научить малыша самостоятельному засыпанию?

    Научить ребенка спать самостоятельно несложно. Чаще всего весь процесс занимает не более месяца. Но важно понимать, что в каждом возрасте есть определенные особенности обучения СЗ.

    0 – 6 месяцев

    Не стоит слишком торопиться с применением методик обучения сну в возрасте до 6 месяцев. Есть многочисленные исследования, которые доказывают что обучение СЗ в возрасте до 6 месяцев вызывает лишний стресс у мамы и малыша и не дает гарантии, что навык сохраниться, когда малыш переживет первый регресс сна.
    Не стоит требовать слишком много от малыша до 6-ти месяцев, но можно делать первые шаги подготовки к освоению навыка уже после 4-х недель:
    Используйте разные способы успокоения малыша, не приучайте к одному способу успокоения
    Не спешите со своей помощью – дайте шанс найти способ самоуспокоения
    Кладите иногда малыша в кроватку сонным, но не спящим

    6 месяцев – 2 года

    Когда ребенку исполнилось 6 месяцев, то первый регресс позади, лактация уже точно установилась, а малыш уже достаточно взрослый, чтобы освоить навык засыпать без помощи взрослых. Мы считаем, что это самый идеальный возраст для того, чтобы приучить ребенка к СЗ. Родителям важно внимательно выбрать метод обучения самостоятельному засыпанию и провести подготовку.
    Что важно учесть при обучении СЗ в возрасте от 6 месяцев до 2-х лет:
    Обучению сну предшествует подготовка, не беритесь сразу за обучение сну
    Последовательность и постоянство действий – залог вашего успеха!
    Выберите время для старта программы и получите «зеленый свет» от врача

    Старше 2-х лет

    Обучение СЗ у малышей старше 2-х лет может стать непростой задачей. Вредные привычки на засыпание хорошо закрепились, а опыт малыша говорит о том, что родители рано или поздно сдаются. В этом возрасте дети время от времени начинают проверять правила родителей «на прочность» – так иногда возникают новые проблемы со сном. Малыши в этом возрасте очень мобильны и место сна может стать дополнительной сложностью.
    Если малыш спит в кровати, из которой легко вылезти, например, кровать без бортиков или со снятым бортиком, родительская кровать – это усложняет процесс обучения сну!
    Мотивация и интерес – основной инструмент в работе над сном с малышами старше 2-х лет:
    Включайте фантазию и возьмите своего ребенка в союзники
    Любимый герой или Фея Сна могут стать участниками процесс и выполнять контролирующую функцию
    Используйте мотиваторы, например, плакат с наклейками и небольшие подарки
    Главное – доводить начатое до конца!

    Как подготовить малыша к самостоятельному засыпанию?

    В любом деле важна подготовка и настрой. В процессе подготовки малыша к СЗ 6 ступеней:
    Безопасность и Условия Сна. Безопасность прежде всего!
    Чтобы снизить риск удушья проверьте, насколько безопасны условия, в которых спит ваш малыш. Подробно об этом в нашем бесплатном вебинаре. Обратите внимание и приведите в порядок условия сна. Многочисленные исследования доказывают, что гигиена сна напрямую влияет на продолжительность и качество сна детей и взрослых. Темнота, тишина, приток кислорода, влажность, комфортная температура и одежда – это ваши «сонные помощники».
    Ритуалы на сон и пробуждение.
    Чтобы переключиться с активного бодрствования на сон малышу нужны ритуалы. Ритуалы – спокойные, повторяющиеся действия перед дневным и ночным сном. Выберите ритуалы, которые нравятся маме и ребенку и уделите ритуалам время – 30-40 минут вечером и 15-20 минут днем. Ритуалы на пробуждение помогают ребенку отличить кратковременные пробуждения ночью от времени утреннего подъема. Покажите ребенку, что утро наступила – добавьте света, пойте утреннюю песню, обнимашки, потягушки и поцелуйчики – все это сделает утро радостным, а ребенку поможет ориентироваться во времени.
    Режим Сна и Бодрствования.
    Комфортный режим сна и бодрствования позволит избежать переутомления и недосыпа, а значит сделать сон спокойным и качественным. Подобрать идеальное время начала сна – «окна сна» помогут наши консультанты.
    Кормление и Сон.
    Хаотичные ночные кормления, засыпания только на груди утомляют не только маму, но и ребенка. Привести кормления в порядок и снизить количество ночных пробуждений поможет наш вебинар Как разделить еду и сон?
    Сон в отдельной кровати.
    Вы сознательно выбрали совместный сон? Или кладете малыша в свою кроватку, потому что иначе он просто не спит? Как бы там ни было, обучение СЗ эффективнее проходит в отдельной кровати. Постепенный перевод малыша в свою кроватку важный этап, как сделать его мягким и менее стрессовым для всех вы сможете прочитать в нашей статье Перевод в свою кроватку.
    Помощь при засыпании.
    Как вы помогаете ребенку засыпать? Это укачивания? Может быть, фитбол? Кормления? Пение? Все те привычные способы, которые помогают ребенку успокоится и заснуть становятся ассоциациями на засыпание или привычками на сон. Вашу помощь ребенку при засыпании необходимо постепенно снижать. О том, как это сделать наш вебинар Как уйти от вредных привычек на сон.
    И последним, завершающим шагом, будет переход к применению методики обучения сну. Если в процессе возникли сложности, смело обращайтесь к нам, мы постараемся вам помочь!
    Бесплатный вебинар Спи, Малыш «Самостоятельное Засыпание: какой метод выбрать?»

  10. OnoreServes Ответить

    Для многих родителей эта тема является животрепещущей. Действительно, каждый вечер мы укладываем детей спать: читаем сказки, поем колыбельные, уговариваем, убаюкиваем… Все это может продолжаться довольно долго. Порой процесс засыпания длится больше часа. Все песенки спеты, сказки сменяют одна другую, а малыш все крутится и крутится. Возможно ли научить ребенка засыпать самостоятельно? И если да, то как это сделать?
    Воплотить в жизнь эту идею вполне реально. Вам понадобятся некоторые знания, терпение, последовательность в своих действиях и уверенность в том, что все получится. И конечно – индивидуальный подход. Все детки разные и не может быть единого алгоритма действий. Есть лишь определенная схема, которая будет в какой-то степени варьироваться в каждом конкретном случае. Обычно родная мама лучше всех чувствует, к чему ее малыш уже готов, а с чем надо повременить. Поэтому больше стоит полагаться на свою материнскую интуицию.
    Индивидуальность начинает проявляться практически с рождения. Некоторые дети начинают засыпать самостоятельно с грудного возраста, в основном это спокойные, медлительные детки. Подвижные и эмоциональные малыши часто сами уснуть не могут и требуют в этот момент чьего-то присутствия, чаще маминого. Связано это с тем, что нервная система ребенка еще несовершенна, процессы возбуждения и торможения не сбалансированы. Наверное, многие родители замечают, что разыгравшийся ребенок не может остановиться (даже когда бегать и прыгать уже не хочется) и начинает капризничать. Происходит это потому, что нервная система «перегружается» полученной информацией. А к вечеру, как правило, количество впечатлений накапливается, поэтому ребенку трудно успокоиться самому, для этого нужно постороннее вмешательство.
    Груднички часто любят засыпать (а порой и спать) около маминой груди. У них еще присутствует в значительной степени сосательный рефлекс, потребность ощущать мамино тепло. Они чувствуют себя в безопасности рядом с ней и это ощущение им пока очень необходимо. Поэтому если грудной малыш категорически не хочет засыпать сам, не настаивайте. Объяснить ему сейчас вряд ли что-то можно, так что потерпите, пока он немного подрастет. Более старших деток уже можно постепенно подводить к тому, что нужно засыпать самостоятельно. В каком возрасте это лучше начинать – трудно определить точно. Один ребенок в год с небольшим научится без проблем, а другой и в два с половиной будет требовать присутствия мамы. Так что к этому следует подходить избирательно.
    Лучше всего начинать с подготовки. Как уже говорилось, к вечеру объем полученной информации таков, что ребенку тяжело с ним справиться. Поэтому, как правило, капризность усиливается именно к вечеру. За час-полтора до сна переключите малыша на спокойные игры. Лучше, если игрушки, сюжеты и книжки будут ему знакомы – новых впечатлений на сегодня и так достаточно. Приберегите для этой цели уже прочитанную не раз, но не используемую в течение нескольких дней книжку (или уже знакомую игру, игрушку). Можно в это время периодически оставлять ребенка одного в комнате, одновременно следя за тем, чтобы он не начал нервничать, беспокоиться или слишком «разыгрываться». Повозитесь с малышом перед сном около его постели. В числе прочих спокойных сюжетов можно предложить следующие: укладывать кукол спать, ставить машинки в гараж, складывать кубики в коробку или что-то еще на «сонную» тематику. Возможно, поначалу не будет получаться, так как ребенок именно в это время захочет поиграть в футбол или разучить новый танец. В таком случае наберитесь терпения, сохраняйте спокойствие и веру в успех, ведь дети всему только учатся. А этот процесс далеко не всегда проходит легко, к тому же ведущую роль в нем играет именно взрослый человек. Ваш настрой передается и ребенку, поэтому очень важно не терять оптимизма.
    Но вот наступает время идти спать. Все игрушки сложены, вечерний моцион позади и малыш уже в кровати. Осталось спеть колыбельную, пожелать спокойной ночи, поцеловать ребенка и оставить его засыпать одного. Здесь важно ввести и соблюдать впоследствии определенный «ритуал засыпания» – набор действий, которые будут означать, что закончился день и пора отдыхать. Можно предварительно полежать с малышом рядом, рассказать, какой он замечательный, как вы его любите, гордитесь им, какое он сокровище… Лучше избегать прямого взгляда «глаза в глаза» – он помогает установить эмоциональный контакт. А это засыпанию совсем не способствует. Так что уложите малыша лицом от себя. Предпочтение лучше отдать простой колыбельной песенке, чем сказке: интересный сюжет включает фантазию и здесь тоже становится не до сна. Если ребенок очень уж настаивает, можно рассказать любимую сказку, лучше, если она будет простой и короткой. Настройте малыша, что ему пора засыпать самому, так как он уже большой, что вы всегда рядом и поэтому бояться нечего. Весьма возможно, что чадо очень скоро вас позовет – вернитесь, успокойте, расцелуйте и опять оставьте одного. Поначалу понадобится несколько таких «подходов», но со временем ребенок станет засыпать сам очень быстро. Важно, чтобы он не плакал долго без вас – будьте рядом, буквально «на расстоянии писка». Если у ребенка есть любимая игрушка – предложите засыпать с ней.
    Гораздо удобнее для мамы и интереснее для малыша – укладываться спать не в кроватке, где он спал с рождения, а, например, на своем собственном диванчике. Есть примеры, когда трудности с засыпанием исчезли, когда у ребенка появился свой собственный диван: ему стало интересно, он – «как взрослый». Это будет актуально для детей постарше – в 2-3 года, когда ребенок уже сможет оценить такую «причастность» к миру взрослых.
    Если с малышом преимущественно находится мама, то можно поручить укладывать его папе (или другому члену семьи, которого ребенок видит не так часто). Как правило, с папами дети капризничают гораздо меньше и ведут себя спокойнее. Уговоры и внушения, что пора засыпать самостоятельно, из папиных уст скорее возымеют действие. На маму ведь можно «повлиять» слезами, криком, а с папой такой номер в основном не проходит. Методика остается прежней, хотя если папа предложит какое-то разумное нововведение – стоит прислушаться.
    Хорошим помощником в приучении ребенка к самостоятельному засыпанию служит режим дня. Дети, привыкшие ложиться спать в одно и то же время, как правило, по жизни спокойнее ведут себя и, следовательно, легче и быстрее смогут засыпать сами. Если режима у ребенка нет – стоит выработать. Так легче будет и вам, и ему. Здесь уже практически все зависит от родительской самодисциплины. Конечно, понадобится немало терпения, настойчивости и последовательности, зато результат в итоге порадует.
    Как правило, дети, засыпающие самостоятельно, погружаются в сон довольно быстро. 5-10 минут и ребенок уже спит. Это хорошо не только для родителей, но и для самого ребенка. Не стоит забывать, что все дети разные. И если малыш сопротивляется вашим действиям, не хочет засыпать без мамы, плачет и настаивает на ее присутствии – не надо упорствовать. Отложите эту затею на некоторое время. Ребенок быстро растет, взрослеет, умнеет. Возможно, через несколько недель все получится гораздо быстрее и легче. Просто через некоторое время попробуйте свои попытки еще раз.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *