Как развить ребенку память и внимание 7 лет?

12 ответов на вопрос “Как развить ребенку память и внимание 7 лет?”

  1. Freackinside Ответить

    Тема довольно глубокая и важная. Как сказал кто-то из известных психологов: «самое важное время для развития памяти — это время до школы». И действительно, развитие памяти и внимания у детей — процесс одновременно и развивающий, и интересный. А если есть интересные программы и компьютер, то можно обучение превратить в увлекательную игру. Давайте посмотрим, что можно предложить нашим детям для развития этих основных навыков, которые очень пригодятся в школе, да и в жизни будут нелишними.
    Оглавление:
    Диагностика памяти и внимания
    10 интересных методов для развития памяти и внимания у детей разного возраста
    Почему так важно развивать память и внимание у школьников
    Заключение

    Диагностика памяти и внимания 

    Определяем уровень развития всех видов памяти у младшего школьника

    Тема, диагностики памяти у младших школьников довольно обширна и сложна, поэтому мы рассмотрим лишь одну из методик.
    Слуховая память. Вы читаете ребёнку ряд из 10 слов, которые он должен запомнить и записать.
    Слова: дерево, собака, книга, стол, окно, трава, машина, фломастер, гриб, утюг.
    Зрительная. Предложите ребёнку прочитать ряд из 10 слов, а затем записать те, которые удалось запомнить.
    Слова: барабан, пряник, ложка, мотоцикл, коробка, яблоня, фотография, журнал, цветок, медведь.
    Моторно-слуховая. Взрослый читает слова, а ученик повторяет за ним шёпотом и «записывает» в воздухе. Потом, он должен записать на листе бумаги все слова, которые запомнил.
    Слова: корзина, гора, мост, лужа, кошка, вилка, чемодан, гусь, вишня, карандаш.
    Комбинированная. Ребёнок читает слова вместе со взрослым, проговаривает их шёпотом, «записывает» в воздухе, а затем на лист бумаги.
    Слова: морковь, чашка, попугай, стул, дорога, солнце, мыло, сумка, лампа, озеро.
    Вывод, насколько развита каждая из видов памяти, можно сделать по количеству баллов, которые набрал ученик.
    10 – развита хорошо.
    9 – 5 развита на среднем уровне.
    5 – 1 низкий уровень.
    Возможно, вам будет интересно Шуточный тест на сообразительность

    Узнаем уровень развития памяти у дошкольника

    Прежде чем начинать развивать уже имеющиеся навыки, необходимо сначала понять, а на каком же уровне наш ребенок? Для этого можно провести с ним несколько игр.

    Найти игрушку. Эта игра позволит понять, на каком уровне находится память, а также внимание и способность понять инструкцию или просьбу взрослого. Перед малышом необходимо положить несколько игрушек, которые он хорошо знает и предложить закрыть ему глаза. Убрать 2 игрушки, попросить малыша назвать отсутствующие.
    Если ребенок назвал 2 и правильно, значит, память и внимание у него развиваются достаточно хорошо: он внимателен и прекрасно понимает просьбу взрослого.
    Если малыш назвал только одну игрушку верно, то уровень развития памяти средний, возможно, не хватает внимания, но просьбу он понимает.
    В третьем случае, ребенок не называет верно ни одну игрушку и не понимает смысла задания. Значит, дела не так хороши, и маме или папе необходимо всерьез задуматься о подключении дополнительных материалов для развития этих навыков у своего крохи.
    Карточки с нарисованными предметами. Их должно быть 10 и на них можно нарисовать или найти картинки и приклеить различные предметы, такие как клоун, цветок, машина, девочка, мальчик, солнце, кошка, собака, дерево, дом. Затем показывать карточки малышу на протяжении 5 — 6 секунд и затем спрятать. Потом он должен назвать и вспомнить в произвольном порядке названия предметов.
    Если 8 — 10 карточек ребенок назвал правильно, значит, память в отличном состоянии. Когда названы 5 и меньше карточек, тогда нужно всерьез заниматься развитием малыша.
    Более взрослым детям можно придумать задачки посложнее, например, с цифрами и буквами.
    Возможно, вам будет интересно Что делать, если ребенок не хочет учиться — Формируем мотивацию к обучению
    Тест «Проверь свою память». Для детей школьного возраста

    10 интересных методов развития памяти и внимания у детей разного возраста

    Как развить зрительную память

    Этот вид памяти, который называют еще фотографической позволяет воспринимать информацию через образы и окружающий мир. Именно через достоверное восприятие и запоминание у ребенка тренируется и впоследствии формируется необходимый уровень памяти и внимания.

    Способы тренировки зрительной памяти

    После предварительного исследования, которое провели, нужно, учитывая уровень ребенка, знать пошаговый алгоритм обучения. То есть как именно вводить упражнения, чтобы эффект был максимальным.
    Обязательно учитывайте уровень развития, и внедряйте задачи и упражнения по мере сложности постепенно.
    Иногда малыш не очень хочет заниматься, поэтому продумайте призы, соревновательные и игровые моменты.
    Продумайте, чтобы задания и инструкции были понятны ребенку, не слишком усложняйте в первое время.
    чтобы улучшить эффект старайтесь задействовать слух и моторику.
    Возможно, вам будет интересно Почему современные дети плохо говорят — страшная правда

    Основные методики развития памяти

    Рассмотрим в качестве примера несколько самых интересных и эффективных. При регулярных занятиях они обязательно помогут достичь хороших результатов, да и ребенку будет интересно заниматься.
    Пазлы

    Их можно приобрести в любом магазине игрушек или изготовить самостоятельно.
    Такая игра не только развивает внимание, усидчивость, но и задействует моторику и, естественно, память.
    Часто собирать пазлы любят не только маленькие дети, но и взрослые школьники, и сами родители.
    Прекрасный вариант провести вместе вечер. Только продумайте, чтобы уровень пазлов соответствовал возрасту.
    Перепутанные картинки

    Такая игра вызывает бурю эмоций у маленьких детей. На картинках рисуем сказочных героев в несвойственном им виде (например: волк, но в Красной Шапочке, крокодил Гена, но с ушами чебурашки), а также неправильные действия: мышка бежит за кошкой и так далее. Попросите ребенка «навести порядок». Необходимо, чтобы он не только указал, что неправильно изображено, но и как это исправить.
    Метод Цицерона
    Назван так в честь римского оратора.
    Ту информацию, которую необходимо запомнить, следует расположить в воображаемой комнате по порядку и по часовой стрелке: на столе, стуле, диване. Помогайте в первое время.

    Можно найти в интернете много очень интересных и ярких занятий, которые увлекут ребенка. На экране появляются картинки, а потом смешиваются. Необходимо поставить их в первоначальную цепочку. Только следует помнить, что такие занятия перед экраном необходимо строго дозировать и делать перерывы, чтобы у ребенка отдохнули глаза и спина.
    Возможно, вам будет интересно Виды памяти в психологии — Загадки человеческой природы

    Как развить слуховую память

    Она не менее важна, чем зрительная, а иногда даже больше необходима. В старших классах нужно не только конспектировать материал, но и воспринимать на слух. Поэтому развивать слуховую память можно и нужно не меньше, чем зрительную.

    Как проверить?

    Способ достаточно прост: назовите ребенку 4 числа, а потом попросите повторить их в обратном порядке.
    Потом увеличивайте количество чисел. Хорошим уровнем будет тот, когда ученик повторит 6 и более чисел.
    С более младшим ребенком можно провести аналогичное исследование: только вместо чисел используйте знакомые песенки из кинофильмов (строчки или названия из них) или звуки и голоса животных, просто гласные или согласные буквы.

    Развиваем слуховую память

    Нужно заниматься этим педагогически правильно и целенаправленно. Если начали, то выработайте системность, занимайтесь с ребенком регулярно.
    Аудиокнига
    Возьмите за правило слушать вместе с ребенком хотя бы несколько раз в неделю сказки, интересные рассказы. Поинтересуйтесь, на какие темы хотелось бы послушать произведение и какие жанры интересны вашему сыну или дочери. С маленькими детьми можно слушать песенки или коротенькие стихотворения, возможно, небольшие сказки.
    Снежный ком
    Это упражнение можно проводить как в паре, с двумя детьми, так и с большим количеством детей. Один называет слово, второй ребенок повторяет уже названное и добавляет второе слово. Далее добавляется третье и так далее. Последний шаг, когда ребенок повторяет все слова и добавляет свое. Таких слов должно быть 10, потом можно увеличивать количество. Можно придумать призы или мотивировать чем — то другим.
    Правильно разукрашиваем
    Подойдет обыкновенная раскраска и карандаши. Взрослый выбирает рисунок и дает задание, что каким цветом разукрасить. По памяти ребенок должен выполнить задание. Упражнение хорошо тем, что многие дети любят рисовать и с удовольствием включатся в игру.
    Интересные уроки (4 урока), по развитию памяти, от кандидата психологических наук Антона Сорина

    Как развить внимание у детей

    Многие часто жалуются, что ребенок невнимателен и рассеян. Есть определенные рекомендации, которые нелишними будут для всех родителей. Так как простые соблюдение некоторых правил в жизни позволят хорошо развить внимание вашему ребенку. А внимательный ребенок — это самостоятельный ребенок.
    Порядок в доме
    Самостоятельность можно развивать, предлагая малышу просто убирать свои игрушки или приучиться складывать учебники и тетради по местам. Пусть он четко отслеживает, где у него находятся носочки, носовые платки, у девочек — заколки. Определите место, куда ставить обувь и класть испачканную одежду.
    Убираем телевизор как фон
    Ребенку будет намного легче концентрировать свое внимание, если телевизор, компьютер или музыка будут выключены во время принятия пищи и выполнения уроков.
    Найти отличия на картинках
    Предлагаем 2 одинаковых изображения, на которых необходимо найти, допустим, 5 — 10 отличий

    Почему так важно развивать память и внимание у школьников

    Очень важно, еще до поступления ребёнка в школу, заниматься с ним развитием, таких важных психических функций, как памяти и внимания. Если же эти процессы не развились в полной мере и не соответствуют возрасту школьника, то это напрямую отражается на его успеваемости. Которая, в свою очередь, напрямую зависит, оттого, насколько точно и полно усваивается материал.
    Причиной низкой успеваемости и плохого восприятия, могут стать:
    Недостаток речевого развития
    Ослабленное здоровье ребёнка
    Низкий уровень запоминания и объёма памяти
    Эти и другие причины приводят к тому, что ребёнок теряет веру в свои силы и способности. Ему кажется, что проблемы с учёбой, которые возникают у него из-за недостаточно развитых процессов памяти и внимания, это следствие чего-то другого. Например, плохой учитель или одноклассники, которые не дают сосредоточиться. При этом, если не уделить должного внимания развитию важных психических функций, то ситуация с каждым учебным годом, будет только ухудшаться.

    Заключение

    Развитие памяти и внимания у детей не должно быть нудным и надоедливым занятием. Старайтесь все представить в игровой форме. Дети обожают играть. Придумайте занятия, где будут задействованы все члены семьи.
    Развивая внимание, вы будете развивать и различные виды памяти. Все взаимосвязано. Подключайте моторику, тогда ребенку будет вдвойне интересно.
    Если малыш что-то не умеет, не отчаивайтесь и не тревожьтесь, просто начните заниматься, учитывайте настроение и состояние детей. Наблюдайте, что им больше нравится, добавляйте новые упражнения.
    Надеюсь, статья была вам полезна. Напишите в комментариях, что вы думаете по теме статьи.
    Удачи и терпения!
    Ваша Татьяна Кемишис
    Если статья вам понравилась, поделитесь ею в своих соц. сетях

  2. уДочка Ответить

    Хорошая память — важная составляющая успеха в любом деле. От того, как много и какая именно информация хранится в сознании человека, зависит уровень его эрудиции, его способность быстро реагировать на изменившиеся обстоятельства и оперативно находить эффектные решения нестандартных задач.
    Память бывает разная:
    образная;
    семантическая;
    двигательная;
    эмоциональная.
    Образная же, в свою очередь, тоже подлежит классификации согласно тому, какие сенсорные органы участвуют в восприятии информационного сигнала. Если информация воспринимается на слух, задействуется слуховая память, важность которой сложно переоценить.
    Вы хотите, чтобы ваши дети легко запоминали ваши слова, а в школьные годы демонстрировали отличные успехи в учёбе? Тогда советуем вам взять на заметку 5 несложных упражнений на развитие слуховой памяти ребёнка.
    Упражнение 1: «Стоп-слова»
    Это игровое упражнение прекрасно развивает слуховое внимание и память.
    Назовите ребёнку стоп-слово. Попросите его повторить. А теперь вы перечисляете последовательность любых слов, а малыш, услышав сигнальное слово, должен крикнуть «стоп» или хлопнуть в ладоши.
    На базе этого упражнения можно предложить несколько вариаций.
    Вариант 1. Объявите тематику, которой будет посвящена последовательность слов, и попросите малыша хлопать каждый раз, когда он услышит неподходящее слово.
    Например, тема — цветы:
    мак;
    роза;
    тюльпан;
    гвоздика;
    зебра (хлопок);
    ромашка;
    васильки;
    лютики;
    тыква (хлопок)…
    Меняйте темы, отрабатывая тренировку слуховой памяти и знания об окружающем мире одновременно.
    Вариант 2. Пусть малыш выберет книжку, которую хочет послушать в вашем исполнении. Откройте рассказ, сказку или стихотворение, которое будете читать, и несколько раз вслух прочитайте небольшое предложение ближе к концу произведения. Ребёнок должен запомнить эту фразу, а во время прослушивания обратить на неё внимание, хлопнув в ладоши или крикнув слово «стоп».
    При чтении никак не акцентируйте внимание на заветной фразе. Если малыш заслушался и забыл подать оговорённый сигнал, дочитайте текст до конца, а потом напомните и обсудите задание.
    Упражнение 2: «Великолепная десятка»
    Назовите 10 произвольных слов. Произносите их чётко, медленно, делая между ними небольшие паузы. Попросите ребёнка повторить всё, что ему удалось запомнить с первого раза.
    Повторите «великолепную десятку» ещё раз, а ребёнок должен называть те слова, которые забыл в первый раз.
    Ещё раз произнесите «десятку», а через час малыш должен вспомнить всё, что удалось удержать в памяти за этот период.
    Это упражнение для развития слуховой памяти у дошкольников тоже можно разнообразить:
    можно повторять слова за взрослым в любом порядке (что удалось вспомнить);
    все слова надо называть строго в том порядке, в котором их произносит взрослый;
    взрослый называет слова произвольно, а ребёнок должен упорядочить их в алфавитном порядке;
    слова для «великолепной десятки» можно выбирать произвольно или по одной тематике (цвета, фигуры, столицы, посуда и т.п.);
    прочитайте «великолепную десятку» один раз, а затем повторите её, но добавьте лишнее слово (конечно, добавлять его лучше в середине последовательности), а малыш пусть ищет затесавшегося новичка;
    прочитайте «десятку», а затем повторите последовательность, «забыв» назвать одно слово. Сможет ли ребёнок вспомнить «пропажу»?
    Упражнение 3: «Цифровая цепочка»
    Игра-упражнение отлично развивает слуховую память, хотя на первый взгляд может показаться очень простой для ребёнка 6–7 лет. Но не торопитесь сразу усложнять правила. Любая тренировка, будь то тренировка мускулатуры, интеллекта, внимания или памяти, должна проходить от малого к большему.
    Итак, назовите произвольно 3 числа. Ребёнок должен их повторить. Это легко, если называть числа в пределах первой десятки. Если малыш отлично справляется с заданием, давайте повышать уровень сложности:
    Называйте двузначные и трехзначные числа, а если и так справляться с заданием очень легко, увеличьте количество разрядов.
    Постепенно увеличивайте количество чисел в цепочке.
    Пусть малыш слушает цепочку в прямом порядке, а называет в обратном. Это уже более серьёзное упражнение. Его можно предложить не только дошкольникам и младшеклассникам, но и взрослым, которые хотят тренировать свои способности к запоминанию информации на слух.
    Упражнение 4: «Цветные истории»
    Чтобы включить это упражнение в развивающие занятия с ребёнком 6–7 лет, придётся немного подготовиться. Найдите подходящую по возрасту картинку-раскраску и составьте по ней небольшой рассказ, в котором упоминаются цвета нарисованных предметов. Положите перед ребёнком раскраску и цветные карандаши. Предупредите, что сейчас надо будет внимательно послушать историю и разукрасить рисунок так, как описано.
    Чтобы проверить, насколько внимателен малыш и как хорошо у него получается запоминать аудио информацию, придумайте рассказ, в котором цвета использованы неожиданно.
    Например:
    В зелёном небе из-за красной тучи выглянуло весёлое синее солнышко. Оно послало свои лучики на землю, согрев синие листики старого дуба, лепестки цветика-семицветика и молодую красную травку. Все радуются солнышку. Рад ему и розовый котёнок, и салатовый щенок, и даже маленький фиолетовый кролик прыгает от радости, что увидел тёплое весеннее солнышко.
    Упражнение 5: «Графический диктант»
    Мы уже писали о том, что собой представляют графические диктант и в чём их польза для развития дошкольника. Почитать наши материалы на эту тему можно тут и тут. В рамках сегодняшней темы нас интересует возможность использования занимательного рисования для развития слуховой памяти. Для этого выбирайте достаточно простые узоры, но диктуйте ребёнку схему не поэтапно, а сразу небольшим алгоритмом.
    Например:
    2 клетки вверх;
    1 клетка вправо;
    2 клетки вниз;
    1 клетка влево.
    Что получилось? Обсудите с ребёнком результат. Не забудьте похвалить за старание, а если что-то не удалось, объясните, в чём ошибка, и помогите её исправить.

    Как ещё можно развивать слуховую память ребёнка:

    учите с ребёнком стихи;
    читайте вслух интересные сказки и просите малыша пересказать, что он запомнил;
    чаще играйте в полезные и увлекательные словесные игры;
    слушайте детские песенки, а в свободное время пойте их весёлым семейным ансамблем;
    предложите ребёнку дома или на улице прислушаться к миру звуков, определяя, какие источники вносят свой вклад в общий звуковой фон.
    Пусть ваши занятия с маленьким непоседой приносят и пользу, и удовольствие. Счастливого вам родительства, друзья!

  3. Makaroon Ответить

    Игры для развития памяти дома:
    Играйте в повторения цифр (номера телефонов или просто произвольный набор цифр) — как в прямом, так и в обратном порядке.
    Играйте в пары слов. Придумайте 10 пар слов, Затем медленно повторите их вслух. После этого называйте первое слово, а ребёнок должен повторить второе. Сначала называйте связанные ассоциативно слова, а затем усложняя задачу — не связанные.
    Играйте в поход в магазин. Напишите список покупок и распределите роли. Покупатель должен купить всё строго по списку, а продавец проверить правильность покупки.
    Угадай, что это? Завязываем ребенку глаза и даём в руки небольшие предметы. Ребенок наощупь должен узнать предмет. После узнавания 5-7 предметов просим назвать их в первоначальном порядке.
    Играйте в карточки — найди пару. Игра хороша известна, но от этого не становится менее эффективной. Переверните рисунком вниз несколько пар одинаковых карточек, и затем, переворачивая попарно, находите одинаковые. Если перевернуты непарные карточки, то они вновь переворачиваются картинкой к столу. Если открыта верная пара, то она или убирается или остаётся лежать открытой на столе.
    Что изменилось, или кто лишний? На столе располагается 5-7-9 предметов/игрушек. Ребёнку предлагается запомнить, что именно находится на столе. После этого ребёнок отворачивается, а взрослый изменяет местоположение предметов и меняет часть из них на новые или добавляет/ убирает имеющиеся. Задача ребёнка — обнаружить изменения. Чем больше изменений будет найдено — тем лучше. Можно просить назвать изменение местоположения, что именно изменилось — добавилось, убавилось или повернулось другой стороной.
    Сравни списки. Разновидность игры «поход в магазин». Родитель пишет ребёнку список слов (примерно 10 шт). Задача ребёнка — за 1 минуту запомнить этот список. После этого родитель даёт ребенку другой список, в котором 7 слов заменены. Задача ребёнка — найти те слова, которые были в первоначальном списке (то что он уже «купил»).
    Нарисуй по памяти. Родитель показывает ребёнку картинку на несколько секунд. После этого ребёнок должен зарисовать картинку по памяти. Картинка необязательно должна быть полноценным изображением, как мы привыкли ее понимать, это может быть набор геометрических фигур так или иначе наложенных друг на друга, т.е. любое изображение, которое может повторить ребенок. Также вы можете использовать техники дудлинг и зентангл.
    Поиграйте в поход в «темноте». Завяжите ребенку глаза и попросите пройти аккуратно по квартире в нужном направлении. Например, дойти до кухни или принести со стола книгу. Чем меньше предметов будет при этом задето, тем лучше выполнено задание. Естественно, при этом обеспечьте безопасность прохода ребенка.
    Рассказывайте детям придуманные истории, где герой использует некоторые предметы или проходит какие-то знаковые места. После рассказа просите ребенка назвать все места, где побывал герой, или все предметы, которыми он пользовался. Это тренирует одновременно память и внимание.
    Таким образом, если вы будет соблюдать режим дня, снизите уровень стресса (потеря памяти при стрессе — довольно часто явление) и будете регулярно выполнять игры упражнения для развития памяти, то результат не заставит себя ждать.
    Спасибо, что прочитали эту статью. Как обычно, будем признательны за вопросы и комментарии.

  4. ТиШа Ответить

    Упражнения для развития зрительной памяти у детей 6-7 лет
    (методический материал может быть использован родителями дошкольников и младших школьников)
    В возрасте 5-6 лет ребенок лучше всего запоминает яркие образы вызывающие сильные эмоции, но происходит это преимущественно непроизвольно. Но не за горами уже и школа, где важно умение управлять своей памятью, т. е. ставить цель и запоминать. Когда-то мы уже писали о развитии памяти в общем, сейчас же остановимся подробнее на развитии зрительной памяти у детей и рассмотрим как ее тренировать. Приводим несколько упражнений, которые позволят подготовиться к школе на «отлично».

    10 картинок
    Разложите перед малышом от 10 до 15 картинок с изображениями предметов, которые ему хорошо знакомы. Пусть все внимательно рассмотрит, после чего уберите их и через полминуты попросите назвать запомнившиеся. Таким образом вы проверите кратковременную память. Если ребенок в возрасте 6-7 лет назовет 6-7 предметов – это хороший результат.
    Теперь покажите крохе изображения, которые он не смог вспомнить. По прошествии 10 минут, а затем через 1 час предложите еще раз перечислить все, что он видел. Таким образом вы проверите долговременную память. Хорошим результатом считается 7-8 предметов из 10.
    Что поменялось?
    Вам понадобиться несколько (5-8) игрушек или любых фигурок. Разложите их на столе и дайте ребенку рассмотреть. После чего он должен отвернуться, а вы уберете, добавите, замените одну из них или поменяете местами. Естественно его задача определить, что изменилось.
    Рисуем по памяти
    Еще одно эффективное упражнение для развития зрительной памяти у детей, не требующее никакой подготовки. Достаточно карандаша и нескольких листов бумаги. Смысл его сводится к тому, что вы показываете ребенку лист, на котором изображены простые фигурки или узоры, он смотрит, а потом пытается нарисовать по памяти.
    Внимательность на прогулке
    Вы же все равно ежедневно гуляете на улице, так почему бы не использовать это время для развития зрительной памяти. Все, что для этого нужно – обращать внимание малютки на рекламные щиты, яркие вывески магазинов, дорожные знаки. А по приходу домой попросите его нарисовать то, что он запомнил.
    Нам не нужен фотоаппарат
    Чтобы заинтересовать кроху расскажите ему о каких-нибудь секретных агентах, которые запоминают все с первого взгляда. А потом дайте задание – пусть запомнит разложенные на столе предметы, а потом отвернется и все их перечислит.
    Ящички
    Простенькое задание на развитие зрительной памяти у ребенка, что не делает его менее эффективным. Для игры подойдет шкатулочка с 3-4 отсеками, но можно и несколько спичечных коробков склеить. Положите в один из них мелкую игрушку, чтобы ребенок видел куда именно, потом ненадолго уберите из поля зрения, после чего малыш должен указать, в каком из них спрятана игрушка.
    Интересные картинки
    Для игры понадобиться десять картинок и немного свободного времени. Разложите их на столе и в течение 30 секунд запоминайте вместе с ребенком. Затем убираете их и поочередно называете по одной. Проиграет тот, кто не сможет вспомнить еще не названную картинку.
    Игры для развития памяти
    Запомни и повтори. Например, взрослый произносит несколько чисел и просит малыша повторить эти числа. Постепенно ряд чисел удлиняется. Это упражнение можно использовать для любых предметов, форм, цветов и т.д.
    Что пропало? Это упражнение заставляет ребенка хорошенько сконцентрироваться. Разложите перед ребенком несколько игрушек или картинок, пусть он несколько минут посмотрит на них и запомнит. Затем попросите его отвернуться и уберите одну из картинок. После этого ребенок должен определить, какой из предметов или картинок исчез.
    Что изменилось. Это упражнение немного похоже на предыдущее. Разложите перед ребенком игрушки, пусть он посмотрим на них и запомнит, затем попросите его отвернуться, после чего поменяйте две игрушки местами. Малыш должен ответить на вопрос – что изменилось?
    Покажи зверушку. Для младших деток эта игра принесет много радости. Предложите малышу вспомнить и показать: как крадется кошка, как птица машет крыльями, как ходит медведь, как прыгает воробей и т.д.
    Цепочка действий. Упражнение, которое поможет ребенку максимально сконцентрироваться и при его выполнении он не будет скучать. Попросите выполнить определенный действия, точнее набор из нескольких действий: например, открой дверь, возьми в шкафу перчатки, принеси в спальню и положи на подушку.
    Пересказ. Сочините небольшую историю, которая будет состоять всего лишь из 5-6 фраз, например: «Мальчик проснулся утром, умылся, оделся, и пошел в садик. В садике он играл с детками, занимался, ел и спал. Вечером его забрала мама и они пошли к папе на работу. Вечером все вместе они поехали в зоопарк. Там они видели обезьяну, жирафа, слона и крокодила». И попросите ребенка повторить вашу историю. Если ему будет трудно повторить все фразы с первого раза, расскажите эту историю еще 1-2 раза.
    Читаем и спрашиваем. Дети любят, когда им читают вслух. Прочитайте абзац или страницу интересного рассказа или сказки, затем остановитесь и спросите малыша: «О чем мы прочитали?» Пусть он попробует пересказать то, что услышал своими словами. Первое время ребенку будет трудно, помогите ему, подбодрите. И не нужно заставлять его пересказывать каждую страницу – для него это будет утомительно и неинтересно. Время от времени устраивайте такие тренировки. Чтобы малышу была легче, вы можете ему помочь наводящими вопросами: кто прилетел к Малышу? Что он любит делать? Как зовут того мальчика с пропеллером? и т.д.
    Картинки и слова
    Вариант  1:
    Выстригаем картинки
    Горошек, ключ, тачка, колокольчик, стол, вишня, сапог, вилка, рыба, бочка, ваза, корова, диван, голубь, часы, голова, букет, роза,, паровоз, кресло, ,флаг, петух, ножницы, зонтик, старик, очки, лампа, нога,   рояль.






    ЗАДАНИЕ 1. Я буду показывать тебе картинки, на которых изображены различные предметы. Постарайся  их  запомнить.
    Картинки показываются ребенку с интервалом в 2 секунды. Затем карточка переворачивается и откидывается в сторону. Во время работы старайтесь не разговаривать с ребенком. На все возможные вопросы можно будет ответить после выполнения задания. После того, как были показаны все картинки, необходимо сделать 10-минутный перерыв. После этого ребенок без помощи картинок называет те  предметы,  которые смог  запомнить.
    задание 2. Вспомни, что было нарисовано на картинках.
    Вариант  2:
    Имеются сюжетные картинки, которые можно вырезать и использовать для развития памяти по уже описанной процедуре.



    примечание. Вариант 2 является усложненным, т. к. каждая картинка содержит большее количество информации, чем в предыдущем упражнении. При проверке результатов запоминания необходимо учесть следующие  моменты:
    —   Понял  ли  ребенок смысл  рисунка?
    —  Правильно ли он отразил эмоции действующих лиц?
    — Пытался ли он увидеть, понять эмоциональное состояние действующих  лиц?
    —  В  какой  мере  уделял   внимание  деталям   рисунка:  цвету,  одежде,  размерам и  т. д.
    Эти вопросы помогут вам разобраться в особенностях  памяти ребенка.
    Если ребенок в половине случаев или более, понял смысл картинки и запомнил его, то .это говорит о его хорошей культурной, опосредованной памяти. В тех случаях, когда испытуемый точнее, прочнее и чаще запоминал чувства, переживания действующих лиц, или свои собственные эмоции, связанные с разглядыванием картинки, то это свидетельствует о развитости его эмоциональной памяти., Если же ребенок в большинстве случаев быстрее и прочнее запоминал детали рисунка: фон сюжета, штрихи, цветовые оттенки, детали костюма, размеры; контуры, формы и т. д., то это в значительной степени характеризует определяющую роль при запоминании его зрительной образной памяти.
    Особо следует обратить внимание на то, в какой мере ребенок помогал себе при запоминании предметов: констатация фактов или умозаключения, суждения, выводы. Наличие правильных умозаключений говорит о наличии у ребенка логического мышления. Однако не только наличие выводов ш суждений, но и любое проговаривание помогает запоминанию.   Это   стоит   учесть.

    Игры, задания и упражнения для развития памяти детей 7—10 лет


    Рис. 1

    Рис. 2

    Рис. 3

    Рис. 4

    Рис. 5
    1. На точность зрительной памяти.
    Посмотри на эти сложные рисунки и постарайся запомнить.
    Каждый рисунок можно рассматривать не более двух секунд.
    ЗАДАНИЕ 1. После двух секунд экспозиции картинка убирается или закрывается, а ребенок рисует по памяти.
    ЗАДАНИЕ 2. Расскажи, как ты запоминал.
    1
    Кот — коты
    2
    Плот — плоты
    3
    Беда —
    4
    Мука —
    5
    Крот —
    6
    Грот —
    7
    Дуга —
    8
    Рука —
    9
    Еда —
    10
    Слива —
    11
    Грива —
    12
    Диво —
    2. О единственном и множественном числе
    ЗАДАНИЕ 1. Я буду называть тебе слово в единственном числе, а ты должен сказать его во множественном.
    ЗАДАНИЕ 2. Пожалуйста, вспомни слова в единственном числе, которые я тебе называл.
    ПРИМЕЧАНИЕ. В среднем называют около 6—7 слов. Однако необходимо обратить внимание на то, что стопроцентно запомнятся те слова, к которым трудно подобрать множественное число.
    1
    Повар —
    2
    Купец —
    3
    Храбрец —
    4
    Портной —
    5
    Моряк —
    6
    Ученый —
    7
    Строитель —
    8
    Оператор —
    9
    Вахтер —
    10
    Геолог —
    11
    Лифтер —
    12
    Танцор —
    3. Мужской и женский род.
    ЗАДАНИЕ 1. Я буду называть тебе существительное мужского рода, а ты скажи соответствующее ему существительное женского рода.
    ЗАДАНИЕ 2. А теперь вспомни слова по порядку.
    1
    Коза —
    2
    Оса —
    3
    Ворона —
    4
    Синица —
    5
    Балерина —
    6
    Чашка —
    7
    Ваза —
    8
    Ручка —
    9
    Игра —
    10
    Штора —
    11
    Собака —
    12
    Лошадь —
    4. Женский и мужской род.
    Я буду называть существительное женского рода, а ты скажи соответствующее ему существительное мужского рода.
    ЗАДАНИЕ. Постарайся вспомнить все слова по порядку.
    УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
    Как видите, все не просто. В каждом случае надо подумать, имеет ли данное слово множественное число (например» метро, мука, лень), как поставить ударение (грот — гроты), имеется ли соответствующее имя существительное женского рода (храбрец). При выполнении этих заданий эффективность запоминания, как правило, повышается. Если ваш ребенок вспомнил и правильно воспроизвел больше 7 слов в каждой игре, то это говорит о его хорошей памяти.
    5. Имена.
    Вариант 1:
    ЗАДАНИЕ 1. Сейчас я назову несколько имен. Ты должен их запомнить.
    Внимание! Гертруда, Билл, Джон, Дейл, Фил, Джудит, Алекс, Белла, Дон, Рональд, Виктория, Маргарет, Генри.
    ЗАДАНИЕ 2. Назови имена, которые ты запомнил.
    ЗАДАНИЕ 3. Раздели эти имена на группы или классы, например: мужские и женские. Какие еще классы можно выделить?
    ЗАДАНИЕ 4. Постарайтесь вспомнить все имена.
    Вариант 2:
    Элла, Виктор, Руслан, Надежда, Богдан, Вероника, Дина, Валентин, Петр, Игнатий, Феофания, Степан.

  5. demons_area Ответить

    Наталья Могылдан
    Консультация для родителей «Развитие памяти и внимания у детей 5–6 лет»
    Многие родители, сталкиваясь с проблемой концентрации внимания у детей дошкольного возраста, не знают, как её решить.
    Данная статья призвана помочь родителям в развитии внимания и памяти у детей 5-6 лет. Ведь достаточная концентрация внимания и устойчивая память обеспечивают не только успешное обучение, но и легкую социализацию ребенка.
    Для начала необходимо определиться с понятиями внимание и
    концентрация внимания. Внимание – это психический процесс, посредством которого человек концентрируется на некоторых особенностях окружающей среды относительно других объектов и событий. При этом концентрация внимания – это продолжительность времени, когда ребенок может сосредотачиваться на какой-то идее или деятельности.
    К 5-6 годам внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 минут вместе со взрослым. Ребёнок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задаётся взрослым (например, отобрать несколько фигур определённой формы и цвета, найти на картинке изображения предметов и заштриховать их определённым образом). Развивать и совершенствовать внимание так же важно, как и обучать чтению, счету, письму. Развитие внимания находится в неразрывной связи с развитием памяти.
    Память – это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали. Память дошкольника в этом возрасте носит непроизвольный характер – ребенок чаще всего не ставит перед собой осознанных целей что-либо запомнить, запоминание и припоминание происходит независимо от его воли и сознания, но в то же время определяется, скорее всего, интересом, деятельностью и желаниями ребенка. Развитие произвольной памяти дошкольника происходит тогда, когда взрослый побуждает, ребенка к сознательному воспроизведению своего опыта в игре, в продуктивной и речевая деятельности, при пересказе, заучивании, рассказывании, сочи нении сказок, т. е. ставит цель: «Вспомни!» Напомним, что очень важно, чтобы цель, поставленная перед ребенком, соответствовала потребностям той деятельности, в которую включается дошкольник. Ребенок должен понимать, зачем нужно запоминать.
    Совершенствование памяти и внимания предполагает развитие мыслительной деятельности, так как научить детей думать – значит научить их анализировать, сравнивать предметы и явления между собой, находя в них сходство и различие, осуществлять обобщение, классифицировать предметы и явления. Именно мыслительные операции становятся при определенных условиях способами логического запоминания. Гораздо быстрее осваивается материал в игре, чем при простом объяснении. Эмоциональное переживание способствует оживлению непроизвольного запоминания, так как в памяти откладывается масса деталей второстепенных по существу, но помогающих удерживать главное. Дети запоминают лучше то, что привлекло их своей яркостью, необычностью; запоминают лучше то, с чем они активно действовали. Именно дидактическая игра способствует развитию внимания и произвольной памяти.
    Вот некоторые примеры игр и игровых упражнений, направленных на развитие памяти и внимания:
    • Сравни картинки и найди отличия
    • Найди пары предметов
    • Найди лишний предмет в ряду
    • Соотнеси предмет и тень
    • Раскрась по цифрам
    • Шахматы
    Эта игра помогает значительно увеличить концентрацию внимания и память. А также помогает детям развивать интеллект и познавательные способности.
    • Повтори ритм
    Отхлопайте ребенку простой ритм ладошками и попросите его повторить. Когда малыш справится, усложняйте ритм, подключая хлопки по ногам, хлопки по мебели, притопывание, щелчки пальцами.
    • Соблюдай правила
    Вы озвучиваете ребенку определенное правило. Например, когда я барабаню быстро – нужно ходить быстро, когда барабаню медленно – ходи медленно. Если ребенок справился, усложняем задание: когда барабаню быстро – ходи медленно, когда медленно – ходи быстро.
    Другим вариантом может быть ходить или прыгать в ритм музыки. По мере усвоения навыка, давайте задание ходить/прыгать, не попадая в такт.
    • Три задания
    Эта игра помогает расширить объем внимания. Вы даете ребенку подряд три инструкции, которые он должен выполнить в той последовательности, которую вы ему задали. Например:
    1. Подпрыгни два раза
    2. Назови какой-нибудь цветок
    3. Подойти к деревянному предмету
    Когда ребенок справится, давайте задания посложнее:
    1. Хлопай столько раз, сколько тебе лет
    2. Назови дикое животное
    3. Дотронься до предмета на букву К
    Количество заданий можно увеличивать до 4-5 и усложнять их в зависимости от возраста и развития ребенка.
    • Разучи стихотворение
    Для развития памяти ребенка 5—б лет, особенно слуховой, можно рекомендовать заучивание стихотворений о временах года, их признаках, это будет способствовать развитию восприятия и мышления у ребенка, умения сравнивать.
    • Опиши игрушку
    В течение 1-2 минут ребенок рассматривает незнакомую игрушку, а затем описывает её. Далее игрушку следует убрать. Через 30 минут предложите ребёнку по памяти описать игрушку и её свойства.
    • Какой игрушки не хватает?
    Поставьте перед ребёнком 5-6 игрушек на 15-20 секунд. Затем попросите ребёнка отвернуться и уберите одну игрушку. После чего, повернувшись, ребёнок отвечает на вопрос:какой игрушки не хватает?
    • Разрезные картинки
    Для проведения игры следует использовать 2 картинки. Одна картинка целая, другая — разрезанная по линиям. Можно взять для игры иллюстрации к сказкам, открытки. Предложите ребенку собрать картинку, используя образец. Затем образец нужно убрать, а ребенка попросить собрать картинку по памяти.
    • Запомни слова и воспроизведи
    Эту игру необходимо начать с трех-четырех слов и по мере того как ребенок справляется с этими словами, необходимо увеличить их количество до десяти и более. Если ребенок не запомнил трех-четырех слов, необходимо еще раз их прочитать и затем повторить задание.
    • Продолжай
    Это совместное упражнение. Вы произносите фразу, например: «У нас в огороде растёт картошка». Ребёнок должен повторить вашу фразу и добавить слово, подходящее в данной ситуации: «У нас в огороде растёт картошка и репа». Постепенно фраза становится длиннее, приходится вспоминать новые и новые слова
    Надеемся, что наши советы помогут Вам весело, интересно и с пользой проводить время с Вашими детьми, а так же наметить верный путь к развитию их произвольного внимания и памяти.

  6. Alucard Ответить

    КАК РАЗВИВАТЬ ВНИМАНИТЕ И ПАМЯТЬ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ
    ВНИМАНИЕ
    Больше всего дети страдают от отсутствия или недоразвития внимания. Внимание – это сосредоточенность человека на каком-то реальном или идеальном объекте: предмете, событии, образе, слове. Внимание ребёнка зависит от “настройки” его на восприятие источника информации и самой информации. Регуляторами внимания могут быть любознательность и любопытство. Внимание – это усилие ума и всех рецепторов: зрения, слуха, осязания, обоняния. Развивать и совершенствовать внимание детей столь же важно, как и учить письму, счёту, чтению. За вниманием следует запоминание, развитие памяти. Чтобы развить внимание ребёнка, можно проводить игры и игровые упражнения.
    Сколько чего?
    Взрослый просит ребёнка осмотреть комнату в квартире или площадку, на которой вы играете, и назвать как можно больше имеющихся здесь предметов, начинающихся на букву “К”, или “Т”, или “С”, можно не целые предметы, а их части. Затем назвать предметы круглые или прямоугольные, квадратные. Далее – деревянные, металлические, стеклянные. Можно обратиться и к цвету, окраске предметов.
    Найди букву
    Если ребёнок знает буквы (или несколько букв), предложите ему такую игру. В книжке с крупным шрифтом (например, “Мойдодыр”, но можно и в другой) нужно просматривать слова, подчеркивая (карандашом) без пропусков букву “а” (“о”) в течение 5 мин. Через 5 минут вместе проверьте, нет ли пропущенных букв. Объясните ребёнку, что быть внимательным – это значит, например, не пропускать буквы. Сравнивая количество прочитанных строчек и пропущенных букв, вы сможете контролировать успех вашего ребёнка.
    Выберите другую букву и выполните упражнение снова.
    Найди буквы
    Можно усложнить задание. Букву “о”, например, обвести в кружок, а букву “п” – в квадрат, треугольник, подчеркивать, зачёркивать и т. д.
    Выполни уговор строго
    Взрослый и ребёнок становятся друг против друга и договариваются о следующем: когда взрослый кланяется – ребёнок отворачивается, когда будет простирать руки к ребёнку – он будет скрещивать их на груди; взрослый грозит пальцем – ребёнок кланяется, взрослый топнет ногой – ребёнок тоже топает.
    Перед началом надо провести трёхминутную “репетицию”. Играют до первой ошибки, затем меняются ролями.
    Повтори быстро
    Взрослый договаривается с ребёнком, чтобы он повторял за ним любые слова только тогда, когда он произносит слово “повтори”.
    Далее идет быстрый диалог-“перестрелка”:
    Повтори: “Стул”.
    Ребенок говорит: “Стул”.
    Повтори: “Дверь”.
    Ребенок говорит: “Дверь”.
    Скажи: “Улица”. Быстро: “Кошка”. Вслух “дым” и т.д.
    Игра “Муха”
    Нарисуйте большой квадрат (10 х 10 см) и разделите его на девять клеточек. В центре сидит “муха”. Она совершает движение по квадрату “вверх” или “вниз”, “влево” или “вправо”. Начало всегда в центре. Например: вверх, влево, вниз, вправо, вверх, вправо, вниз. Где “муха”? В правом центре и т.д. Сначала ребёнок пальцем водит по центрам маленьких квадратиков, слушая команды. Потом можно мысленно совершать действия.

    ПАМЯТЬ
    Память человека – это способность сохранять и воспроизводить в своём сознании прежние впечатления, опыт жизни. Память – это воспоминание о ком-нибудь и о чём-нибудь. Память связывает прошлое человека с настоящим и будущим. Память может быть зрительной, слуховой, эмоциональной, двигательной. В нашей памяти отражается весь наш опыт: воспоминания о том, что мы делали, слышали, видели, думали, чувствовали. Это бесконечная лента жизни, наполненная яркими картинами природы, образами родных и друзей, кинофильмами, театром, книгами, музыкой, запахами и многим-многим другим.
    КАК УЧИТЬ РЕБЕНКА ЗАПОМИНАТЬ
    Предложите ребенку записать сказку. Вы читаете сказку или рассказ (для начала лучше небольшой – состоящий из 4 – 5 основных эпизодов), затем предлагаете ему пересказать текст. Это довольно сложно: практически у всех детей связный пересказ услышанного вызывает трудности. Успокойте малыша, если у него ничего не получается, и предложите ему записать сказку, чтобы потом ее можно было прочитать. А записывать сказку не обязательно буквами, которые ребенок еще не знает. Сделать это можно и с помощью картинок. Вы берете бумагу и карандаш и рисуете квадрат (рамочку). Вместе с ребенком вспоминаете, о чем говорится в начале сказки. Например, о девочке, которая вышла из дома. В квадрате-рамочке вы схематично рисуете девочку около домика и говорите, что так можно записать начало сказки. Затем рисуете еще одну рамку, рядом с первой (можно соединить их стрелкой), и говорите, что в этом квадратике надо записать, что было дальше. Помогите ребенку выделить следующий эпизод и изобразите его в рамке с помощью 2 – 3 условных обозначений. Аналогично следует изобразить остальные эпизоды сказки или рассказа.

    Теперь пусть ребенок попробует, пользуясь записью, пересказать услышанное. Это задание не вызовет у него затруднений. Так вы можете записать несколько рассказов или сказок (для начала их лучше сочинить самим, чтобы сюжет был достаточно ясен и прост). В дальнейшем такие записи может делать и ребенок, а потом самостоятельно.
    Для того, чтобы развивать память дошкольников, можно использовать следующие игры и упражнения.
    Запомни слова
    Возьмите существительное “сук”. Ребёнок повторяет “сук”. Вы добавляете слово “стол” – он повторяет “сук”, “стол”. Вы предлагаете ещё одно слово – “лимон”, и ребёнок вспоминает – “сук”, “стол”, “лимон” и т. д. Постарайтесь увеличивать количество слов.
    Это упражнение надо выполнять ежедневно 2–3 раза, стараясь каждый раз увеличивать количество слов.
    Слова для запоминания: лев, трос, баран, огород, верблюд, бубен, дуб, шило, пчела, клумба, носорог, клубника, луг, сноп, хвост, сверло, батарея, гусеница, дом, банк, рынок, собака, морковь, проспект, сок, река, канал, кирпич, пустыня, седло, нос, бусы, акула, гнездо, запятая, трапеция.
    Слова для запоминания можете брать по своему усмотрению.
    Скороговорки разной длины
    Сначала предложите детям повторить за вами наизусть скороговорки, в которых количество слов увеличивается.
    Наш Полкан попал в капкан.
    Везет Сенька с Санькой Соньку на санках.
    Три свиристели еле-еле свистели на ели.
    Грабли – грести, метла – мести, весла – везти, полозья – ползти.
    Шел Шура по шоссе к Саше в шашки играть.
    Увидел, услышал – запомни!
    Память на числа очень часто нужна на практике. Взрослый записывает для себя пять однозначных чисел, затем один раз четко их произносит. После этого ребенок повторяет эти же числа.
    Затем ребенок пишет пять чисел и показывает взрослому, а взрослый называет числа. Затем увеличивают количество чисел и повторяют то устно, то по записи.
    Игра проводится в течение 7-10 минут.
    3 – 8 – 6 – 2 – 5                        6 – 1 – 2 – 3 – 4
    3 – 4 – 1 – 7 – 2                        6 – 1 – 5 – 8 – 3
    8 – 4 – 2 – 3 – 9                        5 – 2 – 1 – 8 – 6
    Запомни фигуру
    Взрослый рисует геометрические фигуры, расположенные в ряд (чтобы ребёнок не видел, когда вы рисуете), и показывает ребёнку. Ребёнок в течение 2 минут знакомится с этими фигурами и запоминает. Затем убираются эти фигуры, а ребёнок зарисовывает их по памяти.
    Вспомни, не глядя
    Каждый ли из нас хорошо представляет то, что у него почти всегда перед глазами в комнате, где он живёт, где играет?
    Внезапно, не предупредив ребёнка, предлагаете ему сказать, сколько полок в книжном шкафу, какие занавески на окне, какой рисунок на обоях, кто выше: мама или бабушка (можно сравнить рост его друзей) и т.д.
    Психологи отмечают: в начальных классах у детей наступает особая способность к развитию мышления и памяти. В это время мальчики и девочки любят сравнивать, анализировать, классифицировать. Но это увлечение не придёт само собой, если мы, родители, не подготовим для этого почву.
    Играя с ребёнком, выполняя упражнения, не слишком утомляйте его. Старайтесь играть и максимально разнообразить этот процесс. Следите за его реакцией и либо меняйте занятие, либо дайте ему отдохнуть.
    Удачи Вам и вашим детям!

  7. ToyFixPley Ответить

    Алла Саламатина
    Как развить память, внимание и мышление ребенка.
    «Как развивать память, внимание
    и мышление ребенка»
    Уважаемые родители! В начале нашей беседы я хочу задать Вам один вопрос. Хотите ли вы, чтобы Ваши дети хорошо учились в школе?
    Конечно же, каждый родитель хочет, чтобы их ребенок успешно учился, а особенно этого хотят родители, имеющие детей с различными отклонениями в развитии. Следовательно, ребенка надо развивать, и занятий, которые он получает в детском саду, ему мало. Но дети, как правило, не любят заниматься, но они любят играть. Значит, развивать все психические функции необходимо через игру.
    Почему я сейчас говорю о развитии психических функций, а не о подготовке к школьному обучению? Многие родители считают, что если ребенок умеет считать и писать, значит, он подготовлен к школе. Позволю себе с вами не согласиться.
    Многие дети, имеющие отклонения в развитии и страдающие аутизмом бегло читают и считают уже в 3 летнем возрасте. Бывает, что и дети имеющие нарушение интеллекта уже в дошкольном возрасте знают цифры и буквы, но не могут читать и отсчитывать нужное количество предметов, так как у детей не сформировано мышление. Они не умеют строить умозаключения, делать анализ, выполнять многоступенчатые инструкции, их внимание рассеяно, ребята не могут самостоятельно сосредоточиться на выполнении задания, им необходим контроль, многократные повторения и помощь взрослого. У ребят не сформированы психические функции, то есть страдает восприятие, внимание, память и мышление.
    Нет таких игр, которые бы развивали только память, только внимание, только мышление или восприятие. Любая игра развивает сразу несколько психических функций.
    Возьмем упражнения на память. Посмотрите внимательно на сюжетную картинку в течении 30 секунд и постарайтесь её запомнить. А теперь вспомните, что было нарисовано, каким цветом и формой, где, что располагалось. Скажите, какие же функции работали у вас при выполнении данного упражнения?
    Вывод. Чтобы запомнить, что нарисовано на картинке, вы на неё посмотрели, значит, работало ваше восприятие, вы сосредотачивали внимание, чтобы увить все детали картины, работало также и мышление, так как вы старались запомнить, что где расположено и какого это цвета размера или формы. Следовательно, развиваются сразу все функции, хотя это упражнение в первую очередь на тренировку памяти.
    Возьмем игру на внимание. Вам необходимо найти одинаковые предметы. Какие психические функции у вас при этом работают?
    Вывод. Вы наверное заметили, что работало восприятие, мышление, так как мы сравнивали предметы между собой, а также память, потом чтобы исключить не нужные предмет мы на него смотрим и запоминаем, а потом ищем.
    Следовательно, мы развиваемся всесторонне, и все эти процессы взаимосвязаны между собой. Но бывает, что какие-то процессы работают значительно лучше других. Бывает так, что у ребенка отличная память, но страдает логическое мышление или внимание. Но если страдает память, мы не можем сказать, что у ребенка хорошее логическое мышление, так как прежде чем провести какой-то анализ, у нас должен быть запас знаний. В игре «Четвертый лишний» ребенок должен исключить неподходящий предмет. Значит, его память должна хранить какую-то классификацию, чтобы он смог отграничить одни предметы или картинки от других, то есть, это дикие животные, а это домашнее.
    Развитие памяти начинается с первых дней жизни малыша. Если считать простейшие условные рефлексы элементарными формами памяти, то мы наблюдаем их у младенца уже в возрасте двух недель. Есть сведения, что новорожденный узнает людей по запаху — с первого дня жизни и по голосу — в первые, несколько дней. А к концу первой недели способен различать тех, кто за ним ухаживает, даже по внешнему виду. Что это значит? Такой кроха удерживает в памяти определенную значимую для него информацию и в нужный момент «извлекает» ее оттуда. Но при этом младенец не помнит людей, если их нет рядом. Он не будет «скучать», если вы уйдете из комнаты. То есть единственная реальность для него — это то, что он воспринимает в данный момент.
    Как играет малыш, пока ему не исполнилось пяти месяцев? Он с удовольствием манипулирует каким-нибудь предметом. Но если уронит этот предмет и потеряет его из виду, то тут же забудет о нем и не станет искать «потерю». Так же быстро он может переходить от одного занятия к другому.
    В полгода ребенок начинает понимать, что люди и предметы существуют, даже если он их не видит.
    Ребенок начинает постепенно понимать, что вы ему говорите, запоминает название предметов и людей, где они находятся, мы просим малыша показать, где мама или папа, где у него глазки или носик. Так постепенно развивается память ребенка.
    Как улучшить память?
    Существует три «закона» памяти.
    Первый «закон» памяти – получить глубокое яркое впечатление о том, что хотите запомнить, а для этого надо:
    1. Сосредоточиться;
    2. Внимательно наблюдать. Прежде всего получить зрительное впечатление, оно прочнее: нервы, ведущие от глаза к мозгу, в 20 раз толще, чем нервы ведущие от уха к мозгу.
    Второй «закон» памяти ; – повторение
    Третий «закон» памяти – ассоциация: хочешь запомнить факт – нужно ассоциировать его с каким-либо другим.
    Развивающие игры.
    Как мы уже сказали, во время игр не развивается только одна функция. Поэтому дома я предлагаю вам поиграть в такие игры.
    1. «Запомни картинку» Ребенку предлагается любая картинка из книжки, которая имеется дома, он должен запомнить её, время запоминания 30 – 40 секунд, а затем вы убираете картинку, а ребенок должен вспомнить, что на ней нарисовано. Для лучшего припоминания можно задавать наводящие вопросы. Кто нарисован на картинке? Какого цвета его? Что находилось справа от? То есть любые вопросы помогающие вспомнить сюжет картины. Через какое-то время ребенку можно напомнить, а помнишь, мы с тобой смотрели картинку, что там было нарисовано, ты не поможешь мне вспомнить. Так ребенок втягивается в игру.
    2. «Рисуем вместе» Очень интересна игра для всей семьи. Необходимо взять лист бумаги и рисовать на нем по очереди, но так чтобы остальные не видели, что каждый из вас рисует. Затем рисунок показывается и надо назвать, что изменилось. Педагог проводит игру вместе с родителями. Сначала было легко запомнить, что изменилось в картинке, но чем больше деталей в ней становилось, тем труднее определить разницу.
    3. Всей семьей можно поиграть в игру «Продолжи предложение». Первый играющий говорит предложение такое, чтобы его можно было дополнять словами перечислениями. НАПРИМЕР: Я увидела лису. Следующий должен повторить это предложение и добавить к нему еще одно слово. Я увидела лису, медведя. Третий, повторяя предложение, добавляет еще одно слово. Я увидела лису, медведя, волка. И так далее. Игра проводится по кругу и продолжается до тех пор, пока игроки не начнут ошибаться. Кто не смог повторить, тот выходит из игры, пока не останется один победитель.
    4. «Мышка шалунишка». В игре принимают участие 3 человека и больше. Двое садятся на стулья друг напротив друга. Одному завязывают глаза, а другому в руки дают бубен. Когда второй играющий начинает играть, третий человек принимается водить мышкой по телу первого ребенка. Мышка бегает, кувыркается, карабкается в соответствии с темпом звучания музыки. Первый участник игры сидит спокойно, он не должен пытаться поймать мышку руками, его задача — сконцентрироваться на своих ощущения и память. Можно использовать несколько инструментов, под звуки которых мышка двигается по-разному: под гармошку она ползет, а под бой барабана — прыгает; или под звуки бубна она ходит по рукам, а под дудочку — взбирается на шею и т. д. После игры ребенку предлагается вспомнить, что делала мышка под определенные звуки, куда она забиралась, нужно также поговорить о его ощущениях, что ему понравилось, когда было приятно, а когда нет. Это поможет лучшему осознанию ребенком его чувств и переживаний.
    5. «Волшебные фигурки». Дети и взрослые встают друг за другом, по кругу. Первый играющий рисует второму на спине пальцем любую геометрическую фигуру, второй рисует эту же фигуру следующему игроку и так далее, пока последний не нарисует фигуру первому игроку. Потом игроки по очереди говорят, кому что нарисовали. Если произошла ошибка, выясняют, кто был не внимательным. Рисуют ему на спине туже самую фигуру, чтобы он мог почувствовать её. Рисовать можно и просто друг другу что-то на спине, а тот которому нарисовали должен отгадать, что было нарисовано.
    6. «Чудесный мешочек». Играющий должны ощупать предмет лежащий в мешке, не глядя на него, и описать предмет, не называя его, а остальные отгадать, что это за предмет. Ребенку нравится когда взрослые ошибаются, но это не должно быть часто, так как ребенок не поверит вам, а следовательно может отказаться от игры
    7. «Сложи картинку». Ребенку даётся одна целая картинка, а другая разрезанная на несколько частей (в зависимости от навыка ребенка). Необходимо по образцу собрать разрезанную картинку. Для этой игры можно использовать любые картинки находящиеся у вас дома, открытка, картинки из журналов. Если ребенок имеет навык в складывании картинок, то образец можно не давать. Картинки можно разрезать не только по вертикали и горизонтали, а также по диагонали, и хаотично. Но следует помнить, что усложнение дается постепенно. Если ребенок научился собирать картинку из 2-х частей, разрежьте её на три, затем на 4, 6 частей и так далее.
    8. «Почини ковер» Возьмите любую цветную картинку и вырежьте ножом из неё аккуратно любые геометрические фигуры, такие же фигурки вырежьте из другой картинки. Ребенку необходимо починить коврик, то есть закрыть в нем дырки, чтобы коврик стал целым. Вы говорите ребенку, что на красивом ковре оказались дырки. Возле коврика расположено несколько заплаток, из них надо выбрать только те которые помогут закрыть дырки.
    9. «Подбери и сравни». Вырежьте из бумаги геометрические фигуры разного размера, или полоски разной ширины и длинны. Можно нарисовать геометрические фигуры на карточке. Ребенку предлагается от 3 до 6 карточек или вырезанных фигур, с разной величиной, которые он должен разложить в порядке возрастания или убывания. Ребенок учится сравнивать предметы по длине, ширине и величине.
    10. «Белый лист». Возьмите 2 листа бумаги. Нарисуйте на них одинаковые геометрические фигуры. С одного листа вырежьте фигуры, а на втором закрасьте их карандашом Ребенку необходимо закрыть белыми фигурами цветные, нарисованные на листе бумаги, так, чтобы получился белый лист.
    11. «Незаконченные рисунки». Нарисуйте на листе бумаге предметы, так, чтобы рисунок был не закончен и предложите ребенку закончить его.
    12. «Волшебный карандаш». Нарисуйте несколько одинаковых геометрических фигур и предложите ребенку их расколдовать с помощью карандаша, чтобы из них получились разные предметы. НАПРИМЕР: Раскалдовывая кружочки их можно превратить в яблоко, солнышко, цветочек, чайник, зайчонка и так далее. Квадраты – в телевизор, шкаф, флажок, домик.
    13. «Числа на стене». Например, вы заранее раскладываете или развешиваете на предметах в комнате карточки с цифрами (числами). На столе — карточки с точками. Малышу нужно как можно быстрее подобрать для карточек с точками карточки с числами, а для этого придется побегать по комнате. Сколько времени у него это заняло? В следующий раз получится еще быстрее.
    14. «Лабиринт». На одной стороне листа (слева) вы рисуете какие-нибудь символы или приклеиваете картинки, потом то же делаете с правой стороной листа, затем соединяете их всевозможными кривыми линиями, а ребенок должен провести по кривой пальчиком или разноцветными карандашами, чтобы найти нужную дорожку.
    15. «Один плюс два. получается сова!» Запомнить порядок букв в алфавите или цифр в числовом ряду помогут упражнения на их последовательное соединение. Если знаки соединены правильно, на листе получится законченное, узнаваемое изображение — например, забавная зверюшка. Примеры таких заданий всегда можно найти в детских журналах и развивающих тетрадях. Если ребенку понравится это упражнение, вы легко сможете делать для него заготовки сами — возьмите контуры изображений из детских книжек-раскрасок, или любой другой книжки, наметьте контур на бумаге точками, обозначьте точки буквами или числами. Ребенку остается правильно соединить все знаки и раскрасить рисунок
    16. «Волшебный квадрат». Приготовьте квадрат состоящий из 9 квадратиков, то есть 3 на 3 квадрата. Вырежьте из любых этикеток, коробочек небольшие картинки которые помещаются в маленький квадрат, можно использовать также цифры или буквы. Разложите их по клеточкам и предложите ребенку запомнить, что где лежит, затем стряхните их на стол и попросите ребенка разложить их точно также. Можно спросить, что в каком углу лежало. НАПРИМЕР: В правом верхнем углу лежала уточка, а внизу слева, рыбка и так далее. Ребенок будет запоминать не только расположение, но и название углов, то есть учиться ориентироваться на плоскости.
    И это только малая часть игр, в которые можно играть дома.
    В заключении хочется сказать, не жалейте время на игры с детьми. Ведь игры помогают ребятам развиваться, а значит это не пустая трата времени. И не научится со временем ребенок этому самостоятельно, его надо развивать, особенно если у него идут нарушения в развитии, и чем раньше мы начнем его обучать играя, тем лучше он будет учиться в школе.

  8. Nuadalen Ответить

    ребенок и школа

    Есть приемный сын, 8 лет, усыновлен в возрасте 6 лет, дома третий год. Соматически здоров и психических отклонений ни психологи, ни нейропсихолог у него не выявили. Именно кора лобных долей мозга защищает нас от того, чтобы мы произносили любые глупые мысли вслух.

    ПОддержка мозга в 11 классе и на экзаменах

    Какие-то витамины или препараты для мозгового кровообращения? Допинг на экзаменах: как школьники и студенты улучшают оценки. Как лекарство от СДВГ помогает в учебе и на экзаменах.

    Витамины во время экзаменов?

    Какое полушарие мозга у вас более развито?

    Как улучшить активность мозга у школьника. Упражнения для мозга. Левое и правое полушария мозга соединены толстым пучком нервных волокон, который называют мозолистым Какое полушарие мозга у вас более развито ?

    ЕГЭ. Чем поддержать мозги

    “Для памяти”

    Как развивать память ? Развитие памяти и внимания — это одновременно цель и средство обучения дошкольников, которое требует Итак, память и внимание — одни из ключевых навыков, помогающих детям успешно учиться. Но не менее важным является умение мыслить…

    Класс-центр Казарновского проводит семинары по методикам развития мозга 29, 30, 31 авг

    Раздел: Методики раннего развития (методика развития памяти и внимания казарновский). Класс-центр Казарновского проводит семинары по методикам развития мозга 29, 30, 31 авг. Тренировка памяти : как бороться с рассеянностью; метод ассоциаций для развития памяти.

    Таблетки для памяти нужны 🙂

    Еще 35 лет нет, а уже чувствую иногда себя тормозом… Мозг неочень резво стал работать. никотиновая кислота и упражнения для мозгов постоянно – книги на иностранном языке читать, логические задачки Вообще то для развития памяти как раз и рекомендуют заучивать стихи.

    занятия со слепыми ДЦП

    Дети с особенностями развития, инвалидность, уход, реабилитация, врач, больница, медикаменты. Учите ребенка владеть телом при активном участии мозгов. Любые физические упражнения, которые Вы делаете, сопровождайте их словесным описанием, стихами, счетом.

    Межполушарные связи

    Не подскажите упражнения, направленые на развитие межполушарных связей / мозолистого тела? Одной из причин невозможности движений при ДЦП является монолатеральность головного мозга. Т.е. ребенок может двигать одновременно только руками, или только ногами…

    Очень неплохая статья о СДВГ/ММД, частые диагнозы наших деток

    СДВГ – это одна из форм проявления минимально- мозговой дисфункции (ММД), то есть очень легкой недостаточности мозга, который проявляется в дефиците определенных структур и нарушении созревания более высших этажей мозговой деятельности.

    Ритмы мозга…популярно. Дельта.

    Иногда дельта- активность прерывается большими и более ритмичными разрядами, напоминающими паттерн волны-пика, обычно связанной с “Нет ничего удивительного в том, что электрическое поведение мозга обнаруживает сходство у детей и взрослых только во сне…

    Диета и препараты улучшающие умственные способности

    Как улучшить активность мозга у школьника. Такой способ обучения не просто улучшает память, он делает учебный процесс игрой. При этом дети будут стремиться получить новые знания и не захотят Это вещество уменьшает психоэмоциональное напряжение и…

    Нужен совет! развиваем мозги.

    Нужен совет! развиваем мозги .. Развитие, обучение. Ребенок от рождения до года. Упражнения для развития памяти. Как развивать память ребенка. Энциклопедические знания по Доману. Но ведь мозг ребенка интенсивно растет и развивается именно в первые годы …

  9. ---/@T@R--- Ответить

    Разумеется, обязательно. Конечно же, вам кажется, что ребёнок и так всё схватывает на лету, это и естественно в его возрасте, когда мозг очень восприимчив ко всему новому и способен освоить такие объёмы новых данных, которые взрослым уже не по плечу. Однако, без тренировки эта способность детского мозга в определённом возрасте быстро сойдёт на нет, чего не случится при выполнении нужных упражнений.
    Также не стоит полагать, что ребёнка научат всему в детском саду. Действительно, программа детского сада подразумевает занятия с детьми и подготовку их к школе, но подумайте сами над двумя вещами. Во-первых, полностью ли вы уверены в том, что воспитатель, работающий за копейки, относится к своей задаче добросовестно. И во-вторых, достаточно ли для ребёнка этих занятий, которые проводятся для группы детей с разными данными, а значит, воспитатель неизбежно равняется на самых отстающих детей.

    Как улучшить память и внимание у ребенка 7 лет

    Формулировка “как улучшить память и внимание у ребенка 7 лет”, конечно, не совсем корректна, скорее следует ставить вопрос так — “как тренировать память и внимание у ребенка 7 лет”. Если ребёнок нормально развит, то улучшать память ему ни к чему, она в этом возрасте и без того довольно неплохая, а вот тренировать её с тем, чтобы сохранить способность быстро запоминать новое на годы вперёд, непременно следует.
    Итак, несколько рекомендаций по поводу того, как развить память и внимание у ребенка 7 лет:
    Всегда найдите время для того, чтобы выслушать, что у ребёнка произошло за день. Его речь может быть очень сбивчивой и малопонятной, это нормально. Главное — всегда просить его рассказывать о каких-то деталях, которые ему непременно придётся доставать из памяти. Вы заметите, что со временем он будет вспоминать всё больше и больше подробностей. Помимо тренировки памяти такое общение поможет ребёнку научиться формулировать мысли (особенно если вы поможете ему правильно строить предложения), а также укрепит вашу с ребёнком эмоциональную связь.
    Вы можете сделать семейной традицией разучивание с ребёнком перед сном короткого стихотворения или какой-то несложной фразы на иностранном языке. Опять же, кроме тренировки памяти вы будете тренировать и речь ребёнка, а также его словарный запас.
    Ещё одно отличное упражнение, которое поможет тренировать память и внимание у ребенка 7 лет, это произнести для него медленно десять доступных ему слов и попросить его сразу же перечислить их. Если он вспомнит пять из них, это уже хорошо и говорит о неплохой кратковременной памяти. Напомните ему те слова, которые он забыл, и попросите его перечислить все десять слов спустя какой-то промежуток времени. Отличным результатом будет, если он назовёт семь или восемь слов, это говорит о том, что и с долговременной памятью у малыша порядок. Если заниматься этим упражнением каждый день, вы отлично разовьёте у ребёнка оба вида памяти.
    Аналогичное упражнение делается с картинками, на которых изображены какие-то предметы, которые ребёнок должен назвать.
    Для тренировки памяти существует так называемый метод Цицерона. Ребёнка нужно научить запоминать какие-то вещи, располагая их образы в знакомой обстановке. Назовите ему десять предметов, которые он должен мысленно разместить в своей комнате. Пускай в кресле растёт гриб, на столе переминается с ноги на ногу небольшой слоник, а с люстры свисает банан. Главное — представлять предметы размером примерно с футбольный мяч, неважно, какие они в жизни. Пусть ребёнок расположит так в своих мыслях десять предметов, и для того, чтобы вспомнить их, ему будет достаточно оглянуться вокруг или вспомнить обстановку комнаты, когда вы не дома. Попросите его через некоторое время назвать все предметы.
    Можно научить ребёнка выстраивать цепочку из предметов, составив какой-то рассказ об их приключениях. К примеру, один предмет может превращаться в другой, как в мультфильме про пластилиновую ворону. Запомнив последовательность превращений, ребёнку будет проще запомнить все предметы и даже назвать их в том же порядке, в котором они были заданы.
    Наконец, классическое задание из детских журналов — найти десять отличий. Оно отлично помогает тренировке внимания к деталям.

  10. Truesinger Ответить

    МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ 6 – 7 ЛЕТ
    (Практическое занятие для родителей)
    Цели:
    1. Знакомство родителей с психическими функциями внимания и памяти, особенностями их развития у детей дошкольного возраста.
    2. Обучение родителей практическим умениям по развитию свойств внимания.
    Оборудование: карточки с заданиями; картинки с изображением двух картинок, имеющих различия, памятки.
    Ход занятия:
    1.Что такое внимание?
    Внимание – это форма организации познавательной деятельности, избирательная направленность сознания на какой-либо объект. И хотя в сознании маленьких детей фиксируется то, что ярко, эмоционально, уже в дошкольном возрасте в процессе игры, общения необходимо начинать формировать внимание произвольное. Его развитие позволяет во многом облегчить ребенку процесс обучения в начальной школе, когда потребуется делать не то, что хочется, а то, что необходимо.
    Концентрация, Устойчивость внимания  – это способность сохранить долгое время сосредоточенность в деятельности, способность отвлечься от всего постороннего.
    Например, ребенок собирает новый конструктор. Он полностью поглощен делом, не отвлекается ни на минуту, не замечает. как течет время, не реагирует на ваши оклики. В этом случае можно говорить о большой концентрации внимания.
    Распределение внимания – это умение выполнять 2 или более различные виды деятельности, удерживая их в своем внимании одновременно. Ребенок может одновременно слушать взрослого  и выполнять задание.
    Объем внимания –  это то количество единиц (объектов), которое ребенок может воспринимать одновременно. Чем больше предметов воспринимается, тем больше объем внимания и тем более эффективней будет деятельность. Например, ребенок может запомнить с первого раза, сколько игрушек ему показали.
    Как развивать внимание?
    Упражнение «Найди отличия»
    Цель: развитие произвольного внимания, переключения и распределение     внимания.
    Оборудование: карточки с изображением двух картинок, имеющих различия.
    Инструкция: Посмотри внимательно на эти картинки, которые отличаются друг от друга различными деталями. Нужно быстро найти все отличия.
    Упражнение «Перепутанные линии»
    Цель: развитие устойчивости внимания
    Оборудование: карточки с изображением лабиринта.
    Инструкция: Посмотри внимательно на этот рисунок. На нем изображен лабиринт, по которому необходимо найти короткий путь. Однажды корова Маня заблудилась – забрела в глухой лес и не  знала, как вернуться домой. Она проголодалась  и начала искать сочную траву. По какой тропинке должна двигаться хозяйка, чтобы как можно быстрее встретить корову.
    Упражнение «Нанизывание бусинок»
    Цель: развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики пальцев.
    Оборудование: Образец для нанизывания бусинок, бусинки.
    Инструкция: Посмотри на эти нарисованные бусинки. Ты хочешь сам собрать  бусинки? Я дам тебе бусинки и проволоку, на которую нужно нанизать друг за другом бусинки точно так, как они выглядят на рисунке».
    3. Что такое память?
    Память – это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали.
    Объем памяти – количество объектов, которые ребенок может воспроизвести после восприятия.
    Возрастные нормативы:
    Для детей 5 -7 лет объем кратковременной памяти равен 3-5 единицам, показатель объема внимания – 2-4 единицы. Показатель кратковременного запоминания меньше 3 обычно свидетельствует о наличии органического поражения мозга.
    4. Как развивать память?
    Игра «Внимание»
    Цель: развитие внимания и зрительной памяти.
    Оборудование: карточки с изображением картинки для запоминания.
    Инструкция: Нарисовать на листе бумаги  картинку, которую в течение 3 секунд показывал взрослый.
    Упражнение «Запомни 10 слов»
    Цель: развитие слуховой памяти.
    Оборудование: слова для запоминания.
    Инструкция: Я сейчас тебе расскажу 10 слов, а ты их запомни и расскажи.
    Упражнение «Заучивание стихов»
    Упражнение на развитие зрительно-слуховой и ассоциативной памяти
    Инструкция: Сегодня мы поучимся запоминать и пересказывать небольшие истории с помощью пиктограмм.
    Плохой сторож
    У одной хозяйки (мыши) съели в погребе  (сало).
    Тогда она заперла в погребе  (кошку).
    Кошка съела и (сало), и (мясо) и (молоко).
    Дискуссия на тему «Как поддержать интерес  ребенка к  занятиям?»
    Рекомендации родителям
    Все задания должны проходить в форме игры, в доброжелательной атмосфере. Ребенка нужно дополнительно заинтересовать этими занятиями, предложив ему потренироваться быть внимательным, чтобы стать хорошим водителем, врачом и т.д.
    Проигрыш не должен вызывать чувства неудовлетворения, поэтому ввести веселые штрафы: помяукать 5 раз, проскакать на 1 ножке.
    Время проведения не более 5 минут.
    Объем просмотренного материала не имеет значения: он может быть от нескольких слов до нескольких абзацев.
    При работе с детьми 6 – 7 лет важно соблюдать 1 условие: каждое занятие начинать с нового договора о возможном количестве ошибок. Необходимо  исходить из реально допущенного количества ошибок, с тем чтобы у ребенка не  возникло чувство безнадежности, невозможности добиться успеха.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *