Какие художники использовали в своем творчестве былинных героев?

9 ответов на вопрос “Какие художники использовали в своем творчестве былинных героев?”

  1. Cozan Ответить

    Былины
    Художники-иллюстраторы былин

    В.М.Васнецов “Богатыри”. Холст, масло.1898 г. Третьяковская галерея
    Былинные сюжеты вот уже несколько веков популярны. Поэтому многие русские художники хотели проиллюстрировать героев, события былин, таким образом выразив свое отношение к былинному творчеству. Одним из известных художников-иллюстраторов был Виктор Михайлович Васнецов (1848–1926). Самая знаменитая его картина «Богатыри».
    Тема богатырской заставы интересовала Васнецова уже в первые годы его художественной деятельности, она не оставляла его потом на всём долгом творческом пути. Пользуясь литературными источниками, Васнецов не следовал буквально какому-либо из вариантов былин о главных богатырях, а отбирал всё, что давало обобщённое представление о них как о носителях народных идеалов, защитниках государства. Не следовал художник также ни одному из многочисленных вариантов былины о богатырской заставе, а только отбирал и обобщал всё относящееся к трём любимым богатырям героического эпоса. Самые популярные живописные полотна Васнецова на былинные и сказочные сюжеты: картины «Витязь на распутье» (1878), «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880), «Аленушка» (1881).) (См. подробное описание картины “Богатыри”.)

    Н.К.Рерих. Богатыри проснулись. 1940.
    Николай Константинович Рерих (1874–1947) художник, ученый, путешественник, крупный общественный деятель.
    Занимался изучением русской старины. Страстное увлечение археологией и историей во многом предопределяет сюжеты его картин – древняя языческая Русь, красочные образы народного эпоса, первозданное величие еще не тронутой природы. В 1910 году Рерих пишет картину «Илья Муромец». Центральный образ художественный картины – великий русский богатырь. Исследуя традиции Древней Руси и спускаясь по историческим пластам все ниже и ниже, к тем доисторическим глубинам, где еще только складывалось человеческое общество и его будущие достижения, Рерих никогда не воспринимал русскую культуру как нечто обособленное и изолированное. В статье «Радость искусства» он пишет, что Русь всегда представлялась ему как «чудесный, единственный в мире край, куда по воле судьбы текут пути многих странников мира».
    Одна из самых известных картин Н. К. Рериха «Богатыри проснулись». Н. К. Рерих был первый русский художник, осуществивший «поездку за стариной», т. е. специальную поездку по русским городам с целью изучить памятники русской старины. Он призывал «узнать и полюбить Русь», стал пропагандистом и защитником созданий народных.
    В 1920 году Рерихи приезжают в Америку. Работы Николая Константиновича с огромным успехом демонстрируются в десятках городов, появляются новые сподвижники и сотрудники. Позже Рерих долгое время живет в Индии. Но художник продолжает писать картины на темы истории Древней Руси. Например, художественные полотна «Богатыри проснулись» (1940), «Земля Славянская» (1943). Его картина «Богатыри проснулись» вселяет уверенность, что по сей день в трудную годину богатыри земли Русской, некогда окаменевшие, проснутся один за другим по зову своей пламенной души и встанут на защиту Родины. Хочется верить, что сила, Богом данная для борьбы со злом, черпается ими из «неотпитой чаши» Руси сколько ни пей из нее, кипит ключ в роднике, не убывает вода, и щедро дарит он всех припадающих к нему живой творческой силой.
    Рерих писал о картине в статье “Великому русскому народу”: ““Богатыри проснулись” сейчас пишется. Посвящается великому народу русскому. Когда-то слагали былину “Как перевелись богатыри на Руси”, но тогда же верили, что проснутся они в час суждённый. Выйдут из гор, из пещер, и приложатся к строительству народному. Вот и пришёл час”. (См. страницу о картинах Н.К.Рериха “Гонец. Восстал род на род” и “Заморские гости”)

    И. Е. Репин. Садко. 1876
    Холст, масло. Русский музей, Санкт-Петербург

    Еще одним известным русским художником, обращавшимся в своем творчестве к былинному эпосу, был Илья Ефимович Репин (1844–1930).
    «Садко» – картина, иллюстрирующая сюжет известной русской былины, написанная в Париже, стала завуалированной реакцией на творчество французских импрессионистов. «Сообщаю Вам, под глубочайшим секретом, – пишет художник В.В. Стасову, – тему будущей моей картины: Садко богатый гость на дне морском; водяной царь показывает ему невест. Картина самая фантастичная, от архитектуры до растений и свиты царя». Прототипом Садко стал В. М. Васнецов, которого Репин пригласил в Париж познакомиться с художественной жизнью Франции. Стремясь к предельной достоверности, художник изучал атласы морского мира, делал зарисовки морской флоры и фауны в Нормандии, совершил поездку в Берлин, где посетил морской аквариум, осматривал Хрустальный дворец в Лондоне. При изображении свиты морского царя художнику помогли впечатления от пышной зрелищности европейских салонов.
    Полотно, впоследствии представленное в Российскую академию художеств, было наполнено различными аллегориями, свидетельствовавшими о патриотизме автора и о его приверженности к традиционной живописной манере. Репин сам дал толкование своей живописной легенде о Садко, попавшем в морское царство. Как новгородский купец выбирает себе в невесты молодую русскую девушку среди иноплеменных красавиц всех других стран, так и сам художник, оказавшийся в чуждой Европе, полон мыслей о родном Отечестве. Репин выставил «Садко» в парижском Салоне 1876 года, но картина успеха не имела, зато принесла автору лавры в России: она была куплена наследником престола, будущим императором Александром III, а Илья Ефимович получил звание академика.

    Иван Билибин. Вольга с дружиной.
    Вариант иллюстрации к былине «Вольга». 1902. Русский музей

    Известен своими художественными иллюстрациями и художник Иван Яковлевич Билибин (1876–1942). В конце 1890-х Билибин параллельно занимался живописью и учился на юриста, но после того, как увидел картину “Богатыри” на первой персональной выставке Васнецова, решительно уехал в деревню и принялся изучать русскую древность.
    Известность Билибину принесли иллюстрации к русским народным сказкам, издававшимся для детей: «Царевна-лягушка» (1901), «Василиса Прекрасная» (1902), «Марья Моревна» (1903).
    За ними последовали иллюстрации к другим сказкам, былинам, а также к сказкам А.С. Пушкина, среди которых выделялись иллюстрации к «Вольге» (1904) и к «Сказке о золотом петушке» (1910).
    В иллюстрациях И.Я. Билибина 1900–1910 годов композиция, как правило, развертывается параллельно плоскости листа. Крупные фигуры предстают в величавых застывших позах. Условное деление пространства на планы и объединение различных точек зрения в одной композиции позволяют сохранить плоскостность. Совершенно исчезает освещение, цвет становится условнее, важную роль приобретает незакрашенная поверхность бумаги, усложняется способ обозначения контурной линии, складывается строгая система штрихов и точек. Именно так написана иллюстрация к былине «Вольга с дружиной».

    Илья Муромец. Иллюстрация Андрея Рябушкина. 1895 год
    Художник Андрей Петрович Рябушкин (1861–1904) в последние годы жизни увлёкся созданием иллюстраций к русским былинам и предложил оригинальный взгляд на русский эпос.
    В графической серии «Русские былинные богатыри» художник представил как классические былинные образы, так и менее известных персонажей – Чурилу Плёнковича и Василия Буслаева. В 1895 году серия была издана книгой (Санкт-Петербург, Книгоиздательство Герман Гоппе) и стала уникальным образцом «социологии» богатырей. Альбом составили 10 рисунков в лист. В книге представлены иллюстрации, на которых изображены все наиболее известные герои русских былин – Святогор, Микула Селянинович, Вольга Всеславович, Владимир “Красное Солнышко” и жена его Апраксия Королевична, Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Чурила Пленкович, Василий Буслаев, Садко (Богатый Новгородский гость).
    Рябушкин стремился придать каждому персонажу как можно больше индивидуальных черт: Садко деловито заложил руки за спину, Вольга Всеславьевич притих в ожидании действий врага, Илья Муромец предстает слегка медлительным силачом. Отсюда и стилистический разнобой серии: Святогор напоминает картины бельгийского символиста Фернана Кнопфа, а Владимир Красное Солнышко с женой – фаюмские портреты.
    в начало страницы

  2. Kajill Ответить

    Главная
    Русские былиныБылина как эпическое произведение
    Былины: путешествие сквозь столетия
    Литературные и ораторские приёмы в былине
    Летопись или сказка
    Былины древнейшего периода
    Былины Киевского цикла
    Былины Владимиро-Суздальского периода
    Былины Новгородского цикла
    Былинные герои в литературе и искусстве XIX-XXI веков
    Словарь старинных слов:

    Ярыжка — пьяница.

    Остросюжетный роман
    Татьяны Латуковой
    ВЕДЬМА В ЛЕСУ
    Былинные герои в литературе и искусстве XIX-XXI веков
    Былины, созданные в далеком прошлом, продолжают сохранять значение в духовной жизни нашего народа. Воплотив в себе величие национального характера народа, они являются одним из средств передачи лучших традиций прошлого от одного поколения к другому. По своей художественной силе былины могут быть поставлены в ряд с величайшими шедеврами словесного искусства. Они продолжают доставлять нам художественное наслаждение и в известном смысле сохраняют значение нормы и недосягаемого образца. Большое воздействие оказали былины на нашу литературу.
    Еще писатели XVIII века обращались к использованию былин. Такие произведения, как пьеса Г. Р. Державина «Добрыня», волшебная опера И.A. Крылова «Илья-богатырь», поэма Н.М. Карамзина «Илья Муромец» и другие произведения, созданы на основе использования русского былинного эпоса.
    Более широкое обращение русских писателей к эпическому творчеству своего народа начинается с XIX века. Трудно назвать хоть одного крупного поэта, который бы в той или иной-мере не испытал на себе воздействие былинного эпоса.
    В.А. Жуковский пишет комическую оперу «Алеша Попович». Образ Руслана в поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» навеян образами русских богатырей. «Песня про купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова — поэтическая обработка народного эпоса, в частности исторической песни о шурине Ивана Грозного Мастрюке (Кастрюле). В героических образах повести «Тарас Бульба» Н. В. Гоголь видел представителей «сказочного русского богатырства». Былинные образы использовал в своей поэме «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасов. Интересовался былинами и обрабатывал их Л. Н. Толстой. М. Горький, вдохновленный образом Василия Буслаева, намеревался написать пьесу, посвященную этому эпическому герою. Число примеров воздействия былин на русскую художественную литературу можно было бы многократно увеличить.
    Русские былины оказали влияние не только на нашу литературу, но и на литературу мировую. Так, многие стихотворения из цикла «Эхо русских песен» крупнейшего чешского поэта первой половины XIX века Ф. Челаковского созданы под воздействием русского былинного творчества. Латышский поэт-классик Я. Райнис посвятил самостоятельную поэму главному русскому богатырю Илье Муромцу.
    Вдохновляли былины и многих композиторов, художников. Достаточно указать на оперу-былину «Садко» Н. А. Римского-Корсакова, на величественную «Богатырскую симфонию» А. П. Бородина, на симфонию «Илья Муромец» Р. М. Глиэра, на оперу «Добрыня Никитич» А. Г. Гречанинова, на изумительные полотна «Tpи богатыря» и «Витязь на распутье» В. М. Васнецова, на картину «Садко» И. E. Репина.
    Заняли большое место былины и в советском киноискусстве. Образ Василия Буслаева в картине «Александр Невский» создан на основе былинного образа. Кинокартины «Садко» и «Илья Муромец» стали классикой советского искусства, образцом для подражания.

  3. VideoAnswer Ответить

  4. VideoAnswer Ответить

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *