Почему идет дождь и дует ветер по окружающему миру 1 класс?

8 ответов на вопрос “Почему идет дождь и дует ветер по окружающему миру 1 класс?”

  1. Saithirdin Ответить

    УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ
    ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ; 1 КЛАСС.
    Тема. «Почему идёт дождь и дует ветер».
    Цели. Расширить и уточнить представление детей о дожде и ветре; объяснить причины их возникновения; раскрыть значение этих явлений для жизни растений, животных и человека; формировать умения определять главную мысль текста; устанавливать связь между предложениями текста; учить составлять предложения на определённую тему.
    Оборудование. Учебник « Мир вокруг нас» (1 кл.), авт. А. А. Плешаков; оборудование для опытов, карточки со словами или диск – презентация и компьютер.
    Ход урока
    Организационный момент
    Сообщение темы первой части урока
    Учитель. Ребята, о чём пойдёт сегодня речь на уроке, вы узнаете, если отгадаете загадку:
    Без пути и без дороги
    Ходит парень длинноногий
    В тучах прячется, во мгле,
    Только ноги на земле.
    Дети. Дождь.
    У. В первой части урока мы будем говорить о дожде.
    III. Работа по теме урока
    У. Послушайте стихотворение Г. Ладонщикова про дождик, которое называется «Ненастье». (ЧИТАЕТ УЧИТЕЛЬ ИЛИ УЧЕНИК)
    Дождик, дождик,
    что ты льёшь?
    Льёшь и дни и ночи.
    Ждали мы тебя, но всё ж
    Надоел ты очень!
    В гнёздах птенчики пищат,
    Плачут окон стёкла,
    Невозможно выйти в сад –
    Вся земля промокла…
    Даже речка в берега
    Стала не вмещаться,
    По оврагам и лугам
    Стала разливаться…
    У. Ребята, какое настроение у вас возникло, когда вы слушали это стихотворение: грустное или весёлое?
    Д. Грустное.
    У. Почему грустное настроение?
    Д. Дождь льёт день и ночь.
    Надоел он.
    – Холодно. В гнёздах пищат птенчики. Земля промокла, нельзя гулять.
    – Речка вышла из берегов, разлилась по лугам и оврагам.
    У. А всегда ли дождь вызывает грустное настроение?
    Д. Нет.
    Дети рассказывают о том, какую пользу приносит дождь: весенний, летний – поливает траву, освежает воздух в жару, осенью – грибная пора…
    У. Ребята, а вы знаете, откуда берётся дождь?
    Д. Он льёт из тучи.
    У. Три дня назад мы с вами налили стакан воды и поставили в тёплое место. Что произошло с водой? Давайте проверим.
    Д. Вода испарилась.
    У. То же происходит и на земной поверхности. Вода испаряется непрерывно и в большом количестве. Она испаряется не только с поверхности рек, озёр, морей и океанов, но и с суши. Много воды испаряется с поверхности почвы, песка, глины, большое количество воды испаряют растения.
    Что же происходит с водой в небе? Высоко в воздухе намного холоднее, чем на поверхности земли. Невидимый пар превращается в капельки воды. Их очень много, и они образуют облако.
    На доску прикрепляется карточка со словом облако.
    – Капельки соединяются, становятся крупнее. Так образуется туча.
    На доске появляется слово туча.
    – Нижний край тучи становится темным от крупных капелек, которые не могут больше держаться в воздухе. Они падают на землю. Это множество падающих капель мы  называем дождём.
    Вывешивается карточка со словом дождь
    – Ребята, посмотрите, как образуются тучи и осадки.
    Учитель показывает опыт.
    ОПЫТ № 1
    Плотно сжать сухой комочек ваты. Затем опустить его в блюдце с водой. Комочек ваты будет разворачиваться и набухать от воды. Осторожно поднять вату (пинцетом) за верхнюю часть над блюдцем. Если воды достаточно, то капли начнут падать в блюдце.
    Учитель поясняет все действия детям :
    – Ребята, представьте, что в руках у меня маленькое облако, оно насыщается водой. Воды набралось очень много. Наше облако превратилось в тучу, капельки не могут удержаться в ней и начинают падать. Идёт дождь.
    – Туча, туча, что несёшь?
    Отвечает туча…
    Д. (хором) Дождь!
    У. Вот так появляется дождь
    Давайте прочитаем слова мудрой черепахи на с. 92.
    Дети читают.
    Что такое туча? Это тёмное, густое облако. Если появились тучи – жди дождя. Капельки воды, из которых состоят тучи, тяжёлые. Они не могут долго держаться в небе и падают на землю. Вот и получается дождь.
    – Что же такое туча?
    Д. Тёмное, густое облако.
    У. Из чего состоят тучи?
    Д. Из тяжёлых капель воды.
    У. Почему они падают на землю и что из них образуется?
    Д. Капельки тяжёлые и не могут долго держаться в небе. Они падают, и образуется дождь.
    IV. Физкультминутка.
    Дождик, дождик,
    Дождик, лей!
    Нам с тобою веселей!
    Не боимся сырости,
    Только лучше вырастем.
    V. Работа по теме (продолжение)
    У. Ребята, а сейчас мы с вами составим сказку о том, почему растения и животные радуются дождю. Рассмотрит рисунок в учебнике на с. 92. Он поможет вам при сочинении.
    Выслушивается сказки составленные учащимися.
    – Понравились ли вам услышанные сказки? Видите дождю рады все. Ребята, а вы знаете, какие бывают дожди?
    Д. Дожди бывают разные: проливные, мелкие, моросящие.
    У. Давайте рассмотрим рисунки с различными видами дождя и соотнесем их с названиями.
    На доске – рисунки с видами дождей: ливень, ситничек, косохлест.
    После того как будет дана характеристика дождю, вывешивается табличка под каждым рисунком (как в учебнике на с.92).
    – Почему так назвали дожди? Прочитайте.
    Д. Ливень, или проливной дождь. Говорят, что дождь льёт как из ведра.
    – Ситничек – мелкий дождь, как из сита.
    – Косой дождь, или косохлёст.
    У. Какие из названных дождей вы наблюдали?
    Отгадайте, о каком дожде идёт речь?
    Всю малину исхлестал,
    Всю черёмуху!
    Наклонил он ветки груш.
    Нужен саду свежий душ,
    Но зачем так сильно лить,
    Набок яблоню валить?
    Д. Ливень.
    У. Правильно.
    Ребята, представьте как неуютно чувствует себя человек, попавший под дождь.
    Можно простудиться и заболеть.
    Но какой бы дождь не шел, он необходим для растений, животных, для пополнения рек, озёр, морей, океанов.
    Давайте сделаем вывод о дожде. Как образуется дождь?
    Д. Сначала образуется густое облако.
    Потом оно превращается в тучу, которая состоит из тяжёлых капель воды.
    Они не могут долго держаться в небе и падают на землю.
    VI.Физкультминутка
    У. Приплыли тучи дождевые.
    Лей дождь, лей!
    Дождинки пляшут,
    как живые.
    Пей рожь, пей!
    А дождик тёплый,
    дождь неугомонный
    Льёт, льёт, льёт!
    VII. Сообщение темы второй части урока
    У. Ребята, а вы не задумывались, кто гонит облака высоко в небе?
    Вспомните, какие сказки рассказывали ребята о дожде.
    Кто же тучку пригнал на лесную полянку?
    Отгадайте загадки.
    О чём они?
    Загадки.
    Бежал по тропке луговой –
    Кивали маки головой,
    Бежал по речке голубой –
    И речка сделалась рябой.
    Летит без крыльев и поёт,
    Прохожих задирает.
    Одним проходу не даёт,
    Других он подгоняет.
    Д. Ветер.
    У. Правильно, ветер. О нём пойдёт речь во второй части нашего урока.
    VIII. Работа по теме урока
    У. Что такое ветер?
    Д. Это движущийся воздух.
    У. А откуда появляется ветер? Почему он дует? Мы узнаем об этом на уроке.
    Учитель показывает опыты.
    ОПЫТ №2.
    У. Сейчас мы с вами «сделаем» ветер. Помашите перед лицом рукой. Что вы чувствуете?
    Д. Ветерок.
    У. А откуда он взялся?
    Д. Мы заставили рукой двигаться  воздух.
    У. Верно, но движение воздуха вы можете не только почувствовать, но и увидеть.
    ОПЫТ №3.
    Учитель приоткрывает дверь класса и опускает к порогу зажженную свечу. Пламя свечи отклоняется внутрь комнаты, так как из коридора движется холодный воздух. Затем учитель медленно поднимает свечу кверху. Пламя отклоняется в сторону коридора. Это из классной комнаты выходит теплый воздух.
    У. Ребята давайте сделаем вывод о том, как движется воздух.
    Д. Тёплый воздух поднимается вверх, он лёгкий. А тяжёлый, холодный воздух устремляется на его место.
    У. А теперь давайте прочитаем в учебнике, что об этом говорит Мудрая Черепаха
    Дети читают текст учебника на с. 93.
    Ветер – это движущийся воздух. Почему же он двигается? Земля в разных местах по–разному нагревается солнцем. От земли нагревается и воздух. Тёплый воздух легче холодного. Он поднимается вверх. А холодный воздух устремляется на его место. Вот и возникает ветер.
    Физкультминутка
    Дует ветер нам в лицо.
    Закачалось деревцо.
    Ветер, тише, тише, тише!
    Деревцо всё выше, выше!
    Работа по теме урока  (продолжение)
    У. Ребята, вы знаете, что ветер может быть другом человека. Но он может быть и врагом. Расскажите, какие несчастья приносит сильный ветер.
    Д. Валит деревья
    – Обрывает провода.
    – Срывает крыши домов.
    У. Но человек воспользовался силой ветра. Ветер приводит в движение ветряные двигатели, которые вращают жернова мельниц, качают воду из колодцев или пруда, вырабатывают электричество.
    Дети рассматривают рисунки в учебнике.
    – Ещё в древности человек научился строить лодки и корабли, и что бы они двигались быстрее, на корабли поставили мачты с парусами.
    Ветер надувал паруса и толкал корабль вперёд.
    Если бы в природе не происходило движение воздуха, то в жарких странах, где нестерпимо печёт солнце, стало бы ещё жарче. В холодных странах ещё холоднее.
    Но ветер переносит тёплый воздух из жарких стран в холодные, а холодный воздух – в  жаркие страны. От этого в жарких странах становится прохладнее, а в холодных – теплее.
    Ветер перегоняет облака с места на место, разносит воду по всей земле.
    Если бы не ветер, то в сухие места не приходили бы тучи и облака. Там не было бы дождей и снега. Пересохли бы реки, ручьи, озёра, колодцы.
    Вот такую помощь оказывает ветер.
    Какой же бывает ветер?
    Выберите слова, с помощью которых можно описать ветер.
    Дети работают со с. 93 учебника.
    Д. Сильный, холодный слабый, порывистый.
    XI. Итог урока
    У. Почему идёт дождь и дует ветер?
    Что интересного вы сегодня узнали, услышали?
    Какие открытия вы для себя сделали?
    Дети отвечают на вопросы.

  2. Lightwood Ответить

    Марина Володина
    Конспект урока по окружающему миру в 1 классе «Почему идёт дождь и дует ветер?»
    Предметная область: окружающий мир, 1 класс 3 четверть.
    Тема урока: Почему идёт дождь, и дует ветер?
    Цель урока: сообщение новых знаний о ветре и о дожде; обобщение, систематизация и закрепление знаний об этих природных явлениях.
    Задачи урока:
    Учебные:
    • расширить, уточнить представление детей о дожде и ветре;
    • объяснить причины их возникновения ;
    • раскрыть значение этих явлений для жизни растений, животных, человека;
    • объяснить причины их возникновения.
    Развивающие:
    • развитие познавательного интереса к предмету;
    • развитие мышления, умения выделять наиболее значимый материал;
    • развивать ораторские и актерские способности, умение общения с аудиторией;
    • показать последствия этих явлений;
    • формирование умения выполнять тест для описания подобных явлений.
    Воспитательные:
    • воспитывать чувство долга, ответственности в охране родной природы;
    • быть внимательным, бдительным и уметь прийти на помощь в любой ситуации.
    Форма проведения урока: решение пробных вопросов, выполнение творческих заданий.
    Форма организации учащихся: индивидуальная, групповая и коллективная.
    Тип урока: урок-исследование.
    Оформление урока: УМК «Школа» России, учебник Плешакова А. А. Базовый учебник: «Окружающий мир» А. А. Плешаков. Учебник для 1 класса начальной школы в 2-х частях, «Рабочая тетрадь А. А. Плешаков для 1 класса начальной школы в 2-х частях, раздаточный материал,компьютер, проектор, экран.
    Планируемый результат: дети должны научиться:
    Объяснять причины возникновения дождя и ветра; рассказывать по рисунку учебника о видах дождя (ливень, косохлёст, ситничек).
    Должны получить возможность научиться: наблюдать за дождём и ветром; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в паре, использовать представленную информацию для получения новых знаний.
    Регулятивные УУД: осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия.
    Познавательные УУД: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о причинах возникновения дождя и его значении для человека, растений и животных; логические – осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.)
    Коммуникативные УУД: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.
    Основные понятия Дождь, ветер, осадки, явления природы.
    Межпредметные связи Литературное чтение
    Ресурсы:
    – основные Компьютер, проектор, презентация, учебник.
    – дополнительные: у учителя – блюдце с водой, вата, свеча, стакан с водой, приготовленный за несколько дней и стоящий в тёплом месте.
    У учащихся – карточки с заданиями, учебник
    Методической особенностью урока, обеспечивающей его эффективность, нетрадиционная форма его проведения – исследование. Исследование оригинально по форме и тем самым включают один из основных мотивов учащихся к изучению предмета – интерес. Кроме этого оно дает возможность рассмотреть изучаемый вопрос решением проблемных ситуаций. Исследование также позволяет разрешить конкретные дидактические задачи. На таком занятии есть прекрасная возможность в нетрадиционной форме обобщить и расширить знания учащихся. Сама подготовка к уроку приобщает учащихся к чтению научно-популярной литературы, поиску и отбору нужной информации, развивает творческие способности.
    ИКТ используется на всех этапах урока как средство наглядности вместе со словом, т. е. словесные и наглядные методы выступают в дидактическом единстве.
    ИКТ использовались также в процессе подготовки к уроку как средство извлечения информации и наглядного материала, для этого использовали Интернет. Наглядный материал оформлен в виде презентации в Рower Poit.

    Ход урока.

    I Оргмомент.
    – В нашем классе все друзья:
    Я,ты,он,она
    Улыбнитесь тем,кто справа,
    Улыбнитесь тем,кто слева,
    Улыбнитесь тем,кто сзади,
    Все мы дружная семья
    II Актуализация знаний
    – Ну а дом всех нас и всего человечества это-…. (Земля)
    -С егодня мы продолжим путешествовать. И, как легкие весенние, облачка полетим в прекрасный и загадочный мир природы.
    -Работать будем в группах. Давайте сначала вспомним правила работы в группах и парах.
    (Дети называют. Вывешивается таблица:
    -У каждого руководителя группы есть белое облачко. А у каждого из вас есть капельки синего и серого цвета. Приклейте серые капельки те,кто считает,что уже все тайны природы вам известны, и вы все знаете.
    Если же считаете,что знаете много, но еще многое предстоить открыть и узнать,приклейте капельку синего цвета.
    Каждый приклеивает по 1 капельке к облаку своей группы.
    (результаты вывешиваются на доске)
    -Какой цвет преобладает? Мы многое уже знаем,но еще больше предстоит узнать.
    -На прошлых уроках мы уже путешествовали. Где?. (В космосе)
    -Обратите внимание на опорные слова на доске:
    Карточки: СОЛНЦЕ, ВЕТЕР, ЛУНА, ЗВЕЗДЫ, ДОЖДЬ
    -Прочитайте слова хором. Разделите их на 2 группы (2 реб. у доски. Карточки: Явления природы и небесные тела)
    – С какими понятиями мы уже знакомы?
    -На этот раз я предлагаю попробовать свои силы в парах.
    -Не забывая правила, возьмите желтый конверт с заданием. Ваша задача наклеить в пустую клетку ту картинку, которая соответствует определению и вспомнить их названия. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
    ВКЛЮЧИТЬ ПРОЕКТОР
    Проверим правильность выполненного задания с помощью экрана.
    -Эксперты сегодня будут… (С каждого ряда по 1 человеку. Они проверяют быстро проходя по рядам.)
    -А кто такие эксперты? В словаре Ожегова,это специалист в какой-то области.
    -Есть ли желающие сообщить что-то новое, о чем прочитали дополнительно? (маленькие сообщения2-3 предложения). Прикрепляю значок ИССЛЕДОВАТЕЛЬ
    -Я предлагаю всем вам сегодня на уроке стать исследователями.
    III.Физминутка
    Глазки видят все вокруг.
    Обведу я ими круг.
    Глазкам видеть все дано.
    Где окно,где ведро.
    Оюведу я ими круг,
    Погляжу на мир вокруг.
    IV. Постановка проблемы и целеполагание
    – Когда глазка исследовали кабинет, заметили ли вы что-нибудь на доске?
    -У нас осталась 2-я группа слов: ДОЖДЬ и ВЕТЕР.
    -Что вы о них знаете? (ответы детей)
    -Догадались о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
    -Сегодня на уроке мы постараемся разобраться: почему же идет дождь и дует ветер (Тема на доске)
    -А для чего нам эти знания? Я начинаю, кто-то продолжает
    УЗНАТЬ,что такое дождь и ветер
    РАЗВИВАТЬ мышление,речь
    УМЕТЬ объяснять эти явления природы
    V. Совместное открытие нового
    – Послушайте,какие строки написала Галина Новицкая
    (3 ребенка рассказывают стихотворение)
    Мокнет ёжик, мокнет птичка,
    Мокнет в поле электричка,
    Мокнут ветки и соседки:
    Не успели до беседки.
    Мокнут зонтики и шляпы,
    Мокнут чьи-то мамы, папы,
    Мокнут лавочки, ограды.
    Лишь лягушки очень рады:
    В лужах скачут, песни пляшут,
    И зеленым флагом машут…
    – Ребята, какое настроение у вас возникло, когда вы слушали это стихотворение, грустное или веселое? (ответы детей)
    – Когда летом идет дождь какое настроение у вас? (ответы детей)
    – А почему веселое? (ответы детей)
    Почему грустное (ответы детей)
    – А какую пользу приносит нам дождь? (ответы детей- поливает)
    – Ребята, а вы знаете, откуда берется дождь (ответы детей- нет)
    – А как дождик попадает на небо в тучу (предложения детей)
    -Каждый думает по-разному, но опыт поможет нам выбрать правильный ответ.
    -Помните, 3 дня назад мы с вами поставили стакан с водой на подоконник,т. к. там тепло. Что же произошло с водой? (Она испарилась)
    -Что значит слова «испарилась»?Вставьте слово6 Испарение-это превращение ….(воды) в (пар)
    Выбераем основные панятия ВОДА-ПАР. На воске прикрепляются картинки
    -Что в природе нагревает воду? (Солнце)
    -Кто самый внимательный: в классе мы каждый день наблюдаем за процессом испарения. Подскажу:это связано с доской
    ФРАГМЕНТ ИЗ ФИЛЬМА ОДОСКЕ И ВЛАЖНОЙ ТРЯПКЕ
    VI. Эксперимент
    -А что происходит дальше мы с вами сформулируем,если проведем следующий эксперимент.
    Работаем в группах. Вспоминаем правила,мы их уже повторяли.
    – Возьмите вату, плотно сожмите её Ребята представьте, что у нас в руках меленькое облако, опустите вату в блюдце. А теперь пинцетом приподнимите за верхний ее край.
    – Ребята что происходит с ватой?
    – Она насыщается водой. Воды набралось очень много. Наше облачко превращается в тучу,
    – Наше туча понимается вверх, капельки не могут удержаться в ней и начинают падать. Идет дождь
    – Туча, туча, что несешь? Отвечает туча….(дети отвечают хором- дождь)
    Вывешивается картинка ТУЧИ и КАПЛИ ДОЖДЯ
    -А теперь я попрашу расставить стрелочки (1 ребенок у доски)
    -У нас с вами получилась схема круговорота воды в природе.
    Давайте проверим. Внимание на экран.
    Показ фрагмента сопровождается рассказом учителя – Да ребята, Солнце согревает воду в океане, в море, в реке, в любой луже.
    – Вода испаряется, превращается в прозрачный пар и поднимается кверху
    Лёгкий пар вместе с тёплым воздухом поднимается от земли всё выше и вышё – на много километров вверх. Там, на высоте, всегда холодно.
    Теплый пар наверху прикасается к холодному воздуху, и из него образуются крохотные, как пыль, капельки воды. Капельки еще очень маленькие и легкие. Холодный воздух тащит их вниз, а теплый воздух опять поднимает их вверх. они танцуют, сливаются вместе, становятся крупнее.
    Их очень-очень много, и все вместе они образуют облако.
    Нижний край тучи становится темным от крупных капелек, которые не могут удержаться в воздухе. Они падают на землю. Это множество падающих капель мы называем дождем.
    Это ребята круговорот воды в природе.
    -Вот так появляется дождь.
    – Как думаете, какие дожди бывают?Страница 36 в учебнике поможет ответить на этот вопрос (ответы детей- очень сильный; мелкий; долгий)
    Дождь бывает очень сильным он называется ливень.
    Включить слайд (Ливень)
    Ливень- это проливной дождь
    Включить слайд (Дождь мелкий)
    Так же бывает Ситничек – мелкий и очень долго идущий дождь
    Включить слайд (Косой дождь)
    Бывает Косой дождь или косохлёст
    – А теперь ребята отдохнем и превратимся в дерево
    VI I РЕЛАКСАЦИОННАЯ ИГРА (физминутка) «Дождь в лесу»
    В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои листочки.
    (руки поднимают вверх)
    Высоко-высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся. Пальчики – листочки танцуют под солнышком. Вдруг подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны.
    (дети раскачивают руками в разные стороны)
    Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются. Ветер принес дождевые тучки, и деревья почувствовали нежные капли дождя. (Дотронься своими пальцами до спины стоящего. Пусть движения будут легкими, как будто дождик стучит ласково.) Дождик стал стучать сильнее, а потом еще чуть сильнее. И деревья стали жалеть друг друга, гладить, защищать от сильных ударов дождя. Но вот опять появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с себя лишние капли дождя и оставили только необходимую влагу. Почувствовали свежесть, бодрость и уверенность.
    -Кто почувствовал прилив сил может присесть.
    -А из-за чего появляется косохлест? (из-за ветра)
    -Что же такое ветер?
    -Тогда я попрошу вас помахать перед лицом рукой. Что вы чувствуете? (ветерок)
    -А откуда он взялся? (заставили рукой двигаться воздух)
    -Как еще мы может почувствовать ветер? (подуть друг на друга)
    Но движение воздуха мы может не только почувствовать, но и увидеть.
    Но этот опыт я проведу сама. Открою одновременно окно и дверь. Шарик взлетит.
    Включить слайд (как возникает ветер)
    Ветер– это движущийся воздух. Земля в разных местах по-разному нагревается солнечными лучами. От земли нагревается и воздух. Теплый воздух легче холодного. Он поднимается вверх. А холодный воздух устремляется на его место. Вот и возникает ветер.
    Карточки в парах. Один у доски
    – А теперь опираясь на ваши наблюдения, выполним задание на карточках, у вас на партах лежат карточки в которых нужно подчеркнуть слова, которыми можно описать ветер. Работать будем в парах.
    Слова: теплый, широкий, сильный, холодный, зеленый, сырой, порывистый, слабый, сладкий
    А сейчас проверим как вы справились (1реб читает слова которые подчеркнул)
    Включить слайд (теплый ветер)
    Ветры на Земле бывают разные. Бывают легкие и теплые, приносящие освежающую прохладу.
    Включить слайд (ураган)
    А бывают сильные и грозные — ураганы, тайфуны и смерчи. Они приносят много разрушений
    Ветер бывает разный. Он способен двигать предметы, а лёгкие даже поднимать и переносить на некоторое расстояние, раздувать паруса, гнуть и ломать деревья и многое другое.
    – Как вы думаете – ветер «мешает» или «помогает» людям?
    Вывод: ветер,как и дождь, может быть и другом и врагом.
    VIII Итоги урока
    – Вернемся к учебной задачи урока
    – Как вы думаете выяснили мы причину возникновения дождя, ветра?
    – Узнали что-то новое?
    Рефлексия: Работа в группах
    – У каждого на парте своя капелька серого и синего цвета. Если вы на этом уроке что-то открыли на уроке,приклейте синюю,если нет-то серую.
    (тучки вывешиваются на доске)
    – Спасибо за урок!

  3. Lemon4ik_YT Ответить

    Цель: расширять знания о дожде и ветре и значении этих явлений для жизни растений, животных и человека
    Планируемые результаты: учащиеся научатся объяснять причины возникновения ветра и дождя
    Оборудование:
    для учителя: проектор, компьютер, презентация, CD-диск, Smard Board – доска, учебник А. А. Плешакова «Окружающий мир» ч.2, рабочая тетрадь  ч.2, MacВook, фен.
    для учащихся: учебник А. А. Плешакова «Окружающий мир» ч.2, рабочая тетрадь  ч.2., цветные карандаши, MacВook.
    Ход урока
    1. Орг. момент
    2. Самоопределение к деятельности
    Вы любите разгадывать загадки? А  тайны?
    Сегодня мы с вами будем раскрывать тайны, которые придумала сама природа.
    Он пришёл, наполнил кадки,
    Поливал усердно грядки,
    С шумом окна промывал,
    На крыльце потанцевал,
    Побродил по крыше вволю
    И ушел по лужам в поле.
    (Дождь)
    Кто не ведает границ?
    Кто летит быстрее птиц?
    Он то грозен, то мятежен,
    То как пух весенний нежен.
    Кто свободней всех на свете?
    Догадались? Это…
    (Ветер)
    – Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке?
    – Желаю всем на сегодняшнем уроке преодолеть новые ступеньки в познании окружающего мира и узнать, почему идет дождь и дует ветер.
    3. Актуализация знаний, постановка проблемы
    – Но прежде вспомним, о чем говорили на прошлом уроке?
    На прошлом уроке  мы с вами совершили  путешествие в космос, на Луну
    – Как вы думаете, может ли на Луне идти дождь?
    – Почему вы так считаете?
    4. Совместное открытие нового
    – Ребята, а вы знаете, откуда берется дождь?
    – И почему дождь идет на Земле? Какие у вас есть предположения?
    – Каждый думает по-разному, но опыт поможет нам выбрать правильный ответ.
    Эксперимент
    – Проведем небольшой эксперимент
    (проведение эксперимента с комментариями, дети активно помогают)
    Брызнем на доску из пульверизатора капельки дождя 2 раза
    (2 лужи)
    (одна высыхает сама по себе, а другую сушим феном)
    – Куда делись капельки воды?
    – Мы видели, как испарялась вода?
    – Какая лужа испарилась быстрее?
    – Почему?
    – А что в природе  нагревает воду?
    5. Моделирование «ОБРАЗОВАНИЕ ДОЖДЯ»  (установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений)
    Давайте посмотрим, как это происходит в природе…
    (дети выходят к доске и находят нужные предметы)
    На доске прикреплен водоем.
    – Понаблюдаем за путешествием  КАПЕЛЬКИ:
    Жила на свете Капелька, как все, кто жил в пруду,
    Не слушалась родителей:
    “Куда хочу – пойду!”
    С подружками резвиться могла хоть целый день,
    Смеяться и кружиться ей никогда не лень.
    Могла поплыть налево, направо плыть могла,
    Могла подпрыгнуть смело – подумаешь, дела!
    Она подпрыгнула смелей, ей Солнце луч дало.
    “Давай же, Капелька, смелей, смотри, как тут светло!”
    И что же с Капелькой стряслось?
    Лишь только пар взлетел.
    Весь пар на облако присел, зашёл в прохладный зал,
    И кто хотел, кто не хотел – водою снова стал.
    Тут грозный Гром как зарычит на Солнца яркий луч,
    И Ветер вдруг как засвистит:
    “Я тоже, мол, могуч!”
    И хлынул дождик проливной, всю землю окропил.
    И вот поток уже речной все капли подхватил.
    И наша Капля среди всех к пруду плывет скорей,
    И слышен Капли звонкий смех среди лугов, полей.
    6. РЕЛАКСАЦИОННАЯ ИГРА (физминутка) «Дождь в лесу» 
    В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои листочки.
    (руки поднимают вверх)
    Высоко-высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся. Пальчики – листочки танцуют под солнышком. Вдруг подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны.
    (дети раскачивают руками в разные стороны)
    Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются. Ветер принес дождевые тучки, и деревья почувствовали нежные капли дождя. (Дотронься своими пальцами до спины стоящего. Пусть движения будут легкими, как будто дождик стучит ласково.) Дождик стал стучать сильнее, а потом еще чуть сильнее. И деревья стали жалеть друг друга, гладить, защищать от сильных ударов дождя. Но вот опять появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с себя лишние капли дождя и оставили только необходимую влагу. Почувствовали свежесть, бодрость и уверенность.
    – Почему растения  радуются дождику? Ответы детей…
    7. Практическая работа MacBoоk
    – Представьте, что вы художники. Вам нужно нарисовать дождь. Подумайте, как может выглядеть «весёлый» дождик? «грустный» дождик? Нарисуйте.
    Как передать «настроение» дождика, вы решаете сами. Например, можно изобразить веселый дождик в виде округлых капель с веселыми личиками, а грустный – в виде вытянутых капель с грустными личиками.
    Задание представляет собой логическую задачу: в первом сюжете прямой дождь указывает на отсутствие ветра, а деревце – на его наличие; в двух других сюжетах ветер одновременно дует в противоположные стороны, что невозможно; эти «ошибки» и должны обнаружить дети. Для наглядности они могут стрелками показать направление ветра в каждом случае.
    – Так почему же идет дождь?
    (высказывание детей)  
    – Узнать, какие бывают дожди, нам поможет «волшебная» Smard Board –доска.
    – Ребята, откуда появляется ветер? Почему он дует?
    (свободные высказывания детей).
    8. Практические действия 
    – Помашите перед лицом рукой. Что вы чувствуете?
    Ветерок.
    А откуда он взялся?
    – Мы заставили рукой двигаться воздух.
    Верно, но движение воздуха вы можете не только почувствовать, но и увидеть.
    Опыт
    Если в помещении открыть одновременно и окно и дверь, то возникает сильное движение воздуха (сквозняк)
    Ветер – это движущийся воздух. Почему же он движется? Земля в разных местах по-разному нагревается солнцем. От земли нагревается и воздух. Теплый воздух легче холодного. Он поднимается вверх. А холодный воздух устремляется на его место. Вот и возникает ветер.
    – Зачем нужен ветер на Земле?
    (высказывание детей)
    – Как вы думаете, ветры все одинаковые?
    – Ветер бывает разный. Он способен двигать предметы, а лёгкие даже поднимать и переносить на некоторое расстояние, раздувать паруса, гнуть и ломать деревья и многое другое.
    – Вы знаете, что ветер может быть не только другом человека. Но он может быть и врагом. Расскажите, какие несчастья приносит сильный ветер.
    – Как вы думаете – ветер «мешает» или «помогает» людям?
    – А может ли человек создать искусственный ветер? Подумайте? (вентилятор, сквозняк, веер)
    Вывод:
    – Что мы можем сказать о ветре? Какой мы можем сделать вывод?
     Ветер может быть и другом, и врагом человека. Это явление природы изучается, чтобы можно было использовать силу ветра для полезных дел и предупредить людей о приближающейся опасности.
    9. Подведение итогов урока
    10. Рефлексия
    Кто считает, что поднялся на следующую ступеньку в познании окружающего мира, кому было интересно на уроке – прикрепите на небо солнышко, а кому не очень – тучку.
    Все молодцы! Спасибо за урок.
    12.03.2014

  4. VideoAnswer Ответить

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *